Гиперактивность — психология

Симптомы и причины гиперактивности

Гиперактивность - психология

Что такое гиперактивность? Кажется, все понятно и без дополнительных разъяснений: чрезмерная энергичность, повышенная возбудимость, неспособность усидеть на месте.

Такое поведение особенно характерно для детей, и нередки случаи, когда гиперактивность у ребенка (особенно если речь идет о ее ранней стадии) остается без должного внимания родителей, считается соответствующим возрасту признаком развития. Ведь ребенок и не должен быть пассивным! Между тем синдром гиперактивности — это настоящее неврологическое расстройство, и относиться к нему поверхностно нельзя.

Что это и почему возникает

Гиперактивность вызывают сбои в работе процессов торможения и возбуждения в нервной системе. Возбуждение происходит чрезвычайно легко, а вот с торможением, наоборот, возникают проблемы. Отсюда и соответствующее поведение человека: постоянная подвижность, причем движения хаотичные и бесцельные, болтливость, импульсивность.

Впервые такие проблемы у детей были описаны еще в конце XIX века (а по некотором данным, и раньше), но серьезно занялись изучением явления и причислили его к заболеваниям только в 80-х годах прошлого столетия.

Гиперактивность у взрослых стали диагностировать еще позже — в конце 90-х. А до этого считалось, что данное расстройство возрастное и страдают от него только дети и подростки.

Впрочем, и детская гиперактивность до сих пор является предметом неутихающих споров педиатров, психиатров, педагогов, родителей и общественности. Уж слишком похожи признаки гиперактивности у детей на обыкновенную избалованность или лень. Да и вообще, может, просто у ребенка живой характер, а вовсе никакое не заболевание.

Рекомендуем: Что такое: ажитация?

Лишний повод для дискуссий дает и то, что на сегодняшний день в исследованиях этой патологии, действительно, больше вопросов, чем ответов. Неоднократно подвергались пересмотру симптомы гиперактивности, критерии ее диагностики и методы лечения. И подвергаются по сей день.

Причины гиперактивности, по аналогии с причинами других психологических проблем, могут быть различного происхождения. Это и генетика, и осложнения при беременности и (или) родах, и условия воспитания ребенка.

Не так давно появилась теория, что развитию гиперактивности способствует перегруженность информацией, с которой современные дети сталкиваются буквально с пеленок. Телевидение, компьютерные игры, Интернет… Мозг маленького человека просто не способен обрабатывать такое количество сведений, потому и возникают различные отклонения от нормы, в том числе гиперактивность.

Так или иначе, важно понимать: гиперактивность — это действительно проблема, и на нее нельзя закрывать глаза. Но прежде чем начинать бороться с гиперактивностью, необходимо быть абсолютно уверенным, что это именно она, ведь многие проявления расстройства схожи с симптомами других заболеваний.

Или и в самом деле ребенок просто пока не умеет управлять своим буйным темпераментом, а может, чересчур избалован. Точный диагноз ставит только врач после долгого и тщательного обследования, он же решает, какова будет коррекция гиперактивности.

Рекомендуем: Состояние аффекта

Как правило, гиперактивность рассматривается вместе с другой тесно примыкающей к ней проблемой — синдромом дефицита внимания.

Он очень часто наблюдается у гиперактивных детей, потому диагноз обычно выглядит так: СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Эти патологии могут развиваться и по отдельности, но если дефицит внимания относительно часто встречается без гиперактивности, то она без него — практически никогда.

У ребенка

Как же проявляется СДВГ? Как успеть захватить заболевание на самой ранней стадии? Первые тревожные симптомы можно распознать уже в поведении младенца.

Должны насторожить чересчур бурные реакции: на свет, звук, на других людей.

Малыш подолгу плачет, не может заснуть, даже если очень устал, отстает в физическом развитии, поздно начинает говорить — все это может быть признаками гиперактивности.

Позже, в два-три года, ребенок не способен долго усидеть на месте, его внимание хаотично переключается с одного на другое, он забывчив, рассеян, непослушен. Если научился говорить (а в этом возрасте у гиперактивных детей все еще могут быть серьезные трудности с освоением речи), то болтает без умолку, перебивает, отвечает на вопрос, который даже не успели до конца задать.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста может заметить воспитатель в детском саду. Если педагог жалуется, что вашего малыша невозможно надолго занять одним делом, что он импульсивен, плохо запоминает информацию, не слушает сверстников и взрослых, часто кричит и плачет и никак не может заснуть в тихий час, может быть, следует отвести ребенка к специалисту.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей школьного возраста проявляются наиболее ярко. Школа с ее четко регламентированными правилами поведения, требованиями систематической работы и самоконтроля становится настоящим испытанием для гиперактивных первоклассников. Гиперактивный школьник обычно сталкивается со следующими проблемами.

  • Постоянно теряет свои вещи: ручки, тетради, сменную обувь.
  • Ему трудно усваивать материал.
  • На уроках не может успокоиться, постоянно отвлекается на малейшие раздражители.
  • Тянет руку, но очень редко отвечает правильно, потому что не вслушивался в вопрос.
  • Часто бросает решение задачи на полпути, быстро теряет интерес на уроках.
  • Не способен сконцентрироваться на одном задании и потому редко справляется с ним без ошибок.
  • Не может организовать свою деятельность, распределить время на выполнение заданий.

Важно отметить, что гиперактивность не влияет на уровень развития интеллекта. У детей с СДВГ он нередко довольно высокий, однако ослабленная концентрация внимания не дает ребенку продемонстрировать свои умственные способности в полной мере.

Трудно приходится ему и при общении с одноклассниками. Повышенная эмоциональная возбудимость, агрессия, нежелание соблюдать установленные правила игр отталкивают сверстников от такого ребенка.

