Что есть я — психология

Психология «Я ЕСТЬ». Часть 1

ГЛАВА 4

Психология «Я ЕСТЬ»

Чтобы прочесть, понять, переварить, усвоить и интегрировать теорию Коржибски, мне потребовалось изучать ее десять лет. Английский язык этого польского социолога, в 1933 году написавшего книгу о неврологии и мозге, сделал задачу непростой.

Однако гений Коржибски и влияние его идей о работе нервной системы настолько огромны, что «я» безоговорочно утверждаю: их необходимо изучить каждому психологу, желающему понять физиологию (из которой возникает психология).

Более того, без «интуитивного» понимания того, как устроена нервная система, очень трудно «схватить» или «понять» процесс возникновения «я».

«Я» осмеливаюсь утверждать это потому, что «постижение» или «интуитивное понимание» работы нервной системы помогает ясно и точно объяснить, каким образом «духовные» и «психологические» теории, гипотезы, верования и ритуалы создают огромные препятствия, мешающие, а не помогающие разгадать загадку: «КТО Я?»

Конечно, прежде всего «мне» следует признать, что «мое» применение структурного дифференциала Коржибски очень сильно отличатся от того, как видел это сам Коржибски. Более того, «я» сделал собственные дополнения, которые буду четко выделять, чтобы не возникло путаницы между идеями Коржибски и «моими» дополнениями.

Однако, может быть, в 2000 году Коржибски отнесся бы к моему описанию его труда 1933 года, как к примеру «связи времен» — это его собственный термин, описывающий уникальную человеческую способность создавать и использовать письменную и устную речь для сбора, хранения, накопления, развития, интеграции и передачи информации от старших поколений к младшим. Например, мы пишем книги, строим библиотеки, школы и т. д. Наш язык может помочь нам связать нить времен: в мы учимся у подготовке почвы для (Коржибски «Зрелость гуманизма»). Коржибски верил, что эта способность связывать время, присущая человеку, в корне отличает его поведение от поведения животных. Сэр Исаак Ньютон говорил об этом:

«Если я видел дальше, чем другие люди, это лишь потому, что я стоял на плечах гигантов».

Следовательно, «я» не просто хочу «сесть на хвост» Коржибски.

Я хочу стоять на его плечах и при этом смотреть с этой высоты иным взглядом, чем Коржибски в 1933 году — а именно, понимать, что структура того «я», которое «мы» называем «собой», — это побочный продукт функционирования нервной системы, произведенный в теле посредством электрохимических реакций нейропередатчиков.

Этот взгляд не является ни новым, ни анти-Коржибским. Но использование его структурных дифференциалов не будет означать, что мы видим механизмы выживания и самосохранения именно так, как нас учит система Коржибски; вместо этого мы покажем, что «я», которое, как тебе кажется, и есть «ты», возникает после того, как некое переживание уже произошло.

Следовательно, до появления «я» ТЕБЯ НЕТ. В этом и состоит основное отличие от труда Коржибски. Его интересовала связь времен и улучшение механизма выживания; «меня» интересует лишь Я ЕСТЬ ТО — ТЕБЯ НЕТ (или раскрытие того, кем ты являешься, путем раскрытия того, КЕМ ТЫ НЕ ЯВЛЯЕШЬСЯ) и осознание ТОЙ САМОЙ ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ.

Рискну заявить, что краткое содержание следующих 100 страниц можно выразить так: «я», которое «ты» называешь «собой», заявляя: «Я — это…» («Я — это личность, мать, отец, муж, жена, дочь, сын, начальник, искатель истины, тот, кто всегда прав, не прав, обладает миссией и смыслом жизни, делает выбор») — все это фантазии, иллюзорные образы, рожденные нервной системой и образующие первый покров сознания. «Я», которое «ты» называешь «собой», возникает оттого, что химикаты, называемые нейропередатчиками, совместно сформировали Я ЕСТЬ; оно является личностью, и, что еще важнее, это «я» воображает, будто оно существует изначально и обладает свойством бытия, «того, что есть», в то время, как оно возникло уже после того, как действие совершилось. Более того, без этой химической реакции, порождающей Я ЕСТЬ и идею существования личности, не было бы ни «меня», ни «тебя», ни всего того, что «мы» считаем «собой». Может быть, именно поэтому ученик Гурджиева А.Р. Оридж, утверждал, что, глядя на человека, «ты» видишь его как смесь химических элементов (Оридж «О любви»).

«Я ЕСТЬ» — это побочный продукт нервной системы

УПРАЖНЕНИЕ

(Из Ориджа)

Посмотри на кого-либо.

Увидь его просто как смесь химических элементов.

«Посмотри» на «того» (или «ту»), кого ты считаешь «собой», и «пойми», что наблюдатель («я») возникает лишь в результате химической реакции.

«Спроси»: до химической реакции, создавшей наблюдателя, («я»), чем (или кем) было «я»?

Итак, теперь, когда мы в 1 части описали ТЕБЯ НЕТ на физиологическом уровне, мы можем принять это в качестве отправной точки для изложения теории структурных дифференциалов, с помощью которой мы опишем, каким образом нервная система создает концепцию Я ЕСТЬ, и что из этого следует.

ТЫ НЕ ЕСТЬ ЛИЧНОСТЬ…

НЕТ НИ ЛИЧНОСТИ, НИ ТЕБЯ.

В этих словах Нисаргадатты Махараджа мы снова «чувствуем», что до Я ЕСТЬ… ТЕБЯ НЕТ. Фактически, даже на более глубоком уровне мы понимаем, что Я ЕСТЬ возникает лишь после формирования нервной системы (мы вернемся к этому вопросу позже).

Более того, проводники (нейропередатчики) работают совместно под воздействием электромагнитных полей, и в результате этой работы появляется концепция Я ЕСТЬ и разнообразные обманчивые психологические (мифологические) учения и школы, вытекающие из нее.

