Сексуальная идентичность — психология

Половая самоидентификация детей — рекомендации родителям

Сексуальная идентичность - психология

Когда маленький ребенок рождается, он еще не осознает своего «Я» и того, к какому полу он принадлежит.

Но уже в роддоме его гендерную принадлежность обозначают традиционным способом – розовой или голубой ленточкой вокруг конверта, в котором ребенка впервые «представят обществу».

Этот первый выход «в свет» человек не помнит, но уже в младенческом возрасте его приучают осознавать себя мальчиком или девочкой.

Половая идентичность

Одной из слагаемых личностной идентичности является половая идентичность. Половая или сексуальная идентичность – это осознание личностью своей сексуальной принадлежности. Человек осознает особенности своего пола, которые можно описать как:

  • физиологические особенности (особенности телосложения, половых органов),
  • психологические (качества и черты, которые присущи мужчинам/женщинам и другие психологические особенности),
  • социальные (социальные роли и паттерны поведения).

Если в семье социальные роли и поведение родителей являются традиционными, мальчик/девочка автоматически, неосознанно, идентифицирует себя с папой/мамой, то есть с представителем своего пола. В таком случае психосексуальное развитие малыша проходит благополучно.

На то кем будет осознавать себя малыш, влияют и многие другие факторы (генетические, психологические и социальные). Иногда человек может идентифицировать себя с другим полом или иметь неопределенную гендерную идентичность. В таком случае биологический пол не совпадает с полом, к которому человек относит себя сам.

Этапы формированию сексуальной идентичности

Сексуальная идентичность формируется  в три этапа:

  1. От рождения до двух лет. К какому полу будет относить себя человек, зависит, прежде всего, от того как к ребенку будут обращаться взрослые. В период от рождения до трех лет ребенок еще не осознает своего «Я», он называет себя так, как называют его родители, в том числе он знает, что он мальчик или девочка, но это еще не самосознание.
  2. От двух до четырех лет. Осознание себя как мальчиком или девочкой наступает примерно в три года. Ребенок начинает замечать, что люди делятся на мужчин и женщин, у него возникает потребность понять, к какому из этих полов принадлежит он. В этом возрасте формируется Я-концепция человека и отношение к себе как к мальчику или девочке. Но критерием для такого осознания выступает обычно одежда, поведение и другие, социально обусловленные особенности полов. Ребенок знает, что человек с бородой всегда мужчина, а человек в юбке – женщина.
  3. От четырех до семи лет. Это чудесный возраст, в котором ведущая и формирующая психические новообразования деятельность – ролевая игра. Ребенок не просто осознает себя маленьким мужчиной или женщиной, он примеряет на себя социальные роли своего пола.

Все девочки становятся «мамами» и нянчатся с куклами, которые производители игрушек  научились делать максимально реалистичными, очень похожими на младенцев. Для мальчиков в магазинах игрушек можно выбрать строительные инструменты вроде перфоратора или болгарки, которые с первого взгляда и не отличишь от настоящих инструментов.

Рекомендации родителям

Особенностью современного мира является универсальная свобода в выборе быть тем, кем захочешь, в том числе, выбирать к какому полу себя относить и кем являться.

Раньше роли мужчин и женщин четко определялись и ограничивались социальными устоями и самим устройством общества.  Мужчина-добытчик, женщина-хранительница домашнего очага.

Равноправие полов, феминизм и научный прогресс, подтолкнули мир к смене представлений о ролях мужчин и женщин.

Может быть, поэтому сегодня в детских отделах супермаркетов можно встретить игрушки, которые ломают стереотипы: кукла-пупсик в одежде розового цвета ассоциируется с куклой-девочкой, но имеет мужские гениталии, а кукла-пупсик в одежде голубого цвета – женские…

Не трудно ли будет малышу сориентироваться в столь неоднозначном мире?

Можно дать следующие рекомендации современным родителям относительного полового воспитания малыша:

  1. Доступным и понятным языком объяснить ребенку, чем отличаются мальчики от девочек.
  2. Сопровождать малыша в его познании окружающего мира, отвечать на все вопросы о сексе в мягкой, не травмирующей детскую психику, форме.
  3. Спокойно реагировать на проявления детской сексуальности, интереса к своим гениталиям.
  4. Подавать пример правильного социально-ролевого поведения.

Ответственность за детей несут родители. То, кем станет ребенок, во многом зависит от воспитания!

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/polovaya-samoidentifikaciya-detej

Психолог Елена Панкратова

Психолог Елена Панкратова

Природа, культура и общество одарили женщину обязанностью быть красивой. Это одна из составляющей женской идентичности. В свою очередь, главной составляющей женской красоты — и с точки зрения природы, и с точки зрения культуры, и с точки зрения общества — является ее сексуальная привлекательность.

