Активные игры — психология

Что такое психологические игры и кому они нужны?

Я и деньги

Я начала исследовать мир психологических игр с бизнес-симулятора FreshBiz – это трансформационная игра, посвященная финансам. Ведущая обещала, что я осознаю свои взаимоотношения с деньгами.

Для начала нужно было выбрать героя – фишку с изображением и именем. К ней прилагался набор карточек с описанием бизнеса, который можно открыть. Перед началом игры каждый участник кидает кубик, и выпавшее число становится количеством денег для старта. Мне «повезло» – у меня выпала 1.

И мне дали фишку на миллион долларов. А дальше началась сама игра: можно было брать кредиты у банков, покупать акции и недвижимость и открывать бизнес. Случались и волшебные подарки судьбы, когда в руки попадали карточки с дополнительными возможностями и финансами.

Через 2 часа ведущая скомандовала: «Стоп! Подводим итоги и считаем прибыль». 

Игра FreshBiz.

Из миллиона долларов  мне удалось сделать 7 миллионов, хотя до конца игры я так и не дошла. Как оказалось, это все из-за того, как я сформулировала запрос: посмотреть на свои взаимоотношения с деньгами.

Конечного результата в этом запросе не было. Игра показала мне основное правило денег: движение. Если держать деньги, то с ними ничего не происходит. А вкладывая и рискуя, можно увеличить свой капитал.

Эффект от игры? Теперь я гораздо смелее распоряжаюсь своими финансами.

Я и мир

Второй моей игрой стал «Каузальный интеллект». Игру вела ее создатель Жанна Завьялова – учредитель Международной школы бизнес-тренеров ICBT, кандидат психологических наук.

Перед началом игры тоже нужно было сформулировать запрос, точнее – задать вопрос, ответ на который я бы хотела получить во время игры. Единственный вопрос, который был у меня в голове: «Посмотреть, как работает игра и что это такое».

Для старта необходимо было официально «родиться», то есть выбросить кубик с цифрой 5, что мне удалось достаточно быстро. Остальные участники еще долго испытывали судьбу. Игра состояла из 55 клеток, означающих различные состояния сознания. Фишками становились сами игроки. А игровым полем – все пространство зала.

Игру я прошла на удивление быстро, попадая каждый раз на клетки, которые переносят меня на более высокий уровень. 

Игра «Каузальный интеллект».

– Как быстро ты закончила игру! – удивилась Жанна. – Какие инсайты у тебя были? Получила ли ты ответ на свой вопрос?

– А я не задавала вопрос, я изучала игру, – честно призналась я.

– Ну тогда ты не играла по-настоящему. Это была лишь подготовка. Игра дает намного больше. Может быть, у тебя есть актуальный вопрос и тебе было бы интересно прожить его в игре? 

Игра «Каузальный интеллект».

Вопрос у меня нашелся, и я решила поиграть еще раз. Теперь все оказалось совсем по-другому. Каждый бросок кубика – как прыжок в пропасть в поисках себя. Откуда игра знает, что у меня есть гнев? А ведь правда есть, я же живая. Мир фантазий – да, и это мне свойственно. Каждый ход добавлял новый элемент к пазлу моей жизни и соответствовал моим состояниям.

3 шага вперед и 1 шаг назад – меня вдруг снова отбросило на первый уровень, опять начинать все сначала… Для таких случаев есть отрывки из фильмов или кинометафоры, которые можно посмотреть на экране телефона. Кинометафоры помогают быстрее прожить ситуацию, видя ее более полноценно, со всех сторон. 3 часа промчались как одно мгновенье.

Я закончила игру за 5 минут до официального завершения, и мое тело и голову переполняли инсайты.

Интересно: как мне, совершенно не игроману, удалось втянуться в игру и получить столько эмоций? Я решила поговорить об этом с создателем игры «Каузальный интеллект» Жанной Завьяловой. 

Жанна Завьялова – автор психологической игры «Каузальный интеллект».

Жанна, почему взрослые люди так увлекаются психологическими играми? То ли дело карты или казино – в них есть азарт и испытание судьбы. 

Жанна Завьялова: В психологических играх у игроков есть уникальная возможность прожить, осмыслить и трансформировать ситуации, которые им не удавалось разрешить, понять сам механизм. А потом применить это все в реальной жизни. Игроки испытывают яркие эмоции и инсайты, часто даже более интенсивные, чем в жизни. 

В чем сила игры?

Ж.З.

: В том, что игроку попадаются именно те карточки, которые наиболее точно описывают его ситуацию, и участник может извлечь уроки прямо на игровом поле: попасть в кроличью нору или совершить квантовый скачок. И пока человек не осознает и не примет причины повторяющихся состояний, он не сможет продвинуться дальше. Игра будет возвращать его к непройденному уроку – что часто происходит в нашей жизни.  

