Личностная специализация — психология

Специализация «психология личности»

  1. СОДЕРЖАНИЕ Учебно-профессиональной деятельности в период практики

Учебно-профессиональная деятельность студентов предполагает выполнение ими заданий в соответствии со специализацией («Психология личности», «Социальная психология» или «Военная психология»).

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

Магистры 1-го курса специализации «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ» выполняют следующие задания общего и специального блоков.

  1. Индивидуальное планирование практики.
  2. Анализ психологической службы базы практики.
  3. Реконструкция одного из направлений профессиональной деятельности психолога – руководителя подгруппы от базы практики.
  4. Психодиагностика и анализ личности испытуемого с составлением психологического портрета (клинический аспект).
  5. Разработка программы консультативной и коррекционно-развивающей работы с отдельной личностью или с группой. Содержание и характер работы зависит от специфики базы практики.
  1. Участие в реализации различных проектов в рамках программ психологической службы учреждения.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Магистры 1-го курса специализации «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» проводятся следующие виды работ

  1. Индивидуальное планирование практики.
  2. Анализ психологической службы базы практики.
  3. Реконструкция одного из направлений профессиональной деятельности психолога – руководителя подгруппы от базы практики.
  4. Социально- психологический анализ подразделения (организации). Определяется психологический аспект и специфика деятельности, состав, круг выполняемых задач подразделения (отдела) организации.
  5. Составление профессиограммы для выбранной психологом базы практики профессии или специальности с рекомендациями по профотбору или профконсультированию; или программы тренинга для выбранной целевой группы.
  6. Участие в реализации различных проектов в рамках программ психологической службы учреждения.
  1. ВНЕШТАТНЫЕ СИТУАЦИИ
    • Категорически запрещается самостоятельный переход студентов из одной подгруппы в другую после их официального распределения по базам практики приказом по факультету. Переход возможен в исключительных обстоятельствах и при наличии личного заявления студента с просьбой о переводе на имя факультетского руководителя.
    • В ходе практики может возникнуть ситуация, когда виды профессиональной деятельности, предлагаемые руководителем базы практики, отличаются от видов деятельности, представленных в программе. Студент обязан выполнять все виды необходимых работ, относящиеся к профессиональной деятельности практического психолога, занося данные об их выполнении в отчетную документацию.
    • При невозможности выполнения какого-либо вида профессиональной деятельности, предусмотренного программой производственной практики на своей базе, студент обязан своевременно (а не постфактум) поставить в известность методиста своей подгруппы и факультетского руководителя практики. В каждом случае вопрос решается индивидуально, и тот вид работы, который не может быть реализован в настоящее время, может быть заменен на другой – более актуальный для конкретной базы практики и соответствующий возможностям и компетентности студента. Решение принимает психолог базы практики совместно с руководителем-методистом и факультетским руководителем практики. Все коррективы вносятся студентом в индивидуальный план и отчетную документацию в обязательном порядке.
    • Студент может досрочно пройти практику при наличии особых обстоятельств. Для этого он должен подать заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой о прохождении практики досрочно и указанием причин этой просьбы. В случае положительного решения кафедры и согласия руководителя на базе производственной практики, он проходит практику в полном объеме до экзаменационной сессии (по аналогии с досрочной сдачей экзаменов). Студент обязан выполнить все виды профессиональной деятельности, предусмотренные программой практики для его курса и специализации и сдать отчетную документацию в соответствии с предъявляемыми требованиями и к сроку, установленному факультетским руководителем практики.
    • Более позднее прохождение производственной практики студентом допускается в случае болезни и при наличии медицинской справки, а также в аналогичных случаях, предусмотренных соответствующем положением факультета. Оценка за практику в этом случае не снижается. Студент проходит производственную практику без отрыва от занятий в вузе.
    • При невозможности явиться вовремя на запланированное мероприятие на базе практики необходимо оперативно (лучше – заранее) предупредить об этом группового руководителя.
    • При наличии спорных вопросов или организационных сложностей при прохождении практики (болезнь либо отъезд группового руководителя на базе практики, другие форс-мажорные обстоятельства), студент обязан поставить в известность руководителя-методиста своей подгруппы и факультетского руководителя практики.
    • Никакие объяснения постфактум не принимаются.

Для магистров специализации «Психология личности»

  1. Индивидуальный план.
  2. Анализ психологической службы базы практики.
  3. Описание реконструкции одного из направлений профессиональной деятельности психолога базы практики.
  4. Психологический анализ личности двух испытуемых.
  5. Программа консультативной или коррекционно-развивающей работы для личности или для группы с анализом ее проведения.
  6. Отчет о производственной практике.

Для магистров специализации «Социальная психология»

  1. Индивидуальный план.
  2. Анализ психологической службы базы практики.
  3. Описание реконструкции одного из направлений профессиональной деятельности психолога базы практики.
  4. Социально-психологический анализ группы (подразделения организации).
  5. Профессиограмма для выбранной специальности базы практики с рекомендациями по профессиональному отбору или программа тренинга с анализом его проведения.
  6. Отчет о производственной практике.

НЕКОТОРЫЕ ПОЯСНЕНИЯ К ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Каждый вид документа должен иметь титульный лист, выполняться печатным текстом на листах формата А4 и быть подписанным групповым руководителем от базы практики.

Индивидуальный план

Индивидуальный план составляется каждым студентом совместно с психологом базы практики и методистом – руководителем группы и охватывает весь период практики.

Обозначая предполагаемый результат того или иного вида работ, следует указать:

  • какие результаты будет иметь осуществляемая работа для её адресантов;
  • что даст данный вид работы самому практиканту;
  • какие результаты может принести данная работа для психологической службы учреждения;

Графа «Примечания» заполняется по проведению работы и содержит информацию об используемой литературе, смещении сроков выполнения работы, специфике выполнения работы, применяемых методиках и т.п.).

