Сёрен кьеркегор — психология

Кьеркегор, Сёрен, если вы понимаете о чем он

Сёрен Кьеркегор - психология

Принято выделять пять периодов творчества Кьеркегора:

1838—1841 («Из записок ещё живущего», 1838; «О понятии иронии», 1841)

1842—1846 («Поучительные речи», 1842; произведения, опубликованные под псевдонимами: «Или-или», 1843; «Страх и трепет», 1843; «Повторение», 1843; «Философские крохи», 1844; «Понятие страха», 1844; «Стадии на жизненном пути», 1845; «Заключительное ненаучное послесловие», 1846)

Полемика 1845—1846 в «Корсаре» с П. Мёллером и М. Гольдшмидтом

1847—1850 («Дело любви», 1847; «Христианские речи», 1848; «Болезнь к смерти», 1849; «Введение в христианство», 1850)

1851—1855 — период молчания вплоть до «церковной полемики» 1855 года (публикация статей в журнале «Мгновения» с критикой грубых смысловых подмен в церковной жизни современной ему Дании).

Основные идеи

Три стадии человеческого существования

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трёх стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или — или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».

Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:

эстетическая,

этическая,

религиозная.

В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).

Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.

Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины.

Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живёт сегодняшним днём и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно.

Он чувствует, что его жизнь пуста.

Человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию тогда, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности.

Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить её и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого.

На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.

В конце концов, человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье.

Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен.

Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог — совершенен, человек — нет.

Отчаяние

Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, не соответствующей ожиданиям человека.

В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости.

Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».

«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание — результат нравственных усилий этического человека.

«Я» для такого человека — уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности.

Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».

«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом. Истинная вера не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.

Страх

Страх возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного. Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.

Избранные работы

1841 — О понятии иронии (Om Begrebet Ironi med stadigt Hensyn til Socrates)

1843 — Или-или (Enten-Eller; включает части Диапсалмата, Несчастнейший, Дневник обольстителя, Эстетическая ценность брака и др., которые часто издаются отдельно)

1843 — Две назидательные беседы

1843 — Страх и трепет (Frygt og Bæven)

1843 — Повторение (Gjentagelsen)

1844 — Философские крохи (Philosophiske Smuler)

1844 — Понятие страха (Begrebet Angest)

1845 — Стадии жизненного пути (Stadier paa Livets Vei)

1846 — Заключительное ненаучное послесловие (Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift)

1847 — Назидательные речи в различном духе (Opbyggelige Taler i forskjellig Aand)

1847 — Чему нас учат полевые лилии и птицы небесные

1847 — Дело любви (Kjerlighedens Gjerninger)

1848 — Христианские речи (Christelige Taler)

1848 — «Первосвященник» — «Мытарь» — «Грешница»

1849 — Болезнь к смерти (Sygdommen til Døden)

1849 — Полевая лилия и птица небесная: Три благочестивые беседы

1850 — Введение в христианство (Indøvelse i Christendom)

На русском языке

  • Или-или. — СПб.: Издательство Русской Христианской Гуманитарной Академии: Амфора, 2011. — 823 с. — ISBN 978-5-367-02005-2
  • Наслаждение и долг. — СПб, 1894; Киев, 1994; Ростов-на-Дону, 1998.

Источник: https://aakalmikov.livejournal.com/72365.html

Сёрен Кьеркегор (Søren Kierkegaard). Публикации

Сёрен Кьеркегор (Søren Kierkegaard 1813-1855) — датский философ, теолог и писатель, считаетсяодним из основателей экзистенциализма .

В противовес немецкому классическому идеализму и развитию, которое придал ему Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рациональности и первичности чистого существования (экзистенциальности), которое после определённого диалектического пути развития личности должно найти свой смысл в вере.

Этот и ряд других моментов послужили распространению точки зрения, согласно которой датский мыслитель является представителем иррационализма.

С. Кьеркегор окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году. Степень магистра получил в 1841 году, защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков.

После разрыва помолвки до 1851 года много работает, пишет свои основные труды. Затем оставляет писательство с чувством, что он сказал то, что должен был сказать, вплоть до «церковной полемики» 1855 года. Вёл жизнь, сокрытую в своём существе от людей; при этом других людей тонко чувствовал и глубоко понимал. Работы С.

Кьеркегора отличаются исключительной психологической точностью и глубиной. Критиковал (особенно резко — в последние годы жизни и творчества) выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином.

Смыслу христианской жизни посвящены его экзегетические работы — «беседы» (Taler), а также работа «Введение в христианство» (1850), и последние его публикации в журнале «Мгновения».

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трех стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или — или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам»».

Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования: эстетическая, этическая, религиозная.

В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).

Обыватель живет так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он течет по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.

Эстетик знает, что он у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины.

Он не думает о чувстве долга и ответственности, и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живет сегодняшним днем и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно.

Он чувствует, что его жизнь пуста.

Тогда человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности.

Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить ее и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого.

На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.

В конце концов человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье.

Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен.

Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог — совершенен, человек — нет.

Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу. В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

  • «Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, несоответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости. Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».
  • «Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание — результат нравственных усилий этического человека. Я для такого человека — уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».
  • «Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом. Истинная вера не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.

Труды и идеи Кьеркегора оказали значительное влияние на европейскую и мировую философию и литературу. Ему многим обязаны Г.Ибсен, М.Унамуно, А.П.Чехов, Н.А.Бердяев, К.Барт, М.Хайдеггер и К.Ясперс.

