Конкретика — психология

Успех в жизни

Конкретика - психология

Например, в чем разница между тем, чтобы сказать:
«я хочу быть состоятельным» и
«я хочу иметь ежемесячный доход в размере 50 000».

Ну, если пример выше говорит сам за себя, то есть случаи, когда мы, сами того не осознавая, используем шаблонные выражения, которые вообще не имеют смысла, если их не конкретизировать!

Недавно я общался с личным психологом и обсуждал с ним некоторые вопросы взаимоотношений. Из общения с психологом я вынес гораздо больше, чем ожидал – все таки, взгляд со стороны – это ценная вещь!

Мне был задан вопрос: «Какие взаимоотношения ты бы хотел видеть?»

На что я ответил: «Ну, тут же все очень просто, у всех нормальных людей одинаковый взгляд на этот вопрос. Хотелось бы видеть гармоничные, наполненные положительными эмоциями отношения, с взаимопониманием и поддержкой».

Как это ни странно, но психолог сказала (это женщина), что я совершенно не ответил на вопрос. И вот почему!

Конкретика у каждого своя

Гармоничные отношения – каждый вкладывает в это словосочетание свое ЛИЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ; ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ – каждый находит в чем-то своем, и ожидает, что они будут выражены каким-то конкретным образом. В противном случае, человек просто может не увидеть этих положительных эмоций в его сторону.

То же касается взаимопонимания и поддержки.

В чем проявляется поддержка со стороны другого человека? В эмоциональном плане? На физическом уровне? На словесном? Какими словами она выражается и т.п.

От Взаимоотношений к Успеху в других сферах

Точно так же, как проблемы взаимоотношений возникают из-за «невыговоренности» и непонимания ожиданий друг друга, так же и в сфере личных достижений проблемы возникают, когда ты сам себе не проговорил в мелочах свои ожидания, не конкретизировал цель.

Пример плохой цели: «Я хочу быть богатым и успешным, чтобы меня любили женщины»

Пример хорошей цели:
«Я хочу жить в пригороде города №, имея возможность: — посещать фитнес-центр 3 раза в неделю; — питаться качественными продуктами и фруктами; — жить в 2х этажном деревянном доме с качественной внутренней отделкой (…описание уровня качества и стиля…); — каждый день я начинаю так-то…и ощущаю себя так-то, испытываю такие-то эмоции;

и т.д.»

Понравилась мысль в одной из последних статей Стива Павлины. Он рассуждает о «Частичной» и «Полной Визуализации»:

Многие, насмотревшись различных фильмов типа «Секрет», сидят дома и визуализируют пачки денег в своих руках. Такой приятный хруст и образ, да? – это частичная визуализация. Этот образ, вырван из ниоткуда и ничего не символизирует.

Почему? Сами подумайте, будет ли богатый и успешный человек сидеть и мусолить деньги в руках, получая от этого удовольствие? Вряд ли. Такое подтверждение собственного могущества нужно лишь бедному.

При полной же визуализации вы представляете (пусть даже по частям) цельную картину. Свой стиль жизни, уровень дохода, здоровье, взаимоотношения с другими – вы визуализируете всю свою жизнь. Нечто подобное я предлагал в статье – «тест драйв счастливой жизни».

Итак, побольше конкретики!

Откажись от замусоленных образов и распространенных фраз. Это твоя жизнь – наполни ее своими смыслами, выраженными в конкретных действиях и событиях.

Copyright © 2009 Балезин Дмитрий

Источник: http://www.yourfreedom.ru/konkretiziruj-svoi-zhelaniya/

Конкретика

Конкретика

Конкретика

Что такое максимум конкретики? Это когда вы максимально конкретизируете какой-то образ и так или иначе к этой максимальной детализации подтягивается кинестетическая модальность.

Вы начинаете представлять, например, какого цвета сиденья у загадываемой машины, из какого материала они сделаны. То ли это серый велюр, то ли чёрная кожа. Какой руль, в оплётке или без оплётки. Как вы сидите в этой машине.

Вот это понимается под максимальной конкретикой.

Если вы хотите, например, поступить в определённый вуз, то имеет смысл конкретизировать.

Поэтому что если вы будете конкретизировать, вы будете разворачивать эту карту мыследействия: какие двери в этом вузе, как вы открываете эти двери, как вы проходите в приёмную, как вы сдаёте документы в этот вуз, как вам говорят, что вы приглашены на экзамен, как идёте на экзамен, как сдаёте экзамен, как водите пальцем по списку сдавших экзамены и принятых в университет, как видите свою фамилию в списке принятых. Чем больше вы будете конкретизировать, тем быстрее ваше желание сбудется. Потому что чем более развит образ, тем быстрее он материализуется.

Единственное, есть такой момент, что конкретика — это, опять-таки, палка о двух концах. Поэтому, с одной стороны, чем больше конкретики, тем больше удовлетворения от достигнутого. А с другой стороны, конкретика закрывает весь спектр возможностей. Вы обрезаете себе возможности, чтобы получалось даже лучше, чем вы загадали.

Это такая палка о двух концах, которая может сработать против вас, когда вы, как оказывается, хотите просто машину для того, чтобы банально на ней передвигаться из пункта в пункт, а заказываете конкретно «Ауди ТТ» оранжевого цвета. В вашем городе может просто не оказаться «Ауди ТТ» оранжевого цвета.

Хотя, например, «Ауди» других цветов сколько угодно. Если вы хотите просто машину, то подумайте, какие главные критерии у этой машины. Обязательные. Например, обязательно, чтобы она была экономичная, прилично выглядела (опять-таки, эта «приличность» у каждого своя) и чтобы она была надёжная.

И представляете картинку не конкретно «Ауди ТТ» оранжевого цвета, а просто современную машину в вашем понимании.

Критерии вашего заказа имеет смысл делить на обязательные и желательные. Не надо все вводить в обязательные! Выберете 2-3 обязательных критерия и 4-5 желательных.

Это гарантирует вам, во-первых, максимальную быстроту исполнения желания и, во-вторых, максимальное удовлетворение от получения желаемого.

Потому что в конечном итоге вы хотите получить удовлетворение от того, что это сбылось, ну и чтобы это сбылось как можно быстрее. Потому что вы же не хотите, чтобы это сбылось через 10 лет!

Источник: https://psibook.com/library/451/28.html

Страх, конкретика и дисциплина

Страх, конкретика и дисциплина

Для постановки и достижения цели, современный человек должен уметь справляться с препятствиями, которые так и норовят встать у него на пути. Хочется рассмотреть отдельно три аспекта проблемы: конкретику, страх и дисциплину.

Конкретика в формулировке целей.

Формулируя любую цель важно понимать, что существует прямая зависимость: чем четче представление о вашей цели, тем больше шансов на её реализацию. Достаточно многие люди, только что начавшие изучать целеполагание и психологию, составляют совершенно шаблонный набор слов, выдавая их за настоящие долгосрочные цели.

