Валеология — психология

Раздел 4 валеологического аспекты психического здоровья

Валеология - психология

Психика — сфера мышления, чувств и эмоций, интеграция этих отдельных автономных систем в целостную личность. Психическое здоровье, вместе с физиологическим, входит в общий здоровье

Первопричина, которая является толчком к различным заболеваниям и неадекватных форм поведения, в первую очередь, связана с психикой. Саморазвитие, рост человека — это помощь не только себе, но и окружающим (Тогда это. Эбе, и вокруг тебя сохранятся тысячуі).

«Потому что здоровье — это еще не все, но все без здоровья — это ничто»(Сократ)

Декарт видел здоровье души в способности познавать истину

Признаками здоровья личности является умение человека регулировать свои поступки и поведение в рамках социальных групп, ее способность к саморегуляции, т.е. умение в бодром состоянии управлять психикой, правильно и а сознательно оценивать субъективное и объективное»Яot;Я».

Современные западные психологи считают, что самоуважение и степень выраженной озабоченности являются одними из важнейших показателей психического здоровья

ФМ. Достоевский как критерий психического здоровья рассматривал адекватное восприятие окружения, сознательное совершение поступков, целеустремленность и активность

Американский психолог. Маслоу считает, что здоровый человек — это прежде всего человек счастлив, которая живет в гармонии сама с собой, не чувствует внутреннего разлада, способна защищаться, но первой не нападать ни на ког.

. Валеологический аспект психического здоровья — это управление состоянием психики (мышлением, чувствами, эмоциями) с элементами самопознания и психического оздоровления. Мышление может быть сознательным и бессознательным

Сознательное мышление — это качество ума, когда проявляется возможность выразить результаты словом (существенные признаки вновь сформированного понятия, закономерности), а также средства и приемы, с помощью которых было получено этот результат это способность идеального воспроизведения действительности в сознанииі.

Подсознательное мышление проявляется в том, что человек не может рассказать, как она решила задачу (хотя сделала это правильно), не видит своих ошибок, не в состоянии указать на признаки и качества, на которые во она опиралась, не давала соответствующих.

Психическое здоровье ассоциируется с такой целью существования человека, как потребность в самореализации, то есть обеспечении сферы жизни, которую называют социальной.

Человек себя может реализовать в обществе тогда, кол ли имеет достаточный уровень психической энергии, которая определяет ее работоспособность (силы), и, в то же время, достаточную пластичность и гармоничность психики, которые позволяют ей адаптироваться в обществе, быть аде кватною его требованиям.

Кроме силы (мощности) и гармоничности психического здоровья, для здоровой личности характерна устойчивая»Я-концепция»позитивная, адекватная, стабильная самооценкаа самооцінка.

В практических условиях в аспекте социальной адаптации важнейшим показателем является психическая адекватность (гармоничность) по сравнению с другими характеристиками психического здоровья (уровнем психической энергии й,»Я-концепции»ією»).

Валеогенез (формирование, развитие и закрепление здоровья) на психическом уровне следует рассматривать под углом способности психики к самореализации (самовосстановления, само-обновления и саморегуляции). Чем пота ужниши эти механизмы, тем выше динамическая устойчивость психики.

Но на психическом уровне эти механизмы осознаются, а не являются автоматическими, как это мы наблюдаем на телесном (физическом) уровне, т.е. в псих ичной валеогенези эти механизмы находятся под контролем воли. Человек способен сознательно помочь себе в решении психических проблемойлем.

. Структура психики

По современным представлениям психика человека имеет сознательную и бессознательную части. На сознательную приходится почти 10%, на бессознательную — до 90%, она в в свою очередь делится на подсознательную и надсвидому

Подсознание — это психические процессы, не представлены в сознании, то психический опыт, который человек приобрел и несет в себе. Этот уровень связан с нашим биологическим существованием (через подкорковые структуры ктуру мозга).

Сверхсознание — это высшие уровни психики, которых человек пытается достичь, потому что чувствует в себе их присутствие

Сознательная часть психики, согласно. КГ. Юнгом, имеет. Эго (наше представление о себе) и личность (как мы подаем себя обществу)

В структуре подсознания различают два важных уровне -. Тень и. Анима (Анимус, то есть душа). В. Тени находятся те черты нашей личности, которые мы не хотим демонстрировать (открывать) другим людям.

Если в одному человеку не нравится что-то в поведении другого человека, то это свидетельствует о том, что такую ??же тенденцию она в глубинах своего подсознания. В.

Тени фиксируются все последствия психических стрессов, психологических огични травмы, комплекскси.

Анима — это проявление подсознания, т.е. противоположное. Тени

Сверхсознание, по. Юнгу, — изображение человека таким, каков он есть в действительности, без прикрас, правдивым. Я, иррациональным ощущением себя, не связанным с личной сферой

Сознательная часть психики проявляется знаковыми системами (словами, буквами), пользуется законами формальной логики и проявления базируются преимущественно на работе левого полушария головного мозга (второй сигнальной на система).

Подсознательная часть психики имеет другой язык — язык символов, образов, она обеспечивается прежде деятельностью правого полушария

Интегральная личность человека состоит из многих субличностей, проводящих отдельные качества, отдельные жизненные программы. Они могут быть в разных взаимоотношениях друг с другом (гармонии, взаемодопо. Омогой или конфликта). Каждая из них в целостной структуре психики выполняет неповторимую роль, а при изменении любого. Субос-бистости меняется вся психика человекни.

Тем фактором, который гармонизирует психику, является. Высшее (настоящее. Я). Оно дает ощущение цели жизни, правильности пути, совести, долга и других высших проявлений психики

Второй по значимости аспект — субоособистисть»моя внутренний ребенок»В каждом взрослом человеке живет маленький ребенок с его личным опытом, проблемами, вынесенными из детства, желанием иметь защиту и л любоист і любов.

Поэтому особое значение имеет становление психики в период роста и развития человека для других этапов жизни. Первый психический опыт является фундаментом (матрицей) дальнейшего развития

Каждая субличность имеет сознательную и бессознательную часть

Источник: https://uchebnikionline.com/medecina/valeologiya_-_griban_vg/valeologichni_aspekti_psihichnogo_zdorovya.htm

Социальные, медицинские и психологические аспекты валеологии

Социальные, медицинские и психологические аспекты валеологии

Валеология (valeologia – лат здравствовать, быть здоровым) – наука о здоровье. Впервые термин, предложенный проф. И.И. Брехманом в 1980 г.

