Развитие выразительности — психология

Основы общей психологии

. . .

Выразительность является очень существенной стороной и важным качеством речи. Развитие её проходит длинный и своеобразный путь. Речь маленького ребёнка-дошкольника часто обладает яркой выразительностью.

Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями — нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т. д., — словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.

У маленького ребёнка выразительные моменты, конечно, являются не стилистическими средствами или приёмами, которые сознательно избираются и используются для того, чтобы произвести определённое эмоциональное впечатление; в них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребёнка; она беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет ещё твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы её выражение. Так, например, инверсия в речи ребёнка собственно вовсе не является инверсией в том смысле, в каком она является таковой в речи взрослого. У взрослого выработался уже определённый порядок слов, принятый нормами грамматики, и инверсия означает изменение этого уже установившегося порядка для того, чтобы выделить, подчеркнуть определённое слово: это стилистический приём, основанный на знании или хотя бы чувстве того эффекта, который получается в результате такой инверсии, такого изменения установленного порядка. У ребёнка-дошкольника собственно ещё нет твёрдо установленного, нормализированного порядка слов, который он сколько-нибудь сознательно изменил бы. Но простая эмоциональная значимость слов выдвигает одно слово, отодвигает другое, расставляет их по своему произволу, не ведая никаких канонов и потому, естественно, не считаясь с ними. Когда мы говорим об инверсии в речи ребёнка, мы имеем, строго говоря, в виду то, что по сравнению с установившейся в языке обычной конструкцией нам представляется инверсией, не будучи собственно таковой для ребёнка. То же в большей или меньшей мере применимо и ко всем другим выразительным моментам ранней детской речи, хотя, по-видимому, у некоторых детей чувствительность к эмоциональной выразительности речи начинает проявляться очень рано.

В дальнейшем, по мере того как импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, непроизвольная выразительность её естественно спадает.

Основанное же на знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность является уже искусством, обычно ещё не развитым у детей.

В результате, когда первоначальная непроизвольная выразительность, часто встречающаяся в речи маленьких детей-дошкольников, особенно младших, спадает, речь детей может стать — если над развитием её выразительности специально не работать — очень маловыразительной.

Выразительная речь становится сугубо индивидуальной особенностью эмоциональных натур, притом таких, которые обладают особенной чувствительностью к эмоциональной выразительности слова.

Яркостью непроизвольной выразительности речи, встречающейся у совсем маленьких детей, с одной стороны, и беспомощностью детей сделать свою речь выразительной при помощи сознательно избранных речевых средств, с другой, объясняются расхождения по вопросу о выразительности детской речи — указания на её выразительность у одних и утверждения других (начиная ещё с Ж.-Ж. Руссо), что речь детей сугубо невыразительна.

Развитие речи, способной выразить эмоциональное отношение к тому, о чём идёт речь, и оказать на другого надлежащее эмоциональное воздействие, сознательно пользуясь выразительными средствами, требует большой и тонкой культуры.

Над развитием такой выразительной речи, в которой эмоциональность не прорывается, а выражается в соответствии с сознательными намерениями говорящего или пишущего, нужна большая и тщательная работа.

Это работа, нужная потому, что речь, как средство общения между людьми, должна быть не только связной и точной, но и выразительной, поскольку общающиеся между собой люди — не абстрактные интеллекты, сообщающие друг другу лишь отвлечённые мысли, а живые существа, у которых живая мысль тесно и трепетно связана с чувством, со всей их насыщенной переживаниями жизнью.

В наиболее высокой и обобщённой своей форме такая сознательная выразительность присуща художественной речи. Выразительные средства художественной речи складываются из различных элементов, среди которых особо важными являются: 1) выбор слов (лексика); 2) сочетание слов и предложений (фразеология и контекст); 3) структура речи и в первую очередь порядок слов.

Придавая слову эмоциональную окраску, эти элементы — в их сочетании — позволяют речи передать не только предметное содержание мысли, но выразить также отношение говорящего к предмету мысли и к собеседнику. В художественной речи особенное значение приобретает, таким образом, не только открытый текст, но и гораздо более сложный и тонкий «эмоциональный подтекст».

Не только самостоятельное сознательное использование выразительных средств речи, но и понимание их своеобразной и насыщенной семантики, определяющей эмоциональный подтекст речи (иногда не менее существенный, чем её текст, выраженный логическим значением слов), является продуктом развития, требующим большой и тщательной культуры.

Понимание и переживание эмоционального подтекста требует особого вдумчивого воспитания. Наибольшие трудности для понимания эмоциональный подтекст представляет в тех случаях, когда он отклоняется от открытого текста или даже противоречит ему.

Именно так зачастую обстоит дело, например, с ироническими оборотами речи. Тонкая ирония Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, языковое мастерство М. Е. Салтыкова нередко недостаточно понимаются школьниками. Экспериментальная работа, выполненная нашим сотрудником В. Е.

Сыркиной141, использовавшей в целях исследования метод «режиссёрских ремарок» и ряд других видов работы над текстом художественных произведений, показали наличие различных ступеней в развитии этого понимания.

На первой ступени эмоциональный подтекст ускользает от школьника, слово берётся исключительно в его непосредственном прямом значении.

На более высокой ступени ученик уже чувствует расхождение между открытым текстом и эмоциональным подтекстом, но ещё не умеет их согласовать, не улавливает правильного соотношения между ними. Наконец, при дальнейшем продвижении школьник постепенно начинает улавливать сущность эмоционального подтекста и именно благодаря этому приходит к более углублённому проникновению в основную мысль художественного произведения.

