Запечатление любимого — психология

Запечатление Любимого — Психологос

​​​​​​​Запечатление Любимого — вспышка внимания, мгновенная и надолго запись в память: «Это мой Любимый!»

«Ты чуть вошел — я вмиг узнала,
вся обомлела, запылала
и в мыслях молвила -«Вот он!»

«Евгений Онегин, письмо Татьяны». А.С. Пушкин

Механизм запечатления Любимого очень напоминает механизм импринтинга у животных.

Известный зоопсихолог К. Лоренц показал, что появившиеся на свет птенцы (и не только птенцы) еще не знают, кто их мама.

В строго определенное время, спустя несколько часов после рождения, у них возникает состояние готовности к запечатлению, их глаза как бы ищут: «Кто ты, мама? Где ты, мама?» Мамой же признается то, что имеет «ключевые раздражители» — для гусят, например, это нечто, напоминающее клюв у движущегося объекта средних размеров. Поскольку обычно сразу после рождения с ними рядом мама, запечатлевают они именно ее. Но если исследователь маму убирает, присаживается вместо нее, чем-то изображая клюв, — гусята признают его за свою маму и после этого готовы все детство ходить за ним. Все, запечатление произошло: теперь покажи им настоящую, родную маму — они ее не узнают. Смотри Импринтинг

В отличие от импринтинга, предполагающую врожденную готовность к фиксированному запечатлению и происходящему, как правило, в раннем детстве, запечатление Любимого происходит во вполне взрослом состоянии и обусловлено не врожденными, а социальными и ситуативными факторами. То есть может быть — совершенно странным и случайным.

Формула запечатления Любимого

Для запечатления Любимого нужно всего два обстоятельства: определенный (желательно повыше) уровень предвлюбленности​​​​​​​ плюс ключевой стимул.

Предвлюбленность

Необходимым условием запечатления Любимого является состояние предвлюбленности. Чем сильнее, ярче, напряженнее состояние предвлюбленности, тем легче происходит запечатление Любимого, тем более случайный человек может оказаться Любимым.

Ключевой стимул

Чтобы предвлюбленность «выстрелила», нужен ключевой стимул: знак, сигнал, что «Это — Он!» («Она»).

Что может оказаться таким ключевым стимулом?

  • Картинка Любимого человека или Картинка его появления
  • Разнообразные знамения
  • Отклик тела (забилось сердце)
  • Помрачение рассудка

Если в Сердце перебой, и не знаешь, что с тобой, если в Сердце бьется кровь, то к тебе пришла…. Инфаркт.

Если состояние предвлюбленности присутствует и срабатывает какой-либо ключевой стимул, тем более удачно складываются несколько ключевых стимулов — запечатление Любимого происходит.

Девушка ждет Его, хотя еще не знает точно, кого… И если в этот момент кто-то удачно и вовремя подошел, что надо сказал («Девушка, разрешите подарить вам цветок за ваше очарование… Слушайте, давайте я приглашу вас в кино — у меня два билета, прекрасный фильм, не пожалеете…») — то все, сердце у нее забилось, она себе сказала: «Это — Он!», она влюбилась.

Дальше, обычно, происходит Раскрутка переживания любви и формирование настоящей влюбленности. Которую обычно называют более красиво: любовь.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/zapechatlenie-lyubimogo

Любовь, красота, улыбка или… импринтинг?

И не пишите мне тут, что главное ум, честь, совесть и доброта. Не ставьте меня в положение пэтэушницы среди толпы академиков. Я-то ведь тоже всегда считала, что мне мозги в первую очередь нужны. И какое горькое разочарование!

Мне, оказывается, нужна улыбка, вот такая: спокойная, мудрая, с горчинкой, нестерпимо прекрасная. Такая улыбка вызывает у меня нежность всецелую, всепоглощающую, жгучую.

Однажды я оказалась рядом с ней и почувствовала себя колокольней, крейсером Аврора, хозяйкой Медной горы.

Она казалась такой маленькой, хрупкой девочкой, нежным цветком — и при всём этом она одна из самых умных, сильных, непримиримых, деятельных и ярких женщин из тех, которых я давно люблю.

Между тем, кого-то она мне напоминает… Кого-то из давнего-давнего прошлого… Кого же? Чью улыбку напоминает мне её улыбка?

Такой вот детерминистский подход у меня к любви и красоте.

Красота — это вообще наша личная оценочная категория. Вот как мы определяем, что нам красиво, а что нет, почему одно любим, другое — нет? Гормональный ли фон это, настроение, химия в организме, результат жизненного опыта или социальные заморочки?

Самая простая модель механизма оценки предполагает, что наши вкусы — результат нашего опыта.

К примеру, случилось однажды всё прекрасно с сероглазой красоткой, до ужаса талантливо рассуждающей на философские темы, так и будешь ты всю жизнь в таких влюбляться.

Или подсознание с высоты жизненного опыта всё оценивает, анализирует, разбирает по кусочкам.

И вот прекрасная девушка с кудрявыми черными волосами неявно напомнит тебе недобрую нянечку из детского сада, которая заставляла тебя есть ненавистную кашу, а потом рыдающего поставила в первый в жизни угол, и — бззз, стоп — раздается сигнал.

В смысле, прощай девушка с кудрявыми черными волосами, не знаю я тебя, и какой ты положительной не окажись, все равно ты мне уже не нравишься, ибо образ внешности «врага» уже сформировался в других условиях (как то — когда-то попробовал арбуз, отравился и теперь убежден: арбуз несъедобен).

То есть проблема кроется где-то в районе цвета глаз, волос, жестов или в каких-то еще малоуловимых деталях.

А другая только посмотрит на тебя серыми глазищами, и ты-дымс «о, юность — первая любовь — первый поцелуй», и готово! Не успел человека узнать хорошенько, как уже втрескался по уши.

Это запечатление, или «импринтинг», осуществляется обычно в детском и подростковом возрасте, а его последствия, говорят, чаще всего необратимы. Эти неизгладимые образы, впечатления, не основанные на логике, закладываются в моменты нашей уязвимости. А в дальнейшем они играют ведущую роль в поведенческих реакциях. Так ли это?

Подруга рассказывает: «Еду я, смотрю по сторонам и вдруг — дыхание перехватило, я увидела мужчину, с кошмарностью сна одновременно похожего на моего молодого отца — и на постаревшего бывшего мужа.

В этот момент я поняла, чем же меня взял за душу бывший муж — совершенно чуждый мне человек, ведь всё я понимала умом, что будущего у нас нет, что мы разные, что я ему не нужна, — но он оказывается один в один похож на фотографии моего отца двадцатилетней давности…».

Вот так бывает — нравится человек, и всё тут, и уже не раз он не оправдал твоих лучших ожиданий, а всё равно продолжается тяга к нему. Неужели все эти сложные хитросплетенья душ — не что иное, как банальный импринтинг? Ибо импринтинг не требует осмысления, он принимается человеком, т.к. базируется на эмоциональной основе.