Индивидуальный план составляется в виде таблицы:

Дата(периодвыполнения)Выполняемыевиды работПредполагаемый результатпроведенияПримечания
06.07.11.Участие в установочной конференцииОпределение места прохождения практики и ее программы. Знакомство с руководителями практики. …И т.д.
хх.хх.хх.…………………………………………………………….
Хх.хх.хх.…………………………………………………………….……………

Источник: http://dogmon.org/specializaciya-psihologiya-lichnosti.html

Специальность психология | Про профессии.ру

Чтобы быть психологом, мало уметь красиво и быстро утешать людей.

Обучение специальности психология

Студенты овладевают знаниями из области медицины. На предмете анатомии рассматривают работу ЦНС, основы клинической психологии и нейрофизиологию. Зависимо от специальности, в набор  «дисциплины специальности психология» входят:

  • психология личности,
  • общая психология,
  • зоопсихология,
  • этнопсихология,
  • социальная психология и проч.

Традиционно практика проходится в консультационных центрах. Также в ВУЗах проходит переподготовка по специальности психология, для желающих испробовать себя в новой перспективной сфере.

Специальности на факультете психологии

Психология код специальности: 37.03.01.

Примечательно то, что вы можете выбирать между несколькими направлениями психологии, чтобы в будущем максимально раскрыть свой талант в ней.

Специальность педагогика и психология (педагогическая психология)

Психология и социальная педагогика специальность 19.00.07 добывается студентами с изучением взаимодействия групп, классов, их единиц в процессе развития. Есть 11 областей её исследований.

Направление имеет другие подвиды специальностей, к примеру, дошкольная педагогика и психология специальность может быть выбрана в качестве направления подготовки.

Специальность психология служебной деятельности

Будущие выпускники занимаются на курсах управленческих, естественно-научных, гуманитарных дисциплин. На специальных предметах отрабатываются навыки, необходимые для вакансий, которые откроются после окончания. В их числе:

  • психология общения и переговоров,
  • психология конфликта,
  • психология безопасности,
  • психология стресса,
  • психология кадрового менеджмента и проч.

Особый подвид — специальность психология управления подойдёт будущим руководителям, личным помощникам, тренерам.

Специальность военная психология

Военный психолог отличается от гражданских широтой профиля — он обучается множеству дисциплин из разных психологических сфер деятельности.

К примеру, психодиагностика, психологическкя подготовка, психопрофилактика и психогигиена, психологическое противодействие противнику, психологическая реабилитация военнослужащих и проч.

Специалисты обречены на постоянную живую, творческую и интересную работу.

В последнее время, профессиональная переподготовка по специальности психология осуществляется предпочтительно в этой сфере, ведь она наиболее актуальна при современном раскладе в мире.

Социальная психология специальность

Студенты в процессе осваивания специальности проходят разные практические занятия, тренинги, практику на месте возможной будущей работы. Изюминка обучения — «мастер-классы» от психологов-практиков, опытных профессионалов.

Специальность практическая психология

Практический психолог это, по сути, детектор лжи. Чтобы им стать, предстоит выучить «от корки до корки» разные предметы. 1-й курс —  история, физиология ЦНР, культорология,  правоведение, педагогика и проч. С 3-го курса — психодиагностика, история психологии, возрастная, экспериментальная, педагогическая и проч.

Специальность психология — вузы

Для трудоустройства, для эффективной реализации своих обязанностей, необходимо окончить магистратуру по специальности психология.

Лучше всего, получать её в ведущих заведениях, регулярно обновляющих свои программы, ведь деятельность психолога больше практическая. К тому же, с кажым годом, человечество всё ближе к опусканию «занавеса», скрывающего ЦНР.

В связи с этим разрабатываются новые методики взаимодействия с психикой. Безусловно, вы можете заниматься самообразованием, но за что тогда вы платите ВУЗу?

Вузы Москвы по специальностям психологии:

  1.   МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА;
  2.   НИУ «ВШЭ» ;
  3.   РГГУ;
  4.   ПМГМУ ИМ. И.М. СЕЧЕНОВА;
  5.   РНИМУ ИМ. Н. И. ПИРОГОВА;
  6.   МПГУ;
  7.   РГСУ;
  8.   МГППУ;
  9.   МГПУ;
  10.   ГАУГН.

Специальность психология вузы Санкт- Петербурга:

  1.     СПбГУ;
  2.     ИВЭСЭП;
  3.     НИУД;
  4.     БИЭПП;
  5.     РХГА;
  6.     СпбУ МВД РФ;
  7.     СПбГИПСР;
  8.    ЛГУ имени А. С. Пушкина.

Специальность спо психология

Увлекательная дисциплина «Основы психологии» изучается в каждом педагогическом колледже, а для получения профессии больше подходят ВУЗы со специальностью психология.

Колледжи специальность психология

А точнее, один колледж. Можно получить степень бакалавр психологии в колледже психологии ИГУМО (Москва). Также можно сделать это на факультетах различных институтов, о которых упоминалось выше.

Работа по специальности психология

Востребованная должность — психолог-консультант. Для неё знать и уметь нужно больше, чем может бакалавр. Выпускники занимаются исследовательской работой в составе коллектива.

Для бакалавров открыты двери средних школ (с окладом 20-25 т. р.), ВУЗов, консультационных и реабилитационных центров (также 20-25 т. р.), колледжей.

Зарплата немного выше (30 тысяч рублей) у представителей частных структур.

Тренеры и коучи в пределах своей компетенции получают от 40 тысяч рублей ежемесячно.

С каждым годом дипломированных психологов становится больше — совершенствуйтесь, станьте грамотным, и найти работу для вас не составит труда.

Возможно Вас заинтересуют:

Источник: http://www.proprof.ru/stati/qualification/o-specialnostyah/specialnost-psihologiya

Особенность профессии психолога: предназначение либо специальность

Оцените статью:(1 голосов, средний балл: 5,00 из 5)
Загрузка…

Психолог – это необычная профессия, скорее, это предназначение, призвание. Ведь найти аналогичную профессию практически невозможно.