141 См. В. Е. Сыркина, Психология речи // Учёные записки Государственного педагогического института им. Герцена, под ред. проф. С. Л. Рубинштейна, кафедра психологии, т. XXXV, Л. 1941.

Весь ход развития понимания эмоционального подтекста — как он раскрылся в процессе работы с учащимися — с большой яркостью показал диалектическое единство между моментами переживания и понимания.

Для того чтобы по-настоящему понять подтекст речи, надо его почувствовать, «сопережить». И вместе с тем, для того чтобы по-настоящему сопережить текст, надо его глубоко осмыслить.

Так в плане конкретного экспериментального исследования вновь подтвердилось и по-новому раскрылось одно из основных наших положений о единстве переживания и сознания.

В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такая существенная сторона характера, как степень и характер общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи.

Характерно и показательно обычно бывает уже то, как человек завязывает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи более или менее отчётливо выступает его темперамент, в её интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном рисунке — его эмоциональность, а в её содержании просвечивает его духовное содержание, его интересы, его направленность.

Источник: http://bookap.info/clasik/rubinshteyn/gl96.shtm

Особенности обучения студентов эмоциональной выразительности речи в процессе вузовской подготовки (стр. 1 из 3)

В.С.Овчинников

В разрешении проблем, которые существуют в современной школе, значительное место принадлежит мастерству учителя, в том числе культуре его речи.

Для учительской работы явно недостаточно иметь даже средний уровень развития речевой деятельности, которая в идеальном случае должна быть на высоком уровне совершенства. К сожалению, на умение правильно говорить в педагогических вузах /кроме филологических отделений/ еще не обращается должного внимания.

Этот вопрос связан с более общей проблемой – культурой речевого общения. Исследования советских психологов /Н.П.Ерастов [7], А.А.Леонтьев [13], А.Н.Соколов [21], И.В.Страхов [22] и др./ показывают, что речевая культура не сводится только к правильной постановке ударений и выбору слов литературного языка.

Культура речи есть отражение общей культуры, общей воспитанности человека во всех отношениях.

При таком подходе к проблеме формирования речевой культуры на первый план выступает воздействие на личность обучаемого с целью достижения максимальных соответствий между речевыми сообщениями и действительными психологическими состояниями личности говорящего.

Особое значение мы придаем эмоциональной выразительности речи будущего учителя, поскольку достижение эмоционального контакта с учениками является обычно наиболее слабым звеном в деятельности начинающего учителя.

Эмоциональная отзывчивость школьников как бы обязывает учителя строить свою речь не только в соответствии с логикой мысли, но и в соответствии с логикой чувств.

Конечно, эстетическое воспитание студентов и практика общения оказывают определенное влияние на эмоциональность речи, однако, здесь нужны, на наш взгляд, и специальные обучающие занятия.

Из указанных аспектов речевого общения вытекает цель нашего исследования – определить оптимальные психологические условия формирования эмоциональной выразительности речи будущего учителя в процессе вузовской подготовки.

Гипотеза исследования, проведенного в Ярославском педагогическом университете, заключалась в том, что осознание приемов построения эмоционально выразительной речи /ЭВР/ может быть одним из ведущих условий оптимизации процесса формирования ЭВР будущего учителя.

Задачи, которыми мы руководствовались при выборе методики исследования, состояли в следующем: выделить специфические особенности формирования эмоциональной выразительности речи; установить некоторые возможности оптимизации процесса формирования ЭВР; практически проверить эффективность комплексной методики формирования ЭВР в системе профессиональной подготовки будущего учителя.

Под эмоциональной выразительностью речи мы понимаем выражение в речи эмоций и чувств посредством подбора слов, синтаксических конструкций, интонаций, логических ударений и пауз.

Формируется она в условиях познания, общения, труда, под влиянием социальной организации учебно-воспитательного процесса.

Однако способы, условия и возможности формирования ЭВР будущего учителя изучены пока недостаточно.

В теоретическом плане в настоящее время имеются определенные предпосылки для выделения некоторых подходов к разработке научно обоснованной методики обучения будущего учителя умениям строить свою речь не только логически стройно и грамматически правильно, но и выразительно, образно, эмоционально. Решение этой проблемы требует комплексного, системного подхода, основы которого в настоящее время в психологии разработаны /Б.Ф.Ломов [14, 15]/. Для реализации такого подхода целесообразно опираться на комплекс данных педагогической психологии, психологии речи и психологии общения. Именно эти отрасли современной психологии содержат тот исходный теоретический фундамент, на основе которого возможно комплексное решение целенаправленной подготовки будущего учителя к эффективному ведению учебно-воспитательного процесса.

В современной педагогической психологии интенсивно развивается психология преподавательской деятельности. Исследования в этой области, проведенные Ф.Н.Гоноболиным [3], Е.А.Климовым [9], Н.В.Кузьминой [11], А.И.

Щербаковым [24] и другими, позволили дать характеристику основных свойств личности, умений и навыков преподавателя, определить ведущие условия эффективной подготовки студентов к преподавательской деятельности.

Наряду с общими требованиями, предъявляемыми к учителю, рассматриваются конкретные стороны деятельности педагога и психологические закономерности их формирования.

