Практикум «развитие умения жить и действовать целесообразно» — психология

Развитие умений по принятию решения. 3 занятие

Практикум «Развитие умения жить и действовать целесообразно» - психология

Цель: освоить алгоритм принятия решения.
Задачи: •    дать знание об алгоритме принятия решения; •    проследить освоение алгоритма на практике.

Техники:«Корова», «Плюс, минус, интерес».

Необходимое оборудование: тетради, ручки.

Ход   занятия
Вступление ведущих (2-3 мин)
Задача:кратко напомнить содержание предыдущей встречи и продолжить выстраивание логической цепочки всего цикла занятий.

«Прошлая встреча была посвящена анализу особенностей поведения каждого в межличностном взаимодействии. Сегодняшнее занятие частично также будет посвящено этой теме. Знания, полученные на предыдущей встрече, помогут нам лучше анализировать и обсуждать то, что будет происходить сегодня.

Кроме того, мы разберем один из «кирпичиков» структуры профессионального выбора — умения принимать решение».

Обсуждение впечатлений от предыдущей встречи (10 мин)

Обсуждение идет по схеме, описанной во втором занятии. Дополнительные вопросы:»Как каждый пытался в реальном общении анализировать поведение себя и других? Что получилось и что не получилось?»
Техника «Корова» (1 час) Решение задачи на взаимное убеждение и совместное принятие решения.

Задачи:дать возможность всей группе принять совместное единое решение; при анализе процесса принятия решения освоить алгоритм такого принятия.

Инструкция.«Сейчас мы прочитаем условие задачи. Каждый из вас самостоятельно, без обсуждения, решит ее в уме. Ответ вы сохраните в тайне до того момента, пока все не решат задачу».
Условие задачи. «У фермера была корова. Он продал ее за 6 тыс. долларов. Взяв ссуду в банке в размере 1,5 тыс. долларов, он купил другую корову, более продуктивную, за 7,5 тыс. долларов. Прошло некоторое время, и эта корова не стала удовлетворять его требованиям. Но цены на рынке в тот момент были выше, и он продал ее за 8 тыс, долларов. Затем цены несколько упали, и он купил хорошую корову за 7,5 тыс. долларов. По каким-то причинам через год он ее продал за 4 тыс. долларов и купил новую за 3 тыс. долларов. Еще через год он решил окончательно порвать с фермерским хозяйством и продал корову за 10 тыс. долларов, поскольку цены стали опять высокими. С каким результатом он вышел из всех сделок — с убытком, прибылью или с тем же капиталом? Во сколько (в тыс. долларах) оценивается результат?» Условие задачи необходимо прочитать несколько раз, чтобы каждый его запомнил. Читать следует целиком, чтобы не сделать невольных подсказок. После того как каждый из участников решит задачу, ведущие спрашивают о полученных результатах. Все участники делятся на группы в соответствии с полученными ответами. Если у всех ответы разные, то группы составляются по принципу наибольшей близости результатов. Оптимальное количество — 3-5 групп, не менее 2-3 человек в каждой.

Инструкция группам. » Вы должны разработать совместный план убеждения других групп в собственной правоте».

После того как планы разработаны и ведущие почувствовали, что группы могут работать согласованно, каждая из групп по очереди выступает со своими доводами. При этом лучше начинать не с той группы, у которой результат наиболее правильный.

Выступающих в ходе доказательства прерывать нельзя. Ведущие выясняют, не переменил ли кто-либо из участников своей точки зрения. Если такие есть, то они подключаются в соответствующие группы.

Затем начинается дискуссия, в которой каждая группа пытается убедить других в правильности своего результата. В итоге все должны прийти к одному результату.

Обсуждение хода решения задачи в соответствии со вступлением ведется по двум темам: межличностное взаимодействие в процессе убеждения (меньшая часть времени) и алгоритм принятия решения (большая часть времени).

Поскольку на обсуждение первой темы остается мало времени, лучше строить его на сравнении выявившихся на втором занятии особенностей межличностного взаимодействия с их поведением в ходе убеждения.

