Расширение реакции через ассоциации — психология

Психологический Тест «Ассоциации»

Метод свободных ассоциаций активно используется в психоанализе. Суть метода в том, что человек бессознательно дает ассоциативную связь на стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему.

Данный тест, как и все тесты на ассоциации, используется для выявления личностных свойств человека. Ваши ответы на вопросы теста определяют Ваши ценности и идеалы, Ваше отношение к самому себе, к окружающим и к жизни в целом.

Психологический тест «Ассоциации» – определитель Вашего отношения к семье, деньгам, близким людям и жизни в целом. Его можно назвать шуточным, но он все же в значительной степени правдив, особенно если отвечать на вопросы честно и при этом не задумываться надолго.

Для прохождения теста Вам понадобятся ручка, карандаш и лист бумаги. Ваша задача – отвечать на вопросы, не глядя на расположенные ниже строки, иначе Вы не получите нужного результата. Отвечайте на вопросы развернуто, излагайте свои мысли максимально подробно. Свои ответы можно дополнить рисунком.

Не следует давать себе много времени на размышление: первая ассоциация – самая верная. Записывайте самое первое, что придет в голову, а затем расшифруйте значение записанного и узнайте о том, что скрывается в Вашем подсознании.

Задание 1

Опишите (можно в нескольких предложениях), какие ассоциации у Вас вызывают:

  • Кофе.
  • Собака.
  • Кошка.
  • Море.
  • Крыса.

Задание 2

Расположите животных в соответствии со своим отношением к ним (начиная с тех, которые нравятся Вам больше):

  • Свинья.
  • Корова.
  • Лошадь.
  • Тигр.
  • Овца.

Задание 3

Вспомните 5 людей, о которых Вы часто думаете, и подберите для каждого из них цвет:

  • Красный.
  • Желтый.
  • Зеленый.
  • Белый.
  • Оранжевый.

Ассоциации с кофе отражают Ваш интерес к сексу.

Вы считаете, что пишете о собаке, но на самом деле думаете о себе.

Описание кошки соответствует представлению о Вашем партнере.

Море отражает Ваши представления об окружающих.

Крыса – Ваш враг.

Задание 2

Вы расставили свои жизненные приоритеты, поскольку каждое животное в подсознании ассоциируется с каким-либо конкретным субъектом или понятием. Овца означает любовь, свинья – деньги, корова – карьеру, тигр – достоинство и честь, лошадь – семью.

Задание 3

Человек, которому Вы присвоили красный цвет – тот, кого Вы искренне любите.

Желтый относится к тому, кого Вы не забудете в течение всей жизни, даже если сильно захотите.

Человек, которому приписан зеленый цвет, – Ваш истинный друг.

Оранжевый характеризует того, кого Вы сами считаете лучшим другом.

Белый – цвет человека, близкого Вам по духу.

Подумайте над результатами теста. Все ли вас устраивает? Может что-то стоит поменять? Пусть Ваше подсознание само предложит решения, не мешайте этому процессу своими умственными размышлениями.

Рассматривайте результаты теста лишь как информацию к размышлению, как отправные точки, на которые стоит обратить внимание при выборе дальнейшей стратегии. Психолог Онлайн поможет грамотно использовать результаты теста, поможет сориентироваться в структуре акцентов и произвести коррекцию психологического состояния.

Хотите получить более точную интерпретацию теста? Сохраните свои записи и Задайте Вопрос Психологу.

Начать Консультацию Психолога

Источник: http://www.onln.pro/psihologicheskij-test-assotsiatsii/

Ассоциация (психология)

Ассоциация (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь), в психологии и философии — закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти.

При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании явления A закономерным образом влечёт появление в сознании явления B.

Ассоциация — связь, возникающая в процессе мышления между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, при опредёленных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним; субъективное назначение А. — связь между элементами, предметами или явлениями.

Содержание

  • 1 Появление идеи об ассоциациях
  • 2 Виды ассоциаций
  • 3 Использование в психологических исследованиях
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки

Появление идеи об ассоциациях

Идеи о взаимосвязи предметов в воображении развились ещё в античной философии (Аристотель, Платон), но сам термин «ассоциация», был введён в 1698 году Джоном Локком для обозначения взаимосвязи между представлениями, вызванными случайным стечением обстоятельств.

Физиологической основой ассоциации является кратковременная нервная связь, а фундамент этого психологического явления покоится на условных рефлексах. В основе ассоциации лежит кратковременная условная генерация психических связей, отвечающих за предметное сходство (см. аналогия).

Основа мыслительного процесса сводится к операциям анализа и синтеза, к их взаимосвязи с другими умственными операциями и процессами.

К примеру, мы видим предмет, подсознание его анализирует, а воображение синтезирует нечто подобное (в целом анализирует предмет, обстоятельства), встречавшееся ранее, или в подобной сложившейся ситуации.

Виды ассоциаций

По типу образования различают:

  • ассоциации по сходству;
  • ассоциации по контрасту;
  • ассоциации по смежности в пространстве или во времени;
  • причинно-следственные ассоциации.

Использование в психологических исследованиях

В психолингвистике широко используется ассоциативный эксперимент.

См. также

  • Непроизвольная память
  • Память

Ссылки

  • Словарь ассоциаций
  • Sociation.org — база ассоциаций на основе игры с «коллективным разумом»
  • Игры в ассоциации: в двух словах, двухступенчатые
  • Сеть словесных ассоциаций на основе машинного анализа произведений классиков литературы

Ассоциация (психология) Информация о

Ассоциация (психология)
Ассоциация (психология)

Ассоциация (психология) Информация Видео

Ассоциация (психология) Просмотр темы.

Ассоциация (психология) что, Ассоциация (психология) кто, Ассоциация (психология) объяснение

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com»>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-175676.html

Свободные ассоциации

При использовании в качестве специального термина «С. а.» означает способ мышления пациента, поощряемый предписанием аналитика подчиняться «основному правилу», т. е.

свободно, без утаивания высказывать свои мысли, не пытаясь при этом сосредоточиться; отправляясь либо от какого-то слова, числа, образа сновидения, представления, либо самопроизвольно (Райкрофт Ч., Лапланш Дж., Понталис Дж. Б., 1996).

Правило С. а.

