Потребности: традиционный взгляд — психология

Потребности: традиционный взгляд — Психологос

Потребности: традиционный взгляд - психология

Потребность — внутреннее состояние функциональной или психологической нужды или нехватки чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества.

Потребность- отражение в психике человека несоответствия между внутренним и внешним состоянием через ощущение напряжения, неудовлетворенности и дискомфорта .

Толкая индивида на устранение такого несоответствия потребность является побудителем активности, источником мотивации.

Функции потребностей (что они делают, зачем они нужны)

Потребности сигнализируют о нуждах и побуждают к активности. Источник мотивации.

Последствия удовлетворения или неудовлетворения потребностей

В случае если у индивида отсутствуют реальные возможности для насыщения потребности может произойти её замещение или подавление. В случае ненасыщения витальных потребностей организм ожидает смерть.

Возникновение потребностей

По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.

Классификация

Потребности различают:

  • по серьезности: витальные и нет,
  • по сферам: биологические,трудовые, познания, общения, отдыха;
  • по объекту потребностей: материальные, духовные, этические, эстетические, другие;
  • по функциональной роли: доминирующие/второстепенные, центральные/периферические, устойчивые/ситуативные;
  • по происхождению: врожденные, простые приобретенные, сложные приобретенные,
  • по субъекту потребностей: групповые, индивидуальные, коллективные, общественные.
  • по способу происхождения: врожденные и приобретенные.

Классификация А.Маслоу

А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворений потребностей уровнем ниже.

Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.

Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. Для продолжения рода необходим секс.

(К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствии нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)

Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах (см. аффилиация).

Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.

Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.

Споры между научными школами

Фрейдизм сводит к неизменным витальным потребности высоких уровней, которые считает их опредмечиванием.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/potrebnosti-dvoe-zn—tradicionnyy-vzglyad

Психология потребностей

Психология потребностей

Потребность — это психическое явление отражения нужды организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью и обществом (социальные потребности).

Психологическая структура потребности

В структуре потребностей выделяют две основных составляющие:

  1. Предметное содержание потребности – это совокупность тех объектов внешней или внутренней среды, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Однако предметное содержание потребностей носит обобщенный характер.
  2. Возникающее при наличии актуальной потребности напряжение, выражающееся в чувстве психологического дискомфорта – напряжения, беспокойства, чувства неудовлетворенности, обусловленного дефицитом того, что требуется.
    Естественное стремление человека избавиться от этого психологического дискомфорта становится источником активности поведения и деятельности. Таким образом, потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Виды потребностей

Существует несколько различных классификаций потребностей человека. Наиболее известной и распространенной в применении является классификация А.

Маслоу по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы.

У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей:

  1. Потребности физиологические (органические);
  2. Потребности в безопасности;
  3. Потребности в принадлежности и любви;
  4. Потребности уважения (почитания);
  5. Познавательные потребности;
  6. Эстетические потребности;
  7. Потребности в самоактуализации.

Перечисленные группы потребностей, согласно концепции Маслоу, одновременно являются и «основными уровнями потребностей, расположенными в виде строгой иерархической структуры соподчиненности, где первая группа образует основание, а пятая – вершину иерархии. Это означает, что потребности каждого вышележащего уровня возникают (актуализируются) только тогда, когда потребности всех нижележащих уровней удовлетворены.

Одной из наиболее распространенных в отечественной психологии является классификация потребностей человека по источнику происхождения. Согласно этой классификации потребности делятся на:

  1. Первичные (биологические: естественные, базовые, врожденные) потребности – потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных и человека. Однако биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, проявляются и развиваются иначе, чем у животных.
  2. Вторичные (социальные: культурные, приобретенные) потребности – потребности в принадлежности к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении, т.е. потребности, непосредственно связанные с жизнью человека в обществе и его взаимодействием с другими людьми.
  3. Некоторые авторы к перечисленным двум видам потребностей добавляют группу духовных потребностей, к которым относят потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности. Так же, как и социальные, духовные потребности возникают и развиваются в ходе развития человеческого общества и социализации личности, однако, в отличие от социальных, духовные потребности связаны с общественной жизнедеятельностью человека лишь опосредованно.

Особую группу потребностей составляют также патологические потребности — потребности, приобретенные на фоне употребления веществ, вызывающих состояние эйфории. Патологические потребности являются основным симптомом таких заболеваний, как алкоголизм и наркомания.

Если какую-либо из актуальных потребностей личности по объективным или субъективным причинам невозможно удовлетворить, то у человека возникает состояние фрустрации, при котором напряжение потребности сохраняется и вызывает дискомфорт, а предметное содержание потребности недоступно.

В этом случае, как правило, активизируется психологическая защита личности, направленная на устранение дискомфорта, вызванного напряжением потребности. Существует множество различных механизмов психологической защиты, однако для каждого человека может быть свойственен один или несколько механизмов, которые он регулярно применяет.

Наиболее часто используемые механизмы психологической защиты личности могут выступать как одна из характеристик ее направленности.

Значение потребностей в жизни человека

Потребности оказывают большое влияние на развитие личности и на особенности деятельности человека. Потребности лежат в основе всех видов активности человека, включая его деятельность. Поэтому потребности и мотивы оказывают влияние на эффективность деятельности человека. На эффективность деятельности оказывают влияние следующие  основные факторы, связанные с потребностями человека:

  1. Сила потребности: качество деятельности является наилучшим при средней силе потребности и ухудшается при слишком слабой или слишком сильной мотивации.
  2. Содержание потребностей, лежащих в основе данной деятельности: если деятельность непосредственно удовлетворяет потребность, лежащую в ее основе, то эффективность деятельности повышается. Например, если в основе профессиональной деятельности медицинского работника лежит стремление помогать другим людям, то его деятельность будет более эффективной, чем в случае, если в основе его деятельности лежат материальные потребности.

