Социальные границы управления эмоциями — психология

Техники управления эмоциональными реакциями через изменение поведения

Социальные границы управления эмоциями - психология

В профессиональной деятельности и в быту порой мы сталкиваемся с людьми, которые проявляют негативные, разрушительные переживания.

Свои эмоции они нередко направляют на окружающих, которые становятся «объектами» их болезненных реакций.

Техники этой группы предназначены для сохранения самообладания и регулирования человеком своего поведения в сложной обстановке. Рассмотрим некоторые методики, предназначенные для защиты от проявлений болезненных эмоций со стороны других людей.

Николай Николаевич Bacильeв, доцент кафедры практической психологии Вологодского государственного педагогического университета, директор учебно-консультационного центра «Развитие», практикующий психолог-консультант.

Среди стратегий управления эмоциональными состояниями существует обширная группа методов и методик, основанная на классической схеме «стимул — реакция». Эмоция здесь рассматривается как поведение и прежде всего как комплекс вегетативных реакций.

Эти методики направлены прежде всего на то, чтобы освободиться от переживаний здесь и сейчас. Такие способы особенно эффективны для быстрого преодоления сильных негативных эмоций в конфликтной ситуации и особенно — в ситуации вынужденного общения.

В профессиональной деятельности и в быту порой мы сталкиваемся с людьми, которые проявляют негативные, разрушительные переживания.

Свои эмоции они нередко направляют на окружающих, которые становятся «объектами» для канализации их болезненных реакций. Если вы становитесь таким «объектом», то вы можете кое-что предпринять для психологической самозащиты.

Рассмотрим некоторые методики, предназначенные для защиты от проявлений болезненных эмоций со стороны других людей.

Общие принципы

Когда человек переживает сильные эмоции,

важно относиться с уважением к попыткам выразить их: ведь большинству людей выразить свои чувства словами довольно трудно.

Возможно, следует набраться терпения, когда кто-то бурно переживает эмоциональную реакцию. Один из признаков зрелости —

умение предоставить другим возможность выразить свои чувства (естественно, в определенных пределах), не обижаясь на них и не поддаваясь собственным эмоциям. Когда вы имеете дело с чьими-то бурными эмоциями, используйте техники активного слушания, локализации претензии.

  • Отойдите от негативной борьбы за власть. Нередко люди стремятся к власти для того, чтобы преодолеть ощущение беспомощности и низкой самооценки. Лучше не участвовать в этом бессмысленном соревновании: как конфронтация с таким человеком, так и сдача позиций обычно только поощряют его негативное поведение. Более эффективная линия поведения — помочь такому человеку укрепить его самооценку путями, не связанными с попытками побороть вас.
  • Не поддавайтесь соблазну отомстить. Желание отомстить — одна из самых трудных эмоций, с которыми вам придется иметь дело в конфликте. Иногда оно проистекает из чувства глубокой обиды. Далеко не всегда удается нейтрализовать его с помощью призывов к порядочности и справедливости. Помните, что обида — неаутентичное чувство, под которым часто скрывается страх, тревога. А месть обычно направлена на то, чтобы пережить торжество, «сплясать на костях» оппонента. Торжествуя победу над оппонентом, вы часто уменьшаете свой выигрыш в целом. Особенно неэффективна месть как стратегия по отношению к людям, с которыми вам вместе предстоит жить или работать.
  • Не поощряйте негативных реакций. Помните, что с точки зрения поведенческой психологии,любое поощрение приводит к учащению поощряемого акта. Ваш оппонент может стремиться снизить свою тревогу, связанную с ощущением низкой самокомпетентности, вызывая у вас негативные эмоции: манипулирование вашими реакциями дает ему ощущение власти. Ваши негативные реакции будут для такого человека поощрением. Разумнее активно поощрять поведение, которое соответствует вашим нуждам. При любой возможности поощряйте позитивные шаги других и игнорируйте попытки негативными средствами снискать ваше внимание. Как же управлять своими эмоциональными реакциями? Если эмоция — это реакция на инициирующее событие, то для изменения реакции можно:
  1. изменить запускающее событие (например, избегая его или сознательно искажая его восприятие),

  2. изменить реакцию, сознательно вмешиваясь в ее протекание.

Избегание оппонента, прекращение отношений

Радикальный способ избавиться от конфликтных, проблемных взаимоотношений состоит в том, чтобы их прекратить.

Если вы пришли к выводу, что ваши взаимоотношения с неким человеком стали слишком разрушительными, или в то время, как вы стремитесь к определенности, они слишком неустойчивы, подумайте, действительно ли общение с ним вам необходимо.

Если нет, то может быть, вам следует свести ваше общение к минимуму и найти что-нибудь иное для заполнения образовавшегося вакуума.

О прекращении взаимоотношений можно подумать и в том случае, если вы обнаружили, что другой человек, обладая определенным мнением о вас,

сдерживает ваше развитие, поскольку вы этому мнению не соответствуете или уже изменились. Действительно, этот случай встречается часто, когда вы переживаете период перемены или самосовершенствования, а окружающие вас люди не готовы к этим изменениям. Если это так, то бывает полезно создать в отношениях с таким человеком некоторую дистанцию.

Иногда какая-то сторона может получить большую

выгоду от наличия проблемы, чем от ее разрешения. Вы можете «отойти в сторону», занявшись разрешением вашей части проблемы и находя успокоение в том, что вы не несете ответственности за других. Однако далеко не во всех ситуациях мы можем выбирать себе круг общения.

Продавцы, кассиры, менеджеры, социальные работники, врачи, психологи — представители многих профессий вынуждены соприкасаться с болезненными реакциями других в процессе работы. Это примеры ситуаций, где общение с вашей стороны — вынужденное, а оппоненты — люди, с которыми вас не связывает общее будущее.

На первый взгляд, контакты с трудными, конфликтными клиентами являются разовыми, случайными и позволяют эффективно применять избегание для предотвращения негативных эмоциональных последствий. Однако избегание клиентов — далеко не самый лучший способ вести дела: результаты такой стратегии могут быть весьма плачевны для бизнеса.

