Значимость — психология

Значимость. Определение, виды значимости в психологии активности

Индивида окружает множество находящихся от него на различном расстоянии объектов живой и неживой природы. Если вычесть из их числа те, которые ему неизвестны, а также те, которые ему не нужны, останутся только те, которые нужны, значимые для него.

Значимость (чего-либо) — мера жизненной необходимости (этого). И мера вероятности затруднения или прекращения жизни в случае отсутствия, дефицита (этого). Объект обретает актуальную значимость, как только он становится предметом какой-либо потребности. Чем важнее потребность, тем выше значимость ее предмета (объекта).

Значимость (объекта процесса, явления) — качество динамичное: сегодня это мне нужно «позарез», а завтра, быть может, не нужно вовсе. Следовательно, важную роль здесь играет фактор времени. Важен и фактор пространства: если нечто, в принципе подходящее для удовлетворения моей потребности, для меня недосягаемо, значимость этого для меня может снижаться.

Субъективность оценки — существенный ее недостаток: так можно упустить нечто важное из свойств оцениваемого объекта, а это, в свою очередь, создает основания для пренебрежения его соб-' ственными, внутренними закономерностями.

Значимость имеет индивидуальный и видовой аспекты: совокупность всех значимых для человечества (т.е. человека как вида) объектов много больше, чем совокупность всех значимых для индивида.

При этом у животных индивидная значимость чего-либо почти полностью совпадает с видовой, а у человека — нет: в процессе своего развития наш вид сумел реализовать в широкой мере процесс индивидуализации своих представителей.

Итак, значимость это: — особое качество объекта: объекта обязательно в связи с субъектом потребности, т.е. в плане его пригодности для ее удовлетворения; — это мера жизненной необходимости (этого). Значимо для живого существа все, посредством чего может быть удовлетворена какая-либо его потребность сейчас или потом;

— значимость динамична, конкретна, имеет общечеловеческий и индивидуальный масштаб.

Виды значимости. Значимость может быть: — первичной (непосредственной) и вторичной (опосредованной) — пища первично значима, а ложка, вилка, тарелка значимы вторично, только вследствие их связи с приемом пищи.

— условной и безусловной (ситуационной и внеситуационной) -вода для человека (как и любою существа) значима всегда, а некоторые материальные ценности — только при определенных условиях; — актуальной и потенциальной — (багаж в пути мешает, но по приезде в пункт назначения необходим); положительной и отрицательной — все то, что способствует удовлетворению наших потребностей, для нас значимо положительно, а все то, что этому препятствует, значимо отрицательно. — большой и малой;

— подлинной и мнимой — при увлечении чем-либо мы придаем значимость тем предметам, которые не являются жизненно необходимыми.

Объекты, необходимые в плане удовлетворения потребностей человека, образуют целые значимостные цепочки, где каждое звено оценивается и само по себе, и в свете целого. Важную роль играют изменения, происходящие с самим человеком, и одно из самых главных — в связи с этапами его жизненного пути. Для ребенка значимо одно, для взрослого — другое.

Выгода — мера значимости объекта или способа взаимодействия с ним с точки зрения степени вероятности удовлетворения потребности. Выгода может иметь большое число характеристик как количественных, так и качественных. Одна из ипостасей выгоды — прибыль.

Значимость (чего-либо) индивид находит (определяет) и переживает Способом выявления значимости является оценка, способом проявления уже найденной благодаря оценке значимости является отношение и связанное с ним поведение: по тому, к чему и как человек относится, можно понять, что именно и в какой мере для него значимо. Оценка — это психический механизм нахождения (определения, выявления) значимости, а отношение — способ пребывания (отражения) значимости в психике (сознании) индивида.

Переживание значимости происходит в форме желания: то чего мы в данный момент хотим, то в данный момент для нас и наиболее значимо. Чем интенсивнее нагие желание (чего-либо), тем это значимее для нас.

Желание — одна из форм проявления отношения как способа проявления значимости, и оно же, будучи неотъемлемым компонентом иотребностного цикла, отражает процесс ситуационной актуализации и дезактуализации постоянно имеющейся значимости.

Источник: https://psyera.ru/znachimost-opredelenie-vidy-znachimosti-v-psihologii-aktivnosti-951.htm

Как почувствовать свою значимость?

Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных серии «Люди из шкафа». В предыдущем материале была начата тема самореализации. Как говорилось ранее потребность в самовыражении – это единственная здоровая потребность, которая может являться одной из важных составляющих успешности, но для себя, а не для общества.  

Что такое самовыражение? Это проявление себя. Это «отправление в реальность» всего того, что можешь, хочешь и способен делать только ты. За самореализацией могут открыться ответы на такие вопросы, как: «зачем я живу?», «в чем смысл моей жизни?» и так далее.

Именно возможность самореализации дает человеку наполненность жизнью, ощущения собственной нужности, важности, значимости. Оно спасает от пагубных мыслей: «я живу зря».

Можно даже предположить, что самореализация – это одна из фундаментальных потребностей типичного героя серии книг «Люди из шкафа».

Но, не смотря на кажущуюся понятность темы, которая может звучать так: «Хочешь что-то делать – делай!», на практике все оказывается гораздо сложнее. Главный герой книг, —  типичный неудачник сталкивается с тем, что он не знает себя, а следовательно, он не знает, что именно является делом его жизни.

Он боится проявлять себя, потому что тогда потеряет иллюзию сплоченности с обществом.

А общество для него оказывается важнее, чем он сам! Отсюда и все его проблемы: неумение быть в своих границах (границ нет), непонимание себя, отсюда и нереализованность, не понимание, зачем я живу, чувство, что «меня нет» (потому что спрятал себя «в шкаф») и другие переживания, которые не дают спокойно и счастливо жить и творить.

Почему данная тема начинается с самореализации? Потому что именно самореализация (возможность делать то, в чем чувствуешь влечение собственной души) наполняет человека здоровой уверенностью, чувством собственной значимости и ценности, а вовсе не успех в обществе.

Срабатывает, однако, и обратная связь: чувство собственной значимости дает возможность для здоровой самореализации. У человека нет необходимости доказывать что-то обществу (у него все здоровые ощущения есть внутри себя), поэтому он спокойно реализует себя в этом мире.

Однако, и здесь стоит разграничить понятия. Реализовать себя – не значит, получить признание у общества (как считал герой в начале известного повествования).

Реализовать себя – значит выполнить то, что считаешь важным для себя ты, довести до конца задачи, поставленные собой.

Однако, в виду сложности процесса,  запутавшийся герой, зависимый от общества человек, долго еще может плутать в потемках собственной психики, ища ответ на главные вопросы.

Отсутствие здорового самовыражения вместе с потребностью чувствовать себя полезным и значимым рождает искаженное чувство собственной важности. В народе его именуют ЧСВ. Чувство собственной важности – полностью ложное, наносное.

Его типичный носитель – «павлин», доказывающий всему миру, что он единственный имеет право «носить корону» по причине исключительной важности своей. И это чувство требует «доказательств» — успешности.

Подобный индивид, как правило, вызывает к себе глубокую неприязнь.

Допустим, герой осознал свою проблему и хочет с ней разобраться. Что нужно делать? С чего начинать? Как выйти из круга и стать нормальным человеком, который хочет жить и знает, зачем ему жить?

Первые шаги к излечению

  1. Перепрограммируем детство.

На этот раз мы не будем воскрешать, что и когда именно происходило. Какие были события, кто что сказал. Это совершенно не важно. Гораздо полезнее начинать перепрограммировать себя — ребенка прямо сейчас. Прямо с того момента, как ты начал читать эту статью.

Читайте также:  Темп речи - психология

Ты сам представляешь и делаешь постоянными свои новые ощущения, свою сказку.

Что в здоровом варианте ты чувствуешь в отношениях с родителями?