Игра «Каузальный интеллект».

Как появилась на свет эта игра?

Ж.З.

Прототипом стала древняя индийская игра «Лила», адаптированная под современный мир и под бизнес-форматы. Древние жрецы с помощью «Лилы» передавали своим соотечественникам знание о мире, и некоторые выбрасывали кубик лишь один раз в жизни. Выпавший символ был знаком того, какой урок они должны усвоить.

И если в «Лила» можно играть часами, постигая основы мироздания, то «Каузальный интеллект» укладывается в 2-3 часа.

Что такое каузальный интеллект?

Ж.З.

Это психическая функция. Она формируется в процессе жизни и отражает культуру взаимодействия человека с реальностью. Каузальный интеллект состоит из способности преобразовывать реальность, из навыков принимать неизменяемые аспекты и способности различать то, что можно изменить, а что необходимо принять.

Я и мужчины

Игра «Возлюбленная».

Третья психологическая игра – «Возлюбленная» – была посвящена взаимоотношениям с партнером. Эту игру тоже вела ее создательница – педагог-психолог, сказкотерапевт Владимира Махукова. Наученная предыдущим опытом игр и важностью запроса я честно призналась, что тема отношений с партнером для меня не актуальна.

Владимира помогла мне сформировать вопрос и войти в ресурсное «женское состояние». На кубике сразу выпало заветное 3 – «женское число». Игра началась. Она состояла из трех циклов: привлечение партнера, поддержание отношений и обновление. Циклы были изображены на игровом поле в виде спиральных раковин. Я попала в первую спираль «Привлечение партнера».

Внутри сразу сработал протест: «Не хочу я никого привлекать!» 

Игра «Возлюбленная».

Но я решила исследовать, кого привлекаю, и посмотреть, что будет дальше. А дальше мы анализировали мои состояния через три вида метафорических карт. Я получала карты-подсказки от других участниц игры, которые выступали в роли ведуний, и с их помощью смотрела на свое поведение в отношениях. Двигалась я очень медленно, так как мне постоянно выпадали 1 и 2.

Однако, когда мне захотелось попасть на другой уровень и посмотреть, а как там, я выбросила 6, попала в поле «переход» и вышла из раковины-спирали. Удивительным образом это совпало со временем окончания всего процесса. И да, во время игры я осознала, что привлекаю мужчин-героев, которые готовы ради меня убить дракона. И моя женская роль активно-пассивная – вдохновлять на подвиги.

Что как лайф-коуч я делаю почти каждый день. 

Владимира Махукова – автор психологической игры «Возлюбленная».

Владимира, как родилась Ваша игра?

Владимира Махукова: Как-то раз я поиграла в игру «Семейные сценарии», увидела, что можно за три часа решить то, что не получилось годами. А потом решила создать свою игру.

За основу я взяла метод комплексной сказкотерапии Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой и архетипы Возлюбленной, Матери и Хранительницы.

Самостоятельно я разработала колоду ассоциативных карт «Цветы венка Возлюбленной», где каждый цветок несет в себе глубокий этнопсихологический и архетипический смысл и помогает находить внутренние ресурсы.

В чем сила игры?

В.М.: В том, что через символические действия игроки запускают процессы изменения в своей жизни. В ходе игры есть клетки раздумий, где нужно взять метафорические карты и поразмышлять над ситуацией. Есть инициации, когда необходимо сделать важный выбор.

Есть женский совет, на котором участницы одаривают героиню символами-подсказками. А еще можно пообщаться с сильными женщинами из своего рода и набраться женской мудрости. Все это символично, но это работает.

И после игры женщина осознает уникальную часть себя, которая называется Возлюбленной.

Источник: http://www.sncmedia.ru/entertainment/psikhologicheskie-transformatsionnye-igry/

Интересные психологические игры для студентов

Чем заняться в компании? Для тех, кто ещё думает о своем духовном и физическом здоровье, и хочет провести время с пользой и весельем, без чувства опьянения на утро, есть отличный выход — игры. Но не карточные, и не домино.

Сегодня в zhurnal-razvitie.ru речь пойдет о популярных, полезных и безумно затягивающих психологических играх для студентов.

Они рассчитаны как и на компанию из десяти человек, так и на небольшую группу из пяти — шести человек.

Во время игры вы не только открываете все новые и новые качества у своих друзей — однокурсников, но и узнаете многое о себе, о чем раньше даже не подозревали!

Какими же бывают игры? Абсолютно разными.  На интуицию, логику как карточная игра «Мафия». На невербальный интеллект как игра «Крокодил». На развитие предпринимательских качеств как деловая игра «Книжная фабрика«. Начнем же мы с самых непредсказуемых игр — на воображение. С помощью них вы узнаете о самих глубинах своего и чужого подсознания.

