Технологии успешного родителя — психология

Работа психолога с родителями: концепция и технологии

№ газетыУчебный материал
17Лекция 1. Психологическое здоровье как ключевое понятие школьной психологической службы, определяющее работу с родителями
18Лекция 2. Стратегии и формы групповой работы с родителями
19Лекция 3. Активные формы групповой работы с родителями. Контрольная работа № 1
20Лекция 4. Активные методы консультирования: детско-родительские мероприятия, тренинги
21Лекция 5. Индивидуальное консультирование родителей. Общие принципы
22Лекция 6. Консультирование родителей с опорой на тип нарушения психологического здоровья ребенка. Контрольная работа № 2
23Лекция 7. Индивидуальное консультирование родителей с опорой на особенности возраста. Специфика возрастного кризиса
24Лекция 8. Личностная готовность психолога к работе с родителями
Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет вместе со справкой из учебного заведения.

ЛЕКЦИЯ 3

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

егодня мы рассмотрим группу методов, которую назвали проблемными.

Главная их задача — не столько информирование родителей, сколько побуждение к размышлению о закономерностях развития ребенка, к поиску других, непривычных способов воздействия.

Мы считаем, что для решения этой задачи удобно опираться на работы в области психологии обучения, которые рассматривают использование проблемных ситуаций для повышения эффективности учебного процесса.

Под проблемной ситуацией понимается наличие у человека внутренней потребности получения новых знаний, открытия новых способов действия, что является начальным моментом, источником творческого мышления.

Можно предположить, что включение родителей в проблемные методы поможет им отойти от привычных, известных с детства и не всегда эффективных стереотипов воздействий, а подойти в воспитанию ребенка как к процессу творчества. И тогда в любой трудной ситуации родители смогут самостоятельно найти пути для ее творческого преодоления.

Поэтому не столь важно, чтобы родители принимали участие именно в тех встречах, темы которых для них актуальны. Главное, чтобы они получали опыт творческого разрешения проблемных ситуаций.

ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ

то лекции, которые посвящены определенным вопросам детства, достаточно распространенным и поэтому значимым для родителей.

В отличие от рассмотренных ранее письменных и устных информационных сообщений, они полезны и психологам, которые могут получить некоторую обратную связь — мнение родителей по тем или иным значимым темам.

Они проводятся в форме лекции-диалога, то есть сообщения определенного предметного содержания и задавания по ходу его изложения вопросов с целью организации дискуссии среди родителей.

Как говорилось ранее, лекция должна создать у родителей потребность в обсуждении данного вопроса и поиске новых способов взаимодействия с ребенком.

Для этого в начале встречи используется «заброска в будущее» или «выход в настоящее», то есть обсуждение трудностей, которые вызовет неверное разрешение вопроса, обсуждаемого в лекции, в будущем или в настоящее время. При этом обязателен выход на трудности в понимании родителей, а не педагогов или психологов.

Обычно для родителей значимыми являются здоровье детей, их учебная или профессиональная успешность, поэтому при мотивировании родителей нужно опираться на трудности именно в этих или аналогичных сферах.

Перед лекцией следует заранее повесить объявление с краткой ее аннотацией, поскольку родители могут не знать о том, что данная проблема присутствует в их семье, посчитать ее неважной и не прийти на лекцию. Приведем примеры таких объявлений и соответствующих им лекций.

Тема: «Позитивная переориентация поведения детей»

Объявление

Представим себе семью, в которой царит взаимопонимание, где каждый прислушивается друг к другу. А если случаются конфликты, то разрешаются они без обид и каждый получает в них то, что хочет.

Уважаемые родители!

Если вам близок образ такой семьи и вы остро переживаете ситуации, когда ребенок капризничает и не слушается, а вам жалко наказывать его, и в то же время вы сомневаетесь в выборе правильных форм реагирования на те или иные поступки ребенка, мы приглашаем вас на семинар

«Позитивная переориентация поведения детей»

в рамках клуба «Счастливый родитель», который состоится…

Семинар будет проводиться…

Сценарий встречи

Представим себе, что ваш ребенок вас не слушается.

Например, не хочет вставать, хотя давно пора собираться в школу, или совершает какой-то поступок, который кажется вам недопустимым, например начинает громко кричать при гостях.

Может быть, он совершает что-либо другое — то, что мы называем плохим поведением. Как мы обычно поступаем? Наверное, сначала делаем замечание. Расскажите, в какой форме? А потом, наверное, наказываем. Как мы это делаем?

Эффективно ли наше воздействие? Да, если под эффективностью понимать только лишь изменение поведения в данный момент.

Но абсолютно неэффективно, если вспомнить, что регулярные наказания порождают страх. Иногда за этим следует формирование агрессивности, потому что родитель становится для ребенка прекрасным образцом агрессивного поведения.

Ребенок, привыкший вести себя прилично только из-за страха внешних воздействий, не развивает внутренний контроль за своим поведением.

И, безусловно, в отсутствие авторитетов он найдет способы действовать так, как он хочет, только с еще большей силой.

Например, ребенок, который соблюдает все нормы дома, потому что боится строгого отца, может стать школьным драчуном или нарушителем дисциплины на уроках.

Но если наказание неэффективно, тогда как следует реагировать на так называемое «плохое» поведение ребенка?

Основная идея — необходимо воспринять плохое поведение как информацию, как послание, которое отправляет нам ребенок. «Что мой ребенок хочет мне сказать своим поведением?» — вот первая реакция эффективного родителя на любой негативный поступок ребенка.

Обычно послания детей можно отнести к одной из четырех групп.

1. Привлечение внимания

В этом случает ребенок считает, что если взрослые заняты им — значит, они его любят. Но позитивное внимание ему получать слишком трудно. Поэтому привычным становится привлечение внимания через негативные поступки. Получается, что суть послания, которое содержится в «плохом» поведении, — «заметьте меня, покажите, что любите».

Как обычно реагируют родители, да нередко и педагоги, на такое привлечение внимания? Замечаниями, собственными сильными эмоциональными реакциями, на самом деле закрепляющими плохое поведение ребенка.

