Ложный синдром заниженной самооценки — психология

Читать

© Козлов Н. И., текст, 2014

© ООО «Издательство «Эксмо», 2014

* * *

Все, во что мы по-настоящему вкладываем душу, становится нашим любимым. Эта энциклопедия потребовала от меня полной самоотдачи и стала моим любимым ребенком, тем более что работа над ней была радостью: я уже знал, насколько этот труд необходим.

Энциклопедия родилась из «Психологоса» – интернет-портала, систематизирующего весь объем знаний, подходов и вопросов практической психологии.

Без всякой раскрутки «Психологос» за несколько лет оказался одним из самых популярных и востребованных психологических ресурсов в Интернете, и каждый день ко мне приходили и приходят письма с благодарностью за эту работу.

От меня здесь – ответная благодарность: автору важно понимать, что его труд людям нужен.

«Психологос» я когда-то начал писать для себя, поскольку огромный массив информации, упражнений и тренингов требовал систематизации, а вики-движок оказался очень удобным. Были надежды на то, что труд станет коллективным.

Но они не оправдались: коллеги щедро делились когда энтузиазмом, когда критикой и сомнениями, но собственные статьи предоставляли редко, честно признаваясь: «Покритиковать – с удовольствием, а вот писать что-то систематично и в позитиве – тяжеловато, да и ответственность слишком велика».

Тем не менее без поддержки моих друзей, коллег и соратников эта книга едва ли была бы возможна. Моя любовь, признательность и благодарность – Александру Гамалееву, Павлу Зыгмантовичу, Тимуру Владимировичу Гагину, Игорю Олеговичу Вагину, Ольге Паратновой, Лиле Тришкиной, Елене Прокофьевой, и самой мудрой женщине на свете – моей любимой жене Марине Смирновой.

Создавая энциклопедию, я искренне старался быть максимально объективным, мои коллеги также приложили к этому все силы, но делать вид, что данная книга не несет отпечаток авторского взгляда, невозможно. Это не энциклопедия вообще, это видение современной психологии с точки зрения синтон-подхода.

Притом что в этой традиции сотни моих коллег и я работали уже по крайней мере два десятка лет, мы долго не давали ей названия: нам казалось, что это не какой-то особенный подход, а просто здравый смысл.

Однако работа над энциклопедией показала необходимость оформления этого подхода как самостоятельного направления, отличного от гештальттерапии, НЛП, психоанализа и других современных течений практической психологии.

Сегодня можно утверждать, что синтон-подход – центральное направление российской практической психологии.

Именно в рамках и на базе синтон-подхода в последние десятилетия производились наиболее серьезные научные исследования результатов тренинговой практики, было воспитано большинство лучших ведущих личностных тренингов России, сформировалось несколько десятков самостоятельных тренинговых школ.

Синтон-подход в настоящее время показывает самую высокую результативность в области личностных тренингов и успешно применяется в консультативной практике.

Важно, что синтон-подход – это очевидно интегративное психологическое направление, построенное на базе самостоятельных отечественных разработок, в первую очередь на базе культурно-исторической теории Л. С. Выготского, включающее в себя достижения большинства современных психологических подходов. Сегодня, когда так актуально объединение усилий психологов-практиков всех направлений, синтон-подход может выступить основой для него.

Жизнь подталкивает нас, психологов, к сотрудничеству. Наша задача – создать общую систему, в которой следующие за нами профессионалы будут работать еще качественнее. Только вместе, объединяя усилия, мы сможем адекватно отозваться на запросы жизни, сможем сделать то, чего ждут от психологов люди.

Сегодня ситуация в сфере практической психологии более всего напоминает феодальную раздробленность Древней Руси: множество изолированных княжеств (психологических школ), не понимающих и не желающих понимать друг друга.

Мы прочувствовали это при формировании энциклопедии в полной мере. Когда читаешь статьи разных авторов, кажется, что каждый автор логичен, – только до тех пор, пока эти работы не положишь рядом и не попробуешь их объединить. Не объединяются.

Все трещит и ползет, поскольку у каждого психолога своя терминология. В статьях присутствовала иллюзия логики, поскольку понятия были не определены и использовались произвольно, поворачиваясь удобным боком в удобном контексте.

Так работают фокусники, но так не может быть построена наука. Наука начинается с определения понятий, с четкого понимания того, о чем мы говорим.

Во всех статьях, где говорится о чувствах, слово «чувство» может иметь только один смысл и одно определение, и если автор утверждает, что чувства о нас заботятся, это должно относиться и к чувствам ужаса, отчаяния и кошмара. Если мы в одном месте пишем, что каждый человек является личностью, а в другом – «личностью не рождаются, личностью становятся», то очевидно, что это два разных понимания личности и они должны быть разведены.

Работа над энциклопедией показала и доказала необходимость сотрудничества. Каждый из нас начнет работать качественнее только тогда, когда мы, психологи, начнем сотрудничать. Врачи поняли это раньше нас, и специалисты, работающие над одной проблематикой, непременно контактируют друг с другом.

Окулисту, например, не обязательно сотрудничать с хирургом, но хирурги заботятся, чтобы удачные находки одного могли обогатить работу всех. В психологии, к сожалению, до сих пор царит феодальная раздробленность, где чуть ли не каждый психолог работает в своем собственном стиле, отмежевываясь от коллег.

Однако если они не будут искать сотрудничества, то не создадут направление. Если последователи одного направления будут отгораживаться от коллег другого направления, мы еще долго не создадим единую систему. Великолепно работать самому – мало.

Наша задача – создать общую систему, в которой следующие за нами профессионалы будут работать еще качественнее.

Жизнь подталкивает нас к сотрудничеству, и сейчас – хорошее время. Сегодня у практиков появился интерес к теории, а академическая психология начинает поворачиваться лицом к практике.

Только вместе, объединяя усилия, мы сможем адекватно отозваться на запросы жизни, сможем сделать то, чего ждут от психологов люди.

Синтон-подход – подход сотрудничества, он открыт для всех психологов-практиков с научным мировоззрением.

