Игры, в которые играют жертвы — психология

Анализ психологических «игр»

Игра – представляет собой определенный штамп поведения, представленный рядом последовательных действий. Каждое действие содержит определенный эмоциональный пласт. Если провести параллель с фольклором, то наиболее точно охарактеризовать общую концепцию психологических игр может выражение: «кнут и пряник», так как каждому действию в процессе игры сопутствуют «поглаживания» и «удары».

Э. Берн провел аналогию прикосновений матери к младенцу и важностью социального признания для взрослого человек. Каждый человек испытывает на протяжении своей жизни потребность в стимуле и потребность в признании, то есть нам необходимо чувствовать, что мы нужны кому-то и что мы можем кого-то вдохновить на новые прекрасные свершения; и что мы можем получить реакцию в ответ на свой стимул.

Бёрн писал в своей книге «Игры, в которые играют люди», говоря о дефиците поглаживаний: «Можно предположить, что существует биологическая цепочка, ведущая от эмоциональной и сенсорной депривации через апатию к дегенеративным изменениям и смерти. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует считать важнейшим состоянием для жизни человеческого организма, по сути, так же как и ощущение пищевого голода».

Отличие игр от ритуалов и развлечений характеризуется тем, что субъекты игры руководствуются скрытыми мотивами, а также тем, что в игре всегда есть выигравший и проигравший. Игры могут привести к возникновению конфликта.

Классификация игр

Э. Бёрн в своих работах выделяет следующую классификацию игр:

  1. Количество игроков: игры на двоих («Фригидная женщина»), на троих («Ну-ка, подеритесь!»), на пятерых («Алкоголик») и на многих («Почему бы тебе не .» – «Да, но…»).
  2. Используемый материал: слова («Психиатрия»), деньги («Должник»), части тела («Мне нужна операция»).
  3. Клинические типы: истерический («Насилуют!»), с синдромом навязчивости («Растяпа»), параноидальный («Почему со мной всегда так?»), депрессивный («Опять я за старое»).
  4. По зонам: оральные («Алкоголик»), анальные («Растяпа»), фаллические («Ну-ка подеритесь»).
  5. Психодинамические: контрфобия («Если бы не ты»), проецирующие («Родительский комитет»), интроецирующие («Психиатрия»).
  6. Классификация по инстинктивным влечениям: мазохистские («Если бы не ты»), садистские («Растяпа»), фетишистские («Фригидный мужчина»)

Также Бёрн приводит классификацию игр исходя из основных качественных характеристик:

  1. Гибкость. Некоторые игры, такие как «Должник» или «Мне нужна операция», могут играться только на одном материале, в то время как другие, например, эксгибиционистские игры, гораздо гибче.
  2. Цепкость. Некоторые легко отказываются от игр, другие привязаны к ним гораздо сильнее.
  3. Интенсивность. Некоторые играют расслабленно, другие более напряжены и агрессивны. Игры соответственно бывают легкие и тяжелые.

Любая игра оказывает значительное влияние на жизнь человека, некоторые игры затягиваются на всю жизнь.

Анализ «игр»

Э. Бёрн писал: «основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей.

Этот факт был подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но также на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии.

Существенным обстоятельством явилось то, что ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания здоровья крыс».

Рассмотрим некоторые психологические игры более подробно.

«Должник»- игра, основным тезисом в которой является: «если бы не долги, то…». Эта игра может нести серьёзные проблемы для человека, хоть тема денег и не несет собой каких- то глубинных трансформаций. Дело в том, человек относиться поверхностно к вещам, которые требую ответственного подхода.

Если обратится к массовой культуре, то можно рассмотреть игру «Должник» на примере фильма «Шопоголик», режиссера П. Дж. Хогана. Главная героиня фильма, главная и абсолютно взаимная любовь которой – это походы по магазинам, живет в состоянии постоянно бегства от финансового инспектора.

Когда героиня фильма (Реббека Блум) встречает мужчину своей жизни, ситуация с кредиторами заставляет лгать этому человеку. Ценой этой лжи становится потерянное доверие.                                       

«Ударь меня»- игра, участниками которой становятся люди с внутренними установками на роль жертвы. Например, в любой школе есть ученик без какого-либо авторитета, он становится изгоем и мишенью для всякого рода насмешек. Существует подвид этой игры, который называется «поношенное платье».

Женщина делает все, чтобы выглядеть никчемной и жалкой, находит всевозможные причины, чтоб оставаться в «материальной яме». Такая женщина, как будто, притягивает людей и ситуации, помогающие ей продолжать эту игру.

К примеру, женщина выходит замуж за человека, которого ей приходится содержать, и чтобы не происходило, будь, то рукоприкладство, моральные унижения или алкоголизм партнера, она находит всевозможные причины для того, чтобы продолжать эти «больные отношения».

«Какой ужас!» — игрок ищет причины выплеснуть эмоции другому человеку посредством жалоб. В этой игре всегда участвует три субъекта. Например, мужчина, женщина и подруга женщины, которой он плачется в жилетку, обсуждая несправедливые, по отношению к ней, действия и слова мужчины.

https://www.youtube.com/watch?v=-bg8DNVzN2M

Любая психологическая игра — это, прежде всего, цепочка действий, имеющих предсказуемый ход.

Ключевым моментом психологической игры является скрытая мотивация, это тот самый «крючок», который является пусковым механизмом для получения в процессе игры той или иной эмоции.

Игрок, даже не всегда осознает, зачем совершает то или иное действие, но есть и те, кто действует осознано, с целью получить определенные эмоции и подпитаться энергией, как правило, это представители публичных профессий и хорошие провокаторы.

Анализ игр помогает пациенту понять участником, какой психологической игры он является, ответить на его главный вопрос: «почему так со мной происходит или почему это ситуация постоянно со мной происходит, как будто по циклической спирали?». А также найти выход из сложившейся ситуации. Иногда очень сложно выйти из состояния игры без посторонней помощи. Поэтому, человек как «наркоман» жаждет получения новых эмоций, иногда, в ущерб собственному здоровью.

Литература:

  1. Берн Э. «Игры в которые играют люди и люди, которые играют в игры»;
  2. Кабрин Э. «Транскоммуникация и личностное развитие»;
  3. Макаров В.В., Макарова Г.А. «Игры, в которые играют… в России. Психологические игры новой России»;
  4. Клод Штайнер. «Сценарии Жизни Людей. Школа Эрика Берна»;

Источник: https://PsychoSearch.ru/masters/erik-bern/149-analiz-psikhologicheskikh-igr

Читать

Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений

Предисловие

Эта книга была первоначально задумана как продолжение моей работы «Транзакционный анализ в психотерапии», но я надеюсь, что ее все-таки можно прочесть и понять, не будучи знакомым с предыдущей публикацией. В первой части излагается теория, необходимая для анализа и понимания игр. Часть вторая содержит описания игр.

