Творец — психология

Кого можно считать отцом психологии?

Автор Татьяна в 01/09/2015. История психологии

На этот вопрос однозначного ответа нет, поскольку слишком много людей способствовали зарождению, становлению и развитию современной психологии. Давайте посмотрим, кого же из учёных именуют «родоначальником» психологии?

Вильгельм Вундт

Как оказалось, именно его чаще всего награждают этим «званием». Почему его? Ведь уже на самой заре психологии выделялись такие мыслители, как, например, Герман фон Гельмгольц, Густав Фехнер или Эрнст Вебер… Так почему же заслуг любого из них недостаточно, чтобы считаться основателем психологии?

Всё из-за (или, скорее, благодаря) первой экспериментальной лаборатории, созданной Вундтом — именно её появление считается официальным рождением психологии как обособленной науки. Создав лабораторию, в которой использовались научные методы изучения человеческого разума и поведения, Вунд сделал из смеси философии и биологии, какой тогда являлась психология, отдельную, уникальную науку.

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года. Окончил Гейдельбергский университет, получив степень в области медицины. В течение некоторого времени он был учеником Иоганна Мюллера и Германа фон Гельмгольца. Работа с ними оказала огромное влияние на его научную деятельность.

Позже он написал книгу «Принципы физиологической психологии» (1874), которая способствовала популярности экспериментальной деятельности в психологических исследованиях. Получив должность в Лейпцигском университете, Вундт основал первую экспериментальную лабораторию.

Он верил, что психология — наука о сознательном опыте, и что в ходе интроспекции человек может описывать свои мысли, чувства и эмоции.

Впрочем, Вундт проводит чёткую границу между интроспекцией, которую он считал неточной, и внутренней перцепцией.

По мнению Вундта, внутренняя перцепция подразумевает осознание человеком стимула в процессе предъявления. Предложенный же Вундтом метод требовал, чтобы испытуемый был заранее предупреждён о стимуле и во время его предъявления следил за своей реакцией. Естественно, этот процесс основывается на личном опыте, а потому носит субъективный характер.

Вундт верил, что систематическое изменение условий эксперимента приведёт к обобщению выводов.

Умер он 31 августа 1920 года.

Стоит отметить: в 1875 году — за четыре года до Вундта и за восемь лет до Холла — свою лабораторию при Гарвардском университете основал Уильям Джеймс.

Так почему же большее значение придают именно лаборатории Вундта? Потому что его лаборатория использовалась скорее для учебных демонстраций, чем для экспериментальной и исследовательской деятельности. Поэтому знаменательной для всех психологов датой стала именно дата открытия лаборатории Вундта.

Кстати, у Вундта было множество учеников, которые впоследствии стали влиятельными психологами и также способствовали развитию этой науки. Например, Джеймс МакКин Кеттел, Грэнвилл Стэнли Холл или Иван Павлов. Кеттел первым в Соединённых Штатах получил звание профессора психологии, Холл основал первую в США экспериментальную лабораторию. А уж о заслугах Павлова и упоминать не будем.

Кого ещё можно назвать «отцом» психологии?

Целый ряд именитых психологов так или иначе претендует на это звание. Давайте вспомним тех, кто отличился в той или иной области:

  • Уильям Джеймс. Один из первых в США психологов; способствовал формированию в Америке научной школы. Благодаря своей книге «Принципы психологии» мгновенно обрёл известность.
  • Зигмунд Фрейд. Отец психоанализа; его теории и труды сделали психоанализ крупнейшим направлением в психологии.
  • Гуго Мюнстерберг. Основатель прикладной психологии; он первым начал применять психологические знания в других сферах — так появились клиническое, судебное и индустриально-организационное направления в психологии.
  • Джон Боулби. Создатель теории привязанности.
  • Курт Левин. Основоположник социальной психологии; первым стал использовать научные методы исследования для изучения социального поведения.
  • Эдвард Торндайк. Основатель современной педагогической психологии, изучал процесс познания.
  • Жан Пиаже. Основатель психологии развития; его теория когнитивного развития позволила исследователям по-новому взглянуть на интеллектуальное развитие ребёнка.
  • Ульрик Найссер. Основоположник современной когнитивной психологии — в 1967 году вышла его книга «Когнитивная психология», которая и вернула популярность этому разделу психологии.
  • Лайтнер Уитмер. «Отец» современной клинической психологии; в 1907 году он основал первый в мире журнал, посвящённый клинической психологии.
  • Гордон Олпорт. Создатель психологии личности, был одним из первых психологов, занимавшихся изучением личности человека.

Очевидно, что не все согласятся с этим списком. Кто-то сочтёт «отцом» психологии Фрейда, поскольку тот является одним из самых знаменитых учёных.

Кто-то предположит, что этого звания достоин Аристотель, теоретически и философски обосновавший то, что позднее сформировалось в психологию.

Кому-то больше понравится идея отдать пальму первенства Гельмгольцу или Фехнеру, которые, несомненно, этого заслуживают.

Но знаете, не так уж важно занимать определённую позицию по этому вопросу. Единственное, с чем действительно стоит согласиться: каждый из этих учёных сделал значительный вклад в развитие психологии.

биография, история психологии

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Источник: http://aboutyourself.ru/istoriya-psixologii/kogo-mozhno-schitat-otcom-psixologii.html

7 шагов на пути к состоянию Творца

В жизни мы все делимся на Творцов и Жертв, точнее на тех, кто создаёт свой мир и на тех, кто идёт на поводу у других, думая, что ничего от него не зависит. Сегодня я поделюсь некоторыми интересными моментами на пути к состоянию Творца.