Хочется верить, что энциклопедия окажется востребованной в вузовских курсах практической психологии, станет учебной базой для начинающих практикующих психологов и понятийным стандартом для профессионалов.

Психология человека – внутренние особенности, отличающие одного человека от другого. У каждого из нас есть свои особенности: разный объем памяти и разная скорость реакции, с детства мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают, с возрастом у всех нас меняются ценности и интересы.

В психологию человека включают его способности, навыки, умения, в том числе управление своими эмоциями, его мировосприятие, установки и убеждения, его Я-образ, его цели и ценности, характер и темперамент, потребности и чувства.

«Снизу» психология человека определяется генетикой человека, строением и рисунком его тела, «сверху» – общественным окружением, в котором человек социализируется, откуда он берет образцы поведения, которое его так или иначе строит и воспитывает.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=564672&p=26

Психологос. Энциклопедия практической психологии

Когда говорят о высокой самооценке, почти всегда имеют в виду самооценку личностную, а не конкретно-ситуативную.

Это высокая оценка человеком своих качеств, возможностей и достоинств, уверенность, что неудачи скорее случайны и связаны с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств, только здесь и сегодня, а успех закономерен и определяется собственными качествами человека, его способностью самостоятельно решать трудные задачи.

Обычно высокая самооценка сопровождает успешных людей – и отражая их реальные достижения, и помогая им в новых успехах.

Однако высокая самооценка игромана, верящего в свой будущий успех и убежденного, что его проигрыши раз за разом – лишь досадные случайности, – большая беда и для него самого, и для его близких.

Существует тонкая грань между высокой самооценкой как источником силы и ее превращением в «розовые очки», делающие человека неадекватным.

Людей с низкой самооценкой обычно не уважают, ими трудно восхищаться, их редко любят, но часто используют.

Девушки обычно выбирают себе в подруги не самых ярких и не самых уверенных в себе людей, чтобы на их фоне выглядеть интереснее.

Низкая самооценка чаще сопровождает людей малоуспешных, но только в ситуации, когда им приходится полагаться исключительно на свои силы.

Маленькие дети часто трусят, когда одни, и действуют вполне уверенно и смело, когда мама рядом, – мама поможет! Верующий православный может иметь весьма низкую самооценку и быть при этом вполне адекватным, успешным и состоявшимся человеком. Что придает ему силы? Вера в Бога, в его помощь и заступничество.

Низкая самооценка может отражать реальность, а может быть и тем, что человек про себя придумал, результатом неадекватного занижения своих качеств и возможностей, «комплексом неполноценности».

Эти последние чаще встречаются в подростковый период, когда и парни, и девушки переживают (комплексуют) по поводу своей внешности, роста, веса, речи, одежды и еще чего угодно.

Впрочем, человек, долго переживающий по поводу своего комплекса неполноценности, обычно снижает личностный уровень, и через некоторое время низкая оценка его качеств, возможностей и достоинств оказывается вполне адекватной.

«Доктор, у меня комплекс неполноценности! – Ну что вы, у вас не комплекс неполноценности, у вас настоящая неполноценность!»

Ложный синдром заниженной самооценки

Низкая (заниженная) самооценка – житейское именование комплекса Жертвы, используемое для объяснения своего или чужого не вполне адекватного поведения.

Сказать: «У меня комплекс Жертвы», – обидно, а выражение «У меня заниженная самооценка» пристойно и благозвучно.

То, что часто принимают за низкую (заниженную) самооценку и почетно величают синдромом заниженной самооценки, на самом деле может быть, напротив, самооценкой завышенной. Дело в том, что эта последняя вместе со склонностью к позиции Жертвы создает иллюзию низкой самооценки.

Если молодой человек якобы с заниженной оценкой страдает: «Красивые девушки на меня не обращают внимания, а некрасивые мне не нравятся», – какая же это заниженная самооценка? Как же нужно себя ценить, чтобы рассчитывать на внимание самых хорошеньких девушек, объективно не имея на это никаких оснований?! Низкая самооценка подтолкнула бы к тому, чтобы влюбляться только в некрасивых, потому что «Разве красивые – мой уровень?». Адекватная самооценка подсказала бы: «На таких прекрасных девушек я пока не тяну, соответственно, мой уровень – вот эти, попроще». А если человек полагает, что красавицы как раз его уровень, и страдает, что они не отвечают ему взаимностью, это не заниженная, а завышенная самооценка.

Людей с действительно низкой самооценкой мало. Но много тех, кто привык жить в позиции Жертвы. Якобы заниженная самооценка таких людей – не более чем отговорка и защита от претензий: «Да, у меня ничего не вышло, а чего вы от меня хотели? Я же невезучий несчастный человек со слабой волей и трудным характером!»

Когда такая позиция становится привычкой, у человека появляется научно обоснованная причина не работать, названная умным словосочетанием «синдром заниженной самооценки». Теперь у него есть повод побродить по поликлиникам, пожаловаться родным, пострадать в одиночестве: «Ах, если бы не заниженная самооценка…»

Как формируется личностная самооценка

Ребенок может еще не осознавать себя как личность, а какой он, «хороший» или «плохой», от окружающих он слышит постоянно. Сначала он привыкает это повторять, а потом подбирать, что, когда и зачем ему о себе думать. То или иное его отношение к себе обычно активно подкрепляется взрослыми.

Сережа поел кашки, мама спрашивает: «Какой у нас Сережа?» – «Сережа хороший!» – отвечает ей довольный ребенок, а она подкрепляет этот его ответ светлой улыбкой.

Сережа ударил сестру, бабушка глядит ему в глаза и внушает: «Ты злой, ты плохой драчун, за что ты так ненавидишь сестренку?» Внушение обычно продолжается до тех пор, пока ребенок не изобразит виноватый вид.

Самооценка ребенка «Я хороший» обычно формируется при доброжелательной общей оценке личности и при беспристрастном и требовательном анализе его конкретных ошибочных действий.

Читайте также:  Как развивать свое хочу и начинать хотеть то, что нужно? - психология

Если же ребенок растет под градом негативных внушений, слыша постоянную критику, недовольство и не чувствуя поддержки, ему легко усвоить формулу «Я плохой».

