Сила ребенка — психология

Воспитание силы воли у ребенка

Сила ребенка - психология

– Ты же знаешь, что тебе нельзя конфеты, а все равно ешь. У тебя что, нет никакой воли? – Есть у меня воля, бабушка, и она очень сильная… Но эта конфетка оказалась сильнее.

Быть настойчивым, выдержанным, обладать самодисциплиной – это очень важно для человека. Большая часть наших успехов и достижений зависят именно от этих качеств. Именно поэтому мы стремимся воспитать у своих детей силу воли, научить самостоятельности и ответственности. Только вот результаты наших стараний долго бывают не видны.

Ну вот, опять ребенок плачет в садике, хотя сегодня обещал взять себя в руки и расстаться с вами мирно. Опять разбросал свои вещи и не собирается их складывать на место. И рисунок не дорисовал, и книжку не дочитал. Неужели так и будет бесхарактерным и безвольным? Конечно, нет. Просто воспитание воли – процесс медленный и трудный.

Не только для родителей, но и для самого ребенка.

На раннем этапе

Воля – это не врожденное качество. Но формироваться оно начинает рано – уже на первом году жизни. Трехмесячный малыш, случайно задев рукой игрушку и услышав, что она издает звуки, будет стремиться повторить свое действие снова и снова.

Это простейший двигательный навык, но его уже можно назвать управлением своим поведением.

В течение первого года движения ребенка становятся все более точными, к тому же появляются навыки речевые, подражательные, и все это способствует развитию произвольного поведения.

Проявлением воли в полном смысле слова такое поведение еще не называют (воля  – это сознательное управление своей психикой и поступками), но волевые задатки определенно уже видны. Причем у всех разные. «У моей подруги ребенок – ровесник моего, и мы часто гуляем вместе.

Ее сын может всю прогулку просидеть в коляске спокойно. Смотрит по сторонам, что-то говорит, занимается игрушками. Если вдруг захнычет, то ему достаточно дать попить или просто по голове погладить, чтобы он успокоился. В общем, гулять с ним – одно удовольствие.

А мой сидит спокойно минут пять. Потом начинает вставать, пытается вылезти из коляски, и уже никакой силой его не удержишь. Если начинать его усаживать опять в коляску, то будет настоящий скандал. Очень своевольный мальчик.

Года нет, а уже такой настойчивый!» Точно так же можно заметить разницу, когда дети едят или, например, играют.

Многие черты характера базируются на свойствах нервной системы. Это значит, что в воспитании таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, сдержанность, нужно учитывать индивидуальные различия.

Один ребенок будет складывать пирамидку, пока не получится, другой оставит ее при первой же неудаче. Одного можно уговорить доесть всю кашу (пусть и с ухищрениями), другой не будет есть даже за папу и за маму. Если сказал «нет» − значит «нет».

А все потому, что многие черты характера базируются на свойствах нервной системы. Это не значит, что у послушных, податливых детей не будет развита воля вообще, а те, кто демонстрирует упрямство, будут и дальше поступать только так, как хочется им.

Это значит, что в воспитании таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, сдержанность, нужно учитывать индивидуальные различия.

Как сказал – так и сделал

«Спи-спи, и мама придет, спи-спи, и мама придет», − скороговоркой повторяет двухлетняя Катя. Ей очень не нравится ходить в садик и очень не нравится расставаться на целый день с мамой. Особенно грустно ложиться спать в тихий час. Она вообще бы сейчас расплакалась, но утром мама пообещала забрать ее сразу после сна. Поэтому Катя держится. Кто бы знал, как тяжело это ей дается!

Ближе к двум годам у детей появляется одно из важнейших качеств воли – самообладание. Ребенок может сдержаться и, например, не заплакать, даже если очень хочется.

Может отказаться от чего-то приятного или, наоборот, согласиться на что-то неприятное, если очень уж надо.

Правда, такое поведение пока обусловлено послушанием, чувством вины или страхом – внутреннего чувства необходимости в этом у ребенка еще нет.

«Я уже очень долго держу себя в руках, − говорит маме Павлик, гроза детской площадки, − не могу больше. Пойду отберу у того мальчика машинку». Получается, зря мама рассказывала ему о том, почему нельзя делать все, что хочется? Нет, не зря. Указания, примеры, конкретные требования взрослых – необходимый этап в развитии волевых качеств.

И эти дисциплинарные меры должны быть достаточно строгими. Но не жесткими. Родителям нужно запастись терпением, чтобы все свои требования объяснять на понятном и доступном для ребенка языке, а потом еще неоднократно повторять. Только такая строгость принесет хороший результат.

Ребенок сможет строить свое поведение, находя компромисс между собственными желаниями и нормами поведения в обществе. Если на все вопросы отвечать просто «нет», то изначально результат тоже будет хорошим. Ребенок будет прекрасно выполнять все, что требуется, но к развитию воли это не будет иметь никакого отношения.

Более того, именно такие дети потом проявляют полное отсутствие самостоятельности. Они просто не знают, что это такое.

Радость свершений

Максиму четыре года. Он спокойно ходит с мамой к зубному врачу, потому что достаточно взрослый, чтобы самому справляться с волнением. Надо не думать о враче, а рассматривать разные картинки на стенах.

Тогда не будешь бояться и не расплачешься, как маленький. Только вот зачем все это? Какая от этого польза? Вот он не плакал – и ему просто вылечили зуб.

А мальчик, сидящий напротив, плакал – так ему еще и игрушку купили.

Да, это очень важный момент в воспитании воли – показать преимущества этого качества. И, наверное, один из самых сложных. Ведь дети долго остаются существами эмоциональными, им трудно что-то понять сознательно, им надо почувствовать пользу.

Игрушка, купленная в качестве поощрения, бывает прекрасным стимулом к дальнейшему проявлению хороших качеств. Но с такими «заслуженными» подарками стоит быть осторожнее. Например, не надо особо фиксировать, за что конкретно был куплен подарок, и вообще много говорить с ребенком на эту тему.

Не надо вести учет правильных и неправильных дел («Сегодня ты рассказал стишок, но потом не доел суп, и тебе сделали три замечания на прогулке. Значит, подарка не будет – хорошие мальчики всегда знают, как себя вести»). Такой подход обеспечит стремление к выгодному поведению, а не к сознательному.

Можно просто сказать: «Какой ты молодец!» − а в ближайшее время предложить купить игрушку.

Ближе к двум годам у детей появляется одно из важнейших качеств воли – самообладание. Ребенок может сдержаться и, например, не заплакать, даже если очень хочется.

Но можно и не предлагать, и не покупать – особенно если подарки и так бывают частыми. Моральные стимулы действуют на ребенка тоже очень положительно. Дети любят, когда их хвалят и когда результатами их труда восторгаются.

И вот тут можно и даже нужно уделить внимание деталям.

