Психофизиология — психология

Психофизиология

Психофизиология - психология

Психофизиология — раздел психологии, посвященный изучению роли биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности — . В зависимости от исследовательской области выделяют психофизиологию ощущений и восприятий — , речи и мышления — , эмоций — , внимания — , произвольных действий — , дифференциальную психофизиологию.

Психофизиология — область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии.

Изучает психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом — рассматривает соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств системы нервной, в выполнении деятельности психической. В сущности, познание функций структур мозга головного и системы нервной только начинается.

Первоначально термин использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы.

Психофизиология изучает также физиологические и биохимические изменения, происходящие в системе нервной. Она пытается установить их связь с различными аспектами активности: функционированием памяти, регуляцией эмоций, сном и сновидениями. Методы исследований весьма разнообразны — от вживления в мозг электродов до использования специальных приборов для регистрации физиологических проявлений.

В этих исследованиях выяснена важнейшая роль «примитивных» мозговых структур, наличных у животных и человека, служащих центрами эмоциональных процессов, проявления инстинктов, сна и пр.

Главная задача психофизиологии — причинное объяснение явлений психических путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.

Успехи современной психофизиологии связаны с тем, что наряду с традиционными методами — регистрацией сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализом последствий повреждения и стимуляции мозга головного — в исследованиях широко распространились электрофизиологические методы — энцефалография и прочие, а также математические способы обработки экспериментальных данных.

В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления, связанные с разработкой особенно важных проблем:

1) психофизиология сенсорная — психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий;

2) психофизиология организации движений;

3) психофизиология активности;

4) психофизиология действий произвольных;

5) психофизиология внимания, памяти и обучения;

6) психофизиология речи и мышления;

7) психофизиология мотивации и эмоций;

8) психофизиология сна, психофизиология стресса;

9) психофизиология состояний функциональных, и пр.

Особое направление являет психофизиология дифференциальная, изучающая физиологические основы различий индивидуально-психологических.

Достижения психофизиологии широко применяются в клинической практике, в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, а также в таких прикладных областях психофизиологии, как психофизиология труда, психофизиология спорта, и пр.

В отличие от многих западных исследований, не преодолевших принцип психофизического дуализма (проблема психофизическая) и ограничивающихся установлением корреляций между определенными психологическими и физиологическими параметрами, отечественная психофизиология рассматривала психическое как продукт деятельности мозга головного.

Большой психологический словарь.

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

Скачать книги по психофизиологии 

Источник: https://psychologiya.com.ua/psixofiziologiya.html

Психофизиология человека (стр. 1 из 7)

Психофизиология человека — дисциплина, изучающая поведение человека посредством исследования духовных психических и физических функций организма в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Главными целями психофизиологии являются:

а) Получение данных о физических и психических механизмах поведения в целом, обогащающих теоретическую основу психофизиологии.

б) Использование теоретической информации для предсказания поведения человека (коллектива) в будущем, для оптимизации управления человека своим поведением и для эффективного внешнего управления его поведением.

Психофизиология использует как физиологические, так и психологические методы.

Независимыми переменными (переменными, произвольно изменяемыми исследователем) в психофизиологическом исследовании являются переменные, предъявляемые в ходе физиологических или психологических исследовательских процедур.

Это может быть предъявление дозированной физической нагрузки, определенной сенсорной стимуляции, задание вопросов, предъявление задач, применение физиологических или психологических тестов, моделирование эмоциональной стрессовой ситуации и т.д.

Зависимые переменные — это физиологические показатели, регистрируемые в виде электродермограммы (ЭДГ), электромиограммы (ЭМГ), электрокардиограммы (ЭКГ), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), давления, объема, температуры и т.д., и психологические показатели.

В соответствии с главными целями психофизиологии, первой категорией задач (теоретических) психофизиологии является описание закономерностей отношений между этими независимыми и зависимыми переменными, то есть описание изучаемых функций.

Второй категорией задач (прикладных) является разработка научно обоснованных мероприятий по оптимизации поведения человека.

Психофизиология может иметь различные направления исследований и их приложений. В соответствии с этими направлениями можно различать общую психофизиологию, дифференциальную психофизиологию, клиническую психофизиологию и т.д.