, оказался довольно актуальным, емким и в настоящее время оформляется в науку – науку фундаментальную и необходимую, в первую очередь, своей нужностью для людей, которые хотят посвятить себя обучению, воспитанию, профилактической работе, лечению и психофизической реабилитации подрастающего поколения.

Это, в первую очередь, относится к студентам педагогических вузов, ибо будущая трудовая деятельность педагога – это проблема научить, обучить, привить навыки и умения своим ученикам, как правильно, вернее, как нужно и необходимо сохранить свое здоровье. Это – основа существования, творческая жизнь, жизнь созидательная, встреч, радостей и огорчений, жизнь – ради чего ты родился и должен жить.

Для этого «надо поменять поток сознания людей…», как говорил Порфирий Корнеевич Иванов, известный народный мыслитель, один из пионеров природного оздоровления человека. Он же в своих «Детках» завещал: «Зачем болезнь лечить, если можно ее в тело не пускать?» (12 сводов).

Процитировав так называемого Учителя, сославшись на известного американского ученого Поля Брэгга или напомнив о выдающемся вкладе ученых прошлого столетия И.П. Павлова, И. И. Мечникова и др., или наших современников – И.В. Давыдовского, Я.С.

Френкеля и многих других, разработавших и оставивших многочисленные труды о сохранении здоровья, продлении жизненного потенциала и долголетия, не хочется ограничить себя и читателя рамками теоретических и практических воззрений, проверенных жизнью.

Важно понять это с первых шагов обучения, сознательно внушить себе, что полученная информация на лекциях и семинарских занятиях полезна, правдива и обоснована, проверена опытом жизни и может быть полезна для Вас, как будущих педагогов.

Наш предмет прост на слух. Вроде бы все известно о сохранении здоровья, тем более, ежедневно поток информации по телевидению, радио, разноликой прессе, многочисленным лоточным изданиям, которые буквально захлестнули нас в последнее время, можно найти все и обо всем – как рожать, кого и как любить, чем питаться и наслаждаться, сколько жить и чем лечиться… и т.д. и т.п.

Хочу сразу предупредить и настроить на будущее – наука валеология – это здравствовать, быть здоровым. Значит, будет даваться информация правдивая, научно обоснованная и полезная.

Ваша задача – осмысленно воспринимать ее, возможно оппонировать, но твердо знать, что ее можно нести в жизнь, т.е. использовать в будущей педагогической практике.

Многие термины, понятия о нашей науке трактуются с медицинских, социальных, психологических и физиологических позиций, поэтому считаю необходимым дать научно обоснованное разъяснение, расшифровку их.

Это, в первую очередь, делается с целью педагогических и этических норм, ибо только на кафедре физиологии, экологии и медицины Вам профессионально расскажут о значимости тех или иных терминов. Это важно для педагогов еще и потому, что полученная информация применяется и используется в практике названных наук.

И Вам не придется краснеть, когда «интеллектуал» в возрасте 5-7 лет и чуть старше задаст Вам слишком «острый вопрос» открытым текстом, например, о беременности, сексе, половых извращениях или о наркомании и курении, потому что на наших лекциях Вы получите обширную, повторяю, информацию о концепциях здоровья и здорового образа жизни, социально и психологически значимых факторах, категориях, специфике, особенностях, правилах, обычаях и традициях. В лекциях рассматриваются вопросы, связанные с культурой общения, профилактикой и причинами болезней цивилизации, видами и способами питания, сексуального общения, экологических и экстремальных влияний на здоровье.

Значительное место в сохранении здоровья играет режим труда и отдыха, двигательной активности. В нашей компетенции – дать Вам информацию о рождаемости, периодах полового созревания, психогигиене взаимоотношений в семье, профилактике детских, инфекционных и венерических заболеваний.

Особое внимание будет уделено вопросам, связанным с долголетием и возможностями продления психической и физической работоспособности в различные возрастно-половые периоды, зависящие от образа и стиля жизни индивидуума.

Источник: https://psyera.ru/4879/socialnye-medicinskie-i-psihologicheskie-aspekty-valeologii

Валеология. Валеология

Валеология. Валеология

С самого момента ϲʙᴏего появления на Земле человек проявляет особое внимание к познанию самого себя. При этом несмотря на многие тысячелетия упорных усилий, он до настоящего времени не может дать окончательные ответы на многие стороны ϲʙᴏей сущности и бытия.

Пожалуй, в первую очередь ϶ᴛᴏ относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности — здоровью. Как ϶ᴛᴏ ни парадоксально, но до относительно недавнего времени вообще не существовало науки о здоровье. Лишь в конце XX столетия российский ученый И.И.

Брехман одним из самых первых заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинскою valeo «здоровье», «быть здоровым»).

С тех нор валеология как научное направление и как учебная дисциплина получает все более широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами.

К настоящему времени можно следующим образом определить основные понятия, характеризующие валеологию:

Предметом валеологии будет индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В ϶ᴛᴏм заключается одно из важнейших отличии валеологии от профилактических медицинских дисциплин, большинство из кᴏᴛᴏᴩых разрабатывает всеобщие для данного контингента рекомендации.

Объектом валеологии будет практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек. Подобная характеристика валеологии ставит ее в особое положение, потому что именно такой контингент людей не будет объектом изучения ни одной другой науки.

Методом валеологии будет качественная и количественная оценка здоровья н резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения.

Количественная оценка индивидуального здоровья будет сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет лежащий в основе медицины качественный анализ.

Характеристика здоровья на количественной основе дает возможность динамической оценки уровня индивидуального здоровья и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих корректив являющегося его базисом образа жизни.

Целью валеологии будет максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней п внешней среды.

В ϶ᴛᴏм отношении в теоретическом плане целью валеологии будет изучение закономерностей формирования здоровья и разработка путей моделирования н достижения здорового образа жизни.

В практическом же плане цель валеологии заключается в разработке мер и путей сохранения, укрепления и формирования здоровья.

Задачами валеологии будут:

  • Изучение закономерностей формирования здоровья человека.
  • Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
  • Формирование установки на здоровый образ жизни.
  • Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Взаимосвязь валеологии с другими науками. Отметим, что каждому этапу развития человеческого общества ϲʙᴏйственен определенный прогресс развития науки. В значительной степени ϶ᴛᴏ относится к наукам о здоровье человека.