В третьей части изложен новый клинический и теоретический материал, который позволяет расширить наши представления о том, что значит быть свободным от игр. Те, кого заинтересуют более подробные сведения, могут обратиться к указанной выше работе.

Читатель обеих книг заметит, что вдобавок к новым теоретическим сведениям несколько изменились терминология и точка зрения, что явилось результатом дальнейших размышлений, чтения и новых клинических материалов.

Студенты и слушатели моих лекций часто просили меня продиктовать список игр или подробнее рассмотреть те игры, которые упомянуты в лекциях в качестве примера. Это убедило меня в необходимости написать данную книгу. Я благодарю всех студентов и всех слушателей, в особенности тех, которые помогли мне выявить и назвать новые игры.

Для краткости игры описываются преимущественно с мужской точки зрения, если только они не являются специфически женскими.

Таким образом, главный игрок именуется «он», но я не вкладываю в это никаких предубеждений, поскольку та же ситуация может быть отнесена и к «ней», если только не сделана специальная оговорка. Если женская роль существенно отличается от мужской, она описывается отдельно.

Точно так же я без всякой задней мысли обычно называю психотерапевта «он». Терминология и способ изложения ориентированы преимущественно на подготовленного читателя, однако, надеюсь, что книга покажется интересной и полезной всем.

Транзакционный анализ игр следует отличать от его подрастающего научного «брата» —математического анализа игр, хотя некоторые используемые ниже термины, например «выигрыш», признаны и математиками.

Введение

Процесс общения

Теорию общения между людьми, достаточно подробно рассмотренную в «Транзакционном анализе», можно вкратце свести к следующим положениям.

Установлено, что младенцы, в течение длительного времени лишенные физического контакта с людьми, необратимо деградируют и в конце концов погибают от той или иной неизлечимой болезни.

В сущности, это означает, что явление, которое специалисты называют эмоциональной депривацией, может иметь смертельный исход.

Эти наблюдения привели к идее сенсорного голода и подтвердили, что наилучшими лекарствами от нехватки сенсорных раздражителей являются разного вида прикосновения, поглаживания и т. п. Что, впрочем, известно практически всем родителям из собственного повседневного общения с младенцами.

Аналогичный феномен наблюдается и у взрослых, подвергнутых сенсорной депривации. Экспериментально доказано, что такая депривация может вызвать краткосрочное психическое расстройство или по меньшей мере стать причиной временных отклонений в психике.

В прошлом социальная и сенсорная депривация проявлялась в основном у заключенных, приговоренных к длительным срокам одиночного заключения.

Действительно, одиночное заключение —самое тяжелое наказание, которого боятся даже закоренелые и стойкие к физическому насилию преступники.

Вполне возможно, что в физиологическом плане эмоциональная и сенсорная депривация вызывает или усиливает органические изменения. Если ретикулярная активирующая система мозга не получает достаточных стимулов, могут последовать дегенеративные изменения нервных клеток.

Это может быть также побочным эффектом недостаточного питания, но само плохое питание может быть следствием апатии, как будто младенец впадает в старческий маразм. Таким образом, можно предположить, что существует прямая дорога от эмоциональной и сенсорной депривации —через апатию и дегенеративные изменения —к смерти.

В этом смысле сенсорное голодание может быть для человека вопросом жизни и смерти точно так же, как лишение его пищи.

Действительно, не только биологически, но и психологически и социально сенсорное голодание во многих отношениях аналогично обычному голоду. Такие термины, как «недоедание», «насыщение», «гурман», «разборчивый в еде», «аскет», «кулинарное искусство» и «хороший повар», легко можно перенести из сферы насыщения в сферу ощущений.

Переедание, по сути, то же самое, что чрезмерная стимуляция. И в том, и в другом случае при нормальных условиях в распоряжении человека имеется достаточно припасов и возможностей составить разнообразное меню; выбор определяется личным вкусом.

Возможно, что наши вкусы в основе своей имеют те или иные особенности нашего организма, но к рассматриваемым здесь проблемам это не имеет отношения.

Социального психолога, изучающего проблемы общения, интересует, что происходит с ребенком после того, как он подрастает и естественным образом отдаляется от матери. Все, что наука может сказать на этот счет, можно свести к «народной мудрости»: «Если тебя не гладят по головке, у тебя спинной мозг высыхает».

После короткого периода близости с матерью всю остальную жизнь индивидуум должен блуждать меж двух огней, пытаясь постичь пути, которыми ведут его Судьба и инстинкт самосохранения.

С одной стороны, он будет постоянно упираться в социальные, психологические и биологические силы, факторы, не дающие ему продолжать прежние отношения, столь привлекательные в младенчестве; с другой —постоянно стремиться к утраченной близости. Чаще всего ему придется идти на компромисс.

Придется учиться иметь дело с гораздо более тонкими, иногда символическими формами поглаживаний: рукопожатием, иногда просто вежливым поклоном —хотя врожденное стремление к физическому контакту не исчезнет никогда.

Процесс достижения компромисса можно называть по-разному, например сублимацией; но как ни назови, младенческий сенсорный голод в конечном счете трансформируется в жажду быть замеченным или потребность в признании (recognition-hunger).

По мере того как путь к достижению этого компромисса усложняется, люди все больше отличаются друг от друга в своем стремлении быть замеченными. Эти различия в запросах и делают столь разнообразными социальные взаимодействия, определяя в какой-то степени судьбу каждого человека.

Так, киноактеру могут требоваться еженедельно сотни «поглаживаний» от анонимных и безразличных ему поклонников, чтобы его «спинной мозг не высох», а ученому может быть достаточно одного поглаживания в год от уважаемого и авторитетного коллеги.

«Поглаживание» можно использовать как общий термин для обозначения физического контакта; на практике оно может приобретать разнообразные формы. Некоторые буквально гладят ребенка; другие обнимают его или похлопывают; наконец, третьи игриво шлепают или щиплют.

И в разговоре между взрослыми происходит нечто подобное, так что, наверное, можно предсказать, как человек будет ласкать ребенка, если вслушаться в то, как он говорит. В более широком смысле «поглаживанием» можно обозначить любой акт признания присутствия другого человека. Таким образом, поглаживание можно рассматривать как основную единицу социального действия.

Обмен поглаживаниями составляет транзакцию, основную единицу социального взаимодействия.

Согласно теории игр можно сформулировать следующий принцип: любое социальное взаимодействие предпочтительнее отсутствия такового.

Эксперименты на крысах подтвердили это; наличие контакта благотворно отражалось не только на физическом, умственном и эмоциональном состоянии крыс, но и на их биохимических показателях, вплоть до степени сопротивляемости организма лейкемии.

Эксперименты привели к поразительному выводу: на здоровье животных одинаково благотворно сказываются как мягкое поглаживание, так и болезненный электрический удар.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=568592&p=1

Состояние жертвы. Что делать и кто виноват?