Кроме того, решение задачи дает возможность участникам группы понять свои особенности не в формальном, а в деловом общении.

Участники группы смогут лучше понять отличие делового общения от неформального, если ведущие расскажут им об основах транзактного анализа и ролях Родитель, Взрослый, Ребенок.

Объяснение.

«В общении каждый человек, независимо от возраста, может играть три роли: Родитель, Взрослый, Ребенок. Если мы говорим о том, что правильно или неправильно, что хорошо или плохо, на что надо обратить внимание, а на что его обращать не стоит, — мы находимся в роли Родителя.

Ребенок — это наши чувства и реакции на самих себя, запас информации о событиях нашей внутренней жизни. Это то, как видит ребенок внешние события и реагирует на них.

Взрослый — это независимый человек-компьютер, который перерабатывает всю информацию (в том числе и для Родителя, и для Ребенка), может сам сделать выводы и принять решение на основе того, что правильно сейчас. Взрослый — это наше умение рационально мыслить на основе объективных факторов.

В неформальном общении все три роли встречаются одинаково часто (хотя у каждого человека «пропорции» ролей различны). В деловом же общении чаще преобладает роль Взрослого.

Все конфликты, связанные с непониманием одним человеком другого, обычно проистекают от несовместимости ролей (например, когда один человек в роли Ребенка просит участия и защиты, а второй с позиции Взрослого объясняет ему, что надо было сделать в данном случае)».

Обсуждение второй темы происходит в форме усвоения алгоритма принятия решения с опорой на примеры решения задачи «Корова».

Объяснение. «Человек часто оказывается в ситуации выбора: поступать в вуз или идти работать; какой факультет выбрать; выйти замуж или продолжать учиться; поступать в аспирантуру или идти работать; ехать по распределению или нет и т.д. Таким образом, человек оказывается в ситуации принятия решения.

Для очень многих подобная ситуация оказывается стрессовой. О причинах такого отношения к необходимости принимать решения мы говорили на первом занятии: с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Поэтому простое знание некоторых правил уже во многом облегчает принятие решения. Каковы же эти правила?
Процесс принятия решения исследователи разделяют на несколько этапов: 1. Сбор возможных вариантов решения.

На этом этапе задачей человека становится сбор как можно большего их числа — глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идеи лучше записать и подвергнуть первичному анализу. 2. Сбор информации по каждому варианту решения.

Чем полнее информация, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть путь решения проблемы. На этапе сбора информации некоторые идеи уже отвергаются. 3. Исследование шансов успешности в каждой альтернативе. На этом этапе человек ищет ответ на вопрос: «Могу ли я на деле осуществить данный вариант?» 4.

Связь каждой альтернативы с целями и ценностями человека. Иногда наиболее успешный путь решения конкретной проблемы не соответствует общим принципам человека, его этическим нормам или жизненным целям. Поэтому на данном этапе идут поиски такого решения, которое бы учитывало данные факторы. 5.

Разработка конкретного плана действий и определение факторов, способствующих и препятствующих данному варианту решения проблемы. 6. Формулировка плана действий для новых возможностей и нового развития. Это очень важный этап принятия решения. Человек должен всегда иметь перспективные цели, только в этом случае его развитие не остановится. Поэтому решать частные проблемы необходимо в русле перспективного развития и их решение не должно препятствовать развитию.

Особо хотелось бы обратить внимание на то, что истинное решение никогда не ведет к тупику. Оно должно создавать человеку возможности для дальнейшего развития».

Техника «Плюс, минус, интересно» (50 мин)
Задача: использовать знание алгоритма принятия решения в собственной ситуации выбора профессии.
Инструкция.

«Найдите в своих тетрадях таблицу, которую мы заполняли на первом занятии. Выберите из нее профессию (именно профессию), наиболее вам интересную. Если не можете выбрать профессию, то выберите интерес или увлечение. Запишите эту профессию или интерес.

Читайте также:  Вагин, игорь олегович - психология

Начертите новую таблицу.
Оценка профессии

ПлюсМинусИнтересно
1
2
3
4
5
6
7
……

Запишите в первой колонке таблицы как можно больше плюсов, которые у вас появятся, если вы получите эту профессию и станете по ней работать. Во второй колонке проставьте как можно больше минусов этой же ситуации.