В процессе осуществления деятельности происходит развитие личности человека. Поэтому уровень психологического развития человека как личности определяется количеством, разнообразием и иерархией (соподчинением) имеющихся у человека потребностей.

Человек от животных отличается тем, что у него больше потребностей, чем у животных, и эти потребности гораздо более разнообразные.

У животных есть лишь органические потребности и некоторые потребности, связанные с обеспечением физической безопасности организма, в то время как у человека имеются также материальные, социальные, творческие, духовные потребности, а также потребности психического развития.

Каждая из названных групп потребностей может быть, в свою очередь, представленной многими входящими в соответствующую группу частными потребностями. Таким образом, число и степень дифференцированности потребностей, имеющихся у человека, может служить характеристикой уровня его психологи­ческого развития.

Еще более важной характеристикой уровня развития человека является разнообразие его потребностей. Но еще более чем общее число и разнообразие имеющихся потребностей, человека как личность характеризует то, какие из потребностей для него являются главными, а какие второстепенными.

Если среди множества имеющихся у него потребностей человек преимущественно уделяет внимание удовлетворению своих органических потребностей, то вряд ли мы имеем дело с психологически высокоразвитой личностью.

Но если на первом месте у человека по степени значимости стоят творческие или духовные потребности, то он действительно представляет собой высокоразвитую личность.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/psihologiya-potrebnostey/

Психология потребителя. Мотивы потребительского поведения

Психология потребителя. Мотивы потребительского поведения

Психология потребителя – это отрасль психологии, изучающая особенности мышления и поведения индивида как потребителя товаров и услуг, субъекта и объекта рекламы, а также занимающаяся исследованием психологических особенностей потребительского рынка.

Оглавление

  • 1 Личность потребителя
  • 2 Мотивы потребительского поведения

Личность потребителя

Зная характер среднестатистического покупателя, легче разрабатывать более эффективную рекламу, предугадывать спрос, выдвигать новые предложения, которые наверняка будут востребованы, прогнозировать моду и прочее. Сегодня ни один товар не продается без учета психологии потребителя.

Как маркетологи узнают, чего хочет потребитель и как он на самом деле относится к имеющимся товарам и услугам? Есть несколько методов исследования мнения потребителей:

  • наблюдение,
  • опросы,
  • проективные методики,
  • фокус-группы (специально созданные для исследования группы).

Например, существует такая проективная методика как «Персонификация». Она помогает оптимизировать дизайн товара, сделать его как бы более человечным, одушевленным, коммуникабельным.

В ходе персонификации товар визуализируется как антропоморфное существо, то есть представляется как человек, которым мог бы быть. Так появляются разговаривающие, имеющие руки, ноги и лицо зубные щетки, жевательные резинки, моющие средства и прочее.

На полке в магазине такой товар, словно говорит покупателю: «Возьми меня к себе! У нас много общего!».

При создании продукта и в его рекламе учитываются такие личностные особенности потребителя как:

  • пол,
  • возраст,
  • социальный статус,
  • нравственность,
  • настроение,
  • привычки,
  • субъективная приемлемость цены,
  • время, которое отводится на покупки,
  • цель покупки.

Большинство потребителей – женщины, так как они в семье, как правило, занимаются закупками и именно на женское восприятие большей степени ориентирована реклама.

Но, кроме пола, огромное значение играет возраст покупателя: если продать нужно детские товары или кондитерские изделия, маркетологи ориентируются на психологию детей; модную одежду и гаджеты – на подростков; продукты питания и бытовую технику – на взрослых людей; лекарственные средства – на пенсионеров.

Состоятельные люди ориентируются на качество товара, не обращая внимания на дороговизну. Люди с достатком ниже среднего обращают внимание на цену, а потом уже на качество, но выбор все равно осуществляют, ориентируясь на стоимость.

Покупатель, который зашел в магазин после работы, чтобы просто купить хлеб – это один тип покупателя, а тот, кто пришел в выходной день, скорее чтоб развлечься – совершенно другой тип.

Если время на покупку ограничено, а цель конкретна, покупатель быстро возьмет знакомый, привычный продукт, тот который обычно приобретает, и уйдет.

Если же время неограниченно, покупатель рассмотрит разные варианты товара и «приценится».

Когда нет четкой цели, соблазн купить ненужную, но привлекательную вещь гораздо выше.

Люди, которые ходят в магазин со списком необходимым покупок, реже приобретают ненужные товары, так как записывают свою цель на листе бумаги и держат ее все время перед глазами.

Это простое действие позволяет сэкономить деньги и не купить лишнего, если, конечно, получится устоять перед соблазном.

Мотивы потребительского поведения

Кроме личностных особенностей покупателя, психология потребителя учитывает два значимых аспекта его поведения:

  • стремление удовлетворять потребности,
  • жажда исполнения желаний.

Когда человек покупает продукт ради удовлетворения потребностей, его мотивы предельно ясны. Если же потребителем руководит некое желание, выявить его мотивы сложнее.

Мотивировать потребителей приобретать тот или иной товар призвана реклама. Реклама всегда соблазнительна и нередко обманчива, отчего часто считается неэтичной и негуманной.  Она обещает, что вместе с покупкой индивиду достанется какое-либо благо (любовь, уважение, престиж) или, напротив, пугает неприятностями в случае, если рекламируемая продукция не будет куплена.

Читайте также:  Дальновидность результатника - психология

Мотивы стимулируют человека к деятельности. Те мотивы, которые побуждают приобрести товар, психологи организовывают в несколько групп:

  1. Эстетические. Это самые сильные и долговременные мотивы. Человека привлекает то, что красиво, ново, свежо, гармонично, ярко, хорошо сочетается с уже имеющимися в обиходе вещами, чем можно украсить себя или дом.