Публикации

  1. Русскоязычный сайт посвященный Кьеркегору
  2. Sorenkierkegaard.Org
  3. Понятие «страха» (о работе С.Кьеркегора)
  4. С.Кьеркегор: «Это все для тебя!» или Альтернативная история
  5. Кьеркегор против Ницше
  6. Мир Кьеркегора. Русские и датские интерпретации творчества Сьерена Кьеркегора
  7. Экзистенциальная философия: вчера и сегодня.

    Материалы конференции «Экзистенциальная философия: от Кьеркегора к Камю» (Электронная книга Google)

  8. Мир Кьеркегора (сборник статей)
  9. Абрамович Г. Ю. Философский анализ трактата » Понятие страха» датского философа С. Кьеркегора
  10. Абросимова Е.А. Анализ концепций смерти в философии С.Кьеркегора и М.Хайдеггера
  11. Антомони В.

    Ревность, память, наслаждение: расторгнутые помолвки Кьеркегора и Кафки

  12. Архипов Г.А. Священное безумие датского Дон Кихота (о С.Кьеркегоре)
  13. Баева С.А. Выбор и псевдовыбор по С. Кьеркегору
  14. Баевский В.С. Тютчев: Поэзия экзистенциальных переживаний
  15. Базалук О. А. Философия жизни от волюнтаризма к экзистенциализму (компаративистский подход)
  16. Бердяев Н.А.

    Лев Шестов и Киркегор

  17. Бибихин В.В. Кьеркегор и Гоголь
  18. Боревой М.Б. Человек и его экзистенциальные модификации в философии С.Кьеркегора
  19. Боревой М.Б. Онтология веры С.Кьеркегора в контексте трансформации экзистенциальной философии XX века
  20. Буева Л.П. Идея С. Кьеркегора об открытости человека и её роль в воспитании
  21. Быховский Б. Э.

    Кьеркегор

  22. Воронина Н.Н. Экзистенциально-онтологическое осознание символа (Ницше и Кьеркегор)
  23. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. О миросозерцании Сёрена Киркегора
  24. Грицанов А.А Понятие «страха» (О работе С.Кьеркегора)
  25. Доброхотов А.Л. Апология когито или проклятие Валаама. Критика Декарта в «Ненаучном послесловии» Керкегора
  26. Долгов К.М.

    От Киркегора до Камю

  27. Зайцева О. Путь веры Серена Кьеркегора
  28. Зайцева Т.Б. Киркегоровская «проблема зоопарка»
  29. Зайцева Т.Б. Категория отчаяния или «болезнь к смерти» в философии Сёрена Киркегора
  30. Зайцева Т.Б. С. Киркегор об эстетической и этической стадиях жизненного пути человека
  31. Зайцева Т.Б. Художественная антропология А. П.

    Чехова: экзистенциальный аспект (Чехов и Киркегор)

  32. Зайцева Т.Б. Чехов и Киркегор о о любви воспоминании
  33. Зайцева Т.Б. О людях и деревьях (к истории одного христианского сюжета в произведениях Киркегора и Лермонтова)
  34. Зайцева Т.Б. Тип эстетика в повести Чехова «Три года»
  35. Зайцева Т.Б. Русская литература XIX века и Киркегор.

    Из истории изучения вопроса

  36. Исаев C. Косвенное сообщение: шифрованное письмецо Вечности (О Кьеркегоре)
  37. Исаева Н. «Или-Или». Пропедевтика к урокам бессмертия
  38. Кац Е. «Диалектика веры» или феноменология рефлексии (размышления о Кьеркегоре)
  39. Килборн Б. Исчезающий некто: Кьеркегор, стыд и Я
  40. Кириллов Г.М.

    Кьеркегор и общество потребления: поиски субъективности

  41. Козлов А.Е. Парадоксализация дискурса в философском эссе С. Кьеркегора «Страх и трепет
  42. Коплстон Ф. Кьеркегор (гл. из т. «От Фихте до Ницше»)
  43. Корнющенко-Ермолаева Н.С. Кьеркегор о человеческом бытии и одиночестве
  44. Кружков Н.Н. Иисус Христос глазами Сёрена Кьеркегора
  45. Куценко В.В.

    Парадоксальная темпоральность С. Кьеркегора

  46. Лёвит К. Тот единичный: Киркегор
  47. Левичева Е.Н. Религиозная антропология Сёрена Кьеркегора (материалы диссертации)
  48. Лега В.П. Современная западная философия. Сёрен Кьеркегор
  49. Лелик А. Дойти до раскаяния (Опыт прочтения Кьеркегора)
  50. Лелик А. Архипелаг Кьеркегора
  51. Лифинцева Т.П.

    «Экзистенциализм» или «экзистенциальная философия»? Нюансы важны

  52. Лунгина Д.А. Керкегор, мыслитель момента
  53. Лунгина Д.А. Современность в дневниках Серена Керкегора и Льва Толстого
  54. Лунгина Д.А. Керкегор (статья в «Историческом лексиконе 19 века»)
  55. Лунгина Д.А. Узнавание Керкегора в России
  56. Лунгина Д.А.

    Сёрен Керкегор: завороженность проблемой человека

  57. Лунгина Д.А. Идея спасения в псевдонимных произведениях С. Керкегора
  58. Лызлов А.В. Сёрен Кьеркегор: от отчаяния к обретению смысла
  59. Малик Э.Г. Иррационалистическая школа философии. (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше)
  60. Мареев С.Н. С.Кьеркегор: первый опыт экзистенциализма
  61. Мерзлякова Н.Н.

