Рациональность и эмоциональность — психология

Рациональность Рациональный

30.01.2015 by petr8512

Рационализм — это элегантное решение сложных проблем.

Автор афоризма: Соло Дмитрий

Рационализм — это не изобретение велосипеда, это всего лишь здравый

смысл и метод принятия правильных решений.

Дмитрий Соло. Принципы Рационализма. Начало

— Я думал, Карпов ничего не боится. — Тебе разницу между страхом,

рациональностью и глупостью объяснить?

Сериал «Глухарь»

      Рациональность как качество личности – склонность отличаться чрезмерно рассудочным отношением к жизни; способность направлять свои действия к наиболее разумно обоснованному, целесообразному использованию чего-либо.

Два дровосека как-то поспорили, кто из них нарубит больше леса с утра и до четырёх часов пополудни. С утра мужчины разошлись по своим позициям. Поначалу они работали в одном темпе. Но через час один из них услышал, как второй перестал рубить дерево.

Поняв, что это его шанс, первый лесоруб удвоил свои усилия. Прошло десять минут, и он услышал, что второй дровосек снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг первый лесоруб опять услышал, как его противник снова остановился.

Вновь дровосек обрадовано принялся за работу, уже ощущая запах победы. И так продолжалось целый день. Каждый час один из лесорубов останавливался на десять минут, а второй продолжал работу. Когда время истекло, тот, что работал не переставая, был совершенно уверен — приз у него в кармане.

Каково же было его удивление, когда он узнал, что ошибся. — Как это получилось? — спросил он своего напарника. — Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как ты умудрился нарубить больше дерева, чем я? Это невозможно! — На самом деле всё очень просто, — прямо ответил тот.

— Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время, как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.

Советую почитать:  Разврат (Развращённость)

      Рациональный человек стремится найти оптимальное решение, ведущее к цели наиболее надёжным способом. Для этого он взвешивает, просчитывает, обосновывает, сопоставляет, Словом, делает всё возможное, чтобы решить проблему «с головой», рассудочно, с полученным мандатом от разума, внятной логикой и целесообразностью.

      Рациональность как качество личности проявляется, когда получено согласие разума, ибо в его функции входит анализировать входящую информацию, сопоставлять её с уже существующим знанием, примерять к своему жизненному опыту, выстраивать логические конструкции, обосновывать свои решения соображениями эффективности и целесообразности. Рациональность может быть как неторопливо рассудительной, так и стремительной, решительной, готовой к разгулу  рисков в условиях неопределённости.

     Взять, к примеру, банкиров.

Кто скажет, что они работают не рационально? Оперируя в нестабильной среде и не обладая всей полнотой информации о контрагентах, коммерческие банки вынуждены продуманно посредством отработанных методов и методик управлять банковскими рисками  в своей повседневной деятельности.

  «Невозможно заниматься бизнесом, не рискуя, — утверждает Ричард Боултон и его коллеги. – Не рискуя, вы ничего не заработаете». Профессор В.В.

Витлинский справедливо отмечает, что «в банковском деле риск явление абсолютно нормальное, чтобы получить существенную прибыль, необходимо идти на обоснованный (допустимый) риск.  Профессор Лео Шустер, говоря о рисках, подчеркивает: «Банкир, утративший способность рисковать, банкиром больше быть не может. Эта старая мудрость напоминает о том, что риски имманентны банковской системе».

       Рациональность – мужское качество личности. У мужчины сильно развит разум, у женщины – ум. Ум женщины  на тонком уровне расположен рядом с чувствами, у мужчин – в отдалении от чувств. Поэтому женщины по своей природе более эмоциональны, чувствительны и неуравновешенны. Им больше свойственна иррациональность. Безусловная, бескорыстная любовь тоже  иррациональна.

Советую почитать:  Решительность (Решимость) Решительный

      Мужской разум, впрочем, как и женский, призван контролировать ненасытные чувства и беспокойный, сумбурный ум.  Для этого нужен самоконтроль, самодисциплина. Тот, кто умеет контролировать свои чувства и ум, по определению не может быть нерациональным.

Тот, кого колонизировали прихотливые, капризные чувства, кого обуздал вожделенный, хаотичный ум, кто находится под колпаком ложного эго, без сомнения, обладает хилым, безвольным разумом. Только мускулистый разум обеспечивает рациональность поведения личности.

Когда разум подорван и надломлен вакханалией чувств, разгулом ума и взбалмошностью ложного эго, абсурдно говорить о какой-то рациональности поведения человека.

     Женщины в силу опасности или необходимости тоже могут проявлять рациональность и благоразумие, например, на работе, но, как только попадают в привычную для себя обстановку, возвращаются к тому, что им больше свойственно: проявлять эмоциональность, импульсивность и чувствительность.

   То есть, когда нужно защитить своего мужа или детей, их интересы, женщины может проявить недюжинную волю, рациональность действий и благоразумие.

На этот счёт замечательно высказался Пьер – Огюстен Бомарше: «Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно».

      Рациональность дружит с чувством меры.

Дмитрий Соло пишет: « Хорошего должно быть понемножку, вот взять хотя бы женскую грудь, она может быть разной, но Вы представьте, если у кого-то хватит ума нарастить ее до 7-12 размера или больше… Или представьте, что среди нас будут ходить гигантские люди — 3-5 метров в высоту, а некоторые достигнут размеров небоскребов… Это будет странно, не так ли?»

     Зачем рациональность нужна? Р.Хасти и Р.Дэвис пишут: «С практической точки зрения для того, чтобы человек мог добиваться большего в жизни.

Причём большего не только в плане денег, но и качества жизни, взаимоотношений с другими людьми, саморазвития и прочего.

Более того, использование рационального принятия решений позволит выстроить последовательность, как достигать множества целей с минимальными усилиями».

Советую почитать:  Разноречивость

     Рациональность, чтобы не было конфликтов,  прежде, чем принять решение, всегда должна производить всесторонний анализ реалий жизни.

     В сад были приглашены работники, чтобы починить крыльцо. Им всё время приходилось нагибаться из-за ветки яблони, которая низко висела над дорожкой, ведущей к крыльцу.

Один из рабочих решил позаботиться о пожилых хозяевах, у которых, видимо, не было сил спилить эту ветку. Когда наутро хозяева увидели спиленную ветку, они страшно расстроились.

Ведь из всего старого яблоневого сада плодоносила уже только эта ветка.