является опорой всей психоаналитической техники и часто определяется в литературе как «основное, фундаментальное» правило. Точно указать дату этого открытия невозможно. Фрейд (Freud S.) шел к нему постепенно — между 1892-1898 гг. — и различными путями. Фрейд (1931) в письме Цвейгу (Zweig S.) отметил, что техника С. а.

рассматривалась многими как самое важное достижение психоанализа. Джонс (Jones E., 1954) считает разработку метода С. а. «одним из двух величайших деяний научной жизни Фрейда; другим является самоанализ, благодаря которому он научился исследовать сексуальную жизнь ребенка, включая знаменитый эдипов комплекс».

Ассоциации рассматриваются в качестве индикаторов этих целенаправленных идей и фантазий, которые не могут быть постигнуты пациентом без интерпретирующей помощи аналитика, так как они находятся в психодинамическом бессознательном.

Фрейд использовал два немецких слова, «Einfall» и «Assoziation», очень различных по смыслу, но которые обычно переводятся на английский язык как «association» (ассоциация), а часто и в немецком употребляются как синонимы.

Хорошая «Einfall» (внезапно возникшая мысль, идея) содержит в себе творческое начало, в то время как слово «Assoziation» подчеркивает связь. По крайней мере в субъективном опыте «Einfall» является выражением мыслительного процесса, который ведет к новой конфигурации.

«Assoziationen» пациента, однако, собираются в единое осмысленное целое аналитиком. «Einfall» обладает интегрирующей функцией, которая близко подводит к инсайту.

Техника С. а. (Райкрофт Ч.

, 1995) основывается на трех положениях: а) мысль склонна следовать в направлении того, что значимо; б) потребности пациента в лечении и осознание, что его лечат, направят его ассоциации на то, что значимо, за исключением тех ситуаций, когда действует сопротивление; в) сопротивление становится минимальным при расслаблении и максимальным при сосредоточенности. Именно принятие Фрейдом техники С. а. позволило ему отказаться от гипноза и проводить аналитическую работу с сопротивлением, проявляющимся во время аналитических сессий как неспособность пациента свободно ассоциировать. Обычно работа со С. а. начинается после того, как предварительное интервью будет завершено. В предварительном интервью аналитик оценивает способность пациента работать в психоаналитической ситуации. Часть этой работы состоит в определении эластичности Эго пациента, его способности восстанавливать душевные силы при колебаниях между более регрессивными функциями Эго, которые необходимы при свободном ассоциировании, и более развитыми функциями Эго, требующими понимания аналитических вторжений, ответов на прямые вопросы и резюмирования каждодневной жизни в конце сеанса (Томэ X., Кехеле Х., 1996).

Контекст, в котором пациент инструктируется о правиле С. а., требует специального внимания. Часто формальные моменты, связанные с лечением, а именно ограничительные соглашения об оплате, времени сеансов и выходных днях (обычно не вызывающие у большинства особенно приятных чувств), обсуждаются одновременно на одном и том же сеансе, что и фундаментальное правило.

И фактически различные аспекты соглашения так тесно связываются, что правило С. а. очень часто ошибочно воспринимается почти как эквивалент контракту, подобно договоренностям о гонораре и процедуре, которой придерживаются в случае перерывов и пропуска сеансов.

Тревога, уже имеющаяся у пациента, усиливаются из-за непривычной необходимости раскрывать свои самые главные тайны незнакомому человеку.

Фрейд (1916-1917) пытался с помощью анекдота пояснить, почему пациенту никогда нельзя позволять в виде исключения сохранять свои тайны: если бы возле церкви Св.

Стефана было создано убежище для венских бродяг, то именно там они и оставались бы. Он не разрешал делать никаких исключений из фундаментального правила и заставлял своих пациентов соблюдать абсолютную честность.

По его мнению, практика подтверждает, что делать исключения не имеет смысла.

А. Фрейд (Freud А.) считала решающим то, как пациент переживает правило С. а. Это переживание, очевидно, не предварительно существующая величина, а величина ситуативная и процессуальная: чем более священным выступает фундаментальное правило, тем сильнее противодействие.

«Таким образом, нас интересует не соблюдение основного правила анализа ради него самого, а порождаемый им конфликт.

Лишь тогда, когда наблюдение направлено поочередно то на Оно, то на «Я», а интерес раздвоен, охватывая обе стороны находящегося перед нами человека, мы можем говорить о психоанализе, отличающемся от одностороннего гипнотического метода» (Freud А., 1937).

Призыв к С. а., казалось бы, ведет к дилемме. В той мере, в какой пациент делает сознательные попытки свободно принимать решения, он может что-то сказать. Правило должно поощрять его отбросить сознательную селекцию в пользу спонтанной свободной игры мысли.

Если же описываемые пациентом чувства и мысли рассматриваются с точки зрения их детерминации, они кажутся несвободными в том смысле, что они мотивированы. Пациент не может контролировать латентное содержание мотивации, так как развертывание бессознательных и предсознательных мыслей и желаний нарушается так называемой цензурой.

Интерпретативная помощь в преодолении цензуры позволяет пациенту осознать свою зависимость от бессознательных желаний, так же как и обогащение своих мыслей, в результате того, что он вновь получил к ним доступ. Таким образом, С. а.

ведет к настоящему, кажущемуся даже неразрешимым логическому парадоксу, хотя она, конечно, отражает противоречия, присущие напряжению между зависимостью и автономией. Правило можно даже рассматривать как символ противоречия: мы становимся свободнее, когда примиряемся с нашей зависимостью от нашего тела, его потребностей и от близких и пр. (Томэ, Кехеле, 1996).

Думающий пациент, у которого возникла случайная ассоциация, будет, когда говорит, отбрасывать или задерживать случайное слово или неясную мысль. Задержанный материал не потерян для С. а.; однако поведение весьма амбивалентного компульсивного больного неврозом показывает, что правила могут быть доведены ad absurdum. Действительно, две различные мысли не могут быть выражены одновременно.

Помимо влияния индивидуальной патологии пациента на понимание фундаментального правила важно рассмотреть, что вносит в понимание ими этого правила аналитик. Многие пациенты понимают С. а. как требование бессвязного, неупорядоченного или нелогического мышления или как их собственный монолог в присутствии молчащего аналитика.

