Шкала гибкости поведения — сат — психология

Евгений Ильин — Психология взрослости

Опросник состоит из перечня, содержащего 126 пунктов, каждый из которых включает два альтернативных суждения ценностного или поведенческого характера, описывающих различные установки и особенности отношений человека к миру, другим людям и к самому себе. Задача испытуемого состоит в том, чтобы выбрать из двух суждений то, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному для него способу поведения.

В результате обследования каждый испытуемый получает 14 показателей личностной зрелости. Эти показатели наносятся на специальный бланк, где они сопоставляются друг с другом с помощью масштабной сетки.

Измеряемые параметры: компетентность во времени; самоподдержка; ценность самоактуализации; гибкость поведения; реактивная чувствительность; спонтанность; самоуважение; самопринятие; принятие природы человека; синергия; принятие собственной агрессии; контактность; познавательные потребности; креативность.

Самоактуализационный тест (CAT) измеряет самоактуализацию по двум независимым друг от друга базовым шкалам (ориентации во времени и поддержки) и 12 дополнительным.

Базовые шкалы

Шкала ориентации во времени (OB) — 17 пунктов.

Высокий балл по этой шкале свидетельствует о способности человека жить настоящим (переживать текущий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей» жизни) и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего (видеть свою жизнь целостной). Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.

Шкала поддержки (П) — 91 пункт. Измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне (внутренняя/внешняя поддержка).

Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами.

Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию (изнутри направляемая личность). Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта (извне направляемая личность), внешнем локусе контроля.

Дополнительные шкалы , в отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов. Для дополнительных шкал высокий балл характеризует высокую степень самоактуализации.

Блок ценностей

Шкала ценностной ориентации (ЦО) — 20 пунктов. Измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности.

Шкала гибкости поведения (ГП) — 24 пункта. Диагностирует степень гибкости человека в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Блок чувств

Шкала сензитивности (Сен) — 13 пунктов. Определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо их рефлексирует.

Шкала спонтанности (Сп) — 14 пунктов. Измеряет способность человека спонтанно и непосредственно выражать свои чувства.

Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого способа поведения (не просчитанного заранее), о том, что человек не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

Блок самовосприятия

Шкала самоуважения (Су) — 15 пунктов. Диагностирует способность человека ценить свои достоинства, положительные качества характера, уважать себя за них.

Шкала самопринятия (Спр) — 21 пункт. Отражает степень принятия человека себя таким, каков он есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков (возможно, и вопреки им).

Блок концепции человека

Шкала представлений о природе человека (Поп) — 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности испытуемого в целом положительно воспринимать природу человека (люди скорее добры) и не считать дихотомии мужественности/женственности, рациональности/эмоциональности и прочие антагонистическими и непреодолимыми.

Шкала синергии (Син) — 7 пунктов. Определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

Блок межличностной чувствительности

Шкала принятия агрессии (ПА) — 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности человека принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы (конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения).

Шкала контактности (К) — 20 пунктов. Характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких, тесных и эмоционально насыщенных контактов с людьми.

Блок отношения к познанию

Шкала познавательных потребностей (Поз) — 11 пунктов. Определяет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

Шкала креативности (Кр) — 14 пунктов. Характеризует выраженность творческой направленности личности.

Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую.

При использовании теста для индивидуальной диагностики «сырые» результаты переводятся в стандартные T-баллы, на основе которых составляются профильные бланки. Завершается исследование построением индивидуального профиля.

Специфика феномена самоактуализации и сложность составляющих тест суждений, требующих серьезного осмысления, позволяют рекомендовать его для обследования преимущественно лиц с высшим образованием.

Методика используется как индивидуально, так и для группы, применяется брошюра либо компьютеризированный вариант. В случае необходимости респондент может отвечать на вопросы и в отсутствие экспериментатора.

Инструкция не ограничивает время для ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут.

Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае если количество таких пунктов достигнет 13 и более, результаты исследования считаются недействительными.

Инструкция. В каждом пункте опросника представлена пара высказываний (они не обязательно исключают друг друга). Внимательно прочитайте каждое из этих высказываний и отметьте на регистрационном бланке (обведите кружком) то из них («А» или «Б»), которое в большей степени соответствует вашей точке зрения, представлениям или привычному способу поведения.

