Новые секты (новые религиозные движения) — психология

Новые религиозные движения (обзор)

Новые секты (новые религиозные движения) - психология

Термином «Новые Религиозные Движения» (НРД) принято называть нетрадиционные религии и религиозные верования, существующие в современном мире начиная со второй половины 20 века. В массовом сознании НРД больше известны как «секты». В религиоведении термином «секта» обозначается оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям (1).

Поскольку в современной публицистике термин «секта» обладает неоднозначной оценкой (чаще всего – негативной), мы постараемся исключить употребление этого термина, используя понятие «новые религиозные движения». Это, на наш взгляд, позволит избежать каких-либо оценок по отношению к описываемым нами движениям, и более точно сфокусироваться на их описании.

Новые религиозные движения обладают рядом характеристик. Исследователи отмечают относительно молодой возраст последователей НРД (19-27 лет), хотя, безусловно, это не является всеобщим показателем.

Многие последователи новых религиозных движений значительно старше, поэтому зачастую возраст – отнюдь не определяющий фактор для принятия того или иного религиозного учения.

Скорее, можно говорить о совокупности факторов, включающей в себя социальный статус человека, психологическую атмосферу в его семье, образовательный уровень и многое другое.

Часто говорится о наличии в НРД харизматической личности и безусловной вере последователей в то, что их лидер обладает совершенно особыми качествами, – а значит, должен быть наделен и особой властью. С этим можно согласиться, но лишь отчасти – ведь НРД христианского толка не нуждаются в этом.

Можно согласиться с тем, что деятельность последователей НРД с целью широкого распространения проповедуемых ими учений более активна.

Спасение, о котором говорят в новых религиозных движениях, достигается  интенсивным погружением в религиозный опыт.

Степень вовлеченности в жизнь общины также намного выше, нежели в «старых» религиях, где, зачастую, человек соприкасается с религией несколько раз в год, в силу необходимости следования определенным религиозным традициям.

Истоки происхождения современных НРД крайне разнообразны. Прежде всего, это восточные религии (индуизм, буддизм и т.д.).

Новизна движений этого типа заключается в том, что древние религии действуют в новых для них культурах и соответствующим образом приспосабливаются к ним.

Другим источником возникновения НРД является западная оккультная традиция, претендующая на глубокую древность, но организационно оформившаяся лишь в 18 —19-м столетиях (масоны, розенкрейцеры, теософы).

Третий источник — процесс дробления собственно христианской традиции, который достиг своего апогея в протестантизме. Мормоны, адвентисты, свидетели Иеговы и т.д. — плоды этого явления.

Еще один немаловажный источник — язычество, культурная реабилитация которого, начатая романтиками в прошлом столетии, привела к созданию разнообразных неоязыческих групп в столетии нынешнем.

И, наконец, последний, но, вероятно, самый перспективный источник происхождения НРД — синкретизм, т.е. смешение всех вышеперечисленных элементов в самых разнообразных пропорциях.

Классификация новых религиозных движений чрезвычайно трудна.

Это связано, прежде всего, с тем, что одна и та же религия может объединять в себе черты нескольких религиозных учений (например, рейки, у которых силен момент христианства и китайских народных верований).

Некоторые движения, напротив, могут оспаривать статус «новых» — например, Бахаи, появившиеся на свет еще в 19 в., но получившие широкое распространение на Западе лишь во второй половине 20 в.

На нашем сайте мы будем придерживаться следующей классификации:

Неохристианские течения

Большая доля НРД – это неохристианские движения, в основном протестантского толка. Под протестантизмом (от protestas лат.

– возрождающий) понимают, во-первых, историческое движении за обновление учения и практики католицизма, инициированное М.

Лютером (1483), а во-вторых, христианские учения, имеющие такие признаки, как: свободное толкование священного текста; либерализация церковной иерархии; упразднение ряда таинств (миропомазания, исповеди и рукоположения).

Со второй половины 19 — начала 20 в. в России получили широкое  распространение такие ветви протестантизма, как евангельские христиане, баптисты, адвентисты, пятидесятники и многие другие. Число протестантских организаций исчисляется сотнями и постоянно увеличивается в силу того, что протестантизм предполагает большую свободу в интерпретации Слова Божьего.   Подробнее

Неоориенталистские объединения

Неорентализм заключается в попытке адаптации восточных традиций к западным культурным реалиям. Особенно ярко эти процессы проявляются в неоиндуизме.

Среди таких неоиндуистских движений оказываются часто несхожие между собой “Брахмосамадж”, “Миссия Рамакришны”, “Международное общество сознания Кришны”, “Общество божественной жизни”, а также такие представители, как Ошо Раджниш, М.М.Йоги, Ш.Ш.

Анандамурти, Нирмала Дэви, Саи Баба, Шри Чинмой, Свами Вивекананда, Ауробиндо Гхош.   Подробнее

Синкретические и универсальные движения

В 20 веке процессы религиозного творчества продолжились еще с большей силой. Все увеличивается число эклектических конфессий, религий, в которых соединены разные элементы вероисповедальных практик. Среди них – Великое Белое Братство ЮСМАЛОС, Церковь унификации, Бахаи, Международная саентологическая церковь и т.д.   Подробнее

Оккультно-мистические учения и школы Нью Эйдж (Нового века)

Духовное движение, возникшее в 70-е гг. 20 в. в Европе. Учение Нью Эйдж – это синтез йоги, оккультизма, теософии, пантеизма и различных религиозных верований. Большое внимание придается личностным переживаниям человека. Основная цель Нью Эйдж – достижение духовной зрелости посредством становления осознания божественной природы и овладения спиритуальными техниками.