Источник: https://podskazki.info/racionalnost/

Действия рациональных — последовательны и планомерны, иррациональных — гибкие и импульсивные..

Приветствуем вас, дорогие наши коллеги и читатели! Сегодня мы предлагаем не менее важную тему о двух различных способах действия человека и две его разные реакции на изменения в окружающей среде — это рациональность (J) и иррациональность (Р).

Действия рациональных — последовательны и планомерны, иррациональных — гибкие и импульсивные.

Иррациональный человек принимает и оценивает ситуацию, гибко меняет поведение, непринужденно импульсивно приспосабливается к меняющимся обстоятельствам.

Трудно принимает решения, откладывает их, считая, что ситуация разрешится сама и время все расставит на свои места. Не спешит с выводами: чтобы прийти к чему-то, необходимо вызреть и ощутить внутренний толчок — «пора».

Его кредо — лабильность и гибкость. Спокойно и легко идет на взаимные уступки.

Действует по ситуации, экспромтом, а не обременяет себя планами. Склонен к поиску альтернатив и разнообразных подходов, выбирает лучший. Справляется с внезапными и критическими ситуациями. Может держать несколько ситуаций под контролем. На данный момент выбирает самую действенную, оптимальную , а при необходимости быстро перестраивается.

К делам заранее не готовится. Может медлить с делами, откладывать их до последней минуты. Возлагается на свое вдохновение, умение импровизировать или на счастливый случай. Доверяет ощущениям.

Все действия зависят от настроения. Отвлечение в процессе работы и переключение с одного вида деятельности на другой стимулирует работоспособность.

Рассказывает не последовательно, отвлекается на ассоциации.

Стимулом для плодотворной жизни есть все то, что может принести новые впечатления и разнообразие. Экстремальные ситуации вдохновляют. Жизненный стиль отличается гибкостью и непредсказуемостью.

Рациональный человек консервативен, жизненный стиль характеризуется планомерностью и размереностью.

Подчиняет все собственной определенной последовательности, раскладывает «по-полках». Рациональный человек идет своим путем, в другом убедить трудно. В каждой ситуации действует по схеме и плану. Заблаговременно готовит свой план, продуманно и последовательно работает по нему.

Новую работу начинает только после завершения предыдущей, иначе это выбивает из колеи. Придерживается принципов, правил, норм. Стоит на своем, не уступает свои позиции, стремится быть хозяином положения. Следует формальностям, соблюдает порядок, пунктуальность, аккуратность, точность.

Если условия и обстоятельства меняются и необходимо перестроиться, напрягается, прикладывая много усилий. Поэтому часто бывает так, что обстоятельства уже изменились, а человек продолжает думать и действовать в соответствии с предварительно установленного плана, что приводит его впоследствии в тупик. Это можно назвать своеобразным «застреванием».

Реагирует на эмоцию эмоцией, на поступок — поступком, причем сразу, без колебаний, на основе жизненного опыта. Кажется более суровым, решительным, эмоции резкие и холодные. Чувство является не причиной поступка, а следствием: после правильного поступка улучшается самочувствие, после неправильного — ухудшается.

Развернутые характеристики соционических типов, а также о том, как их определять по чертам лица есть в книгах нашей школы, которые вы можете приобрести через онлайн-форму.

Вы можете продолжать самостоятельно изучать соционику, приобретя книги, а можете заказать услугу определения социотипа или пройти тренинг по визуальному определению социотипов, если хотите быстро и точно владеть этим бесценным умением.

Чтобы получить новую порцию информации о врожденных качествах характера, подпишитесь на рассылку центра.

Источник: http://www.socion.com.ua/rus/socionica/socion-type/87-irracionalracional.html

Жюли Реше. ОБ ЭМОЦИЯХ И РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Идя на поводу у своих читателей, популярные научные издания часто искажают революционные идеи нейробиолога Антонио Дамасио. В соответствии с их ошибочной интерпретацией, из выводов Дамасио следует, что эмоции столь же важны — или даже важнее — чем интеллект.

Дамасио действительно реабилитирует значение эмоций, утверждая, что невозможно быть рациональным, отвергнув эмоции, но он вовсе не умаляет ценности рациональности и тем более не считает ее менее значимой, чем эмоции. В чем же революционность выводов Дамасио?

Начнем с истории. В конце XIX столетия Дарвин и Фрейд рассматривали различные аспекты эмоций, тем самым отдавая привилегированное место вопросу эмоций в научной среде. Дарвин изучал выражение эмоций у различных видов и в различных культурах.

Хотя он считал человеческие эмоции пережитком предыдущих эволюционных стадий, он признавал их высокую значимость. Что касается Фрейда, он изучал патологический потенциал нарушенных эмоций и недвусмысленно считал их важным материалом для научного исследования.

Тем не менее на протяжении всего XX столетия и до недавнего времени нейробиология и когнитивные науки игнорировали вопрос эмоций. По словам Дамасио, “Эмоциям не доверяли в лаборатории. Утверждали, что эмоции были слишком субъективны. Эмоции были слишком неуловимы и расплывчаты.

Эмоции были на противоположной стороне от разума, наиболее утонченной человеческой способности, предполагалось, что разум полностью независим от эмоций».

Дамасио констатирует, что предшествующая ему нейробиология рассматривала эмоции и разум таким образом, как будто теории Дарвина об эволюции никогда не существовало.

В своем подходе к эмоциям она все еще руководствовалась видоизмененным картезианским предрассудком, в соответствии с которым, мышление — это возвышенная активность нематериальной души, а эмоции — удел низменного тела, из чего делался вывод, что они представляют из себя исключительно преграду рациональности. Несмотря на то, что наука ХХ столетия оставила только тело, перенеся эмоции в мозг, она низвела их роль до рудиментарного феномена, продолжая, таким образом, воспринимать их как противоположность рациональности. Картезианским предрассудок все еще является частью нашего здравого смысла, нас с осведомляют о нем с раннего детства, сообщая о ценности трезвого ума, не омраченного эмоциями.

Дамасио обосновывает невозможность мысли, не смешанной с эмоциями. Эволюционистская перспектива рассмотрения рациональности и эмоций несовместима с их восприятием в качестве противоположных феноменов.

Читайте также:  Гнев - психология

Мышление традиционно ассоциирует с неокортексом — эволюционно более поздней частью мозга, эмоции — с лимбической системой, а инстинкты — с наиболее древней и примитивной частью мозга — ретикулярным (рептильным) мозгом.