Игра на воображение «Диксит»

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь — специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек.

На них изображены различные картинки — практически сюрреализм. Например — покосившийся якорь, посреди пустыни. Какие ассоциации приходят в голову? Их нужно сформулировать в одной фразе — и озвучить ее остальным.Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.

Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу. Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков. За счет этого баланса, Диксит и приобрел бешеную популярность среди психологических игр для студентов.

Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.

Следующий вид игр — на ощущения и чувства. Мы часто жалуемся, что интернет общение и электронная почта лишили нас личного общения. И вот, теперь есть шанс узнать о том, не лишились ли вы способности передавать чувства и ощущения без использования анимированных смайликов.

Игра на ощущения и чувства «Эстафета чувств»

Например для игры под названием «Эстафета чувств» вам тоже потребуется подготовка — карточки. Но, тут уже все проще и без якорей. Всего-то надо будет написать на 6-10 карточках (в зависимости от количества участников) название чувств.

Читайте также:  Абсолютизм - психология

Например : «недоверие», «обожание», «призрение», «любовь» и т.д. Игроки садятся в круг и закрывают глаза, а тот, что сидит с краю вытаскивает первую карточку. Он передает чувство, написанное на выпавшей карточке соседу.

Но, конечно же, делает это не словами , а различными движениями, например: поглаживанием, или наоборот отстранением, похлопыванием и так далее. Игрок должен угадать, что за чувство ему передают и, осмыслив и опознав его, передает его же следующему. И так по кругу.

Когда последний участник получает «чувство», то все открывают глаза и в обратном порядке озвучивают свои ощущения. И тут уже можно обсудить причину возникших искажений.

Игра на доверие «Слепой»

Следующая игра для студентов — на доверие, под названием «Слепой». Можете ли вы доверять своим друзьям? Вот сейчас и проверим. Выбирается один ведущий и одна, так сказать, жертва , а именно – слепой.

Азарта и экстрима добавит то, если проводить эту игру вы будете где-нибудь в общественном месте – в парке или просто на природе. Слепому завязывают глаза, ведь он не должен ничего видеть, а ведущий выбирает ему из команды поводыря. Задача поводыря- вести за руку Слепого.

Предупреждать, громко и четко, где через лужи перешагивать, обходить ямы и канавы- его прямая обязанность. Самое важное в этой игре — ощущение полного доверия между игроками.

Недопустимы любого рода злые шутки, издевки, перебивания и подначивания — не забывайте, что человек ничего не видит, и может сильно пострадать, наткнувшись, например, на дерево или фонарный столб.

Задача Слепого же в это время — не только внимательно слушать поводыря, но и отдаться своим ощущениям — настроится на четкое восприятие собственных органов чувств. Только с завязанными глазами мы начинаем по-настоящему ощущать щекотание ветерка по щекам и хруст веток под ногами. Психологическая задача данной игры во-первых обратить человека к его чувственному сознанию, во-вторых показать пример ответственности за другого человека.

Игра для студентов «Подарок»

Итак, если вы уже доверяете своему другу, то как насчет того, что бы узнать о нем побольше? Для этого существует игра для студентов «Подарок». Из всей компании выбирается один игрок, у которого, допустим, скоро День Рождения, или День Ангела, это не важно. Важно то, что нужно подарить ему подарок.

Но не простую банальную статуэтку, а что-то, что ассоциировалось бы у вас с этим человеком. По очереди, все предлагают свои варианты, объясняя выбор. А «именинник» внимательно следит за тем, кто же подарил бы ему по-настоящему искренний подарок, и кто знает его лучше остальных.

Следует избегать общих вариантов типа «фоторамку, потому что у него есть фотоаппарат» или «ручку, потому что он студент» — за подобные ответы снимаются баллы. А шкалу их начисления можно придумать самим, в зависимости от тематики вечеринки или просто под настроение.

Для вдохновения — баллы можно начислять в бананах, степплерах или кубиках льда. Все, на что хватит фантазии.

Цель же этой игры- сплотить коллектив, хотя бы просто тем, что все эти люди, пусть их пятнадцать, а пусть и пять — знают что-то об одном человеке, и не просто его имя или фамилию, а увлечения, хобби. Ну, а если не знают — тут уж нужно делать соответствующие выводы и больше внимания уделять личному общению.

Творческая игра «Интересные стихи»

И напоследок- самая творческая из всех игр «Интересные стихи». Суть игры очень проста — первый игрок вслух сочиняет любую стихотворную строчку. Размер не важен, а вот рифма и смысл — основное условие. Тема может быть абсолютно любой. Хоть «Шли мы с братом по луне».