При этом сами понятия здоровья и обеспечивающих его факторов настолько сложны и многогранны, что оказались предметом рассмотрения многих наук, каждая из кᴏᴛᴏᴩых изучает исключительно определенные аспекты данных основополагающих вопросов.

В результате изучение проблем здоровья и путей его обеспечения оказалось предметно разорванным. Вобрав в себя достижения многих наук (рис.

1) и взяв за основу достижения науко человеке биологии, генетики, физиологии, психологии и многих других сторон его жизнедеятельности валеология создает интегральное знание по диагностике, прогнозу и управлению здоровьем человека.

Читайте также:  Как укрепить чувство уверенности в себе - психология

Рисунок № 1. Взаимодействие валеологии с другими науками

Особенно тесные взаимоотношения складываются у валеоло- пш с медициной, кᴏᴛᴏᴩая содержит в себе отрасли, занимающиеся отдельными вопросами обеспечения здоровья, в частности санологию и гигиену.

Но валеология, как уже отмечалось, имеет ϲʙᴏи собственные характеристики как самостоятельная наука (проблему, предмет, объект, метод и т.н.

), по϶ᴛᴏму между данными науками существуют и принципиальные различия (табл. 1).

Таблица 1. Сопоставление определяющих признаков наук о здоровье человека (Ю.К. Бахтин с соавт., 1989)

Определяющие признаки науки Медицина(клиническая, профилактическая,теоретическая, экспериментальная) Гигиена (общая, коммунальная,социальная, радиационная, питания, труда, подростковая) Не стоит забывать, что валеология(медицинская, педагогическая, психологическая, экологическая, возрастная)
Основные направления науки Избавление человека от заболеваний, их диагностика, лечение и предупреждение Исследование и поддержание здоровых условий жизнедеятельности человека и среды его обитания Формирование, укрепление и сохранение здоровья человека
Основная концепция, доктрина Человек и его заболевания Человек в оптимальных условиях жизнедеятельности и среды обитания Человек и его здоровье, здоровый образ жизни
Объект изучения Человек, подверженный заболеваниям Среда обитания и условия жизнедеятельности человека Практически здоровый человек
Предмет исследования Болезни человека, их причины и механизмы развития; диагностика, лечение и профилактика заболеваний Здоровые условия жизнедеятельности человека и оптимальные характеристики среды его обитания Здоровье человека и его резервы; их оценка, развитие и укрепление функциональных возможностей человека
Методы исследования Методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний человека Методы исследования, создания и поддержания оптимальных для здоровья характеристик среды и условий жизнедеятельности Методы количественной и качественной оценки резервов здоровья, профилактики их снижения и коррекции их отклонений от нормы
Пути достижения цели и результатов Снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения Снижение заболеваемости, травматизма и инвалидизации населения Укрепление здоровья через формирование ЗОЖ населения

Как видно из представленной таблицы, валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека.

Это отличие состоит по сути в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек в то время, как у медицины болезнь и больной, а у гигиены среда обитания и условия жизнедеятельности человека. Вот почему, как отмечает В.П.

Петленко (1996), валеология должна взять основные посылки Сократа («человек — познай себя») и Конфуция («человек — сотвори себя») и определить ϲʙᴏей основной стратегией «Человек, познай и сотвори себя!».

Следовательно, валеология переносит акцент в решении основополагающих проблем здоровья с чисто медицинских, определяемых воздействием на человека ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих подходов, на самого человека, на его ответственность за ϲʙᴏе здоровье! При этом следует отметить, что между валеологией и медицинскими науками в отдельных аспектах трудно провести четкую грань, разделяющую их, гак что интересы валеологии порой довольно тесно взаимопронизываются с интересами, например, гигиены, санологии и патологии.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что анализ основных исходных признаков валеологии показывает ее принципиальную специфику и определяет ее место как в проблеме здоровья человека, так и в системе наук о человеке.

Классификация валеологии

Несмотря на ϲʙᴏю очевидную молодость, в валеологии, находящейся на стыке многих наук, происходит заметная дифференциация, отражающая прежде всего специфику интересов ученых, пришедших в валеологию из различных отраслей научного знания.

Направления валеологии

Сегодня в валеологии можно выделить следующие ее основные направления.

Общая валеологии представляет собой основу, методологию валеологии как науки или области знания. Стоит заметить, что она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и вопросы биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.

От общей валеологии, кᴏᴛᴏᴩую можно рассматривать как ствол дерева науки, отходят се ветви, отрасли валеологии.

Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни, исследует внешние и внутренние факторы, угрожающие здоровью, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.

Возможно, уже в ближайшее время медицинская валеология должна будет приобрести особое место в подготовке семейных врачей, деятельность кᴏᴛᴏᴩых во многом будет ориентирована на первичную профилактику.

Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах возрастного развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено, по крайней мере, следующими обстоятельствами:

  • потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека через воспитание у него культуры здоровья;
  • проблемой негативного влияния образовательной среды на здоровье детей
  • относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ для оздоровления населения.

Основными понятиями педагогической валеологии будут валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологическая культура.

Не стоит забывать, что валеологическое образование есть непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Не стоит забывать, что валеологическое обучение — ϶ᴛᴏ процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здо|х>вья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; уϲʙᴏения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, оϲʙᴏения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.

Не стоит забывать, что валеологическое воспитание представляет собой процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения.

Не стоит забывать, что валеологические знания есть совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания.

Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание им ϲʙᴏих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития ϲʙᴏего здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих.

Не стоит забывать, что валеологическое образование связано и активно взаимодействует с другими видами образования: умственным, физическим, профессиональным, эстетическим и другими.

Задач и педагогической валеологии достаточно обширны. К основным из них следует отнести:

  • Воспитание у человека стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на базе оϲʙᴏения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.
  • Обучение человека средствам и методам оценки ϲʙᴏего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания ϲʙᴏего здоровья.
  • Не стоит забывать, что валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья людей и организация работы по их оздоровлению через систему занятий физическими упражнениями, психокоррекцию, психолого-педагогические консультации и т.н.
  • Не стоит забывать, что валеологическая оценка организации и содержания образовательного процесса в образовательном учреждении и его ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующая коррекция.
  • Работа с родителями с целью создания благоприятных условий для здоровья детей в семье.
  • Работа с педагогическим составом образовательного учреждения для создания коллектива единомышленников-педагогов, ориентированных на здоровьесберегающую профессиональную деятельность, и валеологическое образование педагогов, кᴏᴛᴏᴩые сами будут одной из самых опасных профессиональных групп риска.