В третью колонку запишите как можно больше интересного (например, интересно, а как я буду жить, если получу эту профессию, кто станет моими друзьями, как я буду выглядеть и т. д.). Старайтесь, чтобы в каждой колонке было не меньше десяти вариантов». На работу отводится 15 мин.

По окончании каждый член группы зачитывает свою профессию и ответы в таблице. Члены группы могут задавать вопросы, уточнять, дополнять, подсказывать. Все дополнения участники заносят в таблицу.

После обсуждения каждый член группы отвечает на вопросы: «Что нового о выбранной профессии я понял или узнал?», «Чем могут быть полезны эти знания в дальнейшем?»

Обсуждение ведется с опорой на примеры из хода решения задачи. Цель обсуждения — усвоение и разбор на конкретном примере алгоритма принятия решения.

Домашнее задание 1. Проанализировать хотя бы один случай принятия реального решения с точки зрения усвоенного алгоритма, найти ошибки и удачные моменты в решении.

2.    Выбрать еще одну профессию и заполнить такую же таблицу. Сравнить таблицы двух профессий и с опорой на них решить, какая профессия вам подходит больше и какая для вас более реальна. Что нужно сделать, чтобы добиться своей цели?

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/areer-oriented-high-school/83-training-for-guidance/783-developing-skills-in-decision-making-3-sessions

Вместе весело играть!

Пояснительная записка Известно, что у соматически ослабленных школьников в связи с астеническим синдромом происходит замедленное развитие психических новообразований возраста, то есть позднее, чем у здоровых детей, формируется система произвольных регуляций и эмоционально-волевая сфера. По этой причине соматически ослабленные ученики отличаются недостаточным уровнем развития внимания, снижением объема памяти, повышенной утомляемостью и истощаемостью психических процессов. Такие школьники не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам. Они затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение. Отмеченные особенности познавательных процессов у соматически ослабленных детей накладывают негативный отпечаток на их учебную деятельность. Наблюдения за данной категорией детей свидетельствуют о снижении их контактов с окружающими, неумении строить отношения. Нарушение социальных контактов приводит к формированию ряда отрицательных черт характера: моральных (эгоцентричность, отсутствие чувства долга, товарищества); волевых (отсутствие самостоятельности, нерешительность, упрямство, негативизм). Таким образом, отмеченные специфические особенности познавательной деятельности и наличие ряда негативных проявлений личности у соматически ослабленных детей требуют организации психокоррекционных мероприятий.В этой связи была разработана программа психокоррекционных занятий. Она включает в себя ряд этапов, каждый из которых обусловлен характером затруднений, испытываемых детьми в процессе школьного обучения и требующих специфической психокоррекционной помощи.

I этап. Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению

(1-й класс, первое полугодие)

Наблюдения специалистов показывают, что период адаптации к школе труден для всех без исключения детей. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.

Изменение режима дня, включение в школьный коллектив, учебная деятельность, новые обязанности, новое положение в семье — все эти факторы являются значительной нагрузкой на психику ребенка и его организм.

В еще более сложном положении, в силу своих психологических и физиологических особенностей, в начальный период обучения находится соматически ослабленный школьник.

Для полноценного включения ребенка в учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать эмоционально-волевую сферу, снимать острые невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально отрицательные переживания.

С этой целью можно использовать элементы психогимнастики.

Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на обучение элементам саморасслабления и умению выражать различные эмоциональные состояния.

Психогимнастика включает элементы эмоционально-коммуникативного и актерского тренинга, аутотренинга и групповой психотерапии.

Структура психогимнастических занятий

I часть. Разминка
Цель
. Сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, повысить внимание и интерес детей к занятию, настроить на активную работу и контакт друг с другом.

II часть. Психомышечная тренировка
Цель
. Снятие психоэмоционального напряжения путем чередования противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением; гармонирование психической и двигательной активности детей, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.