Второй игрок быстро, подумать ему дается около тридцати секунд, придумывает продолжение- обязательно в рифму и строфа по смыслу тоже должна подходить. И пошло- поехало.

Конечно, сначала у вас будут получаться совершенно абсурдические стишки, но потом — возможно, вы всей компанией сочините великое произведение! Главное — скорость. Потому что только тогда, как при блиц — опросе, вы будете готовить именно то, что имеете ввиду, без лукавства.

Кроме полезности, эта игра невероятно веселая, и есть у нее только один минус — от смеха потом очень сильно болят щеки.

Итак, как вы видите, провести с друзьями студентами веселый вечерок можно и без пьяных посиделок, только и вредящих здоровью при помощи интересных психологических игр для студентов. Есть масса способов разнообразить наскучившие вечеринки с картами и телевизором.

За один вечер вы сможете открыть столько нового об однокурсниках, что общаться с ними станет намного приятнее и интереснее, вы начнете их лучше понимать, и процент конфликтных ситуаций сойдет на минимум.

Ведь нет ничего важнее здоровой атмосферы в вашем кругу общения и внутри вас самих!

Впереди еще много интересных и развивающих статей! Не пропусти!

Источник: http://zhurnal-razvitie.ru/psixologicheskie-igry/interesnye-psixologicheskie-igry-dlya-studentov.html

Тренинги по психологии, психологические упражнения и игры для детей и подростков

У каждого ребенка свой характер. Одни дети раскованные и общительные, другие замкнутые и скрытные. Но и тем и другим иногда требуется психологическая помощь, чтобы успешно общаться со сверстниками и взрослыми, иметь возможность самореализоваться, поверить в свои силы, повысить самооценку и т.д. В этом педагогам могут помочь психологические тренинги для детей и подростков.

Самые интересные и эффективные психологические упражнения и игры для детей разного возраста мы собрали в этой статье.

Зачем нужен психологический тренинг детям и подросткам?

Тренинги для детей и подростков помогают развить навыки:

  • межличностного и межгруппового взаимодействия;
  • общения;
  • саморегуляции.

Кроме того, специальные психологические тренинги для школьников часто проводят с целью профессиональной самоориентации.

Психологические тренинги для подростков, и в особенности для детей дошкольного и младшего школьного возраста – это, прежде всего, увлекательные игры и упражнения, в ходе которых осуществляется практическое обучение.

Занятия могут проходить как в группе, так и индивидуально. Форма обучения изменяется в зависимости состава и поведения участников тренинга, а также их мотивации. Такой подход позволяет раскрыться каждому ребенку, раскрепощает и учит коллективному взаимодействию.

Максимальную эффективность игровые тренинги приносят лишь в том случае, если ребенок сам заинтересован в изменениях своего поведения, мировоззрения и личностном росте.

Тренинговые упражнения для дошколят

Чтобы внимание детишек не рассеивалось, игры для тренингов дошкольников должны быть недолгими. Лучше за одно занятие провести 3-4 разные игры. Каждая из них должна быть направлена на достижение определенной цели.

Психологические тренинги для школьников младших классов

Психологические упражнения для тренингов детей младшего школьного возраста должны прорабатывать их основные внутренние проблемы и учить в будущем справляться с ними самостоятельно.

В психологический тренинг для детей 7-9 лет следует включать:

Они помогут смоделировать различные ситуации и обыграть возможные варианты поведения.

Игры для тренингов в подростковом возрасте

Психологические тренинги для подростков главной своей целью должны ставить обучение подрастающего поколения успешному функционированию в постоянно меняющемся современном мире.

Стоит отметить, что к этому критическому возрасту все дети подходят совершенно не подготовленными. Их одолевает масса сомнений как в себе, так и в своих способностях. Часто они совершенно не знают как вести себя в той или иной ситуации, постоянно провоцируя конфликты.

Принимая во внимание особенности подросткового возраста, всевозможные центры сегодня практически повсеместно реализуют специальные тренинговые программы для подростков.

Наиболее популярны:

  • тренинг общения для подростков;
  • тренинг личностного роста для подростков.

Тренинги общения для подростков столь актуальны потому, что в этом возрасте ведущей деятельностью становится именно общение со сверстниками.

И от того, с кем и как будет общаться ребенок, зависит его дальнейшее развитие, становление его личности. Поэтому очень важно научить ребят выстраивать дружеские отношения.

Научить самоутверждаться в коллективе сверстников и привлекать внимание противоположного пола, не нарушая норм социального поведения и не пренебрегая этическими и моральными ценностями.

Тренинги для подростков личностного роста преследуют следующие цели:

  • повысить уверенность в себе;
  • снять страх перед публичными выступлениями;
  • развить целеустремленность;
  • совершенствовать коммуникативные навыки;
  • повысить школьную успеваемость;
  • сформировать лидерские качества.