Соотношение и взаимосвязь логической стройности, грамматической правильности и психологической действенности речи выявлено в многочисленных исследованиях по психологии речи /И.А.Зимняя [8], А.К.Маркова [16], А.Н.Соколов [21], И.В.Страхов [22] и др./.

Читайте также:  Инвентаризация дружбы - психология

В них также выделена специфика эмоциональной выразительности речи. В общем виде она выражается в подборе слов и синтаксических конструкций, в интонациях, логических ударениях, паузах, темпе и тоне речи.

Особенности овладения человеком лексическим составом и грамматическим строем языка в целом изучены. Систематизация этих данных приведена в монографии А.К.Марковой. Однако вопрос об эмоциональной выразительности в устной речи во многом остается открытым.

По отношению к профессиональной подготовке будущего учителя он, по существу, даже не сформулирован.

Исследования по психологии общения и психологии публичного выступления позволяют по-новому подойти к пониманию необходимости формирования эмоциональной выразительности речи учителя.

Многоплановый анализ процесса общения дан в ряде работ ведущих психологов /Г.М.Андреева [19], А.А.Бодалев [1], А.Б.Добрович [4], Н.П.Ерастов [5], Я.Л.Коломинский [10], А.А.Леонтьев [13], Б.Ф.Ломов [15], К.Обуховский [18], Б.Д.Парыгин [20], П.М.Якобсон [25] и др.

/, причем в них дается не только характеристика общения, но и раскрываются различные его аспекты, указывается, что это многогранный процесс, где осуществляется взаимный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками, чертами характера и т.

п.

В общении немаловажную роль играет установление эмоционального контакта между людьми с помощью эмоционально выразительной речи. Отсюда следует, что очень многое в этом плане зависит от личностных качеств учителя, от его убежденности, веры в собственные слова и профессиональной подготовки.

В связи с проблемой общения в настоящее время детально разрабатываются вопросы, связанные с культурой публичного выступления.

Кроме конкретных методических рекомендаций по написанию той или иной темы для выступления, методисты, педагоги, психологи, обобщая опыт выдающихся ораторов, руководствуясь законами психологии и данными экспериментов, вносят новые положения в развитие лекторского мастерства.

В разработке теории ораторского искусства приняли участие такие авторы, как А.А.Брудный [2], Н.П.Ерастов [6, 7], И.А.Зимняя [8], А.А.Леонтьев [12], Е.А.Ножин [17] и другие.

Психология ораторского воздействия, не разбирая подробно механизмы построения речевого высказывания, как бы синтезирует данные педагогической психологии и психологии общения.

Большая роль отводится эмоциональной стороне речи и установлению эмоционального контакта.

Общая установка педагогической психологии – это установка на результативное управление процессом усвоения знаний. Очевидно, это общее направление должно быть ведущим и для эмоциональной выразительности речи. Но особенности ЭВР таковы, что точно выполнить условия управления /Н.Ф.

Талызина [23]/ в принципе невозможно, так как в ней достаточно четко прослеживается зависимость от интуитивных элементов, от предметно-понятийного содержания речи и от конкретных условий коммуникации. Содержание же интуитивных и осознанных элементов в ЭВР практически не описано.

Тем не менее, общие принципы и условия управления познавательно-практической деятельностью учащихся могут быть использованы для поиска специфических путей формирования ЭВР будущего учителя.

Экспериментальная часть работы проводилась в форме констатирующего и обучающего экспериментов. В качестве экспериментального материала использовались тексты различного типа /художественные, публицистические, научно-популярные/. В исследовании принимали участие студенты различных факультетов Ярославского педагогического университета.

Обучающие занятия проводились по следующим этапам: 1)чтение обучающих текстов; 2) чтение контрольных текстов; 3) анализ обучающих текстов; 4) расстановка интонационных знаков в отдельных фразах; 5) расстановка интонационных знаков в текстах и их прочтение; 6) прослушивание образца и последующее чтение обучающих текстов; 7) запись контрольных текстов после обучающего эксперимента; 8) анализ проделанной работы, интервью испытуемых.

В ходе эксперимента мы стремились выяснить как индивидуально-психологические особенности чтения каждого испытуемого, так и групповые, общие черты, характерные для испытуемых, установить некоторые закономерности прочтения в зависимости от профессиональной ориентации личности испытуемого.

После чтения испытуемые проводили анализ эмоциональной структуры текста и особенностей его чтения. Чтение текстов и самоанализ записывались на магнитофонную ленту для последующей обработки.

Всех участников эксперимента мы условно разделили на две группы: студенты факультета иностранных языков, историко-филологического факультета и педагогического факультета составили первую группу, студенты физико-математического, естественно-географического и факультета физического воспитания – вторую группу.

Система обобщенных характеристик эмоциональной выразительности речи, которой мы пользовались в качестве критерия оценки ЭВР каждым испытуемым, довольно несложна.

Мы выделим три вида оснований характеристик: 1) эмоциональная отнесенность: а) объясняющая речь, б) убеждающая речь; 2) эмоциональная насыщенность /подразумевая под насыщенностью различные варианты интонаций, длительности пауз, количество логических ударений/: а) эмоционально насыщенная речь, б) эмоционально ненасыщенная (нейтральная) речь; 3) эмоциональная направленность /как отношение к излагаемому материалу/: а) положительная или индифферентная, б) отрицательная.