Давайте послушаем сказку, которая рисует перспективы развития ребенка — привлекателя внимания.

Сказка про мячик,
который забыл, что он волшебный

Но если не стоит акцентировать внимание на плохом поведении, о чем предупреждает нас сказка, то длительное игнорирование дает ненамного лучший результат, поскольку ребенок может начать вести себя еще хуже.

Главная задача для родителя — дать почувствовать ребенку, что его любят (погладить его по спине или голове, улыбнуться).

2. Борьба за власть, или Кто у нас главный?

Как правило, эти послания используют дети со слабым «Я». Для них заставить кого-то поступить по-своему — возможность почувствовать собственную силу. «Пусть мне будет плохо. Меня накажут, но в какой-то момент я почувствую себя сильным», — так формулировали бы дети причины своих поступков, если бы умели это делать.

Понимая это, родитель найдет способ предъявлять свои требования в мягкой форме, а главное, предоставлять право выбора: «Какой пастой ты будешь чистить зубы?», «После какого мультфильма ты сразу пойдешь спать?» Иногда полезно согласиться с желанием ребенка, отложив его «на потом»: «Я куплю машину обязательно, но потом, когда…» (будут деньги, время, настроение).

И понятно, что детям со слабым «Я» нужно постоянно подтверждать их значимость для окружающих. Показывать, что другие видят сильные стороны ребенка, относятся с уважением к его мнению.

3. Месть, или Я хочу тебя наказать

Если ощущение собственной никчемности ребенка станет слишком мучительным и невыносимым, он начнет вымещать свою обиду всеми доступными ему способами.

Он может совершать совершенно дикие поступки, которые могут сильно ранить вас и заставят уже вас мучиться от обиды. Но вам нельзя не остановиться, потому что иначе — военные действия.

Нужно какое-то время ничего не делать, а может быть, просто подумать, расслабиться, «остудить сердце», чтобы что-то предпринять не с позиций обиды.

А этим «что-то» должен быть разговор с ребенком о своих собственных и его чувствах, о настоящих причинах его поведения, о возможных последствиях. Полезно признавать и свои ошибки. А они ведь всегда есть. А себе говорить слова: «Это просто жизнь проверяет, насколько сильно я люблю своего ребенка, насколько я умею принять его всякого».

4. Слабость, или Я буду контролировать тебя
собственной слабостью

Такие дети склонны подчеркивать свои слабости и неумелость. Просят помощи и бывают за нее очень благодарны. Конечно, какое-то время это даже приятно, потому что дает нам возможность почувствовать свою силу, нужность, компетентность.

Но через некоторое время это начинает раздражать, а потом беспокоить: «Почему он не справляется сам? Почему он делает уроки только со мной?» Крайний вариант проявления слабости — это уход в болезнь.

Вспомним, как начинает крутиться вся семья вокруг болеющего ребенка.

Как не поступает в этом случае эффективный родитель? Прежде всего, не начинает ребенка жалеть. А почему нам не сопереживать ребенку? Нет, конечно, нужно сопереживать, проявлять участие.

Но жалость — это не только сопереживание, это и заключение, что несчастья и неудачи пришли откуда-то извне, а сам ребенок совсем ни при чем.

Жалость лишает ребенка (и не только его, но и взрослого) возможности мобилизоваться в трудной ситуации, искать ресурсы для ее разрешения.

Необходимо доступным способом подбадривать ребенка, демонстрировать свою веру в его возможности, побуждать к действиям, хотя бы к первому шагу.

Итак, если мы уже «прочитали» послание ребенка, которое содержалось в его плохом поведении, можно начинать действовать. Как? По одному из вариантов, которые мы с вами обсудили.

Тема: «Неуверенность в себе»

Объявление

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос уверенным в себе, в своих силах и возможностях. Ведь уверенность — это основа успешного общения, профессионального развития, радостного отношения к жизни.

Однако многие дети, даже у внимательных и заботливых родителей, живут с глубоким чувством неуверенности, которая проявляется по-разному. Неуверенность может надевать маску стеснительности, когда ребенку трудно подружиться, найти свое место в классе. Он может бояться некоторых взрослых, сильно волноваться перед контрольными работами, переживать из-за ошибок.

Источник: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200601912

«Интеллектуальный клуб для родителей «Успешные родители», как форма психолого-педагогической поддержки семьи»

Воспитание представляется сложным итрудным делом до тех пор, пока мы хотим,не воспитывая себя, воспитывать своих детей.

Л.Н. Толстой

        Семья —  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.

За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.Существенно, что проблемы ребенка невозможно решать  без учета того, что маленький человек зависим от ситуации и окружения, в которых находится.

Искренняя заинтересованность взрослых – родителей, педагогов в каждый момент его жизни создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений.

Работая в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №10 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей» города Ишима педагогом-психологом мы заметили, что у родителей детей посещающих детский сад возникают проблемы и вопросы  в области воспитания детей.

Одной из основных задач нашего детского сада является  психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей дошкольного возраста. Поэтому мы предположили о необходимости создания психологического клуба для родителей, задачей которого будет являться психологическое просвещение родителей в области воспитания и формирования детско-родительских отношений.

С целью выявления пробелов у родителей в вопросах воспитания детей и формирования детско-родительских отношений мы организовали анкетирование родителей. В ходе анкетирования родителей, общения  с родителями на мероприятиях, проводимых с родителями и детьми выяснилось, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с детьми.

Причинами этого, на наш взгляд, являются:- педагогическая и психологическая безграмотность;- неумение взрослых слушать, слышать ребенка, быть к нему внимательным;- нежелание обратиться за помощью в решении возникшей проблемы к специалистам;- личные проблемы.

         Нами замечено, что такие формы работы с родителями как индивидуальные консультации для родителей детей, родительские собрания, где родители совместно со специалистами могут решать  задачи связанные с проблемами воспитания детей, стендовая информация для родителей  (психолого-педагогического просвещения родителей) не дают должного эффекта.

Поэтому мы решили создать на базе нашего детского сада интеллектуальный клуб для родителей «Успешные родители».        Родительский клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.