Потребитель всегда обращает внимание на объем, цвет и форму товара. Помятые и испачканные вещи никто не захочет покупать, а привлекательная обертка, этикетка или упаковочная коробка способны компенсировать многие недостатки товара.

  1. Утилитарные. Ответы на вопросы «Как пользоваться вещью?», «Как долго она прослужит?» и «Можно ли отремонтировать, в случае поломки?» определяют желание или нежелание приобрети товар. Психология потребителя такова, что ему всегда хочется простой в эксплуатации, качественный, способный прослужить долго и быстро ремонтируемый товар.
  2. Мотивы престижа. Чем выше уровень материального благополучия человека, тем чаще он стремится покупать вещи и услуги, способные подчеркнуть его статус. Эти мотивы очень сильны, поэтому производители не бояться повышать стоимость статусных товаров и делать их максимально дорогими.

Дорогая покупка повышает положение человека в обществе, даже если его социальный статус не слишком высок. Люди, ведомые мотивом престижа, могут долгое время ограничивать себя в еде, предметах первой необходимости и отдыхе ради того чтобы приобрести желанную, дорогую, престижную вещь.

  1. Мотивы достижений. Эти мотивы пробуждаются, когда в рекламе товара задействован успешный и популярный человек. На многих знаменитых личностей люди равняются, хотят быть похожими, достичь подобных или идентичных карьерных высот. Кажется, что рекламируемый кумиром товар залог успеха, поэтому его значимость (а вместе с ней и желание купить) возрастает в разы.
  2. Мотивы традиций. Такая мотивация возникает на фоне ассоциаций с государственной символикой, родиной, домом, родителями, традициями народа. Например, глядя на товар в цветовой гамме государственного флага, у потребителя с большей долей вероятности возникнут положительные эмоции, чувства патриотизма и причастности и, следовательно, желание купить «родную» вещь.

Психология потребителя, как и любая другая область психологических знаний, хоть и поддается изучению и анализу, не является точной наукой. В ней много нелогичного и противоречивого.

Но именно эти противоречия и поддерживают строго рациональную экономику.

Если бы человеку не было свойственно поддаваться влиянию рекламы и осуществлять порой совершенно необдуманные траты, потребительский рынок был бы в значительной степени ограничен.

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/psixologiya-potrebitelya

Удовлетворение сексуальных потребностей с точки зрения шиитской традиции

Удовлетворение сексуальных потребностей с точки зрения шиитской традиции

Половое влечение и связанные с ним органы ― важная составляющая сущности человека. Главный фактор сохранения и продления психического здоровья и спокойствия ― это открытое признание и принятие этого влечения и сексуальной составляющей своей сущности и сущности противоположного пола. Игнорирование этого фактора может создать серьёзные проблемы[1] .

В философской психологии одна из человеческих потенций называется «половой потенцией», часть которой связана с сексуальными потребностями[2] . Однако до последних нескольких десятилетий и до таких личностей, как Фрейд, сексуальная проблема считалась табуированной во многих обществах.

Например, согласно проведённому среди учеников исследованию, многие из них не могут задавать родителям вопросы на тему секса, потому что сами начинают нервничать и обвинять своих детей в невоспитанности. Иногда они стыдятся или теряются и дают ложный ответ или говорят, что не могут ответить.

Несмотря на то, что родители хотят защитить этим своих детей, табуирование и засекречивание сексуального вопроса, наоборот, создаст им проблемы в будущем[3] .

Данный вопрос можно решить путём соответствующего обучения сексуальнойкультуре, и первый шаг ― это изменение понятия того, что информированность о сексуальных вопросах и сама их постановкапостыдна и нехороша. Чтобы изменить такое понятие, необходимо чётко определить грани между частной атмосферой семьи и общественной.

Обмен знаниями о сексуальных отношениях в дозволенной мере между мужем и женой не только приветствуются, но иногда просто необходим. Если в этом отношении возникнут вопросы или проблемы, то супруги, соблюдая необходимые грани, должны обратиться за помощью к психологам и врачам. В противном случае проблемы будут усугубляться.

Согласно учению ислама, стыдливость в вышеуказанном вопросе не приветствуется[4] . Поэтому религиозные наставники давали людям ясные наставления, которые в той или иной степени касались сексуальных отношений[5] . Но вместе с тем, на людях разговоры на эту тему должны быть в определённой мере прикрытыми. То, что сказано о стыдливости и её значении в исламе, касается именно таких вопросов[6] .

В связи с этим в исламских текстах там, где речь идёт о сексуальных вопросах, в большей степени используется аллегория, т.е. не употребляются те слова, которые откровенно указывают на эти отношения. Например, в Коране сексуальные отношения выражены словами «соединение»[7] в смысле физического контакта супругов, «одеяние» друг для друга[8] и «близость»[9] в смысле удовольствия[10] .

Второй шаг ― это формирование позитивного восприятия сексуальных отношений и той любви, которая возникает на их основе. Вследствие этого человек будет получать удовольствие от обоюдного сексуального влечения и не будет считать, что можно ощущать его исключительно в необходимой мере.

В противном случае, человек может столкнуться с трудностями при удовлетворении своих сексуальных потребностей после вступления в брак. Это же может явиться причиной гомосексуальных наклонностей, проблем в сексуальных отношениях или даже преступлений. Такие люди в большинстве своём развиваются на неправильных и неуместных сексуальных запретах.

Более того, запрещение правильного сексуального влечения может создать человеку проблемы в отношениях с другими и даже с самим собой[11] . Некоторые учёные, например, Фрейд, пошли ещё дальше. Они объясняют психическое развитие личности человека на основе полового инстинкта и его концентрации в различных частях тела.

