Бессознательное как банк заякоренных эмоциональных реакций — психология

Бессознательное — Банк заякоренных эмоциональных реакций

В прошлый раз мы разбирались с бессознательным по З.Фрейду, где бессознательное понимается как продукт вытеснения.

Бессознательное как продукт вытеснения — это первичные детские влечения, которые в нас живут, но не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с другими потребностями, мотивами и установками личности.

Мы выразили сомнение, что этот вид бессознательного присутствует в душе у всех — похоже, такого бессознательного еще нет в психике маленького ребенка, как и нет в сознании взрослого человека, если это сознание дружественное, позитивное и принимающее.

Другой вид бессознательного, бессознательное как банк заякоренных эмоциональных реакций — есть у каждого. У каждого из нас есть совокупность эмоциональных реакций, ассоциативно связанных с разнообразными стимулами (якорями). Установленные ассоциативные связи срабатывают автоматически, до и без всякого осознавания, поэтому действие этих связей с полным правом можно называть работой бессознательного.

Банк заякоренных эмоциональных реакций и реактивный ум

В жизни якорятся и срабатывают как позитивные, и негативные эмоциональные реакции, но позитивные эмоциональные реакции обычно воспринимаются как нормальные, естественные и внимания не привлекают.

Ребенок — типичный позитивный якорь, и позитивная реакция на него (радость, умиление, восхищение, желание помочь) — как бы сама собой разумеющаяся.

Если же заякорилось и срабатывает негативная эмоциональная реакция (страх, испуг, растерянность), это нарушает нормальную жизнедеятельность, привлекает внимание и вызывает желание эту реакцию устранить.

Именно поэтому реактивный ум в дианетике описывается как совокупность заякоренных исключительно негативных эмоциональных реакций.

Пример инграммы как записи (якорения) негативных реакций: мужчина взбирается по стремянке, чтобы вкрутить лампочку в помещении с высокими потолками. Рядом бегают дети, играет музыка, на улице воет сирена скорой помощи.

Дети нечаянно толкают стремянку, и мужчина падает, сильно ударяясь головой. Дети начинают ругаться друг с другом, обвинять друг друга в случившемся, говоря: «Ты дурак! Это ты во всём виноват!». Всё случившееся, со всеми звуками и восприятиями, записывается в разум как инграмма и имеет эффект постгипнотического внушения.

В дианетике утверждается, что реактивный ум «думает» тождествами, то есть одна часть содержимого инграммы равняется другой её части.

Расчет реактивного ума в отношении данной инграммы был бы следующим: боль в голове от падения равна звуку сирены скорой помощи, равна приглушенному свету в комнате, равна шуму бегающих детей, равна вкусу крови на губах, прикушенных при падении, равна фразе «это ты во всём виноват», равна желанию обхватить голову руками и т. д.

В будущем, когда окружение мужчины будет каким-либо образом напоминать часть содержания инграммы, то мужчина, возможно, испытает то же самое, что было в инграмме.

Например, если он сидит дома и смотрит телевизор, свет приглушен, приходят дети и начинают шуметь и бегать, на улице проезжает машина скорой помощи с включенной сиреной, то мужчина может почувствовать, что у него болит голова. А слова, произнесённые во время инграммы могли бы начать оказывать на него воздействие в настоящем времени. У него могла бы появиться мысль, что он дурак, что он во всём виноват, и, возможно, он взялся бы руками за голову. Реактивный ум как бы сообщает, что мужчина находится в опасной ситуации. Если мужчина не покинет это место, то боль в голове может стать хронической…

Обсуждение, вопросы и возможные выводы

Итак, спорная позиция: на наш взгляд, понятие «Реактивный ум» в дианетике — это однобокое, одностороннее описание работы более широкого процесса, а именно процесса якоренния любых эмоциональных реакций.

Выделение именно негативного якорения в отдельный вид бессознательного, как это сделал Хаббард, упрощает ситуацию, делает ее более легко объяснимой для людей, и одновременно создает больше страха, подталкивающего к психотерапии (к одитингу в случае дианетики).

В любом случае, можно зафиксировать, что бессознательное по Фрейду заведомо ДРУГОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, нежели Банк заякоренных эмоциональных реакций либо Реактивный ум. Думается, это обязывает нас, психологов, если мы когда-то что-то пишем о бессознательном и о том, что бессознательному присуще, всегда указывать, какое бессознательное в данном случае имеется в виду.

