Референтная группа — психология

Референтная группа

Референтная группа – это социальное реальное или воображаемое объединение, являющееся эталонным стандартом в сознании человека, источником вырабатывания ценностных ориентаций, социальных норм.

Референтной называется группа, которую личность признает, как средство отсчета оценки себя самого и окружающих. Референтные группирования выполняют разнообразные функции. Соответственно выделяют сравнительные, нормативные, также идеальные, группы присутствия, вымышленные и реальные, положительные, отрицательные.

Одним человеком одна группа может восприниматься в нескольких видах, например, одновременно быть нормативной и реальной.

Референтная группа вовсе может не совпадать с коллективом, в каком присутствует индивид.

Но, обычно у человека имеется несколько социальных объединений и количество их только возрастает, будучи в зависимости от содержания проблемы, индивид обращается ко всем группам, нормы которых будут взаимно подкрепляться, или пересекаться, или вообще противоречить (что ведёт к образованию внутриличностных конфликтов, иногда к развитию психических заболеваний). Даже, если у индивида возникают новые референтные группы, старые все равно сохраняют влияние.

Понятие референтной группы

Социальный психолог Г. Хаймон в 1942 году ввел термин «референтная группа». Под этим термином он понимал социальное объединение, которое используется индивидом для сравнения оценки личного положения.

Психолог соотносил группу, к какой принадлежит субъект, с референтной (эталонной), которая является критерием сравнения. Связь с группами зачастую неустойчива, расплывчата и подвижная. Это значит, что в разные жизненные моменты и события у человека бывают разнообразные эталонные группирования.

Так, в выборе жизненного стиля, совершая разные покупки, человеку нужно ориентироваться на суждение референтных представителей.

Референтная группа примеры: если человек спортсмен, то в избрании спортивной одежды он будет руководствоваться выбором близкого эталонного группирования (команды, других спортсменов), но если он не является фанатом, тогда советы спортивных звёзд будут ему не интересны или, выбирая пасту для чистки зубов, человек скорее послушает дантиста, не футболиста или машиниста.

Референтная группа ориентирует поведение субъекта в специфических ситуациях. Здесь примерами являются: политические партии, этнические, расовые организации, религиозные секты, неформальные объединения, друзья.

Понятие «референтная» идет от латин. «referens», что значит «сообщающий», «консультант, докладчик». «Реферат» – изложение сути чего-нибудь. «Референдум» – то, что будет рассказываться, что должно сообщаться.

Значит, референтной называется группа, к советам и мнению, которой индивид готов прислушиваться, чьи оценки имеют значительное влияние на его самоощущение. Сюда входят те личности, которым он дал право себя судить и оценивать, от которых готов принимать обратную связь.

Нередко случается, что индивид в такие союзы не вступает. Их количественный состав бывает разным, хотя наблюдается тенденция такая – в современном обществе они бывают не особо многочисленными.

Они могут ограничиваться только границами семьи или вовсе без её включения: коллектив из коллег, одноклассников, студентов, туристов, сослуживцев или компании старушек. Иногда неверно референтную группу называют «своей компанией».

Классификация референтных групп

Существует классификация референтных групп, что даёт только лишь приближенное понятие об их видах. По степени личного воздействия выделяют первичные референтные группы и вторичные. Первичная – та, влияние которой наиболее заметно, в ней отражается наибольшая сплоченность индивидов (семья).

Вторичная оказывает меньшее влияние, а взаимоотношения участников имеют ситуационный характер (общественные организации, союзы).

По особенностям внутригрупповых отношений: неформальные (организованы на дружеских отношениях); формальные (официальные).

По факту принятия/отрицания норм: положительная; отрицательная. С положительными – личность идентифицирует себя.

Отрицательные – вызывающие неприятие, отторжение или неуважение.

Информационные – создаются из экспертов, что доносят людям информацию, которой те доверяют.

Ценностные – их составляют носители эталонов социально-нормативной системы, которым слепо следуют другие.

Самоидентификации – группирование, к которому себя причисляет индивид, правилам которого он следует.

Утилитарные – располагающие санкциями, материальными, духовными благами, значащими для индивида.

По членству разделяются на: референтную членства; не членскую (идеальную), которая делится на реальную и воображаемую; референтную принадлежности; виртуальную (образовывается не на географической общности, а выдуманной).

Референтная группа это в психологии явление, которое активно изучается социологами. Посредством социальной деятельности, обуславливается принадлежность личности к разным социальным объединениям. Основной психологической предпосылкой для организации социальных объединений является потребность в неформальном общении, потребность активного взаимодействия.

На силу воздействия влияют многие различные факторы, но больше всего эффект наблюдается, когда группирование становится значимым для человека, поскольку тогда человек может отождествляться с ним.

В такие союзы могут входить люди различных возрастов, категорий, сфер деятельности. Такие объединения бывают очень большими, охватывая нацию и индивидов, исповедующих религию.

Бывают они и малыми, например, компания или семья.

Функции референтной группы

Нормы и ориентации социальных объединений выступают для человека эталоном деятельности, даже когда тот не входит в её непосредственный состав.

Так, подросток, желающий внедриться в компанию старшего брата, имитирует его поведение, одежду, привычки, манеру говорить.

Социальная психология называет это явление «предвосхищающая» социализация, что значит – определенные усилия личности, которые он направляет на формирование поведения, в ожидании доступа к группе со статусом, больше, чем сейчас у него.

Референтная группа владеет двумя основными функциями: сравнительной и нормативной.

Сравнительная функция выражается в процессах восприятия, где референтная группа предстает эталоном, пользуясь которым человек может и оценить себя, и давать оценку другим.

Нормативная функция выражается в различных мотивационных процессах, и референтная группа предстает источником вырабатывания социальных установок, ориентаций, правил поведения. Обе функции способны выполняться разными группами или одной и той же.

На количество эталонных союзов, в каких может состоять индивид, влияет его непосредственная деятельность и виды отношений.