  1. Твои родители регулярно уделяют тебе внимание. Вы вместе читаете книги, играете в игры, ходите гулять, в театры, смотрите детские мультики и обсуждаете их. Ты чувствуешь: тебя видят, тебе придают значение.
  2. Ты знаешь, что тебя любят. Ты чувствуешь заботу и поддержку, даже когда родители на тебя сердятся. Любое наказание – справедливо. И поэтому, тебе не обидно.
  3. Твои родители, твой дом – надежное безопасное место. Ты знаешь, что здесь всегда найдешь поддержку. И даже если совершил неправильный поступок – перед чужими людьми родители будут тебя защищать. Если считают нужным, дома, наедине скажут, что ты неправ. И объяснят, почему. Но даже в своей неправоте ты чувствуешь любовь и поддержку.
  4. Тебя хвалят. Твои рисунки, изобретения, открытия всегда заметят и оценят. Как правило, положительно. Если есть какие-либо недостатки – об этом скажут. Но, в целом, родители всегда рады твоему стремлению к познанию нового.
  5. Тебя учат справляться с неудачами. Неудачи – это всего лишь интересная игра – познание нового. Если что-то не получилось сразу, значит, нужно пробовать дальше. И потом обязательно получится (ты всегда в этом убеждаешься)!
  6. Тебе дается право думать и принимать решения самостоятельно. Определены сферы, где ты ответственный. Однако, когда у тебя появляются проблемы, которые ты не можешь решить – родители всегда готовы помочь.
  7. Ты чувствуешь уважение к своим чувствам и мыслям. Твои мысли не обязаны быть гениальными. Но они есть, и родители придают им значение.

      2. Упражнения для тебя — взрослого

Попытайся уловить целительное ощущение: чувство внутренней ценности, это как много маленьких-маленьких звездочек в области живота. А точнее – в области пупка. Они перемещаются в темном (цвет вселенной, неба) пространстве. Они живут, искрятся, наполняют полностью, все тело! Дают вес,  ощущение себя, собственной талантливости, замечательности, неповторимости.

И в этом ценен весь я, — все мои проявления, все горести, все радости. И мне не нужно кому-то доказывать свою талантливость (выпрашивать право на жизнь), потому что ценность моя – в моей целостности, во всем мне.

Как почувствовать свою значимость?

Источник: https://psycabi.net/psikhologiya-samorazvitiya/18906-kak-pochuvstvovat-svoyu-znachimost

Роль психологии в жизни каждого человека

Роль психологии в жизни каждого человека

Роль психологии в жизни каждого человека актуальна во все времена. Общение – это один из самых важных инструментов, которые только есть у человека. Следует позаботится о своих навыках общения с людьми. Достаточно много банальных примеров, которые характеризуют малообразованность личности.

➔ Образованную личность оценивают не только по внешнему виду, но и по уровню красноречия.

➔ Занимайтесь больше спортом, тогда будет больше здоровья. Здоровье позволяет добиваться неимоверных успехов. Здоровье необходимо во всех видах деятельности. Очень часто люди ищут свое предназначение в жизни, но из-за отсутствия здоровья не получают желаемого результата.

➔ Сосредоточив свое внимание на одном из направлений, следует ему уделять максимальное количество времени. Несколько вариантов бизнеса, которые вы ведете одновременно, приведут только к незавершённым делам.

➔ Увлекаться каким–то хобби – это здорово, но не стоит ему уделять слишком много времени, если оно не приносит денежного вознаграждения и забирает все свободное время.

➔ Используя все свои знания и навыки можно добиться любой цели и решить любую поставленную задачу. Нет такой проблемы, которая не имела бы решения.

➔ Очень важно правильно поставить себе цель и твердо идти к ней. Осознав свое предназначение в жизни, можно твердо следовать к намеченной цели.

➔ Мотивировать себя очень важно для достижения любой цели.

Психология играет важнейшую роль в жизни каждого человека. Без психологического настроя невозможно добиться ни одной цели. Теоретические и практические подходы психологии помогают обеспечить и достичь неимоверного результата в жизни.

Прежде чем начать осуществлять задуманный план следует убедиться в том, что цель оправдывает средства. Надо знать свои талантливые стороны и недостатки и лишь только потом использовать психологию для решения поставленных задач.

А что касаемо работы с людьми, то она подразумевает под собой глубокие психологические знания. Учитывая индивидуальность каждой личности, надо подбирать ключи к доверительному общению очень осторожно. Умение ладить с людьми и договариваться – это талант, который следует приобретать в результате кропотливой работы над собой и над своей квалификацией.

Добиться успеха означает пройти путь до конца. Трудолюбие – это черта характера, которая выделяет человека среди общей массы, а знание психологии создаст прочный фундамент для эффективного общения с людьми. Одна из проблем общения – это внутренние барьеры, которые можно сломать.

А если не получается работать с людьми, возможно стоит работать с техникой или природой.

Запись опубликована в рубрике Успех с метками психология, путь к успеху. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://www.vipbiz.org/2014/07/rol-psixologii-v-zhizni-kazhdogo-cheloveka.html

Значение психологии в жизни человека и применение её в маркетинге

Министерство науки и образования Украины

Харковський национальный университет

им. В.Н. Каразина.

