Дрессировка совести — психология

Совесть и её проявление

ПЛАН 1. Вступление. 2. Определение совести. 3. Природа совести и ее обучение. 4. Проявление совести в качестве… а) …советника; б) …GPS-навигатора; в) …прокурора или судьи. 5. Современное проявление совести. 6. Заключение.

7. Список литературы.

ВСТУПЛЕНИЕ
«Совести у тебя нет!» « Бессовестный!» — Такое можно услышать, например, от родителей, которые не довольны поведением своих детей или преподавателей, которым приходиться иметь дело с несерьезным отношением студентов к какому-либо заданию.

Скорее всего, каждый из нас тоже не раз использовал подобные выражения по разным причинам: испытывая чувства негодования, стараясь вызвать чувства стыда у оппонента, а может быть есть и такие, кто использовал эти слова, подражая другим.

Как бы то ни было, понятие совести достаточно часто встречается в повседневной жизни.

Люди независимо от происхождения, возраста и социального положения широко используют это понятие. Но если их спросить, что такое совесть, немногие смогут сходу дать определение, хотя все кивнут в знак согласия, что понимают значение.

На протяжении веков люди приложили много усилий, чтобы сделать это. Сейчас у нас есть достаточно трудов, докладов, диссертаций на эту тему.

Они часто не похожи друг на друга, потому что основаны на разных теориях происхождения совести, а также изложены через призму собственного понимания. Теперь к ним добавится и моя работа.

Я буду говорить о разных определениях совести, о двух основных теориях её происхождении, о видах ее проявления, а также о том, какие есть возможности её обучать. Постараюсь быть объективной в своих рассуждениях.

Определение совести
Определений совести, боюсь, почти столько же, сколько и работ на эту тему. И в нашем случае это не усложняет задачу, а помогает расширить свои познания её действующего механизма.

К тому же богатство русского языка позволяет передавать мысль образными выражениями, которые надолго оседают в памяти. Однако перечислять все определения совести не есть моя цель.

Хочу привести буквально несколько из них:

1) «СОВЕСТЬ, чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом». (Толковый словарь под редакцией C.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой);
2) «СОВЕСТЬ, понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение.

Совесть — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков».

(Современный толковый словарь).
Выше перечислены определения, которые встречаются в толковых словарях русского языка. Они достаточно сложные, как по мне.

А если капнуть глубже, например, посмотреть, что говорится в древних книгах о совести?

Я взяла Библию. Там древнегреческое слово, переведенное как «совесть», имеет значение «знание самого себя». А идея всей книги говорит о том, что совесть – это отличительная черта человека.

Никто из других созданий, ни животные, ни, тем более, растения не обладают способностью оценить свои поступки, посмотреть на себя со стороны.

Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что первые люди Адам и Ева, согрешив, испытали стыд – одно из проявлений совести (Бытие 3:7,8).

В продолжение этой мысли хочется сказать, что совесть – это то, что помогает человеку оставаться человеком. Если у людей перестает работать совесть, согласно физическим законам вселенной, в которой мы живем, автоматически включаются другой стимулятор взаимодействия с окружающими: инстинкт самосохранения, ставящий нас на один уровень с животными.

Итак, если прийти к общему знаменателю, совесть – это внутренний голос или чувство, которым руководствуется человек, принимая решения или анализируя свои поступки. Она имеет огромную силу в физическом отношении, хотя сама по себе не является чем-то материальным. Именно поэтому совесть может содействовать безмерной радости и, в то же время, сильно мучить нас.

Природа совести и ее обучение
Мнения философов, психологов и писателей по поводу происхождения совести разделились. Одни говорят, что это закон, изначально данный нам от рождения.

Другие утверждают, что совесть – приобретенное чувство, сформированное под влиянием социума.

Последние, как правило, считают, что угрызение совести – это колебания между мнением «толпы» и собственными желаниями.

Возьмем теорию об искусственном происхождении совести.

К примеру, Максим Горький был уверен, что это чувство, приобретённое исключительно благодаря взаимодействию с обществом, а также присуще только слабым людям, а следование внутреннему голосу – удел людей, не имеющих силы воли.

Он говорил так: «Совесть – это сила, непобедимая лишь для слабых духом, сильные же быстро овладевают ею и порабощают её своим желанием». Примерно так же описал совесть, как приобретенное чувство, и Лев Толстой, хотя его произведения говорят об обратном.

Он писал: «Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом». Однако, переслушав абсолютно все аргументы в пользу этого мнения, возникает вполне закономерный вопрос: почему поступки детей, выросших в одинаковых условиях, в одной семье, бывают настолько разными в нравственном отношении?

Согласно же теории естественного происхождении, как мы говорили выше, совесть – отличительная черта людей. Поэтому сложно себе представить, чтобы животные делились последней едой друг с другом или, тем более, жертвовали своей жизнью ради другого, чего не скажешь про людей.

В истории достаточно случаев, когда человек вопреки своим желаниям действовал во благо другим, даже тогда, когда для этого нужно было умереть.

Такие поступки свидетельствуют о слабости, нехватки силы воли или же о врожденном внутреннем побуждении поступать правильно? Каждый имеет право решить для себя сам.

Кроме того, здесь стоит упомянуть, что в мудрейшей книги, Библии, есть конкретный ответ на вопрос о происхождении совести. Он находится в письме к Римлянам. Там говорится так: «Всякий раз, когда люди из других народов, у которых нет закона, сами себе закон, по природе делают законное, они, хотя и не имеют закона, сами себе закон.

Они показывают, что суть закона написана у них в сердцах, между тем, как их совесть свидетельствует вместе с ними и в своих мыслях они обвиняют себя или оправдывают» (Римлянам 2:14,15).

Здесь выражения «по природе делают законное» и «написана у них на сердцах» указывают на то, что способность поступать гуманно, а также внутреннее понимание того, что есть добро и зло есть «написанным», другими словами врождённым.