Таблица к тесту

Обработка результатов

Регистрационный бланк

Ф. И. О. _______________________________________________

Возраст _______ лет

Пол _______

Ключи к шкалам

Базовые шкалы

1. Шкала ориентации во времени (OB)

2. Шкала поддержки (77)

Дополнительные шкалы 3. Шкала ценностной ориентации (ЦО)

4. Шкала гибкости поведения (ГП)

5. Шкала сензитивности (Сен)

6. Шкала спонтанности (Сп)

7. Шкала самоуважения (Су)

Источник: https://profilib.net/chtenie/155725/evgeniy-ilin-psikhologiya-vzroslosti-127.php

Персональная гибкость руководителя — Четвертое измерение

На сегодняшний день, гибкость является одним из основных требований к высокоэффективному руководителю, команде или организации в условиях постоянных изменений.

Под гибкостью понимается способность человека изменять собственные мысли и действия согласно требованиям ситуации, не изменяя при этом своим ценностям и убеждениям.

От степени развития этого навыка зависит насколько руководитель способен действовать в ситуации неопределенности, быстро адаптироваться к изменениям и находить новые возможности и способы принятия решений.

Гибкость бывает интеллектуальной и поведенческой, что проявляется в способе мышления человека и его моделях поведения. Преимущества наличия гибкости, как интеллектуальной, так и поведенческой, очевидны. Гибкий человек легче воспринимает изменения во внешнем мире, кроме того, гибкость помогает человеку разрешать внутренние и внешние конфликты.

Если рассматривать проявление гибкости у менеджмента компаний, то очевидна взаимосвязь между гибкостью мышления руководителя и его способностью обнаруживать различные точки зрения, а следовательно, тщательно исследовать ту или иную проблему. Кроме того, сделав свое мышление и поведение более гибким и подвижным, руководитель может сохранять спокойствие и трезвость мышления даже в самых критических и динамичных ситуациях.

Как мы думаем и обобщаем 

Что же мешает нам быть гибкими? Любую нашу деятельность направляют ментальные модели — это общие идеи, которые формируют наши мысли и действия, а также представления о желаемых результатах, кроме того это убеждения и верования, на которые мы ориентируемся в жизни.

Ментальные модели направляют наши действия и дают нам ощущение стабильности. Мы безудержно отстаиваем свои позиции и убеждения, и воспринимаем через них мир.

Но, оценивая эти модели по критериям, насколько они способствуют достижению человеком своих целей и помогают адаптироваться к изменениям, можно выделить продуктивные и непродуктивные ментальные модели.

Если ваша модель приводит к феномену «избирательной успешности» — когда в одних ситуациях вы успешны, а в других, очень похожих, достигаете провала, то это свидетельствует о том, что она непродуктивна.

Читайте также:  Предназначение - психология

Так к непродуктивным ментальным моделям, как правило, относятся шаблоны, стереотипы и ментальные конструкты.

Теперь подробнее:

  • Шаблоны представляют механический, неосознаваемый поступок или убеждение относительно определенного явления, рационально объяснить причины которого человеку не представляется возможным. Например, «чтобы не сглазить, нужно постучать по дереву», «чтобы быть здоровым, следует питаться три раза в день». Их положительной стороной является то, что они подсказывают нам как вести себя в определенной ситуации, легко выполнить привычную деятельность, но при этом, сильно упрощают окружающий мир
  • Стереотипы — это однообразная, повторяемая модель мышления или поведения, наше восприятие и интерпретация информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. По своей сути, это «социальный рефлекс». Например, «в банках опасно держать деньги, потому что если банк прогорит — никто деньги не вернет». Как могут влиять стереотипы на принятие решений руководителем? Он может делать выборочный анализ информации, принимать во внимание только те факты, которые подтверждают его цель, игнорируя те, которые ей противоречат. По отношению к персоналу, руководитель может заниматься навешиванием «ярлыков» на сотрудников или отделы
  • Когда речь идет о «ментальных конструктах», подразумевают под этим совокупность убеждений человека, которые базируются на приобретенном ранее положительном или негативном опыте, и которые направляют его действия в определенных ситуациях. В управлении бизнесом это может проявляться в виде установок «все нужно делать самому, если хочешь получить достойный результат», «маркетологам лишь бы деньги компании тратить»

Все эти модели приводят к ограничению нашего восприятия происходящего, не позволяют мыслить объективно и видеть новые возможности для изменений.