    Границы экзистенции: От Кьеркегора к Ясперсу

  62. Мильдон В.И. Лермонтов и Киркегор: феномен Печорина. Об одной русско-датской параллели
  63. Михайлов А.В. Из прелюдий к Моцарту и Кьеркегору
  64. Мудрагей Н.С. Проблема человека в иррационалистическом учении Серена Кьеркегора
  65. Мудрагей Н.С. Рыцарь веры в «Страхе и трепете» Кьеркегора
  66. Мурзин Н.Н.

    Экзистенциальное сознание: Къеркегор и Гегель

  67. Никулина А.К. Философские идеи Серена Кьеркегора в романном творчестве Торнтона Уайлдера
  68. Новиков Ю.Ю. Предтеча экзистенциализма (посвящается 200-летию со дня рождения С. Кьеркегора)
  69. Нойхаус Р.Дж. Кьеркегор для взрослых
  70. Нэш Р.Х. Ницше, Кьеркегор и смерть Бога
  71. Ольховская У.

    К понятию иронии…

  72. Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: Сёрен Киркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Марсель Пруст, Франц Кафка
  73. Рамишвили В.М. Борьба против времени (Ницше и Кьеркегор)
  74. Ратнер Д. Экзистенциальный выбор (Л. Толстой, С. Кьеркегор, Ф. Достоевский, Ф. Ницше)
  75. Реале Д.

    Сёрен Кьеркегор: Индивид как «причина христианства»

  76. Сарабун О.Б. Ответственность как момент этического самоосуществления человека в философии Сёрена Кьеркегора
  77. Соколов Б.Г. Движение «против»: Серен Кьеркегор и Лев Шестов
  78. Ставцева О.И. Понятие «экзистенция» у Шеллинга, Кьеркегора, Хайдеггера
  79. Ставцева О.И.

    Кьеркегор и западная религиозно-философская культура XX века

  80. Стрельцова Г.Я. Парадокс философии Сёрена Кьеркегора
  81. Стретерн П. Кьеркегор за 90 минут
  82. Супиханов Ш. Кьеркегор (экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора)
  83. Тетенков Н.Б. Множественная субъективность С. Кьеркегора
  84. Тетенков Н.Б. Концептуальные персонажи С. Кьеркегора
  85. Тетенков Н.Б.

    Диалогическая гносеология С. Кьеркегора

  86. Тиллих П. Киркегор как экзистенциальный мыслитель
  87. Тюрин Г. Cёрен Кьеркегор — основы «экзистенции»
  88. Хоружий С.С. Философия Кьеркегора как антропология размыкания
  89. Храмов А. Кьеркегор евангельский, почти православный. Презентация трёх бесед Серена Кьеркегора о толковании евангельских текстов
  90. Чичнева Е.А.

    Философия как проповедь (С. Кьеркегор)

  91. Шерпитите Р. Онтология страха и нигилизм: Серен Кьеркегор
  92. Шестов Л. Киркегард и Достоевский
  93. Шестов Л. Киркегард — религиозный философ
  94. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия
  95. Щитцова Т.В. Человек — диалог – культура (к онтологии культуры в экзистенциальной философии Киркегора и Бахтина (pdf)
  96. Щитцова Т.В. Экзистенциальная терапия, или Как практикуют философию: к актуальности Киркегора в современную эпоху
  97. Ясперс К. Реферат по Кьеркегору

Источник: http://hpsy.ru/authors/x122.htm

Кьеркегор Обю Серен

 Кьеркегор Обю Серен

Сёрен Обю́ Кье́ркегор (Киркегаард) (дат. Søren Aabye Kierkegaard [ˈsɶːɐn ˈkiɐ̯ɡəɡɒːˀ] ; 5 мая 1813,Копенгаген — 11 ноября 1855, там же) — датский философ, протестантский теолог и писатель.

Биография

Сёрен Обю Кьеркегор родился в Копенгагене, в семье разбогатевшего купца — бывшего крестьянина Петера Кьеркегора, 5 мая 1813 года.

Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году. Степень магистра получил в1841 году, защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков.

Был помолвлен с Региной Ольсен. После разрыва помолвки до 1851 года много работает, пишет свои основные труды.

Затем оставляет писательство с чувством, что он сказал то, что должен был сказать, вплоть до «церковной полемики» 1855 года.

Вёл жизнь, сокрытую в своём существе от людей; при этом других людей тонко чувствовал и глубоко понимал. Работы С. Кьеркегора отличаются исключительной психологической точностью и глубиной.

Критиковал (особенно резко — в последние годы жизни и творчества) выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. Смыслу христианской жизни посвящены его экзегетические работы — «беседы» (Taler), а также работа «Введение в христианство» (1850), и последние его публикации в журнале «Мгновения».

Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни, 11 ноября 1855 года, в Копенгагене.

Этапы творчества

Принято выделять пять периодов творчества Кьеркегора:

  1. 1838—1841 («Из записок ещё живущего», 1838; «О понятии иронии», 1841)
  2. 1842—1846 («Поучительные речи», 1842; произведения, опубликованные под псевдонимами: «Или-или», 1843; «Страх и трепет», 1843; «Повторение», 1843; «Философские крохи», 1844; «Понятие страха», 1844; «Стадии на жизненном пути», 1845; «Заключительное ненаучное послесловие», 1846)
  3. Полемика 1845—1846 в «Корсаре» с П. Мёллером и М. Гольдшмидтом
  4. 1847—1850 («Дело любви», 1847; «Христианские речи», 1848; «Болезнь к смерти», 1849; «Введение в христианство», 1850)
  5. 1851—1855 — период молчания вплоть до «церковной полемики» 1855 года (публикация статей в журнале «Мгновения» с критикой грубых смысловых подмен в церковной жизни современной ему Дании).

Основные идеи

Три стадии человеческого существования

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трёх стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или — или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».

Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:

  • эстетическая,
  • этическая,
  • религиозная.

В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).

Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.

Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины.

Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живёт сегодняшним днём и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно.

Он чувствует, что его жизнь пуста.

Человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию тогда, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности.

Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить её и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого.

На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.

В конце концов, человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье.

Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен.

Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог — совершенен, человек — нет.

Отчаяние

Памятник Кьеркегору в Копенгагене

Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, не соответствующей ожиданиям человека.

В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости.

Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».

«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание — результат нравственных усилий этического человека.

«Я» для такого человека — уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности.

Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».

«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом.

Истинная вера, как считал Кьергегор, не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственноговыбора в ситуации абсолютного одиночества.

Страх

Страх (Angst) возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного. Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.

Рациональность и Экзистенциализм

В противовес развитию, которое придал немецкому классическому идеализму Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рационального знания и первичности индивидуального отношения к существованию — а также вытекающих из этого отношения поступков и действий.

В этом смысле позиция датского мыслителя, с одной стороны, близка к Канту, утверждавшему о «первенстве чистого практического разума в его связи со спекулятивным»[4], а с другой — принципиально расходится с кантовским утверждением о (само)достаточности универсальных этических критериев в деле осуществления человеком свободного личностного выбора («Страх и трепет», заключительный фрагмент «Или — или» и др.).

Оценка такой позиции как иррационалистической оспаривается в исследовательской литературе[5].

Русское написание имени

Наиболее употребительное написание фамилии философа на русском языке — Кьеркегор. В литературе также встречаются варианты: Киркегард, Керкегор, Кьёркегор и др.

С точки зрения Д. А. Лунгиной, наиболее близко к датскому произношению произношение фамилии как Кергегор, к немецкому — Киркегард; неоправданно сложному написанию Кьеркегор и немецко-датскому смешению Киркегор Д. А. Лунгина предпочитает отчасти адаптированное к графике, отчасти к русской традиции Керкегор[6].

У Бердяева встречается написание Киркегардт[7]

Интересные факты

  • 5 мая 2013 года, в день 200-летия философа, на логотипе (из серии юбилейных «дудлов») русскоязычного Googleбыло изображено, как маленькие человечки пишут огромными перьями название поисковика.

Избранные работы

Издания сочинений

  • Samlede værker, Bd 1—20. København, 1962—64
  • Papirer, Bd 1— 16. København, 1968—78

На русском языке

  • Или-или. — СПб.: Издательство Русской Христианской Гуманитарной Академии: Амфора, 2011. — 823 с. — ISBN 978-5-367-02005-2.
  • Или-или. Фрагмент из жизни /Пер. с дат. Н. Исаевой, С. Исаева.- М.: Академический проект, 2014.- 775 с. -(Философские технологии). ISBN 978-5-8291-1611-8
  • Наслаждение и долг. — СПб, 1894; Киев, 1994; Ростов-на-Дону, 1998.
  • Несчастнейший. — СПб., 1908; 1914; М., 2002.
  • Несчастнейший. — Сборник сочинений./Серия «Религиозные мыслители». 3-е изд. — М.:Библейско-богословский институт св. апостола Андрея,2007.- 368 с. ISBN 5-89647-062-2
  • Страх и трепет. — М., 1993, 1998.
  • Дневник обольстителя. — Калуга, 1993; — М., 1999; — СПб., 2000; — СПб, 2007; — СПб, 2011.
  • Повторение. — М., 1997.
  • Философские крохи, или Крупицы мудрости /Пер. Д.А. Лунгиной. — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. — 192 с. ISBN 978-5-94242-048-2.
  • Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». — Минск: И. П. Логвинов, 2005. — 752 с. — ISBN 985-6701-67-8.Др. издания: СПб., 2005. — 679 с. — ISBN 5-288-03760-4., М.:Академический проект,2012.- 607 с. — (Философские технологии). ISBN 978-5-8291-1406-0.
  • Беседы. — М., 2009.
  • Евангелие страданий. — М., 2011. — 304 с. — ISBN 978-5-900249-63-6.
  • Болезнь к смерти. — М.: Акад. Проект, 2012. — 157 с. — (Философские технологии). — 1000 экз., ISBN 978-5-8291-1357-5.
  • Понятие страха. — М.: Акад. Проект, 2012. — 217 с. — (Философские технологии). — 1000 экз., ISBN 978-5-8291-1344-5.

Источник: https://www.litmir.me/a/?id=17498

Кьеркегор Серен

Кьеркегор Серен

Известный протестантский теолог, писатель и философ Сёрен Обю Кьеркегор, появился на свет в Копенгагене, 5 мая 1813 года.

Биография Сёрена Обю Кьеркегора непродолжительна, но свидетельствует о длительной и серьезной работе.

Кьеркегор происходил из дворянской семьи и получил прекрасное образование. Он обучался в Копенгагенском университете и окончил его теологический факультет в 1840 году. В 1841 он получил степень магистра, защитив диссертационную работу «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», которая была посвящена концепциям иронии в работах романтиков и авторов Древней Греции.

Кьеркегор помолвился с Региной Ольсен, но помолвка была разорвана до 1851 года. После этого события Кьеркегор много работал и написал основные свои труды. После этого автор, чувствуя что сказал все, что был должен, оставил писательскую деятельность.

В 1855 году он принял живое участие в «церковной полемике». Кьеркегор вёл скрытную жизнь, не сближаясь с людьми, но при этом замечательно понимал человеческую природу. Работы философа отличаются психологической глубиной и точностью.