Пресмыкающиеся обладают лишь эволюционно наиболее примитивной формой мозга, поэтому в своем поведении они руководствуются исключительно инстинктами, другими словами, они наименее пластичны в своем поведении. Мозг же млекопитающих обладает лимбической системой и неокортексом — механизмами, позволяющими более сложное поведение.

Хотя Дамасио не спорит с логикой такого рассуждения, он обращает внимание на то, что природа экономна, изобретение нового происходит посредством нахождение новых способов утилизации старого.

Каждая эволюционно более новая часть мозга существует на основании ранее появившихся.

Это значит, что лимбическая система не может исправно работать, если поражен ретикулярный мозг, а неокортекс — если поражена лимбическая система.

Также это значит, что феномен, который мы называем рациональностью, является результатом взаимосвязанной активности неокортекса и более примитивных структур мозга, а лимбическая система, продуцирующая эмоции, может считаться примитивной базовой формой мышления.

Чтобы более наглядно продемонстрировать свою теорию Дамасио предложил гипотезу соматических маркеров. В соответствии с ней, соматические маркеры — это выработанные, но полуосознанные рефлексы, руководящие нашим поведением.

Тот факт, что они полуосознанны, говорит о том, что они не рациональны, то есть принадлежат сфере чувств. В то же время, если механизм соматических маркеров нарушен, это крайне негативно сказывается на рациональности поведения.

Из этого следует, что рациональность и эмоции — это не два взаимоисключающих феномена, скорее рациональность представляет из себя критическую надстройку над аппаратом соматических маркеров.

Таким образом, Дамасио действительно реабилитирует значение эмоций, но он вовсе не ставит под сомнение наивысшую ценность рациональности.

По его словам, “Осознание значимости эмоций для процессов мышления не предполагает, что рациональность является чем-то менее важным, чем эмоции, что она должна уступать им место, или что она должна быть менее культивируема.

Наоборот, принятие к сведению всепроникающей роли эмоций позволяет нахождение путей повышения их положительного воздействия и снижение их потенциального вреда”.

Рептилии способны лишь на примитивную форму принятия решений, ведь у них нет возможности осознанно корректировать свое поведение: в любой из ситуаций их тело уже выбрало, что они будут делать, не дав им возможности сделать осознанный выбор или осознать уже сделанный ими выбор.

В процессе эволюции эмоции появляются как результат осознания таких выборов, иначе говоря, эмоция — это начальный уровень сознания.

На вопрос, зачем в процессе эволюции мы выработали способность осознавать свои непосредственные реакции, Дамасио отвечает: “Возьмем такой пример: если вы узнали, что определенное животное, или предмет, или ситуация X вызывает у вас страх, у вас есть два варианта поведения относительно X.

Первый вариант является врожденным; вы не контролируете свою реакцию… Второй способ основан на собственном опыте… Знания о X позволяет прогнозировать вероятность его присутствия в той или иной среде, что дает вам возможность превентивно избегать X, а не просто каждый раз реагировать на его присутствие в чрезвычайной ситуации».

Когда социальные организмы вынуждены сталкиваются со сложными ситуациями и от них требуется принятие более сложных решений в условиях неопределенности, они вынуждены осваивать более сложные механизмы принятия решений. Существует непосредственная зависимость между развитием неокортекса и непредсказуемостью среды, с которой индивиды вынуждены взаимодействовать.

Утрируя идеи Дамасио, можно сказать, что инстинкты, эмоции и рациональность — это разные уровни пластичности некой целостности. Рациональность — это уровень большей гибкости и утонченности, инстинкты же — уровень наибольшей ригидности. Рациональность также можно назвать более пластичной версией эмоций, а инстинкты — наиболее грубым прототипом рациональности.

Инстинкты, по определению, неконтролируемы, но также мы не можем контролировать и появление эмоций, хотя мы довольно неплохо научились при необходимости их скрывать или же использовать в своих интересах, мы также умеем стараться не попадать в ситуации, которые мы знаем, могут спровоцировать нежелательные эмоций.

Сфера рациональности — это сфера наибольшей пластичности поведения и, соответственно, наибольшей свободы. Абстрактное мышление и точные науки, таким образом, представляют из себя радикальную степень бунта против несвободы. Математика — это как совокупление, только утонченнее и свободнее.

Призывать к возвращению к инстинктам — значить намереваться проделать обратный путь к состоянию крокодила — отречься от свободы, снова угодив в плен генетически детерминированного инстинктивного поведения, из которого предшествующие человеку виды дерзнули вырваться. Человеку уже не нужно учиться думать сердцем и тем более думать половыми органами, он освоил эту комбинацию еще 6 миллионов лет назад. А вот думать головой он научился совсем недавно, и еще довольно неуверенно чувствует себя на этой новой для него ступени.

Всегда соблазнительно прислушаться к призывам делать то, чему уже не нужно учиться. На деле же такой призыв — ловушка для трусов, у которых не хватает смелости быть свободными.

Стоит найти в себе силы прислушаться к альтернативному призыву “дерзайте мыслить!”, провозглашенному Кантом.

К тому же, ничто не мешает последовать примеру самого Канта и совмещать высокоинтеллектуальные занятия с онанизмом.

______________________________________

Antonio Damasio, The Feeling of What Happens: Body and Emotion in the Making of Consciousness, 1999

Antonio Damasio, Looking for Spinoza: Joy, Sorrow, and the Feeling Brain, 2003

Antonio Damasio, Descartes' Error: Emotion, Reason, and the Human Brain, 2005

Antonio Damasio, Self Comes to Mind: Constructing the Conscious Brain, 2010

Adrian Johnston and Catherine Malabou, Self and Emotional Life: Philosophy, Psychoanalysis, and Neuroscience, 2013

Источник: https://syg.ma/@zhiuli-rieshie/zhiuli-rieshie-ob-emotsiiakh-i-ratsionalnosti

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия | База знаний

Рациона́льно-эмоциона́льно-поведе́нческая терапи́я, РЭПТ (англ.