«Растяпа, неряха, лгунишка, трус, тупица» – вот далеко не полный перечень ярлыков, которые программируют низкую самооценку.

Однако чаще самооценка – не результат внушений активных взрослых пассивному ребенку, а его собственный выбор, с помощью которого он решает свои задачи.

Сыграть беспомощность, изобразить дурачка, разрешить себе страх и растерянность – дело для творческого юного человека нехитрое, а выгод много.

Поверив несчастным глазам бедного ребенка, взрослые когда-то просто отстанут, а когда-то еще и сделают всё за него: завяжут ему шнурки, решат задачу.

Нет низкой самооценки как таковой, есть выбор позиции Жертвы и привычка жить в ней, а так называемая самооценка есть продукт игры двух сторон – активного ребенка и активных взрослых.

А кто кого в ней переиграет… Если ребенок с младенчества приучился убежденно ныть: «Я боюсь, я не могу», – только чудо и супервоспитатель переключат его на другую программу.

С другой стороны, если человек родился с уверенностью, с программой «Я могу!», то трудно подобрать условия, чтобы ее поломать: «Нас дерут, а мы крепчаем!», «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее!»

Источник: http://ogrik2.ru/b/nikolaj-ivanovich-kozlov/psihologos-enciklopediya-prakticheskoj-psihologii/27256/vysokaya-i-nizkaya-samoocenka/25

Зависимость и низкая самооценка

От того, как люди сами себя оценивают, напрямую зависит то, как они проживают свою жизнь. Людям с низкой самооценкой стоит огромных усилий пробиться к успеху и счастью, главным образом потому, что они сами не чувствуют себя достойными этого.

Недостаток самоценности влияет на каждую область жизни, особенно на взаимоотношения с другими людьми. Люди с низкой самооценкой часто злоупотребляют алкоголем или наркотиками, так как это предлагает временное решение проблем, но в перспективе это оборачивается лишь страданиями и зависимостью.

Определение самооценки

Самооценка — это термин, который используется в психологии для описания того, как человек оценивает важность и ценность собственной личности. Её можно также описать как общую уверенность и удовлетворенность своей жизнью. Термины «самооценка» и «само-ценность» обычно используются как синонимы; хотя самооценка — это, как правило, более устойчивое и прочное ощущение, чем чувство самоценности.

Причины низкой самооценки

Вот некоторые из наиболее распространенных причин низкой самооценки:

  • Если человек пострадал от жестокого обращения в детстве, это может серьезно повлиять на то, как он будет относиться к себе в дальнейшем. Детям не хватает знаний и опыта, чтобы разобраться в ситуации, поэтому они, в конечном итоге, обвиняют во всем себя. И тогда чувство, что с ними что-то не так, остается и переходит с ними во взрослую жизнь. Физическое, эмоциональное или сексуальное насилие может оказать долгосрочное воздействие на чувство собственного достоинства ребенка.
  • Если родители не дают ребенку почувствовать свою ценность и важность, у него развивается низкая самооценка. Часто проблемой становится не то, что родители сказали, а то, чего они не сказали. Дети очень чувствительны к окружающему миру и очень нуждаются в заботе. Если молодые люди считают, что они не соответствуют стандартам своих родителей, то, скорее всего, они не будут ощущать себя ценными.
  • Чрезмерная критика при взрослении оставляет психологические шрамы. Люди, которым все время говорят, что они неудачники, со временем начинают в это верить.
  • То, как люди общаются со своими сверстниками, также важно для самооценки. Одна из наиболее важных функций группы сверстников — обратная связь . Отрицательная обратная связь может оставить глубокие шрамы в душе подростка.
  • Став жертвой расизма или предрассудков, человек, как правило, меняет взгляд на себя.
  • У тех, кто испытывает проблемы, связанные с внешностью, легко развивается чувство низкой самооценки. В современном мире слишком много внимания уделяется физической красоте и средства массовой информации в значительной степени ответственны за эту одержимость. Ощущение собственной непривлекательности ведет к низкой самооценке.
  • Когда людям не удается вписаться ни в одну компанию, это негативно влияет на самооценку. Отсутствие чувства общности с другими особенно распространено среди тех, кто не ощущает собственной ценности.


Проблемы низкой самооценки

Те, кто имеет дело с низкой самооценкой, могут столкнуться со следующими проблемами:

  • Неспособность ценить себя ведет к неспособности позаботиться о себе. Человек не видит смысла прилагать особых усилий для того, чтобы заботиться о своем теле и душе и, с высокой вероятностью, пострадает от плохого физического и душевного здоровья. Низкая самооценка может даже стать причиной преждевременной смерти.
  • Отсутствие веры в себя ограничивает потенциал. Человек может не захотеть прилагать необходимые усилия для достижения мечты, потому что не верит, что это принесет результаты. Такие люди убеждены в том, что посредственность — это все, чего они заслуживают.
  • Люди с низкой самооценкой часто обращаются к алкоголю или наркотикам как к способу уйти от собственных проблем.
  • И они чаще других оказываются в отношениях, в которых есть ментальное или физическое насилие, так как чувствуют, что такие отношения — все, чего они заслуживают.
  • Когда люди не ценят себя, они с легкостью поддаются давлению и влиянию со стороны других. Многие люди, которые попадают в опасные культы, страдают от низкой самооценки.
  • Таким людям может быть сложно доверять другим. Они полагают, что любой, кто пытается им помочь, имеет скрытые мотивы. Либо они уходят в другую крайность и чересчур доверяют недостойным людям.
  • Эти люди крайне не уверены в отношениях. Тем, кто не ценит себя, им трудно поверить, что другие люди могут их ценить.


