Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория э. деси и р. райана — психология

Теория интринсивной (внутренней) мотивации Деси – Райана | Атрибутивный подход к мотивации достижения | Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы Т.О. Гордеева | Подходы к мотивации в современной психологии | Читать онлайн, без регистрации

Теория интринсивной (внутренней) мотивации Деси – Райана

В теории внутренней мотивации, разработанной Эдвардом Деси и его коллегой Ричардом Райаном (Deci, 1975; Deci, Ryan, 1985), ставится вопрос о том, каковы внутренние источники мотивации достижения.

Основное внимание уделяется изучению влияния на мотивацию таких факторов, как награды, внешние оценки, ограничения и стили межличностного взаимодействия. Данная теория состоит из трех подтеорий, первая из которых носит название теории самодетерминации.

Опираясь на идеи гуманистических психологов (прежде всего на иерархию потребностей А. Маслоу) и работы, посвященные важности такой потребности как стремление к контролю и управлению (White, 1959), Деси постулировал существование трех базовых потребностей – в самодетерминации, компетентности и отношениях с другими людьми.

Согласно Деси, эти психологические потребности являются врожденными, базовыми. Потребность в самодетерминации, также называемая потребностью в автономии, включает стремление самостоятельно контролировать собственные действия и поведение, быть их инициатором.

Потребность в компетентности включает понимание того, как достичь различных внешних и внутренних результатов и быть эффективным. Наконец, потребность в связанности (relatedness) включает установление надежной и удовлетворяющей индивида связи с другими людьми.

Согласно Деси, первая потребность – в самодетерминации – самая важная, она составляет основу внутренней мотивации. Потребность в компетентности также важна, но недостаточна для поддержания внутренней мотивации. Третья потребность – в близких отношениях с другими людьми – является условием для успешного становления и функционирования первой.

Последнее положение было подтверждено в исследованиях Р. Райана: автономия развивается наиболее эффективно в ситуациях, когда дети и подростки чувствуют свою связанность и близость со значимыми для них взрослыми.

Пафос придания данным потребностям статуса врожденных и базовых связан с противопоставлением когнитивного взгляда на мотивацию бихевиористскому пониманию, по сути отрицавшему наличие у человека внутренней мотивации деятельности.

Вторая подтеория носит название теории когнитивной оценки. Рассмотрим три основных ее положения.

Первое положение касается переживания автономии, которое является наиболее важным, определяющим для внутренней мотивации. В нем рассматриваются условия влияния внешних факторов на внутреннюю мотивацию с точки зрения локуса каузальности (Де Чармс) и удовлетворения потребности субъекта в автономии.

Второе положение касается влияния внешних факторов на внутреннюю мотивацию и удовлетворение потребности в компетентности.

То, какая из потребностей выступит на первый план, зависит, во-первых, от индивида, а во-вторых, от ситуации.

Например, похвала учителя может быть воспринята учеником и как положительная обратная связь, удовлетворяющая потребность в компетентности, и как форма контроля, противоречащая его потребности в автономии.

Третье положение касается динамических влияний на мотивацию, конкурентности двух вышеуказанных потребностей. Событие внешней среды может различаться по тому, насколько оно является или воспринимается как контролирующее, информирующее или амотивирующее.

То есть, говоря словами Деси, событие внешней среды, с которым сталкивается индивид при выполнении деятельности, может иметь различное функциональное значение. Именно этот смысл, приписываемый индивидом событию, оказывает существенное влияние на внутреннюю мотивацию, а не сами события.

Контролирующими являются события, которые воспринимаются субъектом как принуждение думать, чувствовать или вести себя строго определенным образом. Информирующими являются события, которые воспринимаются субъектом как предоставляющие свободу выбора и снабжающие информацией относительно степени эффективности деятельности.

Наконец, амотивирующими являются события, которые воспринимаются как не содержащие информации о степени успешности выполнения деятельности, так что не могут быть удовлетворены ни потребность в компетентности, ни потребность в контроле или личностной причинности.

Проведенные эксперименты с присуждением денежного вознаграждения за решение головоломок и анаграмм позволили Деси показать, что награда может восприниматься как контроль, не действовать как положительная обратная связь и вести к снижению внутренней мотивации и, соответственно, к ухудшению результатов деятельности.