«Какой чудесный рисунок! Как же ты нарисовала такие красивые цветы?! И эти тоненькие стебельки! И лучики у солнышка!» Такая похвала – когда не просто «умница», а перечисление всего, за что «умница», и позитивное удивление, очень способствует развитию волевых качеств. Вот в следующий раз ребенку, может, не захочется так тщательно рисовать. Настроения не будет или, например, мультфильм захочется посмотреть. Но он все равно будет стремиться к тому, чтобы сделать красиво – чтобы порадовать вас и порадоваться самому.

С возрастом занятия ребенка, конечно, усложняются, и он не всегда может справиться с ними сам. И здесь велика опасность занижения планки. «Я прекрасно рисую цветочек, и меня за него хвалят. Вот и буду его рисовать.

Животные-то у меня не очень получаются». Помогайте ребенку в освоении новых и трудных для него дел. Успокаивайте, поддерживайте, предлагайте сделать вместе. Получается не сразу? Это очень хорошо.

Больше будет радость от результата − больше стремление доводить начатое дело до конца.

Я сделаю это!

Важный этап в развитии воли наступает в возрасте трех – четырех лет. Ребенок уже прекрасно понимает, что такое «надо», «нельзя», и в то же время стремится к самостоятельности.

По большому счету, сейчас он уже может управлять своим поведением сознательно и целенаправленно. Но все же считать его полностью взрослым и ответственным, конечно, рано.

Ребенок еще очень часто нуждается в контроле взрослых.

Психологи любят проводить опыт, показывающий, как трудно ребенку этого возраста поступать против своих желаний. Группе четырехлетних детей предлагается достать лопаткой шарик из коробки. Задание очень трудное (на самом деле оно невыполнимое, но детям об этом не говорят), и за него обещают приз.

Когда дети остаются вместе, то они действительно стараются доставать шарик, как им объясняли, а вернувшемуся взрослому говорят, что не получилось.

А если после объяснения детям предлагают достать шарик по очереди, в одиночестве, то все они с заданием справляются и радостно показывают экспериментатору шарик.

«Как ты его достал?» − спрашивает взрослый. «Лопаткой», − не моргнув глазом отвечает ребенок.

После эксперимент немного меняют − перед началом задают детям вопросы типа «Почему так важно всегда говорить правду?», «Можно ли обманывать взрослых?». Все отвечали правильно и четко, но… результаты были точно такие же. Тяжело быть принципиальным, оставшись один на один с возможным призом.

Не давайте ребенку слишком ответственных и серьезных в моральном плане заданий и относитесь к нему строго, если он не смог продемонстрировать железную волю. Вообще не стоит часто говорить ребенку «Ты должен» − ни в этом возрасте, ни позже.

Слишком большое число обязательств вызывает либо пассивность и желание избежать любой ответственности, либо агрессию и стремление делать все наперекор. Перевоспитать ребенка потом, избавить его от негативизма, упрямства бывает гораздо сложнее.

Давайте возможность проявить самостоятельность, иногда даже настоять на своем.

Не будет ничего страшного, если после того, как вы что-то запретили, вы это разрешите. Ребенку нужны победы такого рода – именно они укрепляют его волю. И именно они способствуют тому, что в своих действиях он будет руководствоваться здравым смыслом.

Читать на эту тему:

  • Стеснительный ребенок
  • Не просто ребенок, а личность!

Источник: http://www.parents.ru/article/vospitanie-sily-voli-urebenka/

Сила воли у ребенка

Воспитание детей – процесс непростой и долгий. И, конечно же, все родители хотят видеть своих детей сильными, смелыми и выдержанными людьми, с твердым характером и силой воли. Но откуда берутся эти качества, что нужно сделать, чтобы воспитать их в ребенке?

Воля — не врожденное качество человека. Человек не рождается с готовой сильной или слабой волей, она не передается по наследству. Воля формируется в процессе деятельности человека, и огромную роль в ее развитии играют условия жизни и воспитание в семье.

Как часто бывает, что детей в семье чрезмерно опекают, экранируют от всех проблем и трудностей, и ребенку не нужно прикладывать ни малейших усилий для того, чтобы чего-то достичь, добиться самостоятельно. Трудно ожидать, что в будущем из него вырастет человек с твердым характером.

Оправдывая свои действия, многие родители говорят, что трудно что-то требовать от маленького ребенка. А вот, когда он подрастет, поумнеет, тогда уж и можно начинать его воспитывать.

К сожалению, это распространенная ошибка в воспитании детей.

Требовать от ребенка, конечно, в пределах его возможностей, можно и нужно с самого раннего возраста, с того момента, когда ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и сам овладевает ею.

Речь идет о простых вещах. Разве с вами не случалось, когда вы, что-то запретив своему ребенку, уже сказав слово «нельзя», сдаетесь и разрешаете это, устав от его капризов и нытья? А ребенок, добившись своего, постарается сделать это и в следующий раз, неважно, что для этого потребуется: слезы, истерики, скандалы.

Чтобы выполнить родительское требование, например, отложить игрушку, чтобы поесть, или же отказаться от конфеты, чтобы не перебить аппетит, достаточно серьезное испытание. Таким образом, ребенок учится терпеть, ждать осуществления своего желания, преодолевать себя. И это проявление воли, пусть в детском масштабе. С таких вот действий и начинается воспитание характера.

Формирование воли у детей должно идти так же, как и у взрослого человека – то есть в малыше необходимо развивать качества, необходимые для умения ставить перед собой цель и стремиться к ней, проявлять настойчивость в преодолении встречающихся трудностей, овладевать собой, своими настроениями, желаниями.

И все это зависит от родителей, от воспитания в семье. Прежде всего, для ребенка должен быть установлен продуманный режим дня и распорядок, чтобы он точно знал, что, как и когда он должен делать: вставать, есть, гулять, ложиться спать, перед едой мыть руки, перед сном убрать игрушки и т.д. Все это приучает ребенка к организованности и способствует формированию волевых черт характера.

У взрослых также должен быть единый подход к ребенку. Нет ничего хуже разногласия между родителями в методах воспитания: отец не разрешает, а мать это же разрешает. В таких ситуациях у ребенка вырабатывается хитрость, изворотливость. Он начинает лавировать между взрослыми, с желанием обойти аппреты и добиться своего.

Взрослым всегда следует быть честными в отношении ребенка, всегда держать свое слово. Ведь часто бывает так: чтобы утешить ребенка, ему многое обещают — сладостей накупить, в парк развлечений сводить.

Ребенок перестает плакать и капризничать, ожидая выполнения обещанного. Взрослые же забывают о своем обещании, не выполняют его.

В результате ребенок привыкает не верить любым обещаниям родителей и сам приучается легко давать обещания, не выполняя их.

Надо постепенно воспитывать в ребенке умение овладевать своими желаниями, чувствами, приучать его сдерживаться. С раннего возраста следует постепенно приучать ребенка к посильному самообслуживанию (убрать за собой игрушки, самому раздеться, одеться), а также к помощи другим (накрыть на стол, полить цветы).