Состояние жертвы – это ощущение безнадежности и беспросветности, которое затягивает и может длиться довольно долго.

Оно становится оправданием для бездействия, для сваливания ответственности на других и для постоянных жалоб и нытья.

Читайте также:  Метод беседы - психология

«У меня все плохо и ничего хорошего не будет, ничего никуда не сдвинется» – если вы поймали себя на подобном настроении, скорее всего, вы попали в состояние жертвы.

Его не следует путать с искренним проживанием своих негативных эмоций, когда человек мыслит примерно в следующем ключе: «Да, мне сейчас плохо, и я должен это пережить, чтобы двигаться дальше».

Особенности состояния жертвы

Самообвинение. Жертва ищет причину, чтобы обвинить себя. В отличие от взятия ответственности, это пассивное отношение к происходящему и агрессия по отношению к себе. Человек ругает себя, но менять ничего не настроен. «Он ушел от меня, и это я была виновата, я неправильно себя вела, я дурочка! Я навсегда такой останусь, что мне делать?!»

Обвинение других: «Если бы не он…», «А он первый начал», «Это она сделала меня зависимым и слабым».

Перекладывание ответственности – это близко к обвинению других, но может происходить в более мягкой форме и касаться не только окружающих людей. Можно быть жертвой обстоятельств: «если бы не погода, я обязательно отправился бы на пробежку».

Попытка взять на себя чужую ответственность. Это потом даст возможность обвинить себя, если что-то не получилось. Например, сделать за коллег работу, а потом не справиться и сокрушаться, что всех подвел. Или считать себя ответственным за проблемы близких людей.

Я не достойна. «Я недостаточно хорош, чтобы иметь…» – а дальше можно подставить что угодно – желание, мечту, деньги. Это позиция жертвы. И в данном случае она связана с нестабильной самооценкой.

Глухота к доводам, закрытость. Из жертвы очень трудно услышать тех, кто предлагает переключиться, сложно понять, что находишься в каком-то неадекватном состоянии.

Человек, который погряз в состоянии жертвы и не осознает этого, может просто закрыться от любых доводов. Ему гораздо проще услышать обвиняющие голоса или голоса тех, кто предлагает ситуативную помощь и спасение.

Это подводит нас к понятию «треугольник Карпмана» или игре «преследователь-жертва-спаситель».

Игра «спаситель-жертва-преследователь»

Это одна из самых распространенных психологических игр, в которые играют люди. В ней есть место для трех ролей, причем часто исполнители не задерживаются подолгу в одном амплуа, а постоянно меняются местами. То есть синдром жертвы в психологии не значит, что человек не может в какой-то момент стать преследователем или даже спасителем.

Как это работает?

Классический треугольник – пьющий муж (преследователь) вечером приходит домой и начинает обижать жену (жертву), которая может позвонить в полицию или пожаловаться соседям. Они, в свою очередь, могут сыграть роль спасателей.

Утром все поменяются местами: жена превратится в преследователя и начнет ругать мужа, тот станет жертвой, потом жена может переключиться на роль спасателя и начать помогать ему бросить пить, соседи начнут скандал из-за того, что им надоело слушать разборки семейной пары, то есть сами превратятся в преследователей для них обоих… И все это может продолжаться бесконечно.

В менее жестких версиях (без полиции и алкоголя) подобные игры имеют место каждый день.

К примеру, мама может расстроиться из-за несделанных уроков сына, впасть в состояние жертвы, («Как ты меня разочаровал!») пожаловаться мужу, который станет ее спасителем – и преследователем для сына, начав его отчитывать. А потом, если муж покажется матери слишком строгим, она превратится в спасателя для ребенка. И так далее…

Почему психологи считают это играми? Дело в том, что каждый из участников отыгрывает свою роль снова и снова, плюс имеет определенные скрытые выгоды от ситуации. Описанные выше сюжеты могут повторяться годами, практически не меняясь.

Муж будет пить и бить жену, та – терпеть и жаловаться, соседи – вызывать полицию и жалеть несчастную женщину. Но никто из них не захочет взять на себя ответственность за свои действия или просто выйти из ситуации: развестись, например.

В чем выгода позиции жертвы?

В состоянии жертвы мы застреваем не зря. В нем есть множество выгод, которые обычно неочевидны, но достаточно важны для нас. Они-то и держат нас в ситуации.

Любая проблемная ситуация всегда обрастает каким-то количеством вторичных выгод. По сути, ее невыгодно менять. Это очень глубоко скрыто на уровне подсознания. Но если мы видим свои выгоды, выйти из негативного состояния становится проще.

В случае жертвы «бонусы» обычно примерно одни и те же. Человек может получить внимание к себе и своим бедам, почувствовать себя особенным и значительным, описывая и обдумывая свои несчастья. Если он боится принимать решения, то безответственность этого состояния позволит ему оставаться в бездействии неопределенно долгое время.

Откуда берется состояние жертвы?

Треугольник жертва—преследователь—спасатель – одна из самых распространенных социальных и психологических игр.

Обычно мы получаем ее опыт еще в детстве – очень мало кому достаются осознанные родители, которые не играют в подобные игры или хотя бы отчасти осознают их.

Но опыт взрослой жизни так же служит для «закрепления материала» и вырваться из этого круга довольно сложно. Хотя бы потому, что большинство из нас зависит от мнения окружающих, которые всячески поддерживают игру.

У кого не бывает состояния жертвы

Если вы читаете эту статью и подумали – «это точно не про меня!» – значит, она точно про вас. Нет ни одного человека, который полностью свободен от состояний жертвы.

И если появляется иллюзия, что вот: «Все, я наконец-то свободен» – это знак, что жертва тут как тут. У меня, у вас, у всех людей мира время от времени бывает желание сбросить ответственность, обвинить, проявить слабость. Это естественно и ничего смертельного в этом нет.

Важно осознавать свои состояния так быстро, как это возможно в данный момент, и работать с ними.

Как взаимодействовать с жертвой внутри себя?

Как избавиться от состояния жертвы? Важнее всего – не пытаться ее как можно скорее убрать и уничтожить, не ругать себя за нее. Жестко сопротивляться ей бесполезно.

Когда мы активно боремся с чем-то, яростно отрицаем, мы только даем этому еще больше силы.

Поэтому нужно стараться убрать негатив по отношению к этому своему состоянию и просто постепенно перестраивать мышление – при помощи практик, осознанности, работы над собой.

Вадим Куркин

Источник: https://vadimkurkin.com/blog/zanimatelnaya-psikhologiya/sostoyanie-zhertvy-chto-delat-i-kto-vinovat/

Жертва по жизни, или как общаться с вечно страдающим?!

