Методика знать, где о чем думать — психология

Методы психологии

Методика Знать, где о чем думать - психология

Методы психологии – это совокупность приемов и способов, пользуясь которыми исследователи могут получить сведения и расширить знания, необходимые для создания научных теорий в психологии и формировании практических рекомендаций. Вместе с определением понятия «метод», употребляются термины «методология» и «методика».

Метод реализуется в методике, которая является совокупностью правил, необходимых для исследования, описывает набор применяемых инструментов и предметов, которые используются в определенных обстоятельствах и регламентируются последовательностью воздействий исследователя.

Каждая психологическая методика базируется на сведениях о возрасте, полу, этнической, профессиональной и религиозной принадлежности.

Методология – это система принципов и приёмов организации научных исследований, которой определяются способы достижения теоретического научного знания, и методы организации практичной деятельности. На методологии базируется исследование, которое отображает мировоззрение исследователя, его взгляды и философскую позицию.

Явления, которые изучаются психологией, очень сложны, и многообразны, они очень тяжелы для научного познания, потому успехи этой науки зависели от усовершенствования методов исследования.

Предмет, задачи и методы психологии изменялись в течение всего развития науки. Чтобы пользоваться своими психологическими знаниями правильно, нужно знать основные методы психологии. От соблюдения особых принципов и применения конкретных приёмов зависит получение достоверных сведений.

Методы психологии кратко понимаются, как способы изучения реальных фактов окружающей действительности. Каждому методу прилагается только соответствующий вид приёмов, что отвечают целям и задачам исследования. Основываясь на каком-то одном методе можно создавать несколько методик.

Предмет, задачи и методы психологии – это три важных аспекта, на которых держится вся наука. В разное время по-разному определялся предмет психологии, сейчас им является психика, изучение её закономерностей и механизмов формирования личностных особенностей. Задачи психологии вытекают из её предмета.

Методы психологии кратко можно описать, как способы изучения психики и её деятельности.

Методы исследования в психологии

Исследовательские методы психологии кратко описываются, как приемы, посредством которых получаются достоверные знания, необходимые для создания концепций и проверки теорий. Посредством определенных норм и приемов обеспечивается самый эффективный способ практического приложения знаний в области психологии.

Общая характеристика методов психологии, использующихся в исследовании, заключается в распределении их на четыре группы: организационные, эмпирические, методы коррекции и обработки данных.

Организационные основные методы психологии:

— сравнительно-генетический: сопоставление разных видов групп по определенным психологическим критериям. Наибольшую популярность он получил в зоопсихологии и детской психологии.

Эволюционный метод, сформировавшийся в русле сравнительного, заключается в сравнении психического развития животного с особенностями развития особей, находящихся на предшествующих и последующих уровнях эволюции животных;

— метод поперечных срезов являет собой сравнивание интересующих признаков разных групп (например, исследование психологических характеристик детей разного возраста, их с разным уровнем развития, разными личностными свойствами и клиническими реакциями);

— лонгитюдный – повторение исследования одних и тех самых испытуемых в течение продолжительного времени;

— комплексный – в проведение исследования участвуют представители разных наук, которые изучают один объект разными способами. В комплексном методе можно находить связи и зависимости между разными явлениями (психическими и физиологическими явлениями, социальными и психологическими).

Метод поперечных срезов в психологии владеет как преимуществами, так и недостатками. Преимуществом поперечных срезов является быстрота проведения исследования, то есть возможность приобретения результатов в течение достаточно короткого времени.

Несмотря на большой плюс данного вида методов исследования в психологии, с его помощью невозможно продемонстрировать динамику процесса развития. Большинство результатов по закономерностям развития получаются очень приблизительными.

Относительно метода поперечных срезов, лонгитюдный имеет большое количество преимуществ.

Лонгитюдные способы исследования в психологии помогают осуществлять обработку данных в отдельных возрастных периодах. С их помощью можно установить динамику индивидуального развития ребенка.

Благодаря лонгитюдным методам исследования психологии можно определить и решить вопрос по поводу возрастных кризисов в развитии человека.

Существенным недостатком в лонгитюдном исследовании является то, что для него требуется большое количество времени, требуемого на его организацию и проведение.

Эмпирические способы – это основные методы психологии в исследовании, с тех пор, как она отделилась в отдельную науку:

— объективное наблюдение (внешнее) и самонаблюдение (внутреннее);

— анализ продуктов деятельности;

— экспериментальные (естественный, формирующий, лабораторный) и психодиагностические (анкеты, тесты, опросники, интервью, социометрия, беседа) способы.

Психология интроспективного направления считала самонаблюдение главным способом познания в психологии.

В процессе объективного наблюдения исследователь осведомляется об индивидуальных побуждениях, переживаниях и ощущениях испытуемого, исследователь направляет его на совершение соответствующих действий, поступков, чтобы, таким образом, он наблюдал закономерности психических процессов.

Метод наблюдения используется при необходимости наименьшего вмешательства в естественное поведение, межличностные отношения людей, в случае стремления к получению целостной картины всего происходящего. В психологии наблюдение должно вестись с помощью объективных методов.

Научное наблюдение напрямую имеет отношение к обыкновенному жизненному наблюдению. Именно поэтому, в первую очередь, желательно создать основные условия, удовлетворяющие наблюдение, чтобы оно стало научным методом.

Одним из требований есть наличие четкой цели исследования. Согласно цели необходимо определить план. В наблюдении, как в научном методе, самыми существенными чертами являются плановость и систематичность. Если наблюдение исходит из хорошо осознанной цели, тогда оно должно обретать избирательный и частичный характер.

Методы коррекции: аутотренинг и групповой тренинг, обучение, психотерапевтическое воздействие.

Методы обработки данных: статистический (количественный) и дифференциация материала по группам (качественный).

Классификация методов психологии

Общая характеристика методов психологии предполагает наличие их классификации.

Существует несколько типов классификаций методов психологии, они по-разному трактуются, дополняются новыми знаниями, развиваются и меняются в русле возникновения новых психологических школ.