Пусть выполненное ребенком требует доделки или переделки, не жалейте своего времени и сил, так как в этих, даже несовершенных, действиях тренируется активность, инициатива ребенка. Взрослые нередко стараются все сделать за ребенка, тем самым тормозят его самостоятельность и лишают его интереса и инициативы.

Ваш ребенок растет, вместе с ним должны расти и ваши требования к нему. Соответственно, увеличивается число возможностей для воспитания волевых качеств у ребенка, и родители должны использовать для этого каждую возможность.

Читайте также:  Игнорирование указаний родителя - психология

Источник: http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/2008-06-26-136918.html

Правильное воспитание: детская психология и советы родителям

Воспитание детей – это сложная задача, которая длится с момента появления ребёнка у вас в семье. Порой поведение их любимого чада ставит любящих родителей в тупик, и кажется, что выхода из сложившейся ситуации просто нет.

Однако выход всегда есть, нужно лишь обдумать свои действия по отношению к ребёнку, провести анализ поведения вашего ребёнка, выяснить, почему он несносно себя ведёт, постараться взглянуть на проблемы воспитания глазами чада.

Родители должны знать основы детской психологии

Важную роль в воспитании играет общение между родителями и ребёнка. Многие специалисты заявляют о том, что это самый важный и действенный способ, чтобы повлиять в детском возрасте на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда на жизнь детей.

Доверительные отношения между родителями и детьми

Ниже расположены статьи на тему «детская психология», «воспитание ребёнка», с которыми должны ознакомиться все родители, чтобы не делать ошибок в воспитании ребёнка.

Что такое детская психология — определение

Статья о том, как успокоить детей во время конфликтов

Большинство родителей понятия не имеют, как убедить ребёнка вести себя спокойно, как найти подход в детском возрасте со своим чадом.

Воспитание детей, достигших подросткового возраста – это головная боль для многих родителей. Психология ребёнка резко меняется, у него часто меняется настроение.

Несколько минут назад общение с родителями ребёнка очень радовало, он рассказывал взрослым об учёбе, своих достижениях и о своей жизни в обществе, а спустя время ребёнка будто подменили. Он начинает капризничать, требовать купить ему дорогие вещи или просится на ночную прогулку.

Пусть вас не пугает такое поведение, поскольку психика ребёнка меняется, это считается нормальным поведением у детей.

Что делать при конфликте? Сохранять спокойствие

В таком ещё довольно детском возрасте дети сами понимают на подсознательном уровне, что ведут себя неправильно. Но всё же упёртый характер и упрямство ребёнка берёт вверх над разумом.

Обычно в такой ситуации родители опускают руки, ссылаясь на трудный возраст. Порой допускают ошибки в воспитании, показывая свою слабость, уступая капризам подростка.

Хуже всего, когда взрослые срываются из-за стресса, и повышают на ребёнка голос.

Кардинальная смена настроения у детей, отвратительное поведение в детском возрасте сможет свести любого с ума, даже самых уравновешенных воспитателей.

На ребёнка категорически нельзя кричать, ведь в этом случае может испортиться детская психика.

Детский негативизм — явление временное

Чтобы избежать ссор, нужно выполнять ряд правил:

  • Если у ребёнка неконтролируемое поведение, попробуйте взять всё в свои руки. Уделяйте ему больше времени, занимайтесь с ним его любимыми делами;
  • Статьи о психологии повествуют о том, что для детей важно иметь свободное время. Дайте ему отдохнуть от всех и побыть одному, заняться своими заботами и делами;
  • Если вы всё-таки сорвались и наорали на своих детей, то необходимо как можно скорее исправить ситуацию. Когда ситуация немного уляжется, детская психика придёт в норму, вам следует объяснить своё поведение.

Наказание ребенка не должно быть страшным и неадекватным

Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы

Психология детей устроена таким образом, что они стараются всячески угодить своим родным, понравиться им. Они обожают повышенное внимание к себе, хотят почувствовать заботу, любовь и тепло.

Дети устраивают истерики в любом возрасте и у даже самых идеальных родителей. Избежать этого вряд ли удастся. Детская психика нарушается, когда он начинает проявлять ярко выраженный гнев. Он может кататься по полу, топать ножками, разбрасывает вещи, и даже пытается драться с родителями.

Причины детских капризов

В воспитании ребёнка важно понять причину подобных капризов и попытаться бороться с ними, ведь они затормаживают развитие детей, способствуют тому, что малыш становиться эгоистичной личностью. Психика у детей нуждается в лечении.

Самой эффективной мерой в борьбе с таким поведением в детском возрасте является игнорирование требований ребёнка. Вы можете с юмором отнестись к такому поведению, обнять своё чадо. Оставайтесь в уравновешенном состоянии, самое главное не нервничать.

Со временем он поймёт, что его деструктивное поведение ни к чему не приведёт.

Там дитя может капризничать и плакать сколько душе угодно. Психика ребёнка должна успокоиться, если он выплеснет всю злость наружу.

Как реагировать на капризы детей — советы

В то время, когда у детей капризное настроение, поговорить с ним не удастся. После того, как состояние ребёнка улучшится, с ним стоит провести беседу. Скажите ему, что его поведение очень расстраивает вас, нельзя так капризничать из-за каждого пустяка.

Заявите ему, что в дальнейшем надеетесь, что малыш будет вести себя более благоразумно. Дайте понять ребёнку, что будете любить его, не смотря ни на что. Психология детей устроена так, что после этого разговора по душам у малыша проснётся чувство вины.

Главное правило – оставайтесь всегда спокойными и не обращайте внимания на его провокацию.

Статья о том, как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его

Когда детям исполнилось 3 года, он уже хорошо приспособлен к окружающему миру. Они начинают задумываться над тем, что делают. В основном все их действия направлены на привлечение внимания своих родителей.

Не всегда ему удаётся добиться нужного, ведя себя примерно. Порой психика ребёнка понимает, что плохое поведение – верный шаг к привлечению внимания взрослых. Не стоит сразу ругать ребёнка, если он совершил плохой поступок.

Лучше проведите анализ своих действий.

Как поощрять ребенка — советы

Большинство детей в таком возрасте ведут себя, поддаваясь импульсивному характеру. Он может хохотать и спокойно играть, а через минуту начать плакать без всяких видимых причин. В раннем возрасте малыши ещё не умеют контролировать своё поведение. Родителям нельзя забывать об этом.

Если он не выполняет просьбы взрослых, к примеру, не убирает свои игрушки, он не демонстрирует свой вредный характер, а просто занят своими важными для него делами. Пока что он ещё не умеет моментально обдумывать свои действия.

Верная реакция родителей в сложившейся ситуации влияет на будущее развитие чада.

