Психоанализ, психоаналитический подход — психология

Психоанализ в психологии — Зигмунд Фрейд, теория, методы, современный психоанализ, психоаналитическое направление

Психоанализ, психоаналитический подход - психология

Психоанализ – методология, основанная на изучении, выявлении, анализе вытесненных из сознания, скрытых или подавленных тревог индивидуума, которые в явной форме травмировали его психику.

Впервые термин психоанализ в психологии был введен Зигмундом Фрейдом, работавшим над исследованием бессознательных процессов, происходящих в человеческой психике и над глубоко упрятанными в людское подсознание мотивациями.

Исходя из основ методики, человеческая природа рассматривается с точки зрения противоборства тенденций антиподов. Именно психоанализ дает возможность увидеть, как бессознательное противостояние влияет не только на личностную самооценку, но и на эмоциональность личности, на ее связи с ближайшим окружением, отдельными общественными институтами.

Обычно источник конфликта локализован в условиях приобретенного индивидом опыта, а поскольку люди одновременно социальные и биологические существа, их основным биологическим устремлением оказывается поиск наслаждений с одновременным избеганием от любой формы боли.

Именно в предсознательном сосредотачивается значительное число фантазийных побуждений и желаний индивида.

При этом если достаточно сосредоточиться на цели, то вполне можно перенаправить такие желания в сознательное.

Те события, которые из-за существующих моральных и нравственных ориентиров индивида отрицаются им как допустимые, а быть может, расцениваются как болезненные и потому перемещаются в бессознательную часть.

Именно эта часть приобретенного опыта оказывается отделенной от двух других стеной, в связи с чем полезно понимать, что психоанализ как раз и сконцентрирован на исследовании имеющихся взаимосвязей между частями сознательного и бессознательного.

Стоит отметить, что психоанализ в психологии оперирует глубинными аналитическими механизмами, такими как:

  • исследование самопроизвольных поступков, совершаемых в обыденной жизни;
  • исследования с использованием независимых ассоциаций, через интерпретацию снов.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Поведение человека, прежде всего, регулируется его сознанием. Фрейд выяснил, что за вывеской сознания скрывается некая его прослойка, неосознаваемая индивидом, но побуждающая его ко множеству похотей и наклонностей. Ввиду специфики своей деятельности, он был врачом-практиком, наткнулся на целый пласт неосознанных мотивов.

Во многих случаях именно они становились источником нервных и психических заболеваний. Сделанное открытие способствовало поиску средств, которые бы могли помочь пациенту избавиться от противоборства явного и скрытого в глубине сознания. В результате появился психоанализ Зигмунда Фрейда – средство душевного высвобождения.

Не остановившись на лечении невропатических расстройств, Фрейд, стремясь к максимальному возрождению психического здоровья пациентов, разработал теоретические принципы психоанализа с внедрением их в практику.

Вследствие своей уникальности, предложенная технология восстановления психического здоровья со временем приобрела широчайшую известность и популярность. В классическом варианте психоанализ заявил о рождении совершенно новой системы психологии и нередко событие это называется психоаналитическим переворотом.

перейти наверх

Теория психоанализа

Основная идея теории психоанализа З. Фрейда состоит в том, что мотивы поведения человека преимущественно им не осознаваемы и потому совершенно неочевидны. Начало двадцатого столетия ознаменовалось зарождением новой психической модели, позволившей совершенно с другой стороны взглянуть на проявление внутренней психологической напряженности.

В пределах созданной модели были вычленены три ключевых компонента, названных: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Объект тяготения каждого индивида – это «Оно», причем все протекающие в нем процессы совершенно бессознательны.

«Оно» является зародышем «Я», которое вылепливается из него под влиянием окружающей индивида среды.

При этом «Я» – очень непростая совокупность отожествления с другими «Я», которая действует в плоскостях сознательного, предсознательного и бессознательного, исполняя роль психологической защиты на всех этих уровнях.

Имеющиеся механизмы защиты уже изначально предуготовлены к приспосабливанию субъектов к запросам внешней среды обитания, а также к внутренней реальности.

Однако из-за неправильного развития психики естественные в пределах семьи формы приспосабливания неожиданно превращаются в центр зарождения серьезных проблем.

Любая защита, применяемая параллельно ослаблению влияния действительности, оказывается дополнительным искривляющим фактором. Из-за чрезвычайно значимых искривлений адаптационные методы защиты преобразуются в феномен психопатологии.

перейти наверх

Психоаналитическое направление

Современная психология характеризуется большим числом векторов приложения усилий работающих психологов, одним из главных среди них выступает психоаналитическое направление, определяемое корнями, уходящими в первичные исследования З.Фрейда. После них наибольшей известностью пользуются работы по индивидуальному психоанализу Альфреда Адлера и по аналитическому психоанализу Карла Юнга.

Оба поддержали в своих работах идею бессознательного, однако были склонны к ограничению значимости побуждений сексуального характера. В итоге бессознательное окрасилось новыми красками. В частности, Адлер говорил про властолюбие, как про компенсаторный инструмент ощущения неполноценности.

В то же время Юнг закрепил понятие коллективного бессознательного, его идеи заключались отнюдь не в персонифицированном насыщении психики индивидуума бессознательным, но вследствие влияния на него предков. Причем Фрейд предполагал, будто бессознательную психику каждого субъекта заполняют явления, которые были вытолкнуты по той или иной причине из сознания.

перейти наверх

Методы психоанализа

По сути своей концепция психоанализа разделена на три ключевых этапа, скрывающих в себе методы психоанализа.

На первом из них нарабатывается аналитический материал, на втором происходит его исследование и анализ, третий подразумевает рабочее взаимодействие на основании полученных результатов исследования.

При наработке материала используются методики свободных ассоциаций, реакции переноса и противостояния.

Методологический принцип свободных ассоциаций основан на умении переложения одной ситуации на другую с целью выявления и понимания неких процессов, происходящих на глубинных уровнях психики, причем в большей степени бессознательно.

В дальнейшем происходит использование извлеченных данных для корректировки психических нарушений клиента через осознание им существующих проблем и их причин.

Важным моментом в применении данной методики оказывается совместная целенаправленная деятельность психолога и клиента в направлении борьбы с имеющимися у последнего ощущениями психологического неудобства.

Методика основана в озвучивании пациентом приходящих в его голову мыслей, даже если эти мысли граничат с полным абсурдом и непристойностью. Действенность методики скрывается в тех отношениях, которые возникают между пациентом и психотерапевтом.

