Целесообразность как стиль жизни — психология

Целесообразность как стиль жизни | психологи он-лайн

Целесообразность, как и любовь — вещь уважаемая, но малораспространенная: о ней много говорят, но редко пользуются. Целесообразность — это разумное соответствие имеющимся целям, но многие ли из нас записали дела на день, имеют цели на год, на три-пять лет?

Целесообразное действие — действие разумное, , уместное, отвечающее на вопрос «Зачем? Для какой цели?», упорядоченным образом работающее на цели и смысл, но когда люди живут чувствами, подумать о целесообразности некогда. Человек, действующий и живущий целесообразно, строит свое будущее, живет своим будущим, большинство же наших граждан живет привычками, живет своим прошлым.

А как — правильно?

Разумнее жить головой и ставить цели.

В детстве прекрасны вопросы «Почему?», взрослый человек задает себе вопросы «Зачем? Для какой цели?» Каждое значимое действие разумного человека — адресно и целесобразно, отвечает на вопрос: зачем я это делаю? Получаю образование — зачем, тем более — зачем именно такое? Работаю в компании «Рога и копыта» — зачем? Для получения каких ресурсов или реализации какой цели? Встречаюсь с друзьями — зачем? Действительно ли мне нужно сейчас ехать к друзьям, или у меня на сегодня другие приоритеты?

При этом взвешивать любое мелкое действие на целесообразность — действительно нет нужды. Разумные люди живут без фанатизма.

Когда нужно помыть посуду после завтрака или одеться перед выходом на улицу, это можно сделать без размышлений: разумные привычки и хорошее воспитание прекрасно заменяют индивидуальный разум даже тогда, когда он по сути отсутствует.

Однако самая лучшая привычка — это жить осознанно, наблюдая за своими поступками и быть готовым в любой момент уточнить свои выборы.

Привычка действовать целесообразно — черта скорее внутренне взрослых людей, людей реалистичных и с развитой ответственностью. Человек-ребенок привык делать то, что хочется, а не то что нужно, и в случае конфликта «Хочу и Надо» всегда с собой договорится. Честность перед самим собой — обязательное условие действительно целесообразных действий.

Целесообразно действовать по приоритетам, а хочется — по другому. Как поступите? Если вы считаете возможных думать, что для создания вашей жизни вам необходим телевизор ночью, бутылка газировки рядом и пакетик чипсов (умолчим о курении и выпивке), то вы себя все-таки обманываете.

Чем более человек понимает свою ответственность — ответственность перед делом, ответственность перед людьми, — тем важнее ему контроль целесообразности.

Ребенок может играться в то, что ему нравится, взрослый человек должен делать то, что нужно. Если вы руководитель, вы знаете — «Всякое действие руководителя должно быть ответственно и целесообразно».

Если вам важны отношения, вы понимаете: «Всякая эмоция должна быть адресна и целесообразна!»

Когда человек всерьез начинает думать о целесообразности своих поступков, жизнь становится осознаннее, но труднее. Приходится много думать и иногда принимать непростые решения.

Книга интересна — но целесообразно ли мне ее читать, когда у меня сегодня другие задачи?

Телевизор манит посмотреть сериал — а зачем? Какой в этом смысл?

Нищий просит денег — дать? Это целесообразно? Думайте… А сделать перевод сиротам в детский дом — правильно? Нет, не правильно. Не целесообразно. Просто потому, что пользы детям от этого не будет.

Любопытно, что в российском менталитете целесообразность практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия безкорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.

Характерный пример: в статье «Сыну двенадцать: воспитание ответственности» умный папа писал, как он воспитывает в своем сыне привычку думать «зачем» он делает то или иное. Комментарий к этой статье: «Так и вижу взрослого молодого человека с вопросом, а зачем мне заботиться о своих родителях, проявлять к ним уважение, с какой целью? Теперь я самостоятельный и «.

Корыстно или нет целесообразное поведение, зависит от ценностей человека.

Целесообразность Потребителя или Паразита всегда корыстна, в то время как осознанные действия Творца ориентированы не только на личный интерес, но и интересы других людей.

Что касается Романтика, то он стремится быть «выше» целесообразности. Разумное, целесообразное ему обычно скучно и мало, ему ближе святое и высокое, все максимальное (и, по факту, мало реалистичное).

Целесообразно действуют чаще результатники, а не процессники; люди рассудительные, а не импульсивные и эмоциональные, не склонные к мистике и скорее рационального склада.

Ровно настолько, насколько женщины эмоциональнее мужчин, настолько мужчины действуют целесообразнее, однако привычка к целесоообразности чаще имеет «областной характер», и один и тот же человек может действовать целесообразно в одной области и импульсивно — в другой.

Человек, грамотно ставящий перед собой свои цели в бизнесе, успешно в своем бизнесе их достигающий, может оказаться в достаточной мере безграмотным и беспомощным во взаимоотношениях с близкими и любимыми людьми, смотри видео из фильма «Переговорщик».

В бизнесе и на рабочем месте, где целесообразность действий принята и ожидается, тем более под присмотром шефа, большинство сотрудников ведут себя вполне разумно, при этом стоит девушке получить смс от любимого, ее реакция может быть уже продиктована чувствами, а не головой, и быть никаком образом не целесообразной.

Развитие умения жить и действовать целесообразно происходит этапно, обычно начинаясь с одной точки — с предметных целей в бизнесе (что и как мы должны сделать за этот месяц или год), а далее идет .

Что касается мужчин, то у них умение действовать целесообразно вырабатывается обычно в следующей последовательности: 1) предметные цели в бизнесе, 2) предметные цели в личной жизни, 3) построение отношений в сфере бизнеса, 4) построение отношений в личной жизни.

В любом случае, если вы хотите приучать себя жить разумно, ответственно и целесообразно, у вас должны быть прописаны ваши цели. Для начала — хотя бы задачи на день. Попозже пропишите цели на год, на три и пять лет, а к этим целям — план действий.

Все должно быть прописано: пока цели и планы в голове, даже если вы уверены, что вы все помните — это не целесообразность, а мечты.

А самые ответственные люди обдумают свою жизнь в целом, определят свои ценности, задумаются о том, кого они любят — и напишут свой Максимум жизни.

Источник: http://maxpark.com/community/2494/content/2466081

Типы личности: установки, связанные со стилями жизни

Адлер отмечает, что постоянство нашей личности объясняется стилем жизни. Основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется именно им.