Однако, прежде появления Я ЕСТЬ — ТЕБЯ НЕТ. Отсюда вопрос:

Цель этого изложения — дать очень краткое описание двух основных функций. Во-первых, как физика, так и йога утверждают: то, что мы называем Вселенной, — уплотнение, или сжатие, ТОЙ СУБСТАНЦИИ — Небытия или НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО СОЗНАНИЯ — которая «позже» образует сознание. В «Йога-Сутре» так говорится об этом:

«Проявленный мир — это эманация истинной реальности… можно считать ее узким отверстием, образованным в результате постоянно усиливающегося сжатия, или инволюции сознания» (Таймини, «Учение йоги», стр. 34).

Мы начнем с изложения «моей» версии структурных дифференциалов, которую мы можем назвать «субстанциональной диаграммой». Читатель может увидеть эту диаграмму на стр.

(вставить)

Источник: https://psibook.com/library/626/6.html

Психология я

одно из направлений психоаналитической психологии, ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и отношений с другими процессами, имеющими место в психике человека.

Психология Я характеризуется смещением акцента исследования с Оно, что было основным объектом осмысления в период становления и первоначального развития психоанализа, на Я, что было инициировано работой З. Фрейда «Я и Оно» (1923).

   Основатели и видные представители психологии Я – А. Фрейд и Х. Хартманн. А. Фрейд (1895–1982) – дочь З.

Фрейда, известный детский психоаналитик, автор работы «Защитные механизмы Я» (1936). Х. Хартманн (1894–1970) – австро-американский психоаналитик, опубликовавший книгу «Психология Я и проблема адаптации» (1939).

   Как самостоятельное направление психология Я возникла в конце 30-х годов. Выдвинутые А. Фрейд и Х. Хартманном идеи о Я получили последующее развитие в работах Р. Шпитца (1887–1974), М. Малер (1897–1985), Э.

Эриксона (1902–1994) и др. психоаналитически ориентированных авторов. Все они так или иначе отталкивались от представлений З. Фрейда о структуре человеческой психики.

Но каждый из них попытался внести свою лепту в понимание природы, содержания и функций Я.

   В классическом психоанализе, особенно в первые два десятилетия его развития, основное внимание уделялось рассмотрению роли и места бессознательных влечений человека в его жизнедеятельности. С публикацией З.

Фрейдом работ «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) и «Я и Оно» (1923) некоторые психоаналитики стали проявлять интерес к проблеме Я.

Исследование содержания Я, его функций и зависимостей от внешнего мира, Оно (бессознательного) и Сверх-Я (совести, идеала, родительского авторитета, самонаблюдения) стало важной и необходимой частью психоаналитических разработок.

   Отталкиваясь от идей З. Фрейда о соотношении Оно, Я и Сверх-Я, представители психологии Я изменили направление анализа, в частности, переключили свое внимание с изучения бессознательных влечений на анализ конкретных защитных механизмов Я, используемых человеком в своей жизнедеятельности.

Это не означало, что в рамках психологии Я не придавалось никакого значения бессознательному. Напротив, после того, как З.

Фрейд выдвинул идею, согласно которой значительная часть Я не менее бессознательна, чем Оно, роль бессознательного в возникновении неврозов и в человеческой деятельности как таковой приобрела еще большее значение.

Представители психологии Я исходили из того, что, будучи бессознательными, защитные механизмы Я оказывают значительное воздействие на формирование соответствующих реакций человека на его внутренние страхи и переживания. Недооценка или неучет этих механизмов не способствуют пониманию ни причин возникновения неврозов, ни возможностей успешного избавления от них.

   В отличие от бессознательных влечений, выявляемых с помощью психоаналитической техники толкования ошибочных действий, сновидений и симптомов психических заболеваний, анализ человеческого Я представляется делом более трудным.

В первом случае Я (сознание) подключается к осмыслению бессознательного.

Во втором случае само Я становится объектом анализа, то есть оно должно изучать, исследовать самого себя, что неизбежно порождает трудности психологического порядка.

   Трудности изучения Я состоят, в частности, в том, что само Я не является исключительно и полностью сознательным. В образованиях Я присутствуют и элементы бессознательного, на что в свое время обращал внимание З. Фрейд. В одной из своих работ он, например, писал о том, что лишь одному Богу известно, какая часть Я бессознательна.

   Изучение, осознание, понимание бессознательных элементов Я требует особых усилий со стороны человека.

Познание бессознательного Оно оказывается неполным без знания защитных механизмов Я, являющихся, как правило, бессознательными. Как подчеркивала А.

Фрейд, лишь анализ бессознательных защитных операций Я позволяет лучше и глубже понять те изменения, которые претерпевают бессознательные влечения человека.

   Одна из важных задач психологии Я заключается в том, чтобы довести до сознания все, что является бессознательным, независимо от того, относится это бессознательное к Оно или Я.

Дело в том, что Я постоянно использует различные методы защиты при столкновении с инстинктивными требованиями. Имеется постоянная связь между конкретными неврозами и особыми способами, механизмами защиты.

Само собой разумеется, в клинической практике важно выявлять различные механизмы защиты, к которым прибегают невротики.

   Механизмы защиты Я разнообразны: это и регрессия, то есть возвращение на предшествующие стадии психосексуального развития; и вытеснение, предполагающее подавление человеком его сексуальных влечений; и изоляция, проявляющаяся в уходе от реального мира; и проекция, то есть перенос внутрипсихических процессов вовне; и интроекция, благодаря которой внешний мир вбирается вовнутрь, и многие другие способы защиты человека от тех или иных опасностей.

   Психология Я изучает механизмы защиты человека. В частности, ее представители пытаются определить, как и в какой степени эти механизмы оказывают воздействие на сопротивление пациента в процессе его лечения, какие симптомы психического заболевания возникают на их основе, каковы предпосылки их формирования в детском возрасте.

   Благодаря раскрытию и познанию механизмов защиты Я становится возможным лучшее понимание бессознательных влечений человека, открывается перспектива безболезненного перевода их в сознание. Все это может способствовать изменению и укреплению человеческого Я.