В подобных обстоятельствах лучше уклоняться от спора, стычки, а не от контакта.

Искажение восприятия оппонента

Если вы окажетесь в окружении людей злых, враждебных, необъективных, если это разрушает вас, причиняет неудобства, вам будет необходимо установить что-то наподобие

психологического барьера.

Это может оказаться особенно полезным, если вы не можете просто уйти или прервать общение (например, это может быть ваш сотрудник или родственник, который живет неподалеку).

Для людей, которым по роду своих обязанностей приходится контактировать с клиентами в конфликтогенных ситуациях, предназначены техники управления своими эмоциональными реакциями с помощью

искажения восприятия оппонента.

Суть этих техник заключается в том, что

вы воспринимаете вашего оппонента избирательно. Для этого вы

воспринимаете только ту часть информации, которая непосредственно касается решаемой вами задачи, и игнорируете все его болезненные проявления: интонации, замечания лично в ваш адрес. Заметим, что в такой ситуации необходимо рационально оценивать и степень вашей физической безопасности, чтобы в случае необходимости принять меры для самозащиты.

Человек не может усилием воли вызвать у себя слюноотделение, но может представить себе кислый лимон. Для создания «фильтра», предназначенного для защиты от психологического вторжения, предлагается прибегнуть к использованию возможностей своего воображения.

«Купол». Вы можете создать вокруг себя мысленную энергетическую ограду, которая препятствовала бы влиянию на вас отрицательного эмоционального заряда.

Как только вы почувствуете, что вам угрожает воздействие чьей-либо «отрицательной энергии», что производится «психологическое вторжение», вы воздвигаете воображаемый прозрачный купол.

Этот купол не должен быть преградой для всех, он предназначен только для защиты вас от людей с отрицательным потенциалом.

Неадекватные оценки вашей личности, несправедливые эпитеты и проклятья — вся их отрицательная энергия останавливается невидимым куполом и стекает с него как вода. Если вы почувствуете, что напор возрастает, отодвиньте ваш «щит» поближе к тому, кто ее излучает. Вы почувствуете себя более устойчиво и уравновешенно и сможете более спокойно и комфортно делать то, что вам необходимо.

«Стрелоуловитель». Вы представляете, что несправедливые реплики в ваш адрес — это стрелы, посылаемые в вас оппонентом. Он намерен причинить вам боль, задеть вас или ранить.

Но у вас есть толстая невидимая подушка, которая обладает свойством задерживать острые стрелы и пропускать данные, важные для контроля над ситуацией. Подушка не отбивает стрелы обратно в оппонента, она их мягко поглощает. «Перемещая» эту подушку в воображаемом пространстве, поглощайте острые стрелы.

Будьте внимательны! В потоке стрел могут оказаться важные сведения, которые, возможно, понадобятся для преодоления конфликта, а также примиряющие жесты.

«Отводная труба». Вы можете образно представить себе, что у вас внутри вставлена тонкая трубка. Ее начало находится у вас в ухе, а конец выходит из пятки. На вашем рабочем месте есть специальное «сливное отверстие».

Оказавшись объектом бестактности, несправедливости, резкости в условиях неравноправного общения, вы немного разворачиваетесь к оппоненту «дежурным ухом» и «вставляете» пятку в это отверстие.

Колкости, исходящие от собеседника, с легким шуршанием проходят в землю, не затронув вашего самолюбия и не причинив ему никакого вреда. Прием часто предлагается продавцам, кассирам для единоборства с грубым клиентом.

Важное уточнение: в верхней части трубки есть фильтр, который «отцеживает» данные, необходимые для контроля над ситуацией.

«Самонаблюдение», или «вторая пара глаз». Выполняя эту технику, вы как бы раздваиваетесь. Продолжая взаимодействовать с окружающими или решать какую-то свою внутреннюю задачу, вы в то же время стремитесь направить часть своего внимания для наблюдения за собой.

Этот «внутренний наблюдатель» должен быть беспристрастным и объективным. С помощью «второй пары глаз» вы стремитесь как можно глубже разобраться в собственных реакциях, изучить, как они возникают, как протекают и как проходят, проследить, как влияют на них разные приемы, и оценить действие этих приемов.

Взгляд «второй пары глаз» должен быть максимально критическим: нужно зафиксировать в сознании все, что подлежит исправлению в себе, а в дальнейшем отмечать все успехи и все неудачи.

Например: «Посетитель очень трудный, но я не раздражаюсь, не напряжен, однако опять говорю слишком громко… Теперь ошибки исправлены, все в порядке… Так держать!»

«Анализ собеседника». Часть внимания обособляется от непосредственного взаимодействия с собеседником и направляется на изучение его со стороны. Здесь также действует «вторая пара глаз», но взгляд обращается уже не на самого себя, а на другого. Что может быть объектом такого анализа?

  • Попытка построить гипотезу о роде занятий собеседника, его характере, семейном положении и т. д. Материалом для гипотезы могут служить внешность, поведение, интересы и любые другие признаки.
  • Наблюдение за состоянием мышечного тонуса и дыхания собеседника. Попытка распознать по его движениям и манерам его «зажимы», зафиксировать присущие ему излишние стереотипные движения (можно и обороты речи). Заметим, кстати, что подобное наблюдение за другими может оказать большую пользу в работе над собой.
  • Речь собеседника. Его голос, особенности произношения, интересные обороты, терминология, которой он пользуется, речевые дефекты, ошибки и многое другое.
  • Лицо человека. Обычно прежде всего сосредоточиваются на глазах. Взгляд может быть: теплым, внимательным, пристальным, лукавым, насмешливым, сверлящим, гневным, презрительным, невидящим и т. д. Очень тонко отображают состояние и характер человека его губы. В качестве примера можно назвать губы «нервные» (дрожащие), капризные, обиженные, насмешливые, брезгливые, упрямые, надменные и т. д. Более легкий путь — выделить какую-то особенную черту лица собеседника и попытаться найти в памяти аналогию среди своих знакомых или среди образцов мировой живописи.
  • Любое, чисто случайно выбранное направление. Например, заняться изучением одежды человека, его украшений, часов и т. п.
Читайте также:  Семейный договор - психология

«Чужая роль». Эта техника близка к предыдущей и может применяться вместе с ней. Вы принимаете на себя роли собеседника, смотрите на происходящее его глазами и пытаетесь предвидеть его дальнейшие действия. Затем можно сравнить реальные поступки оппонента с предполагавшимися, а позже подумать о причинах расхождений.

