Искусственный интеллект — психология

Lfk.biz

Искусственный интеллект - психология

Человек всегда мечтал о создании идеального помощника который с одной стороны будет идеальным работником, а с другой идеальным другом.

В последнее время эти мечты стали воплощаться в совершенном роботе, искусственном интеллекте, который наделен сознанием «я», эмоциями и чувствами, практически очеловечен, т.е.

практически тождественен человеку оставаясь при этом машиной, устройством, механизмом, компьютерной программой.

За последние 50-100 лет появилась масса научной и научно-фантастической литературы, фильмов.

Так например прекрасные книги где фигурирует искусственный интеллект: Дэна Симмонса – тетралогия «Гиперион»,«Падение Гипериона» «Эндимион»,«Восход Эндимиона», где описаны ИКСины и их взаимоотношения между собой и окружающим миром; Фрэнк Герберт «Дюна», где на спец планете где доминирует искусственный интеллект готовят аналитиков для Домов, Лукьянеко «Линия грез», «Императоры иллюзий», классика С.Лема и т.д. и т.п. Наиболее эффектно в массовое сознание идеи связанные с искусственным интеллектом доносятся через кино. Так в общественном сознании, через мир синемы, заложены основные две идеи о искусственном интеллекте (искусственном разуме):

  • Идея №1. Пример: фильмы «Двухсотлетний человек» и «Искусственный интеллект» — идеальный механизм создан, т.е. техническая часть вопроса решена. В результате ошибки робот Эндрю, либо специально — робот Дэвид, механизмы наделяются свойствами человеческой души: осознают себя, свое я, испытывают эмоции чувства, ощущения и т.д., т.е практически оставаясь машиной они уподобляются человеку и даже превосходят его. Они становятся совершенством (идеальным человеком творцом, идеальным ребенком) в несовершенстве (механическая и программная основа сохраняется). Эти роботы знаменуют собой некий «идеал» к которому смотрящим фильм, возможно, стоит даже стремится.
  • Идея №2. Пример: фильмы ««Сатурн-3», «Я робот», «Терминатор-1,2,3,4» — идеальный механизм так же создан, т.е. техническая часть вопроса решена. Механизм робот (программа) так же осознает себя совершенным по отношению к человеку и человечеству, и принимает по разным мотивам различные репрессивные меры к последнему (от ограничения свободы до ликвидации). В данном случае, у смотрящих подобные фильмы формируется определенный страх перед искусственным разумом.

Р.S.Иногда создатели фильмов про искусственный интеллект, пытаются обыграть архетип героя: «трансформеры», «звездные войны» и частично «терминатор» против Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, которые увековечены в нашем менталитете на генетическом уровне, это специфическое, направленное, разрушения базовой мифо-поэтической зоны, при формировании личности…

Следует отметить, что таким образом в общественном сознании с одной стороны о искусственном интеллекте судят с созидательной стороны как о прообразе творца, идеале, а с другой стороны присутствует определенный страх… «За» и «Против» новых технологий…

В обеих идеях заложены логические ошибки происходящие от философской, и более того, религиозной безграмотности, связанные с не пониманием следующего базового закона – догмы: создание по своей сущности (в своей сути), не может превзойти своего Создателя.

Так человек (создание) будучи венцом творения, наделенный творческим потенциалом, свободой воли, способностью создавать и т.д. и т.п., не может превзойти Бога (Создателя) ни в чем по определению.

Более того, в Духовном мире, когда одно из совершенных творений (созданий) наделенных свободой воли «деница сын зари», противоречит Богу (Создателю) и стремится превзойти его… конфликт и бунт рождается деструкцию, грех, зло и несовершенство, от того, что творение стремится занять место Творца.

Так и шедевр известного художника при всем своем совершенстве, является лишь слабым отражением гения создателя, гения художника, это материальное проявление его таланта, бледный отблеск его души.

Так и программа написанная программистом, при том что она, скажем, может в тысячи раз считать быстрее и точнее чем человек ее создавший в сущности своей является творением, конечно невозможно ее приравнивать к программисту как к человеку.

При этом «Плох тот ученик который не смог превзойти учителя» и «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!» и генерал с солдатом и ученик с учителем являются людьми в этом они тождественны и поэтому они могут выступать в разных соотношениях, ученик может превзойти учителя, солдат может стать генералом, или не стать.

Хочется сказать, что создание и получение различных интеллектуальных устройств не только актуально в наше время и в нашу технологическую эпоху.

Так согласно легенде у «чернокнижника » Якова Вилимовича Брюса, ближайшего соратника Петра I, было механическое устройство в виде красивой девушки, выполняющей простые команды и прислуживающей за столом.

Так один из посетителей Брюса даже влюбился в нее и просил хозяина познакомить и уступить ему красавицу… какой же был у него психологический шок когда «чернокнижник» обнажил механическую сущность девушки-робота.

Вообще таких примеров в истории и праистории, фантастике да и в реальности можно привести массу. Все что объединяет Эндрю, Дэвида, Теримнатора, игрушку Брюса и других созданных и создаваемых роботов известно, как оказывается, человечеству с древнейших времен, и является вариантами реализации мифологемы Голема.

Голем (еврейск. «комок», «неготовое», «неоформленное»). В европейском фольклоре и средневековой демонологии глиняный великан, оживленный магическими средствами.

Чтобы сделать Голема, согласно древним рецептам, нужно вылепить из красной глины человеческую фигурку ростом с десятилетнего ребенка.

Оживить фигурку можно, произнеся имя бога, либо начертав на ее лбу слово zmet — «истина» (если стереть букву z, получится met, то есть «смерть»; таким образом можно уничтожить голема).

Впрочем, оживленный голем не обладает даром речи и не имеет души, однако он быстро растет, приобретая нечеловеческую силу. Иногда голем выходит из подчинения и может убить даже своего создателя. Наиболее известна легенда о големе, созданном пражским евреем рабби Левом; эту легенду изложил в романе «Голем» Густав Майринк. автор энциклопеди Александрова Анастасия

В создании Голема таким образом использовались оккультные науки и мистическо-демоническое мировоззрение, а в создании сознающего себя искусственного разума, робота используется стык наук мировоззрением же служит ньютоно-картезианская парадигма.