Подобной неотъемлемой частью психофизиологии является и психофизиология профессиональной деятельности. Предметом ее интересов является особая форма поведения человека — профессиональная деятельность.

Профессиональная деятельность — это вид трудовой деятельности, свойственный профессионалу. Профессионал — хороший специалист, обладающий качествами личности, объемом знаний, умений, навыков, необходимыми и достаточными для того, чтобы его деятельность была эффективной.

Теоретические исследования в психофизиологии профессиональной деятельности направлены на выяснение духовных, психических и физических механизмов обеспечения эффективной деятельности.

Полученные знания призваны стать естественнонаучной основой для наилучшего управления персоналом и его деятельностью. Это управление включает в себя следующие направления.

1. Планирование людских ресурсов для комплектования штатов и персонала.

2. Профессиональная ориентация и консультация лиц, осуществляющих выбор профессии.

3. Профессиональный отбор кандидатов на обучение профессиям.

4. Формирование режимов обучения и контроль (сопровождение) за обучением.

5. Организация индивидуальной и коллективной профессиональной деятельности, режимов труда и отдыха.

6. Обеспечение физической, психической и социальной адаптации к профессиональной деятельности.

7. Нормирование условий профессиональной деятельности.

8. Повышение профессионального потенциала кадров.

9. Управление карьерой (продвижением по службе).

Этим направлениям соответствуют направления теоретических исследований психофизиологии профессиональной деятельности.

Прикладная психофизиология профессиональной деятельности, действуя тоже по всем этим направлениям, использует полученные теоретические знания для предсказания результатов профессиональной деятельности персонала, для обоснования методов оптимизации управления человеком своей профессиональной деятельностью и для обоснования методов внешнего управления профессиональной деятельностью.

К настоящему времени нет оснований для того, чтобы окончательно закрыть вопрос об отношениях физиологии и психологии и считать физиологию частью психологии или психологию частью физиологии (то есть по существу физиологией высшей нервной деятельности), как это пытаются провозглашать некоторые ученые.

Такие основания могли бы быть получены, если бы удалось однозначно разрешить психофизическую проблему и прийти к единодушному выбору учеными одной из двух (или больше) ее альтернатив.

Например, если бы ученые всего мира обосновано и единодушно приняли гипотезу о том, что более сложные психические процессы являются производными более простых физических процессов, происходящих в нервной системе (в организме) человека, тогда можно было бы считать физиологию частью психологии, как является частью общей физиологии физиология клетки или частью психологии — психопатология или социальная психология. Однако универсальных убедительных данных в пользу такой гипотезы пока не существует. Вместе с тем есть убедительные научные данные, противоречащие этой гипотезе. Таким образом, единства взглядов в ученом мире на психофизическую проблему пока нет. Это обстоятельство не лишает гипотезу редукционистов (о сводимости физического к психическому) права на существование до тех пор, пока она таковой остается. Вместе с тем, имеют право на существование и любые разумные ее альтернативы. Признание этого общего, как для физиологии, так и для психологии права является условием развития данных отраслей человеческого знания.

Вместе с неопределенностью представлений об отношениях между физическими и психическими процессами в организме, несомненно, что эти процессы являются частями единого психофизического целого. Несомненно также, что столь необходимые для практики представления о таком целом не могут быть получены ни психологией, ни физиологией в отдельности.

Именно для того, чтобы удовлетворить эту практическую потребность в истинных знаниях о человеке как о целом (а не из чисто организационных или корпоративных соображений), и возникла новая отрасль биологии — психофизиология, междисциплинарная отрасль знаний более высокого уровня общности, чем физиология или психология в отдельности.

Очевидно, что она не может являться ни частью физиологии, ни частью психологии.

Психофизиология включает в себя круг научных направлений и проблем сопоставимого уровня сложности более широкий, чем физиология и психология в отдельности.

Эта сравнительно новая отрасль биологии призвана создать целостные естественнонаучные знания о человеке, в отличие от отвлеченных начал, предлагаемых психологией, физиологией и более частными дисциплинами.

Психофизиология призвана создать методологию, теорию, инструменты, методики более универсальные, чем те, что используются в психологии, физиологии и дисциплинах их составляющих. Следует ожидать, что и прикладная психофизиология в большей степени, чем частные дисциплины, будет оправдывать надежды организаторов разных форм поведения человека.

