Периферия личности — психология

Сравнительный анализ

Периферия личности - психология

^
То, что было сказано о ядре личности, описывает тенденции и характеристики, присущие всем людям во все времена, оказывающие влияние на общее течение жизни. И наоборот, каждый периферический аспект личности присутствует в некоторых, а не во всех людях и оказывает скорее специфическое, нежели общее воздействие на поведение.

Периферические концепции личности наиболее четко, ясно и очевидно соотносятся с поведением (или с тем, что требуется объяснить). Идеальная теория личности должна включать в себя описания как ядра, так и периферии.

Положения, описывающие ядро, нужны для того, чтобы понять общую психологическую природу людей, а периферические положения важны для понимания различий между конкретными представителями человеческого рода. Читая эту главу, следует помнить, что существуют два основных вида периферических характеристик.

В главе 1 они были названы конкретными периферическими характеристиками и типами. Конкретная периферическая характеристика – эта наименьший наиболее однородный элемент личности, описываемый исследователем. Именно эти характеристики используются для объяснения наблюдаемых закономерностей поведения.

Например, исследователь может объяснить особенности поведения человека, проявляющиеся в том, что он часто звонит другим людям по телефону, ходит на многие вечеринки, вступает в клубы, активно разговаривает, проявлением такой личностной черты, как коммуникабельность.

Мы можем рассматривать коммуникабельность в качестве периферической характеристики личности, если считать, что эта черта приобретается путем научения и не присутствует в равной мере у всех людей.

Персонологи часто используют термин личностная черта, вкладывая в него тот же смысл, что я вкладываю в понятие «конкретная периферическая характеристика».

Я избегаю такого использования терминов, поскольку, как вы увидите, некоторые исследователи описывают гомогенные элементы личности, по существу не совместимые с тем значением, которое вкладывается в термин «личностная черта».

Обычно ученый описывает некоторое количество конкретных периферических характеристик, каждая из которых может присутствовать или отсутствовать в личности каждого данного человека. Но когда исследователь привлекает понятие «тип», он объединяет совокупности конкретных периферических характеристик, формируя тем самым большие менее однородные элементы, наглядно представленные в виде стилей жизни, которые можно наблюдать у людей. Функция понятия о типе заключается в том, чтобы организовать более простые элементы личности в функциональные группировки.

В этой главе мы рассмотрим положения, описывающие периферию личности, встречающиеся в различных теориях, уже затронутых нами в предыдущих главах.

Нужно иметь в виду, что некоторые исследователи четко разделяют периферию и ядро, в то время как другие или предлагают нам самим сделать это разделение, или же настолько концентрируются на ядре, что становится практически невозможно понять, что именно они говорят о периферии, и говорят ли они вообще что-нибудь по этому поводу.

Кроме того, среди ученых, которые в действительности уделяют внимание периферии, некоторые склонны больше подчеркивать понятие типа, а некоторые – конкретные периферические характеристики.

^

То, что мы рассматриваем Фрейда первым, очень удачно, поскольку его точка зрения служит хорошим примером разграничения ядра и периферии личности. Он утверждает, что все люди обладают одним и тем же набором инстинктов, а именно инстинктами жизни, сексуальным инстинктом и инстинктом смерти.

Очевидно, что это положение относится к ядру личности, поскольку с теоретической точки зрения невозможно представить, чтобы один человек обладал, к примеру, только сексуальным инстинктом и инстинктом жизни, но не инстинктом смерти, а у другого был бы только инстинкт смерти или только сексуальный инстинкт.

Каждый человек обладает всеми инстинктами, и эти силы оказывают постоянное и целостное воздействие на всю жизнедеятельность. Таким образом, с точки зрения Фрейда, ид несомненно является частью ядра личности. Части личности, называемые эго и суперэго, также должны рассматриваться как часть ядра, хотя причины этого не столь очевидны, как в случае с ид.

Несмотря на то, что в определенных психоаналитических кругах стало модно рассуждать о людях с большим или меньшим это, совершенно ясно, что не существует человека, лишенного эго или суперэго.

Отсутствие эго невозможно с теоретической точки зрения, поскольку эго существует благодаря ид и постоянной необходимости удовлетворять инстинкты посредством взаимодействия с внешним миром. Без эго было бы невозможно удовлетворение ид, а следовательно, и физическое, и психологическое выживание.

Точно так же теоретически невозможно представить человека без суперэго, поскольку эта часть личности рождается в результате конфликта между человеком и миром, конфликта неизбежного, как неизбежны инстинкты, удовлетворить которые, независимо от других людей и предметов, невозможно.

Суперэго определяется требованиями общества, а, по Фрейду, жизнь человека непостижима вне существования общества. Но, говоря о том, что эго и суперэго вместе с ид являются характеристиками ядра личности, мы рискуем упустить из виду важное различие между первыми двумя и последним.

Несмотря на то, что все люди обладают одним и тем же ид, нельзя сказать, что эго и суперэго абсолютно одинаковы у всех людей. По Фрейду, эго состоит из защитных механизмов и их конкретных проявлений в характеристиках и паттернах ежедневной жизнедеятельности.

Таким образом, из этой теории следует, что все люди обладают защитными механизмами, но совершенно неправильно было бы утверждать, что их защиты одинаковы. Психоаналитики выделили довольно большое количество различных защитных механизмов и описали условия развития, определяющие, какие именно механизмы разовьются у каждого конкретного человека.

Определяя различные виды защит, фрейдисты описывают периферию личности. То, что это именно так, становится еще яснее, когда они начинают вдаваться в детали относительно конкретных привычек, указывающих на различные защитные механизмы, и мы скоро это увидим.

