Правда ли беспомощен беспомощный человек? — психология

Беспомощность или бессилие? Часть 1 — Психология

Правда ли беспомощен беспомощный человек? - психология

Выученная беспомощность — одна из проблем современного человечества.

Каждый человек хоть раз в жизни испытывал состояние, когда не мог выйти из гнетущего переживания («Я никогда не смогу справиться», «Это бесполезно, всё равно ничего хорошего не выйдет»), или не удавалось прекратить неэффективные действия («Знаю, что не нужно так себя вести, но ничего не могу с собой поделать»), или, напротив, инициировать то, что является жизненно важным («Мне лень, не могу себя заставить», «Я слишком молод/стар, устал, болен… для этого» и т.д.). Во всех этих ситуациях действует один и тот же механизм.

Выученной беспомощностью называют пассивное поведение человека, который не может адаптироваться к жизненным трудностям.

Это нарушение мотивации в результате пережитого субъектом неконтролируемого события, где результат не зависел от прилагаемых усилий («сколько ни старайся, всё равно без толку»).

Синдром выученной беспомощности был впервые описан американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером, проводившими эксперименты на собаках.

Собак сначала подвергали слабым ударам электрического тока, и они никак не могли избежать этого.

Затем их помещали в другие клетки, где они уже могли бы прекратить неприятное воздействие, перепрыгнув через невысокое ограждение. Однако собаки оставались в клетке, ложились на пол и скулили от боли.

Прежний опыт убедил их, что действия никак не влияют на ход событий и не приводят к желательным результатам.

Впоследствии многочисленные исследования выявили существование этого феномена и у людей.

Основными вариантами поведения при беспомощности являются:

  • псевдоактивность — бессмысленная суетливая деятельность, не ведущая к результатам и не адекватная ситуации;
  • отказ от деятельности — капитуляция, апатия, потеря интереса;
  • ступор — состояние заторможенности, непонимание происходящего;
  • перебор стереотипных действий в попытке найти одно, адекватное ситуации, при постоянном напряжённом контроле результатов;
  • деструктивное поведение — агрессивное поведение, направленное на себя и/или окружающих;
  • смещение на псевдоцель — выполнение другой деятельности, которая даёт достигнуть результата, например, при необходимости писать курсовую возникновение потребности сделать генеральную уборку и т.д.

Эти формы поведения включаются у человека автоматически, без выработки осознанной стратегии поведения, и могут сменять друг друга по мере истощения ресурсов.

Психологи различают беспомощность ситуативную и личностную.

Ситуативная беспомощность — это временная реакция на те или иные не подконтрольные человеку события.

В качестве ситуационных причин беспомощного поведения могут выступать, например, следующие:

  • человек не может разобраться и найти хоть какой-то удовлетворительный выход из создавшегося положения;
  • возникли обстоятельства, которые отвлекают человека от правильного решения проблемы, заводя его в тупик;
  • ситуация непредсказуема и изменчива, в ней оказывается трудно или вообще невозможно принять какое-либо определённое решение.

Одним из условий появления у человека беспомощного поведения также является то, что он исчерпал все способы решения возникшей проблемы, т.е. тот случай, когда человек уже опробовал разные доступные ему способы действий в сложившейся ситуации, но так и не смог решить возникшую проблему.

Ещё одним условием, способствующим беспомощному поведению, является не улучшение, а, напротив, ухудшение ситуации в результате предпринимаемых человеком действий. Тогда он приходит к выводу: лучше ждать и ничего не делать, чем ещё раз и во вред себе пытаться решить возникшую проблему.

Личностная беспомощность — это устойчивая характеристика человека, формирующаяся под влиянием взаимоотношений с окружающими. Личностная беспомощность проявляется в:

  • замкнутости,
  • эмоциональной возбудимости,
  • робости, повышенной тревожности,
  • преобладании мотива избегания неудачи над мотивом достижения успехов,
  • пессимистичности мировосприятия,
  • склонности к чувству вины,
  • более низкой самооценке и низком уровне притязаний,
  • равнодушии, отсутствии желания и стремления найти выход из сложившейся ситуации,
  • пассивности, неуверенности в себе,
  • отсутствии креативности, стереотипном мышлении,
  • несформированности волевых качеств — инициативности, организованности, настойчивости, целеустремлённости и пр.

Наличие выученной беспомощности у человека можно легко определить на основе слов-маркеров в его речи:

  1. «Не могу» (просить о помощи, отказывать, найти друзей, строить нормальные отношения, изменить своё поведение и т.д.).
  2. «Не хочу» (учить трудный предмет, менять образ жизни, решать этот конфликт и т.д.).
  3. «Всегда» (раздражаюсь по пустякам, опаздываю на работу, вечно все теряю и т.д.).
  4. «Никогда» (не могу вовремя подготовиться к встрече, не прошу о помощи, не получается справиться с этой проблемой и т.д.).
  5. «Всё бесполезно» (нечего и пытаться, никогда ни у кого ничего в этой ситуации не получалось, и не такие, как ты, пробовали, но…).
  6. «В нашей семье все такие» (не способны к точным наукам, неудачно вышли замуж и пр.).

За всеми этими словами скрывается отсутствие позитивного опыта, тревога и страх неудачи, неверие в собственные силы и в то, что возможно иное решение ситуации.

Селигман считал, что у детей выученная беспомощность формируется примерно к восьми годам и может остаться на всю жизнь. И во взрослом возрасте такой человек будет предпочитать не браться за дело, ведь «всё равно ничего не получится».

Однако он задался вопросом: можно ли преодолеть выученную беспомощность?

Дальнейшие его эксперименты с собаками развивались в следующем направлении. Селигман начал учить собак покидать клетки, несмотря на сопротивление животных. Через некоторое время собаки стали самостоятельно перепрыгивать через ограждение клеток. Их выученная беспомощность была преодолена.

Выученная беспомощность у зависимых и созависимых

Мартин Селигман указывает на три источника формирования беспомощности:

  1. Опыт переживания неблагоприятных событий, которые нельзя контролировать; при этом приобретённый в одной ситуации отрицательный опыт переносится и на другие, когда возможность контроля существует. К неконтролируемым событиям Селигман относил обиды, наносимые родителями (можно добавить: учителями и воспитателями детских учреждений), смерть любимого человека и животного, серьёзную болезнь, развод родителей или скандалы, потерю работы;
  2. опыт наблюдения беспомощных людей (например, в телевизионных сюжетах о беззащитных жертвах или среди окружающих);
  3. отсутствие самостоятельности в детстве.

Все наверняка помнят себя маленькими, когда хотелось что-то сделать самому. Глядя на наши неуклюжие попытки, взрослые, вместо того чтобы помочь, показать, как надо, недовольно ворчали, пресекали наши самостоятельные действия.

Давая по рукам, они отбирали у нас возможность получать удовольствие от сознания чего-то своего. За нас услужливо убирали игрушки, постель, одевали и обували, выполняли любую работу, лишь бы мы не занимали их драгоценное время.

И постепенно мы понимали: не стоит напрягаться, чтобы лишний раз услышать, что мы делаем всё не так, как надо.

Психологи обнаружили значимые различия в стилях воспитания родителями детей с личностной беспомощностью и самостоятельных детей.

Эти стили воспитания зачастую неопределённые, неустойчивые или, наоборот, не гибкие, стереотипные и представляют собой разновидности созависимых отношений.

Матери беспомощных детей больше потворствуют им — максимально и некритично удовлетворяют любые потребности ребёнка, превращая его желание в закон. Необходимость этого они объясняют исключительностью ребёнка, желанием дать ему то, чего они были лишены сами, или отсутствием в семье отца.