Виды поощрений в семье

Формирование личности ребёнка, здоровая и крепкая психика малыша, во многом зависит от отношения родителей к нему, а также время, потраченное на игры в детском возрасте, и реакция взрослых на плохое поведение чада.

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться. Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку.

Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время.

Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.

О поощрении и наказании — когда и как применять

Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты.

Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника.

Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.

Надо баловать детей

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе.

«Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» — часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых.

По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.

Советы родителям от психолога

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».

Поддержка родителей — самое важное для ребенка

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу».

Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы.

Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря.

Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку.

В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

Источник: http://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/vospitanie-detej-i-psihologiya.html

Ребёнок и внутренняя сила

Хочу немного рассказать об особенностях развития человека по возрастам, с самого рождения. Тогда вам будет понятнее в каком возрасте какие проблемы возникают у людей и чем чревато отсутствие необходимых для ребенка стимулов.

ВОЗРАСТ:  от 0 до  3 месяцев

В этом возрасте  восприятие ребёнка направлено – на  температуру, кинестетику, запах, зрительные образы. Причём главная реакция на мать – её присутствие или отсутствие. Аналогично ребёнок реагирует на близких людей.

Более важными, чем пища и кинестетическое ощущение сухости,  является ощущение  потока энергии любви матери, а также тепло и  запах, исходящие от её тела. Очень важно также:
ощущение её прикосновений к голому телу малыша – объятия, поцелуи;  ласковые слова – тон голоса.

Для формирования нормальной здоровой психики ребёнка важно достаточное количество именно этих сигналов. Ребёнка нужно обнимать, целовать, ласкать не менее 8-10 раз в день! А вспомните, как нас учили мамы – пусть кричит, не подходи. Покричит и перестанет.

А ведь мы с вами так лежали и кричали, а мама не всегда подходила.

ВОЗРАСТ: от 3 месяцев до 1,5 года

Остаются по-прежнему важными все ранее перечисленные сигналы. В этот период начинает формироваться  мышление. Малыш с помощью мышления учится реагировать.  Причем образ матери для него наиглавнейший.

У него в 3-6 месяцев ещё нет своей  собственной системы адекватного реагирования – своего эго. В этот период мать и дитя составляют единое бытие. Ребёнок, используя эго матери, учится реагировать  как она.

Ребёнок напитывается эмоциональной и физической энергией от матери.

Посвящённая мать (счастливая, любящая, воссоединенная со своими инстинктивными знаниями) полностью адаптирована к потребностям ребёнка. Она чувствует, что надо ребенку.
Ребёнок, находящийся в таком поддерживающем окружении любовью, использует эго матери.

Ребёнок спокоен и уверен, что мама всегда будет доступна ему, она откликается и чувствительна к сигналам ребёнка, отзывчива и поможет, если он столкнётся с неприятностью или пугающей ситуацией. С этой поддержкой ребёнок чувствует себя смело в исследовании мира.

Когда у личности есть напитанность такими энергиями, то возникает собственная   внутренняя  поддержка – идет формирование Взрослой части ребёнка. Он готов идти на риск преодоления страха нового.

Взрослея, такой ребёнок может уверенно самостоятельно решать возникшие перед ним проблемы. У него есть Внутренняя Сила!

Формирование адаптивного неуверенного ребёнка:

Если мать несчастна, тревожна, то она не может воспитать счастливого ребёнка. У ребёнка нет уверенности в том, что когда он ищет заботу, он её получит. Ребёнок ожидает, что ему резко откажут.

Из-за этой неуверенности  ребёнок испытывает беспокойство по поводу исследования мира.  Часто мать использует угрозу покидания, как
метод контроля за ребёнком (наказание) и манипулирование им. Для ребёнка нет  ничего страшнее спины матери. Повторяемость такого отталкивания дает  экстремальные результаты эмоциональной тревожности у детей. Масса эмоциональных нарушений, неврозов.

Развитие ребёнка происходит благодаря тому, что он какбы опирается на любовь и  надёжность матери и отца. Идет закладка ментального здоровья. Поддержка важнее грудного вскармливания.

         Если мать несчастна, часто находится в депрессии, то ребенок предоставляет матери своё эго – он её поддерживает. Для  ребёнка это чрезмерная нагрузка. Он платит высокую цену.

У него формируется деструктивный сценарий — « Я – для других». Это адаптивный тип.

В другом варианте:  чрезмерно заботящиеся, тревожные родители тормозят ребёнка в действиях. Ребёнок постоянно слышит окрики родителей:  не бегай, не бери, не стой, не иди и т.п.  Такие родители воспитывают пассивность у детей. Ребёнок принимает решение замереть и ждать.  И он ждет всю жизнь. Потому что в нём заложен целый комплекс Негативных Программ.

    Из отношений с матерью ребёнок учится отношению к себе. Мать, игнорируя  потребности ребёнка к росту и развитию, обесценивает ребёнка, его жизнь. В результате и он сам обесценивает себя. У него нарушается формирование  Взрослой части эго.

Во взрослой жизни он ведёт себя пассивно в стрессовых ситуациях, игнорирует важные сигналы, не делает соответствующих выводов из негативных ситуаций, не защищает себя.

Читайте также:  Игры на знакомство - психология

Когда человек не использует свои возможности и не изменяется, не прогрессирует, то он обесценивает себя в силу своего мировосприятия и как результат разрушает свою жизнь. Такой человек лишен своей Внутренней Силы или имеет её в очень недостаточном количестве.

Наше эго состоит из трёх частей:

Эго-состояние  Родитель – находясь, в этом эго-состоянии мы чаще всего контролируем других, ругаем их, проявляем недовольство и раздражение.

Эго-состояние Ребёнок – это наиболее уязвимая наша часть. Это наша
непосредственность, наши добрые чувства ( любовь, восторженность, радость, удивление), наша забота о других, сострадание, самоотречение.

Эго-состояние Взрослый —  это сформировавшийся в течение жизни здравый взгляд на жизнь, трезвая оценка ситуации, способность  защитить себя, свои интересы, свою целостность.

Это наше самосознание, самоощущение «здесь и сейчас». Это наша разумность, понимание взаимосвязей событий  реальности и вытекающих из них результатов.

Это адекватное восприятие сигналов и соответственное реагирование на них, в соответствии с  осознанием реальности.

У адаптивного ребёнка происходит сбой в системе восприятия и реагирования, в соответствии с реальностью. Он обесценивает сигналы – что-то не принимает в расчет.  Ему нужно очень много энергии, чтобы удержаться в своём «Взрослом» эго-состоянии и не переместиться в «Ребенка» или  «Родителя».

Наша Внутренняя Сила  может быть использована нами только когда мы  находимся в «здесь и сейчас» — в Эго-состоянии Взрослого.   Эго-состояние  Взрослого формируется в течение всей жизни, начиная примерно с 6-месячного возраста, когда начинает формироваться мышление – осознание.