        Цель: Формирование гармоничных детско-родительских взаимоотношений.        Задачи:•    Формирование положительного самосознания;•    развитие адекватной родительской позиции;•    выбор оптимального стиля воспитания;•    оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания.        Предполагаемый результат: обогащение запасом психолого-педагогических знаний в области воспитания детей.        Контингент участников: родители детей средней, старшей и подготовительной групп.       Состав группы: 15-20 человек.       Форма проведения: тренинговые занятия.       Время проведения: 40 — 50 мин

Читайте также:  Карл леонгард - психология

       Срок реализации: 3 года

Перспективное планирование занятий родительского клуба.doc (31 КБ)

Работа клуба организовывалась в 3 этапа:1. Подготовительный: — определение потребностей родителей с помощью анкетирования (Приложение №1).2. Организационный: — составление перспективного плана работы клуб;- подбор материала для составления конспектов занятий. 3.

Непосредственная работа с родителями:-  проведение занятия (Приложение №2).        В работе с родителями мы использовали  активные формы работы:- дискуссия;- обсуждение и разыгрывание ситуаций;- обучающий эксперимент;- деловая игра;- арт-терапия;- просмотр видеороликов;- анализ поступков детей и др.

         С целью выявления эффективности работа интеллектуального клуба для родителей, мы провели повторное контрольное анкетирование родителей.

Оно показало, что родители, посещающие родительский клуб «Успешные родители», стали больше внимания уделять детям, общаться с ними на равных выбирая конструктивные приемы (беседы, совместные игры, совместная деятельность).

Родители стали больше времени уделять детям, играя в настольные развивающие игры, читая различного рода детскую литературу.  Стоит отметить, что родители отказались от физического наказания, сочтя это за «неэффективный способ воспитания», родители стали обращаться за помощью с возникающими проблемами в воспитании детей к специалистам.

      Таким образом, считаю, что предложенная нами психолого-педагогическая поддержка семей в форме интеллектуального клуба  «Успешные родители» несет в себе положительную динамику совместной работы детского сада и родителей в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Тема: Я как родительЦель: Формирование адекватной положительной позиции «Я — родитель»Задачи: 1.    Обогатить родителей психолого-педагогическими знаниями, необходимыми в процессе общения с ребенком.2.    Развивать положительное самосознание.3.    Воспитывать самокритичность..Оборудование:1.    Мультимидийная установка, презентация.2.    Визитки (листы, карандаши).3.

    Плакат с изображением дерева.4.    Карточки в форме яблок. 5.    Прозрачная емкость с водой 6.    Краски, кисточка7.    Губка.8.    Аудиозапись.Ход занятия.1. Приветствие. 2. Правила группы.1.    Конфидициальность.2.    Активность.3.    Искренность, откровенность.4.    Право на поддержку.5.    Право на свое мнение.6.    Здесь и теперь.7.    Правило «стоп».8.

    Постоянное участие в работе группы.9.    Слушать говорящего, не перебивать.10.    Использовать обращение «ты» во время работы.4.    Упражнение  «Знакомство». Ведущий. В начале нашей работы каждый из Вас оформит визитку, где должно быть указано тренинговое имя.

Вы справе взять любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого, реального политического деятеля, литературного героя и т.п. Предоставляется полная свобода выбора. Ваше тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся на груди так, чтобы все могли прочесть.

В дальнейшем на всем протяжении занятия мы будем обращаться друг к другу по этим именам.5.    Упражнение  «Дерево Родительской Мудрости» (часть 1)Задумывались ли вы о том, какой вы родитель? Сегодня я предлагаю немного поразмышлять над этим вопросом. Предлагаю вам записать на листах в форме яблок  ответ на вопрос: «Какой я родитель». Обсуждение.6.

    Упражнение  «Болото»Все становятся в круг и берутся за руки. Один (тонущий) становится в середину. Он должен доказать, что он достоин быть родителем и не утонуть в болоте. Доказательства продолжаются до тех пор, пока кто-то не разъединит руки и не выпустит «тонущего». Обсуждение.7.

    Упражнение  «Поведение моего ребёнка» Возьмите ручку и листок бумаги и выполните, пожалуйста, следующее задание. Напишите основные качества своего ребенка. И что бы вы хотели  изменить в поведении ребенка?»8.    Упражнение  «Я — родитель»Сядьте удобно, закройте глаза.Настрой на работу в группе.Каждый из вас родитель.

Что значит для вас это слово?У каждого из вас есть свои представления о том, каким должен быть родитель.Родители могут быть разными: они могут быть строгими, а могут быть и мяг¬кими, всё позволяющими. У каждого из вас были ситуации, когда ваш маленький, любимый вами ребёнок радовал вас, но бывали и такие ситуации, когда он огорчал вас, злил, раздражал.

В жизни могут быть ситуации, которые огорчают вас и радуют. Вам может быть радостно и весело, горько и обидно. Вы можете чувствовать отчая¬ние и свою беспомощность в решении, каких — либо проблем, но вы родители. Вы любите своего ребёнка. Вам может быть трудно, интересно, беззаботно и хлопотно. Иногда вам может не хватать терпения, а иногда вы с достоинством можете решить проблему.

Вы родитель….У каждого родителя есть свои ожидания относительно своего ребёнка. Чего вы хотите от него? Что вы чувствуете по отношению к нему? Что вас беспокоит? У каж¬дого из нас есть свои достоинства и недостатки, во всём и во всех есть что — то хоро¬шее и плохое, доброе и злое.Ваш ребёнок — это частица вас, отражение вас. Все мы родители, родители сво¬их детей…9.

    Упражнение «Губка»Эксперимент. Психолог показывает  прозрачную емкость с водой. Это – мы родители. В каждом из нас есть что-то хорошее, чем мы можем гордиться (добавляем в воду яркую краску) и что-то плохое, о чем нам не очень хочется говорить (добавляем темную краску). Это смесь наших качеств.  Губка — это ребенок. Опускаем, и он впитывает все подряд хорошее и плохое.10.

