Понимание намерений — психология

Намерение – самое таинственное психологическое понятие и категория

Большинство людей и психологов зачастую особо не задумываются над смыслом такого термина, как намерение. По смыслу намерение происходит от на + мерить  или  нацелить.

Близкими намерению по смыслу явлются такие понятия, как: умысел, замысел, промысел, задумка, план, проект, стратегия и т.д.

Энциклопедический словарь определяет намерение, как осознанную цель, направленную решимость, смысл желания или действия; неотъемлемое всепоглощающее ожидание четко сформулированного события с полным отсутствием сомнений в его необходимости.

Намерение можно считать высшей формой желания и воли, которое в отличие от потребности или инстинкта чётко осознано и неизменно. Если само по себе желание определяет в большей мере то к чему человек стремится, то намерение определяет более высокий смысл (логос) того зачем, для   чего человек к этому стремится.

В психологии намерение обычно задаёт отдалённую цель, непосредственное достижение которой невозможно или усложнено и потому требует неизменной последовательности действий по некому плану или стратегии. Т.е.

намерение даёт возможность (и мотивацию) не терять конечной цели (нити Ариадны) и достигать её стратегически и по  отдельности для каждого из действий, как ступеней, не застревая на ступенях и не отклоняясь.

 

Проще говоря, если ставится цель взобраться на самый верх высокой лестницы, нужно иметь намерение (силу устремления) достигнуть высшей её ступеньки, не останавливаясь на отдельных ступеньках; или если ставится цель стать чемпионом олимпийских игр, нужно иметь несгибаемое намерение (силу устремления) не остановиться на чемпионстве меньшего уровня (регионального); или если ставится цель духовного совершенствования (спасения во Христе), нужно также иметь  твёрдое  и решительное намерение, как силу неизменного устремления души (ума, чувства и воли) к обожению.

Вот как определяет намерение психологический словарь:

Намерение – мотивационная основа деятельности, связанная с сознательным выбором определенной цели. Формирование намерения происходит на основе использования уже приобретенного опыта непосредственного удовлетворения потребностей и при наличии достаточного личностного контроля.

О духовном смысле категории намерения известно из произведений К.Кастанеды, где намерение является ключевой категорией, определяющей любые  действия  духовного война.

“Намерение – это всепроникающая сила, вовлеченная в любой аспект времени и пространства. Это та абстрактная движущая сила, что кроется за всем сущим.” (К. Кастанеда)

Проще говоря, по мнению людей знания намерение – это некая всеобъемлющая сила, отвечающая за всё, что происходит в мире. Иными словами, не  только  человек, но  даже Бог использует силу намерения для управления мирозданием и существует божественное  намерение.

Любопытно, что по сложившейся традиции в христианской духовной культуре такое понятие и категория, как намерение, практически не используется и прежде всего потому, что выражает как бы аспект личной  (частной)  воли человека, как повреждённой самостью (эгоизмом), а потому являющейся ложной  и искаженной. Вместо категории  намерения  в  христианской  литературе чаще  используется более привычное понятие воли и как высшей (Божьей) и как частной (человеческой).

В то же время у ряда святых отцов, применительно к  аспектам духовного делания, именно понятие намерения используется при выражении воли в высшем, т.е. духовном её аспекте. Таким образом, можно сделать вывод о том, что намерение – это высшая или духовная форма проявления воли и желания, как более низших форм.

Именно это духовно-психологическое открытие по  существу  и сделал св. Феофан Затворник в конце 18-го века, разложив вожделевательную силу души (волю) на три уровня:

  • – телесный аспект воли – эго желания,
  • – душевный аспект воли – нравственная воля,
  • – духовный аспект воли – духовное намерение.

Таким образом, нет совершенно никаких предубеждений для использования понятия намерение в христианской и православной психологии, как науки именно о душе в силовом понимании, а не о психике в физиологическом.

