Среда воспитания — психология

Среда воспитания — это… Что такое Среда воспитания?

Среда воспитания - психология

  • СРЕДА ВОСПИТАНИЯ — совокупность природных и соц. бытовых условий, в к рых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Включает в себя среду класса, школы, семьи. Виды организации среды воспитания: стихийная, авторитарная и оптимальная, при к …   Педагогический словарь
  • Среда воспитания — совокупность природных и социально бытовых условий, вкоторых протекает жизнедеятельность человека и становление его как личности.Включает в себя среду семьи, улицы, образовательного учреждения и пр. (1) …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  • Среда социальная — совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «социальная среда» является ви­довым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокуп­ность всех… …   Экология человека
  • Среда социальная — совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «С. с.» является видовым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокупность всех условий,… …   Социологический справочник
  • Предметная среда детства развивающая — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда развития предполагает единство социальных, в том числе предметных и природных… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… …   Большая биографическая энциклопедия
  • Лицей (Обнинск) — Лицей Основан 1966 Директор Нина Анатольевна Тарасова Тип Лицей Учеников …   Википедия
  • Школа № 6 (Обнинск) — Средняя общеобразовательная школа № 6 …   Википедия
  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия
  • ЛИЧНОСТЬ —         общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… …   Философская энциклопедия

Источник: https://spiritual_culture.academic.ru/2133/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Влияние наследственности, среды и воспитания на формирование личности

Влияние наследственности, среды и воспитания на формирование личности

1. Общие основы педагогики

1.2. Формирование творческой личности

Человек развивается, формируется как творческая личность в течение всей своей жизни. В этом процессе сочетаются, тесно переплетаясь, воздействия внешней среды, наследственности и воспитания.

1.2.1 Влияние наследственности, среды и воспитания на формирование личности

Человек рождается как индивид, как общественный субъект, с присущими ей природными задатками и формируется как личность в системе общественных отношений благодаря целенаправленному воспитанию.

Развитие человека — процесс физического и психического становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, среди которых ведущую роль играют целенаправленное воспитание и обучение.

Процесс развития человека сопровождается физическими и психическими, количественными и качественными изменениями.

К физическим изменениям относятся рост, развитие костной и мышечной систем, внутренних органов, нервной системы и т.д. Психические изменения охватывают умственное развитие, формирование психических черт личности, обретение социальных качеств.

Развитие человека зависит как от внешних воздействий, так и от внутренних сил.

К внешним относят воздействия на индивида окружающей природной и социальной среды и целенаправленной деятельности педагогов по формированию у ребенка качеств, необходимых для ее участия в жизни общества (воспитания). Эффект внешних воздействий зависит от внутренних сил и процессов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого человека.

Развитие человека не сводится к усвоению, простого накопления знаний, умений и навыков. Поэтому его не следует рассматривать только как количественный рост. Ведь развитие заключается прежде всего в качественных изменениях психики, в переходах от низших ступеней к высшим, в формировании личности.

Формирование личности — становление человека как социального существа вследствие влияния среды и воспитания на внутренние силы розвитку.Поняття «развитие человека» и «формирование личности» очень близки, их нередко употребляют как синонимы.

На самом деле понятие «личность» означает социальную характеристику человека, т.е. те ее качества, которые формируются под влиянием общения и установления отношений с другими людьми, обществом в целом.

Развитие человека и формирование его личности является единым, целостным процессом.

Источником, внутренним содержанием формирования личности являются такие внутренние и внешние противоречия:

— в нервной системе — между возбуждением и торможением;

— в эмоциональной сфере — между удовольствием и неудовольствием, радостью и горем;

— между наследственными данными и потребностями воспитания (ребенок — инвалид благодаря воспитанию достигает высшего уровня развития);

— между уровнем сформированности личности и идеалом (поскольку идеал всегда совершеннее конкретного питомца, он побуждает личность к самосовершенствованию);

— между потребностями личности и моральным долгом (чтобы потребность не вышла за пределы общественных норм, она «сдерживается» моральным долгом человека);

— между стремлениями личности и ее возможностями (когда индивид стремится достичь определенных результатов в обучении, а уровень его познавательных возможностей еще недостаточен, ему нужно усиленно работать над собой).

Формирование личности зависит от наследственности, среды и воспитания.

Роль наследственности в формировании личности.

Самым первым фактором, влияющим на формирование личности, является наследственность.

Наследственность — воспроизведение у потомков биологических особенностей родителей.

От биологической наследственности зависит как то общее, что определяет принадлежность индивида к человеческому роду в целом, так и то отличное, что делает людей разными за внешним видом и внутренними качествами.

Человек как представитель своего биологического вида наследует прежде всего тип нервной системы, на базе которой формируется тип темперамента (меланхолический, флегматический, сангвинический, холерический); некоторые безусловные рефлексы (ориентировочный, оборонительный, слиновидільний); конституцию тела, внешние признаки (цвет волос, глаз, кожи).

К чисто физических задатков относятся и группа крови и резус-фактор (особое вещество, которое содержится в крови и обусловливает совместимость крови матери и плода донора и реципиент). Родители могут передать потомкам также некоторые болезни: гемофилия, шизофрения, сахарный диабет, венерические болезни.

Самыми опасными для физического здоровья детей является алкоголизм и наркомания родителей.

Особую роль в формировании личности играют собственно человеческие задатки (высокоорганизованный мозг, за датки речи, хождения в вертикальном положении).

Сложной в педагогике является проблема способностей в определенной области. Особого внимания заслуживает вопрос о наследовании интеллектуальных способностей. Результаты генетических исследований свидетельствуют, что здоровые люди имеют задатки к неограниченному духовному развитию, и подтверждают предположение о больших возможностях человеческого мозга.

На этом основании в педагогике и психологии разработана концепция развивающего обучения. Она основывается на том, что правильно организованное обучение может и должно стимулировать развитие человека.

Все же от природы разные дети имеют неодинаковые интеллектуальные задатки. Поэтому, организуя учебно-воспитательный процесс в школе, следует осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, то есть внедрять дифференцированное обучение. В значительной степени эта проблема актуальна и в высших учебных заведениях.

Роль среды в формировании личности.

Не меньшее значение в формировании личности имеет влияние на нее окружающей среды.

Среда — совокупность внешних явлений, стихийно действующих на человека и влияют на ее развитие.

Среда, которая окружает индивида от его рождения до конца жизни, условно можно разделить на природную среду и социальное. Факторами природной среды являются климат, рельеф, географическое положение и т.д.

Социальная среда образуют социальные группы, которые непосредственно или косвенно влияют на человека (семья, детский сад, школа, внешкольное учреждение, двор, общества сверстников, средства массовой информации и др.).

В социальной среде человек социализируется — усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, активно привлекается к системе социальных связей, самостоятельно находит пути эффективного самоопределения в обществе. При этом ребенок не только зависит от среды, но и сама является активным, деятельным существом.

Одним из самых действенных факторов социализации является целенаправленное воспитание.

«Главное дело воспитания как раз в том и состоит, — считает Сергей Рубинштейн, — чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых она привлекается.

Это важно потому, что главный источник нравственных невзгод, всех отклонений в поведении — это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к жизни, что их окружает, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой, — тогда все им становится ни к чему».

Особое влияние на формирование личности ребенка имеет домашнюю среду, а также ближайшее окружение. Именно здесь дети осваивают умение общаться, налаживая отношения с близкими людьми — родными, сверстниками, соседями, учатся жить с людьми и для людей, любить свою нацию и уважать другие народы.

Вместе с тем именно в ближнем окружении дети могут столкнуться с такими патологическими явлениями общественной жизни, как курение, пьянство, наркомания, воровство, рэкет, проституция и т.д. Поэтому с целью профилактики нужно формировать у несовершеннолетних умение противостоять таким явлениям.

Ощутимое влияние на формирование личности имеют средства массовой информации (телевидение, радио, пресса) как компоненты социального окружения.

Правильно организованная информация об значимые события, процессы, явления в обществе воспитывает у подрастающего поколения сознательное, ответственное отношение к жизни, способствует его духовному обогащению, формированию активной жизненной позиции.

Поразительным является и пагубное влияние информации, которая пропагандирует патологические, сомнительные ценности, стандарты поведения, которые негативно влияют на еще не сформированное сознание молодого человека. Учитывая это, педагоги должны помогать ей правильно оценивать увиденное, услышанное или прочитанное.

Главным критерием социализированые личности является не степень ее приспособления, а мера независимости, уверенности в себе, раскрепощенности, инициативности, что проявляется в реализации социального в индивидуальном и обеспечивает реальное воспроизведение человека и общества. На разных возрастных этапах становления личности наблюдаются определенные особенности развития самосознания, самореализации, творческой активности, социальной зрелости, разные процессуальные характеристики социализации. Свидетельством социализации индивида является обретение им на каждом этапе онтогенеза соответствующего уровня самости и самосознания как предпосылок формирования индивидуальности. Чем более развитыми являются самосознание и самоопределение индивида, тем больше он индивидуален и в то же время социально-определен.

Роль воспитания в формировании личности.

Решающую роль в формировании личности играет процесс воспитания, который выполняет такие функции:

— организация деятельности, в которой формируется личность;

— отбор содержания обучения и воспитания, направляет формирование личности в нужном направлении;

— устранение воздействий, которые могут негативно сказаться на формировании личности;

— изолирование личности от неблагоприятных для ее формирования условий, которые невозможно устранить.

Как целенаправленная, планомерная деятельность педагогов воспитание призвано развивать природные задатки, формировать личность.

Изменить такие физические качества, как цвет кожи, глаз, волос, конституцию тела воспитание не способно, но оно может существенно повлиять на состояние здоровья, сделать ребенка крепкой и выносливой путем специальной тренировки и упражнений. Воспитание не может изменить врожденный тип высшей нервной системы, но способно внести коррективы в силу и динамичность нервных процессов.

Природные задатки могут развиться в способности только под влиянием воспитания и приобщения человека к соответствующему виду деятельности. Воспитание определяет проявление и совершенствованию задатков и способностей: в процессе правильного воспитания можно развить очень слабые задатки, в то время как неправильное воспитание тормозит развитие сильных задатков или совсем подавляют слабые.

Воспитание не только определяет развитие, но и постоянно опирается на достигнутый уровень развития. Однако главная его задача заключается в опережении уровня развития. Такую идею выдвинул Л. Выготский.

В то же время он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности, утверждая, что программа и методы обучения должны соответствовать не только достигнутом ребенком умственном развитии, но и «зоне ближнего развития». В соответствии с его концепцией существуют два уровня умственного развития ребенка.

На первом ребенок выполняет определенные задания самостоятельно. Этот этап называют «уровнем актуального развития». Второй уровень — «зона ближнего развития», на котором ребенок получает задание, с которым она еще не может справиться самостоятельно.

Поэтому, предлагая способы выполнения задания, объясняя приемы работы и т. д. взрослый одновременно помогает ребенку выполнить задание и учит ее делать это самостоятельно. Цель воспитания, по мнению Л.

Выготского, заключается в том, чтобы создать «зону ближнего развития», которая позже достигла «уровня актуального развития». Следовательно, формировать личность способно такое воспитание, что побуждает развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся на стадии становления.

Эффективно развивает только такое воспитание, которое умело включает молодого человека в различные виды деятельности, направленной на выполнение поставленных задач.

Читайте также:  Касания - психология

В течение обучения школьник участвует в игровой, учебной, трудовой, художественной, спортивной и общественной деятельности, которые обеспечивают его всестороннее развитие. Однако «только та деятельность дает счастье души, — писал К.

Ушинский, — сохраняя достоинство, которое исходит из нее самой, следовательно, любимая деятельность, свободная деятельность; а потому, насколько нужно воспитывать в душе стремление к деятельности, настолько же нужно воспитывать и стремление к самостоятельности или свободы: один развитие без второго, как мы видим, не может подвигаться вперед». Поэтому важным условием эффективности воздействия всех видов деятельности на формирование личности является ее активность, которая проявляется в общении, познании окружающей действительности, труда.

Активность в общении дает возможность приобрести нравственного опыта, развивает организаторские способности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка.

Для нее характерна как потребность решать интеллектуальные проблемы, так и умение творчески применять теоретические знания в учебной и практической деятельности.

Трудовая активность практически и психологически готовит ученика к участию в будущей трудовой деятельности.

Движущей силой любой деятельности и проявления в ней активности являются потребности. Вот почему перед педагогом всегда стоит задача не только направлять активность своих воспитанников в общественно полезное русло и сдерживать от вредных увлечений, но и формировать потребность в положительной активности.

Источник: http://razvitielife.ru/vospitanie/khozyajke-na-zametku/21433-vliyanie-nasledstvennosti-sredy-i-vospitaniya-na-formirovanie-lichnosti-formirovanie-tvorcheskoj-lichnosti-obshchie-osnovy-pedagogiki-osnovy-pedagogiki-psikhologiya-i-pedagogika-posobie

Семейное воспитание. Социальная среда и ее воспитательные функции

Семейное воспитание. Социальная среда и ее воспитательные функции

Семейное воспитание

14.1. Социальная среда и ее воспитательные функции

Окружающая среда оказывает формирующее влияние на человека, поскольку человек формируется всей жизнью. Особое значение имеет социальная среда – духовные и материальные условия жизни.

Им присущ особый вид педагогических причинно-следственных отношений, закономерностей, называемых социально-педагогическими.

Действие этих причинно-следственных отношений приносит широкие и существенные формирующие личность педагогические результаты: образовательные, воспитательные, обучающие, развивающие.

https://www.youtube.com/watch?v=47tGRvWcvHQ

Особенно податлива социально-педагогическим воздействиям воспитанность человека. Практика реальной жизни человека в определенной социальной среде – это школа жизни. Определенное педагогическое воздействие оказывает и природная среда.

В педагогической литературе справедливо отмечают, что условно можно говорить о, «педагогике гор», «педагогике моря», «педагогике степей и т. п.

», ибо детство и жизнь, проведенные в особенностях такой среды, оказывают своеобразное воспитывающее, обучающее и развивающее влияние на людей.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т. е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.

Социализация происходит:

1) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных обстоятельств жизни;

2) в процессе влияния со стороны государства на те, или иные категории людей;

3) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания;

4) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.

Таким образом, можно считать, что развитие – общий процесс становления человека; социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными условиями.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества. Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация – это процесс и результат становления индивида как социального существа.

Обособление – процесс автономизации человека в обществе.

Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности. Эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления. Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. По мнению А. В. Мудрика, их можно объединить в четыре основных группы: мегафакторы (космос, планета, мир), макрофакторы (страна, общество, государство, этнос), мезофакторы (регион, село, город, поселок), микрофакторы (семья, сверстники, различные общественные организации).

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств: способы вскармливания младенца, методы поощрения и наказания в семье, в учебных группах и т. п. От того, как происходит взаимодействие с различными факторами, зависит социализированность человека (результативная конформность индивида к социальным предписаниям).

С точки зрения социальной педагогики социализированность в общем виде можно трактовать так: в процессе и в результате социализации человек овладевает совокупностью ролевых ожиданий и предписаний в различных сферах жизнедеятельности и развивается как личность.

Воспитанность же понимается нередко как умение вести себя, образованность.

Социализация детей, подростков, юношей в любом обществе протекает в различных условиях, нередко оказывающих негативное влияние на развитие человека. А. В. Мудрик условно выделяет реальные, потенциальные латентные виды жертв неблагоприятных условий, которые представлены различными типами – категориями людей:

– реальные жертвы неблагоприятных условий социализации (инвалиды, сироты и т. п.);

– потенциальные жертвы (дети с пограничными психическими состояниями, дети мигрантов, метисов и т. п.);

– латентные жертвы (те, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации).

Так, к примеру, считается, что высокая одаренность и даже гениальность «выпадают» на долю примерно одного человека из тысячи родившихся, и действительно гением становится лишь один из десяти миллионов.

Еще более трагический пример – судьба выпускников детских домов. Среди них до 30 % становятся «бомжами», до 20 % – правонарушителями, а до 10 % заканчивают жизнь самоубийством.

14.2. Группа в социальном пространстве воспитательного

процесса

Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствующее пространство. Воспитательный процесс как социально-психологический феномен, конструируется, реализуется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки.

Социальное пространство – это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и прочего.

Социум оказывает формирующее влияние на человека через слагаемые социального пространства, и, в первую очередь, через контактные повседневные группы, в которых протекает его реальная жизнь. Основной перечень слагаемых социального пространства – семья, детский сад, двор, школа, спортивная секция, клуб, студия, студенческая. производственная группа и пр.

Очередность их влияния на личностное становление индивидуальна, столь же индивидуальна и сила влияния на характер становления личности человека.

Социальное пространство влияет на человека через группу, а через нее он входит в социум и сам составляет часть социума. Современное развитие социально-педагогических знаний подтверждает значимость непосредственного окружения, среды, возможностей первичного коллектива в формировании личности.

Коллектив – это такая группа людей, которую объединяют общие, имеющие общественно и личностно ценный смысл цели, и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

К характерным признакам коллектива относятся: наличие общественно и личностно-значимых целей; систематическое включение членов коллектива в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности; систематическая практическая связь коллектива с обществом.

Важно иметь в виду, что только высокоразвитый коллектив является главным воспитателем личности.

Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную (коллектив – субъект управления своей деятельностью); воспитательную (коллектив – носитель и пропагандист определенных убеждений); стимулирования (коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения).

Низшим уровнем формирования коллектива является группа – конгломерат, т. е. группа ранее непосредственно незнакомых людей, собранных на одном пространстве и в одно время. После начального объединения группа принимает статус «первичного коллектива», она становится группой – ассоциацией со своими целями и единой жизнедеятельностью.

Совместная жизнедеятельность обеспечивает переход к более высоким уровням организации – к группе-кооперации. Единство целей и взаимодействия создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень – автономизацию. Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством.

Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней («Моя группа»).

При формировании личности одним из обязательных условий успеха бесспорно выступает создание педагогический благоприятной микросреды ее жизни и деятельности.

Превращение первичного коллектива в воспитывающий происходит в случае, если члены коллектива заняты увлеченно какой-то общественно значимой деятельностью.

Формирующий коллектив – это коллектив сплоченный, устойчивый, морально здоровый, с развитыми механизмами самоорганизации, с включенностью самих членов в управление его жизнью, с чувством коллективной ответственности, доброжелательностью, дружбой, взаимопомощью, требовательностью.

Особый вклад в разработку теории и методики воспитательного коллектива внес в 30-е годы ХХ века А. С. Макаренко. Суть основного педагогического замысла заключается в том, что члены коллектива должны приходить не на «готовенькое», а включаться в деятельность по формированию здоровых традиций, норм в своем коллективе, а с помощью его и в окружающей мезосреде.

А. С. Макаренко принадлежит замечательная по выразительности и верности мысль: настоящая педагогика – это та, которая повторяет педагогику всего общества.

Очевидно, что педагогическая организация жизни коллектива должна осуществляться путем моделирования в нем особенностей того общества, в котором мы все хотим жить, и поведения его членов как граждан такого общества.

Таким образом, педагогический потенциал коллектива заключается изначально в возможности цивилизованного формирования его членов путем включения их в движение по превращению в подлинный коллектив, по утверждению в его жизни модели отношений, поведения и деятельности, свойственных объединениям людей в гуманном, демократическом, гражданском, правовом, культурном обществе. Другая часть педагогического потенциала коллектива – положительное формирующее влияние на личность уже после становления подлинного коллектива, должным образом организованного и живущего слаженно, содержательной жизнью.

Значительный педагогический потенциал содержат общие и групповые формы работы: собрания, совещания, подведение итогов, разборы событий, происшедших внутри и вне коллектива и т.п. Целесообразна широкая организация жизни коллектива, выходящая за рамки основной его деятельности.

Необходимое направление работы – постоянное наблюдение за происходящим в коллективе и с его членами, психолого-педагогический анализ и оценка его, помощь в преодолении чрезмерных трудностей и коррекция негативных отклонений.

14.3. Особенности семейного воспитания

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья, объединяющая супругов, детей и родителей. Брак двух людей – еще не семья, она появляется с рождением детей. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.

Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция связана с вопросами накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

Функция первичной социализации состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе человека и культуре страны, где он появился на свет.

Воспитательная функция связана с процессом первичной социализации. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям.

Рекреационная и психотерапевтическая функция заключается в том, что семья становится той нишей, где человек может чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.

В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них.

В зависимости от структуры родственных связей выделяют следующие типы семей: простая семья (супружеская пара с детьми), расширенная, или сложная, семья (включает три и более поколений, живущих вместе), полная семья (наличие обоих супругов), неполная (один из супругов отсутствует).

По характеру взаимоотношений семьи делят на идеальные, средние, негативные или скандально-раздражительные. По устойчивости семейных отношений выделяют семьи гармоничные, распадающиеся, распавшиеся; по уровню благополучия – благополучные, псевдо-благополучные, неблагополучные.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Существует два противоположных стиля семейного воспитания – авторитарный и демократический.

При авторитарном стиле взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. В результате у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество.

Читайте также:  Эмоциональный тон - психология

При демократическом стиле родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи характеризуются любовью и уважением, вниманием и заботой друг о друге.

Выделяют несколько типов неправильного воспитания.

Безнадзорность, бесконтрольность – ребенок предоставлен самому себе, попадает под влияние плохих компаний.

Гиперопека подразумевает бдительный надзор, многочисленные запреты. В результате ребенок становится безынициативным, неуверенным в своих силах.

Разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, постоянного восхищения. В результате у него формируется неадекватная, завышенная самооценка.

Воспитание по типу «золушки» протекает в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности.

При «жестком воспитании» за малейшую провинность детей сурово наказывают, и они растут в постоянном страхе (страх – самый обильный источник пороков).

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности состоит в следующем: с раннего возраста ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать честолюбивые надежды родителей. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.

Уровень педагогической культуры родителей в значительной мере влияет на успешность выполнения семьей ее воспитательной функции. Педагогическая культура предусматривает важнейшее умение родителей соединять настоящую любовь с разумной требовательностью к детям.

Семья тысячами нитей связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Поэтому необходима постоянная забота государства и общества о семье.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите материнства и детства.

Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает международная конвенция ООН «О правах ребенка», принятая в 1989 году и ратифицированная Верховным Советом Республики Беларусь в июле 1990 года.

Первым шагом, предпринятым в республике для реализации положений Конвенции, стало принятие 19 ноября 1993 года Закона Республики Беларусь «Оправах ребенка».

На охрану прав детей и обеспечение их социальной защиты направлена и утвержденная 6 января 1998 года Президентская программа «Дети Беларуси», имеющая пять подпрограмм.

Среди документов, определяющих государственную политику в сфере охраны прав и интересов детей в семье, следует также назвать утвержденный 21 января 1991 года Закон «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь».

Правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции и Закона Республики Беларусь «Об образовании». Для правового разрешения различного рода ситуаций, возникающих в новых условиях жизни общества, используется Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, принятый в 1999 году.

Кодекс возложил на государство обязанность осуществлять всестороннюю защиту семьи.

Источник: http://kursak.net/semejnoe-vospitanie-socialnaya-sreda-i-ee-vospitatelnye-funkcii/

Психология воспитательной среды (по Л. С. Выготскому)

В отечественной психологии развитие идей воспитания в современ­ных условиях во многом связано с работами Л. С. Выготского. В 1926 г. в книге «Педагогическая психология» он выдвинул тезис о том, что главной фигурой воспитания является сам ребенок [25].

Данное поло­жение обусловлено тем, что единственным воспитателем, способным образовать новые реакции в организме, является собственный опыт организма.

Поэтому в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность.

Идея пассивности ученика, как недооценивание его личного опыта, является величайшим недостатком научного анализа. В этом случае за основу берется ложное положение, что учитель — это все, а ученик — ничто.

«Напротив, психологическая точка зрения требует признать, что в воспитательном процессе личный опыт ученика представляет из себя все.

Воспитание должно быть организовано так, чтобы не учени­ка воспитывали, а ученик воспитывался сам» [25, с. 82].

Это позволило Л. С. Выготскому сформулировать, говоря его слова­ми, «формулу» воспитательного процесса: воспитание осуществляет­ся через собственный опыт ученика, который всецело определяется сре­дой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды. При этом «воспитательная среда» — это особое понятие, кото­рому автор дал собственное толкование (рис. 3.2).

Для Л. С. Выготского воспитательная среда — это особое искусст­венное окружение ребенка, призванное представить ему основные ха­рактеристики тех общественных форм жизни, с которыми он может встретиться по мере своего взросления.

Такая среда всегда будет в чем-то отличаться от реальной жизни, окружающей ребенка. Это и хорошо и плохо. Хорошо тем, что за счет этого удастся избежать влияния мно­гих негативных факторов реального социального быта.

Плохо тем, что за счет своей искусственности она не в силах передать все многообра­зие жизненных отношений.

Общество
ИндивидВоспитательная среда (искусственное окружение)Социальные институты
Реальная группа (школа, детский коллектив)
ИндивидИндивид

Рис. 3.2. Место и роль воспитательной среды в осуществлении воспитания молодежи

Создание такой среды является, по мнению Л. С. Выготского, обя­зательным условием воспитательной работы.

Он считал, что необхо­димо «отказаться от стихийного начала в воспитательном процессе и противопоставить ему разумное сопротивление и управление этим процессом, достигаемое через рациональную организацию среды» [25, с. 86].

Введение понятия «воспитательная среда» позволило рассмот­реть воспитание как трехсторонний процесс, включающий в себя:

1) активность ученика;

2) активность учителя;

3) активность заключенной между ними воспитательной среды.

В этом случае учитель выступает с психологической точки зрения как организатор воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с воспитанником.

Пользуясь большими возможностями социальном среды, в которой живет и действует ребенок, он может направлять и руководить личной его деятельностью с целью ее дальнейшего развития.

При этом истинным рычагом воспитательного процесса выступает социальная среда, и вся роль учителя сводится к управ­лению этим рычагом.

Наиболее ярко механизмы воспитательного воздействия можно проследить на примере нравственного воспитания. Традиционно его суть сводилась к усвоению школьниками определенных правил и норм господствующей морали.

В этом случае вся система морального вос­питания оказывалась построенной на авторитарном принципе, т. е.

на признании определенного принудительного значения за авторитетом родителей и учителей, который поддерживался с помощью наказаний и наград.

Данный подход неоднократно подвергался критике как со стороны теоретиков педагогики, так и со стороны психологов за его оторванность от реального поведения ученика и его действительного отношения к моральным ценностям общества. Л. С.

Выготский прямо указывал, что сами по себе попытки обучения морали представляются ему «бессмыс­ленными». Такие словесные формы воздействия не затрагивают всего того, что непосредственно связано с поведением ребенка.

В лучшем слу­чае такое воспитание способно вызвать внутренний конфликт между поведением школьника и определенным моральным правилом.

Еще больший вред приносят запугивания, запреты и угрозы, дос­таточно широко используемые в воспитательной работе. По мнению Л. С. Выготского, такое послушание, мотивированное страхом, оказывается лишенным всякой нравственно-воспитательной силы, потому Что заранее предполагает несвободное и рабское отношение к вещам и поступкам.

В своей работе Л. С. Выготский называет три основных недостатка такого рода воспитательных воздействий.

1. Запугивая слабого, такое воспитание всегда способно вызвать сопротивление сильного, придавая его действиям определенный ореол гордости и бунта.

2. Запреты создают неправильное представление о моральных цен­ностях. Нравственному достоинству приписывается ценность оп­ределенного богатства, а ко всякому отклонению вырабатывается презрительное отношение.

3. Всякое описание порока создает предпосылки к его реализации.

Все это позволило Л. С. Выготскому сформулировать определен­ный вывод о том, что основной психологический механизм, лежащий и основе авторитарного воспитания, представляет собой глубочайшее педагогическое заблуждение. В силу этого «авторитарный принцип в морали…

должен быть разру­шен, и на его место поставлено нечто совершенно новое» [25, с. 264]. В качестве альтернативы подобным формам воспитания предлагается ис­пользовать воспитательные возможности социальной среды.

«Мораль­ное воспитание, — писал он, — прежде всего социальное воспитание» [25, с. 262].

Согласно его взглядам, в основу нравственного воспитания должна быть положена социальная координация школьником своего поведе­ния с поведением коллектива. Тем самым на первый план выходит не послушание ученика учителю, а свободная социальная координация самих учеников.

«Правило, исходящее от коллектива и адресованное ко всему коллекти­ву, поддержанное действительным механизмом организации и распоряд­ка школьной жизни, должно заменить собой тот педагогический дуэт, который господствовал между учителем и учеником при авторитарной системе» [25, с. 264].

Значимость социального окружения для процесса формирования личности признавалась многими исследователями.

Однако при этом далеко не решенным оставался вопрос о том, какая социальная реаль­ность и каким «образом влияет на ребенка наиболее значимо.

Основа­нием для решения данной проблемы является разработка в теории положения о том, какая социальная реальность соотносима с поняти­ем «личность».

Л. С. Выготский в данном случае решал эту проблему, опираясь на понятие «социального инстинкта». Для его выработки как раз и необхо­дима определенная социальная среда. При этом он рассмотрел воспита­тельные возможности таких общностей, как семья, школьный класс и детские движения.

Семья, по оценке Л. С. Выготского, представляет собой слишком несложное социальное целое с небольшим количеством хорошо извест­ных ребенку элементов.

В силу этого семья создает в душе ребенка глу­бокие и прочные социальные связи, но весьма ограниченного размера.

По образному выражению автора, «семья воспитывает семьянина, тог­да как воспитание должно быть направлено на формирование гражда­нина».

Школьный класс состоит из немногочисленных элементов, отно­шения между которыми довольно быстро притираются и принимают застывшие формы. В силу этого они отличаются сухостью и однообра­зием и не способны вызывать новые реакции. Коллектив школы так­же недостаточен для развития больших социальных чувств.

Третья форма, создание которой еще только начиналось в то время, была названа Л. С. Выготским детским движением, способным объ­единить детей в масштабах всего города и даже всей страны. В этих движениях, и только в них, дети могут научиться реагировать на от­даленнейшие социальные раздражители, связывать свое поведение с поведением огромных человеческих масс.

В качестве основной задачи социального воспитания автор называ­ет выработку и шлифовку особенно тонких форм социального обще­ния. Для ее достижения предлагается использовать такую форму вос­питательной работы, как игра.

Игра есть тот естественный для ребенка механизм, который развивает и соединяет требуемые социальные навыки.

«Бросая ребенка в новые ситуации, подчиняя его новым усло-1шям, игра заставляет ребенка бесконечно разнообразить социальную координацию движений и учит такой гибкости, эластичности и твор­ческим умениям, как ни одна другая область воспитания» [25, с. 126].

Игра — это особый вид активности, при которой ведущую роль иг­рает не материальный результат, а сам процесс взаимодействия детей. Отличительной чертой игры выступает ее двуплановость.

С одной сто­роны, играющие выполняют реальную деятельность, с другой — ряд моментов, в первую очередь связанных с ответственностью, носят ус­ловный характер. В силу этого ребенок подчиняется правилу игры не потому, что ему грозит наказание или он боится понести какой-либо урон.

Соблюдение правил сулит ему внутреннее удовлетворение игрой, связанное с ощущением себя в качестве части большого играю­щего коллектива.

Значимость игры как основной формы воспитания обусловлена еще и тем, что по своей психологической природе она практически пол­ностью совпадает с трудом.

Игра отличается от труда только своими результатами.

Это позволило сделать вывод о том, что именно игра является для ребенка наиболее естественной формой проявления воспи­тательной активности, направленной на подготовку к будущей жизни.

Еще одним средством воспитания детей выступает самоуправление и школе. При этом мало создать необходимые атрибуты данного механизма: устав, собрания, выборы и т. д. Необходимо стремиться к тому, чтобы интерес к внешней формалистике не убил в детях живого чув­ства общественности.

«Школа должна пронизать и окутать жизнь ребенка тысячами соци­альных нитей, которые помогли бы выработке нравственного характера.

Ни в какой другой области не имеет такой силы и справедливости общее положение о воспитании: воспитывать значит организовать жизнь, в правильной жизни правильно растут дети» [25, с. 267]. Еще один психологический фактор воспитания — природа детских влечений.

Его реализация связана с тем условием, что каждый посту­пок ребенка должен «возвращаться» к нему в виде впечатления от его действия на окружающих.

«Ничто так не побуждает нас к действию, — замечает Л. С. Выготский, — как связанное с ним удовлетворение» [25, с. 268].

Читайте также:  Торможение - психология

Для этого ребенок все­гда должен знать конечные результаты своих поступков, дорожить удов­летворением или неудовлетворением своих товарищей.

«Эти постоянно идущие навстречу ему отраженные впечатления его же собственных по­ступков будут сильнейшими воспитательными мерами в руках педагога» [25, с. 269].

Рассмотрение воспитания как социально обусловленного процесса не должно, по мысли Л. С. Выготского, заслонить от воспитателя проблему личности самого ученика.

Вместе с тем в этом случае «роль и направляю­щее значение личности воспитанника в воспитательном процессе никак не могут напоминать тот «педагогический дуэт», к которому сводится , индивидуалистическое воспитание как процесс, всецело заключенный между учителем и учеником» [25, с. 345].

Проблема личности в воспитании предстает в виде целого ряда вопросов. Ключевой из них — учет в воспитании тех индивидуаль­ных отличий, которые присущи каждому ученику. Из этого вытекает требование сознательного и точного определения индивидуальных целей воспитания, индивидуализации воспитательных приемов при­менительно к каждому ученику.

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/3821193-psikhologiya-vospitatelnoy-sredy-po-l-s-vygotskomu/

База рефератов

База рефератов

РЕФЕРАТ

СЕМЬЯ, КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ

СРЕДА ВОСПИТАНИЯ


Содержание

Введение

1. Нравственная основа личности и условия её формирования

2. Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности

3. Рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности

Заключение

Список литературы


Проблема формирования нравственной основы личности в семье в наши дни стала чрезвычайно актуальна. Эта тема широко рассматривается в сфере педагогики, психологии и других наук.

Актуальность её заключается в том, что в данное время дети независимо от степени благополучия их семьи вырастают жестокими, высокомерными и без чувства совести и стыда.

В связи с этим, целью семейного воспитания наряду с прочими, является формирование в личности нравственной чистоты (В.И. Нефедов, Ю.Ю. Щербань).

А. Шемишурина и В. Шутова утверждают, что начинать формирование добрых чувств у ребёнка лучше всего в дошкольном возрасте. В этот период ребёнок ещё не задумывается над тем, что он делает.

И только в младшем школьном возрасте он уже даёт некоторую оценку своим поступкам.

Таким образом, рассматривая дошкольный возраст в качестве сенситивного периода, мы можем проследить механизм становления нравственных качеств личности.

Вопросы формирования нравственной основы личности в семье рассматривались в трудах учёных-педагогов: В.М. Бехтерев, А.С. Макаренко, М. Демков, А. Шемишурина, В. Шутова, большое внимание уделяли дошкольному возрасту и влиянию на ребёнка в этот период главным образом семьи.

М. Демков в своей работе уделял внимание не только дошкольному возрасту, но и младшему школьному. Он утверждал, что воспитательный процесс необходимо построить так, чтобы дети систематически получали нравственные знания и представления. Таким образом, по мнению учёного основу нравственного воспитания закладывает семья, и дальнейшее её развитие осуществляется в рамках школы.

В работе А. Шемишурина и В. Шутовой очень подробно говорится о способах формирования нравственности у детей дошкольного возраста. Они предлагают обратиться к фольклорным источникам: к песням, к сказкам и т.д.

Проблема исследования: Какого влияние семейного воспитания на формирование нравственной основы личности в дошкольный возраст.

Объект исследования: Нравственная основа личности.

Предмет исследования: Особенности семейного воспитания как основной фактор формирования нравственной основы личности.

Цель исследования: Выявить и экспериментально обосновать влияние семейного воспитания на формирование нравственных качеств личности.

Гипотеза: Формирование нравственной основы личности будет эффективным, если:

Дошкольный возраст выделить в качестве сенситивного периода становления нравственной основы личности.

В системе ценностных ориентации родителей будут преобладать: эстетические ценности дела, принятие других, семейно-бытовые и этические.

Задачи исследования:

Выявить факторы формирования нравственной основы личности.

Изучить развитие нравственной основы личности в онтогенезе.

Рассмотреть семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности.

Провести экспериментальную работу.

Описать результаты, полученные в ходе проведения эксперимента.

Дать рекомендации по работе с детьми.

Методы исследования: теоретическое изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез. Эмпирически — проведение методики.


В рассмотрении этого вопроса мы должны обратиться к понятию нравственность. Нравственность — это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Нравственность как состояние духа детерминирует поведение человека изнутри, из души, из совести, помогает установить против негативных внешних воздействий.

Суждение внутренним нравственным убеждением, высоким гуманным принципам делает человека духовным существом и обеспечивает уважение к самому себе. Нравственность возникает как совокупный продукт материально-духовного, социального бытия человека.

В ней есть то духовное, общее для всех нравственных людей, что составляет её стержень, и, что выражается в её принципах жизнедеятельности.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс общечеловеческой морали. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства — постоянного эмоционального ощущения, переживания реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нравственность для ребенка — прежде всего это живое чувство, реальное состояние.

Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.

Нравственное чувство является основообразующим началом человеческой морали. Составляющим элементом нравственного чувства является нравственное сознание — это активный процесс отражения ребёнком своих нравственных отношений, состояний.

Оно предполагает знание, моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственно положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства.

Движущей силой нравственного сознания является нравственное мышление — процесс постоянного накопления и осмысления нравственных факторов, отношений. Нравственные переживания порождаются единством чувственных состояний, отражённых в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуется в единстве все названные компоненты.

Нравственное воспитание — это не вдалбливание, не заучивание моральных норм и бездушная отработка привычек, а это есть активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, это процесс постоянных решений, выбор волевых действий в пользу тех или иных моральных норм. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность.

О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, стыду и сочувствию.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят:

Отношения и общение в коллективе

Отношения и общение на улице

Общение с товарищами

Отношение к себе

Отношение к природе, к внешнему миру

Отношение к общественным требованиям

Отношения в семье, которое является самым важным пространством для ребёнка.

Из всего вышеперечисленного немаловажное значение в формировании нравственности ребёнка играет роль сказки, а также игры детей.

Дошкольный возраст, как говорят педагоги и психологи, это классический возраст игры. В играх успешно развиваются детские взаимоотношения, им придаётся дух доброжелательности, развиваются чувства, навыки и привычки культурного поведения, уточняются некоторые нравственные представления.

Именно в дошкольном возрасте, особенно в 5-7 лет, игра принимает форму сюжетно-ролевой игры. Все сюжеты детских игр исследователи делят на 3 большие группы:

Игры с сюжетами на бытовые темы (например, игра «дочки-матери»). Здесь формируется такая нравственная сторона как забота, любовь, сопереживание к куклам, что затем это всё проецируется на реальный окружающий мир.

Игры с производствами темами. Формируют у детей вежливое отношение к окружающим в процессе общения между собой.

Сюжет — это та сфера действительности, которая отражается в игре.

В игре ребёнок легче подчиняется правилу, связанному с выполнением взятой им на себя роли. Так, например, ребёнка трудно заставить сидеть за столом, не мешая другим, он отвлекается, задаёт вопросы и т.п.

Если же ему по игре положено сидеть тихо, то он это делает без большого усилия и течение более длительного времени.

Это объясняется тем, что в игре правило не «навязано» ребёнку — оно является его собственным правилом, прямо вытекающим из роли, которую он взял на себя.

Кроме ролевых игр можно выделить игры в куклы, которые являются очень ценными для изучения ребёнка, проникновения в его внутренний мир, выяснений нравственности его интересов.

Часто отношение детей к кукле определяются её внешним видом (причёска, нарядное платье).

Игры с куклами требуют от детей заботы, порядка в кукольном уголке, что так же является немаловажным в формировании их нравственности.

В рассмотрении этого возрасты мы должны обратиться к понятию, что же такое семейное воспитание. Воспитание — это такой процесс взаимодействия родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне.

Семья — это колыбель духовного рождения человека. Она является одним их древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общении. Семья также является первичной средой, где человек должен учиться творить добро.

Первыми и главными воспитателями ребёнка являются родители, обращаясь к ним А.С. Макаренко говорил: «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека».

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева, представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.

Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка.

Благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления.

Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.

Из опыта воспитания детей огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. Под этим всем подразумевается взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.

Семья в воспитании ребёнка-дошкольника является первой и часто единственной средой, которая формирует его личность. Дошкольное детство — период высокой чувствительности ребёнка к воспитательному воздействию и влиянию среды. В семье ребёнок опосредует нормы человеческого сознания, усваивает нравственные ценности. Её воспитательные воздействия определяют характер поведения ребёнка в семье.

Как известно, дошкольники являются в этот период очень хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, всё проецируют на себя. Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов.

По своей природе дети также являются некими исследователями уже в ранние годы своей жизни. Они стремятся к познанию, выявлению и установлению истины. Если в первые годы жизни ребёнок установил истину и утвердил, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею.

В этом главенствующую роль играет нравственный облик родителей, который импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпечаток на всю последующую жизнь.

Большую роль в семейном воспитании играет авторитет родителей. Без родительского авторитета воспитание невозможно. Главным основанием родительского авторитета может быть работа родителей, их гражданское лицо, поведение. Авторитет — это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте.

Быть авторитетным родителем — значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо.

Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства — это отец, который непосредственно должен владеть нравственно-этической зрелостью, умением общаться с детьми. Именно в общении с детьми родитель обязан способствовать развитию их индивидуальности, а не подгонять индивидуальность под шаблон.

Авторитет родителей не является единственным фактором в становлении нравственности личности, наряду с ним можно выделить также и общеобразовательную и педагогическую подготовленность родителей. Концепция семейной педагогики — это создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности. Только такое семейное воспитание может сделать ребёнка счастливым.

Все правила нравственности и доброжелательства должны передаваться детям чаще и скорее всего не словами, а фактами самой повседневной жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы собственная нравственность воспитания была безупречна.

Воспитание в семье носит комплексный, естественный характер. Важнейшим фактором реализации воспитательного потенциала семьи выступает сознательная, целенаправленная и систематическая воспитательная деятельность родителей, которая подчинена ценностному идеалу и направлена на то, ч

Источник: http://uchi.ucoz.ru/load/baza_referatov/psikhologija/semja_kak_sociokulturnaja_sreda_vospitanija/91-1-0-36399

Ссылка на основную публикацию