Провести качественный психологический тренинг для подростков может простой школьный учитель в обычном школьном классе. Главное научиться подбирать игры и упражнения для тренингов, соответствующие поставленным целям и задачам.

Психологические игры для подростков

Детские психологические тренинги: некоторые правила

Конечно, вы можете выработать свои собственные законы и правила для каждой конкретной группы детей, но советуем обязательно включить туда следующие пункты:

  • конфиденциальность;
  • право на личное мнение;
  • искреннее общение;
  • умение слушать = уважение к выступающему.

Надеемся, что эти простые и интересные упражнения для тренинга помогут реализовать поставленные вами воспитательные и обучающие задачи, добиться высоких результатов в личностном развитии ваших воспитанников.

Тренинг для подростков «Успешная юность»

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8632-psikhologicheskie-treningi-dlya-detej-i-podrostkov.html

2.1.2. Игра как метод групповой психологической работы

  Не меньшее значение в социально-психологическом тренинге имеют игровые методы. Игра считается одним из наиболее эффективных методов модификации личности. В игре реализуется принцип активности: человек усваивает 10% — из того, что слышит, 50% — что видит, 70% — что проговаривает, 90% — что делает сам.

В игре задействованы когнитивные, эмоциональные и деятельностные ресурсы личности, так как метод основан на понимании личности обучаемого, как мыслящего, чувствующего и активного действующего участника событий приближающихся к реальным событиям.  Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальт-терапии и психодраме.

  Игра представляет собой широкий набор образовательных и тренинговых техник, цель которых снабдить человека упрощенной репродукцией реального или воображаемого мира (моделирование).  Идею обращения к игре как отражению проблем реального мира можно обнаружить ещё в 3 тысячелетии до н.э.

, в китайской игре «Вей-Хай», а также в более поздних играх, например, шахматы — которые представляют собой прообраз военных игр.  Важнейший структурный элемент в игре — это моделирование. Моделирование — замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием объектами, замещающими реальный объект. Данный элемент присущ исключительно играм взрослых.

Аналогом его в детской игре является ролевое использование предметов.  В зависимости от сферы, которая подвергается моделированию, игры делятся на: 1) социально-экономические, 2)производственные, 3) управленческие, 4) политические, 5) социально-культурные и т.д.

  По типу процессов (времени проведения, степени заданности ролей, формам выработки решения участниками группы, системам оценивания походу игры) все игры можно подразделить на два основных типа игровых методов:  1. Операционные игры.  2. Ролевые игры.  К операционным играм относят:  1. организационно-деятельностные (ОДИ)  2. деловые (ДИ)  3. учебные или дидактические игры.

  Общие характеристики операционных игр:  1. имеют сценарий;  2. преследуют задачу столкнуть обучаемого индивида с действительностью;  3. в них заложен алгоритм «правильности и неправильности» принимаемого решения, т. е. участник группы видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события;  4.

Читайте также:  Карма - психология

минусы операционных игр:  • делается акцент на инструментальное обучение, при этом межличностный аспект формализован по сравнению с реальностью;   • игровая иммитационная модель упрощает действительность.

  Организационно-деятельностные игры — моделирование в её процессе предполагает размышление о деятельности, однако, реальное проигрывание и манипулирование с моделью отсутствует.

  Организационно-деятельностные игры делятся на:  • проектировочные игры — решаются различные проблемы организации, связанные с созданием или реформирование существующих организационных структур;  • проблемно-ориентировочные игры — в ходе них осуществляется постановка и поиск решения проблем, найденное решение проверяется в деятельности игроков здесь же на игре и проигрываются оптимальные решения;  • исследовательские игры — направлены на вскрытие закономерностей в экономических, социальных, общественных науках.  Деловые игры — определяются как метод иммитации (подражания, изображения) принятия управленческих решений в различных ситуациях (путем разыгрывания по заданным или выработанным самими участниками игры правилам). Их часто называют иммитационными, управленческими играми. Основной сферой приложения деловых игр является принятие управленческих решений в социально-экономических ситуациях. На основе модели социально-экономической системы имитируется процесс деятельности руководящих работников и специалистов предприятий по выработке управленческих решений.  Игровая деятельность задается через имитацию функционирования социальных институтов и поведения игроков как представителей тех или иных организаций.  Роль ведущего в операционных играх активна. Он является организатором, следит за реализацией плана игры, часто является источником конфликтной ситуации. Ведущий является элементом игрового комплекса наравне с игровыми группами и экспертами.  Следующий вид игровых методов — это ролевые игры. Они являются основным игровым методом, используемым в СПТ.  Сферой моделирования ролевых игр является не только социально-экономические и производственные, но социально-культурные системы.  Роль — это набор способов поведения и выполняемых функций, которые представляются уместным или реализуются в данном социальном контексте. В обществе личность функционирует через свои роли. Роли связаны с определенным социальным контекстом. Так дома мы, мать, отец, дочь, в магазине — покупатели и продавцы, на работе — студенты и преподаватели и т. д. В зависимости от того, кто мы в данном социальном окружении, мы ведем себя тем или иным способом. Роли могут быть: профессиональные; или отражать социальное положение; определятся условиями, в которых находится человек (клиентами, отдыхающими, болельщиками, членами прихода) и т.д. В связи с той или иной ролью изменяется и поведение индивида.  В процессе социализации люди принимают на себя определенные роли и начинают вести себя в соответствии с её требованиями. Процесс принятия роли является естественным и непрерывным. Роли отдельного человека меняются в течение всего жизненного цикла, фактически и в течение дня. Поведение человека — это набор, ролей, которые он играет.  Ролевые игры, используемые в СПТ — это особый метод моделирования, который фокусирует внимание на процессе межличностного взаимодействия. Ролевая игра — метод суть, которого состоит в разыгрывании ролей.  Простейшая форма ролевой игры.