Истинная форма стиля жизни может быть распознана при условии знания того, какие пути и способы человек использует для решения основных жизненных проблем: работы, дружбы и любви.

Эти проблемы взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни.

Порядок рождения детей в семье способен повлиять на формирование последнего. Например, первенец получает повышенную любовь и заботу родителей, но когда появляется второй ребенок, он чувствует себя в положении «монарха, лишенного трона».

Он пытается вернуть свое верховенство в семье, но неминуемо терпит поражение, поэтому приучает себя к изоляции, осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении, стремится к власти и лидерству, превращается в хранителя семейных установок и моральных стандартов.

Положение единственного ребенка в семье обусловливает то, что от родителей он получает слишком много заботы, привыкает ждать того же от других людей, и стиль его жизни характеризуется эгоцентризмом и зависимостью, затруднениями во взаимоотношениях со сверстниками.

Положение второго (среднего) ребенка в семье обусловливает непроизвольное его соперничество со старшим братом или сестрой, поэтому часто его стилем жизни становится соперничество, честолюбие, стремление доказать свое превосходство, ориентация на достижения.

Положение же младшего (последнего) ребенка приводит к тому, что он, с одной стороны, часто становится «баловнем», окруженным заботой родителей и старших братьев и сестер, но, с другой стороны, у старших детей больше привилегий, чем у младшего, поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, которое может обусловить либо стремление к борьбе, достижению превосходства («борющийся младший ребенок», возможный будущий революционер), либо нарастание комплекса неполноценности, склонность к депрессии, алкоголизму и т. п.

Позиция ребенка в семье объясняет возникновение определенных проблем, которые могут все-таки им восприниматься по-разному, и поэтому описанная выше тенденция формирования жизненного стиля не столь неумолимо проявляется в каждом случае: дети вырабатывают разные стили жизни в зависимости от субъективного восприятия и решения жизненных проблем.

Поскольку у каждого человека его стиль жизни неповторим, выделение личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения.

Адлер разработал типологию установок, обусловленных стилями жизни (в зависимости от того, как решаются три главные жизненные задачи, в зависимости от уровня социального интереса и степени активности человека).

Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям, он проявляется в сотрудничестве с другими ради общего успеха, а не для личных выгод. Он является основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес.

Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем, насколько высок его уровень энергии. Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, установившийся в детстве; он может варьироваться у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

В том случае, если последний выражен недостаточно, возможны следующие типы личностей (в зависимости от уровня активности):

  1. Управляющий тип: это люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если таковой вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане, им безразлично благополучие других, для них характерна установка превосходства над внешним миром. Основные жизненные проблемы они решают враждебно, антисоциально (правонарушители, наркоманы, преступники и т. п.).
  2. Берущий тип: люди относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса, они стремятся получить от других как можно больше. Степень их активности невелика, поэтому маловероятно, что они причинят страдания другим.
  3. Избегающий тип: у этих людей нет достаточного социального интереса, должной активности, необходимой для решения собственных проблем, они боятся неудач и бегут от решения жизненных проблем. Они уходят ото всего, что грозит трудностями или неудачей.
  4. Социально полезный тип: это зрелая полноценная личность, в ней соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Такой человек искренне проявляет заботу о других и заинтересован в общении и взаимодействии с другими людьми, он осознает, что решение основных жизненных проблем — работы, дружбы, любви — требует сотрудничества, личного мужества, ответственности и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

Адлер показал, что невроз развивается, как правило, у людей, которые недостаточно активны, эгоцентрически стремятся к превосходству, борются за свои личные жизненные цели, имеют неразвитый социальный интерес.

Имея низкий социальный интерес, невысокую социальную активность для выполнения жизненных задач, невротики хотят зависеть от других в решении своих повседневных проблем, хотят, чтобы их баловали и все им прощали.

Больные неврозами — это люди, избравшие неправильный стиль жизни, в основном по той причине, что в раннем детстве их чрезмерно опекали и баловали либо отвергали.

Психологический рост — это прежде всего движение от сосредоточения на себе и целях своего превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития, сотрудничества с людьми. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация, сотрудничество — основные черты здоровой личности.

Адлер описывает три ситуации детства, которые могут породить изоляцию, недостаток социального интереса и эгоистичный стиль жизни, основанный на нереалистической цели личного превосходства.

Такими ситуациями являются:

  1. Органическая неполноценность, частые болезни и слабость ребенка могут привести к тому, что он отказывается от взаимодействия из чувства неполноценности и неспособности успешно соревноваться с другими детьми. Адлер указывает, однако, что дети, которые преодолевают свои трудности, могут «сверхкомпенсировать» первоначальные слабости и развить свои способности в необычайной степени.
  2. У избалованных детей также имеются затруднения в развитии чувства социального интереса и кооперации. Им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие всегда делали все за них. Вместо того чтобы взаимодействовать, они начинают выдвигать односторонние требования к друзьям и семье. Социальный интерес у них чрезвычайно слаб. Адлер обнаружил, что избалованные дети, как правило, испытывают мало подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так хорошо манипулируют.
  3. Отверженность — третья ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребенка. Нежеланному или отвергнутому ребенку незнакомо чувство любви и сотрудничества, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти качества. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих, они могут стать холодными и жестокими. Адлер отмечал: «Изучая биографии наиболее значительных врагов человечества, бросается в глаза одна общая черта: со всеми с ними плохо обращались в детстве. Таким образом, у них развились жестокость, зависть, враждебность; они не могут видеть других счастливыми».
Читайте также:  Каузальное мышление - психология

Когда чувство неполноценности преобладает или когда социальный интерес недостаточно развит, человек начинает стремиться к личному превосходству, поскольку ему не хватает уверенности в своей способности функционировать, эффективно и конструктивно работать вместе со всеми. Накопление успеха, похвал, престижа становится более важным, чем конкретные достижения. Такие люди не приносят обществу ничего реально ценного, они фиксируются на себе, что неизбежно ведет их к поражению.

Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный комплекс неполноценности (в стремлении к личному превосходству, власти он замаскирован), важно:

  • понять специфический стиль жизни человека;
  • помочь человеку понять себя;
  • усилить социальный интерес.

Для понимания жизненного стиля, который образует связное целое, Адлер просил человека привести самые ранние воспоминания или рассказать о наиболее выдающихся событиях его детства. «Не бывает случайных воспоминаний. Память человека выбирает только те, которые, как он — пусть смутно — ощущает, имеют отношение к его нынешней ситуации», — указывал ученый.