Источник: http://MirZnanii.com/a/207070/osobennosti-obucheniya-studentov-emotsionalnoy-vyrazitelnosti-rechi-v-protsesse-vuzovskoy-podgotovki

Реферат «Раскрытие эмоциональной выразительности у детей и взрослых»

Содержание
Введение……………………………………………………………..3
Теоретические основы раскрытия эмоциональной выразительности у взрослых и детей……………………………………….5
Методические приемы и рекомендации по раскрытию эмоциональной выразительности……………………………………………7
Заключение…………………………………………………………….11
Список литературы……………………………………………………12

Введение

Среди большого количества разнообразных форм художественной и творческой деятельности хореография занимает особое место.

Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, но и развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а так же помогают развивать музыкальную и образную выразительность.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития личности, для гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности.

Несмотря на то, что в настоящее время существует большое количество школ и студий танцев, лишь немногие люди способны по-настоящему владеть своим телом. Большинству не хватает раскованности и легкости в движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются приобретенные с детства психологические блоки, которые замедляют прогресс в ходе занятий танцами.

Также из-за развития современных технологий, люди привязаны к телевизору, компьютерам, своим гаджетам, постоянно пользуясь социальными сетями.

Вследствие чего люди стали меньше общаться друг с другом, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные людистали менее отзывчивыми к чувствам других.

Поэтому работа, направленная на раскрытиеэмоциональной сферы, весьма актуальна и важна.

Таким образом, цель данного исследования – выявить методы и способы раскрытия эмоциональной выразительности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоциональной выразительности у детей и взрослых.

  2. Обозначить основные методы и приемы раскрытия эмоциональной выразительности у детей и взрослых.

Объект исследования – процесс обучения танцам.

Предмет исследования – методы и приемы раскрытия эмоциональной отзывчивости у детей и взрослых

1.1. Теоретические основы раскрытия эмоциональной выразительности у взрослых и детей

Эмоциональная выразительность – это умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства.

Как правило, эмоциональная выразительность окружающими оценивается положительно: выразительность делает человека понятным, а общение с ним интересным.

Эмоциональная выразительность зависит в первую очередь от уровня развития мимики, степени развития пластики тела человека, использования им выразительных движений, богатства жестов, темперамента, энергетики человека.

Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением этого служат слова С.Л. Рубинштейна: «Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его»[6].

Особое значение в эмоциональном развитии отводится искусству. Среди множества форм художественного воспитания хореография занимает особое место.

Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они так же развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а так же помогают развивать музыкальную и образную выразительность в творчестве.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития личности, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности.

Искусство танца – средство воспитания и развития личности, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей.

Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают человека, делают его поведение естественным и красивым.

Специфика танца состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека передается без помощи речи, средствами движений и мимики.

Посредством общения с музыкой и танцем человек учится познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают раскрывать себя эмоционально и музыкально в творчестве, воспитать внимание, волю и коммуникабельность.

Танцевальное искусство включает в себя развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног.

В начале XX века швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. Э. Ж.

Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают раскрывать в себе эмоциональность и музыкальность, воспитать внимание, волю и коммуникабельность.

Это доказывают и недавно проведенные исследования американских ученых, подтвердивших, что дети, занимающиеся танцами, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших успехов в жизни.

Если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух и если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен, ему необходимы занятия детскими танцами.

На танцевальных занятиях педагог-хореограф, прежде всего, стремится развивать музыкальную и эмоциональную выразительность, учит координировать движения, развивать гибкость и пластику, изучает основные позиции и положения рук и ног в танце. Благодаря активной деятельности в танце осуществляется развитие эмоциональной, интеллектуальной, физической, коммуникативной, морально-нравственной, эстетической сферы.

Эффективность процесса раскрытия эмоциональной выразительности у детей заключается в широком использовании игрового метода. Учебный материал объединяется в отдельные танцевально-тренировочные комплексы, игры и этюды, что придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятий и отдаляет момент усталости.

Важным является взаимосвязь нравственной сферы и интеллектуальной посредством игр с танцевальными движениями и пластических этюдов. Очень важно научить осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце.

Это достигается через освоение языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных), которые используются в танце для образного воплощения – сначала на материале простейших упражнений и этюдов, а затем в развернутых сюжетных танцах, и музыкально-пантомимических спектаклях, в импровизации собственных танцевальных композиций.

При слушании музыки, танцоры передают свое отношении к музыке и чувствам через движение своего тела. На занятиях хореографией учатся слушать и понимать музыкальное произведение и одновременно ритмично двигаться и выполнять определенные движения, согласовывая их с музыкой.

Занятия хореографией являются дополнительным источником здоровья, радости, положительных эмоций, содействуют повышению трудоспособности, разрядке умственного и психологического напряжения.

1.2. Методические приемы и рекомендации по раскрытию эмоциональной выразительности

Первое знакомство с танцем происходит на занятии с помощью танцевальных упражнений, музыкальных игр и танцевальных композиций. В первый год работы идет интуитивное восприятие материала и особенно сложных требований к учащимся ещепредъявить невозможно.

Необходимо тщательноотбирать музыкальные произведения для танцевальных композиций, которые должны быть доступны и понятны, иметь яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок и квадратную форму.

Читайте также:  Бытовые обвинения в воспитании детей - психология

Монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание, не дает возможность развить эмоциональную выразительность и музыкальное понимание танца.