Восприятие, или перцепция, представляет собой совокупность процессов, посредством которых формируется идеальная модель (субъективный образ) объективно существующей реальной действительности.

Читайте также:  Деструктивность - психология

Этот комплекс представлен следующими процессами:

количественная трансформация сигнала вспомогательными структурами;

рецепция;

кодирование информации о свойствах (параметрах) раздражителя;

передача этой информации по структурам анализатора с параллельной аналитико-синтетической обработкой;

развитие ощущения;

формирование образа;

опознание образа.

Вспомогательные структуры представляют собой такие анатомические образования, которые, во-первых, отфильтровывают виды энергии, не являющейся адекватной для соответствующего рецептора, и, во-вторых, проводят некоторые количественные преобразования (усиление, ослабления) воздействующего сигнала.

Рецепция (от лат. recipio – брать, принимать) заключается в трансформации специфической энергии адекватного раздражителя в неспецифический процесс нервного возбуждения. Понятие «адекватный» в данном случае обозначает модальность, вид энергии, для восприятия которой эволюционно приспособлен конкретный рецептор.

По модальности энергии адекватного раздражителя различают фоторецепторы (зрительный анализатор) – осуществляют восприятие световой энергии: механорецепторы (слуховой, вестибулярный, кожный, двигательный анализаторы, имеются они также и в интероцептивном анализаторе) – восприятие механической энергии (давление, движение, деформация, растяжение и т.д.); хеморецепторы (вкусовой, обонятельный, интероцептивный) – реагируют на химический состав растворимых или летучих веществ; терморецепторы (кожа, некоторые внутренние органы) – являются абсолютными датчиками температуры.

Кодирование информации о свойствах (параметрах) раздражителя предполагает первоначальное разделение комплекса параметров, которых достаточно много даже у самых простых предметов и явлений внешнего мира, на элементарные, т.е.

характеризующиеся очень узким участком из всего диапазона модальности раздражителя, информация о котором передается по принципу «меченой линии», т.е. по цепочке нейронов от рецептора до первичной проекционной зоны коры.

В пределах такой «меченой линии» кодируется и передается информация о модальности, интенсивности, дискретности и длительности воспринимаемого параметра. Информация о модальности обеспечивается очень высокой степенью рецептивной специализации этой нервной цепочки.

Кодирование информации об интенсивности начинается с логарифмического преобразования сигнала на уровне рецептора. Это достигается тем, что амплитуда рецепторного потенциала пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя, что, естественно, очень значительно увеличивает диапазон воспринимаемых интенсивностей.

Источник: http://MirZnanii.com/a/195899/psikhofiziologiya-cheloveka

Психофизиология | Мир Психологии

Психофизиология (англ. psychophysiology) — пограничная область психологии, изучающая роль всей совокупности биологических свойств, и прежде всего свойств н. с.

, в детерминации психической деятельности и устойчивых индивидуально-психологических различий.

Многие психофизиологи понимают свою науку в более узком смысле — исследование нервных (нейронных) механизмов психической деятельности.

Психофизиология в дополнение к психологическим методам изучения психических явлений применяет физиологические методы: регистрацию вегетативных непроизвольных реакций (сосудистых, зрачковых и др.), биотоков мозга и мышц как в спокойном состоянии, так и при действии разного рода стимулов (см.

Вызванные потенциалы, Электроэнцефалография). Применяют также регистрацию активности нейронных популяций и отдельных нейронов через вживленные в мозг электроды в клинике в связи с необходимостью диагностики и при осуществлении нейрохирургических операций. В П.

широко используются также электрофизиологические данные, полученные на животных. Один из методов П. — моделирование — создание моделей нервных сетей, обеспечивающих осуществление различных психических функций. В современной П.

находят плодотворное применение новые (технически сложные и дорогостоящие) методы: магнитоэнцефалография (МЭГ), ЯМР-томография, позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) и др. Психофизиология включает в себя несколько областей исследования.

Психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах, начиная с рецепторов и кончая корковыми отделами.