Мало того — по механизму импринтинга формируются целые шаблоны социального поведения.

Приехал в Гоа, пахнуло на тебя землей и навозом, совпало это с паттерном «детство — лето — каникулы в деревне», и готово. Втюрился в Гоа, как в свою деревню. Т. е. импринтинг видоспецифической территории, где родился и проживал человек (любовь к Родине, ностальгия по Родине, образы березок, деревни и т. д.).

Получается, что никак нельзя повлиять на зафиксированное в памяти, на сложившийся в мозгу паттерн — модель, образец для подражания? И уж тем более, не получится влюбиться просто потому, что человек хороший — знакомо, да? Вот тебе хороший человек, давай люби его, ан нет. Так же как не получится развить в себе мерило «чувства прекрасного».

Вообще-то механизм импринтинга действует не только в детстве, он может действовать на человека любого возраста, например, когда у него какой-либо кризис, или происходит формирование каких-то новых убеждений, или он испытывает сильное нервное потрясение. Импринты могут быть «позитивным» опытом, который привел к полезным убеждениям, и могут быть проблематичным опытом, который привел к ограничивающим убеждениям.

Есть еще разные сказочно-прекрасные теории, напоминающие о пещере Платона и прочих античных философах, которые «что-то такое чувствовали», но объясняли это как умели, методом «Deus ex machina».

Но в конечном итоге любой из этих подходов является детерминистским.
Ваши теории, многоуважаемая публика?

И еще удивительное — любовь проходит, ну так бывает, разочарование, то, сё. А нелюбовь, антипатия — не проходят.

P. S. Улыбка Сургановой в комментариях.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/41020/

Что такое импринтинг и запечатление

Встречаясь каждый день с людьми, мы можем обратить внимание на отдельного человека и позабыть его довольно скоро. Но иногда память об этом человеке остается на очень долгое время.

Задаваясь вопросом, почему запомнился именно он, мы начинаем перечислять его качества, внешний вид. Но на самом деле все гораздо сложнее. Это очень интересное явление в психологии, и оно имеет свое название – импринтинг. По сути, у животных происходит подобная реакция, когда они помечают определенную территорию и привыкают к ней, когда они находят себе партнера.

Рекомендуем: Жизненный путь и цикл

Но у животных это больше происходит на инстинктивном уровне, помогающем им приспосабливаться к окружающему миру ради выживания.

А вот в социальной среде между людьми импринтинг является сложным проявлением отношений.

Люди настолько привыкли к нему и так широко используют, что теперь это не просто привыкание к определенному месту или к любимому человеку, но и основной психологический прием в бизнесе.

Значение

Довольно часто люди путают слово «импринтинг» со словом «запечатление». Очень важно понимать и различать эти два понятия. Хотя многие и полагают, что это синонимы одного и того же явления, подобное предположение ошибочно. Чтобы понять разницу между этими схожими состояниями, стоит дать каждому определение.

Запечатление – это неожиданное внимание, которое уделяется некоторым вещам или людям. Это своего рода мгновенная «запись», и она остается на очень долгое время. Помимо того, что мы храним в памяти образы, которые запечатлели, они имеют немаловажное влияние на наше последующее поведение.

Импринтинг – это особый вид запечатления. По сути, это готовность к принятию образов на всю жизнь. Именно благодаря импринтингу мы никогда не забываем и храним в своей памяти родителей, родные земли, родной дом. Это явление тесно связывает мать и детей с самого рождения.

Для импринтинга не требуется времени на привыкание. Мать с первого взгляда привыкает к своему ребенку и ощущает с ним близость и связь. То же самое происходит и с ребенком. Однако у людей критический период импринтинга несколько больше, чем у животных.

Рекомендуем: Процесс забывания в психологии

Это объясняется тем, что ребенок не получает сразу способности к полному восприятию мира при помощи органов чувств и запечатлевает мать на подсознательном уровне. У некоторых животных это происходит гораздо быстрее, так как уже с рождения детеныши имеют развитые органы чувств, и им гораздо проще выделить и прочувствовать свою мать.

Запечатление при импринтинге у человека происходит только в раннем возрасте. Младенец в любой момент осознает связь между собой и мамой, после он запечатлевается со своим домом и родиной. Ведь не просто так мы храним теплые воспоминания о детских годах, вспоминая отчий дом и привычную природу.

Однако для животных это имеет большее значение на протяжении всей жизни. Наша несостоятельность и беспомощность в младенческие годы пробуждает в нас инстинкты, в то время как животные все время живут инстинктивно.

Запечатление при импринтинге имеет свои особенности:

  • Возможно в очень ограниченные и короткие сроки. Такой мгновенный период называется критическим.
  • Сам процесс запечатления совершается молниеносно. Осознать длительность процесса нереально.
  • Этому явлению свойственна необратимость, то есть созданные образы сохраняются навсегда.
  • Этот процесс не требует специальной подготовки. Происходит он на подсознательном уровне, независимо от окружающей среды.

Неосознанное применение

Как мы уже выяснили, импринтинг для человека очень важен и играет огромную роль в становлении человека в ранние годы. А вот с запечатлением мы сталкиваемся постоянно. Наиболее знакомое и очевидное – это запечатление с любимым человеком.

Запечатление имеет и слабую сторону, которая называется впечатление. По сути, это тот же самый процесс, только он длится недолго. Память постепенно стирает следы от впечатления, и в конечном итоге мы перестаем думать о тех вещах или человеке, которые нас впечатлили. Впечатление не влияет на наше поведение или жизнь в целом.

Но рассмотрим ситуацию с запечатлением близкого и любимого человека подробнее. В отличие от импринтинга, который более связан с осознанием и инстинктом, запечатление близкого происходит и во взрослом состоянии. Этот процесс обусловлен не врожденными факторами, а ситуативными и даже социальными.

Рекомендуем: Интуиция — что это?

То есть этот процесс происходит случайно и довольно неожиданно. Очень возможно, что он будет даже странным. Порой мы встречаем свою «вторую половинку» при весьма необычных и удивительных событиях. Запечатление имеет свою силу, которая зависит от определенных обстоятельств:

Более сильному запечатлению способствуют бурные эмоции и моменты, связанные с волнением. Специалисты в различных отраслях стараются использовать это для заключения сделок с партнерами. В таком случае главное – произвести сильное впечатление, что в свою очередь обеспечивает весьма успешный ход бизнеса.

В межличностных отношениях впечатления тоже важны, поэтому девушки стараются красиво выглядеть, эффектно преподносят себя, парни же пытаются покрасоваться своими достижениями. Для создания более тесной связи запечатление – это важный шаг, и все, что мы делаем для его осуществления, диктуют инстинкты.

