Метод беседы — психология

Метод беседы. Виды беседы в психологии

Метод беседы - психология

Метод беседы – это диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.

Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов.

«Обычно очень важное значение для успешного развития беседы имеет самое начало разговора.

Его первые фразы могут вызвать либо интерес и желание вступить в диалог с исследователем, либо, наоборот, стремление уклониться от него.

Для поддержания хорошего контакта с собеседником исследователю рекомендуется демонстрировать свой интерес к его личности, к его проблемам, к его мнениям. Но от открытого согласия, а тем более несогласия с мнением респондента следует воздерживаться.

Специфика психологическое беседы в отличие от житейской состоит в неравенстве позиций собеседников. Психолог здесь выступает, как правило, инициативной стороной, именно он направляет тематику разговора и задает вопросы. Его партнер обычно выступает в роли отвечающего на эти вопросы.

Еще одна важная особенность психологической беседы обусловлена тем, что в обществе выработано отношение к психологу как специалисту по человеческой душе и человеческим отношениям.

Его партнеры по беседе зачастую настроены на получение сиюминутного разрешения их проблем, ожидают советов по поведению в повседневной жизни и однозначных ответов на вопросы духовной жизни, в том числе на вопросы из категории «вечных». И психолог, ведущий беседу, должен соответствовать этой системе ожиданий.

Он должен быть коммуникабелен, тактичен, толерантен, эмоционально чувствителен и отзывчив, наблюдателен и рефлексивен, хорошо эрудирован по широкому кругу вопросов и, безусловно, должен обладать глубокими психологическими знаниями.

Очень важно как при проведении беседы, так и при ее интерпретации учитывать, что некоторые типы реплик, могут нарушать ход общения вплоть до его прекращения. Иногда подобные реплики называют барьерами общения. К ним относятся:

1) приказ, указание (например, «говорите яснее!», «повторите!»);

2) предупреждение, угроза («вы еще пожалеете об этом»);

3) обещание – торговля («успокойтесь, я вас выслушаю»);

4) поучение, нравоучение («это неправильно», «вам следует сделать так-то», «в наше время такие поступали»);

5) совет, рекомендация («я предлагаю вам поступить таким-то образом», «попробуйте сделать так-то»);

6) несогласие, осуждение, обвинение («вы поступили глупо», «вы ошибаетесь», «я больше не могу с вами спорить»);

7) согласие, похвала («думаю, что вы правы», «я горжусь вами»);

8) уничижение («а, все вы одинаковы», «ну что, господин Всезнайка?»);

9) брань («негодяй, вы все испортили!»);

10) интерпретация («да вы и сами не верите в то, что говорите», «теперь понятно, почему вы так поступили»);

11) успокоение, утешение («все ошибаются», «я тоже расстроен этим»);

12) допрос («как вы намерены поступить?», «кто вам это сказал?»);

13) увод от проблемы, отвлечение, отшучива-ние («поговорим о другом», «выкиньте это из головы», «ха-ха, это несерьезно!»).

Такие реплики часто нарушают ход мысли собеседника, сбивают его с толку, заставляют прибегать к защите, могут вызвать раздражение и даже возмущение.

Конечно, реакции на эти «барьеры» ситуативны, и необязательно совет должен вызвать раздражение, а тем более похвала – возмущение.

Но такие негативные для общения реакции возможны, и свести вероятность их появления в беседе к минимуму – обязанность психолога».[34]

«Беседа включает:

— дополнительный метод в структуре эксперимента на первом этапе — исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д.;

на последнем этапе — в форме пост-экспериментального интервью.

Виды беседы

Исследователи различают:

Беседа, которая бывает: — клинической, — диагностической, — исследовательской, — терапевтической и т.д.Интервью, разновидность беседы, организованной в форме: — целенаправленного опроса (большинство вопросов стандартизированы и имеется определенный порядок регистрации ответов на эти вопросы)

Клиническая беседа

Клиническая беседа, составная часть «клинического метода», не обязательно проводится с пациентом клиники.

Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контекст психологической консультации или психологического тренинга.

В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез он может давать испытуемому задания, тесты. Тогда клиническая беседа превращается в клинический эксперимент.