Симптомы низкой самооценки

Человека с низкой самооценкой видно по поведению. Вот некоторые из симптомов:

  • Страхе перемен и неопределенности. Такой человек не желает брать на себя риски, необходимые для достижения успеха в жизни.
  • Склонность считать, что другие люди плохо о них думают. Чаще всего, это предположение оказывается неверным.
  • Люди с низкой самооценкой склонны видеть все в черно-белом цвете. Все либо правильно, либо неправильно. Этот принцип мышления сомнителен, потому что в жизни достаточно областей и серого цвета. Такой жесткий образ мышления ведет к невежеству, нетерпимости и к общему ощущению несчастья.
  • Принижение своих достоинств. Немного самоиронии – это очаровательно, но некоторые люди не могут сказать о самих себе ничего хорошего.
  • Когда у людей низкая самооценка, они всегда с подозрением относятся к мотивам других людей.
  • Завышенные ожидания от других людей, за которыми следует разочарование и чувство, что их подвели, их расстраивают. Часто может показаться, что люди с низкой самооценкой ожидают слишком многого от других и слишком мало от себя.
  • Низкая самооценка приводит к ревности в отношениях.
  • Такие люди даже если чего-то достигают, все равно чувствуют себя неудовлетворенными.
  • Они не очень любят комплименты и сомневаются в искренности тех, кто их делает.
  • Этим людям может быть нужна постоянная забота, что может оказать давление на их отношения. Они также склонны выбирать для себя неподходящих партнеров.

Зависимость и низкая самооценка

Низкая самооценка — одна из характеристик зависимой личности. Когда люди начинают употреблять алкоголь или наркотики, это повышает их уверенность в себе, озабоченность тем, что о них думают другие, снижается. И человек начинает полагаться на психоактивные вещества, чтобы хоть как-то справляться с жизнью.

С появлением зависимости жизнь человека стремительно разрушается, так как теперь его самооценка находится на рекордно низком уровне. В Анонимных Алкоголиках подобную ситуацию так: «Алкоголь дал мне крылья, но потом забрал небо». При этом низкая самооценка продолжает удерживать людей в ловушке зависимости.

Несовершеннолетние дети, злоупотребляющие наркотиками и низкая самооценка

Дети с низкой самооценкой гораздо чаще злоупотребляют алкоголем или наркотиками. Они более склонны поддаваться давлению сверстников, и вряд ли останутся в cтороне, когда их друзья начнут экспериментировать с алкоголем или наркотиками. Идея ухода от реальности для них более привлекательна, потому что так они  смогут убежать от самих себя.


Как повысить самооценку

Вот список, который поможет вам повысить самооценку:

  • Осознавание внутренних мыслей. «Ментальная болтовня» в голове часто является реальным источником проблемы. Практика медитации осознанности (Mindfulness) поможет разобраться, что происходит с моделью мышления. Когда проблема идентифицирована, справиться с ней намного легче. Попробуйте «медитацию любви и доброты» — это отличный способ повысить самооценку!
  • Крайне важно научиться бросать вызов своему неправильному мышлению. Например, если вы вдруг решили, что не нравитесь какому-то человеку, необходимо беспристрастно изучить ситуацию и понять, есть ли этому объективное подтверждение. Если у вас нет способности читать мысли, вы не сможете узнать, что думают о вас другие люди. Нет смысла вечно предполагать, что другие все время думают о вас и непременно плохо.
  • Помощь другим людям – вот замечательный способ укрепить самооценку. Это помогает человеку почувствовать себя нужным, а также означает, что он меньше времени потратит на осуждение самого себя.
  • Заменить свои негативные шаблоны мышления можно с помощью более позитивных способов взаимодействия с миром. В этом очень помогает ведение «Дневника благодарности» и фокусировка на позитивных моментах жизни. Важно подвергать сомнению любые заявления, начинающиеся с «Я должен», которые возникают в голове. Обычно это просто средство заставить себя почувствовать вину за то, чего они не делают.
  • Научиться принимать факт, что другие люди могут совершать ошибки, поможет человеку принять и собственные недостатки. Никто не идеален. Каждый из нас достаточно хорош. Расслабьтесь и живите счастливо и трезво! Источник: http://nondrinker.ru/zavisimost-i-nizkaya-samootsenka/

    Низкая самооценка и способы борьбы с неуверенностью в себе

    Эмоциональные расстройства29.11.20174182807 мин.Заниженная самооценка – довольно распространенная психологическая проблема, которой страдают около 40% населения, и часто это расстройство происходит из детства. Психика ребенка очень неустойчива и давление родителей, раздор в семье могут вызывать нарушение адаптации, что начинает проявляться при взрослении.Неспособность правильно оценить ситуацию способствует развитию психологической нестабильности, возникающей в моменты стресса. Неуверенность, скованность и непонимание происходящего нарушают привычный образ жизни. Если заниженная самооценка перерастает в серьезную проблему, специалисты рекомендуют не откладывать визит к врачу.Заниженная самооценка или неуверенность в себе – состояние человеческой психики, проявляющееся повышенной критичностью, постоянным недовольством собой и комплексом неполноценности.Неуверенность в себе не оставляет шансов для нормальной жизни. Будущее пугает таких людей и не позволяет реализовать свои планы в жизнь.Психологи выделяют факторы, приводящие к возникновению заниженной самооценки:

    • Мы рекомендуем!Высохшая Степаненко выложила рацион для пенсионеров: чтобы сжигать по 7 кг в неделю, пейте густой…
    • Психологические травмы детства. Родители, подвергая критике ребенка, навязывают критерии поведения, которым он должен соответствовать. Когда малыш еще не сформирован психологически, он копирует действия взрослых. Если родители наказывали ребенка в детстве за любое непослушание, то во взрослой жизни человек будет замечать у себя только недостатки и нередко принижать свои достоинства.
    • Чрезмерная восприимчивость к критике окружающих. Подорвать веру в себя может мнение со стороны, поэтому всегда нужно адекватно оценивать критику в свою сторону, делать определенные выводы, но не воспринимать близко к сердцу.
    • Патологическое стремление к совершенству. Это еще одна проблема из детства. Когда родители сравнивают своих детей с чужими, ставя их в пример, ребенок пытается быть лучшим во всем, ожидая похвалы. Эти комплексы становятся проблемой, когда человек, уже будучи взрослым, делает все, чтобы заполучить внимание сторонних людей, но это не приносит облегчения, а лишь усугубляет ситуацию.
    • Страх перед неудачами. Потерпев фиаско, человек теряет уверенность в себе. Провал воспринимается больнее, и сомнения затмевают веру в успех.
    • Угрызения совести. Постоянное самообвинение приводит к полному одиночеству.