  Её идея состоит в обращении к кому-либо с просьбой представить в конкретной ситуации либо себя, либо другое лицо. Далее игроков просят вести себя соответственно тому, как они ожидали бы от этого человека.

В результате участники групп узнают нечто об этом человеке и ситуации.

Таким образом, каждый игрок выступает как часть социального окружения остальных и демонстрирует шаблон, в рамках которого они могут опробировать собственный поведенческий репертуар или изучить взаимозависимое поведение группы.

Другие формы ролевой игры.

  Во время разыгрывания ролей в ходе игры человек практикует поведенческие модели, которые, как считаются, соответствуют определенной роли.  Цель игры — игрокам почувствовать, отреагировать и действовать так, как повел бы себя кто-то, очутившись в данной конкретной ситуации.

  Идея разыгрывания ролей — дать участникам группы поупражняться в общении с окружающими, взяв на себя разнообразные роли.  В ролевой игре задается:  1. определенная ситуация — дается предыстория конкретной проблемы или сложившихся условий, и указываются ограничительные моменты;  2. описываются роли — дается характеристика людей, включенных в ситуацию.

  Ролевые игры с элементами драматизации — метод СПТ для совершенствования личности, разработанный М. Форвергом. В условиях игры участника группы сталкивают с ситуациями сходными с теми, которые характерны для его реальной жизни и деятельности, и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Создаются условия для формирования новых более эффективных коммуникативных навыков.

Обучающая ценность ролевой игры связана со способностью человека лучше усваивать динамические процессы. Активные действия в ролевой игре выступают как основные составляющие успешности СПТ. Эффект ролевых игр зависит не просто от выполнения действий, а также от чувственно-познавательной эго-вовлеченности индивида.

Хотя в ходе ролевой игры основным компонентом выступает действие, оно не возникает само по себе, а является результатом включения всех систем психического функционирования индивида (эмоционального, когнитивного, поведенческого).  Участники играют роли, позволяющие им выражать свои реальные чувства и мысли.

Осознание приводит к действию, выполнение действия приводит к расширению осознания самого себя.  Значение ролевой игры для межличностного общения и групповой работы в целом.  В процессе межличностного взаимодействия наше поведение во многом определяется нашим видением собственной роли, ролями окружающих людей и нашим восприятием этих ролей.

Поэтому, когда мы в тренинге касаемся вопросов межличностного поведения, ролевая игра служит демонстративной и обучающей техникой. Ролевую игру можно использовать на разных уровнях:  1. обучать простым коммуникативным навыкам;  2. продемонстрировать, как люди общаются между собой, и каким образом происходит стереотипизация восприятия окружающих людей;  3.

исследовать с помощью игры глубинные личностные блоки и эмоции.  Виды ролевых игр:  1. разогревающие;  2. ролевые игры с конфликтным содержанием;  3. ролевые игры на выявление скрытого мотива поведения.  В ролевой игре важен не только процесс проигрывания, но очень важно проведение обсуждения ролевой игры.  Схема обсуждения ролевых игр.

