Собранность — психология

Что делать, чтобы воспитать в себе собранность?

Собранность - психология

Немало писем по выработке навыка. Многие страдают от того, что не умеют собраться.

Письмо. Мне уже 39 лет, я менеджер среднего звена в IT- компании. В принципе я кое-чего добился в жизни, у меня большая квартира, небольшой, но уютный загородный дом, молодая красивая жена, дочь. У меня много увлечений, но они все какие-то нестойкие.

Спорт, английский язык, джаз, друзья, хорошие рестораны, мотогонки, даже коучинг ( люблю почитывать книжули про личную эффективность), родственники, много чего еще, дача, путешествия… Я коренной москвич и через меня прошло столько людей за жизнь! Другой бы не выдержал, а я со всеми общаюсь в кайф.

Но у меня очень хаотичный день, я последнее время чем дальше, тем больше не успеваю ничего. Поговоришь, облегчишь душу и все, но день прошел.

Последнее время успеваю все меньше, приходишь домой, вырубишься и ни до чего. Мне на работе начальник поручил вести один проект на несколько миллионов, но там надо было быть очень внимательным к клиенту, почти облизывать его. И надо было каждый день что-то делать.

Если бы я довел до конца, точно было бы повышение или премирование. А я не смог собраться, хотя все знал.

За несколько дней до совещания я взял отпуск на четыре дня и вместо того, чтобы поехать к клиенту, уехал в Финляндию развеяться. И опять провал.

Клиент можно сказал послал нашу фирму, обещал подумать, уже два месяца думает. Еле уговорил начальника не применять к себе жестких мер, вспомнил все свои прошлые победы для фирмы.

У меня не получается собираться когда нужно что-то делать, когда предстоит тяжелый разговор, когда в воздухе пахнет керосином, когда надо убедить человека в чем-то спорном ( и бесспорном тоже). И еще есть масса случаев, когда мне нужно собраться.

Я – светский человек, болтун ( и одновременно интроверт!), привыкший слушать больше себя, из тех, кто ловит ворон, без царя в голове и без большого мужского дела, очень поверхностный, мне бы журналистом работать, отлично бы все получилось, жаль только писать не умею…

А когда нет главного, приходится заполнять себя разной мурой.

В последнее время со мной вообще что-то странное произошло: человек мне что-то говорит, тем более начальник, а я не могу удержать внимание на его рассказе и выпадаю в свои мысли.

Недавно начальник мне что-то говорит, я киваю, типа понял, он начинает задавать мне вопросы исходя из рассказа, а я молчу как идиот. Он два раза задает вопрос, переформулирует его, а киваю и улыбаюсь, но отвечаю. Он взорвался и наорал на меня.

А если эта клиника с моей стороны еще будет продолжаться, то что меня ждет? Я опасаюсь, что в один прекрасный момент меня уволят и серьезные люди не захотят больше иметь со мной дело.

Когда я пытался сам анализировать свою ситуацию, а потом и сподобился к одному психотерапевту сходить, то вижу вот что: рассеянный легкий, разговорчивый человечек все время с кем то общается обсуждает всякую всячину, не говорить я не могу, и благодаря всему этому пребываю в рассеянном состоянии. Мне что-то кто-то поручает и я напрягаюсь на эту тему, страдаю, делать не делаю, но переживаю.

Поскольку все время страдать тяжело, в какой-то момент я просто отключаюсь от задания и немного плыву по течению.

А потом по голове ударяет – мне же дали поручение! Я из всех сил пытаюсь собраться, на какое-то время сжимаю зубы, а потом… меня опять не хватает. И вообще, я не держу внимание, оно быстро истощается.

Мне на любое дело отпущен маленький лимит интереса и внимания, немного сосредоточишься, а потом неинтересно становится.

Начальник даже детсадовцем меня назвал, когда присмотрелся к тому, как веду дела. Я разрываюсь между разными интересами. Сколько я не пытался что-то сделать с собой, я всегда возвращаюсь в нервное состояние раздерганности или в спокойное состояние рассеянности. Неуправляемое рассеянное внимание выше меня.

Я пытался понять, что с мной происходит, почему я отвлекаюсь от главного? С одной стороны мне интересно сразу все и мое внимание прыгает с одной ветки на другую. С другой стороны мое внимание притуплено, я сплю на ходу и то, что я не попадаю под машину означает, что я сплю не до конца. И оно рассеяно как пыль на солнце.

Если бы я его мог собрать! Как Вы мне посоветуете поработать над собой? Как приобрести собранность и что я должен конкретно делать? Причем я не хочу потерять свою разностороннесть. Что по Вашему мне мешает больше всего?

Мой комментарий. Рассеянность и разностороннесть – это действительно разные вещи. Потом сама по себе рассеянность отнюдь не есть отрицательная характеристика человека.

Иногда бывает так, что рассеянный человек вполне успешен в какой-либо сфере деятельности, а иногда может демонстрировать выдающиеся способности. Известно, что Энштейн был рассеянным в быту человеком, он мог выйти на улицу, одев пальто вместе с вешалкой.

Но кто решится сказать, что этот человек не обладал выдающимися способностями в науке?

А его бытовая рассеянность была оборотной стороной полной сосредоточенности на его научных поисках. Избавиться от рассеянности непросто, для этого нужна специальная тренировка.

Антиподом рассеянности является собранность. Но собирается человек всегда вокруг чего-то в себе. Например, вокруг какого-то своего интереса. Спортсмен собран вокруг результата, который хотел бы получить. Ученый вокруг науки, бизнесмен вокруг предстоящей сделки и вокруг прибыли. У каждого из них есть некий психологический внутренний центр, отбирающий впечатления и отбрасывающий ненужное.