Логичным исходом подобного пренебрежения конкретикой становится провал, неудовлетворение и разочарование жизнью. Мне хочется привести конкретные примеры хорошей и плохой формулировки целей. Итак, наша цель: «Получить много денег, признание и найти себе девушку».

Казалось бы, совершенно нормальные желания, я уверен, что многие хотели бы похожего, если не того же самого. Однако их формулировка оставляет желать лучшего. Почему же? Слишком мало конкретики, слишком шаблонные и распространенные фразы – вот всё, что можно сказать о подобной формулировки цели.

«Получить двадцать тысяч долларов, к февралю будущего года, стать знаменитым писателем (выпустить книгу тиражом в миллион экземпляров, при этом каждая книга должна найти своего почитателя), жениться на блондинке, двадцати пяти лет (можно перечислить и другие параметры), и так далее, и тому подобное…».

Такая цель имеет гораздо больше шансов на реализацию, она подробна и более конкретна. Человек, ставящий себе подобную цель, будет прекрасно понимать, куда и зачем он идет и в процессе работы над своей задачей, у него будет возможность полного контроля.

Страх перед неизвестностью.

Когда человек предпринимает попытку сменить профиль деятельности или заняться чем-либо новым и неизведанным, он часто сталкивается со щемящим сердце чувством, именуемым страхом перед неизвестностью.

Наверное, главным недостатком этого неприятного чувства является то, что он отнимает волю к действию, парализует, заставляет человека вести пассивную и неэнергичную жизнь. Причиной возникновения страха перед неизвестностью может служить неспособность человека тщательно продумать все свои действия, выработать четкий план.

Человек начинает «тонуть» в потоке жизни, быстрота сменяющихся событий пугает его. Существует ряд действий, которые необходимо предпринять для того, чтобы не боятся неизвестности. Для начала рекомендую выработать стратегию, которая будет учитывать проявление более вероятных событий в вашей жизни, ведь приблизительную вероятность всегда можно посчитать.

Далее следует уяснить: если у вас не получается разрешить остро возникшую проблему именно сейчас, то это не значит, что она в принципе является невыполнимой. Спокойный анализ трудностей, вставших у вас на пути – главная гарантия их устранения. Помните, проявлять эмоции не всегда полезно.

Очень часто людям, испытывающим страх перед неизвестностью, достаточно всего лишь начать движение, сделать первые шаги по реализации задачи, и все трудности благополучно разрешаться. Поговорка «у страха глаза велики» в данном случае как нельзя более актуальна.

Самодисциплина.

Самодисциплина – это поведение человека, направленное на систематическое выполнение деятельности, которая ведет к реализации поставленной задачи или цели. При этом человека никто ни к чему не принуждает, то есть человек сам для себя является источником дисциплины.

Итак, что же нужно для того, чтобы стать дисциплинированным человеком, какие действия необходимо выполнять? Во-первых, не забывайте о том, что время, потраченное на праздные дела, не несущие существенной пользы, и не приближающие вас к реализации поставленной задачи, является потерянным для вас, можно сказать что потратили вы его зря. Во-вторых, следует взять на себя полную ответственность за все, что происходит с самим собой. Это позволит избежать различных оправданий, которые быстро начнут приходить в голову. В-третьих, нужно отдавать приоритет действию, а не разговорам. Все, что нас окружает, создано именно благодаря конкретным действиям. Не стоит потакать своим страхам и сомнениям – они способны сбить вас с пути. Если вы задались целью вести более дисциплинированную жизнь, распишите её на бумаге, буквально создайте расписание своего дня, недели, месяца. Это небольшое усилие дает хороший эффект, необходимо лишь держать эту запись у себя перед глазами.

VN:F [1.9.20_1166]

Рейтинг: +1 (из 1 оценок)

Категория материала: Мотивация Рубрика: Мотивация

Источник: http://stimulas.ru/motivation/strah-konkretika-i-distsiplina.html

Конкретика в отношениях

Конкретика в отношениях

Недавно мне пришло письмо от подписчицы моей рассылки с просьбой помочь ей разобраться в отношениях с партнером. С разрешения автора письма я предоставляю его в открытый доступ. Итак, цитирую:

Действительно, на первый взгляд, довольно непростая ситуация и можно подумать, что мужчина на самом деле перегибает палку — что такого в том, что жена попросила позвонить и сообщить о задержке, чтобы она не волновалась?

К истокам проблемы

Я сначала вкратце расскажу, почему возникла проблема, а потом как мы ее совместно решили в индивидуальной консультации. Итак, причина оказалась в том, что воодушевленная моими видео о жизненных изменениях, девушка начала работу над собой и тронулась довольно таки неплохо. Изменения пошли и, как это положено, затронули и другие жизненные области, в данном случае отношения с мужем.

Подкорректированные потребности и жизненные ценности стали поднапирать ее изнутри, чтобы супруг удовлетворял новые «стандарты».

Но для него-то это ново и непривычно! Он-то понять не может, в чем дело, с чего вдруг жена стала требовать от него того, что он раньше никогда не делал? Сработала подушка безопасности со стороны подсознания и включилась защитная реакция в виде агрессивного поведения.

Поскольку автор предприняла неправильную тактику «подката», т.е. подхода, то все и вышло таким образом.

Что мы с ней выяснили в процессе общения:

Арина (далее — А): как проявляется агрессия?

Клиентка (далее -К): я прошу его о чем-то, он начинает кричать, швырять вещи и может даже замахнуться на меня (последнее время все чаще)

А: Он вас ими бьет? Бывало такое?

К: Нет, только замахивается.

А: Что вы тогда делаете?

К: Стою невозмутимая и гордая.

А: И тогда он перестает замахиваться?

К: Нет, начинает еще больше кричать, оскорблять.

А: Расскажи, что ты чувствуешь в этот момент?

К: Мне страшно. Мне кажется, что еще мгновение и он меня просто убьет или покалечит. Я боюсь, что он причинит мне боль.

А: Вы когда-нибудь говорили ему о том, что вы чувствуете в такие моменты?

К: Нет, если я скажу о своем страхе, то он подумает, что я слабая и станет еще больше обижать меня.

А: Но ведь ваша показная сила не приносит пользы, а возмущает его еще больше. Так?

К: Похоже…

Дальше мы договорились, что она попробует сказать мужу о своих чувствах.

Когда мы встретились с ней в скайпе после очередной ссоры, она рассказала, что когда последний раз замахнулся на нее стаканом, который он в тот момент держал в руке, она сказала, что когда он так делает, она боится, что он покалечит ее или убьет.

После ее слов муж как-то резко замолчал, а потом тихо извинился. По его выражению и поведению в целом она поняла, что он сам вдруг испугался и понял, что его поступки пугают.