Это качество может быть оценено объективно по соответствующей поведенческой реакции мужчин.

Поэтому любое внешнее проявление сексуального влечения мужчин — от легкого интереса до явного сексуального возбуждения — является показателем успешного исполнения вышеуказанного долга перед природой, культурой и обществом.

С этой точки зрения, сексуальный успех среди мужчин можно понимать как показатель достижения женской идентичности, то есть как некую гендерную функцию, которую женщина должна выполнить, чтобы успешно идентифицировать себя с образом женщины. Если этого не происходит, и женщина не видит признаков того, что она является сексуально привлекательной, то она не чувствует себя настоящей женщиной.

Однако выполнение какого-либо действия вследствие обязанности или долга еще не означает, что это действие выполняется по внутренней необходимости, то есть по желанию.

Подтверждение своей женской идентичности тоже не исключение: женщина может демонстрировать свою сексуальную привлекательность, но при этом вовсе не иметь сексуальных побуждений.

В таких ситуациях можно говорить о комплексе, включающем в себя противоречие между сильно выраженной потребностью в подтверждении женской идентичности и слабо выраженными сексуальными побуждениями.

Ниже будут описаны три таких женских комплекса, проявления которых можно наблюдать в обыденной жизни. Эти комплексы названы в честь известных персонажей, у которых вышеуказанные противоречия были обострены до такой степени, что даже явились причинами убийств, — конечно же, убийств мужчин.

Комплекс Сирены

Как известно, сирены — это полуптицы-полуженщины, живущие на скалистых островах и заманивающие своим дивным голосом моряков, а затем убивающие и пожирающие их.

Попробуем отвлечься от мифологического содержания и увидеть в этом сюжете метафору гендерных отношений, в которых проявляется комплекс противоречий между женской идентичностью и сексуальной потребностью. Голос сирен как нечто притягивающее моряков может символизировать сексуальную привлекательность.

Странный, не совсем женский облик сирен означает ощущение женской неполноценности, а значит существующую потребность в доказательстве своей женской идентичности.

Одновременно с этим птичья часть тела сирены является символом невозможности сексуального контакта с мужчиной в силу разнообразных причин: сексуальной незрелости, связанности брачными узами с другим мужчиной, гомосексуальной ориентации или, наконец, просто отсутствием в данный момент сексуального желания.

Отсюда — мотив убийства с последующим поеданием своей жертвы, означающий агрессивную реакцию женщины по отношению к мужчине, который был необходим лишь для подтверждения ее женской привлекательности, а затем после успешного выполнения им своей функции стал мешающим и, возможно, вызывающим еще большую неполноценность объектом.

Таким образом, в образе сирены мы можем увидеть символ комплекса противоречий между внутренней потребностью подтвердить свою женскую идентичность, проявляющуюся в сексуальном привлечении мужчин, и нежеланием вступать с ними в сексуальные отношения.

Конечно, в обыденной жизни результаты этого комплекса не так драматичны, как в мифе, и агрессия по отношению к мужчине может проявляться в высокомерном игнорировании, иронии, оскорблениях или физических действиях, которые следуют за естественной реакцией мужчины на разнообразные способы демонстрации женщиной своей сексуальной привлекательности. Такое противоречивое поведение женщины может успешно рационализироваться (объясняться): «Все мужчины одинаковые — им надо только одно”, «Ненавижу мужчин, которые видят во мне только сексуальный объект” и т.д.

Комплеск Клеопатры

Эта царица также известна своими драматическими отношениями с мужским полом.

В частности, Клеопатре приписывают следующую «причуду”: поскольку Клеопатра была весьма красивой женщиной, то очень многие мужчины мечтали о том, чтобы провести с ней ночь любви; Клеопатра милостиво соглашалась на это, но лишь при условии, что после проведенной с ней ночи мужчина будет казнен. И то, что желающие находились, вероятно, свидетельствовало о том, что было ради чего идти на смерть…

Трудно сказать, что мотивировало Клеопатру на эти эксперименты. Можно было бы предположить много различных версий. Однако рассмотрим этот сюжет как метафору некоторых ситуаций, происходящих в современных гендерных отношениях.

Представим женщину, что испытывает чувство неполноценности по поводу своей женской идентичности, и ей необходима ситуация, доказывающая, что она настоящая женщина. Для этого она выбирает подходящего мужчину, который сможет это доказать.

Однако в отличие от женщины-Сирены женщине-Клеопатре необходимо не просто внимание мужчины, а более весомые доказательства ее женственности, например, ощущение оргазма, испытываемое во время полового акта.