***

Описанные выше техники построены на

«расщеплении» конфликтной обстановки, а точнее — собственной реакции на обстановку. Благодаря этому человек оказывается противопоставленным не всей, часто весьма сложной, ситуации, а какой-то выделенной из нее части.

Одновременно он получает возможность перенести долю своего внимания с конфликта на другую, менее эмоционально значимую деятельность. Тем самым уменьшается степень его «включенности» в конфликт.

Для того чтобы успешно пользоваться этими техниками, их следует первоначально освоить. Приступая к разучиванию какого-либо приема, надо сформулировать для себя конкретные задачи, а затем отмечать, как идет их выполнение, каких удалось добиться успехов, какие встречаются трудности и неудачи и какие надо из этого сделать выводы и поправки.

Техники этой группы предназначены для сохранения самообладания и регулирования человеком своего поведения в сложной обстановке и во взаимодействии с трудными, неприятными для контакта людьми.

Но часто применять их в нормальной обстановке не стоит, потому что это может ослабить их действие или же сделать обращение к ним привычным, автоматичным, а это нежелательно, поскольку они искусственно строят помехи в общении и таким образом отрывают от реальности, ограничивают активность человека.

Источник: http://www.elitarium.ru/jemocionalnyje_reakciji/

Научиться управлять эмоциями

Научиться управлять эмоциями

Как часто неуправляемые эмоции портят жизнь, делая невыносимыми отношения с коллегами и домашними. Умение не показывать свои переживания – это настоящее мастерство, которое приобретается опытным путем.

Каждый человек должен научиться, не только внешне не показывать окружающим свои отрицательные эмоции, но и справляться с внутренними реакциями, чтобы они не оказывали негативного влияния на самочувствие.

способы управления эмоциями

Что такое эмоции? Почему мы их испытываем? Нужны ли они человеку или без них вполне можно обойтись?

Эмоции, как полагают ученые, развились в результате эволюции, как механизм, помогающий регулировать поведение индивида. Они определяют реакцию на внешние обстоятельства и характер внутренних переживаний. Эмоции не обращаются к разуму, поэтому, следуя им, человек действует импульсивно, хаотично, так как выбирает самый легкий путь выхода из сложной ситуации.

Следующий эмоциональному наитию индивид получает большую энергетическую подпитку, так как эмоции напрямую взаимодействуют с физиологическими процессами. Разум имеет значительно меньше власти над системами жизнедеятельности. Под влиянием сильной эмоции индивид мгновенно мобилизует свои ресурсы, что не под силу разуму.

Такое действие на организм не может быть вызвано просьбами, приказами или требованиями логики.

Необходимость управлять эмоциями признается всеми людьми не потому, что их не устраивают, сопровождающие переживания состояния, а потому что бурные или безразличные эмоции оказывают влияние на поступки, разрушая отношения с окружающими.

Никто не любит общаться с людьми гневливыми, вечно плачущими, безразличными к окружающим, апатичными, находящимися в аффективном состоянии.

Интуитивно человек старается контролировать свои переживания и их проявления, но это ему удается не всегда.

Чтобы не нанести вред другим, люди обучаются сдерживать свои эмоции, пытаются не поддаваться слабости. Однако подавить переживания достаточно сложно. Кроме проблем с окружающими, есть существенный вред негативных реакций для здоровья человека. Внутренний разлад оказывает разрушающее влияние на физический организм, нанося ему такие удары, от которых он может вовсе не оправиться.

Если человек воспитан таким образом, чтобы скрывать свои переживания, он серьезно рискует заболеть. Ученым удалось доказать ухудшение самочувствия у людей подавляющих реакции.

К примеру, сдерживание гнева приводит к язве, гастриту, гипертонии, мигрени.

Поэтому исследователи рекомендуют человеку учиться выражать эмоции максимально конструктивно, чтобы не нарушить взаимодействие с окружающими.

Научиться управлять переживаниями

Как контролировать интенсивные реакции, если управлять собой, испытывая, к примеру, негодование, сложно. Человек старается сдерживать свои эмоции, потому что он не уверен в том, что сможет направить их в конструктивном направлении.

Ограничения в самовыражении накладывает на нас традиционная культура социума. В Японии о бедах рассказывают с улыбкой, чтобы не смущать несчастьями собеседника.

В культуре японцев считается неприличным публичное выражение своего состояния, потому что это может спровоцировать появление напряжения у окружающих.

Для европейцев неприемлем плач представителей мужского пола. Там бытует мнение, что мужчины не должны плакать. Однако им разрешается проронить слезу в особо трагичных обстоятельствах.

Установленные правила лишают мужчин возможности эмоциональной разрядки, позволяющей избавиться от переживаний. Плач помогает естественным образом выместить отрицательные чувства.

Поэтому в обществе европейцев наиболее защищенными от воздействия стрессов оказываются женщины, которым, общественное табу, разрешает рыдать.

Современному человеку приходится очень часто подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать требованиям общества. Таким образом, он поступает разумно, если хочет сохранить нормальные взаимоотношения с окружающими. Но что лучше, сознательное управление эмоциями или отказ от их подавления ради сохранения здоровья?

Исследования подтверждают версию ученых о том, что эмоции противопоказаны всем, даже актерам, которые по роду деятельности регулярно погружаются в свои переживания, сливаясь с персонажами. Поэтому к профессиональным требованиям актера относится умение контролировать динамику внутреннего состояния, сознательное регулирование интенсивности переживаний.

Способы управления эмоциями

Убедившись в том, что эмоции приносят больше неприятностей, чем положительных результатов, люди давно начали искать способы воздействия на них. В двадцатом столетии ученые всерьез занялись исследованиями эмоциональности. Советские психофизиологи признали эмоциональность естественным компонентом человеческого темперамента.