Очень  часто у   святых отцов   первых  веков понятие  намерения выражается термином решимости, твёрдым, как сама  смерть:

В данной цитате  святитель Феофан уже под  категорию намерение подводит  силовой   фактор или  фактор наличия  и мобилизации  внутренней  энергии  души.  У святителя Феофана  Затворника  вместе с понятием намерения, также  используется понятие  внутренней “готовности” и “особой ревности” (духовной), как  своего рода  оттенков  силы  намерения:

Далее  святитель Феофан  расшифровывает понятие  духовной  ревности, как  действенной  силы намерения в её тесной связи с действием  Святого Духа :

Исходя из вышеприведенных святоотеческих цитат, категорию намерения применительно к христианской психологии, можно определить как способ фиксации силы воли, силы чувственности и силы   ума  двигаться  в неизменном направлении (к Богу). В соответствии с  тремя состояниями человеческого  естества (телесным, душевным, духовным), не   сложно понять, что сила  намерения (ревности) может быть телесного, душевного и духовного характера.

Фактически святитель Феофан в  данном фрагменте  перечисляет все  типы намерений, которые могут возникать в  душе у  человека – от духовного, как наиболее  высокого, – до душевного, телесного и даже откровенно  порочного. По существу  это и есть набор различных жизненных целей и устремлений  души, как  “стрел”, исходящих  из  сердца  и направленных на цель.

В данной связи становится более понятно, почему слово грех (с греческого амартиа – αμαρτία) буквально переводится как промах или непопадание в духовную цель в силу слабости силы намерения или ложности цели.

К.В. Яцкевич  из книги “Методологические  основы нравственно-ориентированной  христианской  психологии” 2014 г.

Похожее

Источник: http://psyheo.by/namerenie-tainstvennoe-poniatie/

Психология намерения: важно хранить свои планы и намерения в тайне?

Многих из нас с детства учили, что «Болтун — находка для шпиона» или «Если хочешь рассмешить Бога, то расскажи ему о своих планах», или «Не говори ГОП, пока не перепрыгнешь!».

Продолжать список можно довольно долго, но я предлагаю вам в комментариях озвучить поговорки и афоризмы, которые вы часто слышали (на эту тему) в детстве, а пока хотел бы задать вопрос: все ли из обучаемых сразу поняли смысл и важность этих поговорок, афоризмов и родительских нравоучений? Лично я в этом не уверен.

Думаю, что большинство скорее успело на собственном опыте прочувствовать пагубность раскрытия своих планов, чем что-либо понять . К сожалению.

И вот теперь, чтобы вы могли наверстать «упущенное» и подвести научную базу под свои «наблюдения», я предлагаю вам узнать про интересные результаты научных исследований в области психологии намерений. Ну и конечно же расскажу про одну поучительную историю из жизни «старшего поколения» и собственные наблюдения из моей жизни.

Психология о намерениях

Буду краток и просто процитирую небольшое сообщение о научных результатах, которое опубликовал lifehacker:

А вы замечали в своей жизни то, о чём нам сообщил профессор Голлвитцер? Сделанные профессором наблюдения коррелируют с поучительной историей, которую часто рассказывают мне мои родители и которую я хочу поведать вам.

Поучительная история из окружающей жизни

А история простая. У моих родителей был один очень хороший знакомый. И вот однажды, на волне «перестройки» (многие ли из моих читателей знают, о каком времени идёт речь?) решил организовать свой бизнес по торговле лесом-кругляком. Откуда он вёз лес и куда — не столь важно.

Суть рассказа в том, что этот знакомый был так горд своей предприимчивостью и своим бизнесом, что рассказывал о каждом своём шаге всем своим знакомым и приятелям. Из своего детства я тоже смутно помню один из таких моментов, когда этот знакомый приходил к нам в гости и что-то долго рассказывал моим родителям.

И всё бы ничего — рассказывал бы, да и рассказывал. Кому от этого плохо? Но вот стали у этого знакомого происходить всякие непредвиденные сложности: «приятели», «партнёры» и деловые знакомые стали «подводить». Уж не знаю, может завидовали, а может ещё чего? Да это и не важно сейчас.

Важно то, что бизнес знакомого довольно быстро «закрылся» и ещё некоторое время пришлось расплачиваться с долгами. Знакомый очень энергичный и упрямый человек (это я уже, будучи взрослым, узнал), который «борется до конца» и я не верю в то, что он просто так опустил руки при первых же трудностях.

