Роберто ассаджиоли — психология

Роберто Ассаджиоли: всё о известном психологе

Для тех, кто знаком с психологией и, в частности, с понятием психосинтез, фамилия Ассаджиоли говорит о многом. Этот человек является основателем методики реконструкции личности, получившей название «психосинтез».

Будучи последователем Фрейда, этот ученый весьма справедливо предположил, что наравне с теорией психоанализа может существовать концептуально противоположная теория.

Таким образом, он соединил классический метод исследования по Фрейду с терапевтическими приемами Юнга, в результате чего и получил уникальное направление психологической практики, ставшее абсолютно самостоятельным.

Чем еще прославился Роберто Ассаджиоли и что представляет собой предложенная им модель личности, читайте далее.

Теоретико-методологический принцип саморазвития человека Р.Г. Ассаджиоли получил широкое распространение. Он считается одной из наиболее популярных концепций. Предложив уникальную структуру личности, Роберто Ассаджиоли ввел множество новых терминов и понятий, а также создал целую практику с приемами, используемыми в психотерапевтической деятельности и сфере образования до сих пор.

Интересные факты о жизни врача-психолога

Работы Роберта Ассаджиоли – это не только усовершенствованные теории философов и психологов-предшественников, но и авторские идеи, и собственный опыт, который получил ученый, находясь под арестом, а также во время затворничества. Как говорил потом врач-философ своим друзьям, для него эти события стали бесценным опытом, благодаря которому он смог практиковать специальные психодуховные упражнения.

Но чтобы понять природу открытий Роберта Ассаджиоли, стоит узнать о жизни самого философа. Так, биография основателя психосинтеза началась в далеком 1888 году, когда в Венеции в семье Леоне Греко и Элены Каулы 27 февраля родился мальчик, названный Роберто Марко Греко. Однако спустя 2 года Леоне умер, и Элена вышла замуж за другого, поэтому фамилия мальчика была изменена на Ассаджиоли.

Роберто рос весьма любознательным ребенком, а потому по достижении 18 лет он свободно владел несколькими иностранными языками. Помимо родного языка, юноша в совершенстве знал русский, немецкий, английский, а также латынь и санскрит.

Рекомендуем: Психосинтез — это

В совершеннолетнем возрасте Роберто Ассаджиоли проходил обучение во Флорентийском университете и активно путешествовал по всему миру. Интересно, что среди стран, которые посетил юный полиглот, была и Россия.

Успешно окончив обучение со степенью доктора наук, специализирующегося на неврологии и психиатрии, Ассаджиоли представил широкой публике свою теорию о бессознательном (1910 год, г. Болонья, Международный конгресс).

Указав на узкий взгляд Фрейда в рамках его теории о психоанализе, Роберто предложил авторский метод изучения саморазвития человека, представив его под названием «психосинтез».

Дальнейшую биографию знаменитого врача-психолога, ученого и философа из Венеции изложим весьма кратко. Известно, что в 1922 году Роберто вступил в брак с Нелле Чапетти и вскоре в их семье появился на свет наследник, получивший имя Иларио Ассаджиоли.

Жизнь и работа ученого в период войны

В то же время ученый продолжал трудиться, совершенствуя собственные идеи и разрабатывая новые психотерапевтические приемы. Результатом его усердной работы стала вышедшая в 1927 году книга «Psychosynthesis.

A new method of healing» («Новый метод лечения: Психосинтез» Р. Ассаджиоли).

Стоит заметить, что данная работа была опубликована на английском языке, а к моменту ее публикации автором уже был основан Институт психосинтеза в городе Флоренция (1926 г.).

Рекомендуем: Психика: определение понятия

Однако спустя 12 лет в деятельность Роберто вмешалось правительство — ученый был арестован по указу Бенито Муссолини. Причиной ареста врача-психолога в 1938 году стали его собственные гуманистические произведения.

Кроме того, фашистскому правительству пришлась не по нраву национальная принадлежность Ассаджиоли (далекими предками ученого были евреи, которых тщательно пытался искоренить Гитлер путем давления на Муссолини).

В результате ученый оказался за решеткой, но пробыл там совсем недолго, и это время он смог провести с пользой, практикуя свои психодуховные упражнения и методы.