Томэ, Кехеле (1996) показывают, что знакомство с фундаментальным правилом часто приводит к недоразумениям, нуждающимся как в прояснении, так и в интерпретации. Если пациент реагирует на стимулирование аналитика монологом, то следует спросить, чем аналитик вызвал такую реакцию.

Существуют анекдоты на эту тему. Лоуэнштейн (Loewenstein R.) сообщает о пациенте, который сказал: «Я собирался свободно ассоциировать, но я лучше скажу вам, что я на самом деле думаю». Способность пациента к С. а. может возрастать по мере продолжения лечения. Айсслер (Eissler K.

, 1963) указывает все же, что «сомнительно, чтобы кто-нибудь добивался соответствия этим требованиям полностью». Томэ, Кехеле (1996) продолжают: «Мы даже не решаемся утверждать, что в конце лечения все пациенты будут давать более творческие и спонтанные ассоциации, чем в начале.

Читайте также:  Шкала любовь д.довбуна - психология

Большая внутренняя свобода может проявляться по-разному в молчании, в речи и в действиях».

В ознакомлении пациента с фундаментальным правилом одной из напрашивающихся техник является использование метафор, которые могут увести от строго обязательного «вы должны сказать все» к внутренне свободному «вы можете сказать все». Насколько метафоры могут выполнить эту функцию, зависит от многих факторов, и не в последнюю очередь — от их семантического содержания.

Фрейд использовал метафору о путешествии на большое расстояние. «Вопрос «С какого материала начинать лечение?» в целом не имеет значения — будет ли это история жизни пациента, или история его болезни, или воспоминания детства. Следует позволить пациенту говорить и самому свободно выбрать, с какого места начать.

Поэтому мы говорим ему: «Прежде чем я смогу что-то сказать вам, я должен многое о вас узнать. Пожалуйста, расскажите о себе». Единственное исключение — пациент должен соблюдать фундаментальное правило психоаналитической техники. Это следует сообщить ему в первую очередь: «Еще одна вещь, прежде чем вы начнете.

То, что вы расскажете мне, должно в одном отношении отличаться от обычной беседы. Как правило, вы стараетесь провести связующую нить через все ваши рассуждения и исключаете побочные мысли, второстепенные темы, которые могут у вас возникнуть, чтобы не отойти слишком далеко от сути. Однако сейчас вы должны действовать иначе.

Вы заметите, что в ходе рассказа будут появляться различные мысли, которые вы хотели бы отложить в сторону из-за критического к ним отношения и потому, что они вызывают возражения. Вы будете испытывать желание сказать себе, что то или иное не относится к делу, или совершенно не важно, или бессмысленно и потому нет необходимости об этом говорить.

Вы никогда не должны поддаваться этой критической установке, наоборот, несмотря на нее, вы должны сказать это именно потому, что чувствуете отвращение к этому. Позднее вы увидите и научитесь понимать причину этого предписания, единственного, которому необходимо следовать. Так что говорите все, что бы ни приходило вам в голову.

Действуйте так, как будто вы путешественник, сидящий у окна вагона и описывающий кому-то, находящемуся в глубине купе, сменяющиеся виды. И наконец, никогда не забывайте, что вы обещали быть абсолютно честным, и ничего не исключайте из-за того, что по той или иной причине об этом рассказывать неприятно»» (Freud S, 1913).

Эта метафора показывает, что подразумевается под словом «свободная», а именно не исключать чего-либо сознательно или намеренно.

Большинство аналитиков не считают легким делом перевести «священное правило» (Фрейд, 1916-1917) в продуктивную светскую форму.

Каким образом пациент воспринимает то, что сказал аналитик, зависит от выбора как времени, так и слов. Чем больше Супер-Эго, тем меньше свободного ассоциирования.

Именно исходя из этой формулы целесообразно знакомить пациента с правилами шаг за шагом, уделяя особое внимание выбору времени, слов и прежде всего реакциям пациента. Все высказывания аналитика по поводу правил важны для трансферентных отношений, и то, как он реагирует на вопросы пациента, особенно о фундаментальном правиле, влияет и на перенос, и на рабочий альянс.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/svobodnye-associacii.html

Психологическое содержание мужского ассоциативного поведения

ны записать первое слово, пришедшее в голову. После выполнения ассоциативного эксперимента последовательно сравниваются между собой пары стимул-реакция по двум категориям: логические и грамматические реакции.

Логические реакции, в свою очередь, делятся на подгруппы центральных и периферических реакций, грамматические — на подгруппы синтагматических и парадигматических реакций. Логические связи — это связи по смыслу между стимулами и реакциями.

Если связь логическая отсутствует, то в графе периферическая логическая реакция ставится галочка. Увеличение периферических ассоциативных реакций свидетельствует о плохом знании языка, нарушении динамических особенностей — заторможенность, скачкообразность мыслительных процессов.

Для взрослых носителей языка характерно преобладание центральных ассоциативных реакций — не менее 65% от общего количество предъявленных стимулов. [28, с. 176]

С точки зрения грамматического критерия также можно выделить два варианта ответных реакций: синтагматические и парадигматические.

Под синтагматическим вариантом связи между словом-стимулом и словом-реакцией понимается связь между разными грамматическими категориями (между существительными и прилагательными или глаголами и наречиями: синее — небо, музыка — звучит).

Под парадигматическими реакциями испытуемых понимается связь в пределах одной грамматической категории (темный — светлый, радость — горе).

Увеличение синтагматических реакций свидетельствует о комплексности мышления, неумении испытуемого выделять рядоположные объекты и их свойства, недостаточности аналитических операций, о некотором инфантилизме мышления. Для взрослых носителей русского языка характерно преобладание парадигматических ассоциативных реакций — не менее 70%.

Слова-стимулы могут отражать профессиональные особенности лексической структуры, эмоциональное отношение к действительности, степень конкретности-абстрактности.

На основании полученных экспериментальных показателей можно построить самостоятельные семантические микросистемы, которые удобны для формализации семантической структуры языка.

Психологический анализ ассоциаций на родном и неродном языках позволяет рассчитать коэффициент билингвизма, т. е. степень свободного или переводного билингвизма:

Ксовп.реакций = совп. реакции х 100%

все реакции

При коэффициенте более 50% билингвизм проявляется в продвинутой форме, и чем он выше, тем больше доказательств свободного владения двумя и более языковыми структурами.