Нередко бывает, что вся референтная группа и близко не подозревает, насколько она важная для человека. Он тогда, обычно, строит личные предположения о вероятном мнении участников референтного объединения о своей персоне, формулирует то, каким это суждение могло быть, если бы эталоном выступала какая-то условная группа, например, нереальные персонажи или личности былых времён.

Если случается все-таки, что у субъектов референтного объединения начинаются противоречия в ценностях, возникают внутриличностные и межличностные конфликты, необходимо прибегнуть к тактичной помощи извне.

Теория референтных групп

Понятие «reference group», что значит – референтная, эталонная группа, введено соц. Хайманом, как упоминалось выше, этот термин он использовал в изучении представлений субъекта о своем имущественном статусе в сопоставлении со статусами окружающих. Оценка человеком собственного статуса является результатом его соотнесения с референтной социальной группой.

Теория референтных групп занимается изучением типов, возможных факторов и потенциальных причин их образования. Проблемой в этом является изучение детерминант в выборе индивидами объединений.

Эта теория также используется в изучении личности, регуляции её социального поведения, а также при рассмотрении взаимосвязи положения индивида в социальной структуре и её персональным суждением об этом, при изучении причин возникновения конфликтов.

Также изучение данной теории имеет значение в оптимизации воспитательной работы, повышении пропагандистских материалов, предупреждении преступности.

Теория референтных групп базируется на идеи социолога Мида о «обобщенном другом», посредством которого реализовывается влияние социума на человека, его мышление, поведение.

Немного позже социолог Т. Ньюк употреблял этот термин при обозначении такого объединения, к которому себя психологически причисляет человек. Нормы, цели, правила, которого он разделяет, и по которым ориентируется в поведении, вырабатывая соответствующие установки. Формирование установок – это функция положительного (отрицательного) отношения к группе (позитивной, негативной).

Так, ученым Р. Мертоном было осуществлено исследование, в каком изучались мобилизованные солдаты. Когда они сравнивали положение своё с положением солдат, которых не мобилизовали, они оценивали его негативно, плохо. Когда же сравнивали с положением солдат на самом фронте, то оценивали его положительно, более благоприятно.

Степень членства определяется важным понятием «границы группы», которым пользовался Мертон. Основными аспектами здесь выступают:

— самоидентификация индивидов, как участников;

— частота взаимодействий индивидов;

— рассмотрение другими субъектами индивидов, как постоянных членов коллектива.

В непосредственном взаимодействии в членской группе определить границы не трудно, потому что участие имеет обычно формальный характер. Например, человек поет в музыкальном ансамбле или нет, руководитель коллектива знает, является человек членом коллектива или нет.

Также социолог говорит о практичной сложности, она содержится в том, что границы групп способны меняться под воздействием определенных событий. Эти события не фиксированы. Так в объединение возвращаются бывшие его участники, вступают новые или выходят нынешние.

После таких изменений трудно сказать потом, кто точно сейчас является членом союза, и кто нет.

После этого напрашивается такой вывод: критерий о членстве – не членстве недостаточно информативен при учете состава, значит, следует использовать понятие «степень членства», что может меняться в отношении к некоторым индивидам, соответственно к случаю.

В теории о референтных группах Г. Келли определил две функции. Первая – оценочная, которая предоставляет эталон для сравнивания, который помогает оценить человеку себя и оценивать поступки других личностей.

Вторая – нормативная, она помогает устанавливать назначенные стандарты для поведения, нормы группы, и принуждает участников следовать им. Данная функция будет осуществляться группой если она сможет вознаградить индивида за его конформность и проучить за неконформность.

Эти функции имеют интегрированный характер и могут осуществляться членской группой и внешней, в какую человек желает войти.

Социолог Мертон определил условия, которые способствуют тому, что субъект скорее выберет «внешнюю» своей нормативной референтной группой, а не членскую.

Когда участники группы не обеспечены достаточным престижем в коллективе, тогда они начинают выбирать снова-таки внешнюю группу, что может владеть большей престижностью, нежели их собственная.

И чем более будет изолирован человек в собственном круге и ниже будет его статус, тем будет больше вероятность, что он пристанет к внешней группе, где обретёт высокий статус.

Если индивид располагает возможностью изменить личный социальный статус, соответственно и принадлежность к конкретной группе, то чем выше социальная мобильность, тем больше вероятности, что он выберет референтной группу, имеющую высокий социальный статус.

Как видно, факторов, которые способны воздействовать на выбор человеком значимого объединения, есть множество. Также выбор человека зависит и от его индивидуальных характеристик.

Влияние референтной группы

Влияние, которое могут оказывать референтные группы достаточно большое, оно может проявляться в трех формах: нормативное, ценностно-ориентированное, информационное.

Нормативное влияние определяется, как влияние в виде приказаний подчиняться нормам и абсолютно соглашаться со всеми ними.

Требования к подчинению особенно увеличиваются при обстоятельствах, когда существует сильное давление нормами, когда ситуация осуществляется перед глазами других.

Результатами поведения является то, как человек сам воспринимает и оценивает полученную прибыль (пользу) от взаимодействия.

Исследования обнаружили, что самой мотивации недостаточно, чтобы стимулировать поведение. Так, определенная услуга должна приобретаться, потребляться открыто. Так, нормативное влияние оказывается важным, когда оно распространяется на близких людей индивида, а не используется им в одиночку.

Уменьшению нормативного влияния часто содействует всемирная урбанизация, что ведёт к развитию индивидуализма и социальной изолированности. Причиной в уменьшении нормативного подчинения может быть ослабевшее чувство почтения к социальным нормам. Люди с неохотой выполняют социальные требования и соблюдают нормы, что сказывается на отношениях.

Влияние ценностно-ориентированное отмечается, где референтные группирования выступают, как носители ценностей.

Так признаком идентификации индивида с группой есть принятие норм, её правил и ценностей, вследствие чего возникает подчинение тогда, как стимулов становится участником группы, нет.

Результатами являются: усиление своего имиджа в глазах людей, отождествление личности с персонами, которых уважает общество, которыми также все восторгаются.

Информационное влияние референтной группы зачастую реализуется в рекламном маркетинге. Потребители зачастую воспринимают мнение других, особенно авторитетных лиц, как заслуживающее их полного доверия и уважения.