Конечно наука не стоит на месте замена конечностей как механическая рука у агента Спунера в «Я робот», уже перестает быть фантастикой, но именно ОСОЗНАЮЩИЙ себя искусственный интеллект (искусственный разум), не зависимо от достигнутых целей и реализации мотивов по сути своей всегда будет ГОЛЕМОМ.

Создание подобных систем не только не прекращается ни на минуту в мире, более того этические и моральные стороны вопроса при эксперименте создания искусственного разума не рассматриваются, результаты не выносятся на всеобщее обсуждение, либо обсуждение в среде ученых, контролируется эти работы группой «посвященных» и «избранных»…

При многих позитивных примерах где задействованы системы искусственного интеллекта проявляются и негативные свойства подобных систем.

Так, в частности созданы целые серии домашних любимцев с искусственным интеллектом «динозаврик», «кукла», «медвежонок», «собака» которые достаточно эффективно могут имитировать реакции живого существа: страх, боязнь, голод, жажду, нуждаться в уходе, приеме «пищи», обладают массой способности играть в различные игры и занимать ребенка.

Так, если играя с обычной, стандартной игрушкой главным будет выступать сам ребенок, его воображение, более того, ребенок сам контролирует «игровое поле», игру во времени и пространстве сам, непосредственно с себе подобными задает ситуативные параметры, роли и т.д.

, проецирует эмоции…в конце-концов он в своем сознании говорит себе о том, что игра закончена. Грань между игровым миром и реальным миром пластична, для ребенка, но она существует. Более сложно обстоит дело с игрушками обладающими искусственным интеллектом, являющихся усложненными вариантом «тамагочи»

Тамагочи— виртуальный домашний питомец. Идея принадлежала компании Bandai — третьему по величине игрушечному гиганту планеты. Смысл игры заключается в интерактивном наблюдении за жизнью питомца, от вылупления из яйца и до смерти.

В первых версиях можно было играть только за одного питомца, но в последующих версиях были добавлены многие существа: цыплёнок, кошка, собачка, медвежонок, поросёнок, дракончик.

А после премьерных показов телесериала Покемон стали особенно популярны в качестве питомца некоторые покемоны: Чармондер, Пикачу и другие.

Питомца можно было кормить, играть с ним, следить за здоровьем, убирать за ним, то есть электронная игрушка практически заменяла настоящее существо, отсюда такая привязанность детей к «электронному другу».

Первоначальный вариант игры не предусматривал возможности начать игру заново, поэтому смерть электронного питомца переживалась особенно сильно.

В Японии были зафиксированы случаи самоубийства подростков, не сумевших пережить смерть тамагочи.

С этого момента все выпускаемые игры обязательно имели клавишу сброса игры, нажать которую можно было только заострённым предметом. По материалами Википедии.

Опасность заключается в том, что ребенок, проецируя свои ощущения, чувства, мысли, эмоции на механический объект оживляет его, как бы наделяет душой. При этом если питомец гибнет это не так грустно так как вполне можно «оживить» его, подключив к розетке.

Более того такой робот может доминировать над волей ребенка, вообще не выводить его из игрового пространства. (аналогично работают многие компьютерные игры наделенные искусственным интеллектом, ребенок как бы начинает жить в них).

Результаты доминанты общения с роботом-игрушкой, по отличию от операций с обычной игрушкой, и общения со сверстниками, возможно нарушение формирования эмоционально-волевой сферы, нарушение коммуникабельности, замкнутость и другая патология.

Невозможно сравнить живого домашнего любимца который уникален и неповторим будь то собака, кошка, хомячок, морская свинка с роботом. Гибель домашнего любимца конечно вызывает боль, человек познает утрату, но с другой стороны он учится и сострадать.

При доминате жизни в сетевом мире, мире компьютерной игры, доминате общения с роботом, приравнивание и отожествление любого механического устройства с живым существом, фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили», не будет нести в себе никакой смысловой нагрузки…о душе человека, личность которого формирует робот, система искусственного интеллекта, можно сожалеть.

Конечно, системы искусственного интеллекта нужны человечеству, отказ от них в условиях современной цивилизации абсурден, нужна мера, золотая средина, знать бы где лежит эта мера…

Вообще все работы в направлении создания искусственного разума осознающего себя должны быть общедоступны. А практическое применение и внедрение систем искусственного интеллекта должно быть критически осмыслено. Ключевым и решающим при использовании искусственного разума должен быть не КПД с оценкой в долларах и евро, но мораль.

В заключение рассуждений о создании «искусственного интеллекта с душой», хочется вспомнить цитату, навеянную профессору Ф.Ф. Преображенскому размышлениями о своем, не очень удачном, создании Шарикове, в «Собачьем сердце».

К слову, профессору противна сама мысль о возможном родстве и тождественности с Шариковым, который является творением, неудачным экспериментом (биороботом, прообразом «Гомо Советикус», пролетарием, големом), абсолютно не является его «сыном» или «родственником», как утверждает и хочет сам Шариков.

«Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого.

Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар» и тут мне трудно что-либо добавить…

Источник: https://lfk.biz/artificial-intelligence-modern-psychology.html

Психология и запрет «искусственного интеллекта» по В.П. Зинченко

«… сам термин «искусственный интеллект» вызывает у меня чувство, похожее на затянувшееся изумление.

Ведь мы же не называем молоток, топор, отвёртку, пилу человеческой рукой, хотя они, несомненно, представляют собой овеществлённое человеческое действие. Мы говорим о ручном инструменте, об орудийных действиях человека. Но почему мы столь же осторожно не поступаем в случае с интеллектом, со сложнейшей формой человеческой деятельности?

Компьютер  следовало  бы  называть  не искусственным интеллектом, а инструментом интеллектуального действия или овеществлённым инструментом интеллекта, который может существенно облегчать, ускорять, повышать точность принятия решения, но может с тем же успехом ускорять принятие, хуже того — реализацию неправильных решений.

Если бы речь шла только о термине, то есть только о словах, которыми называют то или иное научное направление, не стоило бы, конечно, тратить столько энергии на попытки его изменить или хотя бы развенчать.

Но слова обладают способностью воздействовать на сознание, их смысл и значение формируют определенное отношение к обозначаемым ими понятиям.

И в среде непсихологов может укорениться представление, будто машины пятого, шестого, ну, в крайнем случае седьмого поколения будут уже «почти людьми».

Читайте также:  Периферия личности - психология

А это далеко не так.

