Референтность
Референтность – это способность группы косвенным образом воздействовать на возникновение и формирование мнений, идеалов, поведение человека.
Этот фактор взаимодействия не имеет взаимосвязи с эмоциональными привязками и реакциями (суждения эмоционально значимого человека могут восприниматься менее весомо, чем мнение эмоционально нейтрально воспринимаемого человека).
Ценности, присущие личности складываются не из идеалов группы, к которой принадлежность человека исключительно формальна, но формируются группированием людей, куда индивид стремится или чувствует внутреннюю причастность.
Для оказания референтного воздействия не обязательно непосредственно контактировать, быть формально значимым и даже реалистичным. В процессе взросления эталонные группирования личности сменяются, изменяется уровень их значимости, относительно смещения симпатий.
В психологии появилась методика референтометрии, основными показателями которой являются значения симпатии и антипатии.
Зрелой личностью считается человек, который овладел способностью меньше ориентироваться на социум, а больше на собственное мировоззрение и моральные устои.
Знание референтных отношений, как системы и понимание их функционирования облегчает построение групповых занятий психологической работы с целью коррекции, как внутригруппового пространства, так и отдельно взятых личностей. Используется референтность, помимо психологии, в лингвистике, биологии, социологии и пр.
Что такое референтность?
С появлением социального устройства общества, человек, рождаясь, уже принадлежит к различным группированиям.
У родившегося младенца уже есть социальные группирования (родительская семья, национальное и духовное окружение), они все делятся по социальному, духовному и финансовому статусу.
Дальше, когда человек развивается, количество групповых принадлежностей растет, и появляется осознанность, а не данность вступления в них.
Определение референтности ввел Г.
Хайман, и понимал референтность, как вид взаимоотношений, при котором мнение, складывающееся у человека относительно характеристик себя и мира, ценностей и выстраиваемых целей, ощущение и определение жизненных устоев связаны с тем, к какой группе он самопричисляется, с кем себя соотносит. Объектом референтных взаимоотношений могут быть люди или отдельный человек, реально существующий или нет.
Сама референтность имеет возможность к проявлению при взаимодействии субъекта со значимыми объектами в групповой деятельности. Под объектами могут пониматься как участники деятельности, так и их эмоциональные реакции, качества характера, возникающие трудности.
Данный вид взаимодействия опосредован, и происходит через обращение личности в ситуации ориентации своих оценок к значимой эталонной группе.
По механизму действия отношения референтности делят на неинтернализованные (когда извне диктуется поведение) и интернализованные (обусловленность не внешними воздействиями, а сознательно переработанными факторами, которые уже стали внутренними мотивами человека).
В референтности отображается мера значимости объекта или группирования, и существует эта значимость исключительно в восприятии конкретного субъекта относительно объектов. Принадлежность индивида к определенным группированиям людей изменяет личность, посредством интериоризации нормам, свойственных этим объединениям.
Межгрупповая референтность имеет место, когда личность стремится к достижению, обращается к определенной внешней эталонной группе, которая определяет базовые ценности и общественно значимые нормы, соответствующие ее мировоззрению. Определяется межгрупповая референтность социальными установками группы, ее ценностями, векторами развития.
Референтность имеет широкое влияние на реакции и личность человека, которое исходит из требований социума подчиняться ее нормам, соответствовать поведением присущим стандартам.
Более глубокое влияние это ценностно-ориентированное, когда человек вбирает в себя моральные и этические правила данного группирования, это внутренний процесс принятия, который невозможно насадить требованиями извне.
И последний пласт влияния это информационный, так как информация, исходящая от положительно воспринимаемой референтной группы не проходит должного уровня критики и считается человеком априори как верная, заслуживающая доверия и реализации.
Принцип референтности
Уникальную важность для исследования личности имеет изучение не только ее отдельных характеристик, но также и межгрупповых тенденций и взаимоотношений, вносящих вклад в ход формирования человеческих реакций и взглядов.