Несмотря на то, что все критики считают мнение Фрейда о половом инстинкте слишком преувеличенным[12] , в целом нельзя отрицать важность сексуальной проблемы и её роли в поведении человека. Более того, игнорирование и подавление этого инстинкта могут вызвать множество психических расстройств.
Теперь приступим к более детальному анализу взгляда ислама на сексуальное поведение.

Прежде всего, следует отметить, что учение ислама полностью соответствует природе человека[13] : учитываются все физические и психические потребности людей, среди которых особое внимание уделяется сексуальным аспектам. Во многих айатах Корана говорится о любви людей к удовольствиям от сексуальных отношений[14] .

Более того, исламские источники свидетельствуют, что все пророки любили женщин и получали от них удовольствия[15] . В частности, Пророк ислама[Мухаммад] говорил: «Из ближней жизни мне полюбились благоухания, женщины и радость очей моих ― молитва»[16] .

Когда в исламских текстах речь заходит о сексуальных отношениях, то в большинстве случаев они обращены к мужчинам, а женщинам советуется смиренно и страстно покорится своим мужьям. Возможно, это вызвано тем, что женщины более стыдливы, чем мужчины[17] . «Стыдливость хороша, но в женщинах она ещё прекрасней». Как гласят предания, стыдливость состоит из десяти частей, девять из которых принадлежат женщинам, а мужчинам ― лишь одна[18] . Другая причина ― активность мужчин, пусть даже и внешняя, в этих отношениях. (Якобы женщины менее в них активны и более пассивны.) Об этом мы подробнее расскажем в разделе о видах семьи в исламе.

Таким образом, одна из важных составляющих жизни людей ― это желание получать удовольствия. А среди удовольствий самыми сильными считаются сексуальные отношения[19]. В изречениях религиозных наставников сказано, что ни в дольней, ни в горней жизни люди не получат бόльшего удовольствия, чем от сексуальной близости[20] .

Ислам положительно оценивает эту близость, и даже придаёт ей духовный и ритуальный оттенок. Религиозные наставники неоднократно говорили о воздаяниях в загробной жизни за дозволенные сексуальные отношения, чем вызывали удивление людей[21] .

Сравнивая награду за половую близость с наградой за некоторые сложные религиозные обязанности, они прививали людям позитивный взгляд на супружескую близость[22] , чтобы те могли получать от неё как можно больше удовольствия. Утверждение такого позитивного взгляда устраняет чувство греха за интимные отношения.

Ислам разными путями стремится к тому, чтобы супруги получали максимальное удовольствие от половой близости. Однако неправильные обычаи и поверья могут породить в людях чувство греха, что возможно предотвратить благодаря учениям религии. Одно из важных отличий ислама от других религий, которые негативно относятся к половой близости[23] , ― это её положительная оценка.

Удовлетворение сексуальных потребностей не мешает соблюдению целомудрия и богобоязненности. Более того, только благодаря богобоязненности и целомудрию можно в полной мере удовлетворить сексуальные потребности и предотвратить неуместные расстройства[24] .

Учитывая вышеизложенное, ислам разрешает удовлетворять сексуальные потребности только в браке и считает их основой семьи.

Более того, если по каким-то причинам их невозможно удовлетворить в браке, то такой союз можно спокойно расторгнуть[25] .

Таким образом, одна из главных обязанностей мужа и жены ― это удовлетворение сексуальных потребностей друг друга. И ни один из них не может уклониться от этого даже под предлогом богослужения[26] .

Ислам учитывает не только постоянство половой близости, но и получаемое супругами от неё удовольствие,поэтому указывает им пути удовлетворения друг друга. Женщинам советуется по мере возможности вступать с мужем в близость[27] .

Помимо покорности, женщине следует надеть самую красивую одежду и украшения, использовать духи[28] , отбросить всякую стыдливость во время секса[29] , удовлетворяя сексуальные желания мужа в дозволенных рамках[30] , и в любое удобное время суток создать все условия для этого[31] .

Ислам также даёт советы мужчинам, чтобы половая близость приносила удовольствие их женщинам. Самый первый момент ― это ухоженность мужчины. Чистота тела и аромат благовоний помогут расположить к себе женщину. В целом, готовность мужчины должна быть на том же уровне, на какой он рассчитывает получить её со стороны женщины[32] .

Ещё один совет ― избегать спешки во время близости. Мужчине следует продлить момент близости, чтобы женщина получила больше удовольствия[33] . Для этого мужчина должен говорить ей приятные слова[34] , ласкать её поцелуями[35] .

Прелюдия до соития обязательна[36] , к тому же мужчине следует контролировать эякуляцию, пока женщина не достигнет оргазма[37] . Руководствуясь этими советами, супруги получат от полового акта больше удовольствия, в противном случае физические и психические расстройства неизбежны[38] .

В Коране, вслед за разрешением совокупления после разговения в месяц рамадан, супруги названы «одеянием» друг для друга[39] . Из этого можно сделать вывод, что супруги могут сохранить целомудрие друг друга и во время секса, если он приносит наслаждение обоим[40] . Кроме того,данное выражение указывает на обоюдность и взаимность совокупления[41] .

После того, как мужчина и женщина вступают в брак, ислам разрешает им различные виды сексуальных отношений и фактически даёт им полную свободу для удовлетворения полового инстинкта в рамках шариата. Вместе с тем мужчине рекомендуется постараться не нанести каких-либо физических или психических травм женщине во время секса.

В этом отношении сказано, что женщина ― объект вашего удовольствия и наслаждения, и потому не следует обижать её[42] . Если некоторые сексуальные отношения не нравятся женщине, то они неприемлемы[43] , и даже если они не наносят серьёзного вреда, всё равно они недозволенны[44] .