Данные, полученные в ходе клинической беседы, фиксирует сам экспериментатор, а лучше — ассистент или исследователь, который записывает информацию после беседы по памяти. И тому и другому способу фиксации информации присущи свои недостатки.

Если запись ведется в ходе беседы, может нарушиться доверительный контакт с собеседником. В этих случаях помогает скрытая аудио- и видеозапись, но это порождает этические проблемы.

Запись по памяти приводит к потере части информации из-за неполноты и ошибок запоминания, вызванных колебаниями внимания, интерференцией и другими причинами Часть информации теряется или искажается из-за того, что исследователь может оценить некоторые сообщения испытуемого как более значимые, а другими пренебречь. Если запись беседы проводится вручную, то целесообразно кодировать речевую информацию.

Источник: https://cyberpedia.su/4x2e97.html

Метод беседы в психологии

Метод беседы в психологии

Лекция №3

Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личностного общения по специально составленной программе.

Беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание.

Особое место беседы в арсенале методов исследования личности связано также с тем, что хотя данный метод не требует привлечения сложной дополнительной аппаратуры и оборудования, он в то же время, как ни один другой, предъявляет высокие требования к экспериментатору-психологу, его мастерству, профессиональной зрелости.

Виды беседы:

1. Стандартизированная

2. Частично стандартизированная

3. Свободная

Стандартизированная беседа предполагает: стойкую программу, стратегию и тактику ведения беседы. Вопросы тщательно сформулированы по заранее составленному плану. Детально разрабатывается вся процедура, включая общий план беседы, последовательность вопросов и даже варианты возможных ответов.

Частично стандартизированная предполагает стойкую стратегию, но тактику более свободную.

Стратегияэто всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Полностью и частично стандартизированная беседа дает возможность сравнения разных людей; беседы такого типа являются более емкими в отношении времени, могут опирать­ся на меньший клинический опыт психолога и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого. Однако их большим недостатком является то, что они представляются не вполне естественной процедурой, имеющей более или ме­нее выраженный оттенок экзаменационного опроса, и поэто­му сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы.

Как правило, к подобного типа беседам прибегают в том случае, если психологом уже установлено сотрудничество с собеседником, исследуемая проблема несложна и носит ско­рее частичный характер.

Свободная– программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.

Беседа свободного типа всегда ориентирована на конкретного собеседника.

Она позволяет получать множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником, отличается сильным психотерапевтическим содержанием, обеспечивает высокую степень спонтанности проявления значимых признаков.

Подобный тип беседы характеризуется особенно высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню психолога, его опыту и умению творчески пользоваться инструментарием беседы (для теста).

В качестве специфических видов беседывыделяют:

1) терапевтическую (клиническую) беседу как метод оказания психологической помощи нуждающимся в ней (пациентам, клиентам); В психиатрии, психоанализе и медицинской психологии. Клиническая беседа используется для помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения.

Данный вид беседы относится к наиболее свободным формам беседы, так как поведенческие реакции почти неисчерпаемы. В беседах такого типа психолог интересуется не только явным содержанием ответа пациента (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его поведением (тон, запинки, жесты и др.).

Существенной предпосылкой успешности беседы является установление позитивных личных отношений между участниками беседы, что требует от психолога большой терпеливости, приспособляемости к преобладающим интересам пациента, находчивости. В отдельных случаях.

Клиническая беседа может иметь непосредственный психотерапевтический эффект; при этом пациент не только осознает причины своих затруднений, но и определяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход клинической беседы строится на предварительных данных диагноза.

Читайте также:  Личная ответственность - психология

2) автобиографическую беседу, позволяющую обрисовать жизненный путь человека

3) телефонную беседу («телефон доверия») как экстренную консультационно-психологическую помощь;

4) интервью – психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану.

Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/35892.html

Метод беседы в психологии

Метод беседы в психологии

Сегодня психологи разных школ и направлений в своих исследованиях широко используют метод беседы. Беседа в психологии — специфичный метод исследования поведения человека, при котором один человек выявляет психологические особенности другого.

Беседа в психологии, как и наблюдение, позволяет получить важную информацию о событиях настоящего и прошлого, отметить устойчивые склонности, мотивы тех или иных поступков, субъективные состояния. Искусство использования беседы заключается в грамотной постановке вопросов, правильном поведении при этом и убеждении в том, что полученным ответам можно верить.