Каждый защитный механизм приобретается в процессе научения и является специфичным для отдельного человека или даже для отдельной части поведения этого человека. Примерно так же дело обстоит и с суперэго. Хотя оно присутствует у всех людей, его содержание может в значительной степени варьироваться в зависимости от особенностей родителей, воспитавших человека. Соответственно конкретные табу и санкции, осознаваемые вами, могут отличаться от тех, которые разделяет другой человек. Рассматривая как эго, так и суперэго, мы имеем дело с периферией личности, поскольку содержание эго и суперэго, в отличие от ид, в значительной мере определяется опытом взаимодействия с людьми и предметами, то есть с внешней средой.

В действительности, взгляды фрейдистов на периферию личности наиболее четко представлены в классификации типов характера. Это ясно можно увидеть у Феничела (Fenichel, 1945, с. 467):

«Характер как привычный способ установления равновесия между внутренними потребностями и требованиями внешнего мира необходимым образом является функцией устойчивой, организованной и единой части личности, которую представляет собой эго; на самом деле, мы определили эго как часть организма, которая осуществляет взаимодействие между требованиями инстинктов и внешним миром. Таким образом, вопрос о характере – это вопрос о том, когда и как эго приобретает качества, с помощью которых оно привычно приспосабливается к требованиям инстинктивных влечений и внешнего мира, а позже и суперэго… Термин характер подчеркивает привычную форму данной реакции, ее относительное постоянство».

Позже он (с. 468) показал, что характер – это содержание не только эго, но и суперэго: «Позднейшее усложнение в структуре эго – возникновение суперэго – также имеет решающее значение для формирования привычных паттернов характера.

То, что человек считает хорошим или плохим, является частью его характера; то же касается того, принимает ли он всерьез требования своей совести и подчиняется ли он ей, или пытается сопротивляться». Из этих двух цитат понятно, что характер – это прижизненно приобретаемый паттерн достаточно последовательных способов жизнедеятельности, различный у разных людей.

В действительности, несмотря на всю слишком сложную терминологию Феничела, характер человека – это его наиболее очевидное психологическое образование, это то, о чем вы будете говорить, если вас попросят описать своего друга.

На самом деле, вполне возможно быть более конкретным, даже оставаясь в рамках психоаналитической терминологии.

Тип характера – это совокупность личностных черт, выражающих 1) основные индивидуальные защитные механизмы, 2) основной индивидуальный конфликт, 3) основной способ реагирования на этот конфликт или 4) любую комбинацию из вышеперечисленного.

Таким образом, становится ясно, что личностная черта может быть главным образом паттерном мышления, эмоций, или действий, или, еще раз подчеркнем, любой их комбинацией. Используя нашу терминологию, личностные черты – это конкретные периферические характеристики.

Все это, возможно, выглядит невероятно сложным, но потерпите, и, я думаю, все станет понятнее, когда мы обсудим конкретные типы характеров.

Чтобы начать это обсуждение, необходимо четко уяснить, что тип характера приобретается в результате научения и представляет собой результат взаимодействия между ребенком, пытающимся реализовать стремление ядра максимально удовлетворить инстинкты и свести к минимуму наказания и чувство вины, и обществом, представленным родителями, чья задача – способствовать выполнению требований совместного проживания. Как мы увидим, не только в этой теории, но и во всех остальных периферия – продукт ранних попыток выразить стремление ядра в конкретном социальном и культурном контексте. Мы говорили о том, что типы характера – результат развития, и, следовательно, понятно, почему они носят названия различных психосексуальных стадий, отражая взгляды фрейдистов на проблемы развития. Основные стадии психосексуального развития – это оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Каждая стадия характеризуется особой формой сексуального инстинкта и вызывает особый спектр реакций со стороны родителей. Можно сказать, что каждая стадия определяется тем, каким именно образом проявляется общий конфликт между сексуальным инстинктом и обществом. Тогда неудивительно, что на каждой стадии существуют свои виды защиты, так как различные виды защитных механизмов по-разному эффективны относительно разных форм конфликтов. И, как вы увидите, с каждой стадией, кроме одной, связан определенный тип характера. В их названиях обобщаются формы сексуального инстинкта во взаимосвязи с различными стадиями психосексуального развития. Как можно увидеть, в каждом названии, за исключением латентной стадии, обозначена какая-то анатомическая часть тела. Даже консервативно настроенные ученые-психоаналитики начинают понимать, что латентная стадия – это не естественная и врожденная сторона сексуального инстинкта, а, скорее, культурно детерминированный период остановки в развитии. Такой неопределенный статус латентной стадии отражается в том, что не существует связанного с ней типа характера. Следовательно, мы не будем заниматься рассмотрением латентной стадии. Вы наверняка обратили внимание на то, что стадии психосексуального развития отражают исключительно сексуальный инстинкт. А как же насчет инстинктов жизни и смерти? Существуют ли связанные с ними стадии развития и типы характера? Стадий развития не существует, и, хотя некоторые психоаналитики пытались обозначить соответствующие типы характера, эти идеи не получили широкой поддержки и по своей природе остались фрагментарными и нечеткими. Общая тенденция такова, что фрейдисты придают огромнейшее значение сексуальному инстинкту. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что фрейдистская теория личности строится на сексуальности как на основе человеческой природы.

Читайте также:  Спрос и предложение - психология

Оральная, анальная, фаллическая и генитальная стадии приблизительно покрывают соответственно первый год жизни, второй, с третьего по пятый и годы от пубертата и далее. Очевидно, что необходимо пройти через первые три стадии, чтобы достичь четвертой. Если первые три стадии пройдены успешно, генитальность в полной мере и решительно вступает в свои права.