Самой развинутой и многоплановой считается классификация методов, разработанная психологом Б. Ананьевым, в ней выделяются четыре группы.

Первую группу составляют организационные методы психологии, на них строится целое исследование и вся его методология. Первый организационный метод – сравнительный.

Он имеет самые разные варианты, например, когда сопоставляются показатели нескольких испытуемых, групп, соотносятся результаты исследования, полученные по методикам в различные периоды времени, его называют методом поперечных срезов.

Лонгитюдный метод психологии строится на длительном во времени наблюдении психического развития и связанных с ним изменений одних параметров у одной группы испытуемых (метод продольных срезов), он аналогичный алгоритму развивающего исследования.

Комплексный метод психологии заключается в регулярной организации двух предыдущих способов познания, в междисциплинарности методов, подходов и методик.

Вторую самую разветвленную и обширную группу в классификации составляют эмпирические методы психологии, посредством которых можно получить факты. Одним из эмпирических методов является наблюдение. Он употребляется чаще всего и требует более тщательной подготовки и профессионализма. Одно дело наблюдать за природой, различными явлениями, а другое дело наблюдать за психическими проявлениями.

Научное наблюдение в психологии нуждается в постановке целей, планировании и в протоколе. Главным компонентом является адекватная психологическая интерпретация показателей наблюдения, так как известно, что психика не может сводиться только к поведенческим реакциям.

Большое преимущество данного метода в том, что действия человека осуществляются в естественных, нормальных для него условия. Такой человек не понимает и не думает о том, что за ним наблюдают, поэтому он не начинает вести себя таким образом, чтобы повлиять на заметки психолога и весь процесс исследования.

Показатели такого наблюдения самые правдивые.

Метод самонаблюдения (интроспекция) является первым методом психологии, с помощью которого изучается душа и психика.

Данный метод является «внутренним» наблюдением индивида за своими психическими проявлениями, которые при всей внешней простоте, являются достаточно многофакторным процессом. Этому отображению самого себя личности нужно специально учиться.

Профессиональная интроспекция в психологии всегда полезна и порой необходима, когда сопоставляется с итогами других методов.

Эксперимент – это главный метод современной психологии, его возникновение привязывается к истокам психологии. Но нужно признать, что в зависимости от специфики предмета психология осталась в значительной степени описательной наукой.

Необходимо помнить, что в классическом понимании эксперимент невозможно применять ко всем явлениям. Так деятельность психолога или психотерапевта не назовешь строго экспериментальными.

Тем не менее, особое значение метода эксперимента обусловлено его несомненными преимуществами.

Вот эти преимущества:

— экспериментальный метод позволяет задействовать у человека любое интересующее экспериментатора явление или состояние, процесс. Например, не нужно ждать проявления воли человека, если можно создать экспериментальные условия, которые вызовут данное проявление;

— во-вторых, исследователь, выделив предварительно все необходимые условия, которые способны повлиять на исследуемое психическое явление, может их планомерно изменять (уменьшать, увеличивать, исключать, то есть организовывать процесс исследования);

— в-третьих, управление факторами, даёт возможность, верно определить степень воздействия каждого из них на исследуемое явление, выявить объективные закономерности и зависимости;

— в-четвертых, приобретенные материалы дают возможность количественной обработки, моделирования изучаемого явления и математического описания целостно.

Тем не менее, из перечисленных преимуществ экспериментального метода психологии непременно следует его главная проблема – ограничение.

Внешняя деятельность и психическая (внутренняя деятельность) испытуемого индивида протекает как будто искусственно, в навязчивой последовательности и необычных условиях. Человек в курсе того, что это только эксперимент, а не реальная практика.

Также он понимает, что этот эксперимент может быть в любой момент прекращен. Из этого вытекает методологическая проблема, которая заключается в соответствии переноса результатов эксперимента для практического применения.

Зависимо от различных факторов, выделяются разные виды экспериментов в психологии: синтетический и аналитический, естественный, формирующий, констатирующий, моделирующий, психолого-педагогический, полевой, лабораторный, обучающий. Особенно важным в этом перечне является естественный эксперимент, который предложил психолог А. Лазурский.

Суть естественного эксперимента психологии в том, что изучаемая деятельность испытуемого проходит в привычных для него условиях, и даже не догадывается, что над ним осуществляется эксперимент.

Однако строго дозированному экспериментальному влиянию подвергаются исследуемые условия, обстоятельства и факторы. Организация и осуществление такого типа эксперимента сопряжены с большими трудностями разноречивого соединения факторов «естественности» и «экспериментальности».

Вместе с этим очень упрощаются трудности с переносом результатов и выводов из лаборатории в реальность. Важно заметить, что в связи с определенными причинами современная психология становится менее экспериментальной.

Тестирование, интервью, анкетирование являются мало не единственными методами психологического исследования.

Название метода «эксперимент» часто и неоправданно применяют к любому привносимому и неконтролируемому изменению, что объединяет теоретический и методический аппараты психологии и делает проще понимание её предмета.

Тестирование (испытание или проба) используется научной психологией уже в течение больше ста лет и, особенно в последние годы оно начало еще больше распространятся. Тесты классифицируются по построению, задачам и их исполнению.

Тестирование относится к отдельному направлению психологической науки, включающему в себя специальные знания и практику, оно называется психодиагностикой.

Но не всякая психологическая задача, проба, испытание или вопрос всегда являются тестами.

Тестам свойственна необходимость стандартизации, валидность и надежность, психометрическая состоятельность и четкость психологической интерпретации.

Стандартизация теста – не только предъявление испытуемым личностям одинаковой словесной постановки вопроса.

Это статистический подбор степени сложности вопросов, благодаря чему осуществляется распределение большинства ответов, которые имеют форму кривой Гаусса.

Валидность теста в психологии значит наличие уверенности исследователя в том, что он, используя тест, занимается тем, что измеряет только то, для чего он предназначен, то есть вопросы построены таким образом, чтобы в конечном результате получить те показатели, которые хочет увидеть исследователь.