Он полагал, что основная проблема большинства людей состоит в их ошибочной схеме апперцепции, определяемой недостижимой и нереалистичной целью превосходства. Важно, чтобы человек смог понять свой жизненный стиль, понять себя.

Это значит — научиться видеть ошибки, которые он делает в повседневных жизненных ситуациях, научиться понимать последствия своего поведения.

Поскольку забота о себе вместо других связана с большинством психологических проблем, Адлер считал, что важно постепенно увести человека от исключительного интереса к себе, переключить его на конструктивную работу с другими в качестве значимого члена общества. Он делал это так: «Я говорю пациентам:

Хотя Адлер отмечал, что фундамент стиля жизни закладывается в детские годы (в первые 5 лет), а затем человек продвигается в этом направлении всю жизнь, все же у людей есть возможность свободно создавать свой стиль жизни исходя из своих творческих способностей.

Человек сам ответствен за то, кем он становится и как он себя ведет.

Творческое Я делает каждого человека свободным самоопределяющимся индивидуумом, так как творческие способности влияют на восприятие, память, мышление, фантазии и сны, выбор цели и методов достижения цели, обусловливают созидательные возможности человека, его воздействие на социальное окружение.

Адлер представлял развитие личности так:

от чувства неполноценности, беспомощности в детстве — к стилю жизни взрослого человека.

1. Стремление расти, стать лучше, самоутверждение через самоусовершенствование, развитие способностей, умений.

  • Условия саморазвития:
  • заинтересованность в благополучии других;
  • социальные интересы;
  • сотрудничество с людьми.

2. Стремление к превосходству за счет унижения других и господства над ними (при отсутствии социального интереса).

3. Комплекс неполноценности.

Формы его проявления:

  • пассивность, неверие в себя;
  • критичность к другим;
  • агрессивность, враждебность к другим.

4. Комплекс превосходства и власти.

Причины закрепления комплекса неполноценности:

  • органическая неполноценность, частые болезни ребенка;
  • избалованность ребенка;
  • отверженность ребенка (нежеланный, нелюбимый ребенок);
  • фиксация на неудачах, школьных и жизненных трудностях.

Таблица 5.6.

Концепция А. Адлера

Понимание человекаЧеловек — существо, изначально неполноценное, но стремящееся в процессе своей жизнедеятельности к преодолению своей неполноценности, к самоутверждению.В зависимости от способа преодоления чувства неполноценности формируются различные типы личности.
Отношение к телуТело — источник возможного комплекса неполноценности, так как телесные особенности могут становиться особой заботой человека, источником личностных проблем, препятствовать реализации социального чувства. Развитие тела — это компенсация не только телесных, но и личностных проблем, т. е. оно способствует разрешению личностных конфликтов.
Социальные отношенияСоциальные отношения — центральные, а социальное чувство — изначальная точка отсчета для психического развития и жизни здоровой личности. В дальнейшем социальные отношения определяют конструктивный жизненный стиль — кооперацию и сотрудничество с другими людьми в работе, дружбе, любви. Ослабление или отсутствие социального чувства — причина негативного развития личности, невротического стремления к власти, иных неврозов.
ВоляВ ранних исследованиях Адлера воля к достижению социального превосходства — центральное понятие, это реальное проявление жизненного стиля.
ЭмоцииВыделяет два вида эмоций:

  • негативные, разделяющие людей (стремление к изменению своей жизненной позиции за счет других людей, мобилизация к действиям конкуренции, вражды, подавления других, стремление к власти);
  • позитивные, объединяющие людей (связаны с сотрудничеством, кооперацией, искренним проявлением чувств, симпатией, доброжелательностью, юмором и т. п.).
ИнтеллектАдлер делит интеллект на две сферы:

  • личный интеллект — источник рационализации, оправдания неверного социального поведения, источник одного из комплексов, связанных со стремлением к личному превосходству;
  • разум, или собственно интеллект, основанный на социальном чувстве.
СамостьПодлинное Я — это индивидуальный жизненный стиль. Самость — это интегрированное целое, а не особая сущность.
Свобода человекаЛичность каждого человека является его собственным творением, человек свободен в выборе своего жизненного стиля, хотя последний в некоторой степени зависит от социального окружения, от порядка рождения ребенка в семье, но способ преодоления исходного чувства неполноценности, выбор жизненной цели, стиля жизни во многом зависят от самого человека.
НаследственностьНи наследственность, ни окружение не являются определяющими факторами. Они только обеспечивают исходную основу для развития, но влияние творческого Я превосходит действие наследственности и окружения.
Изменяемость поведенияЛичность человека, стиль жизни во многом формируются в раннем детстве (до 5 лет) и затем меняются незначительно. Стиль жизни может в разные периоды жизни проявляться по-разному, но по существу он не меняется на протяжении всей жизни
Познаваемость психики человекаДо конца психика человека непознаваема. Искать абсолютную правду о природе человека не имеет смысла, психологии лучше развивать теоретические концепции, практичные и полезные для людей, пытающихся понять себя.
Отношение к психотерапевтической помощиНеврозы и негативные типы личности формируются в результате ослабления социального чувства.У терапии три цели:

  • понимание жизненного стиля, так как пациент не осознает его;
  • помощь в понимании пациентом его типичных ошибок в апперцепции, связанных в неверным представлением о себе;
  • усиление и расширение социального чувства, чувства общности, связанного с сотрудничеством и кооперацией с людьми.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://pro-psixology.ru/sovremennye-psixologicheskie-teorii/83-tipy-lichnosti-ustanovki-svyazannye-so-stilyami.html

Успех в жизни

Как только вы возьмете себе за правило каждый день, неделю, месяц намечать себе определенную цель, к вам постепенно придет умение ставить перед собой и более долгосрочные задачи, а также планировать свою жизнь в ближайшем будущем.

Немного позднее мы рассмотрим вопрос, каким образом определить, правильную ли цель вы избрали, то есть верна ли психологическая целесообразность. Но важно уже сейчас понимать, правильной ли является та цель, которую вы поставили перед собой.

Как же сделать это?

Разумеется, нет ничего приятного в трате времени и сил на цели, которые в конечном итоге не будут вас удовлетворять. В таком случае, после того, как вы запишете в свой план определенную цель, необходимо пройти тест, ставя перед собой определенные вопросы.