Кьеркегор резко критиковал выхолащивание христианской жизни, свойственное некоторым направлениям христианства, а именно, желание жить удобной и комфортной жизнью, но при этом считаться добропорядочным христианином. Кьеркегор посвятил проблеме христианского образа жизни экзегетические работы, такие как «Беседы» и «Введение в христианство», а также ряд последних публикаций в издании «Мгновения».

Кьеркегор скончался в 1855 году, во время эпидемии гриппа в Копенгагене.
Основные идеи Кьеркегора заключаются в следующем. Ключевой момент его философского наследия — это учение о трёх этапах человеческого существования, которое впервые было сформулировано философом в работе «Или — или». Идея была окончательно оформлена в виде учения уже позднее, в послесловии к «Философским крохам».

Три стадии, выделенные в человеческом существовании Кьеркегором, таковы:

— эстетическая,- этическая,

— религиозная.

Рассматривая эти стадии, Серен Кьеркегор классифицирует людей на четыре типа, среди которых: обыватель, эстетик, этик и религиозный человек.
Первый из них, обыватель, живет так же, как окружающие.

Он стремится создать семью, носить красивую одежду и хорошо говорить. Этот тип людей подвержен стадному инстинкту. Обыватели плывут по течению и смиряются с внешними обстоятельствами, не задумываясь о возможных изменениях в собственной жизни.

О возможном выборе они даже не подозревают.

Эстетик знает о наличии выбора и понимает, что необязательно следовать за толпой. Он выбирает собственный путь, который является жизнью, полной удовольствий. Он любит хорошую еду, вино и красивых женщин.

Его не заботят ответственность и чувство долга, а также вопросы правильного и неправильного. Эстетик живет в настоящем времени, он наслаждается жизнью и скучает, когда не происходит ничего интересного.

Он знает, что жизнь его пуста.

Через эти переживания человек может перейти этическую стадию, на которой его поступки вдохновляет чувство долга и разум.

Эстетик не чувствует в жизни пустоты, у него развита ответственность и чувство долго, он видит разницу между злом и добром и высоко ценит верность. Он стремится исключительно к хорошим поступкам и сторонится плохих.

Этическая стадия не уничтожает бесследно эстетическую. Смена двух этих состояний происходит время от времени, колебаниями.

В конце пути человек приходит к осознанию ограниченности этих двух состояний и вновь испытывает отчаяние. В таком случае он может прорваться на последнюю, религиозную, стадию. На этой стадии им руководит вера и сердце, которые неподвластны разуму и чувственности.

Религиозный человек сознает свою греховность и видит совершенство только в Боге. Он стремится к спасению и верит, что Бог дарует ему это спасение.

Кьеркегор отталкивался от догмата о первородном грехе и определял его, как отчаяние, которое сопровождало всю человеческую жизнь.

Отчаяние, произрастающее из греховности человечества — это единственный способ пробиться на стадию религиозности и прорваться к Богу.

Кьеркегор поставил в соответствие каждой стадии развития свой тип отчаяния.

«Отчаяние возможного» наблюдается у эстетического типа. Оно связано с жизнью, не соответствующей человеческим ожиданиям.

В сознании своем такой человек стремится к подмене собственного Я новым, другим Я, которое обладает преимуществами в красоте, силе и уме. Это отчаяние от нежелания быть собой, оно приводит к такому явлению, как распад самости.

Отдельные удовольствия, доступные эстету, фрагментарны, поэтому Я распадается и становится «песком мгновений».

«Мужественное отчаяние» — это тип отчаяния, возникающий как следствие желания обрести самость и непрерывное, цельное Я. Это результат нравственных усилий, которые прилагает человек.

«Я» для него уже не является совокупностью случайных удовольствий, оно — это результат формирования личности в свободных условиях.

Самонадеянность такого человека, который возомнил себя способным своими собственными человеческими силами воплотить я, приводит к новому виду отчаяния, свидетельствующего о понимании неспособности отринуть или преодолеть свою конечность и возвыситься над людьми, став ближе к Богу.

«Абсолютное отчаяние» свойственно религиозному человеку, который осознает богооставленность мира и собственное одиночество перед Богом. Вера такого человека истинна, она — результат не усвоения религиозных традиций, а абсолютно осознанного, ответственного и свободного выбора в ситуации, когда человек абсолютно одинок.

Источник: http://biblioman.org/authors/kirrkegor/

КЬЕРКЕГОР, СЁРЕН

КЬЕРКЕГОР, СЁРЕН

КЬЕРКЕГОР, СЁРЕН (Kierkegaard, Søren) (1813–1855), датский философ, религиозный мыслитель и литератор, родился 5 мая 1813 в Копенгагене. Учился в средней классической школе, в 1830 поступил в Копенгагенский университет. Значительное влияние на его судьбу оказала смерть отца в 1838. Двумя годами позднее он выдержал экзамен по теологии в университете.

Подготовленная Кьеркегором магистерская диссертация о понятии иронии была опубликована в начале 1841. В конце этого года произошло другое критическое событие – Кьеркегор разорвал свою помолвку с Региной Ольсен. Этот разрыв, вызвавший общественное неодобрение, сыграл одновременно роль катализатора в творческой жизни Кьеркегора.

Все, что он написал, несет след этого печального опыта.

Во время краткого пребывания в Берлине (с октября 1841 по март 1842) Кьеркегор посещал лекции Фридриха Шеллинга.

В 1843 он опубликовал несколько важнейших работ: Или – Или (Enten-Eller), Повторение (Gjentagelsen), Страх и трепет (Frygt og Baeven) и в дополнение – девять религиозных рассуждений в трех томах, названных Поучительные беседы (Opbyggelige Taler).