Можно написать, что девочки любят носить бантики, а мальчики любят играть в войну. Но утверждать, что все дети любят играть в войну — уже неверно, нужно уточнять, какие дети. Да?

Это тем более важно, что видов бессознательного даже не два, а согласно нашему анализу — по крайней мере десять разных видов бессознательного, имеющих разную природу и разные характеристики. О них мы расскажем в следующих рассылках.

Источник: https://nkozlov.livejournal.com/18596.html

Практическая психология

Итак, словом «бессознательное» в сложившейся практике называют самые разные вещи, некоторые из них присутствуют у всех людей, некоторые характеризует только определенный контингент. Но единого бессознательного, общего для всех людей, нет. Следовательно, когда говорят о бессознательном, необходимо всегда уточнять, о каком именно из «бессознательных» идет речь.

Виды бессознательного:

Общественное бессознательное. Как только мы родились, мы уже оказались в той или иной культуре и поэтому в окружении общественного бессознательного. Нас начал пропитывать язык, на котором говорили наши родители, вместе с ним мы бессознательно стали усваивать логику связей, принятых в нашей культуре.

Взрослея, мы усваивали менталитет и принятые обществом и семьей культурные нормы – все это происходило бессознательно и с тех пор в таком виде в нас живет. Структуры общественного бессознательного – неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре.

Коллективное бессознательное, по Юнгу, – только одна из возможных разновидностей общественного бессознательного.

Естественное бессознательное – банк врожденных или приобретенных в младенчестве ассоциативных связей и эмоциональных реакций.

Данные психические процессы протекают без сознательного контроля, но естественным образом взаимодействуют и определяют как наше поведение, так и работу его сервисных механизмов, грубых и тонких настроек. Это, в частности, работа предсознания, механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов.

Чтобы, например, в пятнах увидеть лица людей, нужна работа естественного бессознательного.

Похожих на нас людей мы воспринимаем как скорее хороших, похвала нам нравится, критика вызывает протест, бессознательное не воспринимает частицу «не», низкий голос кажется более статусным – тысячи таких известных и малоизвестных нам закономерностей являются продуктом работы естественного бессознательного. Похоже, что все остальные виды бессознательного базируются на именно на этом.

Бессознательное как приобретенный опыт – это память об успехах и неудачах, правильных и ошибочных решениях, радостных и грустных событиях и переживаниях, разнообразные жизненные решения, которые мы когда-то приняли (необязательно осознанно) и то ли забыли, то ли не вспоминаем. Опыт достижения, обучения, преодоления и побед, который начинается с детства и продолжает накапливаться в течение всей жизни.

Знакомой всем разновидностью этого бессознательного являются наши привычки и автоматизмы, в частности механизм фиксированной установки. Все, что входит в привычку и выполняется автоматически, постепенно уходит из поля сознания.

Другой важной и интересной разновидностью такого бессознательного является действие эмоциональных якорей.

То, что в какой-то ситуации было нами запечатлено на фоне позитивного либо эмоционального всплеска, связывается с разнообразными деталями (якорями) той ситуации, после чего радостное состояние или страхи всплывают автоматически, стоит только нам вновь увидеть или услышать то, с чем мы встретились когда-то давно.

К этому же виду бессознательного, видимо, относятся и механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы, научные открытия, проявления интуиции, вдохновения, творческого озарения и др.

Бессознательное как продукт вытеснения – содержание поля сознания, по тем или иным причинам жестко или мягко вытесненное из области осознавания какими-либо силами (силовыми центрами).

По Фрейду, эти силы имеют один источник – Сверх-Я (Суперэго), представитель социума в сознании. А вытесняются первичные детские влечения, нежелательные для Сверх-Я.

В результате содержание бессознательного, по Фрейду, – это первичные детские влечения, которые в нас живут, но не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с другими потребностями, мотивами и установками личности.

Причем, по Фрейду, это вытеснение жесткое, то есть человек не может достать что-то из бессознательного и вернуть это в сознание обычными средствами. В бессознательном происходят принципиально недоступные вниманию человека вещи, при этом имеющие смысл и логику. Их может расшифровать только специалист с помощью особых методов, например гипноза или толкования свободных ассоциаций.