Они опередили ее характеристики. К ней относятся: впечатлительность (чувствительность к эмоциогенным воздействиям), лабильность (динамика эмоциональных состояний), импульсивность (необдуманность и быстрота реакций).

Итак, выяснилось, что поведение человека и его реагирование на различные ситуации во многом зависит от темперамента индивида.

Однако если эмоциональность тесно связана с темпераментом, который является свойством нервной системы, то возможность разумного управления переживаниями представляется невероятной.

Может ли меланхолик превратить себя в подвижного, веселого оптимиста с демонстративными наклонностями. Или, как скоро, холерик, подавив импульсивность, научится обдумывать свои реакции, прежде чем, станет выносить их на люди.

Такие метаморфозы кажутся невероятными.

Конечно, если эмоциональность воспринимать лишь как скорость, подвижность и силу реакции на происходящее, разумнее прекратить попытки воздействовать на переживания, посчитав их природной особенностью индивида. Однако человек обладает разумом, роль которого, безусловно, велика.

Разумеется, необходимо в общении с окружающими учитывать особенности темперамента. Было бы глупо обижаться на бурную реакцию холерика, которая для него естественна и привычна. Однако если он будет вести себя импульсивно с ранимым меланхоликом – он надолго выведет его из равновесия и приобретет врага на всю жизнь.

Первостепенное значение в искусстве управления собой имеет контроль над внутренними переживаниями и внешним поведением. Зачастую эмоциональные реакции действуют в нас бессознательно.

Это паттерны, передающиеся по наследству, внушаемые идеологией, кинолентами, общественными предписаниями. Человек привыкает к тому, что в ответ на нападки он должен обидеться, если случилась беда, плакать, а не испытывать блаженство.

Зачастую переживания человек не испытывает, а искусственно их вызывает, ошибочно принимая их за свои.

Становясь привычками, эмоции не возникают спонтанно, а проявляются в зависимости от ситуации, к которой они привязаны. На этой стадии происходит превращение переживаний в страсти, которые могут вытеснять друг друга, поглощать, пожирать. Одна сильная эмоция может уничтожить более слабую своей интенсивностью и напором.

И все же, человек в состоянии управлять собственными реакциями, об этом свидетельствуют результаты исследования личности. Как правило, высокий культурный уровень и воспитанность, способствуют проявлению сдержанности в общении с окружающими.

В то же время замечено, что необразованные люди, не умеют контролировать свои переживания, которые у них принимают вид аффективной страсти. Именно поэтому роль воспитания и общественных предписаний чрезвычайно важна для жизнедеятельности человека.

Эстетические переживания обогащают внутренний мир личности, которая, благодаря привычке к самоконтролю, приобретает способность избавляться от всепоглощающих страстей.

Как справиться с сильными эмоциями?

Благодаря исследованиям ученых известно, что на переживания влияют убеждения.

У человека уверенного в том, что окружающие люди ничего ему не должны, не чувствующего себя центром Вселенной и подарком для общества, вряд ли возникнут отрицательные ощущения, если перед ним захлопнется окошко кассы, где продаются билеты, не появится негодование, если кондуктор троллейбуса с подозрением потребует показать билет.

Когда индивид не считает себя лучше, чем другие люди, смотрит на мир не с позиции «я и мир», а с позиции «мы – люди», тогда большинство негативных реакций отпадают сами собой за ненадобностью. Страсти не могут закрепиться и начать паразитировать на такой личности.

Вполне способно избавить от переживаний убеждение, что я могу просить и принимать помощь других людей и, в свою очередь, люблю оказывать им знаки внимания. В таком случае не появится отрицательная реакция при просьбе соседки помочь посидеть с ее детьми или попытке подруги помочь в беде материально.

Как правило, психологический дискомфорт эмоциональный начинается с негативных мыслей, которые и формируют отрицательные реакция. Это значит, что для того чтобы сменить полюсь переживаний необходимо изменить мысли.

Любая ситуация имеет свои плюсы и минусы, даже если они на первый взгляд не заметны. Правы бывают те люди, которые живут с установкой: «Все что ни делается, всегда делается к лучшему».

В этой связи главной задачей для индивида становится умение прекращать навязчивые и надоедливые, мысли, действующие на нас раздражающе, чтобы во время остановить появление негативных эмоций.

Повлиять на ход мыслей можно различными способами.

К примеру, известно, что человеческий мозг не способен думать две мысли одновременно, поэтому, чтобы изменить негативный внутренний диалог, нужно принудительно переключить внимание на что-то более приятное.

Когда наступит успокоение можно вернуться к проблеме, если она требует решения, и попытаться изменить свои убеждения. Позднее ситуация не кажется такой удручающей, как о ней думалось в аффективном состоянии.

Святые подвижники считали, что негативные переживания рождаются в человеке от гордости, от ожиданий высокой оценки наших качеств и заслуг окружающими, завышенной самооценки, неадекватного отношения к себе.

Они советовали одно лекарство от гордости, которое заключалось в том, чтобы считать себя, таким как все. Чтобы избавиться от негативных переживаний, выключить их, нужно постоянно напоминать себе: «Я не лучше и не хуже других, я, такой как все.

Такой же грешный, имеющий свои недостатки, которые не позволяют мне возвышаться над другими людьми».

Источник: http://2health.ru/sposoby-upravleniya-emociyami/

Способы управления эмоциями в предостережении конфликтов

Способы управления эмоциями в предостережении конфликтов

Способы овладения эмоциями

Эмоции способны переполнять сознание и заставлять нас действовать иррационально. Искусство управления эмоциями состоит в умении направлять их в нужное русло, что обеспечивает адекватную реакцию человека в сложных ситуациях .

Существует несколько способов овладения сильными эмоциями. К ним относятся следующие: разрядка эмоций — высвобождение избыточных чувств безопасным путем, что не затрагивает других, например, в спортивных играх или во время пробежки.

Как считают специалисты, большая часть гнева накапливается в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.