Я понимаю, что не знаю всех деталей ситуации и что история в моём исполнении имеет налёт «мистики». Но вот в морали моих родителей я уверен на все 100%: помалкивай, пока не сделал задуманное!

Читайте также:  Унижение - психология

Мой личный опыт

Если вам мало описанной истории, то могу рассказать о своих личных наблюдениях. Так, начав вести этот блог, я попытался было публиковать свои планы на ближайший период (вот, например, «План публикаций на май 2009»).

Но довольно быстро убедился, что такой подход не работает. По тем или иным причинам каждый план стремился сорваться. И, в конце-концов, я решил в блогинге придерживаться «спонтанности». Результатов стало заметно больше.

Гипотеза о причинах

Ну и, завершая свой монолог, хотел бы сказать вот о чём. Я понимаю, что есть в жизни ситуации, в которых можно и нужно рассказывать о своих планах или намерениях(например, если вы выступаете перед возможным инвестором).

Но я также понимаю, что важен не сам факт вашего рассказа, а то, с каким чувством вы это делаете. У меня есть гипотеза, что очень часто «подкладывает свинью» нам именно наше чувство собственной важности и гордости за себя. Не нужно гордыни.

Поверьте.

Источник: http://vizr.ru/page/tak-li-vazhno-hranit-svoi-plany-i-namerenija-v-tajne

Сила осознанного намерения

Сила осознанного намерения управляет тем, как вы видите этот мир. В конце концов, от нее зависит, счастлив ли человек в настоящий момент.

Казалось бы, причем тут намерение – над городом висят серые тучи, из них периодически сыплется что-то неудобоваримое, машину заблокировал какой-то умник, и пока вы его разыскиваете, любимое авто превращается в сугроб, и откопать его нет уже никакой возможности.

На работу опоздали, на мужа накричали по телефону за то, что не помог откапывать. Клиенты в бешенстве, начальство пытается выяснить, кто вообще пришел на работу… и это всего лишь обычный будний день. Вторник, например. 

Сила осознанного намерения: а помните, раньше…

Вероятно, вы думаете, жизнь несправедлива. Вон, у Машки из соседнего подъезда вообще джип и чихать ей на сугробы. Да откапыванием авто она не занимается – у нее за гараж проплачено, а у вас еще с прошлого месяца – волевое решение об экономии на автостоянке и малолитражка под окном.

И вот вы ненавидите эту самую Машку, ее обеспеченного мужа, удобно подсоединенного к городскому бюджету, их детей, которые ходят в «английскую» школу, своего начальника, который вообще потомственный придурок, но, тем не менее, имеет право на вас орать.

А вы такая классная, а жизнь проходит…

В детстве вы и знать не знали о том, что сила осознанного намерения управляет жизнью человека. Вы мечтали.

И пусть мама не купила  велосипед, вы шли пешком и представляли себя на велике, и в один прекрасный день, находился мальчик, который безвозмездно соглашался учить вас. А велик вам все-такие купили потом.

Да, дети также расстраиваются из-за того, что у них нет какой-то вещи, но они представляют… А что представляете вы?

Сила осознанного намерения: пытаться, значит победить

Лично мне сложно избавиться от мысли о собственной непобедимости. Лично я тоже из тех, что откапывают поутру сами,  и ненавидят Машку, у которой все сраслось чудесным образном. Хотя, когда я думаю о контроле за негативными мыслями, я представляю … обычную тренировку.

Итак, разминка – представили, что вы – такая, как в детстве. Я почему-то представляю лето и старый сад, где половину своей детской жизни я ела яблоки, сидела на ветке с книжкой, строила шалаши и мечтала о будущем. Это – не мысль. Это – ощущение. Я представляю себя сильной и свободной. Я могу думать обо всем, о чем захочу.

Основная часть – отвлеклись. Пусть руки откапывают пресловутый автомобиль, а вы – думайте о том, чего действительно хотите. Мечтайте, и верьте в то, что это обязательно будет. Представляйте, как это было в детстве.