Матери беспомощных детей часто проявляют гиперопеку — уделяют ребёнку так много времени, сил и внимания, что его воспитание становится самым важным делом в их жизни. Они склонны также к чрезмерным требованиям-запретам (доминированию).

А отцы этих детей не устанавливают чётких границ для поведения ребёнка, закрепляют за ним слишком мало обязанностей, не привлекают его к домашним делам.

Некоторые из них склонны к жёстким наказаниям и убеждены в том, что строгость полезна детям.

Родитель в этом случае видит в ребёнке те черты, которые не хочет признавать в самом себе, и ведёт борьбу с этими качествами ребёнка, извлекая из этого выгоду для себя — его самооценка остаётся на высоте.

Родители демонстрируют уверенность, что ребёнок неисправим, что он по натуре такой. Ребёнок, в свою очередь, может прикладывать усилия к тому, чтобы исправиться, но отец и мать реагируют на любое его поведение одинаково.

Таким образом, ребёнок не может ощутить контроль над происходящим, и у него формируется беспомощность.

Отцы беспомощных детей больше поощряют у своих детей сохранение детских качеств (непосредственность, наивность, игривость), они воспринимают их взросление скорее как несчастье. Отношение к ребёнку как к «маленькому» снижает уровень требований к нему. Ребёнок не получает опыта преодоления трудностей, ответственности, активного влияния на ситуацию.

Кроме того, у отцов беспомощных детей бывает поверхностный интерес к делам детей, нежелание общаться с ними.

Состояние выученной беспомощности является причиной возникновения зависимостей, психосоматических заболеваний, депрессий и других нарушений. Являясь одним из пусковых механизмов выученной беспомощности, болезнь закрепляется под воздействием её самой, тем самым «замыкая» этот круг.

Например, человек напряжённо ищет решение своей проблемы, а затем после истощения наступает капитуляция, сопровождаемая апатией, депрессией или смещение на псевдоцель, в качестве которой может быть долгое лечение (если данный субъект ипохондрик), уход в эмоционально тяжёлые отношения (если созависимый) или запой (если есть склонность к алкоголизму).

Поэтому важно не затягивать обращение к специалисту, если не получается справиться с выученной беспомощностью самостоятельно.

В программах выздоровления разводят понятия беспомощности и бессилия.

Под бессилием обычно понимают установку: «Я не могу это изменить, и это невозможно сделать практически никому». Например, нельзя изменить прошлое, перевоспитать другого человека, сдвинуть голыми руками пятиэтажный дом и т.п.

Беспомощная позиция предполагает, что кто-то другой способен влиять на это. Маленький ребёнок, к примеру, совершенно беспомощен — он сам не может удовлетворить ни одну свою потребность без помощи родителя или человека, его заменяющего. В состоянии беспомощности человек зачастую убеждён: «Я не знаю, как это изменить. Я беспомощен, пока/если мне не помогут».

В этом понимании беспомощность первична: она возникает в момент происшествия. И сначала важно разобраться, есть ли у человека реальная возможность найти выход из тяжёлой ситуации.

И если он не может влиять на это событие, изменить что-либо, ему остаётся только признать своё бессилие.

Так, бессилие — это результат размышлений и поисков, оно связано с принятием события и освобождает от позиции жертвы.

В известной всем выздоравливающим молитве первая часть — «Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить…», скорее всего, предполагает признание человеком бессилия, а вторая — «…и мужество изменить то, что могу» — призывает к преодолению беспомощности.

Источник: http://zamanaonline.com/psihologiya-muzhchin/bespomoshhnost-ili-bessilie-chast-1/

Выученная беспомощность и способы работы с ней

Выученная беспомощность и способы работы с ней

Давайте для начала рассмотрим несколько жизненных ситуаций.

Первая – о женщине, прожившей 15 лет в браке, которая уже давно мечтает уйти от мужа-тирана.

Отношения в их семье далеки от понятия близости, окутаны грубостью и цинизмом с его стороны, пассивностью и жертвенностью – с ее. Муж часто избивает жену, когда, как он утверждает, «у него срывает крышу», а она «попадается под руку»!

Она мечтает о разводе. Но, вот уже 15 лет не уходит, а только тихо плачет по ночам, уткнувшись в подушку…

Вторая, о девушке, которая работает в одной очень известной фирме. Работа престижная, высокооплачиваемая. Но, она просто ненавидит ее! Когда заходит в кабинет к шефу, то уже готова к порции брани и оскорблений в свой адрес, которые уж никак не зависят от качества выполненной ею работы.

Она может сделать все безупречно, вот только начальник сегодня не в настроении, а значит – грушей для битья снова станет она.

Девушка работает в фирме уже больше года, столько же рыдает в туалете после каждого визита к начальнику-самодуру.

И последняя – о мужчине 40 лет, который после сокращения на работе из-за кризиса в компании, получил десяток отказов на собеседованиях, без объяснений или же с объяснением в одно предложение: «Вы нам не подходите!».

У него семья, маленький ребенок, сломанные амбиции и возрастающее желание выпить, чтобы снять стресс после очередного «провала».

Что же общего между этими случаями, кроме того, что, на первый взгляд, все три героя кажутся очень несчастными?

Ответ кроется в основе того, как они воспринимают реальность и что в связи с этим чувствуют.

Психологи во главе с Мартином Селигманом, в подобных случаях говорят о выученной беспомощности, за открытие которой ученый получил награду Американской психологической ассоциации.

Выученная беспомощность – это пребывание человека или животного в таком состояние, которое характеризуется дискомфортом от влияния на него сложившейся ситуации и отсутствием каких бы то не было попыток ее изменить, хотя такая возможность может присутствовать.

Но, тем не менее, и человек, и животное остаются пассивными, бездейственными, нежелающими менять среду или же воздействовать на нее в ответ.

Такое состояние возникает, когда любые попытки противостоять повторяющемуся негативному опыту систематически заканчиваются поражением, ощущением отсутствия личного контроля над происходящим, в ситуациях постоянного хаоса и неопределенности.

Человек теряет чувство контроля, перестает верить в собственные силы и способность что-то изменить. Вследствие чего могут развиваться подавленность, депрессия, более раннее наступление смерти.

Научно доказано

У теории есть экспериментальная основа – исследовательское подтверждение.

Первые эксперименты, открывшие феномен выученной беспомощности, проводились М. Селигманом на собаках. Животные фиксировались в особые упряжки, по звонку их ударяли током.

В основе лежала теория условного рефлекса Ивана Павлова и гипотеза о том, что на площадке для собак с ослабленной фиксацией и низкой перегородкой, услышав звонок, собаки немедленно будут избегать боли всеми возможными способами, и в первую очередь, сбегать!

Но результат эксперимента был поразительным! Собака оставалась на месте и просто скулила.

Интересно, что другая собака, в опыте которой не было таких испытаний, немедленно убегала с вольера после первого же удара током.

В своих дальнейших исследованиях М. Селигман установил, что собаки, у которых в опыте была возможность повлиять на ситуацию (к примеру, они могли головой нажать на кнопку, выключающую удары тока), оказывали сопротивление и пытались найти выход из ситуации даже, когда были зафиксированы в упряжке.

Результаты говорили сами за себя – чувство выраженной беспомощности возникает, когда отсутствует возможность влиять и контролировать неприятные события.

В последующем подтверждение теории нашлось и в отношении жизни людей. Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден – психологи, изучавшие беспомощность в одном из домов престарелых.