Последователи Нью Эйдж верят, что переход от астрологического века Рыб, в котором мы живем, к веку Водолея приведет к изменению мира и человека. Мировая культура века Рыб имеет антропоцентричный, аналитичный, рациональный, патриархальный и европоцентричный характер. Век Водолея будет строиться на космоцентричном, синтетичном, мистичном, феминистичном и полицентричном мировоззрении.

На смену таким религиям, как буддизм, индуизм, ислам, иудаизм, христианство и др., которые несут человечеству только часть Истины, придет синтетичная духовность – основная характеристика качественно новой эры, эры Водолея. В настоящее время в мире существует более 5 тыс. религиозных групп Нью Эйдж, которые представляют учения различной направленности (2).   Подробнее

Неоязычество

Неоязычество распадается на множество небольших групп, многие из которых принципиально отказываются от создания постоянно действующих организационных структур.

В разных культурах они пытаются реконструировать разные формы языческого наследия: в странах английского языка это, по преимуществу, кельтское язычество “Викка” (колдовство), в немецкой культуре — германское, у нас в России — славянское (4).

Впервые интерес к язычеству, например, в России возникает в начале 20 в. Именно в это время была найдена «Велесова книга» – главный источник славянской культуры, который, по мнению многих исследователей, относится к дохристианскому периоду.

Первые организованные движения славянского язычества возникли в 70-е гг. 2 в. Свое первое легальное богослужение неоязычники совершили в 1989 году, а с 1993 г. последователи Неоязычества проводят всероссийские съезды на территории России.

Все движения Неоязычества организованы по этническому признаку, многие из них склонны к национализму. Некоторые, такие как «Русское Национально-Освободительное Движение» или «Русская Партия России», имеют политическую окраску. В целом же, язычество многообразно и представляет разнородный конгломерат.

Неоязычества распространено на территории России, Украины, Канады, США и др. стран. Последователи Неоязычества имеют свои издания, среди которых – газеты «За Русь», «Народная воля», «Русская правда», «Славянский вестник» и др., журналы «Волхв», «Наследие предков», «Сварог» и др.

Наиболее известные религиозные движения, относящиеся к направлению Неоязычество – Веда, Джива – Храм Инглии, Славянский Круг, Схорон еж словен, Триглав, Троянова Тропа и др. (3)   Подробнее

Сатанинские группы

В центре традиционного сатанизма находится поклонение личности дьявола.

В сатанизме все перевернуто: дьявол христианства становится богом сатанистов, христианские добродетели рассматриваются как пороки, а пороки как добродетели.

Жизнь понимается как непрерывная борьба между силами света и тьмы, причем сатанист сражается на стороне тьмы, искренне веря в то, что, в конце концов, она одержит победу.

Сатанинские культы особенно распространены в США и Западной Европе, Мировые центры сатанизма в настоящее время находятся в США и Англии.

Из наиболее известных религиозных объединений сатанинского толка можно упомянуть “Церковь Сатаны,” “Международную ассоциацию люцеферистов кельтско-восточного обряда,” “Зеленый орден,” “Черный ангел,” “Южный крест”.   Подробнее

Источник: http://www.openreality.ru/school/religion/new-religious-movements/

Новые религиозные движения, «традиционные религии» и «тоталитарные секты»

Новые религиозные движения, «традиционные религии» и «тоталитарные секты»

В России вопрос об определении понятий «традиционные религии», «тоталитарные секты» и «новые религиозные движения» возник в связи с обсуждением «Закона о свободе совести…». В истории традиционные культы обычно пользовались уважением. Даже язычники Древнего Рима уважали чужеземные традиционные культы.

При этом также ясно, что относиться одинаково к мировым религиям и сатанинским культам государство не может.

Традиционно на национальную культуру влияет религия, как и наоборот. В этом заключён важный аспект понятия «традиция». В культуре традиционная религия прочно укореняется, и даже не имея проповедей, не становится народу чужой.

У культуры имеется миссионерская роль. Законодательно данный механизм закрепить не возможно, но он работает. Культура формирует ценности людей.
Убогость культуры приводит к обращению людей к массовой культуре, к восточной экзотической практике, примитивные возбуждающие песни и танцы. Все формы примитивной массовой культуры имеют юридическое оформление.

Самое страшное в этом, что общество начинает забывать свою культуру, что не позволительно. Человек нуждается в наполнение жизни смыслом, поэтому не находя ничего в духовного вокруг себя, обращается к новым инициативам, как отчаявшийся больной обращается к целителям, которые обещают излечение по фотографии.

Данная проблема важна для Церкви, общества в целом и его отдельных слоёв.

Тоталитарные сектыПонятие «тоталитарная секта» не является научным и богословским. Оно не нуждается в разъяснение, но трудность представляет выявление элемента тоталитарности в отдельно взятом культе. Если приглядеться, то элементы тоталитарности присутствуют в православии. Он выражается в практике монашества, принципах послушания и смирения, имеющих отношение даже к мирянам.

Принципы послушания в некоторых общинах приобретают гипертрофированный вид, воспринимаясь окружающими как признаки тоталитаризма.

Православная и Католическая церкви имеют строгую иерархию, что также даёт основания говорить об их тоталитарности. Церковно-административное устройство протестантских деноминаций существенно отличается.