Читайте также:  Самоирония - психология

Вот так получилось, что честное признание своих переживаний со стороны жены помогло увидеть ее мужу в ней слабую и беззащитную женщину (а не равного ему и сопротивляющегося партнера) и тогда он понял, что он должен защищать ее, а не нападать (это мы выяснили потом, когда я попросила спросить ее о его чувствах).

Какой я хочу сделать из этого вывод — учитесь не только чувствовать то, что происходит с вами в тот или иной момент, но и правильно говорить о них. Когда вы говорите о своих чувствах, вы позволяете своему партнеру понять вас, понять мотив вашего поведения.

Если вы хотите жить счастливой жизнью, учитесь чувствовать!

Чтобы этому научиться, выполните специальное упражнение

Источник: http://violet-lady.ru/konkretika-v-otnosheniyax/

Какое мышление лучше — абстрактное или конкретное?

Например, в реальности существует конкретная береза, растущая под вашим окном. Но ее можно абстрагировать вместе со всеми остальными деревьями в абстрактном слове «дерево». Далее можно сделать еще большую абстракцию — «растение». И еще большую — «живое существо». И еще большую — «материальный объект». И даже еще большую — просто «объект».

То есть абстракция — это некое обобщение конкретных явлений. Множество разных деревьев можно назвать словом «дерево». По сути, бесконечное множество деревьев можно назвать таким словом. Но в реальности «дерева вообще» нет. Ни одного «дерева вообще» в реальности не существует.

Собственно, в абстракциях нет ничего плохого. Они нужны для решения определенных сложных задач. Проблемы начинаются тогда, когда в нашем мышлении абстрактного становится больше, чем конкретного.

В этом случае оказывается, что наше мышление ушло из реального мира в мир абстракций. Который, собственно, только в мышлении и существует. И начинает человек безуспешно решать абстрактные задачи, страдать от нерешенных абстрактных проблем, задаваться абстрактными, а значит заведомо не имеющими правильного ответа вопросами…

Самый известный пример запредельно абстрактного вопроса, ошибочно принимаемого за реальность: «В чем смысл жизни?» Здесь оба слова — и «смысл», и «жизнь» — запредельные абстракции. Смысл вообще? Жизнь вообще? Как это?

Собственно, если понаблюдать за своим мышлением, таких абстрактных понятий, вопросов и рассуждений наблюдается запредельное множество.

Люди страдают от абстрактной депрессии, пытаются преодолеть абстрактную лень, ищут абстрактное счастье, мучаются от несоответствия абстрактным идеалам, озабочены проблемами абстрактного добра и абстрактного зла (не замечая конкретного добра и конкретного зла, которые творят они сами и другие люди), пытаются абстрактно улучшить свою абстрактную жизнь, стараясь найти абстрактное призвание… Список можно продолжать бесконечно.

Собственно, человек, думающий исключительно абстракциями, просто перестает быть живым. О чем-то живом, настоящем, реальном он подумать уже не может — мысли переполнены абстракциями. А конкретика кажется чем-то мелким, неважным и незначительным. Хотя на самом деле, разумеется, все в точности наоборот.

Поэтому очень важно уметь отличать, где конкретика, а где абстракция.

Конкретные явления — они наблюдаемы, находятся в конкретном месте и времени, их можно увидеть, услышать, ощутить, они единичны и уникальны, они изменчивы, с ними, как правило, можно что-то сделать.

Абстракции, напротив, находятся исключительно в наших рассуждениях, обозначают сразу бесконечное множество явлений, вечны и постоянны, и сделать с ними ничего нельзя, потому что они просто нереальны. Это просто мысли.

Их можно или думать, или не думать. И всё.

Конкретное — это трава на лужайке. Абстрактное — «жизнь во Вселенной». По лужайке можно, например, пройтись. А что делать с «жизнью во Вселенной» — непонятно. Непонятно даже, что это вообще такое.

(Кстати, понятие «я» — тоже абстракция. Вы об этом не задумывались? Попробуйте.)

Причем, что самое смешное — абстрактное просто не может существовать без конкретного. Как я уже написал, абстрактные понятия — это просто обобщения конкретных явлений. И если перестать думать о конкретных явлениях — абстрактные тоже очень быстро закончатся. И тогда подумать вообще ничего будет нельзя. Наступит мыслительный ступор.

Итого. Мышление, чтобы оно приносило пользу, должно быть как можно более конкретным. Абстракции, разумеется, тоже можно использовать, но только в контексте решения конкретных задач. И любые абстрактные рассуждения обязательно должны проверяться на конкретных экспериментах. То есть абстрактное должно начинаться из конкретного и в конкретном же заканчиваться.

Потому что только конкретное — реально. А все абстрактное — нереально.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/63692/

конкретизация — это… Что такое конкретизация?

  • конкретизация — уточнение, детализирование, детализация, конкретизирование Словарь русских синонимов. конкретизация см. уточнение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова …   Словарь синонимов
  • конкретизация — и, ж. concrétisation f. Действие по знач. гл. конкретизировать и конкретизироваться. Конкретизация предложений. БАС 1. Так называемая конкретизация чувствительности означает не более, чем конкретизацию рефлекса чувствительности к реалистическим… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка
  • КОНКРЕТИЗАЦИЯ — КОНКРЕТИЗАЦИЯ, конкретизации, жен. (книжн.). Действие по гл. конкретизировать и конкретизироваться. Конкретизация предложения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова
  • Конкретизация — наполнение схематизированной когнитивной картины какого либо предмета частными признаками, за счет чего оказывается возможным движение от одной схемы к другой, более оптимальной для решения конкретных задач …   Психологический словарь
  • конкретизация — КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., что. Представить ( влять) в конкретном виде. К. общее положение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова
  • конкретизация — конкретизация. Неправильно произношение [конкрэтизация] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
  • конкретизация — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN specification …   Справочник технического переводчика
  • конкретизация — ▲ добавление ↑ определенность < > обобщение конкретизация добавление характеристик. стратификация …   Идеографический словарь русского языка
  • КОНКРЕТИЗАЦИЯ — (от лат. concretes сгущенный, уплотненный) возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью более определенного, наглядного раскрытия содержания. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается… …   Профессиональное образование. Словарь
  • Конкретизация — ж. 1. процесс действия по несов. гл. конкретизировать, конкретизироваться 1. 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник: https://psychology.academic.ru/932/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Конструктивная критика: правила и методы, техника применения

Критика – явление неоднозначное. Кого-то она сильно задевает, а для другого становится хорошим стимулом двигаться вперед и развиваться. Кто-то опускает руки, услышав критические фразы в адрес того, что он делает или думает.

И, возможно, очень интересная идея так и остается нереализованной. А кто-то вообще не обращает на критику никакого внимания, продолжая упорно двигаться по выбранному пути.