    Упражнение  «Дерево Родительской Мудрости» (часть 2)Так вот есть одна притча «Человек, который, захотел изменить мир» Мораль проста – что ты готов изменить в себе, для то, чтобы люди вокруг тебя изменились. Подумайте, что вы готовы изменить в себе, для того, чтобы ваш ребенок изменился? Запишите это на «яблоке». Обсуждение. Оформление дерева Родительской Мудрости11.

    «Центр спокойствия»Любую проблему при взаимодействии с ребёнком необходимо решать в спокойном, расслабленном состоянии, потому что когда вы чувствуете себя обеспокоенными, расстроенными, сердитыми, то, скорее всего, ведёте себя импульсивно и делаете прямо противоположное тому, чего действительно хотите. Для начала научимся успокаиваться    Локти в ладонях.    Кулаки.     12. Рефлексия «Я хочу сказать…»     «Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, — быть полезным и иметь спокойную совесть»

                                                 Л. Н. Толстой

Список используемой литературы1.    Конецкая В.П.  «Социология коммуникации». 2.    Корепанова В.М., Харламова Е.В.  «Диагностика развития и воспитания дошкольников». 3.    Куницина Н.В., Казаринова Н.В., Погольша В.М.   «Межличностная аттракция» 4.

    Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи…- и М.: Новая школа.19965.    Шагаева О. А.  «Детская психология». Отношения. Виды отношений. Характер отношений. 6.    Шагаева О. А.«Детская психология».«Детская психология».

Развитие гуманных отношений в группе сверстников в онтогенезе), 7.    Шаркунова Ю.В. Психология здоровья образовательных учреждений. Учебное пособие. Тюмень 2010.8.    Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога». 9.    Школьный психолог.

Методическая газета для педагогов-психологов.10.    http://socpedagogika.narod.ru

Приложение

Анкета для родителей.doc (23 КБ)
Я родитель.pps (2.33 МБ)

Спонсоры конкурса:

Издательский центр «Вентана-Граф».  Крупнейший издатель учебной литературы.Сфера деятельности – выпуск федеральных учебников для школ, учебно-методических комплектов по всем  предметам школьной программы; пособий по дошкольной  и предшкольной подготовке детей.Адрес: 127422 г.Москва, Тимирязевская ул. д.1, корп.3, 6 этаж.Тел.: 8 (495) 234-07-53, 611-46-74, 611-15-74E-mail: info@vgf.ru
ООО «Торговый дом Карусель» Оптовый магазин развивающих игрушек, сюжетно-ролевых игр и мебели для дошкольных учрежденийАдрес: г.Тюмень, ул.Новаторов, д.13/2тел./факс: /3452/520-615, 60-80-59Сайт: www.tdkarusel.ru       e-mail: info@tdkarusel.ru

Источник: http://tmndetsady.ru/konkursyi-na-sayte/konkurs-metodicheskih-rabot-interaktivnyie-formyi-sotrudnichestva-s-roditelyami/news2372.html

Психология родителя

Дети непослушны. Они любопытны и непоседливы. Но смириться с таким положением дел может не каждый родитель. Многие хотят беспрекословного подчинения. И когда этого не происходит, незамедлительно следует взрыв. Недовольный родитель начинает кричать и ругаться. О последствиях такого воспитания кричащие мамы и папы, конечно же, не задумываются.  

Характер родного ребенка не всегда бывает понятен родителям. Особенно если периодически он превращается в собственную противоположность. Вчерашний гиперактивный мальчуган сегодня закрывается в комнате и отказывается с кем-либо контактировать. Что это — отклонение, норма? Как помочь ребенку переживать перепады собственного настроения? Ответ в его психических свойствах.

Маленькие дети привязаны к своим мамам, мамы к деткам. По мере взросления малыша эта связь ослабевает. Но не у всех. Дети определенного типа могут сохранить сильную зависимость от родителей даже после пубертата. Чтобы научить ребенка самостоятельности, необходимо четко понимать особенности его характера.     

День рождения – один из самых долгожданных и волнительных праздников для любого ребенка. Как сделать его ярким и запоминающимся именно для вашего малыша? Все зависит от индивидуальных черт его характера. Учитывая их, вы легко сделаете праздник незабываемым. 

Когда после развода один из родителей вновь заводит отношения и приводит в дом нового человека, реакция ребенка может быть неоднозначной и зачастую негативной. Чтобы не оттолкнуть от себя ребенка, а чувства к новому партнеру не приносить в жертву воспитания, возьмите на вооружение знания системно-векторной психологии.

 Когда после развода один из родителей вновь заводит отношения и приводит в дом нового человека, реакция ребенка может быть неоднозначной и зачастую негативной. Чтобы не оттолкнуть от себя ребенка, а чувства к новому партнеру не приносить в жертву воспитания, возьмите на вооружение знания системно-векторной психологии.

 

Счастливое детство – это не телефон последней модели, не модные вещи или море сладостей. Воспитание счастливого ребенка сложнейшая задача, поскольку современные дети разительно отличаются от нас самих, их родителей. Все методы воспитания, которые с успехом использовали в прошлом, не только дают им полноценно развиваться, но и могут нанести колоссальный вред.

Когда семья распадается, самый большой удар приходится на детей. Смягчить его помогут правильно подобранные слова, которые позволят ребенку максимально безболезненно адаптироваться к новой жизненной ситуации и оградят от негативных последствий.

Есть мальчики, похожие на девочек. Ранимые, нежные, плаксивые. Водятся с девчонками, не с мальчишками. В воспитании таких детей родители должны применять особый подход, иначе будет не просто испорчен характер, но и судьба ребенка. 

Замкнутый ребенок. Он не делится своими мыслями и переживаниями, не заводит друзей, сторонится людей и плохо идет на контакт даже с собственными родителями. Такое поведение является необычным только по сравнению с другими детьми. Оно также подсказывает нам о том, что к ребенку требуется особый подход, который поможет ему экстравертироваться.

Ребенок, который плачет, ребенок, который постоянно упрямится, не слушается и не может спокойно усидеть на месте. Есть ли способ с ним справиться? Правильный подход может решить каждую из названных проблем. 

Источник: http://epsychology.ru/razdel/psihologiya-roditelya

Успешные родители: кто они и как ими стать?