Определение референтности используется в построении экспериментальных психодиагностических исследований, которые базируются на определенных принципах.
Это принцип адекватности (соответствие метода исследования изучаемому явлению), параллельности (регистрация показателей параллельно изучаемому процессу), экстремальности (создание такой критической ситуации, когда максимально ярко проявляются изучаемые свойства), регистрации градиента (регистрация параметров в разноплановых ситуациях), последовательного объяснения (использование для объяснения только двух ближайших уровней обобщения), психологической целесообразности (не все процессы имеют психологическую природу) и принцип референтности.
Принцип референтности используется для упрощения и рационализации исследовательского процесса в ситуациях, когда в отдельно взятой локации, как в фокусе, отображается вся исследуемая система.
В этом случае пропадает необходимость проведения огромного числа регистрационных данных, что ускоряет процесс исследования и повышает его точность и эффективность.
Данный принцип применим и к другим научным областям, где действуют схожие законы отображения.
При изучении отношения человека к различным группированиям людей можно составить его личностный портрет, выявить мотивационную направленность, профессиональную ориентированность. Исследование системы данных отношений не только многоплановый метод психодиагностики, но также метод формирования и развития личности, ее ведущих ориентаций, мотивов.
Важен принцип референтности в вопросах педагогической деятельности. Выявление эталонных группирований ребенка, значимых идей и людей помогает сформировать необходимые качества личности.
При правильном использовании этих данных и благодаря использованию принципа референтности, можно подтолкнуть человека к определенным суждениям и действиям.
Какого они будут характера или направленности зависит от значимого группирования, так как ребенок не будет особо критически воспринимать информацию, подаваемую референтной группой или ее представителем.
Референтность группы
Референтная группа служит для человека ориентиром и источником стилей поведения, экстерериоризированных или интереоризированных норм и порядков, которые используются им впоследствии для сравнения непосредственно характеристик себя, происходящих событий, поведения окружающих людей; может быть реальной или условной.
Различают нормативные (когда источник приходит как назидание) и сравнительные (когда источник является эталоном для оценки и сравнения себя и социума) референтные группы; положительные (чьи взгляды, устои и правила являются примером и ориентиром, куда индивид хочет примкнуть) и отрицательные (противоположность ценностей этой группы ценностям индивида, вызывающие неприятие). Выделяют информационные, ценностные, утилитарные и группы самоидентификации.
Информационная – группа, где личность доверяет исходящей информации, особо не подвергая ее критике и проверке параметров надежности и достоверности.
Ценностная – это группа, пропагандирующая ценности и идеи, которых придерживается человек (реальная или мнимая).
Утилитарная – группа, которая способна и имеет необходимые возможности и инструменты для награждения или наказания.
Группа самоидентификации – реальная группа принадлежности, которая вынуждает человека к следованию норм и стилям поведения ею одобряемых.
Референтные группы – эталонные группы, принадлежность к которым рассматривается и внутренне оценивается личностью, как благоприятное развитие событий. Под присутствием в эталонной группе подразумевается не столько фактическое состояние, сколько ощущение психологической близости его идеалов.
Количество эталонных группирований у человека не ограничивается одной группой (первичные – семья, друзья, коллеги; вторичные – общественные и религиозные организации), но стремление состоять в них не всегда доступно реализации в силу жизненных обстоятельств, так выделяют реальные и воображаемые эталонные группирования.
Функции эталонных групп в отношении регулирования жизненных проявлений человека следующие: источник информации и опыта, эталон моральных и поведенческих норм, отражение личности и ее проявлений.
Сверхориентация человека на выбранную им группирование может приводить к нарушению психики и истощению физических сил организма. Происходит это, когда для исполнения действий и ролей принятой в этой группе у человека недостаточно способностей, образования, ресурса и пр.