Заминка – вернитесь, станьте взрослой, и представьте, какие конкретно шаги вы можете совершить, чтобы наладить собственную жизнь. Представьте конкретные шаги. Мысленно составьте «визуальный список». Все! Кажется, вы уже откопали?

Специально для www.psychology-21.ru – Елена Селиванова

Источник: http://www.psychology-21.ru/sila-osoznannogo-namereniya.html

Сравнительные исследования понимания намерений и действий других

Какое, на Ваш взгляд, психологическое научное исследование, проведённое (опубликованное) за последние 10 лет (2002–2012), является самым значимым и важным?

Александр Поддьяков:  

Мне кажется, что в число очень важных достижений психологии последнего (и предпоследнего) десятилетия надо включить исследования М. Томаселло и его группы. Он занимается сравнительной психологией развития (developmental and comparative psychology).

Провел красивые сравнительные эксперименты, в которых изучалось понимание намерений и действий других субъектов обезьянами и людьми (детенышами обезьян и человеческими детьми), их готовность-неготовность к кооперации.

(Для эффективной кооперации необходимо понимание другого субъекта – его намерений и действий.) 

Среди прочего, Томаселло показал, что в отношении ориентации в физическом мире детеныши обезьян и человеческие дети находятся примерно на одинаковом уровне лет до двух (например, довольно сходно решают механические головоломки). Но! – человеческие дети очень быстро, еще до двух лет, начинают намного превосходить обезьянчиков в отношении социального познания, понимания намерений другого и готовности кооперироваться (даже страсти  кооперироваться).

Помню видео, который Томаселло показывал на конгрессе в Берлине в 2008 г. Экспериментатор кладет в середину небольшого коврика игрушку и затем дает края этого коврика мальчику лет полутора (или даже младше, не помню) в руки, а за противоположные края берется сам. Оба сидят на полу.

Экспериментатор начинает потряхивать свой край коврика, игрушка начинает немного подскакивать. Ребенок, подражая, начинает делать то же самое со своей стороны, причем весьма синхронно со взрослым, и так они и подбрасывают игрушку на этом «батуте», причем ребенку это дело явно очень нравится. Но взрослый в какой-то момент выпускает свой край, опускает руки.

Ребенок встает, подходит ко взрослому, вкладывает игрушку в его руку, показывает на коврик (продолжаем, мол).

В аналогичном эксперименте шимпанзенок того же возраста понимает, что с ним хотят поиграть, но прелести в синхронной кооперативной деятельности не находит. Он бросает вложенный ему в руки край коврика, заваливается на спину, улыбается, подставляет пузо.

Нет нужды говорить, что для последующей совместной переноски бревна (на «раз» – взяли, а потом сбросили в нужном месте тоже одновременно, иначе другого зашибет концом) или, еще позднее, для организации эксперимента на большом адронном коллайдере, где заняты тысячи людей, исходная (возможно, генетически обусловленная) страсть, удовольствие от кооперации имеют ключевое значение. Подчеркнем: высшие обезьяны, как и люди, очень неплохо понимают чужие намерения – и дружественные, и враждебные. Томаселло показывал замечательное видео, где экспериментатор как бы пытается просунуть конфету через узкое окошко в клетке шимпанзе, но все время роняет, роняет и роняет. В одном случае он действует так, словно он очень старается, но у него не получается. У него сосредоточенное выражение лица, он старательно доносит конфету почти до самого отверстия, уже начинает пропихивать, но роняет, выражая мимикой и вздохами досаду, и начинает сначала. Во время всех этих попыток обезьяна не отходит от отверстия, вытягивает губы, пытаясь перехватить падающую конфету, горестно вздыхает при падениях – в общем, участвует и сопереживает. Во втором случае экспериментатор физически производит те же самые действия руками, но мимикой показывает, что дразнит обезьяну – поднесет и издевательски выронит. Та очень быстро уходит в угол клетки и отворачивается – обиделась.