«Я все для них делаю, а они не ценят!», «Я посвящаю им всю свою жизнь!», «Люди так бесчувственны и несправедливы!», «Это не в моих силах!», «Что я мог сделать? Это не от меня зависло!», «Я делаю все возможное, но…» — это фразы типичной Жертвы.

Вероятно, круг общения каждого из нас включает такого человека, который довольно часто жалуется на жизнь, на несправедливое отношение к нему окружающих, нередко обижается и страдает.

В общем, у любого могут случаться пресловутые «черные полосы» в жизни, но если в норме они сменяются «белыми», то для человека с установкой «Жертва» «черная полоса» представляется нескончаемой.

В середине прошлого века доктор медицины и последователь Эрика Берна Стивен Карпман описал драматический треугольник, в котором участники играют роли Жертвы-Спасателя-Преследователя.

КАК ВЫГЛЯДИТ ЖЕРТВА?

Типичная Жертва видит окружающий мир жестоким и опасным, а людей — несправедливыми и злыми. Она приспосабливается к обстоятельствам, имея изначальную установку на неуспех. Страх побуждает ее быть внешне доброжелательной, слабой, нуждающейся в защите и опеке.

Роль Жертвы предполагает страдание ради какой-то великой цели: сделать из детей гениев («всю жизнь на вас положил(а)!»), вытягивать из запоев мужажену («это мой крест!»). Жертва убеждена, что сама не в состоянии каким-то образом управлять событиями своей жизни. В ее представлении она крайне зависима от других людей и внешних обстоятельств.

Жертва категорически не желает брать на себя ответственность за то, что с ней происходит. Любому своему поведению она ищет объяснение вовне: «Иначе было невозможно, ведь обстоятельства сложились таким образом!», «А как можно было сделать по-другому, если они…?». Основной посыл Жертвы таков: «Жизнь делает со мной то, с чем я не могу справиться. Жизнь – это страдание!».

Она убеждена, что самостоятельно исправить любую ситуацию она не в состоянии, и ей необходима помощь. Наиболее типичные для Жертвы чувства: страх, беспомощность, жалость к себе, бессилие, ощущение безысходности и беспросветности.

Рядом с Жертвой всегда оказываются еще двое: Преследователь (ведь кто-то должен быть виноват в страданиях) и Спасатель (тот, кто должен решить проблемы, потому что сама Жертва сделать это не в состоянии).

ПОЧЕМУ ЖЕРТВА СТРАДАЕТ?

Как ни странно это прозвучит: Жертва страдает, потому что ей это выгодно! Хотя, конечно, свою выгоду она не осознает.

Роль Жертвы позволяет:

— отказаться от ответственности; — быть пассивным, не действуя в целях улучшения ситуации; — получать значительные порции внимания и сочувствия; — получать заботу и признание.

КАК ВЫГЛЯДИТ ОБЩЕНИЕ С ЖЕРТВОЙ?

Человека описанного выше, казалось бы, грех не пожалеть, грех не откликнуться на его мольбу о помощи. Если вы это сделаете, то будьте готовы к тому, что у вас ничего не выйдет! Потребность Жертвы вовсе не в разрешении проблемной ситуации. Ее кайф в том, чтобы упиться страданием! Ведь только страдая Жертва может получить любовь и заботу.

Во всяком случае, так ей кажется. Именно поэтому страдания для Жертвы имеют глубокий смысл – результатом их становится удовольствие.

Например, вам звонит подруга и в отчаянии 555-й раз рассказывает о том, что ее стараний опять не оценил начальник, или ее бросил очередной любовник, или у нее снова колет в боку (сильная мигрень, ломит суставы).

Рассказ, скорее всего, будет сопровождаться жалобами на несправедливость, собственное, ее – Жертвы, бессилие перед злой судьбой, бесчувственность окружения. Кстати, в этом окружении непременно будет маячить Преследователь, который повинен во всех бедах.

Короче, вас пригласили стать Спасателем: горячо сочувствуя, присоединиться к обвинениям в адрес жестоких людей (Преследователя) и взять на себя решение проблем Жертвы.

Вариант 1 (повторяющийся): Вы вступаете в игру в роли Спасателя. Сожалеете о страданиях Жертвы, признаете, что жизнь несправедлива к ней, ведь она достойна лучшего. Предпринимаете действия, чтобы изменить ситуацию, в которую попала Жертва.

И если вы не догадываетесь об истинной потребности Жертвы (пострадать!), результат вас удивит: найденная новая должность будет признана недостойной ее («можно было бы предложить что-то получше!»), запись к отличному специалисту пропущена, а после свидания с вашим хорошим знакомым, которое вы устроите страдающей Жертве, вы вообще можете услышать возмущенное: «Ты мне больше не подруга! Как можно было знакомить меня с таким?!». С воодушевлением высказывая вам свои претензии по поводу неудачного Спасательства, Жертва становится вашим Преследователем, обвиняя теперь вас в своих неудачах. А потом непременно найдет третье лицо, чтобы вновь в роли Жертвы рассказать о том, как вы ее подставили. Если вы достаточно хороший Спасатель (в том смысле, что вам эта роль вполне по силам и даже будто нравится), то через некоторое время подруга вновь вернется к вам с теми же самыми жалобами, и сценарий повторится, потому что каждый из участников заинтересован в таком разворачивании событий. У каждого в этом сюжете есть свой удовольствие (да-да, и у Спасателя в этой игре тоже есть свой кайф!). Однако если роль Спасателя вам порядком надоела, то предпочтительнее будет выбрать иной вариант поведения.

Вариант 2 (здоровый): Поскольку эти истории вы уже слышали, вы предлагаете подруге обратить внимание на то, что именно вокруг нее так складываются обстоятельства? Предполагаете ее некоторую ответственность за те ситуации, в которые она регулярно попадает.

В ответ вы, вероятно, сразу услышите обвинения в бесчувственности и жестокосердии, ибо вы не вступаете в игру Жертвы.

При таком варианте общения, вы не сможете доставить ей удовольствие, ведь вы не становитесь ее Спасателем.

Повторив сценарий беседы по варианту 2, вы, скорее всего, потеряете подругу и лишите себя радости бессмысленных усилий по спасению Жертвы… Я желаю вам гармонии!

(с) Ольга Чехова

Нам интересно Ваше мнение! Делитесь комментариями и ссылками в соц сетях 🙂

  • Клуб самопознания «Знахарь» © 2012

Источник: https://znaxar.net/stati/2655-zhertva-po-zhizni-ili-kak-obschatsja-s-vechno-stradayuschim.html

Как перестать играть роль жертвы. 16 способов

Жизнь слишком коротка и бесценна. Так что вдохновляйся всем, в чем чувствуешь хоть каплю вдохновения

Г. Пэлтроу

А что вдохновляет вас, дорогие друзья?

Может природные краски: на фоне голубого неба слегка покачиваются молодые нежно-зеленые листья березы? Или любопытные глаза ребенка, играющего со своей машинкой во дворе под той самой березой?