(Следует отметить, что в его экспериментах награда была мала и подавалась в контролирующей манере.) Однако это не противоречит (как полагали ортодоксальные приверженцы бихевиоризма в начале 1970-х годов), а лишь дополняет то, что писали о позитивном подкреплении Б. Скиннер и другие бихевиористы.

Дополняет, потому что удалось показать, что подкрепление деятельности не обязательно должно быть внешним, оно может исходить от самого субъекта (понятие самоподкрепления было впоследствии детально разработано А.

Бандурой в его социально-когнитивной теории), поскольку у последнего есть собственная внутренняя мотивация, на которую и нужно в первую очередь опираться в процессе обучения и воспитания. Кроме того, возможно подкрепление, активизирующее внутреннюю мотивацию.

Деси и Райану удалось также показать, что внешнее подкрепление представляет собой нечто весьма сложное и противоречивое, и его невозможно спланировать без учета потребностей субъекта в автономии и компетентности, признания наличия у него внутренней мотивации к деятельности.

На внутреннюю мотивацию отрицательно влияют внешние факторы, которые не способствуют удовлетворению потребностей субъекта в автономии (самодетерминации), компетентности, а также связанности с другими людьми, и призванные его контролировать – такие как награды, денежные оплаты, призы, премии, разного рода оценки деятельности (например в форме отметок). В качестве факторов, подрывающих внутреннюю мотивацию, также могут выступать соревновательная ситуация, сроки окончания деятельности, навязанные цели, контролирующий стиль обучения и воспитания, отрицательная обратная связь, а также полное отсутствие обратной связи. К стимулирующим внутреннюю мотивацию факторам Деси и Райан относят факторы, способствующие удовлетворению потребностей субъекта в автономии, компетентности и связанности, призванные информировать его о ходе выполнения деятельности и степени ее успешности. В частности, к ним относятся возможность выбора (например, типа задачи, уровня ее трудности, времени решения), положительная обратная связь, основанная на результате деятельности, а также характеристики самой деятельности (оптимальный уровень ее сложности) и ситуации ее реализации (информирующий стиль обучения) (Deci, Ryan, 1985).

Третья подтеория – теория интринсивной мотивации – посвящена процессу интернализации внешней (экстринсивной, в терминах Деси, то есть «посторонней» по отношению к субъекту действия) мотивации, ее спонтанности и стилям саморегуляции.

Известно, что внутренняя мотивация имеет место тогда, когда человек что-то делает просто потому, что эта деятельность доставляет ему удовольствие. Также очевидно, что в ситуациях учебной и профессиональной деятельности редко бывают ситуации, когда субъект что-то делает, стимулируемый лишь внутренней мотивацией.

Деси полагает, что внутренняя и внешняя мотивация не существуют отдельно друг от друга, как два противостоящих друг другу полюса, между ними существуют взаимопереходы.

Эти трансформации регулируются с помощью процесса интернализации, которая является механизмом, реализующим переход от регуляции с помощью внешних факторов к саморегуляции, и представляет собой некоторый континуум. Деси выделяет четыре типа внешней мотивации, три из которых описывают мотивацию, идущую от самого субъекта.

Уровни экстринсивной (внешней) мотивации. На самой нижней ступени интернализации – уровне экстринсивной регуляции – поведение регулируется обещанными наградами и угрозой наказания.

Например, ученик делает домашние задания, чтобы избежать проблем (наказания со стороны родителей), если он его не сделает, чтобы получить похвалы и награды от учителя в случае, если сделает.

Экстринсивная регуляция создает нестабильную для ребенка ситуацию, когда он должен действовать в ожидании поощрений и наказаний, которые контролируют его извне, и должен фокусироваться на них.

Согласно данным, этот тип регуляции в области учебной деятельности связан с выраженной тревожностью относительно когнитивных достижений, а также с неэффективными способами реагирования на неудачу (coping), при которых преобладают либо самоуничижение (самоупреки) и тревога, либо обвинение других, когда учитель или тест объявляются виновными за негативный результат (Tero, Connell, 1983 – цит. по: Ryan, Connel, Desi, 1985). У некоторых детей, особенно учащихся начальных классов, экстринсивная регуляция также связана с такой копинг-стратегией как отрицание, когда ученик отрицает важность для себя результатов плохо выполненного задания. Для индивидов, у которых превалирует данный стиль регуляции деятельности, характерно также атрибутирование успехов и неудач либо неизвестным факторам, либо могущественным другим (влиятельным другим людям). Данные корреляционных исследований, проведенных Деси и его коллегами, показывают, что экстринсивная регуляция негативно связана с достижениями, измеряемыми как с помощью стандартизированных тестов, так и оценками учителей (Там же). Таким образом, чем больше в учебной мотивации преобладает экстринсивная регуляция деятельности, тем хуже результаты обучения.