Некоторое время спустя Роберто был выпущен из-под стражи, но гонения на него не прекратились. В таком режиме он пережил Первую и Вторую мировые войны. К слову, во время Второй мировой ему пришлось куда более тяжело.

Так, уже 50-летнему ученому пришлось скрываться от регулярных нападок и преследований со стороны фашистов, чтобы не оказаться заключенным снова.

Перейдя на «нелегальное положение», Роберто некоторое время был затворником, бродившим от деревни к деревне на просторах альпийского высокогорья.

С окончанием военного режима и освобождением от преследования Муссолини врач-психолог снова стал активно развивать свои теории психосинтеза.

Вернувшись во Флоренцию, Роберто Ассаджиоли возрождает Институт психосинтеза. Примерно с этого времени начинается пора рассвета нового направления психологии.

Получив международное признание, концепция Ассаджиоли распространяется по всему миру. Многие ученые вплотную занимаются изучением теории Роберто, а его публикации издаются на разных языках.

Постепенно начинают появляться центры психосинтеза на территории Европы, которые действуют и в настоящее время.

Знакомство с идеями и работами ученого

В отличие от своих коллег-психологов, Роберто предпочитал писательству живую практику, работу преподавателя и психотерапевтическую деятельность. Именно поэтому его библиография очень скудна.

И это книги, посвящающие читателя в основы теории саморазвития по версии Роберто Ассаджиоли: «Психосинтез.

Принципы и техники», «Психосинтез (теория и практика)», а также работы, в которых изложены результаты исследований ученого в области психики, воли человека и самопознания: «Акт воли», «О духовном кризисе».

Помимо этого, проведя собственный анализ воли, опираясь на основные представления о данной характеристике человека, врач из Венеции Роберто Ассаджиоли смог написать еще одну книгу — «Техники развития воли».

В ней он продемонстрировал структуру воли, а также описал акты ее проявления. Благодаря этому в настоящее время ученые имеют уникальную возможность применять теорию врача-психолога на практике, изучая развитие воли и ее воспитание.

Также итальянским ученым было написано еще множество других работ – коротких научных статей и эссе.

Свою активную деятельность врач-психолог из Венеции продолжал вести вплоть до самой смерти. 23 августа 1974 года Ассаджиоли скончался. Получив посмертно прозвище «мастер психосинтеза», он вошел в историю как величайший человек, который сделал огромный вклад в развитии науки.

Рекомендуем: Эрик Берн: биография

Как уже стало понятно многим, Роберто Ассаджиоли является основоположником направления психосинтез в психологии. По его мнению, данное направление преследует сразу несколько задач:

  • Постижение внутреннего «Я».
  • Обретение гармонии на фоне познания своего внутреннего «Я».
  • Выстраивание адекватных взаимоотношений с окружением.

Фундаментальной основой теории саморазвития личности, созданной Ассаджиоли, стали работы Зигмунда Фрейда по психоанализу. Не сомневаясь в верности его идей, Роберто сделал предположение о существовании противоположной данному направлению концепции. У него появились идеи относительно уникальной структуры личности, которая состоит из нескольких областей бессознательного.

По Ассаджиоли, «карта внутреннего мира» личности имеет следующий вид:

Поля, обозначенные номерами, соответствуют следующим областям:

1, 2 и 3 – низшее, среднее и высшее бессознательное (соответственно).

4 — сознательное.

5 — поле сознательного «Я».

6 — поле высшего «Я».

7 — коллективное бессознательное.

Основные положения теории

Согласно мнению итальянского ученого-философа, низшее бессознательное представлено самыми простейшими инстинктами, которые обусловлены природой происхождения человека. Это в свою очередь подтверждает учение Фрейда.

К этой области бессознательного относится мощный энергетический потенциал, который является местом локализации парапсихических реакций и фантазий, проявляющихся неконтролируемо и являющихся источником кошмаров или творческих проявлений.

Поле среднего бессознательного Ассаджиоли считает промежуточной зоной между сознанием и бессознательным. В ней преимущественно сосредоточены впечатления человека, его ощущения, эмоции и восприятие окружающего, из которых впоследствии формируются осознанные навыки, а также разные контролируемые психические состояния.

Следующая область – высшего бессознательного, обозначенная ученым как «супербессознательное», является источником высших чувств человека. По мнению автора, в данной сфере начинают свое формирование парапсихические функции человека, а также зарождается духовная энергия.

