Вера в человека и направления практической психологии — психология

Практическая психология

Любая наука вне всяких сомнений в конечном счете должна иметь практическое применение. Не имеет смысла заниматься тем, от чего нет никакой практической пользы, что нельзя использовать для решения повседневных задач. И на самом деле – польза есть от любой науки.

Вопрос только в том, как эту пользу получить, занимаясь той или иной наукой и насколько она для нас очевидна. Вот, скажем, психология – наука очень полезная, она настолько полезная, что изучать ее, я считаю, необходимо с малых лет.

Однако, далеко не всегда польза психологии очевидна, поэтому в этой науке существуют различные направления, одни из которых имеют наиболее ярко выраженное практическое применение, а другие выглядят менее практичными и полезными. Практическая психология – это как раз такая психология, которая направлена на практику, то есть, на работу с людьми.

В этой статье я расскажу о практической психологии все самое важное, что вам, уважаемые читатели, нужно о ней знать, чтобы понимать, как можно использовать знания психологии на практике.

Что такое практическая психология

Что же такое практическая психология? Выше я уже об этом сказал, да и из самого названия тоже понятно, что это такой раздел психологии, который занимается практическим применением ее знаний. А применить знания психологии можно во многих областях.

Другое дело, что одни люди делают это осознанно, а другие в большей степени интуитивно. А так, по большому счету, все мы немного психологи, потому что, хотя бы чуть-чуть, но разбираемся в себе и других.

И разумеется, свои знания о людях и о самих себе – мы ежедневно применяем на практике, при решение различных проблем и задач.

К самостоятельным областям практической психологии мы можем отнести – психологическое консультирование, психологическую коррекцию и психологическое тестирование. Все это, вне всяких сомнений, достаточно востребованные в обществе виды деятельности. Но мы с вами должны понимать, что у практической психологии гораздо более широкое применение.

То есть, у знаний психологии очень широкое применение. К примеру, возьмем с вами такой важный для нас для всех аспект нашей жизни, как отношения с другими людьми. Скажите: для выстраивания с другими людьми правильных отношений, нужно знать психологию человека? Очевидно, что нужно.

Ведь вам необходимо понимать других людей, чтобы эффективно общаться с ними, вам надо уметь правильно влиять на них, чтобы добиваться от них нужных вам действий, а также свою позицию вам нужно уметь грамотно доносить до других людей, чтобы они понимали вас.

Благодаря всем этим умениям у вас будут складываться с людьми нормальные отношения, от которых вы будете получать реальную пользу. Это и для деловых отношений, и для дружбы, и для отношений с противоположным полом важно. Без нормальных отношений с людьми мы с ними не уживемся.

А чтобы эти отношения были нормальными – нужно знать психологию человека и использовать эти знания, выстраивая отношения с людьми. Вот вам и один из самых ярких примеров практического применения знаний психологии.

Вообще, на мой взгляд, легче перечислить те области нашей жизни, где знания психологии не нужны, чем те, где без них сложно обойтись.

Ведь даже те виды деятельности, в которых не предусмотрено какое-либо взаимодействие человека с другими людьми, а значит и нет необходимости в умении влиять на них, требуют от нас знаний психологии, пусть даже самых что ни на есть поверхностных, для понимания нами самих себя и умения управлять своим собственным поведением. Это основа основ. Ведь если человек не понимает самого себя, как же он сможет понять других? Так что, друзья, большинство из нас каждый день используют знания психологии на практике – оценивая с их помощью свое поведение.

Ну а если говорить коротко, то практическая психология – это любое практическое применение знаний психологии. Вот, собственно и все. Больше тут добавить нечего. Соответственно, психологи, которые работают в сфере практической психологии, называются практическими психологами.

На мой взгляд, большинство психологов можно назвать практическими психологами, так как они применяют свои знания на практике, а не о высших материях думают и не о глубинах человеческой души. Большинство психологов применяют знания психологии для решения реальных насущных проблем. А проблем в нашей жизни, как вы сами знаете, всегда хватает.

Как, впрочем, и задач, которые необходимо решать, используя знания из разных наук, в том числе и из психологии.

Теперь давайте поговорим о том, с чем нам не следует путать практическую психологию. А путать ее не следует, к примеру, с прикладной психологией, ибо в отличие от прикладной психологии практическая психология ориентирована на широкие круги населения.

Понятным для большинства людей языком, то есть, тем языком, который мы используем в повседневном общении, практическая психология объясняет людям, как они могут решить те или иные свои проблемы и задачи.

Причем опираться практическая психология может не только на строго научную базу, как это делает психология прикладная, но и на рабочие метафоры, которые оправдали себя в практике.

Иными словами – все то, что работает, что позволяет добиться результата, используется в практической психологии в качестве средства решения различных проблем и задач. А прикладная психология ориентирована на специалистов-психологов, она занимается образованием профессионалов и в гораздо большей степени опирается на научную базу, в отличие от практической психологии.

Также не нужно путать практическую психологию с житейской психологией, а также с популярной психологией, поскольку в отличие от них практическая психология ориентирована на запросы практического плана, а не на развлечения и популярность. Она полезна для дела, а не для интереса, развлечений и философских рассуждений.

Практическую психологию нужно изучать, а не просто интересоваться ею, зачитываясь интересными книжками. Только при серьезном, вдумчивом подходе к практической психологии – она будет полезной для человека. К тому же, популярная психология, как правило пишется для всех, как для образованных, так и для не образованных людей. Поэтому читать ее легко и интересно.

Именно читать, а не изучать, не осваивать, чтобы затем применять на практике. А вот психология практическая все-таки ориентирована в значительной мере на людей образованных, которые совсем необязательно должны иметь базовые знания по психологии – они просто должны уметь осваивать новую информацию, чтобы иметь возможность извлечь пользу из книг по практической психологии.