«Наука отнюдь не является логическим построением, ищущим истину аппаратом. Познать научную истину нельзя логикой, можно лишь жизнью. Действие — характерная черта научной мысли». Академик В. И.

Вернадский, которому принадлежат эти слова, со свойственной ему необыкновенной проницательностью отнюдь не смешивал логику и научно-исследовательскую (в том числе и мыслительную) деятельность.

Но ведь именно на таком смещении основаны идеи об общности или близости работы компьютера и человеческого интеллекта! Они базируются либо на пренебрежении психологической реальностью, либо на смещении предметов изучения психологии и логики.

Другими словами, так называемый «искусственный интеллект» строится в настоящее время на логико-математических, намеренно очищенных от психологии основаниях, а потом, сознательно или бессознательно, уподобляется интеллекту человеческому.

Профессионалы в области вычислительной техники привыкли судить о процессе мышления лишь по его результату, что, впрочем, естественно, так как сам процесс этот в значительной своей части скрыт от самонаблюдения.

Другими словами, они рассматривают и анализируют предмет мышления, а не мышление как предмет, также доступный анализу.

Вычислительная техника даже обещанного пятого поколения сможет имитировать лишь самую незначительную долю одного из компонентов умственных способностей человека, а именно — некоторую часть их  операционально-технического компонента. А, скажем, воля и эмоции остаются за бортом этих исследований.

Процедуры машинных и человеческих решений принципиально различны. К мудрым словам В.И. Вернадского о том, что действие — характерная черта научной мысли, можно добавить, что оно характерно и для всякой мысли вообще, которая всегда возникает из действия и действием остается.

Анри Бергсон, один из крупнейших мыслителей, писал, что история эволюции, в процессе которой сложился интеллект, показывает нам, что способность понимания есть нечто, связанное со способностью к действию, — то, что когда-то называли умным деланием.

И это умное делание должно рассматриваться как необходимое условие действенности интеллекта, мысли, разума.

Содержащийся в книге А. Бергсона «Творческая эволюция» комплимент «Физика — это испорченная логика» чаще всего воспринимается как ирония. На самом же деле он подчёркивает действенный характер этой науки.

Исследования искусственного интеллекта не испорчены никакими попытками применить их к постижению тайн человеческого мышления, а ведь в этом прямой долг этого научного направления, коль скоро оно одолжило для своего названия слово «интеллект».

Происхождение мысли принадлежит к числу классических проблем философии и психологии. Замечательное поэтическое выражение — и решение — этой проблемы дал Гёте:

Написано: «Вначале было Слово» -И вот уже одно препятствие готово:Я слово не могу так высоко ценить.Да, в переводе текст я должен изменить,Когда мне верно чувство подсказало,Я напишу, что Мысль — всему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строкаОт истины была не далека!Ведь мысль творить и действовать не может!Не Сила ли — начало всех начал?Пишу, — и вновь я колебаться стал,И вновь сомненье душу мне тревожит,Но свет блеснул, — и выход вижу я:

В Деянии начало бытия!

(Гёте. Фауст. Перевод Н. Холодковского)

Здесь Гёте выразил не только искания Фауста, но дал концентрированную и прозрачную по своей ясности характеристику поисков неисчерпаемого источника духовной жизни, который осуществляет вся психология, включая и современную.

Деяние, или человеческое действие, богаче, чем стоящая перед ним цель, руководящий им образ, регулирующая его протекание программа, стоящие за ним мотивы и намерения. Иное дело, что психологическая наука сравнительно недавно приступила; к исследованию структуры действия, его функций, законов становления и развития.

Пионеры в этой области — наши отечественные учёные Н.А. Бернштейн и А.В. Запорожец.

Психологический анализ процессов мышления предполагает учёт человеческой субъективности, анализ мотивационной сферы, в том числе и борьбы мотивов, изучение процессов целеполагания, характеристику целей и их смены.

Оно и понятно, поскольку всякая деятельность, чтобы быть таковой, должна включать в себя цель, средство, результат. Свобода в выборе и полагании целей с неизбежностью влечёт за собой свободу в выборе средств и способов достижения  результата.

  А отсутствие какого-либо  из этих компонентов или даже жесткая фиксация его превращают умственную деятельность человека в нечто иное, например,  в искусственный интеллект.

Другими словами, интеллектуальную, умственную деятельность человека в принципе нельзя рассматривать вне особенностей его движения, восприятия, памяти и других форм деятельности.  (Этот тезис: что нельзя моделировать элементы изучаемого явления никак Автором не доказан – Прим. И.Л. Викентьевым).

Деятельность в целом — это органическая система, где, как в живом организме, каждое звено связано со всеми другими, где всё отражается в другом и это другое отражает в себе все. Но такая сущностная аналогия идет много дальше.

Деятельность, имеющая сложное строение, непрерывно развивается, — как и всякая органическая система, создаёт недостающие ей органы, в качестве которых на сей раз выступают новые образы и программы поведения, новые способы действия, новые цели и средства их достижения и так далее.

Нетрудно видеть, что столь сложный по своему строению процесс невозможно свести к логико-математическим структурам. Ссылки на то, что компьютер способен решать задачи, недоступные человеческому мышлению, скорее должны были бы приводить к заключению, что он и решает их нечеловеческими способами.

Не стоит забывать, что умственное человеческое действие не только предметно, но и социально по своему происхождению, то есть оно направлено не только на предмет, но и на другого человека. Человеческое мышление всегда диалогично, и в этом смысле оно не принадлежит только субъекту мышления.

      

Главная черта человеческого интеллекта — способность к творчеству, и, пожалуй, именно по этому параметру следовало бы сопоставлять интеллект естественный и искусственный.

Однако, несмотря на то, что акты творчества во всех их проявлениях издавна привлекали к себе внимание учёных, они остаются загадочными и трудными для исследования.

(К счастью, смутные  представления о том, что такое творческое мышление, озарение, интуиция, не делают эти явления менее частыми)».

Зинченко В., Искусственный интеллект – глазами психолога,  в Хрестоматии: Популярная психология / Сост. В.В. Мироненко, М., «Просвещение», 1990 г., с. 295-298.

Викентьев И.Л.

Youtube

Источник: http://vikent.ru/enc/6304/

Искусственный интеллект по Юнгу

26 август 2011 года

6Иллюстрация с сайта computerstory.ruСчитается, что искусственный интеллект тесно связан  с другими науками: кибернетикой, психологией и когнитологией, философией, лингвистикой.  Так, его историю можно связать с философскими вопросами о природе человека, попытками формализовать мыслительный процесс и запрограммировать психологические теории.