Предполагается, что при единой сенсорно-перцептивной базе ассоциативные реакции или полностью совпадут или хотя бы совпадут по семантическому пространству.

При коэффициентах менее 50% билингвизм носит переводной и явно недостаточный для свободного общения характер.

В направленном ассоциативном эксперименте экспериментатор некоторым образом ограничивает выбор стимулов (например, отвечать только существительными).

В цепном ассоциативном тесте испытуемому предлагают ответить любым количеством слов, ничем не ограничивая ни формальные, ни семантические особенности слов.

Из всех ассоциативных экспериментов свободный эксперимент является самым простым и в то же время эффективным. Считается, что на ассоциации, полученные в свободном ассоциативном эксперименте, влияют два фактора: лингвистический, т. е. определенные характеристики самого стимульного слова, и прагматический, т. е. влияние личности самого испытуемого.

На практике свободные ассоциативный эксперимент был проведен в конце 70-х годов 19 столетия английским психологом Френсисом Гальтоном. Он работал над двумя проблемами в области исследования ассоциаций: изучением многообразия ассоциативных идей и определением времени, требуемого для возникновения ассоциаций (времени реакции).

Анализируя природу ассоциаций, Гальтон пришел к выводу, что приблизительно 40% от их общего числа уходят своими корнями к временам детства и отрочества. Этот факт стал одной из первых научных иллюстраций влияния детских переживаний на личность взрослого испытуемого.

Немецкий психиатр Эмиль Крепелин использовал метод свободный ассоциаций в целях установления времени ассоциативных процессов у душевнобольных людей. Оказалось, что у людей с нарушениями психики ассоциации гораздо беднее, чем у здоровых людей. [9, 10]

Ученик Э. Крепелина Г. Ашаффенбург поставил вопрос о различиях во влиянии оптических и акустических стимульных слов на ответы. Он также поставил вопрос о формирующем влиянии национальности, эпохи и среды на ассоциации индивида.

Знаменитый психоаналитик Карл Юнг использовал метод свободных ассоциаций для установления мотивации личности: экспериментатор зачитывал пациенту ряд слов, а пациент должен был в ответ на каждое слово сказать первое, что придет ему в голову, при этом фиксировалось время реакции, изменение частоты дыхания, электропроводимость кожи и все другие параметры, которые могли бы свидетельствовать об эмоциональной реакции пациента. Если реакция на то или иное слово слишком задерживалась, это приводило к изменению ритма дыхания или повышению сопротивления кожи, из чего Юнг делал вывод о существовании определенных эмоциональных проблем, связанных со стимульным словом или с возможной реакцией.

Кроме того Юнг установил, что родственники или представители одной и той же профессии (у него — адвокаты) чаще всего дают одинаковые реакции. Сравнивая ответы-реакции разных испытуем

Источник: https://www.studsell.com/view/137834/80000

Как выйти из тупика. 16 слов для устранения внутреннего ступора

Бывало ли у вас такое, что результат, которого вы хотите достичь, вас мотивирует, все шаги распланированы, но что-то внутри останавливает от действий, и совершенно непонятно — что?

Например, у вас есть четкий план, как заработать денег. Есть силы, и деньги действительно нужны, но вы никак не можете заставить себя начать…

Или так: какое-то дело вас увлекало, а потом вдруг начало угнетать. Например, прекрасный продавец вдруг разлюбил продажи, вдохновленного учителя стало раздражать ведение уроков, а хорошего студента — учеба…

Если вы хотите знать, почему это происходит, а главное, что с этим делать — эта статья для вас.

Мой личный опыт

Я выросла в провинции в бедной семье. Прошла через многие жизненные кризисы, включая банкротство, проблемы со здоровьем, переезд на учебу в другую страну без гранта, с двумястами евро в кармане, и полную смену деятельности.

Я знаю, что возможность оплатить помощь коуча (а то и психотерапевта) есть далеко не у всех и не всегда. Поэтому хочу поделиться с вами моей любимой «палочкой-выручалочкой», которой пользуюсь в ситуациях ступора и самосаботажа, а то и когда просто перестаю понимать саму себя.

Это не просто личный опыт. Технику, которую я хочу вам предложить, я активно исследовала на протяжении нескольких лет с привлечением более двухсот участников — за качество отвечаю:)!

Почему мы впадаем в ступор

Часто причина происходящего с нами кроется в скрытых ассоциациях и внутреннем эмоциональном заряде.

Мое спонтанное, начавшееся как эксперимент и внутренняя игра, исследование, привело к знакомству с современной нейробиологией и когнитивной лингвистикой.

Вот что научные труды говорят об устройстве нашего мышления:

Чтобы выявить причины внутреннего ступора и суметь его преодолеть самостоятельно, я предлагаю выявить глубинные ассоциации к нужному понятию или ситуации и посмотреть, какой эмоциональный заряд они в себе носят.

Упражнение «16 ассоциаций»

Это упражнение, которое помогает сделать это быстро, мягко и хитрО. Ведь наш мозг обожает выстраивать психологические защиты, чтобы уберечь нас от по-настоящему неприятных и болезненных для психики вещей. Это упражнение, основанное на методе свободных ассоциаций Юнга. Плюс я дополнила его фишками и ключами, которые я нашла в ходе своего исследования.

В узком смысле это упражнение направлено на поиск глубинной ассоциации к какому-то одному важному именно для вас слову, понятию или образу. Если брать более широко (я люблю делать именно так) — это способ переписать «ментальный код», перепрограммировать собственное мышление.

С помощью «16 ассоциаций» можно:

  • построить карту своих ассоциативных связей;
  • отловить деструктивные ассоциации, словно компьютерные вирусы;
  • увидеть корень проблемы;
  • усилить осознанность;
  • получить инсайт.

Вам понадобится лист бумаги, ручка и около получаса свободного времени в тишине. Лист расположите горизонтально и проставьте слева столбиком цифры от одного до шестнадцати.  Это поможет вам сфокусироваться и не запутаться при выполнении упражнения.

Первый этап

Создайте запрос — опишите словом или словосочетанием проблему или задачу, которая вас волнует, и решение которой улучшит качество вашей жизни в ближайшей перспективе. Сформулируйте ее одним словом или коротким словосочетанием.