Читайте также:  Прокол - психология

Рекомендуем: Рудольф Арнхейм: вклад в психологию

Основная область – поле сознания, как считал Ассаджиоли, является частью человеческой личности, полностью осознаваемой ею. Она представлена нашими осознанными инстинктами, мыслями и переживаниями, которые мы можем исследовать и анализировать.

Область сознательного «Я» Роберто Ассаджиоли представил как центр человеческого сознания, элемент личности «Эго». Однако в отличие от предыдущей данная область не является осознанной.

Высшее «Я» — поле, которое является истинной сущностью личности. Роберто Ассаджиоли называет его «постоянным элементом», так как в любых психологических и физических состояниях человека это поле остается неизменным.

Индивидуальное бессознательное мастер психосинтеза рассматривает в составе личности, как неизолированный от окружения элемент, тесно взаимодействующий с коллективным бессознательным. При этом такая связь является не только пространственной, но и временной (связь с предыдущими поколениями, с опытом и воспоминаниями предшественников).

И, как заявляет Роберто, познавая собственное «Я» (высшее, истинное «Я»), человек имеет возможность обрести полноценное психическое здоровье. Это, собственно говоря, и является обязательным условием практики психосинтеза по Ассаджиоли.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/roberto-assadzhioli.html

Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом

Так живая сила его ума
Сломала все барьеры,
И прошел он далеко за пределы
Огненных стен мира,
И в уме и духе
Преодолел безграничность Вселенной.

Лукреций. О природе вещей

В более популярных версиях истории психиатрии и психологии Карл Густав Юнг представляется фигурой некоего гиганта или пионера-первопроходца, одиноко возвышающейся над своим окружением.

Может показаться, что он в одиночку бросал вызов господствовавшим в этих дисциплинах медицинским стереотипам и подчеркивал значение духовности.

Однако в то же самое время, когда Юнг ставил под сомнение ограниченную и биологически ориентированную мысль фрейдистского психоанализа, еще один психиатр, тихо и незаметно работавший в Италии, пришел к выводам, имевшим много общего с юнгианским подходом, — это был Роберто Ассаджиоли.

Работы Ассаджиоли не получили должного признания до 60-х годов, времени великого возрождения интереса к духовности и исследованиям сознания. Особенно примечателен тот факт, что Ассаджиоли уделял особое внимание взаимоотношению между духовностью и умственными расстройствами.

Ассаджиоли был психиатром и психотерапевтом, создавшим оригинальную систему трансперсональной терапии, названную им “психосинтезом”. Получив подготовку как фрейдистский аналитик, он был одним из пионеров психоанализа в Италии. Однако уже в 1911 г.

он выдвинул серьезные возражения против учения Фрейда и обсуждал его недостатки и ограничения. Он характеризовал его как такой подход к человеческим проблемам, который не может быть назван неверным, но является односторонним и неполным.

В особенности он критиковал Фрейда за пренебрежительное и предвзятое отношение к духовному измерению человеческого бытия.

В последующие годы Ассаджиоли сформулировал принципы психосинтеза, своей собственной теории и практики терапии и самопознания.

Ее основной постулат состоял в том, что любой индивидуум находится в постоянном процессе личностного роста, реализуя свой скрытый потенциал.

По контрасту с Фрейдом, который сосредоточил свое внимание на основных инстинктах, свойственных человеческой природе, Ассаджиоли особо выделял позитивные, творческие и приносящие радость элементы и важность воли.

Карта человеческой личности, разработанная Ассаджиоли, во многом сходна с психологической системой Юнга, так как она явно признает духовность, отдавая ей должное, и включает в себя понятие коллективного бессознательного. Она состоит из нескольких основных компонентов, находящихся в динамическом взаимодействии.

Низшее бессознательное управляет базовой психологической активностью, в частности, включающей в себя примитивные инстинктивные потребности и эмоциональные комплексы. Промежуточное бессознательное — это область, где опыт ассимилируется, прежде чем достигнуть сознания; она примерно соответствует тому, что Фрейд называл “предсознанием”.

Область сверхсознания является сферой высших чувств и способностей, таких, как интуиция и вдохновение. Поле сознания содержит чувства, мысли и импульсы, доступные для анализа. Ассаджиоли различал сознательное “я”, определяемое как средоточие чистого осознавания, и высшее “Я”, существующее отдельно от сознания разума и тела.