Поэтому некоторые розряджають свои эмоции, вичавлюючы сухой полотенце, ломая карандаши и подобными способами; возможность поделиться чувствами — иногда нужно просто выговориться друзьям; расслабление и самоконцентрация; избавление от эмоций посредством проектирования и уничтожение их.

Читайте также:  Истероид и выразительные движения - психология

Расслабьтесь, представьте, что вы излучает гнев, которым охвачены и проектируют его на экране. Затем представьте, что вы берете лучевую пушку и стреляйте в него. Это дает выход стремлению к насильственных действий.

С каждым попадания ваше раздражение ослабевает и, наконец, исчезает; освобождение от гнева за счет уменьшения роста человека, вызывающего этот гнев.

Представьте себе, что человек, который вызывает ваш гнев, гораздо ниже вас ростом.

Поговорите с ней мысленно, представляя ее такой, которая делает нечто такое, что вас раздражает. Во время такого разговора уменьшаете рост этого человека, а голос ее пусть становится все слабее. Вскоре она покажется вам жалкой, а вы почувствуете себя гораздо сильнее и спокойнее. Относительно болезненных эмоций других необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

С уважением относитесь к выражение чувств других людей. Нередко люди испытывают сильные трудности во время выражения своих чувств словами. НЕ перебивают их, не делайте преждевременных выводов и не давайте преждевременных советов. Наберитесь терпения, когда кто-то переживает бурную эмоциональную реакцию. Важно уметь НЕ обижаться на него и не поддаваться собственным эмоциям.

Не поддавайтесь искушению отомстить. Если у вас возникает желание отомстить, знайте, что это одна из самых опасных эмоций, с которыми вам труднее будет справиться.

Избегайте упреков — они нисколько не помогут в решении конфликтных вопросов. Асертивна повединка.Бильшисть людей предпочитают конфликтным столкновением перед мирными отношениями и взаимопониманием. Достичь согласия поможет знание особенностей поведения человека с точки зрения асертивности.

Способ поведения, названный асертивним, предусматривает, что человек знает, чего она хочет и чего не хочет (по крайней мере, в данной конкретной ситуации) и может это четко сформулировать без страха, неуверенности, напряжения, иронии, сарказма и других форм агрессии.

Человек, который ведет себя асертивно, не действует в ущерб кому-либо, уважающего права других людей, но при этом не позволяет унижать свое достоинство. Желаемой цели она достигает, не причиняя вреда другим.

Она добивается своего, не манипулируя оппонентами и не вызывая чувства вины или каким-либо иным способом из разряда приемов эмоционального шантажа.

Этот человек умеет склонить других помочь ему или вызвать любезные отношения к себе и не замыкается в себе, когда ей отказывают в том, на что она и не имела права рассчитывать. В случае столкновения интересов асертивна человек способен договориться и найти компромиссное решение, которое удовлетворит обе стороны.

Кроме асертивного варианта поведения, человек может проявлять в конфликте пассивность или агресивнисть.За пассивного поведения человек позволяет собой манипулировать, не настаивает на своем, хотя впоследствии сожалеет об этом.

Манипулирование — это специфическое обращение с кем-нибудь, которое заключается в умении добиваться от окружающих противоположного тому, чего они хотят.

Манипулирование может осуществляться различными способами, в частности, с помощью лести, давления, демонстрации собственных страданий.

Манипулирование противоположное формам четкой, однозначной, открытой поведения и является противоположностью к асертивних действий. Агрессивное поведение связано с твердостью, резким проявлением своих негативных эмоций и недоброзичливистю относительно противоположной стороны.

Асертивное поведение предполагает четкое и лаконичное разъяснение своих требований и собственного поведения, способствуя предотвращению конфликтных отношений между людьми.

Правила асертивного поведения и их использование. Выделяют несколько правил асертивнои поведения, которые заключаются в том, чтобы: четко представлять, чего вы хотите.

Если человек до конца не разобралась в собственных мотивах, то, даже если она сумела вербально выразить свое мнение, с невербальных каналов противоположная сторона получит информацию вроде: «Я чувствую себя беспомощным. Сам не знаю, чего хочу ».

В этом случае напрашивается ответ: «Если не знаете, чего хотите, идите домой и подумайте, а нас не задерживают»; требования были сформулированы точно, ясно и кратко.

Например: «Обменяйте, пожалуйста, эти ботинки, потому что они треснули через два дня после того, как я начал их носить»; помнить правила речевого этикета, не забывать про такие слова, как «пожалуйста», «будьте любят ' язни »и т. п.; уметь настаивать на своем и добиваться от других людей выполнение справедливых требований, не используя приемы манипулирования.

Техника «заезженный пластинки» — многократное спокойное повторения требования приводит к желаемому результату.

Следует помнить, что использование этого подхода ограничено следующими условиями: претензии должны носить характер конкретных требований, которые относительно легко удовлетворяются; этой техникой не следует пользоваться, если для вас нежелательно, чтобы оппонент после такого диалога чувствовал себя побежденным, если после 5-10 повторов результата не будет, не стоит повторять свои требования, потому что оппонент, очевидно, их не выполнит; использовать эту технику можно только в случае певнености в своей правоте.

Нужно уметь просить об услуге. При этом невербальные проявления не должны демонстрировать оппоненту, что ваше обращение к нему за помощью — это, по сути, любезность с вашей стороны; Следует уметь отказывать. Это умение присуще далеко не всем.

В этом случае речь идет не о бюрократическую отказе, а о нежелании выполнить просьбу, если оно противоречит, например, вашим представлениям о нравственности, или же существуют обстоятельства, которые не позволяют его выполнить.

Можно использовать такие виды техники отказа: а) техника простой асертивности (уверена отказ без объяснения причин); б) техника емпатичнои асертивности, когда в случае отказа выражается сожаление, сообщаются причины отказа, помьякшуються нежелательные реакции.

Отказ в случае использования такой техники должна быть спокойной и четко сформулированной.

Если критика в целом несправедлива, но в ней есть доля правды, используют технику «открытых дверей»: соглашаясь без страха с тем человеком, который критикует нас, мы рано или поздно заставим ее замолчать.