Когда в 1,5 — 3  года уже формируется логическое мышление ребёнок может уже не только,  воспринимать сигналы, но и анализировать их, сопоставлять в соответствии с тем  опытом, который он приобрел от родителей (должен ли он пугаться или радоваться  или игнорировать конкретный сигнал).

После сопоставления ребёнок уже реагирует  или не реагирует на сигнал. В более позднем возрасте ребёнок уже может  самостоятельно делать выводы, после сопоставления, а стоит ли ему реагировать,  так как он реагировал раньше или отреагировать иначе. Он уже обдумывает свою  стратегию и принимает решение.

Приняв решение, ребёнок задействует свою волю, чтобы осуществить соответствующее действие.

Если мы рассмотрим более  подробно реальность, то поймем, что на нашем пути регулярно встречаются сигналы, чётко указывающие на какие-либо проблемы. Иначе  «ВЫЗОВЫ ЖИЗНИ».

Игнорирование нами этих  сигналов, ведёт к игнорированию проблем. Проблемы не исчезают сами по себе, а начинают увеличиваться. Это ведёт к разрушению нашей жизни.

Поэтому так важно стать осознанным и научиться  достойно встречать Вызовы Жизни и отвечать на них.

 Наталья Остапенко

Источник: https://mudryemysli.ru/psihologiya/rebyonok-i-vnutrennyaya-sila

Как воспитывать у ребенка силу духа

Как воспитывать у ребенка силу духа

Будь духовно сильным, твердым, выносливым, несгибаемым, мужественным. Человеческой силе духа нет пределов. Нет трудностей и лишения, которых бы не мог одолеть человек — не молчаливо перетерпеть, перестрадать, а именно одолеть, выйти победителем, стать сильнее.

В минуты, когда трудность кажется тебе непреодолимой, когда появляется мысль отступить, пойти по легкому пути, больше всего бойся жалеть себя. Жалость к себе — чувство слабовольных, оно способно даже сильного сделать тщедушным существом. Быть тщедушным — незавидный удел.

У тщедушного — мелкие, убогие радости, он не знает подлинного счастья бытия, для него непостижим и недостижим идеал: тщедушие вырождается в эгоизм и трусость.

Чем труднее тебе, тем ярче должна быть твоя мысль о том, что ты человек, тем сильнее должен заговорить в тебе тот уголок твоего сердца, где положено жить человеческой гордости; этот уголок может навсегда остаться молчаливым, если ты будешь развивать жалость к себе.

Будь непримиримым и нетерпимым, безжалостным к нытью и унынию, расслабленности и безнадежности. Помни, что человек иногда оказывается на таком рубеже, когда у него уже нет физических сил, но силы духовные рождают в нем новые физические силы, и он продолжает жить борцом.

Как донести до детей это поучение, как добиться, чтобы оно стало принципом и правилом личного поведения? Здесь прежде всего важно то, чтобы у каждого вашего питомца с детства утвердилось — ив сознании, и в эмоциональном мире — глубоко личное отношение к силе духа: отвращение, презрение к тщедушию и увлеченность, одухотворенность духовной несгибаемостью.

Без отрицательных чувств невозможны и положительные. От того, как удастся вам уже в младшем возрасте утвердить презрение к слабоволию, тщедушию, нытью, жалости к себе, зависит очень многое. В детстве исключительно большую роль играют духовное самовоспитание, самопознание, закалка, умение требовать от себя и отдавать приказы себе.

Дух неотделим от тела; сила духа проявляется в умении напрягать физические силы, в слиянии физической выносливости с тонкими, нежными чувствами. Меня всегда удивляло, что физическое воспитание детей и в теории, и на практике отрывается от задач духовного становления личности. Этот разрыв недопустим.

Физическое напряжение всегда должно захватывать духовную сферу и пробуждать отношение личности к силе собственного духа — лишь при таком условии человек приобретает способность воспитывать себя.

Я еще раз подчеркиваю исключительную важность закалки духовных сил уже в младшем возрасте. Упустите младший возраст — всё упустите. Совершенно недопустимо вселять в сознание первоклассников мысль: мы еще маленькие, нам и то непосильно, и это трудно. Ребенку не хочется думать и чувствовать, что он слабый, беззащитный и маленький.

То, что он маленький и нуждается в вашей защите, то, что его надо постоянно ограждать от бед и опасностей, — держите это в уме, а в детском сознании и в сердце утверждайте мысль: я должен быть сильным и мужественным; не меня пусть защищают, а я должен защищать, мир полон существ, которые неизмеримо слабее меня, я должен быть их защитником.

Очень важное правило воспитания: в детстве человек пусть тысячу раз изумится, сделав то, что казалось ему недостижимым, — изумится силой собственного духа. Только в этом изумлении корень презрения к тщедушию и слабоволию. Лишь тот, кто изумлялся силой собственного духа, способен стыдиться своего слабоволия, не может проявить слабость.

То, что в жизни называют беззастенчивостью, — горький плод бесконечного вдалбливания в сознание маленьких детей мысли о том, что они маленькие.

До леса шесть километров; мамам кажется это невообразимо далеко: разве не сошел с ума учитель, уходя пешком с детьми в такую даль? Но дети в восторге, и учитель знает, что эта восторженность станет источником духовных сил. В конце концов из тридцати трех мам только две не пускают детей: маленькие.

Дети собираются в школе на рассвете. Отправляются, сопутствуемые тревожными взглядами нескольких мам. За селом детей догоняют и двое маленьких, слабеньких: они просто убежали от мам, им стыдно быть маленькими и слабенькими. В пути дети вначале забывают о том, куда им идти и какие будут трудности.

Когда становится трудно, мальчикам тяжело показать свою слабость перед девочками, а девочкам — перед мальчиками. Каждому хочется быть выносливым и несгибаемым. Собственная выносливость переживается как доблесть, это возвышает каждого ребенка в его глазах. Наконец дети в лесу.

Никто из них никогда не проходил такого расстояния пешком: шесть километров. А еще и обратно — тоже шесть. Да и в лесу не усидят дети на месте. Учитель уговаривает детей отдохнуть: давайте ляжем, уснем… Но дети неутомимы. Они открывают множество интересного.

Потом, к середине дня усталость все-таки берет свое, уставшие малыши спят под тенистым дубом, просыпаются со свежими силами, варят обед. Солнце склоняется к закату, когда дети выходят из лесу. Теперь усталость значительно сильнее, но никому не хочется выглядеть слабым. В село дети возвращаются в сумерках.

Матери с нетерпением ожидают малышей. Дома — последняя вспышка бодрости: дети рассказывают о своих впечатлениях, все уверяют, что ноги не болят и вообще никакой усталости нет, но, едва прикоснувшись к подушке, засыпают.