При выборе человеком эталонных группирований могут возникать конфликты, которые обусловлены наличием противоречий. Возникновение таких конфликтов обусловлено ситуациями, при которых нормы реальной группы, где состоит человек и идеальной референтной группы не совпадают, или же при выборе человеком двух референтных группирований с противоположными идеями.
Источник: http://vseopsycho.ru/referentnost/
Референтные группы. Свойства и влияние референтных групп на личность
С самого рождения человек является частью многочисленных групп, которые оказывают влияние на формирование его личности. В процессе общения в группе индивид усваивает социальные нормы. Включение в группу качественно изменяет личность, а наибольшие изменения происходят под влиянием так называемых референтных групп.
Что такое референтные группы? Как они влияют на личность человека, на наши действия и поступки? Как связаны уровень притязаний и референтные группы? Чем отличаются реальные и воображаемые референтные группы?
Немного истории.
Термин «референтная группа» был введен американским психологом Гербертом Хайманом .
Проводя исследования он использовал понятие «референтная группа» для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивал себя при определении своего имущественного статуса.
В результате исследований Хайман установил, что ценности личности определяются не столько стандартами тех групп, членом которых личность реально выступает, сколько стандартами групп, к которым она ощущает себя принадлежащей или стремится принадлежать.
Слово «референт» обозначает образец, эталон, пример. Следовательно, референтные группы – это эталонные группы, членство в которых рассматривается индивидом как благо. Референтной, или эталонной группой называется та группа, в которой мы присутствуем психологически, нормы и ценности которой используем как систему эталонов при выборе и оценке своих действий и поступков.
У каждого человека имеется своя совокупность референтных групп, в которых он состоит или стремиться состоять. Но не всегда это стремление реализуется, так как уровень притязаний и возможностей человека оказывается в противоречии с реальными жизненными условиями общения и деятельности. На этом основании выделяются реальные референтные группы и воображаемые.
Свойства референтных групп.
Основное психологическое свойство референтных групп – оценка и направление деятельности личности.
Для ребенка референтной группой является семья, но лишь в том случае, когда он любим и принят в семье, а между родителями нет конфликтов.
Родители для ребенка выступают как «значимые другие» — образцы для подражания, как те самые «зеркала», глядя в которые он формирует свое «Я».
При конфликтах семья теряет свойство референтной группы для ребенка. В таком случае он может найти референтную группу среди сверстников, старших подростков.
Для взрослых эталонной группой может стать профессиональная группа, коллектив, вышестоящие руководители. В спортивной деятельности для начинающего футболиста референтной группой выступает любимая команда, которой он постоянно желает победы и проигрыши которой остро переживает.
Для некоторых людей референтной группой являются воображаемые, фантастически вымышленные персонажи или почерпнутые из художественной литературы, кинофильмов, пьес и пр.
Иногда подросток находит для себя в интернете референтную группу, и это ведет к формированию интернет-зависимости при условии, если эта группа является единственной референтной и подросток виртуальные отношения не переносит в реальную жизнь для дальнейшего общения.
Наконец, в роли референтной группы может выступать сверхценная идея, которая овладевает сознанием человека в состоянии алкогольного опьянения или при расстройствах психики. В таком случае знание особенностей референтной группы больного позволяет врачам найти эффективные способы коррекции личности.
Сильная ориентация человека на избранную им референтную группу может приводить и к печальным последствиям. Стремление соответствовать нормам и критериям референтной группы иногда побуждает человека исполнять роль, для которой у него не хватает ни образования, ни способностей. Он постоянно мобилизует силы изнуряя себя. Отсюда перенапряжение, психическое истощение, болезни.
Люди могут принимать картины тех групп, в которых они не признаются членами, иногда групп, в которых они никогда непосредственно не участвовали, и иногда даже таких групп, которых вообще не существует.
Те, например, кто ищет возможности повысить свой статус, более чувствительны к мнению вышестоящей социальной группы, чем той, к которой сами принадлежат. Так подростки с окраины порой усваивают кодекс преступного мира, каким они узнали его из кинофильмов.