Но если опыт развития на одной из прегенитальных стадий деструктивен, признаки этой стадии полностью не исчезают, а оказывают влияние на все дальнейшее поведение. Чтобы показать это влияние на взрослых людей, эти три типа характера называются оральный, анальный и фаллический. И конечно, четвертый тип характера называется генитальным.

Это – психологическая зрелость, в то время как первые три – различные формы незрелости. Если точнее, каждая прегенитальная стадия влечет за собой определенную форму детских сексуальных желаний и импульсов.

Чтобы успешно пройти через данную стадию, ребенок должен получить от родителей и окружающего мира достаточно подкреплений, чтобы не чувствовать себя безнадежно фрустрированным и депривированным, но и не слишком много подкреплений, чтобы задержка на этой стадии незрелости не стала слишком приятной.

Если ребенок слишком фрустрирован или слишком удовлетворен, он фиксируется или «застревает» на этом уровне развития. Это означает, что во взрослом состоянии он будет демонстрировать личностные черты – мысли, эмоции, действия, характеризующие основной конфликт, защитные механизмы или родительские реакции, определяющие эту прегенитальную стадию.

Теперь мы можем рассмотреть содержание различных стадий психосексуального развития. Прежде всего, мы обнаружим оральную стадию, на которой местом анатомической локализации сексуального инстинкта является рот.

С точки зрения Фрейда, развитие нервной системы идет от мозга вниз и к периферии, поэтому рот неизбежно становится первым отверстием тела, посредством которого человек испытывает удовольствие или боль.

Кроме этого, обусловленное инстинктом жизни влечение к еде и воде также делает рот важной областью в жизнедеятельности организма. Но Фрейд больше подчеркивает значения рта в качестве тактильной и вкусовой эрогенной зоны.

Другими словами, предполагается, что ребенок страстно желает стимуляции области рта посредством прикосновений, вкуса, мышечных усилий и наслаждается этой стимуляцией. Страстное желание и получение удовольствия – ранние формы того, что в конечном итоге превратится в зрелую сексуальность на генитальной стадии.

Чтобы понять оральный тип характера, следует иметь в виду, что оральная форма сексуального инстинкта ведет к действиям и фантазиям, связанным с захватыванием и получением, и конфликты, ярко проявляющиеся на этой стадии, – это конфликты, возникновение которых обусловлено эгоистической деятельностью подобного рода (Феничел, 1945, с. 488-492).

Фрейдисты полагают, что захватывание и получение – обобщение той деятельности, которую совершает рот в течение первого года жизни. Получение – это обобщение самой ранней, пассивной ситуации орального слияния, в которой люди и предметы положительно стимулируют рот в процессе кормления и ласки.

Захватывание – это обобщение наступающей немного позже менее пассивной (орально агрессивной) ситуации, в которой ребенок достигает орального удовлетворения в процессе сосания, помещения в рот различных предметов, жевания, кусания и даже вокализации.

Неизбежным образом здесь возникает конфликт между настойчивым и эгоистичным желанием ребенка получать и захватывать и собственными потребностями и обязанностями родителей, которые не могут много времени и внимания тратить на своего ребенка. Лучшее, что могут сделать родители, – это предоставить ребенку возможность удовлетворять свои инстинкты лишь в ограниченном количестве.

Если они еще больше ограничат этот минимум, сурово наказывая ребенка за его потребность получать и захватывать, или не будут проявлять достаточно заботы по отношению к нему (что, в общем-то, неважно, поскольку последствия одинаковы), этот неизбежный конфликт станет напряженнее.

Такое усиление конфликта потребует использования особенно жестких и распространенных защит, привлечение которых равноценно фиксации или остановке в развитии. Как только такие защиты появляются, изменение и развитие замедляются.

Родители также могут превысить необходимый минимум орального удовлетворения, пытаясь быть более заботливыми, чем им позволяют их собственные потребности и обязанности. Такое отклонение от нормы также приведет к усилению основного конфликта, поскольку забота принесет только поверхностное удовлетворение, вызывая такое напряжение и негодование, что окажется фальшивкой. И снова ребенок будет чувствовать боль и неудовлетворенность, ему придется использовать защиты такой распространенности и интенсивности, что они неизбежно приведут к фиксации.

Описав механизм усиления конфликта, приводящий к оральной фиксации, с теоретический точки зрения было бы чрезвычайно уместно привести теперь исчерпывающий список защитных механизмов и личностных черт, составляющих оральный характер.

К сожалению, психоаналитические рассуждения не столь последовательны, хотя Абрахам (Abraham, 1927a, 1927b) и Гловер (Glover, 1925, 1926, 1928) предпринимали попытки это сделать.

Из их замечаний можно вынести, что черты, часто встречающиеся в оральном характере, это оптимизм – пессимизм, доверчивость – подозрительность, восхищенность – завистливость и самонадеянность – самоуничижение. Фрейдисты часто рассуждают о чертах, имеющих два противоположных полюса, так называемых биполярных личностных характеристиках.

Считается, что оба полюса свидетельствуют о фиксации. Соблазнительно представить, что один полюс континуума обозначает фиксацию, обусловленную сверхпотаканием (например, оптимизм), в то время как другой выражает фиксацию депривацией (например, пессимизм).

Но трудно сказать, насколько такая точка зрения согласуется с воззрениями фрейдистов: некоторые из них полагают, что люди колеблются между двумя полюсами, бывая в один момент времени оптимистами, а в другой – пессимистами.

В любом случае биполярные личностные черты самым непосредственным образом связаны с аттитюдами, приобретаемыми в ходе взаимодействия с родителями на оральном уровне, относительно того, является ли мир местом удовлетворения или депривации и способен ли ты сам позаботиться о своем удовлетворении.