  После игры наблюдатели высказывают свои суждения:  • какие индивидуально-психологические особенности участников проявились в игре;  • каково соотношение невербальных и вербальных средств общения, было ли между ними рассогласование;  • какие ролевые позиции характерны для участников общения;  • какие приемы использовали участники для установления контакта;  • какие эго-состояния преимущественно проявлялись в общении;  • можно ли говорить о наличие скрытых мотивов и целей у собеседников;  • кто из участников достиг своей цели и что этому способствовало.  Далее свои впечатления высказывают участники ролевой игры:  • какие чувства вы испытывали при общении с партнером;  • какие цели вы ставили перед собой вступая в общение, удалось ли вам достичь их;  • почему вы выбрали такой стиль или способ поведения;  • можете ли вы назвать приемы с помощью которых вам удалось установить контакт;  • какую цель, по твоему мнению, ставил перед собой партнер; чем он располагал и чем отталкивал.  Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно по следующим причинам:  1. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты».  2. Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем.  3. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения:  • закрепляются новые поведенческие навыки;  • обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми;  • тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.  Игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условии для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционным средством не только для детей, но и для взрослых.  Необходимо указать, что существуют свои преимущества и недостатки ролевой игры как у любого другого метода, используемого в групповой психологической работе. Преимущества ролевой игры :  1. Помогает участнику выразить свои чувства.  2. Помогает обсуждать личные вопросы и проблемы.  3. Помогает проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.  4. Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия.  5. Является эффективной и мотивирующей, поскольку подразумевает действие.  6. Обеспечивает быструю обратную связь и участнику и ведущему.  7. Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.  8. Изменяет установки.  9. Учит контролировать чувства и эмоции.  Недостатки ролевой игры :  1. Наставник теряет контроль над содержанием и процессом обучения.  2. Упрощения могут вводить в заблуждение.  3. Уходит много времени.  4. Используются другие ресурсы — людские, пространственные, материальные.  5. Игра зависит от личных особенностей участника и ведущего.  6. Игра может выглядеть слишком захватывающей или легкомысленной.

  7. Может зависеть от исходного уровня знаний учащихся.

Добавить свое объявление
Загрузка…

Источник: http://txtb.ru/118/19.html

Источник: http://alimero.ru/blog/psychology/psihologicheskie-igri-dlya-detey.13967.html

Психологические упражнения

Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений — научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.

Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.

Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров Trenerskaya.ru подобрали для вас 7 интересных психологических упражнений, которые можно найти в открытом доступе.

Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

Время: 25–35 минут

Размер группы: 8–16 участников

Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил.

После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание.

Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

Итоги упражнения:

При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше.

После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя».

Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь.

Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

Цель: Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.

Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать.

Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться.

Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.

Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии — этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера.

Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести.

В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).

Прекрасно!

Просто продолжайте этот процесс и записывайте все, что вам приходит в голову, не пытаясь критиковать или оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, реально ли для вас приобрести это качество.

Вновь продолжайте записывать, пока не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет замедляться.

Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или которые вы хотите приобрести.

Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным».

После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться.

Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:

  • А (очень важная)
  • В (важная)
  • С (желательно иметь, но не так важно)

Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.

Сейчас вы установили приоритеты, и в первую очередь будете работать над развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием максимум трех черт одновременно.

Как только вы почувствуете уверенность, что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку над всеми чертами А, потом над чертами В и, наконец, над чертами С).

Если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте для себя новый список приоритетов.

Цель: Упражнение тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям.

Время: 15–20 минут

Размер группы: Любой

Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

Источник: http://trenerskaya.ru/article/view/psihologicheskie-uprazhneniya

Психологические игры — безжалостные и беспощадные

Подход в психологии, предлагающий рассматривать взаимодействия между людьми как психологические игры, начал развиваться в 1960-х годах. Он стал особенно популярным после того, как увидела свет книга Эрика Берна под названием «Игры, в Которые Играют Люди».

Существуют множество видов психологических игр. Некоторые из них безвредны, например, игра приветствие («привет, как дела? «, «Отлично, а у тебя? » — Типовой вопрос и типовой ответ, на которые не влияет то, как на самом деле идут дела у спрашивающего у отвечающего.

Есть и менее безвредные игры, не предназначенные (в отличие от того же приветствия) для того, чтобы сделать взаимодействие более простым и приятным. Такие игры не дают отношениям развиваться и выходить на другой уровень — более глубокий и осмысленный.

Есть и по-настоящему разрушительные игры, в которые человек может играть ради власти, возможности манипулировать другими, и так далее.

Они могут выглядеть безобидным и спонтанным общением, но самом деле у них есть определенная цель, которую преследует, по меньшей мере, один участник игры.

Манипулирование в ходе психологической игры может быть сознательным и бессознательным.

Так, кто-то специально манипулирует другими людьми, а кто-то даже не понимает, что является манипулятором — особенно часто такое случается с детьми, но взрослый человек тоже может действовать, исходя из своих собственных желаний, и не задумываясь о том, как именно его слова и действия могут повлиять на других.

Вот некоторые из распространенных игр взрослых людей:

Угол.
Во время этой игры манипулятор помещает другого человека в такую ситуацию, в которой все, что он сделает, будет неправильно. Иными словами, человека загоняют в угол, и при его попытках выбраться оттуда, раз за разом отрезают пути выхода. Например: муж убеждает жену устроить дома вечеринку для его коллег, мотивируя это тем, что так делают все жены.