Что же касается житейской психологии, то она, безусловно, очень полезна для изучения, и весьма практична, но при этом она слишком обобщенно подходит к объяснению разного рода закономерностей человеческого поведения, в силу своей ненаучности. Я очень уважаю житейскую психологию, так как она основана на опыте многих поколений.

Но при этом считаю, что подходить к ней нужно с определенным багажом знаний в области научной психологии, тогда точность ее анализа существенно возрастет.

Зачем нужна практическая психология

И все-таки, главный вопрос, на которых должна нам ответить практическая психология – это вопрос о ее полезности.

Где, как и в каких ситуациях мы можем ее применить, чтобы решить нужные нам задачи и избавиться от беспокоящих нас проблем? Обычно в таких случаях речь заходит о психотерапевтической практике, когда люди обращаются за помощью к психологам, психотерапевтам и получают соответствующие услуги.

Да, это хороший пример практичности психологии. Но это лишь одна из ее сторон, которая указывает на ее полезность. В действительности области практической психологии, как я уже сказал, значительно шире. К тому же психотерапия в практической психологии занимает далеко не самое главное место.

Скажем, такие виды деятельности, как: психологическое образование и психологическое обучение, психодиагностика и психокоррекция, а также психология развития и многие другие – не имеют никакого отношения к психотерапевтической деятельности, но являются достаточно востребованными в обществе.

Да и вообще, если обобщить суть практической психологии, то мы можем привести массу примеров тех видов деятельности, для которых нам необходимы знания психологии, с целью влияния на других людей и на самих себя. Все ведь сводится именно к этому. И при этом, речь далеко не всегда идет о лечении больных людей средствами психического воздействия.

Взять, к примеру, ту же рекламу – которая оказывает влияние на психику людей, используя для этой цели знания психологии, но при этом не всегда, далеко не всегда, приносит людям пользу.

Политики тоже используют знания психологии масс для внушения обществу своих идей и взглядов, которые могут звучать красиво, но в действительности являться абсолютно бесполезными, а то и вредными для подавляющего большинства людей.

Да и каждый из нас ежедневно пытается повлиять на других людей, с помощью различных методов, чтобы добиться от них нужной реакции, нужного решения, нужных действий. Обратите внимание на то, как часто в вашей жизни возникают ситуации, в которых вам необходимо тем или иным образом повлиять на другого человека, на других людей.

Задумайтесь также над тем, как часто ваше собственное поведение не соответствует вашим запросам и требованиям к самому себе. Вот для решения всех связанных с вами и другими людьми проблем и задач вам и понадобятся те знания и умения, которые вы можете приобрести благодаря практической психологии.

Понятное дело, что практическая психология тесно связана с бизнесом, а если говорить более правильно – с заработком денег. Любой полезный вид деятельности в условиях современного мира должен соответствующим образом вознаграждаться.

Я-то считаю, что любую деятельность можно адаптировать к заработку денег, тем более такую, которая связана с влиянием на людей. Тем не менее, какие-то знания и навыки ближе к деньгам, а какие-то дальше от них.

В случае с практической психологий, не приходится сомневаться в том, что она способна приносить пользу в виде денег, как практическому психологу, так и всем остальным людям, которые ее изучают.

Ведь начиная с рекламы продаж и заканчивая политическими технологиями – везде используются психологические приемы, позволяющие нужным образом влиять на других людей.

К тому же выгода от практической психологии может быть не явной, когда, скажем, человек, знающий, как грамотно влиять на людей – без труда сможет пройти любое собеседования и устроиться на хорошую работу, а на ней уже заработать хорошие деньги.

Про отношения с другими людьми я уже писал выше, но еще раз приведу этот пример, чтобы показать вам, как применение знаний психологии в этой области позволяет получить определенные выгоды.

К примеру, если знание практической психологии поможет женщине найти себе мужчину, нормального мужчину, не какого-нибудь бездельника и проходимца, то совершенно очевидно, что в целом ее материальное положение улучшится. Понятно, что в таком случае не деньги, как правило, играют главную роль, а потребность в любимом человеке, и тем не менее, материальные потребности в данном случае, благодаря знаниям психологии тоже удовлетворяются. Так что заработать деньги с помощью практической психологии, я считаю, проще простого. А заодно и массу других выгод с ее помощью можно получить. Вот некоторые другие науки, скажем, астрономию или историю, использовать для заработка денег сложнее, но тоже возможно. А уж психологию, да тем более практическую – перевести в деньги проще простого.

Так что, друзья, изучать практическую психологию выгодно и очень интересно. С ее помощью можно и себя, и свою жизнь изменить в лучшую сторону. И, чего уж там греха таить, с помощью практической психологии можно научиться влиять на других людей, манипулировать ими, чтобы добиваться от них нужных решений и действий.

Я знаю, что именно возможность манипулировать другими людьми – делает психологию привлекательной наукой для многих людей.

Читайте также:  Как вызвать скорую помощь - психология

Тем не менее, психология, в данном случае практическая – это многофункциональный инструмент, с помощью которого можно – и деньги зарабатывать, и людьми манипулировать, и помогать людям, что тоже очень важно, и многих других целей с ее помощью можно добиваться в жизни.

Другое дело, что это не единственный инструмент, который должен быть в вашем арсенале, так как, если вы заметили, миром правят не психологи в “чистом виде”. Следовательно, чтобы добиться выдающихся результатов в этом мире, человеку необходимо и многие другие полезные знания приспособить к практике, то есть, к своей жизни. Что мы с вами и будем делать на этом сайте – изучая психологию в контексте других наук и для решения самого широкого спектра задач.

