Интроверсия и экстраверсия в соционике — психология

Экстраверты и интроверты

Наверняка все слышали о том, что люди делятся на экстравертов и интровертов.  В психологии экстравертами называют общительных, открытых людей, а интровертами — более замкнутых, стеснительных.

Однако соционика дает нам несколько иной взгляд на эти понятия. Дело в том, что Юнг, описывая экстравертов и интровертов,  имел в виду не столько черты характера, сколько направленность внимания.

 Поэтому в психологическом определении есть доля правды, однако с некоторыми оговорками.

По моим наблюдениям, интроверт способен вполне успешно общаться с людьми, однако потребность в самом общении и в проявлении инициативы у него несколько снижена, чем у экстраверта.

Это в основном касается незнакомых или малознакомых людей, с которыми интроверт предпочитает держаться на некоторой дистанции.

Однако, если процесс общения уже запустился, и интроверт заинтересован в нем лично, то он может участвовать в этом процессе не менее активно и не менее продуктивно, чем экстраверт.

Предлагаю кратко рассмотреть отличия экстравертов от интровертов.

Экстраверты

Экстраверт видит себя как часть этого мира. Мир – огромный и разнообразный, а экстраверт в нем-одна из многочисленных маленьких частичек. Внимание экстраверта обращено вовне, на людей, вещи,факты, события. Ему интересно все, что происходит во внешнем мире.

Интересны объекты этого мира, как таковые, даже если они не имеют к экстраверту непосредственного отношения. Он всегда в курсе внешней ситуации и обычно приносит самые свежие новости. Экстраверт ориентирован на мнение окружающих.

Это не значит, что он не имеет собственного, однако общественное мнение для него важно.

Экстраверт восстанавливает энергию, когда общается, взаимодействует с внешним миром. Он гораздо лучше разбирается в других людях, чем в себе самом. Собственные чувства или потребности понимает хуже, чем потребности окружающих его людей. Ему не сложно встать на чужую точку зрения, посмотреть на ситуацию и на себя со стороны.

Интроверты

Интроверт видит себя как некий центр, который окружен людьми, событиями. Ему интересно то, что его непосредственно касается. Для интроверта важны не объекты, как таковые, а то, как он к ним относится, и то, в каких отношениях эти объекты состоят между собой.

Это могут быть отношения между людьми или связи между различными фактами. Интроверт склонен доверять собственному мнению, и его сложно переубедить в чем-либо. Мнение окружающих для него не так значимо, как для экстраверта.

Это не означает, что интроверт совсем не учитывает мнения других людей, однако он менее зависим от него, чем экстраверт.

Интроверт восстанавливает энергию, находясь наедине с собой. Он хорошо разбирается в своих собственных мыслях, чувствах, ощущениях. Других людей ему понять сложнее, чем себя. Ему сложнее, чем экстраверту, встать на точку зрения другого человека и посмотреть на ситуацию «другими глазами».

Резюме

Экстраверты:

  • Любопытны, интересуются всем, что происходит в мире.
  • Не склонны углубляться в детали, продумывать мелочи.
  • Более «легки на подъем» в общении с новыми, незнакомыми людьми. Командные игроки.
  • Для них важно мнение окружающих, с интересом слушают, когда им рассказывают про них самих.
  • Энергию черпают из внешнего мира.
  • Им требуется совершить некоторое усилие, чтобы осознать свои внутренние потребности.
  • Хорошо понимают нужды и потребности окружающих.
  • Жесты экстравертов более широкие, размашистые, «от плеча». Позы – открытые.
  • Взгляд выдает присутствие во внешнем мире, направлен вовне, переключается с объекта на объект.

Интроверты:

  • Интересуются только тем, что имеет к ним непосредственное отношение.
  • Склонны углубляться в детали.
  • Сложнее вступают в контакт при общении с незнакомцами. Эффективнее работают в одиночку.
  • Мнение людей для них не так важно, как собственная точка зрения. Не слишком интересуются тем, что думают о них окружающие.
  • Энергию черпают изнутри.
  • Хорошо осознают свои внутренние потребности.
  • Им требуется совершить некоторое усилие, чтобы осознать потребности окружающих.
  • Жесты интровертов имеют небольшую амплитуду , «от локтя». Позы – закрытые.
  • Взгляд направлен как бы внутрь себя, либо зафиксирован на одном объекте.

Источник: http://pro-socionic.ru/socionika-dlya-novichkov/ekstraverty-i-introverty.html

Экстраверсия / интроверсия | Соционика

Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А.

Этот признак определяет установку сознания по направленности психики.

В модели А признак «экстраверсия / интроверсия» завязан на характеристике «вертность».

Вертность функций – характеристика описывает направление работы функции: на внешний или внутренний мир. В настоящее время не используется социониками, т.к. не была подробно и детально описана ранее в соционических источниках.

Основная верность – функции, которые определяют доминирующую установку сознания человека, направленную на внешний мир.

Вспомогательная вертность – функции, которые определяют вспомогательную установку сознания человека, направленную на внутренний мир.

Но в связи с тем, что данная характеристика не используется и не была проработана социониками, то для определения и выделения маркеров и характерных проявлений этого признака используют логическое произведение характеристик «акцептность / продуктивность» и «ментальность / витальность», которые в результате образуют «вертность».

Поэтому в модели А признак связан с расположением объективных и субъективных аспектов на акцептных или продуктивных функциях в ментальном кольце.

ЭкстравертыИнтроверты
МЕНТАЛЬНОЕ КОЛЬЦО (сознание)Акцептные(базовая и ролевая)Аспекты объектовЧС, ЧИ, ЧЛ, ЧЭАспекты отношенийБС, БИ, БЛ, БЭ
Продуктивные(творческая и болевая)Аспекты отношенийБС, БИ, БЛ, БЭАспекты объектовЧС, ЧИ, ЧЛ, ЧЭ
ВИТАЛЬНОЕ КОЛЬЦО(подсознание)Акцептные(внушаемая и ограничительная)Аспекты отношенийБС, БИ, БЛ, БЭАспекты объектовЧС, ЧИ, ЧЛ, ЧЭ
Продуктивные(активационная и фоновая)Аспекты объектовЧС, ЧИ, ЧЛ, ЧЭАспекты отношенийБС, БИ, БЛ, БЭ

В мире существует 3 трактовки понятия “экстраверсия / интроверсия”: 1) По Г. Айзенку, где интроверты – замкнутые, погруженные в себя, необщительные люди с малым количеством друзей.