В некоторых случаях это приносит успех, в иных – полную неудачу.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Полезный конструктив
  • Неконструктивная критика
  • Учимся критиковать

Все мы реагируем на критику по-разному. Всем нам в тот или иной момент жизни приходится сталкиваться с ней. И наше отношение к критике, как правило, не меняется на протяжении жизни.

Значит ли это, что тот, кто в детстве научился болезненно принимать критику, так и будет вынужден страдать от этого своего свойства до конца дней? Вовсе нет, утверждают психологи.

Если разобраться в том, какая критика – конструктивная, а какая называется неконструктивной, а также научиться реагировать на это адекватно, можно обернуть желание других людей критиковать ваши действия себе на пользу. Особенно актуально такое умение на работе, ведь в процессе совместных действий то и дело приходится выслушивать замечания руководства.

Полезный конструктив

Главный признак критики конструктивной – явное желание того, кто подвергает сомнению разумность ваших мыслей или действий, вам помочь. То есть его слова призваны способствовать вашему успешному решению какой-то задачи.

Такое становится возможным при наличии нескольких важных составляющих. Во-первых, критикующий должен быть сам экспертом в той области, в которой решил давать вам советы. Возможно, это руководитель, который имеет большой опыт.

И он вполне способен дать дельные рекомендации для сотрудника. Если речь идет не о работе, то у критикующего должен быть свой личный опыт в той теме, по которой он решил вас покритиковать.

Иначе все это – пустые разговоры и деструктивная критика.

Во-вторых, хотя никто из нас не может быть полностью объективным, все-таки стоит постараться максимально нейтрально отнестись к ситуации. Только тогда удастся посмотреть на нее полнее. Соответственно, мнение будет высказано с наибольшей пользой.

В-третьих, у конструктивной критики всегда есть конкретика. То есть ваши слова, мысли и действия оцениваются не в общем, не на основании эмоций, а по конкретным моментам, фактам, результатам.

В-четвертых, важно, чтобы критикующий мог привести четкие и весомые аргументы, примеры в пользу своего мнения.

В-пятых, не должно быть никаких оценок вас как личности. Критикуется только то, что вы сделали или сказали. Ваш характер, внешность, манера поведения здесь ни при чем.

Правила конструктивной критики также подразумевают, что критикующий непременно подмечает позитивные стороны ваших действий, слов или идей. Это важно, поскольку ни в одной мысли или деле не может быть все «плохо». Тот, кого критикуют, чувствует, что он сделал что-то верно. Это воодушевляет и помогает спокойно принять остальное.

Неконструктивная критика

Это прямая противоположность. Ее главный «симптом» — отсутствие конкретики и слишком много эмоций.

Как правило, автор такой критики сам точно не понимает, о чем говорит. Возможно, он компетентен в вопросе, однако средства выражения своего мнения у него оставляют желать лучшего.

В результате на вас выливается поток трудно систематизируемой информации, из которой обычно удается вынести только одно: вы неправы, но вот почему именно говорящий так думает — остается загадкой.

  1. Переход на личности – большая ошибка в процессе критики. Как правило, это прямое доказательство некомпетентности говорящего. А также свидетельство его неуверенности в себе. В этой ситуации «лучший» метод для неграмотного критикана напасть на оппонента, в переносном смысле слова, конечно.
  2. Иногда люди, в том числе мы сами, вовлекаясь в процесс эмоционально, просто не в состоянии аргументировать свою позицию. Такие методы не работают. Получается голословная критика, которая не дает ожидаемого эффекта.
  3. Критикующий начинает цепляться к словам, вместо того, чтобы смотреть в суть.

Если объектом неконструктивной критики становится очень чувствительный человек, он может просто перестать вообще что-то делать. А если речь идет о личных отношениях, то вполне способен просто развернуться и уйти. Вот почему критика не должна быть деструктивной.

Учимся критиковать

Все это – повод задуматься о том, как вы сами критикуете других людей. И научиться делать это грамотно. Ведь критика – это тоже своеобразное искусство, техника.

А если вы понимаете, что в ваш адрес направлена явно неконструктивная критика, как быть?

  • Не стоит начинать сомневаться в себе. Ваша самооценка – вовсе не вещь, которой можно манипулировать в зависимости от чьего-то настроения.
  • Стоит прислушаться: вдруг в потоке несвязных предложений есть разумное зерно?
  • Есть смысл подумать, почему это произошло и вы стали объектом неконструктивной критики.
  • Важно сохранять эмоциональную отстраненность. Критикующий нередко стремится втянуть вас в эмоции. Здесь легко самому последовать его примеру и начать изливать на оппонента совсем не то, что нужно. Тут и до серьезного конфликта недалеко
  • Можно выслушать все, а потом дать себе время подумать – не отвечать сразу.

Что касается конструктивной критики, то она может быть очень полезной. Просто научитесь отделять слова о ваших действиях и идеях от себя самого. И тогда у вас появятся хорошие инструменты для роста. Вы даже сможете поблагодарить того, кто вас раскритиковал. В этом заключается польза такой критики.

Источник: http://YaPsiholog.ru/tehnika-i-metody-konstruktivnoj-kritiki/

Психологическая защита и совладание: феноменологическое соотношение и структура

Психологическая защита и совладание: феноменологическое соотношение и структура

О. В. Кружкова

Психологическая защита и совладание: феноменологическое соотношение и структура

В статье представлен анализ понятийного поля феноменов психологической защиты и совладания. Выделены направления в современных психологических исследованиях, отражающие различные точки зрения на структурное соотношение обсуждаемых феноменов. Приводится детальный анализ содержательных различий в феноменологии психологической защиты и совладания.

The paper presents an analysis of the conceptual field of phenomena of psychological defense and coping. Marked trend in modern psychological research, reflecting different points of view on the structural components of the discussed phenomena. We present a detailed analysis of meaningful differences in the phenomenology of psychological defense and coping.

Ключевые слова: психологическая защита, защитные механизмы, совладание, копинг-стратегии, структурное соотношение и содержание феноменов.

Key words: psychological defense, coping, protective mechanisms, coping-strategies, structural parity and the content of phenomena.

Вопрос о регулятивных механизмах психики, призванных оградить внутренний мир человека от негативных последствий жизненных трудностей, был поднят в психологии более ста лет назад З. Фрейдом. Впервые описав феномен психологической защиты,

З. Фрейд отметил его роль в снижении напряжения, возникающего при фрустрации внутренних инстинктивных импульсов в ситуации соблюдения внешних требований социального взаимодействия.

В дальнейшем к проблеме феноменологии, исследования и коррекции психологической защиты обращались многие зарубежные психологи (З. Фрейд, А. Фрейд, Ф. Перлз, К. Роджерс, Дж. Вэйлант, Р. Лазарус, В. Райх, Р. Плутчик).

При этом, как правило, защитные механизмы рассматривались исключительно как малоадаптивные или патогенные формы регуляции личности.