Читайте также:  Активные игры - психология

Но, доказывает Томаселло, это понимание чужих намерений, как, допустим, и кооперация на охоте (шимпанзе устраивают групповую охоту на мартышек), обслуживает у обезьян в основном эгоистические цели (обезьяна, поймавшая и убившая мартышку, делится вынужденно и старается этого избежать). У человека же понимание намерений и действий, кооперация носят (не всегда, разумеется) менее эгоистический, более бескорыстный характер.

Важное пояснение – обезьяны, как и многие другие групповые животные, могут действовать альтруистически (например, бросаться на хищника, жертвуя собой и прикрывая отход стаи). Томаселло же говорит о бескорыстной, неэгоистической кооперации и готовности делиться информацией, имеющейся у человека – в отличие от обезьян.

(Хотя и у человека – опять-таки не всегда: как он говорил в своем докладе, все эти замечательные вещи работают внутри группы, но не распространяются на чужих, на «тех, кто живет на другом берегу», – тут отношения между группами людей такие же, как между двумя стаями шимпанзе, которые могут и поохотиться за молодью другой стаи.)

_______________________________________________
На русский переведена книга:
Томаселло, М. (2011). Истоки человеческого общения. Пер. с англ. М.В. Фаликман, Е.В. Печенковой, М.В. Синицыной, А.А. Кибрик, А.М. Карпухиной. М.: Языки славянских культур.

На его личной странице можно скачать много всего, в том числе нового. Он щедро делится. Потенциальные читатели для него – «на том же берегу».

Читать ответы других экспертов

Источник: http://psyresearchdigest.blogspot.ru/2012/12/sravnitelnye-issledovaniya-ponimaniya-namerenij-i-dejstvij-drugikh.html

Понимание намерений

Намерение — это внутреннее, а внутреннее неочевидно. Как человек сам понимает свои намерения? Как люди понимают намерения других людей?

Обозначение намерений

Намерения человека далеко не всегда ясны ему самому, тем более они часто не адекватно понимаются собеседеником. Для предотвращения неосознанных манипуляций, недоразумений и конфликтов рекомендуется чаще использовать обозначение намерений.

Двойной стандарт в оценке себя и других

Обычный для массовой личности способ поднять себе самооценку:

  • свои намерения приукрашивать, представлять в выгодном для себя свете, либо судить себя не по (неудачным) поступкам, а по (благим) намерениям.
  • намерения других видеть через негативную призму, либо судить о не по их (добрым) намерениям, а по (дурным) поступкам. Смотри Двойной стандарт в оценке себя и других

Истории из жизни

Папа не плохой

Пишет Лариса Ким.

Не очень давно я научилась признаваться в своих ошибках и всегда стала это делать, когда ошибаюсь. Я прямо говорю: «Я сделала неправильно. Ошибаться не страшно, страшно ошибок не признавать. Я обычный человек, а люди ошибаются.

Сейчас я подумаю, как исправить ситуацию». А еще важнее то, что это мне помогает понимать других людей, когда совершают ошибки они — и не сердиться на них. И даже объяснять окружающим, чтобы не сердились и они.

Легче всего, на удивление, это объяснять детям, а не взрослым.

Недавно произошла вот какая ситуация. Муж пришел за дочерью в школу, а ее нет. Он побегал по коридорам — нет ребенка. Он спросил учительницу, где дочь, она сказала: «Её кто-то уже забрал». И у него случилась истерика.

Он позвонил мне по телефону, кричал и ругался. Потом позвонил деду с бабой, выяснил, что это они забрали, но успокоиться уже не мог. Он поехал к ним за ребенком, орал на дочь всю дорогу ТАК, что у нее заболела голова.

Я прихожу с работы, ребенок в слезах, отец, не переставая, пилит ее и орет. В конце концов он ушел ставить машину, я повела ее спать, и она спрашивает меня: «Мама, почему папа у нас такой злой и плохой?» — Вот что бы вы ответили ребенку? Вот почему же он плохой такой? Так орал?

Я сказала так: «Папа не плохой. Когда он пришел в школу и выяснил, что тебя нет, он перепугался до смерти. Он подумал о самом плохом, что тебя украли. И неизвестно теперь, найдем ли мы тебя когда-нибудь.