Данная трактовка часто используется в психологии, а также в тесте MBTI. Именно поэтому типы в MBTI не соответствуют типам в соционике. 2) По Леонгарду, где интроверты – люди чье волевое воздействие на мир идет изнутри, т.е. волевые люди.

Данная трактовка находит свое применение в психиатрии.

3) По К.Г. Юнгу, где интроверты – люди воспринимающие мир, через систему взаимосвязей. Данная трактовка используется в соционике.

У интровертов в сознании (ментальное кольцо) на акцептных (восприятие мира) функциях располагаются белые аспекты (взаимосвязи).

Поэтому интроверт с точки зрения соционики – это человек, который воспринимает мир через взаимосвязи между объектами, между собой и объектами.

Источник: http://sibsocionic.ru/extra-intro/

Экстраверсия — интроверсия

Понятия «экстраверсии» и «интроверсии» в форме соответствующих установок субъекта по отношению к объекту ввел в научный оборот К. Г. Юнг в книге «Психологические типы»:

В психологии встречаются иные толкования терминов «экстраверсия» и «интроверсия» (например, подход Г. Ю. Айзенка). В соционике смысл этих понятий близок к юнговскому с тем уточнением, что

  • если в одном случае (К. Г. Юнг прав!): «движение интереса направлено на объект», т. е. исходным в субъект-объектном взаимодействии является понимание сущности объекта (намерений, целей, соображений, ценностей), а результатом — некое отношение («интерес» к объекту) — экстраверсия,
  • то в другом случае «центром всех интересов» (отношений!) может быть не только сам субъект, но и любой объект, на который субъект как бы переносит1 свой интерес — проявляет некоторое отношение, исходя из которого и строит субъект-объектные взаимодействия с сущностью собственной или объекта своего интереса — интроверсия.

Такое уточнение интровертной установки мог бы сделать и сам К. Г. Юнг — во всяком случае, через пятнадцать лет после выхода в свет «Психологических типов», в своих тевистокских лекциях и дискуссиях 1935 года он уже привёл достаточно информации для этого [2].

Таким образом, «две обширные группы психологических личностей» — экстраверты и интроверты во взаимодействии с окружающим миром различаются исходной и результирующей установками в блоке Эго:

  • экстраверт — понимание сущности ⇒ творение результата в отношениях;
  • интроверт — понимание отношений ⇒ творение результата в сущностях.

Во взаимодействии с окружающим миром, в общении реальные люди с экстравертной и интровертной установками отличаются друг от друга, в основном, вербально. Хотя у хорошо реализованного экстраверта (напомним — ориентированного, т. е.

действующего, творящего в отношениях) часто бывает внешность, про которую говорят «открытый человек» или «у него открытое лицо».

Это, конечно, не никак не значит, что интроверт — это внешне замкнутый, сосредоточенный человек, погружённый в свой внутренний мир (хотя в психологии, некритично восприняв К. Г. Юнга, интроверта, судя по литературе, часто изображают именно так).

Вербальные и невербальные признаки экстравертов и интровертов, конечно, можно использовать в процессе идентификации ТИМ психики для выбора гипотезы ТИМ психики конкретного человека, соблюдая известную осторожность во избежание ошибок.

Таким образом, оказывается, что и шкала «экстраверсия–интроверсия» в приложении к ТИМ психики является вторичной и так же, как шкала «рациональность–иррациональность», определяется расположением психических функций в модели и блоках.

Степень проявленности экстраверсии или интроверсии реального человека также определяется наполненностью соответствующих психических функций модели ТИМ психики реальной, жизненной информацией2.

При этом, совершенно очевидно, что экстраверт при любом наполнении психических функций никак не может стать интровертом — структура модели ТИМ психики остаётся неизменной.

Литература

  1. Юнг К. Г. Психологические типы. — СПб.: «Ювента», М.: «Прогресс-Универс», 1995.
  2. Юнг К. Г. Тевистокские лекции. Аналитическая психология: её теория и практика / Составл., предисл. и перевод с англ. В. Менжулина. — Киев: СИНТО, 1995.

Источник: http://socionicasys.org/teorija/po-ermaku/model-tima/extra-intro

Экстраверсия-интроверсия

Инструкция.Внимательно просмотрите 10 изображений новозеландских почтовых ящиков. Выберите три из них, которые вы  бы согласились поставить перед своим домом (или дачей).

Термины экстраверсия и интроверсия были введены в обращение К. Юнгом (C. Jung).  Вслед за ним, другие психологии, например,   А. Аугустинавичюте (A. Augustinaviciute) и Г. Айзенк (H.

Eysenck), отнесли экстраверсию и интроверсию к чертам характера человека.

С точки зрения эзотерической психологии мы имеем дело с разными видами психической энергии, функционирующей в природе. Это можно проиллюстрировать примером из животного царства, где энергия продолжения рода используется по-разному. Способ, которым размножаются рыбы, лягушки и проч.

, производящие миллионы икринок – чем больше зародышей, тем больше шансов у вида на выживание — соответствует экстраверсии. Длительное вынашивание, рождение и вскармливание беспомощного детёныша слоном, вкладывание в него одного уйму времени,  сил и энергии, чтобы индивид получился жизнеспособным –пример интроверсии.

Точно также, экстраверт продуцирует массу идей, совершает  много поступков,  общается с многими людьми, экспериментирует с жизнью – чтобы получить в результате жизненный опыт, который мог бы его удовлетворить. Интроверт,напротив, вынашивает одну идею, но годами. Не спешит обнародовать её, и нередко уносит с собой в могилу.

Он избирателен в контактах с людьми,  и совершает только необходимые поступки (а иногда даже их не совершает).

Обманчивость внешности людей объясняется вторым важным аспектом  интроверсии-экстраверсии: её зависимостью от объекта. Объектом является всё, что не относится к субъекту — Я. Объектами могут быть мысли, чувства, отношения, предметы, люди, Бог… и всё  мироздание.