Спросите себя, является ли ваша цель именно той целью, которой вы хотите достичь. Попробуйте визуализировать тот момент, когда вы осуществите желаемое. Удовлетворяет ли вас полученный результат в полной мере? Вполне возможно, что осуществление задуманного принесет определенные отрицательные моменты.

К примеру, если вы хотите иметь катер, то это, без сомнения, может быть отличным отдыхом и развлечением, однако надо быть готовым к тому, что расходы по содержанию этого приобретения перевесят все возможные удовольствия.

Но, конечно, существует и вероятность, что расходы были вами предварительно учтены, или же вы продумали дополнительные варианты в виде катера напрокат, что не сулит вам никаких дополнительных проблем.

Достижима ли ваша цель? Продумайте этот вопрос, опираясь на реальности жизни.

Вероятно, вы сможете победить в марафоне, но что насчет Олимпийских игр? Стоит ли ваша цель того, чтобы добиваться ее, невзирая на возможные последствия? Не пострадают ли окружающие в случае вашего успеха? Не изменится ли с ее достижением установленный порядок вещей, который до того момента был вполне гармоничным и для вас, и для окружающих? Готовы ли вы к тому, что за любую цель придется платить определенную цену? Итак, будьте разумны и смотрите на вещи реалистично – не только на ту деятельность, которую вам придется развивать для достижения цели, но и на жертвы, которые неизбежны ради того, чтоб добиться желаемого. Подумайте, стоит ли овчинка выделки? Таким образом психологическая целесообразность будет определена.

Если вы обдумаете поставленные вопросы и честно ответите на них, то вы тем самым сможете не только сэкономить собственное время, но и избежать возможных разочарований и огорчений в будущем.

Мы не рассматриваем сейчас вопрос о том, получится ли у вас выполнить свою задачу. Мы уже говорили, что наше сознание всегда способно найти достаточные причины для того, чтобы отступить, и в конечном итоге ваше предприятие замрет на полдороге.

Вопросы, которые мы рассматриваем именно сейчас, призваны определить в вас силу вашего желания и уверенность, свойственную вам. Если ответы на поставленные вопросы отрицательные, то, похоже, у вас нет достаточно серьезных причин для осуществления этих целей.

И цена, которую предполагает полученный успех, не оправдывает тех усилий и жертв, которые вам пришлось принести.

Отвечая отрицательно, вы тем самым даете понять себе, что цель эта не является на самом деле важной для вас, но, отказываясь от нее, вы должны понимать, почему поступаете подобным образом.

Это действительно имеет большое значение, потому что, не понимая четко причин отказа от цели, подсознательно вы взращиваете в себе чувство вины, которое будет то и дело прорываться с вопросом о том, почему вы отказались от собственной мечты и не рискнули идти до конца.

С положительным ответом все гораздо проще – вам просто необходимо рассмотреть те меры, которые нужно принять для достижения цели, а также для роста ваших усилий.

Добиться этого достаточно несложно, если цель соответствует вашей системе ценностей.

Именно тогда вы способны посвятить себя достижению цели в полной мере, а также можете осуществлять контроль своего поведения, вырабатывая уверенность в себе, не обращая при этом внимания на слова или мысли окружающих по поводу ваших действий.

Каждый день, прожитый вами, состоит из 1440 минут. Итак, вам необходимо организовать свою жизнь таким образом, чтобы из всего этого времени хотя бы один процент уходил на постижение новых способностей и навыков, на планирование и обдумывание будущего.

Поверьте, вы будете удивлены тем, какой результат могут принести вам всего 14 минут, потраченных подобным образом. Если вы уверены, что цель, поставленная вами, действительно важна, то вам необходимо каждый день предпринимать шаги для того, чтобы достигнуть ее.

Не превращайтесь в человека, который после долгого и тщательного планирования и изучения откладывает составленные планы в долгий ящик, не в состоянии приступить к их реализации, так как вам никак не подворачивается удобный случай, чтобы начать.

Какой бы ни была ваша цель, если она действительно важна для вас, то концентрируйтесь на подготовке до тех пор, пока не появиться возможность – тогда не упустите шанс увидеть и распознать ее, чтобы мгновенно приступить к выполнению задуманного.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей

Источник: http://www.yourfreedom.ru/psixologicheskaya-celesoobraznost/

Стиль жизни — это… Что такое Стиль жизни?

  • СТИЛЬ ЖИЗНИ —         социально лсихологич. категория, выражающая определ. тип поведения людей. По содержанию несколько уже философско социологич. категории образ жизни, охватывающей всю жизнедеятельность людей в целом, но позволяет сосредоточить внимание на… …   Философская энциклопедия
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ — англ. life style; нем. Lebensstil. Совокупность образцов поведения индивида или группы (устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности), ориентированные преимущественно на повседневную жизнь. Antinazi. Энциклопедия… …   Энциклопедия социологии
  • стиль жизни — gyvenimo stilius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kultūros raidos nulemtas žmogaus būties būdas: gyvenimo modelis, elgsena, motyvai, vertybių skalė, tikslai ir jų siekimo sąlygos, t. y. sąmoningumo elementai ir kasdieninės… …   Sporto terminų žodynas
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ — [англ. Lifestyle] в маркетинге совокупность целей и ценностей приобретения, а также направлений, способов и размеров использования разнообразных ресурсов, доступных человеку (биологических, социальных, материально финансовых, информационных и… …   Маркетинг. Большой толковый словарь
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ — устойчиво воспроизводимые отличительные черты общеНия, бытового уклада, манеры поведения, привычки, склонности и т. п., свойственные к. л. человеку или группе людей и выявляющие своеобразие их духовного мира, направленность жизни личности через… …   Словарь по этике
  • Стиль жизни — – термин А. Адлера, обозначает уникальный и устойчивый способ действий человека. Автор термина считает, что стиль в таком его представлении отражает множество мотивов, интересов, ценностей и черт человека и проявляется во всём его поведении …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ — Термин Альфреда Адлера для обозначения уникального, устойчивого способа действия человека. Он считал, что этот стиль состоит из множества мотивов, черт, интересов и ценностей человека и проявляется во всем поведении …   Толковый словарь по психологии
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ — соц. психологич. категория, выражающая определенный тип поведения людей. По содержанию С.ж. уже категории образ жизни (см.), охватывающей всю жизнедеятельность людей в целом, но позволяет сосредоточить внимание на субъективной стороне… …   Российская социологическая энциклопедия
  • Стиль жизни — Индивидуальные особенности поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Сюда же относят индивидуальные особенности образа мыслей, стиля мышления. Являясь существенным признаком индивидуальности, С. ж. во многом определяет способность… …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
  • Стиль жизни — совокупность характеристик жизнедеятельности человека, обусловливающих собой единство направления в жизни …   Психология человека: словарь терминов
Читайте также:  Расставание - психология

Источник: https://psychology_lexicon.academic.ru/290/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8

10 примеров того, как психология может улучшить вашу жизнь

Как использовать психологию в повседневной жизни? Вы считаете, психология нужна лишь студентам, профессорам и психотерапевтам? Не спешите с выводами. Тот факт, что психология является как прикладной, так и теоретической дисциплиной, позволяет найти ей множество применений.