 Rational Emotive Behavior Therapy (REBT); ранее — рациональная терапия (РТ) и рационально-эмоциональная терапия (РЭТ)) — направление в психотерапии и психологическом консультировании, предложенное Альбертом Эллисом в 1955 году, в котором в качестве главной причины психических расстройств рассматриваются ошибочные, иррациональные когнитивные установки (убеждения, верования, идеи, предположения и т. п.), а не прошлый опыт индивида, в отличие от психоанализа и некоторых других направлений психотерапии. Такие когниции в терминах РЭПТ называются «иррациональными верованиями» (иногда — «иррациональные убеждения», англ. irrational beliefs) и основнотерапией (РТ). В 1961 году он изменил название на рационально-эмоциональную терапию (РЭТ). В 1993 году Эллис ещё раз изменил название — на рационально-эмоциональную поведенческую терапию (РЭПТ).

Модель ABC

Ядром теории РЭПТ является Модель ABC (иногда — «A-B-C», в расширенном варианте — «ABCDE») развития эмоциональных расстройств, которую иногда называют также «моделью терапевтических изменений» и «ABC-теорией личности», поскольку она не только описывает процесс возникновения дисфункциональных эмоций и поведения, но также используется и как руководство по устранению причин этих психических нарушений.

«А» (активаторы, англ. activating events) — это любые текущие события или собственные мысли, чувства, поведение в связи с этими событиями, а, возможно, воспоминания или мысли о прошлом опыте. Но «А» сами по себе — это только активаторы.

Все проблемы возникают потому, что в «А» каждый человек привносит что-то своё, а именно свои убеждения, цели, физиологическую предрасположенность, установки, взгляды — «В» (англ. beliefs). И уже «В» приводит именно к тому, а не иному «С» — следствию (англ. consequences).

И если рациональные взгляды ведут к продуктивному поведению, то (и отсюда психологические проблемы) иррациональные взгляды — к саморазрушению и иррациональному поведению.

Более подробно, философия долженствования, она же абсолютистская, приводит к образованию множества иррациональных представлений о мире, центральных иррациональных идей, основными производными которых являются:

  • драматизация — «А» оценивается как ужасное более, чем на 100 %. Начинается с «это не должно быть настолько плохо…»;
  • осуждение — те, кто не делает того, что «должны» (в том числе по отношению ко мне самому) — «плохие», «недостойные», «недочеловеки» итп.

Таким образом, «А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других.

И чтобы изменить «С», нужно или изменить непосредственно «А» (самый неглубокий уровень психотерапевтических изменений), или осознать, что «В», ведущие к иррациональным «С», иррациональны, проверить это в опыте и принять вместо конкретных иррациональных «В» конкретные рациональные. Или же, в идеале, в случае самого глубокого и эффективного терапевтического изменения, произвести философское реструктурирование иррациональных воззрений.

В частном случае — это замена абсолютистских требований («должен» и «обязан») на рациональные относительные предпочтения в данной конкретной ситуации. В общем — это принятие гибкой установки по отношению к жизненным событиям в целом.

Также проводятся различия между конструктивными и неконструктивными эмоциями: например, гнев неконструктивен, в то время, как недовольство является стимулом к изменению нежелательного положения вещей и, таким образом, является конструктивным.

Основные положения

Исходной посылкой РЭПТ является то, что люди наиболее счастливы тогда, когда они ставят перед собой важные жизненные цели и задачи и активно стараются их осуществить, однако при этом человек должен иметь в виду тот факт, что он живёт в обществе: отстаивая свои собственные интересы, необходимо учитывать и интересы окружающих людей.

РЭПТ гедонистична в том смысле, что люди могут получить удовольствие от настоящего момента и от будущего и могут прийти к этому на максимуме свободы и дисциплины, поскольку человеческая натура воспринимается как сложная и изменчивая.

Отсюда и тезис о том, что, вероятно, ничего сверхчеловеческого не существует и что набожная вера в сверхчеловеческие силы обычно приводит к зависимости и росту эмоциональной нестабильности.

Особое значение РЭПТ придает воле и выбору во всех человеческих делах, принимая при этом вероятность того, что некоторые поступки людей частично определяются биологическими, социальными и другими силами. Но, каким бы неприемлемым и антисоциальным ни было поведение некоторых личностей, нет людей «низшего сорта» или достойных проклятия.

И хотя человеческой натуре свойственна биологическая тенденция мыслить иррационально и дисфункционально, присуща ей и конструктивная биологическая тенденция пользоваться волей к выбору и работать над изменением своего дисфункционального мышления и образа действий.

Как следствие, РЭПТ имеет в основном дело с оценочными, эмоциональными и поведенческими нарушениями. По РЭПТ психологические проблемы возникают вследствие неудовлетворения в прошлом, настоящем, будущем требований, которые человек выдвинул себе и окружающему миру, окружающим людям. И есть два основных типа психологических проблем:

  1. третирование, самоуничижение себя («я плохой», «я недостойный») — проблемы эго; рациональной и здоровой альтернативой самоуничижению является безусловное принятие, которое включает в себя отказ отдавать собственному «Я» однозначную оценку и признание своей подверженности ошибкам;
  2. преувеличение негативных сторон ситуации и реакция «я этого не вынесу» — проблемы дискомфорта, или низкая толерантность к фрустрации; Терпимость к дискомфорту ради достижения цели и будущего счастья является здоровой и рациональной альтернативой требованиям немедленного исполнения желаний.

Таким образом, по РЭПТ два главных компонента рационально-эмоционального образа психологически здорового человека — это самопринятие и высокая толерантность к фрустрации.

А. Эллис, рассматривая вопрос как закрепляются психологические расстройства, постулирует для человека необходимость прийти к 3 основным инсайтам:.

Люди склонны решать свои психологические проблемы, следуя своим «наивным» теориям, относительно природы этих проблем.

Им не хватает того, что в РЭПТ называется инсайт № 1: понимания, что психологические нарушения зачастую определяются главным образом теми абсолютистскими взглядами, которые складываются у людей по поводу негативных жизненных событий («B» обуславливает «С»). Люди делают неверные предположения о причинах своих проблем и пытаются изменить скорее «А», чем «В».

У людей может случиться инсайт № 1, но не случиться инсайт № 2: Люди остаются при своём расстройстве за счёт того, что заново убеждают себя в своих абсолютистских взглядах в настоящем.

https://www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

Даже если у человека случились оба названных инсайта, он всё ещё может страдать от своих проблем, из-за того что у него не было инсайта № 3: только если человек будет усердно работать и тренироваться думать, чувствовать и поступать вопреки своим иррациональным взглядам и убеждениям как в настоящем, так и в будущем, он сможет измениться и стать значительно спокойнее. Чтобы различить патологический цикл, в который они попали, им нужно усиленно и непрерывно бросать вызов своим деструктивным идеям в когнитивном, эмоциональном и поведенческом планах.