Вы же о себе говорите, как об человеке без царя в голове, то есть без центра. Потому Ваше внимание напоминает внимание ребенка, оно быстро включается, но так же быстро выключается. Потому-то так назвал Вас Ваш шеф, а им, начальникам, в чем-то можно верить, они люди прожженные, жизнь знают.

В Вашем случае я вижу по меньшей мере три проблемы.

Во-первых, это проблема отсутствия главного жизненного интереса, мотива к сосредоточенности. У Вас не сформирован интерес к какой-то жизненной сфере, к какому-то большому делу, Вы это сами признаете. Потому у Вас не получается сосредоточиться на чем-то значительном.

В этом случае внимание вынуждено рассеивается и оно заполняет себя какими-то второстепенными вещами, что Вы опять-таки признаете. Внимание так устроено, поймите, оно не может долго удерживаться само по себе без Вашей подпитки.

Одна из самых мощных подпиток – Ваш зрелый устойчивый интерес к какой-либо сфере. У каждого человека, у каждого мужчины должно быть дело, которое его интересует. Оно будет первым важнейшим фокусом, который держит Ваше внимание. У Вас нет внутреннего центра, который держит внимание и недостаточно развита мотивация, возобновляющая сосредоточенность, когда внимание истощается.

Во-вторых, это проблема психологического сна, в котором пребывает сознание подавляющего большинства людей. У кого-то этот сон крепче, у кого-то слабее. У кого-то этот сон сочетается с четкой земной адекватностью и практичностью. Представим себе какого-нибудь Джеймса Бонда или успешного бизнесмена.

Такие люди могут быть очень внимательны к настроениям других людей, опасным ситуациям, любым внешним обстоятельствам. При этом для большинства таких людей практически закрыт собственный внутренний мир, тонкие факторы бытия, духовная часть сознания. У них нет внутреннего тонкого внимания, которое есть у святого или духовного мастера.

Но есть люди, у которых психологический сон простирается и на житейскую сферу, кто, как Вы признаетесь «ловит ворон». Когда такие ловцы ворон устают, они вообще теряют внимание и превращаются в людей, с которыми трудно работать.

В-третьих, это проблема психологической осведомленности. Вы говорите, что почитываете литературу по психологии. Но здесь нужна особая практическая психология, основанная на практиках осознанности и пробуждения.

Второй и третий пункт, о которых я говорю тесно связаны между собой. Во втором пункте говорится о психологическом сне, в котором вы пребываете и который является причиной Вашей рассеянности.

А в третьем пункте речь идет о конкретных методах пробуждения ото сна. Едва ли знаете, как нужно воспитывать в себе свойство постоянного бодрствования, о чем есть огромная литература, школы, методы.

А они есть и они –то как раз и помогают человека стряхнуть с себя морок сна и рассеянности.

Внимание – это своего рода субстанция, которую можно накапливать. Если ее не хватает, то Вы не сможете жить так, как привыкли, включая Ваши широкие интересы. Что-то начнет заваливаться, не получаться, Вы рано или поздно истощитесь.

Говорю Вам это как человек, уже более 30 лет занимающийся медитативными практиками осознанности и которому они помогают вести очень активную насыщенную жизнь. Ведь я веду сегодня 52 проекта и могу месяцами спать по 4-5 часов.

И мне очень нравится подобная жизнь!

Но я ни за что не смог бы сделать и десятой части всего, что я делаю, если бы не практики осознанности и внимательности, которыми постоянно занимаюсь. Если Вы хотите победить собственную рассеянность и по-настоящему проснуться, Вам необходимо изучить эту тему и заняться подобными практиками самостоятельно, а лучше со специалистом.

Подведем итоги. Вам больше всего мешают отсутствие серьезных дел в жизни, дел профессиональных или творческих. От природы Вы спите крепче других людей и Вас не развита стихийная деловитость и сосредоточенность. Вы не ведете практики пробуждения осознанности и не обладаете достаточной осведомленностью в этой тематике. Начните изучать эту огромную, увлекательную область глубинных знаний.

Источник: https://kluchnikov-s.livejournal.com/14719.html

Научиться внутренней собранности

Научиться внутренней собранности

Жизнь современного человека можно сравнить с лоскутным одеялом. Она состоит из множества разнообразных сегментов и сфер, которые часто абсолютно не связаны между собой: профессиональная деятельность, семеная сфера, хобби, друзья и знакомые и т.д.

Сложность и раздробленность нашей жизни оказывает отрицательное влияние на наше сознание, которое часто утрачивает присущие ему изначально единство и цельность.

В этой ситуации нас становится как бы много: один человек трудится и зарабатывает деньги, совершенно другой участвует в семейной жизни, третий едет с друзьями на рыбалку.

Собственная личность заменяется набором поверхностных масок и ролей и в какой-то момент мы обнаруживаем, что утратили связь с нашей собственной глубинной природой и не знаем, кем же мы являемся на самом в деле, вне привычных ситуаций и отношений. В этой ситуации наша сознание теряет контакт с нашими подлинными чувствами и желаниями и приобретает поверхностный характер.

Эта проблема имеет множество уровней и аспектов и в рамках этой небольшой статьи я остановлюсь только на одном из них. Одной из причин описанной мной утраты целостности является отсутствие у современного человека сосредоточенности, его неумение оставаться наедине с самиим собой.

Читайте также:  Жизненные ресурсы - психология

Известный американский психолог Эрих Фромм писал: «наша культура ведет к ни с чем не сравнимой рассредоточенности и беспорядочному образу жизни. Ты делаешь много вещей сразу: читаешь, слушаешь радио, говоришь, куришь, ешь, пьешь… Это отсутствие сосредоточенности очевидно, если вспомнить, как трудно нам оставаться наедине с собой.