На самом деле весь наш потенциал скрыт внутри нас, но мы очень часто не задумываемся об этом. Мы привыкли кого-то обвинять в своих бедах, потом страдать по этому поводу.

Но есть те, кто давно понял, что внешний мир полностью зависит от нашего внутреннего мира, поэтому ВСЁ зависит от нас самих.

А то, что мы не может это воплотить в своей жизни, лишь влияние различных рамок и шаблонов о том, что это не возможно.

У меня последнее время в голове точно отложилась мысль, что «в этом мире, возможно всё, главное этого захотеть».

Ну, давайте по порядку о Творцах и Жертвах.

Кто такие Творцы и Жертвы?

Творцы – это такие люди, которые осознанно живут и создают свою реальность, несмотря ни на что.

Жертвы — это люди, которые постоянно ищут виноватых в своих бедах, страдают с поводом и без повода. Думая, что они абсолютно никак не могут самостоятельно повлиять на свою жизнь. И мужья у них плохие, и если бы не они, всё было бы по — другому, и страна не та, и дети непослушные, и погода мрачная и т.п.

Вы к кому относитесь?

Но всё на самом деле не так печально, как может показаться. Мы все порой скатываемся в эту нудную жертву. Главное здесь, осознавать это и быстро выходить из этого состояния.

7 шагов на пути к состоянию Творца

1) Осознанность и нахождение в моменте «здесь и сейчас».
Об этом я пишу практически в каждой статье. Вам нужно чувствовать себя и осознавать, что происходит, откуда всё идёт. Ключ ко всему ваши ощущения, и моменты сжатия и расширения.

2) Ответственность.
Понимание того, что всё зависит только от вас, и что вы всё создаёте в своей жизни. Возьмите за это на себя ответственность.

3) Отслеживание состояния Жертвы.
Как только вы заметили, что ищете виноватых, остановитесь и вспомните, что Вы Творец, а не Жертва. И что вам куда приятней напитывать это состояние, чем кормить Жертву страданиями.

4) Отслеживание шаблонов и различных рамок, навязанных вам обществом.
Об этом я подробно писала в этих статьях :

Шаблоны и рамки нашего сознания,

Рамки нашего сознания-2.

5) Расширение и работа с чувствами, ощущениями.
Это удивительное занятие, когда ты расширяешься навстречу разным, возможно не очень приятным, чувствам. Принимаешь себя полностью, и словно кидаешься вглубь своих эмоций. Здесь нет ничего плохого или хорошего, это лишь признание себя такой, какая ты есть.

6) Доверие Вселенной и принятие всего, что есть в твоей жизни.
Доверять – это значит «не дёргать за хвост Вселенную» и спрашивать «Когда? Когда?» Мы принимаем тот факт, что всё происходит в самый лучший момент для нас, а если что-то не происходит, значит, мы к этому ещё не готовы. А также всё нужное нам есть в нашей жизни.

7) Стирание границ – ощущение единства с миром.
Ты словно находишься вне времени и пространства. Время идёт, как тебе нужно. Ты ощущаешь себя частичкой всего мира одновременно. Это просто обалденное состояние, скажу я вам.

Вот такие 7 шагов я выделила в этом нелёгком пути. И помните, всё зависит только от вас.

И нет ничего невозможного, главное захотеть.

Если у вас остались вопросы по этой теме, пишите их в комментариях. Буду рада вам помочь.

Удивительное видео о красоте моря

С любовью к Вам, Марина Данилова.

? Нажмите лайк ниже или перейдите на главную страницу сайта «Monalisa — Журнал для женщин по психологии и эзотерике»

Источник: http://monalisalubi.ru/7-shagov-na-puti-k-sostoyaniyu-tvortsa/

Психология творчества

Психология творчества – это раздел психологии, который изучает создание человеком всего нового и оригинального в самых разных сферах деятельности. Речь может идти о новых научных открытиях, изобретениях, искусстве, технике, и в целом о привнесении чего-то нового в нашу обыденную жизнь.

Также психология творчества изучает структуру и развитие творческого потенциала человека. Считается, что этот раздел один из самых трудных в психологии, поскольку критерии новизны и оригинальности весьма расплывчаты и неоднозначны. С одной стороны, все в нашей жизни по-своему ново и неповторимо, поэтому сама жизнь – это и есть творчество.

Вы не найдете в этом мире абсолютно одинаковых людей, как не найдете и одинаково сделанных ими дел. Поступки, слова, идеи разных людей – не похожи друг на друга. Но с другой стороны, есть такие вещи, такие, скажем так, творения человека, которые очень сильно отличаются от всего остального, что имеется в этом мире.

И некоторые талантливые люди продолжают с помощью таких вот своих творений – изменять нашу жизнь. Поэтому, можно сказать, что все сильно новое и сильно оригинальное – это именно то, что мы называем продуктом творческого труда. И я хочу сказать вам, уважаемые читатели, что творчество само по себе – это очень сильная сторона человека.

Творчество – это наш великий дар! И вот о том, как этим даром пользоваться и о том, какую пользу можно извлечь из психологии творчества, я расскажу вам в этой статье.

Первое, что я хотел бы сказать в рамках данной темы – это то, что к творчеству необходимо относиться серьезно, так как это очень сильный инструмент в руках человека, от которого в будущем наша жизнь станет зависеть еще больше, чем она зависит сегодня и зависела в прошлом.

А чтобы к творчеству относиться серьезно, его нужно правильно понимать. Вот именно это психология творчества и позволяет нам сделать. Все люди по своей природе творцы, но не все из них творят, хотя каждый из нас что-то постоянно делает, по-своему, неповторимо, так, как умеет.