В основе лежит феномен переноса, заключающийся в бессознательном перенесении качеств родителей пациента на терапевта.

То есть, выполняется перенос в отношении психолога тех чувств, которые клиент испытывал в своем раннем возрасте к субъектам, которые находились в его ближайшем окружении, выполняется проекция ранних детских желаний на лицо замещающее.

Течению осмысления имеющихся причинно-следственных связей, плодотворному преобразованию накопленных персональных воззрений и принципов с отказом от прежних и формированием новых поведенческих норм, обычно сопутствует существенное внутреннее противодействие со стороны пациента.

Сопротивление – фактический феномен, который сопровождает любое психотерапевтическое вмешательство вне зависимости от его формы.

Суть такого противостояния в том, что возникает сильное устремление к нежеланию касаться неосознаваемого внутреннего конфликта с параллельным возникновением существенных препятствий выявления действительных причин личностных проблем.

Следующий этап – рабочее взаимодействие, в основе которого крепкие взаимоотношения клиента с психиатром, дающие возможность достижения целенаправленной согласованности действий в рамках сформировавшейся в результате анализа аналитической ситуации. Что касается методологии истолкования снов, то она лежит в рамках поиска скрывающихся за каждым сновидением деформированных бессознательных истин.

перейти наверх

Современный психоанализ

Концептуальные изыскания Зигмунда Фрейда легли в основу современного психоанализа, на текущий момент представляющего собой динамично прогрессирующие технологии раскрытия сокровенных свойств человеческой сущности.

За время, превышающее столетний отрезок времени произошло значительное число изменений, кардинально изменивших принципы подхода к проведению психоанализа, в результате выстроилась многоярусная система, охватившая самые различные воззрения и подходы.

На современном этапе развития отмечается три основных направления, по которым происходит дальнейшее развитие психоанализа, которые существуют как дополнения друг друга, а не как отдельные невзаимосвязанные ветви.

Выделяются:

  • психоаналитические идеи, выстраивающие базис для построения фактических подходов;
  • прикладной психоанализ, направленный на анализ и обнаружение общекультурных явлений, на разрешение неких социальных задач;
  • клинический психоанализ, используемый для персонифицированной поддержки тем, кто сталкивается с комплексом личностных преград психологического характера, с нервно-психическими нарушениями.

В период становления психоанализа основной представлялась концепция сексуальных влечений, недоразвитой сексуальности, то на нынешнем этапе развития методологии основное предпочтение отдается эго-психологии, идее объектных отношений, причем происходит это на фоне непрекращающейся трансформации самой техники психоанализа.

Далеко не только лечение невротических состояний цель психоаналитических практик. Несмотря на использование методик психоанализа для устранения неврозов, современные его технологии позволяют с успехом справляться с более сложными проблемами от повседневных психологических затруднений и до сложнейших психологических расстройств.

И в конце стоит отметить, что наибольшее распространение получили ветви психоанализа, к которым относятся неофрейдизм и структурный психоанализ.

Источник: http://PsyTheater.com/psixoanaliz-v-psixologii.html

Психоанализ. Методы работы в психоанализе

Психоанализ. Методы работы в психоанализе

Главная Психоанализ. Методы работы в психоанализе

ПСИХОАНАЛИЗ — направлении психологии, основанное в конце XIX века австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом.   

Психоанализ в классическом виде представляет собой работу, подразумевающую частоту встреч 4-5 иногда 6 раз в неделю.

Пациент при этом принимает положение лёжа на кушетке, а психоаналитик находится у изголовья кушетки таким образом, чтобы пациент его не видел или видел небольшую часть его одежды, тела.

Психоаналитик имеет возможность видеть пациента, а пациент его нет.                                                                                   

Первоначально психоанализ возник как метод изучения и лечения истерических неврозов.

Результаты    психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни — сновидений, ошибочных действий, остроумия — были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов.

     Основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное. Поведение и мышление человека предопределяют бессознательные влечения, уходящие корнями в травмирующие переживания детства или вступающие в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами.

  Так возникают внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания «дурных», но естественных влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно.   Они загоняются в глубины человеческой психики и так или иначе, рано или поздно дают знать о себе, вызывая напряжения.

Процесс психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делается это для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения с меньшими затруднениями, пока не придет время их снять.

  Необходимо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдение неудовлетворенные напряжения.   Считается, что для того, чтобы полностью провести этот процесс, он должен длиться, по меньшей мере, год и составлять от трех до шести сеансов в неделю каждый продолжительностью около часа.

Если исследование длится менее года, то эффективное проведение процесса почти невозможно.

Основные методы работы, которые используются в психоанализе это:

  1. метод свободных ассоциаций;

  2. метод толкования сновидений;

  3. метод интерпретации.

МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ.

Метод свободных ассоциаций (от лат. associatio — соединение, присоединение) — исследовательский, диагностический и терапевтический прием психоанализа З. Фрейда.

  Основан на использовании феномена ассоциативности мышления для познания глубинных (преимущественно бессознательных) психических процессов и явлений и применения полученной информации для коррекции и лечения функциональных расстройств психики, посредством осознания пациентами причин, источников и характера их проблем.

Особенностью Методом свободных ассоциаций является совместная, осознанная и целенаправленная борьба психоаналитика (врача, психотерапевта) и пациента против состояния психического дискомфорта или (и) заболевания.

Пример свободных ассоциаций психоаналитика на тему психотерапии, психоанализа.

«Свободные ассоциации — это высказывние всех, без разбора, мыслей, которые приходят в голову — либо отправляясь от какого-то элемента (слова, числа, образы сновидения, представления), либо самопроизвольно.» (Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис «Словарь по псхоанализу»)Фрейд предложил отказаться от контролирующей роли сознания при наблюдении за психическими процессами. По его мнению, сознание отсекает возникающие на периферии мысли и образы ещё до того, как они попадут в поле внимания анализирующего субъекта, тем не менее, при анализе душевных движений именно эти мысли и образы могут оказаться наиболее важными.

Фрейд стал использовать метод свободных ассоциаций. Он предлагал расслабиться на кушетке и говорить все, что приходит им в голову, каким бы абсурдным, неприятным или непристойным оно не представлялось с точки зрения обыденных стандартов.

  Когда это происходило, оказывалось, что мощные эмоциональные влечения уносили неконтролируемое мышление по направлению к психическому конфликту.

Фрейд утверждает, что первая случайная мысль содержит как раз то, что нужно, и представляет собой забытое продолжение воспоминания.

МЕТОД ТОЛКОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ.