Для большинства людей невозможно сидеть спокойно, не разговаривая, не куря, не читая, не выпивая».

Причиной нежелания остаться наедине с самим собой и постоянного стремления себя чем-то занять может являться страх перед осознанием основных проблем, которые ставит перед нами жизнь: изначального одиночества человека, его смертности, необходимости поиска смысла и назначения собственного существования. Пытаясь отвлечься от этих проблем, человек убегает от самого себя и, тем самым, исключает возможность подлинных и глубоких отношений с другими людьми. Фромм писал: «Да, быть в состоянии сосредоточиться это значит быть в состоянии оставаться наедине с собой, — и эта способность является необходимым условием способности любить. Если я привязан к другому человеку, потому что не могу стоять на собственных ногах, он или она могут быть моим спасением в жизни, но это отношение не будет отношением любви».

Если мы осознаем весь трагизм этой ситуации, то у нас сразу возникнет вопрос, как её изменить, как обрести утраченную цельность, найти среди множества привычных для нас образов и ролей собственное неповторимое лицо.

Для того чтобы прекратить бегство от самого себя, начать относиться к собственным чувствам со вниманием и интересом необходима определенная решительность и смелость.

С другой стороны, чтобы научиться сосредоточенности и тем самым стать более устойчивым и цельным, недостаточно единичного решения — это длительный процесс.

Каким же можно достичь этой цели на практике? Некоторые способы научиться внутренней собранности описаны в работах Э. Фромма. Одно из предложенных Фроммом упражнений важно выполнять регулярно, каждый день. Оно стостоит в том, чтобы на какое-то время отвлекаться от всех тревожащих забот и дел и, сев в удобной позе и оставшись наедине с самим собой, учиться прислушиватьться к своему «я».

Однако внимательность и сосредоточенность далеко не всегда связаны с отвлечением от всех дел, забот и тревог. Быть внутренне собранным, находиться «здесь и сейчас» возможно и в быстрой и напряженной современной жизни.

«Кроме этих упражнений можно научиться быть сосредоточенным во всем, что бы ни делалось: в слушании музыки, в чтении книги, в разговоре с человеком, в рассматривании чего-либо. То, что делается в данный момент, должно быть единственной вещью, которой следует отдаваться целиком.

Если сосредоточиться, то не имеет значения, что делать; как важные, так и неважные вещи получают новое измерение, потому что на них сосредоточено все внимание»- пишет Фромм.

Особенно важно следовать этим правилам в общении с другими людьми. В первую очередь это означает понастоящему слушать другого человека и принимать его слова всерьез, вместо того, чтобы участвовать в поверхностном, тривиальном и предсказуемом обмене штампами и банальностями. Тогда отношения сразу становятся более глубокими.

Сосредоточенность и собранность – те качества, которые появляются далеко не сразу. Для того, чтобы научиться жить «здесь и сейчас» необходимо большое терпение и упорство.

Однако, пока всевозможные дела и заботы будут полностью поглощать нас, пока мы не научимся быть наедине с самим собой, мы не сможем понять, кем же мы являемся на самом деле, и это будет мешать нам вступить в подлинные и искренние отношения с другими людьми.

Иван Геронимус, psyput.ru

Источник: http://www.topsecret.ru/secret/nauchitsya-vnutrennej-sobrannosti

Собранность

Собранность

Собранность есть владение и управление оперативной информацией, знаниями, социальными правами, связями и обязанностями, подручными средствами, интеллектом, языком, искусством создавать впечатление с целью осуществления успешной жизнедеятельности, пошагового достижения намеченной цели.

Часто у индивида знаний много, а применять их в оперативной обстановке не может, совершает глупые действия во вред себе и окружающим — у него нет собранности, психической концентрации. А всё потому, что знания для их владения и управления нужно выводить на орбиты лимбической системы мозга, но она переполнена эмоциями и не работоспособна для рассудительной деятельности.

Эмоции в душе можно успокаивать молитвами, ритуальными движениями, амулеты на шее и руках придают хладнокровность, а заодно и производят впечатление на людей, от которых зависит успех реализации цели.

Но и сильно заглушать «бесовщину» нельзя, так как без неё невозможно пересматривать принципы и методы жизнедеятельности, корректировать поведение.

Эмоции дают энергию для совершения социальных действий, без эмоций помыслы и мечты останутся лишь только в воображении.

Как правило, неправильные представления о морали мешают собрано осуществлять уверенные социальные действия. Человек часто с выражением лица праведника до идиотизма утверждает, что нельзя причинять никакого вреда людям, а на самом деле вся эта его жизненная установка мотивирована тем, что он до навязчивого состояния боится ответственности перед людьми.

Есть конкуренты в экономической, политической, идеологической, в религиозной, познавательной и творческой деятельности — им ведь всё равно причиняешь вред своими действиями.

И ничего страшного от подобного зла нет, потому что после него люди совершенствуют свою деятельность.

Цель морали заключается в непрестанном техническом и духовном развитии человечества, без которого оно погибнет, а для этого следует поднимать людей, выводить их из обывательского состояния, заставлять их идти к прогрессу.

Люди торопятся заняться деятельностью, не обращая внимания на отсутствие необходимой собранности. Лучше ведь сначала хорошо оседлать и обуздать коня, чем потом свалишься во время езды.

Эти вот глупые атеистические настроения наложили крест на богатый религиозный опыт, позволяющий концентрировать психику человека.

Сегодня психологи пытаются с нуля создать методику психотренинга, но только у них не хватает смелости и творческого вдохновения, не идут к всеобщим основополагающим заповедям.

Источник: https://cosmopolitan.name/mir/psikhologiya/sobrannost.html

Организованность

Организованность

Характер

Организованность как умение не приходит в один день, его нужно нарабатывать годами. Иногда ценой тяжелых волевых усилий человеку удается сделать свою жизнь более организованной.