   При изучении личности психология Я уделяет особое внимание вопросам развития и адаптации (приспособления) ее к социальным и культурным условиям жизни. Я рассматривается в качестве инструмента адаптации. Нормальное и патологическое развитие личности определяются степенью ее адаптированности к окружающему миру.

   Для Х. Хартманна Я – психическое образование или такая специфическая структура, благодаря которой личность может адаптироваться к внешнему миру. Для Р. Шпитца Я – источник регулирования процессов, протекающих в человеческой психике.

С точки зрения М. Малер, Я – сознательное начало, способствующее общению между людьми. В понимании Э. Эриксона, Я – основа для идентичности личности, то есть формирования чувства собственной тождественности и включенности в общество.

   Многие идеи психологии Я были выдвинуты на основе развития детского психоанализа. Так, А.

Фрейд исходила из того, что при работе с детьми аналитик должен устанавливать такие эмоциональные отношения с ними, которые бы позволяли ему занять место идеала-Я ребенка.

Прежде чем начать свою освободительную аналитическую (терапевтическую) работу, он должен убедиться в том, что ему удалось окончательно овладеть этой инстанцией ребенка. В противном случае он не сможет положительным образом воздействовать на Я ребенка.

   При работе со взрослыми аналитик ограничивается тем, что помогает пациенту приспособиться к окружающему миру путем укрепления его Я. По выражению А. Фрейд, психоаналитик не имеет ни намерения, ни возможности преобразовать окружающий человека мир в соответствии с его потребностями.

Читайте также:  Виды бессознательного - психология

   Ориентация психологии Я на приспособление человека к существующим условиям жизни вызвала критику среди психоаналитиков, усмотревших в подобной позиции конформистские (приспособительские) тенденции психоанализа. Так, например, французский психоаналитик Ж.

Лакан (1901–1981) выступил против американского варианта психологии Я с ее ярко выраженной направленностью на приспособление к американскому образу жизни. Один из представителей неофрейдизма Э.

Фромм (1900–1980) критически отнесся к соответствующим концепциям психологии Я, которые, как он считал, изменили бунтарский дух психоанализа на конформистский.

   Однако в любом случае переход от анализа психологии бессознательного Оно к исследованию механизмов защиты Я способствовал обогащению психоаналитической теории и практики, в частности, результаты исследований представителей психологии Я способствовали формированию новых представлений о механизмах функционирования человеческого Я и защитных образованиях, возникающих в недрах психики.    

Источник: https://vocabulary.ru/termin/psihologija-ja.html

Психология собственного Я: как научиться управлять стрессом и направить его в нужное русло

Просто потому, что отрицание проблемы не помогает её решить. А вот что касается решения, то тут есть два подхода. Первый – устранять конкретные проявления стресса, обеспечивать себе восстановление ресурсов и в целом повысить выносливость. А второй – разобраться с самими причинами, вызывающими стресс. И вот как раз о втором варианте Joinfo.ua вам сейчас и расскажет.

Как выяснить причину стресса

Для этой цели понадобиться немного объективности и приблизительное понимание о том, как работает пирамида потребностей Маслоу. Собственно, следует взять каждый её слой и тщательно разобрать – есть ли тут какие-то проблемы, которые вас беспокоят. Так что ответьте себе на следующие вопросы:

  • Всё ли у меня хорошо на работе? С начальником? С коллегами? С соответствием занимаемой должности? С риском её потерять?
  • Достаточно ли я зарабатываю денег? Соответствуют ли мои потребности моим заработкам и тарам? А если вдруг что-то случится, то есть ли у меня резерв?
  • Если ли у меня или у кого-то из моей семьи хронические болезни? А какое у меня вообще состояние здоровья – есть ли темы, на счёт которых стоит беспокоиться?
  • Счастлив ли я в браке и доволен ли отношениями с семьёй? А если недоволен – то чем именно ? Я что-то делают не так, либо же просто не соответствую представлениям о том, как я должен себя вести?
  • Есть ли у меня друзья, с которыми я чувствую глубокую эмоциональную связь?
  • Чувствую ли я нехватку любви и поддержки в своей жизни?
  • Чувствую ли я, что живу как-то не так? Могу ли я как-то улучшить свою жизнь? Реализовываю ли я свой потенциал?

Что делать дальше

Если на все эти вопросы получены ответы, то с причиной стресса мы таки определились. Теперь осталась мелочь – превратить стресс из помехи в помощника. Для этого нужно помнить о следующем:

  • «Мыслящий мозг» и «примитивный мозг» — это разные вещи. В первом варианте человек задумывается не о том, что происходит, а о том, из-за чего оно случается. Плюс эмоциональные реакции держатся под контролем. Да, есть проблема. Но да, у неё есть и решение – нужно только его найти.
  • Стресс можно использовать в качестве источника вдохновения. Да, это сложно, но вполне реально. Особенно если реально понять, чего именно вам так не хватает в жизни.
  • Стресс нужно не отвергать, а принимать. Увы, от простого отрицания проблемы ничего не изменится – нужно принять ситуации и выработать стратегию дальнейшего поведения, направленную не на избегание, а на преодоление.
  • Действовать, действовать и ещё раз действовать. Единственный способ избавиться от стресса – начать делать хоть что-то для его устранения и предотвращения. Почувствовать себя если не хозяином положения, то хотя бы человеком, способным на него влиять.
  • Научиться получать удовольствие от процесса. Любые изменения – это практически бесконечный процесс. И только от вас зависит, как к нему относиться. И да, это позволяет успешно преодолевать даже неприятные промежуточные этапы.

Мы также полагаем, что вам было бы интересно узнать о том, как можно бороться со стрессом с помощью еды. И нет, при этом всё равно надо помнить об умеренности. Иначе будет новый стресс – в связи с перееданием.

Источник: https://joinfo.ua/lady/psychology/1232453_Psihologiya-sobstvennogo-Ya-nauchitsya-upravlyat.html

| Как понять, чего ты хочешь от жизни, и найти себя?Психология хитроумных отношений — блог по психологии Sumasoyti.com

Я выросла в обществе, где сложно было хотеть чего-то особенного, и найти подсказки, как понять, чего ты хочешь от жизни? Вместо самовыражения в одежде — школьная форма.