Источник: https://psichel.ru/prakticheskaya-psihologiya/

Основные направления в психологии

Существуют следующие основные направления в психологии: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ.

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — основоположник этого направления, американский физиолог Дж. Б.

Уотсон (1878— 1958) предложил в качестве предмета изучения поведение, так как все остальное (сознание, ощущения и т.п.) — «черный ящик», недоступный для исследования естественно-научными средствами.

Научный поиск бихевиористов был направлен на выяснение законов, связывающих воздействующие стимулы и ответные поведенческие реакции.

В дальнейшем это должно было помочь в предугадывании и целенаправленном изменении поведения человека.

Для бихевиористов поведение человека и животных с точки зрения его строения, механизмов и стимулов принципиально не различается. Они полагали, что вполне допустимо, изучая поведение животных, переносить обнаруживаемые факты и законы на человека и, наоборот, «по-человечески» трактовать виды и формы поведения животных.

Поэтому в качестве испытуемых использовались животные, в основном крысы и голуби, поскольку они дешево стоили. Однако полностью отказаться от изучения психических феноменов было нельзя, учитывая их фактическое значение в жизни и поведении человека.

Взгляды Уот-сона были смягчены его последователями, пытавшимися одновременно и приблизить науку о поведении к действительности, и примирить ее со сложившимся философским пониманием человека.

Необихевиористы отказались от упрощенного понимания поведения как системы реакций на внешние стимулы. Э. Ч.

Толмен (1886— 1959) ввел в бихевиоризм представления об активности, разумности и целесообразности поведения.

Организующее и направляющее начало поведения он видел в цели, понимаемой как конечный результат, который должен быть достигнут в итоге практического выполнения организмом системы поведенческих актов.

Особую роль в бихевиоризме сыграл Б. Ф. Скиннер (1904—1990), признанный авторитет в теории и практике научения, автор программированного обучения, талантливый и интересный психолог.

Бихевиоризм неоднократно подвергался всесторонней критике. Его влияние как теоретической концепции невелико, чего нельзя сказать о практической психологии.

Во всем мире широкое распространение получили построенные на бихевиористских началах психологические тесты и диагностические методики, техники консультирования, особенно в сфере управления персоналом, учебные программы по воспитанию и обучению детей и взрослых.

Гештальтпсихология (отнем. Gestalt — образ, структура, форма) зародилась в Германии среди ученых, имевших фундаментальное образование в области физики и математики. Представители этого направления М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келер (1887-1967), К.

Левин (1890—1947) утверждали, что существуют законы формирования сложных, целостных систем психических феноменов и их функционирования, которые нельзя объяснить элементарными законами сочетания элементов, как это делала традиционная (ассоцианистская) психология.

Окружающий мир, утверждали они, состоит из организованных форм, и само восприятие этого мира тоже организовано.

Гештальтисты начали проводить социально-психологические эксперименты по исследованию личности и межличностного поведения, в ходе которых неоднократно убеждались в наличии «молчаливой организации», вносящей собственные коррективы в процессы восприятия.

Идеи гештальтпсихологов сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии, в частности таких категорий, как восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения.

Они также способствовали внедрению в психологию полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из сферы естественно-научных исследований.

На основе этой концепции разрабатывается гештальттерапия, которая сегодня популярна во многих странах мира, в том числе и в России.

Психоанализ разработан австрийским врачом 3. Фрейдом (1856—1939), который начал с исследования и обобщения психотерапевтической практики, а затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию.

В этом направлении психология вновь обрела живого человека и с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность души и поведения.

С драматической остротой психоанализ поставил вопрос об иррациональном в кажущемся рациональным поведении человека, усмотрев причину все в том же нечто, что не поддается изучению естественно-научными методами.

Бихевиористы назвали это «черным ящиком», гештальтисты — «молчаливой организацией», а Фрейд ввел понятие «Ид» — «Оно». Человеческое Я представляет собой сферу осознанного, разумного вместилиша внешнего опыта, которое регулируется принципом реальности, но его энергия слаба. Напротив, оно имеет колоссальную психическую энергию, руководствуясь принципом удовольствия.

Для психоанализа ключевыми понятиями стали «сознание» и «бессознательное», причем последнему была отведена особо важная роль в детерминации человеческого поведения.

Фрейд писал, что имеются веские доказательства того, что тонкая и трудная интеллектуальная работа, требующая глубокого и напряженного мышления, может протекать вне сферы сознания, что существуют люди, у которых самокритика и совесть оказываются бессознательными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки.

Бессознательным, по Фрейду, может быть и чувство вины. Конфликт между бессознательными влечениями и социальными требованиями и запретами положил начало изучению механизмов психологической защиты!

Судьба психоаналитического учения в разных странах складывалась по-разному. Поначалу все, кроме ближайших учеников и последователей Фрейда и части практикующих врачей, относились к нему весьма прохладно. Пожалуй, ни одно другое направление психологии не подвергалось столь резкой критике, как психоанализ.

Затем оно нашло сторонников в Германии и Австрии, в других странах Европы и, наконец, в США. Добившись огромного успеха на обоих континентах, психоанализ продолжает лидировать во Франции и Канаде. В остальных странах его постепенно вытесняют методы других видов психотерапии, в частности разработанные многочисленными последователями Фрейда.

Вот несколько имен, известных в мире не меньше, чем имя самого Фрейда.

А.