Возрастная валеология изучает особенности возрастного становления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности.

Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой обеспечения здоровья через профессиональное тестирование и профессиональную ориентацию посредством построенныех на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических ϲʙᴏйств личности. Исключая выше сказанное, она рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.

Специальная валеология исследует особенности влияния различных особых, опасных для жизни человека и экстремальных факторов на здоровье человека и критерии безопасности данных факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специальная валеология тесно связана с дисциплиной «основы безопасности жизнедеятельности».

Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом.

Этот раздел валеологии имеет большое будущее, так как формирование здоровья — от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоровью — целенаправленно и последовательно может осуществляться именно в семье.

Экологическая валеология исследует влияние природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья.

В связи с данным ва- леолошя должна, с одной стороны, изучать характер влияний измененной окружающей среды на здоровье человека, а с другой разрабатывать рекомендации об оптимальном с позиции здоровья поведении человека в складывающихся экологических условиях.

Социальная валеология ставит ϲʙᴏей целью изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных отношениях социального характера с людьми и с обществом. В сфере интересов социальной валеологии и изучение состояния здоровья в социальных группах (постоянных или временных) как в целом (коллективы, группы), так и каждого из ее элементов.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/5227/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F.html

Что такое Валеология? Валеология — это… Самопознание.ру

Великие учителя прошлого не зря утверждали, что физическое, духовное, и нравственное здоровье — это одно и то же. «La vale!», — говорили в Древнем Риме, приветствуя собеседника и желая ему здоровья. Поэтому валеологию можно смело назвать интегральной дисциплиной, которая гармонично заключает в себе триаду Гармония-Любовь-Красота.

Истоки здоровья

Истоки валеологии, как науки, кроются ещё в глубокой древности. Возникшая на стыке биологии, гигиены и экологии, эта наука ставит целью укрепить как физическое, так и духовное здоровье человека.

Наши великие предки, начиная от Суворова, и заканчивая Толстым, в своё время доказали, что следование принципам здорового образа жизни позволяет не только сохранять высокую работоспособность, но и великолепно себя чувствовать хоть в тридцать, хоть в пятьдесят, хоть в семьдесят лет.

Уже в конце XX века термин «валеология» был введён в обиход отечественным специалистом И.Брехманом, который заметил, что рост смертности вкупе с общим снижением иммунитета приводит к тотальному ухудшению здоровья населения.

И чтобы предотвратить кризис в данной области, следует бороться с отсутствием грамотности в сфере здравоохранения.

Это послужило причиной для создания общей теории здоровья, в которую, помимо гигиены и биологии, включены принципы нетрадиционной медицины и философско-религиозных учений.

Невзирая на то, что эта наука не имеет единой теоретической базы, сегодня существует множество институтов валеологии, ежегодно проводятся конференции по вопросам общей теории здоровья.

Недавно ученые задались целью внедрить в школьную программу соответствующий учебный предмет. Однако, валеология приживается в нашей стране постепенно — причиной тому дефицит информированности о данной науке.

Здоровье — всему голова

Известно, что каждый человек на Земле обладает мощным интеллектуальным и физическим потенциалом. Другое дело, что вследствие катастрофического экологического положения на Земле большая часть его способностей оказывается заблокирована.

Валеология как наука нацелена на то, чтобы реабилитировать ум и здоровье человека за счёт физической подготовки, рационального питания и закаливания.

Общая теория здоровья утверждает, что чем лучше человек подготовлен физически, тем более эффективно он способен противостоять внешним вирусным атакам, тем более он устойчив к иммунодефициту.

Поэтому валеология задаётся целью укрепить здоровье посредством обучения субъекта гигиене, правильному режиму труда и отдыха, физкультурным и закаляющим навыкам, правилам здорового питания.

Результатом нарушения программных и забытых приоритетов морали и нравственности и как итог глобальной дестабилизации являются болезни и страдания

«Дайте мне точку опоры, и я сдвину землю». Архимед.

В наши дни всё большее количество людей разного возраста сталкивается с такой серьёзной проблемой, как плохая осанка. Многие не придают этому большого значения, полагая, что это — лишь косметический дефект. Но, к сожалению, неправильная осанка чревата… Читать дальше

Многие животные уже давно нашли способ продлить свою жизнь. Их эликсир молодости мог бы дать нам ключ к пониманию, как жить долго и чувствовать себя при этом в полном здравии.

Благодаря своему долгожительству и немногочисленным признакам… Читать дальше

Лишний вес приходит незаметно. Люди поправляются, когда им слишком хорошо или слишком плохо, когда появляются семейные заботы и когда нет забот, когда хочется всё попробовать и ничего не хочется. Еда — это самое простое средство для успокоения, отвлечения, поднятия и поддержания жизненного тонуса… Читать дальше

Каждый год 7 апреля во всех странах отмечается Всемирный день здоровья. Именно в этот день в 1948 году была создана Всемирная организация здравоохранения. На сегодняшний день её членами являются 194 государства.Традиционно День здоровья начали проводить с 1950 года. Все мероприятия, приуроченные…Читать дальше
Читайте также:  Расширение реакции через ассоциации - психология

Спасибо, за интерес к теме «что такое Валеология»!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/valeologiya/

Почему валеология вызывает много споров?

Валеология – наука о здоровье и о здоровом человеке. Этим она в корне отличается от медицины в целом, где в центре внимания стоят болезни и больные.

Отсюда и неоднозначное отношение к данной области знаний. Специалисты в области валеологии изучают возможности предупреждения болезни, предлагают практические методики по сохранению здоровья и его резервов, разрабатывают индивидуальные программы по здоровому образу жизни в реальных условиях экологии, хронического стресса и т.д.

В 2001 году предмет «валеология» был исключен из базового учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.

Давление общества, в основном православной церкви, сыграло ключевую роль в принятии такого решения. Оппоненты валеологии обещали, что с отменой изучения антиобщественной «псевдонауки» дети перестанут быть эгоистами, решится проблема детской распущенности, ранних сексуальных отношений, повысится уровень здоровья населения.