Каждый тест имеет своего автора, а это значит, что автор описывает свое понимание психических процессов и психологических явлений, которые могут отличаться от их определения другим автором. Одинаковые термины в психологии могут иметь совершенно разную трактовку.

Например, одинаковые названия темпераментов, но в разных теориях (по И. Павлову и Г. Айзенку) звучат по-разному. Поэтому большое значение в интерпретации исследования важно придавать авторской семантике теста и не изменять имеющейся трактовки слов.

Это особенно важно в использовании проективных тестов, в которых свободный ответ испытуемого индивида рассматривается в качестве предельно упрощенной модификации эксперимента.

В условиях соответственного применения теста, он дает возможность приобретения большого количества эмпирических результатов и возможность предварительной градации испытуемых индивидов.

Анкеты и самые разные опросники являются вариациями теста, в которых составление, применение и интерпретация данных нуждаются в должном профессионализме и компетентности. Здесь важна и формулировка вопроса, и очередность его предъявления. В разных науках, например в социологии, психологии и педагогике опросники должны быть разными.

Читайте также:  Как отказывать - психология

Особенным видом вопросников являются социометрические методики, пользуясь которыми можно исследовать межличностные взаимоотношения в группе, исследовать отношения «лидер – ведомый».

Метод беседы в психологии предполагает профессиональную подготовку психолога, собственные правила поведения и правила само исследователя. Здесь имеет место индивидуальная психологическая работа.

Так, например одно дело – популярная «клиническая беседа разработана психологом Ж.

Пиаже, другое – это метод психоаналитической беседы, и совершенно иное – это беседа в течение психологического консультирования.

Праксиметрические методы разработаны главным образом в русле психологии труда в изучении разных психических аспектов, человеческих действий, операций и профессионального поведения. Эти методы – хронометрия, циклография, профессиограммы и психограммы.

Метод анализа продуктов деятельности применяется во многих направлениях науки: от общей психологии до возрастной и являет собой комплексное исследование результатов труда, как материализации психической деятельности. Данный метод применяется одинаково как к рисунку ребенка, так и школьному сочинению или произведению писателя или нарисованной картине.

Биографический метод в психологии заключается в психоанализе жизненного пути человека, описании его биографии. Когда личность развивается, она меняется, перестраивает жизненные ориентиры, взгляды, переживая во время этого определенные личностные трансформации.

Моделирование в психологии имеет разнообразные варианты. Модели могут быт структурными или функциональными, знаковыми, физическими, математическими или информационными.

Третья группа методов психологии представлена способами обработки полученных результатов. К ним относятся – органичнее единство качественного и количественного содержательного анализа. Процесс обработки результатов всегда творческий, поисковый и предполагает подбор самых адекватных и чувствительных инструментов.

Четвертую группу методов психологии составляют интерпретационные, которые теоретически объясняют изучаемое свойство или явление. Здесь заключены комплексные и системные наборы разных вариантов структурного, генетического и функционального методов, которыми замыкается общий цикл процесса психологического исследования.

Источник: http://psihomed.com/metodyi-psihologii/

Как научится читать чужие мысли?

Согласитесь, многие из нас хотели бы знать, о чем думают некоторые наши знакомые и близкие. Этот вопрос волновал и психологов, и они даже добились в его изучении кое-каких результатов. Оказывается, все наши мысли можно прочитать на лице точно так же, как по опреде ленным жестам — понять настроение или намерения человека.

Посмотрите в глаза человеку

Когда мы о чем-то думаем, то невольно двигаем глазами. В зависимости от хода мыслей меняется и траектория взгляда.

  1. Если собеседник не смотрит в глаза, избегая зрительного контакта, можно сказать, что ему безразличен этот разговор.
  2. О беспокойстве собеседника скажет недолгий зрительный контакт, когда вы встречаетесь глазами, но на короткое время, после чего собеседник быстро отводит глаза. Если же он пристально смотрит вам в глаза, не отводя взгляда — разговор этот очень важен для него и интересен.
  3. Опущенные вниз глаза могут свидетельствовать о сильном смущении или нежелании продолжать беседу.

О чем думает собеседник?

Присмотритесь к своему хорошему знакомому и попробуйте понять, о чем он думает.

Когда человек закатывает глаза вверх, вероятно, он раздражен или даже полон презрения. Часто это свидетельство снисходительного отношения.

Если пытается что-то вспомнить, т.е. воссоздать в памяти картинку, он невольно поднимает глаза вверх и вправо. Если же пытается что-то представить проявив свою фантазию, взгляд его будет обращен вверх и влево.

  1. Если просто вправо — пытается что-то вспомнить.
  2. Взгляд направлен влево — вспоминает не картинку, а какой-то звук.
  3. Взгляд вниз-вправо говорит о напряженной работе мысли. В это время ваш собеседник ведет диалог с самим собой, обдумывает что-то сказанное ему или решает, что сказать в ответ.
  4. Взгляд вниз-влево — знак того, что человек осмысливает какое-то впечатление, думает о своих переживаниях по какому-то поводу.

Изучив этот язык взглядов, вы, несомненно, сможете лучше понимать других, однако прочесть его мысли дословно все равно не сможете. (Учтите только, что если человек левша, то он все будет делать наоборот!)

А может ваш собеседник просто врёт?

Чаще всего люди хотят знать, правду говорит им другой человек или нет. Попробуйте определить истинность передаваемой вам информации по его взгляду.

Изобличить лжеца поможет нехитрый прием. Сначала задайте «испытуемому» простой вопрос, на который вы знаете ответ.

Если он поднимет глаза вверх и вправо, то все в порядке: он собирается правдиво на него о ветить. В следующую минуту задайте вопрос, который вас волнует.

На лице отвечающего отразится характерная эмоция — испуг или замешательство, и, собираясь соврать, человек обязательно посмотрит вверх и влево.

Как научиться читать мысли собеседника

Людей, читающих чужие мысли так, как будто они слышат их звучащими в своей голове, называют у нас экстрасенсами. Такой дар у подобных людей чаще всего врожденный. Однако в психологии есть методика, по которой можно приблизиться к такому состоянию, когда буквально слышишь чужие мысли. Это достигается посредством долгих тренировок, но если есть желание, можете попробовать.