Часто это проявляется, когда нет возможности приобрести достаточно информации о представленном продукте, услуге посредством наблюдения.

Здесь есть большая вероятность, что мнения и рекомендация других будут приниматься, как надежные и умные.

Референтные группы воздействуют на людей всех возрастов, в частности, подростков. Вопрос о значимости таких союзов имеет немалое значение в организации коллективов подростков, в управлении социализацией подростков.

Поскольку главным содержанием в социализации есть формирование самосознания, в качестве важного фактора духовного и профессионального самоопределения подростков, то вопрос о предпочтении референтного союза следует начать из анализа условий, которые важны для формирования самосознания, адекватной самооценки, представлений об окружающих и себе, своих силах, способностях, что важно для самоутверждения ребенка.

Неугомонное стремление к личному самоутверждению, переживание потребности в статусе, престижности, авторитете среди сверстников – присущи подросткам. Чувствительность подростков ко взглядам окружающих, сильная восприимчивость и уязвимость – это те характерные особенности данного возраста, которые обусловлены процессами образования и развития самосознания.

Роль референтной группы в подростковом возрасте немалая, поскольку у ребят в данном возрасте этот вопрос обстоит совсем иначе, нежели у взрослых.

У них ведь вовсе нет опыта, нет времени, аналитические способности не настолько развиты, как у взрослых, чтобы делать тщательный и взвешенный выбор. Хотя потребность имеется больше выраженная, по сравнению с взрослыми людьми.

Читайте также:  Свияш, александр григорьевич - психология

Рефлексия для многих подростков выступает чем-то недоступным, поэтому чтобы узнать о себе что-нибудь, необходимо воспользоваться какими-то другими способами.

Именно здесь и выражается роль референтной группы в подростковом возрасте. Она формируется по внешним признакам. Её легко можно отличить от объединений взрослых, иногда это называют «реакцией группирования».

Внешний признак – это главный атрибут объединения, его идеология создается позже. Таким атрибутом может быть: одежда, причёска, стиль, аксессуары.

Подростковые объединения создаются в основном по интересам: слушатели одной музыки, фанаты, танцоры, певцы, приверженцы различных теорий, любители покушать или выпить и другие.

Выходит, что присоединяясь к определенному коллективу или испытывая желание в него попасть, подросток понимает, что ему нравится, соответственно, осознаёт кто он.

Те, кому не повезло состоять в таких объединениях, во взрослом возрасте становятся недоверчивыми, наивными, закрытыми, плохо адаптируемыми, не коммуникабельными и менее смелыми. Поэтому влияние референтной группы в подростковом возрасте очень большое, ведь она способствует воспитанию социальной личности.

Источник: http://vseopsycho.ru/referentnaya-gruppa/

Референтные группы и личность

В течение жизни личность испытывает разнообразные воздействия со стороны различных групп, в состав которых она входит. Одни группы существенно влияют на личность во многих ее проявлениях, другие — незначительно и лишь в отдельных чертах. Сила влияния группы на личность зависит от многих факторов.

Наибольший эффект наблюдается в тех случаях, когда группа является референтной (или эталонной) для данной личности. Так называется группа, с которой личность отождествляет себя в наибольшей степени.

Социальные ценности и нормы референтной группы выступают для индивида в качестве эталонов деятельности, хотя сам он порой может даже и не входить в состав данной группы. Это явление хорошо описано Мольером в комедии «Мещанин во дворянстве».

Ее герой Журден, принадлежа к мещанскому сословию, хочет во всем походить на дворянина. Поэтому он заказывает платья, какие носят дворяне, нанимает учителей танцев, фехтования и даже философии, чтобы во всем приобщиться к дворянству.

С полным основанием можно сказать, что для мещанина Журдена референтной группой является дворянское сословие.

Подросток, которого не принимают в очень значимую для него более взрослую компанию товарищей старшего брата, может ориентироваться на групповые нормы данной компании, копировать какие-то элементы одежды, формы поведения, лексику членов своей референтной группы. В социально-психологической литературе подобное явление обозначается специальным термином «предвосхищающая» социализация. Имеются в виду усилия индивида, направленные на построение своего поведения в ожидании получения доступа в группу с более высоким социальным статусом.

В литературе выделяется несколько типов референтных групп. Нормативные группы — ценности и нормы которых индивид одобряет и хочет вступить в эти группы или завоевать их расположение. Эти группы дают индивиду руководство к действию и ожидают от него соответствующего подчинения. К нормативным группам можно отнести семью, религиозную или национальную общность.

Часто такими группами являются для индивида товарищеские компании, профессиональные или политические объединения. Сравнительные группы — в которые индивид не хочет входить или получить их расположение, но использует их как основу для оценки своего статуса или поведения.

Так, индивид может обращаться к таким референтным группам для сравнения своих действий с действиями других людей, для определения степени законности своих действий, сопоставления своих успехов в тех или иных областях.

Например, исследователи в сфере организационной психологии используют понятие «социальной нормы» заработной платы, то есть такой ее уровень, который работник считает для себя «нормальным», соответствующим его трудовому вкладу. Формирование этой «нормы» есть результат влияния соответствующей социально-профессиональной референтной группы.

Как для рабочих, так и для служащих характерно сопоставление своей заработной платы с заработной платой других лиц соответствующей профессиональной группы и данного иерархического уровня в организации. Чем выше квалификация и образование работника, тем шире референтная группа при сравнении.

Наряду с указанными выше, возможны также негативные референтные группы, по отношению к которым тот или иной индивид находится в оппозиции. Это группы, символизирующие что-либо неприемлемое для данного индивида. Так, отдельные люди могут избегать покупки тех товаров или продуктов, которые ассоциируются у них с социальными группами, недостойными уважения.

Обычно каждый человек имеет не одну, а несколько референтных групп. В одной ситуации он ориентируется на ценности и нормы одной группы, в другой ситуации — на другую группу и т. д. Для того, чтобы лучше понять истоки тех или иных установок личности, причины ее поведения, необходимо знать, какие группы являются для данной личности референтными.