Фото — фотобанк Лори

Дата публикации 26.08.2015
В. А. Сухомлинский

Источник: https://materinstvo.ru/art/kak-vospityvat-u-rebenka-silu-duha

Сила: сломленная психика или волевой характер

Сила: сломленная психика или волевой характер

Есть у родителей распространенное желание: чтобы дети выросли сильными духом. Методы «усиления» используются разные, но не всегда адекватные, поэтому стоит разобрать применение этих методов и их результаты.

Никто не хочет, чтобы его ребенок рос тряпкой, размазней, нытиком и сопливчиком. Это связано в большинстве своем с тем, что родители в свое время подверглись сильному давлению со стороны жизни – семьи, работы, успехов, реализации, и теперь хотят, чтобы их дитятко было готово к жестокому и холодному миру.

И поэтому жестокий и холодный мир у ребенка начинается с самого его рождения: с ненужного плача, раннего прикорма, огромного количества кружков, прививания самостоятельности.

Это, скажу я вам, то же самое, что бросить на середину озера человека, не умеющего плавать – или утонет, или быстро научится под угрозой для жизни, только вот нервный тик вы потом никогда не вылечите.

Для начала хочется разобрать само словосочетание «сила духа». Возможно, в глазах людей она выглядит по-разному, ведь самоубийство – это тоже показатель силы с одной стороны и ужасающей слабости с другой. Не буду говорить за всех, но для меня сила духа – это, в первую очередь, крепкие нервы и устоявшийся характер, не навязанный окружающими.

Моральная сила в том, чтобы делать что-то, что нравится, обладать спокойствием, мудростью, осознанием ситуации. И правда, чаще всего люди, которых называют волевыми, в первую очередь стабильны эмоционально и нервно.

За счет этого они не прогибаются под «задеванием» слабых мест, их просто нет — нервы целые, комплексы отсутствуют, уверенность в своих действиях высокая.

А теперь я расскажу, кого создают наши потуги сделать из ребенка сильную личность. Несколько вариантов, от легких до травмирующих.

  • Ранняя социализация. Родитель с самого маленького возраста оставляет ребенка надолго одного или с неблизкими родственниками, устраивается на работу с первых месяцев, чтобы малыш не привыкал к излишнему нахождению родителя рядом. Потом отдает в садик, ясельную группу, с годика, а то и раньше. В Торговом центре оставляет малыша играть на площадочке с другими детьми, а сам уходит, даже если ребенок зовет обратно и плачет.
  • Этот пункт относится к тем родителям, которые делают так специально, а не по велению обстоятельств. Некоторые просто обязаны рано выходить на работу, потому что нужно оплачивать коммунальные/ипотеки/и т.п. Кроме того, не бывает обстоятельств для того, чтобы оставить ребенка на игровой площадке рыдающего, а самому уйти по магазинам.

Итог: Мы получаем ребенка, который считает, что его не любят, что он никому не нужен, гору комплексов на этой почве, он становится «нытиком» и прилипалой, потому что каждый раз судорожно боится, что мама/папа опять его бросит.

Вырастает такой человек не в уверенного в себе, а в корне наоборот. Он не заводит никаких связей, отношений, даже иногда друзей, потому что считает, что все его бросят, оставят, потому что для людей это не составляет никакого труда.

Он никому не верит, даже если в его работе это крайне необходимо для успеха. И каждый раз, когда он убеждается в своих мыслях, становится еще более отстраненным и нервным, недоверие перерастает в маниакальную зависимость от одиночества.

Или, наоборот, в маниакальное желание завоевать внимание всех вокруг, таким образом выставляя себя на показ в любом свете: смеются над ним или восхищаются – не важно.

  • Подробнее о самостоятельности. Это когда родитель безосновательно требует от ребенка соблюдения своего порядка всегда и везде, постоянного ухода за младшим членом семьи (если такой есть), самостоятельной уборки в доме, приготовления еды. У некоторых представителей этого пункта есть привычка складывать вещи в особой последовательности, так ребенка тоже заставляют соблюдать последовательность, даже на полках в комнате самого ребенка. Или вообще выбрасывают любую игрушку под предлогом «тебе это не нужно».
  • У меня есть личный пример, при котором ребенок вырос абсолютно нормальным, за исключением «жертвенности». Но вероятность такого исхода 1 к 100.

Итог: Мы получаем послушного, забитого ребенка, который отвергает собственное мнение, следует чужим порядкам и помрет от голода, потому что ему скажут встать и стоять.

Развитие событий с момента взросления делится на два: 1) Ребенок вырастает крайне послушным семейным человеком, который соблюдает в своем доме точно такой же порядок, заводит семью из соображения «так все делают», и в неудачных случаях от такого решения получает массу неприятностей: давление от членов семьи, которые не перестают садиться на шею, от коллег, которым невозможно отказать, от начальства, которое уже 10 лет не повышает зарплату. Отличный пример подавленной воли, сильный человек? Ага, нате. 2) Бунт на корабле. Ребенок вырастает в крайне непослушного подростка, а потом всененавидящего взрослого. Он отвергает свою принадлежность к семье, в которой царил тоталитаризм, резко и нервно реагирует на каждое действие, которое способно ущемить его права. Поэтому еще такой взрослый часто не умеет работать в коллективе, избегает начальства, везде вставляет свое слово, не соблюдает субординацию. Если он достаточно умен и умеет идти к цели (а чаще всего эти вещи подавлены, потому что он делал одно и то же на протяжении многих лет и совсем не развил фантазию), то откроет свое дело. Опять же, вероятность 1 к 100, но у меня есть такой пример. Семью он тоже не хочет, потому что наигрался в «золушку» вдоволь.

  • Отучение от эмоциональности. «Не плачь», «не ной», «не злись», «не желай», «не дыши». Распространено мнение, что сильные люди не испытывают сильных эмоций. Стоит отметить, что отсутствие эмоций не влияет на отсутствие нервов, и эмоции не исчезают, а притупляются, причем с положительной стороны. Отрицательная же выходит наружу во всей своей красе. Эмоции подавляются следующим образом: отсутствие похвалы, отсутствие реакции на проделки, абсолютное абстрагирование от ребенка, ругань за испытываемые им эмоции, в особенности за плачь.
  • Учтем, что так родители иногда тоже делают не специально, а просто от усталости или непонимания масштаба проблемы. Просто присмотритесь к своим действиям.

Итог: Получаем морально неполноценного члена общества, сейчас это даже считается нормальным. Как я уже написала, положительные эмоции деградировали, т.е. любовь, дружба, радость, печаль (порождает совесть и мораль, поэтому в положительных) ему неподвластны.

Такие же эмоции, как злость, зависть, отвращение, стоят на первом месте. Поначалу человек кажется куском дерева без чувств и эмоций, но если он не дай боже встанет во главу коллектива или семьи, это будет страшнейшая тирания.

Читайте также:  Внушаемость - психология

Конечно, если вы хотите видеть несчастными внуков – пожалуйста, полный вперед, но здоровым такой человек все равно называться не будет.