Но мы признаем только то творчество, которое, во-первых, как уже было сказано выше, предлагает нам что-то сильно новое, а во-вторых, несет какую-то, пусть даже эстетическую пользу обществу.

Все, что порождает новые мысли и новые образы в нашей голове, и при этом является полезным для нас, пусть даже только с нашей, субъективной точки зрения, мы определяем как творчество.

При этом мы с вами должны понимать, что творческий подход применим ко всем сферам жизни, и что-то новое, оригинальное, необычное, совсем необязательно должно относиться к какому-то определенному виду деятельности, например, к искусству.

Даже в рутинной работе есть место новизне и оригинальности, которая часто приводит к прогрессу и повышению эффективности труда, а следовательно, и к более высокой отдаче от этой работы.

Когда человек находит новые решения старых задач и тем самым решает их более эффективно – это положительный пример творческого подхода к работе и к жизни. Человек на такое способен, вот что удивительно.

Вот какую нашу особенность изучает психология творчества – нашу способность творить, выходить за рамки известного, придумывать новое. А вот, скажем, компьютер, который работает по алгоритму и не может от него отступить, на подобные вещи не способен, пока во всяком случае.

Читайте также:  Высшие психические функции в прикладных направления современной психологической науки - психология

Поскольку мы, люди по большей части практичные, жизнь вынуждает нас быть такими, то мы хотим знать что-то, не ради самого знания, а ради того, чтобы использовать эти знания для решения каких-то конкретных проблем и задач и для улучшения своей жизни.

Поэтому к творчеству мы должны подходить с практической стороны, чтобы понимать, в какой области его можно использовать, и каким именно образом это можно сделать. Так вот, свои творческие способности вы можете использовать абсолютно во всем, начиная со своей работы и заканчивая личной жизнью.

Как я уже сказал, творческий подход к жизни – это обязательное условие для успешного человека завтрашнего дня, поэтому искать новое нужно во всем. А чтобы это новое найти – нужно отойти от старого подхода к жизни, когда мы усваивали какие-то знания, какие-то схемы, какие-то алгоритмы, а затем пользовались ими в течении практически всей своей жизни.

Другими словами, старая модель образования, которую многие из нас используют в своей жизни – отживает свое. Теперь, грубо говоря, знания нужно не получать – их нужно создавать, придумывать. Творческий человек – это не робот, не машина, не механизм, не винтик в системе – это личность.

Но это не просто личность, это даже не необычная личность – это открыватель, это фантазер, это в какой-то степени, очень рисковый человек, и в некотором смысле даже первопроходец.

Ведь большинство людей привыкли жить по шаблону, по заранее усвоенной схеме, по определённой программе, когда самому думать не нужно вообще – нужно просто выполнять чужие указания и поручения, или, как я уже сказал, руководствоваться заранее усвоенными знаниями.

Такой подход к жизни все еще уместен, и людей, которые не привыкли, а потому и не умеют думать своей головой – полно. Но мир меняется, он давно уже начал меняться, делая ставку на творческие личности, на индивидуальность, а теперь этот процесс ускорился – и эти творческие личности, способные создавать новое и благодаря этому покорять всех остальных, уже не являются исключением – на таких людей, на такой подход к жизни, делается ставка прогрессивной частью человечества.

Так вот, возвращаясь к психологии творчества, хочу сказать, что с ее помощью, друзья, вы можете сделать из себя – человека завтрашнего дня, то есть, самостоятельную, творческую личность, умеющую и главное, хотящую думать своей головой, чтобы придумывать что-то новое и внедрять это новое в жизнь.

Людей-механизмы в скором времени заменят машины, роботы, автоматы, компьютерные программы, тогда как люди, главным преимуществом которых будут их мозги, с помощью которых они смогут творить, создавать что-то новое, более совершенное, очень сильно возрастут в цене.

Жизнь не стоит на месте, и если еще, условно выражаясь, вчера, можно было с имеющимся багажом знаний достойно пройти весь свой жизненный путь, то сегодня этот багаж необходимо постоянно пополнять и обновлять, избавляясь от всего старого и неэффективного.

Для кого-то из вас, возможно, это не так важно, ибо, в конце концов, это молодежь должна больше думать о том, как ей жить в завтрашнем мире. Но все равно, кем бы вы ни были, где бы вы не работали и сколько бы вам не было лет, согласитесь – творческий подход к жизни существенно упрощает ее и делает более интересной.

Ведь как часто мы оказываемся в таких ситуациях, которые воспринимаем, как тупиковые, из которых нет выхода, тогда как в действительности, мы просто о нем знаем, а точнее – не можем его придумать. Так вот, творческое мышление, творческий подход к жизни – способен вывести нас из любого тупика.

Поэтому чем глубже вы погрузитесь в эту тему, — в тему творческих способностей человека, в том числе и с помощью изучения психологии творчества – тем больше у вас будет возможностей усовершенствовать себя.

У многих людей, по моим и не только моим наблюдениям, возникают проблемы с творчеством, в плане реализации ими своих творческих идей. В голову-то им идеи хорошие, интересные, светлые приходят, такие идеи, которые могут многое в их жизни и в жизни вообще изменить, если они их реализуют. Но люди боятся это сделать.

Они сомневаются в себе, в своих возможностях, они боятся быть высмеянными, боятся того, что кто-то уже придумал что-то лучшее или что их идеи хуже чужих идей и так далее и тому подобное. Другими словами, из-за неуверенности в себе и низкой самооценки – люди боятся творить.