На данном этапе эффективными будут следующие игровые задания на передачу эмоциональных состояний:
радостно-грустно, вкусно-невкусно, весело-страшно, интересно-неинтересно, любопытно-безразлично и т.п.

Подобным же образом, в игровой форме, можно познакомить детей с анатомией частей тела — суставов и мышц, объяснив особенности их работы в процессе выполнения тех или иных движений. Эти знания помогают детям более ярко раскрывать свою эмоциональную выразительность в творчестве, развивать музыкальность в танце, осознанно усваивать танцевальный материал и избегать возможных травм.

Определенное время, в конце каждого занятия педагог уделяет внимание музыкально-танцевальным импровизациям, что способствует более яркому раскрытию и развитию музыкальной и эмоциональной выразительности в творчестве и танцевальных выступлениях.

Усвоив понятие «жест» и усвоив его значение в танце, дети переходят к отработке различных жестов – указательных, запрещающих, утверждающих, просящих, жестов, выражающих эмоциональное состояние (радость, печаль, раздумье и пр.).

Особое внимание уделяется маршевой и танцевальной музыке. Учащиеся должны определять особенности танцевальных жанров (вальс, полька, марш, русский народный танец), уметь самостоятельно находить нужные движения и исполнять их в соответствующем жанру характере, импровизировать на заданную музыку.

Как наиболее сложный элемент прорабатывается затакт. Даются задания на определение (на слух) затактового построения. Дети должны уметь самостоятельно начинать движение из затакта и в такт, вступать в коллективное движение «каноном» в различных ритмах и темпах, с различным интервалом.

Следующим и последним этапом раскрытия эмоциональной выразительности выступает передача с помощью мимики и жестов, то, что они слышат и чувствуют в музыке.

Исполняются небольшие пластические этюды с воображаемыми предметами (надувание шарика, игра с мячом).

Развитию эмоциональной и актерской выразительности послужат сценки подражания повадкам животных (этюды «кошка», «петух», «лошадка», «лягушка» и др.)

Нижеприведенные приемы буду способствовать раскрытию эмоциональной выразительности как детей, так и взрослых:

  1. Музыкально-танцевальные игры.

  2. «Ветерок»

Упражнение выполнять стоя и сидя. Условия — в полную силу грудной клетки набрать воздух (вдох), задержать дыхание как можно дольше, затем резко, шумно вытолкнуть воздух из легких (выдох) и расслабиться.

Затем повторить все снова. Вариант этого этюда: можно предложить детям в конце музыкальной фразы изобразить как «ветерок» постепенно затих и успокоился в конце этюда, т.е.

происходит постепенная релаксация у детей до полного расслабления мышц лица.

  1. Винни-Пух с Пяточком в гости к Кролику идет

Игровая ситуация:

Кролик сидит в своей норке и ждет гостей, Винни-Пуха и Пяточка, которые по неизвестной причине опаздывают. Его музыкально-пластические действия:

посмотрели вправо, повернув голову и корпус, вернулись в исходное положение (прямо);

посмотрели влево, вернулись в исходное положение;

никого не увидели (поднимаем плечи, затем разводим руки в стороны), на лице — недоумение (брови приподняты, губы опущены вниз). От расстройства «плачем», прикрыв лицо ладонями (пальцы слегка разводим). Делая вид, что плачем, качаемся из стороны в сторону, затем сверху вниз и громко «рыдаем».

Затем разводим руки в стороны перед собой (как бы общаясь со зрителями).

«Не верите? Да вы присмотритесь, у меня текут слезы!» Для этого поднимаем указательный палец правой руки (остальные пальцы собраны в кулак), наклоняем голову то вправо, то влево, одновременно показываем «слезную дорожку», проводя пальцем от края глаза к губам.

Собираем слезы сначала в левую ладошку, затем в правую — получаются две горстки «слез», даже боимся их расплескать. Но взмахом обеих рук мы изображаем капли дождя, разбрызгивая «слезы» (активно шевелим кистями поднятых рук), и в конце этюда подставляем стопы «дождю», размахивая руками и ногами.

Этот этюд — шутка решает двойную задачу: различные движения сочетаются с эмоциями, характерным настроением, помогают детям развивать музыкальную и эмоциональную выразительность на танцевальных занятиях и не разрушают способность ребенка играть и верить в то, во что они играют. Основные принципы методики сводятся к тому, чтобы, используя музыкальные навыки детей и небольшой запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку.

В музыкально-танцевальных играх дети часто создают определенный образ и передают в движении разнообразные чувства.Для этого можно использовать специальные музыкально-хореографические этюды, такие как «Паровозики», «Пингвины», «Котята», «Лягушки» и т.д.

Таким образом, с первых дней занятий в хореографическом коллективе необходимо начинать с развития эмоциональной выразительности, а также музыкальности, что в свою очередь способствует успешной работе, а сам процесс способствует самовыражению и проявлению творчества.

Заключение

Эмоциональная выразительность – это умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства.

Эмоциональная выразительность зависит в первую очередь от уровня развития мимики, степени развития пластики тела человека, использования им выразительных движений, богатства жестов, темперамента, энергетики человека.

Основными и самыми эффективными приемами раскрытия эмоциональной выразительности являются передача своего отношения к музыке через движение тела и исполнение этюдов с воображаемыми предметами. На занятиях хореографией учатся слушать и понимать музыкальное произведение и одновременно ритмично двигаться и выполнять определенные движения, согласовывая их с музыкой.