Ошибочные представления, способны побуждать человека к конфликтной повединки.Психолог Альберт Елмес выделил 12 представлений, весьма распространенных и довольно нелепых, способных побудить человека к конфликтного поведения.

Рассмотрим некоторые из них: Все должны меня любить и одобрять все, что я делаю. Глупо печалиться по поводу того, что вас не все любят. Всем людям не возможно угодить.

Более того, стараясь заслужить благосклонность всех окружающих, можно утратить самостоятельность и уверенность в себе.

Некоторые поступки ошибочны, и того, кто их делает, должно быть строго наказаны. Однако прежде чем ругать или наказывать человека, следует обдумать мотивы ее поведения.

Для этого стоит посмотреть на дела человека с ее точки зрения, и тогда во многих случаях они станут понятными. Если человек действительно сделала что-то плохое, то нужно понять, что это могло произойти под влиянием эмоций.

В этом случае следует терпеливо отнестись к этому поступку и постараться помочь человеку изменить его поведение в нужном направлении.

Мир и все, что происходит в нем, должно быть таким, чтобы нам нравилось. Нужно понять, что мир никогда не будет отвечать нашим желанием. Можно лишь конструктивно изменить или улучшить положение, которое возникло ли успокоиться, если это возможно.

Для нас жизненно важно, что делают другие. Надо приложить все усилия, чтобы оно делалось в нужном нам направлении. Такие взгляды часто приводят к конфликтам.

Следует помнить, что жизнь и поведение других людей — это их личное дело и в целом не должна вас касаться. Мы должны стремиться к предельной терпимости. Невозможно контролировать свои эмоции — мы их жертва.

В действительности существует немало способов управления собственными эмоциями.

Каждая проблема имеет единственное решение. Думать так неразумно, так как существует множество альтернатив и нужно суметь их увидеть.

Преодолеть ложные представления, которые провоцируют конфликтную поведение, может помочь знание юмористических принципов, законов и правил, некоторые из которых приведены ниже: закон Мерфи: под давлением все ухудшается; наблюдение Етторе: соседские очередь всегда движется быстрее; закон кошачьей безысходности: как только кошка простяглася и начала засыпать на ваших коленях, вам срочно понадобилось встать и идти; закон Питера: заботьтесь о мух, а слоны сами о себе позаботятся; закон добровольного труда Зимерги: люди всегда согласны сделать работу, когда необходимость в ней уже отпала; принцип встречи знакомых: вероятность встретить знакомых возрастает, если вы идете с персоной, знакомство с которой вам не хотелось бы афишировать.

Формирование и развитие корпоративной культуры. Понятие корпоративной культуры.

Под корпоративной культурой понимают систему ценностей и убеждений, которые поделятся всеми работниками фирмы, что определяет их поведение и характер жизнедеятельности организации.

Это принята основной частью коллектива организации философия и идеология управления, ценностные ориентации, верования, ожидания и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействия внутри организации и за ее пределами.

Работу на современном предприятии (в организации) следует рассматривать как групповую, а не индивидуальную. Поэтому основой жизнедеятельности коллектива является организационная (т.е.

общая, коллективная, корпоративная) культура, которая определяет то, ради чего люди стали членами этой организации; то, как построены отношения между ними; какие нормы и принципы деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо и что плохо.

Корпоративная культура дает людям чувство уверенности, гордости за свою фирму, а также способствует стабилизации коллектива.

Цель корпоративной культуры состоит в обеспечении высокой прибыльности фирмы посредством совершенствования управления человеческими ресурсами с целью обеспечения лояльности сотрудников к руководителю и принятых решений, в воспитании у работников отношения к предприятию как к своему дому, развития способности в деловых и в личных отношениях опираться на установленные нормы поведения, решать любые проблемы без конфликтов, что приводит к максимизации эффективности производственного менеджмента и к улучшению деятельности предприятия в целом.

Формированию корпоративной культуры способствует соблюдению следующих принципов: убежденность в правильности своих действий; принятие всеми сотрудниками этических ценностей; политика обеспечения занятости; повышение творческого характера работы; разнообразное стимулирование труда; участие сотрудников фирмы (предприятия) в принятии решений и др.

В специальной литературе выделяют два аспекта корпоративной культуры — субъективный и объективный. Субъективный аспект — это обряды, ритуалы, легенды, мифы, истории об организации и ее лидеров.

Объективный аспект связан с физическим окружением в организации: дом, дизайн, мебель, оборудование, стоянки для автомашин и т.д.

Все это отражает ценности, которых придерживается организация. Корпоративную культуру рассматривают на основе таких характеристик, как: осознание себя и своего места в организации. В одних случаях ценят сдерживание сотрудниками своих эмоций, в других — поощряется их внешнее проявление (открытость).

Иногда доминирует индивидуализм, иногда — совместное творчество; коммуникативная система и язык общения. В разных организациях существует собственный жаргон, аббревиатуры, жестикуляция, различные варианты использования устной и письменной коммуникации; внешний вид, одежда, использование косметики, униформы, опрятность спецодежды и т. п.

, которые отличаются друг от друга в различных организациях; привычки, традиции, например, чем и как питаются люди (приносят с собой, едят в столовых, кафетерии, едят вместе руководители и сотрудники более низкого уровня и т. п.); осознание фактора времени, отношение к нему, его использование (пунктуальность сотрудников, соблюдение режима труда и т.

д.); характер взаимоотношений между людьми (по возрасту, полу, уровню власти, интеллекта, по способу разрешения конфликтов); особенности ценностей (как набор ориентиров) и нормы (как система ожиданий: что люди ценят в своей организации (положения, титулы, зарплату, саму работу и т. п.

Читайте также:  Своим подлинным я назначаю... кого? - психология

); вера, оптимистическое отношение к жизни (вера в свои силы, в руководство, взаимопомощи; отношение к морали и религии); процесс самосовершенствования работника, его обучение и переобучение ( бездумно или осознанное выполнение работы; процедуры информированности, возможности повышения квалификации и переобучения); трудовая этика и мотивирование (отношение к работе, ответственность за ее качество, чистота рабочего места, оценка работы, вознаграждение, продвижение по службе).