Честно говоря, некоторые из нас опасаются спокойствия и тишины. По разным причинам такие люди предпочтут активную бурную деятельность, даже если она не принесет ничего стоящего в их жизнь.

Ты полностью забыл, что нужно жить, ты стал заниматься деятельностью, которая не имеет никакого отношения к жизни

Из подслушанного

Не знаю правда ли, что наша жизнь игра, но опыт показывает, что мы в течение даже одного дня играем столько ролей, что в пору получать “Тони” в номинации “за многочисленность перевоплощений”

Читайте также:  Предназначение - психология

Но одной роли мы почему-то отдаем приоритет. Нас трудно объяснимо манит роль жертвы.

Разумеется, друзья, есть нечто благородное в этой роли, если мы осознанно, после серьезного обдумывания взяли ее на себя. В этой статье речь идет не о такой жертве.

Скорее мы поговорим о состоянии, когда нас мало что радует, а если и появляется причина для улыбки, мы не знаем откуда она и как удержать ее на подольше.

В таком случае вы скажете, что все вопросы к мозгу. И будете правы. Разум, образ мышления, склад ума или, как мы привыкли говорить, наш настрой во многом определяет, какую роль и в какой момент нам играть. Беда только в том, что часто он делает это без нашего осознания.

Вот чтобы внести определенную стабильность в нечто приятное и не допустить путаницы, мне хочется порассуждать с вами, как на практике перестать играть роль жертвы.

Но сразу оговорюсь, что эта статья не претендует на высочайшую авторитетность. Она лишь, как и остальные, составляют мой интернет-дневник, цель которого освежение и ободрение как для нашей семьи, так и для “людей всякого рода”. Итак.

Всматриваемся в закон и не только

Мы никогда не ограничиваемся настоящим. Желаем, чтобы поскорее наступило будущее, сожалеем, что оно как будто медленно подвигается к нам; или вспоминаем прошедшее, хотим удержать его, а оно быстро от нас убегает. Мы так неразумны, что блуждаем во временах, нам не принадлежащих, не думая о том, которое нам дано

Б. Паскал

Примерно четверть века назад я услышал, что скоро люди перестанут болеть. Я тогда был очень воодушевлен и где-то в аптеке спросил фармацевта, знает ли она, что скоро все аптеки закроются. Забавно, правда? А еще я настроился не посещать больше стоматолога, а надо было очень

Но к чему я об этом? К тому, что слишком сосредоточиваясь на “будущей жизни” мы забываем о текущей. Мы упускаем из виду, что будущая жизнь во многом будет доступна нам, если мы грамотно (или разумно) распорядимся сегодняшней.

Не научившись управляться с тем, что нам дано сейчас, кто доверит нам нечто большее? Если теперь с моего лица не сходит жертвенное выражение, то что прочитают по моему лицу через 5-10 лет?

Ну, ладно. Ближе к делу.

16 способов перестать играть роль жертвы

Все ниже перечисленные способы комплексны. То есть не стоит ожидать от одного пункта слишком многого. Ведь работа мозга — это комплексная работа 90 миллиардов нейронов, образующих множество взаимосвязей. Поэтому не станем искать лишь одну единственную “пилюлю от хвори”.

Итак, на первое место я поставлю

1. Развитие позитивных отношений. Отношений как изнутри исходящих, так и вовнутрь идущих.

Отношение к внешнему невозможно без веры — веры в то, что такому человеку, как вы “все содействует ко благу”. Мы верим, что любая ситуация — это своеобразный урок, который либо надо усвоить мне, либо тому, кто рядом и тоже в нее вовлечен.

Под отношениями идущими вовнутрь я подразумеваю одобрение того, для кого мы открываем свои сердца. И такие отношения самые важные, потому что наполняют нас подлинной радостью.

В жизни всегда есть место радости. Неужели вы предпочитаете держаться от этого места подальше?

На второе место поставлю

2. Охотную готовность.

Если кто-нибудь наделённый властью заставит тебя пройти милю, пройди с ним две

Евангелие

Вспомним ребенка, которого попросили вынести мусор. Даже, если до мусоропровода 5 метров, с каким видом ребенок их пройдет? Он еще и звуки подберет соответствующие, чтобы все поняли, кто здесь на самом деле жертва.

Тот, кто выполняя поручение, ограничивается лишь минимумом, может чувствовать себя так, словно он чей-то раб и живет по чужой указке. Но человек, который проходит вторую милю,— то есть делает больше по собственной воле,— чувствует, что его жизнь в его руках. Он остается хозяином положения.

Возмущение, недовольство, попытки обосновать собственную лень — все это противоречит евангельскому принципу. А вам нужны такие противоречия?

3. Помните о главных целях — это третий способ.

У здравомыслящих людей жизнь имеет больше чем одну главную цель. Тут и стремление сохранить чистую совесть, и совершенствование в любви, терпении, самообладании, и практическая помощь тем, кто искренен.

Если какая-то ситуация неприятна, это еще не повод сдуваться и играть роль жертвы. Перед вами все те же благородные цели и вам “не до комаров”.

4. Создайте свою группу поддержки

Жизнь — это в основном командная игра. А раз так, принимайте участие в выборе тех, кто составит вашу команду.

Если хочешь построить корабль, то не собирай людей для того, чтобы достать лес и подготовить инструменты, а научи их тосковать по бесконечным морским просторам

Антуан де Сент-Экзюпери

Пожалуйста, друзья, не трате время на исправление каменных и гипсовых экспонатов. Ищите тех, кто не испорчен закостнелостью, тех, кто готов учиться, постигая главное.

Но в этом вопросе вы должны быть примером. Вас пугает роль образца для подражания? А тот, кому подражаете вы, хочет, чтобы вы ему подражали? Знаю, что хочет. Так почему бы и в этом желании вам не брать с него пример?

Как только вы осознаете в себе готовность быть примером, вы можете идти на отношения с другими. Теперь вы можете делать это как хозяин, а не как жертва.

И любой, кто полон сам в себе, всегда будет привлекаться другим, потому что подобное привлекает подобное. Когда встречаются два хозяина — хозяева своего бытия, — счастье не просто прибавляется, оно умножается. И это прекрасно!

Либо вы играете роль жертвы, либо…

Остальные 12 способов я перечислю вкратце. А вы, дорогие друзья, попробуйте совместить их с поведением и умонастроением жертвы.

5. Поддерживаете и хвалите того, кто рядом при каждой удобной возможности.

6. Говорить о любом человеке только хорошее.

7. Никого никогда не высмеиваете и не унижаете

8. Проявляете внимательность к делам других с целью выразить благодарность.

9. Никогда не демонстрируете свое превосходство над другими.

10. Легко и быстро вслух признаете собственные ошибки и извиняетесь.