А он всеми силами стремится обратить на себя их внимание: вмешивается в компании, дразнит, может и ударить.

При этом не осознает, к чему это приведет: у гиперактивных детей плохо развита способность прогнозировать результат собственных поступков, притуплено у них и чувство опасности.

Рекомендуем: Аменция — что это?

В итоге постоянные жалобы учителей и родителей одноклассников, неуспеваемость сына или дочери, их стойкое нежелание выполнять домашние задания и вообще ходить в школу… Ко всему прочему могут прибавиться проблемы со здоровьем: головные боли, нервный тик, заикание, энурез, развитие фобий.

Тут уж родителям становится ясно, что с их ребенком что-то не так, и они решают обратиться за медицинской помощью. В большинстве случаев. Но если все проблемы по-прежнему списываются на характер и недостаток дисциплины, СДВГ развивается дальше.

Гиперактивные подростки агрессивны, нелюдимы, часто жестоки по отношению к сверстникам, плохо учатся и часто даже не оканчивают среднюю школу, не говоря уже о продолжении образования.

Во взрослом состоянии

Гиперактивность и синдром дефицита внимания могут сохраниться и во взрослом состоянии. При этом многие даже не подозревают о наличии у себя СДВГ, объясняя все темпом жизни современного общества, постоянным стрессом, проблемами на работе и в семье. Вспомните, не замечали ли вы, что вас долгое время преследуют одни и те же симптомы?

1. Неорганизованность. Человек не может разобраться в своих вещах, документах, не помнит, где у него что лежит, повсюду опаздывает, не способен распланировать день. Ему очень сложно ставить долгосрочные цели и откладывать деньги.

2. Забывчивость и рассеянность. Любые сведения — и важные, и неважные — вмиг улетучиваются из памяти. Конечно, все время от времени что-то забывают, но у гиперактивного человека это происходит постоянно.

Рекомендуем: Понятие агрессии в психологии

3. Импульсивность и слабый внутренний контроль. Необдуманные слова и поступки, раздражительность, неоправданный риск — постоянные спутники личности, страдающей СДВГ.

4. Чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям. Гиперактивную личность отвлекает буквально все подряд, вплоть до неудобно сидящей одежды или тиканья часов. Отсюда и частые проблемы со сном: человек вынужден засыпать под телевизор или музыку, иначе он отвлекается на любой посторонний звук.

5. Повышенная возбудимость и эмоциональность. Человеку ничего не стоит засмеяться или заплакать, настроение то и дело скачет. Любое занятие быстро надоедает, и становится нужна дополнительная стимуляция. Часто такие люди занимаются экстремальными видами спорта, ввязываются в драки и споры, любят фильмы ужасов.

Что можно сделать

Обратите внимание: если в детском возрасте заметнее проявляется именно физическая, «двигательная» составляющая СДВГ, то во взрослом состоянии фокус смещается на ментальные проблемы, сложности с вниманием и концентрацией. Однако нужно еще раз подчеркнуть: и у ребенка, и у взрослого диагностировать гиперактивность может только врач.

Даже если вы обнаружили у сына или дочери (или у себя) все перечисленные симптомы, это совсем не повод навешивать ярлыки. Психическое здоровье — настолько тонкая и неоднозначная сфера, что разобраться в ней под силу лишь опытному и знающему специалисту.

Врач же подскажет, как избавиться от СДВГ или хотя бы минимизировать его. Как правило, назначают комплексное лечение, включающее и медикаментозную терапию, и психотерапию. Могут также применяться ароматерапия (в ход идут успокаивающие масла типа валерианы или мелиссы), массаж.

Дома, если речь идет о ребенке, нужно придерживаться определенных правил поведения, облегчающих жизнь и гиперактивного малыша, и его близких. Важно установить четкий распорядок дня, который поможет ребенку контролировать время. Разумеется, режим должны соблюдать и взрослые, ведь они – главный пример для маленького члена семьи.

Рекомендуется формулировать запреты без использования отрицательных частиц. То есть вместо «Не ешь конфеты перед обедом» лучше сказать: «Сначала мы съедим суп, а потом сладкое». Облегчают состояние ребенка занятия спортом, особенно бассейн, где он сможет выплеснуть энергию и одновременно будет привыкать к дисциплине.

Также большую роль играют полноценный сон, прогулки, обучение в небольших группах и с сокращенными уроками. Старайтесь сохранять спокойствие при общении с ребенком, подбадривайте его и обязательно хвалите за успехи, даже самые маленькие.

Рекомендуем: Аутизм: характеристика и причины

Если же СДВГ диагностирован у взрослого, то примерно то же самое (после консультации со специалистом, конечно) нужно будет делать ему самому. Установить себе режим дня, заниматься физкультурой, ограничить время, проведенное за компьютером или телевизором, приучать себя к организованности и порядку.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/giperaktivnost.html

Гиперактивный ребенок – признаки, лечение, рекомендации родителям

Гиперактивный ребенок – признаки, лечение, рекомендации родителям

Гиперактивные дети выделяются своей неусидчивостью. Они не способны сосредоточиться на чем-то одном, быстро переключаются и много двигаются. Первопричиной этого ученые называют отсутствие должного внимания к детям, которые жаждут его от своих родителей.

Современные родители вынуждены много работать и времени посвящать другим делам, которые не связаны с детьми. Из-за недостатка внимания дети начинают становиться активными – таким образом они как бы привлекают к себе то внимание, которого лишены.

Родители таких детей часто обращают на них внимание, когда их сыночки и дочки сделали что-то плохое, их надо наказать. Дети не делят хорошее и плохое, они просто понимают, что определенные поступки и события позволяют им достичь желаемого – внимания.