Например, вы никак не можете сесть за написание диплома — тогда возьмите слово «диплом». Ваша текущая работа начала вызывать негатив? Возьмите слово «работа».

Чтобы сделать результат более глубоким, выпрямите спину, сделайте пару глубоких вдохов и выдохов и переведите внимание внутрь, в низ живота. Поверьте, это работает.

Первый вопрос для самокоучинга:

Запишите в верхней части листа слово, которым вы описали вашу проблему/задачу.

Второй этап

Вдохните-выдохните и посмотрите на написанное слово.

Подумайте об этом понятии как о том, что имеет отношение лично к вам, и как об отвлеченном понятии. А теперь запишите 16 ассоциаций к этому слову, которые приходят к вам в голову. Отпустите себя, запишите все слова. Не выбрасывайте слово, даже если оно кажется вам неподходящим — раз оно пришло к вам в голову, значит, это ваша ассоциация.

Третий этап

Теперь соедините слова попарно, как на фотографии: первое со вторым, третье с четвертым и так далее.

Сейчас начинается настоящая работа. В ней два правила, и первое — это честность. Чем честнее, чем искреннее вы будете с собой, тем более мощный эффект получите в результате.

Второе правило: слова не должны повторяться. Если какое-то слово будет возникать в ходе упражнения два или более раз, запишите его отдельно внизу страницы. Потом я расскажу, что с ним сделать.

Когда слова объединены, начинайте работать с каждой парой отдельно, без привязки к основному слову (тому, которое обозначает ваш запрос).

Для каждой пары слов найдите общую ассоциацию — слово, которое объединяет эти два лично для вас. Помните про внутреннюю честность? Ищите ту общую ассоциацию, которая будет именно вашей. Прислушивайтесь к себе и своему телу.

Читайте также:  Драматически-экспрессивный комплекс - психология

Найденное слово откликается вам? Это именно оно или можно сформулировать точнее? Используйте существительные, глаголы и наречия.

Как помочь себе, если объединяющая ассоциация не находится?

Визуализируйте: представьте каждое слово из пары в виде образа, мысленно отойдите назад и посмотрите на них со стороны. Что их объединяет? Может быть, они являются (или не являются) частью чего-то большего? Может быть, в каждом из этих образов есть общий кусочек, общая часть? Какой это образ? Как назвать его одним словом?

Прислушивайтесь к ощущениям в теле: выпрямите спину, расслабьте плечи, переведите внимание в низ живота и в ноги.

Если вы плохо визуализируете, можете искать объединяющую ассоциацию через ощущения.

Почувствуйте, какие ощущения в теле вызывает первое слово из пары? А теперь — какие ощущения вызывает второе слово? Что общего между этими ощущениями? С чем они ассоциируются? Опишите это одним словом.

Проверка на честность: когда объединяющая ассоциация для пары слов нашлась, прислушайтесь к себе и к своим ощущениям в теле: это то самое слово? Или есть более точное, именно для вас?

Четвертый этап

У вас получилось восемь слов. Объедините их снова скобками попарно и повторите то же самое, что и в третьем этапе. Помните, что слова не должны повторяться. Если слово повторяется, запишите его внизу и ищите еще одну ассоциацию. Ищите именно ваши слова.

Когда у вас получится четыре слова, повторите то же самое. Обращайте внимание на возникающие ощущения в теле и эмоции. Фиксируйте их, как сторонний наблюдатель, и продолжайте работу.

Теперь объедините получившиеся два слова в одно. Это последнее слово и есть ваша глубинная ассоциация.

На всех фотографиях — мой реальный запрос. Я привела свой личный пример.

Некоторое время назад я поймала себя на том, что приходящая мне на почту рассылка с объявлениями об интересных мастер-классах и вебинарах стала портить мне настроение. А еще я никак не могла заставить себя позвонить в университет, чтобы узнать подробнее о новых программах…

Я сделала свои любимые «16 ассоциаций» и получила глубинную ассоциацию — депрессия!

Упс, какой неожиданный результат! Да, это имело смысл — учеба стала вызывать у меня депрессию. Это именно то, что я чувствовала.

О’кей, и что с этим делать? Давайте посмотрим.

Как работать с результатами

Первое и главное: разделить «мух» и «котлеты». Помните, что все эти слова — всего лишь ассоциации. Депрессия на самом деле не имеет ничего общего с учебой.

Второе: посмотрите на финальное слово и задайте себе вопрос: комфортно мне с такой глубинной ассоциацией или нет? Если для меня учеба ассоциируется с депрессией — как это влияет на меня и мои действия?

Финальное слово может быть и позитивным — и тогда оно может стать ресурсом: той ассоциацией и тем образом, который придает вам сил и желания действовать.

Глядя на результаты упражнения, вы можете осознать, что влияет на ваше восприятие и подсознательное отношение к ситуации. Уже одно это, как правило, дает трансформационный эффект.

Третье: определите негативные и позитивные ассоциации в каждом столбце. Напомню: их пять. Последний — из одного слова. Что обозначает каждый из столбцов?

  • Первый (16 слов) — это стереотипы и убеждения, сформированные в процессе воспитания или под влиянием окружения и среды.
  • Второй (8 слов) — это ментальный уровень: подсознательные мысли.
  • Третий (4 слова) — уровень эмоций. Обратите отдельное внимание на эмоциональную окраску каждого из этих четырех слов.
  • Четвертый уровень (2 слова) и финальное слово составляют то, что я называю «треугольником решения».
  • Финальное слово является глубинной ассоциацией, а пара слов, из которых оно появилось, может быть стратегиями решения запроса или ключевыми вопросами, которые необходимо решить, или нести информацию о выборе, который необходимо сделать.

Посмотрите, в каком столбце больше негативных ассоциаций? Что их вызвало? Откуда проистекают негативные ассоциации?

Где больше позитива? Как эти позитивные ассоциации могут помочь вам в решении вашего запроса? Да-да, уже пошли коучинговые вопросы :).

Четвертое: перепишите «деструктивный код»

Чем больше новых ассоциаций мы приложим к слову, означающему запрос, тем сильнее изменится запускаемая этим словом ассоциативная цепь. Чем ярче будут позитивные образы, чем приятнее они будут для нас (в том числе телесно — мурашки, покалывание, ощущение свободы в плечах и т.п.), тем сильнее будет эффект «перезаписи».