Источник: http://www.etica.in.ua/sovest-i-eyo-proyavlenie/

Клуб Здорового Сознания

Для начала определю, что такое угрызения совести, потом, на их основе — и саму совесть.

Угрызения совести — это неприятная эмоция, возникающая во время замысла, исполнения и последующего обдумывания собственных поступков, которые оцениваются субъектом как злые или возможно злые; и не зависящая от опасности материального, физического или эмоционального ущерба для субъекта или дорогих ему людей.

Последняя оговорка отсекает случаи страха перед вероятным наказанием — как уголовного характера, так и в виде осуждения со стороны других людей. Страх — это не угрызения совести, это — другое чувство, хотя они могут возникать одновременно.

Пример 1: атеист отказывается подать милостыню просящему нищему, от чего испытывает только угрызения совести, но не испытывает страха.

Пример 2: верующий отказывается подать милостыню на паперти, от чего испытывает не только угрызения совести, но и страх перед наказанием за жадность на Страшном Суде.

Пример 3: атеист собирается утаить от государства 1000 рублей налога, испытывает только страх перед налоговой инспекцией и никаких угрызений.

Пример 4: священник собирается заплатить государству 1000 рублей налога с церковных пожертвований, испытывая при этом угрызения совести, поскольку часть денег, переданных церкви, попадет в руки нечестивого государства.

Когда кто-то дрессирует собаку, то обычный метод — метод кнута и пряника. Если собака совершает нежелательные действия, то ее наказывают. Если же она действует правильно, ее награждают.

Через какое-то время у животного вырабатывается рефлекс: пес избегает тех действий, за которые его наказывали; и повторяет те действия, за которые его награждали.

Причем, он соблюдает эти правила даже тогда, когда дрессировщик отсутствует рядом и не может наградить.

У людей есть разум, но инстинкты тоже никуда не исчезли. Для тех, кто привык считать человека «царем» природы или «венцом» божьего творения, оказывается не слишком приятным открытие, сколь много в нас остается от животных. Но не будем голословны, рассмотрим детали происходящего.

Когда родитель воспитывает ребенка, то, также, как и дрессировщик, постоянно применяет наказания и поощрения. Притом, наказания совсем необязательно должны быть телесными. Двухлетнему малышу страшно оставаться одному. Разумеется, это верно только тогда, когда он способен заметить, что остался один.

Спящий или сильно увлекшийся игрой ребенок не заметит отсутствия родителей или няньки. Потому, если раздраженная мать демонстративно покидает свое дитя даже на несколько минут,- это уже серьезное наказание, сопровождаемое сильным страхом. Щенки и котята точно также реагируют на потерю матери или хозяина.

Некоторые из вас, наверное, еще помнят свой детский страх «потеряться»? Далее, взрослые для ребенка — единственный доступный источник удовольствий, он полностью зависим. Для него очень важно общение (с той же оговоркой о сне и увлеченной игре).

Можно наблюдать, как дети стараются всячески привлечь внимание к себе, даже глупыми вопросами или рискованными шалостями. Потому, если мать начинает вдруг «играть в молчанку», то это — не менее страшное наказание, чем крепкая порка.

Наконец, к не физическим, а психическим наказаниям можно отнести разные способы лишения свободы: постановку в угол, запирание в чулане, запрет на прогулку.

Надо сказать, что нефизические наказания не являются чем-то чисто человеческим. Угроза и раздражение в голосе дрессировщика хотя и не причиняют боли питомцу, но вполне действенны в качестве замены наказания уже для собак и кошек. Так же, как поощрительные интонации в какой-то мере заменяют лакомство.

Более того, животные способны (обезъяны по крайней мере точно способны) распознавать ситуации, когда наказывают или поощряют другое животное в их стае, и такое наказание или поощрение вырабатывет рефлекс не только у наказанной (поощренной) особи, но и у ее сородичей, которые это наказание (поощрение) наблюдали.

Известно, что условные рефлексы свойственны как животным, так и людям. Пример условного рефлекса у человека: вы год жили на третьем этаже, а потом переехали на второй. Вскоре вы идете домой, отвлекаетесь, задумавшись о чем-то, авоматически ищете кнопку звонка и не находите.

Оказывается, вы инстиктивно поднялись на третий этаж и так же инстиктивно подняли руку на тот уровень, где находился звонок вашей прежней двери. Этой ошибкой вы обязаны выработанному годами рефлексу подниматься на третий этаж и нажимать на кнопку звонка.

Каждый раз, когда вы делаете что-то «автоматически» или «по привычке» — это и есть действие условного рефлекса.

Спрашивается, если даже у собаки можно выработать нужные условные рефлексы методом «кнута и пряника», то неужели человек, который умнее, окажется неспособен? Напротив, мы видим, что чем примитивнее нервная система животного, тем хуже оно поддается дрессировке: а животные с наиболее развитым мозгом — обезъяны — дрессируются легче всех. Было бы странно ожидать, что человек, у которого мозг еще сложнее, вдруг ни с того, ни с сего совсем перестанет поддаваться дрессировке. Он и поддается.

Дрессировкой человека я называю ту часть воспитания, которая связана с поощрениями и наказаниями. Однако же для человека есть пара существенных отличий.

Первое — то, что человек имеет самомнение и самолюбие, высокомерное отношение к природе, которое проявляется, к примеру в том, что «братями нашими меньшими» люди норовят назвать даже кита или носорога. J Так что, человеку очень не хотелось бы согласиться с тем, что его тоже можно дрессировать, словно шавку.

Читайте также:  Референтная группа - психология

Однако с точки зрения строения психики, для дрессировки нет препятсивий, даже наоборот! Остается иной выход: придумать для дрессировки другое слово (воспитание) и, тем самым, создать себе иллюзию, что речь идет о чем-то совсем другом. Не совсем.

Речь идет примерно о том же — о дрессировке, хотя различия тоже имеются.

Второе отличие состоит в том, что собака не может нам рассказать, что происходит у нее в голове, когда она подчиняется приказу дрессировщика или когда не подчиняется. Человек же это сделать может.