Требования к ведению беседы

В психологии важно, чтобы беседа не превратилась в допрос, поэтому ее следует вести непринужденно и легко. Для этого нужно следовать определенным требованиям:

  • нужно заранее определить содержание и план беседы;
  • перед беседой установить хороший контакт с человеком;
  • задавать понятные вопросы;
  • следует включать наводящие вопросы, которые не подскажут ответ, а только подтолкнут к нему;
  • ставить неожиданные вопросы и внимательно следить за поведением человека, сопоставляя с полученными ответами результаты наблюдения;
  • записывать и анализировать беседу нужно после ее проведения, так как запись во время разговора насторожит человека и сделает его ответы надуманными.

Главное в беседе не столько содержание и полнота ответов, сколько поведение человека, его обмолвки и недоговорки.

Виды бесед

Беседа как метод в психологии имеет различия в форме и характере организации, поэтому исследователи выделяют клиническую беседу и целенаправленный психологический опрос — интервью.

Интервью предполагает прямой контакт с опрашиваемым  и проводится по определенному плану. По форме выделяют:

  • свободное интервью – беседа, имеющая общую программу, но не строгую детализацию вопросов;
  • стандартизованное интервью – беседа со стойкой стратегией и тактикой, то есть с точной разработкой всей процедуры, которая включает и общий план беседы, и последовательность вопросов, и варианты возможных ответов;
  • частично стандартизованное интервью – беседа со стойкой стратегией, но с более свободной тактикой.

В отличие от интервью, которое помогает получить информацию общего содержания и выявить различные аспекты поведения, свойства личности и характера, выяснить интересы и склонности, положение в семье, отношение к родителям и т. д., клиническая беседа помогает человеку разобраться в самом себе: понять свои внутренние затруднения, скрытые мотивы поведения, конфликты.

Беседа в психологии как дополнительный метод включается в структуру эксперимента как на первом этапе исследования (сбор первичной информации об испытуемом), так и на последнем этапе в виде постэкспериментального интервью. В связи с этим ее большое практическое значение наряду с широким применением позволяет рассматривать такой метод, как беседа в психологии, в качестве самостоятельного, но не основного, метода.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/metod-besedy-v-psihologii.html

открытая библиотека учебной информации

открытая библиотека учебной информации

Беседа — ϶ᴛᴏ метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.

Беседа широко применяется в медицинской, возрастной, юридической, политической и в других отраслях психологии.

Как самостоятельный метод она особенно интенсивно используется в практической психологии, в частности в консультативной, диагностической и психокоррекционной работе.

В деятельности практического психолога беседа часто играет роль не только профессионального метода сбора психологической информации, но и средства информирования, убеждения, воспитания.

Беседа как метод исследования неразрывно связана с беседой как способом человеческого общения, в связи с этим квалифицированное ее применение немыслимо без фундаментальных социально-психологических знаний, навыков общения, коммуникативной компетентности психолога.

В процессе общения происходит восприятие людьми друг друга, понимание окружающих и своего «Я», в связи с этим метод беседы теснейшим образом связан с методом наблюдения (как внешнего, так и внутреннего).

Невербальная информация, получаемая при собеседовании, зачастую не менее важна и значима, чем информация вербальная. Нерасторжимая связь беседы с наблюдением – одна из характерных ее особенностей.

При этом беседа, направленная на получение психологической информации и оказывающая психологическое воздействие на личность, может быть отнесена наряду с самонаблюдением к наиболее специфичным для психологии методам.

Отличительной особенностью беседы в ряду других вербально-коммуникативных методов является свободная, непринужденная манера исследователя, стремление раскрепостить собеседника, расположить его к себе. В такой атмосфере искренность собеседника значительно повышается. Вместе с этим возрастает адекватность данных по исследуемой проблеме, получаемых в ходе беседы.

Исследователь должен принимать во внимание наиболее распространенные причины неискренности.

Это, в частности, опасение человека показать себя с плохой или смешной стороны; нежелание упоминать о третьих лицах и давать им характеристики; отказ раскрывать те стороны жизни, которые респонденту представляются интимными; боязнь, что из беседы будут сделаны неблагоприятные выводы; антипатия к собеседнику; непонимание цели беседы.