Половые отношения ― одна из самых важных основ супружеских отношений, благодаря которой достигается максимальная близость. В половых отношениях в самой глубокой форме проявляются проблемы в отношениях супругов, и, разумеется, влияния этих отношений становятся причиной изменений, выходящих за рамки простого соития[45] .

Читайте также:  Шкода - психология

Исламское учение учитывает и такие последствия половых отношений.

Взаимодействие души и тела считается основой релаксации и умиротворённости[46] и в половых отношениях дарует человеку физическое наслаждение и душевное спокойствие, о чём говорится в изречениях религиозных наставников[47] . Секс также устраняет депрессию, активизирует и поднимает настроение[48] .

И наоборот, отсутствие способности или возможности совершить половой акт может сделать человека грубым, нервным и раздраженным[49] . Поэтому религиозные наставники всегда побуждали и побуждают своих последователейиметь желание к половым отношениям[50] .

Для решения сексуальных проблем людей имамы дают советы по выбору супруга[51] , в частных и общих случаях[52] открыто призывают людей заниматься любовью[53] .
Как известно, новое поколение появляется вследствие полового акта[54] .

Потому ислам даёт советы о форме[55] , времени[56] и месте[57] половой близости, а также о некоторых других условиях.

Также настоятельно советуется молить Господа о здоровых и благочестивых детях[58] .

Согласно учению ислама, психическое состояние супругов во время совокупления, в том числе их слова[59] , мысли[60] , действия[61] и даже спокойствие или напряжённость[62] , а также форма, место и время соития оказывают влияние на личность и характер будущего ребёнка[63] . Например, в преданиях сказано, что если ребёнок будет зачат в ночь на пятницу, то в него будет заложен талант оратора[64] .

Последний вопрос в сексуальных отношениях касается гигиены. Исламское учение в этом отношение даёт много полезных советов[65] .

Учитывая то, что миссия Пророка ислама выполнялась в географическом пространстве, далёком от цивилизации, науки и медицины, советы религии можно признать божественными и сверхчеловеческими.

Общий совет ислама о сексуальных отношениях ― это их контролирование и сдерживание соответственно возрасту человека, так как это влияет на его здоровье в течение жизни[66] . Более того, чрезмерность в этих отношениях имеет нежелательные психические последствия, о чём указывается в изречениях имамов.

Мухаммад Рида Салари Фар
Из книги: Семья с точки зрения ислама и психологии

Источник: https://shiizm.ru/2303

Эмоциональные потребности мужчины и женщины различны. Психология

На начальном этапе строительства отношений партнеры, как правило, не сколько не сомневаются в том, что они будут долгими и счастливыми.

Им кажется, что они понимают друг друга с полуслова, и поэтому нет никаких препятствий к тому, чтобы и по истечении многих лет совместной жизни отношения оставались такими же радостными и  доставляли удовольствие, как и в самом начале.

Однако, как показывает практика, далеко не все пары остаются вместе. Рано или поздно у них возникает непонимание, которое партнеры не в состоянии преодолеть и, считая, что ничего нельзя изменить, принимают решение расстаться.

По статистике уже 40% пар разводятся в первые 4 года после заключения брака. Эти цифры настораживают и заставляют задуматься о том, что же партнеры делают не так и почему у них не получается найти общий язык.

Удивительно, что любящие люди не могут сделать друг друга счастливыми, хотя прикладывают для этого все свои силы. Мы все в силу своего понимания стараемся доставить своему любимому или любимой радость и спешим оказать те знаки внимания, которые, по нашему мнению, от нас ожидают.

Поэтому становится вдвойне обидно, когда партнер совершенно не ценит наших усилий, его неблагодарность обижает нас. «Чего еще ему(ей) нужно, я ведь так стараюсь ради него(нее)» — думаем мы.

И бываем удивлены, когда узнаем, что партнер также обижен на нас за то, что мы не ценим его усилия, и это несмотря на то, что по нашему мнению он и пальцем не пошевелил для сохранения отношений.

Любой человек, имеющий опыт неудачных отношений может рассказать о том, сколько сил он в них вкладывал, в то время, как его вторая половина, совершенно этого не ценила. Почему так происходит? Раз мы все трудимся над строительством отношений, почему у нас не получается быть в них счастливыми? Ответ, на самом деле, находится на поверхности.

Все дело в разнице между мужскими и женскими ожиданиями, а точнее, в различии эмоциональных потребностей представителей сильного и слабого полов.

Если бы мужчины и женщины знали, что нужно их партнеру, для того, чтобы чувствовать себя счастливым и старались в первую очередь удовлетворить эти его потребности, они смогли создать настоящие долгие и прочные отношения.

Чего же ждут партнеры друг от друга? Внизу приводится список самых важных эмоциональных потребностей мужчин и женщин по степени значимости. Как видно они значительно различаются между собой. Партнеры могут чувствовать себя счастливыми только в том, случае, если эти первостепенные потребности в отношениях удовлетворяются.

Эмоциональные потребности мужчины                       Эмоциональные потребности женщины

— доверие                                                                                         — забота

— принятие таким, какой он есть                                          — понимание

— признательность                                                                       — уважение

— восхищение                                                                                 — преданность

— одобрение                                                                                   — признание

— поощрение                                                                                  — подкрепление уверенности

Как видно, мужчинам и женщинам нужны совершенно различные вещи, чтобы чувствовать себя счастливыми.

Но, они, любя своего партнера, переносят на него собственные ожидания и пытаются сделать, чтобы тому было хорошо, таким образом, как хотели бы быть счастливыми сами.