Важность референтных групп как своеобразного «оплота» установок личности прямо или косвенно признается всеми, кто хочет радикально изменить эти установки. В таких случаях часто прибегают к физической и психологической изоляции индивидов от соответствующих референтных групп. Именно так делается в религиозных сектах кришнаитов и мунистов, где потенциальных новообращенных лиц ставят в условия подобной изоляции.

Порой референтность (эталонность) двух различных по своим нормам и традициям групп для одной и той же личности может приводить ее в положение маргинальности. Оно характеризуется одновременным пребыванием личности внутри определенной социальной группы и вне ее.

Отсюда термин «маргинальная личность» (буквально: личность, находящаяся на краю). Примером является чеченец, окончивший вуз в Москве и давно живущий в столице, или африканец, получивший образование в одной из европейских стран и работающий там же.

Такие люди подвержены сильному влиянию двух различных, во многом антагонистических культур. Нередко они стремятся принадлежать к обеим этническим группам, но полностью не принимаются ни одной. Это может приводить маргинальную личность к серьезным межролевым конфликтам, негативно влияющим на ее психику.

При благоприятном развитии национальных взаимоотношений маргинальные люди служат, по замечанию Кона, своеобразным мостом между разными этническими группами и их культурами.

Понятие маргинальности используется не только в межэтническом плане. И мастер на промышленном предприятии, и сельский житель, переехавший в большой город, и замужняя женщина, профессионал высокого класса на своей работе — это также маргинальные личности со всеми присущими им проблемами.

Источник: https://psibook.com/books/16/54.html

Характеристика референтных групп

Референтная группа — группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная группа служит системой отсчета для оценки себя и других.

В основе теорий референтной группы лежат идеи Дж. Мида об «обобщенном другом», через которое осуществляется воздействие общества на индивида.

Термин «референтная группа» был введен американским социальным психологом Г. Хайманом в 1942 г. в исследовании представлений личности о собственном имущественном статусе по сравнению со статусом других людей.

Позже понятие «референтная группа» было использовано Т. Ньюкомом для обозначения группы, «к которой индивид причисляет себя психологически», и поэтому разделяет ее цели и нормы. Т.

Ньюком выделил позитивные и негативные референтные группы. Под первыми понимаются такие группы, нормы и ориентации которых вызывают у него стремление быть принятым этими группами.

Отрицательной референтной группой считается такая, которая вызывает стремление выступить против нее.

В качестве референтной группы могут выступать самые разнообразные группы: внешние группы и группы членства, реальные и идеальные группы, большие и малые группы и т. д.

Каждый индивид имеет несколько референтных групп, на которые он ориентируется.

В 1952 г. Г. Келли выделил функции референтной группы: нормативную и сравнительно-оценочную. Первая функция определяет стандарты поведения (групповые нормы) и заставляет индивидов следовать им.

Вторая функция является тем эталоном для сравнения, с помощью которого индивид может оценивать себя и других. Обе функции могут выполняться одной и той же группой: как группой членства, так и внешней группой.

Нормативная функция вызывает желание у индивида знать отношение нормативной референтной группы к себе.

Сравнительная референтная группа вообще может не иметь об индивиде никакого представления — индивид сам дает оценку себе и другим на основе эталона. Р. Мертон выделил условия, при которых индивид скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу членства, а внешнюю группу:

-если группа не обеспечивает достаточного престижа своим членам;

-если индивид изолирован в своей группе, и имеет низкий статус в ней;

чем больше социальная мобильность в обществе и, следовательно, больше возможностей у индивида изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать группу с более высоким социальным статусом.

Источник: http://www.i-po.ru/shpory/psyhologia4/psyhologia430.html

Референтная группа и ее влияние на индивида (стр. 1 из 2)

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

«Уральский государственный педагогический университет»

Факультет психологии

Кафедра психологии развития

Реферат

Референтная группа и ее влияние на индивида

Исполнитель:

Пузан Я.Г.

Екатеринбург 2008

ВВЕДЕНИЕ

С самого рождения человек является частью многочисленных групп, которые оказывают влияние на формирование его личности. В процессе общения в группе индивид усваивает социальные нормы. Включение в группу качественно изменяет личность, а наибольшие изменения происходят под влиянием так называемых референтных (эталонных) групп.

Впервые, понятие референтной группы было введено Гербертом Хайменом в 40-х годах XX века и в дальнейшем развивалось в работах целого ряда американских социологов [1].

Различаются референтные группы, в которые индивид непосредственно входит, и те, на которые индивид ориентируется в своём поведении.

Референтная группа даёт нам образец для подражания и сравнения. Теория референтной группы показывает, что установление социальных связей или разрыв их естественно несут с собой особые когнитивные установки.

Присоединяясь к определённой группе, индивид «знает», что мир такой-то и такой-то. Переходя из одной группы в другую, он должен «знать», что ранее заблуждался.

Каждая группа смотрит на мир «с собственной колокольни».

Некоторые эксперименты, проведённые социальными психологами, с целью выяснения влияния групповых мнений на восприятие физических объектов, дают нам возможность осознания этой потребности.

Ключевой термин, который используют социологи для обозначения обсуждаемых явлений – «интериоризация».

Тот же самый процесс, менее интенсивный по качеству, происходит каждый раз, когда взрослого человека принимают в новый социальный контекст, или в новую социальную группу.

Таким образом, общество находится не только «вне», но и «внутри» нас – как часть нашего внутреннего бытия. Общество не просто контролирует наши движения, оно придаёт форму нашей самоидентичности, нашим мыслям и нашим чувствам.

Актуальность темы. Большинство психологов, занимающихся данной проблемой, согласны с тем, что понятие референтной группы и, особенно, ее функции связаны с нормами и ценностями человека.

Раскрытие структуры референтности является важной проблемой исследования референтности. Но еще более важной проблемой является также неизученные до сих пор причины возникновения и разрыва референтных связей.

Почему именно этот, а не какой-либо другой субъект в результате социального восприятия становится значимым для индивида и складываются референтные отношения?