Кто такой гиперактивный ребенок?

Можно ошибочно отнести ребенка к гиперактивной группе, поскольку деткам свойственно много двигаться, быть непоседливыми и шумными. Однако с определенного времени повышенная активность, которая и отвечает на вопрос, кто такой гиперактивный ребенок, была отнесена к аномальным характеристикам.

Лишь со временем гиперактивность стала самостоятельным недугом, который носит название СДВГ. Основными симптомами данного заболевания являются:

  • Неусидчивость.
  • Легкая отвлекаемость.
  • Двигательная активность.
  • Импульсивность.
  • Интеллектуальная развитость, иногда выше нормы.

У детей малого возраста данная характеристика не отмечается. Лишь в дошкольном возрасте становится заметным отличие гиперактивного ребенка от остальных. Он выделяется на общем фоне, не может усидеть на одном месте, сосредоточиться на одном деле, из-за чего не доводит его до конца.

Читайте также:  Эмоциональный шантаж - психология

Отмечается, что 5% детей обладают гиперактивностью. Однако с каждым годом данная цифра растет. С чем это связано? С образом жизни родителей, которым нет времени на детей. С загруженностью детей, которых с детства ограничивают в движениях и обучают различным дисциплинам. С отсутствием любви, которая теперь обретает условную форму между родителями и чадами.

Специалистам есть, над чем работать. Они продолжают выяснять причины возникновения СДВГ, а также способы его преодоления.

перейти наверх

Признаки гиперактивного ребенка

Диагноз гиперактивность может поставить только специалист, который долгое время наблюдает за ребенком. Он выделяет характерные признаки, присущие гиперактивному ребенку, чтобы четко сказать, что с ним не так.

Обычно родители считают, что с их ребенком все в порядке, даже если какими-то поступками он им мешает.

Поэтому нередко процесс наблюдения за малышом начинается с воспитателей, которые более объективно оценивают поведение своих подопечных.

Первоначально отмечается неспособность ребенком концентрировать свое внимание на чем-то одном. Следует отличать данное качество от обычной неспособности любого ребенка долго быть сосредоточенным на чем-то одном. Детям свойственно надолго не задерживать своего внимания. Чем младше ребенок, тем менее он внимателен. Однако со временем концентрация становится постоянной.

Гиперактивности присуща двигательная активность, когда ребенок мечется, ерзает. Также ему присуща взбалмошность и бесстрашие. Другими признаками СДВГ являются:

  1. Постоянное желание все брать в руки.
  2. Неумение соединять слова в предложения.
  3. Неумение ждать своей очереди.
  4. Незаинтересованность в детских сказках.
  5. Нежелание спать по времени.
  6. Низкий аппетит и большая жажда.
  7. Заниженная самооценка (если их обидеть, их сложно успокоить и утешить).
  8. Обидчивость и раздражительность.
  9. Болтливость.
  10. Агрессивность и непослушание.
  11. Неусидчивость.
  12. Неловкость: все валится с рук, обо все ударяются, не способны застегнуть пуговицы пр.
  13. Непоследовательность, нелогичность, рассеянность, неуклюжесть, упрямость, неряшливость.

Специалисты предпочитают ставить диагноз СДВГ детям после достижения ими 5-6 лет. Именно в школьном возрасте становится понятно, что у ребенка имеются проблемы. У гиперактивного ребенка не складываются отношения с ровесниками, он не умеет работать в коллективе, не может пересказать или сочинить какой-то рассказ.

перейти наверх

Что делать с гиперактивным ребенком?

Сперва следует понять, что гиперактивность не делает ребенка плохим. Просто он немного отличается от окружающих, однако абсолютно не делает его больным. Что делать с гиперактивным ребенком? Следует отвести его к специалисту, чтобы тот поставил более четкий диагноз и установил причины.

Если обратиться за помощью психолога на сайте psymedcare.ru, то можно выяснить три главные причины СДВГ:

  1. Наследственность, то есть ребенок генетически является гиперактивным.
  2. Неблагоприятный климат в семье. Имеются какие-то проблемы внутри семьи, между ее членами, что и провоцирует развитие СДВГ.
  3. Физиологические болезни, например, нарушения в головном мозге.

Только после установления причины гиперактивности можно понять, какими способами ее можно устранить. Это могут быть массажи, специальные упражнения, медикаменты и прочие психотерапевтические работы.

Сперва работа начинается на уровне взаимоотношений родителей и ребенка. Контакт взрослых и ребенка должен происходить мягко и спокойно. Никаких криков и скандалов, выяснения отношений. Только спокойствие и мягкость могут помочь ребенку снизить свою возбудимость.

Постепенно начинается работа по повышению самооценки, развитию уважения к окружающим, снятию расторможенности, обучению принятым нормам поведения, выработке навыкам самоорганизации.

По большому счету гиперактивность является следствием отсутствия воспитания ребенка. Когда родители не занимаются детьми, тогда они вырастают не такими, как другие. Чтобы это исправить, можно начать с назначения дел, которые ребенок должен выполнить до конца. Они должны быть недлительными и посильными.

Затем с ребенком нужно взаимодействовать, когда он должен не только слышать и понимать, что ему говориться, но и подчиняться некоторым правилам. Здесь активно используются методы поощрения и наказания, которые показывают малышу, как оцениваются его поступки. Постепенно индивидуальное взаимодействие переходит в коллективную работу, когда ребенок должен приучаться к работе с другими детьми.