Результаты эксперимента показали следующее: группа пожилых людей, которым предоставили возможность распорядится обстановкой в комнате на свое усмотрение, делать выбор, как наполнить свой досуг (смотреть фильм или нет), и нести самостоятельную ответственность за выбранный ими же подарок (комнатное растение), субъективно ощущали себя менее несчастными, имели лучшее состояние здоровья и общий уровень самочувствия, жили дольше. Чего не скажешь о той подгруппе, которая была лишена этих возможностей.

Таким образом, мы видим, что контроль над ситуацией и собственной жизнью препятствует развитию беспомощности и полной атрофии воли и желания изменить сложившуюся ситуацию.

Можно ли преодолеть выученную беспомощность?

К счастью, ощущение беспомощности и последствия, которые она за собой несет – не приговор! С этим можно работать, не всегда это сделать легко в одиночку, иногда может потребоваться помощь профессионала.

Вот несколько рекомендаций, которые могут в этом помочь.

В первую очередь, в работе с выученной беспомощностью важно вернуть субъективное чувство контроля. В этом поможет выполнение действия! Любого действия, которое вы сами выбираете делать.

Вы можете что-то сделать и делаете!

Опыт концентрационных лагерей показывает, что в ситуации чрезмерного давления, нестабильных правил и угрозы смерти, сопровождавшееся наказанием за малейшую провинность, человек очень быстро ломается и теряет силу воли.

Бруно Беттельгейм – психолог, который, согласно его слов, выжил в таких условиях только благодаря тому, что снова и снова брал контроль за жизнь в свои руки! А способ был достаточно прост – он делал все, что было разрешено в лагере по собственному выбору!

На первый взгляд – самые элементарные вещи: чистил зубы, потому что выбирал это, а не потому соблюдал гигиену, ложился спать, а не участвовал в обсуждениях заключенных ночью. Так он чувствовал возможность выбирать, принимать решения и сразу же действовать в связи с ними!

Читайте также:  Самомотивация: источник внутренней энергии - психология

Из этого можно сделать вывод, что шаг номер один в противостоянии выученной беспомощности – искать точки контроля, те сферы и ситуации, в которых вы можете делать выбор и реализовывать собственное решение!

Начните с мелких бытовых вещей: выкинуть старый шкаф, сделать перестановку, решится на звонок, который давно откладывали, и вы очень скоро почувствуете результат.

Фиксировать такие зоны своего влияния можно письменно, постоянно задавая себе вопрос: «Что я могу сделать прямо сейчас?».

Задавать правильные вопросы тоже очень действенный способ. Важно научится различать реальные факты и свое восприятие.

Ведь, очень часто чреда мелких жизненных событий соединяются в одну цепочку и подытоживаются самоуничижительными мыслями: «Я ни на что не способен», «Не стоит даже пробовать», «У меня снова ничего не получится».

Учитесь задавать себе вопросы и искать на них ответы. Например, спросите себя: «Почему я так уверен, что ничего не получится?», «Что заставляет меня так думать?», «Зачем мне так думать?».

Ответив на них, в продолжении можно сделать более развернутую работу по поиску иного взгляда на событие, своеобразное переосмысление происходящего.

Для этого можно воспользоваться схемой ABCDE.

Инструкция звучит следующим образом – расчертите лист бумаги на 5 столбиков, где:

  • Первый – это описание неблагоприятного опыта, (носит название Adversity – неприятный факт): опишите в этом столбике ту ситуацию, которая вызывает чувство беспомощности.
  • Второй – это все ваши мысли по поводу описанного события (Belief – убеждение). Напишите сюда свою интерпретацию происходящего, как вы это видите.
  • Третий столбик должен содержать информацию обо всех ваших реакциях по поводу происходящего (Consequence – последствие): чувствах, желаниях, поведении.
  • В четвертом столбике важно найти доводы и аргументы, как можно опровергнуть ваши убеждения, описанные ранее. Это должно помочь вам засомневаться в их истинности и единоверности!
  • И, наконец, запишите в пятом столбике (под названием Energizing – активизация) те чувства, которые возникли у вас после того, как вы прописали новые мысли, более оптимистические, относительно ситуации.

Систематическая работа с вашими пессимистическими мыслями, убеждениями поможет вам находить новые успешные способы решения возникших проблем, не впадая в отчаяние и не чувствуя себя беспомощным при встрече с ними!

Но, важно помнить также о том, что нет единственной «волшебной таблетки», которая бы вмиг исцелила любого!

 С чего начать?

Жизненная история каждого из нас уникальна, поэтому, прежде чем испытать определенную методику, следует прислушаться к себе и позаботится о своей безопасности, возможно обратившись за поддержкой и помощью к профессионалу.

Но, главное помнить: преодолевая трудности, мы обретаем силу.

Все в наших руках! Давайте делать выбор в пользу воли и ответственности, а не пассивности и беспомощности!

Источник: https://psyhosoma.com/vyuchennaya-bespomoshhnost-i-sposoby-raboty-s-nej/

Выученная беспомощность

Выученной (заученной или приобретенной) беспомощностью называют состояние, при котором человек не пытается что-то улучшить, хотя возможностей для подобного улучшения достаточно много.

У вас плохое настроение, тревога, беспокойство, неуверенность в себе? Вы постоянно чувствуете усталость? Забыли, когда от души смеялись? Это симптомы депрессии, болезни, которая выходит на первое место среди прочих заболеваний, опережая инфекционные и сердечно – сосудистые. Депрессия – лидер среди психических расстройств, основная причина инвалидности и больше половины самоубийств. Но что вызывает депрессию, и как с ней бороться? Причин много, но одним из основных социальных виновников болезни психологи считают выученную беспомощность.

Выученная беспомощность – одно из самых распространенных состояний психики. Многие люди даже не замечают ее. Возможно, не узнали бы о выученной беспомощности и психологи.

Помог случай, который вывел из тени это коварное явление, а его исследователь со временем создал новое направление в науке – позитивная психология.

Как появляется эффект выученной беспомощности у человека? Чем он опасен, и как от него избавиться?

История возникновения термина

1964 год. Лаборатория Пенсильванского университета. Здесь проводят эксперимент на собаках. Животных помещают в наглухо закрытые клетки, подают слабый звук, который сопровождается неприятным ударом тока. Стимулы повторяют до закрепления рефлекса. Затем собак перемещают в клетки, из которых можно убежать. Вновь раздается звук.

Сформированный рефлекс на звук перед ударом тока казалось бы, должен выгнать собак из клеток, но они ложатся на пол и даже не пытаются спастись. Что это? Ошибка в проведении эксперимента, или теория условных и безусловных рефлексов дала сбой? Ни то, ни другое.

Молодой психолог Мартин Селигман понял, что ученые стали свидетелями нового для психологии явления.

Для того чтобы проверить свою догадку, Селигман проводит новый опыт. Но в этом эксперименте собаки из первой группы после условного сигнала могут нажать носом кнопку и отключить ток. Эта же кнопка отключает подачу электричества собакам в другой клетке.

Сами собаки второй группы не могут никак повлиять на ситуацию. Третья группа остается контрольной, и ударов тока не получает.

Вскоре все рефлексы сформированы, и всех собак помещают в клетки, где нет кнопки для отключения тока, зато есть стенка, которую легко перепрыгнуть.

Раздается звук. Собаки из первой и контрольной групп быстро сбегают от ожидаемого удара током, а животные из второй группы скулят и ложатся на пол, готовясь терпеть.

Такое отсутствие попыток повлиять на ситуацию назвали феноменом выученной беспомощности.

Вывод заключался в следующем: что не сами по себе происходящие события вызывают ощущение беспомощности, а убеждение, что повлиять на происходящее невозможно.