Установлены специфические аппараты цветового зрения, специфические рецепторы и проводящие пути тактильной и болевой чувствительности, открыты нейроны, реагирующие на отдельные свойства зрительных и слуховых стимулов (см. Нейрон-детектор).

Психофизиология речи и мышления изучает функциональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов.

Принципиально важным явилось установление тесной связи мыслительных процессов с деятельностью речедвигательного анализатора, а также выявление специфических паттернов нейронной активности некоторых подкорковых областей мозга при смысловом анализе вербальных раздражителей.

Психофизиология функциональных состояний и эмоций исследует нейрогуморальные механизмы возникновения эмоциональных, мотивационных, стрессовых и др. состояний. Открыты нервные «центры» удовольствия и неудовольствия, расположенные в подкорковых областях мозга.

Установлено, что важная роль в эмоциональном поведении принадлежит гормонам, выделяемым железами внутренней секреции (гипофизом, корой и мозговым слоем надпочечников и др.

), а также различным биологически активным веществам (пептидам и биогенным аминам), секретируемым специфическими структурами самого мозга.

Психофизиология внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания (изменение характера ЭЭГ и вызванных потенциалов, изменение кожно-гальванических реакций и др.). Психофизиология внимания тесно связана с проблемами изучения ориентировочной реакции и 2-й сигнальной системы.

П. произвольных действий вскрывает физиологическую структуру и механизмы их осуществления.

Дифференциальная психофизиология изучает зависимость индивидуальных особенностей психики и поведения от индивидуальных различий в деятельности мозга и использует разработанное И.П. Павловым учение о свойствах н. с.

и типах высшей нервной деятельности. В развитии отечественной дифференциальной П. выделяют (напр., В.М. Русалов) 4 этапа: допавловский, павловский (с 1927), тепловско-небылицынский (с 1956) и современный (с 1972).

Последний связан прежде всего с развитием системных представлений в П.

См. также Возрастная психофизиология, Методы электрофизиологические, Полиэффекторный метод, Психофизиология локальных поражений головного мозга.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Психофизиология — область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии.

Изучает психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом — рассматривает соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств системы нервной, в выполнении деятельности психической. В сущности, познание функций структур мозга головного и системы нервной только начинается.

Первоначально термин использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы.

Психофизиология изучает также физиологические и биохимические изменения, происходящие в системе нервной. Она пытается установить их связь с различными аспектами активности: функционированием памяти, регуляцией эмоций, сном и сновидениями. Методы исследований весьма разнообразны — от вживления в мозг электродов до использования специальных приборов для регистрации физиологических проявлений.

В этих исследованиях выяснена важнейшая роль «примитивных» мозговых структур, наличных у животных и человека, служащих центрами эмоциональных процессов, проявления инстинктов, сна и пр.

Главная задача психофизиологии — причинное объяснение явлений психических путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.

Успехи современной психофизиологии связаны с тем, что наряду с традиционными методами — регистрацией сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализом последствий повреждения и стимуляции мозга головного — в исследованиях широко распространились электрофизиологические методы — энцефалография и прочие, а также математические способы обработки экспериментальных данных.

В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления, связанные с разработкой особенно важных проблем:

  1. психофизиология сенсорная — психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий;
  2. психофизиология организации движений;
  3. психофизиология активности;
  4. психофизиология действий произвольных;
  5. психофизиология внимания, памяти и обучения;
  6. психофизиология речи и мышления;
  7. психофизиология мотивации и эмоций;
  8. психофизиология сна, психофизиология стресса;
  9. психофизиология состояний функциональных, и пр.

Особое направление являет психофизиология дифференциальная, изучающая физиологические основы различий индивидуально-психологических.

Достижения психофизиологии широко применяются в клинической практике, в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, а также в таких прикладных областях психофизиологии, как психофизиология труда, психофизиология спорта, и пр.

В отличие от многих западных исследований, не преодолевших принцип психофизического дуализма (-> проблема психофизическая) и ограничивающихся установлением корреляций между определенными психологическими и физиологическими параметрами, отечественная психофизиология рассматривала психическое как продукт деятельности мозга головного.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Психофизиология (психо + физиология) — пограничная наука, возникшая на стыке психологии и нейрофизиологии и изучающая психику в единстве с ее физиологическим субстратом.