И с папой стало плохо, он не умеет выражать свое горе по-другому. Он начинает кричать, выкрикивать все, что чувствует, обвинять других. Это все от того, что его не научили выпускать эмоции правильно.

Он не виноват в этом, мы папу простим за это.

Но мы на будущее подумаем, если сами попадем в такую ситуацию, что так реагировать не правильно. Никому от этого хорошо не становится. Сначала папа был испуган, теперь ему плохо и он чувствует себя виноватым, но при этом не умеет еще и прощение попросить».

Дочь не могла уснуть, когда муж вернулся, она понеслась к нему и стала говорить о том, что понимает, почему папа так кричал, что она не злится на него, а очень его любит. Муж потерял дар речи сразу, груз вины свалился с него, и он тоже уже спокойно смог объяснить ей свою реакцию сам.

Источник: https://knigarazuma.ru/article/ponimanie_namereniy

Понимание причин и намерений

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 37Следующая ⇒

«Родители Фреда явились с опозданием. Вот-вот должны были приехать из службы доставки. Фред рассердился». Вы знаете, отчего рассердился Фред, и служба доставки тут ни при чем. В вашей сети ассоциаций раздражение и недостаточная пунктуальность связаны между собой как результат и возможная причина, но с ожиданием службы доставки у раздражения связи нет.

Во время чтения у вас мгновенно сложилась связная история, вы сразу же поняли причину злости Фреда. Нахождение таких причинных связей – часть понимания, и это – автоматическая функция Системы 1. Система 2, то есть ваше сознательное «я», получила интерпретацию причин и приняла ее. История в « Черном лебеде» Нассима Талеба иллюстрирует этот автоматический поиск причин.

Талеб рассказывает, что в день поимки Саддама Хусейна цены на облигации сначала подскочили. Очевидно, инвесторы в то утро хотели более безопасных вложений, а «бегущая строка» новостного агентства «Блумберг» гласила: «ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАЗНАЧЕЙСТВА США РАСТУТ; ЗАХВАТИТЬ ХУСЕЙНА НЕ ЗНАЧИТ ОБУЗДАТЬ ТЕРРОРИЗМ».

Спустя полчаса цены на облигации упали до прежнего уровня, и новые заголовки гласили: «ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАЗНАЧЕЙСТВА США ПАДАЮТ; ПЛЕН ХУСЕЙНА УВЕЛИЧИВАЕТ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РИСКОВАННЫХ ВЛОЖЕНИЙ». Очевидно, что поимка Хусейна была главным событием дня, и из-за того, каким образом автоматический поиск причин влияет на наше мышление, новость в тот день стала объяснением любых изменений на рынке.

На первый взгляд заголовки объясняют происходящее, но утверждение, подходящее сразу для двух противоположных исходов, на самом деле не объясняет вообще ничего. В действительности все новостные заголовки лишь удовлетворяют нашу потребность в когерентности: у крупных событий должны быть последствия, а последствиям нужны объясняющие их причины.

У нас нет полной информации о происходящем в течение дня, а Система 1 ловко придумывает связную историю причин и следствий, объединяющую доступные ей кусочки информации.

Прочитайте предложение:

Проведя целый день на людных улицах Нью-Йорка за осмотром прекрасных достопримечательностей, Джейн обнаружила, что у нее пропал кошелек.

Испытуемых просили прочесть эту нехитрую фразу и затем неожиданно предлагали пройти дополнительный тест на воспроизведение. Оказалось, что слово «карманник» сильнее ассоциируется с содержанием этого предложения, чем слово «достопримечательности», хотя второе слово употреблено в предложении, а первое – нет. Объяснение лежит в правилах ассоциативной связности.

У исчезновения кошелька могло быть много разных причин: он выпал из кармана, его забыли в ресторане и т. д. Однако с очетание идеи пропавшего кошелька с мыслями о Нью-Йорке и толпах порождает объяснение, что причиной пропажи стал карманник.

В истории с необычным супом – и в случае, когда второй посетитель морщится, и когда первый посетитель вздрагивает от прикосновения официанта, – возникает ассоциативно когерентная интерпретация первоначального удивления, создающая правдоподобную историю.