Оптимизм, пессимизм и восхищенность – это нереалистические оценки вероятности получения заботы от других людей. В манипулятивности или пассивности мы видим неконструктивные тенденции пытаться вырвать у мира удовольствие или просто лежать и ждать, когда оно свалится с небес.

Самонадеянность свидетельствует о нереалистически завышенных представлениях о собственных возможностях, а завистливость и самоуничижение – о полностью противоположном. Нереалистический характер всех этих крайностей говорит об их защитной природе.

Описав некоторые характерные черты орального характера и показав их нереалистичную природу, с теоретической точки зрения было бы уместно перечислить защитные механизмы, типичные для оральной стадии, и находящие свое выражение в этих чертах. Но, как и раньше, я вынужден констатировать, что психоаналитическое мышление не отличается, к несчастью, такой последовательностью, хотя некоторые попытки все же можно рассмотреть. Защитами, наиболее часто называемыми составной частью орального характера, являются проекция, отрицание и

Источник: http://www.userdocs.ru/psihologiya/9803/index.html?page=33

Структура личности

Структура личности

Ученые давно стремились найти в содержании, стоящем за понятием «личность», основные аспекты анализа, какие-то компоненты, «блоки», ориентация на которые помогала бы в познании конкретной личности.

Разумеется, данные аспекты могут быть только абстракциями, огрубляющими действительность, но без таких огрублений познания не бывает. Это и есть проблема структуры личности. Фактически мы уже прикоснулись к ней, когда говорили о структуре личности, предложенной З. Фрейдом.

Можно полагать, что намек на структуру личности содержится в только что рассмотренном нами вопросе о соотношении понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

В отечественной психологии есть некоторые специальные решения данной проблемы, которые мы здесь частично представим.

С. Л. Рубинштейн обусловливал изучение «психического облика» личности тремя вопросами: 1. Чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.

2. Что человек может? Это вопрос о его способностях, дарованиях. 3. Что человек есть? Это вопрос о том, «что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека»2.

Может эта схема помочь в размышлениях о конкретном человеке? Конечно.

Неконструктивные способы самоутверждения некоего человека, существенно затрудняющие ему жизнь, могут происходить от внутреннего конфликта между его устремленностью к большим жизненным целям (направленность) и отсутствием привычки трудиться над развитием у себя соответствующих способностей. А само отсутствие этой привычки правомерно отнести к характеру.

В контексте конкретизации соотношения социальных и биологических факторов в развитии личности можно обратиться к решению проблемы структуры личности, предложенному К. К. Платоновым. Тут выделяются четыре подструктуры личности. 1.

Подструктура направленности личности, включающая в себя мировоззрение, убеждения, интересы, желания, влечения. В формах направленности проявляются как отношения, так и моральные качества личности. 2. Подструктура опыта, которая проявляется в знаниях, навыках, умениях. Ее можно назвать и подструктурой подготовленности.

Именно через эту подструктуру индивидуальное развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества. 3. Индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций.

Тут можно указать на факт, что одни люди мыслят быстро, но, может быть, несколько поверхностно, другие — медленно, но они в большей степени устремлены к постижению сущности явлений. Аналогичные особенности обнаруживаются и в других психических процессах.

4. Биологически обусловленная подструктура. Она включает свойства, связанные с половой принадлежностью, возрастом, типом нервной системы, органическими изменениями.

При движении от четвертой подструктуры к первой убывает значение биологической обусловленности свойств личности и возрастает значение их социальной определенности. Важно, что биологически обусловленные свойства включаются в структуру личности. Этот факт не согласуется с приведенным выше высказыванием А. Н.

Леонтьева о личности как «особом качестве» сугубо социального происхождения. По его мнению, личность «считается» с врожденными свойствами и использует их в организации своей активности.

Что же касается структуры личности, то это «относительно устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий», которая производства от иерархии соответствующих деятельностей, составляющих основание личности.

На фоне данных суждений представим еще одно решение вопроса о структуре личности. В данном случае выделяются три иерархических уровня в функционировании личности: «Во-первых, это ядро личности, представляющее собой совокупность мотивационных структур, которые задают направление «движения» личности…

Во-вторых, это периферия личности, определяющая конкретный способ реализации мотивационного ядра. Периферию личности составляют личностные смыслы, черты, системы конструктов, социальные роли, в которые включен субъект, его личная история. На этом уровне обсуждения возможно проведение типологии личности.

В-третьих, это уровень индивидных предпосылок существования личности, которые, по существу, безличны. Индивидные предпосылки (например: пол, возраст, строение и свойства нервной системы, характер нейрогуморальной регуляции и др.) сами по себе не информативны по отношению к личности, но определяют особенности взаимодействия личности с миром и с собой».

Получается, что мотивационная сфера — ядро личности, но структура личности ею не исчерпывается.

Рассмотрим еще одно интересное решение проблемы структуры личности, имеющее практическое значение. Три составляющие указанной структуры выделяются А.В.Петровским.

Читайте также:  Психологические провокации - психология

Первая — интраиндивидная {или внутрииндивидная) подструктура. Это организация индивидуальности личности, представленная строением темперамента, характера, способностей.

Вместе с тем личность не может рассматриваться как нечто находящееся лишь в замкнутом пространстве тела индивида. Она обнаруживает себя в сфере межиндивидных отношений, в пространстве межличностных взаимодействий. Отсюда вторая подструктура личности — интериндивидная.

Третья подструктура — метаиндивидная (или надиндивидная). В этом случае в центре внимания оказываются «вклады», которые личность вносит своей активностью в других людей.