Это очень большая ошибка, это вообще проблема и весьма серьезная для людей, которую, кстати, психология творчества способна решить. А точнее, хороший психолог способен избавить человека от тех внутренних тормозов, которые вызывают эту проблему. Ведь это психологическая проблема. И решать ее следует посредством преодоления страха. Страха быть не должно, ибо страх убивает творчество.

Творчество требуется свободы и независимости, а также смелости и уверенности в себе, иначе даже самые светлые мысли, просто вспыхнут и погаснут, так ничего после себя и не оставив. Поэтому не надо никого и ничего бояться. Не обращайте внимание на мнение других людей, особенно на мнение тех из них, кто сам ничего не делает, а лишь критикует других.

Критики будут всегда и критиковать вас будут всегда, что бы вы не делали и как бы хорошо или плохо вы это не делали. Вас будут критиковать всегда и за все, даже если вы совсем ничего делать не будете, и уж тем более за что-то, что будет абсолютно новым для большинства людей. Люди боятся нового, и не любят тех, кто выделяется на фоне остальных.

А творчество, безусловно, выделает нас, оно делает нас особенными и уникальными, оно делает нас личностью. Благо, в современном мире за это не наказывают, как это делали раньше, хотя критике подвергнуть могут, а в скором будущем и вовсе, творческие люди станут на вес золота. Так что творите и ничего не бойтесь. Да, творчество – это определенный риск, но это жизнь, понимаете.

Вы живете, когда творите, а не просто плывете по течению, как пустое бревно. А когда ты живешь, по-настоящему живешь – ты несешь ответственность за свою жизнь. И это, согласитесь, немного пугает. Жить и творить без риска невозможно, но этот риск надо полюбить, а страх осознать, тогда мир вам покорится.

Человек по своей природе творец, и изучая творчество и творческие процессы, психология творчества докапывается до божественной сущности человека, до тех его врожденных качеств, которые не только отличают его от животных, но и отличают каждого отдельно взятого человека от других людей.

Как нет одинаковых отпечатков пальцев и сетчаток глаз, так не существует и одинаковых творений человека, каждое из которых обогащает и чаще всего улучшает этот мир. А человека творчество делает свободным. Увлекаясь психологией творчества – вы, друзья мои, можете сделать себя свободными людьми, независимо от того положения, которое вы занимаете в обществе.

Творчество, как я уже сказал, требует свободы, оно требует свободы в душе и голове человека, поэтому если вы творите, если вы стараетесь творить, если вы стремитесь творить – вы освобождаете свою душу от тех оков, в которые ее заключило общество. Творческий человек, который стремится реализовать себя через творчество – чувствует себя свободным.

А чувствовать себя свободным, и тем более чувствовать и быть свободным человеком – это большое счастье.

Многие люди несчастны именно потому, что не чувствуют себя свободными – из них сделали автоматы, которые целыми днями занимаются ненужной им и нередко абсолютно бессмысленной деятельностью, чтобы только поддерживать себя в “живом” состоянии и иметь определенный уровень жизни. Но это не жизнь – это существование.

Человек не живет, когда он действует по кем-то навязанной ему программе – он проживает свою жизнь, то есть, в какой-то степени просто прожигает ее. И, к сожалению, многие люди вынуждены так существовать, независимо от того, какая у них работа, сколько денег они имеют и что могут себе позволить.

Не достаточно полная жизнь не может быть полной наполовину, нельзя стать счастливым, просто нажравшись от пуза, забив свой дом всяким барахлом и получив в обществе определенный статус. Человеку нужно себя реализовать посредством творчества, ему нужно подчеркнуть свою уникальность, и не внешней атрибутикой, а с помощью своих способностей и своих творений. Не вещи делают человека особенным, не внешняя атрибутика, а он сам, его внутреннее Я.

Стать творцом и благодаря творческой деятельности и творческому подходу к жизни обрести счастье, может каждый, ну или почти каждый человек, в этом я абсолютно уверен. Мне ни раз приходилось помогать людям в этом вопросе.

Я просто помогал им выйти из механистического состояния ума и начать жить свободной жизнью, чтобы творить, чтобы быть особенным, уникальным, не таким, как все. Люди нуждаются в этом, они хотят быть особенными и уникальными – эта одна из их потребностей.

Помимо этого, когда человек творчески подходит к жизни, многие проблемы для него просто перестают существовать, он начинает не столько жить и тем более не выживать, а скорее играть в игру под названием жизнь. Он избавляется от гнетущего его страха и начинает получать удовольствие от каждого своего действия, от каждого своего решения, от каждой своей мысли.

Он получает от этого удовольствие потому, что это его действие, его решение, его мысль. Человек не подражает, не повторяет, не сравнивает себя ни с кем, ни на кого не стремится быть похожим – он осознает свое Я и через творчество реализует его.

При этом, речь не идет о том, чтобы творить в строго очерченных рамках, скажем, рисовать никому ненужные картины или лепить скульптуры. Все гораздо интереснее. Как я уже сказал, на творчество нужно смотреть шире, а точнее, в процессе творения вообще не должно быть никаких ограничивающих человека рамок, поскольку в действительности их нет.

Мысль должна получить свободу, чтобы развиваться и совершенствоваться, тогда творческая деятельность человека будет плодотворной и успешной. И ограничений у нее, повторю, нет. Поэтому вы можете стать творцом на своей работе, в своем бизнесе, в своей семье, вы можете творчески решать любые проблемы и задачи, а вернее, с помощью творческого подхода вы можете любую проблему превратить в интересную для вас задачу и с удовольствием ее решить.