По Фрейду, с помощью сновидения открывается наличие интенсивной психической жизни в глубинах мозга. Анализ сновидения заключается в том, что в нём отыскивают скрытое содержание, деформированную бессознательную истину, которая таится в каждом сновидении. Чем оно запутаннее, тем больше значимость скрытого содержания для человека.

Это явление на языке психоанализа называется сопротивлениями, и они проявляются даже тогда, когда видевший сон отказывается от толкования ночных образов, населяющих его ум. С помощью сопротивлений бессознательное устанавливает барьеры для собственной защиты.

Они отделяют бессознательное от сознательного мира, делают бессознательное неясным или деформируют беспокойные мысли. Сновидение выражает тайные желания посредством символов. У ребенка различия между явным содержанием и скрытым менее заметны.

Читайте также:  Ид - психология

Тайные мысли, преобразуясь в символы, становятся приемлемы для сознания, что позволяет им преодолеть цензуру. Проявление бессознательного в форме сновидения — это одна из великих тайн.

Интерпретировать сновидение означает выявить его смысл.

Фрейд решил обрабатывать сновидения как симптомы болезней и применять для этого тот же метод, что и для анализа, т.е. метод свободной ассоциации. Фрейд замечает, что для правильного применения этого метода не следует рассматривать сновидение как нечто единое целое, потому что такое «расследование» ведет в никуда.

  Напротив, при рассмотрении сновидения нужно брать элемент за элементом, фрагмент за фрагментом и применять правило ассоциаций. Сновидение для Фрейда представляет не только объект, достойный научного интереса, но ещё и средство глубже познать самого себя и других, обнаруживая скрытое содержание, которое прячется за внешним.

Пример толкования сновидений

МЕТОД ИНТЕРПРЕТАЦИИ.

Интерпретация является основным, наиболее важным инструментом аналитика. И в свободных ассоциациях и в толковании сновидений

психоаналитик использует интерпретации.   Так что же это такое — интерпретация. Интерпретация (от лат.

interpretatio — посредничество) -1) истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо; 2) творческое раскрытие какого-либо художественного произведения, определяющееся идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями актера, режиссера, музыканта и т.п.

Интерпретировать — истолковывать, раскрывать смысл чего-нибудь, объясняя.

Свободные ассоциации — своего рода фантазии пациента наяву, это полет мысли, своего рода творческий процесс; сон — это тоже фантазии, мечты, грезы; рисунки — это результат творческой, фантазийной деятельности человека. И свободные ассоциации, и сны, и рисунки, и какой-либо другой продукт творческой деятельности человека являются непосредственным объектом для интерпретации.  

Интерпретации в психоанализе — это перевод важной значимой информации о человеке с бессознательного уровня на сознательный. В процессе психотерапевтической работы напряжения в человеке снижаются, а, следовательно — исчезают симптомы заболевания, которые возникают в результате вытеснения «негативной» информации на бессознательный уровень.

Подготовила материал психолог, психотерапевт психоаналитической школы Горькова Татьяна.

Источник: http://lpsy.ru/metody_raboty_psihoanaliz

Основные принципы психоанализа

Основные принципы психоанализа

Психоанализ

Психоанализ — психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии.

Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики.

Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней. Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций.

При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами.

Источник конфликта кроется в самих условиях человеческого опыта. Человек одновременно и биологическое, и социальное существо. В соответствии со своими биологическими наклонностями он стремится к поиску удовольствия и избегает боль.

Это очевидное наблюдение известно как 'принцип удовольствия', характеризующий фундаментальную тенденцию человеческой психологии. В организме поддерживается состояние психического возбуждения, заставляющее функционировать таким образом, чтобы получить желаемое удовольствие. Возбуждение, которое побуждает к действию, носит название влечения.

У младенца влечения властные и категорические; ребенок хочет делать то, что доставляет удовольствие, брать то, что хочется, и устранять все, что препятствует достижению цели.

Фрустрация, разочарование, гнев и конфликт возникают немедленно, особенно когда человеческая среда пытается за несколько коротких лет цивилизовать и окультурить нового члена общества. Ребенок должен принять запреты, нравы, идеалы и табу того особого мира, в котором он родился.

Он должен выучить, что разрешено, а что запрещено, что одобряется, а что наказывается. Импульсы детства уступают давлению взрослого мира неохотно и в лучшем случае неполно.

Хотя большая часть подобных ранних конфликтов 'забывается' (в действительности — вытесняется), многие из этих импульсов и связанных с ними страхов остаются в бессознательной части психики и продолжают оказывать значительное влияние на жизнь человека. Многочисленные психоаналитические наблюдения показали, что детский опыт удовлетворения и фрустрации играет важную роль в формировании личности.

Основные принципы психоанализа.

Психоанализ основан на нескольких фундаментальных принципах. Первый из них — принцип детерминизма. Психоанализ предполагает, что ни одно событие в психической жизни не является случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом.

Мысли, чувства и импульсы, которые осознаются, рассматриваются как события в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским опытом индивида. С помощью специальных методов исследования, в основном через свободные ассоциации и анализ сновидений, можно выявить связь между текущим психическим опытом и событиями прошлого.

Второй принцип носит название топографического подхода. Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности для сознания. Процесс вытеснения, при котором определенные психические элементы удаляются из сознания, свидетельствует о постоянных усилиях той части психики, которая не позволяет их осознать.

Согласно динамическому принципу, психика побуждается к действию сексуальными и агрессивными импульсами, которые являются частью общего биологического наследия. Эти влечения отличаются от инстинктивного поведения животных.

Инстинкт у животных — стереотипный ответ, обычно явно направленный на выживание и вызываемый особыми стимулами в особых ситуациях. В психоанализе влечение рассматривается как состояние нервного возбуждения в ответ на стимулы, побуждающие психику к действию, направленному на снятие напряжения.

Четвертый принцип был назван генетическим подходом. Характеризующие взрослых конфликты, черты личности, невротические симптомы и психологические структуры в целом восходят к критическим событиям, желаниям и фантазиям детства.

По контрасту с более ранними концепциями детерминизма и топографическим и динамическим подходами, генетический подход — не теория, а эмпирическое открытие, постоянно подтверждающееся во всех психоаналитических ситуациях. Суть его можно выразить просто: какие бы пути ни открывались индивиду, он не может уйти от своего детства.

Хотя психоаналитическая теория не отрицает возможного влияния наследственных биологических факторов, упор в ней делается на 'критические события', особенно на последствия того, что происходило в раннем детстве.