    Подобному расстройству личности подвержены все возрастные группы и проявления в каждом случае разные. Все зависит от пережитых ситуаций, стресса и восприимчивости нервной системы к внешним раздражителям, способности адаптироваться к различным ситуациям.

    Заниженная самооценка у женщины сказывается на ее отношении с партнером и друзьями. Такое состояние приводит к проблемам не только в личной жизни, но и в работе. Специалисты выделяют критерии, по которым можно распознать неуверенную в себе женщину:

    • Ревность. Девушка постоянно ищет подвох в отношениях с партнером. Она недоверчива, полна сомнений и закрыта для мужчин.
    • Жизнь по примеру своих родителей. Такая женщина никогда не решится вступить в брак, так как испытывает страх, который знаком с детства из-за плохих отношений между матерью и отцом.
    • Одержимость сильным полом и нереальные мечты. Завышенные требования, которые предъявляются мужчине, порой неоправданны, так как в своих представлениях женщина ищет идеального спутника, а в результате получает несчастную жизнь и низкую самооценку.
    • Бесконечные жалобы и недовольство жизнью. Невозможность угодить и постоянные обиды ставят женщину в тупик от собственного наплыва негативных эмоций.
    • Перфекционизм – постоянное желание быть лучше других как в работе, так и в отношениях с людьми, в семье. Такие стремления и зацикленность на мелочах мешают человеку понять свое главное предназначение.

    Как можно распознать мужчину, который имеет признаки пониженной самооценки:

    • Отсутствие инициативы. Когда индивид не решается сделать шаг навстречу, он испытывает чувство зажатости и стеснения. Низкая самооценка сильно подрывает авторитет и ставит в невыгодное положение по сравнению с уверенными мужчинами.
    • Зависимость от мнения окружающих. Отсутствие собственной значимости, недоверчивость, скептицизм по отношению к себе подталкивают мужчину жить чужой жизнью.
    • Проблемы профессионального уровня. Мужчина – добытчик в семье, но когда ничего не складывается на работе из-за неуверенности в собственных силах, то такая ситуация может привести к развитию депрессии.
    • Двуличие в общении. Бесконечные извинения, чувство вины и преувеличение своих возможностей выдают в разговоре скованного человека, с которым неприятно вести беседу.
    • Усталость от жизни. Частые стрессы, неурядицы в семье подрывают уверенность мужчины.

    Признаки низкой самооценки у детей:

    • Принимают все близко к сердцу. Это может быть критика, похвала или любое слово, на которое ребенок остро реагирует.
    • Частая смена настроения. Вначале малыш смеется, потом плачет, может спокойно разговаривать, а затем резко закричать.
    • Чувство скованности в присутствии незнакомых людей. Когда чужой человек начинает беседу или пытается что-то спросить, малыш уходит, боится и теряет зрительный контакт. Неуверенность порождает недоверие и враждебность к собеседнику.
    • Привычная зона комфорта. Низкая самооценка не позволяет выйти из сложившегося состояния жизни ребенка и подталкивает к привычным действиям, которые не меняются годами.

    У каждого в жизни происходят моменты, которые могут вселять неуверенность в себе, но психика сложена так, что человек со временем адаптируется ко всему. Срыв адаптации – это уже серьезная психологическая преграда, с которой нужно бороться, порой даже с помощью медикаментов. Основные принципы повышения самооценки:

    1. 1. Необходимо оценить все достоинства и недостатки. Важно выделить положительные черты характера, которые помогут найти любимое дело и построить карьеру. Достижение успехов способствует обретению уверенности в собственных силах.
    2. 2. Важно выходить за рамки привычной жизни, расширять круг общения и бороться с робостью. Для этого существует множество занятий, которые могут стать приятным хобби. Изучение языков в группах по несколько человек помогает преодолеть страх выступать перед аудиторией.
    3. 3. Чтобы преодолеть неуверенность в собственных силах, нужно полюбить себя и принять все свои качества. Устраивать праздники, походы в салон красоты, на массаж, в бассейн. Это поможет расслабиться, зарядит тело здоровьем, а разум – уверенностью.
    4. 4. Многие оказываются не в состоянии справиться с проблемой в одиночку. В таких ситуациях следует обращаться за помощью к врачу. Сеансы психотерапии помогают установить причину отклонения и искоренить ее, но важно быть готовым к тому, что такая терапия может занять продолжительное время.

    Симптомы пониженной самооценки у ребенка являются тревожным знаком, который нельзя игнорировать в надежде, что все пройдет само собой.

    https://www.youtube.com/watch?v=6znz3Zh-bdE

    Уверенность ребенка в себе формируют прежде всего родители и правильное воспитание:

    1. 1. Нужно перестать сравнивать своего ребенка с другими детьми, принимая его отдельной личностью со своими достоинствами и недостатками.
    2. 2. Следует ценить и хвалить детей за их положительные качества. Психология у каждого разная, поэтому не нужно пытаться заставлять ребенка делать то, что ему не нравится. Порой родители пытаются через детей реализовать свои несбывшиеся мечты.
    3. 3. Необходимо доверять и поддерживать своих детей. Похвала повышает уверенность в себе, а также помогает ощутить малышу свою значимость в семье.
    4. 4. Нельзя переусердствовать с критикой в сторону детей и осуждать ребенка, нужно критиковать именно его действия.
    5. 5. Детям необходимо иметь право выбора. Предлагая занятия в секциях, увлечения, одежду, не нужно навязывать свое мнение. Ребенок должен выбирать и не бояться высказывать свои пожелания, это поможет сформироваться ему как личности.
    6. 6. Поощрение является хорошим стимулом для детей при выполнении различных заданий.
    7. 7. Наказывать и поднимать руку – это не выход из ситуации. Такая мера только отдалит детей от родителей и создаст барьер недоверия. Все проблемы решаются с помощью разговора, поэтому не следует замалчивать, а нужно попытаться обсудить и спокойно объяснить все свои пожелания малышу. Необходимо давать высказываться и ребенку – это помогает в развитии самостоятельности.
    8. 8. Следует помнить, что дети часто копируют в поведении своих родителей, поэтому, пытаясь изменить ребенка, необходимо начинать с себя.
    9. 9. Тяжелые случаи нарушения адаптации у детей могут быть серьезными симптомами различных заболеваний, одно из них – аутизм. Поэтому, если у ребенка отмечаются нарушения поведения и реакции в различных ситуациях, то необходимо провести консультацию психолога. Это поможет определить причину и не пропустить важный недуг.