Читайте также:  Как правильно жить будущим? - психология

На следующем уровне, названном Деси интроецированной регуляцией,поведение субъекта регулируется частично присвоенными правилами или требованиями, которые побуждают его действовать так, а не иначе. Он выполняет деятельность теперь уже под влиянием внутренних причин, которые тем не менее имеют контролирующую межличностную природу.

В связи с этим этот уровень ассоциируется с чувствами вины, тревоги, когда индивид терпит неудачу и, наоборот, гордости за свои действия, если ему удается выполнить намеченное. (Поэтому нельзя ожидать простых линейных корреляций между интроекцией и высокой или низкой самооценкой.

) Например, ученик может вести себя дисциплинированно и приходить вовремя в класс, чтобы избежать чувства вины или других негативных эмоций. Интроецированный стиль регуляции деятельности непосредственно не отражается на ее успешности (результатах) ни негативным, ни позитивным образом. Однако он связан (средний и высокий уровень корреляций) со школьной тревожностью (Buhrmeister, 1980 – цит.

по: Ryan, Connel, Deci, 1985) и негативными эмоциональными реакциями на неудачу (Tero, Connell, 1983 – цит. по: Ryan, Connel, Deci, 1985). Была также обнаружена (невысокая) корреляция между этим стилем регуляции (измеренным с помощью специального вопросника) и воспринимаемой самоценностью.

В то же время, у учащихся, находящихся на этой стадии, был обнаружен внутренний контроль над результатами и низкие показатели восприятия внешнего контроля. Это, очевидно, свидетельствует о том, что они уже в значительной степени интернализировали ответственность за результаты своей деятельности.

Еще более прогрессивный третий уровень интернализации – идентифицированная регуляция – имеет место тогда, когда субъект испытывает ощущение собственного выбора данной деятельности и принятие ранее внешних целей и ценностей, регулирующих ее осуществление. Человек начинает сам считать важным поведение, которое он прежде совершал под влиянием внешней регуляции.

Например, ученик начинает выполнять домашнее задание потому, что сам хочет понять предмет. Поскольку идентифицированная регуляция имеет менее выраженные внешние причины (давление извне), можно предположить, что она способствует функционированию внутренней мотивации, если это позволяет ситуация.

Обнаружена связь (среднего уровня) между идентификацией и мотивацией, направленной на овладение мастерством (в противоположность беспомощности).

Идентификация также позитивно и значимо коррелирует с воспринимаемой когнитивной (академической) компетентностью и самоценностью, а также с более эффективным и активным совладанием, хотя с другой стороны, нет связи с проецированием вины, отрицанием и усилением тревожности.

В отличие от экстринсивного и интроецированного регуляторных стилей, при идентификации наблюдается отсутствие корреляции или негативная корреляция со школьной тревожностью, обнаруженные на самых разных выборках (см. Ryan, Connel, Deci, 1985). Однако способствуя лучшему приспособлению ребенка, идентификация, тем не менее, не обязательно способствует достижениям (успехам), измеренным посредством стандартизированных тестов достижений.

Вы прочитали ознакомительный фрагмент! Если книга Вас заинтересовала, вы можете купить полную версию книгу и продолжить увлекательное чтение.

Полный текст книги купить и скачать за 100.00 руб.

Источник: http://velib.com/read_book/kollektiv_avtorov/sovremennaja_psikhologija_motivacii_sbornik/podkhody_k_motivacii_v_sovremennojj_psikhologii/motivacija_dostizhenija_teorii_issledovanija_problemy_to_gordeeva/atributivnyjj_podkhod_k_motivacii_dostizhenija/teorija_intrinsivnojj_vnutrennejj_motivacii_desi__rajjana/

Психологическое благополучие с позиции теории самодетерминации Э.Деси и Р.Райана

Базовые потребности как условие благополучия личности:

n В самодетерминации (потребность в автономии)

n В компетентности, стремление быть эффективным в чём-либо

n Во взаимосвязи с другими людьми (relatedness need)

Исследования Р.Райна: у детей, ощущающих связанность с близкими, — высокий уровень развития автономии [ [ реализация потребности во взаимосвязи – условие развития потребности в самодетерминации / автономии.