  1. Вам понадобится партнер. Это должен быть ваш близкии человек или очень хороший знакомый. Сядьте друг напротив друга. По очереди думайте о чем-то хорошем или о чем-то неприятном. Вам нужно научиться угадывать — о хорошем или о неприятном подумал партнер.
  2. Пусть ваш знакомый спрячет какой-то предмет. Вы будете задавать ему наводящие вопросы, на которые он не должен отвечать. Но по выражению лица вы должны догадаться, что именно он хотел сказать. Это довольно сложное упражнение, но со временем вы освоите и его.
  3. Напарник кладет себе на колени журнал и рассматривает какую-нибудь картинку (которую вы, разумеется, видеть не должны). Вы, глядя на выражение его лица, что-то набрасываете на листе бумаги, какие-то цветные пятна. В этот момент вам важно не пускать в свою голову никаких мыслей — пусть рука рисует сама. После того, как вы сличите свой рисунок и картинку из журнала, наверняка найдутся совпадения.

Регулярно тренируясь, вы почти наверняка достигнете невероятных результатов; приблизитесь к такому состоянию, что начнете буквально «слышать» мысли других. Правда, здесь вас будет подстерегать проблема иного рода: вам может совсем не понравиться то, что вы услышите — это окажется для вас слишком тяжелой ношей.

Так что, прежде чем тренироваться, подумайте, действительно ли вам это нужно…

Источник: http://ustiniya.ru/kak-nauchitsya-chitat-chuzhie-mysli

Как научиться думать правильно? | Имидж | Наша Психология

Расхожий студенческий афоризм гласит, что лекция — это процесс перевода записей преподавателя в записи студента, минуя головы их обоих.

Не знаю, как насчет преподавателей, но истинность второй части фразы могу подтвердить самолично: от доброй половины вузовских курсов мне сейчас вспоминаются лишь названия.

Вся остальная информация по этим предметам лежит у меня на шкафу, аккуратно перевязанная ленточкой.

Сила ключевых слов

 Тони Бьюзен в своей книге Make the Most of Your Mind описывает эксперимент, в котором нескольким группам студентов было предложено воспроизвести одну и ту же лекцию.

Хуже всего справились студенты, которые не делали записей вообще. Чуть лучше те, кто записал лекцию целиком.

Краткие конспекты оказались гораздо более эффективными, а самые лучшие результаты показали те, кто записывал лишь ключевые слова, как писал Даниэль Лапп, «где внимание, там и память». Теперь эти слова расположены рядом, а не теряются в море избыточного текста.

Плюс теперь мы не делаем кучу добавочной работы, сначала записывая лишние слова, а потом их прочитывая, а потому можем сосредоточиться на выявлении смысловой структуры текста.

Для того чтобы сделать более понятной взаимосвязь между ключевыми словами в конспекте, можно соединить их стрелками и линиями. А чтобы подключить к процессу творческое правое полушарие, можно часть ключевых слов заменить картинками, поиграть с размерами букв и способом написания, добавить разные цвета.

И вот мы уже буквально в шаге от продвинутой методики конспектирования, предложенной английским психологом Тони Бьюзеном — ментальных карт.

Карта эффективного ума

Ментальная карта — способ ведения записей, который созвучен естественному способу мышления. Карта отражает смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие связи между понятиями, частями.

Это ветвистая структура, в центре которой расположено слово или изображение, кодирующее основную тему. От нее отходят ветви-подтемы, каждая из которых, в свою очередь, разрастается более мелкими веточками и так далее.

Подобная структура безгранична.

А потому, начав использовать этот метод, вы будете частенько обнаруживать, что бумага уже кончилась, а идей еще навалом.

Еще одно преимущество ментальной карты — ее гибкость.

Если в процессе линейного конспектирования вам пришла в голову идея относительно предыдущих пунктов, то, чтобы записать ее, вам нужно делать выноску, писать на полях или между строк.

Когда подобное происходит достаточно часто, то в какой-то момент понять что-то в ваших записях будет уже невозможно. На карте же нужно всего-то добавить веточку: это не разрушает структуру записей, а наоборот, дополняет.

Занимательная картография

Постепенно вы разовьете свой собственный стиль ведения ментальных карт, но на первом этапе есть несколько рекомендаций, которых стоит придерживаться.

Берите бумагу формата не меньше А4. Располагайте лист горизонтально.

Используйте только один центральный образ — желательно рисунок, а не слово.

Старайтесь использовать отдельные слова, а не словосочетания.

Направляйте главные ветви к углам листа, а дополнительные изгибайте, чтобы заполнить весь лист.

Не оставляйте слова висеть в пространстве. Под каждым словом должна быть ветка.

Главные ветви — толще производных.

Не поворачивайте лист, чтобы было проще писать: слова над ветками будут перевернутыми и это затруднит быстрый обзор.

Используйте цвета, декоративные шрифты, стрелки, рисунки, объемные изображения.

Выберите свой цвет для каждой главной ветки и ее производных. Тогда даже если разные ветви в какой-то момент смешаются, карта не потеряет наглядности.

Искусство пропускать информацию через себя

Интеллект-карта — не просто другой способ конспектирования, а совершенно иной подход к ведению записей, в котором акцент смещается с информации как таковой на того, кто ее воспринимает, — на вас.

Запоминается лишь то, что значимо. То, что вам не нужно и не интересно, вы толком никогда не запомните — смиритесь с этим.

Вы можете это вызубрить и ответить на экзамене, но через несколько месяцев от этой информации не будет и следа.

Ментальная карта — это способ пропустить информацию через себя. Это не столько запись самой информации, сколько мыслей, которые она у вас вызвала.

Поэтому она очень индивидуальна, она растет, скорее, за вашими ассоциациями, чем за логикой информационных блоков, а поэтому ее структура может местами совпадать с иерархией текста, а может и не совпадать.