Что бы ни испытывал ребенок — болезнь, несчастный случай, утрату, наслаждение, жестокое обращение, совращение, покинутость, — в дальнейшем это каким-то образом скажется на его природных способностях и личностной структуре. Влияние каждой конкретной жизненной ситуации зависит от стадии развития индивида.

Самый ранний психологический опыт младенца — глобальное сенсорное воздействие. В этой фазе еще нет дифференциации Я и остального мира, младенец не понимает, где его тело, а где все остальное. Представление о себе самом как о чем-то независимом, развивается в два-три года.

Отдельные предметы внешнего мира, такие как одеяло или мягкая игрушка, в одно время могут восприниматься как часть самого себя, а в другое — как часть внешнего мира. На начальной стадии развития индивид находится в состоянии т.н. 'первичного нарциссизма'. Вскоре, однако, другие люди начинают восприниматься как источники пищи, ласки и защиты.

В самой сердцевине человеческой личности остается значительный компонент детской сосредоточенности на самом себе, но потребность в других — желание любить, доставлять удовольствие, становиться похожим на тех, кого любишь и кем восхищаешься, — содействует переходу от детского нарциссизма к зрелости взрослого.

При благоприятных условиях к шести-семи годам ребенок постепенно преодолевает большинство враждебных и эротических импульсов эдиповой фазы и начинает идентифицировать себя с родителем своего пола. Наступает относительно спокойная фаза процесса развития, т.н. латентный период. Теперь ребенок социализируется, и в этот же период обычно начинается формальное обучение.

Данная стадия длится вплоть до полового созревания в подростковом возрасте — периода быстрых физиологических и психологических изменений. Трансформации, происходящие в этом возрасте, во многом определяют, как взрослый воспринимает самого себя. Снова пробуждаются детские конфликты, и делается вторая попытка их преодолеть.

Если она оказывается успешной, у индивида формируется взрослая идентификация, соответствующая его половой роли, моральной ответственности и тому делу или той профессии, которые он выбрал; в противном случае он будет предрасположен к развитию психических расстройств.

В зависимости от конституциональных факторов и индивидуального опыта психопатология может принимать форму задержек развития, патологических черт характера, психоневрозов, извращений или более серьезных нарушений вплоть до тяжелых психических заболеваний. Психоаналитическая терапия — это и метод исследования, и метод лечения.

Она проводится в определенных стандартных условиях, получивших название 'психоаналитической ситуации'. Пациента просят лечь на кушетку, отвернуться от психотерапевта и подробно и честно рассказывать ему обо всех мыслях, образах и чувствах, которые приходят в голову. Психоаналитик выслушивает пациента, не критикуя и не высказывая собственных суждений.

Соответственно принципу психического детерминизма, каждый элемент мышления или поведения наблюдается и оценивается в контексте рассказываемого. Личность самого психоаналитика, его ценности и суждения полностью исключаются из терапевтического взаимодействия.

Такая организация психоаналитической ситуации создает условия, при которых мысли и образы пациента могут всплывать из очень глубоких слоев психики. Они возникают вследствие постоянного внутреннего динамического давления влечений, которые порождают бессознательные фантазии (сны, свободные ассоциации и т.п.). В результате то, что ранее вытеснялось, вербализуется и может быть изучено. Поскольку психоаналитическая ситуация не осложнена влиянием обычных межличностных отношений, взаимодействие трех компонентов психики — Я, Оно и Сверх-Я — изучается более объективно; это дает возможность показать пациенту, что именно в его поведении определяется бессознательными желаниями, конфликтами и фантазиями, а что — более зрелыми способами реагирования.

Цель психоаналитической терапии — замена объективным разумным суждением стереотипных, автоматизированных способов реагирования на тревогу и страхи. Важнейшая часть терапии связана с интерпретацией реакций пациента на самого психотерапевта.

Во время лечения восприятие больным психоаналитика и предъявляемых им требований часто становится неадекватным и нереалистичным. Этот феномен известен как 'перенос', или 'трансфер'.

Он представляет собой бессознательное восстановление пациентом новой версии забытых детских воспоминаний и вытесненных бессознательных фантазий. Пациент переносит на психоаналитика свои неосознаваемые детские желания.

Перенос понимается как форма памяти, в которой повторение в действии замещает воспоминание прошлого и в которой реальность настоящего неправильно интерпретируется в терминах забытого прошлого. В этом отношении перенос — повторение в миниатюре невротического процесса. а.

История психоанализа

История психоанализа начинается с 1880, когда Й.Брейер, венский врач, сообщил Фрейду, что одна больная, рассказывая о себе, по-видимому, излечилась от симптомов истерии. Под гипнозом она смогла раскрыть глубоко травмирующее событие своей жизни, испытав при этом чрезвычайно сильную эмоциональную реакцию (катарсис), и это привело к смягчению симптомов.

Выйдя из гипнотического состояния, пациентка не помнила о том, что рассказывала под гипнозом. Фрейд использовал ту же самую методику с другими пациентами и подтвердил результаты Брейера.

Они сообщили о своих наблюдениях в совместной публикации 'Исследования истерии', в которой предположили, что симптомы истерии определяются замаскированными воспоминаниями о забытых 'травмирующих' событиях. Память об этих событиях исчезает из сознания, но продолжает тем не менее оказывать значительное влияние на пациента.

Причину такого исчезновения из сознания Фрейд видел в конфликте между определенными импульсами, связанными с данным событием, и моральными устоями. По личным причинам Брейер отошел от исследований. Работая независимо, Фрейд обнаружил, что сходный опыт имеет место не только при истерии, но и при неврозе навязчивых состояний сексуальной природы, который нередко возникает в детском возрасте.

Сексуальные желания ребенка вовлекают поочередно рот, анус и гениталии, что происходит в биологически определенной последовательности, достигая кульминации между тремя и шестью годами, когда сексуальные потребности адресуются родителю противоположного пола. Это приводит к соперничеству с родителем того же пола, сопровождающемуся страхом наказания.

Все эти переживания вместе носят название 'эдипов комплекс'. Наказание, которого страшится ребенок, принимает в его воображении форму телесных повреждений, например повреждения гениталий. Фрейд считал этот комплекс ключевым для неврозов, имея в виду, что желания и страхи эдиповой ситуации те же самые, что и при развитии невроза.

Процесс формирования симптома начинается, когда бессознательные детские влечения угрожают прорвать барьер, поставленный вытеснением, и выйти в сознание для реализации, что оказывается неприемлемым для других частей психики как по моральным соображениям, так и из страха наказания. Выход запретных импульсов воспринимается как опасный, психика реагирует на них неприятными симптомами тревоги.