Это и есть бессознательное в понимании Фрейда, в изначальном и узком смысле. Такого бессознательного еще нет в психике маленького ребенка, как и нет в сознании взрослого человека, если оно дружественное, позитивное и принимающее.

В семье, где к детям относятся требовательно, но тепло и с пониманием, у ребенка нет необходимости прятать что-либо от взрослых и самого себя, и бессознательное в узком, фрейдовском смысле у него не формируется.

Читайте также:  Самомотивация: источник внутренней энергии - психология

Точно так же нет нужды вытеснять что-либо и тем взрослым людям, которые ко всему, в том числе и к собственным внутренним импульсам, относятся с пониманием и рассудительным интересом.

Однако бессознательное как продукт вытеснения может иметь и другую природу, отличающуюся от той, что изложил Фрейд. В сознании два сильных игрока: Оно и Сверх-Я, и кто кого вытеснит, вопрос открытый.

В некоторых случаях вытеснение происходит не по фрейдовскому, а по другому сценарию: не Сверх-Я как представитель социума вытесняет антисоциальные влечения, а Оно как область антисоциального вытесняет то социальное, которое ему вспоминать неприятно и не хочется.

Возможно, более ста лет назад, на излете викторианской эпохи, Фрейд был прав и слабые детские желания уверенно вытеснялись родительскими запретами. Однако времена изменились, и бессознательное вместе с ними, – и сегодня это уже вытесненные социальные идеи и высокие ценности.

В наши дни, например, анализ оговорок с сексуальной тематикой кажется неактуальным – об этом говорят без запретов, открытым текстом.

Сегодня можно исследовать оговорки о порядочных людях и любви в семье, сны о максимуме жизни (см. гл. 8, разд. «Планирование жизни») и служении человечеству.

Когда порядочные люди сегодня проговариваются о желании делать добро, они стыдливо торопятся оправдаться своим скрытым эгоизмом…

Самое удивительное, одновременно и потрясающе знакомое, и чудовищно незнакомое бессознательное – это бессознательное как продукт веры, или бессознательное по жизни.

Кто во что верит, тем эта вера без его осознавания и контроля и руководит. Если женщина верит, что приснившийся петух – к тому, что пора действовать, она скорее всего так и поступит.

Так же вы всегда можете предположить, что вашим поведением заведуете не вы сами, а кто-то в вас, какие-то внутренние персонажи вашей души, вашей личности. Для детей это живущая в душе Каприза, для взрослых – голоса «Родитель – Взрослый – Ребенок» (см. гл. 18, разд.

«Конкретные подходы практической психологии»), субличность Критик, Саботажник (см. гл. 3, разд. «Я и Я-концепция») и так далее – список всегда открыт.

Дети легко верят в реальность Бабы-Яги и Деда Мороза – кто помешает им предположить наличие других персонажей (Анима и Анимус, Младенец, Самость), влияющих на их душевную жизнь, особенно если в присутствии этих сущностей есть внутренние выгоды?

Какие? Для многих это престижно: «У всех есть внутреннее творческое начало, к которому можно обращаться за помощью, а у меня – нет?» Это бывает удобно – персонажи моего бессознательного снимают с меня ответственность за мое поведение (по крайней мере, снижают внутриличностное напряжение): «Я не трушу, это проявление моего комплекса; я не ленюсь, это все из-за моего бессознательного сопротивления…»

Итак, при наличии внутренней выгоды и с помощью заинтересованных специалистов-психологов персонажи бессознательного быстро появляются. К разнообразным внутриличностным персонажам обращаются большинство направлений практической психологии.

У истоков этого подхода стояли Карл Густав Юнг и особенно Роберто Ассаджиоли (психосинтез), Эрик Берн. Именно с этим бессознательным активнее всего работает НЛП (см. гл. 18, разд. «Конкретные подходы практической психологии»).

Что сильнее – сознание или бессознательное?

Взаимоотношения сознания и бессознательного – очень популярная тема в практической психологии.

С точки зрения практики здесь вопрос в том, что из них сильнее, к чему обращаться, поскольку, как и в жизни, дело надо иметь с обладающим властью.

Так что' является определяющим – сознание или бессознательное? Похоже, никаких твердых научных данных по этой проблеме нет, и каждый специалист решает ее по-своему, исходя из своих представлений.