Антидемократические структуры неправильно поддерживать стремящемуся к демократии обществу. А принципы сект, культов, движений и групп в большинстве своём носят антидемократический характер.

Не способствует развитию демократии и усилившийся интерес к монархическому устройству государственной власти.

Диалог, который необходим, между традиционными религиями и разными культами должен строиться на принципах взаимоуважения, с подбором выражений.

Антидемократические процедуры не должны стать решающими в борьбе православных против влияния новых религиозных движений.

Методы советского периода, опиравшиеся на силовые структуры и власть, не являются правильными, и их использование будет символизировать возвращение к убогому прошлому.

Читайте также:  Корыстная любовь - психология

Также вы можете прочитать:

Новообращённый

Неудавшееся программирование: некоторые свидетельства

Некоторые особенности новых религиозных движений

Источник: https://news-life.by/religioznye-sekty/novye-religioznye-dvizheniya-traditsionnye-religii-i-totalitarnye-sekty.html

Религиозные секты: как противостоять их влиянию?

В настоящее время в нашем обществе резко возрос интерес к религии. Миллионы наших сограждан стали православными и мусульманами, иудеями, буддистами.

Однако трудно не заметить, что наряду с этим появляются или обретают распространение нетрадиционные религиозные группы и секты.

По оценкам экспертов, их количество колеблется от двухсот до пяти тысяч; например, только в Ярославской области на сегодняшний день зарегистрированы и осуществляют свою деятельность около 380 религиозных организаций,   из них четверть – нетрадиционные.

Мы живем в обществе, где человек волен сам определять свое отношение к религии, свободно выбирать ту или иную веру. Однако это не значит, что пребывание в любой религиозной организации – благо. Особенно много претензий у правоохранительных органов возникает как раз к религиозным сектам, часто ломающим жизнь верующих.

Секта (лат. secta — школа, учение, от лат. sequor — следую) — понятие, которое используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления и противостоящей ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение.

В некоторых источниках понятие «секта» трактуется шире. Так называется любая группа (религиозная или нерелигиозная, отделившаяся или новая), имеющая своё учение и свою практику, отличные от господствующей церкви или идеологии.

Кроме того, разные исследователи используют для обозначения таких объединений различные названия. Кроме привычного слова «секты» употребляются такие синонимы, как «культы», «нетрадиционные религии», «новые религиозные движения», «религии Нового века». 

Самыми опасными сектами считаются те, которые культивируют асоциальность, отрицание законов Российской Федерации, подвергают риску нравственное, психическое и физическое состояние человека, посягают на имущество и средства граждан, разрушают семьи.

Немного об истории и причинах появления сект

Массовое появление и распространение новых религиозных течений пришлось на 60-70-е годы XX века. Родиной большинства сект считаются США, откуда новые учения проникли в Европу.

В научной литературе вопрос о причинах появления нетрадиционных религий и культов освещен неоднозначно, поскольку он оказался довольно сложным. Некоторые авторы связывают причину возникновения новых религий с глобальными проблемами, вставшими перед человечеством.

К ним относятся экономические кризисы, социальные потрясения, стихийные бедствия,  различные вооруженные конфликты, угроза ядерной войны и тому подобное. Именно эти явления могут формировать у людей пессимизм, чувство неустроенности и неопределенности, тревогу за свое будущее.

Здесь и появляются секты, которые обещают людям быстрый выход из всех сложных ситуаций.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что прежде всего в группу риска попадает молодежь. Кроме того, такие религиозные общины  нередко становятся приютом для людей, выбитых из обычной жизненной колеи.

Признаки сект

Религиозные секты имеет жесткую структуру, во главе которой находится харизматический лидер, который имеет неограниченную власть. Такие культы отрицательно относятся к общечеловеческим ценностям, традиционным религиям. Руководитель каждой секты пытается доказать, что его учение – лучшее, а сам он —  «живой бог» или хотя бы пророк Всевышнего.

Члены религиозных сект ведут, в основном,  закрытый образ жизни и нередко объединяются во всевозможные «коммуны», «братства», «семьи» или «ашрамы» (монастыри). Особое внимание отводится новичкам,  которых не оставляют без опеки ни днем, ни ночью, стараются как можно быстрее приспособить к специфическому для культа существованию.

Распорядок дня верующих планируется так, чтобы каждая минута жизни человека была заполнена молитвами, размышлениями на религиозные темы и он не оставался наедине с собственными мыслями. Сами религиозные взгляды усиленно насаждаются на общих собраниях, религиозных «семинарах» и «конференциях», в ходе индивидуальных собеседований.

Как правило, каждый член секты обязан читать определенную «духовную» литературу, изучать и даже конспектировать тексты «священных книг», проводить определенное время в молитвах. Чтобы предельно ослабить волю человека, в ряде сект практикуется режим с обязательным недосыпанием и очень скудным питанием.

В научной литературе эта тактика получила название «промывание мозгов».

 При этом руководители культов безапелляционно вмешиваются в самые интимные отношения верующих, «указывают» им, кого выбирать в друзья или даже в спутники жизни.

Конечно, далеко не все люди, попавшие в культ, довольны таким положением. Поэтому каждая секта разрабатывает свои методы запугивания верующих. Для этого практикуются и физические наказания «непокорных», и средства заурядного шантажа – мол, если покинешь наши ряды, то с тобой или твоими близкими могут произойти «несчастные случаи».