Несмотря на то, что для простого человека научные исследования представляют собой не совсем легкий материал для чтения, результаты этих экспериментов и исследований могут в значительной степени применяться в повседневной жизни. Ниже приведены некоторые способы практического применения психологии в быту.

1.  Мотивация

Некоторые уроки из психологии предлагают советы по поиску мотивации для тех, кто ставит перед собой задачу бросить курить, похудеть, или выучить новый язык. Для того, чтобы повысить уровень мотивации при переходе к делу, воспользуйтесь некоторыми из следующих советов, полученных благодаря исследованиям в области когнитивной и педагогической психологии:

  • вводите новые или дополнительные элементы, чтобы не потерять интерес;
  • изменяйте последовательность, чтобы предотвратить скуку;
  • изучайте новые вещи, которые основываются на том, что вы уже знаете;
  • устанавливайте четкие цели, которые непосредственно связаны с задачей;
  • поощряйте себя за хорошую работу.

2. Развитие лидерских качеств

Независимо от того, являетесь вы руководителем отдела или волонтером в местной молодежной группе, хорошие лидерские навыки обязательно пригодятся вам в определенный момент вашей жизни. Не каждый человек — прирожденный лидер, но простые советы, почерпнутые из психологических исследований, могут помочь в совершенствовании ваших лидерских качеств.

В одном из наиболее известных исследований по этой теме рассматриваются три разных стиля лидерства. На основании результатов данного исследования и последующего изучения, рекомендуется практиковать следующих действия, когда вы находитесь в позиции лидера:

  • выдавать четкие указания, но позволять членам группы высказывать мнения;
  • обсуждать возможные решения возникающих проблем с членами группы;;
  • уделять большое внимание стимулированию новых идей и вознаграждать творческий подход.

3. Помощь в развитии коммуникативных навыков

Коммуникация включает в себя гораздо больше, чем то, как вы говорите или пишете. Исследования показывают, что невербальные сигналы составляют огромную долю нашего межличностного общения.

Для того, чтобы эффективно передавать сообщения, необходимо научиться выражать свои мысли невербально и читать невербальные сигналы окружающих вас людей.

Несколько ключевых стратегий включают в себя следующее:

  • установите хороший зрительный контакт;
  • начните замечать невербальные сигналы, передаваемые другими людьми;
  • научитесь использовать стиль речи для усиления вашего сообщения;
  • узнайте больше о том, как использовать и интерпретировать эти сигналы из 10 лучших советов по невербальной коммуникации.

4. Помощь в понимании других людей

Как и в случае с невербальной коммуникацией, способность понимать свои эмоции и эмоции тех, кто вас окружает, играет важную роль в отношениях с людьми и профессиональной жизни.

Термин эмоциональный интеллект относится к вашей способности понимать как свои собственные эмоции, так и эмоции других людей. Коэффициент вашего эмоционального интеллекта представляет собой меру этой способности.

По мнению психолога Дэниела Гольмана, коэффициент вашего эмоционального интеллекта в действительности может быть более важным, чем уровень интеллектуального развития (1995).

Что вы можете сделать, чтобы повысить свою эмоциональную грамотность? Рассмотрим некоторые из следующих стратегий:

  • внимательно оценивайте свои эмоциональные реакции;
  • ведите дневник для записи вашего опыта и эмоций;
  • пробуйте взглянуть на ситуацию с точки зрения другого человека.

5.  Помощь в принятии более правильных решений

Исследования в области когнитивной психологии обеспечили нас огромным объемом информации относительно принятия решений. Применение этих стратегий в жизни может способствовать принятию более мудрых решений. Когда в следующий раз вам понадобится принять важное решение, попробуйте воспользоваться какими-либо из следующих методов:

  • попробуйте посмотреть на ситуацию с различных точек зрения, включая рациональное, эмоциональное, интуитивное, творческое, позитивное, и негативное видение;
  • рассмотрите потенциальные издержки и выгоды от принятия решения;
  • используйте технику матричного анализа, которая дает оценку того, насколько конкретное решение будет удовлетворять вашим определенным требованиям.

6. Улучшение памяти

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему вы можете вспомнить подробности событий далекого детства, но при этом забываете имя нового клиента, с которым познакомились вчера? Исследование того, как мы формируем новые воспоминания, а также как и почему мы забываем некоторые вещи, привело к ряду выводов, которые могут быть использованы в повседневной жизни. Как вы можете повысить эффективность памяти?

  • Фокусируйте внимание на информации.
  • Повторяйте то, что вы узнали.
  • Устраните отвлекающие факторы.
  • Узнайте больше способов из 10 лучших советов по улучшению вашей памяти.

7. Принятие более разумных финансовых решений

Лауреат Нобелевской премии психолог Даниэль Канеман и его коллега Амос Тверски провели ряд исследований, направленных на то, как люди справляются с неуверенностью и риском при принятии решений.

Дальнейшие исследования в этой области, известной как поведенческая экономика, позволили сделать некоторые основные выводы, которые можно использовать для более разумного управления деньгами.

Одно исследование, проведенное в 2004 году, показало, что рабочие могли увеличить свои сбережения более чем в три раза за счет использования следующих стратегий:

  • не откладывайте на потом. Начните инвестировать в сбережения прямо сейчас;
  • заранее планируйте отчислять часть ваших будущих доходов в счет пенсионных сбережений;
  • старайтесь отдавать себе отчет в личных пристрастиях, которые могут привести к необоснованным тратам.

8. Повышение успеваемости

Когда в следующий раз вам захочется пожаловаться на внеплановую контрольную, промежуточные или выпускные экзамены, задумайтесь — исследования показали, что выполнение тестов на самом деле помогает вам лучше запомнить то, что вы узнали, даже если в тесте не было таких вопросов.