Вместо меню — комплексный обед, а дома едим то, что удалось «достать». Читаем по программе, голосуем единогласно, помним, что Онегин (доживи он до того момента) точно оказался бы на Сенатской площади.

Цитируем вождей, поступаем в институт, который выбрали родители или в котором есть знакомства.

Установленный порядок рухнул, а желания у людей остались шаблонными и небогатыми. Женщины терзаются мечтой сделать карьеру или сделать из себя умелую домохозяйку.

Мужчины желают разбогатеть здесь и сразу, чтобы после сорока позволить себе забыть о работе и заниматься любимыми делами.

Сокровенные желания сбываются, но самое увлекательное начинает происходить после того, когда заветный плод упал в руки…

Я оказалась в подобной ситуации лет девять назад. Хорошо помню день, когда мы с мужем переехали в загородный дом. Я так мечтала о семье, детях и собственном доме. Желания осуществились, но я сидела в машине во дворе, смотрела на окна, за которыми мелькали члены моей семьи, и не хотела сдвинуться с места. Я чувствовала себя тоскливо и мечтала потихоньку сбежать.

Как героиня фильма «Часы», которая в один день исчезла, оставив мужу двух маленьких детей. Через десятилетия сын нашел ее. Он очень хотел знать, что мама делала все эти годы. Что оказалось для нее важнее детей? Знаете, что ответила героиня? Я читала, — сказала она, — я оставила вас и уехала в университетский город на севере Канады, устроилась библиотекарем и тихо жила.

День за днем наслаждаясь тишиной и чтением.

Знакомо ли вам чувство, что вы проживаете не свою жизнь?

Чувствовали ли вы себя студентом, который всю ночь готовился к экзамену по философии, и не явился на него, поскольку все экзамены в мире относительны и, по большому счету, бессмысленны?
Я думаю, мы переживаем кризис собственной идентичности примерно раз в десять лет, и спрашиваем себя, как понять, чего ты хочешь от жизни? Теперь я перестала бояться, когда появляется ощущение, что я живу чужой жизнью, делаю что-то не то, раздражаться. Когда меня накрывает эта волна, я нахожу свободное время, внимательно всматриваюсь в пейзаж за окном дома или квартиры, чтобы «заземлиться» почувствоваться себя в настоящем, и начинаю мечтать. Я спрашиваю себя, какой была бы для меня идеальная жизнь сегодня? Какой была бы идеальная «я»? Что бы эта идеальная «я» чувствовала.

Я не умею настраивать себя на запланированный список целей, а всегда больше доверяю желанным чувствам.Люблю задавать себе два вопроса:

  • какие три безделицы сегодня принесут мне удовольствие и приятное настроение?
  • какие три бессмысленных пустяка сделаю на этой неделе, для похожих ощущений?
  • Действия и чувства всегда идут рядом, и ты не замечаешь, как меняешься.

Я мечтала сбежать. Я хотела перемен. Ради того, как понять, чем хочешь заниматься в жизни? Меня панически пугала мысль, что в этом доме я должна состариться и умереть. Я вообще трусиха страшная и любитель подумать о вечном.

Но, согласитесь, решиться на развод, когда у тебя двое маленьких детей, не просто. Ребенок наполовину состоит из мамы и наполовину из папы. Объяснить ему, что теперь мы будем жить отдельно, потому что вместе для меня больше невозможно, сложно. Однако можно.

Нужно, чтобы сохранить себя.

Знаете почему многие люди не меняются?

Почему некоторые панически боятся изменить привычный ход вещей? «Мне уже двадцать шесть, мне поздно что-то менять», — говорят они. «Ах, я всегда мечтала стать доктором, но учиться на него так долго, а мне уже почти сорок, ах…». «Начальник, конечно самодур, зато зарплату платят регулярно, а так бы давно организовал свой бизнес»…

Перемены действительно опасны. Они ставят под угрозу не только то, от чего мы действительно хотим избавиться. Перемены грозят и тому, что для нас дорого. Ничего не гарантируя при этом.

Идти проторенной дорожкой может и тоскливо, но просто.

В случае чего всегда можно кивнуть в сторону родителей, традиции, времен (нужно подчеркнуть) и сказать, что вы-то сделали бы все по-другому, но эти ужасные обстоятельства не дали и шагу ступить самостоятельно.

А сейчас вообразите, что вы поменяли привычную колею на дорогу с указателем «как понять, чего ты хочешь от жизни?» Уверенности в том, что она приведет к мечте, — никакой. Мало того, экспериментами над собой вы подвергаете опасности привычную жизнь ваших близких и друзей. Наверняка будет трудно признаться себе, что эта тонкая едва заметная тропинка — и есть ваш судьбоносный выбор.

Не широкая, желанная многими, красная дорожка премии Оскар, а узенькая полоса, на который, кроме вас, пока больше нет никого. Скорее всего, вас ждут чужие осуждения и непонимание. Но главное в другом — не нестись за новой идеей очертя голову, а взвесить свои силы, здоровье, готовность много работать, а также способность отказаться, когда начинание не ведет к личным ценностям.

Был момент, когда я всерьез разбиралась, что первично: у меня большие расходы и поэтому приходится много работать? Или же, я позволяю себе много тратить, чтобы была необходимость много работать и прятаться о себя? Напоминает размышления сороконожки о 24-й и 39-й ногах. Чтобы разобраться, я вела дневник. Записывала расходы, доходы и свои чувства в эти моменты. Письменный текст и анализ себя через него — любопытная тема. Я напишу когда-то о ней подробно.

Однако я уверена, на первом этапе перемен нужна поддержка специалиста, а не дневник.

Приготовьтесь к тому, что ближайшее окружение как раз будет всеми силами сдерживать перемены в вас, и уводить в сторону от того, как понять, чем хочешь заниматься в жизни.