Для анализа корпоративной культуры применяют три основных аспекта: базовые предположения, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Это связано с видением ими окружающей среды (группы, организации, общества) и переменных, которые регулируют ее (время, работа и др.

); ценности (ценностные ориентации), которых придерживаются члены коллектива. Ценности показывают, поведение считается допустимым, а какая — нет; символика, посредством которой ценностные ориентации передаются сотрудникам. Например, в некоторых фирмах есть специальные документы, в которых описаны ценностные ориентации.

Большое значение имеют устно переданы легенды, история создания и развития данной компании, предприятия.

При анализе корпоративной культуры следует учитывать также проблемы внешней адаптации и выживания, а также внутренней интеграции. Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском организацией своей ниши на рынке и приспособлением к меняющегося внешнего окружения. Внутреннюю интеграцию связано с поддержкой эффективных отношений между сотрудниками.

Переход к рыночным отношениям обусловил необходимость создания новой корпоративной культуры предприятий и организаций как важнейшего элемента системы стратегического управления персоналом, решения и профилактики трудовых конфликтов.

Основные методы формирования и развития корпоративной культури.Основни методы поддержания корпоративной культуры не сводятся только к найма или увольнения сотрудников.

К ним относятся также: действия и оценка менеджера — своими действиями и оценкой менеджер показывает работникам, что является важным и что от них ожидается; реакция руководителя на критические ситуации и организационные приемы.

Например, в случае резкого сокращения спроса на производимую продукцию руководитель может прибегнуть и к сокращению работников, или к сокращению рабочего времени по той же количества занятых. Если человек — ценность для организации, скорее всего будет принят второй вариант; моделирование ролей, обучение и тренировки.

Специфика корпоративной культуры усваивается подчиненными через модем, по которому они должны выполнять свои роли. Менеджер сам может демонстрировать подчиненным должное отношение к заказчикам, партнерам по бизнесу; критерии определения вознагражения и статусов. Культура в организации связывается с системой наград и привилегий.

Например, предоставление лучшего кабинета (секретаря, автомобиля) свидетельствует о более высокий статус работника; критерии приема на работу, продвижения и увольнения. То, как руководитель регулирует кадровые вопросы, свидетельствует о его отношении к своим подчиненным; организационные символы и обрядовисть. Обряды, символы и ритуалы влияют на сотрудников и на формирование корпоративной культуры.

Обряды — это стандартные, повторяющиеся мероприятия в коллективе, которые проводятся в установленное время из специального повода для воздействия на поведение работников (например, ушанування «передовиков»).

Ритуалы — (системы обряды и церемонии (например, награждение) также способствуют созданию высокой корпоративной культуры. Особенно ценятся работники празднование какого-то события в неформальной обстановке.

Корпоративная культура не является чем-то застывшим, стандартным, навсегда определенным. Ее изменение может предшествовать и определять изменение поведения работников. Это происходит, если существуют безусловные доказательства преимущества новых подходов.

В этом случае от людей требуется получение новых знаний, навыков, более высокой компетенции.

Изменение корпоративной культуры может влиять на изменение поведения сотрудников. При этом руководителю нужно уметь добиться принятия новой корпоративной культуры, новых ценностей и норм (если это не произошло автоматически).

Проверкой результативности этих изменений является уход лидера — проводника новой культуры. Если изменения сохраняются, то можно говорить о наличии в коллективе новой корпоративной культуры.

Способы управления развитием корпоративной культуры заключаются в: оценке сверху (изменение корпоративной культуры руководителем предприятия или организации); оценке снизу — когда менеджерам необходимо прослеживать все, что происходит в организации, и поэтапно влиять на изменения, которые происходят.

Первый способ может быть реализовано посредством публичных выступлений (на собраниях, на радио, телевидении, в заявлениях, публикациях в газетах) с разъяснением устанавливаемых ценностей. Это будет свидетельствовать о личной заинтересованности руководителя и поддержит энтузиазм работников.

Второй способ связан с ежедневными действиями менеджеров в организации в соответствии с устанавливаемых ценностей (отношение к заказчиков, партнеров, конкурентов и т. п.).

Стоит обратить внимание, что управление корпоративной культурой — длительный процесс, не похожий на быстрый ремонт неисправностей, который требует большого напряжения сил и творческой работы всего руководящего состава.

Источник: http://psyznaiyka.net/conf-diagnostika.html?id=5

Управление эмоциями. Как управлять эмоциями?

kantrium.com | MySuomi.com | HELSINKI | TourMANN.com

Упражнения и психотехники.

Итак,  настроимся на ощущение, что мы управляем эмоциями. Чтобы понять, как управлять эмоциями в жизни, нужно проделывать конкретные упражнения.

 Управление негативной эмоцией

Возьмите любую негативную эмоцию из общеизвестного списка. Это может быть чувство вины, обиды, страха, стыда, гнева, зависти.

Постарайтесь увидеть и почувствовать, в какой части тела и сознания живет эта эмоция, определите ее локализацию во внутреннем пространстве.

Почувствуйте, что у вас в руках есть волшебный карандаш, способный четко очерчивать границы любой части внутреннего психологического пространства.

Обведите этим карандашом зону, занимаемую выбранной вами негативной эмоцией.

Посмотрите, что за фигура у вас получилась. Какова ее форма, цвет, плотность материала, фактура, из которой она сделана.

Определите также, насколько прочно прикреплена эта фигура к ткани вашего сознания и психики.

Теперь представьте, что у вас мощные виртуальные руки. Сделайте несколько движений этими виртуальными руками вверх-вниз, вперед-назад и в стороны.

Настройте себя на уверенность, что сила виртуальных рук достаточна для того, чтобы вырвать с корнем из своего существа и навсегда освободиться от этой эмоции.

Мысленно загрузите в эту фигуру как в контейнер весь комплекс негативных эмоций, связанных с основной эмоцией с ощущением, что мы управляем эмоциями.