Здесь можно предположить два варианта развития комплекса Клеопатры. В первом случае женщина не достигает того, чего хотела, и тогда она испытывает сильное негодование на мужчину и даже желание его уничтожить.

Символическим уничтожением мужчины, как мы уже знаем, является расставание с ним, его унижение, а также разного рода действия, направленные против него. Во втором случае женщина получает все необходимые доказательства, и тогда мужчина просто теряет для нее всякую ценность.

Более того, он даже начинает мешать: возможно, вызывает чувство стыда, или сильной привязанности, или просто слишком много знает… Таким образом, и в этом случае у женщины появляется желание тем или иным способом избавиться от мужчины.

Последний вариант женщины-Клеопатры напоминает инстинктивное поведение самки-паучихи, которая съедает самца после того, как он ее оплодотворяет.

Читайте также:  Тембр голоса - психология

Комплекс Юдифи

Известный персонаж одной из библейских историй, царица Юдифь, победила своих врагов, используя собственную сексуальную привлекательность.

Она пришла в стан ассирийцев, осаждавших город, и на организованном в ее честь пиру активно соблазняла главного вождя ассирийского войска Олоферна.

Последний, ничего не подозревая, очень сильно напился и заснул прямо на ложе, предназначенном для любви, после чего Юдифь отрубила ему голову и таким образом спасла свой народ от рабства.

Такова вкратце библейская версия событий, описанная в Книге Юдифи. Однако некоторые детали этой истории позволили А.

Таммсааре (эстонскому писателю и драматургу) привнести в этот сюжет некоторые мотивы, не обозначенные в первоисточнике явно, но, тем не менее, имеющие право на существование и интересные нам в контексте темы о женской идентичности.

Исходя из того, что Юдифь была бездетной вдовой, которая уже давно не имела контакт с мужчиной, а Олоферн был, несомненно, сексуально привлекательным мужчиной, Таммсааре предполагает, что главным мотивом Юдифи в убийстве Олоферна было то, что он, заснув, показал свое пренебрежение ею как сексуальным объектом. Таким образом, убийство Олоферна было не целью Юдифи, а местью за учиненное им досадное препятствие на пути к достижению другой цели — сексуальной связи с ним и зачатию ребенка.

Если рассматривать версию Таммсааре как метафору гендерных отношений, то зачатие ребенка, к которому стремится Юдифь и которое должно явиться результатом сексуальной заинтересованности Олоферна, символизирует долгожданное появление ощущения своей женской идентичности (сущности).

Сон Олоферна символизирует отсутствие в поведении мужчины любых признаков его сексуальной заинтересованности, препятствующее достижению вышеупомянутого ощущения.

Убийство Олоферна есть символическая смерть мужчины в глазах отвергнутой женщины, которая может «убить” его самыми разнообразными вербальными и невербальными способами.

Таким образом, отвлекаясь от деталей различных версий, назовем именем Юдифь комплекс противоречивых чувств, возникающих у женщины в ответ на фрустрацию, связанную с отказом мужчины проявлять свою сексуальный интерес по отношению к ней.

Главным компонентом этого комплекса является чувство неполноценности, связанное с отсутствием подтверждения мужчиной ее сексуальной привлекательности (то есть женской идентичности).

Следствием этого становится агрессивная реакция на мужчину, которая полностью вытесняет возможную симпатию к мужчине, явившуюся причиной привлечения к себе внимания этого мужчины.

Говоря о комплексе Юдифи, надо отметить, что здесь не идет речь об отказе мужчины исключительно от полового акта: женщина может агрессивно реагировать на отсутствие любого (пусть даже формального) внимания со стороны мужчины, которое проявляется, например, в том, что женщину не поздравили с Международным женским днем, что не встали в ее присутствии, что не сделали ей комплимент, что не обратили внимание на ее прическу, новое украшение, короткую юбку и т.д. И расплатой за это невнимание, конечно, является символическая смерть данного мужчины: «Это не настоящий мужчина”, «Сегодня настоящих мужиков не найти” и т.д.

(Позволю себе по этому случаю цитату из Русского радио: «Поматросил и бросил — это обидно, а не поматросил и бросил — это оскорбительно”.)

Резюме

Все описанные выше комплексы объединены одной общей чертой. Женщина использует мужчину как средство для подтверждения своей женской идентичности.

Как уже говорилось, парадокс (абсурд) этих ситуаций состоит в том, что женщины здесь не удовлетворяют свои сексуальные потребности.

Их не интересует мужчина как объект сексуального вожделения, но лишь как инструмент или просто индикатор, показывающий степень их женственности.

Я исхожу из предположения, что женщина не будет уничтожать мужчину, который интересует ее как сексуальный объект.