Казалось бы, к смежным профессиям относятся медики и учителя, которые призваны помогать людям. Но психолог отличается от них. Он заглядывает в глубочайшие уголки личности, тончайшие струны души человека и раскладывает по полочкам мотивы тех или иных  действий и поступков.

Давайте подробнее рассмотрим особенности профессии психотерапевта.

Вы когда-нибудь задумывались над мотивацией своего поведения, его истоками, неосознанными причинами действия? Большая часть населения однозначно ответит «нет».

Действительно, интерес к подобным вещам проявляется далеко не у каждого человека. Но без него нельзя стать психологом. Именно он позволяет специалисту искренне помогать клиенту.

Читайте также:  Double bind - двойное послание - психология

Тяга к этой профессии начинает проявляться в детстве. Искусственно заинтересовать человека в психологии очень сложно.

Да и немаловажным является вопрос, о том есть ли у каждого человека желание помочь другому, изменить его жизнь? Ответ снова окажется отрицательным. Нелегко отдавать свои силы и ресурсы для того, чтобы помочь кому-то, ведь каждый человек имеет собственную цель и направленность. Это очень сложная и кропотливая работа.

И еще пару вопросов. Как появляется желание помочь другому человеку? Это результат личных усилий либо влияние жизненных процессов и опыта, приобретенного человеком? Однозначного ответа на эти вопросы не существует.

Появление желания помогать зависит от множества факторов: от внешних обстоятельств, от заложенных семейных ценностей, своего поиска, окружающих друзей и родственников.

В случае отсутствия такого желания, многие ли из нас искусственно будут взращивать желание помогать людям? Встречались ли вам такие люди? В этом случае человек выберет сферу деятельности, связанную с его непосредственными интересами. Если же жизнь человека формируется на основе желания помогать другим, то это приведет его в сферу, где подобное желание можно осуществить.

Исходя из вышеперечисленного, профессия психолога кажется призванием, а не обычной специализацией, выбранной человеком. Ведь профессия – это качественное выполнение какого-либо вида деятельности.

Кроме таких черт характера, как заинтересованность в изучении психики человека и желания помогать, нужно обладать некими способностями и средствами для реализации этих черт. Без этого добрый и сострадательный человек оказывается  бессильным, то есть он не сможет изменить что-либо.

Таким образом, человек должен не только обладать природными задатками, но и научиться реализовывать свой потенциал. Только так можно стать грамотным специалистом. Несостоятельность психолога влечет негативные последствия не только для его клиентов, но и для него самого – он будет эмоционально выгорать.

Отсюда свою важность приобретает профессионализм, который позволяет результативно осуществлять выбранную деятельность, качественно выполнять работу – оказывать помощь другим людям.

Такое качество, как профессионализм, отличается от предыдущих качеств и черт характера. С ним нельзя родиться, его можно только развивать самостоятельно, прикладывая массу усилий.

Обучение, приобретенный опыт, практика, позволяющая отрабатывать навыки и процесс преодоления себя – составляющие профессионализма. Здесь нельзя обойтись без  усилий и силы воли. Профессионализм невозможно приобрести за короткое время, это довольно длительный период, требующий сознательной работы и стремлений.

Но этот труд окупится сполна, профессионализм станет ценным инструментом личности психолога и позволит стать компетентным работником.

Итак, в итоге психолог – это не специальность и не предназначение. Это гармоничный симбиоз профессии с призванием. Каким будет этот симбиоз? Это напрямую зависит от человека и его желаний.

Видео к статье

Источник: https://www.la-woman.ru/osobennost-professii-psixologa-prednaznachenie-libo-specialnost/

Психология овладения профессиональной деятельностью психолога

Теория без практики мертва, а практика без теории слепа.

Философская мудрость

Проблема профессионального самоопределения психолога

  • Личностные качества психолога
  • Критерии эффективности психологической работы
  • Психологические противопоказания к деятельности психолога
  • Профессиональное образование психологов
  • Содержание профессиональной компетентности психолога
  • Формы профессионального совершенствования военного психолога

Факторы, затрудняющие профессиональное становление военного психолога

На пути к профессии военного психолога: проблема профессионального выбора

Профессиональный выбор является частью более общего процесса — профессионального самоопределения, т.е. определения своей позиции в проблемной ситуации. Проблема самоопределения не является предметом изучения одной лишь психологии.

Она всегда рассматривалась как серьезная мировоззренческая проблема и в этом отношении представляет междисциплинарную область исследований. Вопросы о смысле существования человека, его места в окружающем мире являются, пожалуй, наиболее древними, составляя одну из ведущих проблем философской антропологии.

Размышления на эти темы свойственны и юношескому возрасту, в котором, по сути, определяется «эскиз» собственного профессионального будущего.

Проблема профессионального самоопределения становится особенно актуальной в старшем школьном возрасте, однако не может быть ограничена только им.

Первичный выбор профессии, создавая специфический психологический настрой молодого человека на определенную перспективу, подлежит переосмыслению на дальнейших этапах профессионализации, в том числе и в процессе обучения в вузе или по его окончании.

Многообразны по сложности переплетения воздействующих на человека факторов и ситуации профессиональной деятельности, которые требуют ответственного и адекватного выбора того или иного варианта профессиональных действий или поведения.

Это могут быть ситуации профессионального общения с коллегами, профессиональной переориентации, профессиональной и межрегиональной мобильности в связи со сменой специальности, совершенствования в профессии и т. п.

Неадекватность профессионального самоопределения проявляется в издержках (психологических и материальных) не только для человека, но и для общества в целом.

Таким образом, проблема профессионального самоопределения, имея несколько аспектов рассмотрения (психологический, социальный, экономический и пр.), непосредственно связана с поиском путей гармонизации интересов личности и профессии, общественных отношений в профессиональной сфере, оптимизации финансовых затрат на подготовку и переобучение кадров.