  Экстраверт увлекается  этими объектами, растворяется в них  и забывает про себя. Интровертне настолько зависимот объекта, он сконцентрирован на своем субъективном пространстве. Потому его жизненный родник, не промываясь внешними источниками, может превратиться в болото.

Является заблуждением (оно довольно распространено), что экстраверт —  это живчик, с горящими глазами. На самом деле нередко и экстраверт может выглядеть спокойным  и даже пассивным или медлительным – в зависимости от наличия или отсутствия объектов его интереса.

В тоже время  и интроверт может выглядеть суетливым и болтливым.

Следует отметить, что, подобно циклотимии – шизотимии, пара экстраверсияинтроверсия тоже полярна. Поэтому можно только однозначно определить, кем является тот или иной человек: экстравертом или интровертом.

Выпишите номера выбранных вами изображений в строчку. Например, вы выбрали №3, № 7 и № 10. Теперь посчитайте, каких номеров оказалось больше: чётных или нечетных. В нашем примере получилось: два нечётных номера и один чётный; то есть, нечётных номеров больше. В данном блоке нечётные номера присвоены экстравертному признаку, а чётные – интровертному.

Интерпретация результатов

Читайте также:  Истероид: отношения с другими психотипами - психология

Если в вашем выборе нечётных номеров больше,  значит, вы предпочитаете экстравертный  способ общения с окружающим миром. Если же в большинстве чётные номера — вы интроверт.

Источник: http://esoterictour.co.nz/extravertion-introvertion.htm

Понятие «интроверт» в соционике. На пути к детальной типологизации

С понятием «интроверсии» мы сталкиваемся не только в психологии. Соционика также активно применяет этот термин, разграничивая типы личности относительно взаимодействия в социуме. На первый взгляд может показаться, что разницы в трактовке интроверсии нет, но в этом и кроется главная ошибка.

Соционические и психологические типы

Соционика в отличие от психологии – это узконаправленная концепция, которая представляет учение о типах личностей и отношениях между людьми в социуме, беря за основу типологию Карла Юнга и объединяя в себе познания из психологии, социологии и информатики.

Кто-то воспринимает её как самостоятельную и состоявшуюся дисциплину. Для кого-то она служит вспомогательным инструментом, который позволяет прогнозировать модель поведения человека, способствует выявлению собственных сильных сторон и недостатков.

Часто соционику используют для построения эффективных рабочих отношений в коллективе и командной работе, в целях саморазвития и личностного роста. В какой-то степени знания концепции социотипов способствуют формированию более гармоничных отношений между родителями и детьми, при создании семьи, а также в общении с друзьями.

(Если признавать методы соционики как научные, что делают далеко не все и не везде).

Зато среди пользователей сети соционика чрезвычайно популярна, потому что представляет собой чёткую систему знаний, которая базируется на четырёх дихотомиях (сочетание двух взаимоисключающих характеристик), формирующих 16 социотипов. К дихотомиям соционики относятся пары:

  1. интуиция и сенсорика,
  2. рациональность и иррациональность,
  3. логика и этика
  4. и, конечно, в ней выделяются интроверты и экстраверты.

Трактовка последней пары запутывает людей, незнакомых со спецификой соционики, больше всего. Для соционики термины из личностной типологии Юнга обладают иной смысловой нагрузкой (речь там идёт о социальном (коммуникативном) аспекте.

В рамках соционики происходит деление на рациональные (логика и этика) и иррациональные черты личности (интуиция и сенсорика), которые в парах характеризуют разные типы интровертов.

С точки зрения соционики интроверт – это не человек, который сосредотачивает внимание на собственном внутреннем мире, любит одиночество и порой замкнут в себе, а тот, кто умеет воспринимать информацию о мире в соотношениях между его частями и объектами.

Сюда входит восприятие и оценка отношений, которые существуют между людьми, поиск связи между событиями, поиск и осознание различий в жизненных ощущениях.

(Классическому интроверту эти проявления тоже свойственны, но они не являются определяющими и первопричинными).

На практике интроверт в понимании соционики – это человек, который, получив информацию о взаимодействии объектов, начинает её осмысливать и затрачивает на это много времени. На время обработки этой информации соционическому интроверту не нужна новая информация о внешнем мире. Он углубляет и совершенствует свои знания об уже воспринятом объекте.

В жизни соционический интроверт может оказаться человеком общительным, у которого много знакомых и друзей, импульсивным, эмоциональным и активным в общении, но при всём этом человек будет ориентирован на себя, свои чувства и ощущения и будет всегда стремиться выражать собственную оценку событиям вокруг него. Экстраверт в соционике в свою очередь может в жизни проявить черты, которые более свойственны интроверту в контексте классической психологии.

Подробнее о соционике вы сможете узнать на специализированных ресурсах. Но вряд ли там у вас будет возможность увидеть разницу между интровертом в широком понимании этого слова и соционическими интровертами, которые формируют 8 типов (в дополнение к 8 экстравертным типам).

Источник: http://i-introvert.com/testy/111-ponyatie-introvert-v-sotsionike-na-puti-k-detalnoj-tipologizatsii

психология соционика тренинги

Ну что, дорогие читатели, продолжим наш разговор на тему соционики.

Знакомы ли Вам слова ЭКСТРАВЕРСИЯ и ИНТРАВЕРСИЯ? Хотелось бы, прежде чем будет читать дальше, чтобы Вы написали СВОИ определения: кого Вы считаете экстравертами, а кого интровертами.

А теперь посмотрим таблицу «сравнения понятий ЭКСТРАВЕРСИЯ – ИНТРАВЕРСИЯ в общей психологии и у К.Г. Юнга».Столбик №2(психологический словарь) – наверняка это то, что Вы написали или подумали про себя.

ТАБЛИЦА: СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЭКСТРАВЕРСИЯ – ИНТРАВЕРСИЯ В ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И У К.Г. ЮНГА.