Все эти компоненты погружены в коллективное бессознательное, общее для всех нас.

Важным элементом психосинтеза является понятие субличности. Согласно Ассаджиоли, человеческая личность не есть единое и полностью интегрированное целое; она состоит из многих динамических структур, имеющих относительно самостоятельное существование и поочередно, в зависимости от обстоятельств, оказывающих преобладающее влияние на психику.

Наиболее общие и очевидные субличности отражают ситуативные роли, которые мы играем в своей жизни сейчас или играли в прошлом, — ребенок, друг, любовник, родитель, учитель, доктор или офицер. Другие субличности могут быть воображаемыми героями, мифологическими фигурами или даже животными.

Главной задачей психосинтеза являются выявление субличностей и их объединение в эффективно функционирующее динамическое целое.

Терапевтический процесс психосинтеза включает в себя четыре последовательные стадии. На первой клиент узнает о различных элементах своей личности, которые до того были скрыты, и принимает их на сознательном уровне.

Следующий шаг — освобождение себя от их психологического влияния и развитие способности их контролировать; это то, что Ассаджиоли называл “разотождествлением”.

После того как клиент постепенно обнаруживает свой психологический центр, становится возможным достижение самого психосинтеза, который характеризуется кульминацией процесса самореализации и интеграции различных субличностей вокруг нового центра.

Ассаджиоли родился в Венеции в 1888 г., а жил и работал во Флоренции. Его замечательные живучесть, жизнерадостность, оптимизм и юмор были с ним до самых последних его дней.

Несмотря на преклонный возраст и прогрессирующую потерю слуха, он продолжал активно работать как психиатр и занимался профессиональной деятельностью во множестве других областей вплоть до самой своей смерти в 1974 г.

Он был руководителем Psychosynthesis Research Foundation — Фонда исследований в области психосинтеза в Нью-Йорке — и президентом Instituto di Psicosintesi (Института Психосинтеза) в Италии. Его публикации составляют более трех сотен статей и несколько книг, включая такие, как “Психосинтез” и “Акт воли”.

Статья, являющаяся вкладом Ассаджиоли в нашу антологию, — воистину классическая в данной области. Это ясное и сжатое обоснование важности духовного развития и обсуждение проблем и трудностей, связанных с этим процессом.

В психиатрической литературе очень немного работ, столь ясно подчеркивающих необходимость проводить различие между обычной психопатологией и кризисом, который предшествует духовному раскрытию, сопровождает его и следует за ним.

Духовное развитие — это длинное и трудное путешествие по удивительным областям, полным сюрпризов, красоты и радости, трудностей и даже опасностей. Оно включает в себя пробуждение потенциальных возможностей, до того скрытых и дремлющих, восхождение сознания в новые области, радикальные преобразования “нормальных” элементов личности и раскрытие новых внутренних измерений.

Я употребляю термин “духовный” в самом широком смысле, и всегда по отношению к эмпирически обозримому человеческому опыту.

В этом контексте слово “духовный” относится не только к переживаниям, традиционно рассматриваемым как религиозные, но ко всем состояниям осознавания, всем человеческим функциям и проявлениям, общей чертой которых является отношение к ценностям, более высоким, чем обычные, — к таким, как этические, эстетические, героические, гуманистические или альтруистические ценности.

В психосинтезе мы понимаем такие переживания высших ценностей как исходящие из сверхсознательных уровней человеческого существа. Сверхсознание может рассматриваться как более высокий аналог низшего бессознательного, столь хорошо описанного Фрейдом и его последователями.

В качестве высшего объединяющего центра для сверхсознательного и жизни индивида в целом выступает Трансперсональная, или Высшая, Самость. Таким образом, духовные переживания могут ограничиваться областями сверхсознательного или же включать в себя осознание Самости. Это осознание постепенно развивается в Само-реализацию — отождествление “я” с Трансперсональной Самостью.

В последующем обсуждении я буду рассматривать различные стадии духовного развития, включая достижение Само-реализации.