    Существует множество методов физического воздействия на психологическое состояние человека. Порой эти способы оказываются наиболее важными в лечении и помогают исправить проблему неуверенности в себе. Комплексное применение психотерапии наряду с иглорефлексотерапией и дельфинотерапией оказывает хорошее воздействие на психику в тяжелых случаях.

    Разговор с психологом – это один из основных методов повышения самооценки. Занятия могут быть групповыми и индивидуальными. Главная задача доктора в этой ситуации — выяснить причину, которая привела к потере уверенности. На сеансах могут применяться методы гипноза и способ вызова провоцирующей ситуации.

    Воздействуя на активные точки организма, специальные иглы посылают импульсы в мозговой центр. Существует специальная карта точек на теле, активируя которые можно добиться снятия напряжения и стресса. Этот метод широко используют у взрослых, утративших уверенность в себе из-за профессиональных неудач.

    Общение с животными помогает глубже понять природу и обрести душевное равновесие. Такой метод часто применяется при лечении детей. Дельфины – очень эмоциональные животные, которые передают положительные вибрации и обладают сильным биополем. Доказано научными исследованиями, что один час, проведенный в дельфинарии, заменяет три месяца лечения у психотерапевта.

    Положительные изменения в жизни начинаются тогда, когда человек учится уважать и любить себя. Заниженная самооценка так же опасна, как и завышенная, но люди часто игнорируют подобные проблемы.

    Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/emotional-disorders/nizkaya-samoocenka.html

    Искусство согласия с собой: развитие позитивной самооценки

    Существуют три главные причины низкой самооценки. Первая заключается в серии пораженческих концепций, убеждений и ценностей, которые вы заимствовали у родителей.

    Вторая причина — характерный для человека список промахов и неудач, составленный в школьные годы из-за ложных и искаженных понятий учителей.

    Третья причина — негативное религиозное воспитание с его чрезмерным акцентом на чувстве вины и недостойности.

    Автор:

    Роберт Энтони (Robert Anthony), популярный американский психолог и психотерапевт, который провел более 5000 семинаров по всему миру.

    Жизнь доказывает, что вы никогда не можете быть лучше своего мнения о себе — то есть вашей самооценки, основанной на чувстве согласия с собой. Она имеет в основном неосознанный характер и была запрограммирована в вашем подсознании с раннего детства.

    Позитивная самооценка — это не только интеллектуальное приятие своих талантов или достижений. Это личное согласие с собой. Развитие позитивной самооценки — не эгоизм.

    Вы просто понимаете, что являетесь истинно уникальной и достойной личностью, человеком, которому не требуется поражать других своими достижениями или благосостоянием.

    В сущности, постоянно хвастающийся человек проявляет один из классических симптомов негативной самооценки.

    С первого взгляда многим людям вроде бы присуща позитивная самооценка. Но это не всегда так.

    Одна из трагедий нашего времени состоит в том, что многие лидеры, учителя, изобретатели, художники — люди, внесшие огромный вклад в развитие человечества, — страдают от низкой самооценки.

    Некоторые из наиболее уважаемых исторических личностей становились наркоманами, алкоголиками или даже совершали самоубийство лишь для того, чтобы избавиться от своего я», с которым они не соглашались и которое зачастую ненавидели.

    Развитие позитивной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Если вы надеетесь обрести свободу, то должны серьезно подойти к этой задаче, в противном случае следует ожидать, что низкая самооценка с годами еще ухудшится, и вы пополните то трагически большое число людей, которые сейчас сидят дома и жалеют себя.

    Чтобы соотнести усвоенное со схемой своего поведения, важно знать, как низкая самооценка развивается и как проявляется в других. Тогда вы сможете понять, что следует делать для продвижения вперед.

    Причины низкой самооценки

    Существуют три главные причины низкой самооценки.

    • Первая заключается в серии пораженческих концепций, убеждений и ценностей, которые вы заимствовали у родителей.
    • Вторая причина — характерный для человека список промахов и неудач, составленный в школьные годы из-за ложных и искаженных понятий учителей.
    • Третья причина — негативное религиозное воспитание с его чрезмерным акцентом на чувстве вины и недостойности.

    Существует много других факторов, вызывающих низкую самооценку, но эти три являются наиболее важными.

    Сильнейшим фактором, определяющим возникновение чувства вины в детстве, является

    низкая самооценка у наших родителей. Это справедливо особенно по отношению к матери — человеку, с которым мы обычно проводим наиболее запоминающиеся годы. Поскольку большинство взрослых действуют, руководствуясь ложными принципами, ценностями и убеждениями, все это передается детям, словно заразная болезнь, через поведение и реакции.

    Если родители считают себя в каком бы то ни было смысле неполноценными и подчиненными другим, то дети чувствуют себя недостойными ив результате оказываются неспособными справиться с простейшими проблемами дома или в школе. В сущности, ложные суждения родителей становятся «фактами» опыта детей. Нижеописанное поможет вам понять, как это происходит.

    Когда вы рождаетесь, размер вашего мозга не превышает одной восьмой мозга взрослого человека. К восемнадцати месяцам эта разница сокращается до одной второй, а в пятилетнем возрасте размер мозга ребенка составляет пять шестых мозга взрослого человека. Это наиболее быстро растущий орган.