       ИсточникВертностьБольшой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В.Карл Густав Юнг. Психологические типы.
Экстраверсия(англ. extraversion; от лат. extra — вне + versae, versie — поворот; букв.: обращенность вовне) — комплексное свойство (комплекс черт) личности, стандартно описываемое как склонность к широким, разнообразным социальным контактам (коммуникабельность, общительность, разговорчивость), ориентация не на внутренний, а на внешний мир… К комплексу черт экстраверта относят также оптимизм, импульсивность, беспечность, непостоянство.Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием влиять и оказываться под давлением событий, потребностью вступать во взаимодействие с внешним миром, способностью удерживать постоянное внимание к окружающему миру.
Интроверсия(англ. introversion; от лат. intro — внутрь + versae, versie — поворот; букв.: обращенность вовнутрь) — комплексное свойство (комплекс черт) личности, стандартно описываемое как склонность избегать социальных контактов (некоммуникабельность, необщительность), стремление к уединению, ориентация не на внешний, а на внутренний мир (чувств, мыслей, образов). Крайние степени И. характерны для аутизма. К комплексу черт интроверта относят также стремление к точности, педантичности, планированию своих действий; нерешительность, осторожность; ответственность.Интроверсией называется обращение либидо вовнутрь. Этим выражается негативное отношение субъекта к объекту. Интерес не направляется на объект, но отходит от него назад на субъекта. Человек с интровертной установкой думает, чувствует и действует таким способом, который явственно обнаруживает, что мотивирующая сила принадлежит прежде всего субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение.

 А теперь прочитайте два описания психологических типов – угадайте, в каком из них идет речь об экстраверте, а в каком об интроверте?

Описание ТИМов от Виктора Гуленко.

ТЕКСТ 1
Любит во всем надежность и основательность. Отличается высокой работоспособностью. Обладает развитым чувством долга. Очень пунктуален, старается все планировать наперед. Предпочитает зря не рисковать. Расторопен и изобретателен в бытовых вопросах.Консервативен в своих вкусах и привычках. Не любит признавать свои ошибки и идти на компромиссы. Плохо воспринимает критику, даже в шутливой форме. Ему не хватает дипломатичности в отношениях. Не любит говорить о развлечениях, сторонник строгого воспитания. Стрессонеустойчив, особенно его выбивают из колеи ситуации неопределенности. Не выносит, когда его подгоняют или отвлекают от работы.

ТЕКСТ 2

Обладает хорошим вкусом, чувством меры. Заботлив и внимателен к людям, очень считается с их удобствами. Дипломатичен, хорошо умеет уговорить кого-либо на нужное или выгодное дело. Может отлично наладить комфорт в близком окружении. Умеет отдыхать, ценит удовольствия и житейские радости. Хорошо чувствует состояние других людей, способен мягко пристраиваться к собеседнику. Со всеми приветлив, внимателен и участлив. Бывает,расслаблен и несобран. Может проявить явное недовольство, если его покой нарушают. Не видит смысла в пустой суете и напрасной трате сил.

Если пользоваться общепринятыми в психологии определениями (столбик №2психологический словарь), то ТЕКСТ 1 про интроверта, а ТЕКСТ 2 – про экстраверта.

А теперь, воспользуемся определениями, данными Юнгом (кстати, если нам не изменяет память, именно КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ ввел понятия ЭКСТРАВЕРСИИ и ИНТРОВЕРСИИ в психологию).

Вернитесь к таблице и прочитайте столбик №3 (Юнга). Что вы теперь думаете про описания двух типов? Вопрос на засыпку. Соционика родилась из психологии или из книжки Психологические типы, написанной Карлом Юнгом? Так кто такие экстраверты и интроверты в соционике? Попробуем разобраться.

Некоторые из экстравертных типов проявляют себя как описано в психологическом словаре, чаще всего это экстравертные этики (да и то не все, некоторых Гамлетов и Гюго считают интровертами). Почему? Особенности работы ТИМа плюс подтип (о подтипах будет отдельная статья).

Например, особенность психотипа Гюго заключается в избегании отрицательных эмоций, носителями которых чаще всего являются люди. Как Вы думаете, будут они казаться общительными? Скорее нет, чем да. Потому что они избегают близких контактов с людьми, дабы не сделать себе больно, но от этого они не перестают быть экстравертами по Юнгу.

Приведем пример:в нашем окружении есть 12 Гюго. Все эти люди либо домоседы – пятеро работают на дому, делая игрушки и украшения,  пишут музыку и картины.

Либо предпочитают активную работу, которую выполняют, в основном, в одиночку – водители-экспедиторы, экономисты, психологи, редакторы, охранники.

Всеготрое представителей данного типа работают тренерами-психологами, у двоих свои магазинчики (однако, в которых они сами не работают).

Темболее экстравертные логики. Почему логики? Потому что они направлены не  на людей, а на действия – то есть работа для них важнее, чем общение.

Как в нашем примере 1 (ТЕКСТ 1) – где речь идет о ТИМе Штирлиц, у которого вся экстраверсия направлена на инструментальные акты,  то есть он может совершать много действий, при этом, не проронив ни слова.

(Как наш коллега – часто встает, приносит кофе, ходит из кабинета в кабинет, подает бумаги, подключает технические устройства, передвигает стулья, опережая в этих действиях других).

Помните, кто такой экстраверт у Юнга – эточеловек, способный взаимодействовать с внешним миром, а ведь это не только разговоры с другими, но еще и действия и эту деятельность экстраверт может производить, запершись у себя дома на какое-то время.

В связи с этим, нам не понятно, какими инструментами пользуются те, кто определяют ярко выраженного Штирлица (В.В. Путина) – Бальзаком. Сравните: точный пример Бальзака – это питерский ученый Григорий Перельман, который получил премию Филдса за  решение одной из семи «задач тысячелетия» — гипотезы Пуанкаре. Но на церемонии награждения даже не появился.

Математик  Артур Яффе из Гарварда заявил: «Думаю, что он очень нетривиальный человек, который не хочет, чтобы его вовлекали в пышные церемонии и идолопоклонство». Необычным был и способ, который Перельман выбрал для обнародования доказательств. Он разместил работу в Интернете.

То есть выглянул  Бальзак на время во внешний мир и опять погрузился в свою интроверсию.

Тогда, кто такой интроверт? Мы часто видим с экранов телевизоров ТИМ Дюма, который производит на окружающих впечатление очень общительного и экстравертного человека (по психологическому словарю).  Например, Михаил Галустян.Этот ТИМ описан в ТЕКСТЕ 2.