Это нормально: любая система выступает против перемен, которые угрожают ее целостности. Кроме того, если бы осознание своих желаний было дорогой к счастью, оно стало бы новой религией.

Правду о себе узнавать неприятно и страшно

Поэтому только храбрые люди приходят к пониманию себя. Поначалу духовное развитие будет идти гладко. Но точно до того момента, когда возникает понимание, что причина всех собственных бед и несчастий — угадайте кто? Посмотрите в зеркало — знакомьтесь!..

Самое время отказаться от движения по пути осознания. Потому что тех, кто идет дальше в направлении «как понять, чего ты хочешь от жизни?», снова ждет плохая новость. Понимание, что дела обстоят даже хуже, чем вы думали в начале пути.

Более того, вы продолжаете наступать на те же грабли, размер цвет и вес которых уже регулярно анализируете. Вы даже начинаете запоминать, где и при каких обстоятельствах грабли нападают на вас, но все еще не успеваете отдернуть ногу.

На этом этапе не останавливаются только самые смелые.

И только на следующем этапе начинаются изменения. Вы наконец-то сумели в первый раз сказать «нет» работе в субботу и соблазну съесть три десерта подряд. Открыли крышку пианино, о котором не вспоминали с тех пор, как в седьмом классе окончили музыкальную школу.

Вы даже настояли и остались дома в выходные. Вместо того, чтобы как обычно ехать к свекрови на дачу. Вот оно счастье осознания своих желаний, успели подумать вы и тут же столкнулись с новой проблемой — недовольством близких. Они требуют вернуть вас старую.

Читайте также:  Шарики - психология

Они не хотят мириться с переменами в вашу пользу.

Иногда шантаж так силен, что многие решают «развлеклась и хватит. Счастливы могут быть только сумасшедшие, дети и мотыльки, а я — нормальная».

Какой приз ожидает безумцев, которые все же решаются идти дальше?

Однажды человек проходит точку невозврата, когда он не может жить без изменений, они ему нравятся! Даже не останавливает страх неизвестности. Начинается собственная жизнь, «моя» жизнь, не придуманная родителями, учителями, мужем или коллегами, с осознанием «кем хочешь стать в жизни». И возвращаться в «бессознанку» уже никогда не возникает желания.

Понять себя — это способ стать человеком, а не только живым существом, которое движимо инстинктами и страстями.

Надо сказать, что даже смелые люди часто приходят к пути осознания окольными путями. Через детей: «Я не понимаю доктор, что происходит с ребенком.

Он вдруг стал плохо учиться и рыдает по ночам, а невропатолог диагноз не поставила, к вам отправила». Через бизнес: «Знаете, коуч, проблема в моих сотрудниках. Они ни с чем не могут справиться без моей помощи».

Угрозу развода или таинственные симптомы: «Мой муж всегда…», «…и тогда я покрылась красными пятнами, вот как сейчас».

Даже смелым людям непривычно и страшно признаваться в том, что они с чем-то не справляются, что-то не понимают. Попросить о помощи и принять ее нелегко. Помогают найти ответ на вопрос «как понять, чего ты хочешь от жизни?», как ни парадоксально это может прозвучать, болезни.

Например, когда меня вовлекают в манипуляцию, у меня начинает болеть желудок. Я бы может и рада не заметить своего участия чужом в спектакле, ан нет. Иногда я даже спрашиваю совета у своего желудка.

Например, прислушиваюсь к своим ощущениям в нем во время разговора с человеком или чтения коммерческого предложения.

Организм, и желудок, в том числе, не врут, а вот ум, голова — очень могут. Если семья не замечает особенностей ребенка, а вместо развития зачатков способностей сваливают на неокрепшее сознание свои ожидания, ребенок просто становится глухим к своим желаниям, и начинает «желать» чужие.

Не стоит осуждать взрослое поколение: с их мнением в свое время тоже никто не считался. Теперь они пробуют наверстать свое упущенное на детях. И вот вероятный летчик «играет» на рояле, о котором мечтал его отец.

А поэт в душе постигает основы маркетинга, потому что «мама сказала», что перспективно.

Однако проживание чужих желаний — еще полбеды

Настоящие мучения случаются, если ребенка одергивали или высмеивали за проявление настоящих мечт. Тогда каждый раз, чувствуя «свое» желание, мы одновременно испытываем жгучий стыд. Чувство плохо переносимое. Мало находится смельчаков, готовых рискнуть исследовать, что же тут еще рядом со стыдом-то оказалось.

Один мой знакомый смог найти себя в поиске «как понять, чего ты хочешь от жизни», с помощью записей, от чего он испытывает страх, стыд, обиду, зависть, гнев. Оказалось, что этими эмоциями были завалены истинные мечты. Зависть возникает к тому, что желаем получить сами.

Злит беззаботный смех молодой пары в транспорте или на улице, потому что давно не позволяем себе подобного, хотя хочется.

Подробный анализ неприятных ощущений помогает понять свои мечты! Лично я в течение месяца выписывала, от чего испытываю досаду, чувство зависти и уколоть кого-то обесцениванием.

Получился любопытный и неожиданный список. Оказывается, я обесценивала женщин, которые умеют устраиваться не потом и бессонными ночами, а приспосабливаясь (это же унизительно!).

Я ни во что не ставила семью (конечно, можно снова разбить свое сердце) и завидовала ярким людям публичных профессий (за признание и роскошь быть самим собой приходится терпеть и нелюбовь и зависть). Самое неожиданное, что я обнаружила — это желание рисовать. В детстве я много времени проводила с карандашами и красками.

Даже сама выискивала самоучители. Любопытно, что потом в школе мне «посчастливилось» учиться не просто у учительницы рисования, а у настоящей художницы. Она подходила во время урока, ничего не объясняя, делала пару мазков кистью, и рисунок оживал. Как по волшебству.

Жаль, что Ольга Васильевна не объясняла, в чем секрет мастерства. Так ученики начали верить, что умение рисовать — дар, доступный очень не многим. Как хвост павлина — он или есть, или его нет.