Второе обстоятельство, влияющее на силу запечатления, – это внимание. Неожиданный блеск глаз говорит о вспышке внимания. Вот этим человек уже может управлять и показывать свою симпатию. Либо можно наблюдать за партнером и по блеску его глаз, по тому, насколько часто они вспыхивают, определять его впечатлительность.

Читайте также:  Материальное - психология

Рекомендуем: Нарушение памяти — гипермнезия

Впечатлительным людям следует с осторожностью и вниманием относиться к волнующим ситуациям. Зачастую именно такие люди отличаются повышенной влюбчивостью. Но с другой стороны, психологи расценивают влюбленность как самое приятное и полезное состояние.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/imprinting.html

Импринтинг, или программирование судьбы

?Ser Hugo (my19edwin) wrote,
2012-02-21 14:18:00Ser Hugo
my19edwin
2012-02-21 14:18:00

Импринтинг (от англ. imprint – запечатлевать, оставлять след) – открытое меньше столетия назад психологическое явление.

Его суть сводится к тому, что на ранних этапах жизни (и некоторых моментах взрослой жизни) происходит неосознанное копирование шаблонов поведения окружающих, вне зависимости от того, созидательны они или ведут к разрушению.

Рождаясь или вылупляясь из яйца, новые индивидуумы даже не относят себя к какому-либо виду – это они понимают лишь после запечатления «первичной информации», которая может быть ошибочной – и затем влиять на поведение на протяжении всей жизни.

Утиные историиВсё началось в тридцатых годах прошлого века, когда зоопсихолог Конрад Лоренц взялся за изучение моделей поведения только что вылупившихся утят. Оказалось, что птенцы запоминают первый движущийся объект, который попадётся им на глаза – и впоследствии считают его «мамой». Вскоре целый выводок уток с кряканьем ходил гуськом за учёным – на лужайку так на лужайку, в воду так в воду!В ходе следующего эксперимента утёнку показали движущийся воздушный шарик – и когда малыш превратился во взрослого селезня, он не обращал никакого внимания на молодых уточек. Вместо этого он «из перьев вон лез», пытаясь ухаживать за любыми круглыми предметами! Это лишний раз доказывает, что для «сильной половины» любого вида образ матери так или иначе проецируется на будущую подругу, которая в итоге станет матерью его детей.Дальнейшие исследования показали, что импринтинг на самом деле начинает работать ещё до того, как утята получат первую визуальную информацию – ведь они могли слышать голос мамы-утки, ещё будучи в скорлупе. Для этого самка специально издает характерное кряканье во время насиживания яиц – поэтому вылупившиеся утята всегда бегут на голос конкретной утки, где бы она не находилась.

Импринтинг в психологии

Импринтинг присущ не только животным, но и людям – этому вопросу посвятили свои исследования Лири, Уилсон, Эриксон, Дилтс. Психологи отмечали, что импринтинг – жизненно важный опыт, на основе которого у человека формируется целый ряд убеждений о мире.

«Запечатление» совершается, во-первых, очень быстро – достаточно одной встречи, одного случая, одного яркого опыта или эмоции. Во-вторых, импринтинг не требует пищевого или какого-то иного подкрепления (что и отличает его от условного рефлекса).

В-третьих, результаты импринтинга необратимы. Однако здесь нужно сказать, что изменить его влияние всё же можно посредством накладывания нового «запечатления» — оно не будет настолько же ярким, однако сможет хотя бы частично компенсировать первоначальный «отпечаток».

Импринтинг в детском возрасте

Ещё до рождения мозг маленького человека устроен сложнее, чем у тех же утят – ему свойственен не только слуховой, но и другие типы импринтинга – эмоциональный, тактильный, слуховой. Малыш различает голоса родителей, запоминает музыку, стихи и звучание родного языка, реагирует на поглаживания живота, привыкает к еде, которой питается его мама и так далее.

Сразу после рождения наступает критический момент импринтинга: ведь кроха рождается с доверием к миру и готов воспринимать любые события как норму. А норма – это когда мать берёт на руки новорожденного, кормит его, укачивает, одним словом, помогает сохранить ту связь, которая соединяла её с малышом девять долгих месяцев.

Есть и другие «критические» периоды импринтинга кроме первых нескольких месяцев. Когда малыш начинает потихоньку ползать, он учится принимать собственные решения и претендовать на большее количество территории. В зависимости от полученного опыта и реакций окружающих людей в нём будет формироваться либо эгоизм, либо альтруизм.

Когда ребёнок начинает говорить и активно играет со своими игрушками, важно участвовать в этих маленьких свершениях – иначе он так и не научится излагать свои мысли и не приобретёт необходимую ловкость (мелкую моторику).

Примерно от трёх лет у детей формируется осознание своего пола и модели поведения – поэтому для полноценного импринтинга мальчикам нужно общаться с отцом, девочкам – с матерью (или это могут быть пользующиеся доверием другие взрослые).

Импринтинг в подростковом возрасте

И даже раньше! Дети подсознательно копируют во всём своих родителей – используют те же речевые обороты, так же реагируют на различные приятные и нежелательные ситуации, так же относятся к людям и окружающему миру, и могут даже искать себя в той же профессиональной сфере и проводить досуг аналогично взрослым.

Увы, они с тем же успехом перенимают все вредные привычки, а переосмыслить происходящее смогут лишь годам к 20 – и то не факт, что у них получиться от них избавиться.К подростковому возрасту накапливается индивидуальное мировоззрение – то есть набор «импринтов» по каждому важному вопросу.

Все вместе эти «отпечатки» формируют сложную систему, и в случае негативной нагрузки впечатлений они приводят к таким состояниям, которые нельзя исправить даже медикаментозно: это ощущение собственной ненужности, несостоятельности, одиночества, жизненного тупика и «отсутствия будущего».

Таким людям необходима помощь специалиста, ведь справиться с последствиями импринтинга самостоятельно – это невыполнимая миссия, особенно для подростка.

Импринтинг в интимной сфере

В своём семинаре, посвящённом гармонии взаимоотношений мужчины и женщины в браке, американский психолог и пастор Марк Гангор с не угасающим юмором рассказывает крайне занимательные вещи (стоит посмотреть).

И среди этих вещей – «сексуальный импринтинг», то есть запечатление первого интимного опыта со всеми сопутствующими ему подробностями и деталями.

Что происходит, когда этот опыт влюблённые получают после вступления в брак? — «Они запечатлевают картину всеобщего одобрения, взаимной любви и нежности на фоне обещаний у алтаря, волшебные ощущения от близости именно с этим мужчиной и этой женщиной», — Рассказывает Марк, который сам счастливо женат уже более 30 лет.