Для успешного проведения беседы очень важное значение имеет начало разговора. Для установления и поддержания хорошего контакта с собеседником исследователю рекомендуется демонстрировать свой интерес к его личности, его проблемам, его мнениям. Следует избегать при этом открытого согласия или несогласия с собеседником.

Свое участие в беседе, интерес к ней исследователь может выражать мимикой, позами, жестами, интонацией, дополнительными вопросами, специфическими замечаниями.

Беседа всœегда сопровождается наблюдением за обликом и поведением испытуемого, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ дает дополнительную, а подчас и основную информацию о нем, его отношении к предмету разговора, к исследователю и сопутствующей обстановке, о его ответственности и искренности.

В психологии выделяют следующие виды беседы: клиническую (психотерапевтическую), вводную, экспериментальную, автобиографическую. В ходе клинической беседы главная цель состоит в оказании помощи клиенту, вместе с тем она может использоваться для сбора анамнеза.

Вводная беседа, как правило, предшествует эксперименту и нацелœена на привлечение испытуемых к сотрудничеству. Экспериментальная беседа проводится для проверки экспериментальных гипотез.

Автобиографическая беседа позволяет выявить жизненный путь человека и применяется в рамках биографического метода.

Различают управляемую и неуправляемую беседу. Управляемая беседа проводится по инициативе психолога, он определяет и поддерживает основную тему разговора. Неуправляемая беседа чаще возникает по инициативе респондента͵ а психолог лишь использует полученную информацию в исследовательских целях.

В управляемой беседе, служащей для сбора информации, отчетливо проявляется неравенство позиций собеседников. Психологу принадлежит инициатива в проведении беседы, он определяет тематику и задает первые вопросы.

Респондент обычно отвечает на них. Асимметричность общения в этой ситуации может снизить доверительность беседы.

Респондент начинает «закрываться», намеренно искажать сообщаемые им сведения, упрощать и схематизировать ответы вплоть до односложных высказываний типа «да-нет».

Управляемая беседа не всœегда эффективна. Иногда более продуктивна неуправляемая форма беседы. Здесь инициатива переходит к респонденту, а беседа может принимать характер исповеди.

Такой вариант беседы типичен для психотерапевтической и консультативной практики, когда клиенту крайне важно «выговориться». В этом случае особое значение приобретает такая специфическая способность психолога, как умение слушать.

Проблеме слушания уделяется особое внимание в руководствах по психологическому консультированию И. Атватера, К.Р. Роджерса и др.

Слушание – активный процесс, требующий внимания и к тому, о чем идет речь, и к человеку, с которым беседуют. Умение слушать имеет два уровня.

Читайте также:  Возникновение эмоции - психология

Первый уровень слушания – внешний, организационный, он обеспечивает правильное восприятие и понимание смысла речи собеседника, но недостаточен для эмоционального понимания самого собеседника.

Второй уровень – внутренний, эмпатийный, это проникновение во внутренний мир другого человека, сочувствие, эмпатия.

Данные аспекты слушания должны учитываться профессиональным психологом при проведении беседы.

В некоторых случаях вполне достаточно первого уровня слушания, и переход на уровень сопереживания даже может быть нежелательным. В других случаях без эмоционального сопереживания не обойтись.

Тот или иной уровень слушания определяется задачами исследования, складывающейся ситуацией и личностными особенностями собеседника.

Беседа в любой форме всœегда представляет собой обмен репликами. Οʜᴎ могут носить как повествовательный, так и вопросительный характер.

Реплики исследователя направляют разговор, определяют его стратегию, а реплики респондента поставляют искомую информацию.

И тогда реплики исследователя можно считать вопросами, даже если они выражены не в вопросительной форме, а реплики его собеседника – ответами, даже если они выражены в вопросительной форме.

При проведении беседы очень важно учитывать, что некоторые типы реплик, за которыми стоят определœенные психологические особенности человека и его отношение к собеседнику, могут нарушить ход общения вплоть до его прекращения.