Некоторые ветви карты могут не иметь непосредственного отношения к предмету, но зато они имеют непосредственное отношение к вам. К тому, что вы уже знаете. К тому, как собираетесь использовать эту информацию. К тому, как к ней относитесь, какие чувства она у вас вызывает, на какие воспоминания наталкивает.

Ведь запоминание — это связь поступающей информации с той, что уже есть. Сама структура ментальной карты способствует поиску этих связей. Каждый ключ наглядно связан с соседними и с общей темой.

При работе со сложным текстом рекомендуется просмотреть его несколько раз, составить представление о предмете, об основных его аспектах и взаимосвязи между ними — о том, что станет на нашей карте ветвями первого уровня. А потом уже детализировать эту общую структуру по мере необходимости. При таком подходе получается, что для любой новой информации уже есть готовая ячейка, в которую та охотно ложится.

Чтобы хорошо запомнить какую-то информацию, ее стоит несколько раз повторить. И тут мы сталкиваемся еще с одним преимуществом.

Читайте также:  Искусственный интеллект - психология

То, что называется «повторение по конспекту», на деле является повторным прочтением: в отличие от активного процесса извлечения информации из памяти тут лишь очередное пассивное восприятие.

Повторение ментальной карты происходит иначе — вы просто рисуете ее по памяти.

 Сделать это не так уж сложно. Поскольку, в отличие от страниц конспекта, ментальные карты цветные и яркие и каждая не похожа на другую, то тут к делу подключается еще и визуальная память.

Кроме того, эксперименты с произвольным и непроизвольным запоминанием показали, что наиболее эффективно память работает тогда, когда есть установка на запоминание материала, но при этом оно не прямая цель работы. Когда мы строим карту, она и есть цель, а информация лишь строительный материал.

В этом случае сознательное старание запомнить не мешает нашей памяти и она работает очень эффективно.

 После того как ваша карта готова, сравните ее с исходной. Они не должны стопроцентно совпадать — пока вы строили вторую карту, вам могли прийти другие ассоциации, более подходящие формулировки или удачные способы композиции. Но если вы не смогли построить какую-то ветку, то, значит, над этим аспектом материала стоит еще поработать.

Практические рекомендации 

Не жалейте времени. Проработать текст и построить карту — несколько дольше, чем просто прочесть раз и забыть. В результате вы выигрываете многократно. Воспринимайте ментальную картографию как вид искусства, собственно, этим она и является.

Тони Бьюзен рекомендует перед тем, как приступить к изучению нового материала, потратить 10–15 минут на карту, отражающую то, что вы уже знаете по этой теме, и вопросы, на которые хотите получить ответ.

Во время чтения помечайте на полях то, что может пригодиться для построения карты. Первый вариант удобно строить программе MindManager (www.mindjet.com) — специальном пакете для построения ментальных карт.

Бьюзен утверждает, что для того, чтобы информация прочно закрепилась в долговременной памяти, достаточно пяти повторений: через десять минут, на следующий день, через неделю, через месяц и через четыре месяца.

При последующих повторениях добавляйте в карту мысли, которые пришли вам в голову за прошедшее время и новую информацию по теме. Возможно, вам захочется полностью перекомпоновать карту в свете теперешнего понимания предмета, — не отказывайте себе.

Если вы готовите доклад или статью, то пронумеруйте ветки в том порядке, в котором будете их излагать, или соедините стрелками другого цвета.

И последнее: все изложенное — рекомендации. Следуйте им некоторое время, а потом ищите способы, наиболее удобные лично для вас.

карты памятиментальные картыработаработа с информациейучеба

Источник: https://www.psyh.ru/kak-nauchitsya-dumat-pravilno/

Самостоятельное изучение психологии

Подскажем и расскажем, как и с чего начать самостоятельное изучение психологии.

Для начала определитесь, что вы хотите получить. Разобраться в себе и помочь знакомым или, быть может, стать профессиональным психотерапевтом, посвятив свою жизнь изучению психики человека.

Если вас интересует первое, то всё можно сделать самостоятельно. Чтобы стать профессиональным психологом, психотерапевтом или психиатром потребуется высшее образование по соответствующим специальностям.

Так или иначе, какой бы путь вы не выбрали, начинать следует с изучения истории и основ психологии.

Коли вы не собираетесь особо углубятся в науку, для изучения истории психологии достаточно будет обзорных статей из энциклопедий.

В качестве книги описывающей термины и различные направления психологии можем посоветовать «Введение в общую психологию» за авторством Юлии Гиппенрейтер.

Тому, кого интересует изучение психиатрии, понятий о норме и патологии (болезни) психики, стоит ознакомиться с какой-то из этих книг (можно с обеими):

  1. «Общая психопатология» — Жмуров В. А.
  2. «Патопсихология» — Зейгарник Б. В.

Для того, чтобы успешно решать свои и чужие проблемы, недостаточно знать только понятия о норме и болезни, а также психологические методики их лечения. Крайне необходим опыт. Помимо набивания собственных шишек, неплохо помогает чтение классической литературы, в которой рассматриваются миллионы жизненных ситуаций.

Но и одного лишь опыта недостаточно, важно правильно и быстро мыслить в разных направлениях. Начните читать философию известных мыслителей: «Диалоги Платона», «Государь» (Н. Макиавелли), «Этика» (Б. Спиноза), (И. Кант) «Критика чистого разума», (Г. В. Ф. Гегель) «Феноменология духа», «Об ученом незнании» (Николай Кузанский).

Самостоятельно изучив всё это, можно смело переходить к ознакомлению с любым направлением психологии. К этому времени у вас уже будет самостоятельное мнение о науке, и вам не придётся задаваться вопросом «А что почитать?»

Начинать самостоятельное изучение психологии с книжек Фрейда, как принято у нас в стране, — большая ошибка. Психоанализ это только одно из направлений психологии, к тому же, не самое доказательное и обоснованное. А изучая психологию по советам из этой статьи, даже не дойдя до исследований философов, вы будете более подкованы в жизни, нежели прочитавший всего Фрейда.