    Ответы на эти вопросы и рекомендации, как стать успешными родителями вы найдете в этой статье.    Ваши комментарии очень приветствуются, пожалуйста, делитесь своими мыслями, замечаниями и опытом!

     Планируя любое начинание, задумываясь о новом деле, мы естественно задаемся вопросом, как достичь в нем успеха?

   Правильнее было бы спросить себя: чего я хочу достичь вообще, приступая к какой либо задаче? Ответ на этот вопрос определит критерии вашего успеха. Ведь для каждого понятие успеха несет в себе различный смысл.

   Так для молодого и амбициозного вокалиста успехом будет выпуск сольного альбома, а для пенсионера, который берет уроки вокала, успехом будет исполнение для своей возлюбленной старушки ее любимого романса.

Для кого-то успехом в изучении иностранного языка может быть свободное владение фразами из тоненького разговорника, чтобы общаться в туристических поездках, а для кого-то успех – это писать и публиковать аналитические статьи на изученном языке.

Как видите успех понятие относительное, значит и методы его достижения тоже не абсолютны.

     Сегодня же я пишу о том, как стать успешными родителями. Для начала давайте рассмотрим следующее:

Читайте также:  Идеализм - психология

   Кто же такие, успешные родители? Чтобы получить более широкий ответ я обратилась к трем источникам: к своему внутреннему знанию, классикам пера ипсихологии, и к современным родителям.

   Для меня успешные родители, это те родители, которые получают истинное удовольствия от опыта «родительства». Такие родители любят своих детей, не потому, что они их дети, не за какие-то их достижения и успехи, а потому, что эта безусловная любовь исходит из их сердца. Дети успешных родителей смотрят людям в глаза и улыбаются в ответ на улыбку.

Эти дети открыты миру, новым ощущениям и событиям. Для таких родителей и детей, жизнь – это приключение. Успешные родители гордятся своими детьми просто потому, что они уже сами по себе уникальны и неповторимы. И таким детям очень легко быть успешными. Ведь сначала в них верят, а уже потом с них спрашивают.

Успешные родители не ставят условий: «сделай это, и получишь это; будь таким, и я буду тебя любить». Успешные родители умеют договариваться, и их дети знают, что такое правила и законы. И при этом их дети свободны и независимы.

Родители, которые не испытывают стыда за ошибки своих детей, но испытывают благодарность за их смелость и действия, зная, что их дети исходят из любви и добрых мыслей – такие родители достигли успеха.

   Возможно, кто-то ожидает более материального объяснения «успешных родителей», например, что у их детей хорошие отметки в школе, что их дети усердны и прилежны в музыке, спорте или искусстве, что их дети вежливы и учтивы, что их дети чисты и аккуратны. Я бы сказала, что это «последствия», а не сама цель успешных родителей. Цель успешных родителей это счастье от бытия родителями и счастье ребенка от бытия ребенком.    

Теперь, когда у нас есть представление о том, кто такие успешные родители, возникает вопрос:

   Как ими стать? Что является секретом успешных родителей. Есть ли разница между хорошими и успешными родителями?

   Понятие «хороший» обретает смысл только когда есть «плохой». Но такое разделение далеко не всегда верно. Понятия хорошие и плохие родители очень обманчивы. Давайте рассмотрим простой пример.

Родители, которые бьют своих детей, плохие это родители или хорошие? Мы все понимаем, что бить детей – плохо. Это наносит вред психическому и физическому здоровью детей, их самооценке.

Значит папа отшлепавший своего малыша – плохой папа. Так?

   Родители, которые заботятся о своих детях – хорошие или плохие? Хочется сказать хорошие… Но ведь это не всегда так. Есть целый ряд неврозов, вызванных чрезмерной родительской опекой, так называемой «заботой».

Дети, о которых очень заботятся, растут неуверенными, зависимыми и очень часто болеют различными заболеваниями, их защита ослабленна, они не могут сопротивляться навязываемой им заботе.

Добрая мама одевая на ребенка три пары носочков, два свитера и шарф при температуре + 17С на улице, заботится о своем чаде, тем же разрушает его иммунитет, самостоятельность и право выбора.

   Поэтому может иногда следует шлепнуть по попе за хулиганскую проделку, чем обласкать ребенка и держать возле себя, как собачку?

   Хорошие или плохие родители – это оценочное суждение, которое основывается на наших понятиях о воспитании и уходе за ребенком.

   Успех, же, не бывает плохим или хорошим. Успех подтверждает достижение цели.

Если ваша цель вырастить безвольное существо – ваш успех будет заключаться в том, чтобы ребенок никогда не перечил, не спорил, слушался беспрекословно родителей, затем учителей, начальника, супруга, политиков.

Если же вы воспитываете свободную, думающую личность, то успехом будет и спор, и даже драка «за справедливость», выражение индивидуальности, творчество, самостоятельность, осознанный выбор профессии, рост и развитие.

Успех родителя, это всегда успех его детей. Так родители смогут жить даже после своего ухода – в своих детях. Успешные родители знают, что нет ничего важнее и прекраснее счастья. Это все, чему они могут научить своего ребенка. Но для этого им прежде нужно будет научиться этому самому.

   Как же стать успешным родителем?

 Вот три самых важных шага. На первый взгляд может показаться, что к родительству они имеют мало отношения. Но это лишь на первый взгляд.

Ведь быть мамой  — это не только «печь оладьи и проверять собран ли портфель», а быть папой – это не « погонять в мяч и дать нагоняй». Быть родителями – это «быть».

Каждую минуту быть такими людьми, которые по своему внутреннему состоянию есть успешные родители. Итак, три шага к успешному родительству ( и не только родительству, к успешным отношениям, жизни, работе).

1 Шаг

Стать свободным и дать свободу своему ребенку. 

   Нужно освободиться от груза осуждений, чувства вины и обид. Это не легко, но все же, гораздо легче, чем кажется. Мать свободная от оценивания поступков своего ребенка, от сравнений и предубеждений даст ребенку шанс раскрыть все свои таланты и способности.