Первые три книги вышли под псевдонимом, поскольку, как Кьеркегор объяснял позднее, выраженные в них взгляды не были его собственными. Под Беседами стоит собственное имя автора. В 1844 вышли Философские крохи (Philosophiske Smuler) и Понятие страха (Begrebet Angest), а также еще девять бесед.

Опубликованная в 1845 книга Стадии жизненного пути (Stadier paa Livets vei) частично резюмирует предыдущие работы; в том же году вышли еще три беседы, получившие название Мысли по поводу критических ситуаций (Tre Taler ved tønkte Leiligheder).

Самая значительная философская работа Кьеркегора, также опубликованная под псевдонимом, – Заключительное ненаучное послесловие (Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift) – вышла в начале 1846.

С исключительным мастерством Кьеркегор описывает разные жизненные позиции, меняя при этом стили письма, однако достаточно последовательно показывая, что христианский образ жизни достигается движением от эстетического через этический к религиозному. В сочинениях Кьеркегора содержатся точные определения таких категорий, как вера, истина, откровение, разум; дана яркая критика гегелевской системы и философского идеализма; анализируется проблема этической ответственности в конкретных ситуациях; разрабатывается оригинальная и глубокая философия религии.

Нападки на Кьеркегора в копенгагенском бульварном листке в 1846 оказались третьим значительным внешним событием его жизни. Ответом явились Два века (To Tidsaldre) с анализом духа современности.

В 1846–1848 он опубликовал несколько специфически религиозных сочинений: Деяния любви (Kjerlighedens Gjerninger), Христианские беседы (Christelige Taler), Поучительные беседы различного толка (Opbyggelige Taler i farskjellig Aand).

До конца 1852 были написаны Болезнь к смерти (Sygdommen til Doden), Упражнения в христианстве (Indøvelse i Christendom), К самопроверке (Til Selvprovelse), Судья себе самому (Dette skal siges), а также небольшая автобиографическая работа Точка зрения (Synspunktet for min Forfatter-Virksomhed). Это были последние работы Кьеркегора. В начале 1854 его внимание привлек экстравагантный панегирик в адрес бывшего епископа Мюнстера, произнесенный известным лютеранским теологом Мартизеном, и Кьеркегор пишет серию статей, направленных во имя христианства против «христианского мира» (Hvad Christus dømmer om officiel Christendom). В сентябре 1855 он почувствовал, что его внутренняя задача исполнена. Умер Кьеркегор в Копенгагене 11 ноября.

Труды и идеи Кьеркегора оказали значительное влияние на европейскую и мировую философию и литературу. Ему многим обязаны Г.Ибсен, М.Унамуно, А.П.Чехов, Н.А.Бердяев, К.Барт, М.Хайдеггер и К.Ясперс.

Литература:

Киркегард С. Наслаждение и долг. СПб, 1894
Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»

Кто из основоположников детективного жанра отбывал тюремное заключение за воровство?

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/KERKEGOR_SEREN.html

Гипотеза о детстве и жизни Серена Кьеркегора…

Гипотеза о детстве и жизни Серена Кьеркегора…

Серён Кьеркегор (Киркегор) родился 5 мая 1813 г. в Копенгагене.

«Отец его, Михаил Киркегор, был человеком глубоко религиозным, и в семье царила религиозная атмосфера, даже с некоторым оттенком суровости. Последнее объяснялось в известной мере обстоятельствами биографии Михаила Киркегора.

В молодости, даже скорее в детстве, когда ему было 11 лет, он, оказавшись в трудных условиях (родители, бедные крестьяне, отдали мальчика на работу к пастухам), в отчаянии проклял Бога, и это проклятие всю жизнь тяжёлым грузом давило его, порождая мрачное и подавленное настроение.

Этот факт в биографии отца самим Киркегором был воспринят очень рано: чувство родового проклятия никогда до конца не покидало его. К моменту рождения Серёна, самого младшего, отцу его было 56 лет, а матери (второй жене Михаила Киркегора, на которой он женился после смерти первой жены и которая прежде была служанкой в их доме) — 45.

Это обстоятельство дало некоторым исследователям повод считать, что душевная депрессия, которой впоследствии страдал Серён Киркегор, была вызвана его запоздалым рождением. «Жизненная судьба и духовный облик Серёна Киркегора, — пишет в своем исследовании Август Веттер, — уже были предначертаны тем, что он был сыном старика».

Атмосфера родительского дома в известной степени, конечно, наложила свою печать на Киркегора, видимо, рано духовно и умственно созревшего.

Однако в том, что Киркегор слишком рано перестал быть ребёнком, сказался не столько возраст, сколько умонастроение его отца, а также то обстоятельство, что на его глазах умерли почти все его братья и сестры (всего у Михаила Киркегора было семеро детей, а к 1835 г.

в живых осталось только двое — сыновья Педер-Христиан и Серён). Отец Киркегора воспринял смерть детей как свидетельство того, что Бог не простил ему тяжкий грех.

Отец оказал значительное влияние на Киркегора; в дневниках последнего можно встретить ряд замечаний об отце, о взаимных отношениях отца и сына как о серьёзной нравственной проблеме. «Отец для сына, — писал Киркегор впоследствии, — подобен зеркалу, в котором он видит самого себя».

Напротив, о матери у Киркегора нет даже упоминания; в отличие от отца, жившего напряженной нравственно-религиозной жизнью, эта женщина не оставила сколько-нибудь заметного следа в духовном мире сына, рано созревшего духовно и потому искавшего чего-то большего, чем просто материнская забота. Это обстоятельство показалось некоторым его исследователям весьма важным для понимания самой философской позиции Киркегора. Уже упоминавшемуся выше Августу Веттеру, написавшему о Киркегоре большую и интересную работу «Благочестие как страсть»  […]

Анализируя биографию Киркегора, Веттер обращает внимание на тот факт, что Киркегор нигде не упоминает о своей матери, и считает такое умолчание важнейшим аргументом в пользу своей концепции.