Внутренняя мотивация (Деси, Райан):

«врождённая характеристика человека, основанная на применении своих интересов и упражнении своих способностей, включающая в себя стремление к поиску и преодолению задач оптимального уровня сложности»

Интерес и удовольствие от выполняемых действий – условие благополучия

АмотивацияВнешняя мотивацияВнутренняя мотивация
Внешняя регуляцияИнтернализация
Интроект-ная регуляцияИдентифи-кационная регуляцияИнтегриро-ванная регуляция
Отсутствие намеренной регуляцииУсловные подкрепле-ния и наказанияВажность выполнения поведения для самооценкиПризнание важности целей и ценностей поведенияСогласо-ванность целей и ценностейИнтерес и удовольствие от процесса деятельности
Отсутствие мотивацииКонтроли-руемая мотивацияУмеренно контроли-руемая мотивацияУмеренно автономная мотивацияАвтономная мотивацияАвтономная мотивация

2 категории целей:

n цели, связанные с внешними ценностями:

q финансовый успех;

q привлекательная внешность;

q слава, известность.

n цели, связанные с внутренними ценностями:

q личностный рост;

q построение близких межличностных отношений;

q помощь другим людям и обществу в целом.

Исследования зависимости между доминирующим типом ценностей и психологическим благополучием:

Те, для кого первоочерёдным являются деньги, внешность и слава, обладают значительно более низкими показателями психологического благополучия, чем те, кто стремится к достижению целей, связанных с внутренними ценностями.

Самоэффективность. Социально-когнитивная теория А.Бандуры

n Самоэффективность — вера в эффективность, ожидания в отношении собственной эффективности — убеждение человека в том, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение

Система обратных связей: самоэффективность – поведение – влияние на социальную среду – самоэффективность

n Ожидание результатов (outcome expectation)

n Ожидание эффективности (efficacy expectation)

n Ожидание результатов — оценка субъектом того, что определенное поведение приведет к определенным результатам.

n Ожидание эффективности — оценка того, в какой степени субъект в состоянии вести себя так, как это необходимо, чтобы получить некоторый результат.

То есть человек может полагать, что некоторая реакция может привести или наверняка приведет к желательному результату (ожидание результатов), но не верить в то, что он сам в состоянии совершить это поведение

На формирование самоэффективности влияют :

n Репертуар навыков поведения.

n Опыт, приобретенный посредством наблюдения за другими людьми.

n Высказываемые другими убеждения — вербальное подкрепление или наказание.

n Физическое, психологическое, эмоциональное состояние (оценка которого влияет на оценку собственных поведенческих способностей)

Самоэффективность – психологический предиктор успешности в деятельности.

Влияет на:

n постановку цели,

n выбор уровня сложности задач,

n настойчивость в выполнении,

n эмоциональные реакции.

Р.Лазарус, С.Фолкман – самоэффективность как важный личностный фактор оценки стрессовой ситуации. Влияет на процессы совладания и эмоциональное состояние.

Убеждение в собственной эффективности помогает использовать свои ресурсы в стрессовых ситуациях.

Исследования показали:

Самоэффективность – предиктор удовлетворения работой, снижает уровень стресса, может менять негативное влияние стресс-факторов на позитивное.

Сальваторе Мадди

Жизнестойкость (hardiness) – характеристика личности, «ключ» к стрессоустойчивости,

состоит из:

n жизнестойкого, т.е. трансформационного копинга;

n жизнестойкого отношения к окружающим людям;

n жизнестойких установок:

q вовлеченности (commitment)

q контроля (cotrol)

q принятия риска (challenge)

n Вовлеченность (commitment) — уверенность, что в любых ситуациях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Противоположность вовлеченности — отчужденность.

n Контроль (control) — убежденность, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация не поддается никакому воздействию, то принять ситуацию как есть, то есть изменить свое отношение к ней. Противоположность контроля — беспосмощность.

n Принятие риска (challenge) — вера в то, что стрессы и перемены — это естественная часть жизни, что любая ситуация — это ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Противоположность — ощущение угрозы.