Функции референтных групп.
Референтная группа выполняет следующие функции по отношению к поведению и деятельности людей:
- Эталона для подражания и формирования моральных норм поведения.
- Источника знаний и опыта жизни.
- «Зеркала» личности, которое используется для интеграции самооценки и поддержания самоуважения на достаточном уровне.
Подросток использует нормы и ценности референтной группы для сравнения себя с другими, для выбора друзей, одежды, манер поведения и разговора, для оценки своих действий. Эта функция референтной группы указывает на ее значимость в воспитательном процессе и необходимость исследования ее влияния на личность.
Подростки окружены сбивающим с толку разнообразием ролей, которые предлагаются многочисленными референтными группами и значимыми другими. Эти роли должны быть интегрированы в личностную идентичность. Процесс формирования идентичности осложняется, когда имеет место конфликт между ролями.
Референтность как феномен межличностных отношений имеет множество аспектов изучения. Учитывая референтные отношения человека, можно определить его личностную, мотивационную, ценностную, профессиональную направленности.
Изучение системы таких отношений личности можно использовать как метод психодиагностики. И, конечно, определенным образом, влияя, через значимого другого, на индивида, можно контролировать и регулировать (в определенной степени) формирование его личности, в частности структуры его ценностных ориентаций и ведущих мотивов.
Источник: https://easy-psychology.ru/riefierientnyie-ghruppy-svoistva-i-vliianiie-na-lichnost/
Референтная группа и ее влияние на индивида (стр. 1 из 2)
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
«Уральский государственный педагогический университет»
Факультет психологии
Кафедра психологии развития
Реферат
Референтная группа и ее влияние на индивида
Исполнитель:
Пузан Я.Г.
Екатеринбург 2008
ВВЕДЕНИЕ
С самого рождения человек является частью многочисленных групп, которые оказывают влияние на формирование его личности. В процессе общения в группе индивид усваивает социальные нормы. Включение в группу качественно изменяет личность, а наибольшие изменения происходят под влиянием так называемых референтных (эталонных) групп.
Впервые, понятие референтной группы было введено Гербертом Хайменом в 40-х годах XX века и в дальнейшем развивалось в работах целого ряда американских социологов [1].
Различаются референтные группы, в которые индивид непосредственно входит, и те, на которые индивид ориентируется в своём поведении.
Референтная группа даёт нам образец для подражания и сравнения. Теория референтной группы показывает, что установление социальных связей или разрыв их естественно несут с собой особые когнитивные установки.
Присоединяясь к определённой группе, индивид «знает», что мир такой-то и такой-то. Переходя из одной группы в другую, он должен «знать», что ранее заблуждался.
Каждая группа смотрит на мир «с собственной колокольни».
Некоторые эксперименты, проведённые социальными психологами, с целью выяснения влияния групповых мнений на восприятие физических объектов, дают нам возможность осознания этой потребности.
Ключевой термин, который используют социологи для обозначения обсуждаемых явлений – «интериоризация».
Тот же самый процесс, менее интенсивный по качеству, происходит каждый раз, когда взрослого человека принимают в новый социальный контекст, или в новую социальную группу.
Таким образом, общество находится не только «вне», но и «внутри» нас – как часть нашего внутреннего бытия. Общество не просто контролирует наши движения, оно придаёт форму нашей самоидентичности, нашим мыслям и нашим чувствам.
Актуальность темы. Большинство психологов, занимающихся данной проблемой, согласны с тем, что понятие референтной группы и, особенно, ее функции связаны с нормами и ценностями человека.
Раскрытие структуры референтности является важной проблемой исследования референтности. Но еще более важной проблемой является также неизученные до сих пор причины возникновения и разрыва референтных связей.
Почему именно этот, а не какой-либо другой субъект в результате социального восприятия становится значимым для индивида и складываются референтные отношения?