Потом после школы, в поисках, как понять, кем хочешь стать в жизни, много лет я мечтала начать рисовать, но долго запрещала себе даже купить альбом и акварель. Время летело.

И прошлым летом я сказала себе: тебе тридцать шесть лет, ты все еще мечтаешь рисовать, может быть пора разрешить себе пачкать бумагу красками? Так я попала на курсы правополушарного рисования.
Возможно, вы слышали о них? Автор популярной методики за считанные часы учит взрослых и детей, даже не рисовать, а тому, что рисовать может каждый.

С помощью простых приемов, которые показывают и объясняют буквально «на пальцах». Никто не обещал сделать из меня Ван Гога или Матисса, но теперь я вполне сносно могу изобразить то, что придет в голову.

Во время занятий не происходит чуда. Если не считать чудом то, что рисовальщики понимают: вот так грунтуют холст, так смешивают краски, этот прием позволит мне нарисовать цветущий луг, а вот в такой технике легко изобразить море.
Конечно, нет предела совершенству, но навыки и объяснение на пальцах помогают осознать самое важное — рисовать может каждый.

На уроке правополушарного рисования я поняла, что точно так же на своих семинарах объясняю «на пальцах», как научиться писать. Я тоже не обещаю, что после двух занятий вы откроете в себе талант Чехова или Пушкина, но я могу научить выбирать тему, составлять план, придумывать сюжет. По крайней мере, вы сможете без проблем написать любую статью или письмо.

Думаю, самое ценное, чему учат на таких курсах — системе пошаговых действий, знаниям, разложенным на молекулы, а также уверенности, что я смогу. Пусть и без претензий на гениальность. Рисунок, текст — такой же способ самовыражения, как танец или ремонт квартиры по собственному дизайн-проекту. Это воплощение себя в материальном.

Способность оставить свой след.

Я сейчас подумала о том, что, да, потратила ценное время на обычное рисование. Но поняла, что раскрашивать я все же люблю больше, чем писать свою картину, из-за нехватки мастерства.

Что подсказало — у меня по-прежнему высокие требования к себе, вместо того, чтобы позволить себе быть естественной и посредственной. Эпизод из спектакля «можешь не писать, не пиши».

Знаю людей, которые так и делают, да еще гордятся этим!

Любопытно, что чаще всего я в последнее время думаю о том, что настоящие перемены начинаются тогда, когда отказываешься от перемен

Звучит, может быть, странно.:) Но когда я читаю длинные, чрезмерно (на мой взгляд) информативно заряженные тексты, я не могу добраться даже до середины. У меня такое впечатление, что автор убалтывает себя и меня. Когда слов много — много чувств подавлено.

Мне хочется стряхнуть с себя знаки и пробелы. Мне сразу вспоминается встреча с испанским предпринимателем. Несколько месяцев назад он показывал мне свой офис и радовался, что упорная работа позволяет теперь заняться и любимым делом — скульптурой. Все скульптуры моего знакомого — головы.

Мужские и женские. Одна из них называется «любовь». Это голова девушки на затылке которой — вагина.

Я смотрела на скульптуры, потом на скульптора, у которого, казалось, есть только прекрасный породистый профиль, и не сдержалась, спросила: «Ты живешь только головой? Мыслями? Тело скорее обуза?» Программист-скульптор смутился, но кивнул утвердительно.

Хотела написать короткий текст о том, как понять, чего ты хочешь от жизни, и умении различать свои и чужие желания, а насочиняла ужасно много. Пойду лучше теперь на пробежку. Составите компанию?

Автор Ольга Соломатина

Источник: http://www.sumasoyti.com/psihologiya-persona/kak-otlichit-svoi-zhelaniya-ot-navyazannyh-i-ponyat-sebya.html

«Я-КОНЦЕПЦИЯ» личности

«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная.

Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me).

В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 23.1).

Таблица 23.1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса

СоставляющаяОписание
«Духовное Я»Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок
«Материальное Я»То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.)
«Социальное Я»Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль
«Физическое Я»Тело человека, его первичные биологические потребности

Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.

  • «Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.
  • «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.
  • «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.
  • Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».
  • Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.
  • «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.
  • «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 23.1).

Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

Рис. 23.1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

Структура «я-концепции» личности и ее роль в жизни личности

Структура «Я-концепции»

«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними) (рис. 23.2).

Рис. 23.2. Структура «Я-концепции»

В рамках каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента (рис. 23.3).

Рис. 23.3. Компоненты «Я-концепции»

Роль «Я-концепции» в жизни личности

«Я-концепция» играет важную роль в жизни личности (рис. 23.4). Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях.

  1. Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».
  2. Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».
  3. Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 23.5). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).

Реальность «Я-концепции» личности определяется следующими факторами:

  • ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения;
  • чувством личной адекватности индивида;
  • отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.

Источник: https://pro-psixology.ru/obshhaya-psixologiya/1029-ya-koncepciya-lichnosti.html

Как узнать, какой я?

Как понять себя? С этим вопросом многие знакомы не понаслышке. Каждый из нас, наверняка, сравнивал себя с окружающими людьми, задумывался о причинах своих поступков, попадал в ситуацию выбора. Все мы с вами разные.

Читайте также:  Гонор - психология

Почему сосед бегает по утрам, друг играет в театре, а я плюю в потолок? Почему я так поступаю, чего я хочу, как узнать, какой я? Ищем ответ в психологии личности, позволяющей понять как суть человеческой натуры, так и индивидуальные особенности конкретного человека.

Какой я по темпераменту

Все мы рождаемся с определенным темпераментом, то есть с набором психических свойств личности, которые проявляются в нашем поведении. Темперамент нельзя изменить в отличие от характера. Уверены, каждый слышал о типах и полюсах темперамента.