Направления развития искусственного интеллекта

Одна из существующих классификаций выделяет три основных подхода к «реализации» искусственного интеллекта:  символьный, коннекционистский и вероятностный подход.

  Символьный подход вначале базировался на вере в то, что «если мы сможем сделать машины, которые рассуждают логически, то мы сможем сделать все!». Следствием развития символьного подхода стали в том числе онтологии и инструменты нечеткой логики .

 Однако, в какой-то момент стало ясно, что не все «жизненные» задачи можно решить такими способами, что привело к развитию коннекционистского подхода.

Коннекционистский подход основан на модели математических нейронов, что позволяет решать многие задачи, не охватываемые символьным подходом.  Такой подход породил различные инструменты: нейронную сеть Хопфилда, радиально-базисные  функции.

Кардинальное  отличие между указанными подходами состоит в возможности отследить логику «мышления» системы: в символьном подходе на любом шаге мы можем проследить, как был произведен расчет того или иного параметра и какое он в данный момент имеет значение, инструменты коннекционистского же подхода подобны черному ящику: мы можем контролировать исключительно данные на входе и выходе системы (нейронные сети).

Вероятностный подход, в свою очередь, вобрал в себя достоинства как символьного, так и коннекционистского подхода. К нему относятся графовые модели и методы кластеризации.

Использование искусственного интеллекта в задачах психологии

Говоря о связи искусственного интеллекта и психологических задач, Сергей  в шутку отметил «сходство» искусственного интеллекта и психологии: «Очень любят психологи букву «Пси». А «Пси» в переводе с греческого обозначает душу. Таким образом психология изначально является «наукой о душе». Однако в психологии также мало говорят о душе, как в искусственном  интеллекте об интеллекте» Далее Сергей пояснил, что исследователи понимают интеллект как способ решения определенных задач. Однако как же связаны искусственный интеллект и задачи психологии? Дело в том, что в современном мире психологи стремятся подводить математическую базу под свои теории – здесь, безусловно, речь идет исключительно о статистике. Однако непреодолимое желание психологов смоделировать различные поведенческие модели человека вынудило их пойти к программистам. На этом этапе обнаружилось, что большинство психологических теорий, учений страдают отсутствием приемлемой формы представления или внутренней логики.

Так, например, в попытке «запрограммировать» бихевиористскую теорию программисты столкнулись с тем, что, несмотря на ясное устройство и легкое изложение, алгоритма  «если – то»  и конкретных моделей процесса обучения в этой теории не предусмотрено.

Напротив,  теория психоанализа хорошо проработана и может быть применена, но совершенно не формализуема еще и потому, что большая часть знаний хранится в невыразимом опыте психоаналитиков.

Например, существует масса сведений о том, кто, как и какие инструменты использовал и к чему это привело, однако форма представления не доведена до необходимого уровня обобщения:  чтобы разобраться в этом, вы должны стать психоаналитиком.

Тем не менее, программисты не оставляют попыток смоделировать поведение человека, используя в том числе вышеуказанные теории, и в ответ на вопрос  «Как программировать психологические модели» отвечают просто: «Брать и программировать»

Источник: http://witology.com/748.html

Искусственный интеллект – история развития и современный подход

Понятие «искусственный интеллект» начали активно использовать в мире с 2016 года, причем внедрение произошло очень быстро и незаметно для многих. Есть люди, которые категорично против таких разработок, поскольку видят в этом серьезную угрозу для человечества.

История искусственного интеллекта

Не существует четкой расшифровки понятия, как «искусственный интеллект» (ИИ), поскольку в разных языках и культурах есть собственные смысловые оттенки.

Согласно самому популярному варианту, это технология создания машин, которые могут выполнять интеллектуальные задачи. История развития искусственного интеллекта началась еще в середине прошлого века, хоть предположения философы высказывали еще в Средние века.

В начале 20-го века люди смогли увидеть механическое устройство, которое было способно играть в шахматы.

Как работает искусственный интеллект?

Интересен тот факт, что великие умы современного мира до сих пор не могут с точностью сказать, как работает ИИ.

Согласно общепринятым представлениям программа «искусственный интеллект» непосредственно ассоциируется с мышлением человека, но при этом наука еще не смогла полностью разобраться, что такое мышление и реальный интеллект.

Одним из самых перспективных направлений для развития на данный момент считается создание прикладных нейронных сетей.

Системы искусственного интеллекта

ИНС (искусственная нейронная сеть) – математическая модель, функционирующая по принципу биологических нейронов, которые соединены в единую систему. Принцип их работы основан на создании связи между несколькими обрабатываемыми элементами.

На входе нейрон получает большое количество сигналов, он их анализирует, используя весомые коэффициенты и формируя сигнал, поступающий к другому участнику цепочки. Создание искусственного интеллекта на основе нейронной связи произошло еще в 1958 году.

ИНС способны к самообучению.

В последнее время популярными являются еще нейро-экспертные системы, основа которых – огромная база знаний. В нее включены многочисленные сведения и методы, которые применяются для решения установленных задач. Кроме этого, система имеет самообучающийся алгоритм, опирающийся на полученные данные. Большое значение в ней имеет интерфейс.

Плюсы и минусы искусственного интеллекта

Чтобы лучше разобраться в перспективах искусственного интеллекта, следует разобраться в его преимуществах и недостатках. Начнем с первых, и к ним относят:

  1. Расширение возможностей в изучении разных сфер, которые недоступны обычным людям. Например, сюда можно отнести безопасное изучение космоса, океана и так далее. В значительной мере при помощи умных машин можно повысить скорость протекания экспериментов и исследований.
  2. При помощи искусственного интеллекта можно автоматизировать производство, которое может происходить без остановок. К тому же он может проводить оценку готовой продукции. Благодаря этому можно будет удешевить производство и улучшить работу на вредных и опасных для человека объектах.
Читайте также:  Привитые эмоции - психология

Следует оценить и существующие недостатки, которые также есть:

  1. Проблема искусственного интеллекта заключается в возможных сбоях, поскольку как ни крути, но это машина. Даже минимальная ошибка в расчетах может в итоге вылиться в серьезную проблему.
  2. Существует опасность того, что через время искусственный интеллект может обособиться от человечества и начать действовать в своих интересах. Можно подумать, что это сценарий, взятый из фильмов, но реальный риск действительно присутствует.
  3. Поскольку искусственный интеллект пытаются включить во все сферы, то это в итоге станет причиной быстро роста количества безработных людей.