Даже если он по каким-то причинам ей отказывает, она может расстроиться, загрустить, наконец, очень сильно обидеться на него, но если она начинает действовать деструктивно по отношению к нему, значит она обременена не только (и не столько) сексуальными чувствами, но и другими — чувствами, возникшими как реакция на фрустрацию ее социальных потребностей. Сексуальные ощущения, которых обычно ждет женщина от мужчины, в описанных выше комплексах, не просто уходят на второй план, их может не быть вообще, а иногда они просто мешают. Здесь главным является социальный (гендерный) аспект, а сексуальный аспект — превращается лишь в формальное средство. Это пустая эротика, лишенная физиологического содержания.

Все было бы ничего, если бы при этом не гибли мужики!

Особенно «опасны” сочетания описанных выше комплексов. В этих случаях практически независимо от того, справился мужчина с возложенными на него «социальными обязательствами” или нет, он тем или иным символическим способом уничтожается: либо как объект, отработавший свою функцию (Сирена, Клеопатра), либо как несостоятельный объект (Юдифь).

Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 2. С. 109-113.

http://trunoff.hotmail.ru/archiv/p043.htm

Источник: http://alkor.in.ua/articles/93-for-women/122-tri-zhenskikh-kompleksa-identichnost-protiv-seksualnosti

Глава VII. Психосексуальное развитие и взаимоотношения юношей и девушек

Глава VII. Психосексуальное развитие и взаимоотношения юношей и девушек

VII. 1. Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли

Половое созревание — центральный, стержневой процесс пе­реходного возраста. Но процесс этот не сводится к сумме описан­ных выше биологических изменений. Человеческая сексуаль- ность — сложное биосоциальное явление, продукт совместного действия биологических и социальных сил.

Чтобы стать мужчиной или женщиной, индивид должен осо­знать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую половую роль. Половая идентичность личности предполагает осознание индивидом своей половой принадлежности, усвоение соответствующих навыков и стиля поведения, а также психосек­суальных установок и ориентаций (интерес к противоположно­му полу и т. д.).

Хотя закономерности психосексуального развития личности еще недостаточно изучены, психологи не сомневаются в том, что половая идентификация — продукт социализации, воспитания и научения.

Уже к полутора годам ребенок обычно знает, мальчик он или девочка, хотя и не умеет объяснить эту атрибуцию. Трех-, четырехлетний ребенок знает не только собственный пол, но имеет различать пол окружающих людей, хотя половая при­надлежность еще ассоциируется у него с внешними случайными признаками, вроде одежды, и кажется принципиально обрати­мой.

Понятие половой принадлежности как необратимого свой­ства складывается у ребенка приблизительно в 6—7 лет, и имен­но теперь начинается бурный процесс половой дифференциации деятельности, установок и ценностей, субъектом которой является уже сам ребенок, а не его родители. Мальчики и девочки играют в разные игры, выбирают разных партнеров и т. д.

В переходном возрасте стереотипы «маскулинности» и «фемининности» поляризуются особенно резко, а потребность соот­ветствовать им становится как никогда острой. Это распростра­няется не только на внешность, но и на многие социальные и психические качества.

Социальное равенство мужчин и женщин, которые получа­ют одинаковое образование и занимаются одной и той же дея­тельностью, неизбежно ослабляет поляризацию мужских и жен­ских ролей, тем более что индивидуальные различия мужчин и женщин никогда не укладывались в рамки этой поляризации.

Это не означает, разумеется, полного устранения половых раз­личий в поведении и психике. Но взаимоотношения мужчин и женщин все чаще строятся не в соответствии со стереотипными предписаниями половых ролей, а на основе учета индивидуаль­ных особенностей личности. Это касается и сексуального пове­дения.

Так называемый «двойной стандарт» утверждал разную половую мораль для мужчин и для женщин: мужчина может быть сексуально активным, женщина должна терпеливо ждать, пока ее выберут, и даже после этого проявлять сдержанность.

Сегодня такие представления уже не являются безраздельно господствующими; молодежь все больше ориентируется на прин­цип равенства прав и обязанностей.

Все это преломляется в юношеской психологии. Половое со­зревание заново актуализирует для подростка давно решенный, казалось бы, вопрос о его половой идентичности.

Не в том смыс­ле, что подросток начинает в ней сомневаться (это бывает только в патологических случаях), но в том, что усложняются кри­терии «маскулинности» и «фемининности», в которых все боль­шую роль приобретают собственно сексуальные моменты (появ­ление вторичных половых признаков, сексуальных интересов и т. д.).

Выше уже говорилось, что именно соответствие идеа­лизированному стереотипу «маскулинности — фемининности» служит главным критерием, по которому подросток оценивает свое тело и внешность.