Как мы можем изменить наши ментальные модели? Для начала необходимо научиться их распознавать. Если вы можете определить, что в этой ситуации вы действовали по шаблону или стереотипу, это уже половина успеха. Далее следует их переоценить, т.е.

проанализировав, понять, эта модель продуктивна или нет. Если вы определяете ее как непродуктивную, ее необходимо заменить.

Кроме того, необходимо осознанно развивать многовариабельность решения задачи или ситуации, и постепенно вы сможете выйти на уровень системного мышления: вы станете способны отслеживать и понимать причинно-следственные связи.

Поведенческая гибкость 

Также как и интеллектуальная, поведенческая гибкость может иметь две модели проявлений:

  1. Адаптивная позволяет добиваться необходимых целей с учетом собственных интересов, особенностей ситуации и включенных в нее людей
  2. Дезадаптивная, наоборот, не дает такой возможности, либо цели достигаются с нарушением своих интересов, игнорированием ситуации и окружающих

Проявлениями дезадаптивного негибкого поведения могут быть упорство, сопротивление, затягивание, перфекционизм, фиксация, неудовольствие, расфокусированность и другое. Рассмотрим некоторые типичные модели негибкого поведения:

  • Чрезмерное упорство может проявляться в ситуации, когда мы продолжаем работу над тем, что потеряло уже свою ценность. Например, во время подготовки к переговорам вы продумали набор аргументов для убеждения оппонента. Во время переговоров, после озвученных некоторых аргументов, ваш оппонент согласился с вами, однако вы продолжаете излагать свои аргументы дальше, когда в них уже нет необходимости
  • Нездоровый перфекционизм — это стремление вкладывать в достижение цели больше усилий, чем нужно. Для решения каждой из задач, которые перед нами ставит жизнь, требуется определенное количество работы. Если мы делаем слишком мало, то не достигаем цели. Если же делаем слишком много — растрачиваем наши ресурсы попусту («гора родила мышь»)
  • Избыточная фиксация на чем-то — это зависание на пути к цели, оно заблокировано нашей зависимостью от ка-кого-либо внешнего фактора. Вместо того чтобы обратиться к другим делам, мы остаемся в подвешенном состоянии до тех пор, пока не сможем снова продолжить работу над этим же проектом
  • Сопротивление — это нежелание или отсутствие способности отказаться от своих предыдущих занятий, целей и действий в ситуациях, когда обстоятельство требуют кардинальных изменения курса

Адаптивная поведенческая гибкость дает возможность выбирать одну из пяти моделей поведения: спонтанное, пассивное, настойчивое, агрессивное и адекватное в зависимости от ситуации:

  • При спонтанном поведении человек легко выражает свои чувства и желания, освобождая себя от условностей и получая возможность быть самим собой. Такая модель поведения может способствовать появлению новых нестандартных идей и решений, выступать в качестве воодушевляющего средства, позволять «разрядить» ситуацию и снять напряжение, а также в случае его проявления у руководителя сократить дистанцию между ним и подчиненными
  • Пассивное поведение, как готовность подчиняться внешним обстоятельствам и отсутствие любых волевых действий, в отдельных ситуациях может быть использована в качестве тактического хода или выжидательной позиции
  • Агрессивное поведение может быть эффективным в ситуациях, когда назревает кризис и необходимо взять контроль в свои руки и достичь результата в минимальные сроки. Кроме того, руководитель абсолютно уверен, что предлагаемый им вариант решения является единственно верным в сложившейся ситуации
  • Настойчивое поведение проявляется в упорном достижении сознательно поставленной цели и отстаивании своей позиции, сопряженной с адекватной аргументацией. Такое поведение эффективно в ситуациях, когда руководитель четко представляет свою цель и знает оптимальный способ ее достижения. В отдельных ситуациях чрезмерная настойчивость может переходить в упрямство или восприниматься как агрессивность
  • Адекватное поведение способствует самостоятельному решению своих проблем при помощи оптимального способа межличностного взаимодействия, позволяет гибко выбирать нужную форму поведения, сообразно людям и обстоятельствам, в которых действует руководитель. Данная модель поведения позволяет получать большую отдачу от общения с людьми, необходимую поддержку от коллег и выстраивать продуктивные взаимоотношения в коллективе, а также способствует укреплению авторитета руководителя и улучшает доверие со стороны коллег и подчиненных

В чем может проявляется поведенческая гибкость? Когда наше поведение и эмоциональные реакции адекватны ситуации. Например, мы проявляем сильные эмоции на важные события, а слабые эмоции на незначительные. Неадекватные же эмоциональные реакции блокируют эффективное взаимодействие с другими и приводят к непониманию со стороны окружающих и возникновению конфликтов.