Почему с течением времени референтные для индивида субъекты теряют свою значимость, и складываются новые (иногда имеющие очень разные, почти противоположные нормы и ценности) референтные отношения?

Ценностные ориентации индивида формируются под влиянием его референтных отношений, но каким же образом образуются референтные отношения?

1. История возникновения и развития понятия референтности

Впервые термин «референтная группа» встречается у Г. Хаймена в 1942 г. Он использовал это понятие для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивает себя при определении своего статуса [1].

Позже Т. Ньюком определял референтную группу как группу, к которой индивид причисляет себя психологически и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении [Там же].

М. Шериф окончательно утвердил понятие «референтная группа» в американской психологии. М. Шериф акцентировал внимание на то, что референтная группа и группа членства часто не совпадают, и референтная группа именно та, к которой индивид может относить себя психологически, причем, сознательно или бессознательно [Там же].

Читайте также:  Снятие нежелательных эмоций - психология

Все авторы, занимающиеся исследованием референтных групп, работали, вкладывая в содержание понятия «референтная группа» различное значение, и вели исследования в разных направлениях.

В 1952 г. Г.

Келли, обобщив все исследования в области референтных групп, пришел к выводу, что понятием «референтная группа», как правило, обозначаются два вида различных отношений между индивидом и группой, связанных, с одной стороны, с мотивационными, а, с другой стороны – с перцептивными процессами.

Из этого он делает вывод, что термин «референтная группа» используется для описания двух типов совершенно разных групп, и это двойное использование термина говорит о том, что референтная группа может выполнять различные функции в формировании социальных установок индивида.

Он выделяет две функции референтной группы: нормативную и сравнительную, считая, что «первая функция заключается в том, чтобы устанавливать и навязывать стандарты для индивида…; вторая функция референтной группы заключается в том, что она является эталоном, стандартом и отправной точкой для сравнения, при помощи которой индивид может оценивать себя или других» [2. С. 200].

Большинство психологов, занимающихся данной проблемой, согласны с выделением этих двух функций.

При оценке теорий референтных групп следует отметить, что в них исследуется очень важный социально-психологический феномен. Уделяется достаточное внимание связи самооценки индивида с его принадлежностью к группе, а также влиянию внешних групп, их ценностей и норм на социальные установки и поведение индивида.

Упоминание теорий референтных групп встречается в трудах А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Г.М. Андреевой, Р.С. Немова и др.

Но первая попытка дать определение понятию «референтность» и упорядочить сведения о референтных группах, полученных путем анализа работ зарубежных авторов, принадлежит Е.В. Щедриной.

Она систематизирует результаты зарубежных исследований по проблеме референтных групп и делает попытку восполнить имеющиеся пробелы, также вводит понятие референтности, уточняет взаимосвязь между феноменом референтности как качеством межличностных отношений и референтной группой.

Необходимым условием, по мнению Е.В. Щедриной, является изучение феномена референтности. При этом, особенностью введенного понятия референтности является «своеобразный перенос представлений об отношениях между индивидом и его референтной группой на систему межличностных отношений индивида в группе» [4. С. 116].

Само качество референтности обнаруживается в условиях постоянно возникающей в групповой деятельности ситуации соотношения субъекта со значимыми для него объектами.

Причем, объектами могут выступать цели и задачи совместной деятельности, эмоциональные и конфликтные ситуации, участники совместной деятельности, объективные трудности, возникающие при ее осуществлении, личные качества субъекта и т. д.

Таким образом, соотношение субъекта и объектов ориентации осуществляется опосредованно, через обращение к ценностным ориентациям другого или других членов коллектива, путем обращения к значимому другому.

Обозначенное Е. В. Щедриной понимание референтности, заключается в том, что «направленность индивида на некоторый значимый для него объект может быть реализована посредством установления взаимодействия с другим индивидом» [4. С. 118].

Такое понимание референтности подразумевает трактовку объекта ориентации, как обладающего личностной значимостью, а трактовку другого значимого субъекта, как носителя личностно значимой для первого субъекта информации.

Таким образом, референтность, по мнению Е.В. Щедриной, выражает зависимость субъекта от другого индивида и выступает как «избирательное отношение к нему в условиях задач ориентации в личностно значимом объекте» [Там же. С. 119].

Одновременно с понятием референтности Е.В. Щедрина рассматривает факторы, лежащие в основе некоторой системы межличностных отношений и проявляющиеся при изучении связи индивида с референтной для него группой: ценностно-нормативный фактор, фактор сравнения, фактор стремления к повышению социального статуса и оценочный фактор.

Если говорить об эмпирическом исследовании референтности Е.В.

Щедриной, можно отметить, что, хотя интерес предыдущих исследователей в основном состоял в выявлении референтных для данного индивида групп, членом которых он не является, или в оценке тенденций индивида принимать свою группу членства в качестве референтной, то в своем исследовании Е.

В. Щедрина делает попытку качественно охарактеризовать явление референтности путем выявления своеобразной референтной группы – круга лиц, референтных для данного индивида и входящих вместе с тем в его реальную группу.

Результаты исследований Е.В. Щедриной являются основными в области референтности и референтных групп в отечественной психологии.

2. Нормативная и сравнительная функция референтных отношений

Референтные отношения выполняют различные функции. На данный момент большинство зарубежных психологов соглашаются с выделением либо двух функций референтных отношений (референтных групп) – сравнительная и нормативная (по Г. Келли). Именно эти функции представляют особый интерес при изучении взаимосвязи ценностных ориентаций личности и ее референтных отношений.

Нормативная функция референтной группы заключается в том, что данная группа обеспечивает стандарты поведения и групповые нормы для индивида. Это означает, что нормы и ценности индивида формируются под влиянием его референтной группы. Как правило индивид присваивает нормы и ценности, существующие в референтной группе.

Сравнительная функция референтной группы состоит в том, что группа может служить точкой отсчета для оценивания индивидом себя и других людей. Нормы и ценности, существующие в референтной группе индивида чаще всего являются для него абсолютными, и в соответствии с ними он оценивает поведение, способности, личностные качества людей (в том числе и свои).