Большое внимание следует уделить подбору музыкальных композицией. Плохо подобранное музыкальное сопровождение для танца не только не будет способствовать развитию эмоциональной выразительно, но и наоборот, притупляет внимание и снижает мотивацию.

Таким образом, эмоциональная выразительность это одно из основных умений танцора, которое нужно развивать не только в самом начале занятий в хореографическом кружке, но и на протяжении всего времени.

Список литературы

  1. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сб. науч.. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С. 31-48.

  2. Ерохина О.В. «Школа танцев для детей». Феникс, 2003.

  3. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство — музыкально-творческая деятельность / Е.И. Кубанцева // Музыка в школе. — 2001. — № 2. — С. 38-40.

  4. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. — М.: Музыка, 1961. – 10 с.

  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 712 с.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/riefierat_raskrytiie_emotsional_noi_vyrazitiel_nosti_u_dietiei_i_vzroslykh

Развитие выразительной речи — Студопедия

Выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью.

Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями – нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т.д.

– словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.

У маленького ребенка выразительные моменты, конечно, являются не стилистическими средствами или приемами, которые сознательно избираются и используются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление; в них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребенка; она беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение. Так, инверсия в речи ребенка собственно вовсе не является инверсией в том смысле, в каком она является таковой в речи взрослого. У взрослого выработался уже определенный порядок слов, принятый нормами грамматики, и инверсия означает изменение этого уже установившегося порядка для того, чтобы выделить, подчеркнуть определенное слово: это стилистический прием, основанный на знании или хотя бы чувстве того эффекта, который получается в результате такой инверсии, такого изменения установленного порядка. У дошкольника, собственно, еще нет твердо установленного, нормализированного порядка слов, который он сколько-нибудь сознательно изменил бы. Но простая эмоциональная значимость слов выдвигает одно слово, отодвигает другое, расставляет их по своему произволу, не ведая никаких канонов и потому, естественно, не считаясь с ними. Когда мы говорим об инверсии в речи ребенка, мы имеем, строго говоря, в виду то, что по сравнению с установившейся в языке обычной конструкцией нам представляется инверсией, не будучи собственно таковой для ребенка. То же в большей или меньшей мере применимо и ко всем другим выразительным моментам ранней детской речи, хотя, по-видимому, у некоторых детей чувствительность к эмоциональной выразительности речи начинает проявляться очень рано.

В дальнейшем, по мере того как импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, непроизвольная выразительность ее, естественно, снижается.

Основанное же на знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность является уже искусством, обычно еще не развитым у детей.

В результате, когда первоначальная непроизвольная выразительность, часто встречающаяся в речи маленьких дошкольников, особенно младших, спадает, речь детей может стать – если над развитием ее выразительности специально не работать – крайне маловыразительной.

Выразительная речь становится сугубо индивидуальной особенностью эмоциональных натур, особо чувствительных к выразительности слова.

Яркостью непроизвольной выразительности речи, встречающейся у совсем маленьких детей, с одной стороны, и беспомощностью детей сделать свою речь выразительной при помощи сознательно избранных речевых средств, с другой, объясняются расхождения по вопросу о выразительности детской речи – указания на ее выразительность у одних и утверждения других (начиная с Ж.-Ж. Руссо), что речь детей сугубо невыразительна.

Развитие речи, способной выразить эмоциональное отношение к тому, о чем идет речь, и оказать на другого эмоциональное воздействие, сознательно пользуясь выразительными средствами, требует большой культуры. Над развитием такой выразительной речи, в которой эмоциональность не прорывается, а выражается в соответствии с сознательными намерениями говорящего или пишущего, нужна тщательная работа.

В наиболее обобщенной форме такая сознательная выразительность присуща художественной речи. Выразительные средства художественной речи складываются из различных элементов, среди которых особо важными являются: 1) выбор слов (лексика); 2) сочетаемость слов и предложений (фразеология и контекст); 3) структура речи, и в первую очередь порядок слов.

Придавая слову эмоциональную окраску, эти элементы – в их совокупности – позволяют речи не только передать предметное содержание мысли, но выразить также отношение говорящего к предмету мысли и к собеседнику.

В художественной речи особое значение приобретает, таким образом, не только открытый текст, но и гораздо более сложный и тонкий эмоциональный подтекст.

Не только самостоятельное сознательное использование выразительных средств речи, но и понимание их своеобразной и насыщенной семантики, определяющей эмоциональный подтекст речи (иногда не менее существенный, чем ее текст, выраженный логическим построением слов), является продуктом усвоения культуры.

Понимание и переживание эмоционального подтекста требует вдумчивого воспитания. Наибольшие трудности для понимания эмоциональный подтекст представляет в тех случаях, когда он отклоняется от открытого текста или даже противоречит ему.

Именно так зачастую обстоит дело, например, с ироническими оборотами речи. Тонкая ирония Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, языковое мастерство М.Е.Салтыкова нередко недостаточно понимаются школьниками. Экспериментальная работа, выполненная В.Е.

Читайте также:  Элита - психология

Сыркиной,152 использовавшей в целях исследования метод «режиссерских ремарок» и ряд других видов работы над текстом художественных произведений, показали наличие различных ступеней в развитии этого понимания.

На первой ступени эмоциональный подтекст ускользает от школьника, слово берется исключительно в его непосредственном прямом значении.