Прошло десять лет. Ситуация только ухудшилась. По оценкам педагогов в каждом классе 70-80 % детей имеют проблемы со здоровьем в начальной школе, а к завершению школьного образования — здоровых детей остается не более 10 %. Напрашивается вполне закономерный вопрос: о каком светлом будущем можно говорить? Или даже мечтать?

Разрабатываются новые стандарты образования, много говорят о здоровьесберегающих технологиях.

К сожалению, в реалиях современного образования  в большинстве случаев все остается только на словах и в отчетах.

  Валеология изучается сегодня только на факультативных занятиях в немногих учебных заведениях. Здоровье и детей и взрослых находится под угрозой. Хотя «валеология» – путь к здоровой нации. Почему?

Давайте поговорим об этом в данной статье. И проанализируем доводы противников валеологии, чтобы понять, кому выгодно ее забвение.

Валеология – это наука!

Обвинение валеологии в ненаучности, необоснованности снимается с помощью определения ее понятия, предмета изучения, методов изучения. Итак, валеология (от лат. valeo — «быть здоровым») — наука о здоровье.

Споры о научности – ненаучности валеологии связаны с ее интегральностью,  молодостью. И с тем, что предмет изучения валеологии – здоровый человек. А где вы видели здорового человека? Но, исходя из понимания  науки как области знаний, основанной на фактах, особом виде познавательной деятельности, то, безусловно, валеология – наука.

Чему учат в школе?

Валеологию подразделяют на медицинскую – здоровье и здоровый человек,и педагогическую — образовательная и воспитательная работа.В девяностые годы двадцатого столетия в школу пытались внедрить педагогическую валеологию,  при этом не подготовив педагогические кадры, не разработав целостный  учебно -методический материал.

В результате, в курсе валеологии стали изучаться понятия «медитация», «инь и ян», «эзотерика», нетрадиционная медицина, стали популяризироваться некоторые сектантские учения, учения Порфирия Иванова и т.д.

Поэтому обоснованная критика академической наукой и Русской православной церковьюпо поводу методов преподавания перекинулась волною на всю валеологию в целом. И вместе с водой выплеснули ребенка.

Вместо того, чтобы работать над решением конкретных проблем: кадровой, методической, содержательной – валеологию просто вывели за рамки базового учебного плана.

Новая модель поведения

Современный курс валеологии охватывает не только области гигиены, анатомии, физиологии, общей биологии, генетики, эмбриологии, гистологии, психологии, сексологии, но и помогает сформировать мировоззренческие представления. Здоровье человека воспринимается как ценность, которую необходимо беречь, а не обращать на него внимания, когда случаются сбои организма в виде болезни.

Оппоненты валеологии утверждают, что данный предмет, затрагивая  самые разнообразные понятия из разных областей естествознания, общебиологические и гигиенические знания — опережает подачу материала на 2–8 лет.

Особенный протест вызывали программы  полового воспитания. «Вместо здоровых и образованных детей мы получим идеальных потребителей контрацептивов».

Но, учитывая, развитие информационных технологий, «сексуальную революцию» в средствах массовой информации —  изучать в 14 лет анатомию человека уже поздно.

Перекладывать всю ответственность за сексуальное воспитание детей на семью – опасно. Не всем российским детям повезло с семьей. Дети найдут интересующую информацию в интернете, узнают от уличных друзей.

Только какого качества будет эта информация – большой вопрос.

Поэтому лучше специалистов, желательно с медицинским образованием, сформировать объективные представления, нужные знания у подрастающего поколения в сфере физиологии, сексологии – вряд ли кто сможет.

Конечно, нужно профессионально и ответственно выстраивать целостный подход к преподаванию валеологии для формирования новой модели поведения детей — здорового образа жизни.

Рассматривать здоровье человека не только через призму человеческого тела, организма, а не забывать о душе. Внутренний мир человека значительно влияет на на состояние здоровья.

Душевное здоровье и физическое взаимосвязаны.

Вопрос школьных перегрузок из-за введения валеологии, так же как и опасения снижения интеллектуального уровня детей – не обоснованны. Разве могут быть занятия, обучающие как сохранить свое здоровье, как ухаживать за собой, правильно чистить зубы и т.д.

— лишними? Это элементарные жизненнонеобходимые навыки, которыми должен владеть каждый. Они не менее важны, чем овладение таблицей умножения. Здоровье – основа для успешного получения образования.

  Нездоровый ребенок априори не может быть готов к любым учебным и физическим нагрузкам.

Валеология изучает резервы здоровья – дает возможность детям узнать, как ими пользоваться, как вести активный образ жизни.

  Формирование новой модели поведения подрастающего поколения заключается в том, что дети с малых лет учатся понимать свой организм, свои потребности, берегут свое здоровье сознательно укрепляя свою иммунную систему различными упражнениями.

Всегда проще заниматься профилактикой своего здоровья, нежели лечиться, исправляя последствия халатного отношения к самому себе.

Противники валеологии утверждали, что ее преподавание в широких кругах выгодно фармацевтическим фирмам (контрацептивы дети побегут покупать в бешеных количествах!).

Но посудите сами, очень небольшую долю в фармацевтическом бизнесе занимают доходы от продажи средств контрацепции (на мой взгляд, опаснее, когда ими не пользуются, чем пользуются) по сравнению, например с лекарствами против ОРЗ и гриппа.

А изучая валеологию, дети меньше болеют, потому что знают как укрепить свой иммунитет, знакомы с методами закаливания и т.д.

Ситуация, когда в России не будут закрываться на карантин образовательные учреждения в связи с эпидемией гриппа – вот это крайне невыгодно фармацевтическим кампаниям. Поэтому валеология до сих пор находится за кадром российского образования. И ее изучение – индивидуальный выбор каждого.

Источник: http://styllzhizni.ru/zdorovie/pochemu-valeologiya-vyizyivaet-mnogo-sporov

Валеология, что это такое? — Красота, Здоровье — Нетрадиционная медицина

В странах СНГ вся система медицинской помощи населению называется здравоохранением. Действительно, в советское время в поликлиниках были даже кабинеты профилактики, а выездные бригады на предприятиях проводили профосмотры.

Почти в каждой школе работал врач стоматолог, приходил педиатр и подростковый врач. Но полностью назвать нашу медицину системой охраны здоровья, здравоохранением, даже в те годы было нельзя.