Особенностью сегодняшнего дня является то, что профессиональный выбор совершается молодыми людьми зачастую не вполне осознанно. Это означает, что при выборе профессии преобладают либо внешние факторы (советы друзей, родственников, выбор «за компанию», «модный выбор», «продолжение династии» и т. п.

), либо молодой человек или девушка принимает во внимание отдельные (как правило, наиболее выигрышные) аспекты будущей профессии: ее престижность, условия труда, расположение вуза и т.п.

В меньшей степени осознается то обстоятельство, что выбранная специальность требует для ее освоения не только личностных предпосылок, но и значительного усердия, а иногда и существенных самоограничений.

Профессия психолога сегодня относится к числу наиболее распространенных, «модных», но одновременно и востребованных в обществе. Видимо, в значительной степени в этом сказывается идущий из древности интерес человека к самопознанию.

Вместе с тем иллюзия доступности и сходства житейских рассуждений с комментариями, размышлениями психологов существенно влияет на восприятие психологии как относительно доступной, легкой для освоения сферы деятельности.

Это серьезное замечание, однако оно не должно «сбивать» романтический настрой в отношении психологии тех молодых людей и девушек, которые решили (в том числе не без прагматических соображений, и это правильно) посвятить ей свою жизнь.

Кроме того, внутреннее убеждение в правильности выбора и интерес к профессии психолога являются мощным фактором ее успешного освоения. Другим, не менее значимым, фактором является наличие необходимых личностных качеств, важных для психолога, и, что еще важнее — отсутствие черт личности, характера, являющихся противопоказаниями для данного специалиста.

Рассуждая на тему о том, какие личностные качества побуждают людей заниматься психологией, В. Н.Дружинин приводит приписываемые В.М.Бехтереву слова: «Психологи — с психинкой, неврологи — с нервинкой». В.Н.

Дружинин показывает, что подобных примеров немало: «Близорукие занимаются зрением, социальные психопаты — нравственной регуляцией поведения, люди, неоднократно состоявшие в браке, изучают психологию брака и семьи, а поэты-неудачники изучают психологию творчества.

С одной стороны, кажется, этому есть примеры. Ч.Дальтон открыл явление цветовой слепоты — неразличения красного и зеленого цветов (дальтонизм). В то же время он сам имел этот дефект. З.Фрейд, по воспоминаниям близких ему людей, был сексуальным невротиком. С другой стороны, Ф.

Гальтон, занимавшийся проблемой способностей, был гением, а уровень интеллекта «самого» Пиаже был исключительно высок» [60, с. 31].

По мнению В.Н.Дружинина, выбор конкретной области психологии может быть обусловлен либо «избытком», либо «недостаточностью» какого-либо «психического качества» у человека.

Возможно, чувство дезадаптации, ощущение своей непохожести на других людей и побуждает человека к занятиям психологией. Как было показано А.

Адлером, комплекс неполноценности является источником активности во многих сферах человеческого творчества.

Обосновывая это положение, В.Н.

Дружинин отмечает, что к занятиям психологией людей во многих случаях побуждает «чувство непохожести на других… душеведческая направленность ума — результат его жизни, порожденный необычностью внутреннего мира, неадаптированностью к внешнему миру, чувствительностью к состояниям и поведению другого и стремлением эту неадаптированность преодолеть рациональными методами, путем исследования особенностей психики других людей. Отсюда психологам присуща терпимость, снисходительность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний». Изначальная неадаптированность преодолевается психологом с помощью выработки в себе чрезвычайно адаптивной картины мира, адаптивных критериев оценки других людей, адаптивных способов взаимодействия с ними [60, с. 31—32].

Личностная предрасположенность к профессии, как правило, дополняется типичными представлениями-стереотипами в отношении профессии психолога [22, с. 6—10]:

  • —  психология представляет науку, которая все знает о человеке, а человек, овладевший ею, будет «видеть людей насквозь»;
  • —  психолог — это человек, который от природы наделен особым даром к общению, к пониманию других людей;
  • —  психолог — это человек, умеющий влиять особыми техниками на поведение, мысли, чувства других людей;
  • —  психолог — человек, досконально знающий себя и владеющий собой в любых обстоятельствах;
  • —  психолог — это мудрец, знающий о жизни больше других.

Все это (стереотипы, мотивы, собственные личностные качества) в своей совокупности формирует особое информационно-мотивационное поле, на базе которого человек формирует для себя ту причину выбора профессии, что соотносится с его личностным смыслом именно на этом конкретном этапе его жизненного пути.

Эта формулировка, например «хочу научиться разбираться в людях», «хочу понять себя и окружающих» и т.п., со временем становится, может быть, менее романтичной, но более содержательной.

В нее «включаются» ориентиры, связанные со специализацией в определенной сфере психологии, временные и содержательные аспекты профессиональных достижений, в том числе научного и карьерного роста.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие факторы влияют на выбор профессии психолога?
  2. Какую роль играет ощущение своей непохожести на других людей при выборе профессии психолога?
  3. Каковы наиболее типичные представления в отношении профессии психолога у молодежи?

Литература

  • Бачков В.В., Гршипун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». — М., 2003.
  • Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб., 2001.
  • Елбаев Ю.А. Психологические основы повышения эффективности профессионального психологического отбора в высших военно-учебных заведениях: дис. … канд. психол. наук. — М., 1991.
  • Климов К А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2004.
  • Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.
  • Ожерельева И. Г. Психологические особенности профессионального самоопределения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. — М., 2006.
  • Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учеб.-метод. пособие. — М., 2002.

Источник: https://pro-psixology.ru/vvedenie-v-professiyu-voennogo-psixologa/712-psixologiya-ovladeniya-professionalnoj.html

Профессия «Психолог»

Конкурс на психологические факультеты держится на стабильно высоком уровне уже немало лет. Как не затеряться среди абитуриентов-конкурентов? Как понять, что психология — это действительно ваше призвание?