Я, друзья, уважаю психологию творчества только за то, что она вообще занимается изучением творческих способностей человека и даже за то, что она вообще обращает внимание людей на эту тему, на эту врожденную способность человека.

Читайте также:  Практикум: «три котенка» - психология

Ведь от природы мы все творцы и это наш дар, наше преимущество, наша радость.

Но этот дар надо развить, это преимущество необходимо использовать, эту радость нужно ощутить, испытать, пережить, тогда мы почувствуем себя счастливыми, настолько счастливыми, что никакие другие мирские удовольствия не затмят наше ощущение своей божественной сущности.

Для меня творчество – это возможность жить, и не просто жить телом, каждый день набивая его едой, чтобы оно работало, а жить душой, жить разумом, жить всей своей сущностью. И даже мои взгляды на жизнь во многом определяются моей любовью к творчеству и какому-никакому умению творить.

Вот, допустим, мне иногда говорят о моих коллегах, как о моих конкурентах, с которыми я должен конкурировать, например, в интернете. Я же в свою очередь, всегда отвергаю эту точку зрения на свою работу, на свою деятельность, на себя, как на специалиста, и тем более, как на человека.

Для меня это неприемлемо – сравнивать себя с кем-то и поэтому с кем-то конкурировать. Это все равно, что в свободном поле толкаться с другими людьми на одном месте, пытаясь его занять.

Зачем это нужно – когда повсюду бесконечный простор? У меня нет конкурентов и не может быть в принципе, потому что я один такой, моя деятельность не похожа на деятельность других людей, я никому не подражаю, ни за кем не повторю, ни на кого не хочу быть похожим. Все, что я делают в жизни – это уникально и неповторимо.

А людям, в том числе и своим клиентам, я могу нравится или не нравится, это уже их дело. Есть те, кому моя деятельность нравится, и это, можно сказать, мои люди, а есть такие, кого что-то в моей деятельности не устраивает, которым я сам, быть может, не нравлюсь.

И я их не держу, я их ни в чем не переубеждаю, я не тащу их к себе и не стараюсь измениться ради них, ибо это все равно бессмысленно делать – всем никогда не угодишь. Просто это – не мои люди, и только.

Есть другие специалисты, и возможно с ними этим людям будет лучше, интереснее, возможно с ними их взгляды на жизнь будут совпадать намного больше, и они окажутся друг другу полезными. Разве это плохо? Это нормально, так и должно быть – мы все разные, мы должны быть разными, поэтому мы не всегда подходим друг другу.

Так что ни о какой конкуренции речи быть не может, каждый из нас дает другим людям то, что может дать. И каждый из нас берет от других людей то, что хочет и что может взять. Поймите это, примите это, и вам станет намного проще жить. А душа ваша обретет свободу, так как не будет чувствовать себя ущемленной из-за других людей. Не сравнивайте себя ни с кем, не позволяйте другим людям сравнивать вас с кем-то – будьте собой, и это будет здорово, это просто великое счастье – быть собой. Не надо толкаться с другими людьми на одной дороге, куда бы она не вела – идите своим путем, и тогда те люди, которым понравится ваш путь, и вы сами – пойдут с вами.

Теперь, давайте еще раз вернемся к вопросу о том, что можно считать творчеством? Друзья, решайте сами. В вашей жизни именно вы должны решать, что для вас будет являться творчеством, творческой деятельностью, а что нет. Какая к черту разница, кто и что там думает по этому поводу.

Вы что, думаете, наука должна указывать вам, что такое творчество? Или другие люди? Вам никто не должен указывать, что значит творить. Это вы сами должны чувствовать. Творческий человек, когда он что-то творит, вообще не задумывается над тем, насколько его творение уникально и ново. Ему хорошо от того, что он делает. Он не констатирует факт творческого процесса – он его просто чувствует.

Если вам надо решить какую-то задачу нестандартным методом – решайте ее, как вам хочется, главное, решите. А если потом выяснится, что ваш метод уже кем-то был открыт и использован, то разве это станет для вас проблемой? Для себя вы сами его открыли, и это главное.

Ну а если вы себя выражаете посредством творчества, тогда и вовсе не стоит ломать голову над тем, что о вашей деятельности будут думать другие люди. Ведь одно дело – что-то предложить людям, чтобы они это приняли, тут, конечно, надо уметь производить на людей впечатление своим творчеством, и совсем другое – творить для себя, для души.

Начинать лучше с последнего – с творения для себя любимого. Ваша основная задача – не ограничивать себя никакими рамками. Ваши творческие способности проявят себя самым наилучшим образом только в том случае, если вы будете чувствовать себя свободным и не будете ничего и никого бояться.

Ну и, наверное, вас интересует вопрос – можно ли научить человека творчеству? Я хоть его уже и касался, но напоследок еще раз скажу вам о том, что можно подвести человека к такому состоянию, которое будет способствовать пробуждению в нем творческих способностей с их дальнейшим развитием.

Вот это точно можно сделать. Я это знаю, потому что проделывал это с разными людьми и с самим собой много раз.

А вот именно творить, создавать новое, необычное, человека научить, на мой взгляд, нельзя, потому что научить можно только тому, как что-то за кем-то повторять, тогда как творчество – это рождение чего-то абсолютно нового, что человек сам, по своей собственной воле придумывает, без чьей-либо помощи.

Но, повторю, можно подвести человека к такому состоянию, при котором его творческие способности смогут полностью раскрыться. Также можно научить человека изменять существующие идеи и концепции, чтобы выводить из них что-то свое. Вот эти процедуры, в принципе, можно назвать научением творчеству.