Понятно, почему многие исследователи нетрадиционных религий отмечают их антигуманный характер и называют такие объединения тоталитарными культами.

Сами члены религиозных общин безвозмездно работают, передают общине свои сбережения и недвижимость.

Кроме того, часто обязанностью каждого верующего становится сбор пожертвований на улицах, продажа выпускаемой сектой религиозной литературы.

Такой способ накопления богатств присущ многим новым религиозным течениям. Особо успешные объединения выходят на международную арену, обзаводятся филиалами во многих странах мира.

Как противостоять влиянию

Вовлечение людей в секту осуществляется обычно двумя способами: а) уличная вербовка, б) вербовка по месту работы или учебы.

Уличная вербовка

К вам обращается аккуратно одетый, вежливый и подчеркнуто доброжелательный человек, сидящий рядом с вами на скамейке или идущий вам навстречу. Кстати, эта ситуация может произойти не только на улице, но и на пороге вашей квартиры. Нередко уличные вербовщики работают «благообразной парой», причем стиль общения с вами этих напарников будет несколько различаться.

Вербовщик обязательно спросит разрешения поговорить с вами, и после пары-тройки общих фраз обязательно затронет тему Бога, возможностей духовного развития или мобилизации каких-то скрытых в человеке сил.

Его задача – «выманить» человека на диалог, «подружиться».

После этого обычно вербовщик приглашает нового знакомого «продолжить общение»: мол, мы вот тут собираемся по такому-то адресу, приходите, там много интересных людей…

Чтобы противостоять влиянию сектанта, отнеситесь к нему точно так же, как к представителям торговых фирм, рекламирующим прохожим на улице залежалый товар под видом самого модного и «крутого».

Самая разумная стратегия — быстро выйти из разговора, сославшись на занятость, усталость и так далее. А еще лучше вообще не вступать в диалог с любезно-навязчивыми незнакомцами.

Не стоит брать на память о встрече ни предлагаемой литературы, ни — тем более — оставлять вербовщику свой адрес или телефон.

Вербовка по месту работы или учебы

Эта ситуация психологически сильно отличается от предыдущей — хотя бы потому, что влияние вербовщиков на вас идет уже не случайным «наскоком», а базируется на регулярном общении и использовании знаний о каких-то ваших конкретных проблемах.

Человеком, который пытается вовлечь вас в секту, может оказаться кто-то из тех, кто для вас привычен и кому вы склонны доверять. Он попал в религиозную организацию сам – и теперь аккуратно втягивает туда окружающих. Это может быть коллега по работе, чудаковатый преподаватель в учебном заведении, однокурсница и так далее.

Противостояние такой вербовке потребует от вас куда большего напряжения, чем в случае уличного столкновения с сектантами.

Рассмотрим подробнее типичные ситуации:

Ситуация первая. Вы ищете работу, и некая фирма предлагает вам занять вакантную должность. Есть только одно «но» — вы видите, что ваша потенциальная работа как-то связана с литературой, ритуалами или символикой некой нетрадиционной религии.

  Вы можете сразу отказаться от этого варианта трудоустройства. Вы также вправе рискнуть и начать здесь работать, не обращая особого внимания на религиозную специфику.

Однако учтите, что трудиться в коллективе, состоящем из фанатично верующих граждан, будет тяжело, вы станете испытывать постоянный прессинг со стороны руководства и коллег, и даже если  не примете их «истинной веры» — ваши персональные данные всё равно окажутся достоянием секты, и через некоторое время та предпримет новые попытки вовлечь вас в свои ряды.  Так что решайте сами — иметь дело с «набожными» работодателями или нет.

Ситуация вторая. Вам предлагают пройти бесплатные (или почти бесплатные) курсы по обучению эффективному менеджменту, маркетингу, отношениям с общественностью, психологии общения, выработке навыков «успешности» и т.п.

Для начала помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и задайтесь вопросом, в чем же заключается интерес организации к вам.

Если в самом деле занятия будет проводить квалифицированный специалист, что же — его рабочее время ничего не стоит? Надо ли откликаться на подобное сомнительное предложение? Если вразумительного ответа на этот прямой вопрос вы не получите, или он будет содержать туманные рассуждения о бескорыстной благотворительности, будьте готовы встретить в качестве «специалиста» представителя одной из тоталитарных сект. И в этом случае самый разумный ответ — спокойный, но бескомпромиссный отказ от предлагаемых услуг.

Если вы случайно попали на какую-то лекцию и видите, что в аудитории, где будет проходить занятие, или непосредственно перед ней, вам предлагают купить книги по дианетике, оккультизму и прочей «духовности», а также амулеты, благовония, аудио- и видеокассеты с записями выступлений «живых богов» и тому подобное, можете смело разворачиваться и уходить. Потому что на лекции вам наверняка начнут навязывать информацию соответствующего направления.

В секту вхожи неуверенные в себе люди с низкой самооценкой, чувством собственной неполноценности. Конформизм, граничащий с покорностью и слабость логического мышления, а также повышенная впечатлительность являются благоприятными факторами для вербовки новых адептов. Помните, что всевозможные «познания истины» — ловушка, попав в которую, выбраться уже практически невозможно.

Будьте осторожны!

Источники:

  1. Олейник И. В., Соснин В. А. Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию. — М.: Генезис, 2005.