по психологии и педагогике

на тему «Значение психологии в жизни человека и применение её в маркетинге»

                                           Студентки II курса

                                                      экономического факультета

                                                      заочного отделения

                                                      спец.  маркетинг

                                                      Ехичевой Екатерины  Александровны

Харьков, 2009 г.

В последние годы активно развивается и внедряется во все сферы жизни наука, именующая себя психологией.

Многие из нас покупают книги по психологии, проходят тренинги, посещают семинары, с интересом прислушиваются к комментариям психологов в различных ток-шоу по телевизору, некоторые даже являются завсегдатаями различных психологических форумов в Интернете.

  Спрос на психологические знания растет, а от него не отстает и предложение — на книжных прилавках можно найти издания по любому вопросу. Ставки психологов введены в штатное расписание учебных заведений, предприятий, управленческих структур.

Что же это — очередное веяние моды или необходимость? Мне кажется, что каждый из нас хоть раз задавался вопросом, «а зачем я изучаю тот или иной предмет?» На втором курсе наш «багаж знаний» должен пополниться знаниями в области психологии и педагогики. Так зачем же нам психология? Пригодится ли она нам в жизни или же станет очередной «наукой для общего развития»?

Я считаю, что психология – это одна из немногих наук, где человек пытается изучить сам себя. Многие приходят к этой области знаний для того, чтобы понять себя, объяснить те или иные переживания, чувства.

Каждый человек знает по себе, как нелегко бывает иногда обозначить словом, описать своё собственное переживание. В то же время умение назвать, описать своё переживание очень ценно: оно даёт возможность осознать это переживание, понять его и благодаря этому до известной степени овладеть им.

Психология даёт возможность раскрыть свои сильные и слабые стороны. А знать себя необходимо для самовоспитания, для работы над собой, над исправлением своих недостатков, над развитием своих способностей.

Конечно, некоторые приходят к каким-то выводам сами, но многие черпают информацию из книг и наш жизненный опыт только обогатится, если к нему добавятся научные знания по психологии.

 По своей природе человек – существо социальное. Поэтому неоспорима необходимость умения контактировать с окружающими. Все мы хотели бы понять, чего хотят окружающие нас люди, как лучше с ними ладить, как достичь нужного результата, как правильно выбрать стиль общения.

Читайте также:  Мир добрый - психология

Тому, кто не владеет подобными знаниями, нередко приходится строить общение как придется, как получится. Отсюда возникает немало конфликтов и противоречий.  А ведь можно было бы достичь максимального результата, приложив минимум усилий. Крылатая фраза гласит: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление».

Как важно предстать в лучшем свете при знакомстве с важным для вас человеком или при приеме на работу. Да и вообще приятно, когда нравишься многим людям и тебя везде хорошо встречают.

  Психология помогает научиться управлять своим эмоциональным состоянием, например, не волноваться на экзамене, а если вдруг все-таки занервничал и забыл — есть способы вспомнить выученный ранее материал (даже есть способ хорошо сдать то, чего не учил вовсе).

Психология также приходит к нам на помощь в построении личной жизни. Кроме умения правильно преподнисти себя крайне необходимо умение правильно выбрать брачного партнера, чтобы семья не тормозила развитие человека, а помогала добиться желаемого. В дальнейшем особо важно умение улаживать конфликты, поддерживать благоприятную атмосферу в семье.

Для каждого из нас семья — это эмоциональный тыл, и неблагополучие в ней заметно сказывается на учебе и на работе. Да и сам выбор поля деятельности не проходит без активного учасития психологии, т.к. при выборе профессии необходимо учитывть личные особенности характера, склонности, знать, какие навыки развиты лучше.

Также необходимо умение производить хорошее впечатление, убеждать, поддерживать благоприятную атмосферу в рабочем коллективе.

Знание психологии помогает правильно организовать умственную работу, в частности учебную работу. Какие приёмы заучивания являются наиболее экономными и ведут к лучшему усвоению знаний? Как организовать упражнения для выработки тех или других навыков? От чего зависит развитие наблюдательности, внимания, мышления? Все эти вопросы относятся к области психологических знаний.