Ну и я надеюсь, уважаемые читатели, что поняв всю силу и, если хотите, выгодность творчества, вы проявите к этому нашему дару достаточный интерес и начнете его в себе развивать. А психология творчества в свою очередь, поможет вам в этом.

Источник: https://psichel.ru/psihologiya-tvorchestva/

Что такое психология творчества?

Все мы хотя бы раз занимались творчеством. А пытались ли вы вникнуть в суть таких занятий? Поможет в этом психология творчества.

Что это?

Что такое психология творчества? Это раздел психологии, который изучает создание человеком чего-то нового, ранее неизвестного, причём в самых разных сферах жизни: в науке, искусстве, технике, а также в обыденной повседневной жизни.

К сожалению, пока данное направление только развивается и чёткой теоретической базы не имеет. То есть наука существует лишь в рамках исследований, экспериментов, наблюдений. Да, имеются некоторые рекомендации, но чёткого ответа на вопросы о том, как развивать творческие способности и как внедрять творчество в обычную жизнь, нет.

Основы

Вообще, термин «творчество» охватывает не только деятельность личности, но и создаваемые ею ценности, которые из жизни и судьбы конкретного человека переходят в общество, культуру, науку и прочие сферы. И творчеством считается процесс, который может привести к созданию определённого продукта. Но этот процесс многогранен, сложен и зачастую неподвластен никому, кроме самого создателя.

Основами психологии творчества являются отношения между процессом творчества, продуктом, а также самим «творцом». Процесс должен принадлежать личности, а вот продукт впоследствии принадлежит культуре.

Основными предметами изучения психологии творчества являются творческое и креативное мышление человека, его внутренний мир, так называемых духовный потенциал, эмоциональная окраска процессов, вдохновение, индивидуально-психологические особенности личности, интуиция, воображение.

Кроме того, направление также охватывает и воздействие, которое на личность могут оказывать творческий коллектив (если он существует), общество в целом, ситуация в мире, тенденции, а также факторы, стимулирующие творческую активность (к ним относятся мозговые атаки, некоторые препараты, дискуссии и так далее).

Разные учёные выдвигали разные теории. Например, Фрейд считал, что творчество представляет собой бессознательные компоненты и мотивацию. А мотивация связана с так называемым эросом, то есть влечением к жизни, которое основывается на сексуальном влечении. То есть самой творческой частью человеческого разума является бессознательное.

Юнг отчасти соглашался с Фрейдом и во главу созидательной деятельности ставил бессознательное. Но также он добавлял, что в человеке есть два начала: личностное и творческое. И от взаимодействия этих начал будут зависеть способности, свойства, черты, умения.

Келли видел творчество как альтернативу банальности. Человека он считал учёным и исследователем, который взаимодействует с миром и интерпретирует его, по-своему перерабатывая информацию. То есть вся жизнь – это ничто иное как творческий процесс.

Олпорт и Фромм рассматривали творчество как образ жизни человека. Роджерс в основу ставил «поле опыта», которое включает в себя ощущения, события, воздействия, восприятия, которые человек отбирает, сам не понимая того. А Маслоу назвал творчество функцией человека, включающей все формы самовыражения.

Какую деятельность можно считать творческой?

Творческой может называться любая деятельность, в результате которой создаётся что-то качественно новое. Но чётких границ между творчеством и обычной деятельностью просто нет, и это признают многие психологи. Вернее, они могут определяться, но лишь субъективно.

В процессе создания чего-либо человек может опираться как на собственный опыт, так и на опыт других людей, а также на какие-то ожидания, общепризнанные тенденции.

Чужие идеи могут использоваться для вдохновения, которое является неотъемлемой частью процесса. И это вовсе не говорит о том, что создатель просто «украл» чужие мысли.

Он их преобразовал, изменил, добавив что-то своё. И это тоже творчество.

Разновидности творчества

Выделяют следующие виды творчества:

  • Научное творчество – это открытие и интерпретация закономерностей развития, а также явлений реального мира. Особенностями такой разновидности являются логика, опора на абстрактное. Конечный продукт – это знание.
  • Техническое творчество охватывает практическое или технологическое преобразование действительности. Опирается оно на действенное и образное мышление. Продуктом являются механизмы и конструкции.
  • Художественное творчество – это эстетическое освоение окружающего мира и действительности, а также удовлетворение эстетических потребностей личности, то есть стремления к прекрасному. Основной является наглядное и образное мышление. Продукт – это художественный образ, который заключён в какой-то материальный объект, например, в поэму, скульптуру, картину.
  • Сотворчество – это восприятие произведений искусства, их интерпретирование.
  • Отдельно выделяется детское творчество, которое заслуживает особого внимания и является очень интересной разновидностью. По сути, творчеством занимаются все дети, ведь даже такое обычное и повседневное занятие как игра уже может расцениваться как творческий процесс, ведь в процессе ребёнок подключает воображение, фантазирует, придумывает что-то новое.
  • Педагогическое творчество – это поиск чего-то нового в педагогической сфере с целью дать больше ученикам, научить их чему-то особому.

А вы – творческая личность? Если да, то статья точно будет полезной для вас.

Читайте также:  Ассоциативное научение - психология

Источник: https://brjunetka.ru/osnovyi-psihologii-tvorchestva/

Человек — Творец. Дорога к истине

  День сурка — вот что такое жизнь большинства людей.

Подъем по звонку будильника, дорога на работу, день в офисе с небольшим обеденным перерывом, дорога домой, ужин с банкой легкого алкоголя перед монитором компьютера или экраном телевизора, алкогольная пятница, посещение Мегамоллов с семьей в субботу и воскресенье.