Адлер (1870—1937) — австрийский психолог, основатель индивидуальной психологии, главные положения которой можно сформулировать следующим образом: • не существует непосредственной зависимости психического развития человека от органических факторов; • с первых лет жизни у ребенка возникает переживаемое им глубоко чувство собственной неполноценности и стремление к творческому самосовершенствованию для преодоления этого комплекса неполноценности; • человек — существо, изначально стремящееся к определенной жизненной цели, действующее в основном разумно, активно, целесообразно и обдуманно, а не пассивно и реактивно;

• цели жизни определяются самим человеком. От характера этих целей зависит многое в поведении человека; под их влиянием у него формируются образы, память, складывается определенное восприятие действительности, те или иные черты личности и характера, склонности и способности, моральный облик, аффекты и чувства.

К. Г. Юнг (1875—1961) — швейцарский психолог (психиатр) и философ, основатель аналитической психологии, рассматривал психику как сложное целое, относительно независимые части которого своеобразно отделены друг от друга.

Центр человеческой индивидуальности составляет так называемый комплекс Я, с которым связаны два типа бессознательного: личное и коллективное.

Первое — это приобретенный человеком жизненный опыт, второе передается ему по наследству и отражает общественные знания, накопленные человечеством (мифы, впечатления, образы и т.п.). Юнг ввел в психологию понятия о двух типах личности: интровертах (от лат.

intro — движение внутрь и verto — обращать, поворачивать) и экстравертах (от лат. extra — вне и verto…). Созданная им типология личности является одной из наиболее интересных и продуктивных психологических концепций.

Э. Фромм (1900—1980) — немецко-американский психолог, философ и социолог, представитель гуманистического психоанализа, согласно которому у человека есть два способа существования — обладание и бытие. Активность человека подчинена удовлетворению базовой потребности — обретению единства с миром и с самим собой.

Общество и обстоятельства жизни формируют характер человека. Там, где подавляется свобода личности, где «иметь» преобладает над «быть», возникают патологические характеры.

В таком обществе люди перестают быть самими собой, автоматически усваивая тот тип мышления и поведения, который навязывает общество, принятая в нем модель идеологии и культуры, или столь же автоматически противопоставляя себя ей. Наступает тотальное отчуждение как характеристика человеческого бытия.

Единственно адекватный ответ на проблему человеческого существования Фромм видит в любви — форме человеческих отношений, позволяющей обрести подлинное Я.

Российская психология также не избежала мирового кризиса XX в. Основы нового направления в отечественной психологии были заложены выдающимися физиологами И. М. Сеченовым и И.П. Павловым, которые предопределили его естественно-научный характер.

В советской психологии в 1920—1930-х гг. Львом Выготским (1896— 1934) при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия была разработана целостная культурно-историческая теория. Выготский высказал мысль, что основной единицей, сохраняющей свойства целого, являются сложнейшие формы рефлекторной деятельности — применение средств (орудий).

В психологии такими средствами (орудиями) служат знаки, оперируя которыми и воздействуя на другого, человек формирует собственный внутренний мир. Культурные знаки (мифы, религия, искусство, наука) обеспечивают сохранение и трансляцию культуры. Ее сердцевину составляет язык как наиболее развитая система.

Психические функции, данные природой (натуральные), преобразуются за счет «присвоения» орудий в функции высшего уровня развития, становясь «культурными». Механическая память превращается в память логическую, импульсивное действие — в произвольное.

Выготский назвал область своего исследования — изучение искусственно созданных человеком орудий и знаков, благодаря которым возникают высшие психические функции, — инструментальной психологией.

Развивая идеи Выготского, его ученики и последователи разработали общепсихологическую концепцию деятельности. Леонтьевым была предложена схема структуры деятельности (деятельность — действие — операция), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие).

Управляя организацией внешней деятельности, человек одновременно управляет и внутренней (психической) деятельностью. Главной структурной единицей считается действие: процесс, направленный на достижение цели — образа желаемого результата. А вот основным побудителем к деятельности выступает мотив.

Способ (совокупность операций), каким будет достигнута цель, определяется конкретными условиями протекания деятельности. На основе предложенной схемы изучались высшие формы психических процессов: восприятие (перцептивная деятельность), мышление (мыслительная деятельность), память (мнемичес-кая деятельность) и др.

В свой фундаментальной работе «Проблемы развития психики» Леонтьев провел анализ развития психики, раскрывающий механизмы происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека. Принцип единства психики и деятельности был реализован и при рассмотрении активности животных в процессе приспособления к окружающему миру.

Был выделен критерий возникновения психики, описаны стадии ее развития, проведена серия экспериментальных работ по этим проблемам.

В настоящее время деятельностный подход является одним из влиятельных направлений мировой психологии. Особых успехов представители этого направления добились в сфере обучения и умственного развития, нейропсихологии и психофизиологии.

Таким образом, внутри научной психологии существуют различные подходы к предмету ее исследования. Психология — наука, которая изучает: • душу как свойство тела, состоящее в возможности предугадать осуществление того, что имеет возможность осуществиться (идет от Аристотеля); • сознание как способность думать, чувствовать, желать…

(определение появилось в XVII в. в связи с развитием естественных наук); • поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды (направление «бихевиоризм» возникло в США в начале XX в.); • гештальт как функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений (направление «гештальтпсихоло-гия» возникло в Германии в начале XX в.

); • бессознательное как совокупность психических процессов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета (направление «психоанализ» возникло в Австрии в начале XX в.

Читайте также:  Манипулятивное влияние - психология

); • психику как высшую форму взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженную в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о них;

• психику как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведения (определение дано в XIX—XX вв.).

Перечисленные выше основные направления в психологии в той или иной мере относятся к естественно-научным направлениям психологии. В середине XX в. как социальное движение психологов, не ориентированных на естественные науки, возникло новое направление — гуманистическая психология.

Название было предложено доктором философии, профессором из Бостона А.Р. Коэном, но «духовным отцом» этого направления по праву считается американский психолог А. Маслоу (1908—1970).