  • Поощрение комплексов. Как это? А вот так! Ты некрасивая, ты не умеешь рисовать, у тебя нет слуха, ты полный профан в математике, ты то, ты другое, в том же духе, и все в претензионном тоне. Заставить деградировать интересы посредством «ты не умеешь», даже не доверять ответственную работу. Ребенок всегда маленький, даже когда ему пора бы выполнять работу посерьезнее.
  • Это не относится к «Ты не умеешь рисовать, но отлично плаваешь, может, лучше пойдешь на плаванье?» — это из лучших побуждений, но первую фразу лучше убрать из лексикона вообще. Не умеет и не умеет, я вот ничего в современном искусстве не понимаю, но оно продается.

Итог: Закомплексованность – главный враг такого человека. Он может быть большим талантом в любой сфере, но никогда не будет считать себя достойным поощрения и чаще всего даже отвергнет свои начинания. Он всю жизнь будет считать себя уродливым, нелюбимым и неполноценным, бесталанным, тупым.

Будет стараться угодить обществу, может заразиться вредными привычками, ради того, чтобы успокоить свое извечное самоедство. А потом это скажется и на его семье, потому что, скорее всего, поощрять чужие таланты такой человек тоже не научится. Либо будет гореть от зависти, либо всегда будет говорить, что можно и лучше.

В итоге замкнутый круг закомплексованных детей.

  •        Бьет – значит любит. Да уж, самый отвратительный пример, часто встречается в семьях с мальчиками. Чаще всего родитель бьет ребенка потому, что считает, что тот способен на большее. Действительно из любви. Терпение при побоях, жестоком обращении и вечных тираниях, как кажется родителям, делает ребенка сильнее, умнее и адекватнее. Им кажется, что побои – это самый верный путь к тому, чтобы ребенок делал все правильно и с первого раза.

Итог: Есть в этом доля правды. Послушнее? Да. Старательнее? Да. Сильнее? Нет! Он всего лишь пытается сделать так, чтобы его не ударили, он плачет в школе из-за плохих потому что дома его ударят, но не может сосредоточиться на уроках, потому что его держат под строжайшим физическим контролем.

Вырастает такой ребенок в маньяка или жертву, в первом случае становясь абсолютно неспособным на любовь и радость, и доводя до ужаса всех окружающих, а во втором случае обзаводится привычкой зарабатывать синяки. Он ищет себе тиранов, чтобы они поступали с ним «привычным образом» — как мама с папой.

И подвергается насилию всю свою жизнь. Сила? Увольте.

Общие итоги говорят нам о том, что человек не становится сильным от морального дискомфорта, не становится сильным от физического дискомфорта, от отсутствия эмоций и любви – тем более.

Чтобы вырастить сильную личность, его нужно в первую очередь вырастить морально здоровым, что очень и очень сложно, но вполне возможно.

Главное – любить адекватно, давать достаточное количество воспитания совместно с нежностью, показывать, что основные человеческие ценности в добре и понимании.

Если вы думаете, что сильная личность не может быть эмоциональной и доброй – сильно ошибаетесь, потому что именно такие люди закрывают детей от пуль, именно такие люди борются за права обездоленных, именно такие люди жертвуют на благо общества. Если это – не сила, то я просто не знаю, в чем еще она может заключаться.

Всем спасибо!

*Редакция не изменяет орфографию и стиль авторов.

Источник: https://pandaland.kz/blogs/mamam-o-mamah/psihologiya/sila-slomlennaya-psihika-ili-volevoj-harakter

Движущие силы развития ребенка

Когда мы говорим: «Ребенок развивается нормально», мы имеем в виду, что по графику происходит не только его физиологическое созревание, но и рост его психических возможностей.

Наступит пора – и он впервые улыбнется, в нужное время начнет узнавать мать, в свой срок заговорит. Перемены совершаются в ребенке закономерно, в известной последовательности.

И естественно, возникают вопросы: чем определяется процесс детского развития?

Каковы его движущие силы? По поводу того, что играет решающую роль в формировании детской личности, издавна ведутся споры в философии, психологии и педагогике.

Ряд зарубежных авторов утверждает, что развитие способностей, характера, нравственных качеств личности ребенка якобы роковым образом предопределено его наследственностью, заданной ему от рождения генетической программой, и протекает спонтанно, независимо от условий жизни и воспитания.

Такого рода теория спонтанности детского развития противоречит данным детской психологии и возрастной физиологии и приводит к ложному пониманию возможностей и задач воспитания. Примером этому может служить система «свободного воспитания» дошкольников, которая весьма популярна в ряде западноевропейских стран и стран Америки.

Сторонники этой системы выступают простив какого-либо целенаправленного обучения и воспитания маленького ребенка, предлагая создавать лишь внешнюю обстановку для «самовыражения», для «самопроявления» детской личности.

При такой системе воспитания родители и воспитатели обречены на пассивность и бездеятельность, поскольку предполагается, что развитие ребенка идет все равно само собой, спонтанно и воспитатель ничего не может прибавить к тому, что дано ребенку «от природы».

Легко понять, что вопрос о том, можно ли сводить воспитание к созданию лишь некоторых внешних условий для спонтанного развития ребенка, предопределено его генетическим фондом, имеет не только научное, но и первостепенное практическое, жизненное значение.

От того, в частности, как пойдут к его решению родители, зависит, насколько они активно и ответственно отнесутся к своим родительским обязанностям.

Станут ли они легкомысленно оправдывать свои педагогические просчеты и ошибки мнимыми врожденными недостатками ребенка, или же, внимательно изучая ребенка, настойчиво овладевая педагогическими знаниями и умениями, сумеют обнаружить его истинные возможности и надлежащим образом обеспечить его всестороннее воспитание.

Отечественные педагоги и психологи, подчеркивая важность целенаправленного формирования способностей и нравственных качеств детской личности, выступают против фатализма, против концепции спонтанного развития и системы «свободного воспитания».

Для того, чтобы реализовать потенциальные психофизиологические возможности ребенка, необходимо правильно организовать его целенаправленное обучение и воспитание уже в дошкольном возрасте. Целью дошкольного воспитания является всестороннее физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие детей и подготовка их к школе. Она должна быть связана с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Отечественная система дошкольного воспитания строилась на научной основе, на основе педагогических, психологических и физиологических исследований. Эти исследования показали, что, хотя врожденные особенности ребенка и ход созревания его организма, его нервной системы на протяжении детства представляют собой важное условие и необходимую предпосылку психического развития, наследственные задатки не предопределяют фатально ни хода, ни уровня этого развития. Решающую роль в том, какие способности разовьются у ребенка, какие нравственные качества у него сформируются, играют условия жизни и воспитания.