    В течение периода быстрого роста, известного как «период накопления», ваш мозг получает основные впечатления, которые помогают сформировать схему вашего поведения.

    Нетрудно понять, что если в это время один из ваших родителей или оба страдают от низкой самооценки, она с легкостью усваивается впечатлительным сознанием ребенка.

    ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Способности успешного менеджера

    Все начинается с того, когда вы совершаете свою первую ошибку и вас называют «плохой девочкой» или «плохим мальчиком». Вы превратно истолковываете эти слова и считаете «плохим» себя, в то время как в действительности «плохими» были лишь ваши поступки.

    Считая себя «плохой девочкой» или «плохим мальчиком», вы отождествляли себя со своими поступками и не понимали того, что они всего лишь выбранные вами средства удовлетворения первоочередных потребностей и в некоторых случаях ваш выбор ошибочен и неприемлем.

    Если ребенок не научится этого понимать, он будет считать себя неисправимо плохим и в нем разовьется чувство собственной недостойности и второсортности, которое будет запрограммировано в его подсознании.

    Это чувство будет последовательно проявляться в стыде, презрении к себе, угрызениях совести и, что хуже всего, в ощущении своей вины.

    Низкая или негативная самооценка развивается и в дальнейшем при унизительном сравнении ребенка с другими. Когда родители сопоставляют ребенка с братом, сестрой и особенно с кем-нибудь вне семьи, его зачаточное чувство собственной неполноценности вырастает и крепнет.

    Он сравнивает себя с детьми такого же возраста, которыми все восхищаются, и страдает от своих воображаемых изъянов. Ребенок верит, что другие наделены большей силой и уверенностью в себе и пользуются большей популярностью, в результате его наполняет разрушительное чувство неполноценности.

    Если бы родители смягчали свою критику поощряющими фразами вроде «этого не должно было случиться с таким славным мальчиком, как ты» то такую реакцию во многих случаях можно было бы предотвратить.

    Другая ошибка родителей —

    отсутствие понимания или признания неповторимости своего ребенка.

    Большинство родителей уделяют мало внимания чувствам, желаниям и мнениям своих детей, забрасывая их такими репликами, как «ребенка должно быть видно, но не слышно» или «отец/мать лучше знает, что делать!» Они воспринимают несогласие либо как личное оскорбление, либо как открытое неуважение к себе. Подобное поведение обусловлено низкой самооценкой и проявляется в потребности всегда быть правым. Такие родители считают что проблемы существуют только у их детей, тогда как на самом деле они есть и у них, и у их чад.

    Вот один тревожный факт:

    многие родители живут опосредованно через своих детей. Решив, что их ребенок должен иметь все, к чему тайно стремились сами и чего так и не смогли достичь, они безжалостно толкают его к цели, не считаясь с пределами возможностей.

    Они хотят, чтобы их собственные нереализованные мечты об успехе воплотились в действительность. Разумеется, это делается за счет ребенка.

    Такие родители не понимают, что ребенок не может соответствовать их неразумно высоким стандартам просто потому, что он не развил — а может быть, даже не имеет — эмоциональных, умственных или физических способностей, необходимых для этого.

    Внешность становится одной из причин низкой самооценки гораздо чаще, чем принято думать. Большое число детей сталкиваются с физическими, интеллектуальными и эмоциональными трудностями из-за своей необычной или ненормальной внешности.

    Постоянно сосредотачивая на этом внимание и убеждая себя в том, что они «слишком толстые», «слишком высокие», «слишком медлительные» и т.д., дети развивают в себе глубокое чувство неполноценности, которое впоследствии бывает трудно преодолеть.

    Некоторые родители высоко ценят деньги и материальное состояние. Ребенок отождествляет себя с этими ценностями и попадает в оковы накопительского стиля жизни, требующего от него постоянной борьбы и интриг. Он часто вступает в брак ради денег и платит очень дорого за то, что получает.

    В результате, как в поговорке, «тратит деньги, которых у него нет, на вещи, в которых не нуждается, чтобы произвести впечатление на людей, которых не знает».

    По мере того как материализм разрушает в ребенке восприятие собственного достоинства, он втягивается в погоню за богатством, компенсируя чувство неполноценности.

    Чрезмерно властные, заботливые или потакающие, они превращают своего ребенка в эмоционального калеку. Лишенный побуждения встречать жизненные ситуации с уверенностью и достоинством, он медлит и выбирает путь наименьшего сопротивления. Отсутствие уверенности в своих силах рождает чувство неполноценности, а оно в свою очередь формирует основу для низкой самооценки.

    ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Подготовка к бизнес-планированию своего дела

    Вопреки расхожему убеждению,

    основанная на вознаграждении и наказании система воспитания является гарантией низкой самооценки.

    Ребенку нужно позволить проявлять инициативу и совершать столько ошибок, сколько необходимо для усвоения урока, не наказывая за них. Научившись на своих ошибках, ребенок скорее всего никогда их не повторит.

    Он поймет: что ни сделай, либо заслужишь вознаграждение, либо столкнешься с последствиями своих ошибок. И чем раньше, тем лучше.

    Наиболее пагубным во взаимозависимости является то, что наша низкая самооценка переходит от одного поколения к другому. Исследования показали, что трагичная склонность к самоубийствам наследуется. Нетрудно понять, что если низкая самооценка передается от родителей к ребенку, то в некоторых случаях ее проявления могут доходить до крайностей.

    Заражая детей своим чувством неполноценности, мы стремимся заразить и всех остальных, с кем входим в контакт. Если наше положение позволяет нам влиять на других (возьмем, к примеру, учителя или проповедника), мы распространяем болезнь на тех, кто смотрит на нас как на лидеров или как на источник вдохновения.

    Люди интуитивно ощущают недостаток чувства собственного достоинства и неизбежно начинают перенимать часть тех качеств, которые они с нами связывают. Я давал советы сотням людей, страдавших отсутствием уверенности в себе и, как следствие, неспособным успешно ориентироваться в жизненных ситуациях.

    Каждый из них представлял собой результат наличия низкой самооценки, развившейся дома, в школе и/или под влиянием негативного религиозного воспитания.