Таким образом, личность не только выносится за рамки органического тела индивида, не только перемещается за пределы его наличных, «здесь и теперь» существующих связей с другими людьми, но и продолжает себя в других людях.

Эта идеальная представленность личности в других людях за счет внесенных в них «вкладов» получила название персонализация. По-видимому, такими «вкладами» в значительной степени и определяется масштаб личности.

Таким образом, мы рассмотрели ряд решений вопроса о структуре личности. Они существенно отличаются друг от друга по причине чрезвычайной сложности объекта познания, а также разносторонности подходов к нему со стороны исследователей. Однако вместе они помогают осмыслить то содержание, которое стоит за понятием «личность».

В большинстве самых разнообразных психологических определений личность предстает как «совокупность», «сумма», «система», «организация» и т.п., т.е. как некое единство определенных элементов, как определенная структура.

И в зарубежной психологии самых разных направлений, и в отечественной мы можем встретить множество конкретных разработок структур личности (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Г. Олпорт, К.К. Платонов, B.C. Мерлин и др.).

Вместе с тем осмысление проблемы структуры личности с общетеоретических позиций и последующий учет важнейших моментов при построении собственной концепции встречается не так уж часто. Примерами таких разработок могут служить структуры личности, созданные К.К. Платоновым, Г. Айзенком.

Платонов, проанализировав философское и психологическое понимание структуры, определяет ее как взаимодействие реально существующего психического явления, взятого за целое (в частности, личности), и его подструктур, элементов и их всесторонних связей.

Чтобы описать структуру личности, как считает Платонов, необходимо установить, что взято за целое, отграничить и определить его. Затем надо выяснить, что составляет элементы этой целостности, понимая под ними неразложимые в рамках данной системы и относительно автономные ее части.

Притом надо учесть возможно более полное число этих элементов. На следующем этапе следует вскрыть наиболее существенные и общие связи между элементами, между каждым из них и целостностью. Дальше выявляется необходимое и достаточное число подструктур, в которые уложатся все элементы анализируемой целостности.

Подструктуры и элементы подвергаются классификации. Затем важно исследовать генетическую иерархию уровней компонентов.

Результатом такого структурного анализа явилась динамическая, функциональная структура личности К.К. Платонова. Она состоит из четырех рядоположенных подструктур: 1) подструктура направленности и отношений личности; 2) знания, навыки, умения, привычки, т.е.

опыт; 3) индивидуальные особенности отдельных психических процессов; 4) типологические, возрастные, половые свойства личности, т.е. биопсихические. Платонов выделяет также подструктуры характера и способностей, как наложенные на четыре основные подструктуры.

Важное значение для разработки проблемы структуры личности в отечественной психологии имели идеи С.Л. Рубинштейна и В.Н. Мясищева, хотя конкретные структуры были созданы их последователями.

А.Г. Ковалев выделяет следующие компоненты структуры личности: направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез.отношений и способов поведения), темперамент (система природных свойств). B.C.

Мерлин создал теорию интегральной индивидуальности, он описывает две группы индивидуальных особенностей. Первая группа — «свойства индивида» — включает две подструктуры: темперамент и индивидуальные качественные особенности психических процессов. Вторая группа — «свойства индивидуальности» — имеет три подструктуры: 1) мотивы и отношения; 2) характер; 3) способности.

Все подструктуры личности взаимосвязаны благодаря опосредующему звену — деятельности.

Б.Г. Ананьев использовал более широкую категорию «человек», включающую весь спектр частных категорий, таких, как индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Им предложена общая структура человека. Каждый из элементов этой структуры имеет свою подструктуру.

Так, в структуре человека как индивида два уровня, и в нее включены возрастно-поло-вые свойства, индивидуально-типические (конституциональные, нейродинамические особенности и др.), психофизиологические функции, органические потребности, задатки, темперамент.

Собственно личность организована не менее сложно: статус, роли, ценностные ориентации — это первичный класс личностных свойств; мотивация поведения, структура общественного поведения, сознание и др. — вторичные личностные свойства.

В зарубежных концепциях личности также немало внимания уделяется проблеме структуры. Одной из наиболее известных является структура личности 3. Фрейда. В концепции К.Г.

Юнга, в которой личность, так же как и у Фрейда, предстает как система, выделяются следующие важные ее подструктуры: Эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима, анимус и тень.

В рамках глубинной психологии к проблеме структуры личности обращались также Г. Мюррей, В. Райх и др.

Большая группа зарубежных исследователей в качестве структурных единиц личности рассматривает черты. Одним из первых в этом направлении работал Г. Олпорт. Его теория личности так и называется — «теория черт». Олпорт выделяет следующие виды черт: черты личности (или общие черты) и личные диспозиции (индивидуальные черты).

И те, и другие — это нейропсихи-ческие структуры, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций.

Но черты личности включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры, а личные диспозиции — такие характеристики индивида, которые не допускают сравнения с другими людьми, делают человека уникальным. Особое внимание Олпорт сосредоточил на изучении личных диспозиций.

Они в свою очередь подразделяются на три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальная диспозиция — самая общая, она обусловливает почти все поступки человека. По мнению Олпорта, эта диспозиция сравнительно необычна, и увидеть ее можно не у многих людей.

Центральные диспозиции — яркие характеристики индивидуальности, ее строительные блоки, и их легко могут обнаружить окружающие. Число центральных диспозиций, на основе которых можно точно распознать личность, невелико — от пяти до десяти. Вторичная диспозиция более ограничена в проявлении, менее устойчивая, менее обобщенная.

Все черты личности находятся в определенных отношениях, но относительно независимы друг от друга. Черты личности существуют реально, а не являются лишь теоретическим измышлением, они —• движущий (мотивирующий) элемент поведения. По Олпорту, черты личности объединяет в единое целое специфический конструкт, так называемый проприум.