Для гуманистического психолога убеждение в свободе человека и отказ от манипулирования им во имя любых целей и идеалов — основа психологической практики.

Представители данного подхода выдвигают постулат, согласно которому каждый человек обладает врожденными потенциями, которые актуализируются под воздействием социальных условий. Главную роль в изучении человека они отводят его личному опыту.

Источник: https://psyera.ru/4292/osnovnye-napravleniya-v-psihologii

Практическая психология что это? Методы практической психологии

Особенностью практической психологии является ее ориентированность на работу с людьми. Практические психологи оказывают услуги практической психологической помощи, консультируют, проводят тренинги.

Основные проблемы, на которые ориентируется практическая психология, ‒ это вопросы взаимодействия человека с окружающими, личностный рост, стремление к внутреннему равновесию.

В основе этого направления психологии лежат методы и приемы прямого воздействия на человека и на его поведение.

Часто практическую психологию сравнивают с психотерапевтическими методиками, но это не одно и то же. Многие люди действительно обращаются к практическим психологам с запросами, решения которых требуют психотерапевтической работы. Но вся деятельность не сводится к одному этому аспекту.

Практическая психология включает в себя много сфер и направлений. Каждый раздел выполняет свои определенные функции. Сюда относятся психологическое образование и обучение, психодиагностика, психокоррекция, психология развития.

Особенности практической психологией как отрасли в психологической науке

Практическая психология ‒ это не то же самое, что популярная психология (житейская), хотя их часто путают. Основное отличие между этими понятиями состоит в том, что житейская психология ориентирована на широкий круг потребителей, нередко статьи из этой отрасли имеют развлекательный характер.

Практическая психология обязательно базируется на научной основе и ориентируется на конкретные запросы. Как правило, книги по практической психологии предназначены для раскрытия конкретного вопроса или проблемы, и развлекательный элемент в них далеко не всегда присутствует.

То есть такие книги нужно читать вдумчиво, осваивать их.

Но практическая психология ‒ это и не психология прикладная.

Последняя работает исключительно в научных рамках, а практическая психология использует и научную базу, и определенные приемы и методы без научной основы.

Прикладная психология фокусируется на профессиональной подаче материалов, она ориентирована на специалистов узкого профиля. Книги, материалы по практической психологии направлены на широкий круг читателей.

Практическая психология отличается от других направлений своим отношением к науке. Базируясь на научных данных, она допускает привлечение факторов, не имеющих отношения к точным наукам.

Важным рабочим материалом в этой сфере психологии является практический опыт, а его не всегда возможно подтвердить научными фактами.

Методы в практической психологии

Практическая психология ‒ это сфера, использующая методику тех отраслей, которые являются ее основой. К таким отраслям относятся консультирование, педагогика, психотерапия и другие.

Самыми популярными являются такие методы:

  • подкрепление ‒ суть этого метода состоит в том, что на какое-то действие человека мгновенно дается позитивная или негативная реакция, определенное ответное воздействие;
  • внушение;
  • использования образца.

Но хотя практическая психология и использует методы, применяемые в других отраслях, но этот раздел науки наполняет эти инструменты новым смыслом, актуальным конкретно для практической психологии.

Таким образом, практическая психология ‒ это раздел науки психологии, основное задание которого ‒ использование знаний из этой области на практике. Это прикладная наука, дающая возможность постигать себя, корректировать свое поведение и в итоге изменять жизнь в позитивном ключе.

Источник: http://psihologija.org/stati/prakticheskaja-psihologija.html

Психология: между практической пользой и духовным вредом

Психология становится популярнее с каждым днем.

Теперь это не просто одна из наук, это одна из самых актуальных практических-прикладных дисциплин, входящих в нашу жизнь: издаются журналы по психологии, книги на околопсихологические темы распродаются все большими тиражами, многие привыкают регулярно наведываться к психологу. Все чаще задают вопросы о психологии и нам на сайт. Мы хотим познакомить читателей с ответами на некоторые из них.

В последнее время я увлекся книгами по психологии, хотелось бы знать отношение Православной Церкви к этой науке.

Здравствуйте, Игорь!

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, читаем: « ХI.5.

Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы.

Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся “от естества”, и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей.

В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника».

То есть Церковь за плодотворное сотрудничество с психологией и психотерапией при условии адекватного разграничения методов воздействия и сфер компетенции в соответствии с ситуацией каждого человека. С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте, батюшка! В практической психологии есть метод направленной визуализации. Когда клиент представляет различные образы, которые предлагает психолог. Это должно способствовать улучшению самочувствия клиента.

Чаще всего это природные образы: почувствовать прохладную воду ручейка, запах цветов, представить себя летящей бабочкой и т.д. Но бывает и такое, что предлагается представить, например, водопад света, как он согревает, успокаивает, а затем нужно поблагодарить этот водопад за помощь.

На мой взгляд, это входит в противоречие с православным учением. Не могли бы вы пояснить, в какой мере оправдано применение этого метода. Заранее вам благодарна.

Екатерина, детский психолог.

Христос Воскресе!

Ваши сомнения в правомерности применения направленной визуализации в варианте диалога вполне оправданны. Слишком велика опасность, что духовный ответ на поиск в таком состоянии будет дан извне. И именно со стороны инфернальных сил зла. Хотя сам по себе метод очень мощный и позволяет иметь дело напрямую с подсознанием, применять его, особенно у детей, лучше без диалога.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Многие мои знакомые увлечены психологической теорией под названием “Трансерфинг реальности”   это мощная техника, дающая власть творить невозможные, с обыденной точки зрения, вещи, а именно   управлять судьбой  по своему усмотрению.