Трансформационный копинг включает:

n рассмотрение перемен как проблем, ожидающих своего решения;

n осуществление необходимых когнитивных и поведенческих шагов для эффективного решения проблемы (расширение перспективы при рассмотрении проблемы и углубление понимания сути проблемы);

n извлечение из опыта решения проблемы максимальной пользы: наблюдений, находок, мудрости, чтобы расти и развиваться как личности.

Жизнестойкое отношение к другим людям

Проявление жизнестойких установок в отношениях с людьми: жизнестойкие люди в любых условиях стараются строить отношения на основе взаимопомощи и взаимоподдержки.

Лекция 5-6. Качество жизни и здоровье-сберегающее поведение

n Понятие качества жизни

n Качество жизни и образ жизни

n Здоровое (здоровьесберегающее) поведение

n Валеоустановки

Качество жизни — «предел способности и возможности людей жить таким образом, которым бы они дорожили» (ГЕО-4, программа ООН)

n Объективные и субъективные переменные

n Разные индексы для измерения качества жизни, включают: объективные характеристики жизненной ситуации (уровень доходов, уровень потребления, социальное и медицинское обеспечение, ожидаемая продолжительность жизни, распределение времени и т. п.) и субъективный компонент – удовлетворенность субъекта жизнью в разных ее измерениях.

Качество жизни – объективные и субъективные условия существования, деятельности и развития человека и общества, оцениваемые по принятым в обществе нормативам, стандартам и жизненным ценностям.

Читайте также:  Факультативное научение - психология

Качество жизни, связанное со здоровьем (health related quality of life, HRQL) — интегральная характеристика физического, психологического, социального и эмоционального состояния пациента, оцениваемая исходя из его субъективного восприятия.

  1. При оценке КЖ принимаются во внимание разные сферы жизни пациента: физическая, психологическая, социальная, экономическая, духовная стороны жизни.
  2. Оценка основывается на мнении самого больного, его субъективном восприятии качества жизни по тем или иным аспектам.

Повышение качества жизни — либо основная, либо дополнительная цель лечения .

Как дополнительная цель — если заболевание может привести к сокращению жизни,

как основная — если заболевание не может привести к сокращению жизни или, напротив, если заболевание неизлечимо и непременно приведёт к смерти больного (улучшение качества жизни остаётся единственной целью лечения)

n В психологических исследованиях: связь качества жизни с переживанием благополучия (экономического, социального, личностного) и факторами, его обуславливающими: объективные параметры жизненной ситуации человека и индивидуально-личностные переменные, определяющие восприятие и субъективную оценку человеком своей жизни.

Источник: https://lektsia.com/9x4d84.html

Теория самодетерминации

ТЕОРИЯ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ (англ. self-determination theory) — психологическая теория, разработанная амер. психологами Э. Деси (E. Deci) и Р. Райаном (R. Ryan).

Теория самодетерминации постулирует, что человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов.

Если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок, а впоследствии и взрослый, становится здоровой и полноценной личностью. Подмена выбора самого человека требованиями извне — одна из причин возникновения психических нарушений.

Ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов определяется как самодетерминация, или автономия.

Самодетерминация — это врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение, что, однако, не означает генетической предопределенности психологических особенностей человека.

Скорее, ее можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Самодетерминация включена в процесс развития так, что изменение способа регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции. Различные стадии этого процесса и степень автономности м. б.

представлены в виде континуума: от внешней регуляции (extrinsic regulation) через интроекцию (по форме это внутренняя регуляция, но регуляторный процесс не включен в личность человека и является источником напряжения и конфликта) и идентификацию (предполагает отождествление человека с ценностями и регуляторными процессами и принятие их как своих собственных) к интеграции (регуляторные процессы ассимилированы в личность человека целиком).

Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли, которое в Теории самодетерминации понимается как способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды и на основе процессов, происходящих внутри личности.

Кроме того, с самодетерминацией связываются такие функции, как эмоции и внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация (intrinsic motivation) проявляется как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления (награды или наказания).

В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться 3 разных типа локуса каузальности. Понятие локуса каузальности (locus causality) отражает, на что ориентируется человек, когда ведет себя определенным образом.

Человек может основываться на собственном автономном выборе — это внутренний локус каузальности, на внешних требованиях или ожидаемой награде — это внешний локус, на невозможности достижения желаемого результата к.-л.

путем — это безличный локус.

В зависимости от преобладающего типа локуса каузальности выделяются 3 типа одноименных мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации.