Зачем идут в психологи

Психология многим кажется увлекательной и интересной наукой, которая имеет свои плюсы. Популярная психологическая литература иногда представляет психологию как своеобразный набор секретов и приемов, знание которых способно сделать человека успешным и счастливым. И, конечно, многие хотят влиять на окружающих.

Читайте также:  Сексуальная ориентация - психология

А вот студенты-первокурсники часто бывают неприятно удивлены: курсы «Общая психология» и «Физиология высшей нервной деятельности» особой увлекательностью не отличаются, а главное — это довольно трудные дисциплины.

Только на 4-5-м курсах у будущих психологов появляются практико-ориентированные предметы, более или менее близкие по содержанию к популярной литературе: «Психологическое консультирование», «Семейная психология» и т. п. Однако на экзаменах всё равно не получится «выехать» на житейском опыте.

Психология — это серьезная, содержательная наука. А значит, если вы выбираете эту специальность в надежде на легкую учебу, вы неминуемо окажетесь разочарованы.

Конечно, некоторые, поступив в вуз, чтобы решить свои проблемы, позднее всерьез заинтересовываются психологией именно как будущей профессией. Но всё же, если выосознаете, что этот мотив выбора для вас ведущий, желательно выбрать другой путь.

Следующий популярный мотив — желание помогать людям. И профессия психолога действительно даст возможность реализовать этот мотив. Только нужно понимать: для того чтобы профессионально оказывать психологическую помощь, предстоит много работать над собой. Ведь основной инструмент психолога-консультанта, психотерапевта — его собственная личность.

Причем обучения в вузе окажется недостаточно.

Высшее профильное образование дает лишь необходимую базу, а для возможности стать психотерапевтом (именно так называются специалисты, профессионально оказывающие психологическую помощь) потребуется дополнительное обучение, довольно длительное и оканчивающееся процедурой сертификации; учиться предстоит и во время практики.

Какие качества необходимы

Необходимых качеств не так уж много; всё остальное — профессиональные навыки, которым и можно с большим или меньшим трудом овладеть. Сами психологи полагают, что профессионалам необходимы  интерес и уважение к Человеку (да, именно с большой буквы).

Им искренне интересно, как устроен внутренний мир человека, они искренне хотят разобраться в хитросплетениях человеческой психики. Эдакое здоровое любопытство: а как же он устроен, человек? Такой интерес мало поддается развитию: либо он есть, либо его нет.

Другими словами: есть ли в вас человеколюбие, дружелюбны ли вы?

Еще одно важное качество — толерантность. Это терпимость к другому, иному, готовность принимать разные человеческие проявления без агрессии и раздражения. Такое качество уже, пожалуй, больше поддается развитию, но всё же, если оно уже есть как данность, будет проще.

Третье — это гибкость, открытость изменениям. Если вы легко приспосабливаетесь к новым условиям, умеете признавать свои ошибки и быстро изменять свое поведение, то вы обладаете одним из профессионально важных для психолога качеств.

Будущему психологу необходима и сенситивность, иначе говоря — чувствительность. Если вы хорошо чувствуете настроение другого человека, умеете догадаться о его потребностях, ощущаете боль и радость близких как свою собственную, значит, вы обладаете еще одним важным качеством. Оно развиваемо, но и начальный уровень имеет значение.

Также важны умение ясно выражать свои мысли, умение слышать и понимать другого  и  умение управлять собственными эмоциями.

Наличие и степень развития у вас всех этих качеств вы можете оценить сами (кстати, это будет еще одной проверкой, ведь профессионал должен очень хорошо знать свои собственные возможности и ограничения). Также спросите мнения окружающих либо обратитесь к психологу для психодиагностики.

Чем занимаются

Частной практикой в чистом виде в нашей стране занимается не так много людей. Обычно это уже «раскрученные» профессионалы, имеющие обширную клиентуру.

Порой студенты мечтают после обучения открыть собственный психологический кабинет. Увы, будучи никому не известными, они рискуют работать себе в убыток.

Большинство психологов если и занимаются частной практикой, то только в дополнение к деятельности по основному месту работы.

https://www.youtube.com/watch?v=IYXzdsD8zYw

Каким оно может быть? Прежде всего, стоит назвать сферу образования. Психологи работают в:

  • школах;
  • детских садах;
  • училищах;
  • образовательных центрах.

В основном они занимаются психодиагностикой — определением при помощи специальных методов способностей и личностных особенностей учащихся и воспитанников и выстраиванием индивидуального подхода к обучению на основании психологического портрета.

Также они ведут коррекционную и развивающую работу — помогают детям справляться с теми или иными трудностями, формировать необходимые навыки и качества. При этом приходится много возиться с документами, что часто удивляет новичков.

Психологические характеристики, отчеты, обработка диагностических данных — всё это составляет как минимум треть реального рабочего времени.

Психологов берут на работу и в кадровые службы организаций или, как их иначе называют, службы по персоналу либо HR-подразделения. В качестве менеджера по персоналу психолог также может выполнять целый ряд задач.

Он подбирает персонал на основе оценки личностных и профессиональных качеств кандидатов, помогает новым сотрудникам адаптироваться к месту работы, проводит обучающие программы и тренинги, обеспечивает грамотную расстановку кадров на основе психодиагностики и оценки психологической совместимости специалистов и даже способствует развитию управленческих технологий. Всё это в итоге должно повысить эффективность работы предприятия.

Психологические знания и умения востребованы также в рекламе, в политике, в юриспруденции, в различных силовых ведомствах. Наконец, психолог может заниматься научными и прикладными исследованиями в своей области.

Минусы профессии

Основная трудность работы психолога в любой сфере — это риск эмоционального выгорания. Ведь психолог, так или иначе, включается в судьбу и жизнь каждого человека, пропускает его проблемы через себя.