На более высокой ступени ученик уже чувствует расхождение между открытым текстом и эмоциональным подтекстом, но еще не умеет их согласовать, не улавливает правильного соотношения между ними. Наконец, при дальнейшем продвижении школьник постепенно начинает улавливать сущность эмоционального подтекста и благодаря этому приходит к более углубленному проникновению в основную мысль художественного произведения.

Весь ход развития понимания эмоционального подтекста – как он раскрылся в процессе работы с учащимися – с большой яркостью показал диалектическое единство между моментами переживания и понимания.

Для того чтобы по-настоящему понять подтекст речи, надо его почувствовать, «сопережить». И вместе с тем, для того чтобы по-настоящему сопережить текст, надо его глубоко осмыслить.

Так в плане конкретного экспериментального исследования вновь подтвердилось и по-новому раскрылось одно из основных наших положений о единстве переживания и сознания.

В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи.

Показательно обычно бывает уже то, как человек завязывает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи более или менее отчетливо выступает его темперамент, в ее интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном рисунке – его эмоциональность, а в ее содержании просвечивают его духовный мир, его интересы, их направленность.

Источник: http://razvitielife.ru/vospitanie/psikhologiya/27773-razvitie-vyrazitelnoj-rechi-studopediya

Двигательно-пластическая выразительность и ее развитие в дошкольном детстве

Горшкова Е.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дошкольная психология и педагогика».

Можно выделить три подхода к пониманию природы выразительности движений: психологический, искусствоведческий и психофизиологический.

В психологической литературе известно понятие «выразительные движения»; они рассматриваются в контексте повседневного (невербального) общения между людьми и понимаются как неотъемлемый компонент эмоций человека (С.Л.

Рубинштейн), или — иными словами — как носители информации (сигналы) о его настроении, самочувствии, намерениях, отношении к окружающим и т.д.

Можно сказать, что под выразительностью движений подразумевается информативность, в которой слиты воедино значение, закрепленное в самом движении, и личностный смысл, проявляющийся в том, как выполняется движение. Если использовать терминологию А.В.

Запорожца, то значение движения прочитывается по «срочным фазическим актам», которые больше отражают предметные (объективные) особенности внешней ситуации; а личностный смысл усматривается в «позо-тонических компонентах», которые больше отражают личные (субъективные) особенности человека и переживаемого им самим отношения к внешней ситуации. В таком контексте движения человека не могут быть «не выразительными», т.е. не информативными, т.к. они всегда, по меньшей мере, сообщают о наличии или отсутствии переживания, отношения человека: информация об отсутствии чего-либо — это тоже информация.

В искусствоведческой литературе, в частности, рассматривающей игру артиста театра, выразительность («пластическая выразительность актера») понимается как степень, яркость проявленности содержания воплощаемого им сценического образа. В этом контексте движения артиста могут выглядеть более или менее выразительными или совсем невыразительными.

Это зависит не только от развития физического аппарата актера (эластичности мышц, подвижности суставов и т.п.), но и от его воображения, веры в предлагаемые обстоятельства, способности органично действовать в них с позиции образа, наделенного конкретно-индивидуальными пластическими качествами.

И хотя артист для наибольшей органичности игры привлекает опыт собственных пережитых им когда-то эмоций, однако он представляет на сцене образ не себя самого, а другого действующего лица (персонажа).

Сложность в понимании природы выразительности применительно к искусству воплощения художественного образа средствами выразительных движений (пантомима, танец, театр), состоит в специфике этих видов искусств. Здесь тело и движения артиста выступают одновременно как инструмент и материал его художественной деятельности.

Более того, сценический образ живет только в моменты исполнения и не фиксируется самим артистом в предметно-материальном продукте, что затрудняет при анализе четкое отделение артиста-творца от продукта его деятельности. Тем не менее, природа игры актера (по К.С.

Станиславскому) предусматривает удерживание им двойной позиции, которая позволяет ему действовать как персонаж (согласно предлагаемым обстоятельствам) и в то же время наблюдать за этим как внутренний зритель, критик, с тем, чтобы корректировать свою игру, стремясь к более совершенному исполнению.

В литературе по психофизиологии движений понимание природы выразительности высказано Н.А. Бернштейном в рамках его теории об уровнях построения движений. Точнее, он говорил о художественности исполнения (например, музыкальных произведений пианистом), которое есть результат особого качества движений.

Оно достигается, с одной стороны, богатой поддержкой уровня, ведущего основное движение или действие, всевозможными фоновыми (нижележащими) уровнями, что обеспечивает высокую исполнительскую технику, а с другой стороны, — и это главное — участием в координации движений вышележащих уровней, осуществляющих их смысловую координацию, благодаря чему исполнение артиста приобретает особую эмоциональность и проникновенность.

В каждом из названных подходов существует то или иное понимание образа.

С позиций психологии и психофизиологии, это — внутреннее образование, представление — результат психического отражения (например, восприятия) человеком окружающего мира и себя самого, помогающее ему ориентироваться в изменяющихся условиях жизни, деятельности.

В искусствоведении образ рассматривается как внешнее образование. Он может выступать, с одной стороны, как исходный комплекс некоторых характеристик персонажа (в том числе, телесно-двигательных, связанных с его возрастом, габаритами тела, родом занятий и пр.

); многие из характеристик того или иного образа могут существовать в культуре как архетипы (например, сказочных персонажей) или в виде сложившихся сценических традиций. Все это может стать отправной точкой для индивидуально-творческой работы артиста. С другой стороны, образ понимается как результат творчества артиста, воплощающего и проживающего его на сцене.