Несмотря ни на что, у гиперактивных детей имеются свои привлекательные черты, на которые можно опираться при взаимодействии с ними:

  1. У них наблюдается богатая фантазия.
  2. Они легки на подъем.
  3. Они быстро воодушевляются.
  4. Они редко болеют и устают, быстро восстанавливают силы.
  5. Они генерируют многочисленные идеи.

перейти наверх

Работа с гиперактивными детьми

Как психологи работают с гиперактивными детьми? Они действуют в трех направлениях:

  • Формирование отстающих функций психики: контроль над вниманием и движениями.
  • Отработка взаимодействия с ровесниками и взрослыми.
  • Работа с гневом.

Поскольку ребенку трудно сосредоточиться на чем-то одном, психолог попеременно и непродолжительно работает в трех направлениях. Иногда работа проводится в двух направлениях одновременно, а по окончании работы она может прорабатывать сразу три проблемы.

С ребенком сначала работают в индивидуальном порядке, а затем постепенно переводят в группу, которая сначала состоит из малого количества малышей, а затем со временем увеличивается.

Лучше с гиперактивным ребенком работать в игровой форме, что наиболее приемлемо для него. Он не понимает запретов и наказаний, поэтому лучше всего вести с ним контакты на уровне игры, что будет способствовать понижению агрессивности, снятию напряжения, формированию способности концентрировать внимание.

Немаловажными становятся тактильные контакты и спокойное общение с ребенком. Если, к примеру, чадо не может заснуть, тогда следует сесть рядом с ним и спокойно пообщаться, гладя по головке. Это поможет успокоиться и снять напряжение.

перейти наверх

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Самым главным в работе с гиперактивными детьми становится то, как ведут себя родители данных чад. Психолог может совершать эффективную работу. Однако она будет бесполезной, если родители со своей стороны не придерживаются рекомендаций:

  • Спокойная обстановка в семье. Ребенок должен чувствовать себя спокойно. Это должно наблюдаться как на уровне взаимоотношений с родителями, так и в семье вообще. Если периодически возникают громкие скандалы между родителями, к примеру, это может тревожить ребенка.
  • Умеренные нагрузки. Гиперактивность может развиться на фоне чрезмерных нагрузок. В данном случае ребенок становится раздражительным, капризным, меняется в поведении. Чтобы этого не случилось, следует разбавлять детский день прогулками, спокойными играми, отдыхом и пр.
  • Больше хвалить, меньше наказывать. Наказания в больших количествах негативно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка, как и чрезмерные и возвышенные похвалы. Лучше, если ребенок четко понимает, за что его хвалят и наказывают. При этом перебора нет ни в чем.
  • Спортивные мероприятия. Детей следует вовлекать в различные спортивные мероприятия. Хорошо, если они увлекаются какими-то видами спорта. Это позволяет им не только физически выплескивать свою энергию, но и приучаться к послушанию, когда необходимо понимать цели и правила игры.
  • Умеренные требования. Излишняя мягкость или требовательность отрицательно сказываются на состоянии малыша. Мягкость приводит к лени, а требовательность – к напряженности. Хорошо, когда требования посильны ребенку и лишь мобилизуют его силы.
  • Обязанности ребенка. По мере взросления у малыша должны появляться обязанности, которые закрепляются только за ним, он начинает отвечать за их исполнение.
  • Тихое место для уроков. Ничто не должно отвлекать малыша от выполнения уроков. Лучше подготовить специальное тихое место, где он сможет спокойно делать уроки.
  • Доброжелательное общение. Если родители общаются с дитем, это должно происходить спокойно и доброжелательно. Ребенок не должен ощущать себя виноватым, загнанным, брошенным, отвергнутым.
  • Навыки и умения. Чтобы повысить самооценку гиперактивного ребенка, следует его чему-то научить. Новые навыки и умения будут показывать ему, что он на что-то способен. Достижение успехов всегда повышает самооценку.

Часто сами родители являются виновниками того, каким стал их ребенок. Они либо жестко воюют с непослушанием ребенка, либо «опускают руки», давая полную свободу чаду. Данные подходы не действуют в отношении гиперактивных детей, с которыми следует проявлять терпение, понимание и дружелюбие.

перейти наверх

Лечение гиперактивности ребенка

Ранее, когда гиперактивность ребенка считалась серьезным заболеванием, врачи прибегали к медикаментозному лечению. Однако современные психологи отвергают данные методы, поскольку в них используются психотропные препараты, которые лишь вредят здоровью маленького организма.

Психологи предпочитают психологическую работу с такими группами детей, поскольку усматривают причины их поведения исключительно в психологических проблемах. Однако если и применяются лекарства, то делается это в крайне тяжелых случаях. Препараты (например, Атомоксетин) воздействуют на симптоматику болезни, а не на ее причины. Поэтому о выздоровлении речи не может идти.

Если и применяются лекарства, то только гомеопатического ряда, поскольку они созданы на растительной основе. При этом эффект от них наступает не сразу, а лишь по мере накопления веществ в организме.

Психотерапевты также активно используют массажи, мануальные практики и лечебную физкультуру. Все это должно посодействовать успокоению нервной системы и нормализации активной деятельности.

Основной упор делается на психологическую проблему, которая заключается в устранении психологических недостатков ребенка. Его обучают саморегуляции, повышают самооценку, успокаивают. Через игры детей обучают конкретному поведению, которое будет приемлемо в обществе. Наблюдая за положительной реакцией окружающих, это позволяет детям понять, как себя вести.

Однако основной упор делается на взаимоотношения гиперактивных детей с их родителями, поскольку корни всех проблем часто уходят именно в семейные отношения.

перейти наверх

Итог

Гиперактивность ребенка не является приговором. Это даже не называется болезнью лояльными психологами современности. Просто у детей имеются особенности, которые поддаются коррекции, что позволяет достичь положительного итога.