Другое исследование показало, что повторное выполнение теста может быть более полезно для запоминания, чем изучение.

Студенты, которые систематически выполняли тесты, смогли вспомнить 61 процент материала, в то время как в исследуемой группе студенты вспомнили лишь 40 процентов.

Как же можно применить эти выводы в повседневной жизни? При изучении новой информации чаще устраивайте себе проверку в виде тестов, чтобы закрепить в памяти то, что вы узнали.

9. Рост производительности

Порой создается впечатление, что существуют тысячи книг, блогов и журнальных статей, рассказывающих о том, как успеть сделать больше за один день, но сколько из этих советов основаны на реальных исследованиях? Например, вспомните, сколько раз вы слышали, что многозадачность может помочь вам стать более продуктивным. В действительности, исследования показали, что попытки одновременно выполнять более одной задачи серьезно снижают скорость, точность и производительность.

Так, какие же уроки из психологии вы можете использовать для повышения производительности? Рассмотрим некоторые из них:

  • исключите многозадачность при работе со сложными или опасными задачами;
  • сосредоточьте внимание на выполняемой задаче;
  • устраните отвлекающие факторы.

10. Здоровье

Психология может быть полезна для улучшения общего состояния здоровья. Психология здоровья предлагает множество полезных стратегий, которые могут помочь вам стать здоровыми и счастливыми, от способов поощрения физических упражнений и правильного питания до новых методов лечения депрессии.

Вот некоторые примеры, которые вы можете использовать непосредственно в вашей жизни:

  • исследования показали, что симптомы сезонного аффективного расстройства может уменьшить не только солнечный, но и искусственный свет;
  • физические упражнения могут способствовать улучшению психологического здоровья;
  • помощь людям в понимании возможности наступления нездорового поведения может помочь сделать разумный выбор;

Источник: http://tcblog.ru/10-primerov-togo-kak-psihologiya-mozhet-uluchshit-vashu-zhizn/

Психология стиля — гармония между внешним и внутренним — Психология эффективной жизни — онлайн-журнал

«Не увлекайтесь трендами. Не давайте моде власти над собой. Сами решайте, что хотите выразить своей одеждой и своим образом жизни», — как жаль, что это сказала не я, а Джанни Версаче. Тем не менее я полностью согласна с его мнением.

Я работаю в коучинге уже шесть лет, и очень часто ко мне приходят клиенты с запросами о стиле. Например: «Я не понимаю, какой стиль одежды мне выбрать», «Зачем мне одеваться стильно?», «Что подходит именно мне?». Или самый популярный вопрос: «Как мне выглядеть гармонично и модно одновременно?»

Я долгое время не могла понять, как можно решить этот запрос через коучинг, и рекомендовала клиентам обратиться к стилистам, но они упорно хотели разобраться с этим вопросом вместе со мной.

Тогда я еще не была стилистом (я получила сертификат стилиста относительно недавно). У меня было высшее психологическое образование и сертификат коуча. Что я могла дать клиенту с таким запросом?

Что говорит ваш внешний вид?

Спустя некоторое время я поняла: этот запрос настолько глубокий и ресурсный, что с ним нужно обязательно работать. Ведь, когда клиент понимает, ЧТО он хочет сказать этому миру через свой внешний вид, КАКИЕ у него глубинные ценности и КАК выразить это через одежду, тогда наступают полная гармония и высвобождение тех ресурсов, которые ранее были недоступны.

Чем больше я работала с вопросами гармонии внешнего и внутреннего, тем чаще вспоминала свой первый опыт работы со стилистом. Мне тогда было лет двадцать пять. Я знала одно: хочу выглядеть стильно. Разве я тогда задавала себе вопросы: «Что в моем понимании стильно? Стильно — это КАК?» Нет, я просто хотела быть в тренде — и всё.

Стилист, которая тогда со мной работала, обещала подобрать одежду, которая бы полностью отразила мой образ. Ключевое слово — «образ». Ведь она не спросила меня ни о моем характере, ни об образе жизни или моих ценностях, установках, целях в жизни. Она видела лишь «картинку» и интерпретировала ее по-своему.

Помню, стою я в примерочной одного из магазинов, смотрю на себя в короткой клетчатой юбке, гольфах, рубашке-кимоно и думаю: «То ли я — неудачная пародия на группу «Тату», то ли престарелая Сейлор Мун». В зеркале я видела кого угодно, только не себя. Три часа индивидуального шопинга прошли впустую. В итоге я купила только колготки (что в принципе не окупило затрат на стилиста).

Тогда я поняла одно: никто лучше меня не знает, как мне нужно одеваться. Просто потому, что никто не знает меня лучше, чем я сама.

Надеть индивидуальность

За годы работы с клиентами я еще раз убедилась в том, насколько важно понимать себя, чтобы выглядеть гармонично. Стиль — это не просто тренды, стиль — это что-то гораздо глубже. То, что иногда не каждый способен понять, глядя на вас. Индивидуальный стиль — это секрет, который могут разгадать только те, кто вас хорошо знает.

Задайте себе несколько простых вопросов:

— Каков мой характер?

— В чем моя уникальность?

— Что я хочу сказать миру, когда выхожу из дома?

— Какая у меня изюминка?

— Какое у меня настроение сегодня?

Ответьте себе на эти вопросы честно и наденьте это на себя. Надеть на себя свою индивидуальность — звучит странно? Может, и так. Но! Поверьте моему опыту: люди, которые находятся в согласии и гармонии с внешним и внутренним, — прекрасны!

Сегодня стилисты работают иначе, чем пять, десять лет назад. И это очень радует. Самое главное, что точно сделает хороший стилист, — это задаст вам несколько вопросов в стиле коучинга, чтобы понять, какую одежду вам подобрать.

Читайте также:  Мыслевирус - психология

Ведь мы не вешалки, на которые просто навешивают кучу одежды. Мы — индивидуальности. У каждого свой характер, и все это возможно выразить не только через поведение, но и через внешний вид!

От редакции

Если хороший стилист прибегает к коучингу лишь отчасти, то грамотный коуч-стилист использует его на все 100%. Чем этот специалист отличается от просто стилиста или просто коуча, читайте в статье Елены Бабицкой: https://psy.systems/post/kouch-stilist-kto-eto-i-zachem-on-nuzhen.

Должна ли женщина носить юбки, кружева и оборки? Если должна, то кому? Почему мы воспринимаем подчеркнуто женственный стиль одежды как «третичный» половой признак и кому это надо? На эти вопросы пытается ответить стилист Евгения Никитина: https://psy.systems/post/psevdozhenstvennyj-stil-v-odezhde.