Источник: https://vunivere.ru/work20934

Особенности психологии как науки. Значение психологических знаний для человека

Есть много путей познания мира, мира людей, мира конкретного человека. Среди этих путей является непосредственной, а также культурно обусловлены: мифологический, художественный, научный, религиозный, практический и др. Каждый из культурно обусловленных путей существует в общественно организованных формах. Научный путь исследования человека и мира опирается на институт науки.

Этот путь является достаточно жестко формализованным, с четко определенными требованиями. Исследователь-ученый менее свободен в собственной профессиональной познавательной деятельности, чем исследователь-художник, но тот путь познания бытия, которым он идет, имеет свои преимущества. Эти преимущества касаются характера получаемого знания — обоснованного, логично обусловленного.

Все науки вместе образуют общность, которая базируется на применении научного метода для познания определенной сферы действительности. Отличаются науки прежде всего по той областью бытия (сущему), на которую они направлены и которая дает предмет изучения, а также по методу — тем разновидностью научного метода, который является наиболее родственным с исследуемой реальностью.

Психология — сложное и многоуровневое научное образование, оно существует в научной деятельности многих школ, между которыми не всегда имеется согласие в отношении ключевых вопросов.

Прежде всего, восходящее, традиционное, наиболее адекватное названии и, наконец, самое простое определение психологии формулируется так: Психология — это учение о душе. Действительно, в переводе с древнегреческого «псюхе» — это душа, «логос» — слово, познание, наука.

Это наиболее общее определение психологии является базовым для создания других определений, определенная часть которых конкретизирует его, определенная часть — отрицает. Поскольку существование души не является наглядным, такое определение вызывает недовольство у некоторых представителей современной психологии, они считают, что традиционное определение не является научным.

В поисках научного определения психологии исследователи выстраивают более сложные конструкции, например: психология — это наука о закономерностях функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Эта формулировка является более подобным научного, однако имеет существенные недостатки.

Во-первых, оно некое «прервано»: не совсем ясно, о чью жизнедеятельность идет речь (видимо, о жизнедеятельность организма — но принадлежит ли биологический организм к предмету психологии?).

Во-вторых, если исследуется некая особая форма жизнедеятельности, то ее особенность следует сравнивать с другими («не особенными») формами того же самого, то есть находить нечто общее в психическом и непсихічному. В-третьих, психика — это не только форма жизнедеятельности. Это целый мир, который взаимодействует с тем-окружающим — миром, что его изучают естественные науки, но взаимодействует на основе собственной автономности как мира.

Особая сложность задача исследователя-психолога заключается в том, что объект, который он изучает и тот инструмент изучения, который он применяет, в определенном смысле является одно и то же. Психолог изучает психику с помощью психики.

В конце концов, без применения психики не могут происходить познавательные действия ни в одной науке, но если представители естественных наук могут свести субъективный момент в знании до допустимого минимума, то психологи от этого момента вивільнятись не могут и не должны.

Психологию нельзя считать природы наукой, хотя метод, благодаря которому она получила самостоятельность, заимствованный им именно из естественных наук. Нельзя его считать и социальной наукой, хотя социум не лежит вне ее научной вниманием.

Психология существует на стыке естественных и социальных наук, но имеет собственное неповторимое поле исследования-психическую реальность (так же и человек не является ни чисто биологической, ни сугубо социальным существом, а представляет собой, прежде всего, отдельный мир — а именно мир психическое).

Итак, особенности психологии как науки обусловлены прежде всего особенностями психической реальности. Из того, что психическая реальность имеет особый статус в человеческой жизни, вытекает и особое значение психологических знаний для человека. Каждый человек является миром и этот мир — психическое.

Он имеет определенные закономерности, что их изучает психологическая наука. Ориентироваться в этом мире — то есть в самом себе — не менее важно, чем ориентироваться в мире внешнем. Человек и окружающий мир — это две бездны, познавать их можно без конца.

Когда кто думает, что он знает себя досконально — это лишь свидетельство того, что этот человек столкнулась с определенными препятствиями в самопознании.

Большой слой бессознательного, в котором хранятся не только собственные психические тайны человека, но и всечеловеческий, в любой момент может эту человека удивить. Этот удивление может быть приятным или неприятным.

Путь жизни человека никогда не напоминает ровную линию, которую можно определить заранее. На этом пути человек встречается с жизненными кризисами.

Эти события для человека имеют больший вес, чем социальные, экономические, политические кризисы, которые влияют на ее психическое жизни лишь опосредованно.

Умение выйти победителем из собственного жизненного кризиса (а оно требует владения своим внутренним миром, возложение на себя ответственности за внутренние последствия своих поступков) является сложным образованием, в котором познавательный аспект играет не последнюю роль.

Источник: https://banauka.ru/2970.html

Роль психологии в жизни человека (стр. 1 из 2)

УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Письменная работа

Роль и значение психологии в нашей жизни

Выполнил: Сулима К. Ю.

магистрант

ИС — 1,5 г.о.

Проверил: Маульшариф М. М.

Алматы 2010 г.

Психология имеет большое значение не только для решения ряда основных теоретических вопросов о психологической жизни и сознательной деятельности человека.

Она имеет также практическое значение, возрастающее по мере того, как основным вопросом общественной жизни становится управление поведением человека на научных основах и учет человеческого фактора в промышленности и общественных отношениях

Психологическая наука имеет большое практическое значение для ряда областей, из которых мы упомянем лишь главнейшие.

Первой из этих областей является область промышленности и труда, а тот раздел прикладной психологии, который занимается связанными с этими областями вопросами, называется инженерная, психология и психология труда.

Современная индустрия, включающая управление механизмами, транспортом, авиацией и т.п., предполагает сложное взаимодействие системы человек-машина.

Читайте также:  Безоценочность - психология

Сложная техника должна быть приспособлена к возможностям человека; необходимо создать такие условия, при которых управление системами протекало бы в оптимальном варианте и могло бы осуществляться о наименьшими затратами времени к с наименьшим числом ошибок.

Эти требования должны прежде всего относиться к рациональному построению пультов управления, которые в современных механизмах состоят из большого числа индикаторов, требующих того, чтобы они были максимально обозримы и чтобы информация, которая ими дается, была максимально доступна.

Естественно, что эти требования могут быть удовлетворены лишь при учете законов человеческого восприятия объема человеческой памяти и тех способов их организации, Которые могли бы наилучшим образом приспособить машину к возможностям человека.

С другой стороны, современная индустрия ставит ряд вопросов подбора людей, наиболее подходящих к условиям тех или иных форм работы, перед организацией условий, которые обеспечивали бы оптимальные условия сохранения внимания и минимального истощения человека. Они ставят вопрос о том, какие психологические факторы необходимо учесть для обеспечения максимальной надежности работы и минимальной аварийности.

Все эти вопросы разрабатываются инженерной, психологией и психологией труда, которые становятся важной составной частью научной организации производства.

Второй сферой практического применения психологии является обучение и воспитание подрастающего поколения иначе говоря сфера педагогики.

Известно, что возрастающий объем знаний, которые должны быть усвоены в процессе школьного обучения, требует наиболее рациональной организации методов обучения. Это существенно зависит от психологических особенностей ребенка, возраста детей и их познавательных процессов при обучении в школе.

Педагогическая психология является той отраслью прикладной психологии, которая должна обеспечить научное обоснование программ и методов обучения, установить круг тех понятий, которые доступны детям соответствующего возраста и те способы подачи материала, которые обеспечат его наилучшее усвоение.

Развившийся за последнее время новый раздел педагогики – программированное обучение (или теория программированного, поэтапного усвоения знаний) вносит научную психологическую основу для разработки оптимальной последовательности предлагаемого материала и применение наиболее эффективных методов обучения.

Такие вопросы, как степень развернутости процесса поэтапного усвоения знаний, соотношение наглядных и словестно-логических средств обучения, способы оптимальной формулировки правил, приемы, обеспечивающие адэкватное усвоение понятий и перенос принципов, усвоенных в процессе обучения, составляют только часть тех вопросов, которые изучаются педагогической психологией, вносящей существенный вклад в научное обоснование педагогического процесса.

Второй стороной использования психологии для рационального построения обучения и воспитания является анализ тех психологических особенностей детей, которые мешают их успешному обучению.

Известно, что успешность обучения зависит не только от рационально организованных программ и методов, но и от состава учащихся. В каждом классе наряду с успевающими учениками имеются и такие, которые не могут успешно овладеть школьной программой и задерживают успешную работу всего класса.

Однако существенным является тот факт, что неуспеваемость которую обнаруживают эти ученики, может иметь различную основу

Одни ученики не успевают потому, что они являются умственно отсталыми, и органическое недоразвитие их мозга делает их неспособными воспринимать сколько-нибудь сложный материал. Эти дети должны быть выведены из массовой школы и переведены в специальную, вспомогательную школу.