Можно просто повычеркивать негативные слова и заменить их на позитивные.

Эффект будет сильнее, если найти на нашей карте «поворотные точки» (первые негативные слова в горизонтальной цепочке), заменить их на позитивные и вывести новые объединяющие ассоциации вплоть до замены финального слова.

Еще более мощный эффект будет, если перед тем, как искать новые объединяющие ассоциации, вы войдете в ресурсное состояние (например, с помощью медитации).

Мне нравится этот способ, и в случае с «учебой» я пользовалась именно им. «Перезарядив» себя медитацией, я нашла новую объединяющую ассоциацию взамен негативной и вывела заново всю цепочку от нее до финального слова.

И уже на следующий день с удовольствием участвовала в вебинаре.

Пятое: посмотрите на позитивные ассоциации и спросите себя, не ограничивают ли они вас?

Что я имею в виду: например, вы работали с запросом «деньги» и получили в финале слово «достижения» и ощущение, что вот да, получение денег для вас — признание достижений, а достижения — приносят доход…

Как еще можно получать деньги? Не упускаете ли вы денежные подарки, находки, выигрыши и другие способы? Например, на своем мастер-классе я предложила участникам написать самим себе письменное разрешение на разрешение получать доход разными способами, а перед этим мы покреативили на тему, какими эти разные способы могут быть.

Этот способ помогает расширить сознание и убрать рамки.

Шестое: зафиксируйте позитивные ассоциации. Например, с помощью яркого коллажа или рисунка. Кстати, создание коллажа на тему найденных позитивных ассоциаций гарантированно добавит вам инсайтов на тему вашего запроса.

Действуйте!

Совет: сохраните исписанный лист, поставив на нем дату, и выполните «16 ассоциаций» заново с тем же словом-запросом месяца через три. Так вы сможете отследить, что поменялось.

Шеф, что делать, если в ходе упражнения слово появлялось два раза или чаще?

Например, вы работали со словом «деньги», и у вас повторялось слово «сила».

Мой опыт и мое исследование показывают, что когда слово повторяется, это означает, что запускаемая им цепь ассоциаций оказывает влияние на восприятие основного слова (запроса). В приведенном примере внутреннее восприятие силы влияет на отношение к деньгам.

Проделайте упражнение еще раз, но уже с этим (повторявшимся) словом в виде запроса, и посмотрите на результаты.

И напоследок

Современные ученые утверждают, что, вспоминая о событии, мы активируем те же самые нейроны, которые участвовали в его запоминании. Чем чаще что-то вспоминаем, тем сильнее нейронные связи и ассоциативные цепи.

Отсюда следует, что, меняя одно из звеньев цепи, мы меняем и всю цепь. А когда мы делаем это осознанно, то в буквальном смысле перепрограммируем наше собственное мышление и тренируем мозг!

Все участники моего исследования, которые стали самостоятельно и регулярно пользоваться техникой «16 ассоциаций», отмечают существенные изменения к лучшему в каждой из прорабатываемых сфер.

Когда я спрашивала своих клиентов по коучингу: «Какое упражнение или техника дали вам первый мощный толчок в продвижении вперед?», все они назвали «16 ассоциаций».

Конечно, выполнять эту технику вместе с коучем эффективнее. Хотя бы потому, что он будет независимым взглядом замечать ваши реакции и, обращая на них ваше внимание, задавать полезные вопросы, помогать войти в ресурсное состояние для «перезаписи».

Однако, далеко не у всех есть возможность пойти к коучу — как я уже говорила. Поэтому я делюсь с вами моими любимыми «шестнашками». При обычном самокоучинге, когда мы задаем вопросы сами себе, бывает сложно обойти внутренние психологические защиты.

С помощью «16 ассоциаций» это можно сделать мягким и экологичным для психики образом, даже если тема болезненная. К тому же они задают фокусировку на конкретном запросе, конкретной теме.

Лично для меня «16 ассоциаций» стали надежным инструментом саморазвития и самоисследования. Меняйте свое мышление, получайте инсайты и действуйте!

Саморазвитие #Письменные практики #Психология #Самоисследование 

Источник: http://interesno.co/myself/cad775ed69c7

Ассоцианизм, ассоциативная психология | Мир Психологии

Ассоцианизм, ассоциативная психология — общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому объяснению психических феноменов. В развитии А. можно выделить след. этапы.

  1. Предпосылки возникновения А.: выделение ассоциации как объяснительного принципа (О. п.) для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения (IV в. до н.э. — нач. XVIII в.). Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон и Аристотель. Впоследствии принцип ассоциации использовался для понимания процессов овладения своими страстями (Р. Декарт), приобретения опыта (Т. Гоббс), некоторых особенностей «движения мысли» (Б. Спиноза), возникновения предрассудков и «ложных идей» (Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли). У Д. Юма ассоциация становится О. п. всей познавательной сферы психики. В этот период возникает и сам термин «ассоциация» (Локк).
  2. «Классический А.» (середина XVIII — нач. XIX в.). В этот период возникают законченные системы А., в которых ассоциация выступает О. п. психики вообще (Д. Гартли, Т. Браун, Джеймс Милль). Назвав свою ассоциативную концепцию «ментальной механикой», Милль тем самым подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущений или представлений).
  3. Середина XIX — нач. XX в. Нач. кризиса А. в теории и разработка отдельных идей А. в экспериментальных и практических исследованиях. В теории закрепляется положение о невозможности свести «законы духа» к механическим законам и выдвигается требование «обратного» введения в концепцию А. активности субъекта, Я («ментальная химия» Джона Стюарта Милля, «творческие ассоциации» А. Бэна); предпринимаются попытки рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте (Г. Спенсер). В экспериментальных исследованиях и практике идеи А. используются для объяснения законов памяти (Г. Эббингауз), в диагностике патологических изменений психики (Э. Крепелин, Э. Блейлер), в исследованиях мотивации (З. Фрейд), в практике судебной экспертизы (ассоциативный эксперимент) и др.
  4. 1900-1920-е гг. Окончательное исчезновение А. как направления и ассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики. Общепризнанной становится мысль о том, что «ассоциация — это вообще не столько «механизм», сколько явление, — конечно, фундаментальное, — которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов» (С.Л. Рубинштейн). Критический анализ основных идей А. содержался практически во всех основных психологических направлениях XX в. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Ассоцианизм — одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты А. были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации.