Кто хорошо знает соционику, помнит, что Дюма интроверт. Тогда в чем дело? Откуда такое впечатление? Ответ таков: кроме того, что Дюма интроверт, он еще и этик. Этикам важнее люди, чем не живые объекты. Он сенсорик и динамик.

Сенсорикам важно контактировать с миром, в том числе и с людьми, потому, что такой человек мир понимает через контакт, ему окружение нужно «потрогать». Динамик слово понятное – человеку нужно все время находиться в движении, чтобы не заснуть. Комплекс этих признаков Рейнина  производит впечатление экстраверта.

И в отличие от Гюго, у которого вроде похожие функции, Дюма иррационал и любит любые эмоции, то есть не боится отрицательных, а значит, не избегает контактов с людьми.

Поэтому, у Дюма бывает много друзей и знакомых, они могут производить впечатление очень деятельных и общительных людей, что по психологическому словарю соответствует экстравертам.

Поскольку мы сделали критический выпад в адрес тех, кто любит типировать известных людей, не указывая на свой способ, нам придется немного раскрыть свои секреты, как это делаем мы.

Поскольку, экстраверсия и интроверсия, как и все признаки Рейнина врожденные и генетически обусловлены, значит, они проявляются не только на психологическом и информационном уровне, но и на физическом. Например, блеск кожи: у интровертов он матовый и бархатистый, а у экстравертов – глянцевый на всей поверхности, а на изгибах блестит, как стекло. В поведении детей, также, сразу видно, что экстравертам важен контакт с внешним миром, а интровертам – с самим собой.

Читайте также:  Финская система образования - психология

Ну как, сориентировались, что такое экстраверсия и интроверсия в соционике?

Если нет, приходите к нам на тренинг (простите за рекламу, но формат статьи не позволяет сделать то, что позволяет сделать формат тренинга).

Источник: http://soc.kz/index.php/component/content/article/12-stati/11-ekstraversiya-introversiya

Сопоставление понятий “экстраверсия” и “интроверсия” в теоретических подходах К.-Г.Юнга, Г.Айзенка и современной соционике

Автор – Романенко К. Р..
Работа была подготовлена в рамках курса “Дифференциальная психофизиология и психология” студенткой третьего курса факультета психологии ГОУ ВПО МО “Академия социального управления“.

Автор пытается проследить историческое развитие изначально научных понятий “экстраверсии” и “интроверсии”, которые сегодня прочно вошли в разговорную речь людей, далеких от психологии.

Кто же такие экстраверты и интроверты на самом деле? [b]Введение[/b]

Понятия экстраверсия и интроверсия прочно вошли в современный лексикон почти каждого человека.

В обыденном сознании под экстраверсией понимается общительность, активность и даже веселость, а под интроверсией — замкнутость, застенчивость, неумение общаться.

Наблюдать за такой метаморфозой забавно, а спорить бесполезно, тем более, что такое понимание экстраверсии/интроверсии отражает частные случаи научных концепций.

[b]Теория К.-Г. Юнга[/b] Понятия экстраверсия [i][/i] и интроверсия введены в психологию К.-Г. Юнгом. Юнг утверждает, что каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип.

«Мы видим один и тот же общий принцип в основном понимании вопроса, а именно: в одном случае движение интереса направлено на объект, а в другом случае оно отвращается от объекта и направляется к субъекту, на его собственные психические процессы.

В первом случае объект действует на тенденции субъекта подобно магниту: объект притягивает их и в значительной мере обусловливает субъекта, – более того, он настолько отчуждает субъекта от самого себя, так изменяет его качества в смысле приравнения к объекту, что можно подумать, будто объект имеет большее и, в конечном счете, решающее значение для субъекта, будто полное подчинение субъекта объекту является, в известной мере, абсолютным предопределением и особым смыслом жизни и судьбы. Во втором случае, наоборот, субъект является и остается центром всех интересов. Создается впечатление, будто вся жизненная энергия направлена в сторону субъекта и поэтому, всегда препятствует тому, чтобы объект приобрел какое бы то ни было влияние на субъекта. Кажется, будто энергия уходит от объекта, будто субъект есть магнит, стремящийся притянуть к себе объект». Если человек мыслит, чувствует и действует – одним словом, живет так, как это непосредственно соответствует объективным условиям и их требованиям как в хорошем, так и в дурном смысле, то он экстравертен. Он живет так, что объект в качестве детерминирующей величины, очевидно, играет в его сознании более важную роль, нежели его субъективное воззрение. Он имеет, конечно, и субъективные воззрения, но их детерминирующая сила меньше, чем сила внешних, объективных условий. Поэтому он совсем и не предвидит возможности натолкнуться внутри себя на какие-нибудь безусловные факторы, ибо он знает таковые только во внешнем мире. Опасность для экстраверта заключается в том, что он вовлекается в объекты и совершенно теряет в них себя самого. Возникающие вследствие этого функциональные (нервные) или действительно телесные расстройства имеют значение компенсаций, ибо они принуждают субъекта к недобровольному самоограничению. Классические случаи истерии всегда отличаются преувеличенным отношением к лицам окружающей среды; другой характерной особенностью этой болезни является прямо-таки подражательная приноровленность к обстоятельствам. Основная черта истерического существа – это постоянная тенденция делать себя интересным и вызывать впечатление у окружающих. Вследствие общей экстравертной установки мышление ориентируется по объекту и по объективным данным. Такое ориентирование мышления ведет к ярко выраженной особенности. Мышление совсем не должно быть чисто конкретным мышлением фактов; оно точно так же может быть чисто идейным мышлением, если только установлено, что идеи, при помощи которых протекает мышление, более заимствованы извне, то есть переданы традицией, воспитанием и ходом образования. Итак, критерий для суждения о том, экстравертно ли мышление, заключается прежде всего в вопросе, по какому мерилу направляется процесс суждения, – передается ли это мерило извне, или же оно имеет субъективный источник. Дальнейшим критерием является направление умозаключений, а именно вопрос: имеет ли мышление преимущественное направление на внешнее или нет.

Интровертный тип отличается от экстравертного тем, что он ориентируется преимущественно не на объект и не на объективно данном, как экстравертный, а на субъективных факторах. У интровертного между восприятием объекта и его собственным действием вдвигается субъективное мнение, которое мешает действию принять характер, соответствующий объективно данному.