11. Избегаете приказного тона, а предпочитаете тактично предложить.

12. С пониманием относитесь к чужому раздражению. Для вас это сигнал о том, что человек нуждается в помощи и поддержке.

13. Вы хороший слушатель.

14. Преподносите подарки людям без какого-либо повода.

15. Часто улыбаетесь.

16. Практикуете прощение.

Ну что, друзья, получилось представить того, кто играет роль жертвы на фоне этих моментов? Можете отписаться в комментариях на полном праве соавтора блога

Источник: http://vashnastroy.ru/igrat-rol-zhertvyi/

Психология жертвы

« Назад

Психология жертвы  23.08.2016 18:27

Большинство людей, сталкиваясь с препятствиями, стараются сделать что-то, чтобы с ними как можно скорее покончить. Но люди с комплексом жертвы не в состоянии сделать это. Их негативные взгляды на жизнь превращают каждую неудачу в крупную драму, им кажется, что мир угрожает им чем-то плохим, что он злобный и направлен против них.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что в большинстве таких случаев человек, который становится жертвой сам желает играть эту роль. Как ни странно, жертвами часто становятся по собственному желанию, а также с успехом находят так называемых «мучителей», или «преследователей».

Люди с менталитетом жертвы с трудом справляются с ситуациями, которые преподносит им жизнь.

Они имеют чрезвычайно фаталистические взгляды на жизнь, так как считают, что не имеют никакого контроля над тем, как разворачиваются события. Даже процесс получения новой информации зачастую вызывает стресс.

Ситуация также осложняется тем, что люди страдающие от комплекса жертвы, склонны усугублять проблемы, с которыми сталкиваются.

Каждый отрицательный результат в их жизни приписывается абсолютно непричастным к этому людям или независящим от них обстоятельствам. Такие люди часто бывают очень изобретательны, обосновывая свое нежелание что-то делать или принимать помощь со стороны тем, что их проблемы уникальны и, следовательно, скорее всего неразрешимы.

Как формируется комплекс жертвы? Люди с менталитетом жертвы пассивно-агрессивны во взаимодействии с другими людьми. За пассивно-агрессивным стилем кроется завуалированный способ получения того, что хочет жертва. Такой стиль взаимодействия характерен людям, которые чувствуют себя беспомощно.

Человек как-бы самостоятельно провоцирует игру, которую можно назвать «побей меня». Предпосылками к такому поведению могут быть какие-то детские переживания. Подавляющее большинство психологов утверждают, что человек стремиться испытывать те эмоциональные состояния, которые он испытывал в детстве.

Если в детстве у человека формируется ощущение, что он жертва, то это состояние он пытается повторить, будучи взрослым. В подавляющем большинстве случаев человек, играющий роль жертвы не осознает этого, так как это желание происходит из подсознания.

Как правило самооценка таких людей колеблется в отрицательной зоне. Человек начинает чувствовать себя жертвой, когда сталкивается с каким-то несправедливым отношением к себе со стороны другого человека.

Своим психологическим поведением он втягивает окружающих людей на игру «побей меня». После чего он начинает чувствовать себя жертвой. Некоторые люди просто выискивают несправедливые моменты по отношению к себе для того, чтобы постоянно испытывать ощущение жертвенности.

Люди, которые страдают от синдрома жертвы часто жалуются на «плохие вещи», которые происходят в их жизни. Это происходит потому, что они считают, что они не имеют никакого контроля над тем, как разворачиваются события.

Как правило они просто не испытывают чувство ответственности за происходящее. В один момент они могут чувствовать себя жертвой, в другой они превращаются в палачей: задевают чувства людей, которые пытаются помочь им и оставляют потенциальных помощников с чувством полного разочарования.

Это довольно тяжелое психологическое состояние, так как общее восприятие жизни колеблется от «очень плохого», до «очень-очень плохого». Такие люди могут подолгу находится в состоянии депрессии и постоянно ощущать жертвенность.

Те люди, самооценка которых начинает все-таки уходить в положительную зону испытывают это состояние реже, периодически вступая в игру. Но человек с постоянным ощущением жертвы всегда играет до конца, он находит преследователя и формирует с ним такие отношения, в которых он будет жертвой.

Такая игра – часть классического репертуара жертв в которой они часто прибегают к различным видам эмоционального шантажа. Это поведение имеет самоуничтожительные, почти мазохистские наклонности. Люди с такими наклонностями не в состоянии выполнять задачи, имеющие решающее значение для их благополучия, им требуется квалифицированная психологическая помощь.

Рекомендую прочитать мою следующую статью «Непобедимый»

 Более подробную информацию о самооценке и о мышлении Победителей, вы можете узнать из нашего базового видеокурса «7 шагов к стабильной самооценке «. Рекомендуем начинать изучение любого нашего материала именно с него ⇩⇩⇩

Источник: http://boris-litvak.ru/statyi/article_post/psikhologiya-zhertvy

Психология жертвы

На сегодняшний день в науке, социуме, сознании людей феномен «жертвы» остается многообразным, дискуссионным и неоднозначным. Оставаясь многоаспектным, он включает в себе понятия «роли», «комплекса», «позиции», «установки жертвы»…

Цель статьи – затронуть важные практические вопросы, такие как:

  • Кто такая жертва?
  • Как она себя ведет?
  • Что делать, если она рядом с вами?
  • Как поступить, если вы ее, вдруг, узнали в себе?

В обыденном представлении жертва – это человек, который пострадал, понес материальные или моральные убытки и нуждается в помощи.

Благодаря такому понимаю, человек, который чувствует себя, ведет и воспринимается другими, как жертва, получает особое отношение от окружающих.

Получив помощь и желаемое отношение, человек тем самым удовлетворяет свои потребности и извлекает из этого своеобразную выгоду: в виде материальных или моральных (внимание близких, избавление от выполнения нежелательной деятельности) благ.

Немалое количество исследований подтвердило, что принятие роли жертвы происходит не только вследствие внешних травмирующих событий (войн, катастроф, насилия) и отношения окружающих к тем, кто это испытал.

Принятие роли жертвы может произойти добровольно в связи с существующими личностными психологическими установками («Я не достоин лучшего»), жизненной позицией («Я не ок, Ты – ок» или «Я – не ок» и «Ты не ок») и личностными особенностями (локус контроля, уровень самооценки).

Психология поведения жертвы

Кто же такая жертва? Как она себя чувствует и ведет?

Жертва – это человек, который субъективно ощущает себя «заложником» разного рода ситуаций, в которых он находится. Жертва чувствует свою зависимость (объектом) внешних сил, которые более сильные и могущественные, чем она. Будто бы, все, что происходит в жизни этого человека, с ним и от него совершенно не зависит.

В психологии это называют экстернальным локусом контроля, когда ответственность за происходящее возлагается на что-то во вне (других людей, государство, судьбу…). Тем самым, все это оказывает препятствующее влияние на достижение целей, принятие решений, отношение к жизни в целом и свою значимость в ней.