И что же при этом происходит, как звучит этот рассказ? Я утверждаю, что при этом человек испытывает чувство удовлетворения (если действует согласно дрессировке), эйфорию, либо наоборот, угрызения совести (когда действует против дрессировки).

Если ребенка многократно наказывали за какое-то действие (скажем, за ругань) или он наблюдал, как кого-то другого в семье за это наказывали, то он каждый раз чувствовал все те эмоции, которые сопровождало наказание — боль, страх, унижение, растерянность, жестокую скуку и так далее.

Если ребенок достаточно упрям, и не сразу поддается угрозам, то выработается стойкая ассоциация: «запретное —> неприятное». В качестве неприятного выступают ощущения и переживания, связанные с наказанием: боль, страх, и так далее.

А что, если воля ребенка была успешно сломлена воспитателем? Тогда каждый раз, когда он захочет нарушить правило, заданное воспитателем, он вспоминает о том, что за непослушанием последует наказание и… решает, что запретное действие невыгодно.

Таким образом, вырабатывается другая стойкая ассоциация: «мысли о запретном —> воспоминания о неприятном».

Я утверждаю, что со временем, когда сам процесс воспитания, все эти наказания, переживания, мысли о том, не нарушить ли правило,- когда все это забудется, то кое что останется. Останутся следы от дрессировки, в ослабленном виде, глубоко в подсознании в виде тех самых ассоциаций, возможно, чуть искаженных и ослабленных временем.

И действительно: вспомните какой-нибудь свой поступок, который был сделан сознательно, обдуманно, хоть и неохотно, не грозил какими-либо последствиями, но все же вызвал потом у вас сильные угрызения совести.

Вспомнили? Теперь подумайте: разве все эти неясные сомнения перед поступком не напоминают вам терзания ребенка между желанием нарушить запрет и страхом быть наказанным? Разве вы не испытывали при этом эмоции, похожие на воспоминания о неприятном? А потом, те угрызения совести, которые были после поступка,- разве они непохожи на ощущения от наказания, которое на самом деле вам не грозило? Например, не напоминают ли вам угрызения совести подступающий к горлу детский плач, но ослабленный прожитыми годами? Вместо воспитателя в этом случае вас наказывает ваше подсознание, та его часть, которая в психоанализе носит название Супер-Эго.

В любой научной теории полагается выдвинуть предсказания, которые из нее следуют. Я приведу два. Первое: известно, что животные лучше поддаются дрессировке в определенный возрастной период: слишком маленьких вообще невозможно учить, а матерые и, тем более, старые звери почти не способны освоить новые трюки.

Также должно быть и для людей. И мы действительно можем наблюдать такое: если маленький ребенок хорошо поддается воспитанию, то подросток уже гораздо труднее, взрослый преступник практически неисправим, а старого мужа жена может безуспешно пилить до гроба — и все без толку.

Это — не совсем предсказание, ведь я знал ответ. J. А вот — предположение, правильного ответа на который я не знаю. Как известно, чем дольше повторяется тренировка условного рефлекса у животных, тем надежнее он закрепляется.

Если у людей также, то те, кого в детстве по поводу какого-нибудь морального запрета «ломали» долго и с трудом, должны потом испытывать большие угрызения совести и с большим трудом нарушать запрет.

Это может также проявляться в склонности навязывать этот запрет окружающим, громко возмущаться его нарушением, стыдить по такому поводу других людей, говорить, что у них нет совести, ратовать за введение уголовного преследования за подобные поступки.

При дрессировке животных требуется периодическое подкрепление выработанного рефлекса. То есть, фактически повторение тех же воспитательных действий, но в меньшем объеме. Для человека воспитатели также не забывают давать подкрепление. Первая часть подкрепления — награды и уголовный кодекс.

Запретные действия влекут за собой либо физические наказания (в более варварском обществе), либо нефизические (лишение свободы в цивилизованном обществе). Исполнение наказаний демонстративное (вспомним о действенности наблюдения).

В варварском обществе применяются публичные казни и пытки, а в более цивилизованном — показательные процессы, освещение в прессе. Если нарушение правил недостаточно весомое, то судебная система не наказывает.

Чтобы все-таки организовать подкрепление, существуют художественные фильмы и литература, где положительные герои побеждают несравнено чаще, чем в реальной жизни. Еще более демонстративны поощрения: разного рода награды, титулы и прочие знаки восхищения, которыми одаривают тех, кто поступает «правильно».

Наконец, люди постоянно продолжают «воспитывать» друг друга, выказывая осуждение или восхищение, мешая или, наоборот, поддерживая; в общем, так или иначе наказывая друг друга или поощряя. Зачастую это делается бездумно, по привычке, например, тогда, когда наказание или поощрение бесполезны.

Условный рефлекс можно уничтожить с помощью дрессировки-наоборот. То есть, награждать за то, за что раньше наказывали, и наказывать за

Источник: https://psy-space.ru/?page=dressirovka-sovesti

Чувство вины, стыд и совесть

Казалось бы, это три понятия очень-очень родственные, практически аналогичные. Да, все они близки, но есть между ними и существенные отличия. Причем, каждое из них можно рассмотреть как с положительной, так и отрицательной стороны.

Чувство вины

Возникает как короткая или длительная реакция, сопровождаемая негативными эмоциями на то, что, по мнению человека, он сделал неправильно, и в результате этих действий пострадал и расстроился кто-либо, или стало плохо самому. Чувство вины исходит из осуждения – другими людьми или самим себя.

У всех людей это чувство развито по-разному. Один человек постоянно считает себя виноватым и занимается самобичеванием. Переживает, страдает, зачастую берет вину других на себя, постоянно подстраиваясь под ситуацию.

А другой никогда себя ни в чем не обвиняет, считая, что во всех несчастьях виноваты окружающие люди.