Этот тип руководствуется, стало быть, тем фактором восприятия и познания, который представляет собою субъективную предрасположенность, воспринимающую чувственное раздражение. Интровертный опирается преимущественно на то, что привносит к констелляции от себя внешнее впечатление в субъекте.

В отдельном случае апперцепции различие может быть, конечно, очень тонким, но во всей совокупности психологической экономии оно становится в высшей степени заметным, в особенности по тому эффекту, который оказывается на эго, в форме резервата личности.

Он, как и параллельный ему экстравертный случай, находится под решающим влиянием идей, которые вытекают, однако, не из объективно данного, а из субъективной основы. Он, как и экстравертный, будет следовать своим идеям, но только в обратном направлении – не наружу, а вовнутрь. Он стремится к углублению, а не расширению.

По этой основе он в высшей степени и характеристически отличается от параллельного ему экстравертного случая. То, что отличает другого, именно его интенсивная отнесенность к объекту, отсутствует у него иногда почти совершенно, как, впрочем, и у всякого неинтровертного типа.

[b]Модель личности Г. Айзенка[/b] Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию – интроверсию и нейротизм (позднее Айзенк ввел еще одно измерение личности – психотизм, под которым понимал склонность субъекта к агрессии, жестокости, аутизму, экстравагантности, демонстративности).

В общем смысле экстраверсия – это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия – направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм – понятие, синонимичное тревожности, – проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.

Эти свойства, составляющие структуру личности по Айзенку, генетически детерминированы. Их выраженность связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения – торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации.

Однако наиболее разработанным из двух названных свойств на физиологическом уровне в теории Айзенка является учение об экстраверсии-интроверсии. В частности, различия между экстравертами и интровертами Айзенку и его последователям удалось установить более чем по пятидесяти физиологическим показателям.

Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т. п.

Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, и недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

У интроверта преобладают следующие особенности поведения: он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик.

Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка.

Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

[b]Соционика[/b] Широкое распространение получает сейчас околопсихологическое учение — соционика, предмет которой так называемый информационный метаболизм. Корни этой науки — в переосмыслении теории К.Г. Юнга.

Далее я привожу объяснения понятий экстраверсии и интроверсии, взятые с соционических сайтов: «Направление потока энергии определяет, откуда мы получаем основную часть мотивации.

Получаем мы ее изнутри себя (Интровертный, Introverted) или от внешних источников (Экстравертный, Extraverted). Сосредоточена наша доминирующая функция вовне или внутри нас».

«В соционике не следует путать понятия общительности и замкнутости с понятиями экстраверсии и интроверсии.

Введённые Юнгом, эти понятия прочно вошли в психологический лексикон и впоследствии приобрели значение несколько отклоняющееся от того, которое придавал им Юнг. Общительность и замкнутось в этих понятиях теперь – далеко не главное.

Общительность может иметь в основе как интерес к людям (экстравертный), так и интерес к полезной или привлекательной для себя информации (интровертный)».

Упрощённая модель:объектный взгляд на мир-экстраверсия; субъектный взгляд на мир — интроверсия. Есть ещё метафора «футбольное поле»: внимание игрока на трибуны — экстраверсия; внимание трибун на игрока – интроверсия». «Экстраверты характеризуются следющими ключевыми признаками: 1. непосредственная реакция на окружающую среду, «внешняя» психическая жизнь; 2.

интерес к внешним объектам, потребность во включении и присоединении. Экстраверт полон внимания к окружающему миру, отзывчив, легко принимает внешние события, проявляет к ним непостредственный интерес, готов на них влиять и подвергаться влиянию. Реагирует быстро, часто сначала делает, потом думает, склонен рисковать, не подчиняется дурным опасениям или колебаниям.

Подвижен, легко проспосабливается к изменениям. Обладает широким кругом общения, непринуждённо налаживает новые связи. Легко привязывается, и теряет свою привязанность. Секретов не держит, часто делится ими с друзьями. Терпит любую суматоху и шум, даже находя в этом свою прелесть. Любит проявлять, демонстрировать себя, прекрасный рассказчик.

При этом зависим от общественного мнения, а свои взгляды зависят от внешних условий. Для экстраверта важен вопрос: «что думают об этом другие?» Критически оценивать свои мотивы не любит, прячет собственную личность от себя в бесознательном. Даже может игнорировать своё тело, пока с ним не случится что-то серьёзное, элементарные потребности удовлетворяет между делом.

Интроверты характеизуются следующими ключевыми признаками: 1. рефлексия, связь с внутренней реальностью — впечатлениями, вызываемыми объектами; 2. оборонительная позиция, склонность отдаляться от объектов. Интроверт застенчив, недоверчив, трудно приспособляется к внешнему миру, держится в стороне от событий, пессимистичен.

Необщителен, стремится к уединению, ограничивает круг общения наиболее близкими людьми. Испытывает неприязнь к обществу из большого количества людей, не проявляет энтузиазма от людской сплочённости. Проявляет склонность обесценивать людей и предметы, принижать их значение.

Прожде, чем совершить действия, тщательно продумывает их, старается доказать, что все его действия основаны на собственных убеждениях. Работу делает посредством собственных ресурсов и по собственной инициативе, по своему.

Психологические защитные средства включают в себя добросовестность, щепетильность, педантичность, бережливость, осторожность, недоверчивость, умеренность, совестливость, честность, прямоту, вежливость». И, наконец, «экстраверт — тот, для кого в мире важны сами объекты. Он воспринимает окружающую действительность непосредственно. Стремится менять не сами объекты, а отношения между ними — перестраивать структуры, налаживать и рвать отношения с людьми. Точно также не любит менять себя, свои внутренние установки.

Интроверт — человек, первостепенную важность для которого имеют отношения между объектами и своё отношение к ним. Воспринимает действительность через собственные представления, сравнивая её со своим внутренним миром. Старается поменять объекты, не затронув связей между ними. Подстраивается под других людей или убеждает их измениться, чтобы сохранить отношения».

[b]Сравнение[/b]
Концепция К.-Г. Юнга носит не столько психологический, сколько психолого-философский характер. Описывая понятия экстраверсии и интроверсии, он говорит о мировоззрении и отношениях с миром.