Источник: https://psychogenesis.ru/o-psikhologii/samostoyatelnoe-izuchenie-psikhologii

Как понять что человек врет. Примеры методик раскрытие лжи

Как понять что человек врет. Примеры методик раскрытие лжи

Редкому человеку не хотелось узнать насколько стоит доверять словам собеседника. Многие люди припомнят пару народных примет, свидетельствующих о лукавстве оппонента. Точность народных методик невелика.

Невозможно с их помощью дать однозначный ответ на вопрос «как понять, что человек врет».

Широко распространенное мнение, предполагающее возможность определения лжеца по глазам, небезосновательно, однако, с большей вероятностью, этим методом может быть установлено негативное отношение человека к теме разговора.

Contents

  • 1 О психология лжи
    • 1.1 Известные книги с которыми возможно понять как врет человек:
  • 2 Вранье и его признаки: ограничения методик
    • 2.1 Необходимо учесть следующие моменты:
  • 3 Как понять что человек врет по содержанию разговора
  • 4 Как распознать, что человек врет по форме речи
  • 5 Как узнать, что человек врет по его поведению: общая информация
  • 6 Как понять, что человек врет по поведению: признаки и проявления
  • 7 Как понять, что человек врет: обобщения и выводы

О психология лжи

Профессиональный подход к решению вопроса «как понять, что человек врет» предполагает знание не одного, а целого ряда проявлений в поведении и мимике собеседника. Их исследованием занимается специальный подраздел психологической науки — психология лжи.

Это направление давно перешло из сугубо научной области исследований в сферу научно-популярной публицистики на тему «Как определить, что человек врет?».

Только за последнее десятилетие вышла целая серия работ, посвященных рассмотрению данного вопроса.

Известные книги с которыми возможно понять как врет человек:

  1. О. Фрая «Ложь. Три способа выявления».
  2. Е. Спирицы «Психология лжи».
  3. С. Уолтерса «Правда про ложь».

Большинство работ предлагают конкретные методики «как определить, что человек врет». Ознакомиться с их кратким содержанием позволит данная статья.

Читателю предоставляется возможность, сэкономив время получить подробную выдержку из этих и других работ, написанных специалистами в области психологической науки и криминалистики.

Чтобы не перегружать текст массой фамилий и названий каждой отдельной методики, мы вводим общее для них обозначение — «Как узнать, что человек врет».

Вранье и его признаки: ограничения методик

Предваряя непосредственное рассмотрение методик «как распознать, что человек врет», стоит обозначить ряд важных деталей. Ложь больше, чем неправда или вымысел — это осознанное, преднамеренное вранье.

Оно изрекается с конкретной целью — ввести человека в заблуждение. Если человек верит в изрекаемую ложь, то выявить факт лжи окажется невозможно ни по глазам, ни с помощью полиграфа.

Не следует путать и считать ложью детские фантазии.

В усвоении методики «как понять, что человек врет», следует осознавать и отсутствие стопроцентных гарантий верности выводов, полученных с ее помощью. Обнаружение в поведении собеседника признаков обмана, которые будут рассматриваться нами ниже, ничего не гарантирует. Существует масса факторов способных послужить причиной проявления признаков обмана в поведении искреннего человека.

Необходимо учесть следующие моменты:

  1. Необходимо установить поведенческую норму, свойственную собеседнику.
  2. Недостаточно зафиксировать единичные отклонения поведенческих норм.
  3. Следует устранить предубеждения относительно искренности собеседника.

  4. Свободное расположение духа собеседника необходимо для точности выводов.

Поведенческая норма — это привычное поведение человека во время искреннего разговора.

Не зная норму человеческого поведения невозможно и использовать методику «Как узнать, что человек врет». Недостаточность единичных проявлений отклонения от нормы означает недопустимость построения выводов по глазам или речи собеседника.

Необходим учет совокупности признаков обмана, наблюдаемых в его реакциях. Если заведомо определить слова собеседника как лживые.

Учет вышеизложенных моментов — основа успешного применения методики «как определить, что человек врет». Стоит учесть способность затрагиваемой темы причинить неудобства собеседнику, влекущего проявление признаков лжи при правдивом изложении.

Лучшим способом выявления обмана является тщательная предварительная подготовка к разговору с исключением неприятных тематик, способных вызывать болезненные воспоминания.

Учет вышеупомянутых факторов открывает возможность выявить обман в словах собеседника с высокой долей точности.

Как понять что человек врет по содержанию разговора

4 стратегии диалога, рассматриваемые как признаки обмана:

  1. Уклонение.
  2. Незнание.
  3. Заверение.
  4. Грубость.

Стратегия уклонения

Стратегия уклонения проявляется в попытках резкого перевода разговора на отвлеченную тему:

  • Как понять, что человек врет?
  • А ведь сегодня масленица!

Переход всегда внезапен, а сам комментарий нередко отличается изрядной нелепостью. На внезапность важно обращать внимание. Если задолго до ключевого вопроса собеседник озвучивал желание поговорить на другую тему, то здесь налицо не признаки лжи, а отсутствие интереса к теме разговора.

Стратегия незнания

Стратегия незнания заключается в нарочитой демонстрации человеком своей неосведомленности по ключевой теме:

  • Как понять, что человек врет?
  • Ничего об этом не знаю.

В качестве контрольной проверки следует установить наличие аналогичных реакций в отношении других, заведомо неизвестных собеседнику, тем.

Стратегии заверения

Сущностью стратегии заверения являются попытки убедить окружающих в собственной искренности и честности, когда никто не высказывал сомнений в этом отношении:

  • Как понять, что человек врет?
  • Я всегда честен, мне бы даже в голову не пришло кого-то обманывать!

Стратегия грубости

Стратегия грубости заключается в агрессивных словесных реакциях на слова, что невозможно расценить как болезненные или унизительные. Человек срывается без явных на то причин. Здесь мы вплотную подходим к невербальным признакам лжи.

Как распознать, что человек врет по форме речи

Слова являются относительно новым проявлением человеческой коммуникации. В них содержится не более 10% информации, исходящей от человека во время диалога.