Этот риск не стоит недооценивать. Если вы замечали, что быстро устаете от интенсивного общения, то представьте, что оно будет занимать основную часть вашей жизни в качестве профессиональной обязанности.

 

Если, прочитав эту статью, вы только укрепились во мнении, что психология — это ваше, остается только пожелать вам удачи в постижении науки о человеческой душе.

Источник: https://edunews.ru/professii/obzor/s-lyudmi/psiholog.html

Введение в профессию «психолог»

Сама идея «модели специалиста», тем более применительно к такой творческой и сложной профессии, как психолог, вызывает иногда сомнение.

Обычно приводится примерно такое обоснование: невозможно втиснуть в «модель» все характеристики профессиональной деятельности (вместе с необходимостью импровизировать в труде), а также невозможно выделить общепризнанный, стандартно–образцовый «профиль личностных и профессиональных качеств специалиста», под который можно было бы «подгонять» будущих психологов.

Скорее всего такой профиль должен включать качества типа «доброта», «умение общаться», «любовь к людям (или к детям)», «порядочность» и т. п. Но, как известно, некоторые (если не многие) известные психологи обладали неуживчивым и даже скандальным характером (например, З.

Фрейд) и были далеки от образца, «внешней благодетели и пристойности», являя собой лишь пример внутренней порядочности и научной добросовестности. Но как безошибочно определить именно внутренние достоинства профессионала да еще соотнести их с требованиями «профессионального профиля специалиста»?

И все–таки для того чтобы, по крайней мере, ориентировочно представлять себе, каким должен быть психолог, обращение к «модели специалиста» часто оказывается полезным.

Известный психолог А. К. Маркова41 выделяет следующие основные составляющие модели специалиста:

41 Маркова Аэлита Капитоновнадоктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии профессионализма, психологии учителя, мотивации учебной деятельности.

1) профессиограмму, то есть описание самой деятельности психолога; 2) профессионально–должностные требования (минимально необходимые знания и умения при выполнении определенных профессиональных задач); 3) квалификационный профиль (знания и умения работника в соответствии с тарифными разрядами оплаты труда). Особенно важно для психологического понимания основных требований к психологу описание самой деятельности психолога, а также — описание деятельности по разным психологическим специальностям (Маркова, 1996. — С. 22).

Также А. К. Маркова выделяет: 1) модель уже действующего (работающего, готового) специалиста и 2) модель подготовки специалиста (на основе анализа учебной деятельности будущих специалистов и их ориентации на модель уже готового специалиста).

При описании модели готового специалиста выделяются: модель деятельности специалиста, а также — модель личности специалиста.

При описании модели подготовки специалиста рассматриваются требования к разным образовательно–возрастным группам обучающихся или переобучающихся слушателей, а также учитывается их жизненный и профессиональный опыт (там же, с. 20—21).

Одной из наиболее острых проблем при составлении «модели специалиста» является выделение «модели личности специалиста». Традиционно психологи с помощью тестов выделяют наиболее выраженные по разным шкалам и параметрам личностные качества успешно работающих специалистов и, таким образом, вроде бы и получается «личностный профиль специалиста».

Но как измерить в баллах способность к творчеству, которое само по себе перечеркивает все нормы и стандартизированные оценки? Как измерить любовь к людям, порядочность, профессиональную и человеческую совесть? А ведь все это является нередко более важными составляющими профессионального успеха психолога, чем его знания и владение методиками.

Чтобы хоть как–то выйти из тупиковой ситуации, специалисты иногда идут «от противного», пытаясь выделить явные противопоказания для работы в качестве психолога. Такими противопоказаниями для психолога могут быть:

1. Ненависть к людям, стремление «мстить» им непонятно за что.., к сожалению. Есть такие озлобленные люди, которые сами нуждаются в психологической помощи, и которых самих к людям лучше не подпускать. Тем более страшно, когда такие «человеконенавистники» умудряются получать дипломы о высшем психологическом образовании и занимаются психологической практикой.

2. Откровенное психическое нездоровье. Понятно, что психически больной «психолог» просто может оказаться опасным для своих клиентов, особенно, когда он работает с детьми и подростками.

Заметим, что сами школьники, отвечая на вопрос, «с каким психологом, с какими отрицательными качествами Вы не хотели бы иметь дело?», в большинстве случаев выделили такие характеристики, как «неумение общаться» и «психические заболевания».

3. Неумение общаться, неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе.

При проведении различных «собеседований» с поступающими на психологические факультеты абитуриентами сразу бросаются в глаза те из них, кто ведет себя нагло и вызывающе, а главное — постоянно перебивает собеседника, стремясь подчеркнуть свое превосходство.

Применительно к будущей работе психолога, — это не просто бестактность или невоспитанность, это препятствие для построения подлинно диалогического взаимодействия с клиентом (или с коллегами), это основа будущей манипуляции сознанием клиента, что для психолога должно рассматриваться как страшнейший «профессиональный грех».

4. Применительно к будущему студенту–психологу можно выделить и такие нежелательные качества, как «лень», безынициативность, а также пассивную установку на то, что преподаватели «должны» постоянно интриговать и развлекать студентов на своих занятиях.

При этом студентам остается лишь оценивать, какой преподаватель сумел их больше «увлечь», кто «большая или меньшая очаровашка» и с каким преподавателем им «вообще интереснее».

Можно представить себе такого студента–психолога, окажись он на лекции тех преподавателей, которые, являясь признанными авторитетами в своей области психологии, никогда не «заигрывают» со студентами и даже не стремятся им непременно «понравиться»… Впрочем, преподаватель–профессионал — тем более преподаватель психологии — должен уметь общаться со студентами, однако это не нужно путать с упрощенчеством и популизмом.