Читайте также:  Как работать над собой - психология

Во второй половине ХХ в. в понимании феномена психологической защиты закономерно возникли определенные противоречия:

1) наличие психоаналитического предиктора объяснения психологической защиты при переориентации психологической науки в сторону когнитивного и экзистенционально-гуманистического подходов;

2) преимущественно негативная интерпретация психологической защиты как тормозящего личность феномена при очевидном существовании и позитивных эффектов преодоления угроз и трудных жизненных ситуаций;

© Кружкова О. В., 2012

3) искаженное понимание «нормы» функционирования защиты за счет массивного накопления клинических наблюдений за ее проявлениями при объективной потребности в формировании знаний о здоровой активизации защитного поведения личности;

4) развитие теории стресса и осознание того факта, что человек в стрессогенной ситуации не только переживает и работает с этими переживаниями, но и целенаправленно действует, преодолевая трудные обстоятельства.

В итоге данные противоречия послужили предпосылками для выделения нового феномена, в определенном смысле лишенного того негативного подтекста, которым к тому времени обладала трактовка психологической защиты.

Совладающее поведение (копинг) стало альтернативой психологической защиты как феномен, выполняющий сходные функции ограждения психики человека от чрезмерных эмоционально-когнитивных нагрузок и поведенческого разрешения затруднительных жизненных обстоятельств, вызывающих состояние стресса. Впервые идею совладания предложил Х. Хартман при описании процесса образования психологических защит, указывая на присутствие «незащитной» формы реакции личности на психологические проблемы в «сфере Я, свободной от конфликта» [16]. Сам же термин «coping» стал активно использоваться в американской психологии с начала 1960-х годов (Л. Мерфи,

Н. Хаан, Т. Кроубер, Р. Лазарус) для изучения поведения личности в стрессовых ситуациях. Надо отметить, что первоначально феномен, обозначаемый термином ««coping», понимался достаточно широко как воздействующее на ситуацию поведение или как вырабатываемые человеком средства защиты от психотравмирующих событий.

В отечественной психологии перевод термина ««coping» был предложен Л.И. Анциферовой, которая обозначила это явление как совладание (от старорус. «лад» — сладить, справиться, одолеть).

В то же время в отечественной психологии до сегодняшнего дня наблюдается терминологическое многообразие перевода слова ««coping» — совладающее поведение, преодоление, приспособление, купирование, копинг.

Наиболее устоявшимся и применимым на сегодняшний день является термин «совладание» как способ взаимодействия человека с трудной жизненной ситуацией. Иногда данный термин подвергается критике, поскольку не в полной мере отражает все семантические аспекты англоязычной формы.

Отмечается, что устаревшее значение «бороться», «сражаться» глагола ««to cope», которое дает определенный оттенок англоязычной версии термина ««coping», теряется при его переводе как «совладание» [3].

Подходы к пониманию структурного соотношения феноменов психологической защиты и совладания

Долгое время психологическая защита и совладание считались независимыми психическими явлениями, имеющими различное происхождение и своеобразные механизмы функционирования. В отечественной практике исследования до начала двухтысячных годов наблюдалась тенденция к жестко дифференцированному изучению защиты и совладания без каких-либо попыток к их интеграции.

В течение последнего десятилетия многими исследователями была проведена обширная работа по систематизации данных о проявлениях психологической защиты и совладания. Это позволило в корне переломить имевшуюся тенденцию и придти к пониманию согласованного функционирования данных феноменов в рамках единой психической структуры.

Но вопрос об их иерархии и взаимодействии в рамках этой структуры до сих пор остается дискуссионным.

В отечественной и зарубежной психологии существует несколько направлений решения проблемы структурного соотношения психологической защиты и совладания, но их дифференциация достаточно условна, и в контексте той или иной авторской позиции могут присутствовать элементы различных направлений.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-zaschita-i-sovladanie-fenomenologicheskoe-sootnoshenie-i-struktura

Когнитивная психология

Когнитивная психология

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) появилась в 60-х годах прошлого века. Этот раздел психологии относится к современным направлениям в исследовании познавательных процессов.

Слово «когнитивный» происходит (от латинского cognition – «познание»), а в переводе (с английского cognitive – «познавательный»), таким образом, можно сказать, что когнитивная психология – это часть психологической науки, занимающаяся изучением действий познавательного характера.

Исследования в области когнитивной психологии, как правило, сопряжены с проблемами, связанными:

  • с памятью;
  • эмоциями;
  • вниманием;
  • мышлением (в том числе и логическим;
  • воображением;
  • способностью принимать те или иные решения.

Многочисленные утверждения когнитивной психологии являются базой нынешней психолингвистики. Заключения когнитивной психологии обширно применяются в иных сегментах психологической науки, например, таких как социальная, психология личности и образования.

В настоящее время формирование когнитивной психологии в значительной степени базируется на установлении сходства между процессами, несущими познавательный характер у человека и преобразованными данными вычислительной техникой. Таким образом, были отобраны множественные элементы конструкции (блоки) действия которых были направлены на познание и исполнение в первую очередь в отношении памяти (Ричард Аткинсон).

Максимальное продвижение в когнитивной психологии приобрела теория о том, что психика есть некий прибор с зафиксированной возможностью преобразования полученных сигналов.

Значимое место в данной теории отводилось внутреннему когнитивному устройству человека, которое представляло собой некую систему для хранения, ввода и вывода данных, учитывая при этом его пропускную способность.

В данном случае проводилась аналогия между работой головного мозга и персонального компьютера.

Немного истории

Это направление психологии зародилось в середине двадцатого века в Соединенных Штатах Америки.

До возникновения когнитивной психологии в том виде, в котором она сейчас, специалисты в области данной науки пытались и ранее работать над теми трудностями, которые возникали в процессе познания.

Еще несколько веков тому назад ученые пытались исследовать мышление не только с философской точки зрения, но и научной.

Наибольшую конкретику в существующую сегодня психологию привнесли такие ученые того времени, как:

Концепция Декарта, а именно созданная им структура психологической науки, вылилась в изучение своей психики экспериментальными методами. Юм стремился определить законы ассоциативного мышления и систематизировал психические процессы. У Канта, в свою очередь, сознание – это система, а полученные навыки (опыт) данные которые наполняют эту систему.

Было бы неверным полагать, что основой когнитивной психологии считаются лишь данные философы. Безусловно, не только они, но и другие научные деятели иных сфер знаний привнесли собственный вклад в формирование и становление данной области психологической науки.

Полагают, что толчком к появлению когнитивной психологии стала встреча, состоявшаяся в 1956 году в Массачусетском научно-техническом университете. Явившаяся началом революции в психологии, которая основываясь на возникновении интереса к особенностям познания человека и к самому познавательному процессу.

Возникшее новое направление в психологии было нацелено против:

  • бихевиористского течения;
  • изъятия психического элемента из оценки поведения;
  • игнорирования действий, направленных на формирование познавательных процессов и развития.