Все-таки медицина, в своей основе, выявляла

Валеология — наука, занимающаяся вопросами здоровья: его сохранения, укрепления и восстановления. Понятие здоровья, как вы прочитали ранее, касается таким образом не только физического состояния человека, но и его духовного, социального статуса.

Эта наука объединяет в себя наработанные человечеством веками оздоровительные практики, новейшие достижения науки в вопросах сохранения и укрепления здоровья, психологию, социологию,  а так же медицину. В валеологии есть даже раздел — медицинской валеологии.

Сейчас ни для кого не секрет, что большинство нарушений в здоровье, начинается на духовном уровне. В связи с этим, мне хочется привести слова нашего соотечественника ленинградского врача Бориса Тайца: » Человек рожден, чтобы жить. И я подразумеваю под словом жизнь стремление развиваться.

Лишь ради развития мира духовного, мы приходим в мир физический. Нет развития без испытаний, нет испытаний без необходимости выбора между добром и злом. Эволюции человечества не происходило бы, если бы каждый из нас не двигался по пути к совершенству.

На мой взгляд, человек уходит из жизни в тот момент, когда его тело уже не может способствовать прогрессу души». Далее он пишет, что не знал ни одного человека, который будучи счастливым умирал бы от рака.

Физическое здоровье человека и его духовное состояние связаны теснейшим образом.  Профессор богословия, Алексей Ильич Осипов о развитии духовности говорит во всех своих лекциях, послушать которые я советую всем. Для этого просто зайдите на сайт Осипова и Вы приобретете для себя многое.

Валеология определяет здоровье и как гармоничное состояние души и тела. Древнейшие трактаты Индии, Китая и других стран Востока  доносят до нас те же мысли. Опираясь на эти учения, современные науки ( биологию, физиологию, биофизику, психологию и др.

) валеология определяет человека, как систему, находящуюся в неразрывной связи с окружающим миром, а значит подверженного его влиянию, которое можно использовать и на разрушение и на восстановление здоровья.

В результате мы знаем, что биоритмы в природе влияют на человека, так же, как Солнце, звезды и Луна, что нас могут восстанавлиать природные силы: камни, травы, вода, воздух. Валеология смогла объединить и древние учения и новейшие достижения, касающиеся здоровья человека.

Она разработала методы индивидуальной проверки состояния здоровья, определила типы людей, склонных к тем или иным заболеваниям по их поведению, обусловленному врожденными и приобретенными качествами. 

В советские времена были открыты крупнейшие валеологические школы в Ленинграде и Киеве. Валеология начала преподаваться в вузах, как научная дисциплина. Жаль, что мне пришлось как валеологу зарегистрироваться не в разделе «валеология», а » нетрадиционная медицина», по-этому у меня и возникло желание написать эту статью в блог.

Источник: http://www.LiveExpert.ru/journal/view/91348-valeologiya-chto-eto-takoe

Валеология — наука о здоровье?

В педагогических вузах и школах появился новый предмет — “валеология”. Официально валеология — это “наука о здоровье”. Она преподает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности.

 

На деле же во вполне здравые советы нередко вкрапливаются оккультные рекомендации и интонации. Свою связь с этим мистико-религиозным и вдобавок антихристианским движением не скрывают и сами валеологи.

Например, в одном из пособий по валеологии читаем апелляцию к такому опыту: “Валеологическая школа № 450 Санкт-Петербурга. Директор Колигман Н. И. Цель школы — формирование готовности жить и действовать в рамках международных программ “Здоровье подростка”, Health education, New Age”.

Или: “Валеолог Павлова Е.Н. в школе № 192 Санкт-Петербурга ведет семинар “Обретение внутренней силы”. Основой семинара является Наука Разума. Это Международное духовное движение”. 

По признанию валеологов, “в основу педагогической валеологии нами положены идеи единого закономерного мирового процесса, так как они наиболее адекватны современной антропокосмической картине мира, герметической философии (универсальная система знаний, философия постижения человеком глубинной философии самого себя и Вселенной, фундаментом которой являются семь герметических принципов “Изумрудной скрижали” Гермеса)”. 

Непонятно, что же именно показалось адекватным современной научной картине мира доктору педагогических наук, доценту факультета экологического и валеологического образования Государственного университета педагогического мастерства Санкт-Петербурга Л.

Татарниковой в герметических трактатах.

Стиль этих трактатов ясен из такого, например, фрагмента: “Бог-Ум, будучи муже-женщиной и являясь жизнью и светом, породил словом другой Ум –– Демиурга, который, будучи Богом огня и дыхания, сотворил семь Управителей, охвативших чувственный мир своими круговращениями, а Управление их именуется судьбой. Тотчас же Слово Божье воспрянуло от падающих вниз элементов к области чистого творения природы и соединилось с Умом-Демиургом, ибо было единосущно ему, падающие вниз элементы остались бессловесными, так что стали лишь материей”. 

Отнюдь не научность привлекла валеологов в герметизме. Наука здесь не причем. Честнее Л. Татарникова говорит в другом месте: “Валеологическая парадигма «Человек-Космос» основана на эзотерических предпосылках”. Но если таков источник валеологии, то нетрудно догадаться, какова ее цель. “Конечная цель валеологического воспитания школьников –– сформировать личность человека Ноосферы”. 

В ходе обучения дети придут к принятию оккультного пантеизма и анимизма: “И главный вывод, который делают на уроках учащиеся: Жизнь во вселенной едина и присутствует везде”.

Это принципиальное утверждение валеологов и оккультистов нужно помнить для того, чтобы миновать расставляемую ими языковую ловушку. Любимый тезис оккультистов — «нужно воспитывать космическое сознание, нужно обратить человека к исследованию Космоса».

А поскольку все знают, что живем мы в «эпоху космических полетов» и замечательных успехов астрофизики, то валеологи (рериховцы, теософы, антропософы и т. п. ) кажутся людьми, поддерживающими движение науки.

На деле же в слово «Космос» они вкладывают совершенно иной смысл: Космос (с большой буквы) для них — это мир внеземных духов, «космическая иерархия». И исследовать этот «Космос» нужно не с помощью радиотелескопов и спутников, а с помощью медитаций, «» и «видений». 