Для нас не может быть сюрпризом то обстоятельство, что столь фундаментальная трансформация отмечена несколькими критическими стадиями, которые могут сопровождаться различными умственными, эмоциональными и даже психическими расстройствами. При объективном клиническом обследовании они могут выглядеть такими же, как и те, что вызваны более обычными причинами. Но в действительности они имеют совершенно иные значение и функцию и нуждаются в ином подходе.

Читайте также:  Импринтинг - психология

Число случаев расстройств, имеющих духовное происхождение, быстро растет в наши дни, когда все больше людей сознательно или бессознательно нащупывают путь к более полной жизни.

Кроме того, возросшие уровень развития и сложность личности современного человека и его критический ум сделали процесс духовного развития более богатым и содержательным, но также и более сложным и трудным.

В прошлом одного лишь морального обращения, простой чистосердечной преданности учителю или спасителю, любящей покорности воле Божией нередко было достаточно для того, чтобы открыть врата, ведущие к более высокому уровню сознания и чувству внутреннего единства и свершения.

Сейчас, однако, в процесс вовлекаются более разнообразные и сложные аспекты личности современного человека, которые должны быть преобразованы и приведены в гармонию друг с другом: его фундаментальные ориентации, его эмоции и чувства, его творческое воображение, его вопрошающий ум, его напористая воля, а также его межличностные и социальные отношения.

По этим причинам полезно в общих чертах описать нарушения, которые могут возникать на различных стадиях духовного развития, и дать некоторые рекомендации относительно того, как лучше иметь с ними дело. В этом процессе можно выделить четыре критические стадии, или фазы:

— Кризис, предшествующий духовному пробуждению;

— Кризис, обусловленный духовным пробуждением;

— Реакцию, следующую за духовным пробуждением;

— Фазы процесса преобразования.

Я использую символическое выражение “пробуждение”, потому что оно ясно выражает осознание новой области опыта, открытие ранее закрытых глаз на прежде неведомую внутреннюю реальность.

Источник: http://bookap.info/trans/grof_duhovnyy_krizis_kogda_preobrazovanie_lichnosti_stanovitsya_krizisom/gl8.shtm

Клуб Здорового Сознания

Роберто Ассаджиоли (1888 — 1974) — итальянский психоаналитик, основоположник психосинтеза. Представление о личности в психосинтезе отличается от психоаналитического, хотя частично с ним соотносится.

Ассаджиоли рассматривает шесть составляющих психики: низшее бессознательное (инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и др.

); среднее бессознательное (мысли, чувства, которые легко могут осознаваться, аналог фрейдистскому предсознательному); высшее бессознательное, или сверхсознательное, сверхсознание (высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение); поле cознания — анализируемые чувства, мысли, побуждения; сознательная самость — «Я» — точка ясного осознания; высшая самость — своего рода «внутренний Бог». Практические занятия психосинтезом позволяют достичь совершенства. Известно русскому читателю его фундаментальное исследование «Психосинтез».

Предисловие Юрия Ключникова

Из предисловия Юрия Ключникова к статье

Роберто Ассаджиоли широко известен в Европе как врач-философ, создатель техники реконструкции личности, которую он назвал «психосинтезом».

Исходным началом для Ассаджиоли является стремление проникнуть в духовный центр человека, в ту область, которая религиозными и восточными философскими доктринами обозначена как высшее Я человеческой индивидуальности, как Надсознание.

Не учет надсознательных и духовных аспектов, которые психология оставляла прежде философии и религии, создал болезненный разрыв, а нередко и конфликт между различными подходами к природе человека.

Разрыв этот пытался преодолеть Зигмунд Фрейд, но его лечебные, а затем философские концепции сводили человеческую природу к подсознанию, к сексуальным комплексам. Юнг, Фромм и Ассаджиоли, опираясь на ведантическую традицию, смогли обогатить европейскую науку о человеке более плодотворными подходами.

Свои идеи психосинтеза Роберто Ассаджиоли почерпнул не только из текстов Веданты.

В 1940 году, арестованный фашистскими властями Италии, он около месяца провел в камере-одиночке и впоследствии рассказывал друзьям, что это был интересный и ценный опыт, который дал ему возможность провести ряд специальных психодуховных упражнений. Столь же эффективно использовал Ассаджиоли вынужденное затворничество в 1943 году, когда скрывался от режима Муссолини в отдаленных горных деревушках.

Ассаджиоли — врач, специальность его — лечение нервных заболеваний, возникших в результате духовного продвижения людей.