III часть. Мимические и пантомимические этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций
Цель
. Выразительное изображение и понимание отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического удовольствия и недовольства, а также чувств, порождаемых социальной средой.

IV часть. Завершение
Цель
. Закрепление чувства принадлежности к группе, к коллективу.

Набор группы психогимнастики осуществляется с учетом нейродинамических свойств нервной системы и психоэмоциональных особенностей личности ребенка (эмоциональные расстройства, вызванные синдромом тревоги, депрессией, эйфорией и дисфорией).

В группе должно быть не более 6–8 (8–10) человек. Эффект коррекционных воздействий проявляется в снижении тревожности, в появлении желания учиться, общаться со сверстниками.

Оцениваются достигнутые результаты методом психодиагностики (тест «Тревожность», анкета-опросник) и наблюдением за поведением и состоянием здоровья детей.

II этап. Формирование произвольности психических процессов

(1-й класс, второе полугодие)

Проблема недостаточного развития произвольных процессов у учащихся начальной школы обусловливает многие учебные затруднения: плохую дисциплину и неумение работать самостоятельно; возникновение психоэмоциональной напряженности, повышенную утомляемость.

Проведение коррекционных мероприятий по формированию произвольности психических процессов обусловлено еще и тем, что к 7 годам система регуляций только начинает складываться. А у выделенного нами контингента детей она носит либо запаздывающий характер развития, либо отклоняющийся от нормы в силу особенностей домашнего воспитания (гиперопека, вседозволенность).

Критерием отбора в коррекционные группы является несформированность произвольного внимания, памяти, гиперактивность учеников.

Занятия проводятся подгруппами или индивидуально, с учетом уровня развития произвольности психических процессов.

Структура занятия

I часть. Вводная
Игры и упражнения, способствующие умению действовать по правилу.

II часть. Основная 1. Упражнения, игры и задания на развитие произвольного внимания, памяти.

2. Формирование умения последовательного анализа и наблюдения, планомерного выполнения задания.

III часть. Заключительная
Задания и упражнения на развитие самоконтроля и адекватной самооценки.

III этап. Коррекция и развитие познавательных процессов

(2-й класс, первое—второе полугодие)

Критерием отбора в группы коррекции познавательной деятельности является слабое усвоение соматически ослабленными детьми учебной программы.

Причинами нарушения познавательной деятельности часто болеющих детей являются: повышенный уровень астении; низкая работоспособность; наличие пробелов в знаниях из-за пропусков по болезни и недостаточной подготовки в дошкольный период; несформированность мотивации учения и произвольности психических процессов.

Психокоррекционная работа организуется индивидуально или подгруппами с учетом специфики нарушения познавательной деятельности.

Структура психокоррекционных занятий

I часть. Организационная
Упражнения и игры на организацию произвольного внимания.

II часть. Содержательная 1. Задания, развивающие логическое мышление, умение мыслить самостоятельно.

2. Игры и упражнения на развитие различных форм восприятия, памяти.

III часть. Заключительная
Подведение итогов.

Эффект воздействия проявляется в повышении успешности обучения соматически ослабленного ученика вследствие активизации мышления, памяти, восприятия, улучшения произвольности внимания и самоконтроля.
Достигнутые результаты коррекционно-развивающих занятий определяются диагностирующими методиками.

IV этап. Формирование коммуникативных умений

(3-й класс, первое полугодие).

Основными показателями для отбора детей в группы коррекции коммуникативной деятельности являются: — трудности общения: несформированность коммуникативных умений и навыков, неумение согласовывать свои действия с партнерами (сверстниками), неразвитость или отсутствие адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций, замкнутость, низкий социометрический статус; — нарушения поведения: агрессивность, вредные привычки, трудности произвольной регуляции поведения и деятельности; — неблагоприятные варианты личностного развития: трудности формирования «Я-концепции», неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях, неуверенность в себе, неадекватная самооценка; — трудности эмоционального развития; неспособность к эмпатии, неадекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах как самого себя, так и другого человека.

Читайте также:  Отвратительное - психология

Эффективным психокоррекционным мероприятием на данном этапе может стать групповая игротерапия.