Психика может защитить себя от этой опасности, снова и снова изгоняя нежелательные импульсы из сознания, т.е. как бы обновляя акт вытеснения. Если это не удается или удается лишь частично, достигается компромисс.

Какие-то неосознаваемые желания все же достигают сознания в ослабленном или искаженном виде, что сопровождается такими знаками самонаказания, как боль, дискомфорт или ограничение активности. Навязчивые мысли, фобии и истерические симптомы возникают как компромисс между конфликтующими силами психики.

Читайте также:  Четыре блока успеха - психология

Таким образом, согласно Фрейду, у невротических симптомов есть смысл: в символический форме они отражают безуспешные попытки личности разрешить внутренние противоречия. Фрейд обнаружил, что принципы, которые позволяют интерпретировать невротические симптомы, в равной степени относятся и к другим психическим феноменам, как моральным, так и психологическим.

Сновидения, например, представляют собой продолжение дневной жизни в таком измененном состоянии сознания, как сон. Применив психоаналитический метод исследования, а также принцип конфликта и формирования компромисса, зрительные впечатления от сновидения можно интерпретировать и перевести на повседневный язык.

Во время сна детские бессознательные сексуальные желания пытаются выразить себя в форме зрительного галлюцинаторного опыта. Этому противостоит внутренняя 'цензура', которая ослабляет или искажает проявления бессознательных желаний. Когда цензуре это не удается, прорвавшиеся импульсы воспринимаются как угроза и опасность, и человеку снится страшный сон или кошмар — знак неудачной защиты от угрожающего импульса. Психоаналитическая теория рассматривает и другие феномены, раскрывающие природу компромисса между различными конфликтующими тенденциями в психике; это могут быть оговорки, суеверия, определенные религиозные ритуалы, забывание имен, потеря предметов, выбор одежды и мебели, выбор профессии, любимое занятие и даже определенные черты характера.

В 1923 Фрейд сформулировал теорию функционирования психики в терминах ее структурной организации. Психические функции были сгруппированы согласно той роли, которую они играют в конфликте.

Фрейд выделил три основных структуры психики — 'Оно' (или 'Ид'), 'Я' (или 'Эго'), и 'Сверх-Я' (или 'Супер-Эго').

'Я' выполняет функцию ориентации человека во внешнем мире и осуществляет взаимодействие между ним и внешним миром, действуя как ограничитель влечений, соотносящий их требования с соответствующими требованиями совести и реальности.

'Оно' включает основные влечения, производные от сексуальных или агрессивных импульсов. 'Сверх-Я' отвечает за 'удаление' нежелательного. Обычно его соотносят с совестью, которая является наследством моральных представлений, полученных в раннем детстве, и продуктом наиболее важных детских идентификаций и стремлений индивида. а.

Неофрейдизм

Новым направлением, представители которого, усвоив основные схемы н ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрели базовую для него категорию мотивации, стал неофрейдизм. При этом решающая роль придавалась влиянию социокультурнон среды. В свое время Адлер стремился объяснить бессознательные комплексы личности социальными факторами.

Намеченный им подход был развит группой исследователей, которых принято называть неофрейдистами. То, что Фрейд относил за счет биологии организма, заложенных в нем влечений, неофрейдисты объясняли адаптацией индивида к исторически сложившейся культуре.

Эти выводы базировались на большом антропологическом материале, собранном при изучении нравов и обычаев племен, далеких oт западной цивилизации.

Одним из лидеров неофрейдизма была Карен Хорни (1885- 1953). В своей теории, на которую она опиралась в психоаналитической практике, Хорни доказывала, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями.

Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее беспомощность ребенка в потенциально враждебном мире.

Невроз есть не что иное как реакция на тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом.

Невротическая мотивация приобретает три направления: движение к людям как потребность в любви, движение от людей как потребность в независимости и движение против людей как потребность но власти (порождающая ненависть, протест и агрессию).

Э. Фромм разрабатывал проблему счастья человека, возможностей его достижения, дал анализ двух основных способов существования — обладания и бытия. Центральной проблемой является проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека.

По Фромму, человек осознает себя как особое существо, отделенное от природы и других людей, своего физического тела и лиц другого пола, то есть осознает свою совершенную отчужденность и одиночество, что составляет основную проблему человеческого существоваиня.

В качестве единственного ответа на проблемы человеческого существования Фромм называет любовь, как 'конечную и реальную потребность каждого человеческого существа'. Пути удовлетворения этой основной потребности и выражается в двух основных способов существования.

Стремление иметь Потребительское общество, невозможность удовлетворить всё возрастающие потребности человека в потреблении. Разделение обладания на экзистенциальное (не противоречащее ориентации на бытие) и характерологическое, выражающее направленность на обладание.

Гарри Салливен не получил специального психоаналитического образования и не принял фрейдовскую терминологию. Он выработал свою собственную систему и терминологию. Тем не менее его концептуальная схема повторяет в общих чертах реформированный психоанализ Хорни и Фромма.

Свою теорию Салливен назвал «интерперсональной теорией психиатрии». В ее основе лежат три принципа, заимствованные из биологии: принцип коммунального (общественного) существования, принцип функциональной активности и принцип организации. При этом Салливен модифицирует и соединяет в своей концепции два наиболее распространенных в США психологических направления — психоанализ и бихевиоризм.

Эрик Эриксон: Эго-психология.А.Фрейд и норвежский психоаналитик Э. Эриксон являются основателями концепции, которая получила название «эгопсихология». Согласно этой концепции главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у З.

Фрейда, а ее сознаваемая часть Эго, которая стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности. В теории Э.

Эриксона (1902-1994) не только пересматривается позиция Фрейда в отношении иерархии структур личности, но и существенно изменяется понимание роли среды, культуры, социального окружения ребенка, которые, с точки зрения Эриксона, имеют огромное значение для развития.

Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, a не только первые шесть лет, как полагал Фрейд. Влияет на этот процесс не только узкий круг людей, как считал традиционный психоанализ, но и общество в целом.

Сам этот процесс Эриксон называл формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам. Он выделил восемь основных этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, причем каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он себя идентифицирует.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/21983.html

Основные положения психоаналитического подхода в психологии

Основные положения психоаналитического подхода в психологии

Поиск Лекций

Вопросы к экзамену по курсу «Введение в психоанализ»

Й. Брейер и З. Фрейд как основатели катартического метода в психотерапии.