В XVII веке эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм предстал в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого.

В XVIII веке принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, с другой — Д. Гартли создал систему материалистического А. В начале XIX в.

появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль). Утвердилось воззрение, согласно которому:

  1. психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов — ощущений, простейших чувствований;
  2. элементы — первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают посредством ассоциаций;
  3. условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов;
  4. закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.
Читайте также:  Активность личности - психология

Ассоцианизм был преобразован на новой основе благодаря успехам биологии и нейрофизиологии. Г. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И.М. Сеченов — в учении о рефлексах головного мозга. Эволюционный подход Г. Спенсера внес в А.

проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80–90-е гг. XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.). Вместе с тем была показана ограниченность механистической трактовки ассоциации.

Детерминистские элементы А. были восприняты в трансформированном виде учением Павлова об условных рефлексах, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом.

Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии (в частности, проблема смысловых ассоциаций, их роль в обучении и т.д.) (см. также Ассоциативный эксперимент).

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Ассоцианизм (лат. associatio — соединение) — общий принцип, разработанный в первую очередь в работах философа и работорговца Д.

Локка и утверждающий, что высшие психические или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых элементов.

Следует отметить, что этот принцип определённо содержит возможность упрощения или редукционизма, особенно в том, что касается психической деятельности и личности человека.

Психическое, как утверждают многие исследователи, не может быть сведено к комбинации нейрофизиологических процессов, рефлексов или поведенческих реакций, как в этом были убеждены или продолжают придерживаться такой позиции даже выдающиеся учёные в области физиологии и поведения человека. Д. Локку противостоял Ж.Ж. Руссо со своей концепцией развития, утверждающей приоритет свойственных человеку внутренних тенденций развития.

Психологический словарь. И. Кондаков

Ассоциативная психология

  • Словообразование — происходит от лат. associatio — соединение и греч. psyche — душа logos — учение.
  • Авторы — ведет свое начало с Т.Гоббса, Д.Юма, Дж.С.Милля.
  • Категория — ряд психологических направлений.
  • Специфика — была ориентирована на строго причинный анализ психики. Единицей анализа психики была признана ассоциация, как связь между двумя или более психическими образованиями. Сложные психические процессы трактовались как результат соединение простых элементов (ощущений, представлений). Существенные результаты были достигнуты прежде всего в области психологии обучения. В своем развитии прошла ряд этапов: — выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания. — классический этап, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.- экспериментальный и практический этап, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.
  • Литература — Ивановский В.Н. Ассоциационизм психологический и гносеологический. Казань, 1909

Оксфордский толковый словарь по психологии

Ассоцианизм — понятие, которым обычно обозначаются философское или психологическое учение, утверждающее, что высшие мыслительные или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых мыслительных или поведенческих элементов.

Ассоцианизм скорее не какая-то определенная научная школа, а в большей степени – общий принцип, который служит основой для развития ряда конкретных теорий.

Истоки его обнаруживаются еще в гносеологии Аристотеля, который в своем сочинении о памяти выделил три «соотношения» элементов, ведущих к образованию ассоциаций: сходство, контраст и смежность.

Ассоцианизм в действительности имеет две исторически важные линии: философскую м научную, Философская лучше всего представлена английскими эмпиристами (Локк, Беркли, Юм, Джон Милль и Джеймс Милль и т.д.). С их сильным антинативи-стским уклоном они нуждались в мощных принципах, которыми можно былс бы объяснять сложную умственную жизнь, обращаясь только к опыту.

Гоббс был первым, кто предположил, что Аристотелевские «соотношения» могут служить ассоцианистской моделью человеческого познания. Ассоцианистс-кий подход претерпел множество вариаций и дискуссий, проводившихся разными поколениями представителей эмпиризма, и достиг высшего уровня развития в работах Хартли и отца и сына Милль.

Научный подход начался с первого экспериментального исследования памяти, проводившегося Эббинга-узом в 1885г. Обращение к экспериментальным данным для того, чтобы подтвердить доктрину ассоцианизма, продолжалось в исследованиях условных рефлексов Павлова и работах Торндайка, посвященных «коннективизму» и, наконец, было положено в основу созданного Уотсоном бихевиоризма.

Это направление отличалось от более раннего философского подхода по нескольким позициям.

  • Во-первых, примитивными элементами, соотношение которых рассматривалось, стали не «идеи» или «ощущения» как раньше, но операционально определяемые стимулы и реакции.
  • Во-вторых, если раньше в центре внимания был рационалистический анализ уже сформированных ассоциаций – вид интроспекционизма, то позже внимание было сосредоточено на том, как формируются ассоциации.

Таким образом, научение стало одной из наиболее интенсивно исследуемых областей в психологии. Третье различие касается данных, которыми оперировали ученые.

Если раньше это были явления сознания, доступные в основном через интроспекцию, то потом ученые обратились к объективно измеряемым поведенческим актам.

В то время как не было никакой школы, которая когда-либо носила бы название ассоцианизм», этот принцип оказался одним из наиболее стойких теоретических механизмов. Основные положения ассоцианизма в последние годы были возрождены в когнитивистике и обозначались термином коннек-ционизм (2).

предметная область термина

Афизиологический ассоцианизм — один из вариантов ассоцианизма, отъединивший ассоциацию от ее телесного субстрата и представивший ее в виде имманентного принципа сознания. Представлен в работах ряда психологов и философов (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль):

  1. психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов — ощущений, простейших чувствований;
  2. элементы — первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают посредством ассоциаций;
  3. условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов;
  4. закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/associanizm-associativnaya-psihologiya

Ассоциация — диссоциация

Одно из довольно интересных субмодальных различий – это ассоциированное или диссоциированное восприятие ситуации. Если воспринимать ситуацию являясь участником, «своими глазами», то говорят об ассоциации, если же воспринимать себя «со стороны», то говорят о «диссоциации».

Ассоциация: вижу ситуацию своими глазами.

Диссоциация: вижу себя в этой ситуации со стороны.