Почти 40% передаваемой человеком информации приходится на речевую активность не связанную со словами непосредственно.

Сюда относится интонация, громкость и прерывистость речи, а также другие факторы, не имеющие непосредственного словесного отображения.

Признаки лжи, которые проявляются в человеческой речи, но не связаны непосредственно с ее словесным содержанием:

  1. Появление или учащение речевых ошибок.
  2. Снижение громкости произношения.
  3. Прерывистость высказываний.
  4. Замедление речи.

Источник: https://OchenInteresno.com/ru/psychology/how-to-understand-that-a-person-is-lying-examples-of-techniques-for-disclosing-lies/

Психодиагностика: Тесты и проективные методики

1.7.Тест как основной инструмент психодиагностики1.8. Проективная техника
1.7.Тест как основной инструмент психодиагностики
Классификация тестов

ТЕСТЫ – стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

Слово  «тест» происходит  из старофранцузского языка и является  синонимом  слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины).  Этим словом обозначали  небольшие  сосуды из обожженной  глины, использовавшиеся   алхимиками  для проведения   опытов.

В русском  языке  слово  «тест» долгое  время имело два значения:1) испытательная  присяга, религиозная   английская  клятва, которую  каждый вступающий  в общественную  должность  должен давать, чтобы доказать, что он не тайный  католик;2)  плоский  плавильный  сосуд или сосуд из выщелоченной  золы для выделения олова из золота или серебра.

3 главных характеристики тестов:ВалидностьНадежность

Стандартизированность

Классификация тестов:

I. По форме тестирования:

1) Индивидуальные и групповые

Индивидуальные тесты — тип методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один.

Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, отмечать функциональное состояние испытуемого и др.

 Групповые тесты — тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых. По характеру групповые тесты являются, как правило, типичными психометрическими тестами с весьма жесткой регламентацией процедуры обследования, обработки и интерпретации данных.

Читайте также:  Метод беседы - психология

2) Устные и письменные

3) Бланковые (проведение стандартизированного теста в форме бумажной технологии — с помощью тестового буклета с заданиями и бланка (ответного листа), на котором испытуемый фиксирует свои ответы на задания),

предметные (материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т. п) ,
аппаратурные (требуют применения специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных)
компьютерные (тесты, которые предлагают сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с компьютером)

4) Вербальные и невербальные. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала.

В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словеснологической форме. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме.

Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.

Невербальные тесты — это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т. п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции.

Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления.

В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

II. По содержанию тестирования

1)Тесты интеллекта (стандартизованные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач)

2) Тесты специальных способностей (тесты, направленные на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретных областях деятельности)
3) Тесты достижений (тесты, направленные на оценку усвоения испытуемым конкретных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате определенного курса обучения или тренировки)
4) Тесты личности (тесты, направленные на измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Включает в себя проективные методики, личностные опросники и любые другие методики, предназначенные для диагностики эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивидуума.

III. По цели тестирования

-Определение отклонений психического развития-Индивидуальное консультирование-Профотбор и профподбор-Определение уровня достижений  (овладения знаниями, умениями, навыками)-Тренинговый процесс-Судебно-психологическая экспертиза

Требования к измерительным методам (тестам):

-должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностический констркут должен быть соотнесен с уже имеющимися теоретическими обоснованиями, проверенными на релевантность. Область применения должна быть четко выделена и обозначена, указан контингент обследуемых. Необходимо четко обозначить цели использования результатов.-процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, который можно было бы передать ЭВМ или специалисту, не имеющему специальных психологических знаний.-процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестевым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов.-тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработки и пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы).-процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы.-необходимо вести банк данных, собранных по тесту, и проводить периодическую коррекцию всех стандартных методик
ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА — группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее суще­ственным признаком является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпрети­ровать, развивать и т. д. При этом происходит проекция (перенос) пси­хических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности.Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.

Первая проективная  методика, т. е. та, которая основывалась на соответствующей   теоретической   концепции  — психологической концепции проекции, появилась  в 1938 г.

и принадлежит   американскому   психологу  Генри Мюррею, автору знаменитого   теста тематической  апперцепции (ТАТ). Ранее появившиеся  методики, а к ним относится  и опубликованный   в 1922 г.

самый известный в мире тест Роршаха, были осмыслены с позиций проективного подхода, сформировавшегося позднее.

Г. Мюррей впервые описал процесс проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию. Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации. 

Понятие  проекции (от лат.

projectio — выбрасывание) как психологическое  понятие появляется  впервые  в психоанализе  и принадлежит  3. Фрейду  (Freud, 1894). Он полагал, что анксиозные  неврозы  возникают  в том случае, когда психика  не может овладеть эндогенно  развившимся  сексуальным  возбуждением  и в этом случае происходит  проекция  этого возбуждения  во внешний  мир.

Проекция  (наряду  с вытеснением, рационализацией, сублимацией   и др.) рассматривалась   в качестве  одного  из защитных  механизмов. Процесс  конфликта, в соответствии  с 3. Фрейдом, изживается  благодаря  особому психическому  механизму  — проекции.

   Основоположник    психоанализа  в своей работе  «Тотем  и табу» пишет  о том, что «враждебность, о которой  ничего не знаешь и также впредь не хочешь знать переносится из внутреннего  восприятия   во внешний  мир и при этом отнимается  от самого себя и приписывается   другим».

«Проекция  — это защитный  механизм, используемый  бессознательной   сферой «Я», посредством  которого  внутренние  импульсы  и чувства, неприемлемые в целом для личности, приписываются  внешнему  объекту и тогда проникают  в сознание, как измененное  восприятие  внешнего  мира». Энциклопедия  психоанализа

Приписывая отрицательную   черту другим  на основе  сравнения, можно  минимизировать    или отрицать  ее у себя.

 

«Проекция   не создана  для отражения  душевных  переживаний, она имеет место и там, где нет конфликтов», — пишет 3. Фрейд.