Спустя 5 лет, в 1971 году Дональд Хирото, аспирант университета, решил проверить этот феномен на людях. Для этого ученый посадил в комнату несколько человек. Затем, включил громкий звук, и предложил всем, находящимся в комнате, научиться его отключать. Но первой группе никакие комбинации на панели не дают это сделать.

У второй группы есть комбинация кнопок, которая отключает шум. Третья группа контрольная, и не подвергается воздействию шума. Затем, Хирото отправляет всех в другую комнату с ящиком – пеналом. Если прикоснуться рукой к его стенке, раздается неприятный звук сирены. Если прикоснуться к другой стенке – звук прекращается.

Люди, которые вначале не могли отключить звук, теперь даже не пытаются от него избавиться. Зато люди из контрольной группы, и те, кто мог отключать шум, очень быстро находят возможность прекратить работу сирены.

За последующие 35 лет провели исследования в десятках университетов на собаках, крысах, людях. И всегда члены беспомощных групп сдавались, и не пытались что-либо изменить в новых ситуациях.

Выученная беспомощность – это такое состояние, при котором возникает убежденность, что человек никак не может повлиять на исход событий, и появляется отказ от каких-либо действий в непонятной и сложной ситуации.

Во второй половине 70-х годов ученые на основе экспериментов доказали влияние психического состояния на физическое здоровье. Среди женщин, болеющих раком молочной железы, смогли избежать рецидива преимущественно женщины с бойцовским духом, а летальный исход всего был у опустивших руки пациенток.

По данным национального института онкологии, выживаемость не была связана с тяжестью болезни. У людей, переживших утрату близких, нервная система была ослаблена, а у пессимистов вдвое чаще обнаруживали инфекционные заболевания.

Какие жизненные обстоятельства могут привести к выученной беспомощности?

  • Первое – это отсутствие последствий. Когда нет никакой обратной связи извне по поводу того, что человек предпринимает. Что ни делает – ничего не меняется.
  • Второе – однообразие. Последствия есть, но всегда одни и те же.
  • Третье – асинхронность. События и результаты сильно отсрочиваются, и видимая связь между ними теряется.
  • Четвертое – когда последствия бывают разными и непредсказуемыми.

Методы преодоления выученной беспомощности

Человек может незаметно для себя научиться беспомощности, и она будет отравлять его жизнь. С другой стороны, любой индивидуум может избавиться от данного психологического состояния, если будет помнить о том, что способен повлиять на свою жизнь. С коварным феноменом выученной беспомощности учит бороться позитивная психология.

Суть метода заключается в том, чтобы переключиться с того, что не получается на то, что удается. Человек с выученной беспомощностью считает причиной своих неудач самого себя, а не свои неправильные действия. Это происходит потому, что у данного индивидуума причинно-следственная связь нарушена.

Концентрация внимания на наших сильных и успешных сторонах позволит противостоять тем социально-психологическим факторам, которые могут вызывать депрессию.

Позитивная психология помогает найти человеку успешные опыты преодоления трудностей и выбрать ресурсы, на которые может опереться индивидуум.

Источник: https://www.psyportal.net/135411/vyiuchennaya-bespomoshhnost/

Беспомощность Беспомощный

21.08.2013 by petr8512

Ложь отличает слабую душу, беспомощный ум, порочный характер.

Автор афоризма: Бэкон Ф.

Быть жертвой означает быть беспомощным. Неспособным действовать…

Райчел Мид. Академия вампиров. Последняя жертва

       Беспомощность как качество личности –  неспособность справиться своими силами, сделать что-либо самостоятельно и нуждаться в помощи других; не иметь глубоких знаний, мастерства, умения в чём-либо.

       Кришна собирался поужинать. Он отщипнул кусочек лепёшки и стал жевать, но вдруг вскочил и побежал к двери. Рукмини, его жена, спросила: — Что ты делаешь, мой Господин? Куда ты идёшь? В чём спешка? Почему так внезапно? Кришна остановился в дверях, подождал мгновение и вернулся назад. Принял печальный вид, снова сел и начал есть.

Рукмини удивилась. — Теперь ты озадачил меня ещё сильнее. Почему ты вскочил так внезапно? Почему ты вернулся, зачем? Ты вскочил, будто в доме пожар. Кришна ответил: — Было нечто. Один из моих приверженцев идёт по городу. Он поёт мою песню, играет на музыкальном инструменте, танцуя на улице.

Но люди бросают в него камни, и кровь течёт у него со лба. Он совсем не реагирует, он абсолютно безмолвен, абсолютно сосредоточен, абсолютно беспомощен. Я был нужен, чтобы немедленно помочь ему. — Тогда почему ты вернулся от двери, если был нужен так срочно? — спросила Рукмини. — Нужда отпала.

В тот момент, когда я достиг двери, он взял в руки камень. Теперь он помогает себе сам. Моя помощь уже не нужна.

       Беспомощность – это когда жизнь долбит, а ты опустил руки, принял позицию Жертвы. Беспомощный человек всем своим видом демонстрирует бессилие, несостоятельность,  страх неудачи, неумение или невозможность что-либо предпринять.

Ситуативная беспомощность, когда, к примеру, женщина не может поднять тяжесть, передвинуть тяжелую мебель, починить машину, качеством личности не является. Женщина осознанно и принципиально не хочет  этого делать или желает казаться в глазах мужчины маленькой, беззащитной девочкой, нуждающейся в защите, заботе и попечительстве.

  Редкие проявления беспомощного состояния присущи многим людям, в основном женщинам и носят в их исполнении игровой или манипулятивный характер.

Советую почитать:  Беспредельность

      Нас интересует систематическая, хроническая беспомощность – когда человек повторяет одну и ту же реакцию – неспособность с чем-то справиться собственными силами в различных ситуациях, неготовность принимать решения и брать за них ответственность. Беспомощность – не врожденное качество личности, она выучивается и закрепляется в раннем детстве. Ее так и называют – выученная беспомощность.

      Как мужчины относятся к женской беспомощности? Если мужчине нужна женщина – мама, он будет злиться и раздражаться на тотальную беспомощность своей женщины.

Безответственному, необязательному мужчине не комфортно находиться с женщиной, которую саму нужно опекать на каждом шагу.

Уверенный, ответственный мужчина может первое время клюнуть на распахнутые глаза беспомощного существа, нуждающегося в заботе и любви, но затем ее притворная беспомощность будет и у него вызывать неудовольствие.

       Мужская природа – это ответственность, забота, защита и попечительство. Нормальный мужчина не может жить ради себя. Ему обязательно нужно кого-то защищать, о ком-то заботиться.

Знание, что ты кому-то нужен, что ты для кого-то важен, воодушевляет мужчину идти на любые лишения, принимать вызовы судьбы, с открытым забралом встречать жизненные трудности.

Когда женщина проявляет реальную беспомощность, к примеру, не может одна прокормить семью из пяти человек, дотащить огромные сумки с продуктами или поднять телевизор на десятый этаж, мужчина, следуя своей природе, с готовностью оказывает ей поддержку.

         Другое дело, когда беспомощность притворна. Женщина по лени, глупости или меркантильности надевает маску «маленькой капризной девочки» и начинает через каждые десять минут доставать мужа звонками за консультацией, как ей поступить в той или иной ситуации. Отношения проходят четыре стадии – голода, насыщения, пресыщения и отвращения.

На первой стадии беспомощность, как манипуляция мужским сознанием, проходит на «Ура», но уже на второй стадии возникают проблемы. Мужчина неосознанно начинает понимать, что союз потому и называется союзом, если обе стороны уравновешивают друг друга и выполняют относительно друг друга свои обязанности.