Брейер окончил венскую Академическую гимназию, после чего стал практикующим врачом. Его пациентами были именитые коллеги с медицинского факультета венского университета и влиятельные представители венского общества.

Основание психоанализа

Вероятно, Брейер наиболее известен совместным с Фрейдом исследованием случая Берты Паппенгейм («случай Анны Оливандер») – женщины, страдающей параличом, потерей кожной чувствительности, «расстройством зрения и речи», т. е. классическими проявлениями истерии. (Zangwill). С данной пациенткой он имел дело в 1880-1881 гг.

Брейер выяснил, что истерия связана с травмирующими переживаниями прошлого, а ее проявления можно редуцировать или свести на нет, если болезненные воспоминания будут воспроизведены в гипнотическом состоянии. Данный метод исследователь называл катартическим.

Несколько позже Брейер и Фрейд обнаружили, что метод работает и без гипноза. Анна О. шутливо называла эту процедуру прочисткой дымохода. Для этой формы терапии она придумала и более серьезное название – лечение разговорами. (Peter Gay, Freud: A Life for Our Time, pp.

65-66).

В 1893 г. Фрейд и Брейер совместно опубликовали работу «О психологическом механизме истерических феноменов», а в 1895 г. – издали книгу «Очерки об истерии», в которой рассмотрели случай Анны О.

наряду с другими клиническими наблюдениями.

Вопреки заявленному в публикации полному исцелению, пациентка страдала тяжелыми психическими расстройствами, и в следующие годы ей пришлось еще много раз подвергнуться стационарной терапии.

В письме Зигмунду Фрейду Йозеф Брейер предложил назвать изобретенную методику психоанализом, по примеру Шиллера, определившего классическую пьесу «Царь Эдип» как «трагический анализ».

Аналогию вдохновил тот факт, что эффект от катартической терапии достигался с помощью воссоздания травматических событий прошлого и их эмоционального отреагирования, и что чума в Фивах была побеждена Эдипом также путем выяснения истины.

Катартический метод — Психотерапевтический метод, при котором искомое лечебное воздействие — это «очищение» (катарсис), адекватная разрядка патогенных аффектов.

Лечение позволяет субъекту вспомнить и даже вновь пережить события, послужившие источником травмы, и отреагировать на них. . Аристотель называл катарсисом воздействие трагедии на зрителя: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному…

, совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных страстей». Катарсис (греч.) — очищение, освобождение

Брейер и затем Фрейд называли катартическим методом ожидаемый результат адекватного отреагирования на травму. Согласно теории, разработанной в «Исследованиях истерии», «зажатые» аффекты, не нашедшие пути к разрядке, оказываеют патогенное воздействие.

Подытоживая впоследствии теорию катарсиса, Фрейд писал: «Согласно этой гипотезе, истерический симптом возникает в ситуациях, когда психическая энергия, недоступная осознанной переработке, порождает телесную иннервацию (конверсия).

Излечение тогда будет достигнуто высвобождением отклонившегося от своего пути аффекта и его разрядкой, осуществленной обычным путем, или , иначе, отреагированием.»

Поначалу катартический метод был тесно связан с гипнозом.

Но вскоре Фрейд отказался от гипноза как приема, предназначенного подавлять симптом прямым внушением того, что он не существует; гипноз стал лишь средством воспоминания, которое вводит в поле сознания забытый, «вытесненный» субъектом опыт, лежащий в основе симптомов. Эти вызванные вновь воспоминания переживаются субъектом как настоящая драма и дают ему возможность выражения разрядки аффектов, изначально связанных с травмирующим опытом и сразу же подавленных.

Вскоре Фрейд полностью отказался от гипноза в собственном смысле слова, заменив его простым внушением (при помощи особого приема — надавливания рукой на лоб пациента); целью внушения было убедить больного в том, что он сможет вспомнить патогенное событие.

В конечном счете, Фрейд отказался и от внушения и стал использовать только свободные ассоциации больного.

Внешне цель лечения — освобождение больного от симптомов, обеспечение нормальной разрядки аффектов — оставалась неизменной в процессе всех этих изменений техники.

Основные положения психоаналитического подхода в психологии.

Психоанализ появился и сформировался в конце XIX–начале XXв. Его развитие продолжается и в наше время. Но основы психоаналитической техники, заложенные его создателем З. Фрейдом, остались, по своей сути прежними. Само понятие «психоанализ» имеет три значения:

1) Метод исследования, опирающийся в основном на выявление бессознательного значения слов, поступков и продуктов воображения (сны, фантазии, бреды) данного субъекта. В основе метода лежат прежде всего свободные ассоциации субъекта, обеспечивающие надежность истолкования.

2) Психотерапевтический метод, опирающийся на это исследование; он пользуется контролируемым истолкованием сопротивления, переноса и влечения. Применяется для лечения психических и психосоматических нарушений.

3) Комплекс теорий о структуре, развитии и патологии психики человека, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования.

Психоаналитическая теория — это пример психодинамического, клинического подходов к личности. Суть психодинамики состоит в том, что поведение интерпретируется как результат взаимодействия мотивов, или влечений. Клинический подход выражается в том, что выводы основываются главным образом на материале, полученном в процессе интенсивного лечения отдельных пациентов.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

• человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

• эти влечения преимущественно бессознательны;

• попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

• помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

• конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;

• освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке[

* Личность состоит из трех частей (то есть трехсторонняя): ид, эго и супер-эго.

* Поведение объясняется двумя инстинктивными влечениями – это эрос (половое влечение и инстинкт жизни) и танатос (агрессивное и инстинкт смерти). Оба эти инстинкта исходят от «ид».

* Часть подсознания (и сверх-Я) находятся в постоянном конфликте с сознательной частью ума (эго).

Источник: https://poisk-ru.ru/s10799t1.html

Классический психоанализ Фрейда

Классический психоанализ Фрейда

    Краткий обзор классического психоанализа Зигмунда Фрейда: методы, технические приёмы, область применения и критика со стороны научного сообщества.

Предпосылки возникновения теории

    Теория психоанализа была разработана в конце 19 века. Есть два важных момента, предшествующих этому по мнению самого Зигмунда Фрейда, которые он «взял на вооружение», создавая свою теорию.

Речь идёт о методе венского врача Йозефа Брейера и методе психиатра Ипполита Бернхейма.

С первым Фрейду довелось некоторое время вместе работать, а метод доктора Бернхейма Зигмунд Фрейд наблюдал на одном из показательных обучающих сеансов.