Источник: http://PsyMedCare.ru/giperaktivnyy-rebenok

Психологические особенности гиперактивных детей (стр. 1 из 3)

Гиперактивные дети. Рекомендации родителям и учителям

На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных коррекционных, но и для других видов учебных заведений.

Школьные психологи сталкиваются с тем, что ребенку диагноз гиперактивности чаще ставится по двум или нескольким признакам.

А ведь заметим, что диагнозы ставят только врачи, все остальное может быть предположением, которое формируется в течение длительного наблюдения со стороны учителей, психологов и родителей ребенка.

Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:

— Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

— Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

— Легкая отвлекаемость на посторонние предметы.

— Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе).

— Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не подумав, не выслушав до конца.

— Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

— С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

— Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

— Неумение играть тихо, спокойно.

— Болтливость.

— Мешает другим, пристает к окружающим (вмешивается в игры к другим).

— Часто складывается мнение, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

— Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.

— Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет острых впечатлений.

Проявление 8 признаков из всего предложенного списка дает основание предположить, что ребенок может быть гиперактивным. Признаки гиперактивности (симптомы1,2,9,10), невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8,12,13) и импульсивности (симптомы 4,5,11,14).Что такое гиперактивность или по-другому дефицит внимания?

Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания:

Читайте также:  Любовь к себе по христиански - психология

'Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет.

Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля.

'

Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатком внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития.

Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатком внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции.

Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и не редко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений (Раттер М., 1987).

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. В настоящее время этиология и патогенез синдромов дефицита внимания выяснены не достаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:

— органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и др.);

— перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);

— генетический фактор (ряд данных свидетельствуют о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);

— особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);

— пищевые факторы (высокое содержание углеводородов в пище приводит к ухудшению показателей внимания)

— социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).

Следовательно, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей.

Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

Для организации занятий с гиперактивными детьми психолог может использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы (Психогигиена детей и подростков, 1985).

В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснить взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки, взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

Родителям нужно запомнить, что с такими детьми необходимо избегать излишней жалости и вседозволенности, а с другой стороны постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями.

Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое влияние, чем на здоровых детей.

Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения.

Рекомендации родителям:

• В отношениях с ребенком придерживаться позитивной модели. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

• Избегайте повторений слов «нет», «нельзя».

• Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

• Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, что бы он мог его завершить.

• Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

• Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

• Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашней работы и сна должно соответствовать этому распорядку.

• Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующие воздействие.

• Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных и шумных приятелей.

• Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

• Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

• Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.

Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Выполнение некоторых рекомендаций психолога может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.

Учителям рекомендуется:

— работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

— по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

— во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски;

— предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;

— учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

— научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;

— задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;

— на определенный отрезок времени давать только одно задание;

— дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;

— во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.

И так, в работе с такими детьми можно использовать три основных направления: 1. по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля); 2. по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; 3. при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Формирование произвольности у гиперактивных детей. (Из опыта работы с детьми 1–2-х классов в студии)

Орлова Светлана Вячеславовна , преподаватель доп образования

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе , Преподавание МХК и ИЗО

Гиперактивные дети интересуют меня уже давно. Ранее, работая психологом, я изучала динамику развития дефицитарных функций при индивидуальной работе с гипреактивными детьми. Сейчас я хочу поделиться опытом формирования произвольности у гиперактивных детей 1 — 2-х классов на занятиях в студии бисероплетения и оригами.

«Вечный двигатель», «Живчик», неутомимый, непоседа, шалун, клоун, неуправляемый, на уроках — рассеянный, невнимательный, качается на стуле, роняет ручки и карандаши и постоянно их собирает, — вот далеко не полный перечень отзывов педагогов по поводу гиперактивных детей.

У окружающих создается впечатление, что эти дети не воспитываются родителями, что они живут в атмосфере вседозволенности. Хотя это чаще всего не так.

В большинстве случаев их родители испробовали все возможные воспитательные меры, которые не принесли результатов или были эффективны на короткое время: «Мама, клянусь, я больше так не буду!» и через 5 минут опять то же самое: Родители гиперактивных детей, сохраняющие выдержку и ищущие пути помощи своим малышам, — низкий Вам поклон!

Источник: http://MirZnanii.com/a/203601/psikhologicheskie-osobennosti-giperaktivnykh-detey

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Автор Татьяна в 05/07/2014. Опубликовано Психические расстройства

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — расстройство развития, которое характеризуют проблемы с вниманием, управлением внутренними импульсами и гиперактивностью. Симптомы СДВГ появляются, в основном, в детстве, но могут сохраняться и в подростковом, и во взрослом возрасте.

Без надлежащей диагностики и лечения СДВГ может спровоцировать определённые последствия — в том числе, серьёзные неудачи в школе либо на работе, проблемные и напряженные отношения, падение самооценки — и может стать причиной возникновения депрессии, тревоги и зависимостей.

По данным Национального института психического здоровья, в Соединённых Штатах от синдрома дефицита внимания и гиперактивности страдают 3-5% детей дошкольного и школьного возраста. Чтобы осознать эти цифры, можно представить себе класс: из 25-30 человек, по крайней мере, один ученик будет иметь СДВГ.

Кроме того, большинство таких детей будет и дальше испытывать симптомы синдрома — в подростковом и зрелом возрасте.

Мальчикам в 2-3 раза чаще ставят этот диагноз, чем девочкам, хотя эта разница проявляется только в детском и подростковом возрасте: в зрелом возрасте практически равное количество мужчин и женщин страдает от этого расстройства.