Почему с течением времени референтные для индивида субъекты теряют свою значимость, и складываются новые (иногда имеющие очень разные, почти противоположные нормы и ценности) референтные отношения?
Ценностные ориентации индивида формируются под влиянием его референтных отношений, но каким же образом образуются референтные отношения?
1. История возникновения и развития понятия референтности
Впервые термин «референтная группа» встречается у Г. Хаймена в 1942 г. Он использовал это понятие для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивает себя при определении своего статуса [1].
Позже Т. Ньюком определял референтную группу как группу, к которой индивид причисляет себя психологически и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении [Там же].
М. Шериф окончательно утвердил понятие «референтная группа» в американской психологии. М. Шериф акцентировал внимание на то, что референтная группа и группа членства часто не совпадают, и референтная группа именно та, к которой индивид может относить себя психологически, причем, сознательно или бессознательно [Там же].
Все авторы, занимающиеся исследованием референтных групп, работали, вкладывая в содержание понятия «референтная группа» различное значение, и вели исследования в разных направлениях.
В 1952 г. Г.
Келли, обобщив все исследования в области референтных групп, пришел к выводу, что понятием «референтная группа», как правило, обозначаются два вида различных отношений между индивидом и группой, связанных, с одной стороны, с мотивационными, а, с другой стороны – с перцептивными процессами.
Из этого он делает вывод, что термин «референтная группа» используется для описания двух типов совершенно разных групп, и это двойное использование термина говорит о том, что референтная группа может выполнять различные функции в формировании социальных установок индивида.
Он выделяет две функции референтной группы: нормативную и сравнительную, считая, что «первая функция заключается в том, чтобы устанавливать и навязывать стандарты для индивида…; вторая функция референтной группы заключается в том, что она является эталоном, стандартом и отправной точкой для сравнения, при помощи которой индивид может оценивать себя или других» [2. С. 200].
Большинство психологов, занимающихся данной проблемой, согласны с выделением этих двух функций.
При оценке теорий референтных групп следует отметить, что в них исследуется очень важный социально-психологический феномен. Уделяется достаточное внимание связи самооценки индивида с его принадлежностью к группе, а также влиянию внешних групп, их ценностей и норм на социальные установки и поведение индивида.
Упоминание теорий референтных групп встречается в трудах А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Г.М. Андреевой, Р.С. Немова и др.
Но первая попытка дать определение понятию «референтность» и упорядочить сведения о референтных группах, полученных путем анализа работ зарубежных авторов, принадлежит Е.В. Щедриной.
Она систематизирует результаты зарубежных исследований по проблеме референтных групп и делает попытку восполнить имеющиеся пробелы, также вводит понятие референтности, уточняет взаимосвязь между феноменом референтности как качеством межличностных отношений и референтной группой.
Необходимым условием, по мнению Е.В. Щедриной, является изучение феномена референтности. При этом, особенностью введенного понятия референтности является «своеобразный перенос представлений об отношениях между индивидом и его референтной группой на систему межличностных отношений индивида в группе» [4. С. 116].
Само качество референтности обнаруживается в условиях постоянно возникающей в групповой деятельности ситуации соотношения субъекта со значимыми для него объектами.
Причем, объектами могут выступать цели и задачи совместной деятельности, эмоциональные и конфликтные ситуации, участники совместной деятельности, объективные трудности, возникающие при ее осуществлении, личные качества субъекта и т. д.
Таким образом, соотношение субъекта и объектов ориентации осуществляется опосредованно, через обращение к ценностным ориентациям другого или других членов коллектива, путем обращения к значимому другому.
Обозначенное Е. В. Щедриной понимание референтности, заключается в том, что «направленность индивида на некоторый значимый для него объект может быть реализована посредством установления взаимодействия с другим индивидом» [4. С. 118].
Такое понимание референтности подразумевает трактовку объекта ориентации, как обладающего личностной значимостью, а трактовку другого значимого субъекта, как носителя личностно значимой для первого субъекта информации.