— «Любовь и удовольствие наполняют их брак, их общий дом – и это здорово. Мужчина навсегда запоминает женщину как самую привлекательную для себя, а у женщины вырабатываются гормон окситоцин, который буквально «привязывает» её к супругу в эмоциональном плане».

А что происходит, когда молодые люди получают свой первый опыт иначе? – «Парни запечатлевают не девушку, а сам секс», — Сетует Марк. – «Их всегда будет тянуть на измену, причём именно в такой же обстановке, в какой они получили первый опыт.

Если это было, например, заднее сидение машины – особое «вдохновение» они будут испытывать именно в автомобиле, а дома на супружеской постели их вообще может ожидать полное фиаско! Что же касается женщин, то для них интим со случайными партнёрами меняет само представление о сексе – он перестаёт иметь какую-либо ценность, поскольку выработка окситоцина прекращается, а вместе с тем не возникает и привязанность к новому партнёру». С таким эффектом можно бороться, считает Марк Гангор, однако это потребует от супругов немалых совместных усилий.

Опубликовал здесь

Источник: https://my19edwin.livejournal.com/120906.html

Познай себя — яви себя

ПОЗНАЙ СЕБЯ – ЯВИ СЕБЯ

ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ИМПРИНТИНГ

В статье использованы материалы лекций и семинарских занятий д.п.н., проф. А.Л.Жандра.

             Поведение человека, его поступки, порой кажутся нелепыми. На это влияет множество факторов. Один из которых — глубинный — это импринтинг.

         Происхождение этого термина – от английского слова imprint – запечатлевать, оставлять след. Imprinting – запечатление. В психологии под импринтингом понимается образование устойчивых следов в психике после однократного! переживания.

         Этот термин в 40-х годах ввёл австриец Конрад Лоренц, изучая поведение новорождённых гусят. Гусята даже приняли его, как свою маму, и везде следовали за ним.

Лоренц указывал, что по своим свойствам импринтинг или запечатление существенно отличается от обычного ассоциативного обучения прежде всего тем, что оно происходит в определённые, достаточно узко ограниченные периоды онтогенеза.

Второе отличие состоит в том, что эффект запечатления практически необратим.

         Множество экспериментов на животных установили факт воздействия импринтинга не только на поведение животных, но и на их анатомию и биохимию.

         Эксперименты над крысами ярко иллюстрируют это. Так, новорождённых крысят периодически помещали в холодное помещение на 5 минут в день в течение первой недели.

Когда они выросли, то имели укороченные ноги и увеличенное в два раза тело, что позволяло им максимально сберегать тепло.

У других крыс, которых крысятами подвергали гипоксии, наблюдалось уменьшение размеров тела в 1,5 раза при увеличении объёма грудной клетки.

Здесь напрашивается второй существенный вывод – что среда, в которой произошло рождение и первое время жизни в ней (от несколько дней до трёх месяцев), накладывает свой отпечаток, изменяет или программирует особь, в том числе и человека, на анатомическом (физическом), биохимическом и душевном уровнях бытия. Этот вывод подтверждается фактом наличия даже в одной народности различных узнаваемых групп людей, которые проживают в разных климатических условиях, и имеют как свой собственный говор, так и одинаковые физические черты, в том числе одинаковые черты лица.

         В рассуждениях можно пойти дальше и сказать, что при рождении особи в её психике запечатлеваются энергии (положения) Солнца, Луны, планет и звёзд, времени года, время рождения, энергии местности, — а это уже доказательство верности такого направления исследований, как астрология, до сих пор официально не признаваемой в научных кругах.

Источник: http://psiholog.konovodow.ru/stati/31-imprinting

Импринтинг — что это такое и мифы об импринтинге

Почему новорожденные животные тянутся к своей матери и собратьям, всюду за ними следуя? А почему мать узнает и выкармливает только своего детёныша, игнорируя других? На эти вопросы ответил К.Ц. Лоренц, который изучал поведение птиц и ввел такое понятие, как импринтинг.

Что такое импринтинг?

В этологии и психологии этим термином называют специфическую форму обучения у животных, при которой в их памяти закрепляются врожденные поведенческие акты. Импринтинг – это в переводе с английского «запечатление».

Благодаря ему сразу после появления на свет детёныш привязывается к своей матери, запоминает отличительные черты представителей противоположного пола своего вида, что впоследствии определяет успех ухаживания и спаривания.

Импринтинг возможен только в течение определенного периода, весьма ограниченного по времени. Его еще называют критическим или сенсибильным периодом. В дальнейшем результат запечатления уже практически невозможно подвергнуть корректировке.

Так, если отлучить только что родившегося козленка от матери на 2 часа, она перестанет его узнавать и откажется вскармливать. Птенцы начинают узнавать мать, еще будучи в яйце.

Они запоминают кряканье утки и после разрушения скорлупы бегут на этот голос.

Импринтинг в психологии

Особенности этого психофизиологического механизма схожи как у животных, так и людей. Импринтинг в психологии – это фиксация в памяти определенной информации.

Происходит она в критические периоды жизни, когда мозг максимально чувствителен и восприимчив к новому. При этом всего одной встречи с объектом запечатления хватит, чтобы сформировать особое поведение.

Какого-либо подкрепления для этого – пищевого, эмоционального или другого не требуется. Полученный результат крайне стабилен и остается до конца жизни.

Импринтинг как особый вид научения

Есть несколько видов впечатления, свойственных человеку:

  1. Оральный. Младенец воспринимает грудь матери не только как источник питания, но и зону безопасности. Возле материнской груди он чувствует себя комфортно и защищено и эта потребность заложена в нем изначально.
  2. Импринтинг как научение может быть территориально-эмоциональным. С самого рождения малыш осваивает окружающую среду и запечатлевает ее свойства. Он особым образом метит свое пространство, начиная с выбора любимого места, а затем и комнаты, дома, региона и т.д.
  3. Вербальный, заключающийся в запоминании звуков и символов. Что такое импринтинг в психологии легко понять на этом примере, ведь в дальнейшем ребенок использует полученную информацию для общения.
  4. Социальный или социополовой.

Социальный импринтинг

Под этим термином понимается разновидность запечатления, при которой происходит фиксация на базовых ценностях, коими являются этнические, межполовые и другие стереотипы.

В особые моменты или ситуации люди выказывают сильную открытость и восприимчивость.

Импринтинг у человека заключается в том, что в ходе общения он настолько полно впитывает информацию, что начинает невольно подражать собеседнику, пытаться быть на него похожим.

В дальнейшем под действием этого фактора формируется отношение к сверстникам и семье, вопросу выбора спутника жизни, вероисповедания и др. Такому свойству человеческой психики нашли применение в маркетинге.

На нем строится вся реклама, призывающая потребителей приобрести тот или иной товар, убеждая их в том, что «они его достойны».

Особо впечатлительным людям следует смотреть на вещи более критично и не доверять всем без разбора, не давать использовать себя в корыстных целях.