Симптомы СДВГ

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут проявляться варьироваться от человека к человеку, а также на протяжении всей жизни пациента. Их характер также может меняться — от слабо выраженного до тяжёлого, когда болезнь серьёзно усугубляется, на этот процесс влияют самые различные факторы.

Существует три основных подтипа СДВГ, их определяют в зависимости от совокупности испытываемых человеком симптомов. Однако в диагнозе эти подтипы не фиксируются, поскольку состояние пациента неустойчиво, и комбинация симптомов в разное время может соответствовать разным подтипам СДВГ.

При преимущественно невнимательном типе пациент:

  • не уделяет внимания деталям, делает множество ошибок по невнимательности — в школе, на работе или в другой деятельности;
  • легко отвлекается, испытывает затруднения с вниманием к заданиям, задачам, для которых характерна монотонность и нудность;
  • кажется, не следит за ходом беседы, непосредственно участвуя в ней, может мечтать, «витать в облаках», даже если какие-либо очевидные признаки отвлечённости отсутствуют;
  • с нежеланием выполняет инструкции и служебные обязанности, доводит до конца домашнюю работу (если речь идёт об учащемся), работу по дому;
  • испытывает трудности с организацией;
  • избегает или не любит деятельность, требующую концентрации внимания;
  • часто теряет вещи;
  • зачастую забывчив.

Пациенты с преимущественно гиперактивным-импульсивным типом синдрома:

  • постоянно ёрзают или извиваются;
  • часто оставляют своё место, проявляют беспокойство в классе или в других ситуациях, в которых от них ожидают усидчивости;
  • чересчур возбуждаются в ситуациях, когда это неуместно (у подростков и взрослых это может быть ограничено чувством беспокойства);
  • испытывают трудности с неспешной деятельностью;
  • всегда легки на подъём или действуют так, будто «у них есть моторчик», что также причиняет неудобства окружающим;
  • чрезмерно разговорчивы;
  • склонны действовать, не задумываясь — например, приступать к решению задач без достаточной подготовки (например, до того, как прослушают или прочитают инструкции) или выкрикивать ответы ещё до того, как вопросы звучат до конца;
  • гиперактивны;
  • неспособны делать что-то медленно и систематически, склонны перескакивать от одного вида деятельности к другому;
  • с трудом дожидаются своей очереди, выказывают нетерпеливость (внешне это может быть выражено как беспокойство);
  • прерывают или перебивают других, как в беседе, так и в ходе другой активности — например, игры;
  • могут принимать импульсивные решения, не думая о последствиях (у них нарушена способность остановиться, подумать, сдержаться, спланировать, а затем уже действовать).

Те, у кого наблюдается комбинированный тип синдрома дефицита внимания и гиперактивности, проявляют черты как преимущественно невнимательного, так и гиперактивного-импульсивного типов.

По мере того, как ребенок минует подростковый возраст, явные симптомы СДВГ исчезают или ослабляются.

Например, гиперактивность может смениться чувством беспокойства; человек может бороться с хронической прокрастинацией, испытывать проблемы с тайм-менеджментом, дезорганизацией и импульсивными решениями, говорить вещи, не задумываясь, проявлять нетерпеливость даже в супружеских отношениях.

Диагностика СДВГ

Для определения СДВГ нет конкретных «тестов», какие есть для других медицинских состояний: таких, как диабет или высокое давление.

Диагноз СДВГ основывается на присутствии множества моделей поведения или симптомов — диагностических критериев, — опубликованных Американской психиатрической ассоциацией в «Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств».

Симптомы должны интенсивно проявляться, изо дня в день существенно снижать способность человека функционировать в социальных, научных или производственных условиях. Нарушения должны отличаться стойкостью, проявляться в течение определённого периода времени, и не должны быть вызваны другими факторами или медицинскими состояниями.

Некоторые симптомы гиперактивно-импульсивного и невнимательного типов должны быть спровоцированы отсутствием внимания и в детстве. Узнайте больше о оценке и диагностике СДВГ, а также для тестирования СДВГ взрослых.

Причины возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности Возникновение СДВГ не связано с потреблением слишком большого количества сахара, просмотром телевизора или игрой в видеоигры, чувствительностью к пищевым продуктам или аллергическими реакциями (хотя некоторые реакции могут вызывать поведение, очень похожее на симптомы СДВГ). Это даже не результат плохого воспитания или отсутствия дисциплины. Хотя точные причины развития СДВГ не установлены до сих пор, исследования показали, что наибольшую роль в развитии этого синдрома играют, скорее всего, наследственность. Стоит однако сказать, что расстройство не привязано к полу (и мужчины, и женщины страдают от этого нарушения) и не является следствием наличия какого-то конкретного гена в генотипе больного.

Читайте также:  Каузальное мышление - психология

Лечение СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности в короткие соки вылечить нельзя; приступить к лечению СДВГ значит придерживаться особых стратегий и мероприятий, с тем чтобы начать более эффективно управлять симптомами СДВГ.

Лечение синдрома включает в себя обучение самого пациента и его или её семьи природе СДВГ и основам управления этим недугом; необходимо обеспечить структурность, последовательность, предсказуемость и обучить пациентов соответствующим навыкам; родители пробуют учить и оказывать поддержку детям с синдромом; модификация поведения, поддержка и помощь в приспособлении повышают успехи в школе или на работе. Для многих детей и взрослых с СДВГ неотъемлемой частью комплексного плана лечения являются медикаменты — но лишь тогда, когда они тщательно подбираются и правильно используются. Лекарства не способны вылечить СДВГ сами по себе, но зачастую оказываются полезными в борьбе со многими из симптомов расстройства, характерных для конкретного человека, и могут улучшить его ежедневное взаимодействие с окружающими. Информация о СДВГ, обучение социальным навыкам и психотерапия (для решения любого вопроса касательно чувства собственного достоинства, депрессии, беспокойства, раздоров в семье) также часто входят в лечение. Синдром дефицита внимания и гиперактивности — сложное хроническое состояние, которое может проявляться очень по-разному в зависимости от самого пациента и представлять новые вызовы на каждом этапе его жизни и симптомы, проявляющиеся по-разному по мере того, как человек взрослеет. Для того, чтобы лечение было наиболее эффективным, стратегии должны быть составлены с учётом индивидуальных особенностей пациентов. Понимание уникальных особенностей влияния СДВГ на жизнь человека и разработка эффективных стратегий управления этим недугом — активный и индивидуальный процесс. Он требует времени и постоянного контроля.