   Когда же мы говорим ребенку « Разве тебе не стыдно?..

Посмотри на других, все дети, как дети, а ты… Зачем ты это сделал? Я же запретила тебе… Ваня пишет ( говорит, ведет себя) лучше чем ты», каждый раз мы загоняем ребенка в угол.

Мы уничтожаем его непосредственность и радость познания – основу таланта, мы унижаем радость эксперимента и лишаем права на ошибку – забираем возможность и, главное, желание развивать свои способности.

   Дайте детям свободу. Обеспечьте их безопасность, расскажите о правилах, познакомьте с законами, и дайте им возможность получить опыт. Не оценивайте их опыт, не делите поступки на хорошие и плохие, помогите ребенку самому все осознать и сделать выводы. Так вы научите ребенка думать. Вы научите его выбирать.

2 Шаг. 
Стать любящим. 
   Любить не кого-то или что-то. А быть любящим. В каждом слове, жесте, поступке. Любящие люди не нарушают правила дорожного движение – это может стоить кому-то жизни.

Любящие люди  не оскорбляют людей злыми словами – это может сделать больно душе человека. Любящие люди не винят других в своих проблемах, они ищут решения.

Любящие люди хоть на один грамм, на один миллиметр, на один пенни в день делают мир лучше.

Развивайте любовь в себе. Любите прежде всего себя. Эта любовь будет гореть внутри вас как яркое, теплое пламя. Обогрейте этим пламенем своего супруга ( супругу) и тогда ребенку рядом с вами будет тепло и уютно. Но если вы направите пламя вовне, не на себя, а на ребенка – вы обожжете его, изувечите. Любовь должна быть внутри вас.

3 Шаг. 
Пить из колодца знаний. 

   
   Другими словами: обучаться, просветляться. Это могут быть разного рода знания. Чтение книг, посещение лекций, семинары дают знания для ума. Духовные семинары, тренинги, службы, молитвы – просветляют душу. Танцы, боевые искусства, бег, подвижные игры – обучают тело. Добыча знаний – это эликсир молодости. Пока мы учимся – мы растем, как только прекращаем обучаться – сразу начинаем стареть.

   Кроме того, знания сегодня являются основой достатка. Уникальные знания делают человека специалистом в определенной сфере, а специалисты, как известно, «на вес золота».

   Не заставляйте ребенка учиться. Прививайте ребенку любовь к обучению и страсть к познанию – и все, что нужно, он узнает сам. Такого ребенка не нужно будет воспитывать, он воспитает себя сам, не нужно будет обучать – он сам займется своим обучением.

Такой ребенок будет обладать самым большим богатством, накопленным за всю историю человечества – знаниям.
   Быть родителем — это дать путевку в жизнь новому человеку. Не воспитывать всю жизнь маленького эгоистичного и зависимого ребенка, а воспитывать чудо-ребенка, что бы отпустить в мир свободного, здравомыслящего человека.

Для этого нужна самодостаточность,знания, любовь и смелость в сердцах родителей!

   Вот такие «секреты» успешного родителя. Возможно, вы ожидали четких поучений и инструкций. Ситуации бывают самые разные – но все они имеют основу, фундамент. Заложите в себе фундамент успешного человека, успешного родителя и многих, казалось бы, типичных, ситуаций вы сможете избежать. Начните совершенствоваться сегодня и многие проблемы решатся сами.

Если ваши дети уже взрослые и вам бы хотелось что-то в них изменить, поменять их жизнь – изменитесь сами. Вы – основа своих детей. Ваши изменения, ваша работа над собой даст намного больше, чем ваши попытки изменить их. Если же у вас есть конкретная ситуация, в которой вы не знаете, как повести себя – пишите мне (bibsgigs@gmail.

com), задавайте вопросы и вместе мы найдем решение.

   Вы каждый день можете стать успешными родителями!

Эта статья участвует в конкурсе “Как добиться успеха”, с призовым фондом в 3000 рублей на сайтеwebexpertu.ru. Организаторы конкурса Альберт Карамов и Александр Сидоренко. P.S. В завершение предлагаю вам позитивное слайд шоу » 21 принцип успешных взаимоотношений»

Источник: http://happychildleo.blogspot.ru/2012/07/blog-post_31.html

Воспитание детей и психология успеха

Все мы хотим, чтобы наши дети были счастливы и успешны и смогли полностью реализовать себя и в творчестве, и в общении, и в профессиональной деятельности.

Тем не менее многие родители к 4-5 годам «ставят крест» на своих чадах, с сожалением констатируя: «нет, мой Вова точно ничего не добьется, он слишком мечтательный» или «моя Леночка такая застенчивая, пусть уж растет просто хорошей девочкой».

Как уверяет Ирина Петухова, консультант и бизнес-тренер, успешными большинству детей не дают стать сами родители.

Почему же так получается? Мы попросили Ирину выделить самые значимые причины, почему же мамы и папы, сами того не осознавая, ставят собственным детям «палки в колеса» на пути к самореализации.

Как родители мешают детям стать успешными?

Успешность слишком сильно связывается с финансовым благополучием и социальным признанием

Ирина Петухова: «В нашем социуме связь «успех-деньги-статус» особенно сильна, и родители зачастую неосознанно внедряют ее в сознание детей. Поэтому многие ребята школьного возраста уже знают, что все, что за пределами этой связки, никак не ассоциируется с успехом.

Между тем, все люди разные, глобально у всех разные задачи, потребности, и каждый из нас может быть очень эффективным в рамках собственной жизненной стратегии.

По большому счету, можно сказать, что успешность — это характеристика, показывающая, насколько человек умеет ставить перед собой цели, соизмеримые с его природными задатками, и успешно их достигать».

Успешность ассоциируется с определенными чертами характера и индивидуальными особенностями

Ирина Петухова: «Этот стереотип тесно связан с предыдущим. Логично, что успех — это богатство и статус, поэтому «атрибутами» успешного человека будут считаться те качества, которые помогают этого добиться.

Получается, что потенциально успешными у нас считаются две категории детей: активные, напористые (экстравертного склада) и целеустремленные «ботаники» с высоким уровнем интеллектуального развития (или очень творчески одаренные). Остальные, опять же, «за бортом».