(Цитата из книги) Но помимо этого еще и считают эту теорию близкой Православной вере. Споры у нас жаркие. Хотелось бы узнать Ваше мнение о подобных учениях, утверждающих, что человек может все. А также посоветуйте мне, пожалуйста, литературу по данному вопросу.

Заранее благодарна. Мария

Здравствуйте, Мария! Магические методы и представления книг Вадима Зеланда, на мой взгляд, ничего общего с Православием не имеют. Скорее учение об энергиях, маятниках и тому подобном ближе к оккультной мистике. Описываемые видения также не имеют отношения к Православию.

Что касается проповеди человеческого всемогущества, то у апостола Павла читаем: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». (Флп.4,13)В теории же трансерфинга места Христу нет. А идеи человеческого всемогущества без Христа не просто находятся вне Православия, но носят явный антихристианский характер.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Скажите, пожалуйста, не вредна ли книга Лууле Виилма “Прощаю себе”? Если да, то скажите почему! Спасибо большое! Храни Вас Господи! Юлия

Здравствуйте, Юлия! Метод Лууле Виилма только на первый взгляд напоминает православное покаяние. Сама она считает себя парапсихологом и ясновидящей. Утверждается некая энергетическая природа болезней. В ее концепции прощения нет места Богу. Человек прощает все себе сам. Это скрытое воспитание гордости и превозношения над окружающими.

Опасность данной книги в том, что она говорит не ложь, но полуправду. Безусловная необходимость примирения с ближними возведена в ранг вершины духовности, тогда как православие говорит о необходимости покаяния перед Богом. Конечно, и данная книга может стать первой ступенью на пути к истинному покаянию.

Но, весьма вероятно, может завести в тупик энергетически-парапсихологических оккультных изысканий.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте! Я работаю преподавателем в ВУЗе, интересуюсь психологией межличностных отношений. Для личностного роста посещаю иногда тренинги. У меня к Вам такой вопрос. Мне предложили пройти тренинг “Танец жизни”, т.е.

по названию понятно, что там будет применена методика с помощью танца раскрыть внутренний потенциал и вывести на сознательный уровень то, что в душе.

Я хочу спросить: как православие относится к такого рода действиям? Можно ли идти на такой тренинг или это не от Бога? Очень жду ответа, заранее благодарю. Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! Названный Вами тренинг часть направления телесно-ориентированной психотерапии. Это весьма интересный психологический метод, но он никак не связан с Православием. Святоотеческое душепопечение предполагает путь покаяния и молитвы.

Мне он кажется гораздо прямее и эффективнее способов современной психологии.

В то же время участие в таком тренинге не является грехом и может принести некоторую пользу, если в ходе тренинга не будут допускаться ситуации, провоцирующие нецеломудренные помыслы.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте батюшка, у меня к Вам вопрос: Знаете ли вы такую книгу”Учимся говорить публично”написал Владимир Шахиджанян? Мой брат полностью ушел с головой в это, так называемое, произведение. Я как сестра переживаю за него, тем более, что у него скоро родится ребенок.

Лично мне показалась эта книга сильно подозрительной. Так как в ней преподаватель учит молодежь, которая читает его книги, бредовому мышлению, и составлению несуразных предложений, задаванию вопросов людям, которые не знают ответа на эти вопросы, например: где купить крокодила или как пройти до театра, хотя сам знает как пройти до него. Светлана

Здравствуйте, Светлана! Книга известного психолога В.В. Шахиджаняна построена на психологических принципах. Один из которых состоит в том, чтобы поставить человека в необычную ситуацию и тем самым отвлечь от страха общения. Это вполне действенный прием. Так что ничего душевредного эта книга не несет.

Духовная проблема, которая может возникнуть – рост гордыни и самолюбия у людей, которые начали заниматься, будучи движимы идеями собственного величия. Также не стоит читать книг Н. Козлова, о котором упоминает Шахиджанян. Сейчас из добросовестного психолога он превратился в основателя сектантской организации «Синтон».

Читайте о нем, например, здесь: http://iriney.ru/sects/psiho/index.htm

С уважением, священник Михаил Самохин.

Как относится Русская Православная Церковь к работам основателя современной гуманистической психологии Абрахама Маслоу? Антоний

Здравствуйте, Антоний!

Отношение к тому или иному феномену Русской Православной Церкви может быть выражено только в постановлениях Поместного, Архиерейского Соборов или указах Священного Синода, Святейшего Патриарха.

Учение А. Маслоу не относится к таким проблемам православного душепопечения, по которым имеются подобные общецерковные определения.

А потому мнения различных представителей Церкви могут не вполне совпадать.

Сам факт того, что в своей целостно-динамической концепции личности А. Маслоу ушел от фрейдизма и выдвинул идею о самоактуализации, как побудительном мотиве развития человека заслуживает уважения.

Читайте также:  Шизоид и здоровье - психология

Тезис о том, что превращение личности в полноценную, есть развитие высших форм мотивации, заложенных в человека, вполне согласуется с православной антропологией. Но уже В. Франкл отмечал, что Маслоу не предполагает для человека выхода за пределы самого себя в поисках смысла жизни.

Тогда как в Православии без такого выхода духовное развитие в принципе невозможно.

Ограниченность теории Маслоу в том, что самовыражение личностью ее аутентичных мотиваций не может быть истинным смыслом жизни. Мало выразить мотивацию. Ее надо прожить, то есть реализовать.

Без ущерба для своего духовного состояния и для окружающих человек может реализовывать высшие мотивации только в заповеданном ему Богообщении.

И только религия, и Православие в частности, может помочь человеку в этом и уберечь от многочисленных ловушек, подстерегающих на пути.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Добрый день, батюшка. Ответьте, пожалуйста, как относиться к настроям Сытина? Пишут, что даже космонавты ими пользовались, был результат. Некоторые мои знакомые (правда, люди нецерковные), тоже ощущали облегчение состояния. А я что-то опасаюсь. С уважением, Лия.