Читайте также:  Внутренний образ - психология

Мифы о импринтинге

Многие ученые высказывают мысль, что зависимость от определенной информации в памяти можно изменить. Так ли это на самом деле, неизвестно, ведь феномен импринтинга до конца не изучен.

В будущем планируется использовать знания о запечатлении для всеобщего блага и блага конкретного человека.

Можно будет в максимально короткий срок развить нужное мышление, мгновенно чему-то научиться, скорректировать реакцию на ошибку, провал или отказ.

Источник: https://womanadvice.ru/imprinting-chto-eto-takoe-i-mify-ob-imprintinge

Влюбленность и любовь — как отличить состояние, признаки

Глава 6

Мужчина может быть счастлив с любой женщиной, если он не влюблен.
(с) Оскар Уайльд

 
Мы привыкли, что созданию отношений (семьи) должна предшествовать влюбленность и любовь. Интересно, что в английском языке такое понятие как влюбленность вы не найдете.

Состояние влюбленности и любовь там обозначается одним словом «Love». Однако в русском языке эти различия присутствуют, поэтому в этой главе мы разберем, чем отличается любовь от влюбленности.

А различия действительно есть.

Важно понимать, что

Влюблённость и страсть в большой степени связаны с инстинктами человека и его гормонами. Это адреналиновая и дофаминовая стадии любви. Для того чтобы влюбиться достаточно пустить всё на самотёк.

Любовь с гормонами связана меньше. В любви больше осознанности.

Поэтому, когда заканчивается период влюбленности (а он рано или поздно заканчивается), люди часто не могут себе объяснить на логическом уровне, что же их привлекало в объекте страсти.

Поэтому для развития отношений важно, чтобы помимо страсти были еще какие-то точки соприкосновения, или появились к моменту окончания фазы влюбленности.
 

Общие признаки влюбленности

Признаки влюбленности у мужчин и у женщин одинаковые. Во влюблённости человек видоизменяет, искажает реальную действительность, приспосабливая её к возникшим ситуациям и отношениям.

В состоянии влюблённости образ другого человека становится наваждением или обожествляется, без него жизнь кажется бессмысленной.

Влюбленный человек склонен преувеличивать достоинства объекта страсти, а недостатки наоборот, преуменьшать, а то и вовсе не замечать.
 

Как люди влюбляются

психологи уже выяснили. Где-то в бессознательном есть образы, с которыми связаны приятные чувства. Образ этот собирательный. В него может входить образ отца, любимого актера, соседа по парте, первой любви. Да кого угодно, в принципе.

Эти образы выступают в роли шаблона, а люди ищут человека, который этому шаблону соответствует. Когда происходит совмещение реального мужчины или женщины и образа — человек чувствует, что влюбился. А если еще весна и гормоны, то влюбиться, в принципе, легче легкого.

Так же влюбленность может являться результатом манипуляций. Игры в «ближе-дальше» и подобные, основанные на неизвестности, неопределенности, вполне могут вызвать состояние влюбленности у пациента.
 

Механизм влюбленности

очень напоминает механизм запечатления у животных:

Известный зоопсихолог К.Лоренц показал, что появившиеся на свет птенцы (и не только птенцы) еще не знают, кто их мама. В строго определенное время, спустя несколько часов после рождения, у них возникает состояние готовности к запечатлению, их глаза как бы ищут «Кто ты, мама? Где ты?» Мамой же признается то, что имеет «ключевые раздражители» для гусят.

Например, это нечто, напоминающее клюв у движущегося объекта средних размеров. Поскольку обычно сразу после рождения с ними рядом мама, запечатлевают они именно ее.

Но, если исследователь маму убирает, присаживается вместо нее, чем-то изображая клюв — гусята признают его за свою маму и после этого готовы все детство ходить за ним.

Все, запечатление произошло: теперь покажи им настоящую, родную маму — они ее не узнают.

И очень часто из такой влюбленности рождается любовная зависимость, или наркоманическая любовь.
 

Как отличить любовь от влюбленности

ВЛЮБЛЕННОСТЬ – это ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ, крайне высокое позитивное эмоциональное состояние, направленное на партнера, мешающее адекватной оценке партнера, мешающее неким логическим выводам и мешающее выверенным действиям. В случае влюбленности ваш эмоциональный фон перебивает логический. Теряется адекватность и способность четко мыслить и четко действовать.

ЛЮБОВЬ – позитивное эмоциональное состояние, направленное на партнера, но не мешающее адекватной оценке, логическим рассуждениям и выверенным действиям.

То есть любовь – чувство более РАЦИОНАЛЬНОЕ, основанное на адекватной оценке партнера.
Если вам кажется, что вы кого-то любите, но не можете объяснить ПОЧЕМУ и ЗА ЧТО вы его/ее любите, то это означает одно из двух: Либо это не любовь, а влюбленность; либо вы недостаточно осознанны.

P.S. Если такое понимание любви для вас показалось спорным — читайте следующие главы. В частности главу о безусловной любви.
 

Сколько длится влюбленность

Чувства, которые приходят на смену романтической влюбленности, требуют для своего формирования определенного времени. Все определяется интенсивностью химических процессов.

Состояние влюбленности в острой форме длится от нескольких часов до 30 месяцев. Для одних это означает конец истории и поиск нового объекта. Для других – долгую совместную жизнь, в которой на место страсти приходят другие чувства и появляется любовь.
А в организме кипят и пенятся уже другие гормоны. Гормоны удовольствия, верности, благодарности, сочувствия и безопасности.

>

Источник: http://www.otnochenia.ru/vljublennost/

6. Механизм запечатления (импритинг) в формировании детских страхов

Шеховцов Василий Семенович

Большой интерес для родителей в формировании детских страхов играет механизм запечатления (импритинг).

Принято считать, что благодаря запечатлению «потребности узнают свои мотивы». Другими словами, ребенок только тогда узнает, чего он хочет, когда он впервые это получит. А однажды «это» получив, он всегда будет «это» хотеть. Механизм действует на примере еды, условий комфорта, эмоциональной поддержки, выбора любимого человека.

В сегодняшних конкретно-исторических условиях чувство первой любви приходит значительно раньше, чем, скажем, 15-20 лет тому назад. Но и теперь в основе эмоционального выбора образа любимого человека лежит несколько осуществившихся ранее запечатлений.

У девочек, например, эти события на шкале их биографии традиционно колеблются возле отметок 2,5; 5,5; 8,5 и 12 лет. В каждом из этих возрастных периодов ребенок запоминает привлекательный образ, который подсознательно предопределяет его дальнейший выбор.

Однако запечатленный образ может нести не только черты привлекательности, но и память об опасностях, существовавших в момент значимой встречи.