Внешние связи семьи – это сугубо мужская обязанность. Муж должен обеспечить материальную защиту семьи. Внутри семьи он обязан помогать жене там, где она не компетентна или работа требует сильных мужских рук. Но его насторожит беспомощное поведение женщины.

Как с ней планировать жизнь, если она не исполняет свои прямые женские обязанности? Как с ней заводить детей, если она не в состоянии позаботиться о себе?

Читайте также:  Полезная и вредная помощь детям-сиротам - психология

Советую почитать:  Бесперспективность Бесперспективный

       И в беспомощности должна быть мера. Одна крайность – сесть на шею мужу и, притворяясь беспомощной, игнорировать исполнение своих женских обязанностей. Другая крайность – всё взять на себя, максимально сузив инициативность мужа. Как обучить беспомощности мужа? Очень просто.

Нужно за все дела браться самой и сопровождать фразами: «Хочешь сделать хорошо – сделай сама. Иди, отдыхай. Я сама лучше сделаю. Тебе уже поздно учиться».  Если муж всё-таки решится на какое-то действо, нужно, не откладывая, с ироничной ухмылкой продемонстрировать свое превосходство высказываниями: «Не умеешь – не берись.

Учись, пока я жива, как надо делать». Если муж никак не может угомониться и проявляет активность в делах, нужно накрыть его потуги «медным тазом» тотальной заботливости. Если в его руках оказался молоток, проявляйте беспокойство и тревожность, приговаривая: «Лучше не надо. Положи молоток на место.

Ты или прибьешь там, где не надо, или прибьешь то, что не надо, или прибьешь того, кого не надо. Захотелось поработать, ляг, поспи и всё пройдет».

        Мужчине с такой «на все руки» мастерицей негде реализовать свою природу —  приткнуть защиту, заботу и попечительство. Ему ничего не остается, как искать на стороне женщину, в которой, как в зеркале, он увидит свою нужность, хорошесть, значимость и важность.

Женщина, говорящая мужчине: «Не делай ничего, о чем тебя не просят», отбивает у мужчины желание что-либо для нее делать, ведь она и сама может со всем справиться без сторонней помощи.  Иными словами, мужчине по душе только настоящая, а не притворная женская беспомощность и в тех ситуациях, когда без него немыслимо обойтись.

При таком раскладе мужчина с желанием и энтузиазмом отзовется на правдивую и нефальшивую просьбу о помощи.

Советую почитать:  Безотвязность Безотвязный

       Беспомощность, как «спираль отчаяния», является, как правило, следствием депрессии. Человек чувствует себя беспомощным перед угрозами и рисками внешнего мира.

Вместо того чтобы с оптимизмом искать в проблемах возможности, принимать вызовы судьбы, как важные уроки  для личностного роста, большинство людей при встрече со сложной ситуацией оказываются мотивационно опустошенными и разочарованными. Они просто пасуют и безвольно сдаются  на милость обстоятельств.

Коварство беспомощности в том, что она множит зоны своего контроля в человеческой психике. Например, мужчина проявил беспомощность на службе. В скором времени он может обнаружить у себя половую беспомощность или неспособность решать бытовые проблемы.

   У выученной беспомощности крайне низкая самооценка. Беспомощный человек считает, что его жизнь – сплошная черная полоса, что его удел – постоянные неудачи и страдания.

Он полагает, что удача не для него, что в любой ситуации он может в лучшем случае рассчитывать на небольшую неудачу.

Противоядием от беспомощности служит – высокая самооценка, уверенность в себе, постановка задач, не имеющих однозначного решения.

    У беспомощности в обществе деградирующего сознания, порой, нет шансов получить помощь.

Один плачущий мальчик рассказал прохожему о причине своего несчастья:    — У меня было две монеты, чтобы сходить в кино, — сказал он, — и тут подошёл парень и вырвал одну монету из моих рук, — мальчик указал на юношу, стоящего неподалёку.

   — И ты не звал никого на помощь? — спросил мужчина.    — Отчего же, — возразил мальчик и зарыдал ещё сильнее.    — И тебя никто не услышал? — осведомился мужчина, нежно поглаживая его.    — Нет, — всхлипывая, ответил мальчик.

   — Ты не умеешь кричать громче? — уточнил тот.    — Нет — сказал мальчик и с надеждой взглянул на незнакомца.    Мужчина усмехнулся.    — Тогда отдай мне и оставшееся, — сказал он и, взяв последнюю монету с ладони мальчика, беззаботно пошёл дальше.

Источник: https://podskazki.info/bespomoshhnost/

Без меня обойдусь, или о выученной беспомощности

Понятие learned helplessness, или выученная беспомощность, вошло в обиход благодаря американскому психологу Мартину Селигману. В начале 60-х годов учёный решил дополнить исследование условных рефлексов И. П. Павлова и искусственно выработать у подопытных собак устойчивый страх перед звуком колокольчика.

Для этого животных, запертых в клетках, били током каждый раз, как раздавался звон. Селигман предположил, что когда представится возможность, собаки разбегутся от этой трели, как от огня.

На деле всё оказалось не так: клетки открыли, но после очередного звона животные покорно ложились на пол и скулили в ожидании разряда.

Теперь я буду скулить и ложиться на пол каждый раз, как услышу колокольчик.

Спустя три года учёный, объединившись с коллегой Стивеном Майером, решил подтвердить напрашивающийся вывод. На этот раз задействовали две группы собак: одни оказались в той же безвыходной ситуации с током, другие могли спасти себя и товарищей по несчастью из первой группы, ткнув носом в кнопку.

Спустя некоторое время всех собак переместили в наэлектризованные вольеры, которые запросто можно было покинуть, преодолев небольшой барьер.

Нетрудно догадаться, что животные из второй группы, усвоившие цепочку действие-спасение быстро сбегали от опасности, а собаки, ранее оказавшиеся в условиях безвыходности, оставались и терпели боль.

Мне больно, но я терплю, потому что не знаю, что можно не терпеть.

Психология повиновения и свобода воли

В 70-х другие учёные экспериментально доказали существование феномена приобретённой беспомощности у людей. Так, психолог Дональд Хирото «пытал» добровольцев громким раздражающим звуком.

При этом у одной группы подопытных была возможность его отключить, а другой оставалось только ждать, когда всё это закончится. Затем мучения ненадолго прекращались, и всех испытуемых просили поместить руку в специальную коробку.

Как только она касались дна, неприятный звук раздавался вновь. Ни та, ни другая группа не была осведомлена, что если дотронуться до одной из стенок ящика, дребезжание прекратится.

Однако те, кто до этого мог самостоятельно спасти себя от дискомфортных ощущений, активно занимались поиском выхода и сейчас, остальные же наглядно демонстрировали выученную беспомощность.

В 1976-м психологи Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден провели исследование феномена в доме престарелых. Постояльцам с разных этажей создали различные условия жизни: за одних всё, вплоть до меню и обстановки комнат, решал персонал, другие же принимали самостоятельные решения.

Спустя три недели испытуемых расспросили о том, насколько они удовлетворены жизнью, а также протестировали их здоровье. Выяснилось, что активные участники пребывали в лучшем физическом и эмоциональном состоянии, чем пассивные.

Более того, учёные вернулись в учреждение спустя полгода и выявили, что эта тенденция сохранилась: контролировавшие в ходе эксперимента свою жизнь постояльцы до сих пор пребывали в завидном тонусе и были более проактивны, чем участники другой группы.

Этот опыт доказал не только сам факт существования выученной беспомощности, но и её влияние на физическое и эмоциональное здоровье человека.

Кадр из т/с «Дерек»

Согласно выводам Селигмана, выученная беспомощность — это дефицит способностей в трех сферах: мотивационной, когнитивной и эмоциональной.