Заключительной основой когнитивной психологии стал необихевиоризм. Затем, отталкиваясь от взгляда на организм человека, как на систему, занимающуюся получением информации с ее последующей обработкой, был изобретен новейший аспект. Данный аспект базируется на понятии о том, что общество оказывает различного рода воздействие на полученную информацию.

Человечество перерабатывает полученные данные в иную конфигурацию, отбирая конкретные показатели с дальнейшей их переработкой либо полной ликвидацией из-за ненадобности.

В этот период когнитивная психология уверенно стоит на собственной методологической площадке, что обуславливается стремительным развитием компьютерных технологий и возникновением новейших абстрактных изучений в сфере психологии.

Основы когнитивной психологии

Главным предметом исследования в когнитивной психологии являются такие познавательные процессы, как:

  • память;
  • речь;
  • воображение;
  • чувства;
  • мышление.

В качестве способов берутся  хронометрические методы, базирующиеся на четкой регистрации того периода времени, которое потребовалось для решения существующей задачи либо скорости реакции на полученный сигнал. Интроспективные способы в данном случае неприемлемы, так как не владеют той правильностью и точностью, которая необходима при исследовании отмеченных объектов.

Все конфигурации познавательного процесса человека и его активность, аналогичны операциям персонального компьютера.

Недостатки когнитивной психологии

К проблемам когнитивной психологии относят следующие факторы:

  1. Недостаток общей концепции личности и общей схемы разъяснения познавательных процессов, озвученные мысли обладают схожестью с осознанием черт характера и особенностей познавательных действий в интроспективной психологии.
  2. Невысокая природная достоверность, то есть соотношение представлений предстоящим мониторингам.
  3. Уровень культуры не рассматривается, как условие воздействия в формировании познавательных возможностей индивидуума.

На данный момент в когнитивной психологии, претерпевшей упадок, формируется новейший экспериментальный проект, который исследует язык, как основную условную концепцию, применяемую индивидом для решения различного рода задач.

Источник: https://www.psyportal.net/136341/kognitivnaya-psihologiya/

Структура и специфика теории понимающей психотерапии — Консультативная психология и психотерапия — 2008. № 1

Структура и специфика теории понимающей психотерапии - Консультативная психология и психотерапия - 2008. № 1Василюк Ф.Е., доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, старший научный сотрудник, председатель Ученого совета факультета, Москва, Россия, fpc@list.

ru

В статье рассматриваются основные структурные элементы теории понимающей психотерапии – высшая цель и ценность, онтология и предмет, проблемное состояние, продуктивный процесс, принципы деятельности профессионала. Намечается компаративное исследование – сравнение по данным параметрам понимающей психотерапии с другими психотерапевтическими подходами.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 07-06-00477а.

Ссылка для цитирования

Психотехническая система понимающей психотерапии выстраивается в нескольких планах – методологическом, общепсихологическом, плане психотерапевтической теории, техники и дидактики (Василюк, 2007). Предмет данной статьи – центральное звено психотехнической системы: психотерапевтическая теория, ее структура и специфика.

Такой статус психотерапевтической теории требует, чтобы она сопрягала три блока системы — общепсихологический, технологический и дидактический.

В отношениях с методологическим и общепсихологическим блоками ее обязательства состоят в том, чтобы развитые в них общие идеи воплотить в конструкции терапевтической теории как теории специфической практики психологической помощи.

В отношениях с блоком технологическим она должна доводить указанные конструкции до такого уровня конкретности, чтобы они были готовы к конвертации в психотерапевтическую технику.

Далее, психотерапевтическая теория должна обеспечить возможность и обратного обогащающего движения исследовательской мысли от психотерапевтической технологии и эмпирии к общепсихологической теории. В отношениях с блоком психотерапевтической дидактики теория должна быть не просто приспособленной для трансляции, но и оставаться открытой для трансформации, так чтобы сам образовательный процесс, превращаясь то в живую практику, то в психотехнический эксперимент, имел бы «код доступа» к внесению инноваций в исходную теорию.

Кроме того, искомая теория должна быть построена так, чтобы быть сопоставимой с другими существующими психотерапевтическими концепциями. Таковы непростые методологические требования к психотерапевтической теории в рамках психотехнической системы.

Вполне понятно, что отдельному исследованию не под силу решить задачу построения подобной теории во всей полноте и конкретике.

Цель данной статьи ограничивается прорисовкой общих контуров структуры психотерапевтической теории и характеристикой специфики элементов этой структуры.

  1. Василюк Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. – М.: МГУ, 1984. – 200 с.
  2. Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Ф. Е. Василюк // Психол. журн. – 1995. – Т. 16. – № 3. – С. 90–101.
  3. Василюк Ф. Е. Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехника понимания / Ф. Е.

    Василюк // Моск. психотерапевт. журн. – 1996. – № 4. – С. 48–68.

  4. Василюк Ф. Е. Семиотика и техника эмпатии / Ф. Е. Василюк // Вопр. психол. – 2007. – № 1. – С. 3–14.
  5. Василюк Ф. Е. Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы / Ф. Е.

    Василюк // Гуманитарные исследования в психотерапии: труды по психотерапии и психологическому консультированию. – М.: ПИ РАО; МГППУ, 2007а. – Вып. 1. – С. 159–203.

  6. Василюк Ф. Е. Модель стратиграфического анализа сознания / Ф.Е.Василюк // Моск. психотерапевт. журн. – В печати.
  7. Величковский Б. М.

    Образ мира как гетерархия систем отсчета / Б. М. Величковский // А. Н. Леонтьев и современная психология. – М., 1983. – С. 155–165.

  8. Винникотт Д. В. Искажение Эго в терминах истинного и ложного Я // Д. В. Винникотт // Моск. психотерапевт. журн. – 2006. – № 1. – С. 5–19.
  9. Выгодский Л. Траурные строки (День 9 ава) / Л. Выгодский // Новый путь.

    – 1916. – № 27. – С. 28–30.

  10. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.
  11. Дорфман Л. Я. Детерминированность и свобода человека / Л. Я. Дорфман // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур.

    – М.: Смысл, 1997. – С. 145–155.

  12. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания / В. П. Зинченко // Вопр. психол. – 1991. – № 2. – С. 15–37.
  13. Калина Н. Ф. Лингвистическая психотерапия / Н. Ф. Калина. – Киев: Ваклер; Альтерпрес, 1999. – 283 с.
  14. Касавин И. Т. Мир науки и жизненный мир человека: [Электрон. ресурс] / И. Т.

    Касавин. – 2002. [http://filosof.historic.ru]

  15. Копьев А. Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники / А. Ф. Копьев // Моск. психотерапевт. журн. – 1992. – № 1. – С. 33–49.
  16. Копьев А. Ф. Взаимоотношение «Я» – «Другой» и его значение для практической психологии / А. Ф. Копьев // Моск. психотерапевт. журн.