На прием обратилась студентка 19 лет со страхом сексуального насилия. У образа насильника был неизменный атрибут: он находился сзади. Это сильно затрудняло ее взаимоотношения со своим парнем, с которым она встречалась уже больше года. Работа с ее биографией позволила ей припомнить, что впервые она испытала подобные ощущения в возрасте пяти с лишним лет.

Находясь в группе с четырьмя сверстниками — одной девочкой и тремя мальчиками она играла в ролевую игру. Девочка изображала верблюдицу, у которой был верблюжонок.

В тот момент, когда осуществлялось ролевое действие — кормление верблюжонка (детский восторг и возбуждение усиливались тем, что мальчик-верблюжонок губами искал вымя в ее паховой области), два других игрока держали ее сзади за бедра. Восторг перерос в панику — девочка не могла вырваться и некоторое время пребывала в истерике.

Детская память зафиксировала, что спутником эротического возбуждения являются проявления агрессии. Поэтому всегда в минуты близости она переживала ощущения опасности того, что кто-то, находящийся сзади, скует ее движения и ограничит свободы.

Проблема была устранена в течение четырех сеансов по полтора часа каждый.

Когда мы простраиваем цепь рассуждений дальше, то обнаруживаем, что инстинкту самосохранения соответствует весьма специфическая потребность — потребность выжить и не попасть в субъективно опасную ситуацию.

Вместе с тем, ребенку свойственно попадать в непонятные и кажущиеся ему опасными ситуации, где он до поры до времени переживает любопытство, а, когда ход событий становится непрогнозируемым, непонятным и неконтролируемым, переживает тревогу, затем страх и, что не исключено, ужас.

Иллюстрацией таких событий служат примеры встреч со злыми животными, агрессивными действиями взрослых, чьими-то дезориентирующими прикосновениями в темноте, внезапными резкими звуками непонятной ребенку локализации, агрессией со стороны сверстников и др.

Наблюдения показывают, что встреча с агрессором приводит к мощнейшему подсознательному запечатлению его образа. Всякий раз, когда складывается ситуация, схожая по внешним признакам с травмирующей, актуализируется образ первичной ситуации и возникает чувство тревоги.

А по мере приближения события и увеличения сходства «той» и «этой» тревога перерастает в страх, который мы и называем «детским». Естественной стратегией поведения человека в таком случае является уничтожение черт этого сходства, то есть уход от «страшных» стечений обстоятельств.

Благодаря такой стратегии у данного человека в жизни появляется набор субъективных выборов, которыми ему страшно пользоваться. При этом никакие увещевания со стороны окружающих не имеют воздействия.

Если внимательно рассмотреть образ «агрессора», мы не можем не обратить внимания на то, что его происхождение может быть двояким: либо в его основе лежит реальная ситуация (цепь реальных ситуаций), либо он представляет собой собирательный образ, регулярно используемый в воспитательных целях — «дед Бабай», «дядя Милиционер» и т.д. Соответственно происхождению подбираются и методы коррекции. Однако каково бы ни было происхождение этих образов, они зачастую действуют весьма схоже.

Первое и самое неприятное их общее свойство — способность персонифицироваться. В подсознании, в мире детской фантазии, этот образ способен приобрести вполне конкретные черты персонального кошмара. Этот кошмар может преследовать ребенка не только во сне, но и наяву. Ребенок может постоянно или перманентно ощущать его присутствие, как правило, тогда, когда остается наедине с собой.

Вернемся к трактовке случая с десятилетним мальчиком: случайно испугавшись случайного человека в баре в соседнем доме, ребенок в своем воображении достроил его намерения забраться в спальню с помощью веревки.

Став самостоятельной психической реальностью, кошмар внезапно возник и поселился на спортивных соревнованиях (очевидно, там был кто-то, кто неясно его напомнил в ответственный момент).

Нам не оставалось ничего другого, как заместить этот образ на другой, более дружелюбный, причем осуществить эту замену минуя рассудок ребенка, непосредственно в мире его фантазий.

Вторым свойством кошмара является его активность и способность совершенствоваться. Поскольку растущему человеку свойственно расширять поле своей деятельности, соответственно он регулярно рискует столкнуться с очередной неуправляемой ситуацией и пополнить арсенал инструментов своего кошмара новыми возможностями.

Это свойство кошмара иллюстрируется случаем с 28 — летним пациентом. По мере расширения сфер деятельности молодого человека отцовские и материнские запреты распространялись все дальше и дальше, объединяя под свое всемогущее «нельзя» максимальное количество его выборов и вариантов деятельности.

В итоге в самом расцвете сил мужчина оказался лишенным санкционированных вариантов развития.

Третье свойство кошмара — способность объединяться с другим по происхождению (а, возможно, и третьим) в единое целое и «играть на всех полях» одновременно. Терапия в таких случаях осложнена необходимостью выяснить происхождение каждого «слагаемого» и работать с ними в определенной последовательности.

Это свойство кошмара развивается, как правило, к зрелому возрасту. В наших примерах оно явственно представлено в случае с 36-летней женщиной.

Родившись на заре супружеской жизни (он представлялся как внутреннее неприятие необходимости совместной жизни с оскорбившим и не прощеным человеком), кошмар распространился на другие сферы деятельности, по пути объединяясь с другими обидами, страхами и запретами.

Со временем он вырос до такой степени, что поставил под сомнение саму необходимость и возможность здорового образа жизни и продуктивной деятельности.
Безусловно, можно вычленить еще несколько общих свойств этих явлений, но для этого потребуется более подробная деталировка их поведения.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ: Обратите внимание на то, насколько спокойно спят ваши дети. Если ребенок вскрикивает во сне, ворочается, если после пробуждения его преследует подавленное настроение, есть смысл обратиться к психологу с просьбой провести диагностику с помощью проективных тестов.

Источник: http://www.uaua.info/razvitiye/detskiye-strahi/article-9453-6-mehanizm-zapechatleniya-impriting-v-formirovanii-detskih-strahov/

Духовный импринт — воспитание или предопределение?

Меня часто спрашивают: зачем психологу изучать реинкарнационику? Мол, большая часть проблем корнями уходят в детство, и достаточно их там найти и убрать: переписать убеждения и установки, поработать с травмами, и все будет хорошо.

Конечно, порой именно детские травмы являются причиной различных проблем. Но, с позиции реинкарнационики, у детских травм тоже есть причина, и она лежит в прошлых жизнях, в кармических законах.

И уже эти кармические причины формируют у каждого человека собственный набор импринтов. Каждый проходит через собственные уроки и решает свои задачи.

Когда лицом к лицу сталкиваешься с тем, что существуют прошлые жизни, что душа бессмертна, понимаешь, что ее опыт откладывает свой отпечаток и на нынешнюю жизнь. И именно в детстве это ярко может проявиться.

Импринт с точки зрения психологии

Давайте немного подробнее разберемся, что же такое импринтинг, сравним несколько интерпретаций и применим их к нашей жизни.