Бельгийский психолог-аристократ Альберт Мишотт в 1945 году опубликовал книгу (на английский ее перевели в 1963 году), опровергнувшую многовековые – как минимум со времен исследования Юмом ассоциации идей – философские воззрения на каузальность. До этого считалось, что мы выводим физическую каузальность из многократных наблюдений корреляций между событиями.

Читайте также:  Экстраверт - психология

Мы бесчисленное количество раз видели, как один движущийся предмет задевает другой предмет, который немедленно начинает двигаться, часто (но не всегда) в том же направлении. Так получается, когда один бильярдный шар сталкивается с другим или когда вы задеваете и сбиваете вазу.

Мишотт предположил другое: он утверждал, что мы видим каузальность так же непосредственно, как видим цвет. Для доказательства он создавал последовательность событий с участием нарисованных на бумаге черных квадратов, приведенных в движение. Один квадрат входит в контакт с другим, и второй немедленно начинает двигаться.

Наблюдателям известно, что настоящего физического контакта нет, но тем не менее у них создается мощная «иллюзия причинности». Если второй предмет начинает двигаться немедленно, о нем говорят, что первый его «запустил».

Эксперименты показали, что и шестимесячные младенцы видят последовательность событий как каузальный сценарий с причиной и следствием, выражая удивление, когда последовательность меняется. Очевидно, мы с рождения готовы получать впечатления каузальности, производимые Системой 1, которые не зависят от рассуждений о моделях каузальной зависимости.

В 1944 году, примерно в то же время, когда Мишотт опуб ликовал результаты своих исследований физической причинности, психологи Фриц Хайдер и Марианна Зиммель использовали метод, сходный с методом Мишотта, чтобы показать восприятие интенциональной (намеренной) причинности.

Они сняли фильм длиной в минуту и сорок секунд: большой треугольник, маленький треугольник и круг передвигаются внутри фигуры, которая выглядит как схематичное изображение дома с открытой дверью. Зрители видят, как агрессивный большой треугольник угрожает маленькому, круг испуганно мечется, потом маленький треугольник и круг объединяются и побеждают обидчика.

Зрители видят происходящее у двери и бурный финал. Намерения и эмоции воспринимаются однозначно, их не ощущают только люди, страдающие аутизмом. Все это, конечно же, происходит у вас в голове. Разум с готовностью стремится опознать персонажей, приписать им черты характера и определенные намерения, рассматривая действия как выражение личных склонностей.

Это яркое свидетельство того, что с самого рождения мы готовы нам еренно приписывать признаки: даже дети возрастом до года различают жертв и*censored*ганов и ожидают, что преследователь будет гнаться за преследуемым по кратчайшему пути. Ощущение действия, совершенного по своей воле, отличается от физической каузальности.

Хотя соль берет ваша рука, вы не думаете об этом в терминах цепочки физических причин и следствий. Вы ощущаете это как результат решения, принятого вашим бестелесным «я» из-за того, что вам захотелось посолить свою еду. Многие считают естественным описывать свою душу как источник и причину своих же действий.

В 2005 году психолог Пол Блум опубликовал в журнале The Atlantic статью, в которой содержалось провокационное утверждение, что наша врожденная готовность разделять физическую и намеренную причинность объясняет почти полную универсальность религиозных верований.

Он говорит, что «…мы воспринимаем предметный мир как, по сути, отдельный от мира наших умов и потому можем представлять себе тела без душ и души без тел». Два типа причинности, которые мы способны воспринимать, позволяют нам легко усваивать две центральные идеи многих религий: во-первых, идею бесплотного божества, являющегося первопричиной существования физического мира, и, во-вторых, идею бессмертной души, временно контролирующей наше тело при жизни и оставляющей его после смерти. По мнению Блума, две концепции каузальности сформировались раздельно под влиянием эволюционных сил, встроив истоки религии в структуру Системы 1. Главенство каузальной интуиции – сквозная тема в этой книге, поскольку мы склонны неуместно применять каузальные рассуждения в случаях, где следует рассуждать с точки зрения статистики. Статистическое мышление делает заключения об отдельных случаях из свойств категорий и групп. К несчастью, Система 1 не способна к такому методу рассуждений, а Система 2 может научиться мыслить статистически, но мало кто получает необходимое обучение.