Отдельные ее разделы — Психофизиология сенсорная (органов чувств), активности, памяти и обучения, речи, мотивации и эмоций, стресса и др.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Психофизиология — область исследования связей между физиологическими процессами и психологическими явлениями. Нервные структуры, на основе которых осуществляется психологическое функционирование, называют психофизиологическими.

Нервных структур, которые обеспечивают исключительно психические процессы и являющиеся абсолютно непричастными к каким-либо иным функциям (исключая врожденные рефлекторные акты), повидимому, не существует вообще, так что повреждение любой области нервной ткани может повлечь развитие психических и личностных отклонений. Синоним: Нейропсихология.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Психофизиология — см. Физиологическая психология.

предметная область термина

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/psihofiziologiya

Психофизиология: основы направления

Психофизиология: основы направления

Психофизиология — междисциплинарная область знаний, объединяющая достижения психологической и физиологической науки.

Ее название греческого происхождения, состоит из трех частей: ψυχή («душа»), φύση («природа») и λόγος («учение, слово»). То есть, подсказывают нам значения этих трех элементов, психофизиология изучает роль биологических, природных факторов в протекании психических процессов.

Читайте также:  Личностные тренинги - психология

Основы психофизиологии обязательно входят в учебную программу всех вузов, которые готовят специалистов-психологов.

История

Психология, изучающая то, как развивается и работает психика, и физиология, исследующая функционирование органов, систем органов и живого организма в целом, — вот науки, в русле которых возникла интересующая нас дисциплина. История ее, в отличие от материнских наук, не слишком длинна. Кратко ее можно представить следующими основными моментами.

Термин «психофизиология» зародился еще в позапрошлом веке — благодаря французскому философу Николя Массиасу, который так обозначал исследования психики, проводящиеся с использованием объективных физиологических методов.

Следующим важным шагом следует считать внедрение в психологию эксперимента. Вильгельм Вундт, немецкий психолог, основал первую лабораторию экспериментальной психологии и выделил как отдельное направление физиологическую психологию, которая исследовала простейшие психические процессы.

Рекомендуем: Психофизика — это

Выделение психофизиологии в самостоятельную дисциплину произошло уже в XX веке. На Первом международном психофизиологическом конгрессе, состоявшемся в канадском Монреале в 1982 году, наука получила официальный статус.

Нужно отметить, что из-за холодной войны и «железного занавеса» советская психофизиология долгое время развивалась изолированно от общемировой. Очевидно, что такое положение дел не способствовало полноценному развитию психофизиологии.

В настоящее же время наука, напротив, существует в условиях открытости и взаимовлияния, становясь поистине интернациональной областью знаний.

Общая характеристика

Как мы уже говорили, главная особенность психофизиологии — ее междисциплинарный характер. Эта черта в значительной мере определяет методы, объект, предмет и задачи психофизиологии.

Влияние каких областей знания испытывает наука? Разумеется, теснее всего ощущается связь психофизиологии с материнскими дисциплинами, однако она также имеет точки пересечения с другими науками, как естественнонаучными, так и гуманитарными. В число первых, например, входят генетика, биохимия, анатомия, медицина, а ко вторым относятся философия, социология, педагогика и этика.

Рекомендуем: Что такое психические процессы?

Таким образом, как предмет психофизиологии выступают физиологические основы психических процессов человека.

Главная задача теоретической психофизиологии — описание отношений, которые существуют между духовной, психической и физической составляющими человека, а также внутри каждой из этих сущностей.

Практическая область науки призвана разработать способы оптимизации поведения человека, основываясь как на традиционных методах психологии, так и на объективных физиологических показателях.

Внутри теоретической и практической областей выделяются более мелкие подструктуры. Как пример можно привести следующие теоретические направления.

  • Психофизиология мышления и психофизиология эмоций (иногда эти направления объединяются в одно).
  • Психофизиология сознания.
  • Восприятия и памяти.
  • Движений и функциональных состояний.
  • Стресса.
  • Сна.
  • Воли.

Говоря о практической составляющей дисциплины, нужно отметить такие разделы, как социальная, клиническая, педагогическая, психофизиология диагностики, наркомании, алкоголизма и другие. Особые направления представляют собой возрастная, дифференциальная, системная психофизиология.