Волнующие переживания вызывает и сам процесс полового созревания. Времена, когда мальчики и девочки были настоль­ко невежественны по части собственной физиологии, что первое семяизвержение у мальчиков и особенно менструации у девочек вызывали панический ужас, к счастью, прошли.

Теперь эти со­бытия в большинстве случаев встречают с радостью, как знак повзросления. Тем не менее подобные переживания весьма тре­вожны. Подростки (да и юноши) — настоящие рабы «нормы».

Они убеждены в том, что на все случаи жизни должны быть универсальные правила, и очень боятся в чем-то отстать от сверстников.

Половые стереотипы распространяются не только на внеш­ность, но и на поведение и черты характера. Особенно сложно обстоит дело с «маскулинностью». Мужская роль и маскулин­ные качества традиционно ценятся выше. Даже эмансипацию женщин мы измеряем тем, насколько хорошо они справляются с «мужскими» профессиями.

Казак-девчонка принимается как нечто вполне естественное, тогда как феминизированный, изне­женный мальчик вызывает осуждение. Кроме того, процесс социализации мальчиков более противоречив. В раннем детстве мальчики, как и девочки, теснее связаны с матерыо, чем с от­цом. Во многих семьях отцы вообще отсутствуют.

Резкое обособ­ление мальчиков-подростков от женщин, принятое во многих обществах, равно как и распространенные однополые мальчише­ские компании, объективно служат противовесом этой фемини­зации, помогают мальчику утвердиться в мужской роли.

Читайте также:  Не можем уложить ребенка - психология

Но од­ностороннее влияние сверстников плюс внутренняя неуверен­ность мальчика-подростка в том, насколько он соответствует завышенным критериям «маскулинности», часто порождают компенсаторное «гипермаскулинное» поведение (подчеркнутая агрессивность, грубость, пренебрежение к «женским» чертам ха­рактера).

интимная друж­ба – предыдущая | следующая – половая жизнь

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога в Москве.

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/psihoseksualnoe-razvitie/

Психология идентичности (стр. 1 из 2)

Человек является личностью, лишь, поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношение, т.е. поскольку у него есть сознание.

Процесс становления, человеческой личности включает в себя, поэтому как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности.

Если всякая трактовка сознания вне личности может быть только идеалистической, то всякая трактовка личности, не включающая ее сознания и самосознания, может быть только механистической. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим.

Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к «я», то нельзя и отрывать одно от другого.

Поэтому последний завершающий вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, – это вопрос о ее самосознании, о личности как «я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психических свойств личности – ее способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности.

Цель данной работы – рассмотреть проблематику идентичности личности и деятельностный подход отечественной психологии.

Задачи:

— раскрыть понятие «самосознание»;

— изучить развитие личности в трудах отечественных психологов;

— рассмотреть деятельностный подход.

Сознание человека – это вообще не только теоретическое, познавательное, но и моральное сознание. Корнями своими оно уходит в общественное бытие личности. Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самим.

Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития.

В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни.

Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.

Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем[1] .

Как справедливо отмечал Л.С.

Выготский, «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других… За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей»[2] .

Функции самосознания Выготский называл «третичными» функциями, имея в виду, что они производны как от непосредственного социального общения личности, так и от ее уже интерноризованных и в этом смысле «вторичных» психических функций.

Личность не может определить себя безотносительно к системе своих «социальных ролей»; она может сливаться, идентифицироваться с ними или отстраняться, дистанцироваться от них, даже противопоставлять себя им, но во всех случаях при определении своего «Я» они как бы служат для личности точкой отсчета.

Чем богаче структура жизнедеятельности индивида, чем шире круг его социальных принадлежностей, тем более сложным и дифференцированным будет его самосознание.

Во-первых, человек сталкивается с тем, что его разные обязанности и роли, например, профессиональные и семейные, не совпадают, а иногда и противоречат друг другу. Эти межролевые конфликты активизируют работу самосознания, побуждая личность иерархизировать разные аспекты своей жизнедеятельности, соподчинять их соответственно какой-то шкале ценностей.

Во-вторых, каждая «социальная роль» – это отношение, которое его участники могут определять по-разному. Эти внутриролевые конфликты предполагают необходимость самостоятельного, индивидуального определения собственной роли со всей вытекающей отсюда мерой ответственности.

В-третьих, неодинаково сами отношение индивида к выполняемым ролям: одни функции и виды деятельности переживаются и осознаются как органические, неотделимые от собственного «Я», другие – как более или менее внешние, периферийные, «искусственные». Степень психологического отчуждения индивида от своих «ролей» зависит от многих причин как социального, так и психологического характера[3] .

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, в ходе которого в определенных социальных условиях человек этот опыт преобразует в собственные ориентиры и ценности, избирательно вводит в свое поведение нормы, принятые в обществе или группе.