Применение искусственного интеллекта

Используется ИИ в разных сферах, где нужно оптимизировать информацию и ее поиск, улучшить качество продукции и процесса производства. На самом деле список можно продолжать долго и он постоянно расширяется. Существует несколько базовых направлений, где полезно развивать ИИ:

  1. Создание систем, которые имитируют результаты человеческого мышления, рассуждений, эмоций и так далее.
  2. Технологии искусственного интеллекта имитируют не самого человека, а поведение биологических нейронных сетей и эволюционных процессов в природе.

Искусственный интеллект в медицине

К сожалению, но современная медицина желает лучшего. Врачам часто сложно поставить точный диагноз, например, когда нет достаточной практики или же конкретный случай далек от профессионального опыта.

В этой ситуации поможет искусственный интеллект, который имеет возможность анализировать огромное количество историй болезней, просканировать литературу по нужной теме и учесть много другой важной информации.

В результате будет выдвинут диагноз и предложен оптимальный план лечения.

Определение искусственного интеллекта включает и то, что машина сможет учесть генетические особенности пациента, истории предыдущих болезней и так далее.

На текущем этапе развития ИИ не сможет заменить врача полностью, но стать важным помощником ему посильно, повысив тем самым результативность лечения.

Кроме клинической практики искусственный интеллект используется в реализации разных исследований, например, для проверки совместимы ли лекарства друг с другом или анализа генетического кода.

Искусственный интеллект в бизнесе

Разные технологии используются для того, чтобы минимизировать затраты и повысить доходы, а еще оптимизировать рабочие процессы. Самые распространенные методы искусственного интеллекта в бизнесе:

  1. Создание персональных рекомендаций, то есть компании могут узнать, какие услуги понадобятся клиенту, чтобы повысить продажи и эффективность рекламы.
  2. Увеличение эффективности работы магазинов, то есть ИИ выбирает лучшее место для открытия новых точек, разрабатывает ассортимент с учетом потребностей жителей района и так далее.
  3. Оптимизация работы техподдержки, то есть клиент взаимодействует с искусственным интеллектом и он помогает найти ближайший магазин, совершить простые операции с картой и получить индивидуальные скидки.
  4. Обслуживание клиентов колл-центра, борьбу с мошенничеством, проведение персонализации предложений и повышение эффективности сотрудников.
  5. Оптимизация производства в промышленности, например, для правильного расхода сырья, подбора оптимальной настройки устройств и так далее.

Проблема искусственного интеллекта в философии

Главная философская проблема в области ИИ – есть ли возможность реально смоделировать мышление человека. Уже говорилось о том, что ученые до сих пор не разобрались как работает интеллект живого человека, не говоря уже о том, как его перенести в машину.

Есть еще одна проблема в философии – искусственный интеллект для чего он нужен? Самый приемлемый ответ на этот вопрос заключается в концепции «усилителя интеллекта».

Описывая проблемы создания искусственного интеллекта, стоит упомянуть еще одну – безопасность, поскольку возможные последствия туманны.

Будущее искусственного интеллекта

Если раньше разработчики ИИ стремились создать машину, которая смогла бы самостоятельно выполнять задачи, то на данный момент ситуация изменилась и цель, которая ставится перед искусственным интеллектом – помощь человеку в разных вопросах.

  1. Благодаря современному подходу искусственный интеллект начинает упрощать и совершенствовать разные процессы, например, в западных странах робот проводит первичную медицинскую диагностику на основе диалога с пациентом и его анализов.
  2. Еще одна перспективная сфера – предсказание и даже некая манипуляция поведением человека в рекламных системах.
  3. Можно ожидать увеличения качества работы поисковых систем и машинного перевода. Это будет возможно благодаря тому, что компьютер начнет понимать и анализировать смысл текста.

Развитие искусственного интеллекта

Есть много сфер, где может применять ИИ, поэтому ведется огромное количество разработок, рассмотрим некоторые из них:

  1. Уникальные функции искусственного интеллекта используются, чтобы создать роботов, которые смогут лгать. Их планируется использовать в военных целях в качестве охранников боеприпасов.
  2. Роботы будут выполнять обязанности домашних помощников и даже любовников, которых можно будет купить в секс-шопе.
  3. Некоторые ученые считают, что в 2030 году в мозг человека будут имплантировать нанороботов, которые сделают людей богоподобными.

Фильмы про искусственный интеллект

Тема о роботах уже давно используется в кинематографе и некоторые даже уверены, что это варианты возможного будущего. Лучшие фильмы про искусственный интеллект:

  1. «Превосходство». История о выдающемся исследователе, который работает над созданием искусственного интеллекта, но группа экстремистов против его идеи.
  2. «Она». Фильм рассказывает об одиноком писателе, который приобрел новую техническую разработку, направленную на исполнение любого желания пользователя. Через время он понимает, что влюбился в операционную систему.
  3. «Я, робот». История о будущем (2035 год), когда искусственный интеллект стал неотъемлемой частью жизни людей и роботы восстали против человечества.
Футуролог – кто это такой и чем он занимается?Футуролог – специалист занимающийся исследованиями и прогнозами будущего в разных научных сферах. Основными целями футурологии являются: предотвращение войн, эпидемий, развитие искусственного интеллекта и синхронизация с ним человека.
Эмпирический метод – что это значит, виды и методы эмпирического познания

Эмпирический метод познания – важная составляющая любой научной дисциплины. Без применения наблюдения, измерения, эксперимента было бы невозможным изучить окружающий мир, его явления и предметы. В изучении реальности человеку помогают его органы чувств.

Болезнь Пейрони – что это за заболевание и как его лечить?Болезнь Пейрони возникает только у мужчин, и она связана с половым органом. Есть определенный ряд симптомов, по которым ее можно обнаружить. Медицина предлагает несколько способов лечения этого заболевания.Качества лидера – какими качествами должен обладать лидер, как их развить?Качества лидера, такие как харизма, чувство ответственности, умение принимать сложные решения и мыслить нестандартно, можно и нужно развивать. Для этого существуют методики и упражнения, позволяющие стать успешным, и вести людей за собой.