    – 1999. – № 2. – С. 48–61.

  17. Коченов М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 116 с.
  18. Леонтьев А. А. Деятельность и общение / А. А. Леонтьев // Вопр. филос. – 1979. – № 1. – С. 121–132.
  19. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека / Д. А.

    Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А.Леонтьева, В. Г.Щур. – М.: Смысл, 1997. – С.156–176.

  20. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика / Д. А. Леонтьев. – 3-е доп. изд. – М.: Смысл, 2007. – 512 с.
  21. Минделл А. Вскачь, задом наперед.

    Процессуальная работа в теории и практике / А.Минделл, Э. Минделл. – М.: Класс, 1999. – 224 с.

  22. Морозов С. М. Диалектика Выготского: внечувственная реальность деятельности / С.М. Морозов. – М.: Смысл, 2002. – 118 с.
  23. Орлов А. Б. Очерк развития схизиса / А. Б. Орлов // Вопр. психол. – 2003. – № 2. – С.70–85.
  24. Пузырей А.

    А. Психология. Психотехника. Психагогика / А. А. Пузырей. – М.: Смысл, 2005. – 488 с.

  25. Роджерс К. Искусство консультирования и Терапии / К. Роджерс. – М.: Апрель-Пресс; Изд-во Эксмо, 2002. – 976 с.
  26. Рубинштейн С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – М.: Наука, 1997. – 191с.
  27. Румянцева Т. Г. Жизненный мир / Т.Г.

    Румянцева // Новейший филос. словарь. – Минск, 2003. – С. 369–370.

  28. Сафуанов Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: науч.-практ. пос. / Ф. С. Сафуанов. – М.: Гардарика; Смысл, 1998. – 192 с.
  29. Сафуанов Ф. С. Теоретические основы комплексной судебной психолого-психиатрической эксперизы / Ф. С.

    Сафуанов // Медицинская и судебная психология. – М., 2004. – С. 336–381.

  30. Смирнов С. Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов / С. Д. Смирнов // А. Н. Леонтьев и современная психология. – М., 1983. – С. 149–155.
  31. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / С. Д. Смирнов.

    – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 232 с.

  32. Цапкин В. Н. К новой картографии поля мировой психотерапии / В. Н. Цапкин // Моск. психотерапевт. журн.
  33. Шведовский О. В. Исследование микродинамики изменений личности в процессе понимающей психотерапии / О. В. Шведовский // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 3. – С. 89–98.
  34. Laing R.

    D. The Politics of Experience and The Bird of Paradise / R. D. Laing. – Harmondsworth: Penguin Books, 1967. – 160 p.

  35. May R. The Human Dilemma / R. May. – Berkeley: Thinking Allowed Productions, 1987.

Источник: http://PsyJournals.ru/mpj/2008/n1/Vasiluk.shtml

Социальная психология

Социальная психология

Статьи по психологии Социальная психология

— это раздел научной (теоретико-эмпирической) и практической психологии, предметом изучения которой являются взаимоотношения людей, их поведение, совместная деятельность и явления, формирующиеся непосредственно в процессе взаимодействия и общения малыми, средними и большими социальными группами.

Социальная психология исследует социальную зависимость личностных качеств и особенностей.

Основным понятием в социальной психологии считается понятие социальная группа — объединение людей с общими целями, ценностями, нормами поведения и интересами. Для формирования группы может быть достаточно и одного из выше перечисленных факторов.

Предмет и объект социальной психологии

Предметом социальной психологии является исследовательская работа по изучению:

  • взаимосвязи психических взаимодействий людей,
  • различных способов влияния на отдельного человека и социальные группы,
  • социально-психологических характеристик человека и социальных групп как субъектов социальных отношений;
  • взаимосвязи деятельности и поведения людей, состоящих в социальных группах.

Объект социальной психологии – отдельно взятая личность из группы, малая, средняя или большая социальная группа, межличностное или межгрупповое взаимодействие.

Задачи социальной психологии

Ниже представлен список основных задач социальной психологии, но в действительности список гораздо шире, каждая отдельная задача содержит в себе еще целый ряд дополнительных задач:

  • Изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
  • Массовые психические явления;
  • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
  • Механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
  • Создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
    • Дальнейшее развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
    • Исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
    • Исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);
    • Исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.

Проблемы социальной психологии

Краткий список основных проблем социальной психологии:

  • Внутригрупповые колебания;
  • Ступени развития социальных групп;
  • Внутригрупповое и межгрупповое лидерство;
  • Психологические характеристики социальных групп;
  • Общение и межличностные отношения в социальной группе;
  • Межгрупповые социальные отношения;
  • Психология больших, средних и малых социальных групп и средств массовой коммуникации;
  • Массовидные социально-психологические явления (Массовое настроение, сознание, психическое заражение и т.п.);
  • Адаптация человека и ее особенности в социальных средах;
  • Управление социально-психологическими процессами.
  • Более подробно в статье проблемы социальной психологии

Методы социальной психологии

Социальная психология использует методы общей психологии и социологии:

  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • беседа;
  • групповой эксперимент;
  • изучение документов;
  • наблюдение (включенное и не включенное).

Так же социальная психология имеет и свои специфические методы, например метод социометрии — измерение приватных взаимосвязей людей в группах.

Основу социометрии составляет статистическая обработка ответов испытуемых на вопросы связанные с их стремлением к взаимодействию с членами определенной группы.

Получаемые в результате социометрии данные называют социограммой (рис. 1), которая обладает специфической символикой (рис. 2).

Рис. 1. Социограмма.

По данной социограмме можно выявить центральное ядро группы, то есть лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С); отсутствие устойчивых социальных связей (М).

Рис. 2. Символы социограммы.

История социальной психологии

Социальная психология как отдельная область психологии оформилась только к середине 19-го века, но период накопления знаний об обществе и человеке в частности начался задолго до этого.

В философских трудах Аристотеля и Платона можно встретить социально-психологические идеи, французские философы-материалисты и социалисты-утописты внесли существенный вклад, а позднее труды Гегеля и Фейербаха.

 Социально-психологические знания до 19-го века оформлялись в рамках социологии и философии.

Первым этапом становления социальной психологии, как самостоятельной области психологической науки считается вторая половина 19-го века, но это была только теоретико-эмпирическая наука, вся деятельность заключалась в описании наблюдаемых процессов.

Этот переходный период связан с появлением журнала по языкознанию и этнопсихологии в 1899 году в Германии, основанному Лацарусом Морицом (Lazarus Moritz, философ и писатель, Германия) и Хейманом Штейнталем (Heymann Steinthal, философ и филолог, Германия).

Первыми выдающимися личностями на пути развития эмпирической социальной психологии являются Уильям Мак-Дауголл (McDougall, психолог, Англия), Гюстав Лебон (Gustave Le Bon, психолог и социолог, Франция) и Жан Габриель Тард (Gabriel Tarde, криминолог и социолог, Франция).