В результате партнер совершенно не ценит потраченных усилий и чувствует себя несчастным.  Если же понять, что другому нужно совершенно не то же самое, что вам, отношения могут волшебным образом измениться к лучшему.

Самое интересное, что как только один партнер начинает делать все, чтобы удовлетворить основные эмоциональные потребности второго, то он автоматически получает в ответ и удовлетворение своих собственных.

Так, проявляя заботу о своей любимой, мужчина автоматически получает от нее доверие, которое так ему необходимо.

  И наоборот, если женщина демонстрирует, что доверяет партнеру, ему доставляет удовольствие заботиться о ней.

Если женщина принимает мужчину таким, какой он есть, не пытаясь переделать его по своему вкусу, в ответ она получит понимание и готовность выслушать, ведь в этом случае представитель сильного пола не будет воспринимать в штыки ее слова, поскольку знает, что она не склонна обвинять его в своих неудачах и-за того, что он «не достаточно хорош», а просто делится своими переживаниями. Как видно, партнеры вполне могут дополнять друг друга, проявляя заботу о другом именно в той форме, в которой тот хочет ее получить. Главное, захотеть разобраться в том, что же именно необходимо твоей второй половине для того, чтобы чувствовать себя счастливым (счастливой).

Согласны ли Вы с тем, что у мужчин и женщин разные эмоциональные потребности и соответственно ожидания от своего партнера? Поделитесь с нами своим мнением, мы обязательно разместим его на нашем сайте. 

Источник: http://your-happy-life.com/emotsionalnyie-potrebnosti-muzhchinyi-i-zhenshhinyi-razlichnyi-psihologiya/

Основные потребности человека

Американский психолог Абрахам Маслоу разработал теорию человеческой мотивации, которая имеет значение в любом аспекте индивидуальной или социальной жизни. Итак, Маслоу выделил иерархию базовых потребностей человека.<\p>

Физиологические потребности

Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде.

Человек, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего, потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности.

Потребности в безопасности

Как только физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, на первый план выдвигаются те, которые Маслоу описывает как потребности в безопасности.

Ни для кого не секрет, что человеку необходимо прогнозировать и просчитывать дальнейшие события, чтобы быть спокойным за свое будущее.

При этом именно из потребности в безопасности, человек тяготеет к стабильности, постоянству, правильности и иногда рутину человек воспринимает как лучше, чем внезапные и таинственные перемены, потому, что это может нарушить то ощущение безопасности, которое уже есть.

Потребности в зависимости и любви

Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности и зависимости.

 Теперь, когда вышеизложенные потребности удовлетворены, человек будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели.

Он будет желать этого больше всего на свете и может даже забыть, что, когда был голоден, смеялся над любовью как чем-то нереальным, необязательным или неважным (Маслоу).

Любовь, как понимает ее Маслоу, не должна смешиваться с сексуальным влечением, которое может рассматриваться как чисто физиологическая потребность.

Отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие потенциала индивида.

Исследования психологов и психотерапевтов в области перенанальной психологии, доказали, что младенец требует любви и что любовный голод младенца окажет влияние на его психологическое развитие в дальнейшем.

 Многие исследователи в области психопатологии рассматривают неудовлетворенную жажду любви как главную причину плохой приспособленности.

Потребности в оценке

Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении (желание уверенности в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы), и потребность  в оценке со стороны других (престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственно оценка).

Потребности в самоактуализации

По Маслоу, человек должен быть тем, кем он может быть.

Выделение психологической потребности в личностном росте, развитии, в использовании своего потенциала — в том, что Маслоу называет самоактуализацией, — представляет собой важный аспект его теории человеческой мотивации.

Эту потребность Маслоу описывает также как «…желание все больше и больше становиться тем, что ты есть, становиться всем, чем ты способен стать».  Потребность в самоактуализации обычно проявляется, когда потребности в любви и в оценке в значительной мере удовлетворены.

Желание знать и понимать

Маслоу полагает, что одной из характеристик душевного здоровья является любознательность. Он указывает следующие основания для отнесения любознательности к числу видовых характеристик человека:

1. Любознательность часто проявляется в поведении животных.

2. История дает много примеров людей, искавших новое знание даже перед лицом серьезной опасности: можно назвать хотя бы Галилея и Колумба.

3. Изучение психологически зрелых индивидов показывает, что их привлекает таинственное, неизвестное и необъясненное.

4. В клиническом опыте Маслоу встречались случаи, когда взрослые, ранее здоровые, начинали страдать от тоски, потери интереса к жизни, депрессии и разочарованности в себе. Такие симптомы могут возникать у интеллектуальных людей, когда им приходится, говоря словами Маслоу, «вести глупую жизнь и заниматься глупой работой».

5. Детям, по-видимому, свойственна естественная любознательность.

6. Удовлетворение любознательности субъективно приятно. В отчетах обследованных лиц указывается, что научение и открытие нового приносит удовлетворение и счастье.

Эстетические потребности

Наука о поведении, как правило, игнорировала возможность того, что у людей есть инстинктивная (или близкая к ней) потребность в красоте. Маслоу обнаружил, что, по крайней мере,  у некоторых индивидов, эта потребность очень глубока, а столкновение с уродливым, поистине делает их больными.

Этот тезис получил подтверждение в некоторых из его ранних исследований, Маслоу пришел к выводу, что — в строгом биологическом смысле, подобно тому, как говорят о необходимости кальция в диете, — человек нуждается в красоте: она помогает ему быть здоровее. Маслоу указывает, что эстетические потребности связаны с образом своего «Я».

Те, кому красота не помогает стать здоровее, отличаются низким уровнем самооценки, отражающимся в этом образе. Так человек в испачканной одежде чувствует себя неловко в шикарном ресторане, ощущает, что как бы «не заслужил такой чести». Наблюдения Маслоу свидетельствуют, что потребность в красоте почти обязательна у здоровых детей.