Источник: http://aboutyourself.ru/psiras/sindrom-deficita-vnimaniya-i-giperaktivnosti.html

Гиперактивность у детей

Гиперактивность у детейГиперактивность у детей

Гиперактивность у детей связана с нарушениями функционирования мозга, однако она вызывается не только биологическими, но и внешними факторами.

В возникновении гиперактивности у детей большую роль играет наследственность, ею объясняется примерно половина случаев. Если мужчина страдает гиперактивностью, то примерно треть его детей тоже будут гиперактивными.

Другой фактор возникновения гиперактивности у детей — сложное протекание беременности и родов, маленький вес новорожденного, травмы и болезни в раннем возрасте. Матери гиперактивных детей чаще других курили и употребляли алкоголь во время беременности.

Схема развития расстройства следующая: вследствие нейробиологических особенностей гиперактивных детей у них возникают когнитивные и поведенческие проблемы, которые в дальнейшем приводят к возникновению других проблем, например, в социализации.

Депрессия и тревожность, связанные с отторжением окружающих и с низкой самооценкой ребенка, у которого не получается ничего сделать правильно, в свою очередь приводят к злоупотреблению алкоголем или наркотиками, низкой мотивации к достижениям и социальной дезадаптации.

Исследования не выявили исключительного влияния семьи на появление этого расстройства, однако примерно на 15% случаев появления симптомов гиперактивности у детей существенно повлияла обстановка в семье.

У детей, предрасположенных к СДВГ, частые конфликты в семье приводили к возникновению симптомов гиперактивности.

Фактором риска для усиления симптомов СДВГ является характер родителя: несдержанность родителя приводит к возникновению симптомов гиперактивности у ребенка.

Обстановка в семье часто ухудшается из-за поведения гиперактивного ребенка, и в дальнейшем, не являясь причиной расстройства, она способствует усилению симптомов и сопутствующих проблем.

Из-за гиперактивности у детей развивается тревожность, депрессия и низкая самооценка.

Их жизнь довольно тяжела, ведь они отовсюду слышат критику, на них постоянно раздражаются, и сами они видят, что не могут выполнить хорошо ни одного задания.

Многие прикладывают усилия, чтобы скрыть от окружающих свое расстройство, поскольку то, что они отличаются от других детей, заставляет их стыдиться себя.

Важно научить ребенка справляться с эмоциями, развивать свои сильные качества.

Обсуждение проблем, возникающих в отношениях со сверстниками, и возможных способах выхода из различных ситуаций повышает самооценку ребенка и его веру в себя.

Часть работы по адаптации ребенка к своим особенностям родители могут проделать сами, часть можно доверить психологу, работающему с гиперактивностью у детей.

 P.S. Если вам интересны статьи по детской психологии и ответы психолога на вопросы по детским проблемам, подпишитесь на новые записи нашего сайта.

Источник: http://detskiy-psycholog.ru/giperaktivnost-u-detej/

Гиперактивность

Гиперактивность

Гиперактивность –вызываемое эмоциями состояние, при котором возбудимость и активность превышают норму. Данное состояние чаще наблюдается у детей, которые еще недостаточно владеют своей эмоционально-волевой сферой. Гиперактивность трактуется как психическое расстройство, если такое поведение является проблемой для других.

Если у родителей возникает подозрение, что их ребенок не просто активный и неутомимый ребенок, а его неуправляемая, эмоциональная и экспрессивная натура – не предмет гордости, а скорее головная боль, стоит заподозрить в его поведении отклонение от нормы, которое принято называть гиперактивностью.

Гиперактивность встречается у большого количества детей и серьезно мешает их адаптации в обществе. По данным различных исследований, ей страдают от 2,2 до 18 % малышей. По сравнению с девочками у мальчиков в 4-5 раз чаще наблюдается гиперактивность в сочетании с синдромом дефицита внимания.

Такие дети вне зависимости от ситуации, в гостях, дома, на улице бесцельно двигаются, бегают, недолго задерживают внимание на предметах. На невнимательного ребенка не действуют наказания, уговоры и просьбы.

Чтобы понять, что делать с гиперактивным ребенком, и какое лечение выбрать, необходимо сначала выяснить истинную причину проблемы.

В 60-х годах ХХ века врачи называли гиперактивность патологическим состоянием и объясняли ее минимальными расстройствами функций мозга. В 80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить к самостоятельным заболеваниям, назвав «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

СДВГ у детей обусловлен нарушением функций центральной нервной системы и выражается в проблемах с концентрацией внимания, памятью и обучением. Мозг такого ребенка с трудом обрабатывает информацию, внешние и внутренние стимулы.

Гиперактивные дети не в состоянии быть сосредоточенными продолжительное время, контролировать свои действия и отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью.

Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. У ребенка симптомы гиперактивного поведения проявляются следующим образом:

  • неусидчивость, суетливость, беспокойство;
  • импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость;
  • игнорирование правил и норм поведения;
  • наличие проблем со сном;
  • задержка речевого развития и т. д.