Мотивационный дефицит проявляется в отсутствии навыка побуждать себя к действию, когнитивный — в неспособности быть гибким, осознавать, что единичный промах — не катастрофа, эмоциональный — в подавленном состоянии и чувстве безысходности (на этой почве часто развивается клиническая депрессия).

С меня хватит! Или о профессиональной деформации

Кандидат психологических наук Наталия Солнцева отмечает, что диагностировать у человека выученную беспомощность можно с помощью фраз-маркеров, часто употребляемых в повседневной жизни: «не могу», «не хочу», «всегда», «никогда», «все бесполезно», «в нашей семье все такие» и так далее. Если вы часто ловите себя на использовании этих коварных установок — стоит задуматься.

Как формируется беспомощность?

В ходе дальнейших опытов Мартин Селигман выяснил: собаки с выученной беспомощностью воспитывали это свойство в своих щенках. В мире людей действует та же закономерность. Психолог Диана Циринг выделяет четыре типа дисфункционального родительского поведения, приводящего к формированию беспомощности у детей: 

  • гиперпротекция (чрезмерный контроль, отслеживание каждого действия ребенка);
  • возложение на ребенка слишком большой ответственности;
  • жестокое обращение;
  • непоследовательное воспитание.

В первом случае инфантильность формируется в результате полного отсутствия самостоятельности, в остальных трёх — как защитная реакция психики: «Я не могу соответствовать возложенным на меня ожиданиям, поэтому предпочитаю ничего не делать»; «Мои действия не могут остановить насилие, я слишком мал и беспомощен»; «Я всё равно не могу предсказать, как отреагирует мама, что бы я ни делал».

Кадр из к/ф «Похороните меня за плинтусом». Бабушка — типичный пример деспотичного родительского поведения.

Впрочем, беспомощность воспитывается и в здоровых семьях, через простые бытовые ситуации, в которых родители могут выступать с самыми благими намерениями: регулярное выполнение домашней работы за ребенка («Но ему же трудно, я хочу помочь!») лишает его ощущения, что он сам способен заработать хорошую оценку; грубая лесть в адрес неумелого рисунка или первого кулинарного опыта («Но я же просто хочу похвалить!») лишает мотивации к дальнейшему развитию, а гендерные стереотипы («Ну он же мальчик, зачем ему на танцы?!») накладывают запрет на многие настоящие потребности ребенка.

Категорический императив: как общаться друг с другом

Во взрослой жизни функция воспитателя выученной беспомощности переходит к обществу.

Американский антрополог и культуролог Риан Айслер провела исследование разных периодов развития человечества и выявила два типа культуры: доминаторную и партнёрскую. Главная характеристика первой — взаимоотношения людей практически во всех сферах строятся по принципу управление-подчинение.

Современное общество во-многом основано именно на доминаторной культуре. А её жёсткая иерархичность, в свою очередь, создает почву для настоящей эпидемии беспомощности.

Так, во многих компаниях мнение руководства утверждается как единственно верное, а инициативы подчиненных подавляются или выдаются начальниками за свои; мнение студентов не воспринимается преподавателями всерьез; муж считается «главой семьи», а жена, согласно распространенной установке, должна быть покорной (к слову, такой подход не только формирует выученную беспомощность у женщин, но и пополняет статистику домашнего насилия).

Кадр из т/с «Большая маленькая ложь»

Доминаторная структура проявляется и в отношениях между государством и гражданином: долгие бюрократические процессы, ореол недоступности вокруг власть предержащих создают ощущение бессилия.

Помимо прочего выученная беспомощность формируется вследствие череды неудач или пережитого стрессового события, во время которого человек полностью теряет контроль над обстоятельствами: стихийного бедствия, теракта, экономического кризиса.

Обратная сторона медали

«Назло маме уши отморожу»: антисценарий или осознанный выбор?

У беспомощных людей атрофированы здоровые навыки удовлетворения потребностей, однако сами потребности, естественно, никуда не исчезают.

В отсутствии инструментов, изворотливая психика ищет иные способы реализации нужд и человек встает на путь манипуляций. Не зря беспомощность — главное «оружие» жертвы из известного драматического треугольника Стивена Карпмана.

Жертва провоцирует окружение на обслуживание ее потребностей.

Это может проявляться по-разному, но чаще всего – через навязывание близким чувств вины и жалости: демонстративные вздохи, сетование на здоровье, отсутствие денег, оказание непрошеной помощи (тот, кому «причинили добро», как правило, ощущает себя обязанным жертве), взыскание «долгов» за само собой разумеющееся (« Мы же тебя воспитали!»).

Кадр из к/ф «Цветы на чердаке»

«Негативное оценивание окружающего мира, убеждённость в неспособности контролировать жизненные события и управлять ими способствуют возникновению склонности к манипулированию окружающими и реализации манипулятивной стратегии поведения», — подтверждает Диана Циринг.

Пребывание в состоянии выученной беспомощности может быть очень соблазнительным, ведь при развитых навыках манипуляций можно нет-нет, да заставить окружающих удовлетворить ваши потребности. Однако ни о каких здоровых, счастливых взаимоотношениях взрослых людей здесь и речи не идёт.

Что делать?

Хорошая новость: через какое-то время после «пыток» собак Мартину Селигману удалось научить беспомощных животных самостоятельно спасать себя от тока. Многие люди тоже избавляются от инфантильности посредством внутренней работы — самостоятельно или с поддержкой специалиста (лучший вариант — бихевиоральная психотерапия).

Эффективную концепцию по борьбе с беспомощностью в 80-х разработали советские психофизиологи Вадим Ротенберг и Виталий Аршавский.

Суть их стратегии под названием «поисковая активность» состоит в сосредоточении на промежуточных результатах и постепенном изменении неконтролируемой ситуации небольшими шагами.

Сегодня похожие практики (разбиение глобальных целей на маленькие задачи) предлагают многие бизнес-тренеры и коучи личностного роста, включая Глеба Архангельского.

При выученной беспомощности глобальные перемены действительно кажутся страшными и недостижимыми, а вот небольшие шаги пугают не так сильно. Например, если с детства вам внушали, что вы транжира и никогда не сможете накопить, мечты о собственной квартире, машине или путешествии кажутся заоблачными («Да разве я смогу?»).

Попробуйте начать с теоретических расчетов: поищите информацию о конкретной стоимости покупки, запишите эту цифру. Прикиньте, сколько сможете откладывать с зарплаты (отговорка «нисколько» не принимается!).

Подумайте об инструментах — накопительный счет, дополнительная дебетовая карта, конверт в укромном месте? Посчитайте, сколько потребуется времени. Как только разработаете план, приступайте к практике. Лучше думать о накоплениях прямо перед зарплатой: сегодня — готовая стратегия с цифрами и сроками, завтра — доход и первая отложенная сумма.

Важный нюанс: подкрепляйте промежуточные достижения (даже если они кажутся незначительными) позитивными эмоциями: пополнили депозит – берите отгул на работе!

Со временем в мозге начнут формироваться новые нейронные связи, действовать и менять жизнь к лучшему станет легче. А главное, появится ни с чем не сравнимое ощущение внутренней силы и уверенности.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/science/bez-menya-oboydus-ili-o-vyuchennoy-bespomoshchnosti

Почему люди беспомощны по своей природе!

Почему люди беспомощны по своей природе!

Очень часто я сталкиваюсь с таким явлением, что люди перестают бороться с внешними обстоятельствами, чтобы добиться чего-либо.

Перестают пытаться открыть свой бизнес, познакомиться с красивой девушкой, накачать красивое тело, изучить иностранный язык, получить более высокооплачиваемую должность и т.д.