Осознание своих ментальных и поведенческих моделей приводит к пониманию того, что ограничивает нас в достижении более высоких целей и мешает увидеть новые возможности в условиях постоянно изменяющейся реальности.

Источник: http://4izmerenie.com/masterskaya/flexibility

Дополнительные шкалы

Базовые шкалы

Описание теста

Самоактуализационный тест (CAT) состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго полярными. Тем не менее испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному способу поведения.

CAT, так же как и POI, измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Базовыми являются шкала компетентности во времени и шкала поддержки. Двенадцать дополнительных шкал разбиты на шесть блоков – по две в каждом. Каждый пункт входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Опишем содержание этих шкал.

Шкала компетентности во времени включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует о способности субъекта, во-первых, жить «настоящим», т.е.

переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку будущей «настоящей жизни», во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть свою жизнь целостной.

Именно такое мироощущение говорит о высокой самоактуализации личности. Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее), дискретное восприятие своего жизненного пути.

Основание для включения этой шкалы в тест в качестве базовой содержится, в частности, в работах Ф. Пэрлза. Ряд эмпирических исследований также свидетельствует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития.

Читайте также:  Комплименты с прикрытием - психология

Шкала поддержки включает 91 пункт и измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, что, однако, не означает враждебности к окружающим или конфронтации с групповыми нормами.

Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, внешнем локусе контроля. Содержание этой шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию.

Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения этой шкалы в синдром самоактуализации как базовой.

В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.

Шкала ценностных ориентации состоит из 20 пунктов. Она измеряет, в какой степени человек выделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности. Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации,

Шкала гибкости поведения состоит из 24 пунктов. Она измеряет степень гибкости в реализации своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации.

Шкалы ценностных ориентации и гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – лабильность поведения.

Шкала сензитивности к себе состоит из 13 пунктов. Измеряет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах.

Шкала спонтанности состоит из 14 пунктов. Она измеряет Способность спонтанно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения.

Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько субъект осознает собственные чувства, вторая – в какой степени они проявляются в поведении.

Шкала самоуважения включает в себя 15 пунктов. Измеряет способность субъекта ценить свои достоинства.

Шкала самопринятия состоит из 21 пункта и регистрирует степень принятия себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков.

Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.

Шкала представления о природе человека состоит из 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей добры») и не считать дихотомии мужественности–женственности, рациональности–эмоциональности и т.д. ангагонистическими.

Шкала синергии включает в себя 7 пунктов. Она характеризует способность к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию и могут анализироваться совместно. Они составляют блок концепции человека.

Шкала принятия агрессии состоит из 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности принимать свое разоружение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.

Шкала контактности состоит из 20 пунктов. Она характеризует способность субъекта к быстрому установлению глубоких Контактов с людьми или, используя ставшую привычной в нашей Литературе терминологию, к субъект-субъектному общению.

Шкалы 9 и 10 составляют блок межличностной чувствительности.

Шкала познавательных потребностей состоит из 11 пунктов. Она измеряет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

Шкала креативности включает в себя 14 пунктов. Характеризует выраженность творческой направленности личности. Шкалы 11 и 12 составляют блок отношения к познанию.

Тест может быть использован как для индивидуального, так и для группового обследования. В случае необходимости респондент может отвечать на вопросы и в отсутствие экспериментатора.

В инструкции к тесту испытуемого просят из каждой пары высказываний выбрать то, которое больше отвечает его точке зрения. Вопросы, оставленные без ответов, или те, в которых отмечены оба полюса, при обработке не учитываются.

В случае если таких вопросов более 10% от общего числа, исследование считается недействительным.

Инструкция не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что оно обычно не превышает 30–65 мин.

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/3867138-dopolnitelnye-shkaly/

Рейтинг блогов и записей Живого Журнала

Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п.