27 сентября 2016

3 777 0

Известно, что организованный человек за день успевает сделать намного больше дел, нежели тот, кто привык тратить время впустую.

Наличие ограничений, строгий распорядок дня, сложная задача, нетерпеливый начальник – все это дисциплинирует и заставляет личность предпринимать активные шаги.

Но с другой стороны уровень организованности зависит и от индивидуальных качеств человека, таких как ответственность, настойчивость, целеустремленность, вера в себя и свои возможности. В чем проявляется организованность? Попробуем разобраться!

Проявления организованности

По каким признакам можно понять, что человек умеет правильно себя организовать? Ниже приведены критерии, на которые стоит обратить внимание.

Самодисциплина

Если личность умеет четко организовать себя, видит перед собой конечную цель, то ей будет гораздо проще достичь желаемого. Организованность как умение не приходит в один день, его нужно нарабатывать годами. Иногда ценой тяжелых волевых усилий человеку удается сделать свою жизнь более организованной.

Самодисциплина обеспечивает развитие самоконтроля, при котором мы просто не позволим себе бездельничать, когда должны плодотворно трудиться. Человек, осознающий ответственность перед собой и другими, как правило, самостоятельно устанавливает себе жесткие рамки, чтобы потом их соблюдать.

Это гораздо эффективнее, чем постоянно выбиваться из графика и заставлять себя работать. В противном случае ежедневно впустую будет тратиться большое количество энергии, которую можно было бы направить на реализацию имеющихся целей.

Организованность напрямую зависит от степени самоконтроля, способности быть требовательным и даже жестким.

Системность

Для достижения наилучшего результата любое дело должно выполняться с определенной периодичностью. Регулярность обеспечивает развитие организованности.

Если какое-то дело выполняется время от времени, то наше сознание начинает воспринимать его как нечто необязательное и обременяющее. В результате появляется лень, нежелание снова к нему обращаться.

Постоянность же организует, мотивирует личность на новые свершения, помогает взрастить уверенность в себе.

Замечено, что любое дело, выполняемое систематически, дает больший заряд положительной энергией, чем редкие, но весьма продолжительные занятия. Соответственно, и результат при регулярном подходе будет значительно выше, а с ним возрастет и степень внутреннего удовлетворения. Системность организует ничуть не меньше, чем различные мотиваторы успеха.

Последовательность

Человеку, желающему привнести в свою жизнь больше организованности, необходимо задуматься о создании внутреннего распорядка. Говоря иными словами, важно определить такую последовательность действий, которая бы помогала продвижению дела, но не обессиливала настолько, чтобы потерять стимул к действию.

Организованность сама по себе появляется тогда, когда человек готов чем-то пожертвовать ради достижения цели. К примеру, вы решили упорядочить свою жизнь и заниматься по графику.

В тот момент, когда вы составляете себе план четких шагов, то уже знаете, сколько времени потребуется на решение той или иной задачи.

Последовательность шагов позволяет развиться организованности в большей степени, чем тогда, когда вы наскоками пытаетесь выполнить сразу большой объем работы. Организованность – это всегда результат трудолюбия и терпения.

Преодоление лени

Каждому из нас время от времени хочется позволить себе немного расслабиться. Только одни делают это в строго установленные часы, а другие поддаются первому искушению и не могут выйти из подавляющего  состояния годами. Умение преодолевать собственную лень – это большой шаг вперед на пути к организованности.

Организованность всегда является результатом труда, а не каким-то сказочным везением. Как преодолевать желание постоянно лениться? Скажем, если человеку хочется смотреть телевизионную передачу, он начинает придумывать себе различные оправдания, лишь бы не браться за дело.

Известно, что это очень непросто, ведь приходится бороться с собственным организмом, воспитывая себя как личность.

Преодоление лени начинается с момента, когда приходит осознание, что необходимо что-то сделать. Есть люди, которым организовать себя помогает лишь стоящий за спиной начальник.

Только тогда они начинают активно действовать, а до тех пор совершенно не хотят сдвинуться с мертвой точки. Работа над собственным характером занимает важное место в  воспитании организованности.

Если мы позволим себе отдыхать тогда, когда нам вздумается, то очень скоро не сможем управлять собственной жизнью, а станем просто плыть по течению.

Уровень организованности

От чего зависит уровень организованности конкретного человека и каким он бывает? Понятие довольно сложное, отражающее субъективную степень того, сколько человек успевает сделать за определенный промежуток времени. Уровень организованности может выступать показателем трудовой эффективности.

  • Высокий показатель характеризуется большой требовательностью личности к себе и нацеленностью на результат. Такой человек осознает, какова его конечная цель и что нужно делать для ее достижения. Организованность, находящаяся на высоком уровне, является наработанным навыком, который приходится систематически поддерживать. Успешные люди знают, что как только отступают от правил и отказываются от данных обещаний, автоматически уходят от организованности. Человек может быть успешен только тогда, когда держит себя в рамках.
  • Средний показатель характеризуется наличием постоянных метаний между высокой активностью и значительным спадом. Человек испытывает состояние внутренней борьбы и дополнительный стресс оттого, что не может распределить время и много сил уходит впустую.
  • Низкий показатель характеризуется нежеланием действовать вообще. Может быть, такой человек иногда и хочет что-то изменить в своей жизни, но у него слишком мало внутренних резервов для достижения желаемого.
Читайте также:  Аналитическая психология - психология

Таким образом, организованность является внутренней характеристикой личности. Каждый имеет свои ресурсы, но не у всех получается реализовать в жизни задуманное.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/harakter/organizovannost.html

Психологические особенности проявления организованности курсантов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОСТИ КУРСАНТОВ

С.С. Кудинов, Т.В. Андреева

Кафедра теоретической и прикладной психологии Тольяттинский государственный университет ул. Белорусская, 14, Тольятти, Россия, 445020

Анализируются психологические особенности проявления организованности курсантов в рамках концептуального подхода А.И. Крупнова. Основное внимание уделяется сравнительному анализу высокого и низкого уровней организованности курсантов.