Психология каузальности стала основанием для моего решения описывать психологические процессы через метафоры деятельности, не обращая внимания на возможные противоречия.

Иногда я говорю о Системе 1 как о действующем лице с определенными чертами и предпочтениями, а иногда – как об ассоциативном механизме, представляющем реальность в виде запутанной схемы связей. И система, и механизм – выдумки, соответствующие нашему способу рассуждать о причинах.

Треугольники и круги Хайдера – вовсе не действующие лица, однако нам легко и естественно так о них думать. Это делается в целях экономии умственных ресурсов.

Я предполагаю, что вам, как и мне, легче думать о разуме, если происходящее описывается с точки зрения характерных черт и намерений (то есть как две системы), а иногда – в терминах механических закономерностей (то есть как ассоциативный механизм). Я не намерен убеждать вас, что системы настоящие, точно так же, как Хайдер не собирался вас убеждать, что большой треугольник – злодей.

Источник: https://lektsia.com/5×3404.html

Universal Databases

ПОНИМАНИЕ НАМЕРЕНИЙ В СИТУАЦИИ ОБМАНА ДЕТЬМИ С ТИПИЧНЫМ РАЗВИТИЕМ И АУТИЗМОМ

ПОНИМАНИЕ НАМЕРЕНИЙ В СИТУАЦИИ ОБМАНА ДЕТЬМИ С ТИПИЧНЫМ РАЗВИТИЕМ И АУТИЗМОМ1

Е. И. ЛЕБЕДЕВА, младший научный сотрудник Института психологии РАН, Москва

Приведены результаты сравнительного исследования понимания детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра намерений в ситуации обмана как феномена когнитивного представления о внутреннем мире других людей.

В исследовании приняли участие 92 типично развивающихся ребенка с 3 до 6 лет и 44 ребенка с расстройствами аутистического спектра с 5 до 11 лет. Возрастная динамика понимания намерений в ситуации обмана обусловлена уровнем развития «модели психического».

В четыре года дети начинают распознавать обман и понимать намерения другого человека в ситуации простого обмана. С пяти лет они начинают понимать «невинную ложь» в ситуации, когда намерения к обману выражены неявно. Непонимание обмана детьми с аутизмом объясняется дефицитом развития «модели психического».

Снижение уровня интеллектуального развития в дошкольном возрасте влияет на становление понимания внутреннего мира других людей.

Ключевые слова: «модель психического», понимание намерений, понимание обмана и «невинной лжи», дети с типичным развитием и с расстройствами аутистического спектра.

Способность воспринимать и распознавать психические состояния других людей — это основа процесса социального взаимодействия.

Человек не сможет эффективно общаться с другими людьми, не понимая и не объясняя для себя их поведение. Как правило, он оценивает действия других не просто как паттерны поведенческой или вербальной активности.

Скорее поведение является ключом к пониманию желаний, намерений и убеждений других людей.

В реальной жизни мы постоянно строим причинно-следственные модели для понимания и предсказывания поведения окружающих, включающие в себя все наши знания о психических состояниях — собственных и других людей. Построение таких моделей обусловливает становление «модели психического».

Термин «модель психического» (theory of mind) определяется как способность приписывать независимые психические состояния себе и другим, чтобы объяснять и предсказывать поведение.

Эти психические состояния должны быть независимы как от реального мира (потому что люди могут верить в то, что в действительности не является правдой), так и от психических состояний других людей (потому что они …

This is an article from EVXpress, a service of East View Information Services that allows you to search across more than 12 million journals and news publications for fee and immediately download full text using your credit card.

Price: $7.95 The article you selected has been added to your shopping cart  The issue you selected has been added to your shopping cart 

Buy Article Now

Delivery: immediate download or e-mail attachment

This content appears in EVXpress under license from the publisher. Inquiries regarding the content should be directed to the publisher directly.

Источник: https://dlib.eastview.com/browse/doc/11716655

Ссылка на основную публикацию