Одни и те же государственные праздники, повторяющиеся от Нового года до летнего отпуска, разбавленные днями рождений.
«Потребляй, Размножайся, Живи ради Выходных» — вот жизненная основа социальных зомби. Жестче можно сказать «Потребляй, работай, сдохни».

Работа, затем отдых с выпивкой со своими друзьями или у экрана компьютера, стремление приобрести новую вещь, иметь удовлетворение похоти или порцию развлечений, с утра работа и повторение полного цикла в течение дня.

  Сценарий жизни таких людей одинаков. Окончить школу, среднее или высшее учебное заведение, жениться или выйти замуж, ждать наступления пенсии и погашения кредита или ипотеки.

Дождаться когда появятся и вырастут дети, дальнейшая жизнь которых пойдет по тому же сценарию, что и у их родителей: школа, вуз, свадьба, рождение детей, выплата процентов по ипотеке, пенсия.

Замкнутый круг такого образа жизни прервет только желание двигаться к высшей цели.

  Основой мироздания множества людей являются стремление властвовать, половой инстинкт и жажда сытой жизни.

Топливом Системы, тремя паразитами, потребляющими жизненные силы людей, крючками, удерживающими на «Матрице», «Святой троицей» религии современности, которая не осознается людьми, являются секс, власть и деньги.

Словно три головы одного сказочного чудища они оказывают поддержку друг другу, обмениваются энергией и не могут существовать по отдельности. Чем больше получает один из них, тем сильнее становится другой.

  Размножение, потребление, развлечение и работа вот что представляет собой жизнь Человека — потребителя. Для Человека — Творца характерно творение нового, того, что принесет пользу.

Это, в свою очередь, приводит к гармонизации, улучшению и развитию окружающего мира. Потребитель — человек толпы. Таких людей большинство. Намного меньше Творцов. Но именно благодаря им движется мир. Тенденциям следуют потребители.

Они не привыкли принимать решения самостоятельно. Задают тенденции — Творцы.

  Удовольствие в развлечениях, стремлении произвести сильное впечатление на общество, использовании и обладании ценностями видит Человек — потребитель. Создает нечто ценное и получает удовольствие от создания чего-то полезного Человек — Творец.

  Счастье Человека — потребителя состоит в том, чтобы накопить богатства, приобрести имущество. Человек-Творец испытывает счастье создавая. 

  Телевидение и средства массовой информации создают свою реальность, программируют общество, с экрана подсказывают, как надо думать, и к этому прислушивается Человек — потребитель. Собственное мнение, имеющее в основе жизненный опыт, имеет Человек — Творец.

  Самоуверенность Человека — потребителя зависит от того, как отреагируют окружающие на имеющееся у него имущество, большую квартиру где проживает, машину известной марки на которой он ездит, брэндовую одежду на нем, престижную работу. Чем дороже вещи и больше успех у женщин, тем увереннее чувствует себя потребитель. На этом основывается его система ценностей и мироощущение.

  Для Человека — Творца важным является осознание самого себя, своих занятий, принесение пользы.

  Преходящие ценности, такие как стоимость имущества, мнение окружающих — это внутренний стержень Человека — потребителя. Эти ценности могут рухнуть в любой момент, погребя под собой уверенность потребителя.

У Человека — Творца есть собственная миссия, поддерживающая его внутренние силы, и реализацией которой и является его работой. Человек — потребитель работает, чтобы заработать на жизнь, основу которой составляют развлечения.

Причем его самореализация зависит от способа проведения досуга.

  Человек — потребитель живет и работает ради денег, деньги он потратит на развлечения и оказания впечатления на окружающих, чем сильнее будет оказанное впечатление, тем больше вероятность получить секс и тем глубже чувство собственной значимости. Назначение его жизни также в произведении потомства.

  Человек — Творец хочет сотворить, то, что улучшит мир, принесет пользу и останется после него. Тогда его жизнь приобретает смысл.

  Вещи, которые есть у Человека — потребителя, жилье, машина, одежда, гаджеты, их качество, размер и стоимость определяют величину его достоинства. Реальная польза от дел, которые произвел Человек — Творец, его умения и то, что он создал — вот мера его достоинства.

  Что делает Человек — Творец и имеющееся у Человека — потребителя заставляет их уважать себя.

  Человек смертен, после него не останутся ни счет в банке, ни дорогой автомобиль, ни жилье в престижном районе, ни модные устройства, которые он приобрел при жизни, не будет иметь значение то, сколько женских сердец было покорено — все это внешние цели. То, что было создано созидательным трудом — вот настоящая самоценность, которая не исчезает после ухода человека в иной мир.

  Общественное мнение может быть запрограммировано, в связи с этим желание быть счастливым, самодостаточным, обретение внутренней гармонии, путем самопознания поможет изменить образ жизни, избавиться от потребительства, встать на путь Созидания. Человек должен жить здесь и сейчас, не позволять навязывать себе цели и идеалы, принимать себя таким, какой он есть, тогда счастье придет к нему. Необходимо осмыслить это, пропустить через свое сознание.

Саморазвитие — путь к созиданию

  По словам философа и психолога Станислава Грофа, жизни можно придать смысл, отказавшись достигать внешние цели, перестав совершать действия во внешнем мире, а занявшись самопознанием и саморазвитием.

Нужно решиться и вступить в конфликт с собственным Я, это может быть страшно для человека. Личности необходимо обнаружить в себе свою настоящую сущность. Для этого потребуется истинное мужество и героизм.

Иначе человек окажется обреченным всю жизнь бороться с ветряными мельницами.