Структура занятий по игротерапии

I часть. Вводная
Цель
. Установление эмоционально-позитивного контакта психолог — ребенок и формирование у ребенка направленности на сверстника и интереса к нему.
Ритуал приветствия. Планирование видов деятельности, игр и упражнений.

II часть. Основная
Цель
.

Расширение поведенческого репертуара детей за счет социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения: обогащение сферы социальных мотивов, формирование направленности ребенка на сверстника, расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций; коррекция самооценки и уровня притязаний в направлении их большей адекватности и реальности при общей позитивной окрашенности, преодоление неуверенности в себе; формирование предпосылок регуляции эмоциональных состояний, преодоление повышенной тревожности, страхов;

развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувствам другого человека.

III часть. Заключительная Подведение итогов. Рефлексия, возможно планирование следующего занятия. Эффект коррекционного воздействия игротерапии проявляется в отличительной особенности поведения детей (самостоятельности, возможности саморегуляции поведения), в росте положительного разрешения конфликтных ситуаций.

Возрастает социальная направленность действий детей, их готовность прийти на помощь сверстнику. Значительно повышается сензитивность к чувствам другого человека, эмпатия как способность к сопереживанию и сочувствию.

V этап. Диагностика готовности и подготовка к переходу в среднее звено школы

(3-й класс, второе полугодие)

Главными составляющими понятия «готовность к обучению в средней школе» являются: — сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала; — достаточный уровень развития психических новообразований младшего школьного возраста — произвольности, рефлексии, внутреннего плана действий, понятийного мышления; — наличие учебно-познавательного интереса, который для школьника становится смыслообразующим мотивом учения. Проведение психологического обследования позволяет определить наличный уровень психического развития каждого соматически ослабленного ученика, выявить конкретные проблемы и трудности, мешающие ему успешно перейти а среднее звено школы.

Задачей диагностического комплекса является:

1. Выявить общее отношение к школе, преобладающие мотивы учения каждого ученика. 2. Определить у учащихся уровень саморегуляции и самоконтроля. 3. Выявить степень сформированности у младших школьников умственных действий. 4. Определить уровень развития понятийного мышления, степень сформированности мыслительных операций. 5. Выявить уровень понимания социальных отношений и сформированность самооценки.

На основе результатов диагностики формируются развивающе-коррекционные группы. Индивидуальные занятия проводятся с учащимися, которые показали частичную неготовность. Групповые занятия — для учащихся с полным вариантом неготовности к обучению в среднем звене школы.

Структура развивающе-коррекционных занятий

I часть. Вводная
Упражнения, игры и задания, направленные на формирование произвольности психических процессов.

II часть. Основная 1. Задания на развитие понятийного мышления.

2. Игры и упражнения на развитие внутреннего плана действия.

III часть. Заключительная
Рефлексия. Подведение итогов.

По окончании программы коррекционных занятий проводится дополнительная диагностика для определения уровня психической готовности младших школьников к переходу в среднее звено.

Таким образом, реализация поэтапной психокоррекционной помощи соматически ослабленным младшим школьникам с учетом возрастных особенностей психофизического развития будет способствовать, на наш взгляд, их успешной социальной адаптации.

Л. УФИМЦЕВА,
доктор психологических наук, профессор Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования

Т. ОКЛАДНИКОВА,

педагог-психолог средней общеобразовательной школы № 11,

г. Красноярск

ЛИТЕРАТУРА

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М.: Ось-89, 1997.
2. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Тетрадь с математическими заданиями. — М.: Просвещение, 1994.
3. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. — М.: Просвещение, Владос, 1994.
4. Зак А.З. Различия в мышлении детей.

— М.: РОУ, 1992.
5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению; характер, коммуникабельность. — Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1996.
7. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. — Ярославль: Академия развития, 1996.
8.

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. — Ярославль: Академия развития, 1998.
9. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: Академия развития, 1997.
10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? — М.: Генезис, 1998.
11. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М.

: Просвещение, 1990.