Присмотритесь! Наверняка, в вашем окружении есть люди, которые обвиняют власть, жалуются на партнера, семью, компанию, в которой работают (и этот список можно продолжать). Их личные проблемы, неурядицы, провалы, всегда обусловлены чем-то или кем-то. По их мнению, конечно же.

Читайте также:  Целеустремленность - психология

Но, дело в том, что человек с психологией жертвы сам притягивает, организовывает, или попадает в такие ситуации, где можно вновь почувствовать себе беспомощным, ощутить несправедливость и обвинить в этом кого-то.

Второй отличительной чертой людей, с психологией жертвы, является наличие рентной установки, которую по-другому, согласно А. Адлеру, можно еще назвать берущей.

Люди с такой установкой получают определенную выгоду от такой позиции и стремятся удовлетворять свои потребности за счет других, сочетая пассивную надежду на спасение с ощущением своего бессилия.

Выгода может быть самой разнообразной, но чаще всего является неосознанной: эмоциональная поддержка, когда жалуешься, подтверждение своей «плохости» и «недостойности», изменение поведения «агрессора» вследствие ощущения им вины за ваше состояние.

Человек, с игровой ролью жертвы – отличный манипулятор. С целью получить желаемое жертва будет демонстрировать свою беспомощность в определенной ситуации, невозможность ее контролировать, слабость с целью получить одобрение, внимание и помощь.

Чаще всего отличным инструментов для контроля над другим выступает пассивная агрессия, в виде обиды, обесценивания, невыражения недовольства, его накопление и отсутствие прямого заявления об этом.

 Человек с ролью жертвы приглашает окружающих, согласно Э. Берну, в игру.

Игра – это один из способов времяпрепровождения, который базируется на обмене скрытых (с подтекстом) трансакций (единиц общения) и обязательно заканчивается расплатой (возникновением неприятных чувств).

К примеру, во взаимоотношениях с жертвой всегда будет появляться тот, кто принимает на себя роль Спасателя.

Играя, каждый из них получит определенную выгоду: Жертва – получит эмоциональную поддержку, Спасатель – культивирование ложного благородства и самоутверждение. Казалось бы, все получают желаемое.

Но! Спасатель, действующий ради других и обесценивающий свои потребности, рано или поздно начнет ощущать опустошенность, невозможность заполнить боль и пустоту другого (Жертвы) и в итоге – сам ощутит себя таковой.

А тот, кто изначально был Жертвой – подтвердит свою беспомощность, укрепит пассивность по отношению к своей жизни и невозможности ничего изменить, следствием чего может стать потеря смысла, депрессия, психосоматические расстройства.

Откуда возникает синдром жертвы и что с этим делать?

Причина возникновения синдрома жертвы лежит в воспитании, личностных особенностях, жизненной ситуации, принятых в детстве решений и стереотипности поведения, обусловленного жизненным сценарием.

К примеру, ощущение себя жертвой может закрепиться, когда ребенок был наказан в детстве за то, что он еще не мог контролировать в силу своего возраста (запачкался, когда кушал, недавно взяв в руки ложку, запачкал диван, начав ползать).

Ребенок, которого ругают, ощущает вину за сделанное, даже не будучи знакомым с этим чувством в плане понимания. Он чувствует себя «нехорошим» и «неправильным».

Возникает выраженное чувство страха быть отвергнутым, брошенным, остаться в одиночестве и не выжить.

Именно это чувство глубоко внутри и руководит поведением и самоощущением человека с позицией жертвы.

Нападение, сексуальное насилия, возложение чрезмерной ответственности на ребенка за происходящее в семье, слишком высокие требования и наказание за ошибки – также возможные причины возникновения жизненного сценария жертвы.

Например, когда в семье, где отец алкоголик, а мать – подавленная и пассивная, ощущает себя жертвой, ответственность за состояние обоих родителей может брать на себя дочь, оказывая поддержку матери и «воспитывая» отца.

В будущем девочка может повторить сценарий матери и принять роль жертвы.

Со временем, уже во взрослой жизни, попадая в ситуации, подтверждающие его «плохость», человек подкрепляет свою позицию и не осознает своего вклада в происходящее.

Как выйти из роли жертвы

С такой позицией и поведением можно и стоит работать. Чаще всего без помощи психотерапевта с данной проблемой справиться достаточно сложно.

Она включает в себя многие личностные аспекты и жизненную ситуацию, в работе с которыми важен объективный взгляд со стороны и инструменты для выстраивания новых паттернов поведения и личностных изменений.

Основное направление работы заключается в осознание собственного вклада в происходящее в жизни, принятие ответственности и обретение новых навыков и способов поведения. Этот процесс достаточно длительный, и, как правило, состоит из нескольких этапов:

  1. Понимание, какие действия вы предпринимаете для того, чтобы попадать в дискомфортные ситуации. На этом этапе важно удержаться от вопросов: «За что мне все это?», «Почему снова я?». Их можно заменить на следующие: «Что я чувствую сейчас?», «Как мне с этим?», «Какие мои чувства, слова или действия повлияли на ситуацию?».
  2. Принятие своей доли ответственности за происходящее. Маркером этого этапа является то, что вы уже начинаете задавать вопрос: «Что я могу сделать в этой ситуации?», «Есть ли у меня ресурс, чтобы с ней справиться?», если ресурса нет, то: «Где я могу его взять? Кто мне может в этом помочь?». Этот этап очень важный, но и достаточно переломный, со значительной вероятностью сопротивления и возвращения в позицию жертвы. Поэтому в такие моменты чрезвычайно нужна поддержка со стороны.
  3. Поиск иных способов взаимодействия, возможностей выходить из роли, не включаться и не инициировать игры.

Этот этап выхода из роли жертвы включает обучение:

  • навыку говорить о себе, своих потребностях, распознавать свои чувства и желания;
  • умению просить о помощи, возникшем желании или поддержке прямо;
  • согласию принять отказ, если кто-то не может или не хочет удовлетворить нашу просьбу;
  • подбору способов выхода из игры;
  • отстаиванию своих границ и бережное отношение к чужим;
  • поиску точек опоры вовне и в себе!

Пройдя эти этапы, человек способен освободиться от ощущения «заточенности», чувства несправедливости и безысходности. У него появляется чувство контроля за происходящие события в жизни, свое состояние и возможность действовать не из страха, а осознанно и автономно!

Источник: https://psyhosoma.com/psixologiya-zhertvy/

Психологические игры

Мы все являемся частью огромного сообщества из 7 миллиардов индивидуумов. И все эти индивидуумы взаимодействую друг с другом, причем на двух уровня. Первый уровень – это социальный, на нем происходит вербальное взаимодействие. Т.е. то, что люди декларируют вслух при общении.