Источник: https://molportal.ru/node/12789

1.2 Особенности легитимации деятельности сект и новых религиозных движений в России

1.2 Особенности легитимации деятельности сект и новых религиозных движений в России

В современных условиях глобализации, которая, по одной из точек зрения См.: Бергер П., Хантингтон С. Многоликая глобализация. — М.: Аспект Пресс, 2004. — С. 260.

Читайте также:  Благодарность и критика - психология

, берет свое начало в XX веке, вопрос о деятельности новых религиозных организаций является одним из актуальных, ввиду того, что взаимодействие данного рода движений, в частности сект, и общества оценивается весьма неоднозначно.

Сторонники традиционных конфессий, государственные деятели и представители научной элиты по-разному воспринимают принципы функционирования этих объединений, а также роль, которую они играют в сфере социальной жизни.

Для того чтобы лучше описать картину современного положения новых религиозных движений, в частности сект, в России, необходимо обратиться к истории и рассмотреть причины, способствующие распространению различных объединений подобного рода на территории нашей страны.

Отметим, что секты нашли свое отражение еще в Имперской России XVII века: именно в это время появились так называемые раскольники, которые отвергали церковную реформу патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, а в Москве зародились первые лютеранские общины.

Уже к 1896 году в «Уставе духовных дел иностранных исповеданий» можно было заметить отсылки к деятельности общины Евангелическо-Аугсбургской церкви, меннонитов и баптистов, а также адвентистов, методистов и конгрегационалистов, которые не были зафиксированы в данном уставе См.: Казаченко Е.В.

Нетрадиционные религиозные общества и секты в России // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа, выпуск № 4 (2010). — С. 145..

Закон о веротерпимости, принятый в 1905 году, и указ о регистрации старообрядческих и сектантских общин от 1906 года способствовали легализации функционирования различных движений: теперь им дозволялось открыто проводить собрания и организовывать кружки просветительского и библейского толка См.: Баптизм в России. Исторический очерк // [Электронный ресурс]: АнтиБаптизм. URL: http://antibaptism.ru/istoria_baptisma/98-baptizm-v-rossii.-istoricheskijj-ocherk.html (дата обращения: 01.03.2016)..

Во времена СССР правительство объявило религию частным делом каждого гражданина, однако, несмотря на увеличение числа приверженцев отдельных вероучений, можно заметить все более возрастающие в масштабах гонения со стороны властей, которым подвергались видные деятели ряда новых религиозных движений. Так, например, Толкачев В.В.

в своей статье «Религиозные акторы в современной мировой политике: роль, возможности, перспективы развития» См.: Толкачев В.В. Религиозные акторы в современной мировой политике: роль, возможности, перспективы развития // Вестник МГИМО-университета, № 3 (2013). — С. 77.

пишет, что по данным «Независимой газеты» с 1946 по 1956 год в РСФСР последователей «Свидетелей Иеговы» увеличилось с трех до семи тысяч человек. Таким образом, борьба с религией, о которой говорил В.И. Ленин См.: Об отношении рабочей партии к религии (13 (26) мая 1909 г.) // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. — 5-е изд. — М.: Издательство политической литературы, 1964—1981.

— Т. 17. — С. 418., не увенчалась успехом, ввиду важности тех компенсаторной и коммуникативной функций веры, в которых, возможно, нуждалось население. В тоже время можно наблюдать преследования представителей церкви верных и свободных адвентистов седьмого дня, лидерами которой являлись Г.А. Оствальд (погиб в тюрьме в 1937 г.), П.И. Манжура (погиб в лагере в 1949 г.), В.А.

Шелков (умер в лагере в 1980г.)См.: Алексеева Л. История инакомыслия в СССР // [мемор. сайт]. URL: http://www.memo.ru/history/diss/books/alexeewa/ (дата обращения: 01.03.2016)..

Следует заметить, что «в полный голос новые религиозные движения заявили о себе в период гласности, перестройки и нового политического мышления» Белоножко Е.П., Мошкин А.Н. Некоторые вопросы теории современных нетрадиционных религий и культов // [Электронный ресурс]: Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия.

Социология. Право, 2011. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-teorii-sovremennyh-netraditsionnyh-religiy-i-kultov (дата обращения: 01.03.2016)..

Причиной тому может служить беспринципность властей того времени, породившая бесконтрольную деятельность зарубежных миссионеров, проповедовавших нетрадиционные религиозности, оккультизм, мистику.

Источник: http://soc.bobrodobro.ru/8521

Новые религиозные движения

страница 1

Тема 5

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Учебные вопросы:

1. Понятие новых религиозных движений.

2. Характеристика современных новых религиозных движений.

3. Особенности отдельных новых религиозных движений.

1. Понятие новых религиозных движений.
(Слайд 2) Новое религиозное движение — это религиозная или духовная группа, зародившаяся недавно или ещё не получившая общественного признания в качестве деноминации, церкви или религии. Термин «новые религиозные движения» считается академическим и нейтрально окрашенным термином, который введен в научный обиход во второй половине ХХ века в противопоставление терминам «секта« или «культ». Популярность термину обеспечили труды английского социолога профессора Эйлина Баркера. В тоже время использование этого термина не принято всеми группами, к которым он применяется.

Смысл, вкладываемый в слово «новое», меняется в зависимости от конкретного исследователя и его страны.

В частности, в Японии новыми религиозными движениями обычно называют группы, возникшие после конца XIX века. С другой стороны, Э.

Баркер использует прилагательное «новое» по отношению к движениям, возникшим после Второй мировой войны и новым для той или иной конкретной культуры.