Читайте также:  Подавление эмоций - психология

Юнг объясняет экстраверсию/интроверсию как общую установку сознания и бессознательную установку, как базовую мотивацию личности.

А также указывает на склонность к психическим отклонениям вследствие особенностей типа и дает небольшую типологию: сочетание экстраверсии/интроверсии с другими свойствами психики.

Понимание экстраверсии и интроверсии Г.Айзенком близко к понятию темперамента, он описывает типы, свойства, особенности нервной системы; физи [link=адрес гиперссылки][/link] ологические, генетически детерминированные свойства. Может быть Г.Айзенк описывает физиологическую сторону процессов, названных Юнгом, а может быть просто использует названия для обозначения своих собственных понятий.

В соционике нет единого понимания экстраверсии/интроверсии, что иллюстрируют вышеприведенные цитаты. В половине из них — юнговское понимание этих свойств, их дополнительное описание и снабжение примерами, в другой половине — то самое житейское понимание экстраверсии/интроверсии как общительности или необщительности.

[b]Литература[/b] 1. Юнг К.-Г. Психологические типы — пер. София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.:Азбука, 2001 2. Исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма// thepsy.narod.ru

3. http://www.socionika.info

© 2009 – 2011, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором

Источник: http://psyvert.ru/psy/extra-intra/

Интроверсия

Интроверсия – это свойство личности, характеризующее ее обращение на свой внутренний мир. Интроверсия в психологии впервые описана известным швейцарским психологом и психиатром Карлом Юнгом.

Интроверсия по Юнгу – это личностная ориентация на себя. Дословно понятие «интроверсия» означает «обращенность внутрь», что в свою очередь, значит предпочтение индивидом личного внутреннего мира доступного только ему, чем заинтересованность другими людьми. Интроверт считает свой мир богатым и созидательным относительно объективной реальности.

Интровертированная личность отличается высокой чувствительностью и впечатлительностью. Такие люди подвержены глубокому самоанализу и самокритике.

Они обычно серьезные, размеренные, им чужда спонтанность действий, очень редко проявляют инициативу к общению. Они лучше предадутся личным размышлениям, нежели будут идти с кем-то на контакт.

Но это не подразумевает, что они никогда совсем ни с кем не разговаривают. У них есть друзья, которые принимают их такими, какими они есть.

Характеристика интроверсии способствует тому, что такие люди практически незаметно выражают свои эмоции, их эмоциональное состояние всегда кажется стабильным, потому, что интроверты всегда погружены в себя, мысли и фантазии, все чувства и эмоции они переживают «в себе».

Карл Юнг сформировал гипотезу о явлениях экстраверсии и интроверсии и назвал их антагонистичными личностными качествами. Изучение обоих понятий продемонстрировало насколько широкими и всеобъемлющими они являются.

Экстраверсия и интроверсия – это те качества, по которым чаще всего оценивают человека. Сложилось так, что многие люди из-за недопонимания сущности понятия интроверсия, определение ему дают неправильное.

Они придают интроверсии негативную окраску и отрицательную оценку.

Это объясняется тем, что присущие черты интроверсии (необщительность, чувствительность, замкнутость) встречаются в некоторых психических расстройствах, поэтому у людей вызывают негативные ассоциации.

Интроверсия экстраверсия

Характеристика интроверсии и экстраверсии заключается в том, что это два крайних психологических качества, проявляющие сущность индивидуальности человека, ориентацию его психической деятельности или на внешний мир и все его составляющие объекты, или на явления и процессы своего внутреннего субъективного мира.

Типические характеристики интроверсии и экстраверсии выделяются вместе с более частными индивидуальными характеристиками и личностными особенностями, они были эмпирически описаны и выделены психиатром Карлом Гюставом Юнгом в его произведении под названием «Психологические типы».

В данной работе автор выделил два типа личности соответственно к их определяющему качеству: интроверта и экстраверта. Характеристика, с помощью которой происходит раздел на интроверсию и экстраверсию – это установка личности наружу или внутрь, что наблюдается в мироощущении человека или в реакциях на разнообразные внешние или внутренние импульсы.

Экстраверсия человека выражается в направленности его мыслей, чувств и деятельности наружу, то есть на взаимодействие с окружающими людьми и предметами внешнего мира. Экстраверт легко заводит новые знакомства, он бывает одержим общением с людьми, также он достаточно быстро и удачно приспосабливается к новым, непредвиденным ситуациям.

Экстраверты в большинстве своем импульсивные личности, темпераментные, они находятся в постоянном движении, с трудом переносят однообразность.

У них есть чувство юмора, они любят смех и веселье, часто поверхностные и под влиянием настроения могут сделать то, о чем потом пожалеют.

Экстравертированные личности открыты новому опыту, знакомствам с новыми объектами мира, ориентируются на приумножение связей с ними, позже могут оказаться под влиянием этих объектов или зависимости от них.

Карл Юнг определяет главный критерий, отличающий экстраверсию и интроверсию – это движение либидо (жизненной энергии) и его направление.

У людей с экстраверсией либидо направлено на окружающий мир, это выражается в том, что они предпочитают практические и общественные стороны жизни, взаимодействие с внешними объектами действительности.

Интроверсия по Юнгу, означает, что человек отдаёт предпочтение собственному внутреннему миру, своим воображениям и размышлениям. Фантазии замещают ему общение с внешним миром.

Человек, со свойствами экстраверсии склонен растрачивать свою энергию, направлять ее на внешние окружающие объекты, на взаимодействие с ними. Человек, с интроверсией, наоборот, старается накапливать собственную энергию и вводить ее во внутренний мир.

Экстравертированный человек стремится выплеснуть всю энергию в общении с окружающими, потратить её на те активности, которыми он занимается для того, чтобы быть в центре внимания у всех на виду, принимать активное участие в публичных выступлениях, эффектно появляться на многолюдных мероприятиях, вечеринках.

Свою энергию экстраверты получают от внешнего мира, от взаимодействия с его предметами, вещами, общения с людьми, от нахождения в потрясающих местах, от собственных действий в этом мире.

Эти люди являются расточителями энергии.

Если у них случаются долговременные периоды бездействия, когда они вынуждены быть в одиночестве и созерцать свой внутренний мир или общаться в очень узком кругу общения, у них пропадает ощущение жизни, они теряют ее смысл.