    Низкая самооценка имеет много форм и проявлений. Они могут быть описаны как средства и привычки, которые мы вырабатываем для того, чтобы ускользнуть от требований повседневной жизни.

    Это алиби, позволяющее нам временно избежать встречи с реальностью. Пагубная сила наших пристрастий прямо связана с чувством неполноценности и страхом перед самим собой.

    Мы прикрываемся своим алиби, маскируя низкую самооценку, которую не хотим показывать окружающим.

    Основные склонности человека, обладающего низкой самооценкой

    Жалобы и обвинения.

    Мы обвиняем других и жалуемся на них, поскольку отказываемся принять тот факт, что мы сами ответственны за все, что с нами происходит.

    Гораздо легче переложить вину на кого-то другого, чем сказать «это моя проблема» или «это я должен измениться».

    Человек, у которого вошло в привычку жаловаться и винить других в своих неудачах, чувствует себя неполноценным и пытается укрепить свое положение, принижая других.

    Поиски виновного.

    Мы считаем других людей виновными в том, что они не принимают нашу систему ценностей или не соглашаются с ней. Мы компенсируем свое чувство неполноценности, пытаясь представить себя правыми, а их — неправыми. Заметьте, как часто мы обвиняем людей за то, что нам не нравится в нас самих.

    Осуждая их поступки, мы, в сущности, говорим: «Я не нравлюсь себе, когда такое делаю, поэтому не могу допустить, чтобы подобное поведение сошло с рук тебе». Мы стремимся порицать в окружающих именно те слабости и ошибки, в которых наиболее повинны сами, — это психологическая истина.

    Потребность во внимании и одобрении.

    Многие люди испытывают страстную потребность во внимании и одобрении. Они не способны понять и оценить себя как достойных и полноценных индивидуумов. Это приводит к постоянной необходимости слышать, что с ними «все в порядке» и что их ценят и понимают.

    Отсутствие близких друзей.

    У людей с низкой самооценкой, как правило, нет близких друзей. Питая неприязнь к себе, они становятся либо «одиночками», живущими отдельно от остальных, либо придерживаются противоположной схемы поведения и становятся агрессивными и напористыми, критичными и требовательными. Ни та, ни другая черта не способствует дружеским отношениям.

    Агрессивная потребность побеждать.

    Если мы одержимы желанием всегда побеждать или быть правыми, то обычно страдаем от отчаянной потребности доказывать это всем окружающим. Мы пытаемся выставить на первый план свои достижения. Побуждение, движущее нами, — получить признание и одобрение других людей. Цель, таким образом, заключается в том, чтобы «быть лучше» соседа.

    ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Масштаб личности

    Чрезмерное потакание себе.

    Люди, испытывающие неприязнь к себе, не могут жить в мире с собой и обычно пытаются удовлетворить свои потребности, подменяя ориентиры. Чувствуя себя обделенными и обиженными, они стремятся к духовному и физическому «опиуму», притупляющему боль.

    Они переедают, принимают наркотики, пьют или чрезмерно много курят, получая временное физическое удовлетворение, притупляющее их эмоциональные муки и отчаянную потребность в самоодобрении. Чрезмерное потакание себе компенсирует чувство самоотрицания.

    Такое самоотношение временно оттягивает встречу с реальностью и растущей потребностью в переменах.

    Депрессия.

    Мы впадаем в депрессию, когда полностью разочаровываемся в себе и в своей способности достичь того, чего хотим от жизни.

    Мы чувствуем себя неполноценными и недостойными, не совершив дел, которые должны были совершить, по собственному мнению или по мнению других людей.

    Крушение жизненных планов и постоянное беспокойство за оправдание своих ожиданий и ожиданий окружающих приводят нас к крайне низкому уровню самооценки.

    Разводы.

    Многие разводы являются непосредственным результатом низкой самооценки одного или обоих партнеров.

    Чаще всего распадаются те связи, где один партнер испытывает постоянную потребность контролировать другого, доминировать над ним или безраздельно им обладать.

    Постоянные поиски вины приводят к горечи и негодованию, обычно накладывающимся на глубокие чувства неполноценности, незащищенности и отчаянную потребность любить и быть любимым.

    Алчность и эгоизм.

    Алчные и эгоистичные люди испытывают всепоглощающее чувство собственной неполноценности. Они находятся во власти своих нужд и желаний и готовы удовлетворить их любой ценой, чтобы хоть как-то скомпенсировать отсутствие собственного достоинства. У них редко находится время или желание заботиться о других, даже о тех людях, которые их любят.

    Неуверенность и промеделение.

    Низкая самооценка часто сопровождается страхом перед совершением ошибок. Сомневаясь в возможности выполнить то, чего от него ожидают другие, человек обычно не предпринимает вообще ничего или по крайней мере откладывает действие на длительный срок. Он отказывается принять решение, поскольку считает себя неспособным сделать «правильный» выбор.

    Другой тип личности из этой категории — поборник совершенства. Он близок по характеру вышеописанному типу, но всегда испытывает потребность быть «правым». В основе его поведения также лежит глубокая неуверенность в себе.

    Он настаивает на том, что выше критики, и следовательно, может считать себя «лучше» тех, кто не вписывается в его критерии совершенства.

    Жалость к себе. Чувство жалости к себе, или синдром «бедный я», происходит от нашей неспособности распоряжаться своей жизнью. Мы сознательно отдаемся на милость других людей или обстоятельств. Нас то и дело подталкивают в ту или иную сторону.

    Мы позволяем людям расстраивать, ранить, критиковать и сердить нас, поскольку обладаем зависимым характером и любим внимание и симпатию. Многие люди радуются своим болезням, так как в слабости заключена великая сила.

    Ведь окружающие начинают уделять нам столь желанное внимание и готовы услужить.

    Copyright 2006 © Элитариум

    (www.elitarium.ru).

    Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.

    Источник: http://www.elitarium.ru/iskusstvo_soglasija_s_sobojj_razvitie_pozitivnojj_samoocenki/

Ссылка на основную публикацию