Источник: http://MirZnanii.com/a/199387/referentnaya-gruppa-i-ee-vliyanie-na-individa

Социальная психология: конспект лекций

Референтная группа – группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентации индивида.

Разработка теорий референтной группы связывается с такими именами, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон и др.

Т. Шибутани отмечает, что понятие референтной группы широко используется для объяснения самых разнообразных явлений: непоследовательности в поведении индивида в условиях нового социального контекста, проявления преступности среди несовершеннолетних, дилеммы маргинальной личности, конфликтов.

В основе теорий референтной группы лежат идеи Дж. Мида об «обобщенном другом».

Значение «обобщенного другого» определяется тем, что именно через него осуществляется воздействие общества, социального процесса на индивида и его мышление.

Разработка основных положений современной теории референтной группы начинается с 40 – х гг. XX в.

Термин «референтная группа» был введен американским социальным психологом Г. Хайманом в 1942 г. в исследовании представлений личности о собственном имущественном статусе по сравнению со статусом других людей. Г. Хайман использовал понятие «референтная группа» для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивал себя при определении своего статуса.

Результатом сравнения являлась самооценка испытуемым своего статуса.

Позже понятие «референтная группа» было использовано Т. Ньюкомом для обозначения группы, «к которой индивид причисляет себя психологически» и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении.

Формирование установок является «функцией отрицательного или положительного отношения индивида к той или иной группе или группам».

Т. Ньюком выделил позитивные и негативные референтные группы.

Под первыми понимаются такие группы, нормы и ориентации, которые принимаются индивидом и которые вызывают у него стремление быть принятым этими группами.

Отрицательной референтной группой считается такая группа, которая вызывает у индивида стремление выступить против нее и членом которой он не хочет себя считать.

М. Шериф подчеркивал важность референтной группы в связи с тем, что ее нормы превращаются в систему отсчета не только для самооценки, но и для оценки явлений социальной жизни, для формирования своей картины мира.

Известный американский социолог Р. Мертон внес существенный вклад в разработку проблемы референтной группы в своей работе 1950 г., которая была посвящена результатам исследования социальных установок и поведения американских солдат.

В теориях референтной группы нет четкой их классификации, однако всеми признается, что в качестве референтной группы могут выступать самые разнообразные группы: внешние группы и группы членства, реальные и идеальные группы, большие и малые группы и т. д.

Каждый индивид имеет несколько референтных групп, на которые он ориентируется.

В 1952 г. Г. Келли обобщил предыдущие исследования в области теории референтной группы Г. Хаймана, Т. Ньюкома, М. Шерифа и Р. Мертона.

Он отмечает, что понятием «референтная группа» обозначаются два вида различных отношений между индивидом и группой.

Эти отношения связаны, с одной стороны, с мотивационными, а с другой – с перцептивными процессами.

На этом основании Г. Келли выделяет функции референтной группы: нормативную и сравнительно-оценочную.

Первая функция заключается в том, чтобы устанавливать определенные стандарты поведения и заставлять индивидов следовать им.

Эти стандарты поведения называют групповыми нормами, поэтому он обозначил эту функцию референтной группы как нормативную.

Вторая функция референтной группы заключается в том, что она является тем эталоном или отправной точкой для сравнения, с помощью которых индивид может оценивать себя и других, поэтому она и выступает в качестве сравнительно-оценочной функции.

Келли отмечает, что обе функции часто носят интегрированный характер в том смысле, что они могут выполняться одной и той же группой: как группой членства, так и внешней группой, членом которой индивид стремится стать или к которой он причисляет себя психологически

Для подтверждения этого положения Г. Келли ссылается на приведенный Р. Мертоном пример исследования социальных установок солдат – фронтовиков и солдат – новичков, прибывших в подразделение фронтовиков.

Исследование показало, что социальные установки многих новичков после пребывания в этом подразделении значительно изменились в сторону большего сходства с установками фронтовиков.

Одно из проявлений различия между нормативной и сравнительно-оценочной функциями референтной группы состоит в том, что при нормативной функции индивиду важно знать отношение к себе нормативной референтной группы.

Что касается сравнительно-оценочной функции референтной группы, то здесь мнение той группы, с которой индивид сравнивает себя или других, не имеет для него значения хотя бы уже потому, что сравнительная референтная группа вообще может не иметь о нем никакого представления.

В этой ситуации, в отличие от нормативной референтной группы, индивид является как бы «самосанкционирующим», т. е. он дает оценку себе и другим на основе определенного эталона, служащего для него отправным пунктом для сравнения. Р. Мертон выделил условия, при которых индивид скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу членства, а внешнюю группу:

1) если группа не обеспечивает достаточного престижа своим членам, то в этих условиях они будут склонны выбирать в качестве референтной группы внешнюю, которая обладает большей престижностью, чем их собственная;

Психология bookap

2) чем больше изолирован индивид в своей группе, чем ниже его статус в ней, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он выберет внешнюю группу;

3) чем больше социальная мобильность в обществе и, следовательно, больше возможностей у индивида изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать группу с более высоким социальным статусом.

Источник: http://bookap.info/sociopsy/melnikova_sotsialnaya_psihologiya_konspekt_lektsiy/gl14.shtm

Группа референтная

Добавлено в закладки: 0

Что такое группа референтная? Описание и определение понятия

Группа референтная – это социальная группа, которую данный индивид считает для себя стандартной, и воспринимает как систему отсчета для формирования своих ценностей, а также для оценки себя и других.

Референтные группы могут выполнять различные функции. Так, различают группы сравнительные и нормативные, идеальные и группы присутствия, положительные и отрицательные.

Для индивида, одна и та же группа может выступать сразу в нескольких качествах, к примеру, быть одновременно и сравнительной, и нормативной.

Референтная группа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

Рассмотрим более детально термин группа рефернтная.

Классификация групп

По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные референтные группы, по факту членства в группе — группы присутствия и идеальные, в соответствии с согласием или отрицанием индивидом норм и ценностей группы — положительные и отрицательные референтные группы.

Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем. В свою очередь, сравнительная референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же референтная группа может выступать и как нормативная, и как сравнительная.