Ключевые слова: организованность, переменные, характеристики, личность, признаки, уровни, анализ.

Понятия «организация» и «организованность» были разработаны рядом ученых как в отношении общенаучных проблем, так и применительно к проблемам психологии.

В философских и социологических исследованиях под организацией системы понимается «процесс превращения неупорядоченного, случайного в упорядоченное, необходимое», «результат этого процесса», «способ связи элементов системы, изменяющийся в общем случае во времени, стадийно и лишь в двух взаимно противоположных направлениях: в сторону дезорганизации и повышения организации». Ряд исследователей считают необходимым ввести понятие «самоорганизация», под которым понимается изменение системы, происходящее относительно самостоятельно и спонтанно.

Согласно психолого-педагогическим исследованиям, организованность — это не биологическая инстинктивная сила (В.А. Селиванов, А.И. Высоцкий) и не простая проекция в психике воздействия социальной среды (С.А. Петухов, К.

Хорни), а продукт взаимодействия личности с внешним миром в процессе определенной деятельности, избранной самой личностью.

Оценивают организованность человека прежде всего по результатам производственной, учебной и общественной деятельности.

В исследованиях Л.И. Божович, А.В. Засимова, Т.Е. Конниковой и др. организованность рассматривается как усиленная напряженная деятельность, направленная на реализацию поставленных задач.

Это форма самовыражения и самоутверждения личности, обусловленная не внешней принудительной необходимостью, а осознанно принятым решением целенаправленно приобретать знания, умения и навыки ради профессионального становления.

Сходное понимание данного психологического образования можно отметить и у других исследователей. Так, Л.И Уманский определяет организованность как способность подчинять себя определенному режиму, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность. В работах Н.Ф. Прокиной и С.Г. Якобсон организованная работа рассматривается с точки зрения наиболее

рациональной последовательности, затраты сил и времени. Добиться у детей организованной работы можно, во-первых, если не только взрослые будут требовать этого, но и сами дети поставят перед собой такую задачу; во-вторых, необходимо научить детей некоторым способам поведения, предупреждающим возможность отвлечений в ходе работы.

Несмотря на то, что в отечественной психолого-педагогической науке достаточно большое внимание уделялось проблеме изучения организованности, единства мнений относительно природы, структуры, теоретических подходов к изучению данного личностного свойства не найдено до сих пор.

Одни исследователи занимаются вопросами развития и формирования данного личностного свойства, решая практико-методическую задачу, т.е.

нахождение и описание тех приемов педагогической работы, которые могут обеспечить воспитание организованности, другие изучают психологическую природу организованности, что создает основу, направления и критерии методических поисков.

Большинство авторов признают, что организованность — сложное, системное качество личности, состоящее из совокупности свойств, к ней тяготеющих, но вот относительно набора свойств, составляющих этот симптомокомплекс организованности, единого мнения нет.

Исследователям, изучающим природу и особенности проявления данного свойства, часто присуще одностороннее рассмотрение его особенностей. Акцент делается либо на поведенческой (формально-динамической), либо на содержательной (мотивационно-личностной) стороне, а не на рассмотрении их внутренних связей.

Авторами часто предлагается чисто механический, стимул-реактивный подход к формированию и развитию организованности как качества личности, который в действительности является мало обоснованным, во-первых, в силу имеющихся возрастных ограничений развития этого свойства, во-вторых, по причине недоучета роли развития эмоциональных, мотивационных, когнитивных сторон организованного поведения. Несмотря на то, что очевидна связь и зависимость динамических, мотивационных и результативных аспектов организованности, они, как правило, изучаются автономно.

Опираясь на различные аспекты рассмотрения данного свойства, можно выделить основу организованности, которую составляют целеустремленность, планомерность деятельности, способность к волевому усилию, самоконтроль, систематичность, самостоятельность и ответственность.

Значительная роль в проявлении данного свойства принадлежит когнитивному аспекту, т.е. осознанию необходимости поставить себя в определенные условия ради достижения более или менее социально или личностно значимой цели.

Мы разделяем точку зрения авторов, которые считают, что организованность личности представляет собой диалектическое единство объективных и субъективных факторов.

К объективной стороне организованности относится сама внешняя деятельность субъекта, реальное поведение, к субъективной — внутренние побуди-

тельные силы деятельности (потребности, установки, мотивы и т.п.). В этой связи наиболее адекватным для исследования организованности, на наш взгляд, представляется многомерно-функциональный подход, разработанный А.И. Крупновым [2]. Данный метод позволяет подвергнуть анализу неразрывно связанные внешние и внутренние детерминанты проявления этого свойства личности.

Несмотря на то, что проблеме организованности посвящено немало работ, вопрос о выделении уровней проявления данного свойства у курсантов не стоял в качестве отдельной научной проблемы.

В настоящем исследовании организованность как профессионально важное свойство личности военных рассматривалось в рамках целостно-функционального подхода А.И. Крупнова. В качестве методик исследования организованности использовались тест суждений, бланковый тест и экспресс-шкальная методика, разработанные А.И. Крупновым.

В исследовании приняли участие 112 курсантов военной кафедры Тольят-тинского государственного университета. Проведенное исследование позволило на I этапе выявить доминирование гармонических и агармонических характеристик организованности, определив высокий и низкий уровни проявления данного свойства.