Так как РЭПТ — это когнитивный вид консультирования и психотерапии, то в нём большое место отводится работе с когнитивными детерминантами проблемы, а также со вторичными и третичными конструктами — в мыслях, эмоциях и поведении, которые укрепляют проблему клиента (например, тревога по поводу тревоги, чувство вины за свой гнев), с которыми из-за этого, желательно работать в первую очередь. Это позволяет работать с достаточно сложными случаями.

Читайте также:  Дежа вю - психология

Используемые терапевтические методы

Основными техниками РЭПТ является целый ряд когнитивных, эмоциональных и поведенческих техник:

  • обучение «азбуке» РЭПТ — научение клиента основным теоретическим идеям РЭПТ, чтобы он мог самостоятельно пользоваться её положениями а также приложение этих идей к случаю клиента. Включает также обучение принятию ответственности за свои иррациональные взгляды.
  • дискутирование (оспаривание) иррациональных идей, взглядов, убеждений:
  • детекция дисфункциональных взглядов.
  • дискриминация — помощь клиенту в нахождении чётких различий между абсолютными (потребности, требования, императивы) и неабсолютными (предпочтения, желания, мечтания, планы) ценностями, то есть между иррациональными, нездоровыми взглядами и убеждениями и здоровыми рациональными убеждениями.
  • дебатирование об (по сути — деконструкция) иррациональной идее, с целью — чтобы клиент отказался от неё.
  • библиотерапия (чтение материалов, книг по самопомощи);
  • прослушивание аудиозаписей с записями лекций по РЭПТ-терапии и терапевтических сеансов, а также своих собственных дискуссий по поводу своих иррациональных идей (дискутирование на запись — начать с иррациональной идеи, а затем рационально и с силой оспаривать эту идею до тех пор, пока рациональный голос не победит дисфункциональный, и пока чувства не изменятся соответствующим образом);
  • проведение РЭПТ с другими для помощи близким, но прежде всего — с целью самому лучше овладеть навыками и методами РЭПТ, а также избавиться от ряда собственных иррациональных взглядов и убеждений;
  • семантические методы
  • техники определения, цель которых — помочь клиенту использовать язык менее разрушительным образом (Например, вместо «я не могу..», «я ещё не научился…»).
  • техники «за» и «против» — в которых клиентов побуждают перечислять как негативное, так и позитивное о конкретных понятиях, чтобы противостоять привычке замечать только позитивные (или негативные) её аспекты, и игнорировать противоположные её аспекты (например в случае с курением).
  • эмоциональная установка на безусловное принятие;
  • юмористические методы — используются для борьбы с преувеличением и «ужастификацией» — они сводят некоторые идеи клиентов к абсурду, показывая, насколько эти идеи противоречивы и нелепы. «Согласно теории РЭПТ, иррациональные идеи, которые люди усваивают и при помощи которых создают себе эмоциональные проблемы, обычно возникают, когда они придают должное значение и уделяют внимание своим желаниям и предпочтениям (что является рациональным), а затем идут дальше и существенно преувеличивают их значимость. Они воспринимают всё слишком серьёзно».
  • самораскрытие (психолог признаётся клиенту, что сам сталкивается с похожими проблемам, и рассказывает об опыте их преодоления);
  • «оставайся там» — вынести хронический дискомфорт в неприятной ситуации;
  • вести себя так, как будто клиент уже мыслит рационально;
  • техники воображения
  • рационально-эмоциальное воображение. Воображении социальной или реальной ситуации неудачи, в которой у клиента/клиентки обычно появляются иррациональные мысли, чувства или поведение, и следующее за этим перестраивание воображения таким образом чтобы почувствовать здоровые (вместо иррациональных и патологичеких) чувства.
  • метод временной проекции (вместо прямого оспаривания дисфункциональных убеждений, клиента побуждают представить что с ним будет через некоторое время после «ужасного» события, помогая, таким образом, опосредованно изменить иррациональное верование, так как клиент может «увидеть» что после этого «ужасного» события, он сможет оправиться от него, начать двигаться дальше к своим целям и создавать новые цели).
  • гипноз;
  • небольшие нарушения социальных правил, с целью преодоления стыда (например, «глупости», типа выкрикиывавния названий остановок в метро, пения песен на улицах во весь голос, разговоры с незнакомцами на улицах и в общественных местах, для поддержания с ними беседы, попытки договориться с незнакомцем о чём-нибудь и т. д.). Основной эффект данной техники связан с постепенным обретением опыта — важно большое количество попыток с небольшими продвижениями вперёд, что позволит в итоге преодолеть стыд;
  • поддерживающие, энергичные самовнушения — повторение рациональных утверждений с чувством и силой для того, чтобы начать их твёрдо чувствовать, убедиться в их справедливости, а также для того, чтобы они интернализовались;
  • формулирование рациональных утверждений;
  • безусловное самопринятие — учит клиента полностью принимать себя в любых условиях и оценивать только свои отдельные черты или поступки и никогда — свою тотальность, свою сущность, своё я. Плохим может быть что-то, например поведение человека, но никогда не сам человек;
  • ролевые игры, в ходе которых развиваются социальные умения и рефлексируются различные недостаточно осознаваемые чувства, а также небольшие обращения к самому/самой себе вызывающие некоторые негативные чувства, с целью их изменения.
  • когнитивная домашняя работа.

Точный перевод терминологии и названий

Верным переводом названия терапии (англ.

 Rational Emotive Behavior Therapy) является именно «рационально-эмоционально-поведенческая» (два дефиса) а не «рационально-эмоциональная поведенческая» (последнее слово — отдельно), так как сам Эллис неоднократно подчёркивал равнозначность когнитивной (рациональной), эмоциональной и поведенческой (бихевиоральной) составляющих. Тем не менее, в переведённых на русский язык книгах А. Эллиса часто встречается второй вариант — вероятно, так сложилось исторически.

Термин «irrational beliefs» верно переводить именно как «иррациональные верования», а не «убеждения», поскольку, во-первых, глагол «to believe» переводится как «верить», а не как «убеждать», а во-вторых, слово убеждение можно понять двояко: как «идея, мысль о чём-либо» и как «процесс уговаривания».