Черта — базисная категория и в теории личности Р. Кеттел-ла. По его мнению, чтобы получить знания о личности, можно использовать три основных источника: данные регистрации реальных жизненных фактов (L-данные), данные самооценки при

заполнении анкет (Q-данные) и данные объективных тестов (ОТ-данные). Кеттелл и его сотрудники в течение нескольких десятилетий проводили масштабное обследование представителей нескольких возрастных групп в разных странах.

Эти данные были подвергнуты факторному анализу, для того чтобы выявить глубинные факторы, определяющие или контролирующие вариации поверхностных переменных. Результатами этого обследования стало рассмотрение личности как сложной и дифференцированной структуры черт.

Черта — это гипотетическая психическая структура, обнаруживающаяся в поведении и обусловливающая предрасположенносупь поступать единообразно в различных об-стояупельствах и с течением времени. Черты можно классифицировать по нескольким основаниям. Центральным является различение между поверхностными чертами и исходными чертами.

Поверхностная черта — это ряд сопутствующих друг другу поведенческих характеристик личности (в медицине это называется синдромом). Они не имеют единой основы и непостоянны. Более важные — исходные черты. Это некие объединенные величины или факторы. Именно они определяют постоянство поведения человека и являются «блоками здания личности».

Исходных черт, по итогам факторного анализа Кеттелла, 16. Для их измерения используется опросник «16 личностных факторов» (16 PF). Это факторы: отзывчивость — отчужденность, интеллект, эмоциональная устойчивость — неустойчивость, доминантность — подчиненность, рассудительность — беспечность и др.

Исходные черты можно, в свою очередь, разделить на два вида в зависимости от их происхождения: черты, отражающие наследственные признаки, — конституциональные черты; являющиеся результатом социальных и физических условий окружения — черты, сформированные окружающей средой. Исходные черты можно различать с точки зрения модальности, посредством которой они выражаются.

Черты-способности связаны с эффективностью достижения желаемой цели; черты темперамента — с эмоциональностью, скоростью, энергичностью реакций; динамические черты отражают мотивационную сферу личности. Динамические черты подразделяются на три группы: аттитюды, эрги и чувства.

Кеттелл рассматривает сложные взаимодействия этих подструктур, особое значение при этом он придает «главенствующему чувству» — чувствуЯ.

В теории Г. Айзенка личность также представлена в виде иерархически организованной структуры черт. На самом общем уровне Айзенк выделяет три типа или суперчерты: экстраверсию — интроверсию, нейротизм — стабильность, психотизм — сила Супер-Эго.

На следующем уровне черты — это поверхностные отражения основополагающего типа. Например, в основе экстраверсии лежат такие черты, как общительность, живость, настойчивость, активность, стремление к успеху.

Ниже располагаются привычные реакции; внизу иерархии — специфические реакции или реально наблюдаемое поведение. Для каждой из суперчерт Айзенк устанавливает нейрофизиологическую основу.

Выраженность той или иной суперчерты можно оценить с помощью специально разработанных опросников, наиболее известен в нашей стране «Личностный опросник Айзенка».

Так же, как и Г. Айзенк, Дж.П. Гилфорд рассматривал личность как иерархическую структуру черт и одним из первых изучал ее с помощью факторного анализа.

В личности он выделяет сферу способностей, сферу темперамента, гормическую сферу, класс параметров патологии.

В сфере темперамента, например, факториально выделены десять черт: общая активность, доминирование, социабельность, эмоциональная стабильность, объективность, склонность к размышлениям и др.

Описанные классические исследования структуры черт личности явились образцом и стимулом для последующих многочисленных работ по эмпирическому воспроизведению той или иной факторной модели или для разработки новых оснований для факторного описания личности без серьезного анализа их взаимосвязей в целостной концепции личности.

Источник: https://psyera.ru/5115/struktura-lichnosti

Периферия личности. типы характера (совокупность черт)

Типы личности отражают ведущий тип деятельности и фиксацию на той или иной стадии психосексуального развития, а также защиты, характерные для этих стадий.

Оральный характер: в качестве ведущих видов защиты выступают проекция (приписывание человеком другим людям тех черт, которыми он отвергает в себе), отрицание (отказ воспринимать угрожающие объекты или события внешнего мира) и интроекция (процесс слияния с другим человеком с целью избежать столкновения с пугающей сущностью этого человека или столкновения со своими собственными пугающими инстинктами). Среди типичных черт оптимизм либо пессимизм, доверчивость либо подозрительность, восхищенность либо завистливость и манипулятивность либо пассивность.

Анальный характер: ведущие виды защиты – это интеллектуализация (замещение реальных, инстинктивного характера, причин своих желаний и поступков на вымышленные, социально более приемлемые), образование реакции (замещение своих реальных прямо противоположными), изоляция (разрыв существующих в норме связей между когнитивными и аффективными компонентами желаний и импульсов для устранения тревоги) и уничтожение содеянного (совершение таких поступков или такие мысли, которые сводят на нет или компенсируют предыдущие мысли и поступки, способные вызвать тревогу). Черты такого характера – скупость либо излишняя щедрость, зажатость либо экспансивность, аккуратность либо нечистоплотность и скрупулезность либо рассеянность.

Читайте также:  Этическая направленность - психология

Фаллический характер: основной вид защиты – вытеснение (удаление из сознания инстинктивных желаний и действий с целью не допустить переживания тревоги), среди типичных черт можно выделить тщеславие либо ненависть к себе, элегантность либо склонность к простоте, целомудрие либо неразборчивость в связях.