1-Й КЛАСС

Тематический план на первое полугодие

Обеспечение успешности адаптации
к школьному обучению

Тематический план на второе полугодие

Формирование произвольности психических процессов

2-Й КЛАСС

Тематический план на учебный год

Коррекция и развитие познавательных процессов

1
1
1
1

3-Й КЛАСС

Тематический план на первое полугодие

Формирование коммуникативных умений

Тематический план на второе полугодие

Диагностика готовности и подготовка
к переходу в среднее звено школы

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-проекта «Деньги в долг».

Если Вам требуется в самые быстрые сроки оплатить непредвиденные расходы, приобрести товары или услуги, то больше не надо тратить время на поиск того, где можно взять деньги в долг срочно.

Посетив сайт интернет-проекта «Деньги в долг», который располагается по адресу http://V-Dolg.Net, Вы сможете воспользоваться удобными интерактивными инструментами, позволяющими оперативно подобрать кредитора и отправить онлайн заявку на получение денег в долг.

Источник: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200302607

Цикл занятий по развитию познавательных процессов у старших дошкольников «Шаги к обучению –легкая адаптация»

Цикл занятий по развитию познавательных процессов у старших дошкольников

Шаги к обучению –легкая адаптация

Цикл занятий по развитию познавательных процессов у старших дошкольников
Автор-составитель: Гончарова М. А. – педагог-психолог, г. Курган

ВВЕДЕНИЕ Поступление в первый класс – важный и трудный период в жизни детей. Он характеризуется изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни.

В силу разных причин дети имеют неодинаковый темп психическо­го развития, поэтому подходят к возрасту поступления в школу с раз­ным багажом жизненного опыта и разным уровнем развития психических процессов.

Если психические возможности ребенка  соответствуют предъявляемым в обучении тре­бованиям, то говорят о его психологической готовности к школе.

Если же такого соответствия нет, то обучение в школе может стать затруд­нительным, требовать слишком большого напряже­ния от самого ребенка, его родителей и педагогов.

В 2007–2008 годах исследования готовности первоклассников к обучению в школе проводились на основе единых методик, разработанных коллективом сотрудников ИСМО РАО под руководством Г.С. Ковалевой в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

По полученным данным до 30% первоклассников показали низкий и очень низкий уровень выполнения отдельных заданий. Следовательно, они  могут испытывать определенные трудности в обучении в связи с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности, конкретных учебных навыков. Но именно владение  этими умениями, как показало исследование    А.П.

Усовой, может обеспечить ребенку «высокий уровень обучаемости», который «требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины, замеченной им перемены, новизны; а педагог может опереться на острую любознательность подрастающего человека, на его неисчерпаемую потребность в новых впечатлениях».

  Причины неподготовленности детей к школьной жизни могут быть самыми разными: некомпетентность родителей в данном вопросе, педагогическая и социальная запущенность детей, задержка их психического развития, гиперактивность, слабое здоровье и многие другие.

Но все они говорят о том, как трудно ребенку успешно адаптироваться к взрослой жизни в современных условиях, когда в систему образования вносится много обновлений и перемен. Кризис семи лет является последним сроком, когда «ослабленным» детям еще можно догнать сверстников и успешно перейти затем в следующий возрастной этап – среднее звено школы.

По исследованию Юркевич В.С. – до 80% учащихся 5 – 8 классов общеобразовательных школ “неспособны” – учатся, не умея учиться. Научить же ребенка учиться – то есть творчески относиться к учебе, знаниям, к их получению и расширению – можно только на начальном этапе обучения: с 5 – 6  до 8 – 9 лет.

Поэтому в старшем дошкольном возрасте ДОУ должны «обеспечить равные стартовые возможности для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования» (ФГТ).

Сфера деятельности педагога-психолога в любом образовательном учреждении весьма обширна, и порой бывает трудно вычленить самое основное и важное направление работы.

Одним из приоритетных направлений  может являться развитие познавательных процессов и учебных навыков старших дошкольников, так как эта сфера деятельности педагога-психолога позволяет оказать максимальную помощь ребенку, родителям и педагогам, в меньшей степени зависит от каких-либо воспитательных установок  детско-родительских отношений.