Источник: http://kak-bog.ru/iskusstvennyy-intellekt-istoriya-razvitiya-i-sovremennyy-podhod

Искусственный интеллект глазами психолога

Машина живет глубокой и одухотворенной жизнью, но семени от машины не существует. Осип Мандельштам (1922 год)

Я с радостью и надеждой воспринимаю все известия о том, что строятся новые, все более совершенные компьютеры, — и потому, что постоянно использую в своей работе компьютер, и потому, что меня, психолога, то есть ученого, профессионально изучающего человеческое сознание и мышление, не оставляет вера, что с помощью новых машин мы получим наконец новые сведения о человеке. Естественно, что грядущие компьютеры наделенные способностью общаться с человеком впрямую и даже приспосабливаться к его индивидуальности, обещают новые возможности и дарят новые надежды.

Однако я боюсь, что в сознании кибернетиков может произойти опасное смещение понятий. Да, правда, что компьютеры одну за другой осваивают функции, свойственные, казалось бы, только человеку.

Но они, как это ни парадоксально, все меньше оказываются при этом способными моделировать человеческое мышление, поскольку выполняют эти функции совсем иным, чем мы, люди, способом.

И, стало быть, с каждым новым поколением компьютеры все дальше уходят от нас, превращаясь во все более совершенные орудия, но лишают нас надежды когда-либо увидеть в них модели человеческих эмоций, воли, действия.

(В целом даже мимика человеческого лица, пусть даже с плотно наложенной косметикой никогда не сможет быть повторена роботами, сколь совершенными они бы не были. А вообще как знать, может в будущем роботы станут столь совершенными, что даже появится косметкиа для них, ведь наделенные человеческими чувствами они также захотят быть красивыми, будут заходить на сайт http://glama.kz, интересоваться новинками в сфере косметологии и красоты как это делают современные женщины, и порой даже мужчины).

Потому-то сам термин «искусственный интеллект» вызывает у меня чувство, похожее на затянувшееся изумление. Ведь мы же не называем молоток, топор, отвертку, пилу человеческой рукой, хотя они, несомненно, представляют собой овеществленное человеческое действие. Мы говорим о ручном инструменте, об орудийных действиях человека.

Но почему мы столь же осторожно не поступаем в случае с интеллектом, со сложнейшей формой человеческой деятельности? Компьютер следовало бы называть не искусственным интеллектом, а инструментом интеллектуального действия или овеществленным инструментом интеллекта, который может существенно облегчать, ускорять, повышать точность принятия решения, но может с тем же успехом ускорять принятие, хуже того — реализацию неправильных решений.

Если бы речь шла только о термине, то есть только о словах, которыми называют то или иное научное направление, не стоило бы, конечно, тратить столько энергии на попытки его изменить или хотя бы развенчать.

Но слова обладают способностью воздействовать на сознание, их смысл и значение формируют определенное отношение к обозначаемым ими понятиям.

И в среде непсихологов может укорениться представление, будто машины будущего будут уже «почти людьми». А это далеко не так.

«Наука отнюдь не является логическим построением, ищущим истину аппаратом. Познать научную истину нельзя логикой, можно лишь жизнью. Действие — характерная черта научной мысли». Академик В. И.

Вернадский, которому принадлежат эти слова, со свойственной ему необыкновенной проницательностью отнюдь не смешивал логику и научно-исследовательскую (в том числе и мыслительную) деятельность.

Но ведь именно на таком смешении основаны идеи об общности или близости работы компьютера и человеческого интеллекта! Они базируются либо на пренебрежении психологической реальностью, либо на смешении предметов изучения психологии и логики.

Другими словами, так называемый «искусственный интеллект» строится в настоящее время на логико-математических, намеренно очищенных от психологии основаниях, а потом, сознательно или бессознательно, уподобляется интеллекту человеческому.

Профессионалы в области вычислительной техники привыкли судить о процессе мышления лишь по его результату, что, впрочем, естественно, так как сам процесс этот в значительной своей части скрыт от самонаблюдения.

Другими словами, они рассматривают и анализируют предмет мышления, а не мышление как предмет, также доступный анализу.

Вычислительная техника сможет имитировать лишь самую незначительную долю одного из компонентов умственных способностей человека, а именно — некоторую часть их операционально-технического компонента. А, скажем, воля и эмоции остаются за бортом этих исследований.

Процедуры машинных и человеческих решений принципиально различны. К мудрым словам В. И. Вернадского о том, что действие — характерная черта научной мысли, можно добавить, что оно характерно и для всякой мысли вообще, которая всегда возникает из действия и действием остается.

Анри Бергсон, один из крупнейших мыслителей, писал, что история эволюции, в процессе которой сложился интеллект, показывает нам, что способность понимания есть нечто, связанное со способностью к действию,— то, что когда-то называли умным деланием.

И это умное делание должно рассматриваться как необходимое условие действенности интеллекта, мысли, разума. Содержащийся в книге А. Бергсона «Творческая эволюция» комплимент «Физика — это испорченная логика» чаще всего воспринимается как ирония.

На самом же деле он подчеркивает действенный характер этой науки.

Исследования искусственного интеллекта не испорчены никакими попытками применить их к постижению тайн человеческого мышления, а ведь в этом прямой долг этого научного направления, коль скоро оно одолжило для своего названия слово «интеллект». Происхождение мысли принадлежит к числу классических проблем философии и психологии. Замечательное поэтическое выражение — и решение — этой проблемы дал
Гете:

Написано: «В начале было Слово» —
И вот уже одно препятствие готово:
Я слово не могу так высоко ценить.
Да, в переводе текст я должен изменить
Когда мне верно чувство подсказало,
Я напишу, что Мысль — всему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строка
От истины была не далека!
Ведь мысль творить и действовать не может!
Не Сила ли — начало всех начал?
Пишу,— и вновь я колебаться стал,
И вновь сомненье душу мне тревожит,
Но свет блеснул,— и выход вижу я:
В Деянии начало бытия!
(Гете. «Фауст». Перевод Н. Холодковского)

Читайте также:  Злость - психология

Здесь Гете выразил не только искания Фауста, но дал концентрированную и прозрачную по своей ясности характеристику поисков неисчерпаемого источника духовной жизни, который осуществляет вся психология, включая и современную.

Деяние, или человеческое действие, богаче, чем стоящая перед ним цель, руководящий им образ, регулирующая его протекание программа, стоящие за ним мотивы и намерения.