У курсантов с низким уровнем организованности в иерархической структуре доминировали такие переменные, как аэргичность, астеничность, экстернальность, субъектно-личностная продуктивность, осведомленность и социально-личностные барьеры.

Такое соотношение переменных указывает на то, что проявление данного свойства крайне затруднительно для этой категории курсантов, т.е.

они испытывают постоянные трудности при организации своей деятельности и своего поведения, не могут длительно сосредоточиться на определенных объектах и предметах, не представляют, каким образом можно развить у себя данное качество личности.

У курсантов с высоким уровнем организованности доминировали такие переменные, как эргичность, стеничность, интернальность, осмысленность и предметно-коммуникативная продуктивность.

Набор этих переменных свидетельствует о яркой выраженности стремлений к проявлению этого свойства, мощной силы проявления установок, широком наборе приемов и способов проявления свойства, выраженности контроля своего организованного поведения, деятельности и четком понимании каким образом можно развить данное свойство у себя, а также о широкой сфере реализации данного свойства.

Для выявления статистически значимых различий между группами курсантов с высоким и низким уровнями организованности был использован критерий Стьюдента. Результаты анализа позволили выявить целый ряд значимых различий.

Так, показатель социально значимых целей к проявлению организованности доминирует у курсантов с высоким уровнем проявления данного свойства (0,001% уровень значимости).

Это означает, что при проявлении организованного поведения и деятельности у этих испытуемых намного чаще возникают установки и цели, связанные с желанием через организованную деятельность и поведение улучшить

общее положение вещей в своем профессиональном коллективе, группе, а также среди близких, друзей, знакомых. Скорее всего, подобное соотношение указывает на то, что у этих курсантов данное свойство сформировалось как профессионально важное качество и они уверены в том, что все коллективные, профессиональные проблемы можно решить через проявление организованности.

Динамические характеристики организованности также в большей степени проявляются у курсантов с высоким уровнем организованности (0,01% уровень значимости). В данной группе имеется более широкий диапазон способов реализации организованности, курсанты проявляют высокую готовность к организации своего учебного и свободного времени.

Их отличает выраженная сила, частота и постоянство стремлений к проявлению указанного свойства. Испытуемые с высоким уровнем организованности последовательны в своих действиях, планируют заранее свои дела, вносят в деятельность определенную организованность, если меняются обстоятельства, всегда сохраняют порядок.

В то же время у курсантов с низким уровнем данного свойства на статистически значимом уровне доминирует аэргичность, т.е. для них более характерна пассивность, лень, однотипные приемы и способы своей самоорганизации. Они чаще отказываются от запланированного и отвлекаются на другие дела.

Проявляется спонтанность поведения, бесплановость и хаотичность при выполнении поставленных задач.

При рассмотрении эмоциональных характеристик у курсантов с высоким уровнем организованности можно отметить, что, переживая положительные эмоции, юноши испытывают потребность полнее реализовать собственные возможности, стремятся сделать карьеру, быть лидером, имеют желание руководить, испытывают удовлетворение от четкой организации дел и времени. При достижении поставленных целей они обычно испытывают удовлетворение и положительные эмоции, это подтверждает показатель высокого уровня стеничности. Сте-нические эмоции значительно преобладают над астеническими, что указывает на явное преобладание радости, оптимизма, вдохновения при реализации организованного поведения. У испытуемых с низким уровнем проявления данного свойства, напротив, доминируют астенические эмоции, т.е. для них характерны проявления неуверенности, страха, апатии и раздражительности при организации своего времени и пространства.

В регуляторном компоненте у курсантов с высоким уровнем организованности интернальность доминирует над экстернальностью на 0,05% уровне значимости.

Данный факт свидетельствует о том, что для этой группы испытуемых характерна ориентация на собственные силы и возможности в процессе организации дел, уверенность, что успех или неуспех в делах зависит от их собственных усилий.

В то же время показатель интернальности этой группы курсантов доминирует над аналогичным у курсантов с низким уровнем организованности (0,01% уровень значимости).

Это еще раз убеждает в том, что курсанты с высоким уровнем проявления организованности склонны в большей степени брать на себя ответственность за успех их организованности в учебной и служебной деятельности и не ссылаться на внешние помехи и обстоятельства.

Обратимся к мотивационному компоненту организованности, который диагностирует социоцентрические и эгоцентрические мотивы.

Организованное поведение у курсантов с высоким уровнем побуждается преимущественно социоцент-рическими мотивами, обеспечивающими испытуемым за счет высокой организации своего поведения и деятельности решение коллективных дел и проблем, помощь окружающим.

Для испытуемых с низким уровнем проявления данного свойства характерно доминирование эгоцентрической мотивации, способствующей созданию личного благополучия и уюта, улучшению материального положения через проявление организованного поведения.

Данный факт хорошо согласуется с продуктивными характеристиками, поскольку побуждением к организованному поведению преимущественно выступают социально значимые мотивы, а результативность организованного поведения воплощается в предметно-коммуникативной сфере, связанной с профессиональным становлением, расширением контактов и продвижением коллективной перспективы.

Таким образом, у студентов с высоким уровнем организованности доминируют преимущественно гармонические переменные, обеспечивающие качественное проявление данного свойства в поведении, деятельности и общении. Их организованность приобретает системный характер и становится устойчивой чертой их характера и профессиональным качеством.

У респондентов с низким уровнем организованности отсутствует выраженная дифференциация гармонических и агар-монических характеристик организованности, а также отмечается низкий уровень выраженности гармонических признаков.

Данное обстоятельство позволяет заключить, что организованность для этой группы курсантов является недостаточно развитым свойством и требует коррекции и развития отдельных составляющих.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Анциферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях / Под ред. Д.Н. Завалишиной, В.А. Барабанщикова. — М., 1990.