И, в то же время, способствует личностному развитию и росту старших дошкольников. Практика построения образовательного процесса не только в школах, но уже и в детских садах, показывает, что педагоги нацелены, в первую очередь, на подачу и усвоение детьми программных знаний, на обучение конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.).

А развитию у детей произвольности, умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п. учителя уделяют гораздо меньше внимания. Образовательный  процесс в ДОУ и организация непосредственно образовательной деятельности дошкольников по своей организации, как правило, максимально приближен к форме школьного урока. Учет же индивидуальных и возрастных психологических особенностей воспитанников порой остается на втором плане. Поэтому   проведение специальных  занятий с детьми по развитию познавательных процессов и эмоционально-волевых качеств  является одним из наиболее актуальных направлений деятельности педагога-психолога.

Для эффективности работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию психологической готовности  их к обучению в школе необходимо учитывать следующие рекомендации:

  • сочетание в занятиях игровой, продуктивной и познавательной деятельности;
  • формирование положительного, эмоционального отношения к занятиям;
  • приоритетное использование методов дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов;
  • использование воспитательных возможностей совместной детской деятельности;
  • формирование способности к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;
  • коррекция индивидуально-психологических особенностей, которые проявляются  в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения и др.

Сопутствующим звеном этой работы должно являться обсуждение с родителями и педагогами результатов диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, наглядный показ возможностей применения и направленности знакомых и простых по подготовке развивающих игр познавательного характера участникам педагогического процесса – воспитателями, учителями, родителями. В данной работе вниманию педагогов-психологов, воспитателей ДОУ и учителей начальных классов предлагается модель организации и построения развивающих занятий, направленных на совершенствование познавательной и эмоционально-волевой сферы детей 5 – 8 лет. Первый цикл разработок из отобранных игр и упражнений был апробирован на занятиях кружка для старших дошкольников в 1999 — 2000 учебном году. Результат был отмечен и воспитателями, и родителями. Они смогли оценить успешность детей на открытых занятиях кружка и в образовательном процессе в группах. В дальнейшем разработки занятий  использовались на коррекционных часах в начальной школе и классах КРО общеобразовательной школы. При этом учителя также отмечали повышение успеваемости и интереса к образовательному процессу у учащихся. Сравнительные  результаты диагностических данных за последние пять лет позволяют отметить средние показатели роста уровня развития познавательных процессов и воли: количество детей, имеющих низкий уровень развития слуховой памяти падает с 30-35% до 10-12%, зрительной памяти – с 35-37 до 5-8%, внимания – с 27-30 до 8-10%, мышления – с 54-60 до 15-20%, зрительно-моторной координации – с 55-70 до 20-25%, саморегуляции – с 45-65%  до 10-15%. Положительная динамика в работе с детьми, имеющими проблемы в психическом и социально-эмоциональном развитии, подтверждается и повышением интереса  детей к познавательной деятельности, активности в НОД в группе.

При разработке предлагаемого комплекса игровых занятий учитывалась возможность оказания максимальной помощи ребенку при минимальных материальных затратах со стороны родителей и общеобразовательных учреждений.

Содержание и эмоциональный настрой занятий  способствуют решению развивающих и воспитательных задач, темп выполнения заданий увеличивает быстроту реакции, доброжелательная атмосфера снимает агрессивность, воспитывает дружелюбие. Дети с удовольствием откликаются на заинтересованность педагога, интригующие интонации.