Учет этих подходов и дополнение недостающих звеньев позволяет сформулировать кратко следующую концепцию двигательно-пластической выразительности детей 3 — 7 лет.

Средством развития двигательно-пластической выразительности в дошкольном детстве выступает освоение языка выразительных движений.

Обычно оно происходит в повседневной жизни — стихийно и преимущественно неосознанно — в силу подражательного присвоения ребенком норм невербального общения, принятых в его ближайшем окружении (семье), поэтому может быть более или менее ограниченным. Наиболее продуктивно освоение дошкольниками языка выразительных движений протекает

при осмысленном и произвольном его освоении и использовании, условия для которого создаются в рамках целенаправленного обучения детей от 3 до 7 лет.

Двигательно-пластическая выразительность предполагает сочетание двух составляющих.

Первая — структурная выразительность движений — это присущая самому движению содержательность, информативность, которая прочитывается по определенным опорным элементам, фазам и направлению протекания движения.

С одной стороны, она существует в культуре — в общепринятом языке движений, особенно в жестикуляции — и передается ребенку взрослыми.

С другой стороны, структурная выразительность — как результат освоения и присвоения ребенком того или иного движения — это способность четко воспроизвести («артикулировать») структуру движения в соответствии с культурным образцом и тем самым сделать понятным для окружающих содержание своего невербального сообщения. Она отражает интеллектуальный компонент познания языка движений

Вторая составляющая — пластическая выразительность движений. Пластика проявляется в более или менее тонких изменениях тонического напряжения мышц ребенка в зависимости от содержания переживания и степени его эмоциональной включенности в выполняемое движение.

Это может порождать дополнительные смыслообразующие нюансы, штрихи, наслаивающиеся на основу (структуру) движения, определяющие своеобразие протекания движения от одной фазы к другой, благодаря чему наблюдается целостность, связность, тот или иной характер движения.

Поэтому пластическая выразительность движений — это, с одной стороны, качество эмоционального проживания, смыслового наполнения движений, а с другой, — это способность ребенка передать другому человеку свои индивидуально переживаемые смыслы.

Видоизменение пластики может менять смысл движения и даже деформировать его значение. Пластическая выразительность чаще отражает эмоциональный компонент познания языка движений.

Произвольные выразительные движения для дошкольника — прежде всего образные движения, т.е. внешние движения самого ребенка, посредством которых он создает образ конкретного персонажа; в результате воплощаемый образ (игровой образ) становится двигательно-пластическим.

Игровой образ — как задача и результат двигательно-пластического воплощения, — отвечая природе образного мышления дошкольника, оказывается оптимальным не только с точки зрения интересного для ребенка содержания деятельности.

Он становится фактором, который наиболее естественно позволяет сочетать в едином действии как структурную выразительность (поступки персонажа, его внешние движения), так и пластическую выразительность (характерные особенности его движений, переживания, внутренние состояния).

Решение ребенком задачи осмысленного и произвольного перестроения своих движений в соответствии с характеристиками игрового образа позволяет задействовать и, следовательно, развивать высшие уровни управления движениями — уровни смысловой координации, благодаря чему постепенно приобретается особое качество движений: слаженность, выразительность, и др. — а также способность ребенка к их тонкой и сложной регуляции. Произвольное и осмысленное двигательно-пластическое воплощение игрового образа постепенно развивает у дошкольника способность отделять себя самого от исполняемого образа: собственные действия и эмоции от образных движений и переживаний. Такое различение становится необходимым условием развития способности к управлению собственными эмоциями. Иными словами, управление собственными движениями и эмоциями, мотивированное интересной для ребенка деятельностью, развивает у него способность к регуляции собственного поведения в целом.

Образные выразительные движения связаны с продуктивным воображением, так как, по Л.С. Выготскому, детскому воображению присуща двигательная природа, и оно наиболее органично развивается, когда ребенком используется «действенная форма изображения при посредстве собственного тела».

Развитие у дошкольников образных выразительных движений чрезвычайно активно влияет на развитие у них воображения и творческих способностей, особенно если произвольное и осмысленное использование этих движений проходит в условиях соответствующей творческой деятельности — двигательно-пластического творчества в контексте игровых (сюжетных) ситуаций, построенных на взаимодействии разнохарактерных персонажей. Различаются два вида двигательно-пластического творчества дошкольников. «Сочинение» больше связано со структурной выразительностью движений и состоит в самостоятельном поиске движений, отвечающих образному содержанию, и выстраивании их в более или менее целостные композиции. Творческое исполнение больше связано с пластической выразительностью и проявляется, в частности, в том, что в образное движение ребенок включается «всем телом». В силу импровизационного характера детского творчества пластически выразительное исполнение может порождать интересные решения в «сочинении» образа.

Благодаря двигательно-пластическому воплощению взаимодействия разнохарактерных персонажей в контексте различных сюжетных ситуаций у детей развиваются не только представления о выразительных возможностях языка движений, но и коммуникативные способности в плане использования движений, жестов как средств невербального общения

Итак, выразительное движение дошкольника может рассматриваться как движение, которое несет в себе все многообразие психики ребенка, а двигательно-пластическая выразительность — как система способностей: познавательных (нормативных и творческих), коммуникативных и регуляторных.

Источник: http://www.litsoch.ru/referats/read/288765/

Ссылка на основную публикацию