От других терминов это понятие отличается тем, что определяющую роль в нём играет не фактический, а хронологический аспект.

В общем смысле «новым религиозным движением» называется любая религиозная группа, не признанная (или пока не признанная) традиционной в отдельно взятом обществе.

Соответственно, список новых религиозных движений меняется как в зависимости от временного критерия, принятого тем, или иным исследователем, так и в зависимости от конкретного социума, о котором идёт речь.

Например, Международное общество сознания Кришны на Западе многие считают новым религиозным движением, поскольку оно относительно новое для западной культуры. Однако в Индии тех же кришнаитов сочтут вполне традиционной религией, поскольку вайшнавы (течение в индуизме, к которому относится Общество сознания Кришны) известны там с начала XVI века.

По темпам роста новые движения опережают все другие религиозные системы. При этом, как показывает практика, распространение новых религиозных движений представляет серьёзную проблему для общества и государства во многих странах мира.

Это обусловлено следующим: тоталитарный и общественноопасный характер вероучения и культа большинства из них; неустойчивость их вероучения и культа, которая крайне негативно сказывается на психическом состоянии людей, всецело доверившихся этим движениям; наличие тайных элементов вероучения, скрываемых при публичной саморекламе и доступных только посвящённым.

Появлению новых религиозных движений способствовали изменения в общественной жизни, которые проходили во времена их появления на свет: снижение общественного авторитета христианской церкви как православной, так и католической; развитие науки и техники, значительно расширившей возможности человека и поставившей перед наукой новые проблемы; сохранение неразрешёнными вечных вопросов человечества, в особенности вопроса о смерти; расширение связей между разными странами, народами, взаимопроникновение культур, появление стремления к объединению между ними; коммерциализация всех сторон жизни, превращение религиозной веры и спасения души в товар; развитие средств массовой информации, увеличение скорости донесения информации до потребителя, что оставляет ему значительно меньше времени на её обдумывание.

Истоки происхождения современных новых религиозных движений также крайне разнообразны. Прежде всего, это восточные религии (индуизм, буддизм и т.д.). Новизна движений этого типа заключается в том, что древние религии действуют в новых для них культурах и соответствующим образом приспосабливаются к ним.

Другим источником возникновения является западная оккультная традиция, претендующая на глубокую древность, но организационно оформившаяся лишь в XVIII — XIX столетиях (масоны, розенкрейцеры, теософы). Третий источник — процесс дробления собственно христианской традиции, который достиг своего апогея в протестантизме.

Мормоны, адвентисты, Свидетели Иеговы и т.д. — плоды этого явления. Еще один немаловажный источник — язычество, культурная реабилитация которого, начатая романтиками в прошлом столетии, привела к созданию разнообразных неоязыческих групп в прошлом столетии.

И, наконец, последний, но, вероятно, самый перспективный источник происхождения — синкретизм, т.е. смешение всех вышеперечисленных элементов в самых разнообразных пропорциях.

Таким образом, истоки появления на свет новых религиозных движений довольно разнообразны. Как правило, многие из них ничего общего с настоящими религиями не имеют.

2. Характеристика современных новых

религиозных движений

(Слайд 3) Новые религиозные движения предс­тавляют специфический тип религиозной организации. В них, как правило, отсутст­вует строго разработанная вероучительная система; структура этих организаций не­редко иерархическая, с жестким авторитаризмом харизматического лидера, для них характерна оппозиционность к официальным цен­ностям и идеалам и к отстаивающим их церковным организациям, в них сильно развито «мы — чувство». Внутренняя жизнь регла­ментируется уставами и правилами, предусматривающими проце­дуру вступления и обязательства перед общиной. В то же время есть новые религиозные образования, в которых отсутствуют жесткие институальные структуры, а внутреннее строение характеризуется аморфностью и в основном сводится к усвоению религиозно-фило­софских трактатов. Культ в этих новых общинах преимущественно коллективный, используются психотехнологии, психотерапия, особенное внимание уделяется прозелитам, их адаптированию в группе.

Все многообразие культов можно условно разделить на несколько групп: неохристианские (псевдохристианские) объединения, сайентологическое направление, неоориенталистские культы, харизматические секты.

1. Неохристианские (псевдохристианские) объединения, сущность которых состоит в отрицании основных догматов христианства – о троичности Бога и о божестве Иисуса Христа.

Для этих культов характерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных религий, ак­центирование эсхатологии и мессианства, наделение руководителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение, высшие нравственные предписания. Однако для привлечения к себе людей они называют себя христианами.

Это такие объединения, как «Свидетели Иеговы», «Церковь Иисуса Христа святых последних дней», «Церковь объединения» и другие.

2. Сайентологическое направление образуют «Церковь сайентологии», «космические религии» и др.

В этих культах различным физическим приборам приписывается мистическое значение, ут­верждается возможность регистрации или даже измерения воз­действия на физическую, биологическую природу неких неизвестных и таинственных высших реальностей и факторов. Мистически трактуются неисследованные явления психики и окру­жающей природы.

Подобно трансцендентальной медитации, сайентология не препятствует своим членам оставаться христианами, буддистами и т.д. и настроена на религиозный диалог. Однако основной корпус ее идей вряд ли совместим с христианским мировоззрением.

3. Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще всего модернизируя различные варианты индуизма и буддизма. Неоиндуистские и необуддистские учения предлагают мистический путь освобождения (мокша) — пробуждение в человеке имманен­тного божественного начала.