, как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.Синонимами понятия «самоактуализация» нередко выступают понятия «развитие личности», «психологическое здоровье», «личностный рост».

Среди свойств самоактуализирующихся личностей А. Маслоу выделял, в частности, следующие:

Более комфортабельные отношения с реальностью;Принятие себя, других, природы;Спонтанность, простота, естественность;Автономия, независимость от окружения;Опыт высших переживаний;Более глубокие межличностные отношения;Творческое отношение к действительности, и др.Решила пройти тест.

Результаты:

Ориентация во времени — 72 (значительно выше среднего)Поддержка — 75 (значительно выше среднего)Ценностная ориентация — 71 (значительно выше среднего)Гибкость поведения — 77 (значительно выше среднего)Сензитивность — 58 (в пределах средних значений)Спонтанность — 62 (несколько выше среднего)Самоуважение — 76 (значительно выше среднего)Самопринятие — 76 (значительно выше среднего)Представления о природе человека — 66 (несколько выше среднего)Синергичность — 72 (значительно выше среднего)Принятие агрессии — 46 (в пределах средних значений)Контактность — 69 (несколько выше среднего)Познавательные потребности — 72 (значительно выше среднего)Креативность — 68 (несколько выше среднего)

Пройти тест можно здесь.

А. Маслоу отмечал, что самоактуализирующихся людей немного — лишь несколько процентов от общего числа, но эти люди в большей степени приближены к идеалу наиболее полного развития, к которому мы все движемся.Результаты теста выводятся в T-баллах.

Для каждой шкалы 50 T-баллов — это среднее значение, усреднённый результат множества людей. В интервал между 40 и 60 T-баллов попадает 68% всего населения, и только у 16% результат превышает 60 или не достигает 40. Значения выше 70 или ниже 30 наблюдаются только у 2.

3% популяции.

Шкалы теста САТ

Базовые шкалы

Шкала компетентности во времени.

Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта «жить настоящим», то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение говорит о высокой самоактуализации личности. Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее), дискретное восприятие своего жизненного пути.

Шкала поддержки измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, что, однако, не означает враждебности к окружающим или конфронтации с групповыми нормами. Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, внешнем локусе контроля.

Дополнительные шкалы

Блок ценностей

Шкала ценностных ориентаций измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности. Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации.

Шкала гибкости поведения измеряет степень гибкости человека в реализации своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации.

Блок чувств

Шкала сензитивности к себе измеряет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах.

Шкала спонтанности измеряет способность спонтанно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности другого, не рассчитанного заранее способа поведения.

Блок самовосприятия

Шкала самоуважения измеряет способность субъекта ценить свои достоинства.

Шкала самопринятия регистрирует степени принятия себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков.

Блок концепции человека

Шкала представления о природе человека. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей добры») и не считать дихотомии мужественности — женственности, рациональности — эмоциональности и т.д. антагонистическими.

Читайте также:  Характер, который мы выбираем - психология

Шкала синергии характеризует способность к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

Блок межличностной чувствительности

Шкала принятия агрессии. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.

Шкала контактности характеризует способность субъекта к быстрому установлению глубоких контактов с людьми.

Блок отношения к познанию

Шкала познавательных потребностей измеряет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

Шкала креативности характеризует выраженность творческой направленности личности.

Источник: http://ljrate.ru/post/5345/426624

Прикладная психология

^ Успех человека в деятельности и во взаимоотношениях с людьми зависит от множества причин, которые можно свести к одной -социальной зрелости личности.

В зарубежной психологии социальную зрелость личности обозначают категорией «самоактуализация», понимая под ней стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Самоактуализирующаяся личность характеризуется прежде всего самостоятельностью, творческим характером отношений, постоянным развитием, самореализацией своих сущностных сил, самосозиданием и самоутверждением, стремлением к справедливости, красоте и истине.

Как правило, высоким уровнем самоактуализацис обладают личности, полноценно, активно и продуктивно реализующие свой творческий потенциал.

Возможность одномерного описания степени самоактуализации, сведения ее к одному показателю вызывает серьезные сомнения, связанные прежде всего с неоднозначностью и противоречивостью этого конструкта. Исходя из этого, предлагаемый самоактуализационный тест (CAT) измеряет ее как многомерную величину, регистрируя разные ее параметры. CAT разработан ото тественными психологами Л. Я. Гозманом и М. В. Крозом на основы получившего широкую известность за рубежом опросника личностных ориентации (POI), созданного в 1963 г. Э. Шострем.