Но словосочетание болезнь и духовный рост вроде бы выглядит странно — зачем такой рост, если он сопровождается болезнью? И действительно, большинство нервных болезней возникает не в результате духовного восхождения, но как следствие искривления его.

Ассаджиоли не сообщает, насколько трудно и долговременно «психосинтетическое» лечение, между тем элементарная профилактика позволяет избежать очень многих психологических капканов. И прежде всего категорическое недопущение насильственного вторжения кого-либо и чего-либо в человеческую психосферу.

Так называемая экстрасенсорность вовсе не цель и не заслуга, но по неизбежности болезненный спутник нашего духовного роста — контролируемый, если мы стремимся приобщиться к Миру Божьему и опасно-бесконтрольный, если наши устремления связаны с Миром Тонким.

Источник: https://psy-space.ru/?page=roberto-assadzhioli

Роберто Ассаджиоли

Роберто Ассаджиоли (1888 — 1974) — итальянский психоаналитик, основоположник психосинтеза. Представление о личности в психосинтезе отличается от психоаналитического, хотя частично с ним соотносится.

Ассаджиоли рассматривает шесть составляющих психики: низшее бессознательное (инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и др.

); среднее бессознательное (мысли, чувства, которые легко могут осознаваться, аналог фрейдистскому предсознательному); высшее бессознательное, или сверхсознательное, сверхсознание (высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение); поле cознания — анализируемые чувства, мысли, побуждения; сознательная самость — «Я» — точка ясного осознания; высшая самость — своего рода «внутренний Бог». Практические занятия психосинтезом позволяют достичь совершенства. Известно русскому читателю его фундаментальное исследование «Психосинтез».

Предисловие Юрия Ключникова

Из предисловия Юрия Ключникова к статье «Нервные заболевания при духовном росте»

Роберто Ассаджиоли широко известен в Европе как врач-философ, создатель техники реконструкции личности, которую он назвал «психосинтезом».

Исходным началом для Ассаджиоли является стремление проникнуть в духовный центр человека, в ту область, которая религиозными и восточными философскими доктринами обозначена как высшее Я человеческой индивидуальности, как Надсознание.

Не учет надсознательных и духовных аспектов, которые психология оставляла прежде философии и религии, создал болезненный разрыв, а нередко и конфликт между различными подходами к природе человека.

Разрыв этот пытался преодолеть Зигмунд Фрейд, но его лечебные, а затем философские концепции сводили человеческую природу к подсознанию, к сексуальным комплексам. Юнг, Фромм и Ассаджиоли, опираясь на ведантическую традицию, смогли обогатить европейскую науку о человеке более плодотворными подходами.

Свои идеи психосинтеза Роберто Ассаджиоли почерпнул не только из текстов Веданты.

В 1940 году, арестованный фашистскими властями Италии, он около месяца провел в камере-одиночке и впоследствии рассказывал друзьям, что это был интересный и ценный опыт, который дал ему возможность провести ряд специальных психодуховных упражнений. Столь же эффективно использовал Ассаджиоли вынужденное затворничество в 1943 году, когда скрывался от режима Муссолини в отдаленных горных деревушках.

Ассаджиоли — врач, специальность его — лечение нервных заболеваний, возникших в результате духовного продвижения людей.

Но словосочетание болезнь и духовный рост вроде бы выглядит странно — зачем такой рост, если он сопровождается болезнью? И действительно, большинство нервных болезней возникает не в результате духовного восхождения, но как следствие искривления его.

Ассаджиоли не сообщает, насколько трудно и долговременно «психосинтетическое» лечение, между тем элементарная профилактика позволяет избежать очень многих психологических капканов. И прежде всего категорическое недопущение насильственного вторжения кого-либо и чего-либо в человеческую психосферу.

Так называемая экстрасенсорность вовсе не цель и не заслуга, но по неизбежности болезненный спутник нашего духовного роста — контролируемый, если мы стремимся приобщиться к Миру Божьему и опасно-бесконтрольный, если наши устремления связаны с Миром Тонким.