“Википедия” дает следующее определение: “Запечатле́ние, или импри́нтинг (от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, отмечать) — закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов”.

Иными словами, если посмотреть с точки зрения психологии, в детстве мы видим определенные модели, запоминаем их и потом воспроизводим в своей жизни. Это касается и образов людей, и моделей поведения.

Читайте также:  Новые стимулы как средство от скуки - психология

Именно поэтому все психологи утверждают, что дети не слушают, что говорим им мы, взрослые, а копируют то, что мы делаем. Мы воспитываем детей своим примером, транслируем им формулу: “Я для тебя авторитет, делай как я”.

Например, часто мужчина выбирает себе жену, похожую чем-то на его маму. А женщина — мужа, напоминающего отца. Это и есть импринт, запечатленная модель. Неважно, на чем основано сходство: на чертах характера или внешних признаках.

А потом мы начинаем по тому же принципу повторять модель отношений, принятую в нашей родительской семье. Или строим ее с точностью наоборот.

А все потому, что импринт — это прошлый опыт, который имеет для нас важное значение и создает у нас комплекс определенных установок, убеждений, принципов.

Импринт — это не только отношения между мужчиной и женщиной, это и жизненный сценарий. Есть разные варианты его “включения”:

  1. Любимые сказки в детстве. Вспомните, какая вам сказка нравилась больше всего. А теперь сравните сюжетную и метафорическую линии этой сказки с событиями и персонажами своей жизни. Вам не кажется, что они похожи?
  2. Сценарий жизни кого-то из близких родственников. Мы в детстве воспринимаем кого-то как авторитет для себя, хотим быть похожими на маму, папу, бабушку, дедушку, дядю или тетю. И проживаем их судьбу, с небольшими вариациями.
  3. Аналогичный вариант может сложиться с жизнью вашего кумира: актера, певицы, политика, телеведущего, модели и пр. Чья-то жизнь кажется вам идеальным вариантом, и вы ее повторяете, сами не осознавая этого.

Казалось бы, что ж тут непонятного: скопировали модель поведения, перенесли ее в свою жизнь, и не надо ничего придумывать. Но когда начинаешь более глубоко разбираться в этой теме, оказывается, не все так просто.

Например, вам не нравится тот сценарий, в котором вы находитесь благодаря импринту. Предположим, у вас проблемы с личной жизнью, деньгами или с карьерой. Психология предлагает просто переписать установки из детства.

Хорошо, находим в детстве полученные установки, переписываем, встраиваем в свою жизнь… И ничего не меняется. Потому что некоторые (не все) убеждения корнями уходят далеко за нынешнее воплощение.

И вот тут мы вплотную подходим к понятию “духовный импринт”, запечатление на уровне души.

Духовный импринт

Крайон в одной из своих книг говорит о том, что душа, готовясь к новому воплощению, составляет план, ставит себе задачи с учетом прошлого опыта и наработанной кармы.

Эти задачи определяют, какие качества душа хочет приобрести и развить, какой новый опыт получить. Соответственно, подбираются события и жизненные сценарии для реализации этого плана.

Жизненные уроки и становятся импринтами, впечатываются в нашу новую жизнь. Т.е. запечатление происходит гораздо раньше, а в детстве только подкрепляется, чтобы в дальнейшем реализоваться в жизненном сценарии.

Значит, на самом деле, причина не в том, что нам что-то очень понравилось, и мы захотели такое же, а как раз наоборот.

Нам это понравилось, потому что в нашем подсознании уже был заложен некий образ, а здесь он просто проявился в реальном (или выдуманном) человеке/персонаже.

Помните “Сумеречную сагу” Стефани Майер? Ту часть, где рассказывается об оборотнях и их уникальной особенности — запечатлении. С первого взгляда на какого-то человека противоположного пола оборотень на всю жизнь в него влюбляется.

Это и есть духовный импринт: оборотень реагирует на какой-то маркер, когда встречает свою пару, предназначенную судьбой. С точки зрения реинкарнационики — кармического партнера.

Духовные импринты — это также и другие элементы, которые могут оказать на нас влияние. Например, то, в каком именно теле мы рождаемся: телосложение, национальность, особенности иммунитета, астрологическая и нумерологическая матрица.

“Ваш импринт — это духовные «отпечатки пальцев». Он представлен на клеточном уровне и взаимодействует с вашей ДНК, с вашей биологией”, — Ли Кэрролл, канал Крайона.

Мы специально запечатлеваем себя именно в таком образе, чтобы было легче выполнить поставленную в духовном мире задачу.

Мы сами создаем себе условиях для того, чтобы вовремя распознать сценарий, заложенный нами в момент планирования воплощения. Поэтому и родителей мы тоже выбираем еще до рождения, когда планируем эту жизнь.

Мы договариваемся с другими душами, что они помогут нам реализовать созданный жизненный сценарий, и нам нужно как-то узнать эти души в новом телесном обличии. Поэтому мы придумываем маркеры, по которым узнаем друг друга.

Это может быть все что угодно: цвет глаз, родинки в определенном месте, звук голоса и смеха, какой-то предмет или деталь одежды, поступок или даже запах. И когда мы встречаем такой маркер, наше подсознание “включает” нужный сценарий.

При таком подходе кажется, что все предопределено, веет фатальностью. Но это не совсем так. Конечно, ключевые точки мы спланировали, но у нас есть еще множество вариантов на случай, если мы не вспомним, не среагируем на подсказки.

Или если мы захотим сознательно что-то поменять в наших жизненных сценариях, используя духовные инструменты. Так что свобода выбора остается за нами. Главное — выполнить поставленную задачу, получить определенный опыт и навыки.

Реикарнационика как раз дает возможность опознать свой импринт; понять, зачем он нам нужен; увидеть, как духовный импринт реализуется в жизни, причем часто не в одной, а в нескольких, если мы не успеваем усвоить полученный опыт.

С помощью реинкарнационики мы также можем подобрать способ, как выполнить задачу по-другому, не впадая в состояние жертвы и не завязнув в депрессии, а значит — освободиться от импринта, нейтрализовать его.

P.S. Поделитесь в комментариях, какие жизненные сценарии уже сработали в вашей жизни, какие импринты проявили себя наиболее ярко

Источник: https://journal.reincarnationics.com/predopredelennost-sudby/

Блог Ильи Винштейна

Психология запечатления или почему кошка чувствует себя собакой

Иногда можно прочитать о том, что животные начинают «думать», что они — существа другого вида. Например, собаки вдруг считают себя котами, а овцы или свиньи ведут себя скорее как собаки, и даже утки могут решить, что они — детеныши людей.