Читайте также:  Ребёфинг, ребефинг - психология

Валеологи учат общаться с некими духам. “Именно в часы общения со Вселенским разумом у девочки только и начинают шевелиться скрытые силы, что дремлют в душе юной женщины”. А уж что стоит за словечком “Вселенский разум” у современных оккультистов –– хорошо известно.

И потому совсем не удивляешься, когда замечаешь, что контакт с этим “разумом” почему-то связан с возбуждением половой сферы: “Всестороннему осмыслению в старших классах идей русского космизма, философии свободного духа способствует осмысление в курсе «Валеология интимных отношений» идеи существования в мире единых первооснов и соборной духовности антирелигий”. Понимает ли сама г-жа доцент, что она имеет в виду, когда пишет о “антирелигиях”? 

Впрочем, во что верит валеология и из какого источника черпает она свое вероисповедание, и не скрывается. “Вот чему учит нас древняя Мудрость Востока. Наша планета, как и всякая другая, состоит из трех миров. Первый из них –– это физическая часть планеты: наш земной шар.

Он называется Миром Плотным или физическим. Второй мир –– это » тонкая часть» планеты: мир чувств, желаний, эмоций. Этот мир называют миром Тонким или астральным. И третий мир –– это мир мысли: он называется Миром Огненным. Все три мира совмещаются концентрически один в другом, образуя сложное тело планеты.

Такое строение напоминает русскую матрешку. Таким образом, наша планета Земля состоит из плотной физической материи, проникнутой сферами тонкой и огненной материи. Все виды материи проникают друг в друга. Все три сферы планеты, все три Мира ее –– населены.

Живущие в одном мире не видят других Миров и не ощущают их. Но они переходят из одного Мира в другой –– умирая в одном, они нарождаются в другом. В каждом из этих миров человек имеет свое тело. Во время сна тонкое тело отделяется от физического и уходит в Тонкий мир.

Тоже самое происходит в момент смерти человека. А ты что думаешь по этому поводу?”. Лично я думаю, что перед нами конспект Агни Йоги Рерихов. 

И суеверия, и цыганские гадания, по уверению валеологов, очень научны, и антропософия Штейнера хороша (“весьма интересна вальдорфская педагогика”), и дианетика Хаббарда. Учение же Порфирия Иванова, с точки зрения валеологов, просто жизненно необходимо. 

В учебнике “Валеология.

Избранные лекции”, рекомендованном Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, обращение к учению Иванова рекомендуется четырежды, причем одной заглавной буквы для выражения восторгов по поводу доктрины Иванова не хватает: “Система П. Иванова завоевала большую популярность не только из-за личности УЧИТЕЛЯ, но и благодаря его жизненной, приближенной к естественному миру, методике”. 

Порфирия Иванова, по мнению валеологов, следует слушаться и исполнять все его рекомендации. Детей уверяют, что “важно выполнять каждый совет “Детки» буквально… Самая характерная ошибка –– это стремление выполнять только часть правил, делить их на обязательные и необязательные…

Другой характерной ошибкой являются попытки модифицировать “Детку» для себя… Не бойтесь холодной воды. Она же живая! Как всякое живое существо, холодная вода может помочь, а может и “наказать», “скрутить в бараний рог» . Все будет зависеть от готовности человека войти с ней в правильное “общение»…

На протяжении многих лет П. К. Иванов вел дневниковые записи, фиксировал свои мысли, размышления. Они пока ждут исследователей и публикаций. Будем надеяться, что последователи оздоровительной доктрины П. К.

Иванова сделают все возможное, чтобы люди обстоятельно познакомились с жизнью и учением этого удивительно прекрасного человека –– Порфирия Корнеевича Иванова”. 

Напомню, что Порфирий Иванов считал себя “Богом Земли” и даже воплощением Бога Отца. Да, это Христос был всего лишь воплощением Бога-Сына. А вот Иванов — это Сам Отец. По крайней мере так он сам пишет в своих дневниках: “Бог вечный явил себя в лице Учителя. Никто не знал, кто Бог земли. Люди жили рядом с ним и не могли понять кто он есть.

Сын в лице был — это Иисус Христос, а Отец в лице еще не был ни разу на земле. И теперь он пришел и явился в лице учителя… Эта книга, Библия, писала в свое время, что настанет час — с Востока человек придет, будет рассказывать, Ему никто верить не будет. А будет против Него созданное законом гонение, и впоследствии Ему не дадут права пользоваться словом, Его признают за Его Идею больным.

А — это есть Он. Это Нечто такое в жизни: не человек ходит по земле — сам родившийся в Природе Бог земли”, “Это я есть истина, обо мне что я есть Бог этому бугру, этому месту”.

Понятно, что ивановцы к такому “богу бугра” должны припадать с молитвой: “Если веришь этому учению, то проси меня как Учителя: «Учитель мой дорогой, дай мне мое здоровье!» Проси с душой и сердцем, и никогда в обиде не останешься, а все, что следует, получишь”. 

Валеологи очевидным образом не считают себя связанными ни логикой, ни требованиями научной доказательности. 

Вот отрывок из докторской диссертации по валеологии: 

“Среди множества грозных заболеваний конца ХХ века еще одним будет космический вирус «хламидии» — название состоит из 8 букв. Цель этого вируса — нарушить планетарное равновесие, гармонию, внести разрыв в 3 Ипостаси личности, т. к.

8 — число космической нумерологии, несущее человеку и всему гармонию, равновесие между Космосом и Землей. Верхняя петля восьмерки – это Космос — т. е. потоки, идущие на Землю, на человека от Космоса; а нижняя петля — это связь человека с Землей, потоки, идущие от земли в Космос, т. е.

излучения; если мы посмотрим на смысловую нагрузку этого слова (вируса) и поставим диагноз «хламидиоз» — то выйдем на число 9 — а это тройная Божественная сила как в человеке, так и во всем». “Обратите внимание на корень этого выражения «хлам» . Само слово говорит за себя! Мой зараженный организм должен быть уничтожен мной самим.

Или хлам/иди/оз (иди очистись от зараженного хлама), т. е.

равносильно — иди, очистись, еще есть время, очисти свой Разум, душу и тело! И будешь спасен!!! Только гармония Души, Тела и Разума спасет человека в эпоху Водолея!” “Этот вирус не живет в Космосе, хотя он и называется космическим, а живет в околоземном и на земном экологическом уровне-пространстве. Это более плотная по своей форме субстанция, но проникает воздушным путем! Поэтому и родилась она на стыке двух эпох (Рыб и Водолея)”. 