Источник: https://mentalklinik.ru/prakticheskaya-psixologiya/22/

Бессознательные реакции людей

Мы не всегда можем замечать характерное для многих людей поведение, которое является их реакцией на действия окружающих, или на ситуацию в целом.

Дело в том, что бессознательная часть нашей жизни и следовательно бессознательное поведение с нашей стороны, занимает у многих из нас большую часть времени, а в ряде случаев, люди так живут всю жизнь. Поэтому для них в порядке вещей, наблюдать за аналогичным поведением со стороны других людей, ведь для них это обыденность, и они сами так себя ведут.

Таких подавляющее большинство, к счастью или к сожалению, сказать сложно, но в целом люди движимы только инстинктами, и редко задумываются над своим поведением и своими поступками в полной мере. Здесь конечно огромное значение имеет природное подражание, заключенное в нас.

Ведь с самого детства, ребенок чтобы чему-то научиться, просто подражает своим родителям, или тем, кто его окружает. Дело в том, что мы просто не знаем о том, как нам следует себя вести в той или иной ситуации, как реагировать на что-либо, что не выглядит столь очевидным.

Очевидная агрессия, вызывает страх или раздражение, с этим нам разобраться проще, но вот то, что является так называемым этикетом общения, природой в нас не заложено, это мы сами себе придумываем разного рода правила, которым необходимо следовать каждому члену общества.

В качестве примера мы можем рассмотреть с вами приветствие людей, ведь у разных народов, согласно их традициям, оно разное.

Вот протягивает вам человек руку, чтобы пожать вашу, и разве вы задумываетесь о том, что это значит? Пожалуй, что в подавляющем большинстве случаев, нет, вы просто реагируете согласно установке в вашей голове и жмете руку в ответ, если конечно не игнорируете человека.

Или скажем кто-то поднял руку и поприветствовал вас, вы не задумываясь сделали то же самое, просто инстинктивно, вы отзеркалили то, что увидели. Одно дело, когда вы знаете значение того или иного жеста, и реагируете хоть и инстинктивно, но все же понимая более или менее что вы делаете. Но как ведут себя люди, когда не знают значение того, что им показывают?

Здесь все делится на агрессивную и дружелюбную часть, вы либо видите опасность, либо нет. Агрессивные действия, могут вызвать у вас самые разные реакции, но так или иначе, все они будут защитными. Дружелюбное отношение в вашу сторону, соответственно предрасположит вас к человеку.

К чему я клоню, так это все к той же не осознанной реакции с нашей стороны, именно тогда, когда мы не знаем четкого определения поведения в отношении к нам со стороны других людей. На этом очень часто играют те, кто все это понимает, они втираются к нам в доверие, читают нас как открытую книгу, и манипулируют нашим поведением.

Понимать это начинаешь только тогда, когда видишь тот негативный или просто проигрышный для себя результат. К примеру, вы хотите знать, как к вам относится человек, которого вы более или менее знаете, и для этого вы делаете неожиданно следующую вещь.

Вы приветствуете этого человека, улыбаетесь ему или просто поднимаете руку в знак приветствия, или даже лезете обниматься.

Самое главное сделать это неожиданно, чтобы человек отреагировал моментально, не задумываясь, тем самым вы сможете увидеть его искреннее к вам отношение, без всяких масок. Если человек к вам относится хорошо, он отреагирует позитивно, вы просто должны заметить эту реакцию в первые, секунды вашей активности.

Если вам улыбнулись, или в глазах вы увидели радость, или вам в ответ подняли руку, в общем, любая позитивная реакция в первые, секунды, будет искренней, ибо она инстинктивна и отражает то, кем вы являетесь для этого человека согласно его установке.

Дальнейшее поведения и слова уже не имеют особого значения, поскольку они уже могут быть более или менее осознанными, и просто отражать интерес этого человека в отношении вас, какие-то задумки и прочее, в общем, все, что требует актерского мастерства. Так что эффект неожиданности и пристальное внимание с вашей стороны на те самые первые реакции человека, покажут вам правду.

Еще лучше делать это, когда человек суетится, его мысли разбросаны, внимание рассеяно, и он просто не концентрируется ни на чем конкретном, все его реакции в таком случае, инстинктивные, отражающие его реальные установки в голове.