Очень много старались, делали и преодолевали, но в один миг РАЗ, и всё. Как отрезало… Почему это случается?

Читайте также:  Привязанность ребенка к матери - психология

Здравствуйте! Каким бы сильным не был человек, он ежедневно взаимодействует в социуме. Результат этого взаимодействия может быть самым разным и зависит от многих факторов. Сегодня мы рассмотрим некоторые моменты нашей психологии, которые могут очень серьёзно повлиять на нашу жизнь.

Людям свойственно сдаваться. Это действительно так. Я убедился в этом на своём опыте.

Сколько раз я видел, как новый человек приходит в зал, потренируется там месяц другой, в лучшем случае, и всё… Как в воду канул.

Я уже с улыбкой реагирую на громкие заявления людей о том, что они обязательно бросят курить. Почему с улыбкой? Да потому что в 99% случаев через 2-3 месяца на какой-нибудь вечеринке или празднике опять видишь этого человека с сигаретой. «Ну, я же не курю, я просто балуюсь…». А потом он продолжает «баловаться» сигаретами ещё пару лет, до следующей безуспешной попытки.

Множество людей говорят ежедневно: «Я выучу английский язык», «Я научусь играть на гитаре», «Я поступлю в ВУЗ, чтобы получить второе высшее образование», «Я накачаю красивое тело», «Я брошу курить» и т.д.

У большинства это происходит на протяжении всей жизни, но ничего не меняется.

Причём чётко прослеживается закономерность. Чем чаще человек терпит неудачи, тем хуже у него получается с каждым разом осуществить желаемое.

Почему так?

Ощущение беспомощности

Однажды, в 1964 году в университете Пенсильвании был проведён эксперимент с участием американского учёного Мартина Селигмана.

Эксперимент заключался в том, чтобы выработать у собак условный рефлекс на звук высокого тона.

Собак ДЕРЖАЛИ В КЛЕТКЕ и после того как раздавался звук высокого тона, собак били не сильным, но ощутимым зарядом электрического тока. Собаки, естественно, выбраться из клетки не могли.

После многих повторений этих действий (звук + ток), учёные решили проверить, как будут реагировать на звук собаки после открытия клеток.

Клетки открыли, и снова раздался громкий звук, но, на удивление учёным, собаки не устремились бежать кто куда. Они скулили, лежали на полу, и по внешнему виду было понятно, что они ожидали удара током.

ОНИ НЕ СТАЛИ БЕЖАТЬ ИЗ ОТКРЫТЫХ КЛЕТОК, А ПРОСТО ЖДАЛИ СЛЕДУЮЩЕГО УДАРА ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ.

Учёные назвали это «Теорией выученной беспомощности». Собаки не стали бежать из клеток, потому что уже неоднократно пытались это сделать в закрытых клетках, но потерпели неудачу. Они поняли, что от них ничего не зависит.

Есть похожее явление в Индии, когда они выращивают слонов.

С детства слонов привязывают верёвкой к колышку, который втыкают в землю. Слонёнок не может вырваться или выдернуть колышек, т.к. ещё слишком мал. Он пробует сотни раз, но всегда терпит неудачу.

Именно поэтому, когда слонёнок вырастает до огромных размеров и становится взрослым, он не совершает попыток сбежать и сорваться с привязи, хоть и с лёгкостью бы выдернул колышек из земли.

Так работает теория выученной беспомощности.

Но только это ли влияет на наши неудачи?

Желание подчиняться

Каждый из нас на подсознательном уровне склонен подчиняться авторитетам. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени.

Это предположение доказал психолог из Йельского университета Стэнли Милгрэм в своём известном эксперименте.

Суть эксперимента была довольно проста. Всем участникам было сказано, что это исследование влияния боли на память.

В опыте участвовали

  • Экспериментатор («авторитет»);
  • Испытуемый №1 («учитель»);
  • Испытуемый №2 («ученик»);

Экспериментатор и «ученик» были подставными, а «учитель» реальный человек «с улицы» (абсолютно нормальный по всем параметрам среднестатистический взрослый человек).

«Ученик» (подставной) должен был заучивать пары слов из определённого списка, а «учитель» (реальный испытуемый) проверять его память и наказывать за каждую ошибку ВСЁ БОЛЬШИМ ПО ВЕЛИЧИНЕ УДАРОМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА (от 15В до 450В!).

«Учителю» давали демонстрационный удар током, чтобы тот убедился в подлинности эксперимента, а «ученика» привязывали к стулу с электродами. Перед «учеником» находилось табло с четырьмя кнопками, для выбора ответов.

Далее «учитель» уходил в другую комнату, садился за стол, на котором стоял прибор-генератор.

ЕСТЕСТВЕННО, РЕАЛЬНЫЙ ТОК К «УЧЕНИКУ» НЕ ПОДВОДИЛСЯ! Тот должен был только изображать, что испытывает страдания, в то время как «учитель» думал, что действительно причиняет боль ударами тока «ученику».

В комнате с «учителем» стоял экспериментатор («авторитет»), который давал ему указания по ходу эксперимента.

На самом же деле Милгрэм исследовал не влияние боли на память, а то, как «учителя» будут подчиняться указаниям экспериментатора («авторитета»).

Для того чтобы накалить обстановку «ученик» после прохождения отметки на генераторе в 300В начинал отчётливо для «учителя» стучать в стену и после этого переставал отвечать на вопросы.

Но экспериментатор («авторитет») приказывал «учителю» трактовать задержку ответа  «ученика» в 5-10 секунд как неправильный ответ и продолжать удары током.

На следующем ударе (315В) «ученик» также стучал в стену, а после этого уже не подавал никаких ответов и звуков.

Результаты эксперимента были ошеломляющими! 26 из 40 испытуемых «учителей» вместо того, чтобы сжалиться над «учеником» и остановиться ПРОДОЛЖАЛИ УВЕЛИЧИВАТЬ НАПРЯЖЕНИЕ ДО МАКСИМУМА (до 450В)! До тех пор пока экспериментатор («авторитет») не приказывал закончить эксперимент.

Пятеро испытуемых (12,5%) остановились на 300В, четверо на 315В, двое на 330В, по одному человеку на каждом из трёх уровней (345В, 360В, 375В). Оставшиеся 26 дошли до конца шкалы!

Эксперимент был проведён множество раз в разных условиях, но результаты во всех случаях были схожими.

  • Результаты не зависели от авторитета университета;
  • Пол испытуемого не влиял на результаты;
  • Люди осознавали опасность электрического тока для «ученика»;
  • Испытуемые были обычными, среднестатистическими взрослыми людьми;
  • Испытуемые не были садистами;

Изначально данный эксперимент предназначался, чтобы прояснить вопрос, как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концлагерях.

Как это относится к неудачам многих людей?

Относится самым прямым образом.

Человек – животное социальное. Все мы находимся в социуме и вынуждены взаимодействовать друг с другом. Результатом этого взаимодействия является наш ранг (статус).

Чем выше ранг мы занимаем, тем на большее количество и лучшее качество ресурсов мы можем рассчитывать.

Чем выше ранг, тем более красивые девушки крутятся вокруг вас, более дорогую машину вы можете себе позволить, более шикарный дом вы можете построить, более жизнеспособное потомство вы можете воспитать и т.д.

Не удивительно, что все мы ежедневно конкурируем между собой.

Ваше влияние увеличивается с ростом вашего ранга. В том числе и влияние на других людей.

Мы склонны соглашаться с авторитетами, т.е. с более высокоранговыми, авторитетными.