Генитальный характер в качестве основной защиты использует сублимацию (замену объекта сексуального инстинкта на более социально приемлемый, чем изначальный, без нарушения или блокирования выражения инстинкта), типичные черты свидетельствуют о полной социализации, адаптации и эффективности деятельности.

Идеальный или генитальный тип личности – это некто, кто способен истинно любить и работать. Но следует помнить, что и любовь, и работа протекают на основе защиты, сублимации, и, следовательно, даже эта высшая форма жизни не выходит за пределы общественной регуляции.

Как выражение и восприятие любви на биологическом, социальном и психологическом уровнях, так и продуктивная деятельность предполагают стабильность, зависимость и приспособление к давлению. В большей степени здесь должно иметь место великодушие, ответственность и предсказуемость, нежели, скажем, импульсивность.

В любого рода действиях проявляется устойчивость. Наоборот, неидеальный или прегенитальный тип погрязает в вопросах: как, когда, почему и надо ли выражать и воспринимать, брать и отказываться, гетеросексуализировать свою жизнь.

Процесс, движущийся к цели продуктивной жизни, часто прерывается этими моментами ненадежности, самокопания, эгоизма и ригидности. Прегенитальная личность слишком занята собой, чтобы быть хорошим гражданином.

В.Райх: «мышечный панцирь» как симптом. [17]

В контексте проблемы психологической защиты, Вильгельм Райх, основоположник психосоматики и телесно-ориентированной терапии считал, что вся структура характера человека и особенности его физиологического функционирования являются своего рода защитным механизмом.

Он полагал, что характер является для человека своеобразным «психологическим панцирем», защищающим его от многочисленных импульсов влечений (в основном сексуальных).

Характерологические особенности в отличие от невротических симптомов более устойчивы, потому что воспринимаются индивидуумом как части собственной личности.

Будучи последовательным проводником идеи единства тела и разума, В.Райх считал, что психические процессы и черты характера имеют физические эквиваленты, проявляющиеся в походке, мимике, жестах, позе.

Универсальным компонентом подавления эмоций является мышечная ригидность или мышечный панцирь. При снятии «зажимов» освобождаются эмоции, а при удовлетворении эмоций исчезают зажимы.

Наличие хронического мышечного «панциря» указывает на наличие напряжения психики, связанное с необходимостью полной или частичной блокировки высокоэнергетичных аффективно окрашенных импульсов, связанных с одним из трех основных видов биологического возбуждения: а) страхом (тревогой) — «беги!»; б) агрессией (гневом) — «нападай!»; в) сексуальным — «люби!», «размножайся!». «Мышечные судороги — это соматическая сторона процесса блокирования и основа его постоянного сохранения».

«Панцирь может лежать на «поверхности» или пребывать в «глубине», он может быть «мягким, как губка» или «твердым, как скала». В каждом конкретном случае функция его в том, чтобы оградить человека от неприятных переживаний. Однако он еще и влечет за собой ограничение возможностей испытывать удовольствие». [17, с.270].

«Индивид, закованный в панцирь, не способен простым вздохом выразить чувство удовольствия или даже сознательно имитировать его. Когда он пытается это сделать, у него получается не вздох, а стон, оханье, сдерживаемое рычание и даже нечто, похожее на позыв к рвоте». (В.Райх: цит.по Фрейджер Р., Фейдимен Дж. с.270)

Мышечный панцирь состоит по В.Райху из семи сегментов, которые формируются под прямым углом к направлению протекания энергии по телу.

Основные сегменты панциря располагаются в следующих областях:

1. Глаза. Глаза — это основное средство контакта ребенка с окружающим миром. Согласно концепции Райха область зрительного восприятия травмируется в первую очередь, причем происходит это при столкновении с холодными, агрессивными или вызывающими страх проявлениями окружения.

Защита этой области проявляется в неподвижности лобной мускулатуры и в «пустом» выражении глаз, которые будто смотрят из-под маски.

Этот сегмент может быть расслаблен увеличением подвижности век и мышц лба, для чего пациент, как бы в страхе, широко раскрывает глаза, начинает ими вращать, переводить взгляд из стороны в сторону и т.п.

2. Рот. Оральный сегмент — это мышцы подбородка, горла и затылка. Челюсти могут быть крепко сжаты либо неестественно расслаблены.

Напряжением мышц этого кольца удерживаются чувства, которые выражаются плачем, пронзительным криком, гримасами, кусанием и сосанием.

С целью расслабления применяются упражнения на имитацию плача, укусов, отрыжки, а также на воспроизведение звуков и гримас, усиливающих подвижность губ. Возможно непосредственное физическое воздействие на соответствующие мышцы.

3. Шея. Сюда входят внутренние мышцы шеи и язык. Сегмент удерживает, главным образом, гнев и плач. Поскольку непосредственное воздействие на внутренние мышцы невозможно, для расслабления этой области предлагается пронзительно кричать, вопить, визжать, имитировать отрыжку.

4. Грудь. Грудной сегмент включает в себя большие мышцы груди, мышцы плечевого пояса, лопаток, все мышцы грудной клетки, а также рук и кистей. Напряжение в этом сегменте способно подавить смех, печаль, ярость, страстное желание.

Здесь по большей части происходит задержка дыхания, являющаяся важным средством подавления любой эмоции. Панцирь может быть расслаблен дыхательными упражнениями, особенно включающими максимально полный выдох.

Руками и кистями рук выполняются упражнения, подразумевающие удары (например, по боксерской груше), разрывание на части (например, бумаги), удушение либо выражение страстного желания (например, через лепку из глины).