Источник: http://www.all-tests.ru/roberto-assadzhioli.htm

Центр предвосхищения

АССАДЖИОЛИ Роберто (Assagioli Roberto) (1888—1974) — итальянский психиатр и психолог, создатель психосинтеза — теоретико-методологической концепции психотерапии и саморазвития человека, включающей в себя познание сверхсознания, как эволюционного будущего человека, всего того, чего он может достичь в процессе развития; высшие парапсихологические способности, интуицию, творческое вдохновение и духовность. Указывая на определенную ограниченность психоанализа, Ассаджиоли представил свой взгляд на бессознательное в 1910 г.. Соединяя в своей психотерапевтической практике различные приемы и подходы психотерапии, он разработал новый метод лечения, назвав его «психосинтез». Это была смелая попытка не только соединить все лучшее, созданное З. Фрейдом, К. Юнгом, П. Жане и др., но и пойти дальше — создать возможности для глубокого самопознания личностью себя. Благодаря этому, по мнению Ассаджиоли, личность может быть сформирована или перестроена вокруг нового «центра Я». Ассаджиоли показал, что в жизни людей присутствуют разные, в том числе противоположные тенденции, составляющие иногда ядра полунезависимых субличностей.

Читайте также:  Удовольствие и благо - психология

Психосинтез выделяет основные внутренние конфликты, свойственные природе человека, и тогда оказывается, что «органическое единство» — это цель человека. Эту цель он может перед собой поставить и однажды ее достигнуть, если будет работать над собой, над процессом самореализации.

Ассаджиоли уточняет понятие «самореализации». С одной стороны под самореализацией понимается самоосуществление, т. е. психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека. С другой стороны — самореализация означает самопостижение, т. е.

постижение себя, переживание и осознание себя как синтезирующего духовного центра.

Речь здесь идет не о нашем личном «я», которое следует рассматривать всего лишь как отражение подлинного Я, а о «сверхсознательном Я», представляющем собой высший аспект личности, обычно не осознаваемый личным «я» (или эго).

Чтобы проиллюстрировать свою концепцию, Ассаджиоли предложил схему строения нашего внутреннего мира в форме вертикального овала, разделенного на три части, которые моделируют три уровня бессознательного:

1. Низшее бессознательное — подавленные желания, комплексы, инстинкты, давно забытые воспоминания. 2. Среднее бессознательное — это область, где пребывают все наши психологические навыки и состояния, которые могут быть произвольно перенесены в поле сознания.

3. Высшее бессознательное, или сверхсознание, — эволюционное будущее человека, все то, чего он может достичь в процессе развития; высшие парапсихологические способности, интуиция, творческое вдохновение, экстаз, духовность, влечения к любви, справедливости, красоте, состраданию, гармонии.

4. Поле сознания — непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных сознательному анализу. 5. Сознательное личное Я — центр сознания, личности, но он исчезает, когда человек засыпает, находится под наркозом. 6. Высшее надличное истинное Я (или Свое), которое пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвержено их влиянию. Высшее Я — совокупность возможностей человеческого развития, связующее звено между индивидуальными и всеобщими процессами, единое со Вселенной, в то время как личное, сознательное Я — лишь частичное отражение высшего, его проекция на поле личности. 7. Коллективное бессознательное (по Юнгу, «коллективное бессознательное — предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны»). Между человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения». 8. Воля, с помощью которой Я может управлять своими психическими функциями. 9. Ощущения. 10. Эмоции-чувства. 11. Импульсы-желания. 12. Воображение. 13. Мышление. 14. Интуиция. 15. Субличности (психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве личности). Каждая субличность ведет собственный стиль жизни, имеет собственные движущие желания, мотивы, мысли, чувства, поступки, модель мира. Пустые круги на рисунке означают содержание сознания: чувства, ощущения, идеи и т. д. Точка — это Я, которое на протяжении дня непроизвольно переходит от одного отождествления к другому: «Я зол», «Я счастлив», «Я устал».

Я может отождествиться с любым содержанием сознания, но может и отделиться от любого из них. Сознавая себя как Я, человек имеет свободу выбора.

Данная концепция структуры внутреннего мира человека позволяет полнее и глубже понять драматические коллизии нашей жизни, намечает путь к освобождению от «внутреннего раскола», непонимания себя и других людей, неумения управлять собой.