Семь основных механизмов внушить и развить чувство вины

  • Родителям – ребенку: это всем известная система кнута и пряника. Каждый помнит, за какие поступки в детстве родители ругали, а за какие – хвалили. Руганью прививают чувство вины за дело или слово. Когда ребенка ругают и внушают чувство вины, для него это всегда неприятно, а порой превращается в стресс. Тогда дитя, чтобы избежать ругани, наказаний со стороны взрослых и испытания чувства вины, начинает все делать так и для того, чтобы только понравиться взрослым и окружающим.
  • Ребенок – родителям: это называется манипуляцией. «Вы не сделали, не купили, не устроили то-то, значит меня вы не любите, вы плохие!», «А вот Паше, Саше, Маше родители разрешили это, а вы мне нет» и т.д.
  • Внушение якобы через любовь: «если любишь, будешь делать/покупать/разрешать то-то», «если не совершишь этот поступок, значит не испытываешь ко мне настоящего чувства, ты – обманщик/обманщица!».
  • Общественное порицание: все начинается еще с детского садика, а продолжается в школе, ВУЗе и на работе. Человек не оправдывает ожидания воспитателей, учителей, преподавателей, работодателей. Ему говорят: «Вот какой ты плохой, сделал не так, как следовало!»
  • Сексуальное воспитание: долгое время секс как таковой отрицался и порицался. Он считался чем-то непотребным, греховным, даже в лексиконе это слово появилось не сразу. Другое дело, что совсем недавно психиатры, сексологи и сексопатологи пришли к выводу, что секс в умеренных количествах баз извращений – это прекрасно, однако устаревшее негативное понимание все ещё вертится в нашем обществе и головах некоторых людей.
  • Религиозные убеждения: «Вот за твой поступок Бог накажет тебя!», «Ты портишь себе карму и попадешь в Ад!». Религия призывает быть совершенными, но этого достичь в реальном мире невозможно. Отсюда – внушение чувства вины за отсутствие идеала.
  • Жесткая самокритика за совершенные поступки: да, покритиковать себя иногда полезно, но нужно знать четкую грань, не перегибать палку. Критика должна быть конструктивной, а не разрушительной.

Стыд – испытание неловкости, сопровождаемое осознанием своей неполноценности или неправоты после совершения какого-либо поступка, за не так или не к месту сказанные слова. Часто стыд идет рука об руку с чувством вины.

Стыдно бывает из-за своих слов и дел, а иногда из-за чужих. Стыд также возникает из-за несоответствия собственным установкам, стандартам и правилам, чертам характера (например, если человек считал себя и считается другими храбрым, а однажды струсил, то ему за это непременно будет стыдно).

С одной стороны чувство стыда ставит человека в какие-то рамки, даже порой накладывая табу на определенные некрасивые (и визуально, и морально) действия (например, нехорошо ходить в одних трусах по городским улицам, в пьяном виде орать песни на весь подъезд, не уступить место в вагоне метро старушке-инвалиду и т.д.). С другой стороны слишком гипертрофированное чувство стыда приводит к разрушению личности, и, как крайнему последствию этого разрушения – совершению страшного насилия в отношении себя или других.

Стыд закладывают в человека еще в раннем детстве родители и близкие люди. Тут главное не переборщить. Слишком сильно развитое чувство стыда формирует у человека мнение о том, что он неполноценен.

Под влиянием постоянного сильного стыда люди начинают видеть в себе одни недостатки (зачастую придуманные), развивается куча комплексов, происходит установка самому себе огромного количества «нельзя» и гонение себя в жесточайшие рамки (таких людей на простонародном языке называют «забитыми»).

Но человек не может долго держать табу на себе и своих эмоционально-душевных потребностях. Когда-нибудь комплексы от стыда прорываются наружу и выражаются в чем-нибудь ужасном – разбое, убийстве, самоубийстве.

Источник: http://psychology-s.ru/chuvstvo-viny-styd-i-sovest/

Откуда берется совесть?

О детской жестокости (а еще эгоизме, бестактности, жадности и так далее) сказано столь много и разнообразно, что повторяться смысла особого нет. Возьмем сразу вывод: детям (как и животным) совесть не известна. Она не является ни базовым инстинктом, ни чем-то врожденным.

В природе нет совести так же, как нет финансовой системы, государственных границ и различных толкований романа «Улисс» Джойса.Между прочим, и среди взрослых есть много тех, кто про совесть… слышал. И делает на всякий случай умное лицо, чтобы не попасть впросак.

Я вот такое делаю, когда слышу что-то вроде «волатильности». (Черт его знает, о чем это? Авось, пойму из дальнейших рассуждений собеседника. А то, еще лучше, согласно одному из законов Мерфи, выяснится, что текст полностью сохраняет смысл и без непонятых слов).

Так откуда же эта совесть у людей берется?

Поскольку идеи резкого пробуждения сознательности, прорыва социокультурного архетипа в подростковую психику или персональной беседы с Господом мы не рассматриваем, остаются вполне материальные вещи. Кратко, механизм таков:

  • Совесть — это самоосуждение и самонаказание за то, что сделал «плохо», «зло».
  • Для этого надо различать «добро» и «зло».
  • Различение добра и зла закладывается в детстве в режиме банальной дрессировки: за «хорошо» хвалят и дают конфеты, за «плохо» бьют. (Важно, чтобы были на уровне ощущений были отложены ОБА полюса, иначе эффекта воспитания не получится).
  • При этом не только дают конфеты и бьют. Но и объясняют: а) что это было — «плохо» или «хорошо»; б) почему это было «плохо» или «хорошо»; в) и как, какими словами это называется у порядочных, воспитанных, хороших людей;г) а хорошие — это те, кого не бьют; плохие — кого бьют.
  • Дальше все по Павлову-Лоренцу. Поскольку одновременно с конфетой или ремнем ребенок видит выражения лиц, слышит голоса и конкретные слова, да плюс переживает моменты эмоционально насыщенные (внушение проходит быстрее), да плюс общая детская внушаемость от родителей — через несколько (десятков) раз мы имеем четко связанные реакции. Выражения лиц и голоса родителей еще только начинают меняться, а ребенок уже «понял» — что сделал «хорошо» или «плохо». И заранее начал радоваться или — что нам сейчас интереснее — чувствовать себя паршиво. Съеживаться и бояться. То есть «проникаться» и «осознавать». А если не понял по первым признакам, то ему произнесут слова-якори: «подлость», «жадность», «трусость» или «благородство», «настоящий мужчина», «принцесса» — чтобы доходило быстрее. Ребенок становится — воспитанным.
  • Едем дальше. Жизнь ребенка идет, процесс воспитания продолжается. (Дрессировка продолжается, назовем своими именами). Поскольку цель дрессировки в том, чтобы человек сам себя держал в рамках, сам себе запрещал делать ненужное и сам себя принуждал делать нужное, то теперь грамотный родитель хвалит — «хорошо» — за то, что ребенок «сам понял, что сделал плохо» и сам себя за это наказал — за то, что переживает. Как минимум, «осознающих», «сознавшихся», «раскаявшихся» — наказывают меньше. Вот разбил вазу, но не спрятал, не свалил на кошку, а — обязательно «виноватый» — САМ пришел, ПРИЗНАЛСЯ, что ВИНОВАТ и ГОТОВ К НАКАЗАНИЮ.
  • Вуаля: ребенок находит ВЫГОДУ самообвинения. Это один из его волшебных способов уклониться от наказания, смягчить его. Иногда даже обратить проступок в достоинство. И, если вспомнить, что главная неотъемлемая черта человека — приспосабливаться, то все понятно. Чем чаще человеку в детстве доводилось отхватить дополнительных люлей за «бессовестность» и снизить их количество за «совестливость», тем надежнее такого рода переживания впечатались на уровне рефлекса. Якоря, если хотите.
  • Продолжение тоже понятно: всякий раз, когда человек (уже выросший), видит-чувствует-предполагает УГРОЗУ (заслуженного наказания или чего-то, что лишь подается как наказание — на такие разводки были и есть горазды криминальные и армейские товарищи), он начинает РАСКАИВАТЬСЯ, чтобы — АП! — уклониться от люлей, смягчить грядущее, отхватить не по полной программе. И наоборот. Если человек угрозы искренне не видит, то и «ничего такого», «все нормально». И совесть спит сладким сном младенца.
  • Остается лишь одна деталь: а зачем человек ищет оправданий перед собой? Все просто. Он ищет их не перед собой. Он репетирует свою защитительную речь перед теми (иногда очень умозрительными теми), кто, как он думает, однажды придет и спросит за проказы. Он подставляет себя на роль судьи и палача. Он проверяет свои аргументы, он ищет самые лучшие резоны. Но это редко помогает. Ведь он (там, в бессознательных глубинах) помнит, что оправдывающиеся (сопротивляются, гады!) получают еще и за «бессовестность», а честно раскаивающиеся — послабление за «совесть». Потому тем, кто начинает перед собой оправдываться, не оправдаться до конца. Они ведь не «правды» ищут. А — защиты от наказания. И знают с детства, что хвалят и наказывают не за правду, а за — ПОСЛУШАНИЕ. Что те, кто (если) будет разбираться, будут искать не «правых», а «осознавших». Не «продолжающих запираться», а «добровольно предавших себя в руки». Послушных, управляемых, готовых к «сотрудничеству».
Читайте также:  Экстраверт - психология

Оправдываться перед совестью — бесполезно. Совесть отпускает тогда, когда приходит (пусть кажущаяся) безнаказанность. Хотя бы и как надежда, что «если до сих пор ничего не было, то и дальше не будет».

Продолжение следует…

Рекомендуемый тренинг

  • Школа Достигатора: Хотелка

Другие статьи этого автора

Источник: http://www.syntone-spb.ru/library/article_syntone/content/528.html

Основы дрессировки служебных собак

Для того, чтобы правильно выдрессировать собаку стоит обязательно обратиться за помощью к профессиональным кинологам, особенно это касается тех случаев, когда животное дрессируется для служебных целей.

Основные правила обучения

Если же вы все-таки решились самостоятельно обучить своего питомца, то вам стоит придерживаться следующих основных правил и принципов:

  1. Стоит обязательно предварительно изучить основы правильной и объективной дрессировки животных.
  2. Необходимо полностью освоить технические азы дрессировки собак.
  3. Нужно четко следовать правильному соблюдению основных норм и правил условных рефлексов.
  4. Цель дрессировщика должна самым прямым образом направляться на индивидуальное назначение каждого отдельного занятия.
  5. Основы дрессировки служебных собак предусматривают четкое осознание индивидуальных повадок и привычек каждого отдельного животного.
  6. Стоит обязательно соблюдать определенную технику безопасности для того, чтобы сделать безопасным процесс обучения, как для собаки, так и для кинолога.
  7. Обучение должно производится очень четко и все команды должны подаваться уверенным и жестким голосом, однако без излишних криков и угроз.

Для того, чтобы правильно производить процесс дрессировки стоит изначально четко изучить психологию каждой отдельной собаки, так же стоит понять, что ей нравится и от чего она приходит в бешенство.

Самый основной принцип обучения служебных пород – это то, что все занятия должны начинаться с облегченных элементов, постепенно переходя к более сложным. Также каждое правильное выполнение команды должно быть поощрено дрессировщиком.

Что касается самых распространенных пород собак, которые в основном обучаются для того, чтобы правильно и уверенно нести караульную службу, то в своем большинстве – это немецкие овчарки, колли и ротвейлеры.

Также животное должно отличаться особой силой, крепостью, иметь отличный слух и обоняние.

Что касается возрастного показателя, подходящего для дрессировки собак для службы, то в большинстве случаев он сводится к трех летнему возрасту животного.

Что касается специальных навыков служебной собаки, то в конце курса обучения она должна обладать следующими из них:

  • собака должна уметь выбрать вещь из множества идентичных, которая принадлежит именно определенному человеку;
  • произведение правильного и эффективного обыска местности;
  • проведение процесса охраны врученных вещей или имущества;
  • определенное недоверие к людям, которые не являются хозяевами собаки или членами их семьи;
  • способность задержать нарушителя без нанесения ранений или проведения укусов;
  • конвоирование нарушителя;
  • сторожевой пес должен уметь обеспечить охрану своему хозяину.