На основе критерия мотивационной субсистемы авторы строят свою типологию личностей. Тип мотивационной субсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и др.

психологическими характеристиками определяются как каузальная ориентация,которая м. б. внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной.

Деси и Райан считают, что на практике у человека присутствуют все 3 типа ориентаций, а индивидуальные различия выражаются в соответствующих пропорциональных соотношениях ориентаций.

С. т. можно причислить к набирающему в США силу направлению позитивной психологии, которое нацелено на решение тех задач, которые не удалось решить гуманистической психологии, использующей при этом самые новые и современные научные методы. (О. Е. Дергачева.)

Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

  • Ваш комментарий ВКонтакте

Источник: https://psychologiya.com.ua/s/3940-teoriya-samodeterminaczii.html

Каузальная ориентация | База знаний

Каузальная ориентация (англ. causality orientations theory) — тип мотивационной подсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и другими психологическими характеристиками.

Может быть внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной. Термин сформулирован в рамках теории самодетерминации личности Ричарда М. Райана и Эдварда Л. Деси.

Теория каузальной ориентации (или причинно-личностной ориентации) является одной из пяти мини-теорий самодетерминации личности.

Автономная, внешняя и безличная каузальная ориентация

Автономная каузальная ориентация

Люди с автономной каузальной ориентацией используют внутреннюю мотивационную подсистему, которая имеет в основе внутренне воспринимаемый личностный локус каузальности.

Характеризуются чувством компетентности, самодетерменированности, эффективно управляют своими мотивами, отличаются высокой самооценкой.

Осознание базовых потребностей довольно высоко, для принятия решений о поведении, проводят анализ информации с дальнейшим её активным применением, что как раз является причиной переживаемых чувств, гибкого поведения и высокой чувствительности к изменениям в среде.

Для людей с автономной каузальной ориентацией наградой за результат является сама деятельность. Способны обращать автоматизированное поведение в самодетерминированное: больше контролируют его и изменяют поведение по своему усмотрению. В случае неудачи такие люди редко обвиняют себя .

Внешняя каузальная ориентация

Люди с доминирующей внешней каузальной ориентацией характеризуются стремлением к сверхдостижениям, ориентируясь на внешние признаки успеха. У них есть чувство связанности результатов и награды: то есть награда отделена от самого действия.

К такому стилю жизни приводит недостаток в самодетерминации – это человек, оперирующий внешней мотивационной субсистемой, что предполагает негибкость поведенческих реакций, более низкий уровень самооценки, склонность ориентироваться на внешние стимулы.

Выбор совершается под влиянием внешних критериев, а не собственных внутренних потребностей. Такие люди много внимания уделяют внешним обстоятельствам, оценке себя другими людьми, он «утратили связь с основными органическими потребностями.

Потеря чувства самодетерминации компенсируется сильной потребностью в контроле извне».

Безличная каузальная ориентация

У людей с безличной каузальной ориентацией возникает феномен «выученной беспомощности». У таких людей преобладают чувства, что их действия никак не связаны с результатами и реакцией среды.

Чувство непредсказуемости, неконтролируемости, нелогичности реакций в данной ситуации порождает нежелание прикладывать усилия, неуверенность в себе, отсутствие самодетерминации и преобладание автоматического, беспомощного поведения.

У такого человека лидирующую позицию занимает амотивирующая субсистема с вставками внешней мотивирующей, что предполагает очень низкий уровень самооценки, компетентности, самодетерминации, подавление эмоций.

При внешней и безличной каузальной ориентации у личности формируются психологические защиты от нежелательной информации, стимулов, неприятных, неприемлемых для человека.

По данным исследований Дерачевой, Леонтьева  «автономная каузальная ориентация значимо положительно коррелирует с поддержкой автономии у детей, с уровнем развития эго и с самооценкой; отрицательно — с самоуничижением».

Они редко испытывают такие отрицательные эмоции как враждебность, стыд и вину, а также «более сконцентрированы и настойчивы при достижении цели». Люди с высокой выраженностью автономной каузальной ориентацией позитивнее воспринимают повседневные события и реже испытывают неприятные эмоции.

«Внешняя каузальная ориентация значимо положительно коррелирует с паттерном поведения типа А, связанным с кардиологическими заболеваниями (включает в себя агрессивные тенденции, чувства давления и напряжения). Безличная каузальная ориентация значимо положительно коррелирует с самоуничижением, депрессией, социальной тревожностью и отрицательно — с самооценкой» .