Читайте также:  Произвольное и преднамеренное - психология

Свидетельства о наличии эстетических потребностей обнаруживаются в любом возрасте и в любой культуре, начиная с пещерных людей.

Потребности в росте

В потребностях роста (связанных с бытийными ценностями)  выражается  высшая природа человека, но она нуждается в низшей как в основе, без которой высшая природа «рушится».

Человек первоначально мотивирован последовательностью базовых потребностей: когда они удовлетворены, он вернется к уровню высших потребностей, которые начинают побуждать его.

Маслоу отметил, что такие люди, вместо того, чтобы бороться или приспосабливаться к жизни, проявляют себя как непосредственные, экспрессивные, естественные и свободные. Внешние ценности не могут быть полностью отделены друг от друга. Все они взаимосвязаны, и, определяя одну из них, необходимо обращаться к другим.

Итак, бытийные ценности по Маслоу: цельность; совершенство; завершенность; справедливость; жизненность; богатство проявлений; простота; красота; добро; индивидуальное своеобразие; непринужденность; склонность к игре; истинность, честность; самодостаточность.

Предпосылками удовлетворения базовых потребностей являются: свобода слова, свобода исполнять свои желания, если этим не наносится ущерб другим, свобода исследования, свобода защищать себя, справедливость, честность и порядок.

<\p>

Люди, которым повезло родиться в обстоятельствах, позволивших удовлетворить их базовые потребности, приобретают такой сильный и цельный характер, что могут противостоять фрустрации этих потребностей на протяжении значительных отрезков времени.

Удовлетворение базовых потребностей в раннем возрасте, особенно в первые два года жизни, очень важно. По Маслоу, люди, ставшие уверенными и сильными в свои ранние годы, склонны оставаться таковыми впоследствии перед лицом различных угроз.

Однако не следует полагать, что потребность в безопасности не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в пище, или что потребность в любви не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в безопасности.

У большинства людей в нашем обществе частично удовлетворено большинство их базовых потребностей, но остаются и какие-то неудовлетворенные базовые потребности. Именно неудовлетворенные потребности имеют наибольшее влияние на поведение.

Когда потребность удовлетворена, она мало влияет на мотивацию. Удовлетворенное желание – больше уже не желание.

Возможно Вам будут интересны следующие статьи:

  • Конфликты в браке: теория потребностей
  • Измены: почему люди изменяют?
  • Причины конфликтов в браке: теория потребностей
  • Приветственное
  • Язык жестов: жесты ухаживания и завлечения
  • Правила комментирования

    Источник: http://www.psytalk.spb.ru/psyvopros/potrebnosti/

    Александр Герасименко

    Это статья полностью отвечает потребностям всех запутавшихся по жизни, у кого в последнее время возникала мысль “я не знаю, чего хочу от жизни”.

    Все наши желания уходят корнями в 7 человеческих потребностей. Я разделил их на 2 большие категории: физические и психологические.

    И если раскопать эти потребности поглубже, то вы можете действительно узнать, чего вам от жизни надо. Все, абсолютно все чего вы когда либо хотели или можете хотеть, попадает под одну из потребностей человека изложенных ниже.

    Эти 7 человеческих потребностей лежат в основе всех наших чувств, мыслей и поступков и объясняют любое поведение, наше или чужое. Они обобщают всю нашу сложную и порой необъяснимую психологию.

    Итак, уже давно пора познакомиться с собой:

    Физические потребности человека

    Мы живем, руководствуясь главным инстинктом – инстинктом самосохранения. Чем опасней для жизни ситуация, в которую мы попадаем, тем больший дискомфорт она будет нам причинять. Так что, что касается наших физиологических потребностей, тут природа расставила приоритеты за нас.

    1. Физический комфорт

    Отсутствие кислорода убьет человека за секунды, поэтому дышать нам хочется больше всего. Экстремальный холод может уничтожить нас за несколько часов. Жажда займет немного дольше. Чуть “поприятней” в этом списке человеческих потребностей будет голод…

    Физический комфорт настолько запрограммирован в человеческие потребности, что даже когда все наши базовые нужды удовлетворены, мы все еще будем стараться их улучшать.

    Люди будут “по инерции” переезжать в большие дома, даже когда в этом нет необходимости.

    Мы будем есть задолго до наступления голода и некоторые из нас до сих пор проводят по 4 часа в день на загазованных трассах, возвращаясь с работы на дачу, думая что так лучше для их организма – на даче воздух чище…

    Вывод: Зная как гипертрофирован в нашем понимании комфорт, вы сможете перестать улучшать то, что уже хорошо (комфортность вашей жизни) и обратить внимание на другие потребности, которые у вас еще абсолютно не удовлетворены.

    Вы сможете понять почему качество вашей жизни не улучшается с добавлением комфорта – комфорта уже достаточно, вы должны уделить внимание другим человеческим потребностям, которыми вы абсолютно пренебрегали.

    Психологические потребности человека

    Мы одновременно проживем две жизни. Одна из них реальная, маленькая, физическая. Другая проживается в нашем сознании, в мыслях – психологическая. Она намного превосходит по размерам настоящую жизнь. Все страхи, мечты, желания и переживания в основном придуманы нами, массируются нашим мозгом по долгу и большом количестве и совершенно не существуют в реальном мире.

    Психологические потребности человека требуют большего внимания в современном мире, так как физиологические уже легко удовлетворены, благодаря достижениям человечества и возросшему уровню жизни.

    2. Стабильность

    Стабильность – это базовая психологическая потребность человека. Ее можно обобщить простым предложением: вера в то, что хуже не будет.