Социализация может происходить как стихийно, так и организованно, осуществляться как в специальных институтах (школа, вуз, трудовой коллектив, семья и пр.), так и в разнообразных неформальных объединениях. На социализацию влияют само общество, культура, этнос, условия региона проживания и даже тип поселения, средства массовой коммуникации и пр.

Процесс социализации непрерывен на протяжении всего онтогенеза и протекает неравномерно.

Так на дотрудовой стадии социализации человек больше социальный опыт усваивает, на трудовой – больше воспроизводит за счет активного участия в деятельности и воздействия на среду через эту деятельность; на послетрудовой стадии социализации человеком вносится существенный вклад в воспроизвоздство опыта, за счет передачи его новому поколению.

Социализацию необходимо рассматривать вместе с индивидуализацией. Приобщаясь к различным сферам жизни общества, социализируясь, личность вместе с тем «приобретает все большую самостоятельность, относительную автономность, формирует ее собственный образ жизни и собственный внутренний мир»[4] .

2. Развитие личности

Уровень развития личности одновременно является уровнем развития ее функциональных возможностей, ее, говоря языком психологических понятий, интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств. Сюда же относятся и такие еще малоизученные свойства, как сложность, тонкость, дифференцированность личности.

Аспекты общественного и культурного развития личности полностью не совпадают. Общественное развитие человека выражается той ролью, которую играют в его поведении общественные интересы по сравнению с личными.

Культурный же уровень личности выражается соотношением идейных элементов индивидуального опыта и органических («витальных») импульсов поведения. Конечно, наиболее высокий уровень развития характеризуется сочетанием коллективизма с высокой культурой.

Однако культурно развитый человек может быть индивидуалистом, а культурно не развитый – коллективистом. Культурное развитие первого, какого бы высокого уровня оно ни достигло, неполноценно, ущербно, ибо недоразвиты общественные связи и мотивы поведения.

Коллективизм второго оказывается стихийным, примитивным, ибо не сочетается с высоким культурным уровнем, необходимым для обеспечения общественной сознательности человека. Ступени общественного и культурного развития – отличаются различной ролью, которую на каждой из них играют для личности общественные и личные отношения[5] .

Принцип детерминизма применительно к психологической теории личности ориентирован не только на идею причинности как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени следствию, но и на другие его формы: на системный детерминизм, обнаруживающийся в зависимости отдельных компонентов системы от свойств целого, а также на целевой детерминизм, в соответствии с которым цель определяет процесс достижения результата. Представление об активности личности, ее направленности, которое утвердилось в психологии, начиная со второй половины 30-х годов ХХ века, создает методологические предпосылки для реализации принципа детерминизма на уровне категории «психосоциального отношения». В психологии были выдвинуты трактовка детерминизма как действия «внешних причин через внутренние условия» (С.Л. Рубинштейн) и трактовка детерминизма как действия «внутреннего через внешнее» (А.Н. Леонтьев).

Детерминистический тезис о том, что, изменяя в деятельности реальный мир, субъект изменяется сам, что и объясняет личностные трансформации индивида, оказалось возможным распространить и на область межличностных связей, в которых наиболее полно выявляет себя категория психосоциального отношения.

Так же, как индивид в предметной деятельности изменяет окружающий мир и посредством этого изменения изменяет себя, становится личностью, социальная группа в своей совместной социально значимой деятельности конструирует и изменяет систему межличностных отношений и межличностного взаимодействия, становится коллективом.

Феномены межличностных отношений отчетливо это обнаруживают.

Так, самоопределение в отношении задач групповой деятельности складывается как результат активной деятельности по претворению в жизнь поставленных перед ней целей, то есть межличностные отношения преобразуются деятельностью, которая направлена вовне на присвоение социально значимого предмета, а не на сами эти межличностные отношения.

С позиции детерминизма развитие личности как системного качества индивида обусловлено социально, хотя сам индивид обладает биологическими предпосылками для своего развития[6] .

Читайте также:  Полезная и вредная помощь детям-сиротам - психология

Источник: http://MirZnanii.com/a/199071/psikhologiya-identichnosti

Детская сексуальность: Биология и психология половой идентичности ребенка

Детская сексуальность: Биология и психология половой идентичности ребенка

Одни считают гендерную идентичность выдумкой, другие настаивают на исключительно психологических ее факторах.

Однако, как показывают научные исследования, на формировании базовой, или ядерной половой идентичности, влияют как биологические, так и психологические, социальные и многие другие факторы. Об этом в рамках прошедшей в Киеве образовательной конференции SEX.

Prostir #3 рассказала клинический психолог Наталья Пильгук, сертифицированный в Австрии, Германии и Франции специалист по психоанализу и сексотерапии.