Часто эталоном женского стиля считается стиль парижанок: простой, элегантный, не вызывающий, но привлекающий взгляды. По крайней мере так описывает его стереотипное мнение.

Что же особенного есть у француженок, что можно перенять женщинам по всему миру, рассказывает американская фешен-писательница Джейми Кэт Каллан «Француженки никогда не спят в одиночестве»: https://psy.

systems/post/dzhejmi-ket-kallan-francuzhenki-ne-spyat-v-odinochestve.

Конечно же, никакая модная одежда не поможет скрыть тот факт, что вы себя не любите. Это заметно по походке, манере держать себя и говорить. Почему же так сложно полюбить себя? Ответ ищите в статье психолога-консультанта Елены Пономаревой: https://psy.systems/post/pochemu-tak-slozhno-polubit-sebya.

Ответьте, пожалуйста, еще раз на вопрос:
Можете ли вы сказать, что нашли гармонию между внутренним мироощущением и модными трендами?

Вы не ответили на
Ответьте, чтобы узнать как считают другие читатели.Как отвечали читатели на этот вопросДо прочтения статьиПосле прочтения статьи

Источник: https://psy.systems/post/psixologiya-stilya-garmoniya-mezhdu-vneshnim-i-vnutrennim

Стиль жизни. Психология успешного старения

Упавший духом гибнет раньше времени.
Омар Хайям

 Уважаемая редакция! С интересом прочитал серию статей Сергея Белова «Стареть красиво!» (№ 3—5 «ФиС» за этот год), поскольку сам собираюсь уходить на пенсию. Правда, 60-летний рубеж я перешагнул уже 7 лет назад и трудовой деятельностью все эти годы не тяготился.

Однако в последнее время чувствую, что работать становится всё тяжелее, но страшно остаться без дела. Работаю я с 17 лет, еще отслужил в армии три года, потом опять работа, да еще учеба по вечерам в институте, поэтому с трудом представляю, как жить иначе.

И проблема не только в потере заработка, думаю, что нам с женой наших пенсий хватит, да и дети все время предлагают материальную помощь (кстати, жена давно на пенсии — занимается внуками). Боязно уходить на пенсию еще и психологически. Но вот как справиться с этой проблемой, автор говорил мало.

Интересно, что он думает по этому поводу и как сам решает этот вопрос.

Н.А. КРАСНОВ, г. Воронеж

Размышляя над реализацией идеи «стареть красиво», приходишь к выводу, что помимо физической активности, рационального питания, избавления от вредных привычек важным, конечно, является и психологический аспект. К сожалению, психологи заключительному периоду жизни человека уделяют мало внимания.

Вероятно, из-за того, что здесь фигурирует тема конца земного пути, которую стараются избегать. Тем не менее я полагаю, что полнота жизни, особенно в пенсионном возрасте, во многом определяется тем, как мы воспринимаем факт ее конечности. Перешагнув пенсионный возраст, ты вдруг понимаешь, что жизнь, в общем-то, сделана.

Ранее ты находился в рамках жесткой структуры, образованной режимом работы, отношениями с коллегами, борьбой за улучшение своего благополучия.

Теперь — ты за бортом этой структуры, возможно субъективно тяготившей, но делавшей жизнь содержательной — поставлявшей близкие и дальние цели, друзей, привязанности, темы для негодований и надежд, …

Выйдя на пенсию, вдруг оказываешься в катастрофической пустоте. Потеряна система координат, утрачены жизненные ценности, сформированные модели поведения. Первым шагом в преодолении психологического кризиса, который в этой связи возникает, является необходимость согласиться со своим прошлым, со своей жизненной историей, со всеми ее взлетами и падениями, удачами и ошибками.

Необходимо осознать, что в жизни больше не будет никаких «если бы», и принять ее как данность, которую уже не изменить. Это первый шаг на пути преодоления кризиса пожилого возраста. В противном случае горечь по поводу того, что что-то не успел, не смог или сделал неправильно, неизбежно будет отравлять жизнь, мешая стареть красиво и быть счастливым.

В связи с этим мне думается, что психологически не вполне корректной является установка на «борьбу со старостью». Несмотря на то, что такие слова присутствуют в названии сборника из серии «ФиС: Золотая Библиотека Здоровья», в котором опубликованы две оздоровительные системы: российского академика А.А. Микулина и Дж.

Сэйджа из ЮАР, ведь не придет же никому в голову бороться с приходом осени. Так же и здесь: старость естественна, как и юность.

Дело в другом, я полагаю, правильнее не тратить силы на борьбу с тем, что неизбежно, а организовать свою пенсионную жизнь так, чтобы, как пишет упомянутый Сэйдж, жить, не чувствуя возраста, и наслаждаться жизнью.

Рассматривая психологические аспекты здорового образа жизни, хотелось бы подчеркнуть, что разные системы оздоровления, несмотря на порой прямо противоположные рекомендации, все же работают.

Так, если академик Микулин советует стучать по полу пятками и по утрам делать интенсивную зарядку, то Арнольд Гринштат рекомендует ни в коем случае не отрывать пятки от пола при «трясении» и не делать по утрам зарядку, так как организм еще не проснулся, и нагрузки влияют на него негативно.

Гринштат считает, что есть надо всё, не придерживаясь особой диеты, доктор же Ласкин, напротив, рекомендует низкобелковую диету. То же самое происходит со всевозможными очищениями и голоданиями, адептов которых весьма много, начиная с профессора Ю.

С. Николаева. Костоправ же Виталий Гитт по этому поводу пишет: «Очищение может привести к ускоренному развитию остеопороза, вымыванию из организма кальция, калия, судорогам, сердечным заболеваниям». Примеры подобных противоречий можно продолжать.

Задаваясь вопросом, так почему же последователи различных, порой прямо противоположных, систем оздоровления всё же добиваются позитивного эффекта, приходишь к выводу, что всё дело в вере. Недаром еще в Писании сказано: «По вере вашей воздастся вам». Получается, причиной того, что и те и другие рекомендации работают, является психологический фактор.

Недаром Арнольд Гринштат был тренером-психологом. Им сформулирована образная и поэтому весьма действенная психологическая установка для «трясущихся» по его системе: «болезни уходят из вашего организма, как старая штукатурка осыпается со стены здания». Врачам ведь давно известно, что раны солдат из армии победителей заживают быстрее.