Термин «musturbation» (не путать с «masturbation») как неологизм следует переводить «должнонанизм» — в литературе можно встретить перевод «тирания долженствования» — не следует путать эти термины, так как в книгах Эллиса употребляются разные слова: «demandingness», «musturbatory», «musturbate».

Источник: https://psyguru.com/database/knowledge/article-16-racionalno-emocionalno-povedencheskaya-terapiya

Рациональное и эмоциональное, чувственное восприятие. Сравнение. Pro

Полностью разделить эти два элемента практически невозможно, т.к. в психике они работают, как правило, вместе.

Однако люди отличаются тем, что некоторые используют преимущественно рациональное мышление, а другие — эмоциональное, чувственное.

Здесь мы разберем, как эти два типа мышления влияют на нашу жизнь.

1. Рациональное — сюда мы относим все элементы психики, которые оперируют логической информацией. Мысли, идеи, умозаключения, суждения. Подразумевается  логическое или рациональное мышление.

Рациональное мышление основано на логике вещей. Рациональное — оно без времени, описывает объекты (физические и духовные), использует их для мышления, но не обладает этими «объектами-образами», т.к. они не насыщены энергетической составляющей, эмоциями.

Логическое мышление может решать любые задачи в будущем или прошлом. Оно всегда мыслит о другом времени, не о настоящем, потому что, с точки зрения логики, нет смысла думать о настоящем моменте.   Эмоциям это не нужно, эмоция всегда сосредоточена  в «здесь и сейчас».

  Рациональность, в свою очередь, как бы вытаскивает нас из настоящего момента. И если человек предпочитает «рацио» эмоциям, то он редко находится в настоящем, не может почувствовать реальность жизни.

А эмоция — это способ возврата  в одно реально существующее время – настоящее.

Логическая информация всегда скользит по поверхности реальности и не может проникнуть в суть вещей. Именно чувства отображают  истину  вещей и явлений.

  Потому что чувства — это более серьезный и глубинный инструмент понимания, осознания и ориентации в этой реальности. Чем более человек чувственно развит, тем лучше он понимает реальность.

Но также имеют значение и определенные, не «мусорные», чувства высокого иерархического уровня (присутствия в настоящем, меры, баланса, полноты жизни, мистичности жизни, бесконечности и др.).

Если алгоритмы логики, когда мы испытываем печаль, будут её задерживать или усиливать, то печаль у нас останется, превратится в депрессию или усилится до тоски.  Если те же самые алгоритмы будут её уменьшать, она уменьшится. Но, если совсем не впутывать  рациональное мышление  в эмоциональный процесс, то эмоция через свое выражение уйдёт полностью.

Чем больше  рациональное мышление  лишено чувств, тем больше у него свободы мышления. Оно  может идти в любую сторону, как за нас, так и против нас. Формальной логике без разницы, в какую сторону работать. Она не учитывает нашу уникальность, индивидуальность.

Ей важны только  определенные законы логики, четкость мыслительного процесса. Только когда мы подключаем чувства к мышлению, тогда появляется система мышления относительно нашей модели мира, нашей индивидуальности, субъективности.

Интуитивные чувства помогают нам правильно обработать информацию относительно нас, наших возможностей, возможностей среды. А логика — это как программа, которая, в зависимости от ее предназначения, будет либо помогать, либо разрушать, либо останется нейтральной.

  Например, алгоритмы невротического восприятия будут ухудшать качество жизни. А алгоритмы восприятия, касающиеся гармонии, улучшать его.

Рациональное мышление обладает намного большей пластичностью, чем эмоции и чувства. Это свойство основано на независимости логики от нашей модели мира, субъективного восприятия, и ограничено лишь возможностями нашего мышления, памяти, знаний о природе. Один и тот же факт можно интерпретировать как в хорошую, так и в плохую сторону, как в свою защиту, так и в своё обвинение.

Логика более свободна в своем перемещении, чем чувства. В этом есть определенные плюсы: возможность посмотреть объективно, со стороны , не ограничиваясь рамками своего восприятия и творческого мышления. Однако есть и минусы: легко можно уйти в сторону от главного направления мышления, запутаться, застрять на чем-то, навредить себе из-за отсутствия системы относительности нашего Я.

Рациональное мышление похоже на наёмника,  ему без разницы, на кого работать. Кто ему даст больше чувств, на того оно и работает.

Например, если мы заряжены тревогой, то рациональное будет усердно искать все новые образы тревоги, которые даже реально не существуют, погружая нас в тревожный мир.

Если же мы будем вытеснять тревогу гневом, то логика будет работать на гнев и докажет нам, что нужно разрушать все образы тревоги, и что они на самом деле вовсе не страшны и т.п.

«Рацио» всегда работает на определённую цель, а не на качество. Что закажешь, то оно тебе и выдаст. Оно идёт узкой тропинкой, в отличие от чувств. «Рацио» не может захватить большой объем информации одновременно.

  Когда достигаешь результатов мышления, появляется убежденность в своей правоте из-за наличия логических доказательств сделанного умозаключения.

Это  как бы ловушка логики, которая не учитывает нашу внутреннюю субъективную реальность, чувственную часть нашей личности.

Одно из свойств рациональности — это страх потери, неизвестности, неопределенности, незавершенности, неподконтрольности. Эти типы страхов чаще встречаются у рациональных людей, нежели у интуитивных, т.к. в  мире «рацио» все должно быть четким, понятным, логичным, контролируемым.

Практика: Если отпустить свой разум, то можно увидеть глубину того, что происходит сейчас и то, что произойдёт потом.

Бороться с рациональной составляющей — значит стараться обращать внимания на факторы чувственной сферы и эмоции, тормозить   абстрактное мышление в виду его неполноценности.

2. Эмоции и чувства — это те элементы, которыми оперирует эмоциональное мышление и/или интуиция.

Мы себя определяем как людей разумных, но на самом деле это не совсем так. Эмоции и чувства, невидимо для нашего сознания, сильно вмешиваются в процессы восприятия и поведения. Они искажают восприятие в зависимости от той эмоции, которую мы испытываем в данный момент.

Эмоции и чувства основаны на неформальной и субъективной логике. Они  принадлежат настоящему в большей степени, чем будущему или прошлому. Чувства позволяют нам стать полноценным обладателем объекта, образа, по поводу которого они возникают.

Иными словами,  если объект не насыщен внутри моей психики чувствами, то он не имеет никакого значения для меня. Чем больше образ или объект в психике насыщен эмоциями и чувствами, тем большее значение он имеет для меня.