Ибо молчание, по его мнению, является свидетельством наличия комплекса по отношению к матери; последний, будучи подавленным, загнанным в сферу бессознательного, даёт о себе знать только через умолчание.

«У нас, правда, нет никаких «прямых сообщений» об отношении Серёна к матери, однако именно его молчание выдает больше, чем могли бы сделать похвала или жалоба. Не любовь делает его немым, ибо любовь хочет сообщить о себе.

Но это не может быть и ненависть, ибо ненависть должна сообщить о себе. Как раз обессиливающее столкновение и короткое замыкание обеих страстей порождает здесь Ничто демонической замкнутости».

Таким образом, уже, по существу, из детского комплекса вырастает основная тема философии Киркегора, которая затем лишь детализируется, обрастает материалом, но не меняется.

Именно детство Киркегора и должно, по убеждению Веттера, быть разгадкой всех загадок его жизни и творчества.

«За всеми загадками его жизни, которые он заботливо скрывал, лежит одна, первоначальнее и темнее всех остальных, которую ему трудно было осознать и которая поэтому составляет самую глубокую бездну его тайны».

Гайденко П.П., Прорыв к трансцендентному. Новая отнология XX века, М., «Республика», 1997 г., с. 31-34.

Источник: http://vikent.ru/enc/2145/

Кьеркегор, Сёрен

Кьеркегор, Сёрен

1813-1855) — датский философ, теолог, писатель, его при жизни называли «Анти-Гегелем».

Основные произведения в 20-ти томах литературного наследия: «Либо-либо», «Наслаждение и долг», «Болезнь к смерти», «Страх и трепет».

Главная проблема, фундаментальность выбора человеком самого себя, выражается в особых экзистенциальных категориях: вера, грех, отчаяние, абсурд, возможность, смерть, одиночество.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

1813-1855) — датский религиозный философ, предшественник экзистенциализма. С точки зрения Кьеркегора, философия должна быть экзистенциальной (от слова «экзистенция» — существование), т.е. носить глубоко личностный характер.

Отсюда его стремление отвергнуть «научный способ философствования» как безличный. Рассматривая человека как «экзистенцию», Кьеркегор вводит такие понятия как «страх», «отчаяние», «решимость» и т.д.

, впоследствии развитые экзистенциалистами.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

1813-1855) — дат. теолог и философ-иррацио-налист, один из основоположников экзистенциализма. К. считал, что личность обретает себя в боге. На пути к богу человек проходит 3 стадии познания своего существования: эстетическую, этическую и религиозную. Бессмысленность мира рождает в человеке страх и отчаяние. К.

отвергал попытки найти опору как во внешнем мире, так и во внутр. мире человека. В своем отчаянии человек должен полностью предаться воле бога. К. порицал офиц. христианство за измену христ. истине и рационализацию веры, порабощающую и деморализующую личность. Религ. субъективизм и иррационализм К. оказали влияние на христ. теологию 20 в.

, в первую очередь на К. Борта и диалектич. теологию.

Источник: Атеистический словарь

датский философ и писатель (Копенгаген, 1813 — там же, 1855). Считается основоположником экзистенциализма. Его безусловное утверждение ценности и несводимости к чему-то иному индивидуальной жизни стало источником реакции против философской «системы» как таковой (системы Гегеля).

Его рефлексия не отрывается от превратностей его собственной жизни, и фигура его невесты — Регины Олсен — вновь и вновь появляется на страницах его произведений. Его анализ тоски, одиночества, судьбы выливается в философию человека перед лицом Бога и времени, человека, соприкасающегося с вечностью.

Его концепция этапов жизненного пути: эстетической (или чувственной) стадии, этической (или философской) и религиозной — стала классической. Мысль Кьеркегора оказала глубокое влияние на современную философию (Хайдеггер, Ясперс, Барт, Сартр).

Среди его произведений мы находим: «О понятии страха» (1844), «Этапы на жизненном пути» (1845), «Ненаучный и окончательный постскриптум к «Философским крохам»» (1846). Кьеркегор, предсказавший, что в будущем его будут читать, и много читать, тем не менее скромно определял себя как «поэта религии». В действительности он является ее героем.

Источник: Философский словарь

датский религиозный философ, предшественник экзистенциализма. Испытав на себе влияние нем. романтизма, К. впоследствии выступил как против романтического умонастроения, к-рое он называет “эстетическим”, так и против философии нем. идеалистов, гл. обр. Гегеля. К.

считает Гегеля главой школы спекулятивных философов, к-рые рассуждают с т. зр. всеобщего — человечества, народа, государства, исключают онтологическое значение личностного начала. Последнее, по К.

, невозможно понять с позиций философии, к-рая за исходный пункт принимает об-во, как это имело место у Гегеля, ибо при этом теряется самое существенное, что составляет основу личности,— ее экзистенция. Подлинная философия, согласно К., может быть только “экзистенциальной”, т. е.

носящей глубоко личный характер. Отсюда стремление К.

отвергнуть “научный способ философствования” как безличный. Рассматривая человека как “экзистенцию”, К. анализирует ее “бытийную, онтологическую структуру”, вводя такие понятия, как “страх”, “отчаяние”, “решимость” и т. д., впоследствии развитые экзистенциалистами. При этом К.

устанавливает три способа существования личности, или три типа экзистенции: эстетический, этический и религиозный, из к-рых последний он считает наивысшим. Важнейшей категорией религиозного учения К. является категория “парадокса”. Поскольку, согласно К.