В этом же ряду находится и известный эффект плацебо.

Вера в исцеление активизирует кору головного мозга, далее эндокринную систему, и прежде всего надпочечники. Однако, как это происходит, как мозг заставляет организм успешно самообороняться, представить трудно, но то, что это происходит, — реальный факт, с которым следует считаться.

К сожалению, ныне медицина в большей части остается наукой о болезнях. Отсутствие же системной науки о здоровье приводит к тому, что люди начинают самостоятельный и в той или иной мере рискованный поиск своих путей к здоровью. В связи с этим мне кажется, что экстремизм в следовании жестким системам оздоровления зачастую вряд ли оправдан.

Дело в том, что здоровье, являясь неким условием нормального течения нашей жизни, вряд ли может стать главной целью самой жизни. Неукоснительное выполнение различных систем здоровой жизни порой входит в противоречие с субъективно ощущаемым личным предназначением.

Продолжительность жизни, которая чаще всего воспринимается как мерило здорового образа жизни, взятая как главная цель, может, таким образом, противоречить субъективно переживаемому предназначению.

Более важно, на мой взгляд, качество жизни, обеспечивающее человеку наилучшие, достаточно продолжительные условия для самореализации.

Как бы то ни было, образ жизни, даже если мы его выбираем сознательно, всегда компромисс между многими устремлениями. Психологически, я думаю, очень верно правило, которому следовал мудрый Омар Хайям: «Всё, но в меру!»

После отставки перед нами, товарищи-пенсионеры, встает непростая задача реализоваться в новых обстоятельствах и видах деятельности, порой требующих изменения образа жизни. Представляется, что одним из главных факторов развития личности в эти годы выступает творческий характер жизни.

По мнению американского психоаналитика Поля Бергмана, человек не может на протяжении жизни выдвинуть более одной продуктивной идеи.

Однако сильнейшей мотивацией творческой работы является обнаружение «ответвлений» от нее, выявление ее значения для смежных областей, извлечение ее скрытого содержания в творчестве других людей.

И здесь вера в себя, уверенность в своей эффективности позволяет адаптироваться в сложной ситуации отставки, случающейся при выходе на пенсию.

Вообще же, уважаемые коллеги, это большая удача, что нам с вами удалось пополнить ряды пенсионеров. В России ведь средняя продолжительность жизни мужчин ниже пенсионного возраста. И мы в рядах этих счастливчиков, перед которыми открываются неплохие перспективы, главная из которых — свобода, а она, скажу я вам, дорогого стоит.

Только представьте себе, что теперь нам с вами не надо по утрам толкаться в переполненном общественном транспорте или нервничать в автомобильных пробках и мы можем по своему усмотрению распоряжаться наступающим днем. Именно на пенсии мы получаем возможность жить так, как хочется.

Встаньте лицом к восходящему солнцу, обратитесь мыслями к Всевышнему, попросите его даровать вам счастье и забрать горести. Используйте с толком полученный подарок судьбы.

Считается, что среди факторов активного долголетия постоянное образование — в первых рядах. Так давайте же останемся вечными студентами и будем преодолевать жизненные невзгоды с юмором. Чем больше у вас в будущем целей, над которыми вы работаете в настоящем, тем меньше ваш психологический возраст.

Долговременные планы продлевают жизнь, наполняя будущее смыслом. Пошел учиться — осваивать новый навык, новый язык — стал психологически моложе, потому что получил в будущем новые цели.

Очевидно ведь, что долголетию способствует не являющееся обузой и выполняемое без надрыва любимое дело, которое насыщает жизнь эмоциями и интересами.

Несомненно также, что выход на пенсию в значительной степени потеряет свой стрессогенный характер, если возникшую пустоту заполнить основательным курсом оздоровления.

Старт в новую жизнь требуется начать с улучшения состояния своего организма, разнообразные методики которого можно найти на страницах «ФиС».

Важна психологическая установка на самосохранительное поведение— желание и умение поддерживать себя в физической и интеллектуальной форме. Однако я полагаю, что среди моря оздоровительных рекомендаций каждый должен найти свою систему.

Невозможно всех, что называется, стричь под одну гребенку. Мы все разные. Да и жизнь прекрасна своим разнообразием, а не просто односторонним движением даже в нужную сторону. Поэтому человек, безмерно преданный одному (или нескольким) «правильному» ограничению, разве не странен?

Возникает вопрос: а можно ли вообще найти заветный эликсир молодости и долголетия? Академик Владимир Скулачёв, один из «отцов-основателей» биоэнергетики, считает, что у живых организмов, несомненно, существует программа самоликвидации.

Инфаркт и инсульт всего лишь проявление этого «биологического самоубийства», выражающегося в некрозе клеток.

И чтобы противодействовать ему, требуется, оказывается, совсем немного — надо просто «выключить» счетчик возраста в клетках головного мозга.

Как это сделать? Разгадка поразительно проста: долгожители живут так долго, потому что счастливы и им это нравится! Вообще, ощущение счастья —это состояние психики, зависящее часто не от конкретных событий, а от самих нас с вами, от наших мыслей и чувств.

Но раз это так, то, направляя мысли в нужное русло, можно попытаться добиться этого самого счастья, не давая воли отрицательным эмоциям. Счастливые эмоции укрепляют нашу иммунную систему.

Я думаю, что счастье — это максимальная способность в полной мере ощущать вкус жизни. Замечу, что моя книжка с таким названием — «Вкус жизни» вышла в 2001 году. Мудрость в достижении счастья состоит в том, чтобы не желать того, что получить в принципе не можешь.

Находите удовольствие даже в мелких, повседневных радостях, и это будет приближать вас к счастью.

Для меня составной частью счастья является триада: поставить цель — реализовать ее — увидеть удовлетворяющий итог. Совершенно очевидно, что умудренный опытом пожилой человек способен принести людям огромную пользу, порой большую, чем он приносил, будучи молодым.

И чем более он облегчает жизнь людям вокруг себя, тем более мощный поток признания и любви он получает обратно, тем ниже уровень гормона стресса — кортизола, приводящего к негативным изменениям психофизического состояния.

Социально-психологическим фактором здорового долголетия является, таким образом, сохраняющееся ощущение своей нужности. Поэтому давайте скажем самим себе: у нас еще есть ресурс!

Источник: http://sportfiction.ru/articles/stil-zhizni-psikhologiya-uspeshnogo-stareniya/

Ссылка на основную публикацию