Читайте также:  Ключи эмоций - психология

    Метод доктора Брейера

    Йозеф Брейер, австрийский психиатр, в 1880–1882 годы разработал метод, получивший название метод катарсиса. Его пациентка, девушка 21-года, имела паралич обеих правых конечностей с отсутствием чувствительности, отвращение к приёму пищи и ряд других телесных и душевных расстройств. Симптомы болезни появились после смерти её любимого отца, ухаживать за которым она прекратила вследствие собственного заболевания.     Брейер вводил её в состояние гипноза, доводил её до ситуации, когда её травмирующие переживания появились впервые, добивался эмоционального состояния, владевшего ею в тот момент, и устранял эти «застрявшие» симптомы болезни (1, с. 165–170).     Историю её болезни Брейер и Фрейд впоследствии опубликовали совместно в работе «Исследования истерии» (1895). Аффективные переживания, в результате которых появлялись симптомы болезни, стали называть психическими травмами. Были определены направление движения: от последней травмы к первоначальной, и необходимость выражения аффекта в процессе воспоминания для освобождения от «застрявших» травматических переживаний (1, с. 170–177).

    Метод доктора Бернхейма

    Ипполит Бернхейм, психиатр, применял для лечения невротиков гипнотическое внушение. В 1889 году Фрейд присутствовал во время одного из обучающих занятий Бернхейма. Во время этого сеанса воспоминания больного из самбулического состояния под гипнозом, преодолев сознательное сопротивление, были с успехом восстановлены в бодрствующем состоянии.

    Впоследствии Фрейдом были введены понятия сопротивления и вытеснения, как защитного механизма психики. Для возможности работы с сопротивлением и вытеснением пациента вместо гипноза был выбран метод свободных ассоциаций. Было введено понятие сознательного заместителя для вытесненного бессознательного (1, с. 180–185).

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда

    Основную идею теории можно кратко охарактеризовать следующей цитатой: «Расстройствам эротики должно быть приписано наибольшее значение среди факторов, ведущих к заболеванию, и это так для обоих полов…     Почему другие душевные волнения не могут дать повода к описанным явлениям вытеснения и замещения.

Я могу на это ответить: я не знаю, почему другие, несексуальные, душевные волнения не должны вести к тем же результатам, и я ничего не имел бы против этого; но опыт показывает, что они подобного значения не имеют, и самое большее – они помогают действию сексуальных моментов, но никогда не могут заменить последних», – писал Фрейд (1, гл.

«О психоанализе», с. 199).     Необходимая аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства.

«Только переживания детства дают объяснение чувствительности к будущим травмам, и только раскрытием и доведением до сознания этих следов воспоминаний, обычно почти всегда позабытых, мы приобретаем силу для устранения симптомов» (1, с. 201).

    Для обоснования теории Зигмунд Фрейд ввёл понятие Эдипова комплекса и последовательных фаз в психосексуальном развитии человека (оральной, анальной, фаллической и генитальной).

Методы классического психоанализа

    Средствами распознавания скрытого в психоанализе являются: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений и использование случайных оговорок и ошибочных действий пациента.     Основное правило гласит: пациент должен говорить всё.

«Он должен всё говорить, совершенно отказавшись от любого критического выбора, всё, что приходит ему в голову, даже если он считает это неправильным, не относящимся к делу, бессмысленным… Следуя этому правилу, мы обеспечиваем себя материалом, который наведёт нас на след вытесненных комплексов» (1, с. 190).

    Метод свободных ассоциаций лежит в основе психоанализа и является одним из основных. Закон образования ассоциаций гласит, что если какие-либо объекты воспринимаются одновременно или в непосредственной близости, то впоследствии появление одного из них может повлечь за собой осознание другого.

    «Больной иногда замолкает, запинается и начинает утверждать, что он не знает, что сказать, что ему вообще ничего не приходит на ум… Однако более тонкое наблюдение показывает, что подобного отказа со стороны мыслей никогда не бывает на самом деле» (1, с.190).

    Случайные оговорки и ошибочные действия проявляют скрытые, вытесненные намерения, желания или страхи, которые по различным причинам человек показать не может.

    Толкование сновидений.     Сновидения – есть зашифрованные сообщения бессознательного, а не бессмысленный набор образов. «Представим себе, что мы хотим заменить газетную статью рядом иллюстраций. Сделать это будет непросто…

ещё сложнее будет проделать это с абстрактными словами и всеми частями речи, выражающими логические отношения».

    «В предисловии к третьему английскому изданию в 1931 году семидесятипятилетний Зигмунд Фрейд писал: «Эта книга (*Толкование сновидений) в полном соответствии с моими нынешними представлениями содержит самое ценное из открытий, которые благосклонная судьба позволила мне совершить.

Озарения подобного рода выпадают на долю человека, но только раз в жизни» (5).     Своеобразное психосексуальное направление теории классического психоанализа подразумевает прохождение аналитиком и анализируемым определённых психических процессов.

    Процесс перенесения

    «Тот, чья потребность в любви не получает полного удовлетворения в реальности, вынужден обращать на всякое новое лицо свои либидозные надежды… Поэтому вполне естественно, что активная сила либидо обращается также и на личность врача», – писал Зигмунд Фрейд (1, с. 293).     «Врач должен признать, что влюблённость пациентки вынуждена аналитическим положением и не может быть приписана превосходству его особы и что у него нет никакого основания гордиться таким «завоеванием», как это назвали бы вне анализа» (1, с. 303).

    Процесс контрпереноса

    Контрперенос – это ответные бессознательные чувства аналитика к пациенту. «Это явление представляет собой одну из главных опасностей для психоаналитика, оно может привести к психическому заражению обоих».

    Процесс переработки сопротивлений

    «Преодоление сопротивлений начинается с того, что врач открывает никогда не узнаваемое анализируемым сопротивление и указывает на него… за указанием на сопротивление не следует непосредственно его прекращение. Нужно дать больному время углубиться в неизвестное ему сопротивление, переработать его, преодолеть его…» (1, гл. «Методика и техника психоанализа», с. 284).     Сопротивления пациента – это бессознательный защитный механизм, он препятствует осознанию им своих неприемлемых вытесненных мыслей и желаний.     «Эта переработка сопротивлений становится на практике мучительной задачей для анализируемого и испытанием терпения врача. Но именно эта часть работы оказывает самое большое изменяющее влияние на пациента, и ею аналитическое лечение отличается от всякого воздействия путём внушения» (1, с. 285).

    Процесс катарсиса

    Катарсис – это эмоциональная разрядка, в результате которой человек освобождается от вытесненных, травмирующих переживаний. Это разрешение невротического конфликта за счёт воспоминания и переживания когда-то «застрявших» в психике негативных эмоций.