Конрад Лоренц

Самый знаменитый пример этого явления описал Конрад Лоренц (1907–1989), лауреат Нобелевской премии, важная фигура в области этологии (науки о поведении животных). Он обнаружил, что серые гуси, выведенные в инкубаторе, «фиксируют» в памяти впечатления о первых движущихся вещах, которые они увидели, особенно в первые 36 часов жизни.

Он назвал это «импринтинг» (впечатывание), по-русски это называется запечатлением. Этот первый промежуток времени стали называть критическим периодом. У гусят запечатлелись сапоги Лоренца, так что гусята были готовы ходить за ним повсюду, как за матерью-гусыней.

Есть множество милейших фотографий, где они идут за ним гуськом или даже где он плывет, а следом за ним — «его» выводок. Лоренц обнаружил, что галчата, которые запечатлели его, делились с ним вкусными червячками (даже пытались запихнуть червяков ему в уши).

Но в состоянии полового возбуждения птицы, слава богу, предпочитали общаться с себе подобными — с другими галками, что доказывает еще одно: некоторые виды поведения подвержены запечатлению менее других. В сознании утят запечатлевались даже неодушевленные предметы — например, красный воздушный шарик или картонная коробка.

Строго по-научному это явление называется «запечатление привязанности», когда новорожденное существо узнает своих родителей. Этот процесс начинается еще до рождения, когда плод отчетливо слышит родительские голоса. Суть в том, что запечатление является врожденным и инстинктивным, а не приобретенным.

Оно имеет огромное значение для жизни и выживания. Но даже врожденное поведение может меняться с помощью обучения. Так, кошки «запрограммированы» природой на то, чтобы ловить мышей, но самому искусству охоты котята могут научиться только у матери. Также и певчие птицы от рождения умеют петь, но «свою песню» им еще нужно выучить, подражая сородичам.

В наше время запечатление считают гораздо более гибким и щадящим процессом, чем о нем думали вначале. Для того чтобы стать подходящей «матерью», то есть целью для этой социальной связи, живое существо (или предмет) должно как-то помогать или поддерживать новорожденного.

Эксперименты по запечатлению

С запечатлением могут быть связаны визуальные ощущения, звук или запах. Они определяют, какого представителя биологического вида предпочтет конкретное животное. Кроме того, эффект запечатления усиливается, если животное в состоянии стресса.

Эта идея помогает в воспитании птиц (кондоров, орлов, гусей), у которых не было возможности научиться жизненно важным умениям у своих родителей.

Так, птицы учатся летать за небольшим самолетом, как если бы он был их родителем, следуя за ним по традиционному пути миграции.

Критический период

Иногда критический период называют еще сенситивным периодом. Это определенное время вскоре после рождения. У уток и гусей — 24–48 часов после того, как они вылупятся. У кошек — от 2 до 7 недель, у собак — 2–10 недель, а у приматов — 6–12 месяцев. Запечатление — точка пересечения между инстинктами и обучением. Это больше, чем просто обучение. И тому есть разные подтверждения.

Во-первых, запечатление происходит только в определенный, четко ограниченный промежуток времени, то есть в критический период; обучение после него уже идет иначе, с меньшей эффективностью. Во-вторых, это необратимый процесс, информация закрепляется навсегда.

В-третьих, у каждого вида это происходит по-своему, но одинаково у всех животных данного вида, независимо от других различий между ними.

Запечатление служит для узнавания родственников, создания связей внутри сообщества и выбора партнера. Животные должны сразу же узнавать родителя, который будет защищать и кормить их. Этот механизм обеспечивает прочные связи между потомством и родителями.

Половое запечатление

Суть идеи в том, что сексуальные предпочтения у животных (то есть их выбор партнера) начинают развиваться не под влиянием представителей собственного вида, а на основе того, что запечатлелось у них в критический период.

Некоторые исследователи допускают, что это отчасти может быть объяснением странного человеческого фетишизма по отношению к некоторым материалам, скажем, резине или меху, или даже к предметам, например, туфлям.

Существует и обратный механизм полового запечатления, который развился, судя по всему, чтобы предотвратить пагубное родственное спаривание.

Благодаря ему люди, в первые годы жизни (где-то до 5–6 лет) росшие вместе, в одной семье и в одном доме, позже кажутся друг другу особенно непривлекательными с сексуальной точки зрения. С другой стороны, разнополые дети, разлученные после рождения, часто кажутся друг другу особенно привлекательными, если встречаются в зрелом возрасте.

Запечатление у людей

У птиц запечатление доказано и хорошо изучено. Но у млекопитающих оно встречается реже. Приматы рождаются намного более беспомощными и несовершенными, их мозг еще очень плохо развит. Мать для них — самый важный защитник и спутник, она заботится и обеспечивает всем необходимым. Связь по мере взросления укрепляется в течение долгого времени.

Запечатление у партнеров

Люди часто замечают, что их друзьям постоянно нравятся похожие «типы». Может показаться, например, что друг всегда предпочитает невысоких девушек-брюнеток, а подруге кажутся привлекательными высокие веснушчатые мужчины.

Со времен поздних работ Фрейда считается, что нас, вероятно, привлекают (хотя, возможно, и отталкивают) те, кто напоминает нам наших родителей.

Но разгадка может крыться в идее запечатления: ранний контакт с конкретными чертами родителей позже влияет на предпочтения взрослого человека.

Девушки, у которых немолодой отец, часто выбирают себе кого-то постарше; дети от смешанных браков чаще выбирают партнеров другой расы, чем те, у кого родители одной расы. Также изучали и цвет волос и глаз.

Мы действительно выбираем партнеров не только по собственному желанию или под влиянием родителя своего пола, но и по тому, насколько они напоминают родителя противоположного пола.

Обычно выбирают партнеров с тем же цветом глаз и тем же цветом волос.

Эффект запечатления у человека является формой социального обучения. До сих пор непонятно, происходит ли запечатление на конкретной стадии развития, в конкретном возрасте и у каждого ли человека оно происходит.

Обучение по фазам и стадиям

Термин «запечатление» можно использовать для разных видов обучения в конкретный период жизни, для каждого обучения есть свои критические периоды. Появляется все больше доказательств того, что существует критический период для освоения второго языка.

Лучше и быстрее всего научиться бегло говорить на втором языке можно до пяти лет.

А в отдельных (к счастью, редких) случаях, когда дети не сталкиваются с человеческим языком до периода половой зрелости, им уже практически никогда не удается нормально освоить синтаксис «родного языка».

Ведутся споры вокруг идеи биологического «окна возможностей» для изучения второго языка. Некоторые считают, что критический период относится только к освоению произношения, другие относят к нему и освоение синтаксиса и развитие словарного запаса.

Есть мнение, что существует критический период для развития способности и склонности к музыке и сочинительству. Кроме того, период полового созревания считается критическим для приобретения навыков общения и развития эмоционального интеллекта.

Источник: http://www.winstein.org/publ/1-1-0-263

Ссылка на основную публикацию