, мир божественный и мир человеческий принципиально несоизмеримы, постольку вера предполагает отказ от логического мышления и вводит в сферу “парадоксов”, абсурдных с т. зр. человеческой логики и этики. Всякую попытку “соединения” этих двух сфер, компромисса между ними К.

сурово осуждал; этим вызван тот конфликт с официальной церковью, к-рый возник у К. в последние годы его жизни. Идеи К. не только послужили источником экзистенциализма; его религиозное учение оказало влияние и на т. наз. диалектическую теологию К. Барта, а также на мн. др. протестантских и католических философов. Осн. произв.: “Или — или” (1843), “Страх и трепет” (1843), “Понятие страха” (1844), “Болезнь к смерти” (1849).

Источник: Философский энциклопедический словарь

род. 5 мая 1813, Копенгаген — ум. 11 нояб. 1855, там же) — дат. философ и теолог. Домашняя атмосфера, в которой он рос, была проникнута христ. сознанием вины (его отец проклял Бога). Вероятно, от отца он унаследовал склонность к меланхолии, которую в ранний период скрывал от себя и других под маской сарказма и иронии.

К 1841 относится расторжение его помолвки с семнадцатилетней Региной Ользен (описанное в «Die Stadien auf dem Lebensweg», 1845) и присуждение ему степени магистра за работу «Ьber den Begriff — mit steter Bezugnahme auf Sokrates».

B 1841 в Берлине Кьеркегор слушал Шеллинга; позднее же резко выступал против него и Гегеля и проповедовал «неуместность» философии как чистой теории абсолютного духа для существующей деятельности и для реального существования человека. Ибо, только принимая во внимание эту реальность и возможность человеческого бытия, философия имеет смысл.

Универсально-онтологический вопрос о бытии также мог приобрести философский смысл только благодаря решительному сосредоточению внимания на вопросе о человеческом существовании. Это действительно осн. процесс и осн. стремление современной философии существования. Кьеркегор прославился своей работой «Entweder-Oder» (2 Bde., 1843).

Кьеркегор всегда описывает «разбитое» и бессмысленное бытие мира, ответом на которое должны быть страх и отчаяние («Der Begriff der Angst», 1844). Он выступает против всякой попытки опереться, сослаться на внешний мир (такая попытка может иметь лишь «эстетический» характер), он не доверяет ответственному перед самим собой «внутреннему», т.е.

«эстетическому», и рекомендует, чтобы индивид полностью отдал себя на волю Бога; для Кьеркегора это — жизнь в «религиозном» и, конечно, также в «парадоксальном» («Christliche Reden», 1848). При этом он полностью отрицает официальное христианство христ. народов, изменившее требованию, которое вполне ясно предъявляет истинное христианство: думать «экзистенциально», т.е.

исходя из подлинного существования, жить согласно абсолютному, быть беспредельно преданным христ. истине, даже если это грозит мученической кончиной. С именем Кьеркегора связаны понятия диалектической теологии экзистенциализма. Осн. произв. вошли в собр. соч. «Samlede vaerker», Bd. 1-20, 19621964; «Papirer», Bd. 1-16, 1968-1978; на рус. языке: «Наслаждение и долг», 1894; «Несчастнейший» — в «Северных сборниках», кн. 4, СПБ., 1908.

Источник: Философский энциклопедический словарь

1813-55) — датский философ-мистик, писатель, предшественник совр. экзистенциализма. Выступил против официальной религиозной идеологии и церкви с целью обоснования религии личностного характера, к-рая связывала бы человека непосредственно с богом. Этим объясняется его особый интерес к этической проблематике. К.

считал, что гегелевский абсолютный идеализм и рационализм не принимают во внимание собственно человеческого существования, его чувств и переживаний, являющихся такими же реальностями, как сам человек. Не познание объективного мира. а познание самого себя в своем подлинном существовании (экзистенции) — гл. задача «субъективного мыслителя», в к-ром К.

видел своеобразный идеал человека, его действии, поступков и жизни. Мир, согласно К., находится в состоянии «смертельной болезни», к-рой является «отчаяние». Все существующее представляется парадоксальным; несчастнейший человек является счастливейшим, а счастливейший -несчастнейшим, истина — ложью, ложь -истиной, реальность -иллюзорностью, иллюзорность -реальностью и т. п.

В этом — «парадоксальная диалектика» К. Индивид, по К., должен заниматься только самим собой, своими чувствами и воспоминаниями, своим «внутренним», ибо «истина есть субъективность». К. выделяет три стадии жизни, к-рые должен пройти человек для достижения своей цели: эстетическая, когда человек имеет дело только с возможностями, никогда не превращающимися в действительность, т.

е.

когда человек живет только мгновениями, «воображаемой жизнью»; этическая, когда человек живет в реальности и когда у него появляется чувство ответственности за свое собственное существование (для этой стадии характерно постоянство и длительность переживания, глубокий анализ своего собственного «я»); религиозная, когда человек, решая дилемму «либо-либо», выбирает вечность, а не конечность. Т. обр., осн. этические проблемы К. сводил к проблемам религиозным: индивид, будучи религиозным существом, постоянно чувствует свой долг перед богом. Этика К. (осн. работы: «Или-или», «Страх и трепет», 1843, «О понятии страха». 1844), как и его филоссхрия в целом, представляла собой реакцию христианского романтизма на материализм и диалектически-рационалистические воззрения. Его взгляды оказали влияние на Борта и др. протестантских и католических философов.

Источник: Словарь по этике

Источник: http://terme.ru/termin/kerkegor-seren.html

Ссылка на основную публикацию