Иное дело, что психологическая наука сравнительно недавно приступила к исследованию структуры действия, его функций, законов становления и развития.

Психологический анализ процессов мышления предполагает учет человеческой субъективности, анализ мотивационной сферы, в том числе и борьбы мотивов, изучение процессов целеполагания, характеристику целей и их смены.

Оно и понятно, поскольку всякая деятельность, чтобы быть таковой, должна включать в себя цель, средство, результат. Свобода в выборе и полагании целей с неизбежностью влечет за собой свободу в выборе средств и способов достижения результата.

А отсутствие какого-либо из этих компонентов или даже жесткая фиксация его превращают умственную деятельность человека в нечто иное, например, в искусственный интеллект.

Другими словами, интеллектуальную, умственную деятельность человека в принципе нельзя рассматривать вне особенностей его движения, восприятия, памяти и других форм деятельности.

Деятельность в целом — это органическая система, где, как в живом организме, каждое звено связано со всеми другими, где все отражается в другом и это другое отражает в себе все. Но такая сущностная аналогия идет много дальше.

Деятельность, имеющая сложное строение, непрерывно развивается, — как и всякая органическая система, создает недостающие ей органы, в качестве которых на сей раз выступают новые образы и программы поведения, новые способы действия, новые цели и средства их достижения и так далее.

Нетрудно видеть, что столь сложный по своему строению процесс невозможно свести к логико-математическим структурам.

Ссылки на то, что компьютер способен решать задачи, недоступные человеческому мышлению, скорее должны были бы приводить к заключению, что он и решает их нечеловеческими способами.

Не стоит забывать, что умственное человеческое действие не только предметно, но и социально по своему происхождению, то есть оно направлено не только на предмет, но и на другого человека. Человеческое мышление всегда диалогично, и в этом смысле оно не принадлежит только субъекту мышления.

Главная черта человеческого интеллекта — способность к творчеству, и, пожалуй, именно по этому параметру следовало бы сопоставлять интеллект естественный и искусственный.

Однако несмотря на то, что акты творчества во всех их проявлениях издавна привлекали к себе внимание ученых, они остаются загадочными и трудными для исследования.

(К счастью, смутные представления о том, что такое творческое мышление, озарение, интуиция, не делают эти явления менее частыми.)

Нам — не только психологам, но всем людям вообще — надо найти средства, с помощью которых оказалось бы возможным проникнуть в удивительный мир человеческого мышления, во все его реальные пласты и формы.

Реалистическая позиция состоит в том, что возможности научно-технического прогресса и человеческого мышления не ограничены.

Поэтому можно надеяться, что работы по искусственному интеллекту, вне зависимости от того, насколько удачен этот термин, приведут все-таки к созданию новых машин и устройств, специально приспособленных к тому, чтобы помочь решить эту грандиозную задачу.

Удалось же исследователям сделать то, что казалось невозможным всего несколько лет назад. Пусть же они, успешно справляясь со своими сегодняшними неотложными проблемами, нё забывают и о своем долге перед наукой о человеческой душе — психологии, который компьютеры, даже самые мощные, увы, вернуть не смогут.

Источник: http://waking-up.org/psihologiya-i-psihoterapiya/iskusstvennyiy-intellekt-glazami-psihologa/

Искусственный интеллект и когнитивная наука Поспеловские чтения 29-30 ноября 2011. — презентация

1 Искусственный интеллект и когнитивная наука Поспеловские чтения ноября 2011<\p>

2 Когнитивная наука Когнитивистика (когнитивная наука) (лат. cognitio познание) междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта.<\p>

3 Цель когнитивной науки Ключевым техническим достижением, сделавшим когнитивистику возможной, стали новые методы сканирования мозга. Томография и другие методы впервые позволили заглянуть внутрь мозга и получить прямые, а не косвенные данные о его работе. Наблюдаемый сейчас прогресс в когнитивистике позволит описать и объяснить процессы в мозгу человека, ответственные за высшую нервную деятельность. Это позволит создать системы так называемого сильного искусственного интеллекта, который будет обладать способностями к самостоятельному обучению, творчеству, свободному общению с человеком<\p>

4 Сильный и слабый ИИ В философии искусственного интеллекта (ИИ) спор сильного ИИ (Джон Сёрль) против слабого ИИ протекает вокруг гипотезы о том, что некоторые формы искусственного интеллекта могут действительно обосновывать и решать проблемы. Теория сильного ИИ предполагает, что компьютеры могут приобрести способность мыслить и осознавать себя, хотя и не обязательно их мыслительный процесс будет подобен человеческому. Теория слабого ИИ такую возможность отвергает.<\p>

5 Составляющие когнитивистики Искусственный интеллект Когнитивная психология Когнитивная лингвистика Когнитивная этология Математическая логика Неврология Нейробиология Нейрофизиология Философия сознания К когнитивным наукам также относят экспериментальную психологию познания, нейронауку, когнитивную антропологию, когнитивную географию.<\p>

6 Когнитивная наука Область междисциплинарных исследований познания, понимаемого как совокупность процессов приобретения, хранения, преобразования и использования знаний живыми и искусственными системами. Аппаратными и программными средствами для когнитивной науки, общими для всех ее областей, являются методы матмоделирования на основе биоморфных нейронных сетей. В отличие от классических нейросетей используются нейросети рекуррентные, модулярные, асссихронные, с немонотонной активационной функцией и т.д. и нейроморфный искусственный интеллект.<\p>

7 Схема модулярной сети<\p>

8 8 Десятилетие мозга 8 » ( )<\p>

9 Десятилетие сознания Десятилетие мозга ( ) Десятилетие сознания ( ?)<\p>

10 3D визуальная лаборатория сканирования мозга человека<\p>

11 Интеграция нано, био, инфо и когнотехнологий Отчёт Национального научного фонда и Министерства экономики США о конвергенции 4-х мегатехнологий: Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science NSF/DOC-sponsored report 2006 «…В основе конвергенции технологий лежит материальное единство мира на наноуровне и его интеграция на более высоких уровнях. » « Из четырех НБИК областей когнитивная наука является наименее зрелой, но по этой же причине она несет и наибольшие обещания. Развитие когнитивных технологий может иметь наиболее заметные последствия для общества в целом…»<\p>