Родители не озадачиваются тем, чтобы помочь им раскрыться, найти оптимальные возможности для реализации их внутренних ресурсов».

Успешность и инициативность могут оцениваться негативно

«Отрицательные коннотации в оценке людей, которые чего-то добились в жизни, тоже одна из наших национальных черт, — рассказывает Ирина Петухова. — Или, как один из вариантов, это позиция «не лезь, не высовывайся», которая транслируется детям чуть ли не с пеленок и к школе напрочь отбивает у них желание хоть в чем-то проявлять активность.

Конечно, у многих из нас, взрослых, есть печальный опыт, который говорит о том, что инициатива может быть наказуема. В то же время наше стремление оградить детей от возможных неприятностей иногда просто перевешивает здравый смысл. А здравый смысл должен подсказать нам, что и опыт наш не всеобъемлющ, и эпоха уже совсем не та».


Какие же качества нужно воспитывать в детях, чтобы они умели добиваться своих целей?

Осознание своих сильных и слабых сторон и собственных потребностей

«Выше я уже говорила о значимости правильного целеполагания для самореализации, — поясняет Ирина.

Читайте также:  Каталог выразительных жестов - психология

— Иными словами, человек должен очень четко представлять, чего хочет добиться (и насколько он к этому предрасположен) он сам, не ориентируясь на стереотипы, бытующие в социуме, и предпочтения близких.

У нас сплошь и рядом бывает так, что ребенка с детства ориентируют на развитие в сфере, которая ему не близка и не интересна (например, для продолжения «семейной династии» отдают в музыкальную школу).

И даже если с формальной точки зрения его деятельность будет результативной, она все равно не будет приносить ему такого удовлетворения, как по-настоящему любимое занятие. Поэтому родителям очень важно с первых лет жизни правильно «направить» ребенка и помочь ему раскрыть свой потенциал».

Целеустремленность, желание «расти над собой» и готовность «работать над ошибками»

Ирина Петухова: «Многие думают, что целеустремленность зависит от врожденных волевых качеств, поэтому, если человек от природы слабохарактерный, его бесполезно перевоспитывать. Я не вижу сильной зависимости между чертами характера и умением достигать своих целей.

Это скорее определяется мировоззрением человека и его самооценкой. Знаю достаточно много людей, достаточно «мягких» по характеру, неконфликтных, которые, тем не менее, стали сильными управленцами.

У человека такого склада обычно есть свои сильные стороны, которые ему помогают; да, есть и слабые, но их негативное влияние можно нивелировать, работая над собой. А посыл к саморазвитию, опять же, во многом задается в семье, и личным примером родителей, и проговариваемыми установками.

Если они с детского сада учат ребенка «не пасовать» перед сложностями, воспринимать каждый трудный момент не как проблему, а как задачу, требующую приложения творческих и интеллектуальных усилий, у него очень хорошие перспективы».

Эмоциональная стабильность и умение гармонизировать свое внутреннее состояние

Ирина Петухова: «Вся наша жизнь — это череда взлетов и падений, и чем насыщеннее и интереснее жизнь, тем больше в ней сложных и болезненных моментов, провалов и неудач.

Если каждую из этих неудач воспринимать как трагедию и тратить на ее переживание много сил и времени, то для человеческой психики это будет просто неподъемно.

Получается, для минимизации эмоциональных затрат у человека есть два выхода.

Первый — уменьшить количество стрессовых факторов в своей жизни, то есть отказаться от общения с неприятными людьми, от участия в сложных проектах, вообще «закуклиться». Как вы понимаете, такая позиция не очень сочетается с установкой на успешность.

Второй вариант — просто перестать реагировать на неприятные раздражители, и он мне кажется наиболее конструктивным.

Кстати, научить маленьких детей спокойно переживать свои неудачи и не воспринимать их «слишком лично» не так уж сложно, но, к сожалению, многие родители, наоборот, своим отношением к детским промахам (криком, руганью, постоянными дальнейшими напоминаниями о них) формируют у ребенка нездоровое отношение к подобным ситуациям. Стресс по поводу малейшего промаха и страх наказания могут отбить желание развиваться даже у самого талантливого ребенка».

А вот несколько рекомендаций от  ирины петуховой, как привить ребенку веру в себя и «правильный» настрой:

  1. Научитесь сами достигать поставленных целей. Ничто не будет мотивировать ребенка лучше, чем ваш пример.
  2. Учитесь понимать своих детей и уважать их индивидуальные особенности, будьте близки с ними.

  3. Очень осторожно относитесь к запретам и наказаниям: они отбивают желание проявлять инициативу (здесь читайте статью, как наказывать ребенка правильно).
  4. Ведите вместе с детьми активную жизнь, показывайте им, что мир интересен и разнообразен.

  5. Будьте позитивны и всегда настраивайте ребенка на положительный исход дела. Учите его видеть хорошее даже в плохом.

Пройдите онлайн-тест: есть ли у вашего ребенка задатки лидера?

Также читайте:

Источник: http://DetyvRadost.ru/vospitanie-detey-i-psihologiya-uspeha/

Как воспитать успешного ребенка: психология детей в практическом применении

Современные родители зачастую заменяют воспитание детей полной свободой или вседозволенностью, не учитывая, что именно они являются наиглавнейшим авторитетом для маленькой личности.

«Воспитать успешного ребенка затруднительно. Он станет таким, какими являемся мы». Забыв этот принцип, мы разучились находить с малышом общий язык, в результате чего он с трудом проходит адаптацию в социуме, не умеет общаться со сверстниками.

Основы воспитания ребенка

Необходимо помнить, что воспитание – ежеминутный, кропотливый труд, направленный на: • личностное формирование ребенка; • правильное прохождение всех этапов в развитии малыша; • овладение моральными ценностями; • усвоение правил жизни; • умение находить общий язык с людьми различных возрастных категорий; • саморазвитие.