Наша сексуальность многогранна, и на нее влияют многие факторы.

В нашей сексуальности сплетены биологические, психологические, культурные, социальные, антропологические аспекты, и все они влияют на то, как мы реализовываем свою сексуальность.

В то же время они делают ее достаточно хрупкой. Биологические факторы – матрица, на которой базируются психологические аспекты нашей сексуальности, поэтому рассмотрим сначала ее.

Биология сексуальности

Все мы рождены от соединения двух клеток, несущих хромосомы X и Y. Кажется, что все просто: соединились две хромосомы, и от этого появилась девочка или мальчик. Но это не так. До 6-7 недели беременности матери пол всех младенцев является женским – мы все зарождаемся в теле женщины, и наша изначальная идентичность, в том числе биологическая половая идентичность, является женской.

Начиная с 6-7 недели, если в клетке ребенка есть Y-хромосома и генетически он – мальчик, то под влиянием этой хромосомы начинают вырабатываться определенные гормоны, благодаря которым зародыш становится мальчиком.

Происходит редукция мюллеровых протоков, из которых образовались бы женские половые органы, и образование так называемых вульфовых протоков, которые определяют развитие мужской особи.

Генетический пол

Начиная с 8 недели беременности, происходит развитие внутренних половых органов зародыша, гонад. Они вырабатывают свои гормоны: у девочки это эстроген, у мальчика – тестостерон, и они определяют дальнейшее развитие ребенка.

Дифференциация зародыша всегда идет в женском направлении, если недостаточно циркулирующих эмбриональных гормонов. Если в организме матери мало тестостерона, то у нее родится девочка с женскими половыми органами, но имеющая мужской генетический пол.

Так реализуется принцип преобладания феминизации над маскулинизацией – женское побеждает мужское.

В третьем триместре беременности под влиянием циркулирующих эмбриональных гормонов происходит диморфное развитие головного мозга младенца. Изначально в мозге превалируют женские характеристики, а под воздействием гормонов происходит развитие по мужскому или женскому типу. Это продолжается и в первые три месяца после рождения ребенка.

Развитие по мужскому типу определяет в будущем способности к пространственному мышлению, решению сложных математических задач. А у девочки строение головного мозга приведет к лучшей связи между двумя полушариями, девочка будет лучше говорить, будет более эмоциональной.

Мы действительно разные, мужчины и женщины, и многое закладывается в период беременности.

Есть исследование о том, что стресс матери во время беременности приводит к нарушению циркуляции эмбриональных гормонов и оказывает феминизирующее влияние на мозг мальчика, и маскулинизирующее – на мозг девочки.

Эмоциональное состояние нашей мамы очень влияет на наше дальнейшее развитие и сексуальность.

Если все идет хорошо, наша мама не испытывает стресс, если достаточно гормонов, то на 11-13 неделе формируются внешние половые органы, и уже видно, кто будет – мальчик или девочка.

Рождение сексуальности

Также есть исследование, что на нашу сексуальность, способность любить, строить отношения, влияет период беременности, близкий к родам, сами роды и время сразу после родов.

Если в это время, когда формируется головной мозг ребенка, женщина находится в состоянии стресса, то происходит угнетение естественной родовой деятельности, что влияет на то, каким рождается младенец.

Состояние матери во время родов, их способ, влияет на биохимическое состояние ребенка, и это тоже сказывается на мозге.

Гормон окситоцин, отвечающий за привязанность, способность испытывать чувства, в большом количестве вырабатывается у матери непосредственно перед родами, так как он также отвечает за интенсивность схваток и изгнание плода.

Попадая вместе с материнской кровью в тело младенца, при стимуляции стенками вагины тела младенца, когда активизируются С-рецепторы, непосредственно связанные с центрами возбуждения в головном мозге, окситоцин активирует в мозге младенца зоны, отвечающие за привязанность, способность любить и строить отношения.

Материнский сосок – первый объект, снова соединяющий ее и младенца после их рассоединения, после рождения. В первых каплях молозива содержится большое количество химических веществ, активизирующих зоны мозга младенца, способствующие установлению привязанности, нашей базовой этологической потребности.

Когда мы рождаемся на свет, нам присваивается первый социальный пол – так называемый акушерский, потому что именно акушерка определяет пол ребенка. Этот пол определяет пол воспитания, то, как к нам будут относиться родители.

Есть исследования о том, что фантазии матери во время беременности на предмет, кого она хочет – мальчика или девочку – влияет на формирование виртуальной самости ребенка.

Поэтому психологи рекомендуют мамам хотеть просто малыша, чтобы не искажать картину.