Здравствуйте, Лия!

Настрои, как метод позитивной психологии применяет не только Г.Н.Сытин, но и Н. Правдина, Луиза Хей и многие другие. Настрои – суррогат молитвы, своеобразное уговаривание самого себя. Оно действует как психологическое обезболивающее. Опасность подобной терапии в том, что реальная проблема, часто восходящая к греху, не решается, а загоняется вовнутрь.

Но беда в том, что она все равно проявится через другой грех, соматическое заболевание или иным образом. Еще один вред от подобного суррогата для православного человека в том, что он пытается заменить собой молитву, то есть отвращает от истинного Врача душ и телес наших Господа Иисуса Христа. С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте! Батюшка, недавно в мои руки попали книги Валерия Синельникова. Я воцерковленный уже более года назад человек и ко всей нецерковной литературе отношусь настороженно.

В действительности это достаточно сложно, потому что еще нет того духовного опыта, который бы позволял относиться к этому более спокойно, поэтому прошу Вашей помощи. Дело в том, что кое-что, там действительно представляет интерес и может быть взято на вооружение.

Но некоторые вещи вызывают у меня сомнения, так как не согласуются с тем, что я читала в церковной литературе. Скажите, насколько внимательно нужно относиться к книгам именно этого автора? Могут ли они быть полезными?Александра

Здравствуйте, Александра!

Опасность писаний Валерия Синельникова и других представителей школы «позитивной психологии» (Л.Хей, Н. Правдиной и др.

) в том, что они как обезболивающие лекарства заглушают с помощью внушения духовные проблемы, не исцеляя их причин, кроющихся в грехах. Вместо спасения души человек возвеличивает свою гордость.

Проблемы не решаются, а загоняются в глубь души, что затем оборачивается новыми совершенно неожиданными проблемами. Так что вряд ли они могут быть духовно полезными православному христианину.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Батюшка, здравствуйте! Сегодня издается очень много литературы по психологии (например, книги Андрея Курпатова и многие другие)об отношениях мужчины и женщины. Скажите, пожалуйста, может ли она быть полезной как для женатого человека, так и для человека еще не вступившего в брак? Заранее благодарю! Александра

Здравствуйте, Александра! К сожалению, в большинстве подобных книг, в том числе и д-ра Курпатова основой взаимоотношений мужчины и женщины в браке представляется физиология интимных отношений.

С православной точки зрения семья создается для взаимной помощи в деле спасения души, в житейских трудностях.

О том, что семья это, прежде всего союз любви, дружбы и взаимного уважения, и только потом союз интимный современная психология совершенно забывает.

При всей важности данной сферы семейной жизни излишнее фокусирование внимания только на ней может ввести в заблуждение человека при размышлении о побудительных мотивах действий супруга или супруги. Их далеко не всегда следует искать в постели.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте! Пишет Вам Марина, очень благодарна за Ваш ответ и снова обращаюсь с вопросом. Я педагог-психолог, работаю с детьми из неблагополучных семей и детьми сиротами.

По моим наблюдениям практически у всех детей (и   этому, конечно, есть свои причины) очень пессимистический взгляд на жизнь, они  не видят ни в настоящем хорошего ни перспективы в будущем.  Мне  бы хотелось помочь им научиться радоваться жизни и строить положительные модели будущего.

Скажите пожалуйства, как Православие относится к техникам позитивного мышления, тем, конечно, которые не имеют в себе мистического подтекста. Заранее Вам благодарна!

Здравствуйте, Марина! Общецерковного суждения, выраженного в документах священноначалия, по т.н. «позитивной психологии» нет, в силу того, что она подпадает под понятие современного оккультизма.

Как специалист Вы наверняка видите, что школа позитивной психологии, создавая свои аффирмации, пародирует молитвы, перенося их из сферы личного общения человека с Богом, на некие мистически и оккультно понимаемые силы природы.

Кроме того, вместо решения внутренних проблем, имеющих корни в грехе человека или его родителей, она предлагает простое утешение, некое духовное обезболивание.

Но духовные противоречия в такой личности, противопоставление себя Богу и миру данной техникой только «загоняются» вовнутрь.

Гораздо плодотворнее для детей осознание присутствия Бога и его промысла в мире, обретение глубокой любви к Нему и смирения перед Его пусть непонятной нам, но всегда благой волей.

Это сложнее психологических техник, но адаптирует человека к миру, не надевая на него розовые очки. К сожалению, вере нельзя научить, ее можно только показать. Дай Бог, чтобы Ваша искренняя личная вера помогла поверить детям-сиротам.

Молитесь об этом, и Господь поможет Вам. С уважением, священник Михаил Самохин.

Источник: http://www.pravmir.ru/psixologiya-mezhdu-prakticheskoj-polzoj-i-duxovnym-vredom/

Чем отличается психология от практической психологии?

«Психология – она одна для всего» – подумает человек и ошибется. Оказывается, есть разница между “вузовской”, “научной” психологией и практической психологией. Посмотрим, чем они отличаются, и так ли велика разница.

У меня спрашивают, что же делают в вузах, где изучают психологию. Заметьте, ей там не столько обучают (что делать и когда), сколько – как любую науку – изучают.

В итоге получается два вектора:

  • научный – как способ познать, изучить, систематизировать (а дальше различаются объекты: человеческое мышление, поведение, …);
  • практический – грубо говоря, как сделать, чтобы конкретному человеку или группе людей, объединенных определенными признаками (или интересами) стало лучше, чтобы он(и) смог(ли) что-то новое.