Это что — наука? Хорош был бы участковый терапевт, если бы он от ангины лечил подобным “нумерологическим” методом, подсчитывая, сколько букв в слове, обозначающем болезнь, и назначая лечение в зависимости от усмотренных им ассоциаций с другими словами! Пред нами обыкновенная оккультная истерика. Не случайно соискатель докторской степени предупреждает, что “хламидии — это космический вирус, вернее сказать, вирус в оболочке разума, но это вирус не космический, он Космический”. 

Ну, а где нынче слово Космос пишется с большой буквы, там подразумевается “космическая Иерархия” и прочие оккультные игрища. Так что диссертант довольно откровенно предупреждает о том, на каком языке он говорит.

Научную вирусологию просят удалиться за дверь — ибо ей ни к чему слышать эзотерические повествования об “энергомыслях самого вируса”. Кончается эта докторская валеологическая диссертация призывом: “Установить, отчего заболел ребенок, выявить кармические узлы.

Это высший метод восстановления информации”. 

Вот еще богато иллюстрированная валеологическая книжечка – “Тайна пирамиды здоровья”. Муравей по имени Свати встречается с жителями земли, наконец говорит с ней самой: 

“Земля, мне кажется, что ты дышишь. Ты что, живая?” –– Земля сразу ему ответила: “Конечно. А кто же дает жизнь всем растениям, деревьям и цветам. . . Люди болеют, потому что из Меня все время выкачивают нефть и газы, которые Мне тоже нужны. Выкапывают уголь, который Я миллионы лет заготавливала”. Последняя же встреча –– с Огнем.

Так и положено по Агни Йоге (йоге Огня). Костер дает завершающий урок первой ступеньки пирамиды посвящений: “Когда огонь покидает нас, то мы умираем. Похожее случается и с людьми. У человека тоже внутри есть огонь –– любовь. Жизнь будет, пока этот огонь горит. Человек без огня, как и костер, становится пеплом.

Но это не беда, из пепла он может возродиться, как сильная и красивая птица Феникс”. 

Как видим, и здесь ребенку прививаются идеи анимизма, пантеизма, даже учение о будущих реинкарнационных возрождениях. Та заглавная буква (“Ты”, “Я”), которая пристала лишь речи о Творце, здесь переходит к твари. Готовится ребенок и к восприятию учения об “огненном мире”. 

В учебнике С. В.

Попова «Валеология в школе и дома» среди методов, которыми валеологические взгляды должны вводиться в сознание детей, рекомендуются: “Метод субсенсорных воздействий, основанный на эффекте суммирования большого числа повторяющихся слабых (подпороговых) сигналов; гипнопедия — обучение в естественом или внушенном сне (гипнозе); суггестокибернетический метод… Достаточно подробное описание упомянутых методов и их валеологическая характеристика даны в книге «Педагогическая валеология» Л. Г. Татарниковой”. Так, по мнению автора, “здоровье — самая большая ценность, данная человеку Природой”. Если бы речь шла о телятах и поросятах — то эта фраза была бы верна. Но стоит ли высшую ценность человеческой жизни видеть в чисто физиологическом благополучии? Нет, не здоровьем вошли в историю Рублев и Достоевский, Ломоносов и Владимир Соловьев. Не Шварценеггер — самый ценный и самый одаренный из людей… 

Поразительная бесчувственность автора к духовному здоровью сказалась в таком его суждении: «Сам характер телепрограмм, таких, например, как боевики, фильмы ужасов, эротические шоу и проч.

перевозбуждает школьников и делает их сон неглубоким и неспокойным, не несущим надлежащего отдыха».

Неужто вся опасность созерцания насилия и порнографии в том, что после вбирания их в свою душу будет плохо спаться? 

Оккультная терминология употребляется С.В.Поповым как нечто само собой разумеющееся в методических указаниях для учителя: “Не рекомендуется ставить кровать в геопатогенных зонах (ГПЗ). Способы определения таких зон в квартире можно найти в соответствующей литературе.

Никогда не ложатся спать в ГПЗ собаки; кошки, наоборот, предпочитают лежать в ГПЗ с открытыми глазами, забирая из нее «плохую» энергию. Не рекомендуется ставить кровать в угол — читается, что в углах происходит «высасывание» энергии из тела человека”.

Вот уже и «энергетические вампиры», и «барабашки» появились на пороге школы. . . Что же касается «соответствующей литературы» — она, конечно, упоминается. В списке рекомендованной литературы встречаем: Малахов Г. П. Целительные силы. тт. 1-3; Осава Дж. Макробиотический Дзэн.

«Детка» Порфирия Иванова, конечно, также присутствует и в этом валеологическом пособии (сс. 228 и 122). 

Может быть, не все валеологи – оккультисты. Может быть, не в каждой валеологической программе спрятана агни-йога и “герметизм”.

Однако что поделать с тем обстоятельством, что пока большинство источников по валеологии, которые мне встречались, были с оккультной подосновой? Новосибирская епархия подготовила записку-предупреждение о валеологии, тревожась из-за того, что “почти во всех школах введены обязательные уроки валеологии… Вопреки утверждениям непосвященных рядовых валеологов, мировоззренческая концепция валеологии имеет религиозный оттенок, причем антихристианского характера”. 

Понимаю, что в ответ на эти недоумения валеологи будут заявлять, что их оболгали.

Некоторые преподаватели валеологии будут указывать на самих себя и уверять: “Ну какой же я оккультист? Я честный атеист, безрелигиозный ученый!” (А кто-то даже назовет себя христианином.

) Другие начнут цитировать валеологические программы и учебники, открывать их на страницах вполне здравых, безобидных и даже талантливых, и говорить: “Вы видите, против чего выступают эти православные фанатики!” И будут не правы.

Потому что выступаю я не против отдельных здравых мест, а против совсем других — именно тех, которые я процитировал выше.

Если вся книга наполнена умилительными описаниями природы, но одна из глав откровенно рекламирует наркотики — это уже достаточное основание для того, чтобы не приносить ее в школьные классы.

Если человек не нарушал никаких статей уголовного кодекса, кроме одной — скажем, деторастления, — то это уже вполне достаточный повод для его изоляции от детей.

Источник: http://duhovnik.com/node/217

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию