Современный гуманизм — психология

Гуманизм в психологии

Современный гуманизм - психология

Автор Татьяна в 07/06/2015. Опубликовано Психология личности

Гуманистическая психология появилась в 1950-х года как реакция на психоанализ и бихевиоризм, занимавшие в то время доминирующее положение.

Психоаналитики сосредоточивали своё внимание на понимании бессознательных мотиваций, которые управляют поведением, а бихевиористы изучали процесс обусловливания, по их мнению, определявший поведение.

Гуманистические мыслители же считали, что и психоанализ, и бихевиоризм слишком пессимистичны, ибо делают упор на негативные эмоций и не принимают во внимание роль личного выбора.

Гуманистическая психология фокусируется на потенциал каждого человека и подчеркивает важность роста и самореализации. Фундаментальной для гуманистической психологии является убеждённость в том, что люди добры по своей природе и что именно психические и социальные проблемы приводят к отклонениям от этой естественной тенденции.

Гуманизм предполагает также, что для человека характерна деятельность и что благодаря своей воле он преследует цели, которые помогут ему реализовать собственный потенциал.

Эта потребность в самоактуализации и личностном росте представляет собой ключевой, с точки зрения психологов-гуманистов, фактор мотивации поведения.

Люди постоянно ищут новые способы вырасти и стать лучше, узнать что-то новое и реализовать свои возможности.

В конце 1950-х годов Абрахам Маслоу и другие психологи организовали несколько встреч, на которых обсудили возможность формирования профессиональной организации, посвященной гуманистическому подходу к психологии.

Они согласились, что такие темы, как самореализация, творчество и индивидуальность, а также связанные с ними вопросы должны стать ключевыми для нового подхода.

 Так, в 1961 году они создали Американскую ассоциацию гуманистической психологии.

В 1962 году Абрахам Маслоу опубликовал книгу «По направлению к психологии бытия» (Toward a Psychology of Being), в которой описал гуманистическую психологию как «третью силу» в психологии. Первой и второй были бихевиоризм и психоанализ соответственно.

Тем не менее, не стоит думать об этих направлениях как о конкурирующих между собой. Каждая ветвь психологии вносит вклад в наше понимание человеческого разума и поведения. Гуманистическая психология добавила ещё один аспект, который делал представление о личности целостным.

Гуманистическое движение оказало огромное влияние на развитие психологии и способствовало появлению новых подходов к работе с психическим здоровьем человека. Психологи стали по-новому понимать поведение и мотивы человека, что привело к развитию новых методов психотерапии.

К основным идеям и концепциям в рамках гуманистического движения относят такие понятия, как:
самооценка;

Основные сторонники гуманистической психологии

Наибольшее влияние на процесс формирования и развития гуманистического направления в психологии оказали работы таких психологов, как:

  • Абрахам Маслоу;
  • Карл Роджерс;
  • Ролло Мэй;
  • Эрих Фромм.

Важные события в истории гуманистической психологии

1943 — Абрахам Маслоу описал свою иерархию потребностей в своей статье «Теория человеческой мотивации», опубликованной в Psychological Review;

1951 — Карл Роджерс опубликовал «Клиент-центрированную терапию», которая описала его гуманистический, ориентированный на потребности клиента подход к терапии;

1961 — видные гуманисты того времени сформировали Американскую ассоциацию гуманистической психологии и начали выпускать «Журнал гуманистической психологии»;

1971 — Американская ассоциация гуманистической психологии становитсяодним из подразделений АПА.

Критика гуманистической психологии

  • Гуманистическую психологию часто считают слишком субъективной — важность индивидуального опыта затрудняет объективное изучение и измерение психических проявлений. Можем ли мы объективно сказать, что кто-то самоактуализировался? Конечно, нет. Мы можем полагаться только на собственную оценку своего опыта, данную индивидом.
  • Кроме того, результаты наблюдений не поддаются проверке — точного способа измерить или количественно оценить исследуемые свойства не существует.

Сильные стороны гуманистической психологии

  • Одно из главных достоинств гуманистической психологии заключается в том, что она отводит человеку большую роль в управления и определении состояния собственного психического здоровья, по сравнению с остальными школами.
  • Она также принимает во внимание воздействие окружающего мира. Вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на наших мыслях и желаниях, гуманистическая психология также подчёркивает также важность влияния на наш опыт окружающей среды.
  • Гуманистическая психология продолжает оказывать влияние как на терапию, так и на образование, здравоохранение и другие сферы нашей жизни.
  • Она помогла побороть некоторые из стереотипов о психотерапии и сделала её приемлемым вариантом для обычных здоровых людей, которые желают исследовать свои способности и потенциал.

Гуманистическая психология сегодня

Сейчас центральные понятия гуманистической психологии можно встретить во многих дисциплинах, включая другие отрасли психологии, образование, терапию, политику и пр. Например, на гуманистические принципы во многом опираются трансперсональная и позитивная психология.

Цели гуманистической психологии остаются актуальными и сегодня — в том же виде, что они существовали и в 1940-х, и в 1950-х годах.

Как поясняет Морин О’Хара, бывший президент Ассоциации гуманистической психологии, «люди всего мира требуют свободы и самоопределения, а значит крайне важно изучить, как различные сообщества, свободные определять себя и творить собственную историю, могли бы сосуществовать в мире.

Возможно, это не просто тщетная надежда — что жизнь в таких сообществах может привести к расширению человеческого сознания за границы, уже достигнутые нами».

Источник: http://aboutyourself.ru/psi-lich/gumanizm-v-psixologii.html

Гуманизм в психологии

Гуманизм в психологии

Гуманистической психологией принято считать индивидуальную направленность, которая разнится от иных школ по нескольким принципиальным и важнейшим для восприятия человеческой сущности положениям.

Данным понятиям выделен огромный раздел в психологии. В данном подходе изучается человек полностью.

Психологи наблюдают за действиями человека со стороны наблюдающих, а также взглядами людей, которые себя изучают.

Гуманистической психологией является одновременное общественное движение, которое было зарождено непосредственно в самой психологии, и теоретические познания. Они были получены за определенное время и выдержали испытание годами.

Данные аспекты необходимо, чтобы проходили соответствующий анализ, и им необходимо уделять должное внимание.

Психологами-гуманистами выдвинута гипотеза, что различное человеческое поведение переплетается с чувствами извне и концепцией «Я».

Данный подход в психологии зачастую именуют как «3-ья сила» после психоанализа и бихевиоризма (Маслоу). Гуманизм в психологии опровергает предположительные мысли behaviour. Помимо этого также опроверг принципы психодинамического подхода, потому что он тоже считается определяемым и неосознанным.

Эти два метода психологами-гуманистами трактуются как бесчеловечные. Жизнь людей невозможно будет понять, если не принять во внимание высшее стремление.

Рост, самоактуализация, всяческое стремление к здоровью, нахождение самостоятельности, необходимость в прекрасном — на сегодняшний момент необходимо воспринимать безоговорочно как широко распространенную и, возможно, универсальную тенденцию.

В конце семидесятых и на протяжении восьмидесятых годов гуманистическая психология развивала свое влияние, и теперь ее стало возможным рассматривать со стороны 3-х основных областей:

  • Предлагается огромный спектр наиболее эффективных практических решений.
  • Предположен новейший набор значений восприятия и разумения природы человека, его сущности.
  • Предположено расширение просторов и методик в исследованиях, которые изучают поведение людей.

Предположения гуманистической психологии

Гуманистическая психология берет свое начало с гипотезы, что экзистенциальная феноменология – центровая и что человек владеет самостоятельной волей. «Личные агентства» — это термин среди гуманистов. Оно полагается на тот избранный путь, который выбирает человек со всеми вытекающими из этого последствиями.

Далее добавляется еще один основополагающий факт – в общем, абсолютно все люди являются хорошими, но есть определенная потребность, которая дается нам с рождением. Данная потребность заключается в том, чтобы сотворить целый мир и в том числе себя более идеальными.

Гуманистический подход выделяет ценностные человеческие приоритеты, основополагающие факторы, природу людей, связанную с творчеством, красотой, природой.

Данный подход считается оптимистическим и базируется на благородных намерениях людей перешагивать через невзгоды и затруднения, полное отчаяние и горести.

Пирамида потребностей

Роджерс и Маслоу воспринимали личностный рост и жизненную реализацию, как начальную составляющую потребностей людей. Это значит, что все люди, и каждый в отдельности, желают и растут со стороны психологических аспектов, не прекращая себя усовершенствовать.

Все это нарекли самореализацией. Сюда включается: психологическая сторона роста и довольство бытием. Однако ими было описано несколько методов по достижению самоактуализации.

Самоактуализацией является процесс полнейшего раскрытия личного потенциала, а также раскрытие в людях всего самого лучшего, что заложила им природа, а не влияние общества извне.

У нее нет внешней цели, также она не может быть задана социумом: это является тем, что выходит изнутри человека и выражает его личную, внутреннюю (положительную) сущность — природу.

Центровое место в их теориях занимает субъективизм осознанного опыта.

Данный термин ввел Декарт, оно означает мировоззрение, в основании которого заложено отрицание объективных норм развития и утверждающее значение главной роли отдельного субъекта во всем процессе познания и в общественной деятельности.

Психологи-гуманисты не перестают твердить, что данная реальность есть ничем иным, как одной из важнейших восприятий людей и познание всего окружающего нас. Они много времени посвящали психологии с научной точки зрения.

Гуманизм не признает методологию — это учения об идейных позициях в науке, логике и методах ее исследования.

Они отклонили строжайший подход с точки зрения науки к психологии, так как расценивали его безосновательным, бесчеловечным и совершенно не в состоянии преодолеть познание опыта.

Огромную роль сыграло отречение от научной психологии в пятидесятых, шестидесятых и семидесятых годах и смогла пошатнуть преобладание бихевиористского подхода в североамериканской психологии.

тэги: о психологии, популярная психология

Источник: http://anima-vita.ru/2015/02/gumanizm-v-psihologii/

гуманистическая психология — это… Что такое гуманистическая психология?

   ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (с. 174) — не столько научная школа, сколько идеологическое движение в рамках общего русла развития психологической науки. По словам С.Джурарда, «гуманистическая психология — это цель, а не доктрина».

Иначе говоря, это «ориентация размышлений о человеке и всей научной деятельности, которая изменяет наш образ человека и освобождает психологию от искусственных ограничений, наложенных на нее теми теориями, которые сейчас уже, похоже, устарели» (Ф.Северин).

   Эти довольно общие формулировки позволяют представить себе идеологию и пафос гуманистической психологии, направленные против господства в психологии механистического подхода к человеку, который, будучи перенесен из естественных наук, долгое время занимал в ней доминирующее положение.

Представители гуманистической психологии поставили задачу построить новую, принципиально отличную от естественно-научной, методологию познания человека.

Вместе с тем явно обозначилась неясность перспектив решения этой задачи, обусловленная теоретической разноголосицей внутри самого течения: расхождения между позициями разных авторов-гуманистов нередко оказываются не меньше, чем расхождения, разделяющие гуманистическую психологию и бихевиористский или психоаналитический лагерь.

По той же причине нет и единого мнения о принадлежности к гуманистической психологии целого ряда авторов, в какой-то мере (но не всецело) разделяющих ее теоретическую платформу. Это относится к таким крупным ученым, как Г.Мюррей, Г.Оллпорт, Ф.Перлз, Э.Фромм и др.

   Гуманистическая психология представляет собой не столько научное направление, сколько общекультурное явление. Она тесно связана с общим историко-культурным контекстом развития западного, прежде всего американского, общества в период после Второй мировой войны.

Две мировых войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о человеке ряд вопросов, к которым она не была готова.

Крушение оптимистического взгляда на общественный прогресс, невиданные ранее масштабы жестокости заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур.

Разрушение традиционной системы ценностей и прагматизация жизни в «обществе потребления» сделали типичным конфликт между стремлением человека к любви, искренности и глубоким человеческим отношениям, с одной стороны, и невозможностью установить эти отношения — с другой. Ш.Бюлер и М.Аллен, анализируя американское общество шестидесятых годов, описывали следующие основные аспекты массового сознания американцев.

   Кризис ценностей — преобладание пессимистических настроений.

Если в начале столетия преобладал оптимизм, то во второй его половине в широких массах американцев, прежде всего молодежи, происходит переоценка традиционных ценностей, выражающаяся в утрате доверия к государству, правительству и социальным институтам, в отказе от стремления к успеху любой ценой и в выдвижении на первый план сферы межличностных отношений.

   Одиночество. В то же время характерным симптомом времени выступает неспособность к установлению близких отношений и вытекающее из нее чувство одиночества.

Читайте также:  Тембр голоса - психология

Если раньше ведущим механизмом избавления от одиночества было слияние с социальной группой, то теперь групп так много, что принадлежность к ним чревата разделением Я на отдельные фрагменты. Существенный вклад в углубление чувства одиночества вносят механизация и автоматизация жизни.

Если раньше интеграция в социальные институты ограничивала это ощущение определенным отрезком жизни личности, то в наше время одиночество порой преследует человека всю жизнь и заставляет его искать близких отношений с другими людьми, помощи и понимания с их стороны.

Эта задача, однако, осложняется осознанием неподвластных человеку внешних сил, которые и его самогю лишают власти над самим собой.

   Проблема идентичности. Наиболее типичные вопросы нашего времени: «Кто я?» и «К чему я стремлюсь?». Не ограничиваясь, как прежде, периодом подростковых и юношеских исканий, эти вопросы преследуют человека иногда до самой смерти, так и оставаясь неразрешенными. Это проблемы Я, которое не может самоопределиться и пребывает в неуверенности.

Хроническая неуверенность, касающаяся в том числе убеждений и ценностей, заставляет взрослого человека чувствовать себя так, как чувствует себя одинокий, заброшенный подросток, который не обрел еще свою идентичность.

Позитивным моментом при этом является то, что у многих людей, в особенности у молодежи, возникла стойкая ориентация на поиск новых методов помощи людям лучше понимать самих себя и друг друга.

Это же является и основной задачей гуманистической психологии — раскрыть ценности, к которым устремлен человек по своей природе и реализация которых наилучшим образом способствует реализации заложенных в человеке потенций и потребностей. Открытие для себя этих ценностей является основой для обретения самоидентичности.

   Проблема авторитета. Эта проблема в американском обществе шестидесятых годов обернулась проблемой отрицания авторитетов.

Проявлением этого выступила не только утрата доверия к социальным институтам, о которой уже говорилось, но и разрыв между поколениями, утрата в значительной мере взаимопонимания между родителями и детьми.

Молодежь критикует старшее поколение, считает несостоятельными его идеалы и пытается найти альтернативные стили жизни.

   Проблема смысла. Осмысленность жизни является основой человеческого существования. Переживание жизни как осмысленной делает ее богаче и полнее. Жизнь, лишенная смысла, пуста и бесполезна.

В период одиночества и неуверенности смысл придает человеку жизнеспособность и устойчивость. Для послевоенной Америки, однако, характерен феномен «экзистенциального вакуума» (В.франкл) — утраты смысла жизни.

По многочисленным данным, собранным и обобщенным Франклом, с ощущением самоутраты прямо связаны такие социальные отклонения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, бездумное стремление к сексуальным и прочим наслаждениям.

Проблема обретения смысла в условиях кризиса ценностей и авторитетов — еще одна социальная проблема, заключавшая в себе вызов гуманистической психологии в период ее возникновения.

   Перечисленные пять черт массового сознания американцев в первые послевоенные десятилетия выступили как мощный социальный запрос, который не мог быть удовлетворен психологией в ее устоявшихся формах. Гуманистическая психология явилась одной из попыток теоретического осмысления этих кризисных явлений и их последствий в сфере культуры и мировоззрения людей.

   Параллельно с гуманистической психологией возникло еще одно движение, непосредственно вызванное к жизни теми же проблемами.

Речь идет о молодежной контркультуре шестидесятых годов, движении хиппи, «детей-цветов», которое по своей мировоззренческой направленности было близко к гуманистической психологии и даже дало повод для частичного отождествления гуманистической психологии с этой контркультурой, что было не лишено оснований. М.Б.

Смит называет ряд мировоззренческих ориентации этой контркультуры, часть из которых присуща также и гуманистической психологии: 1) индивидуализм — в центре внимания находится человек, который является мерой всех ценностей; 2) вера в возможность усовершенствования человека, игнорирующая политические и этические пути преобразования жизни людей; 3) ценность самораскрытия, что на языке контркультуры звучит «пусть все будет наружу»; 4) акцент на ситуации «здесь-и-теперь», отказ от планирования своей жизни; 5) гедонизм — «делай то, что тебе нравится», связанный с принципом «здесь-и-теперь»; 6) иррационализм, проявляющийся в недоверии к традиционной науке и рациональному пути решения проблем, в полагании на интуицию, в интересе к мистике и оккультным явлениям, к измененным состояниям сознания, в частности к расширению его возможностей путем приема наркотиков. Ш.Бюлер и МАллен сводят ориентации молодежной контркультуры к двум основным мотивам: расширения Я, личностного опыта и протесту против истеблишмента. Контркультура шестидесятых, как и гуманистическая психология, по-своему выражала протест против обесчеловечивания человека, обезличивания личности.

   При всей условности исторических параллелей нельзя не заметить, насколько созвучны настроения, породившие гуманистическую психологию, той атмосфере, в которой мы живем «здесь-и-теперь».

Тем более интересно продолжить параллель и попытаться проследить, во что вылилось это движение протеста (а именно таковым оно и выступало в первую очередь).

Снова вспоминая о «детях-цветах», приходится признать, что те из них, кто не погиб от манипуляций по расширению сознания, сегодня благополучно ассимилировались в истеблишмент и свысока поглядывают на нынешний подростковый бунт — мелкий и бестолковый по сравнению с цунами шестидесятых.

Однако именно эти ныне поседевшие и полысевшие вчерашние бунтари в корне изменили общественные настроения нашей эпохи (даже песенки нынешних поп-кумиров — как правило, упрощенный парафраз музыкальных находок пятидесятых-шестидесятых).

   В психологии, по большому счету, произошло то же самое. Именно на шестидесятые пришелся расцвет гуманистического направления. За период после 1970 г.

не выпило ни одной общетеоретической работы, открывающей для гуманистической психологии новые перспективы, если не считать несколько обособленного трансперсонального направления. Стали высказываться мнения, что с уходом поколения основателей гуманистической психологии исчезнет и самодвижение.

Основанием для этого вывода служило то обстоятельство, что гуманистическая психология развивалась больше как движение протеста, как оппозиция традиционной психологии, чем как научное направление со своей позитивной программой.

При этом можно с уверенностью утверждать, что гуманистическая психология выполнила стоявшую перед ней сверхзадачу, создав в профессиональном сообществе, да и не только в нем, интеллектуальную атмосферу, благоприятствующую новому, гуманистическому видению человека, от которого стало невозможно отмахнуться.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Источник: https://psychology.academic.ru/3591/%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Гуманистическое направление в психологическом консультировании, психотерапии

Гуманистическое направление в психологическом консультировании, психотерапии

Гуманистическая психология – одно из направлений в современной психологии. Она возникла в 30-е годы ХХ века на Западе как «третья сила», т.е. как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Вместе с тем укрепление гуманистических установок в психологии явилось результатом прогресса демократии и повышения статуса личности в культуре и общественной жизни цивилизованных стран мира.

Новая психологическая школа получила большое распространение и признание в середине этого же столетия. В конце ХХ века ее идеи проникли в СССР и Россию и вызвали большой сочувственный интерес у отечественных ученых. В 90-е гг. в нашей стране была создана Ассоциация гуманистических психологов.

В настоящее время идеи гуманистической психологии развиваются и практикуются по преимуществу в рамках гуманистически-экзистенциальной психологии и различных течений позитивной психологии. Гуманистическая психология предлагает комплексный подход к изучению человека. Она объединяет психологов, психиатров, философов, педагогов.

Ее основателями считаются австрийский психолог и философ Виктор Франкл (р. 1905 г.), Карл Роджерс (1902 – 1987) –известный американский психолог, практик и теоретик психотерапии, Эрих Фромм (1900 – 1980) – немецко-американский психолог, философ и социолог, Гарольд Абрахам Маслоу (1908 – 1970) – американский психолог, основатель Американской ассоциации гуманистическойпсихологии.

Гуманистическая психология – направление в психологии, признающее главным своим предметом целостную личность в процессе ее саморазвития. Гуманистическая психология исходит из того, что главное в личности связано с ее устремленностью в будущее, со свободной реализацией ею своих возможностей и способностей.

Гуманистическая психология соединяет не только знания различных наук о человеке, но и сочетает их с практикой формирования здоровой личности. Именно поэтому она выступает в качестве теоретической, мировоззренческой и методологической основы гуманистической педагогики. Положения, разработанные данным направлением, и сегодня во многом влияют на мировую педагогическую практику.

Гуманистическая психология (иногда ее называют экзистенциально-гуманистической) является наиболее перспективным направлением современных наук о человеке. Вместе с тем, развиваемый в настоящей книге подход не сводится к простому изложению воззрений классиков гуманистической психологии.

В широком смысле в рамках идей гуманизма работают многие философы, антропологи, этики, психологи, социологи и педагоги.

Поэтому мы сочли необходимым использовать в данном разделе, как и во всех других, идеи различных зарубежных и отечественных ученых и мыслителей, творчески осмыслив и систематизировав самые различные психологические и педагогические подходы и принципы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебным текстам.

Гуманизм – это, прежде всего, практика человечного (то есть сочувственного, понимающего и в этом смысле альтруистичного) повседневного бытия человека.

Но зададимся вопросом: имеет ли место такая практика в действительности, и если да, то насколько широкое распространение она получила в современных цивилизованных обществах? Действительно ли основания для такого поведения наличествуют в человеческой психике (как, впрочем, о том говорит само употребление слов «человечность», «человечное»)? Не предъявляет ли гуманизм чрезмерно высокие требования к человеку? Думается, что на первые два вопроса ответ может быть положительным, если, конечно, не понимать под гуманизмом что-то весьма романтическое и экзотическое. Что касается третьего вопроса, то ниже мы постараемся показать, что в рамках гуманистической психологии речь не идет ни о чем экстраординарном и невозможном. Ибо гуманизм – не только самое благородное, с нашей точки зрения, но и научно ориентированное и одновременно реалистичное учение о человеке, предлагающее доступные любому индивиду формы отношения к человеку как к наиглавнейшей ценности. Установки гуманизма чужды всякой эзотерики, нарочитой усложненности и желания апеллировать к иррациональным сторонам человеческого существа. Кроме того, требование, а точнее свободное предпочтение человечности иным формам чувствования и поведения – это, скорее, свободный выбор каждой развивающейся личности, чем абстрактный и невыполнимый моральный императив. Выбор мотивируется здесь, в первую очередь, насущной потребностью самого человека – потребностью в положительных эмоциях. Гуманность как раз и очерчивает ареал этих позитивных жизнепроявлений, расширяет его, освещает темные уголки человеческой души, контролируя всплески низменных или деструктивных страстей. Мир человеческих ощущений и переживаний – это переплетение самых разных и зачастую противоположных чувств и интеллектуальных состояний. Некоторые из них трудно осознаваемы, иные имеют явную негативную окраску и отягощают жизнь человека. Гармонизировать внутренний мир человека помогает естественно присущая людям гуманность, человечность. Она облагораживает наши психические переживания, удерживает их в состоянии равновесия, гармонии. Ограничивая и сдерживая деструктивные проявления нашей психики, гуманность проникает во все сферы наших переживаний и контролирует способы их проявления. Гуманность как стиль поведения необходима человеку не только в процессе взаимодействия с другими. Она важна и как манера общения человека с самим собой для сохранения своего здоровья и как способ достижения жизненного успеха. В самом деле, вспомним обиходное понимание гуманности. Это любовь и уважение к человеку, забота о нем, о его благополучии, признание его достоинства и ценности. Проявление гуманности не ограничивается сферой отношения человека с иными формами реальности, но распространяется и на сферу взаимодействия личности со своим я. Гуманность как психический феномен гораздо глубже и объемнее, чем просто забота и любовь, достоинство и жизненный успех. Гуманность определяет качество их проявления в нашей жизни. Так, например, любовь и забота, выросшие из общей установки личности на гуманное отношение к другому человеку, никогда не поставят выше конкретного человека и его реальных потребностей саму необходимость их проявления. Мы не найдем в поступках гуманного человека того формализма, в котором нравственный долг противопоставляется естественной доброте, а не укрепляет и просвещает ее. С психологической точки зрения:

гуманность – это субстанциальное, основополагающее свойство человека, определяющее благоговейное отношение ко всему, что соприкасается с я человека. Это – необычайно тонкая и прочная настройка психики на положительное отношение личности к своему внутреннему миру и к объективным реальностям ее жизненного пространства.

Читайте также:  Повтори, согласись, добавь - примеры - психология

Гуманистического направление  в психологическом консультировании и психотерапии берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей — К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др.

Сущностное ядро этого подхода — в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно — в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т. д.), а не к отдельным изолированным аспектам, процессам и проявлениям.

Категориальный аппарат гуманитарного подхода включает в себя представления о «Я», идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном росте, экзистенции, смысле жизни и т. д.

Методический аппарат связан с гуманистически-экзистенциальным переосмыслением жизненного опыта и психотерапевтического процесса. С этим подходом связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия (К. Роджерс), психологическое консультирование (Р. Мэй), биоэнергетика (В.

Райх), сенсорное осознание (Ш. Сильвер, Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф), психосинтез (Р. Ассаджиоли), логотерапия (В. Франкл), экзистенциальный анализ Р. Мэя и Дж. Бугенталя, и др. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М. Е. Бурно), муыкотерапию (П.

Нордофф и К. Роббинс) и др.

Источник: http://biofile.ru/psy/11397.html

Гуманизм и гуманистические термины в психологии

Гуманизм и гуманистические термины в психологии

Гуманизм и гуманистические термины в психологии связанны с подходом, который изучает человека в целом, и уникальность каждого человека в отдельности. Этому посвящен целый раздел в психологии.

Гуманизм является психологическим подходом, в котором подчеркнуто изучение человека в целом. Гуманистические психологи смотрят на поведение человека не только глазами наблюдателя, но и глазами человека, изучающего себя. 

Гуманистические психологи считают, что поведение человека связано с их внутренними чувствами иЯ-концепцией .

Гуманистический подход в психологии разработан как бунт против   бихевиористской психологии и психодинамической . Таким образом, гуманистический подход часто называют «третьей силой» в психологии после психоанализа и бихевиоризма (Маслоу, 1968). 

Гуманизм отверг предположение бихевиористской точки зрения , которая характеризуется как детерминированная, ориентированная на укрепление подхода «стимул-реакция» и основные теории построены на  исследовании  животных.

Гуманистическая психология также отклонила методы психодинамического подхода , поскольку он также является детерминированным с бессознательной и с иррациональной точкой зрения, что инстинктивные силы определяют человеческое мышление и поведение. Оба метода: бихевиоризм и психоанализ рассматриваются гуманистическими психологами как бесчеловечные.

Гуманистическая психология расширила свое влияние в 1970-х и 1980-х годах. Ее влияние можно рассмотреть с точки зрения трех основных областей :

Предположения гуманистической психологии

Гуманистическая психология начинается с предположения, что экзистенциальная феноменология является центральной и что люди имеют свободную волю.  «Личный агентства» является гуманистическим термином для осуществления свободной воли . Личное агентство ссылается на выбор, который мы делаем в жизни, пути которые выбираем и их последствия.

Потом добавилось еще одно предположение  — люди в основном хорошие, и есть врожденная потребность, чтобы сделать себя и мир лучше.

Гуманистический подход подчеркивает личную ценность личности, центральные человеческие ценности, и творческую, активную природу человека.

 Этот подход является оптимистичным и фокусируется на благородные человеческие способности преодолевать трудности, боль и отчаяние.

Пирамида потребностей.Оба Роджерс и Маслоу считали личный рост и самореализацию в жизни, как одну из базовых человеческих потребностей.

 Это означает, что каждый человек стремится расти психологически и постоянно улучшать себя. Это было названо термином самореализации что включает в себя  психологический рост,  и удовлетворение  жизнью.

 Тем не менее,  Роджерс и Маслоу оба описывают различные способы, как самоактуализация может быть достигнута.

Центральное место в гуманистических теориях Роджерса (1959) и А. Маслоу(1943), является субъективизм, сознательного опыта .

Гуманистические психологи утверждают, что объективная реальность является менее важной, чем субъективное восприятие человека и понимание мира.

 Из-за этого, Роджерс и Маслоу уделяли мало внимание  научной психологии особенно использование психологической  лаборатории для исследования человека и  поведение животных.

Гуманизм отвергает научную методологию, как и эксперименты используемые качественные методы исследования .

 Например, дневник счета,   анкеты, неструктурированные интервью и неструктурированные наблюдения.

 Качественное исследование полезно для исследования на индивидуальном уровне, и изучает  глубину способов, которыми люди думают или чувствуют (например, тематические исследования).

Гуманизм рассматривает человека как принципиально отличающегося от других животных, главным образом потому, что люди сознательные существа способны мыслить у них есть разум и язык. Эксперименты гуманистических психологов на животных, таких как крысы, голуби, или обезьян отводилось мало значения. Исследование таких животных, может сказать очень мало о человеческой мысли, поведении и опыте.

Гуманистические психологи отклонил строгий научный подход к психологии, потому что они оценивали его как бесчеловечный и не способный охватить богатства сознательного опыта. Во многом отказ от научной психологии в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах пошатнуло доминирование бихевиористского подхода в североамериканской психологии.

История гуманистической психологии

* Маслоу (1943) разработал  теорию иерархию человеческой мотивации(Иерархия потребностей Маслоу).

* Карл Роджерс (1946) публикует важные аспекты терапии клиентов.

* В 1957 году и 1958 году, по приглашению Абрахама Маслоу и Кларка Мустакаса, произошли две встречи в Детройте среди психологов, которые были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации посвященной более значимым  гуманистическим теориям.

* В 1962 году при финансовой поддержке университета Brandeis, это движение было официально запущено как Ассоциация гуманистической психологии .

* Первый выпуск Журнала гуманистической психологии появилась весной 1961 года.

Основы гуманистического подхода

Основные характеристикиМетодологияОсновные допущенияОбласти примененияСильныеНедостатки
  • Качественные исследования
  • Идиографический подход
  • Конгруэнтность
  • Я-концепции (например, самоуважение, самооценка, самореализация)
  • Холизм (например, исследование человека в целом)
  • Иерархия потребностей
  • Свободная воля
  • Качественные методы
  • Case Study
  • Неофициальная Интервью
  • Q-сортировки (Стивенсон, 1953)
  • Открытого состава Анкеты
  • Inter-rater/coder надежности
  • Люди обладают свободой воли, не все определяется поведением .
  • Все люди уникальны и имеют врожденное  стремление к достижению своего максимального потенциала.
  • Правильное понимание поведения человека может быть достигнуто только путем изучения человека — как не животного.
  • Психология должна изучать в каждом отдельном случае (идиографические), а не средние показатели группы (номотетические).
  • Лицо центрированная терапия
  • Качественные методы
  • Аномальное поведение (инконгруэнтное, низкая самооценка)
  • Образование
  • Мотивация
  • Сместили фокус на  поведение отдельных и всего человека в целом, а не подсознания, ген или наблюдаемого поведения и т.д.
  • Гуманистическая психология удовлетворяет идеи большинства людей о том, что значит быть человеком, потому что гуманизм ценит личные идеалы и самореализацию.
  • Качественные данные дает подлинное понимание и более целостная информации в поведении.
  • Подчеркивает значение более индивидуалистический и идиографическим методы исследования.
  • Игнорирует биологию (например, тестостерон).
  • Ненаучный — субъективные понятия.
  • Например, нельзя объективно измерить самореализацию.
  • Гуманизм игнорирует подсознание.
  • бихевиоризм — человек и животное поведения могут быть сопоставлены.
  • Качественные данные трудно сравнивать.
  • Этноцентрические (смещен в сторону западной культуры).
  • Их вера в свободу воли находится в оппозиции к детерминированным законам науки.

Критическая оценка

Гуманистический подход был применен в относительно к небольшой области психологии по сравнению с другими подходами. Таким образом, его вклад ограничивается в таких областях, как терапия, ненормальности, мотивации и личности.

Возможными причинами этого отсутствие влияния из академической психологии, возможно, связана с тем, что гуманизм сознательно отрицает научный подход к изучению человека.

 Например  вера в свободную волю находится в прямой оппозиции к детерминированным законам науки. Кроме того, исследовать области гуманизма, такие как сознание и эмоции очень трудно.

 Результат научных ограничений влечет нехватку эмпирических доказательств в поддержку ключевых теорий подхода.

Однако оборотной стороной этого является то, что гуманизм может получить более полное представление о поведении лиц за счет использования качественных методов, таких, как неструктурированные интервью. Такой подход также помог доказать, более целостное представление о человеческом поведении.

Статьи по психологии: http://psichov.net

 

Источник: https://psichov.net/gumanizm/

ГУМАНИЗМ

— воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность, защищающее его свободу и всестороннее развитие,

Если спросить кого-либо — не историка, не философа, не педагога, словом, не специалиста, — что такое гуманизм? — в большинстве случаев получишь такой ответ: это великодушное, хорошее, доброе, уважительное и терпимое отношение к человеку.

Вообще-то говоря, суть дела схвачена верно, однако перечисленные понятия или качества скорее всего объясняют слово «гуманность», или, говоря по-русски, «человечность». Между тем «гуманизм», хотя и имеет общий корень с «гуманностью» (от латинского «homo», то есть человечный, человеческий), означает все-таки не то же самое.

Гуманность — это в самом деле великодушие, доброта к людям, готовность простить или хотя бы понять человека, даже если он совершил что-то очень плохое, уважение к его личности и самостоятельности. Гуманность как индивидуальное качество была присуща людям всегда, наверное, с той поры, когда человек стал человеком.

Нет ничего неестественного в предположении, что и среди наших далеких первобытных предков были гуманные люди. Это дело человеческого характера. Именно человеческого.

Ведь бывают ласковые или злые животные, но мы никогда не говорим «гуманная собака» или «гуманный конь»: гуманность предполагает не инстинктивное, а осознанно, осмысленно доброе отношение к человеку, а оно присуще только «homo sapiens», то есть «человеку разумному».

Итак, гуманность, вообще говоря, — свойство человеческой натуры, и появилась она, конечно же, задолго до того, как человек придумал такие абстрактные, сии-тетические понятия, как «добро» или «зло», «доброта» или «злость».

А вот «гуманизм» — сравнительно недавнее открытие человеческого разума. Эта система воззрений сложилась всего лишь пятьсот-шестьсот лет тому назад, во времена Возрождения, или Ренессанса.

Так что такие мыслители, как, например, Платон,, Аристотель или Цицерон, не знали этого понятия, хотя, разумеется, у них были свои собственные системы воззрений на этот счет.

Более того, знакомство с их творчеством не в последнюю очередь дало толчок рождению и формированию итальянского гуманизма как нового направления человеческой мысли.

Родоначальниками его принято считать мыслителей, писателей, художников и ученых Италии — Ф. Петрарку и Дж. Боккаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Ми-келанджело… С этими именами связывается возникновение Возрождения.

Читайте также:  Triple bind - тройное послание - психология

Почему — Возрождение? Почему гуманизм был его знаменем? Что, собственно говоря, возрождали гуманисты?

Иногда говорят: они возрождали античное культурное наследие. Правильно, но неполно. Почему нужно было возрождать культуру Древней Греции и Древнего Рима, со времен расцвета которой в период Возрождения минуло 15—20 столетий? И как случилось, что раньше о ней не только не вспоминали, но даже вытравляли память о ней, разрушали все, что могли?

Кто разрушал? Христианство. Христиане… Зачем? Почему?!

Из учебников истории СССР, которые вы читали в начальной школе, известно, что последователи Христа в Древней Руси жгли, уничтожали, сбрасывали в реки идолов славянских богов, разрушали капища язычников, то есть те священные места, на которых язычники приносили своим богам жертвы.

Христиане в Греции и Италии проделали такую же уничтожительную работу с эллинскими и римскими идолами и капищами. Что такое статуя Зевса или Юпитера? То же самое, что и наш славянский идол в честь Перуна.

А греческие или римские храмы, пантеоны с беломраморными колоннами и портиками — что это? Это капища античных людей, место, где они убивали, а потом сжигали животных — быков, овец, гусей, принося их в жертву, в дар своим богам.

Символы язычников христиане отвергли — у них были свои символы. С презрением (а презрение слепо и неразумно) христиане уничтожали белоснежные статуи обнаженных языческих богов, хотя мрамор светился так же нежно, как живое человеческое тело, а глаза прекрасных Венер и Афродит, юных Аполлонов и суровых бородатых Зевсов и Марсов смотрели на разрушителей с человеческим укором.

Во имя чего поднялась рука разрушителей? Во имя злобы, мести, гнева, неприятия красоты? Нет! Во имя доброты и любви к Человеку. Вот ведь что самое странное…

Низвергая культуру и мораль язычников, христианство несло миру свою культуру и мораль, изложенную в Евангелии, где черным по белому написано: не убей человека, полюби не только ближнего, но даже своего врага, а если он ударил тебя по щеке — не давай сдачи, но подставь ему другую щеку и великодушно прости его.

Христиане считали эту мораль самой справедливой и с чистой совестью несли ее миру. Но вместе с тем они уничтожали то, что стояло на ее пути.

Так получилось, что битва за самоотречение обратилась в подавление человека, его самобытной личности. Личность в глазах средневековых христиан потеряла дену.

Идеалом христианина средних веков, с которого он готов был, что называется, делать жизнь, был аскет, подавляющий свою плоть, ибо высшая мораль для него — подавление живых человеческих слабостей, торжество богоугодного духа.

Согласимся, что этот идеал, которому нельзя отказать в своеобразной чистоте к иcкренности, выглядит все же достаточно мрачно и жестоко.

Творцы Возрождения сделали открытие: глядя на осколки античных статуй и руины храмов, будущие гуманисты увидели перед собой не языческие символы, а создания человеческого гения. Читая и разыскивая ветхие, чудом сохранившиеся, полуистлевшие свитки античных рукописей, они обнаружили светлый и прекрасный мир греческих и римских мудрецов и героев.

Восхищение и преклонение перед искусством прошлого привело «отцов» Возрождения к мысли, что человек интересен не только как орудие служения богу (чего они не отрицали), как средство утверждения и распространения по миру христианской религии, но и сам по себе: как человек, как творец.

Позднее, несколько веков спустя Иммануил Кант откристаллизует и четко сформулирует мысль, подаренную людям гуманистами Возрождения: человек должен быть для другого человека всегда также и целью, но не только средством. Правда, Кант считал, что это станет нормой общения не скоро.

Таким образом, гуманизм был венцом открытий Возрождения, которое началось с восхищения перед искусством античного мира, перед мудростью Платона, Аристотеля, Цицерона, а привело к восхищению перед человеком, поскольку это живущее, мыслящее, творческое существо.

Возрождая античные традиции, утверждая самоценность личности, гуманисты не повторили ошибок средневековых христиан: они не уничтожали христианскую мораль, культуру, традиции, символы; более того, гуманизм воспринимался ими как синтез античности и христианства. Что такое «Сикстинская мадонна» Рафаэля? Икона. Но только ли икона? Нет: великий образ человека, женщины, матери.

Вообще говоря, ход рассуждений гуманистов сложен и с нашей, современной точки зрения противоречив. Но надо понять его, иначе мы будем смотреть на вещи слишком примитивно: был мрачный идеал средневекового христианства, и вдруг ни с того, ни с сего — ясный идеал гуманистов Возрождения…

Идеи гуманизма с триумфом прошли по планете, вовлекая в свою орбиту — и при этом, разумеется, обогащаясь — мыслителей, чьи имена известны сейчас каждому школьнику.

Французы Рабле и Монтень… Англичане Шекспир и Френсис Бэкон… Испанец Сервантес… Немец Дюрер… Великий Эразм из Роттердама…

Создатели утопических социальных проектов Мор, Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Оуэн… Просветители и энциклопедисты XVIII века Гольбах, Гельвеций, Дидро…

Наши русские мыслители: Герцен, Толстой, Достоевский…

Какое созвездие имен! Каждый сказал о гуманизме свое и по-своему.

Когда мы читаем Достоевского, видим и слышим «русских мальчиков» Ивана и Алешу, которые мучительно раздумывают над тем, чего стоит всеобщее благодеяние и всемирная гармония, если для торжества их нужно пожертвовать жизнью хотя бы одного ребенка… Разве в этом не ощущаются громовые раскаты мысли, которая бьется в книгах и словах всех без исключения творцов гуманистического мировоззрения, венцом которого является марксизм-ленинизм?

Гуманистический характер марксизма проявляется в том, что он борется за счастье каждого и всех без исключения, он стремится уничтожить все существующие между людьми социальные перегородки, все виды общественного неравенства. Равные условия свободного развития для всех без исключения, объединение людей на принципах дружбы, сотрудничества, братства — такова высокая гуманная цель коммунизма.

Такую принципиальную черту марксистского гуманизма, как его действенность, активность, лучше всего рассматривать в сравнении с абстрактным гуманизмом.

Абстрактный гуманизм требует безусловного уважения и любви к каждому человеку. Он проповедует всеобщее человеколюбие, но не видит тех реальных противоречий, которые раздирают современное человечество. Марксизм же, борясь за торжество гуманистических принципов в отношениях между людьми, всегда помнит, что не может угнетенный любить угнетателя, что невозможно уважать палача, убийцу.

Марксизм отличается в первую очередь конкретным подходом к людям. Гуманность социальных отношений, политики, произведений искусства, поступков человека марксизм определяет с классовых позиций.

«Мораль, стоящая выше классовых противоположностей и всяких воспоминаний о них, действительно человеческая мораль, станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда противоположность классов не только будет преодолена, но и забыта в жизненной практике», — писал Ф. Энгельс.

Классовый подход означает, что гуманными могут быть не только любовь и уважение к человеку, но и ненависть, нетерпимость по отношению к тому, что мешает укреплению и победе подлинно человеческих коммунистических отношений между людьми.

Между марксистским и абстрактным гуманизмом лежит непреодолимая пропасть и в их отношении к насилию. Абстрактный гуманизм всякое насилие считает злом и отвергает era как метод преобразования общества. Позиция марксизма по отношению к насилию другая — насилие может быть и добрым и злым.

Насилие может быть необходимым в процессе революционной борьбы трудящихся масс против угнетателей. Насилие подобно ножу, который в руках хирурга, причиняя боль, приносит исцеление, а в руках хулигана превращается в орудие убийства. При учете конкретных обстоятельств и соблюдении меры насилие бывает необходимо в борьбе со злом.

Добро должно быть сильным, активным, говорит марксизм.

Говоря о гуманизме как принципе поведения, в конечном итоге марксизм подчеркивает абсолютный характер этого требования. Абсолютность его выражается в том, что требование любви и уважения к человеку приобретает гуманистический смысл тогда, когда оно охватывает всех людей, а не ограничивается какой-то группой, когда нет деления людей по сортам и видам.

«Я хотел бы обнять своей любовью человечество, согреть его и очистить от грязи современной жизни…» — писал Феликс Дзержинский в одном из своих писем родным. В этих словах революционера выражена великая идея коммунистического движения.

Задача сделать всех людей человечными, «очистить их от грязи современной жизни» всегда была высшей и конечной целью коммунистического движения, постановка и решение именно этой задачи делают его самым гуманным движением во всей истории человечества.

Гуманизм как принцип поведения предусматривает веру в добрые человеческие качества, требует уважать человека в каждом. «К человеку надо подходить с оптимистической гипотезой» — так выразительно сформулировал это требование А. С. Макаренко.

Но когда мы переходим к рассмотрению того, как этот принцип может быть реализован в поведении человека, в деятельности партий, государств, то мы не можем не поставить ряд вопросов.

Как? Уважать преступника? Подходить с оптимистической гипотезой к подлецу? Ведь эти люди есть, они живут, действуют, они несут людям несчастья и страдания.

Короче говоря, встает очень непростой вопрос: можно ли уважать всех? Кто заслуживает уважения?

Человек не однолинеен, и в каждом его проявлении — от любви до участия в управлении обществом — он может оказаться достойным своей человечности, а может и оступиться.

Один может быть хорошим работником, но плохим отцом, другой — быть прекрасным поэтом, но ловеласом в любви, третий — знающим специалистом, но хамом и грубияном в обращении с подчиненными.

Как относиться к таким? Видимо, нужно в каждом конкретном проявлении видеть, насколько в человеке развиты лучшие человеческие качества, насколько он в каждом из своих поступков руководствуется высокими гуманистическими идеалами, насколько последствия его поступков соответствуют этим идеалам.

Мы живем в очень сложное и противоречивое время, мир расколот. И особенно остро в современной обстановке стоит проблема гуманизма. На одном полюсе мы видим угнетение, неравенство, унижение человека, культ насилия и жестокости. На другом — огромная, напряженная работа по строительству нового мира, поиски наиболее гуманных, человечных форм организации жизни людей.

Гуманизм рождается и в повседневной будничной жизни, его носителем и творцом является каждый человек. Для того чтобы гуманизм торжествовал, нужно каждый день утверждать его в каждом поступке.

Быть гуманистом подлинно человеческий долг каждого человека.

Это особенно важно для укрепления единства и сплоченности всех советских людей, стремящихся к единой цели — построению самого справедливого, самого гуманного общества.

Источник: https://pro-psixology.ru/azbuka-dlya-nesovershennoletnix/213-gumanizm.html

Ссылка на основную публикацию