К примеру, если правильные ценности и алгоритмы поведения у человека не подкреплены соответствующими эмоциями и чувствами, то они никогда не реализуются. Человек может о них говорить, учить других, но  в своей жизни он не сможет их исполнить.

Читайте также:  Круговая порука - психология

Только эмоции и чувства выполняют сложную мотивационную роль в психике.

Некоторые эмоции, например тревоги, относят нас в будущее, заставляют мыслить о будущем; эмоции обиды, печали, стыда, вины, презрения заставляют нас думать о прошлом. Но их смысл  заключается в том, чтобы сформировать наше отношение и поведение в настоящем к будущему или к прошлому.

Взаимодействие логики и чувств.

Все основные конфликты людей заключаются в неправильной работе чувств и логики. Отдельно взятая логика, даже если она противоречива, не будет создавать в психике значимого конфликта, если он лишен эмоционально-чувственного наполнения.

Страдания, как и радость, — это дело чувств и эмоций. Ни от каких мыслей мы не можем испытывать переживания, пока к ним не подключатся эмоции. Поэтому мысли сами по себе являются как бы неживым материалом в психике, лишенным жизненной энергии, без эмоций и чувств.

Совместную работу логики и эмоций можно явно увидеть на примере одного из механизмов психологических защит — рационализации.

Человек сам не понимает, как автоматически видоизменяет факты в нужную ему сторону, оправдывает себя, используя при этом формальную логику, но с учетом своих собственных субъективных интересов на данный момент.

Например, оправдаться перед другими из-за чувств вины, уйти  от ответственности, проявить эгоизм. Рационализация лежит в основе двойных стандартов, когда  мы считаем, что можем нарушать некий свод правил, а другие не могут.

Не существует уникального рецепта, каким нужно быть человеком — чувственным или рациональным. Оба эти вида восприятия реальности необходимы человеку в полноценной жизни и более объективном ее восприятии.

Каждая ситуация требует своего собственного подхода. Поэтому пропорции чувства-логика могут меняться в зависимости от конкретной ситуации.

Нельзя полагаться только на интуицию, так как она может ошибаться, тем более, если вы специально не занимались развитием чувственного мышления.

Лучшее решение – это то, которое учитывает и рациональное и эмоциональное вместе, но помимо этого ещё и учитывает реальное положение дел.

Источник: http://yarin.expert/category/post/9

Рационально эмоциональная терапия

РЭПТ (рационально-эмотивная поведенческая терапия) — этот метод психологической помощи был внедрен в психотерапевтическую практику Альбертом Эллисом еще в прошлом веке. И по сей день техники этой психотерапии пользуются большой популярностью среди психологов-психотерапевтов современности, в том числе и при консультации онлайн (через Интернет).

Рационально-эмоциональная терапия — это, по сути, не лечение, а тренировка и обучение рациональной социальности и изменению эмоций и поведения человека.

Сегодня на сайте Психоаналитик-Матвеев.РФ вы, уважаемые посетители, узнаете чем и кому поможет рациональная психотерапия онлайн.

Рационально эмотивная терапия — решаемые проблемы

РЭПТ — это обучение рационально осмысленному опыту (копинг-стратегиям) совладания с различными жизненными проблемами и трудностями.
Рационально эмотивная терапия направлена на выработку навыков объективного (не предвзятого) мышления, адекватного чувствования и разумного поведения в той или иной стрессовой или критической ситуации.

И, наверное, специалиста в этой помогающей области целесообразней было бы называть не психотерапевт, а «социальный тренер» или «социальный консультант»…

Жизненные психологические и эмоциональные проблемы, которые вы решите с помощью РЭПТ:

  • Проблемы в межличностных отношениях
  • Иррациональные страхи и фобии
  • Депрессии
  • Стрессы и дистрессы
  • Комплексы неполноценности
  • Навязчивые мысли
  • Негативные эмоции (обида, вина, стыд, ревность, зависть…)
  • Агрессивность, конфликтность, раздражительность…
  • Нерешительность, робость, стеснительность…
  • Хроническое невезение в жизни

Основная проблема людей — подсознательные верования

Зачастую люди в схожих стрессовых ситуациях ведут себя практически одинаково, как по программе, определенному заученному алгоритму (см. жизненный сценарий).

Основано такое запрограммированное поведение на внутренних верованиях человека (т.е. его глубинных установках, убеждениях, стереотипном мышлении…). Рационально-эмоционально-поведенческая терапия Эллиса как раз и поможет вам осознать и изменить ваши внутренние верования, а значит изменить эмоции и поведение.

Три базовых принципа работы с верованиями:

  1. Люди испытывают проблемы не из-за стрессовых ситуаций или критических событий, а в результате восприятия их через призму своих верований.
  2. Не важно, когда приобретено верование, но человек его до сих пор придерживается (принцип приоритета настоящего времени).
  3. Нет иного способа изменить свои верования, как обучиться и практиковать новые навыки мышления, чувствования и поведения.

Модель АВС — Ядро рациональной терапии

  • (А) — (активирующее событие) — это любые текущие события или собственные мысли, чувства, поведение, связанные с этим событием. А возможно, воспоминания, представления, мысли о прошлом опыте.
  • (В) — (неосознанная вера) — внутренние часто неосознанные ложные убеждения, установки и стереотипные мысли…
  • (С) — (следствия) — эмоциональная, поведенческая и физиологическая реакция человека

Три ключевых верования человека:

  1. Я должен все делать хорошо
  2. Все должны общаться со мной хорошо
  3. Мир должен быть легким для меня

Мы не трогаем при рационально-эмоциональной терапии верования человека, которые являются специфическими: идеологические, политические, религиозные, и др. — это остается личным делом как клиента, так и психотерапевта.

5 этапов работы РЭПТ по изменению «вредных» верований

  1. Аналитическое диагностирование верований
  2. Раскачивание и размягчение внутренних убеждений (например, метод критической дискуссии)…
  3. Замена установок более гибкими и рациональными
  4. Вживление нового навыка: регулярные упражнения в пресечении рецидивов негативного мышления и применения новых разумных мыслей и адекватной стратегии поведения (обычно задается на дом, между сеансами терапии)
  5. Обучение человека использовать техники РЭПТ самостоятельно (чтобы в будущем не зависеть от психотерапевта)

Рационально эмотивная терапия заканчивается тогда, когда клиент почувствует, что он сможет справиться с оставшимися проблемами самостоятельно, а не тогда, когда он решит все свои проблемы.