Крайне нежелательными со стороны психолога, проводящего беседу с целью получения информации для исследования, являются реплики в форме: приказа, указания; предупреждения, угрозы; обещания – торговли; поучения, нравоучения; прямого совета͵ рекомендации; несогласия, осуждения, обвинœения; согласия, похвалы; уничижения; брани; успокоения, утешения; допроса; увода от проблемы, отвлечения. Такие реплики часто нарушают ход мысли респондента͵ заставляют его прибегать к защите, могут вызвать раздражение. По этой причине свести вероятность их появления в беседе к минимуму – обязанность психолога.

При ведении беседы различают техники рефлексивного и нерефлексивного слушания. Техника рефлексивного слушания заключается в управлении беседой с помощью активного речевого вмешательства исследователя в процесс общения.

Рефлексивное слушание применяется для контроля однозначности и точности понимания исследователœем услышанного. И.

Атватер выделяет следующие основные приемы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

Выяснение — ϶ᴛᴏ обращение к респонденту за уточнениями, помогающее сделать его высказывание более понятным. В этих обращениях исследователь получает дополнительные сведения или уточняет смысл высказывания.

Перефразирование — ϶ᴛᴏ формулировка высказывания респондента в ином виде. Цель перефразирования – проверка точности понимания собеседника.

Психолог по возможности должен избегать точного, дословного повторения высказывания, поскольку при этом у собеседника может возникнуть впечатление, что его невнимательно слушают.

При умелом перефразировании у респондента͵ напротив, возникает убеждение, что его внимательно слушают и стремятся понять.

Отражение чувств — ϶ᴛᴏ словесное выражение слушающим текущих переживаний и состояний говорящего. Подобные высказывания помогают респонденту почувствовать заинтересованность исследователя и внимание к собеседнику.

Резюмирование — это подытоживание слушающим мыслей и чувств говорящего. Оно помогает закончить беседу, свести отдельные высказывания респондента в единое целое.

При этом психолог получает уверенность в том, что адекватно понял респондента͵ а респондент осознает, насколько ему удалось передать свои взгляды исследователю.

При нерефлексивном слушании психолог управляет беседой с помощью молчания. Здесь значительную роль играют невербальные средства общения – контакт глаз, мимика, жесты, пантомимика, выбор и изменение дистанции и т. п. И. Атватер выделяет следующие ситуации, когда применение нерефлексивного слушания может быть продуктивным:

1) собеседник стремится высказать свою точку зрения или выразить свое отношение к чему-либо;

2) собеседник хочет обсудить наболевшие проблемы, ему крайне важно «выговориться»;

3) собеседник испытывает трудности в выражении своих проблем, переживаний (мешать ему не следует);

4) собеседник испытывает неуверенность в начале беседы (крайне важно дать ему возможность успокоиться).

Нерефлексивное слушание – достаточно тонкая техника, использовать ее нужно осторожно, чтобы излишним молчанием не разрушить процесс общения.

Вопрос фиксации результатов беседы решается по-разному в зависимости от цели исследования и индивидуальных предпочтений психолога.

В большинстве случаев применяется отсроченная запись.

Считается, что письменная регистрация данных в ходе беседы препятствует раскрепощению собеседников, в то же время она более предпочтительна по сравнению с использованием аудио– и видеоаппаратуры.

Резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать профессионально важные качества психолога, определяющие эффективность использования беседы как метода психологического исследования:

– владение приемами рефлексивного и активного слушания;

– умение точно воспринимать информацию: эффективно слушать и наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, различать смешанные и замаскированные сообщения, видеть несоответствие между вербальной и невербальной информацией, без искажений запоминать сказанное;

– способность критически оценивать информацию, учитывая качество ответов респондента͵ их согласованность, соответствие вербального и невербального контекста;

— умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос, своевременно обнаруживать и корректировать непонятные для респондента вопросы, быть гибким при формулировании вопросов;

— умение увидеть и учесть факторы, вызывающие защитную реакцию респондента͵ препятствующие его включенности в процесс взаимодействия;

— стрессоустойчивость, способность длительно выдерживать получение больших объемов информации;

— внимательность к уровню утомления и тревожности респондента.

Используя беседу в качестве метода психологического исследования, психолог может гибко сочетать различные ее формы и техники ведения.