Читайте также:  Ребенок требует развлечений: «поиграй со мной!» - психология

Все существующее иллюзорно, за ним скрыта истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива. Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации, слиться с этой подлинной природой.

Процесс медитации (размышление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отрешение от окружающей природы) включает произнесение мантр — специальных слов или сочетаний звуков, которым прида­ется мистический смысл.

Вероучительные особенности отходят на задний план, на передний выступает следование истинному пути, личный опыт, конкретный авторитет гуру, свами. К этим культам относятся «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Трансцендентальная медитация» и др.

4. Харизматические секты, которые так называются вследствие того, что они возглавляются харизматическими лидерами (греч. харизма – «благодать»). Эти лидеры утверждают, что обладают некой особой благодатью от Бога и посланы принести её на Землю.

Наиболее часто встречающейся «харизмой» является выдача себя за Мессию – спасителя человечества, а общими для этих сект являются проповеди скорого конца света и требование бросить семью, работу, учёбу и начать служить основателю секты – «истинному Мессии».

К ним относятся «Белое братство», «Церковь единой веры» и другие.

Таким образом, сегодня в мире существует достаточно большое разнообразие новых религиозных движений, которые продолжают появляться на свет и в наши дни.

3. Особенности отдельных

новых религиозных движений

(Слайд 4) «Свидетели Иеговы», как секта возникла в 70-х гг. ХIХ в. в США, выделившись из адвентистского движения. В 1870 г. Чарльз Т. Рассел организовал в Питсбурге (Пенсильвания) группу по изучению Библии. Он хотел возродить учение первых христиан. Со временем группа переросла в деноминацию Свидетелей Иеговы.

Традиционные христианские церкви рассматривают Свидетелей Иеговы как отдельную деноминацию, несмотря на их исповедание Библии и Сына Бога Иисуса. Многие исследователи склонны классифицировать их учение как поздний протестантизм. Для них характерно ожидание скорого конца мира и установление рая на земле, где будут жить вечно те, кого Свидетели считают хорошими людьми.

Последователи учения буквально истолковывают слова Иисуса о том, что ученики Его должны быть «не от мира сего». Поэтому они не принимают участия в политической жизни и войнах, где бы и ради чего они не велись.

Деструктивный характер иеговистов также проявляется в отрицании любой земной власти, кроме руководства общины, а также законов, царящих в организации: адепты отказываются платить налоги, отдавать честь государственным символам, служить в армии; по приказу руководства секты иеговист должен быть готов нарушить любые государственные законы, бросить семью, работу или учёбу и др.

Основная деятельность Свидетелей направлена на изучение и пропаганду Библии. Они выпускают регулярный журнал («Сторожевая башня») и множество красочных брошюр посвященных популяризации Библии.

Следуя призыву апостолов «…очистим себя от всякой скверны плоти и духа…» (2 Кор. 7.1), они не курят, не принимают наркотики и сдержанны в употреблении алкоголя.

Разводы также достаточно редки среди адептов.

Свидетели Иеговы не имеют церковной и официальной иерархии. Служение осуществляется на добровольных началах.

Еженедельные собрания Свидетелей Иеговы проходят в особых помещениях, называемых залами Царства, и посвящаются изучению пособий для изучения Библии.

Свидетели Иеговы имеют один официальный праздник — празднование Вечери воспоминания смерти Христовой. Численность в мире (200 стран) – около 5 млн. человек.

(Слайд 5) Церковь объединения — официальное наименование «Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства». Нередко используются и названия «Движение объединения», «Церковь Унификации».

Основателем Церкви объединения является Сан-Мен Мун (6.01.1920).

В 1935, на Пасху, его посетило видение, во время которого Христос призвал его завершить миссию, предпринятую Иисусом две тысячи лет назад.

По словам его последователей, Мун «свободно беседовал с Иисусом и святыми в раю. В своем тайном общении с Богом Сан-Мен Мун получил откровение, включавшее суть отношения Божьей воли и человеческой жизни».

Первые последователи учения Муна стали появляться в середине 40-х годов ХХ века в Корее. В начале 70-х годов ХХ века Мун совершает поездки по Америке, выступая с проповедями во всех 50-и штатах.

Вскоре он становится крупным бизнесменом, главой корпорации, владеющей станкост­роительными, текстильными и машиностроительными предпри­ятиями в разных странах.

Церкви объединения принадлежит газета «Вашингтон таймс» — одно из самых влиятельных изданий в США.

Сан-Мен Мун почитается как мессия, «истинный родитель», призванный освободить мир от зла и несправедливостей и уста­новить единую семью во главе с Богом.

Мун считает, что «обновление» человечества, практическое осуществление идеала единого мира под Богом требуют построения инфраструктуры нового мира, объединяющей все сферы человечес­кой деятельности.

Сегодня насчитывается до 2-х миллионов последователей учения Муна в более чем 160-ти странах мира.

(Слайд 6) «Церковь Христа» наиболее тоталитарная и деструктивная секта протестантского толка. Она основана в Бостоне в 1979 г. пастором Кип Мак Кингом и провозглашает, что Библия даёт ответ на все жизненные вопросы.

Целью секты является всеобщая евангелизация планеты Земля и возвращение к нормам церковной жизни I века христианской эры. «Церковь Христа» имеет жёсткую организацию.