  Необходимо правильно понять основную мысль, деньги и стремление к получению материальных благ это неплохо. Не стоит стать бедным, отречься от мира, чтобы достигнуть просветления и праведности.

Материальную свободу можно получить с помощью денег. Но зарабатывание денег не является целью жизни, это способ обеспечить свое существование.

Потребительство — это спускание заработанных денег на пустые развлечения и ненужные вещи, накопительство и стяжательство.

  Имея большой заработок, в окружении дорогого имущества, в гламуре, изобилии и блеске индивид теряет жизненный смысл. Все чем он обладает, не может заставить его радоваться, быть счастливым. Не научит жить по-настоящему.

  Богатство не принесет удовлетворения само собой, наличие счастья в глубине души не зависит от внешнего благополучия. Проводить свободное времени, заглушая внутреннюю пустоту наркотиками, сексуальными излишествами, алкоголем на светских вечеринках стремятся политики, шоумены, бизнесмены, принимая это за красивую жизнь. Об этом можно прочитать в средствах массовой информации.

  Жизнь должна быть осмысленной, следует стремиться к этому, а не стараться быть успешным в общепринятом смысле. Отлично когда человек удовлетворен внутренне и в то же время имеет материальный достаток.

Надо заниматься поисками себя, не обращая внимания на давление общества. Существует ли рецепт на все случаи жизни приводящий к созиданию? Нет.

Занимаясь любимым делом, которое приносит пользу, находясь на своем месте, человек придет к созиданию, пусть даже совершая ошибки.

  Созидание бывает разным и не имеет значения, каким оно будет. Это и литературное творчество, сочинение музыки или написание картин, строительство зданий, садоводство, творчество или бизнес, консультации, обучение. Важно любить свои творения и делать то, что выходит лучше всего и является полезным для людей.

  Жизнь Человека — Творца глубже, насыщеннее безрадостного существования обычного человека, единственной целью которого является погоня за очередной порцией секса, развлечений и повышением жизненного статуса, так как она наполнена смыслом, позитивной энергией, даже если созидание не приносит материального благополучия.

  Будущее приобретет иное значение и наполнится яркими красками.

«Психология влияния» Роберт Чалдини

Инструкция для тех, кто хочет поменять сферу деятельности

Недостаток спорта опаснее ожирения

раздела

Источник: http://istepup.ru/index.php/dukhovnoe-razvitie/schaste/93-chelovek-tvorets

Психология творческих людей — связь креативности и нейротизма у подростков

Творческие люди всегда отмечались своим нестандартным мышлением и взглядом на мир. Некоторых неосведомленных людей даже пугали подобные личности. Их мировосприятие не похоже на точку зрения обычного человека.

Их поступки и креативные идеи непредсказуемы. Были времена, когда их воспринимали как психически больных людей.

На сегодняшний день данная отрасль вызывает интерес, чтобы понять неординарную психологию и мышление таких представителей.

Отмечалось, что более креативные люди показывали высокую степень нейротизма (эмоциональной неустойчивости). Можно даже говорить о том, что творческие порывы возникают в результате эмоциональных всплесков.

Вот почему так часто говорят о музах, не как о прекрасных девушках, которые возбуждают, а как о чувственных порывах, которые толкают творческую личность немедленно приступить к созданию своего шедевра.

Творчество является консерватором идей, Сотворенный по образу и подобию Создателя, человек тоже хочет оставить частичку себя на этой планете.

Кто-то в прямом смысле слова творит, создавая шедевры искусства или привнося нечто новое в уже закрепившееся старое. Кто-то творит лишь через рождение детей, которые несут ген своих родителей.

Человек – это творец. И что именно он будет творить, уже от него зависит.

Многие творческие люди сталкиваются с кризисами, когда нет вдохновения или музы для своего творения. В таких случаях рекомендуется посетить те места, в которых он ранее не бывал, чтобы набраться новых эмоций, либо просто отдохнуть. Человек не может все время творить. Следует иногда делать отдых, чтобы вдохновение и муза не покидали.

Некоторые креативы ориентируются на результат своего искусства.

Но следует отметить, что творчество не подчиняется каким-либо законам и правилам, иначе оно не имело бы столько разнообразных направлений и способов передачи той информации, которая через него выражается. Жизнь непредсказуема.

Необходимо быть такими же непредсказуемыми творцами, как и Создатель. В свое искусство человек вселяет то, что хочет передать другим людям. Это идеи, эмоции или какой-то сюжет истории.

перейти наверх

Связь креативности и нейротизма у подростков

Были проведены исследования с участием людей подросткового возраста на выявление взаимосвязи между креативностью и нейротизмом. Именно о результатах будем говорить дальше в статье интернет-журнала psytheater.com.

Почему именно подростки? Потому что они находятся на этапе познания нового, обучения необычному, что позволяет развивать нестандартный взгляд на мир. В исследованиях принимали участие дети из музыкальной школы и общеобразовательной.

Какие получили результаты?

Уровень креативности между детьми различных школ практически не отличался. Творческими особенностями обладали все участники процесса. Однако у учащихся музыкальных школ отмечалась разработанность мышления – способность приукрасить объект так, чтобы сделать его более привлекательным и интересным, а также высокий уровень самооценки воображения.

Область творчества продолжает свое развитие и изучение. Ученые нацелены на выявление конкретных источников творческой жилки и возникновения муз, которые влияют на креативность. С какой целью это делается? Для того чтобы помочь творческим людям развивать свои способности, а остальным предоставить возможность стать креативными с достижением положительных результатов.

Источник: http://PsyTheater.com/psixologiya-tvorcheskix-lyudej.html

Ссылка на основную публикацию