Это представлены самые основные навыки и самые необходимые, которые собака должна иметь для того, чтобы эффективно производить свою караульную службу.

Как правильно производить процесс дрессировки животного для служебных целей

Служебная собака – это животное, которое воспитывается для караула и прочих защитно-патрульных мероприятий. Данные животные в своем большинстве обладают особой выносливостью и силой.

Для того, чтобы правильно производить дрессировку, стоит обязательно обращать внимание на те или иные особенности той или иной собаки.

Это обусловлено тем, что только полный контакт и доверие между кинологом и животным станут залогом того, что все будет производиться правильно и специальная дрессировка проявится полной мерой в процессе несения караульной службы животным.

Выбор личной вещи определённого человека

Данный прием в таком процессе, как дрессировка служебных собак является одним из самых основных. Это обусловлено тем, что собака должна обученная определению личных вещей сможет очень просто учуять в розыске людей, а также достаточно эффективно производить их последующее задержание. Таким образом определение вещи – это одно из основных заданий служебной собаки.

Если собака-поисковик используется для мирных целей, то такое животное может достаточно эффективно помочь в таком процессе, как отыскивание полезных ископаемых, золота или серебра.

Спасатели всегда могут положиться на своего четвероногого друга, так как в спасательной службе он может быть привлечен к розыску пропавших людей или их останков, в случае какой-либо катастрофы.

Охрана вверенного предмета

Охрана личных вещей хозяина или вверенного объекта – это также одно из самых основных предназначений защитно-служебного пса. Мотивом к действию в большинстве случаев становятся следующие команды:

  • Охраняй!
  • Береги! И прочие.

Следовательно, после того, как животное начинает четко понимать, что вы от него хотите, то стоит обязательно наградить его долгожданным излюбленным лакомством.

Еще один немаловажный процесс, который необходимо произвести предварительно, перед тем, как использовать животное в поисково-охранной деятельности стоит обязательно обучить ее тому, что доверять посторонним людям совершенно не стоит и выработать у своего питомца определенную злобу и настороженность. В воспитании охранника – это играет одну из ключевых ролей.

Для того, чтобы правильно производить процесс защитно-охранной деятельности собаки и четко осознать, что можно в этом процессе делать, а чего нельзя, стоит обязательно выделить самые основные ошибки, которые могут допускаться кинологом в процессе данного обучения:

  1. Провоцирование очень сильной не контролированной злобы у собаки. Животное перестает контролировать свои действия и перестает обращать внимание на тот предмет, который ей вверен для охраны.
  2. Методики, методика предусматривает то, что не стоит оставлять животное слишком рано, как только она усвоила то, что ей необходимо охранять вещь. Это может спровоцировать уход собаки вслед за кинологом.
  3. Процесс дрессировки собак предусматривает не очень частое употребление такой запретной фразы, как «ФУ!». Если кинолог очень часто ее употребляет, то это может значительно снизить активность животного, как охранника.

Особенности обучения специальному обыску местности

Защитно-служебная собака должна достаточно эффективно мочь справляться с обыском определенной местности.

Методы дрессировки служебных собак для данной цели сводятся к тому, чтобы животное научилась достаточно эффективно обыскивать определенную местность, и при необходимости иметь возможность очень быстро найти наркотики, человека или спрятанную ним вещь по запаху.

После того, как животное эффективно справилось с поставленной задачей, обязательно стоит его поощрить при помощи его излюбленного лакомства.

Для начала стоит приучить питомца к тому, чтобы он мог эффективно найти какой-либо не очень большой предмет в траве. Для этого стоит подготовить небольшие предметы, диаметром не более десяти сантиметров и при помощи команды «Искать!» указать собаке на них.

Тренировки необходимо производить исключительно, когда животное находится в хорошем расположение духа, при полном взаимодействии хозяина и собаки. Также стоит отметить, что последовательность розыска должна обязательно производится от простого к сложному.

Если собака нашла предмет, но отказывается его поднимать, то в таком случае стоит обязательно, исходя из дрессировочных правил, положить предназначенное лакомство около найденного предмета и направить животное искать следующие спрятанные предметы.

Стоит также отметить, какими навыками должен обязательно обладать кинолог в ходе защитно-служебной деятельности:

  • хозяин должен четко контролировать поведение своего питомца, а также уметь предвидеть самые разные неоднозначные ситуации в ходе дрессировочной деятельности;
  • собака должна подчиняться человеку, как при наличии поводка, так и без него;
  • пес предусматривает наличие навыков ориентировки на разной по рельефу местности и закрытых помещениях;
  • все упражнения должны быть строго распределены в соответствии с методическими указаниями и правилами их выполнения.

Если дрессировщик обладает всеми вышеперечисленными навыками и умениями, то и сам процесс дрессировки будет проходить более проще, а собака будет ему доверять и слушать все команды и наставления.

Для того, чтобы все упражнения выполнялись животным правильно, а способ их реализации предусматривал все возможные нюансы, стоит обязательно соблюдать следующие основные правила и условия их проведения:

  • методика усложнения команд и упражнений должна производится постепенно, так чтобы животное очень не перенапрягалось;
  • проводить тренировки необходимо примерно четыре раза в неделю, время суток не имеет значения;
  • животное должно быть поощрено своим излюбленным лакомством за каждый удачно найденный предмет;
  • для того, чтобы собака могла справиться с поставленным заданием стоит обязательно строго выдерживать условия соблюдения чистоты запахов предмета, который необходимо найти.
Читайте также:  Методика знать, где о чем думать - психология

Как правильно развить у собаки такое качество, как агрессия

Агрессивные навыки животного необходимы для того, чтобы правильно выполнять свои служебные обязанности и мочь правильно и без боязни защитить своего хозяина или вверенный ним объект.