В школе гиперактивный ребенок невнимателен, неусидчив и быстро теряет интерес к занятиям. Подобное поведение малыша привлекает внимание учителя, который старается сделать замечание ребенку, заставить усидеть на месте и выслушать задание.

Навыки чтения и письма у таких детей обычно ниже, чем у сверстников, что становится причиной плохих оценок. Ребенок не может сконцентрировать внимание на занятиях в школе, с неохотой выполняет домашнюю работу.

Нередко из-за своей импульсивности и эмоциональности гиперактивные дети плохо адаптируются в коллективе, им сложно найти общий язык с одноклассниками.

Если Ваш малыш испытывает трудности в школе, попросите совета у детского психолога, как проводить занятия с гиперактивными детьми дома, стоит ли вместе выполнять задания, как научить малыша усидчивости при работе на уроке и т.д.

Если вы обнаружили у вашего ребенка признаки гиперактивности необходимо обратиться к специалистам, которые при помощи специальных методик и приемов выявит проблему, установит причину, составит программу коррекционных действий и, в случае необходимости, назначит специальное лечение.

Советы родителям гиперактивных детей

Трудно дать конкретные рекомендации, какую работу с малышом проводить, так как все зависит от особенностей проявления СДВГ.

Постарайтесь присмотреться, как ребенок реагирует на замечания, чтобы найти эффективное решение проблемы. Работа с гиперактивными детьми должна проводиться индивидуально в каждом конкретном случае.

Однако специфика психологии таких малышей позволяет дать общие рекомендации, облегчающие воспитание.

Корректно формулируйте запреты. При общении с малышом, страдающим синдромом СДВГ, стройте предложения так, чтобы там отсутствовало отрицание и слово «нет».

Например, не стоит говорить: «Не бегай по траве!», гораздо эффективнее будет сказать: «Выйди на дорожку». Даже при возникновении конфликтной ситуации старайтесь сохранять спокойствие.

Если Вы что-то запрещаете ребенку, обязательно объясните в чем причина этого, и предложите альтернативы.

Четко ставьте задачи. Наши невнимательные гиперактивные дети отличаются слабо развитым логическим и абстрактным мышлением, поэтому такому малышу необходимо обозначать задачи более четко. При общении и работе на занятиях с ребенком старайтесь говорить максимально короткими предложениями, без лишних смысловых нагрузок. Необходимо избегать длинных формулировок.

Будьте последовательны. Главная характеристика гиперактивного ребенка – это невнимательность. Не рекомендуется давать таким детям сразу несколько поручений, например, «убери игрушку, вымой руки и садись ужинать».

Ребенок с трудом воспримет всю информацию сразу, наверняка отвлечется на что-то другое и не станет делать ни одно задание.

Поэтому при общении и работе с малышом старайтесь давать им поручения в логической последовательности.

Контролируйте временные рамки. Гиперактивность у детей проявляется в плохом чувстве времени, поэтому Вам необходимо самостоятельно следить за сроком, до которого работа должна быть выполнена. Если Вы хотите покормить ребенка, забрать с прогулки или уложить спать, обязательно предупредите его об этом минут за 5.

Соблюдайте распорядок дня. Соблюдение распорядка дня является основой успешного воспитания ребенка с СДВГ. Игры, прогулки, отдых, прием пищи и отход ко сну должны выполняться в одно и то же время. Если малыш соблюдает правила, хвалите его за это.

Здоровый сон не менее 7-8 часов сутки – это еще один из способов, как помочь гиперактивному ребенку стать спокойнее. Кроме того, необходимо исключить из рациона питания пищевые красители, уменьшить употребление шоколада, лимонада, острой и соленой пищи.

Придерживайтесь позитивной модели общения. Ребенка следует хвалить каждый раз, когда он заслужил это, отмечая даже незначительный успех. Обычно малыш игнорирует упреки, но довольно чувствителен к похвале.

Отношения ребенка с взрослыми должны основываться на доверии, а не на страхе. Малышу необходимо ощущать, что Вы всегда поддержите его и поможете справиться с трудностями в саду или школе.

Старайтесь сглаживать конфликтные ситуации, в которых замешан Ваш малыш.

Определите рамки и критерии поведения. Вседозволенность однозначно не приносит пользы, поэтому разграничьте, что нельзя и что можно малышу.

Придумайте знаковую или балльную систему вознаграждения, например, отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку игрушку или сладости.

Можно завести дневник самоконтроля и отмечать там вместе с малышом его успехи в саду, школе или дома.

Создайте малышу комфортные условия. Запомните, что вызывающее поведение ребенка, у которого обнаружена гиперактивность, является способом привлечения внимания. Уделяйте ему больше времени, играйте с ним, учите правилам общения и поведения.

Если малыш неверно понял поручение, не раздражайтесь, а спокойно повторите задание. Работа должна выполняться в соответствующих условиях, например, организуйте малышу свой уголок.

Во время занятий ничто не должно отвлекать ребенка, поэтому уберите лишние предметы со стола, фотографии и плакаты со стен. Обязательно оберегайте малыша от переутомления.

Создавайте возможности для расходования избыточной энергии. Малышу с СДВГ будет полезно иметь хобби. В первую очередь ориентируйтесь на его увлечения.

Если малыш будет хорошо разбираться в какой-то области, это придаст ему уверенности в себе. Прекрасно, если ребенок занимается в спортивной секции или посещает бассейн.

С помощью физических упражнений, особенно на свежем воздухе, малыш сможет выплеснуть избыток энергии и, помимо того, будет учиться дисциплине.

Источник: http://logo-tech.ru/hyperactivity

Ссылка на основную публикацию