    В отличие от предыдущего пункта, стабильность – это психологическое понятие, основывающееся на наших мыслях, а не на объективной реальности.

    Стабильность – это зеркальное отражение физического комфорта в нашем сознании, вера в то, что главная наша потребность, физический комфорт, будет продолжаться.

    3. Новизна

    Новизна – это постоянная потребность человека, которая, если не удовлетворена, причиняет нам серьезный дискомфорт в виде скуки.

    Мы любим учиться, смотреть разные фильмы, ездить в новые места, испытывать свежие ощущения и даже нервничаем, когда блюда на нашей тарелке повторяются в течение дня! Новизна это одна из сильнейших потребностей человека, которая, возрастает в важности сразу после того, как стабильность достигнута, и начинает с ней конфликтовать.

    В поисках стабильности люди женятся и обретают постоянство. Но следом за ней приходит потребность новизны и их совместное будущее уже не так предсказуемо.

    Мы часто не знаем чего мы хотим, не из-за глупости, а потому, что наши потребности противоречат друг другу. И в разные периоды времени, у нас меняются желания, балансируя между стабильностью и новизной.

    Это надо принять как нормальное явление, а не задавать себе вопрос: “что со мной не так?”.

    Кстати, чем старше мы становимся, тем больше мы познаем в этом мире, а значит, тем меньше нового нас окружает, и с годами, скука может стать серьезной проблемой.

    Взрослые, вместо возросшего с опытом самопознания, из-за появившейся скуки начинают все больше “искать себя”, в то время как на самом деле они ищут не себя, а новизны, которая стремительно убывает из их жизни с каждым новым испытанным ощущением.

    4. Значимость

    Человеческая потребность, которая является, пожалуй, самой ненасытной – это наша значимость, важность. Мы готовы простить человека, который случайно посадил нам синяк и при этом извинился, но можем вцепиться в горло тому, кто подумал про нас плохое. Глубоко в нашем сознании мы думаем, что соотношение нас ко всему человечеству не 1:5 000 000 000 (миллиардам), а 1:1. Я и мир.

    При этом надо понять, что наша значимость выполняет важнейшую функцию в эволюции человека. Психологическая потребность быть значительным ставит для нас высокий стандарт и мы стремимся быть лучше.

    Мы придумываем себе имидж и из кожи вон лезем, чтобы ему соответствовать. Мы стараемся заполучить уважение других и согласны платить за это высокую цену.

    Мы готовы работать, учиться по 12 часов в день, только чтобы быть лучше, чем другие или превзойти себя вчерашнего.

    С самого детства мы мечтаем стать пожарниками, космонавтами или хирургами, потому что мы думаем, что то, что мы будем делать, сделает нас значительными. Мы верим, что профессия нашей мечты придаст нам важности в глазах других людей.

    Вспомните себя в детстве. Для меня, когда мне было 5 лет, пожарник в шлеме и сапогах, выглядел значительнее президента страны.

    Сегодняшняя эволюция человека, о которой я без сомнения еще напишу отдельные посты, во многом обязана потребности человека в значительности.

    5. Общение

    Потребность человека в общении объясняет огромное количество языков, которые сформировались на планете. Если вы проанализируете свою жизнь, то заметите что самые лучшие ощущения у вас в жизни связанны с другими людьми. Мы не можем стать счастливыми в одиночку.

    Мы боимся тюремного заключения не столько потому, что это ограничит нашу свободу движения, сколько из-за того, что мы будем вырваны из нашего привычного круга общения. Общение – это потребность человека, которая может или конфликтовать со всеми остальными нуждами или помогать удовлетворять их, если оно происходит с правильными людьми.

    Вот почему наши самые счастливые моменты и самые большие несчастья связанны с другими людьми – общение с ними переплетено сразу с несколькими главными потребностями человека.

    6. Рост

    Если вы соедините две человеческие потребности – значимость и новизну, вы получите рост. Личностный рост, рост банковского счета, улучшения. Эта нужда настолько сильна в нас, что существует обособленно от остальных.

    Мы хотим развиваться, думаем как изменять себя и даже не можем остановиться во время празднования на 1-2 рюмках, потому что чувство опьянения нарастает. Нам всегда всего мало. Нам все надо улучшать.

    Улучшение себя это отдельная потребность, которая существует в каждом из нас.

    7. Желание помогать другим

    Последняя человеческая потребность – это желание помогать другим. Я поставил ее последней, потому что  эта она меньше всего связана с инстинктом самосохранения и поэтому работает слабее остальных. Кроме того, мы не можем отдать другому, то чего у нас самих нет.

    Люди сначала зарабатывают деньги, а потом занимаются филантропизмом.

    Последнее место обоснованно здесь и логически – когда базовые нужды удовлетворены, мы обращаем взор на остальных и начинаем помогать им. Да это правда, мы вряд ли отдадим кому-то последний кусок хлеба, но можем поделиться, если у нас хлеба много.

    Желание помогать людям идет последним в списке потребностей человека, но это не означает, что мы должны дожить до старости, чтобы занятся филантропизмом. Помощь другим развивает в нас множество других полезных для успеха качеств и проявляется в нашем поведении в разной степени с раннего возраста.

    Подводя итог, необходимо напомнить что, все наши желания уходят корнями в упомянутые выше 7 потребностей человека. И если мысль “я не знаю, чего хочу” вас все еще беспокоит, то вам нужно

    1. разбить упомянутые выше нужды до мельчайших деталей
    2. обнаружить множественные конфликты между ними и
    3. расставить для себя приоритеты.

    Это не так трудно как кажется, если заняться этим методически и потратить на это некоторое время. Вы проще, чем вы думаете.

    Источник: http://askalex.ru/2011/05/16/human-needs/

    Ссылка на основную публикацию