Несмотря на большое количество референтных групп которые в той, или иной мере оказывают воздействие на покупателя (потребителя), маркетологау особый интерес представляют лишь три:

  • членская группа;
  • группа устремления;
  • нежелательная группа.
Читайте также:  Развитие женственности - психология

Членская группа – это группа, которая оказывает на человека прямое влияние.

Является группой, к которой человек имеет принадлежность и с которой он производит взаимодействие; Группа устремления – это группа, принимая участие в которой потребитель будет стремиться стать и с которой он хотел бы отождествлять себя. Это может быть, к примеру, какое-нибудь профессиональное сообщество, группа иного социального статуса.

Нежелательная (диссоциативная) группа – это группа, ценностными ориентациями и поведения в которых человек не приемлет и потому стремится держаться от нее подальше.

Существует реальная и кажущаяся референтная группы

Также можно можно выделить такие референтные группы:

– информационная – носители информации Среди них различают носителей опыта и экспертов;

– ценностная – это эталон ценностно-нормативной системы;

– утилитарная – является группой носителей материальных или иных благ, являющиеся важными для индивида. Для мужчин утилитарной референтной группой будут женщины, а для женщин – лица мужского пола;

– группа самоидентификации – это группа, с которой производит идентификацию личность, членом которой себя считает.

Типология референтных групп

Индивид имеет возможность принадлежать к референтной группе или же быть далеким от нее. Группа взаимодействия (термин Р.Мертона), или членская группа, – является непосредственным социальным окружением индивида. Это группа, принадлежность к которой не оспаривается.

Если человек дорожит членством в данной группе, то он будет стремиться закрепиться в ней и рассматривает нормы и ценности ее субкультуры как авторитет для себя, стремиться быть похожим на большинство ее членов, то эту группу можно назвать референтной для этого человека.

В таком случае группа взаимодействия и референтная группа будут просто совпадать, но их качественные характеристики являются абсолютно различными.

Если же человек считает себя выше членов своей группы или рассматривает себя как чужака в ней, то как бы тесно он не был связан с ней, такую группу нельзя назвать эталонной. В этом случае группа не может предлагать привлекательные нормы и ценности.

Эталонная группа – это реальная социальная группа или воображаемая, которая является как результат социального конструирования, выступает в качестве статистической общности, члены группы могут и не подозревать, что кому-то они являются одной сплоченной группой. К примеру, на протяжении десятилетий для большинства советских людей была такая мифическая референтная группа, под названием “Запад”, “Америка”.

Чем более закостенелое, замкнутое данное общество, тем большей будет вероятность, что референтную группу индивида будет является его группа социального взаимодействия.

К примеру, в докапиталистическом обществе господствует сословная социальная структура, при помощи которой большинство людей рождаются в определенном сословии (группа имеющая определенный социальный статус, который закреплен законами) и оставались в нем всю жизнь, передавая свой сословный статус по наследству.

В таком обществе крестьянину сравнивать себя с придворной аристократией, подражать ей было верхом нелепости. Капиталистическое или государственно-социалистическое (например, советское) общества могут быть открытыми для социальной мобильности.

Это будет значить, что тот кто родится в крестьянской семье не будет иметь шансов прорваться к самому верху политической, административной или экономической иерархии. Такое общество вполне разумно индивиду, который находится на дне, но который подражает тем, кто может находиться на самом верху.

Такому обществу сблизиться с референтной группой потенциально возможно. “Американская мечта” как главный миф Америки провозглашает, что каждому американцу возможно стать президентом или миллионером. Примеры, доказывающие что эта мечта реальна в американской мифологии достаточно. Советская мифология также изобилует массой примеров героев, которые поднялись из “простых рабочих и крестьян” к высшим постам государстве.

Связь индивида и референтных групп очень часто бывает неустойчивой, подвижной и расплывчата. Это означает, что по разным этапам биографии он может принадлежать к разным  референтным группам. Более того, во время выбора различных элементов стиля жизни, во время совершения разных покупок индивиду следует ориентироваться на различные референтные группы.

К примеру, в случае  если перед нами спортсмен, то для него при выборе спортивной одежды может выступить в качестве референтной группы любимая команда или звезда спорта, но если он не является чьим-то фанатом, а просто спортсменом, то мнение спортивной звезды по вопросам, которые выходят за пределы спорта, уже не будут являться авторитетными. И на выбор зубной пасты скорее повлияет мнение дантиста а не любимого спортсмена. Хотя, конечно же может быть и иначе.

Позитивные и негативные референтные группы

Эталонные (референтные) группы бывают как позитивные так и негативные. Позитивная эталонная группа это такая группа будто реальная или воображаемая,  которая будет служить образцом для подражания, привлекательный эталон.

Чем больше индивид будет перенимать с нее стиль жизни, тем большим удовлетворением он будет обладать.

Негативной эталонной группой называют реальную или мнимую (сконструированную) группу, которая выступает в качестве отталкивающего примера, это группа, контактировать  или ассоциировать с которой себя не хотят.

Набором референтных групп могут заниматься при относительном характере. Это означает, что в обществе, которое состоит из множества социальных групп и субкультур, не может существовать единый набор позитивных и негативных референтных групп, который будет действительным для всех.

Та группа, которую можно считать образцом для подражания для одних людей, другие люди могут рассматривать как антиэталон (“Не дай Бог быть на них похожими”). У нас зачастую не хотели бы быть похожими на доярку, колхозницу, деревенского жителя, нового русского, монахиню и т.д.

Референтные группы можно разделить на несколько видов: информационные (источниками надежной информации), самоидентификации, ценностные.

Информационная референтная группа является той группой людей, информации из уст которой мы доверяем. При этом не является важным, находимся ли мы при этом в заблуждении или являемся близкими к истине. Главной отличительной чертой такой группы является то, что мы доверяем информации, которая исходит от нее. Эта группа может проявляться в двух основных формах:

а) Носители опыта. Как такая группа может выступать люди, которые попробовали “на своей шкуре” этот товар или услугу. Мы можем обратиться к их дилетантскому опыту, с целью подтвердить или опровергнуть сомнения по поводу планируемой покупки модели товара.