Типы темперамента

  • Холерик — оптимист, быстрый, активный, вспыльчивый, неуравновешенный, нетерпеливый, импульсивный, конфликтный, ранимый.
  • Сангвиник — веселый, подвижный, быстрый, дружелюбный, отзывчивый, общительный, легко справляющийся с неудачами.
  • Флегматик — миролюбивый, спокойный, сдержанный, неторопливый, внимательный, пассивный, вялый, равнодушный.
  • Меланхолик — рассудительный, усидчивый, легко ранимый, неконфликтный, медлительный, тревожный, застенчивый, замкнутый.

Полюса темперамента

  • Экстраверт — ориентирован вовне, общительный, открытый, активный, легко адаптирующийся.
  • Интроверт — ориентирована на себя, вовнутрь, спокойный, застенчивый, сосредоточенный.

Вышеописанные типы и полюса содержат крайние характеристики темперамента. Не бывает стопроцентных сангвиников или чистых меланхоликов. Узнать, какой тип ближе к вам, можно с помощью тестов.

Тест на тип темперамента

Существуют психологические методики, с помощью которых можно определить, какой я по типу темперамента. Рекомендуем довольно простой онлайн тест на темперамент Г.

Айзенка, который сможет пройти любой, не обладая психологическим образованием.

Если же вы хотите вручную обработать свои результаты, вникнуть в суть круга Айзенка и повести тест своим друзьям, то обратитесь к опроснику с инструкцией.

Тест: интроверт или экстраверт

Мы предлагаем вам обратиться к известной методике К. Юнга, которая позволит определить онлайн, какой тип личности преобладает в вас.

Какой я по характеру

Характер в отличие от темперамента можно изменить. Конечно, он обусловлен врожденными характеристиками, но в большей степени зависит от среды, от окружения человека. Добрый, вежливый, жадный, завистливый, капризный, ласковый, настойчивый — все это черты характера.

Диагностика характера психологом

Если вы подошли к делу серьезно, то рекомендуем изучить методику акцентуаций характера Г. Шмишека и К. Леонгарда. Здесь вы увидите опросник, инструкцию по обработке результатов и их интерпретацию. Обратите внимание, акцентуации характера (типы) в данной методике — это крайние варианты нормы, то есть все черты описанного характера слишком усилены, заострены.

Онлайн тесты, какой я по характеру

Ради развлечения можно воспользоваться сборником популярных тестов на характер http://www.opentests.ru/personality/character.html. Они действительно показывают ваши черты характера, помогают лучше понять и описать себя.

Какой я по мнению окружающих

Не будем лукавить, для многих важно то, что думают о нас знакомые и друзья. Одни говорят о вас прямо в лицо, другие за спиной, а третьи просто молчат. Узнать мнение окружающих можно разными способами.

  • Психологический тест, что о тебе думают люди.
  • Социальные сети. Разместите на своей страничке социальной сети фото. Ждите комментариев и лайков. Прокомментируйте фотографии своих друзей, это ускорит процесс. Возможно, они в ответ зайдут в ваши альбомы. Актуально для девушек. Как вариант, поставьте шокирующую аватарку. Наверняка, друзья оставят отзыв о том, удивило ли их это или нет, ожидали ли они от вас подобную выходку, и какой вы человек.
  • Зарегистрируйтесь на Спрашивай.ру. Задавайте о себе вопросы, ждите ответов знакомых и незнакомых людей.

Чтобы узнать, какой я, можно отправиться в одиночестве на прогулку в тихий парк, подумать о своих эмоциях, переживаниях, чувствах, поступках. Напишите список вопросов о самом себе и постарайтесь сами же ответить на них. Никто лучше вас не скажет, какой вы. Самоанализ — хороший способ познать свой внутренний мир.

Источник: https://elhow.ru/psihologija/rabota-nad-soboj/kak-uznat-kakoj-ja

Зачем нам эта психология?

И правда: чем она помогает современному человеку? А зачем Psychologies нашим экспертам, в чем они видят смысл нашего сотрудничества? На эти вопросы отвечают психологи и психотерапевты: Екатерина Михайлова, Ирина Панюкова, Вадим Петровский, Анна Варга, Андрей Россохин, Светлана Кривцова, Дмитрий Леонтьев.

ФОТО Getty Images 

Мы пытаемся понять, что думают другие, спрашиваем себя: почему они поступили так, а не иначе? А иногда: почему я так поступаю — и могу ли иначе? Все это — работа нашей психики, а психологи наблюдают и описывают эту работу.

Они приходят нам на помощь в сложных жизненных ситуациях. Например, когда мы расстаемся с любимым человеком или не можем договориться со своими детьми. Это — в общем.

А есть и отдельные, частные вопросы, которые встают перед каждым из нас, и разные задачи: некоторые из них разрешаются в течение дня, другие нам предстоит решать всю жизнь.

Для каждого психология означает что-то свое.

Что она означает для специалиста, человека, который избрал ее своей профессией? Десять лет от имени наших читателей мы обращаемся к признанным профессионалам, чтобы вместе с ними размышлять о самых острых и волнующих темах.

Но не так уж часто выпадает случай спросить, что думают сами эксперты о сотрудничестве с журналом и о том, какое место занимает психология в нашей жизни. Сегодня у нас появился повод узнать об этом из первых рук.

  • Когда мы говорим о психологии, мы говорим не об искусстве манипулировать другими и играть на чьих-то слабостях, мы говорим о практике внимательного отношения к внутреннему миру, о праве на свой мир.

    И тогда ответ ясен: психология нужна современному человеку для того, чтобы напомнить ему, что у него и у других, что существенно, — есть внутренний мир. Что детские воспоминания, сны или размышления о смысле жизни важны.

    Что каждый из нас может быть интересен, полон тайн и не однажды удивит других и себя самого.

  • Команда Psychologies бережно и уважительно относится к психологам и их работе — это во-вторых. А во-первых — письма читателей стали для меня своего рода «окном в мир».

    Они точно отражают обыденные представления, нормы и уклад жизни. Работа с письмами дает возможность не забывать, где живешь.

  • Понимать то, как устроена наша психика, важно в том же смысле, как важно знать правила дорожного движения — для безопасности и комфорта.
  • Я читаю Psychologies по поводам и без. Журнал помогает мне узнать точку зрения специалистов из других стран, с другим менталитетом, и это очень расширяет мой профессиональный горизонт.