  Проекция, не привязанная   намертво к сфере бессознательного, вечно конфликтующего   с сознанием, а понятая как человеческая  особенность, без которой  нет собственного видения  предметов  и явлений окружающей действительности, была  названа   «атрибутивной проекцией«.

Классическую   и атрибутивную  проекцию, по мнению  разных авторов, можно различать  по «мишеням», избираемым   для проекции.

   Предполагается, что классическая  проекция  направлена  на отрицательно оцениваемых  лиц, а когда индивид осознает  у себя негативные  черты, он наделяет  ими лиц, к которым  у него положительное  отношение. Т.е. наделение  собственными   мотивами, потребностями, чувствами  других людей и понимание их поступков.

«Аутической проекцией» было  названо  явление, в основе которого  лежит детерминированность  восприятия   актуальными   потребностями человека. Этот феномен   был обнаружен  в ходе демонстрации   обследуемым   на экране  расфокусированных    изображений   разных объектов.

  Оказалось, что изображения  пищи  ранее распознаются   голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом». Дальнейшие  исследования   позволили  установить, что происходит  не только снижение  порога узнавания, но и проецирование   потребностей.

Если в случае классической   проекции  речь идет о приписывании   неосознаваемых черт и особенностей, тех, которые  вытеснены, то в близкой  ей рационализированной проекции субъект осведомлен относительно   нежелательных   (неодобряемых)  собственных  черт личности  или поведения, но всегда находит  им оправдание. 

Д. Холмс  (Holmes, 1968),  подводя  итоги  многочисленным    исследованиям, предлагает  выделить  два «измерения»   проекции.   Первое  — что проецируется (наличие—отсутствие    проецируемой   черты), второе  — осознание проецируемого. Комбинируя  эти измерения, можно классифицировать   известные  виды проекции

Симилятивная проекция, в соответствии с психоаналитической концепцией, выполняет  защитную  функцию. Субъект не осознает собственную  черту.

Комплементарная проекция предполагает  проекцию   черт, дополнительных к тем, которыми субъект обладает в действительности.  Например, порой, испытывая страх, мы склонны  едва ли не каждого человека воспринимать  как нам угрожающего. В этом случае приписываемая  другим черта, скажем агрессивность, позволяет объяснить собственное состояние. 

Для обозначения  определенного типа психологических методик понятие проекции впервые используется Л. Франком  в 1939 г. Им выдвигаются  три основных  принципа, лежащих  в основе  проективного   исследования личности.

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (Л.Франк, 1948)

-направленность на уникальное в структуре или организации личности. Личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей, или черт

-личность изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта-эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, формируя. направляя, искажая, изменяя  переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида.Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное  теоретическое  положение   обычно  называют  «проективной гипотезой».»моя личность проявляется во всем»Определяя  специфику  проективного   подхода, Л. Франк  пишет  о том, что это прием  исследования   личности, с помощью  которого  испытуемого   помещают  в ситуацию, реакцию  на которую  он осуществляет  в зависимости   от значения  для него этой ситуации, его мыслей  и чувств. Стимулы в проективных  методиках приобретают  смысл  не просто  в силу их объективного содержания, а прежде всего в связи  с личностным значением, придаваемым ему испытуемым.

Общие признаки проективных методик

-неопределенность, неоднозначность используемых стимулов-отсутствие ограничений в выборе ответа-отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» или «ошибочных»Л. Франк  первым разработал  классификацию   проективных  методик:

Виды проективных методик

Конститутивные (методики структурирования)

Испытуемый должен придать смысл какому-то аморфному материалуТест РоршахаПолагается, что в процессе  интерпретации   изображений, придания  им смысла, испытуемый  проецирует свои внутренние  установки, стремления  и ожидания  на тестовый материал.

Конструктивные методики

Предлагаются   оформленные    детали  (фигурки   людей  и животных, модели  их жилищ  и пр.), из которых  нужно  создать осмысленное целое и объяснить  его.Тест мира

Интерпретативные методики

Истолкование какого-либо события, ситуацииИспытуемому  предлагаются  таблицы-картины, на которых  изображены  относительно   неопределенные   ситуации, допускающие неоднозначную  интерпретацию.

В ходе обследования  испытуемым составляется  небольшой  рассказ, в котором  необходимо  указать, что привело к изображенной   ситуации, что происходит  в настоящее  время, о чем думают,  что чувствуют действующие  лица, чем эта ситуация  завершится.

Предполагается, что испытуемый  идентифицирует   себя с «героем» рассказа, что дает возможность   раскрытия   внутреннего   мира  обследуемого, его чувств, интересов  и побуждений.Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ)

Катартические методики

Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях  с целью достижения игрового катарсиса   ПсиходрамаПсиходрама  в виде импровизированного  театрального  представления   позволяет  субъекту не только аффективно  отреагировать и тем самым добиться  терапевтического  эффекта, — но и дает исследователю  возможность   обнаружить выносимые  вовне конфликты, проблемы, другую личностно  насыщенную продукцию.

Рефрактивные методики

Непроизвольные изменения в общепринятых средствах коммуникации (речь, почерк)  Графология

Экспрессивные методики

Рисование на свободную или заданную тему«Дом – дерево – человек». Проективный рисунок человекаПо рисунку  делают выводы  об аффективной  сфере личности, уровне психосексуального развития  и других особенностях.

Импрессивные методики

Предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другимТест Люшера. Психологическая   интерпретация исходит из символического значения  цвета. В качестве стимулов  могут выступать  фактически  любые объекты  живой  и неживой  природы.

Аддитивные методики

Завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории.Например, предлагается серия  незаконченных   предложений   типа:  «Будущее кажется  мне…», «Думаю, что настоящий   друг…» и т. п.  Эти методики  предназначены   для диагностики   разнообразных   личностных  переменных.

Источник:

Пальм Г.А. Психодиагностика. — Днепропетровск 2010Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.:Питер, 2008. – 384 с.Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.http://psylab.info/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B

Все темы психодиагностика

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/613524.html

Ссылка на основную публикацию