Читайте также:  Самосовершенствование - психология

Существует довольно много моделей профессиональной деятельности практического психолога (Г. С. Абрамова, 1994; Н. С. Пряжников, 1996; В. Ю. Меновщиков, 1998 и др.).

В большинстве случаев речь идет о моделях, описывающих лишь одно из направлений работы психолога (консультанта, диагноста, терапевта).

Совокупность характеристик квалифицированного практического психолога в сравнении с неквалифицированным безотносительно к конкретному виду профессиональной деятельности представлена в следующей модели (Е. Аллен, 1987; Г. С. Абрамова, 1994).

Таблица 5 Модель деятельности практического психолога по Аллену — Абрамовой

При рассмотрении основных требований (и противопоказаний) к профессионалу–психологу следует вспомнить и о неизбежном формировании у опытных специалистов индивидуального стиля трудовой деятельности, который сложно подогнать под какие–то общепринятые стандарты и профили. Общая логика формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности психолога предполагает следующие важные моменты:

1. Сначала психолог опирается на уже имеющиеся у него способности и умения, постепенно приспосабливая их к решению своих профессиональных задач.

2. Далее на основе имеющихся качеств и умений нередко возникают новые, ранее отсутствующие качества.

3. Наконец, постепенно формируется сложная взаимосвязанная система имеющихся адаптированных и новых профессионально важных качеств. Такую систему качеств В. С.

Мерлин42 называл «симптомокомплексом» и отмечал при этом: «Индивидуальный стиль деятельности следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат.

42 Мерлин Вольф Соломонович (1892–1982) — доктор психологических наук, профессор, один из ведущих специалистов в области психологии индивидуальности. Создатель Пермской школы психологов.

Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи» (Мерлин, 1986. — С. 166–167).

Обращаем внимание, что для полноценного формирования специалиста–психолога также важнейшую роль играет ориентация на какую–то цель (или даже идею), которая и мобилизует различные знания и умения, приобретаемые как в ходе обучения в вузе, так и постепенно накапливаемый опыт самостоятельной практической работы. Самое печальное здесь — отсутствие такой идеи, что не позволяет навести порядок в имеющихся знаниях и умениях, не позволяет обобщить свой опыт, так и оставляя его на уровне «мусора», то есть на уровне несистематизированной, не связанной общей идеей «кучи» из отдельных впечатлений, знаний, умений и т. п.

Можно выделить основные этапы формирования индивидуального стиля деятельности психолога:

1. На первом этапе важно осваивать профессиональную деятельность по уже отработанным схемам и процедурам, то есть научиться работать так, «как положено». Именно это гарантирует успешное выполнение поставленных задач. На данном этапе возможно выделение следующих подэтапов:

1.1. Общая ориентировка в данной деятельности, когда начинающий работник «в целом» уже знает (или представляет), как надо работать, но саму работу в целом выполнять еще не может.

1.2. Освоение отдельных действий и операций, а также отработка отдельных процедур, приемов и методик работы.

1.3. Наконец, освоение деятельности в целом (по нормативно–одобряемому, «правильному» образцу).

2. На втором этапе уже более опытный специалист (научившийся выполнять отдельные задания и даже освоивший определенные виды профессиональной деятельности в целом) может позволить себе некоторое отступление от нормативно–одобряемых образцов работы. Здесь можно выделить примерно следующие подэтапы:

2.1. Возникновение общей идеи работы по–новому, по–своему (хотя бы примерное представление, как можно успешно выполнять профессиональную задачу иначе, чем это делается обычно).

2.2. Проба и освоение отдельных действий по–новому.

2.3. Постепенное проектирование и освоение всей деятельности по–новому, то есть формирование своего, индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Самое главное при формировании индивидуального стиля труда не спешить и всегда иметь обеспеченные «тылы» в виде освоенной ранее деятельности по нормативно–одобряемому образцу, гарантирующему успешное выполнение работы в случае неудачного экспериментирования при выработке новых способов деятельности.

Наблюдения за студентами и уже работающими специалистами позволяют выделить одну интересную закономерность. Обычно студенты и начинающие психологи, стремящиеся повысить свою готовность к будущей профессиональной деятельности, больше внимания уделяют развитию своих знаний, а по возможности и умений.

Взрослые, уже работающие психологи по мере своего профессионального развития также озабоченные своим развитием в труде, постепенно переключаются со знаний и умений на ценностно–смысловые аспекты своей деятельности.

Они все больше ставят перед собой вопрос о смысле своего «пребывания в психологии», о том, что они могут дать психологии, и насколько она может обогатить их как личностей.

В связи с этим возникает вопрос: стоит ли торопить события и ставить такие ценностно–смысловые вопросы уже перед студентами и начинающими психологами, или лучше подождать, пока они сами не «созреют» для таких вопросов? Мы считаем, что и здесь недопустимы какие–то стандартные подходы, поскольку и все специалисты, и все студенты–психологи — разные, то и сроки «созревания» у всех тоже разные. А у кого–то такого «созревания» вообще может не наступить, хотя он может вполне эффективно выполнять свои профессиональные обязанности и даже считать себя зрелым психологом… Стоит ли разочаровывать таких психологов–специалистов, тем более, что они даже приносят пользу окружающим.

Проблема лишь в том, что более важным результатом профессионального труда является развитие личности самих профессионалов, а это развитие связано, прежде всего, с развитием ценностно–смысловой сферы личности. Недаром А. К.

Маркова, выделяя уровни профессионализма, в качестве высшего такого уровня называет «уровень суперпрофессионализма», где главным этапом является «этап творческого самопроектирования себя как личности профессионала».

Именно на этом этапе человек по–настоящему достигает своего «акме», то есть вершины профессионального развития (Маркова, 1996. — С. 52).

Источник: http://bookap.info/genpsy/bachkov_vvedenie_v_professiyu_psiholog/gl24.shtm

Факультет психологии

Факультет психологии

Специальность: 030301 «Психология»

Квалификация: психолог

Специализации: социальная психология; психология личности; психология менеджмента (управления)

Очно-заочная, заочная форма обучения — 3 года с приминением форм дистанционного обучения.