Ориентации личности

Авторы выделяют 3 основные ориентации личности, исходя из доминирующих механизмов регуляции действий у людей:

  • автономная ориентация – у человека сформирована связь осознанного поведения с результатами, поведение основано на личных интересах, осознаются свои потребности и чувства.
  • контроль (подконтрольная ориентация) также основана на ощущении связи поведения с его результатом, но источником поведения выступают внешние требования, награды;
  • безличная ориентация — результат не может быть достигнут вне зависимости от действий, что вызывает беспокойство.
Читайте также:  Удовольствие и благо - психология

Локус каузальности

Воспринимаемый локус каузальности может быть внутренним и внешним, а также личностным и безличным.

Внутренний локус каузальности диагностируется, когда поведение человека имеет основание в собственном автономном выборе, в соответствии со своими собственными намерениями регулируется «информационным событием».

При внешнем локусе каузальности действия индивида и результат действий воспринимаются как независящие друг от друга. Само действие инициируется «контролирующим событием, происходящим внутри или вне личности».

Личностный локус казуальности контролируется мотивами – внутренними или внешними, и в соответствии с этим воспринимает награду как внутреннюю или внешнюю, при этом сохраняется контроль над ситуацией.

Безличный локус каузальности характеризуется восприятием результатов действий и награды, как независящих друг от друга.

Мотивационная подсистема

Каждому типу локуса каузальности соответствует своя мотивационная подсистема — тип преобладающей мотивации, который объясняет то, как люди реагируют в разных ситуациях, в соответствии с устойчивыми внутренними состояниями.

Мотивационная подсистема представляет собой набор, состоящий из аффективного опыта, убеждений и установок относительно себя, среды и других людей, а также программу взаимодействия со средой, поскольку внутренние состояния и процесс, связанные с поведением, организуются мотивационными процессами».

Мотивационная субситсема бывает трех типов: внутренней, внешней и амотивирующей.

Литература

  • Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, Академия, 2006. – 336с.
  • Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории. Психологические исследования: электронный научный журнал, 2010, №4 (12)
  • Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 2: Вопросы практического применения теории // Психологические исследования: электронный научный журнал, 2010, №5 (13) 
  • Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана.
  • Дергачева О.Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: автореферат. М., 2005.
  • Дергачева О.Е. Основные положения теории самодетерминации Э.Деси и Р. Райана
  • Дергачева О.Е. , Дорфман Л.Я. , Леонтьев Д.А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций.
  • Леонтьев Д.А. «Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности» //Психологический журнал. Том 21, №1, 2000
  • Линч М. «Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации» с.137 — 142//  Психология. Журнал высшей школы экономики. Том 1, № 3, 2004.
  • Личностный потенциал: структура и диагностика/ под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. —  679с.
  • Современная психология: мотивации под ред. Д.А. Леонтьева. М., Смысл, 2002. – 343с.
  • Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии, 1996, №3
  • Deci, E. L., & Ryan, R. M. (1985). Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum. 
  • Deci, E. L., & Ryan, R. M. (1985). The general causality orientations scale: Self-determination in personality. Journal of Research in Personality, 19, 109-134.
  • Deci E.L. The psychology of self-determination. Toronto, 1980.
  • Deci, E. L., & Ryan, R. M. (2000). The «what» and «why» of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 11, 227-268.
  • Schwartz S.J., Mullis R. L., Waterman A.S., Dunham R.M. Three Identity constructs. Journal of Adolescent Research, Vol. 15 № 4, July 2000. 504-521. 

Источник: https://psyguru.com/database/knowledge/article-140-kauzalnaya-orientaciya

Деси Эдвард

Деси (Deci) Эдвард (род. 1942) — американский психолог, специалист но проблемам психологии развития, промышленной и организационной психологии, гуманистической психологии и психологии личности. Биография. Образование получил в Колледже Гамильтона в Нью-Йорке (магистр, 1964), Пенсильванском университете (бакалавр медицины.

1967) и в Университете Карпеги-Меллоп (магистр, 1968; доктор философии, 1970). Профессор кафедры психологии Рочестерского университета. Исследования.

Свою профессиональную деятельность начал с лабораторных экспериментов по выявлению воздействия различных факторов на интринсивную мотивацию (Effects of externally mediated rewards on intrinsic motivation //Journal of Personality and Social Psychology. 1971,18,105— 115).