POIсоздавался на основе теории самоактуализации А. Маслоу идей Ф. Пэрлза и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Конкретные вопросы РОl были отобраны из большого набора критических поведенческих индикаторов, отличающих, по мнению опрошенных Э.

Шострем практикующих психологов, здорового самоактуализирующегося человека от невротика. POI состоит из 150 вопросов, построенных по принципу вынужденного выбора, и позволяет зарегистрировать два базовых и десять дополнительных параметров самоактуализации.

Сами шкалы, или, иначе говоря, составляющие самоактуализации, аналогично вопросам, были подобраны на основе опроса практикующих психологов.

^

Самоактуализационный тест (CAT) состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго полярными. Тем не менее испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному способу поведения.

CAT, так же как и POI, измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Базовыми являются шкала компетентности во времени и шкала поддержки. Двенадцать дополнительных шкал разбиты на шесть блоков – по две в каждом. Каждый пункт входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую.

Опишем содержание этих шкал.

^

Шкала компетентности во времени включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует о способности субъекта, во-первых, жить «настоящим», т.е.

переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку будущей «настоящей жизни», во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть свою жизнь целостной.

Именно такое мироощущение говорит о высокой самоактуализации личности. Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее), дискретное восприятие своего жизненного пути.

Основание для включения этой шкалы в тест в качестве базовой содержится, в частности, в работах Ф. Пэрлза. Ряд эмпирических исследований также свидетельствует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития.

Шкала поддержки включает 91 пункт и измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, что, однако, не означает враждебности к окружающим или конфронтации с групповыми нормами.

Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, внешнем локусе контроля. Содержание этой шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию.

Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения этой шкалы в синдром самоактуализации как базовой.

^ В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.

  1. Шкала ценностных ориентации состоит из 20 пунктов. Она измеряет, в какой степени человек выделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности. Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации,
  2. Шкала гибкости поведения состоит из 24 пунктов. Она измеряет степень гибкости в реализации своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации.
  3. Шкалы ценностных ориентации и гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – лабильность поведения.
  4. Шкала сензитивности к себе состоит из 13 пунктов. Измеряет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах.
  5. Шкала спонтанности состоит из 14 пунктов. Она измеряет Способность спонтанно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения.
  6. Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько субъект осознает собственные чувства, вторая – в какой степени они проявляются в поведении.
  7. Шкала самоуважения включает в себя 15 пунктов. Измеряет способность субъекта ценить свои достоинства.
  8. Шкала самопринятия состоит из 21 пункта и регистрирует степень принятия себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков.
  9. Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.
  10. Шкала представления о природе человека состоит из 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей добры») и не считать дихотомии мужественности–женственности, рациональности–эмоциональности и т.д. ангагонистическими.
  11. Шкала синергии включает в себя 7 пунктов. Она характеризует способность к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.
  12. Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию и могут анализироваться совместно. Они составляют блок концепции человека.
  13. Шкала принятия агрессии состоит из 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности принимать свое разоружение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.
  14. Шкала контактности состоит из 20 пунктов. Она характеризует способность субъекта к быстрому установлению глубоких Контактов с людьми или, используя ставшую привычной в нашей Литературе терминологию, к субъект-субъектному общению.
  15. Шкалы 9 и 10 составляют блок межличностной чувствительности.
  16. Шкала познавательных потребностей состоит из 11 пунктов. Она измеряет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
  17. Шкала креативности включает в себя 14 пунктов. Характеризует выраженность творческой направленности личности. Шкалы 11 и 12 составляют блок отношения к познанию.

Тест может быть использован как для индивидуального, так и для группового обследования. В случае необходимости респондент может отвечать на вопросы и в отсутствие экспериментатора. В инструкции к тесту испытуемого просят из каждой пары высказываний выбрать то, которое больше отвечает его точке зрения. Вопросы, оставленные без ответов, или те, в которых отмечены оба полюса, при обработке не учитываются. В случае если таких вопросов более 10% от общего числа, исследование считается недействительным.Инструкция не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что оно обычно не превышает 30–65 мин.

Источник: http://vbibl.ru/psihologiya/49077/index.html?page=37

Ссылка на основную публикацию