Читайте также

  • — Беседа как метод психологического исследования.

    Беседа – это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора. Беседа широко применяется в медицинской, возрастной, юридической, политической и в других отраслях психологии. Как… [читать подробенее]

  • — Беседа как метод психологического исследования.

    Беседа – это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора. Беседа широко применяется в медицинской, возрастной, юридической, политической и в других отраслях психологии. Как… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/832358

    Беседа как метод психологии

    Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.

    Было бы ошибкой считать, что беседа — самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка.

    Беседа как метод психодиагностики имеет некоторые различия по форме и характеру организации.

    Интервью как вид беседы

    Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью. Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). По форме оно бывает:

    свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);

    стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);

    частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

    Диагностическим целям в большей мере соответствует стандартизованная форма интервью, поскольку дает возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности отработать все вопросы.

    Однако следует применять его только тогда, когда отвечающий охотно идет на это. В противном случае результат может быть неудовлетворительным, поскольку стандартизованное интервью многими людьми воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что ограничивает проявления непосредственности и искренности отвечающего.

    Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать отвечающего.

    В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические.

    Диагностическое интервью — это метод получения информации общего содержания и направлен на зондирование различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, положения в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т. д.

    Оно может быть управляемым и неуправляемым (исповедальным). Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

    Читайте также:  Тревожность и ответственность - психология

    Беседы при работе с детьми

    Определенные трудности в применении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми. В этом случае стандартизованное интервью используется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью).

    У детей чаще всего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и поэтому не всегда удается сразу установить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы.

    В этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши, бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняют его к общению.

    В беседе с детьми очень важную роль играет правильно сформулированный вопрос. Как уже говорилось выше, вопросы являются основными элементами в структуре беседы. Они чаще всего распределяются на три группы:

    прямые («Ты боишься грозы?»);

    косвенные («Что ты делаешь, когда бывает гроза?»);

    проективные («Дети боятся грозы? Ну а как ты?»).

    Косвенные и проективные вопросы помогают выявить такие особенности, которые трудно поддаются осознанию. Их можно использовать, чтобы исключить социально желательные ответы. Проводя беседу, очень важно по отношению к ребенку занять правильную позицию, и больше всего здесь подходит принцип недирективной психотерапии:

    психолог должен создать человеческое тепло, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт;

    он должен принимать ребенка таким, каков он есть;

    своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу взаимного доверия, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства;

    психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка, он ничего не осуждает, но в то же время и не оправдывает, однако при этом все понимает.

    Регистрация ответов не должна нарушать общение и тормозить детскую непосредственность. Более предпочтительно использовать запись от руки, чем магнитофонную, поскольку она позволяет сохранить естественность ситуации, меньше отвлекает ребенка, не сковывает. В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как паузы, интонации, тон, темп речи и т. п.

    Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика

    Также читайте:

    Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=134

    Беседа как метод психодиагностики

    Беседа как метод психодиагностики

    Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. 

    Беседа — получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

    Беседа — диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

    Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента:

    • на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т. д., и
    • на последнем этапе — в форме постэкспериментального интервью.

    Исследователи различают:

    • клиническую беседу — составную часть «клинического метода»,
    • целенаправленный опрос «лицом к лицу» — интервью.

    Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники. Это способ исследования целостной личности,

    Ее цель — в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д.

    Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении.

    Интервью — целенаправленный опрос. Метод интервью получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда.

    Главная сфера применения интервью — социология. Поэтому по традиции его относят к социологическим и социально-психологическим методам.

    Интервью определяется как «псевдобеседа» — интервьюер все время должен:

    • все время помнить, что он — исследователь,
    • не упускать из внимания план,
    • вести разговор в нужном ему русле.

    Существует масса конкретных методических рекомендаций по поводу построения и проведения интервью.