Важное значение для правильного понимания роли воспитания в развитии ребенка имели физиологические исследования И. П. Павлова и его последователей, в результате которых было установлено, что условнорефлекторные механизмы психической деятельности формируются под влиянием условий жизни ребенка, под влиянием обучения в широком смысле этого слова.

Теоретические и экспериментальные исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л.

Рубинштейна и других психологов свидетельствуют о том, что ни одно из специфически человеческих психических качеств— логическое мышление, осмысленная память, творческое воображение, нравственные представления, чувства и привычки — не может развиваться у ребенка независимо от воспитания, в результате спонтанного созревания врожденных задатков. Они формируются на протяжении детства в процессе усвоения ребенком социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, путем овладения создаваемыми обществом понятиями, способами деятельности и нравственными нормами поведения. Передача ребенку и усвоение им социального опыта составляют существо человеческого воспитания, которое играет, как писал Л. С. Выготский, «ведущую роль» в психическом развитии подрастающего поколения.

Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем пассивного восприятия воздействий воспитателя, а в активной форме в процессе различных видов детской деятельности — игры, труда, учения и т. д. Важная задача воспитания заключается в том, чтобы правильно организовывать эту деятельность, обогащать ее содержание, придавать ей нужные для решения воспитательных задач направления.

Итак, от воспитания зависит очень многое. Однако из этого вовсе не следует, что любое воспитательное воздействие приведет к желаемому результату.

Бесполезно пытаться лепить из ребенка, как из куска мокрой глины, все, что вам вздумается, не считаясь с возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями малыша, не сообразуясь с его склонностями и интересами, не учитывая того, с помощью каких методов и при какой организации его деятельности можно обеспечить оптимальные условия для его физического и духовного развития. С рождением ребенка мать и отец принуждены, так сказать, овладевать второй специальностью, становиться людьми, сведущими и в педагогике, и в психологии, и в физиологии детского развития, с тем чтобы не слепо, путем проб и ошибок, идти к намеченной цели, а сознательно решать стоящие перед ними ответственные задачи воспитания всесторонне, гармонически развитой личности. В эпоху научно-технического прогресса особое значение приобретает задача воспитания нового человека — крепкого и здорового, широкообразованного, всесторонне развитого. Решающая роль в решении этой первостепенной важности задачи принадлежит семье. Родители, воспитывая своего ребенка, должны постараться правильно оценить возможности малыша и разумно использовать эти возможности в целях его всестороннего физического, умственного, нравственного и эстетического развития.

Возможности маленького ребенка велики. Исследования, проводившиеся в последние годы в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о том, что путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Данные о больших возможностях дошкольников дают основание родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного использования этих возможностей, знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь более высокого уровня их физического, умственного и эстетического развития, воспитания у них таких нравственных представлений, чувств и привычек, формирование которых ранее осуществлялось на более поздних ступенях возрастного развития. Однако проблема заключается в том, каковы же пределы разумного использования детских возможностей.

Как выразился однажды известный психолог профессор Оксфордского университета Д. Бруннер, ребенка любого возраста можно обучить каким угодно знаниям, если использовать для этого соответствующие методы.

Имеются данные, например, что при специальной интенсивной тренировке младенцы могут научиться плавать, полуторагодовалые малыши усваивают навыки чтения, дети 4—5 лет овладевают довольно сложными логико-математическими операциями и т. д.

Идея ускорения, искусственной акселерации вызывает своеобразный ажиотаж у части родителей, которые, лелея честолюбивые замыслы в возможно более короткий срок вырастить из своего ребенка «вундеркинда», пытаются, не считаясь с психофизическими особенностями детей дошкольного возраста, преждевременно обучать малыша недоступным еще его пониманию знаниям и умениям, нагружают его непосильными учебными заданиями.

Такой неосмотрительный и неосторожный подход к использованию детских возможностей весьма опасен и грозит нанести непоправимый вред ребенку.

Речь идет не только о ближайших непосредственных результатах воспитательных воздействий. Значительно важнее те отдаленные последствия, которые далеко не всегда поддаются однозначному прогнозированию. Вот почему приходится решительно предостерегать против необоснованного экспериментирования.

В процессе совершенствования содержания и методов дошкольного воспитания надо иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя забывать о том, что мы имеем дело с маленьким ребенком, созревание организма которого еще продолжается, формирование морфофизиологических свойств мозга которого еще не закончилось и работоспособность которого еще ограничена.

Поэтому надо учитывать не только то, какие знания и умения дошкольники могут усвоить при интенсивной тренировке, но и то, каких физических и душевных сил это от них потребует. Ибо всякая перегрузка и вызываемое ею переутомление грозят оказать отрицательное влияние на состояние здоровья дошкольника, на его физическое и умственное развитие.

Для того чтобы избежать перегрузок, надо рационально организовать режим дня ребенка, предусмотрев правильное чередование сна и бодрствования, кратковременные (не более 30 минут) учебные занятия и свободные игры — все мероприятия, проводимые в закрытом помещении, и физические упражнения, а также прогулки на свежем воздухе.

Во-вторых, надо учитывать не только то, что может заучить ребенок, но и то, в какой мере он способен осмыслить усвоенное и насколько это полезно для общего развития малыша. Можно, к примеру, добиться того, чтобы дошкольник заучил таблицу Менделеева и стал довольно бойко рассказывать о ней окружающим.

Но не стоит, ли задуматься над тем, зачем ему нужны подобного рода чисто словесные знания, ни на что не опирающиеся и никак не связанные с его жизненным опытом? Кроме выработки у ребенка вредной привычки говорить о том, в чем он толком не разбирается, вряд ли мы чего-либо добьемся.

В-третьих, преждевременное, сверхраннее обучение дошкольника грозит нарушить нормальный ход гармонического развития человеческой личности. Дело в том, что на каждой ступени возрастного развития формируются в определенной последовательности ценнейшие человеческие качества и способности.

Так, при правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Все эти качества имеют первостепенное значение не только для маленького ребенка, но и для зрелого, взрослого человека. Причем обнаруживается, что если в дошкольном возрасте такого рода качества не будут надлежащим образом сформированы, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом, весьма трудным, а подчас и невозможным. Принимая во внимание особое значение дошкольного воспитания в общем процессе формирования человеческой личности, не следует родителям пытаться преждевременно обучать малыша недоступным его пониманию, знаниям, формировать у него сложные формально-логические операции, стремясь поскорее превратить его из дошкольника в школьника.

Задача заключается в том, чтобы, учитывая возрастные особенности и возможности малыша, воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять эту действительность в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости. Для воспитания этих важнейших качеств в дошкольном возрасте имеются особо благоприятные условия, и, будучи сформированы надлежащим образом впервые годы жизни ребенка, они войдут затем в золотой фонд зрелой человеческой личности.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-adults/stories-for-parents/children-from-3-till-7-years/652-2009-04-28-08-41-43.html

Ссылка на основную публикацию