Это обусловлено тем, что защищать предметы и людей стоит без какого-либо чувства жалости, следовательно, агрессивность – это одно из главных качеств животного в таком процессе, как дрессировка собак караульной службе.

Для того, чтобы собака могла правильно нести свою службу она должна обязательно обладать следующими навыками после полного прохождения курса обей тренировки:

  • передвигаться животное должно только рядом со своим хозяином;
  • после того, как животному дана команда «Сидеть!», она должна продержаться в таком положении не менее пяти минут;
  • если хозяин видит, что действия собаки являются не обоснованными, он должен подать команду «Фу!», после чего животное должно прекратить свои агрессивные действия и подойти к своему хозяину. Караульная служба собак изначально базируется на полном послушании собакой своего хозяина.

Стоит отметить, что собака – это животное, на поведение которого влияют именно врожденные рефлексы, таким образом животное очень часто становится на защиту своего корма. Следовательно, агрессию также можно очень хорошо развить при помощи навыков защиты соей еды животным.

Собака, предназначенная для защитной службы должна очень спокойно реагировать на разные выстрелы или прочие громкие и резкие звуки. Данная привычка должна очень широко осваиваться питомцем во время прохождения общего курса обучения.

В ходе подготовки выстрелы должны производиться только тогда, когда животное начинает преследовать убегающего нарушителя или после того, как оно на него напало. Любые другие варианты применения данного правила просто не допустимы.

Для того, чтобы процесс выработки агрессии производился правильно стоит изначально рассмотреть и исключить следующие возможные ошибки, допускаемые в ходе обучения:

  • не стоит наносить очень сильные удары животному в ходе тренировки. Это обусловлено тем, что данное нерациональное действие может вызвать у животного некоторые достаточно пассивные реакции;
  • кинолог должен менять костюмы для дрессировок. Это необходимо производить с определенной последовательностью, так как животное запомнит костюм и не будет реагировать на убегающих в других вещах;
  • помощника также стоит менять, так как животное может выработать агрессию только по отношению к этому человеку.

Методика также должна применяться исключительно индивидуально для каждого отдельного случая.

Обучение животного таким навыкам, как розыскная служба собак, требует обязательно, чтобы все тренировки производились исключительно при наличии хорошего настроения, как у животного, так и у дрессировщика.

Это обязательно, так как животное чувствует не предрасположенность хозяина и может совершенно неправильно реагировать на его команды.

Дрессировщик обязательно должен обладать специальными навыками правильного проведения процесса обучения собаки.

Это обусловлено тем, что если человек производит обучение неправильно или не очень уверенно, то это может вызвать нежелание у животного участвовать в процессе тренировок и усугубит отношения между хозяином и собакой.

Плохие взаимоотношения могут в дальнейшем очень сильно негативно повлиять на процесс несения службы и животное не будет правильно выполнять свое прямое предназначение.

Что касается сути проведения правильных дрессировок, то в большинстве случаев – это процесс выработки у собаки рефлексов, которые направленны на розыск, защиту и проявления агрессивности.

Процесс обучения животного производится при помощи специального воздействия раздражителей на его психику, а также, как следствие вырабатываются все необходимые навыки, которые необходимы для того, чтобы собака могла достаточно эффективно защитить вверенный предмет или непосредственно своего хозяина.

Также стоит отметить что самое основное для кинолога – это терпение и достаточно хорошая подготовка. Только при соблюдении данных условий процесс обучения пройдет просто и без особых проблем, а ваше животное будет качественно нести свою последующую службу.

Источник: http://adogslife.ru/training/osnovy-dressirovki-sluzhebnyx-sobak.html

Тренинг «Психопаты наступают! Как распознать лишённых совести?» (Москва). Самопознание.ру

Как распознать лишённых совести?

Люди-деструкторы вокруг нас: как вовремя заметить и защититься?

Психопаты наступают!

Рекламная аннотация

Скажите, Вы встречали в жизни человека, который Вам сразу нравился, а потом доставил массу неприятностей? Вы встречали бизнес-партнёра, который расписывал Вам много прелестей совместного сотрудничества, а в итоге Вы оказывались у разбитого корыта? Вы встречали людей, у которых были «идеальные отношения», которые рушились в один миг?

Да! И ещё раз да!

Они вокруг нас! Они выбирают себе жертв, чтобы забрать у них деньги, чувства, ресурсы!

Они — лишённые совести, люди-деструкторы, психопаты:

  • У Вас есть новый бизнес-партнёр, которого Вы хотите проверить на честность?
  • У Вас есть знакомые, поведение которых Вам непонятно?
  • У Вас есть сотрудник, из-за которого ругается весь коллектив?
  • У Вас есть любимый(ая), действия которых иногда необъяснимы?
  • У Вас есть знакомые, которые «портят нервы» и «пьют Вашу кровь»?

Скажите, Вы хотите жить нормально?

Умение распознать деструктора, защитить себя от него и свести к минимуму возможный вред, жизненно необходимы для вашего физического, психического и финансового благополучия. Большая часть информации о психопатах — это специальные книги и пособия, малопонятные для обычного читателя. Наша цель — сделать эти знания понятными для широкой публики.

«Психопаты — это социальные хищники, которые очаровывают, используют в собственных целях людей и безжалостно пробивают себе дорогу, оставляя за собой широкий след из разбитых сердец, несбывшихся надежд и пустых кошельков. Начисто лишённые совести и сочувствия, они берут, что хотят, и делают, что нравится, нарушая при этом общественные нормы и правила без малейшего чувства вины или сожаления». Р. Хаэр

Мы называем их деструкторы!

Такие люди вовлекают в свой круг общения разных людей, с которых они могут получить выгоду. Причём им глубоко наплевать какие чувства они вызывают у других людей, лишь бы они могли получить то, что хотят. Вспомните мучительное чувство нежелания что-либо делать, но делая это, так как «надо» или «попросили».

Они эксплуатируют чувства других людей для своего блага, не заботясь о последствиях. Попробуйте вспомнить чувство непонимания и вины, которые остались после резкого изменения поведения (без видимой причины) вашего знакомого или товарища.