В этих исследованиях было показано, что внешнее вознаграждение часто приводит к разрушению внутренней мотивации. Для объяснения этих данных им была выдвинута когнитивная теория оценки (Cognitive evaluation theory and some comments on the Calder Staw Critique // Journal of Personality and Social Psychology. 1975, 31, 81-85 (with W. Cascio and J. Kmscll)).

В дальнейшем перешел к исследованию взаимодействия иптринсивной н экстринсивнон мотивации как базы для развития личности. При этом сформулировал вместе с Р.

Рианом теорию самодетерминации, в которой были описаны интринсивная и экстринсивная мотивация, а также такие три наиболее важные врожденные психологические потребности, как компетентность, автономия и наличие родственных связей (Intrinsic Motivation and Self-determination in Human Behavior. N. Y.: Plenum, 1985 (with R. M. Ryan)).

Здесь постулировалось, что человек изначально склонен самостоятельно реагировать на новизну и тем самым формировать свою собственную компетентность: он может ставить перед собой цели, находить способы их достижения, а также активировать свои способности, нужные для преодоления возникающих трудностей.

Ощущение компетентности — обязательное условие мотивации, направленной па исследование окружающего мира и преодоление трудностей. Прежде чем достичь компетентности, человек должен ощутить автономность, которая проявляется при отсутствии внешнего контроля или воздействия.

Так, показано, что при поощрении автономности у учащихся развивается внутренняя мотивация, любопытство и потребность преодолеть трудности. Наоборот, при установлении жесткого внешнего контроля инициативность надает и снижается эффективность обучения, особенно при обучении на основе теоретических и креативных процессов. В данной теории были описаны четыре тина мотивации: внутренняя и внешняя самодетерминация, внешняя несамостоятельная детерминация и мотивация. На основе этих типов мотивации происходит адаптация и существование личности. В результате лабораторных экспериментов и полевых наблюдений показано, что благоприятны!! социальный фон способствует как внутренней, так и внешней самодетермипации и что внутренняя и внешняя самодетерминация положительно связаны с высоким образованием и уровнем культурного развития личности.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 167-168.

Далее читайте:

Исторические лица США (биографический справочник).

Сочинения:

(Ed.) Management and Motivation, Baltimore: Penguin, 1970 (with V. H. Vroom); Intrinsic motivation, extrinsic rein-forcement and inequity //Journal of Personality and Social Psychology. 1972, 22,113-120; Intrinsic Motivation. N. Y.: Plenum, 1975; Industrial and Organizational Psychology. N Y.

: McGraw-Hill, 1977; On the importance of self-determination of in-trinsically motivated behavior // Personality and Social Psychology Bulletin. 1978, 4,443-446 (with M. Zuckerman,J. Porac, D. I^athin and R Smit); The Psychology of Self-determination.

Lexington, 1980; Characteristics of the rewarder and intrinsic motivation of the rewardee //Journal of Personality and Social Psychology. 1981, 40, 1-10 (with J. Nezlek and L. Sheinman); When trying to win: Competition and intrinsic motivation // Personality and Social Psychology Bulletin. 1981, 1, 79- 83 (with G. Betley, J. Kahle, L Abrams and J.

Porac); The effects of performance standards of teaching styles: The behavior of controlling teachers // Journal of Educational Psychology. 1982,74 852— 859 (with N. Speigel, R. Ryan, R. Koestner and M. Kauffman); Egoinvolved persistence: When freechoice behavior is not intrinsically motivated // Motivation and Emotion. 1991,15,185-205 (with R. M.

Ryan and K. Koestner); Beyond the intrinsic- extrinsic dichotomy: Self-determination in motivation and learning. Special issue: Perspectives on intrinsic motivation // Motivation and Emotion. 1992, 16, 165-185 (with C. S. Rigbv, В. C. Patrick and R. M. Ryan); Facilitating internalization: The self-determination theory perspective //Journal of Personality.

1994.62,119-142 (with II. Eghrari, B. Patrick and D. R. Leone); Promoting self- determined education // Scandinavian Journal of Educational Research. 1994, 38, 3—14 (with R. M. Ryan).

Литература:

Э. Деси// Психология Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб : Питер, 2003.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_d/deciedvard.php

Ссылка на основную публикацию