Центром её является Бостонская церковь, которой подчиняются 24 региональные «столповые» церкви, а им, в свою очередь, подчиняются местные «дочерние» церкви, делящиеся на округа, регионы, «беседы» и «семейные группы». Руководитель каждой группы является наставником нижестоящих и учеником вышестоящих руководителей.

Сектант обязан беспрекословно подчиняться своему наставнику, отчитываться перед ним в своих делах и мыслях. Ему запрещается сомневаться в правильности слов и действий начальника. Сектанты должны бросить семью и работу. Они живут в «семейных группах» из 5-10 человек под руководством лидера.

Секта имеет жёсткую дисциплину. День сектанта проходит в молитвах, слушании проповедей, отчётах перед лидером, бесплатной работе на секту – сборе милостыни или публичной агитации.

«Церковь Христа» отличается назойливостью пропаганды, обладает чётко отработанной технологией «промывания мозгов», в короткий срок превращающих новичка в убеждённого сектанта.

(Слайд 7) «Церковь сайентологии». Создатель сайентологии Р.Л.Хаббард (1911 — 1986) вначале получил известность как автор ряда фантастических романов. В 1951 г.

он издал книгу “Дианетика — наука душевного здоровья”, в которой излагал свой метод лечения психосоматических заболеваний — дианетику. Этот метод был встречен в штыки официальной медициной, но привлек внимание широкой публики своей многообещающей простотой. В 1953 г.

в Фениксе, штат Аризона, была основана Церковь сайентологии, которая стала быстро распространяться вначале в странах английского языка, а затем  —  в Европе и Латинской Америке. В настоящее время сайентология быстро обретает известность и в странах Восточной Европы, включая Россию.

Церковь имеет очень сложную и разветвленную управленческую структуру, которая во многом напоминает структуру международных корпораций. Ее центр расположен в Лос-Анджелесе.

В основе сайентологического учения лежит идея (сходная с теософской) о том, что человечество — это бессмертные души (фетаны), потерявшиеся во времени, пространстве и материи (мэст) и забывшие о своем истинном происхождении, перевоплощаясь из одного тела в другое.

Причина забывчивости гнездится в «реактивном уме», который подсознательно регистрирует реакции человека на разного рода душевные и телесные травмы. Эти реакции (инграммы) можно удалить с помощью специального метода (одитинга), который очищает сознание и делает человека «клиром».

Чем больше подобных людей будет на земле, тем меньше на ней будет преступности, войн, наркомании и т.д.

(Слайд 8) «Общество Сознания Кришны». Основатель этого общества — индийский проповедник Абхай Чарин Де (1896-1977), получивший ритуальное имя Бхак-тиведанта Свами Прабхупада, изложил свое учение в книге «Бхагават-гита как она есть» и других работах.

Согласно учению Прабхупады, существует единственный абсо­лютный Бог — Кришна, который выступает в трех аспектах, Бхагаван, Брахман, Параматма, Бхагаван — это аспект Бога как Верховной личности, обладающей непостижимыми качествами, всем богатством, могуществом, славой, красотой.

Брахман — имперсональный аспект, всепроникающая абсолютная истина, не­постижимая, бескачественная сила, излучение трансцендентально­го тела Личности Бога. В Парматме выражается Верховная Душа, которая находится в сердце каждого живого существа наряду с индивидуальной душой — дживой.

Цель культовой практики кришнаитов — выработать установку смотреть на мир глазами, «смазанными любовью к Кришне». Лю­бовь к Кришне в наивысшей степени проявляется в достижении религиозного экстаза через медитацию, коллективную и индивиду­альную.

Индивидуальная медитация (джапа) и коллективная киртана — совместное воспевание мантр, сопровождающееся игрой на музыкальных инструментах и ритмическими танцеваль­ными движениями. Исключительная роль в культе принадлежит мантре («очищение ума»). «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе».

Это «воспевание святых имен Господа». В течение дня кришнаиты должны произнести мантру 1728 раз.

Кришнаиты живут в ашрамах (коммунах), которыми руководят гуру (учителя). Гуру не просто духовный учитель и мудрый авторитетный человек, но представитель или даже воплощение Бога. Гуру помогает в процессе познания Кришны через доведение трансцендентального знания ученику (шишья).

Гуру инициирует прозелитов (возможна заочная инициация), берет на себя карму ученика, дает секретную «защитную» мантру, с которой ученик может обратиться к Кришне в экстремальных ситуациях.

Гуру помогает шишье преобразовать свой духовный мир, выработать особое блаженно-восторженное миросозерцание, в котором пре­данный Кришне старается видеть во всем беспричинную милость Бога.

Таким образом, новые религиозные движения имеют только им присущие характеристики. Многие из них являются следствием реализации амбиций их гуру – наставников и руководителей.

Резюме

Между приведенными нами четырьмя группами культов нет четких границ, деление весьма условно. Так, «Трансцендентальную медитацию», учение Махариши Махеша Йоги можно отнести и к сайентологическим культам. «Церковь сайентологии» Хаббарда восприняла некоторые идеи буддизма, в частности достижение состояния внутреннего покоя и безмятежности (нирвана). Неохристианские культы используют медитацию, заимствованную из восточных систем, магию. В то же время неоориенталистские учения зачастую заимствуют свой понятийный аппарат из христианской и светской западной философий. В целом это синтетические, синкретичные, эклектичные культы.

Источник: http://vesnat.ru/nuda/novie-religioznie-dvijeniya/main.html

Ссылка на основную публикацию