Рекомендуем: Психика человека

Вообще, эта наука отличается ярко выраженным прикладным характером.

Давно утвердилась роль таких областей, как психофизиология труда или, например, спорта, которые обеспечивают эти сферы человеческой деятельности важнейшими данными, значительно облегчающими повседневную деятельность.

Так, зная и учитывая психофизиологические факторы, скажем, условий труда, можно увеличить производительность труда без ущерба для здоровья и так далее.

Методы исследований

Что представляют собой методы психофизиологии? Ключевыми для этой дисциплины становятся те способы исследования, которые позволяют различным образом зарегистрировать и измерить уровень электрической активности центральной нервной системы, уделяя особенное внимание активности головного мозга. За последнее время существенно расширилось количество неинвазивных (без проникновения под кожу) методов, дающих обширные данные о строении и работе мозга. Назовем лишь некоторые из них.

Один из наиболее распространенных методов — электроэнцефалография, то есть регистрация электрических потенциалов головного мозга. Эта процедура проводится с помощью специальной шапочки с электродами. В зависимости от целей исследования ЭЭГ может проводиться как во время бодрствования, так и когда пациент спит; возможны включения-выключения света, звуковое сопровождение.

Томографические методы позволяют на основе нескольких реальных изображений срезов мозга смоделировать те его участки, которые увидеть не удается.

Различают компьютерную томографию (КТ), магнитно-резонансную томографию (МРТ), позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ) и функциональную МРТ.

Первые два способа используются для получения информации об особенностях строения мозга, структурных изменений в нем, последние — о функционировании этого органа.

Рекомендуем: Методы психогенетики

Электромиография (ЭМГ) регистрирует колебания потенциалов в мышцах и дает возможность обнаруживать изменения состояний мышц, которые не сопровождаются внешними движениями. Например, по ЭМГ мышц лица возможно оценить реакцию человека по отношению к тем или иным предметам или ситуациям. Евгения Бессонова

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/psixofiziologiya.html

Что такое Психофизиология? Психофизиология — это… Самопознание.ру

Все живые существа, включая самого человека, являются сложными организмами. Мы рассматриваем себя, как правило, либо с точки зрения физического тела, либо с точки зрения психики. Однако учёные обнаружили, что существует определённая связь физиологии и психического состояния человека.

Их интересовало то, как происходящие внутри нас физиологические процессы влияют на наше мышление, психическое развитие, память, интуицию.

Как мозг весом примерно 1,5 кг даёт вдохновение художнику, поднимает его руку и помогает создать шедевр? Каким образом процессы, происходящие в нём, заставляют нас испытывать те или иные чувства, связывают с культурой, религией, политикой, искусством и т.д.

 Их интересовало соотношение психического и физического в человеке. Соединив физиологию и психологию, они создали новое направление в науке — психофизиология. Данный термин в 19 веке предложил использовать известный французский философ Н. Массиас.

В результате своих исследований учёные установили, что мозг — механизм, состоящий из отдельных частей, деятельность которого сопряжена с психической деятельностью. Они доказали, что воздействуя на мозг, можно уничтожить даже дух (сознание человека), «стереть личность», превратив его в зомби, вживив в мозг электроды, введя наркотические вещества или прооперировав мозг.

Также учёные отметили влияние психических процессов на организм человека. Горе и депрессия могут вызвать тяжелейшие телесные (психосоматические) заболевания. Напротив, радость, позитивизм способны излечить даже такие заболевания, как рак.

Психофизиология очень близко к физиологической психологии, которая является разделом экспериментальной психологии и занималась изучением психологических исследований на животных. Но с появлением приборов, которые фиксируют происходящие внутри человека процессы (полиграфы, томографы) это направление объединилось в своих изысканиях с психофизиологией.

На развитие психофизиологии оказали данные исследований, которые проводились академиком Павловым в отношении Высшей Нервной Деятельности (ВНД).

Первоначально в качестве методов исследований учёные прибегали к регистрации моторных, сенсорных, вегетативных реакций, анализ последствий повреждения и стимуляции мозга. С появлением электроэнцефолографии и других современных приборов стало возможным заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе поведения и психических процессов.