Основа процесса воспитания – положительная атмосфера семьи. Происходящие вокруг события ребенок воспринимает через личностную призму, принимает на свой счет. Доброжелательная и спокойная атмосфера способствует формированию устойчивой психики ребенка. Малыш сможет справиться с эмоциями, у него не будут развиваться неврозы и сопутствующее поведение.

Здоровье ребенка

Современная педиатрия уделяет повышенное внимание детскому здоровью. Закаливание, полноценное питание, полезные продукты, ограничение времяпровождения за монитором или телевизором и свежий воздух позволят забыть о лекарствах и сократят посещения педиатров до минимума.

Воспитание гиперактивных детей

Понятие «гиперактивность» по отношению к ребенку прочно укоренилось в современном мире. Если ребенка неспокойный, сверхактивный, темперамент имеет холерический, следует прислушаться к советам психологов: • сверхактивные дети не воспринимают упреков, но чувствительны к похвале. Хвалите малыша, повышайте его самооценку; • наказание детей необходимо ограничить, особенно физическое.

Стройте отношения на доверии, а не на страхе; • ограничьте в общении с ребенком потребление таких слов, как «нет», «нельзя», «запрещено». Всегда объясняйте причину запрета; • установите обязанности малышу. Давайте мелкие поручения, загружайте работой; • соблюдайте режим. Это организует и экономит время. Не допускайте дефицита сна; • исключайте переутомление.

Однообразную работу или игры меняйте по мере того, как малышу надоест заниматься; • физические тренировки, хобби, занимательное занятие – старайтесь заполнить день полезными вещами; • психологическое спокойствие в семье и приятная атмосфера –залог того, что ребенок будет расти уравновешенным и целостным.

Методы воспитания детей: советы опытных родителей Все дети индивидуальны. Каждый родитель пытается найти поведенческий алгоритм, способный оптимизировать подход в воспитании ребенка и исключить проблемные ситуации. При возникновении конфликта, психологи советуют поступать следующим образом: • Игнорировать раздражительное поведение ребенка, за исключением опасных ситуаций.

Плач, гнев, крик – в данном случае сохранять спокойствие затруднительно, однако малыш с помощью такого поведения добивается внимания. Если прием срабатывает раз за разом, это войдет в привычку и перерастет в агрессию. • Активно применяйте мимику и язык тела, сделайте это более эффективным, чем упреки и слова.

Ребенок с раннего возраста способен различать недовольство или радость на лице мамы. • Ваши действия должны быть последовательны, логичны и понятны для малыша. Воспитание ребенка не должно быть избирательным. В семье установите одинаковые требования. • Вместо упреков, пытайтесь отвлечь малыша и переключить на другое занятие. Только так старайтесь добиваться нужного поведения.

• Показывайте ребенку пример. Таким образом малыш будет усваивать науку.

• Всегда объясняйте, почему нельзя. Правильный, конструктивный диалог – основа для взаимопонимания.

Источник: http://school-box.ru/obrazovatelnye-statyi/interesno-ob-obrazovanii/1518-kakvospitatyspeshnogorebenka.html

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Происходящие в государстве, обществе, образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны ДОУ.

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности дошкольника.

Процесс взаимодействия семьи и детского сада должен быть направлен на активное включение родителей в досуговую деятельность, сотрудничество с педагогами.

Важным шагом на пути осмысления и повышения роли семьи как социально-образовательного института общества стало решение о развитии семейного образования. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать.

Семья — один из древнейших институтов, переживших целые эпохи.

В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество и государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.

Сейчас уже не ведется спор о том, что важнее в воспитании ребенка: семья или детский сад. Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада.

В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность.

Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. Дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.

В законе «об образовании» говорится:

—        «Закон обязывает педагогов и родителей стать не только неравнодушными, но и равноответственными участниками образовательного процесса».

В Федеральном законе «об утверждении федеральной программы развития образования от 2010 говориться следующее:

—         «обязывать работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественно — образовательный спрос на реальные потребности образовательных услуг»

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования от 23. 11. 2009 года Приказом Министерства образования и науки РФ, были утверждены Минюстом России от 08. 02. 2010 года Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Ф. Г. Т.)

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями, родители должны участвовать в реализации программы, чтоб не упускать важнейший период в развитии личности ребенка, а не просто наблюдателями.

Эффективно организованное сотрудничество между семьёй и ДОУ может дать импульс к построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а осознание общих целей, доверительных отношение и стремление к взаимопониманию.

Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.

Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним человечком, в обществе — другим, поскольку не сможет самостоятельно сформулировать твердые представления о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо.

В наше время, когда большинство семей озабоченно решением проблем экономического, а порой физического воспитания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личности развития ребенка.

Родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных индивидуальных особенностей развития ребенка, которой осуществляют воспитание вслепую, по старинке, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Любое воздействие считается наиболее эффективным, если оно осуществлено своевременно, еще в стенах дошкольного учреждения, и именно на родителей детей раннего возраста, когда закладываются основы личностного развития, когда родители впервые сталкиваются с общественным воспитанием.

Остановлюсь на тех активных формах взаимодействия, в которые мы используем, в своем детском саду. За эти годы активной формой взаимодействия стали кружки для родителей.

Опыт формировался в детском саду «Радуга» расположенном в с. Нижнее Санчелеево Самарской области Ставропольского района.

Наиболее эффективными, на мой взгляд, приемы при нетрадиционных формах работы с родителями являются:

1)                     когда сами родители высказывают свою точку зрения на рассматриваемую проблему, которая затем обсуждается;

2)                     когда обосновывается важность рассмотрения данного вопроса для развития ребенка;

3)                     активность при восприятии психологической информации, а следовательно и ее запоминание может вырастать, когда по мере изложения теоретического материала, обязательно включаются вопросы к родителям, идет обращение к их мнению, опыту по ходу разговора.

В этом году, работая над программой кружка «Моя солнечная семья» в детском саду «Радуга», я сразу продумали работу с родителями по новому, по современному, используя инновационные методы. В рамках кружка используются такие формы работы как дискуссия, тренинг, круглый стол, практикум, деловая игра, беседа и другие.

Источник: https://moluch.ru/conf/psy/archive/82/3555/

Ссылка на основную публикацию