Она соглашается, вечеринка состоялась, и жена почти выбралась из угла (где она стояла с клеймом, говорящим о том, что она хуже других жен), но тут муж загоняет ее обратно словами: «ты подавала неправильную еду — разве ты не знала, что мой начальник вегетарианец? «или»почему ты не использовала бумажные тарелки? Никто не использует для барбекю фарфор» — и так далее.

Другой пример: мать обвиняет подростка в том, что в его комнате всегда грязно, а когда тот заканчивает уборку спрашивает: «и почему ты убирался так долго? Существует масса возможностей постоянно держать человека в «Углу», подпитывая его чувство вины, и все больше понижая его самооценку.

Несложно догадаться, что это может привести к тяжелым психологическим последствиям.

Расскажи мне о своих проблемах.
Таким предложением инициатор игры заставляет другого человека признаться в своих слабостях. Внешним мотивом является желанием помочь, но инициатор будет использовать признания в своих целях.

Пример: муж рассказывает жене о ситуации на работе, которая имела хорошие последствия для него, но закончилось не слишком хорошо для его коллеги, хотя вины мужа в этом не было. Жена различными намеками и вопросами заставляет мужа признать, что он недоброжелательно относится к этому коллеге.

Позже она может рассказать другим людям видоизмененную историю о том, что ее муж намеренно устроил проблемы коллеге по работе, прибавив, что он вообще довольно завистливый и злой человек, и давая понять, что без ее влияния он мог бы быть еще хуже.

В этом примере жена использует игру лишь для того, чтобы повлиять на то, как она выглядит в глазах окружающих (почти героическая женщина, способная держать под контролем потенциального агрессора), но, конечно, из чужих признаний можно извлекать и материальную выгоду. (Нужно помнить, что далеко не все люди, которые предлагают вам поделиться своими проблемами, затевают коварные психологические игры.

Сделай это за меня.
Человек хочет что-то получить или сделать, но добивается того, чтобы это желание осуществил за него другой человек. Например, если жене недоело каждую неделю ужинать у родителей ее мужа, она может сказать ему об этом прямо.

Однако если она решит играть в игру «Сделай это за Меня», она скажет что-то вроде: «дорогой, может не стоит сегодня идти к твоим родителям? Тебе ведь еще нужно написать отчет, а если пойдешь на ужин — выспаться будет некогда».

Муж соглашается, решая, что он сам не хочет идти к родителям, хотя на самом деле выполняет желание жены. Другой распространенный вариант такой игры: попытки родителей заставить детей осуществить их несбывшиеся мечты.

Они могут с энтузиазмом рассказывать детям, как это замечательно — играть в футбол, заниматься музыкой или рисовать — добиваясь того, чтобы дети поверили, что они сами хотят именно этого.

Это твое решение.
Игра с таким общим названием используется для того, чтобы снять с себя ответственность за те или иные решения. Один партнер говорит другому: «Что бы ты ни Решил, Меня это Устроит», или «ты в этом разбираешься лучше меня, ты и решай».

На самом деле человек, играющий в эту игру, очень обеспокоен последствиями решения, но он не хочет за них отвечать. Родители очень часто играют в такую игру, перекладывая на плечи партнера решения, касающиеся детей.

В том случае, если все будет хорошо, никто ничего не скажет, а если что-то пойдет не так, всегда можно будет обвинить супруга, который принимал решение.

Суд идет.
В эту игру обычно играют супруги в присутствии третьей стороны. Как правило, один из супругов обвиняет другого, а другой защищается, но они могут обмениваться и взаимными обвинениями. Коммуникация во время такой игры направлена на «Судью», а не друг на друга, и супруги более заинтересованы в том, чтобы тот оправдал одного из них, чем в поиске решения проблемы.

Жертва.
Инициатор этой игры изображает из себя жертву, всячески давая понять, что с ним плохо обращаются, или — что он вложил в отношения намного больше, чем его партнер. «Я Отдала Тебе Лучшие Годы Своей Жизни» — классическая фраза женщины, которая играет в жертву. Впрочем, это могут делать не только женщины.

Мужчина может постоянно жаловаться своей жене и другим членам семьи на то, как много ему приходится работать, и как он устает, и при этом подчеркивать, что он обеспечивает всю семью (даже если работает не он один), и дома он должен только отдыхать, и вообще его надо беречь.

Цель «Жертвы» — вызвать у близких чувство вины, благодаря которому ими будет проще манипулировать.

Источник: https://psihologiyaotnoshenij.com/stati/psihologicheskie-igry-bezzhalostnye-i-besposhchadnye

Ссылка на основную публикацию