12 Нейроморфный искусственный интеллект Машины Фон- Неймана Нероморфные машины Сложность машин [log] Уровень мозга человека Заря новой парадигмы простые cсложные Сложность среды [log] Цель программы КортексМодель кортекса 15 ватт10 10 ватт I литр4x литров Проблема По сравнению с биологическими системами интеллектуальные машины менее эффективны в миллионы раз Чтобы увеличить эффективность интеллектуальных машин, их надо совмещать с биологическими системами. Цель Развить нейроморфные машины до биологического уровня.<\p>

13 Компьютерное моделирование верхнего слоя колонки Маунткастла (neocortical columns) (узловые структуры содержащие от 10 до 70 тысяч нейронов) мозга крысы. Здесь возбуждённые нейроны подсвечены розовым, голубыми и желтыми цветами (проект Blue Brain).<\p>

14 SyNAPSE Финансирует исследование DARPA, которая в своем проекте SyNAPSE (Systems of Neuromorphic Adaptive Plastic Scalable Electronics) рассчитывает к 2015 году создать прототип чипа, моделирующего 10 млрд нейронов, соединенных 1 трлн синапсов, и при этом потреблять менее 1киловатта энергии и занимать в объеме менее 2 литров. Dharmendra Modha, ведущий исследователь IBM по проекту SyNAPSE, сравнивает представленную симуляцию с электронным микроскопом или ускорителем частиц: «Это инструмент, который другие исследователи теперь могут использовать для того, чтобы лучше понять, как протекают мыслительные процессы в мозгу». IBM рассчитывает создать полную модель кортекса к 2019 году, и, похоже, в эти сроки они более чем укладываются. В Нижнем Новгороде планируется строительство центра инновационных технологий объёмом инвестиций 1,13 млрд рублей («Малое Сколково»). Центр будем заниматься развитием инноваций в сфере производства медицинского оборудования и технологий. В частности, особое внимание в работе центра будет уделено исследованиям в области развития нейроморфного искусственного интеллекта.<\p>

15 Конвергенция управления знаниями, искусственного интеллекта и когнитивной науки<\p>

16 Когнитивная экономика Когнитивная экономика является одним из перспективных направлений развития экономики и прикладной когнитивной науки. Структурно, методологически и технологически когнитивная экономика связана с методами искусственного интеллекта и управления знаниями в экономике. Сама по себе когнитивная экономика, как сфера исследований и человеческой деятельности, включает в себя три основные области.<\p>

17 Когнитивная экономика Управление знаниями в экономике Когнитивные технологии в экономике Интеллектуальные системы в экономике<\p>

18 Управление знаниями в экономике & когнитивные технологии в экономике & интеллектуальные системы в экономике На пересечении областей управления знаниями в экономике, когнитивных технологий в экономике и интеллектуальных систем в экономике лежат системы бизнес-аналитики для экономики знаний на основе интеллектуальных систем поддержки принятия решений, использующие когнитивные методы анализа сознания людей, вовлеченных в эти процессы, а также тестирование качества ЛПР по их мозговой активности, для параметрической настройки интеллектуальных систем поддержки принятия решений. С этой областью также связаны работы по интеграции моделей прогноза и оценивания неструктурированных ситуаций<\p>

19 Когнитивная экономика Поведенческая экономика Экспериментальная экономика Экономическая психология Нейроэкономика<\p>

20 Нечеткая целевая иерархия Цель Динамика изменения достижимости цели Нечеткая когнитивная карта ситуации<\p>

21 Интегрированная модель (ГИИС)<\p>

22 Цель Мониторинг Целевая иерархия Нечеткая когнитивная карта ситуации<\p>

23 Когнитивные сети поддержки принятия решений 1 Когнитивный подход, в узком смысле этого понятия, объединяет исследования, общим признаком которых является использование формальных моделей когнитивных карт того или иного вида, т.е. превращает когнитивный подход в формальную нормативную теорию практически без взаимосвязи с ментальным пространством человека – ментальной моделью. Мы рассмотрим более широкую интерпретацию – когнитивные сети поддержки принятия решений (КСППР), с возможностью адаптации к ментальной модели.<\p>

24 Виды КСППР В ряде направлений и школ, применяющих практически те же формальные модели и методы, для создания ментальных моделей не применяется понятие когнитивной карты. Вместо него используются знаковые графы, сетевые модели, графах причин и следствий, каузальные сети. Очень близким по смыслу к когнитивным картам являются байесовcкие сети, сети доверия, аналитические сети Саати, когнитивные иерархические сети, сети решений, нечеткие сети Петри, сети концептов, семантические сети, фреймы, схемы, сценарии. Широко используются методы обучения.<\p>

25 Уровни КСППР КСППР являются основой систем бизнес-аналитики, использующих интеллектуальные системы с настройкой на сознание и логику эксперта и состоят из когнитивной и аналитической части, причем нижний уровень — когнитивный, предоставляет информацию для обработки верхним, аналитическим, уровнем. Когнитивный уровень помогает использовать когнитивные способности человека, возможности комплексного восприятия ситуации и его ментальные модели для управления процессом принятия решений в сложных ситуациях. Аналитический уровень позволяет оценивать ситуацию и использовать эту оценку для принятия решений.<\p>

26 Система 1 и Система 2 Эти два уровня (когнитивный и аналитический) соответствуют двум типам когнитивных процессов, которые в работах Канемана были рассмотрены, как Система 1 и Система 2. Операции в рамках Системы 1 протекают быстро, автоматически, без усилий, они ассоциативны, зачастую эмоционально окрашены и управляются привычками, поэтому их сложно контролировать и модифицировать. Операции Системы 2 происходят медленнее, последовательно, с интеллектуальными усилиями и намеренным контролем; они также относительно гибки и потенциально подвержены влиянию правил<\p>

27 Когнитивные технологии СППР С увеличением важности когнитивных аспектов в процессе принятия решений особенное внимание уделяется таким когнитивным способностям человека, как оценка ситуации и ментальным моделям и их роли в управлении процессом поддержки принятия решения в сложных ситуациях. При этом к существующей схеме BI добавляется модель когнитивно-ориентированного процесса поддержки принятия решения. Мы предлагаем использовать в ней модели КСППР.<\p>

28 Ментальные модели в системах бизнес-интеллекта. КСППР – база эталонов и ментальных моделей (Li Niu, 2009)<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/71780/

Ссылка на основную публикацию