Поэтому чаще всего случается, что самый сильный в группе является лидером, или самый умный, или самый красивый/красивая, или самый богатый и т.д. Т.е. тот, кто лучше остальных в чём-то.

Остальные же чаще всего соглашаются с их мнением, идут за ними, подчиняются им. Ведь тем самым они становятся ближе к лидеру, считая, что таким образом повышают свой ранг.

Вот откуда берутся такие высказывания: «В богатстве всегда много друзей, в бедности нет даже родственников».

Чем вы сильнее, тем вам проще влиять на других людей, а соответственно проще добиваться желаемого, убеждать, отстаивать свою точку зрения.

Ваши шансы на успех увеличиваются прямопропорционально росту вашего ранга. Чем вы сильнее, умнее, сообразительнее, остроумнее, красивее, обаятельнее, богаче, тем проще вам получить то, что вы хотите.

Поэтому я всегда говорю о важности повышения своей доминантности, своего ранга. О том, как важно постоянно работать над собой и своим развитием не только тела, но и разумной составляющей.

Это как снежный ком. Сначала вам очень тяжело учиться, зарабатывать больше, набирать массу, худеть, остроумно шутить, но со временем, при регулярной работе над собой вы делаете всё это потом проще и проще, с меньшими затратами сил.

Складывается ощущение того, что идеи, деньги, другие достижения сами идут к вам в руки.

Немного об армии

Эту отчётливую закономерность, т.е. желание подчиняться более сильным, я заметил еще, будучи солдатом доблестной российской армии.

Причём, большинство сослуживцев соглашались и следовали мнению не обязательно самого физически сильного в роте.

Главное, чтобы потенциальный лидер сам показал свою приспособленность и уверенность в себе, т.е. создал иллюзию того, что он сильный, авторитетный.

Пока не демобилизовался старый призыв, мы считались «молодыми».

«Старослужащих» было всего лишь около 30 человек, а солдат моего призыва где-то 70. Т.е. численное преимущество на лицо.

И при всём при этом «старослужащие» умудрялись заставлять многих моих сослуживцев отдавать им деньги, посылки, какие-то вещи и т.д.

Мои сослуживцы отжимались по приказу старослужащих, выполняли большую часть работы, выполняли различные поручения и многое другое, хотя подавляющее большинство парней из старшего призыва можно было сломать об колено, практически не напрягаясь.

Тем не менее, практически никто не мог противостоять неуставным приказам старослужащих, которые уверенно показывали, что они главные.

Многие парни даже из моего призыва были натуральными говнюками. Они воровали вещи сослуживцев, подставляли, «стучали», унижали более слабых духом и т.д.

Как правило, это были те, кто на гражданке были наркоманами, алкоголиками, трутнями, воришками, гопниками и другими представителями маргинальной молодёжи.

Естественно, на гражданке они не представляли собой ничего, но в армии таких было большинство и они не боялись «переступать черту», подставляя других сослуживцев.

Самое удивительное было в том, что многие слабые духом сослуживцы слушали их, подражали и всячески выслуживались перед ними.

Одни создали себе «иллюзию авторитетности», а вторые тянулись к таким «авторитетам».

Это ещё раз подтверждает утверждение о том, что человеку свойственно подчиняться.

Социальное болото

Выученная беспомощность и подсознательное желание подчиняться авторитетам не единственные причины многих неудач.

Влияние окружения на поведение людей, в том числе даже в отношении «родители-дети», просто огромно!

Бывает так, придёт в голову какая-то классная идея, ты вынашиваешь её, долго думаешь над ней, она тебя заряжает, поднимает настроение и т.д.

Что происходит дальше? Ты бежишь поделиться этой идеей с друзьями, родственниками и знакомыми. Весь такой воодушевлённый и в приподнятом настроении.

И что, как правило, слышишь в ответ?

«Да зачем тебе это надо?», «Ты, правда, считаешь эту ерунду хорошей идеей?», «Не высовывайся, живи как все», «Так можно и прогореть, не стоит того всё это», «Хватит заниматься ерундой, лучше займись делом» и т.д.

Всё… Человек поник… Начинает думать, что его идея и вправду полнейшая ерунда, что у него не получится, что он сделает в другой раз.

Я уже писал об этом в классной статье: «Самые опасные воры». Почитайте.

А представьте, если человека всегда окружают такие люди? Которые ни к чему не стремятся, которые всего боятся, которые не способны брать ответственность за свои поступки на себя.

Это болото затягивает его… Давит и не отпускает. Именно поэтому ВСЕГДА САМЫЕ ТЯЖЁЛЫЕ ШАГИ В САМОМ НАЧАЛЕ! Сложно вырваться из этой трясины. Сложно идти своим путём. Сложно не обращать внимания на упрёки и критику.

В 1939 году был проведён один ЧУДОВИЩНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Именно под таким названием он, к сожалению, и вошёл в историю.

Два сотрудника университета штата Айова, учёный Уэнделл Джонсон и его ассистентка-аспирантка Мэри Тюдор провели эксперимент в области речевого развития.

При этом они взяли для эксперимента двадцать два ребёнка из интерната Дэвенпорта.

Детей разделили на две группы.

Первой группе повезло гораздо больше, т.к. экспериментаторы говорили им, что они говорят очень чисто и правильно.

Вторая группа несчастных сирот очень сильно пострадала…

Мэри Тюдор жестоко и язвительно высмеивала любое, даже самое незначительное отклонение их речи. Со временем, дети из второй группы действительно приобрели очень серьёзные дефекты речи и начали проблематично вступать в контакт.

Почти все из них стали заикаться, наблюдались ярковыраженные неадекватные и ранее отсутствующие комплексы, которые СОХРАНИЛИСЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ИХ ЖИЗНИ!

Подобные эксперименты проводили на заключённых концлагерей в Германии во время Второй Мировой Войны.

Многие дети, попавшие во вторую группу, покончили жизнь самоубийством.

Остальные до конца жизни остались с сильнейшими психологическими травмами, дефектами и комплексами, приобретёнными ими когда-то в детстве во время этого бесчеловечного эксперимента.

Было проведено множество социологических и психологических экспериментов, которые все как один приводили учёных к одному и тому же выводу.

Как преодолеть свою беспомощность

Давайте выделим несколько практических моментов из всего вышесказанного.

Если вы терпите неудачи, раз за разом и чувствуете безвыходность положения, то я вижу три варианта:

  1. Повторять пока не получится.
  2. Сменить стратегию.
  3. Сменить поле деятельности.

Именно так делаю я.

Но всё делаю интуитивно. Я бью и бью в одну точку. Узнаю что-то новое и опять бью. Если результата нет долгое время, то я пересматриваю стратегию, а затем действую по новому плану.

Если результата нет очень долго по всем возможным в моей голове вариантам, то я стараюсь сменить поле деятельности.

НЕОБХОДИМО ПОВЫШАТЬ СВОЮ ДОМИНАНТНОСТЬ, становиться сильнее, умнее, сообразительнее, красивее, богаче и т.д. Так вы сами сможете влиять на окружающих людей. Так вы уменьшите шанс попасть под чьё-то дурное влияние.

НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬСЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ ВЛИЯНИЮ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ и стараться расширять круг знакомых, которые имеют схожие с вами цели и интересы.

Помните, что само по себе так просто ничего не происходит. Ничего не изменится, если вы просто опустите руки и будете ждать очередной неудачи.

Необходимо ДЕЛАТЬ, пытаться, ошибаться, терпеть неудачи, опять вставать и опять делать, чтобы не стать, как те собаки в открытой клетке.

Источник: http://snow-motion.ru/productivnost/pochemu-lyudi-bespomoshhny.html

Ссылка на основную публикацию