    И меня просто завораживает язык, которым написаны материалы о сексуальности, сделанные совместно с французскими коллегами. В нем научность выражена поэтично, естественно, как в прекрасном литературном произведении.

    Есть чему поучиться! Часто читаю журнал вечером, после работы, это позволяет мне «переключиться», почувствовать себя просто человеком, а не психотерапевтом. И отрефлексировать события дня, развеять напряжение, вернуть душевный покой и ощущение внутреннего комфорта.

    Не перестаю удивляться — большинство статей написано так, что хочется сказать: «Ой, и это про меня!» Журнал помогает увидеть знакомые ситуации под другим углом зрения, дает импульс новым мыслям и положительным эмоциям. Спасибо редакции за радостную возможность быть вместе с вами!

  • Чтобы действительно быть современным человеком, для которого психологическая культура — часть общей культуры (наряду с умением читать, писать, мыть руки перед едой). Нам присущи две иллюзии, противоположные по смыслу, но прекрасно уживающиеся друг с другом: «все люди — как я», и — «все люди — разные».

    Поэтому мы имеем несчастье судить по себе, когда пытаемся понять, что случилось с кем-то другим вчера и что произойдет с ним завтра, а он (она) нам преподносит сюрпризы. С другой стороны, пресловутое «знание себя» — очень условная вещь.

    Знаем ли мы, например, как поведем себя в трудной или необычной ситуации? Взять хотя бы эксперименты Милгрэма с ролевой жесткостью (под диктовку инструктора люди способны совершать чудовищные вещи; причем таких людей большинство, стало быть, к ним относится потенциально и каждый из нас).

    Или другой пример: «в моей семье что-то не то, есть же нормальные семьи». Знание психологии позволяет понять, в каких иллюзиях мы живем и что наши представления о «норме» весьма нереалистичны.

  • Psychologies — это открытый университет психологических знаний.

    Он во многом способствует преодолению дистанции между психологией и жизнью. Когда на страницах журнала психолог-консультант ведет сеанс, он содействует решению проблем не только своего клиента, но и других людей, среди которых и он сам как личность.

    Поэтому, сотрудничая с Psychologies, я, человек, склонный к сомнениям, не только обмениваюсь опытом с коллегами в том, как помочь человеку, но и присматриваюсь, как им самим удается жить согласно собственным убеждениям и принципам.

  • Все мы вольно или невольно осознаем свои психические процессы, стараемся понимать мотивы и переживания других людей. Это неизбежно, это и есть психология, наша собственная, «бытовая». А научное знание делает нас более грамотными и компетентными.
  • Чувствуешь себя членом клуба.

    Когда журнал только начинался, все обсуждали взволнованно, как это будет — в нашем обществе, где нет индивидуальных взглядов и представлений. Приятно, что журнал очень успешный и что у него много отечественных подражателей.

    Периодически я даже начинаю набрасывать темы для Psychologies, а потом рутина засасывает, и я не пишу. А потом жалею.

  • Мне совсем не близка психология, которая обслуживает современного «человека потребляющего». Меня вдохновляет другая, вечная психология, сохраняющая и развивающая человеческое в человеке. Эта психология защищает территорию моей души.

    Она как воздух нужна каждому из нас, чтобы оставаться страстным, чувствующим, думающим, изменяющимся, непрерывно ищущим новые смыслы жизни вместе с другими людьми.

  • Когда журнал ставит сложные вопросы, поднимая новые темы, он побуждает меня быть исследователем, заглядывать за границы известного, развивать способность говорить о сложном на живом языке.

    За годы сотрудничества одним из самых сильных творческих переживаний для меня стала работа над рубрикой «О чем говорит мне эта картина?», когда шедевры начали оживать, открываться по-новому, заставляя душу трудиться — фантазировать, мучиться, думать. Так что журнал помогает мне в удивительных и полных удовольствия поисках и открытиях новых смыслов.

  • Психология только в последние два-три десятилетия по-настоящему вошла в культуру образованных людей. Без нее невозможны человеческие отношения, конструктивное сотрудничество с другими, но самое главное — по-настоящему хорошие отношения с самим собой.

    Психология, а точнее феноменологическая психология, — это наука о математической логике переживаний, и она нужна людям.

  • Журнал Psychologies подкупает отсутствием высокомерия по отношению к читателю, с одной стороны, и профессиональным отбором тем — с другой.

    Казалось бы, взаимоисключающие особенности — популярное издание, которое, тем не менее, и профессионал номер за номером читает с интересом. Этот парадокс и есть тайна журнала. Не журнала вообще, а этой конкретной русской команды — его редакции. Интеллигентных и профессиональных реальных людей.

    И это рождает, кстати, патриотические чувства, несмотря на французское название. Зачем читать? Прагматически можно сказать — потому что это качественный продукт мирового уровня.

    А если глубже, могу сказать о себе: мне посчастливилось присутствовать при рождении, развитии и расцвете настоящего культурного феномена, масштаб которого еще даже не осмыслен должным образом. Далекие от психологии люди активнейшим образом перенимают культуру ответственной заботы о собственной жизни. Разве этого не настоящее просвещение? И я горжусь тем, что тоже принадлежу к Psychologies.

  • Психология — это руководство пользователя самого себя. Мы можем использовать возможности своего мозга на 3%, а можем и существенно больше.

    И хотя знание психологии — не единственный и, может быть, не главный фактор, от которого это зависит, но быть квалифицированным пользователем самого себя — значит взять в свои руки то, что мы привыкли отпускать на волю случая и стечения обстоятельств. Кому-то это лишнее бремя, а кому-то — новые возможности.

  • Сотрудничество с Psychologies — это возможность поделиться моим жизненным и профессиональным опытом, рассказать о своих важных идеях. А еще это своеобразная форма психологической помощи, пусть я и не вижу того, с кем разговариваю.

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/work/zachem-nam-eta-psihologiya/

Ссылка на основную публикацию