Комплексно проводятся: аудиторные занятия в форме лекций, семинаров, практикумов и тренингов; внеаудиторные занятия — практика, самостоятельная работа студентов (изучение специальной литературы, выполнение практических домашних заданий, составление конспектов, написание рефератов, выполнение текстовых и контрольных работ).

За время обучения на факультете психологии у студентов формируются знания и умения психолога-исследователя, практика и психолога-преподавателя.

Специализация выбиирается студентом на 2-м курсе углубленного изучения цикла дисциплин.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ:

Современные проблемы психологии личности

Психология семьи

Этнопсихология и психология этнической напряженности

Психология общения (с практикумом)

Психотехнологии в деятельности практического психолога

Основы глубинной психологии

Психокоррекция психических состояний и свойств личности

Психодиагностика в консультировании

Психологическое консультирование

Методика проведения тренингов

ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА:

Современные проблемы психологии менеджмента

Теоретические основы и история психологии менеджмента

Психология конфликта: теория и практика

Психология менеджера

Прикладная психология менеджмента

Психология управления персоналом

Деловая коммуникация в деятельности менеджера

Психодиагностика в менеджменте

Психологическое консультирование

Методика ведения тренингов

ВОЗМОЖНЫЕ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ:

Специализация: психология личности

Социально-психологические и методико-психологические центры, центры психологического консультирования и тренинга, школы, лицеи, колледжи, медицинские клиники, офисы семейной медицины,  службы знакомств, частная практика. Специалист оказывает весь спектр  услуг правтического психолога.

Специализация: психология управления (менеджмента)

Консалтинговые фирмы, работа в качестве менеджера по персоналу, менеджера по рекламе; диагностика социально-психологического климата, межличностных и деловых отношений в коллективе, психологически грамотное разрешение бизнес-проблем; консультирование руководителей и  персонала.

ФОРМЫ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ: выпускники факультета широко востребованы на рынке труда, имеют возможность трудоустройства по заявкам предприятий и организаций различных регионов  страны.

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 2-4 года на базе среднего профессионального, неполного высшего и высшего профессионального образования.

НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА:

— ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА;

— ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД;

— МАЛЫЕ ГРУППЫ;

— СОЧЕТАНИЕ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ;

— СОДЕЙСТВИЕ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ;

— ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ;

— ВОЗМОЖНОСТЬ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДВУХ ФАКУЛЬТЕТАХ ИНСТИТУТА НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ.

Источник: http://gumipi.ru/facul/58-psychology.html?showall=1

Личность и профессия

Вопросы соотношения понятий личность и профессия в современной психологии решается неоднозначно. Первая точка зрения (американский психолог Парсонс) отрицает влияние профессии на личность. По его мнению, выбрал профессию, личность не изменяется на пути ее освоения, только иметь четкое представление о себе, свои способности и профессиональные требования к выбранной профессии.

Другая точка зрения (В.Д. Шадриков, Ю. П. Поваренков и некоторые зарубежные психологи) является наиболее популярной и базируется на признании факта влияния профессии на личность на пути профессионального развития.

Сторонники данной концепции и формирование личности профессионала назвали профессионализацией. Профессионализация начинается с момента выбора профессии и продолжается в течение всей трудовой жизни.

Профессионализация имеет четыре этапа: поиск и выбор профессии, овладение профессией, социальная и профессиональная адаптация, выполнение профессии.

Личность

В психологии различают прогрессивную и регрессивную стадии профессионального развития.

Прогрессивная стадия профессионального развития связана с формированием мотивов профессиональной деятельности.

Американский психолог Маслоу анализирует пять типов потребностей, лежащих в основе формирования мотивов трудовой деятельности: физиологические потребности (жажда, голод), потребность в безопасности (защита от любых неудобств и проблем), потребность в социальных связях (общение , дружба), потребность в самоуважении (признание и похвала другими людьми), потребность в самоактуализации (реализация себя, своих возможностей и способностей).

Формирования личности

Регрессивная стадия профессионального развития — это негативное влияние процессии личность.

Последствия такого воздействия могут привести к так называемому состояния психического выгорания, характеризующийся эмоциональной опустошенностью и усталостью от работы, циничным отношением к своей работе, ощущением отсутствия какого-либо успеха.

Как правило, состояние психического выгорания присущ людям, что, во-первых, уже имеют достаточно высокий уровень достижений, во-вторых, обладают профессией, базирующаяся на общение и большом количестве контактов между людьми.

Некоторые исследователи связывают психическое выгорание с депрессией и разочарованием в работе, что приходит с возрастом. Действие данного феномена не имеет обратного пути: возник один раз, он продолжает развиваться. Развитие психического выгорания можно затормозить путем прекращения работы на некоторое время и отдыха.

Еще одно проявление регрессивной стадии профессионального развития — профессиональная деформация — формирование отрицательных черт личности под влиянием профессии.

Что такое личность

Личностные качества человека во многом зависят от специфики ее работы, и со временем такая специфика отражается на поведении и характере человека. Например, юристу присуща бдительность, наблюдательность, учителю-дидактический стиль общения, следователю — повышенная критичность и подозрительность.

Кроме того, профессиональная деформация может служить проявлением чрезмерной увлеченности работой, характеризуется глубокой специализацией в одной сфере деятельности и полной невежеством и даже невежеством в любой другой сфере, не связанному непосредственно с профессиональной.

Стремление погрузиться исключительно в работу представляет собой своеобразный психическую защиту от повседневной жизни и его проблем.

Таким образом, профессиональная деятельность может изменять личностные качества человека как положительно, так и отрицательно, что всегда нужно иметь в виду при выборе будущей профессии.

Источник: http://bagazhznaniy.ru/obshhestvo/lichnost-i-professiya

Ссылка на основную публикацию