Если мы запишем эти фразы, то получится весьма конструктивный диалог. Самое интересное для нас  происходит на другом, скрытом уровне, он называется психологический. Это как раз и есть те полутона диалога, которые мы выделяем интонацией, мимикой. Это то, что нельзя отразить на бумаге.  Вот на этом уровне и начинаются психологические игры.

Формула игры

Эрик Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» описывал самые популярные игры. Впоследствии многие авторы описывали игры, которые сами смогли обнаружить. Их скопилось привеликое множество. Описывать их все нет смысла, потому что все они,  не зависимости от интенсивности, количества игроков и  их социальных связей протекают по общей схеме.

Наживка + Крючок = Смущение, Переключение и Расплата.

О чем тут идет речь?

Крючок – это наша внутренняя проблема, которая побуждает нас играть в психологические игры.  Например: я имею много скрытой агрессии и некоторый комплекс неполноценности. Я этого, разумеется, не осознаю.

При этом я осознаю себя как слабую женщину и не могу записаться в секцию по боксу, чтобы дать выход  своей агрессии. Поэтому я надеваю вызывающий наряд и иду гулять, бросая по сторонам томные взгляды. А как только ко мне походит мужчина познакомиться, я резко и грубо отвечаю ему отказом.

  Моя цель удовлетворена. Я выразила свою агрессию. Мой крючок – это найти слабость и унизить человека. Крючок, на который попался второй игрок – это его личный комплекс неполноценности, страх отношений (поэтому он и выбирает женщин, которые откажут ему), скрытое желание быть униженным.

  Переключение начнется, когда мужчина начнет проявлять свою агрессию. И в итоге мы оба расплатимся негативными эмоциями.

Партнеры по играм очень хорошо узнают друг друга. Они передают эту скрытую во взглядах, жестах, манере держать себя информацию и как будто бы приглашают поиграть.

Роли в игре

В игру можно войти через одну из трех позиций: спасатель, преследователь или жертва. Эти позиции отразил в так называемом драматическом треугольнике Стефана Карпмана.

Спасатель – это фигура, которая стремиться всем помочь и всех от всего защитить. Возможно, он делает это даже в ущерб себе. При этом эта фигура часто не спрашивает мнение других по поводу происходящего и не уточняет, нуждаются ли окружающие люди в ее помощи.

Как правило, Спасатель игнорирует способности людей помочь себе самостоятельно. Он убежден в том, что является незаменимым и все остальные не смогут обойтись без его помощи. Как видите, за кажущимся альтруизмом скрывается некое высокомерие.

  Один из способов распознать Спасателя и не повестись на его крючок: не принимать помощи, если человек ее активно навязывает, или даже начинает оказывать, не спросив Вашего мнения.  Не слушать советов, о которых Вы не спросили.

Спасатели очень любят их раздавать из своего интеллектуального высокомерия.

Преследователь – это лицо обратное Спасателю. Он тоже достаточно высокомерен. При этом он не спасает окружающих, а осуждает их и наказывает. Распознать таких людей еще проще, чем Спасателей.

  По сути своей они такие же высокомерные и убежденные с воем превосходстве люди, как и Спасатели, только они не окружают себя аурой благородства.

  Самый лучший способ исключить таких людей из своей жизни – это не впадать в панику слыша жесткую критику в свой или чужой адрес, не пытаться оправдаться самому и уж тем более выгородить третье лицо (мы рискуем оказаться Спасателем).

Жертва – это собственно лицо вокруг которого и сосредотачиваются Спасатели и Преследователи. Это некто абсолютно беззащитный и несчастный, не умеющий позаботится о себе человек.

Этот человек как будто провоцирует своим поведением окружающих на то, чтобы его либо спасли, либо поругали. Распознать жертву тоже достаточно просто.

Если рядом с кем-то в нас пробуждается до этого дремавший Спасатель или Преследователь, значит, рядом с нами находится Жертва. И она приглашает нас в игру.

Деление игр по степени опасности

Важно помнить, что финалом любой игры являются отрицательные эмоции. Жертва стесняется своей слабости, Спасатель приносит себя в жертву, а Преследователь сам тонет в своей желчи. В какой –то момент эти отрицательные эмоции могут стать не управляемыми и привести к летальному финалу.

Каждый раз, когда я слышу новость об убийстве на бытовой почве,  в моей голове проскакивает лишь одно слово: «Доигрались».

Условно игры мы можем разделить на три группы по степени интенсивности:

1)  Это те игры, о которых мы можем рассказать в кругу друзей и коллег на работе (например, все та же игра Динамо, где я провоцирую мужчин на знакомство, а потом жестко отказываю).

2)  Об этих играх я уже постесняюсь рассказать, потому что с ними связано что-то социально неприемлемое или осуждаемое (все та же игра Динамо, где мужчина, уставший от подобного поведения, сорвал на мне свою злость и сказал что-то не приятное)

3)  А это игры, которые заканчивают либо в морге, либо на скамье подсудимых, либо в сумасшедшем доме (и  игра Динамо сюда тоже может подойти, например, если мужчина решил все-таки «взять свое»).

Как видите одна и та же игра может быть разыграна на разных уровнях. И расплата на разных уровнях, конечно, будет разной.

Зачем люди и грают в игры?

Это хороший вопрос.  Ответов на него может быть несколько. Во-первых, через игры люди подтверждают свой жизненный сценарий (подробнее о сценарии тут). Во-вторых, как я уже писала через игры люди получают очень много эмоций.

А это есть не что иное как так необходимые человеку поглаживания (подробнее о поглаживаниях тут).  Без этих поглаживаний человек не сможет жить, не сможет чувствовать себя живым и не ощутить потребность окружающих людей в себе.

Дело в том, что мы просто не привыкли получать поглаживания каким-то другим способом, кроме как через игры. В обществе не принято хвалить за хорошую работу, но принято ругать за плохую. Радоваться за счастливую семью, но жалеть несчастную.

  Кроме того, мы не верим, что можно получить поглаживания другим более чистым и честным способом – через близость. Да и сама близость пугает нас. Потому что близость подразумевает безоговорочное доверие и открытость перед человеком.

  А это очень страшно, ведь многие из нас не умеют доверять, и мы привыкли к постоянным подставам со стороны других людей.

Получается, что  миссия игр – это защитить нас от близости.

Как выйти из игры?

Мои клиенты часто спрашивают меня: а что же с этим делать? Мой ответ всегда неизменен: осознавать. Ведь игры опасны до тех пор, пока мы их не осознаем. А как только мы поняли, что находимся в игре, нам остается лишь прервать ее. Или когда мы осознаем, что нас в игру приглашают в нашей власти в нее не вступать. Поэтому самое главное начать осознавать свои игровые процессы.

Источник: https://vernoe-reshenie.com/psixologicheskie-igry/

Ссылка на основную публикацию