Чтобы освободиться от вращения в кругу своих ошибок и недостатков, осуществить гармоничную внутреннюю интеграцию, постичь истинное «Я», вступить в правильные отношения с другими людьми, Ассаджиоли предложил методологию и технику достижения этой цели, для чего необходимо:

1) Глубокое познание своей личности. 2) Контроль над различными ее элементами. 3) Постижение своего истинного «Я» — выявление или создание объединяющего центра.

4) Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

В настоящее время в мире насчитывается более пятидесяти институтов и центров психосинтеза. Ассаджиоли автор книг: «Psychosynthesis: a Manual of Principles and Techniques», N-Y, 1967; (в рус. пер. «Психосинтез: теория и практика». — М., 1994); «Akt of Will». N.-Y., 1974; «Transpersonal Development: the Dimensions Beyond Psychosynthesis», London, 1991 и др.

Источники: 1. История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 784 с.

2. Википедия — http://en.wikipedia.org/wiki/Roberto_Assagioli

3. Концепция психосинтеза Р. Ассаджиоли — http://pro-psixology.ru/sovremennye-psixologicheskie-teorii/93-koncepciy….

Источник: http://centr.skravchenko.ru/index.htm/node/372/backlinks

Ассаджиоли Роберто | Ридли | Книги скачать, читать бесплатно

 «Психосинтез: теория и практика» — это всестороннее изложение учения, сделавшего смелую попытку не только соединить все лучшее, что было в предыдущих психологических практиках у Фрейда, Юнга, Жане и др., но и придать самому понятию «синтез» принципиально новое значение.

Если ранее шла речь в основном лишь о «восстановлении состояния, предшествовавшего расщеплению», то психосинтез Ассаджоли идет дальше — к развитию целостной и гармоничной личности.

     Содержание книги достаточно для глубокого проникновения в малоизвестную для нас практику самопознания, самосовершенствования человека.

Техники развития воли

Современная психология, психотерапия и образование мало занимаются и заинтересованы таким качеством как воля. Поэтому, прежде чем говорить о технике, направленной на ее развитие, необходимо сделать кое-какие предварительные замечания по поводу этого, исследованного менее других качества.

В нашу задачу не входит анализ причин такого странного положения вещей — реакции на существовавшее некогда преувеличенное внимание к воле как подавляющему фактору, и сильного сопротивления, с которым приходится сталкиваться при тренировке воли.

Хотелось бы лишь обратить внимание на парадокс, при котором само центральное положение воли, его непосредственное отношение к человеческому Я, стало причиной, по которой волей пренебрегали.

По справедливому замечанию Ранка, «человек переживает свою индивидуальность в терминах воли, а это означает, что существование его личности тождественно его способности выражать в этом мире свою волю» (цит. по: Progoff I. Death and Rebirth…

Роберто Ассаджоли

Символы надличных переживаний

Говоря о надличных переживаниях, надличном опыте, мы сталкиваемся с серьезным затруднением, связанным с неадекватностью нашего языка, — неадекватностью, обусловленной объектностью его изначальной ориентации.

Слова, которые служат для обозначения внутренних психических или духовных реалий, первоначально были выработаны для обозначения чувственно воспринимаемых явлений и процессов внешнего мира.

Слова эти — не более чем символы или метафоры; слово «дух», например, происходит от корня, который обозначает дыхание, дуновение и т. д. Языковые трудности такого рода вполне преодолимы, если мы принимаем во внимание символическую природу используемых нами выражений.

Будучи приняты и поняты должным образом, символы сослужат нам добрую службу, индуцируя непосредственное интуитивное проникновение в существо, обозначаемое ими. Эти слова, указывающие на реалии надличной сферы, способствуют выявлению существенных аналогий между внешним и в…

«Психосинтез: теория и практика» — это всестороннее изложение учения, сделавшего смелую попытку не только соединить все лучшее, что было в предыдущих психологических практиках у Фрейда, Юнга, Жане и др.

, но и придать самому понятию «синтез» принципиально новое значение.

Если ранее шла речь в основном лишь о «восстановлении состояния, предшествовавшего расщеплению», то психосинтез Ассаджоли идет дальше — к развитию целостной и гармоничной личности.

Содержание книги достаточно для глубокого проникновения в малоизвестную для нас практику самопознания, самосовершенствования человека.

В электронном варианте представлена только первая часть книги.

Источник: http://readli.net/avtor/Assadzhioli-Roberto/

Ссылка на основную публикацию