В зависимости от решаемых задач различают несколько отраслей психофизиологии:

  • Психофизиология когнитивных процессов,
  • Психофизиология ощущений,
  • Дифференциальная психофизиология,
  • Психофизиология эффективных процессов,
  • Психофизиология восприятия,
  • Психофизиология движения,
  • Социальная психофизиология,
  • Психофизиология функциональных состояний,
  • Возрастная психофизиология,
  • Прикладная психофизиология и др.

Достижения психофизиологии широко используются в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, клинической психологии, психофизиологии труда, спорта и др.

В настоящее время данное направление продолжает активно развиваться, делая новые открытия, которые помогают нам лучше понимать себя, а также процессы, происходящие внутри нас, благодаря чему человек может творить себя и свою жизнь в соответствии со своими желаниями, быть здоровым и счастливым.

Компьютеры, документы, телефонные переговоры…

Всё это становится неотъемлемой частью жизни современного человека, а с этим комплектом идут такие малоприятные, но до боли знакомые названия, как остеохондроз, радикулит, прострелы в суставах, запор, а также мужские спутники — геморрой и простатит… Читать дальше

Игорь Оленев хорошо известен в профессиональных кругах консультирующих психологов и специалистов, ведущих психологические тренинги. Он является не только разработчиком целого ряда авторских курсов и методик, но и президентом ассоциации тренеров по развитию индивидуальности. Книги Игоря Оленева набирают… Читать дальше

Мануальный терапевт или массажист, применяющий перцепцию (внутреннее наполнение) в своей практике достигает совершенно иного, более высокого уровня эффективности. Это не просто подъём ещё на одну ступеньку мастерства, это — обретение немыслимых ранее возможностей в диагностике и лечении.
В переводе… Читать дальше

Мы живём в такое время, когда медицина постоянно предъявляет нам надёжные методы диагностики с помощью современной аппаратуры, множество новых лекарственных средств, кстати, которые являются достаточно эффективными. И, тем не менее, практикующие врачи часто сталкиваются с определённой категорией больных… Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме «что такое Психофизиология»!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/psihofiziologiya/

Определение психофизиологии

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX века французским философом Н.

Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.).

Читайте также:  Экологичность - психология

Психофизиология — естественно-научная ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации:

o физиологической психологии;

o физиологии высшей нервной деятельности;

o нейропсихологии.

Наиболее близка к психофизиологии — физиологическая психология, наука, возникшая в конце XIX века как раздел экспериментальной психологии. Термин «физиологическая психология» был введен В. Вундтом для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека.

В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации (см. Психологический словарь, 1996).

Таким образом, задачи психофизиологии и физиологической психологии практически совпадают, и в настоящее время различия между ними носят в основном терминологический характер.

Однако был период в истории отечественной психофизиологии, когда терминологические различия были использованы для того, чтобы обозначить продуктивность складывающегося в физиологии функционально-системного подхода к изучению психики и поведения человека. Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психофизиологии было проведено А.Р. Лурией (1973).

Согласно представлениям А.Р. Лурии, физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов — мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т.е.

отдельных психических процессов и функций.

Она образовалась в результате накопления большого объема эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в разнообразных психических состояниях.

В отличие от физиологической психологии, где предметом является изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы.

По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности

Истоки этих представлений можно найти в трудах Л.С. Выготского, который первым сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем, предвосхитив таким образом основную перспективу развития психофизиологии. (Л.С. Выготский, 1982).

Теоретико-экспериментальные основы этого направления составляет теория функциональных систем П.К.

Анохина (1968), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного, приспособительного результата.

С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном (1963) задолго до появления кибернетики и открывший совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов.

В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, именуемой системной психофизиологией (В.Б. Швырков, 1988; Ю.И. Александров, 1997). Особо следует обсудить соотношение психофизиологии и нейропсихологии.

По определению, нейропсихологияэто отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин: психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии, — и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А.Р. Лурией теория системной динамической локализации психических процессов.

Наряду с этим, в последние десятилетия появились новые методы (например, позитронно-эмиссионная томография), которые позволяют исследовать мозговую локализацию высших психических функций у здоровых людей.

Таким образом, современная нейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме.