Ситуацию и соотношение между этими направлениями хорошо описывает анекдот о статистике:

Еще раз: теоретическая психология:

  • изучает;
  • предполагает и статистически подтверждает или опровергает;
  • объясняет;
  • наблюдает;
  • экспериментирует.

Практическая психология направлена на развитие инструментов помощи людям. И здесь важно понимать: практика должна быть понятной и неспециалисту. Поэтому “зубодробительные” объяснения в ней не нужны. Чаще применяются метафоры, понятные и доступные описания.

Методы обычной психологии:

  • анализ, эксперимент, гипотеза, теория, исследование.

Методы практической психологии:

  • Индивидуальные методы (психоанализ, аутотренинг, логотерапия) используются при работе наедине с клиентом. Групповые методы — с группой людей. К методам, позволяющим работать с группой, относятся: аутотренинг, гештальтгруппы, группы встреч, группы телесной терапии, группы терапии искусством, логотерапия, психоанализ, психодрама, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое тестирование, Т-группы.[wikipedia]

Разница уже очевидна.

Примеры инструментов в практической психологии:

  • Психологические игры и упражнения, метафорические карт, проективные методики и тесты, диагностическое интервью, ведение дневника, диалог, театральная постановка.
  • Самым главным “инструментом” психолога-практика является его личность.

Что получается на выходе?

В редких случаях специалист, изучавший психологию, имеет некоторые практические навыки.

В большинстве же случаев выпускники вуза по специальности “психология” вынуждены проходить дообучение, переквалификацию, например, обучаться в смежных структурах и направлениях (психоанализ, символдрама, гештальт).

И только после такого обучения практическим навыкам психология становится для них не только наукой, но и опорой в повседневной практической деятельности.

Если вы – студент вуза и хотите практических навыков для дальнейшей работы с людьми (а не в исследованиях, со статданными), приглашаем на обучение в Минске – по стандартам Московского Гештальт Института (МГИ).

Источник: http://Sova-Psiholog.ru/chem-otlichaetsja-psihologija-ot-prakticheskoj-psihologii/

Направления психологии

Автор Evgeniy в 04/10/2013. Опубликовано Психология 101

Поскольку психология затрагивает целый ряд научных областей, в ней постоянно появляются новые исследовательские и практические направления. Некоторыми из этих направлений всерьез заинтересовались колледжи и университеты.

Такую науку, как психология, можно условно разделить на два основных раздела. К первому относят проведение исследований, направленных на повышение наших знаний, второй связан с практической деятельностью, где знания применяются для того, чтобы решать реальные задачи.

В психологии постоянно появляются новые исследовательские и практические направления. Это происходит потому, что она затрагивает целый ряд других научных областей, в том числе биологию, философию, антропологию и социологию. Некоторыми из этих направлений заинтересовались колледжи и университеты, включившие их в свои образовательные программы и предлагающие обучение на курсах по этим темам.

Биопсихология. В данной области психологии известно множество направлений, в том числе поведенческая биопсихология, нейробиология, психобиология и нейропсихология.

Биопсихологическое направление изучает взаимосвязь между мозгом и поведением индивидуума (например, каким образом наш мозг и нервная система влияют на наши мысли, чувства и настроения).

Так что, данное научное направление можно рассматривать как совокупность классической психологии и множества нейронаук.

Клиническая психология. Она является крупнейшим специализированным направлением в области психологии.

Специалисты данного направления применяют психологические принципы и исследования для оценки, диагностирования и лечения пациентов, которые имеют душевные и умственные отклонения.

Клиницисты часто занимаются частной практикой, но многие из них работают в различных общественных центрах, университетах и колледжах.

Психология развития. Психологи этого направления изучают физическое и умственное развитие человека в течение всей его жизни. Они, как правило, специализируются в таких областях, как психологические особенности развития младенца, ребенка, подростка либо гериатрическое развитие, а также изучают особенности задержки в развитии.

Судебная психология. Судебные психологи изучают особенности применения психологических принципов при решении правовых вопросов. Эта деятельность может включать изучение поведения преступников или тех, кто непосредственно работает в судебной системе. Специалистов в данной области часто приглашают, чтобы дать оценку показаний свидетелей при рассмотрении дел в суде.

Индустриально-организационная психология. Специалистами, работающими в этой области, применяются психологические принципы исследования проблем, связанных с организацией труда. Например, ими изучаются психологические аспекты поведения человека на своём рабочем месте.

Некоторые психологи, специализируются в таких областях, как человеческий фактор, эргономика и взаимодействие человека и компьютерной техники.

Исследования в области индустриально-организационной психологии имеют преимущественно прикладной характер, поскольку призваны решать реальные проблемы.

Психология личности. Личностные психологи изучают характеристику структуры мыслей, чувств и поведения, делающих каждого человека уникальным. Они зачастую работают в учебных заведениях в качестве преподавателей либо исследователей.

Социальная психология. Специалисты, работающие в этой области, изучают социальное поведение людей. В том числе то, как индивидуальное поведение отдельного человека влияет на его взаимоотношения с окружающими. Эти психологи часто проводят исследования в академической среде, но многие работают и в таких областях, как реклама и управление.

Школьная психология. Специалисты этого профиля работают в системе образования и призваны помогать детям в решении эмоциональных, социальных и академических вопросов.

Для того, чтобы найти решение всех этих порой очень непростых проблем, они должны сотрудничать с учениками, преподавателями и родителями. Большинство школьных психологов работают в начальных и средних школах, некоторые – в частных клиниках, больницах, государственных учреждениях и университетах.

Кто-то занимается частной практикой, работая в качестве консультантов, особенно это касается тех, кто имеет докторскую степень в области школьной психологии.

Источник: http://aboutyourself.ru/101/napravleniya-psixologii.html

Ссылка на основную публикацию