Если это партнёр, то вы из «кожи вон лезете», пытаясь угодить ему, а он всё равно недоволен.

Психопатический стиль поведения показан на нашем тренинге таковым, каким он есть на самом деле: тайной за семью печатями с ужасающими последствиями для общества, загадкой, на которую после сотен лет догадок, наконец-то, начинают находиться ответы.

Мы даём ответы:

  • Каждый сможет разобраться в своём окружении с помощью диагностических тестов и решить для себя возможность развития взаимоотношений.
  • Вы сможете быстро и безошибочно диагностировать деструкторов и решить для себя: продолжать общение или прекратить его.
  • В случае необходимости взаимодействия вы получите ряд рецептов, помогающих справляться в сложных ситуациях.

Убрав психопатов из своей жизни, вы поймёте, как хорошо и легко живётся!

Научившись в себе отслеживать и принимать психопатическую часть, вы сможете использовать её для достижения своих разнообразных целей!

Тренинг построен на основе многолетних наблюдений и практики взаимодействия (выживания) в среде людей, которые своим поведением наносят вред окружающим. К сожалению, личности с выраженной психопатической частью, часто привлекают к себе людей и калечат их своим общением. Они доставляют массу проблем, негативных эмоций, подавленных состояний.

Что даст вам тренинг «Как распознать лишённых совести?»

  • С помощью чётких критериев научитесь выявлять в повседневной жизни психопатов.
  • Научитесь оценивать людей с точки зрения их деструктивного влияния на вашу жизнь.
  • Научитесь оценивать старые и новые знакомства с точки зрения выраженности психопатической части для защиты себя своих близких.
  • Овладеете способами взаимодействия с такими личностями и рецептами управления ими.
  • Научитесь утилизировать деструкторов.
  • Обнаружите сколько у вас психопата.
  • Сможете использовать внутреннего психопата для выхода из затруднительных ситуаций.

Скопировано с сайта «Самопознание .

ру»

Источник: https://samopoznanie.ru/trainings/psihopaty_nastupajut_kak_raspoznat_lishjonnyh_sovesti/?date=124045

Дрессировка и садоводство: При чем тут психология?

Некоторое время назад, читала заметку о женщине (насколько помню, американке), которая дрессировала собак и … крабов. Успешно. Они танцевали не ее столе замысловатый танец. Секрет оказался прост – каждое нужное движение закреплялось кусочком пищи. И никакого насилия – единственный раз испытав неприятные или болевые ощущения, животные теряли доверие к дрессировщику и более не слушались.

Садоводство

Дерево, как и другие растения, при наличии благоприятных условий роста, наращивает корни и древесину, благодаря росту листовой массы. То есть, если Вы хотите вырастить дуб с шикарной кроной, Вам необходимо обеспечить его светом, корни питательными веществами и водой в достаточном количестве и дать ему расти.

А вот если Вы хотите получить плоды, такая тактика нам не подходит. Цветение и плодоношение требует затраты большего количества сил и приводит к гибели некоторых растений.

И только в условиях роста в плохих условиях или под угрозой смерти (от старости, например) растение, неспособное вынуть корни и перейти в другое место жительства, делает ставку на плоды.

Оно питает надежду перенестись в лучшие условия при посредстве семян.

Если от корней идет много соков в ветку – из верхней почки (или даже нескольких)  формируется «волчок», мощный и высокий побег с минимумом плодовых почек и большим количеством листьев. Если соков в ветвь попадает меньше, формируются плодовые веточки, они короткие и в пазухах листочков закладываются плодовые почки. Для уменьшения тока соков применяются разные методы:

«Бесплодные фруктовые деревья садовники заставляют производить плоды следующими способами: кольцеванием (вырезание узкого поперечного кольца коры на стволе), надрезыванием ствола, размозжением коры и молодых веток (варварская процедура, которую делали при помощи особых щипцов), скручиванием побегов (побег скручивается вокруг своей оси до расслоения древесины и загибается петлёй), срезанием и прищипкой, затягиванием ствола или стебля травянистых растений проволокой…» (Овсинский И.Е. «Ноовая система земледелия»)

Причем, пока деревце маленькое, для его формовки лучше использовать не столько обрезку, а гнутье, так кора повреждается меньше, значит меньше риск развития заболеваний и гниения, также остается достаточная масса листьев, которая будет тянуть соки на себя. В случае же обрезки вместо одного волчка можно получить 3-5 менее мощных, давление-то соков никуда не делось.

Для травянистых растений, например зерновых, наиболее эффективной является схема густой посадки в ряду и достаточно большое расстояние между рядами.

Первое — для создания неблагоприятных условий роста и стимулирования стремления растения выжить. Второе – для обеспечения достаточного количества света и питательных веществ.

Ну и чтобы ощущая рядом свободное место, растения стремились прорости там зернами.

При чем тут психология?

Прошу понять правильно – есть люди осознающие себя, понимающие происходящее вокруг них и принимающие уроки этого Мира, который через окружающих старается объяснить им что-то.

А есть (и их большинство) боящиеся самих себя люди, плывущие по течению, обвиняющие всех и вся, но не желающие признать свои ошибки. И психологические манипуляции им заметить будет  сложно. А магические они могут вообще отрицать.

 Такие люди имеют очень много общего в психологии с животными и даже растениями.

При знакомстве у вас есть 7 секунд, чтобы создать первое впечатление. Второго шанса уже не будет. Изменить его очень сложно, так как, мнение о вас будет занесено в базу данных (память) и этот человек будет смотря на вас, обращатся к вашему образу в своей памяти, а не анализировать заново сенсорные ощущения о вас. Если вы попробуете вести себя нетипично,

  1. человек разочаруется в вас (поймет, что образ, который он создал, не соответствует оригиналу — не дотягиваете Вы до идеалистичного Вашего образа

    Источник: https://maelinhon.org/dressirovka-sadovodstvo-i-psihologiya/

Ссылка на основную публикацию