А то, что вызывает удовольствие, порождает интерес к занятию, и, что важно, интерес к мыслительной деятельности в целом.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ 

  Многолетнее исследование способов повышения эффективности работы по подготовке детей к школе, развитию их познавательных процессов и эмоционально-волевых качеств привело к следующей модели организации этой деятельности:

  • работа ведется в традиционных направлениях — с детьми, педагогами и родителями;
  • занятия с детьми проводятся 1-2 раза в неделю длительностью до 30 минут фронтально по 8 – 10 человек;
  • каждое занятие включает вербальные игры, игры на развитие зрительной памяти и внимания, упражнения пальчиковой гимнастики, практические задания – на развитие логики и творческого мышления, зрительно-моторной координации, произвольности;
  • обязательны задачи нравственного характера — развитие коммуникативных навыков, дружелюбия, эмоциональной компетентности;
  • знакомство родителей и педагогов с данными диагностических срезов – первичного, промежуточного и итогового;
  • проведение практикумов с показом фрагментов занятий и участием родителей и педагогов в развивающих играх;
  • занятия могут располагаться в разной последовательности и дополняться   вербальным и наглядным материалом, в зависимости от целей и возможностей детей и ведущего курс.

Цель проведения развивающего цикла:
повышение уровня развития познавательных качеств и учебных навыков старших дошкольников и младших школьников, помощь в освоении моделей конструктивного общения.

Задачи: — формировать у детей умение управлять своим поведением; — развивать процессы творческого мышления, памяти, внимания, воображения; — формировать умение выделять закономерности и связи, решать проблемные ситуации;

— способствовать развитию умения сдерживать негативные эмоции и проявлять доброжелательность.

Этапы реализации целей и задач цикла:
1. Подготовительный Анализ результатов диагностических исследований и выделение группы детей, наименее подготовленных к обучению в школе или имеющих высокую степень дезадаптации. Знакомство родителей и педагогов с полученными данными, заключение  соглашения на проведение занятий с детьми.

 2. Вводный

Установление эмоционального контакта с группой, вызов интереса к занятиям, диагностика уровня развития эмоционально-волевых качеств и коммуникативных навыков.

3. Развивающий

Основной комплекс коррекционно-развивающих занятий, повышающих уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и навыков общения.

4. Итоговый

Заключительная диагностика, анализ ее результатов, общие выводы и планирование дальнейшей работы.

 5. Заключительный

Знакомство родителей с результатами коррекционно-развивающей работы;

индивидуальные беседы с теми, чьи дети нуждаются в дополнительных      занятиях со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом и т.п.).

Структура занятий

ВВОДНАЯ  ЧАСТЬ: — упражнения, активизирующие мыслительные процессы;

— вербальные игры, игры с использованием картинок или демонстрационных листов.

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ: — физминутка с пальчиковой гимнастикой; — работа  на листах-заготовках;

— гимнастика для глаз.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: — игры и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков;

— рефлексия ощущений, возникающих при выполнении предложенных заданий; самооценка.

Анализ занятий: наблюдение за поведением детей в играх – активность, доброжелательность, словарный запас; работы на листах-заготовках – количество ошибок, оригинальность рисунков, чувство цвета. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Используемые методы:

диагностические методики; — вербальные игры и упражнения; — игры и упражнения с картинками и демонстрационным материалом; — логические задачи и упражнения; — задания на развитие мелкой моторики; — элементы пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз.                                              
Материалы и оборудование: — простые и цветные карандаши, фломастеры; — листы-заготовки диагностических (приложение 1) и развивающих (приложение 2) заданий – формат А5; — наборы предметных картинок;   — демонстрационные  листы и карточки  с  заданиями  на  развитие  внимания  и  зрительной памяти (приложение 3);

— танграмы, разрезные картинки, счетные палочки, бусины разных цветов  и размеров, игрушки.

КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

Критерии оценки эффективности: — диагностические срезы; — изменение в поведении и отношении к учебному процессу; — успехи в обучении;

— отзывы родителей и педагогов.

Используемые диагностические методики (занятия 1, 2 и 19, 20):

  • Корректурная проба.
  • Тест простых поручений.
  • Тест Куглера.
  • Узнавание фигур (вариант теста Бернштейна).
  • Заселение дома (методика Аргинской).

Проведение и обработка данных:

Источник: http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/36-korrekczionno-razvivayushhaya-rabota-psixologa-v-detskom-sadu/1270-czikl-zanyatij-po-razvitiyu-poznavatelnyx-proczessov-u-starshix-doshkolnikov-qshagi-k-obucheniyu-legkaya-adaptacziyaq

Ссылка на основную публикацию