Возьмите виртуальными руками за края данной фигуры и оторвите (пусть даже с усилием) эту фигуру от тонкой ткани своего сознания.

Добейтесь того, чтобы к вам пришло четкое ощущение свободы от негатива.

Если почувствуете, что обломок данной эмоции все-таки торчит из взбаламученной ткани вашего сознания, прибегните к помощи своих виртуальных рук еще раз.

 Возьмитесь покрепче за торчащие внутри вас обломки фигуры, олицетворяющей собой эмоциональный негатив, и вырвите их с корнем из самого себя.

Сосредоточьтесь на ощущении, что вы управляете эмоциями, что вы знаете и понимаете, как управлять эмоциями.

Представьте, что вы бросаете эти обломки в некий волшебный огонь, и они там сгорают.

После этого сосредоточьтесь на зоне пребывания вашей негативной эмоции.

Направьте на эту часть вас поток благотворной энергии и мысленно подышите через данное место.

Можете сделать микродвижение мышцами, находящимися в этой части тела, и расслабить его, убрав оттуда негативные ощущения, боль, чувство дискомфорта.

«Чужой»: изгнание внутреннего паразита

Можно модифицировать предыдущее упражнение.

Проникнитесь ощущением, что вы управляете эмоциями и что вы хорошо понимаете, как управлять эмоциями и готовы делать для этого самые разные упражнения.

Представьте, что негативная эмоция — это небольшой человечек, словно паразит, внедрившийся в ваше сознание или стремящийся туда попасть извне.

Оцените, нужно ли вам носить такого человечка в самом себе?

Если вы убедились, что это присутствие излишне или враждебно, примите решение освободиться от чужеродного образования.

Мысленно вложите весь негатив в этот образ человечка и прикажите

человечку раз и навсегда покинуть ваше сознание.

Представьте, как можно ярче и отчетливее, что человечек покидает ваше тело и сознание, забирая с собой отрицательную эмоцию.

Чем дальше он уходит от вас, тем меньше вы ощущаете воздействие негативной эмоции, тем свободнее и комфортнее вы себя чувствуете.

Добейтесь ощущения, что ваша связь с образом удаляющегося человечка рвется и растворяется, и травма исчезает.

Власть над негативом

Скажите себе, я владею собой и  управляю эмоциями, я знаю и понимаю, как управлять эмоциями.

Возьмите список из своих отрицательных эмоций и начните поочередно работать над каждой из них.

В первую очередь внимательно, как бы со стороны, наблюдайте за унынием, раздражением, досадой, чувством обиды.

Зафиксируйте, что ваш наблюдатель — это одна реальность, отдельная от эмоций, а эмоции — это другая реальность.

На первом этапе эмоции сильнее. Они постоянно вовлекают наблюдателя в свою круговерть, и он, вовлекаясь в этот водоворот, перестает выполнять свои конкретные функции.

Но если вы примете сознательное решение овладеть своими страстями и будете постоянно подтверждать это решение с помощью наблюдения, ваш наблюдатель будет становиться все сильнее. Он будет забирать всю энергию в самого себя, и ослаблять эмоции.

На втором этапе начните сдерживать ваши эмоции, это необходимая ступень управления эмоциями.

Речь не идет о внутреннем подавлении живых переживаний. Действуя так, вы загоняете яд внутрь и постепенно отравляете свой психический организм.

Вы должны научиться выражать свои отрицательные эмоции без насилия над собой — не показывать слабости, волнения, ярости и оставаться спокойным внешне.

Практикуясь в выражении своих эмоций, вы убедитесь, что это очень непросто — внутреннее настроение все равно на нас влияет.

Потому вы быстро осознаете, что нужно переходить к следующей стадии овладения собой — недопущении негативных переживаний

внутри себя.

Для этого вы должны научиться наблюдать свою негативную эмоцию в упор, останавливая ее дальнейшее распространение в вашей душе энергией своего

отстраненного взгляда.

Следующим шагом в овладении своими переживаниями будет попытка полной нейтрализации своей отрицательной эмоции.

Вы можете мысленно изгнать ее образ из себя, словно облако, разгоняемое ветром, а можете попытаться изменить ее энергетический знак, превратив негатив в нейтральную жизненную силу.

 Итак, управляем эмоциями. Для этого начните мысленно дышать через то место в душе и теле (как правило, это бывает эмоциональный центр в середине груди или солнечное сплетение), которое как раз и концентрирует в себе негативные  эмоциональные ощущения.

Продышите свою тоску или гнев, и эмоция постепенно уйдет, уступая место спокойствию.

И, наконец, высший пилотаж эмоциональной саморегуляции заключается в том, чтобы заменить негативную эмоцию на позитивную.

Попробуйте превратить уныние в радость, а раздражение в доброжелательное отношение к раздражителю.

Для этого замените образ и цвет эмоции (например, картину серого болота на картину солнечного моря), придайте ей динамику или смените вектор, направленность эмоции — вместо застывшего болота представьте бурную реку и, наконец, измените отношение к своей эмоции.

Попытайтесь воспринять ее как временное искривление и затемнение, которое обязательно сменится другим, более положительным состоянием.

Разумеется, не просто так, а только после того, как вы поработаете с застывшим негативным чувством — поменяете образ, динамику и вектор эмоциональной энергии и, конечно, отношение к ней.

Для того, чтобы научиться управлять эмоциями, важно запомнить схему овладения негативными переживаниями и постепенного избавления от них:

Невыражение отрицательных эмоций вовне;

Успокоение своего эмоционального центра изнутри;

Превращение негативной эмоции опальной энергии  в нейтральную энергию;

Замена негативной эмоции на противоположную, позитивную.

Вам необходимо научиться владеть этой схемой практически, только так вы  поймете, как управлять эмоциями и  научитесь искусству эмоциональной саморегуляции.

Источник: http://www.Kluchnikov.ru/stati-avtorskie/samoregulyaciya-upravlenie-soboy-psihotrening/1826-upravlenie-emotsiyami-kak-upravlyat-emotsiyami.html

Ссылка на основную публикацию