Экстраверты должны разбавлять свою головокружительную постоянную занятость периодами покоя, обычного бытия, поскольку они сами могут потеряться и забыться в пространстве и времени, что чревато проблемами с физическим и психическим здоровьем.

Личности с экстраверсией очень свободно самовыражаются, они любят общество, сконцентрированы на нем, поэтому часто становятся общественными деятелями и могут многое предложить социуму, поскольку всегда ориентируются на результат и эффективное действие.

Экстравертированные личности в состоянии одиночества или временного пребывания внутри себя, как будто угасают, им очень тяжело переносить подобное положение, это их угнетает.

И для восстановления жизненной силы им нужно не так много – возобновить общение с людьми, заняться деятельностью, привлечь к себе внимание.

Экстравертами часто являются люди общественных профессий – чиновники, различные управляющие, артисты, организаторы, конферансье, тамады и так далее.

В одно время Карл Юнг пересмотрел свою теорию экстраверсии-интроверсии и дополнил ее некоторыми аспектами. Он выделил некоторые самостоятельные факторы, точнее психологические функции, которые раньше вводил в состав экстраверсии и интроверсии – чувство, ощущение, интуиция и мышление.

Также Юнг перестал называть личностей экстравертами и интровертами, а начал говорить об экстраверсии и интроверсии преобладающей психической функции.

То есть получается так, что психика личности может иметь одну из функций – чувство, ощущение, интуицию, экстравертированный или интровертированный способ мышления, и дополнительно к этим функциям в психике человека могут существовать и многие другие функции, которые в свою очередь, или будут вспомогательными или будут вытесняться.

Интроверсия это в психологии Юнга, характеристика, определяющая личность, как отстраненную от других, закрытую в себе.

Личность с преобладанием интроверсии свою психическую энергию направляет внутрь себя самой, все ее мысли, действия и интересы ориентированные на собственное «Я».

Именно поэтому человек с интроверсией имеет большую склонность к рефлексии, к беспрестанному анализу своего психического состояния, личностной критике.

Такой человек с большим трудом устанавливает контакты с окружением, в отличие от экстраверта он тяжело адаптируется в окружении, он проявляет закрытость ко всему, что находится вне его мира, у него слишком развиты защитные механизмы психики. Он с очень большим трудом подстраивается под правила и нормы, установленными внешними объектами.

Интровертированные личности почти всегда имеют серьезный или даже угрюмый вид, их редко можно увидеть с улыбкой на лице или радостными глазами, они выдержаны и педантичны, склонны к депрессии.

Позже теорию интроверсии и экстраверсии изучал психолог Г. Ю. Айзенк, он выделял факторы: экстраверсия интроверсия нейротизм (эмоциональная стабильность) и рассматривал их, как базовые характеристики личности.

Для выявления качеств личности Айзенком была разработана методика «Описание личности», в которой графически изображались оси, на которых размещались черты: экстраверсия, интроверсия, нейротизм, сочетание этих черт представляло основные характеристики личности.

Айзенк утверждал, что в основе проявлений интроверсии и экстраверсии имеются врожденные особенности ЦНС, которые обуславливают баланс процессов возбуждения и торможения. Так, для интроверсии характерно доминирование процессов возбуждения над торможением, а процессы торможения более свойственны экстравертам.

В актуальное время, характеристика интроверсии и экстраверсии используется достаточно широко в психологии, поскольку описание этих особенностей психики соответствует реальным и правдивым наблюдениям за поведением людей.

Часто именно с помощью этих двух качеств – интроверсии и экстраверсии характеризуют личность человека, хотя на самом деле, немного неправомерно измерять личность только с помощью данных двух характеристик.

К тому же, «чистые» типы экстраверсии и интроверсии встречаются очень редко, просто они могут быть более или менее выражены в структуре личности человека.

Современная психология проводит массу исследований с целью установления связей между описываемыми личностными качествами и особенностями психических, в большей степени познавательных процессов, определения соотношений значений характеристик интроверсии и экстраверсии с социальной активностью, развитостью социальных контактов и других аспектов.

Социальная интроверсия

Социально-психологическая неспособность личности развиваться и жить вне общества требует от нее актуализации базовых механизмов и движущих сил, непосредственной связи между людьми. Такая связь осуществляется посредством общения и взаимодействия в социальном существовании.

Речь идет о социально-психологических свойствах личности, определяющих ее способность к взаимодействию и сосуществованию в обществе, которые нужно учитывать и понимать.

Социальная интроверсия определение – это направление социальной активности, установление и поддерживание контактов с определенным, небольшим кругом людей, с перспективой поддерживать связи только с этими людьми на протяжении долгих лет.

Социальная характеристика интроверсии предполагает, что человек лучше будет поддерживать старые и проверенные отношения с людьми, нежели будет расширять свой круг ненужными и кратковременными знакомствами.

И дело здесь совсем не в застенчивости или скромности, человек с интроверсией волне осознано предпочитает домашний уют и общество себя самого, нежели веселую вечеринку.

Такой человек больше любит размышлять в одиночку, нежели делиться идеями и советами с другими.

Социальную интроверсию человека часто воспринимают за недоверчивость, застенчивость, пессимистичность, неприязнь.

Но сам, интроверт на самом деле может быть очень доброжелательным, мудрым и рассудительным человеком, просто его состояние души такое, что ему лучше держаться в стороне от общества и событий, и ограничиваться кругом самых близких людей, дабы не расшатать положение вещей своего внутреннего мира.

Интроверту бывает на самом деле очень трудно приспособиться к внешнему миру, он не умеет налаживать контакты, от этого и стремится к уединению, чтобы не быть высмеянным или не показывать свою уязвимость.

Иногда интроверсия человека приводит к тому, что он начинает искренне испытывать неприязнь к большому количеству людей, их сплочённости, способен обесценивать людей и предметы.

Со временем такой человек вполне может стать отшельником.

У личности, имеющей свойство интроверсии, психологические механизмы проявляются через добросовестность, педантичность, недоверчивость, бережливость, осторожность, прямоту, умеренность, совестливость, честность.

Источник: http://psihomed.com/introversiya/

Ссылка на основную публикацию