б) Эксперты, то есть являющиеся специалистами в данной области. Эту группу, которая рассматривается людьми как наиболее сведущая в данной области, чье суждение может точнее всего отразить реальные качества явления, товара, услуги и т.д.

Потребность в экспорте

Когда может возникнуть потребность в эксперте? К нему могут обратиться, если в рамках повседневности возникнет проблемная ситуация, если в течение повседневной жизни входит нечто неожиданное (Ионин 1996: 97). Человек всю жизнь ел, не задумываясь о зубах.

И как на зло они напоминают о себе так, что он уже не сможет думать ни о чем, за исключением зубов. Машина ездила себе некоторое время, а потом встала… Наступает конец нормальной жизни, а наших знаний  и опыта не достаточно, чтобы преодолеть проблемную ситуацию.

К экспертам мы обращаемся чтобы поддерживать нормальное течение повседневной жизни. дажесреди самых выдающихся наших современников выдающиеся из наших современников – дилетанты в большинстве областей, с которыми они имеют честь сталкиваться.

Что же можно сказать о массе простых людей. Не удивительно, что в выборе товаров и услуг мы не имеем ничего другого, как принимать во внимание мнение экспертов.

Я ничего не смыслю в медицине, поэтому выберу зубную пасту, щетку, лекарство, опираясь в основном на мнение врачей.

Референтная группа самоидентификации

Референтную группу самоидентификации можно назвать такую группу, к которой индивид принадлежит и находится под давлением ее норм и ценностей. Он, может быть, и хотел бы не поддаваться этому принуждению, но, как говорится в поговорке, “с волками жить – по-волчьи выть”.

Группа напрямую или косвенно будет вынуждать его придерживаться такого стиля поведения, среди прочего и потребления, который может рассматриваться как “подобающее” для члена данной группы, и заниматься избежанием такого стиля, который можно считать в ней “неприличным”, “странным”.

Ценностная референтная группа – можно назвать реальную или мнимую группу людей, которые будут рассматриваться этим индивидом как яркие носители, выражающие те ценности, которые разделяет и он.

Потому как эта же группа не просто тайком сочувствует этим ценностям, а занимается их исповеданием через свой стиль жизни и намного дальше него продвинулась в деле реализации этих ценностей, то индивид будет подражать этой группе, а также стремиться следовать принятому в ней стиля поведения. Он может не являться членом данной группы, находиться иногда очень далеко от нее как в физическом, так и в социальном пространстве. Зачастую всего в роли этой эталонной группы могут выступать “звезды” спорта, кино, поп-музыки и герои, выдающиеся деятели той сферы, являющейся преобладающей в формировании данного индивида.

Утилитарная референтная группа – это группа, располагающая арсеналом позитивных и негативных санкций, а значит она может как наградить, так и наказать конкретного индивида. В данном качестве могут выступить самые разные реальные социальные и мнимые группы.

К примеру, служащий учреждения может одеваться так, как нравится начальнику, чтобы не раздражать его и не заниматься созданием препятствий для собственной карьеры. На работе, даже при всем желании он не будет пить водку и есть чеснок, потому как он знает, что начальник имеет власть уволить его за такие особенности стиля потребления.

Юноша может подбирать такой стиль поведения, вызывающий симпатию если не у всех, то у избранной части девушек или даже одной, но самой лучшей.

Девушки в таком случае будут выступать как утилитарная референтная группа, которая располагает таким арсеналом позитивных и негативных санкций, как явные и скрытые проявления симпатии, любви, антипатии, презрения.

Влияние референтной группы

Особенно сильно влияние референтной группы сказывается на поведении значительной части девушек и женщин.

Именно среди них особенно заметна готовность идти на самые большие жертвы, неудобства ради того, чтобы вызвать восторг или просто внимание той части мужчин, которые являются референтной группой, или зависть, одобрение у других женщин, выступающих в качестве второй референтной группы.

Так, давно медиками доказаны, что высоким каблуки оказывают вредное воздействием на здоровье женщин. Но вновь и вновь мода на них будет  возвращаться, и миллионы продолжают одевать эту красивую, но неудобную обувь.

Почему? Как объяснил король лондонской обувной моды Маноло Бланик, “высокие каблуки возвышают женщину, делают ее сильной для того, чтобы сводить с ума мужчин и завоевывать мир” (Маслов 6.11.97).

Таким образом, ключ к пониманию женского потребительского поведения нередко лежит во вкусах мужчин.

Группировка товаров по влиянию референтных групп

При совершении различных покупок индивид испытывает разное по силе давление референтных групп.

Так, покупая пищу, одежду и другие товары первой необходимости в условиях острой нужды, люди не оглядываются на свою референтную группу: голод и холод диктуют эти покупки.

Однако при наличии выбора конкретного вида товара первой необходимости индивид уже находится под влиянием своей референтной группы.

Многие продукты несут отпечаток престижности: разного рода деликатесы, дорогие спиртные напитки. В каждой группе свои нормы сервировки стола: хочешь считаться своим – сервируй стол не ниже принятых в этой группе стандартов (влияние группы самоидентификации).

Если для хозяев ценностные референтные группы на Западе, то на столе превалируют импортные продукты специфически западного типа (“Кока-кола”, маринованная кукуруза, специфические приправы и т.п.).

Если же хозяева ориентируются на нравы русской старины, то тут упор будет на отечественные, простые продукты, национальную кухню. Аналогичным образом и марка одежды связана с избранной референтной группой.

В то же время предметы первой необходимости, которые не подлежат показу посторонним, выбираются при минимальном воздействии референтных групп.

При покупке предметов, считающихся в данной стране роскошью, влияние рефрентной группы сильно по всем направлениям.

Мы коротко рассмотрели определение термина референтная группа, группировка товаров по влиянию референтных групп, влияние референтной группы, референтная группа самоидентификации, потребность в экспорте, позитивные и негативные референтные группы, типология референтных групп, классификация групп . Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Источник: https://biznes-prost.ru/gruppa-referentnaya.html

Ссылка на основную публикацию