Соответственно этому круг исследований нейропсихологии расширился; появились такие направления, как нейропсихология индивидуальных различий, возрастная нейропсихология. Последнее фактически приводит к стиранию границ между нейропсихологией и психофизиологией.
Наконец, следует указать на соотношение физиологии ВНД и психофизиологии.

Высшая нервная деятельность (ВНД) — понятие, введенное И.П. Павловым, в течение многих лет отождествлялось с понятием «психическая деятельность». Таким образом, физиология высшей нервной деятельности представляла собой физиологию психической деятельности, или психофизиологию.

Хорошо обоснованная методология и богатство экспериментальных приемов физиологии ВНД оказали решающее влияние на исследования в области физиологических основ поведения человека, затормозив, однако, развитие тех исследований, которые не укладывались в «прокрустово» ложе физиологии ВНД. В 1950 г.

состоялась так называемая «Павловская сессия», посвященная проблемам психологии и физиологии. На этой сессии речь шла о необходимости возрождения павловского учения. За уклонение в сторону от этого учения резкой критике подвергся создатель теории функциональных систем П.К. Анохин и некоторые другие видные ученые.

Последствия Павловской сессии оказались весьма драматичны и для психологии. В начале 50-х гг. ХХ в. имело место насильственное внедрение павловского учения в психологию. По утверждению А.В. Петровского (1967), фактически наблюдалась тенденция к ликвидации психологии и замене ее павловской физиологией ВНД. Официально положение дел изменилось в 1962 г.

, когда состоялось Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии.

Оно было вынуждено констатировать существенные изменения, которые произошли в науке в послевоенные годы. Кратко характеризуя эти изменения, необходимо подчеркнуть следующее.

В связи с интенсивным развитием новой техники физиологического эксперимента, и прежде всего с появлением электроэнцефалографии, стал расширяться фронт экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных.

Метод ЭЭГ дал возможность заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе психических процессов и поведения.

Развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных образований головного мозга с помощью вживленных электродов открыли новое направление исследований в изучении мозга.

Возрастающее значение вычислительной техники, теории информации, кибернетики и т.д. требовали переосмысления традиционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретических и экспериментальных парадигм.

Благодаря послевоенным новациям существенно преобразилась и зарубежная психофизиология, которая до этого на протяжении многих лет занималась исследованием физиологических процессов и функций человека при различных психических состояниях (Хэссет, 1981). В 1982 г.

в Канаде состоялся Первый международный психофизиологический конгресс, на котором была создана Международная психофизиологическая ассоциация и учрежден журнал «Международный журнал психофизиологии» (International Journal of Psychophisiology).

Интенсивному развитию психофизиологии способствовал и тот факт, что Международная организация по исследованию мозга провозгласила последнее десятилетие ХХ в. «Десятилетием мозга».

В рамках этой международной программы проводились комплексные исследования, направленные на интеграцию всех аспектов знания о мозге и принципах его работы. Например, в 1993 г. при Институте ВНД и НФ РАН был создан Международный исследовательский центр нейробиологии сознания «Светлое пятно».

Переживая на этой основе период интенсивного роста, наука о мозге, и в том числе психофизиология, вплотную подошла к решению таких проблем, которые ранее были недоступны. К их числу относятся, например, физиологические механизмы и закономерности кодирования информации, хронометрия процессов познавательной деятельности и др.

Пытаясь представить облик современной психофизиологии, Б.И. Кочубей (1990) выделяет три новых характеристики: активизм, селективизм и информативизм.

Активизм предполагает отказ от представлений о человеке как существе, пассивно реагирующем на внешние воздействия, и переход к новой «модели» человека — активной личности, направляемой внутренне заданными целями, способной к произвольной саморегуляции.

Селективизм характеризует возрастающую дифференцированность в анализе физиологических процессов и явлений, которая позволяет ставить их в один ряд с тонкими психологическими процессами.

Информативизм отражает переориентацию физиологии с изучения энергетического обмена со средой на обмен информацией. Понятие информации, войдя в психофизиологию в 60-е гг.

, стало одним из главных при описании физиологических механизмов познавательной деятельности человека.

Таким образом, современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.

Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.

Дифференциальная психофизиология — раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.

Источник: https://megalektsii.ru/s40834t4.html

Ссылка на основную публикацию