Техника классического психоанализа

    Общее представление о технических приёмах можно получить из следующих разъяснений Зигмунда Фрейда:     1. «Я настаиваю на совете укладывать больного на диван, между тем как врач должен занять место позади его так, чтобы больной его не видел…

Так как во время слушания я сам отдаюсь течению моих бессознательных мыслей, то не хочу, чтобы выражение моего лица давало пациенту материал для толкования или оказывало влияние на то, что он говорит» (1, гл. «Психоанализ и характер», с. 259).     2. Не следует указывать пациенту, о чём он должен говорить.

«В общем безразлично, с какого материала начинать лечение, с истории ли жизни, истории болезни или детских воспоминаний… больному говорят: «Прежде чем я смогу вам что-нибудь сказать, мне нужно многое о вас знать, будьте добры рассказать мне о себе всё, что вы о себе знаете». (1, с. 259).     3. Надо говорить всё. Не существует тайн и нескромности по отношению к третьим лицам.

Нельзя скрывать ни имена, ни даты, ничего. Этому требованию «вы должны подчиниться» (1, с. 260).     4.

«Необходимо устранить всякое сознательное воздействие на свою способность запоминать и всецело отдаться «бессознательной памяти» или, выражаясь технически, нужно слушать и не заботиться о том, запоминаешь ли что-либо… Анализируемый часто утверждает, что сделал уже раньше какое-нибудь сообщение, между тем как спокойно, сознавая своё превосходство, можно его уверить, что это сообщение сделано теперь впервые» (1, с. 317).     5. Работа со сновидениями относится к одному из основных методов теории. «После того как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах этого сновидения один и тот же вопрос: что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём?» (5, «Толкование сновидений»). В понимании бессознательных потребностей, выраженных в сновидениях, по мнению Зигмунда Фрейда, лежит ключ к пониманию самой проблемы.     6. Когда можно начать давать пациенту необходимые сведения, когда наступает время раскрыть ему тайное значение появляющихся у него мыслей? Не раньше, чем тогда, когда начнёт развиваться процесс перенесения. «Первой целью лечения остаётся привязать больного к лечению и к личности врача. А для этого нужно сделать только одно – дать больному достаточно времени» (1, с. 265).

    Область применения теории

    Классический психоанализ не рассчитан на людей старше 50 лет: «Лица в возрасте за 50 лет утратили пластичность душевных процессов, на которые рассчитывает терапия».     Методика неприменима также для лиц, «не обладающим известным образованием и относительно внушающим доверие характером», – писал Фрейд (1, гл. «Методика и техника психоанализа», с. 224). «У меня выработалось правило только условно на срок в одну-две недели принимать больных, которых я мало знаю» (1, с. 248).     Не следует использовать анализ для близких и родных людей: «Что касается обращения с «родственниками», то в этом отношении я сознаюсь в своей полной растерянности и питаю вообще мало доверия к индивидуальному воздействию на них» (1, с. 325).     При неврозах опасно подталкивать человека быть сильнее, чем он на то способен. «Изрядное количество тех, кто теперь спасается в болезни, не выдержит при предполагаемых условиях конфликта, а быстро погибнет или наделает худших бед, чем их собственное невротическое заболевание» (1, с. 238).

    Гарантии

    Некоторые пациенты просят освободить их от какого-то одного конкретного симптома, «но они переоценивают при этом избирательную силу анализа. Разумеется, врач-аналитик может многого достичь, но он не в состоянии точно определить, что он сможет сделать» (1, с. 255).     Классический психоанализ является длительным, речь идёт о годах. На вопрос, сколько может продлиться лечение, Фрейд отвечал словами Эзопа: «Чтобы ответить о длине дороги, нужно знать шаг путешественника и скорость его движения» (1, с. 252).     «Я разрешаю каждому оборвать лечение, когда ему заблагорассудится, но не скрываю от него, что прекращение лечения после непродолжительной работы не даст никакого успеха и, как незаконченная операция, легко приведёт его в неудовлетворительное состояние» (1, с. 254).

Критика теории психоанализа

    Для многих положений психоанализа не существует способа опровержения в принципе, а стало быть, их нельзя считать научными.

«Профессор психологии Йельского университета Пол Блум отмечал, что утверждения Фрейда настолько туманны, что не могут быть проверены никаким достоверным методом и поэтому не могут быть применимы с точки зрения науки» (Bloom P. Introduction to Psychology) (5).

    Философ Лесли Стивенсон, разбирая концепцию Зигмунда Фрейда в книге «Десять теорий о природе человека» (англ.

Ten Theories of Human Nature, 1974), обратил внимание на ряд моментов, характерных более для секты, чьи представители «могут без труда в уничижительном ключе проанализировать мотивацию критиков – то есть списать на бессознательное сопротивление любые попытки усомниться в истинности разделяемой ими концепции.

По сути, фрейдизм представляет собой замкнутую систему, нейтрализующую любые свидетельства, говорящие о фальсификациях, и может быть воспринят как идеология, принятие которой обязательно для каждого психоаналитика» (3, 5).

    «Биолог и нобелевский лауреат Питер Медавар охарактеризовал психоанализ как «самое грандиозное интеллектуальное мошенничество двадцатого века» (5).     Если говорить о наиболее известных учениках и сподвижниках Зигмунда Фрейда, таких как Карен Хорни, Эрих Фромм, Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, то все они впоследствии отошли от ключевого постулата теории (сексуального фактора как основного мотива для возникновения психических расстройств). Исследование душевного и психического состояния человека было смещено в сторону социально-культурных элементов общества и среды.

    Литература:

    1. Фрейд, З. По ту сторону удовольствия / Пер. с нем. – Мн.: Харвест, 2004. – 432с.     2. Берн, Э. Люди, которые играют в игры.     3. Jose, Brunner. Freud and politics of psychoalanysis. – N.J.: Transaction Publishing, 2001.     4. Стивенсон, Лесли. Критическое обсуждение / Десять теорий о природе человека. – СЛОВО/SLOVO, 2004.

    5. ВикипедиЯ. [Электронный ресурс] / Источник: Фрейд, Зигмунд.

    6. Фрейд, З. Толкование сновидений / Под общ. ред. Е. С. Калмыковой, М. Б. Аграчевой, А. М. Боковикова. – М.: Фирма СТД, 2005.

    Август 2013.

Источник: http://psy-nets.ru/psychoanalysis_part1.html

Ссылка на основную публикацию