Каждый из этих ученых выдвигал свои теории и обоснования развития общества свойствами отдельной личности: У.Мак-Дауголл обосновывал инстинктивным поведением, Г.Лебон — с точки зрения психического заражения, Г.

Тард — теорией подражания.

1908 год считается стартовой точкой Западной социальной психологии, благодаря изданию книги «Введение в социальную психологию» У. Мак-Дауголла.

В 1920-ых годах благодаря опубликованным работам исследователя В.

Меде (Walther Moede, психолог, Германия), который впервые применил математические методы анализа, начался новый этап в истории социальной психологии — экспериментальная социальная психология (Experimentelle Massenpsychologie). Именно В.

Меде впервые зафиксировал существенное различие способностей людей в группах и в одиночку, например переносимость боли в группе, устойчивое внимание и др. Также важно открытие влияния групп в эмоциональной и волевой сферах человека.

Следующим значительным шагом в развитии социальной психологии была детализация методики массового социально-психологического эксперимента выдающимся психологом Гордоном Уиллардом Олпортом (Gordon Willard Allport, США). Данная методика повлекла массу экспериментальных работ, в основе которых была разработка рекомендаций по развитию рекламы, политической пропаганды, военного дела и многого другого.

У. Олпорт и В. Меде поставили точку не возврата в развитии социальной психологии от теории к практике. В частности в США социальная психология тесно сопряжена с бизнес сферой и является прикладной наукой. Широкомасштабные исследования профессиональной диагностики, проблем управления, отношений управляющего и работника и многого другого.

Дальнейшим знаковым событием в развитии методической области социальной психологии стала разработка и создание метода социометрии Якоба Леви Морено (Jacob Levy Moreno, психиатр и социолог, США).

Согласно работам Морено, каркас всех социальных групп определяет синтонность (симпатия/антипатия) отдельных членов этой группы.

Якоб Морено утверждал, что все социальные проблемы разрешимы при правильном разделении и объединении личностей в микрогруппы по их симпатиям, ценностям, поведению и влечениям (если деятельность удовлетворяет человека, он делает ее максимально хорошо).

Во всех направлениях западной социальной психологии базовым элементом является «клетка» общества — микросреда социума, малая группа, то есть средняя структура в стандартной схеме «Общество — Группа — Личность». Личность зависима от своей социальной роли в группе, от ее стандартов, требований, норм.

В Западной социальной психологии большое значение играет теория поля Курта Цадека Левина (Kurt Zadek Lewin, психолог, Германия, США), по которой на индивида постоянно влияют поле притяжения и поле отталкивания.

Концепции Западной социальной психологии основаны на психологическом детерминизме, не связанном с экономическими условиями. Поведение человека объясняется психологическими причинами: агрессивность, сексуальность и тд. Все концепции социальной психологии Запада разделяют на четыре направления:

  1. Психоаналитическое;
  2. Необихевиористское;
  3. Когнитивистское;
  4. Интеракционистское.

Направления социальной психологии

Психоаналитическое направление социальной психологии основано на концепции и социально-психологических взглядах Зигмунда Фрейда, на базе чего современными последователями создано несколько теорий, одна из которых выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном (Wilfred Ruprecht Bion, психоаналитик, Англия), по которой социальная группа — макровид индивида, то есть особенности и качества групп, как у отдельных людей. Межличностные потребности = биологическим потребностям. Все люди обладают потребностью нравиться другим людям и желают присоединения к группе (потребность быть звеном). Лидер группы обладает функцией высшего регулирования.

Неофрейдисты социальной психологии ищут объяснения межличностных отношений в подсознании и эмоциях человека.

Необихевиористское направление социальной психологии основывается на фактах наблюдения, исключая специфические свойства поведения людей, теоретические материалы, сферы ценностей и мотиваций.

В концепции необихевиористического направления поведение напрямую зависит от научения. По необихевиористическим суждениям организм адаптируется к условиям, но отвергается принцип преобразования этих условий, как результата деятельности человека.

Главный необихевиористический тезис: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций.

Одним из главных представителей необихевиористического направления является Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, психолог и писатель, США), согласно его работам, состав поведения человека зависит от последствий этого поведения (оперантное обусловливание).

Одна из самых известных теорий необихевиористского направления — теория агрессии, в основе которой лежит гипотеза «агрессии-фрустрации» (1930 г.), согласно которой агрессивное состояние основа поведения всех людей.

В основе когнитивистского направления социальной психологии (cognition — познание) лежат особенности познавательных процессов людей, которые являются основой социально-обусловленного поведения, то есть поведение основано на понятиях человека (социальных установках, взглядах, ожиданиях и т.д.). Отношение человека к объекту обусловлено его категориальным значением. Главный когнитивистский тезис: сознание определяет поведение.

Интеракционистское направление социальной психологии основывается на проблеме взаимодействия людей в социальной группе — интеракции, базируемые на социальных ролях членов группы. Само понятие «социальная роль» ввел Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, социолог и философ, США) в 1930-ых годах.

Представители интеракционизма Шибутани Тамотсу (Tamotsu Shibutani, социолог, США), Арнольд Маршал Роуз (Arnold Marshall Rose, социолог и политолог, США), Манфорд Кун (Manford H. Kuhn, социолог, лидер символического интеракционизма, США) и др.

первостепенную значимость придавали таким социально-психологическим проблемам как коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус и др.

Разработанный Гербертом Мидом и другими представителями интеракционизма понятийный аппарат, основательно распространен в социально-психологической науке.

Интеракционизм признает социальную обусловленность психики человека, как основы общения. В ряде эмпирических исследований, проведенных представителями интеракционизма, зафиксированы однотипные поведенческие проявления в сходных социальных ситуациях. Однако социальное взаимодействие интеракционистами рассматривается без конкретики в содержании процесса этого взаимодействия.

Проблема социальной психологии СССР и России

Исследования в области социальной психологии в 1920-ых годах основывались на биопсихологических позициях, что противоречило идеологии страны. В результате, работы в области социальной психологии и многих других отраслях психологии были запрещены, так как были восприняты в виде альтернативы марксизму.

В России развитие социальной психологии началось только в конце 1950-ых годов.

В результате этой «заморозки» в развитии социальной психологии, единая категориальная конкретика не сформирована, исследования ведутся на уровне эмпирики и описания, но несмотря на эти трудности социальная психология России обладает научными данными и применяет их в различных областях человеческой деятельности.

Книги по социальной психологии

Ниже представлен список рекомендуемых учебных книг по социальной психологии:

  • Социальная психология — Андреева Г.М. Скачать
  • Психология социального познания — Андреева Г.М Скачать
  • Современная социальная психология — Шихарев П.Н. Скачать
  • Социальная психология — Майерс Д. Скачать

Источник: http://1vc0.ru/socialnaya-psixologiya

Ссылка на основную публикацию