    Правила проведения беседы:

    • Содержание задаваемых вопросов должно соответствовать стоящей перед психологом задаче.
    • Вопросы, которые задает психолог, не должны носить сугубо клинический характер, т.е. не должны быть направлены на выявление признаков болезненного состояния.
    • В беседе психолог должен получить психологическую информацию, касающуюся особенностей познавательной деятельности (памяти, мышления, внимания, речи).
    • Целесообразно также включать в беседу вопросы, позволяющие определить особенности ориентировки в месте, времени, собственной личности, характеризующие состояние сознания на момент обследования.
    • Беседа, проводимая с детьми, должна помимо этого давать общее представление об уровне интеллектуального развития, о соответствии этого уровня возрасту ребенка.
    • Особое внимание в беседе с детьми стоит уделять вопросам, касающимся особенностей и мотивов поведения, отношения к семье и школе, интересов, склонностей, затруднений в учебе, характеру взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, отношения к своему дефекту, ситуации обследования.

    Кроме диагностической функции, связанной с получением информации об особенностях психической деятельности и личности больного, беседа выполняет еще и «настроечную» (психокоррекционную и психотерапевтическую) функцию.

    От отношения испытуемого к ситуации обследования, от его мотивации, настройки на работу и сотрудничество с экспериментатором, от его эмоционального состояния во многом зависит результат и процесс дальнейшего экспериментального исследования.

    Многими испытуемыми ситуация обследования воспринимается как экспертная (а в ряде случаев она таковой и является), т. е. ситуация, в ходе которой интеллект и личность обследуемого подвергнутся определенной оценке.

    Любая экспертная ситуация должна вызывать у человека определенный эмоциональный отклик. Однако, если вызванные такой ситуацией волнение, тревога, желание произвести благоприятное впечатление (или страх произвести неблагоприятное) приобретают гипертрофированный характер, то такая реакция может привести к нарушению или торможению деятельности испытуемого.

    Неадекватной является и противоположная реакция на экспериментальную ситуацию — когда человек безразлично, незаинтересованно относится к предстоящей работе.

    С этой целью во время беседы психолог должен затратить определенные усилия на создание позитивной установки у больного на дальнейшую деятельность, на сотрудничество:

    • Испытуемых, относящихся к обследованию несерьезно, пренебрежительно, надо убедить в его значимости в плане лечения, перспективы выписки, принятия экспертного заключения и т. п.
    • У других испытуемых необходимо снять страх перед обследованием, убедить их в принципиальной возможности выполнения предлагаемых заданий, внушить им уверенность в своих силах.

    В ходе беседы создается определенный настрой на дальнейшую деятельность, корректируются неадекватные установки испытуемых.

    Патопсихологическое исследование вообще, и беседа в частности,

    не являются жестко алгоритмизированными, а должны гибко следовать логике развития взаимоотношений между психологом и испытуемым.

    Нет и быть не может единой для всех унифицированной схемы беседы.

    Общие рекомендации продуктивного и грамотного построения беседы:

    • Беседа должна быть построена в соответствии с принципами и технологией клинического интервью, применяемого в психологическом консультировании и психотерапии.
    • Основа для успешного проведения беседы — умение устанавливать, доверительные отношения с испытуемым.

    Соблюдение деонтологических принципов является обязательным для патопсихолога.

    • Искусство беседы — в том, какие вопросы и как задает психолог. В беседе следует избегать прямых вопросов, вопросов «в лоб», особенно если они касаются болезненных для больного тем (в качестве которых могут выступить вопросы оценочного характера, затрагивающие конфликтные, неприятные моменты его жизни и переживания).

    Не стоит задавать закрытые вопросы, требующие какого-либо однозначного ответа. В клинической беседе предпочтение должно отдаваться открытым вопросам, стимулирующим речевую активность больного.

    • Для установления эмоционально-доверительного контакта с больным беседа должна носить неформальный характер.

    Однако внешне непринужденная и неформальная беседа должна быть хорошо продумана, четко спланирована психологом.

    Программа беседы должна строиться заранее, на основе анализа предварительных данных о будущем испытуемом (полученных из анамнеза, из бесед с лечащим врачом, близкими).

    На форму проведения беседы и характер задаваемых вопросов влияют:

    • возраст,
    • образовательный (культурный) уровень больного,
    • особенности приема и переработки информации, характерные для него,
    • возможность негативного отношения к исследованию,
    • речевые особенности будущего испытуемого и др.
    • Психодиагностика
    • методы психодиагностики

    Источник: http://hr-portal.ru/article/beseda-kak-metod-psihodiagnostiki

    Ссылка на основную публикацию