Таким образом, референтность, по мнению Е.В. Щедриной, выражает зависимость субъекта от другого индивида и выступает как «избирательное отношение к нему в условиях задач ориентации в личностно значимом объекте» [Там же. С. 119].
Одновременно с понятием референтности Е.В. Щедрина рассматривает факторы, лежащие в основе некоторой системы межличностных отношений и проявляющиеся при изучении связи индивида с референтной для него группой: ценностно-нормативный фактор, фактор сравнения, фактор стремления к повышению социального статуса и оценочный фактор.
Если говорить об эмпирическом исследовании референтности Е.В.
Щедриной, можно отметить, что, хотя интерес предыдущих исследователей в основном состоял в выявлении референтных для данного индивида групп, членом которых он не является, или в оценке тенденций индивида принимать свою группу членства в качестве референтной, то в своем исследовании Е.
В. Щедрина делает попытку качественно охарактеризовать явление референтности путем выявления своеобразной референтной группы – круга лиц, референтных для данного индивида и входящих вместе с тем в его реальную группу.
Результаты исследований Е.В. Щедриной являются основными в области референтности и референтных групп в отечественной психологии.
2. Нормативная и сравнительная функция референтных отношений
Референтные отношения выполняют различные функции. На данный момент большинство зарубежных психологов соглашаются с выделением либо двух функций референтных отношений (референтных групп) – сравнительная и нормативная (по Г. Келли). Именно эти функции представляют особый интерес при изучении взаимосвязи ценностных ориентаций личности и ее референтных отношений.
Нормативная функция референтной группы заключается в том, что данная группа обеспечивает стандарты поведения и групповые нормы для индивида. Это означает, что нормы и ценности индивида формируются под влиянием его референтной группы. Как правило индивид присваивает нормы и ценности, существующие в референтной группе.
Сравнительная функция референтной группы состоит в том, что группа может служить точкой отсчета для оценивания индивидом себя и других людей. Нормы и ценности, существующие в референтной группе индивида чаще всего являются для него абсолютными, и в соответствии с ними он оценивает поведение, способности, личностные качества людей (в том числе и свои).
Источник: http://MirZnanii.com/a/199387/referentnaya-gruppa-i-ee-vliyanie-na-individa
Понятие репрезентативной системы
Важной составляющей личности человека является ее перцептивная сфера. Эта сфера ориентирована на получение информации из окружающего мира и ее первичную обработку.
Доминирующие ориентации перцептивной сферы определяются характером функциональной асимметрии мозга человека, ведущими каналами получения информации и основными формами ее репрезентации.
Описание таких каналов, репрезентаций и методик их диагностики хорошо разработано в рамках подхода, получившего название нейролингвистическое программирование.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) – это специфический подход к использованию знаний, полученных из различных областей (в том числе нейрологии, психологии, лингвистики) и интегрированных в специальные методы, предназначенные для создания средств, способствующих личностному развитию.
«Нейро» означает, что поведение является результатом нервных процессов, а «лингвистическое» – то, что нервные процессы представлены и управляемы с помощью языковых средств и коммуникационных систем.
Что касается «программирования», оно указывает на осуществление четкой организации различных компонентов в приемы, предназначенные для достижения эффективных результатов.
Что касается неврологии, то для НЛП в первую очередь значима функциональная асимметрия человеческого мозга. Такая асимметрия приводит к тому, что различные полушария нашего мозга занимаются преимущественно реализацией различных функций. Например, левое полушарие обрабатывает в основном логическую информацию, а правое – образную[25, с. 181].
Возник НЛП-подход в начале 70-х годов в США и развивался на базе изучения деятельности многих выдающихся психотерапевтов, таких, как В. Сатир, М. Эриксон, Ф. Перлз и др. Результаты изучения как новое направление практической психологии отразились в работах Р. Бэндлера, Л. Кемерон-Бэндлера, Дж. Гриндера.