Психология сексуальности

  • Ядерная половая идентичность – то, к какому полу мы себя причисляем, женскому, мужскому или еще какому-то. Ее биологическая основа формируется еще внутриутробно и зависит от того, какие зоны головного мозга были стимулированы перинатальными гормонами. Но также, по мнению многих исследователей, ядерная половая идентичность зависит от того, как нас воспитывали до 2-4 лет, как мальчика или как девочку.
  • Полоролевая идентичность – это модель мужских или женских форм поведения, которые приняты в обществе и определяются культурой.
  • Также важный психологический аспект сексуальности – выбор сексуального объекта, который зависит от социально-психологического опыта, приобретенного нами в раннем детстве, в первые четыре-пять лет.

Чтобы прочитать статью дальше перейдите на следующую страницу, нажав ее номер ниже.

Источник: http://all-4-woman.ru/otnosheniya/roditeli-i-deti/detskaya-seksualnost-biologiya-i-psixologiya-polovoj-identichnosti-rebenka.html

Теории половой идентификации

В обыденной жизни распространено мнение о том, что половая принадлежность человека «дана» ему исключительно биологически. Такой же точки зрения придерживаются психоаналитики, сторонники фрейдизма.

В их теории идентификации подчеркивается также роль эмоциональности и подражания. Исследователи этого направления считают, что ребенок неосознанно  имитирует поведение людей своего пола, и прежде всего — своих родителей, чье место он хочет занять.

Психоаналитики считают, что личность развивается полноценно только тогда, когда не нарушается процесс половой идентификации.

В целом теорий, объясняющих процесс возникновения половой идентификации, очень много. Иногда они отличаются лишь названием, но не сутью.

Теория социального научения утверждает, что идентификация зависит полностью  от родительских моделей, которым старается подражать ребенок, а также от родительских подкреплений поведения ребенка.

Сторонники этой теории считают, что ребенок идентифицирует себя не конкретно с мамой или папой, а с абстрактным образом женщины или мужчины, который создан им на основе собственных наблюдений.

Теория половой типизации,опираясь на позиции теории социального научения, ведущую роль придает механизмам подкрепления: воспитатели и родители поощряют будущих мужчин за «мальчишеское» поведение и осуждают за «девчачье»; девочки соответственно оказываются поощренными за фемининное поведение и осужденными за маскулинное.

Теория когнитивного развития (теория самокатегоризации). В этой теории подчеркивается познавательная сторона процесса идентификации.

Сначала человек узнает, что это значит: быть женщиной или мужчиной, затем определяет, кто есть он сам, и далее стремится согласовывать свое поведение с этими представлениями о женщине или мужчине.

Отсюда делается вывод о важности для процесса половой идентификации уровня интеллектуального развития малыша.

 Л. Кольберг выразила различия в этих теориях следующими примерами «…В свете теории половой типизации ребенок мог бы сказать: «Я хочу поощрения, меня поощряют, когда я делаю мальчиковые вещи, поэтому я хочу быть мальчиком», а в свете теории самокатегоризации: «Я мальчик, поэтому я хочу делать мальчиковые вещи, и возможность их делать меня вознаграждает».

Существенным возражением против этой теории является то, что половая дифференциация поведения возникает у детей значительно раньше, чем складывается их устойчивое сознание собственной половой идентичности.

Теория гендерной схемы содержит черты теорий социального научения, и когнитивного развития. Ориентируясь на взрослых людей, ребенок научаетсяя выбирать из всех определений «Я» только те из них, которые применимы к его полу.

Итак, сторонники теории социального научения убеждены, что половая идентичность формируется только после того, как ребенок усвоит типичное половое поведение. Когнитивисты отстаивают, что сначала человек усваивает половую идентичность, и лишь потом научается вести себя сообразно полу.

Этот спор представляется больше надуманным, очевидно, что возникновение половой идентичности — не одномоментное событие. Процесс этот длительный и в нем имеют место (и последовательно, и одновременно) и идентификация в виде спонтанного подражания, и научение в результате целенаправленного воспитания взрослыми половой роли.

Более справедливо сказать, что  теории освещают один и тот же процесс, но с разных точек зрения.

Биосоциальный взгляд. Многие ученые считают, что в основе половой идентичности лежат биологически заданный пол, а также воздействия на личность социума и культурных традиций.Следовательно, половая идентичность — есть фенотип, сплав врожденного и приобретенного.

Данное положение прекрасно отражено на схеме Петерсона-Мейлора, в ней показаны факторы и механизмы формирования у человека половой идентичности.

В то же время следует отметить, что вопрос о механизмах половой идентификации окончательно еще не решен. 

Источник: http://www.psyhologia-online.com/publ/psikhologija_likbez/teorii_polovoj_identifikacii/13-1-0-147

Ссылка на основную публикацию