Техники рационально эмоциональной терапии

В методах РЭПТ Эллиса используется множество техник (см. техники психотерапии): рациональные, иррациональные, эмоциональные, поведенческие, лингвистические, логические, экспериментальные (на практике) и др. — в зависимости от конкретной проблемы человека и его индивидуальности.

Методы, которые не применяют в РЭПТ

  1. Не применяю методы, которые делают человека зависимым (например, излишняя теплота, создание и анализ невроза подкрепления…)
  2. техники, которые могут сделать человека легковерным и внушаемым
  3. Редко используют психоаналитические приемы в чистом виде
  4. Быстрые методики, которые в короткий срок помогают клиенту, но результат не закрепляется и может быть рецидив
  5. С осторожностью используют техники релаксации
  6. Не применяют методы, которые могут подкрепить низкую толерантность (терпимость) к фрустрации («облому ожидания»)
  7. Не используются псевдонаучные техники
  8. Некоторые техники РЭПТ не используются в семейной терапии и психотерапии отношений
  9. А также, некоторые хоть и популярные в силу маркетинга техники, но не имеющие достаточной эмпирической поддержки…

Кому не подойдет рациональная терапия

Этот вид психотерапии имеет свои ограничения. Рациональная терапия хорошо подходит для рациональных и ответственных людей, а также для людей внушаемых, которые не особо застревают в своих старых верованиях.

Этот метод не подойдет слишком «переживательным» женщинам и упертым фанатикам, а также людям с ограниченным интеллектом.

Эклектизм в рационально эмоциональной поведенческой терапии

Эклектизм в РЭПТ — это использование различных методов и техник, заимствованных из других психотерапевтических школ, например:

Если у вас жизненные трудности или психо-эмоциональные проблемы — воспользуйтесь услугами психотерапевта онлайн

Читайте журнал статьи психотерапевта

Проходите тестирование бесплатно

Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychoanaliz/racionalno-ehmocionalnaya-terapiya/

Рациональная психотерапия — виды и приемы

Под психотерапией понимают лечение, где главным «препаратом» выступает слово врача. Общаясь с пациентом, он неизбежно воздействует на него психологически и, помогая изменить отношение к себе и окружающему миру, способствует выздоровлению. К основным методам такого воздействия относится рациональная психотерапия. Ее могут сочетать с лечебной физкультурой, трудотерапией и т.д.

Рациональная терапия в психологии

Она преследует цель воздействовать на больного логически аргументированными разъяснениями. То есть врач объясняет пациенту то, что ему сложно понять и принять. Получив ячные и простые аргументы, больной отказывается от своих ложных убеждений, преодолевает пессимистические представления и постепенно движется к выздоровлению. Использует рациональная терапия техники самые разные:

  • косвенное внушение;
  • эмоциональное воздействие;
  • дидактические приемы.

Частая практика подразумевает диалог между врачом и больным, при этом многое будет зависеть от личности специалиста, его способности убеждать и слушать, входить в доверие и искренне интересоваться судьбой пациента. Такое лечение имеет несколько направлений, а отдельные его положения и приемы согласуются с методом нейролингвистического программирования.

Рационально-эмоциональная психотерапия

Это направление в 1955 году предложил Альберт Эллис. Он считал, что причинами психического расстройства являются иррациональные – ошибочные когнитивные установки. К основным типам психологических проблем относят:

  1. Самоуничижение и третирование себя.
  2. Преувеличение негативных составляющих ситуации.

Приемы рациональной психотерапии помогают больным принять себя и повысить свою толерантность к фрустрации. При этом врач действует по следующей схеме:

  1. Объясняет и разъясняет. Истолковывает сущность заболевания, что помогает пациенту получить четкую и ясную картину недуга и более активно его контролировать.
  2. Убеждает. Корректирует не только когнитивный, но и эмоциональный аспект, модифицирует личностные установки больного.
  3. Переориентирует. Перемены в установках пациента становятся стабильными, система ценностей в отношении болезни меняется, и он выходит за ее пределы.
  4. Воспитывает. Создает позитивные перспективы для больного после преодоления недуга.

Рациональная когнитивная психотерапия

Предыдущее направление является одним из основных ее ответвлений. Их теоретические позиции и используемые приемы близки, но методы рациональной психотерапии, где ставка делается на эмоции, более структурированы, а работа с пациентом последовательна. К когнитивным техникам относят:

  • сократовский диалог;
  • искусство «заполнения пустоты»;
  • декатастрофизацию;
  • метод сходства и подобий;
  • реатрибуцию;
  • переформулирование;
  • децентрализацию.

При этом в своей работе врач использует ролевые игры, экспозиционное лечение, технику отвлечения внимания и планирования деятельности.

Все это помогает больному признать ошибочный характер своего мышления, принять на себя ответственность за свои действия и избавиться от психических проблем.

При этом необходимо, чтобы врач имел представление о достижениях логики и владел современной теорией аргументации.

Рационально-эмотивная психотерапия

Она основывается на допущениях о природе человека и происхождении несчастий людей или эмоциональных нарушений. Всевозможные ложные идеи, типа невозможность контролировать внешние обстоятельства или желание всегда и во всем быть первыми, распространены в обществе.

Они принимаются и подкрепляются самовнушением, что может спровоцировать невроз, ведь их не осуществить.

Но независимо от влияния внешних факторов, люди могут действовать самостоятельно и признание такой способности легло в основу теории поведения и личностных нарушений A-B-C.

Рациональная и разъяснительная психотерапия доказывает, что если мыслить здраво и разумно, то и последствия будут такими же, а если система убеждения является безумной и нереалистичной, то и последствия будут деструктивными. Признав такую взаимосвязь, можно изменить подобные установки, действия и поступки в ответ на внешние обстоятельства и ситуации.

Рациональная психотерапия – противопоказания

К ним относят:

  • слабоумие;
  • психические расстройства в остром периоде;
  • индивидуальная рациональная психотерапия противопоказана при острых соматических и инфекционных заболеваниях;
  • отсутствующую мотивацию у пациента;
  • беременность, реабилитацию после тяжелых болезней, когда требуется осторожность при выборе метода психотерапии.

Источник: https://womanadvice.ru/racionalnaya-psihoterapiya-vidy-i-priemy

Ссылка на основную публикацию