С точки зрения НЛП-подхода, у человека существует несколько репрезентативных систем (репсистем).
«Репсистема – это совокупность элементов, позволяющих представить (репрезентировать) в психике необходимую информацию» [25, с. 181].
С позиций указанного подхода люди различаются в первую очередь своими репсистемами. По характеру доминирующей модальности представления информации репсистемы делятся:
1) на визуальную (доминирует зрение);
2) аудиальную (доминирует слух);
3) кинестетическую (доминируют ощущения);
4) полимодальную (преобладают обобщенные представления, мыслительные процессы).
Репсистему можно рассматривать и как состояние психики, которое проявляется в вербальном и невербальном поведениях человека. Так, например, 1) визуалы чаще говорят: ярко, далеко, смотреть, представлять; 2) аудиалы – громко, слышал, говорил; 3) кинестеты – тепло, жестко, чувствую, ощущаю; а 4) полимодалы – думать, понимать, считать и т. п.
Исходя из особенностей доминирующей репсистемы, модель мира, выстраиваемая человеком, неизбежно будет отличаться от представлений других людей, настроенных на другие каналы связи.
Более того, один и тот же реальный факт, свидетелями которого стали разные люди, может быть воспринят и пережит ими по-разному.
Знание того, как человек воспринимает окружающий мир, перерабатывает поступающую к нему информацию, позволяет найти взаимопонимание с ним в процессе общения. Приведем пример подобной ситуации.
Р. Бэндлер и Дж. Гриндер: «Он приходит с работы домой и хочет уюта. Он садится в кресло в гостиной, скидывает обувь, берет сигарету и пиво из холодильника обкладывается газетами и журналами и т. д. Тут заходит жена, которая очень визуальна.
Она весь день убирала в доме, чтобы все выглядело хорошо, желая заслужить одобрение мужа. Она видит вещи, разбросанные по всей комнате, и взрывается. Его жалобы: «Она не дает мне места в доме, где я мог бы уютно расположиться. Это ведь мой дом.
Я хочу комфорта!» Она ему в ответ: «Ты так неряшлив! Ты всюду разбрасываешь свои вещи, а когда все выглядит так, я знаю, что ты меня не уважаешь!»
В. Сатир в таких случаях находит кинестетические соответствия визуальным жалобам и наоборот. Он смотрит на мужа и говорит: «Вы не поняли, что она сказала, правда? Вы действительно не понимаете, что она переживает.
Представьте себе, что вы пришли вечером в спальню, чтобы лечь спать, а жена уже сидит в кровати, смотрит телевизор и ест печенье. Вы ложитесь, чувствуете, что крошки въедаются вам в кожу.
Знаете ли вы теперь, что она испытывает, заходя в гостиную и видя разбросанные вещи?» [5].
Таким образом, определение того, как человек перерабатывает поступающую к нему информацию, позволяет вам лучше понять, как этот человек видит окружающий мир. Это необходимо, если вы хотите донести до человека нужную вам информацию.
Выявление особенностей переработки информации
Человеком
Как мы уже отмечали, репрезентативная система проявляет себя в поведении человека. Существуют индикаторы, с помощью которых возможно выявление доминирующей модальности человека. В частности, таким индикатором может являться положение рук человека:
¨ у визуалов при разговоре руки совершают манипуляции в верхней части тела, начиная от середины груди и выше, на уровне головы;
¨ у аудиалов руки совершают манипуляции на среднем уровне, нижняя граница чуть выше пояса – до середины груди;
¨ у кинестетиков руки совершают манипуляции в нижней части тела – ниже пояса.
По голосу также можно определить, в какой системе говорит человек:
· у визуалов голос ровный, но часто рывками повышается;
· у аудиалов голос ровный;
· у кинестетиков голос ровный, но в процессе разговора переходит в тихий.
В качестве индикатора выявления модальности у человека в НЛП используются «предикаты». Они позволяют присоединиться к внутреннему миру человека и войти в его внутреннее состояние и мыслительный процесс.