5. Диафрагма. Область диафрагмы включает солнечное сплетение, желудок, различные внутренние органы, а также мышцы, расположенные под грудиной. Защитный панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед: когда человек стоит у стены, между поясницей и стеной свободно проходит кулак.

Выдох дается с большим трудом. Рвотный рефлекс угнетен. В этом сегменте удерживаются, в основном, сильный гнев или ярость.

Перед тем, как с помощью специальных дыхательных упражнений и воспроизведения рефлекса отрыжки приступать к расслаблению этого элемента панциря, необходимо убедиться в относительном расслаблении четырех верхних сегментов.

6. Брюшная полость. В сегмент входят большие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Наличие панциря на боках порождает боязнь щекотки и связано с подавлением злости, неприязни. Если верхние сегменты уже открыты (но не ранее!), освобождение данного сегмента проходит сравнительно легко через непосредственное физическое воздействие на мышцы.

7. Область таза. Сюда включены все мышцы таза и ног. Чем крепче броня, тем больше таз выступает назад, что сразу заметно по торчащим ягодицам. Ягодичные мышцы напряжены до болезненности.

Таз «застывший», «мертвый», несексуальный. Здесь подавляются как страх и гнев, так и любое удовольствие.

Для расслабления применяются упражнения, в которые входят энергичные движения тазом, например, удары им о жесткую кушетку или имитация многократных пинков ногами.

Основная цель терапии В.Райха состоит в разрушении панциря, начиная с сегмента, локализованного в области глаз и заканчивая сегментом области таза. Каждый из семи сегментов является относительно независимой единицей, и работа с ним должна проводиться отдельно.

Для разрушения панциря по В.Райху используются три инструмента:

1) накопление в теле энергии с помощью глубокого дыхания;

2) прямое воздействие на хронически напряженные мышцы с целью их расслабления(давление, пощипывание и т.п.);

3) постоянное поддержание состояния сотрудничества с пациентом, открытое обсуждение с ним каждого случая возникновения сопротивления или эмоциональной напряженности.

Третий инструмент является одновременно интегрирующим и предохраняющим от преждевременного разрушения сегмента, как элемента системы психологической защиты, в то время как пациент не накопил достаточно возможностей, чтобы сознательно справиться с высвобожденной энергией эмоций.

Человек, которого по мнению В.Райха можно назвать генитальной личностью, не обременен панцирем психологической защиты. Он способен защитить себя от опасности, оградить от враждебного окружения, когда это необходимо, т.е. в нужный момент создать себе такой панцирь. Однако, он делает это сознательно, и обходится без него в большинстве ситуаций повседневной жизни. [17],

Источник: https://infopedia.su/10x46e6.html

Периферия личности

⇐ ПредыдущаяСтр 114 из 117Следующая ⇒

Салливан выделяет ряд синдромов, каждый из которых характеризуется совокупностью черт, хотя они и не слишком специфичны; некоторые из них никак не соотносятся со стадиями развития.

Самопоглощенная личность характеризуется аутистическим (прототаксическим) мышлением. Подобно младенцу, такой человек продолжает верить в нереалистичные образы хорошей матери и плохой матери.

Всех окружающих такой человек делит на исключительно замечательных и абсолютно несносных (поскольку они воплощение хорошей либо плохой матери). Он часто расстраивается, его легко ранить, он нередко чувствует себя непонятым.

Его жизнь характеризуется периодами сильной привязанности и увлечения чем-либо, как правило, заканчивающимися глубоким разочарованием.

Безнадежная личность настроена враждебно по отношению ко всем, за исключением тех, кого она считает ниже самой себя.

В подростковый период такую личность побеждали соперники. Став взрослым, такой человек горько и публично сокрушается по поводу несовершенства властей и иррациональности происходящего, однако не предпринимает никаких конструктивных действий.

Негативистская личность характеризуется самодинамизмом, организованным вокруг идеи собственной неполноценности и незначимости. Негативизм используется как способ получить одобрение или хотя бы привлечь внимание окружающих.

Подобная личность получается из проблемного ребенка, который во взрослом возрасте использует такие приемы, как циничное примирение, когда сама попытка достичь согласия всего лишь замаскированное стремление нанести удар оппоненту.

Неинтегрированная или психопатическая личность – это такая личность, у которой практически отсутствует самодинамизм; она представляет собой набор не согласующихся между собой, недостаточно развитых аспектов личности.

Заика – человек, чье нарушение развития выражается в специфическом использовании языка (языку как выражению личности в теории Салливана уделяется слишком большое внимание).

Личность, одержимая амбициями, характеризуется ненасытной жаждой соперничества. Способ существования, характерный для неуверенного школьника, консолидируется в общий стиль межличностного взаимодействия взрослого.

Асоциальная личность обычно хорошо осознает набор ценностей, среди которых часто присутствует и чувство собственной значимости. Проблемы коренятся в его убеждении в том, что другие не могут должным образом ценить и уважать его. Он чувствует себя отчужденным и одиноким, несмотря на то что обычно взаимодействует с окружающими в дружелюбной и внимательной манере.

Неадекватная личность строит свои отношения с другими на основе зависимости; зачастую ей требуется кто-то сильный, кто сказал бы, как нужно поступать. Этот синдром часто возникает вследствие добровольного подчинения доминирующему родителю или идентификации с беспомощным родителем.

Гомосексуальная личность испытывает любовь только по отношению к представителям своего пола; как правило, это – результат конфликта в подростковом периоде, когда такие отношения не выходят за пределы нормы.

Вечный подросток постоянно пытается достичь идеала, не находя его.

⇐ Предыдущая108109110111112113114115116117Следующая ⇒

Источник: http://mykonspekts.ru/1-59019.html

Ссылка на основную публикацию