Вот на таких вот бессознательных реакциях, играют разного рода мошенники, на нее рассчитана реклама и активные продажи, все, что застает вас врасплох и не дает вам думать, воздействует на ваши инстинкты и бессознательное поведение с вашей стороны.

Читайте также:  Сила - психология

А все потому, что бессознательная часть жизни, преобладает над сознательной, и мы все равно будем вести себя инстинктивно в большинстве случаев. Даже такие люди как я, которые прекрасно понимают природу всех своих действий, реакций, мыслей, желаний и прочих проявлений своего поведения, часто делаем все инстинктивно.

Здесь дело не в знаниях и уме, а в скорости мышления, которая должна быть просто огромной, чтобы задумываться абсолютно над всем. Такой роскоши мы себе позволить не можем, во всяком случае я не знаю таких людей, может быть только Будда, согласно легендам, был настолько просвещенным, что полностью жил сознательной деятельностью.

Лично я таких людей не встречал и о себе не могу сказать такого, ведь очень многие вещи в своей жизни, я делаю инстинктивно, просто реагируя на них.

Конечно для меня как для человека знающего психологию, процент бессознательного поведения намного ниже, чем у простого человека, который не задумывается о природе своего поведения, а просто реагирует на все, согласно своим установкам.

Так что по большей части наше мышление носит программируемый характер, и когда приходит время принимать решение быстро, долго не задумываясь над ним, мы подставляем готовый ответ и выдаем соответствующую реакцию.

И раз уж, наша скорость мышления не дает нам возможности все тщательно обдумывать, надо по крайне мере запасаться правильными ответами, на возможные вопросы, и реагировать адекватно ситуации.

Это как у боксера, у которого в голове есть набор адекватных реакций, на действие соперника, думать боксер не может, это слишком долго, в основном он действует инстинктивно, просто выдает определенную реакцию, это быстрее и следовательно надежнее в таком виде спорта как бокс.

Но наша жизнь требует от нас того же, она тоже заставляет нас реагировать чаще, чем думать, дабы мы не столько верно, сколько своевременно приняли правильное решение.

И все же скорость своего мышления повышать можно и нужно, это дает значительное преимущество в этой жизни, делая ее более осознанной, благодаря чему мы чаще можем принимать правильные решения и реже ошибаться.

Но о способах повышения скорости своего мышления и повышения его качества как такового, я напишу в своих последующих статьях, ибо в двух словах для большинства людей, этот вопрос не изложишь.

Источник: https://psichel.ru/bessoznatelnye-reakcii-lyudej/

Что такое якорь в психологии?

А ведь ученые, по своему обыкновению, все давно посчитали, расклассифицировали и обозвали умными словами.

И сразу сделаю оговорку. Немало примет связаны со вполне реальными причинами. Не с мифологическими представлениями, а именно с (к примеру) обереганием от реальной опасности. Эту подоплеку могут иметь и народные, и профессиональные привычки. И сейчас речь не о таких!

Большинство же всевозможных примет/ритуалов в психологии именуются якорями.

На самом деле их назначение примерно то же, что и у корабельного: «привязывать». Психика так работает: чего ожидаем, к тому нас и подталкивают неосознаваемые «течения», душевные импульсы. И якорь выступает просто-напросто привязкой, сигналом, который неосознанно связывает нас с некоторым душевным настроем, состоянием, эмоцией.

Как правило, и формируются якоря неосознанно. Да те же приметы, которые просто усваивают с детства как данность. «Зная», что если не выполнить некое действие, произойдет некое определенное следствие. Которого уже ожидают… А внутренний настрой иногда творит чудеса. Тем более многие приметы идут из традиционного общества, где все пронизано верой в магию.

В приметы, кстати, необязательно всерьез верить. В общем-то, они работают независимо от того, веришь в них или нет. Точнее, веришь ли в них сознательно. Привязка-то существует на бессознательном уровне, даже если мы вроде бы знаем о ее существовании.

Но якорей в жизни куда больше, чем примет. На самом деле они кругом и похоже, что формирование подобных привязок — нормальная черта нашей психики. Возникают они совершенно спонтанно.

Допустим, столкнулись вы на выходе из подъезда с вредной старушкой-соседкой. Да так сложилось, что в этот день еще и на работе неважно, и в транспорте обматерили или машина обрызгала. Вернулись домой, вспомнили все. В том числе утреннюю встречу.