Так, при сообщении определенной информации визуал употребляет в своей речи слова: видеть, ясный, цветной, пестрый, красивый и т. д.; аудиал – слышать, звучать, звенеть, беззвучно, громкий и т. д.
; кинестетик – чувствовать, шероховатый, притрагиваться, тугой, ощущение и др.
Доминирующую репсистему можно определить также по движениям глаз (табл. 1.)
Таблица 1
Направление взгляда при различных состояниях репрезентативной
системы
Направление взгляда | Модальность восприятия | Результат восприятия |
Вправо вверх | визуальная | Визуальный образ (конструированный) |
Вверх | визуальная | Визуальный образ (припоминаемый) |
Влево вверх | визуальная | Визуальный образ (припоминаемый) |
Вправо | аудиальная | Аудиальный образ (конструированный) |
Влево | аудиальная | Аудиальный образ (припоминаемый) |
В центр | визуальная | Визуальный образ (припоминаемый) |
Влево вниз | аудиальная | Аудиальный образ (припоминаемый) |
Вниз | кинестетическая | Кинестетический образ |
Вправо вниз | кинестетическая | Кинестетический образ |
Любая работа с информацией проходит ряд обязательных стадий (введение, отработка и оценка). В этой связи в НЛП выделяются три информационные системы активности человеческого мозга:
— ведущая, отвечающая за извлечение информации;
— репрезентативная, обеспечивающая представление информации (визуально, аудиально, кинестетически) сознанию;
— референтная, осуществляющая сверку полученного результата с искомым (т. е. способствующая оценке информации).
Каждая из перечисленных систем может быть представлена визуально, аудиально и кинестетически.
Результаты анализа внутреннего состояния человека в процессе его жизнедеятельности убеждают в том, что формированием его конкретного опыта занимаются все три основные и две вспомогательные модальности. В природе не существует людей, работающих в какой-то одной системе.
Значит, в целях установления эффективных деловых отношений чрезвычайно важно понять, в какой модальности человек поддерживает беседу. Это предопределяет объективную схему построения стратегии и тактики общения в целом. В то же время это позволяет в перспективе избежать многих критических и спорных ситуаций. Для наглядности приведем следующий пример.
Один человек говорит другому: «Ну, вы знаете (смотрит вправо вверх)… я действительно (смотрит вправо вниз) испытываю ревность». Изобразим это схематично (табл. 2).
Таблица 2
Примерный вариант стратегии внутреннего мышления
Диалог человека | Фиксация глаз | Что говорящий строит внутри себя | Модальность | Степень |
«Ну, вы знаете…» | вправо вверх | картинка | визуальная | ведущая система |
«…я действительно» | вправо вниз | чувства приятные | кинестетическая | репрезентативная система |
«…испытываю ревность» | Влево вниз | «Я говорю себе, что это умасшествие, ведь у меня нет на это никаких оснований, но чувство ревности меня все равно мучает | слуховая | референтная система |
Из приведенного примера можно предположить, что у данного человека в результате его деятельности сложился присущий только ему процесс формирования внутреннего опыта.
Очевидно, этот человек испытывает определенные трудности, поскольку у него только один вариант формирования опыта.
Но, зная структуру, можно предложить ему иную стратегию, которая позволит изменить отношение к сказанному и внесет коррективы в какую-либо из ступеней, например в первую, изменив яркость картинки: понижая ее, уменьшая до пелены, когда картинка размоется и т. д. [21].
Таким образом, исходя из особенностей поведения человека (его жестикуляции, голоса, движения глаз) можно установить, как человек перерабатывает поступающую к нему информацию. Знание этого может помочь вам избежать конфликтов и непонимания в процессе общения с этим человеком.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое репрезентативная система?
2. Как в жизни может помочь знание особенностей переработки информации конкретным человеком?
3. Как узнать эти особенности?
Источник: https://megalektsii.ru/s66733t1.html