[2] Крупное А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—74.

Читайте также:  Деловой формат - психология

[3] Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 11. — С. 337—346.

[4] Кудинов С.И. Роль организованности в эффективности менеджмента управленческого персонала // Социально-психологические механизмы организационной культуры / Под ред. С.В. Быкова. — Самара: Самар. гуманит. академия, 2010.

[5] Кудинов С.И. Психологическая структура организованности у учащихся с минимальными мозговыми дисфункциями // Вектор науки ТГУ. — 2010. — № 2. — С. 141—145.

[6] Кудинов С.И. Сравнительный анализ факторной структуры организованности у учащихся в норме и с минимальными мозговыми дисфункциями // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 5. — С. 261—272.

[7] Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. — М.: Просвещение, 1980.

Вестннк Py^H, cepua Психоnогин u nедагогика, 2012, № 2

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SELF-DISCIPLINE MANIFESTATION IN CADETS

S.S. Kudinov, T.V. Andreyeva

Chair of Theoretical and Applied Psychology Togliatti State University Belorusskaya str., 14, Togliatti, Russia, 445020

The psychological aspect of manifestation of the cadets' self-discipline is analyzed in the frame of A.I. Krupnov's conceptual approach in .postlight.com»>

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-proyavleniya-organizovannosti-kursantov

Свойства внимания

Свойства внимания

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Каждое из перечисленных свойств может проявляться в любом из видов внимания – непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность — это удержание внимания на одном объекте или виде деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, точность и ясность отображения в сознании познаваемых объектов.

Степень или силу сосредоточенности характеризуют концентрация или интенсивность внимания. Концентрация — это поглощение внимания одним объектом или видом деятельности. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от указанного предмета или вида деятельности при помощи посторонних раздражителей.

В жизни и практической деятельности мы встречаемся с разными уровнями сосредоточенности: от поверхностного внимания (слушать, но не слышать) до глубокой поглощенности и даже одержимости. По мнению И.П.

Павлова, такая поглощенность объектом («неотступное думание» о нем) является обязательным условием серьезных достижений в любой области деятельности, важным показателем интеллектуальной одаренности.

Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки – он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.

Устойчивость — это способность человека продолжительное время удерживать внимание на одном и том же объекте или виде деятельности. И.П. Павлов говорил о своей работе:

Устойчивость внимания у каждых людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. В это же время устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе.

Колебания (флуктуация) внимания — это кратковременное непроизвольное усиление или ослабление внимания.

Колебания наблюдаются даже при наличии устойчивого внимания (обычно с периодичностью в 6-12 с).

Данный феномен имеет место, в частности, когда мы рассматриваем картинки с двойными изображениями, которые попеременно воспринимаются нами то как фигура, то как фон.

Источник: http://www.psyworld.info/svojstva-vnimaniya

Дисциплинированность

Дисциплинированность

Дисциплинированность – черта характера личности, связанная с соблюдением правил и законов, установленных в обществе. Под дисциплинированностью зачастую подразумевают способность и мотивацию человека на точное выполнение правил, распоряжений и законов.
Википедия

Дисциплинированность – выражается в точном и неуклонном подчинении своих действий установленным правилам и требованиям долга. Сущность дисциплинированности составляет сознательное отношение к своему поведению и к своим обязанностям по отношению к обществу.
«Психология от А до Я» | www.psyznaiyka.net

  • Дисциплинированность – это готовность и умение человека выполнять поставленные задачи качественно и точно в срок.
  • Дисциплинированность – это умение так взаимодействовать со временем, чтобы его хватало на все неотложные дела.
  • Дисциплинированность — это умение в точности исполнять взятые на себя обязательства и данные кому-либо (в том числе себе) обещания.
  • Дисциплинированность – это умение сосредоточиться на главном, отвлекаясь от второстепенного и не замечая его.
  • Дисциплинированность – это основа самовоспитания.
  • Дисциплинированность – неотъемлемая черта характера хорошего воина; умение в точности выполнять приказы и соблюдать все уставные положения.
  • Дисциплинированность обеспечивает внутреннюю упорядоченность – мыслей и эмоций.
  • Дисциплинированность обеспечивает быстрое продвижение к намеченной цели — дисциплинированный человек умеет подчинить себя достижению цели, временно отодвинув все иные дела и заботы.
  • Дисциплинированность раздвигает границы возможностей – в работе над собой.
  • Дисциплинированность раздвигает границы времени – дисциплинированный человек способе выполнить больший объем работы (больше успеть) за меньший временной промежуток.
  • Дисциплинированность обеспечивает понимание – того, как ранжируются цели и задачи; что первостепенно, что вторично.
  • Воинская служба. Подчинение общему распорядку и обязательность исполнения уставных требований и приказов командира приучают человека к дисциплинированности.
  • Занятия спортом. Высоких позиций в спортивной иерархии способен лишь человек дисциплинированный, способный к постоянным и планомерным, а не спорадическим, тренировкам.
  • Самоограничение. Даже самые несложные, бытовые случаи самоограничений – например, соблюдение диеты – это проявление дисциплинированности человека.
  • Трудовая деятельность. Человек, вовремя исполняющий порученную ему работу, проявляет дисциплинированность – укладывает ли он рельсы или же пишет научный трактат.
  • Законопослушность. Человек, никогда не преступающий закон, даже если речь идёт всего лишь о переходе улицы на красный свет светофора – проявляет таким образом не только уважение к закону, но и дисциплинированность.
  • Дисциплинированность – одна из тех черт человеческого характера, которые достаточно легко вырабатываются при должном самоконтроле.
  • Распорядок дня. Привычка составлять распорядок дня и стараться в точности ему следовать – вырабатывает дисциплинированность.
  • Положительный пример. В качестве упражнения по выработке дисциплинированности можно ориентироваться на поведение человека, который является для вас примером – действуя, как действовал бы человек дисциплинированный, можно достичь высокого уровня дисциплинированности.
  • Самоконтроль. В выработке дисциплинированности очень важен самоконтроль, как возможность вовремя заметить тенденцию отклонения от выполнения поставленной задачи и «вернуть себя» к её выполнению.