Какая мысль? Вот с этого все и началось! Да не дай бог, еще раз подобное повторится: совпадут хотя бы встреча с бабкой и большая очередь в магазине — и все, готова связь. Очень возможно, что встреч с этой «злокозненной ведьмой» вы станете избегать как чумы.

И главное, если случайно столкнетесь — не исключено, что и в самом деле что-нибудь случится. К примеру, споткнетесь. Или кофе убежит. Хоть какая мелкая неприятность произойдет.

Этот пример просто «взят с потолка». Грубо, но надеюсь, более-менее наглядно.

Как все это работает? По первому разу может быть и простое совпадение. На которое, и это важно, вы обратили внимание. И во второй раз может быть совпадение. А может сработать ожидание.

Допустим, очередь в магазине возникает независимо от вас, а вот споткнуться или упустить кофе — тут вполне могут работать неосознаваемые мотивы и страхи. Это мы делаем сами! И даже поспособствовать тому, чтобы вас забрызгала проезжающая машина, тоже можете.

Мы ведь на самом деле видим, что лужи, и в принципе могли бы отойти — а вот не отошли же. Конечно, если было куда. То есть очень многое можно предусмотреть. Можно вовремя оплатить интернет. А можно, прекрасно зная, когда на счету закончатся средства, «забыть». И так далее.

Я к тому, что на самом деле наша способность «управлять событиями» куда выше, чем обычно представляется. И без всякой мистики, кстати.

Как-то так примерно и возникают привязки-якоря. Причем и подобные «крупные», когда некое событие как бы влечет за собой целую цепь событий. И совсем незаметные, мелкие. Всякие, хотя бы многим знакомый «ночной жор».

Или идея, что кофе тонизирует. Он, конечно, тонизирует — но зачастую реальный эффект куда меньше, чем самовнушенный, идущий от ожиданий. Чашка кофе — еще и мощный якорь. О кофе можно многое сказать, но речь сейчас не о том.

Просто пример удобный.

Надеюсь, идея понятна. Якоря везде, вплоть до эмоционального отклика на прикосновение близкого человека. Когда одно определенное прикосновение действует успокаивающе, другое вызывает прилив нежности и так далее.

Узнали? Это не что иное, как павловское обусловливание. Формирование рефлекса. Мы, конечно, не собаки, но рефлексы у нас прекрасно возникают. В жизни это работает как в плюс, так и в минус.

Проблема, как обычно, в одном: в неосознаваемости. В том, что мы можем знать о наличии у нас некоторых якорей, но далеко не обо всех. Причем не знать можно о самых важных, всерьез влияющих на нашу жизнь.

Повторю: просто якорей очень много, и появляются они незаметно для сознания.

При этом некоторые люди пользуются этим вполне сознательно. Формируют нужные якоря. Нет, не у себя — это как раз можно было бы лишь приветствовать и порадоваться за человека. У других. Дело в том, что это не просто возможно, а не так уж сложно.

Больше того, этому учат и учатся. И к сожалению, не только психологи. А всякие манипуляторы, к примеру, те же пикаперы. И конечно, совсем не для вашего блага. Так что знать не помешает.

Тем более, знание это совсем не академическое, а вполне практическое.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/71270/

Механизмы психической защиты З. Фрейда

Статьи по психологии Современная психология Психоанализ Механизмы психической защиты З. Фрейда

Защитные механизмы – понятие в психоанализе, которое обозначает способы защиты своего Я (Эго), они позволяют регулировать импульсы, исходящие от животной составляющей психики человека (Ид) и защищают от посягательств Сверх-Я также составляющей психику человека, от норм и правил, которые формуются обществом и давят на Эго. Защитные механизмы ограждают человека от травмирующих событий, явлений, переживаний, тревоги. Термин «защитные механизмы» ввел Зигмунд Фрейд, в 1894 году, в своей статье «Нейропсихозы защиты».

Читайте также:  Беррес фредерик скиннер - психология

Вытеснение

Фрейд обозначал вытеснение как первичную защиту, оно является основой более сложных механизмов защиты. Вытеснение позволяет избавиться от тревоги, в ситуациях стресса, например. Это процесс, в котором человек как бы забывает чувства, причиняющие страдания, вытесняя их в бессознательную часть.