Диссоциированно видеть себя можно разными способами: из-за уха, сверху, сзади, справа, слева…

ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

При ассоциированном восприятии мы участвуем в ситуации, переживаем её изнутри. При диссоциированном восприятии – оцениваем происходящее в ситуации как посторонний наблюдатель.

Играть в футбол, чувствовать волнение, напряжение в мышцах, ветер на лице

или

смотреть кино про то, как играл в футбол, оценивать игру как зритель.

В первом случае (ассоциация) мы в том числе получаем доступ к внутренним (напряжение мышц, напряжение в груди), тактильным (ветер на лице) и метаощущениям (восторг, злость, раздражение, счастье).

Во втором случае (диссоциация) – только к метаощущениям, при чём эти ощущения сообщают об оценке «моего поведения в ситуации»: нравится – не нравится, хорошо – плохо, раздражает, восторгает и т.д.Диссоциация позволяет «отключиться» от ситуации, оценить её относительно спокойно.

Ассоциация же позволяет «быть в ситуации».Например, в большинстве случаев, диссоциация от неприятных ситуаций позволяет резко снизить интенсивность переживаний. Но диссоциация от приятных ситуаций – это эффективный способ сделать свою жизнь «серой».

У меня была одна клиентка, которая постоянно диссоциировалась во время секса. Описывала она это приблизительно так: «Я вижу двух людей занимающихся сексом. Ну а я тут при чём?»

Диссоциация даёт возможность более отстранённого восприятия ситуации, что может быть полезным при восприятии неприятных ситуаций или если вам нужно более взвешенно воспринимать ситуацию с большой эмоциональной вовлечённостью: воспоминания о сложном разговоре с начальником, падение с велосипеда.

К тому же диссоциация может быть полезна, когда нужно оценить своё поведение или внешность. Например, при выборе одежды. Или в бальных танцах.Ассоциация же позволяет получить доступ к эмоциям внутри ситуации.

Это может быть полезным при воспоминании о приятных ситуациях или для большей эмоциональной вовлечённости в текущую ситуацию: вкусный обед, приятный разговор с друзьями, секс…В большинстве случаев диссоциация связана с визуализацией, потому что это всегда конструирование. Визуально это сделать намного проще.

Вы себе придумываете, как выглядите «со стороны».

Именно поэтому Кинестетики более склонны к ассоциациированному восприятию событий, а Визуалы – к диссоциированному.

При этом обычно под диссоциацией понимают «вид себя со стороны». Если вас в картинке ситуации нет – то речь о диссоциации не идёт.

Но можно диссоциироваться аудиально: представьте, что слышите свой голос «со стороны». Например, записанный на диктофон. Но это несколько сложнее, по крайней мере для людей нашей культуры.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Ассоциация

Диссоциация

Воспринимаю ситуацию как участник.

Воспринимаю ситуацию как наблюдатель.

Вижу своими глазами
Сам говорю

Вижу себя со стороны
Слышу себя со стороны

Единственно возможный вариант

Может быть несколько способов восприятия

Внутренние, тактильные и метаощущения.

Только метаощущения.

Речь о себе от первого лица:
— Я думаю, что…

Речь о себе от третьего лица: — Он думает, что…

— Иван Петрович думает, что…

Визуальное и/или аудиальное вспоминание

Визуальное и/или аудиальное конструирование

Если же воспринимать диссоциацию именно как «эмоциональное отсоединение от ситуации», то уход в дигитальный канал – это тоже вид диссоциации: «Я думаю, что в этой ситуации мои поступки не обладали взвешенностью и осторожностью».Ещё один из достаточно простых способов диссоциироваться от ситуации – описать процесс при помощи номинализаций. Сравните:

— Я сегодня разговаривал с Аней.
— У меня сегодня был разговор с Аней.

МНОГОМЕРНАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

Диссоциация может быть многомерной – мы ведь можем представить себя, наблюдающего за собой (двухмерная диссоциация). А можно наблюдать за собой, наблюдающим за собой (трёхмерная диссоциация). И так далее.

Каждый дополнительный уровень диссоциации позволяет уменьшить вовлечённость в ситуацию и переживания, с этим связанные.

Многомерная диссоциация используется в случае с сильными травмирующими переживаниями, фобиями – так, многомерная диссоциация является одним из важных компонентов техники «Быстрое лечение фобий».

АССОЦИАЦИЯ В ДРУГОГО

Ещё один способ использования ассоциированного состояния – ассоциация в другого человека, то есть вы «вживаетесь» в чужой образ.

Это основа актёрского мастерства – становиться кем-то другим. Есть много историй, как готовясь к роли, актёры долго вживались в ситуацию. Когда Ричарду Гиру предстояло сыграть адвоката, он несколько месяцев перед этим проработал в юридической конторе.

Ассоциировавшись в другого человека, можно «изнутри» понять его цели, намерения, мысли, смоделировать его дальнейшее поведение или реакцию в определённой ситуации. Вы можете «встать на место» вашего кота, свекрови, партнёра по переговорам, продавщицы в магазине, президента и т.д.

Я-Сам (подчинённый): — Я попросил дать мне отпуск прямо сейчас. А он отказал. Ну не всё ли ему равно, когда я пойду в отпуск? Просто жлобство какое-то!Я-Начальник: — Иванов просит отпуск. А нам нужно сдавать заказ через две недели. При этом, если я ему дам отпуск сейчас, я не смогу отказать Петровой и Сидорову – они тоже захотят.

Тогда вообще всё кувырком пойдёт. А он ведь меня жлобом сейчас считает!

Конечно, это не настоящие мысли и переживания другого человека, а их моделирование вашим бессознательным.

Есть много фраз, описывающих ассоциацию в другого: «посмотри на это его глазами», «встань на его точку зрения», «посмотри с моей стороны», «походить в чужих башмаках», «вжиться в его образ».

Ещё одно применение ассоциации в другого, это подстройка – если вы ассоциируетесь в образ человека, находящегося с вами в одной комнате, то скорее всего вы под него довольно хорошо подстроитесь. Правда, при этом вам нужно себя «отпустить», чтобы бессознательное нашло наиболее удачное невербальное проявление состояния – позу, голос, движения.

Источник: trenings.ru

Источник: http://realFAQ.ru/discussion/11995/associaciya-dissociaciya

Ссылка на основную публикацию