Другие являются полностью нормальными детьми, но их неуспеваемость связана с тем, что они, пропустив известную часть программы, не могут успешно продвигаться дальше и усвоение дальнейшего материала не имеет в их знаниях нужной основы. Эти дети нуждаются в специальных дополнительных занятиях, которые могут ликвидировать их пробелы.

Третьи ученики обнаруживают трудности в обучении потому, что они являются физически ослабленными, перенеся какое-нибудь заболевание.

Они могут успешно сосредотачивать свое внимание лишь в течение ограниченного времени, быстро истощаются и не в состоянии овладеть соответствующим материалом; они должны учиться при соблюдении соответствующего режима и в этих условиях могут успешно справиться с программой.

Наконец, четвертая группа учеников испытывает трудности обучения не потому, что входящие в ее состав дети являются умственно отсталыми, а потому что они имеют какие-либо частные дефекты, например, дефекты слуха, которые препятствуют своевременному и полноценному речевому общению и приводят к временной задержке развития. Такие дети должны быть переведены в школы для тугоухих, где специальные приемы и методы позволят компенсировать их дефекты.

Важнейшей задачей должно быть своевременное распознание тех причин, которые приводят к неуспеваемости различных групп детей и диагностики различных форм неуспеваемости.

Эта задача может быть выполнена лишь при ближайшем участии психологов, которые могут описать психологические особенности неуспевающих детей, выяснить сановные причины задержки в их развитии и оказать существенную помощь в устранении описанных дефектов.

Третьей сферой практического применения психологии является медицина.

Известно, что протекание любой болезни зависит не только от болезнетворного агента и состояния организма, но и от того, как больной сам представляет свою болезнь, как относится к ней, как описывает ее, иначе говоря от того, что врачи-терапевты называют «внутренней картиной болезни».

Однако само отношение к болезни связано с рядом психологических факторов, особенностям эмоционального строя личности, характера тех обобщений, которыми располагает личность.

Изучение характерологических особенностей в строя личности, которым занимается психология, имеет поэтому важное значение в медицине, позволяет ближе подойти к научной основе практики психотерапии, психогигиены и психопрофилактики.

Особое место занимает психология в специальных отраслях медицины – неврологии и психиатрии.

Здесь она может оказать существенную помощь в решении двух важнейших вопросов – диагностика и природа заболевания, с одной стороны и восстановления нарушенных функций, с другой.

Известно, что очаговые поражения мозга лишь частично выражаются в таких симптомах классической неврологии, как изменение чувствительности, рефлексов, тонуса, и движений. Значительная часть больших полушарий головного мозга не имеет прямого отношения ни к одному из упомянутых процессов и поражение этих участков мозга не приводит к их заметным нарушениям.

Эти части больших полушарий связаны с осуществлением высших форм психической деятельности анализом поступающей информации, формированием планов и программ действий, контролем над протеканием сознательной деятельности.

Именно поэтому поражение этих отделов мозга, не вызывая отчетливых физиологических симптомов может привести к заметным нарушениям сложных форм психической деятельности.

В течение последних десятилетий возникла новая область психологической науки, о которой мы уже упоминали выше -нейропсихология.

Она позволила увидеть, какие факторы, входящие в состав сложных форм психической деятельности связаны с определенными участками мозга и какие виды нарушения психических процессов имеют место при их поражении.

Благодаря этому стало возможным ввести новый и практически важный метод диагностики локальных поражений мозга, использующий психологический анализ характера нарушений высших психических процессов топической (локальной) диагностики мозговых поражений.

Этот метод прочно вошел в практику неврологической и нейрохирургической клиники и данные, которыми располагает психология для решения этих практических задач, будут приведены в соответствующих главах этой книги.

Не менее важное значение имеет психология и для уточнения диагностики психических заболеваний.

Нарушения восприятия и действия, памяти и мышления носят совершенно различный характер при различных формах умственного недоразвития и при различных психических заболеваниях.

Поэтому применение методов экспериментальной патопсихологии в психиатрической клинике позволяет существенно уточнить диагностику психических заболеваний входит как существенная составная часть в общую психопатологию.

Источник: http://MirZnanii.com/a/203259/rol-psikhologii-v-zhizni-cheloveka

Ссылка на основную публикацию