Проекция

Вслед за вытеснением является наиболее часто встречаемым механизмом. Это процесс приписывания своих не приемлемых чувств, эмоций, переживаний, мыслей и мотивов поведения другим людям. Таким образом, человек снимает с себя ответственность за свои поступки и мысли, перекладывая вину на других, дабы опять защитить свое Я.

Рационализация

Механизм который необходим, чтобы Я могло справиться с фрустрацией и тревогой. Искажается реальность и таким образом, защищается самооценка. Глупые ошибки, неправильные суждения могут оправдаться с помощью рационализации. Например, студентка, которая не прошла на юридический факультет, может убеждать себя в том, что она на самом деле и не хочет быть юристом.

Регрессия

Еще один защитный механизм, который используется человеком для защиты от тревоги и страха. Регрессия характеризуется возвратом к детским моделям поведения.

Таким образом, происходит возврат к более раннему периоду жизни, безопасному и приятному.

Проявлениями регрессии является несдержанность, недовольство, а так же, такое явление как «надуться и не разговаривать», езда на автомобиле с большой скоростью, — такие симптомы указывают на целесообразность психологической консультации.

Сублимация

Защитный механизм, позволяющий адаптировать свои животные импульсы (сексуальные например) в социально приемлемое проявление. Такая энергия может быть трансформирована в полезные процессы для общества, художественное или научное творчество. Например, неосознанные садистские наклонности можно преобразовать в хирургическое направление в профессии и т.д.

Отрицание

Человек отказывается от признания факта, какого либо события, чтобы защитить свою психику от внешней или внутренней угрозы. Отрицание проявляется, когда человек говорит: «Этого не может быть» несмотря на доказательства обратного. Чаще всего такой механизм используют дети или люди со сниженным интеллектом (хотя и обычные люди могут использовать отрицание в особо травмирующих ситуациях).

Преобразование (изоляция)

Эмоциональная переоценка травмирующего события. В отличии от вытеснения удаляется лишь эмоциональное составляющее, понимание события остается как факт без подкрепления.

Идентификация

Бессознательное вживание в психотравмирующую ситуацию, привыкание к ней. Например мать может идентифицироваться с ребенком, процесс приписывания себе утерянных качеств например молодости и «легкости» мыслей. Понимание себя, как другого.

Замещение

Бессознательная замена в психотравмирующих ситуациях. Например вместо драки агрессор начнет оскорблять, замещается действие словом. Писатель комкающий лист бумаги, когда не может продолжить написанную мысль. К замещению так же относят сублимацию, как одну из вариаций.

Компенсация

Механизм защиты проявляющийся в компенсации недостатков, как воображаемых так и реальных. Личная неудовлетворенность своим физическим строением тела, приводит к компенсации в виде занятий спортом. В последствии может перейти в гиперкомпенсацию, в сравнении с тем же спортом наиболее ярковыраженный — бодибилдинг.

Источник: http://1vc0.ru/lichnost/samopoznanie/metody-psixicheskoj-zashhity-z-frejd.html

Понятие эмоционального реагирования

Все, кому пришлось исследовать эмоциональные аспекты личности, подчеркивают крайнюю противоречивость взглядов на саму сущность этой проблемы.

Мнения расходятся по психологической структуре базовых понятий, классификации, природе эмоциональных феноменов, их роли, а также по их функциям в жизнедеятельности человека. Относительно эмоциональных компонентов сложилась парадоксальная ситуация: о них легче рассказать, чем дать четкое определение.

На уровне повседневного житейского общения, где собеседники обмениваются мнениями в обобщенном виде, наблюдается достаточно полное взаимопонимание. Но стоит только погрузиться в более тонкие детали эмоциональных аспектов личности человека, тут же возникают дискуссии.

В этой связи представляется правомерным подчеркнуть, что последующий материал, хотя и учитывает имеющиеся в литературе сведения, но отражает позицию автора, не желающего навязать ее читателю как истину в последней инстанции.

Само слово «эмоциональный» происходит от латинского термина emoveo, что означает возбуждать, подбадривать, волновать. В повседневности с эмоциональными проявлениями связывают все внешние реакции человека на происходящее вокруг него и с ним. В этой связи следует остановиться на понятии эмоционального реагирования. Вся жизнь человека сопровождается этим явлением.