Расхлябанность, неорганизованность | полное отсутствие внутренней и внешней дисциплинированности

Дисциплинированность

Педантизм | избыток дисциплинированности

Дисциплина – мать победы.- Александр Суворов -Кто не умеет повиноваться, тот не умеет и повелевать.- Русская пословица -Аккумулированный вес нашей дисциплинированности и наших суждений ведёт нас к успеху или неудаче.- Джим Рон, американский писатель -Снаружи себя ничем не свяжешь, коли в нутре у тебя разнузданность.

— Максим Горький -Сознательная дисциплина – разве это не есть истинная свобода?- Николай Рерих -Неларин Корнелиус / HR менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этикаОбучающее пособие по управлению трудовыми ресурсами (HRМ), рассматривающее среди прочих вопрос трудовой дисциплины.

Элизабет Пэнтли / Приучение к дисциплине без слезКнига для вполне дисциплинированных родителей, которые хотели бы привить эту добродетель своему ребенку. Советы помогут добиться от ребенка послушания, приучить его выполнять свои обязанности и в то же время сохранить с ним доверительные, дружеские отношения.

Работайте пусть немного, но каждый день, чтобы добродетели стали «привычками сердцa».

Не стремитесь к абсолютному совершенству.

Никогда не сдавайтесь — помните: даже у великих случаются неудачи.

Доверяйте своей интуиции.

Избегайте крайностей. Стремитесь к золотой середине между недостатком и избытком добродетели.

Получайте удовольствие; работайте над выбранной программой с юмором и оптимизмом.

Говорил солдафон из Берлина: «В каждом деле важна дисциплина! А в театре — бардак, Балетмейстер дурак,

И не в ногу идут балерины».

We must all suffer from one of two pains: the pain of discipline or the pain of regret. The difference is discipline weighs ounces while regret weighs tons. Jim Rohn

Источник: http://www.xapaktep.net/virtues/roman/discipline/desc.php

Внимание

Внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность но что-либо, имеющее значение для человека. Внимание улучшает результат других психических процессов – таких, как запоминание, мышление, воображение, но не существует само по себе.

К свойствам внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.

Концентрация внимания

Означает то, насколько интенсивно человек способен сосредоточиться и отвлечься от всего, что не входит в поле внимания. Глубокая концентрация внимания полезна при работе над одной задачей, а также в тех случаях, где от человека не требуется быстрая деятельность. А вот там, где требуется быстрое переключение внимания, глубокая концентрация может привести к ошибкам.

Распределение внимания

Нужно нам в тех случаях, когда одновременно выполняется несколько действий – например, при обучении вождению.

Главное условие успешного распределения внимания в том, что хотя бы одно действие должно быть автоматизировано, доведено до уровня навыка. Например, достаточно просто слушать музыку и вязать.

Гораздо сложнее выполнять одновременно несколько видов умственной деятельности: например, обдумывать проблему и слушать выступление на совершенно другую тему.

Объем внимания

При экспериментальном изучении внимания учитывается и его объем. Это количество несвязанных объектов, которые могут восприниматься одновременно, ясно и отчетливо.

У взрослого объем зрительного внимания составляет 3-5 (редко 6) объектов. У младших школьников 2-4 объекта. Объем слухового внимания обычно на единицу меньше. Тренировка лишь стабилизирует результаты на верхнем пределе.

Впрочем, объем внимания зависит еще и от знакомства с материалом, заинтересованности.

Переключение внимания

Отличается от отвлечения тем, что оно выполняется человеком осознанно.

Стало быть, нельзя простой перенос внимания на другой объект считать переключением: оно должно быть связано с постановкой новой цели.

Первоначально считалось, что способность переключать внимание является врожденной и доступна немногим людям. Позже было показано, что специальная тренировка может улучшить переключаемость внимания.

При высокой концентрации внимания, его переключение затруднено. Это приводит к рассеянности, которая бывает двух видов.

Во-первых, существует неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание – оно постоянно «скользит», человек все время отвлекается. Одной из причин такой рассеянности может оказаться избыток всевозможных неглубоких интересов.

Во-вторых, существует рассеянность как односторонняя сосредоточенность сознания, когда человек не замечает того, что с его точки зрения представляется незначительным. Классический пример – рассеянность ученого, поглощенного своими трудами и не игнорирующего разные «мелочи жизни».

Устойчивость внимания

Это длительность сосредоточенности сознания. От чего она зависит? Когда объект внимания не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Следовательно, внимание можно удержать, только постоянно раскрывая в объекте внимания новое содержание.

Жорж Кювье утверждает, что гений – это в первую очередь внимание. Он пишет, что интеллект, бедный знаниями, неподвижный и неоригинальный, вряд ли сможет долго сосредотачивать внимание на одном предмете. Поэтому можно сказать, что не внимание создает гения, а гениальность позволяет сохранять устойчивое внимание, находить все новые и новые стороны в привычных вещах.

Другими факторами устойчивости внимания являются:

  • интерес к материалу

  • связь изучаемого материала с потребностями личности

  • содержательность и сложность выполняемой работы

  • комфортные или отвлекающие условия, в которых проходит работа

  • особенности личности (например, темперамент и волевые качества).

Источник: http://medportal.ru/enc/psychology/personalitypsychology/10/

Ссылка на основную публикацию