Эмоциональное реагирование связано с переживанием. Термин «переживание» в психологии не имеет однозначного толкования. В самом общем виде переживание отождествляется с отражением в сознании индивида своего психического состояния, выступающего как событие собственной жизни.

Переживания подразделяются на: — положительные и отрицательные — в зависимости от того, связаны ли они с приятным или неприятным состоянием индивида; — слабые и сильные — в зависимости от того, вызывают они состояния высокой интенсивности (например, аффект) или низкой (например, настроение);

— кратковременные и продолжительные — в зависимости от того, как долго сохраняются у индивида состояния той или иной интенсивности.

Переживания могут повышать или снижать общую активность индивида, вызывать в его организме физиологические изменения. Мы можем «лететь на крыльях», когда эти переживания позитивны, и бесцельно тащиться «на скрипучей телеге», когда они негативны.

Психологическая сложность феномена «переживание» предопределяет многообразие причин и форм проявления эмоционального реагирования. Причины эмоционального реагирования могут заключаться во встречах с любимым (или с крайне нежеланным) человеком, в успешных (или низких) результатах завершенной работы, в приобретении или потере необходимой вещи и т.п.

Эмоциональное реагирование может быть вызвано чувственным отражением объективной реальности в сознании человека, т.е. воздействием раздражителей на органы чувств (ощущением). Ребенок может, например, радоваться мороженому или расплакаться, когда ему настойчиво предлагают горькое лекарство («Гадость! Не буду есть!»).

Психологическое поле проявления эмоционального реагирования тоже весьма широко. Оно может проявляться, например, в заинтересованности или равнодушии и, как следствие, в поступках, поведении и деятельности (не зря же говорят, что большинство подлостей на планете имеют своими причинами равнодушие).

Эмоциональное реагирование может проявляться в форме: — «тихого», поверхностного отклика как реакции на «маленькие радости или горести» жизни (уступили место в переполненном автобусе, обсчитали на небольшую сумму на рынке); — бурной реакции с временной потерей самоконтроля над своими текущими поступками (неожиданный выигрыш автомобиля в лотерею, реакция на внезапно нанесенное физическое оскорбление);

— стабильного относительно продолжительного состояния как совокупной реакции всех структур личности («меланхолическое» переживание безысходности и апатии сопровождается снижением общей подвижности, изменением выражения лица).

Эмоциональное реагирование может вызываться не только событиями, развивающимися в текущем времени, но и ситуациями воображаемого характера.

Так, большинству из нас не составляет труда пройтись по дорожке шириной в один кирпич, выложенной на земле. Но эта задача на высоте, допустим, 2530 метров под силу лишь единицам.

Таким образом, развитие эмоционального реагирования есть процесс субъективный, он зависит от того, как субъект оценивает текущую или будущую ситуацию.

Каждый человек отличается от другого характеристиками эмоционального реагирования: — эмоциональной возбудимостью (устойчивой склонностью резко реагировать на малейшие изменения значимых воздействий, проявляющейся во впечатлительности, вспыльчивости, восприимчивости); — эмоциональной силой (склонностью к глубокому переживанию событий, отношений с людьми и окружающей средой при достаточно интенсивных раздражителях); — экспрессивностью (способностью ярко и выразительно проявить эмоциональное состояние: через невербальные, лингвистические, паралингвистнческие, моторные и вегетативные реакции);

— эмоциональной стабильностью (способностью адекватно реагировать на ситуации, умением контролировать свое вербальное и невербальное поведение).

Для общей характеристики эмоциональной сферы личности используют понятие «эмоциональность». Она не имеет установившегося определения и четкой структуры. Из повседневного общения с людьми можно вынести о каждом человеке разные впечатления, касающиеся характеристик его эмоционального реагирования.

Так, по мнению американских психологов, на каждые 10 человек, выбранных случайно, приходится один с «тяжелым» характером, на долю которого выпадает до 90 % всех неприятностей. Говорят об оптимистах, составляющих треть населения региона.

Не забывают упомянуть о женской эмоциональности и мужской сдержанности и т.п.

В общем плане эмоциональность можно определить как свойство, которое отражает эмоциональную сферу личности, ее качество и динамику протекания процессов эмоционального реагирования.

Источник: https://psyera.ru/ponyatie-emocionalnogo-reagirovaniya-356.htm

Ссылка на основную публикацию