Диалог субличностей — психология

Диалог субличностей

Для выполнения этого упражнения вам потребуется рисунок, получившийся у вас в результате выполнения упражнения «Круг субличностей». Можете добавить в этот круг субличность, с которой вы познакомились в ходе выполнения упражнения «Знакомство с субличностью».

Закройте глаза и представьте, что вы шагнули в центр круга и теперь вас окружают ваши субличности. Медленно поворачивайтесь и наблюдайте за ними. Может быть, вам покажется, что они разговаривают друг с другом.

  • Что они говорят?
  • Какая субличность играет главную роль?
  • Какие субличности помогают друг другу?
  • Какие борются друг с другом?
  • Какие из них сильнее?
  • Какие из них слабее?
  • Узнаете ли вы свои привычки, стереотипы, повторяющиеся ситуации из обыденной жизни?
  • А сейчас попробуйте так поговорить с этими образами, чтобы между ними воцарился мир.
  • Можете ли вы помочь им лучше понять друг друга?
  • Могут ли их взаимоотношения стать лучше?
  • Что им нужно от вас?
  • Что вам нужно от них? Запишите самые важные наблюдения.

Одна из целей самонаблюдения — почувствовать центр, сущность собственного Я, усилить его, чтобы оно было способно разрешать конфликты между субличностями.

Когда интересы таких неосознаваемых частей личности вступают между собой в конфликт, борьба между ними приводит к неэффективному расходованию творческой и жизненной энергии человека. Такой конфликт может проявляться и как спорящие между собой «внутренние голоса», и как сожаления о том, что «опять поступил не так, как хотел».

При выполнении упражнения ваше Я не должно игнорировать или прогонять каких-либо из субличностей. Такая стратегия ошибочна, так как непринятие каких-либо своих черт, субличностей не отменяет их существование, а приводит лишь к усугублению проблемы. Помните, что каждая из субличностей отражает потребности целостной личности.

Освоение техники «Диалога субличностей» позволяет также решать конфликты между отдельными двумя, тремя субличностями путем заключения между ними своеобразного трудового соглашения или контракта, когда ваше Я выступает в роли дирижера.

Например, это соглашение может касаться того, как будут распределять между собой время Студент (которому надо сдать сессию), Любитель Поиграть в Футбол и Влюбленный. Контракт заключается на определенное время. Такой вид работы не предполагает трансформацию субличностей.

Для более серьезной трансформационной работы с парой конфликтующих субличностей или для более глубокого знакомства с какой-либо субличностью предлагается следующее упражнение.

Оно дает пример практического применения одного из основных принципов практики психосинтеза: пребывая в какой-то одной из конфликтующих субличностей, конфликт разрешить невозможно, ибо каждая из них считает себя правой..

Разрешение конфликта становится возможным только в том случае, когда человек находится в «осознающем центре». Из «центра» можно видеть ядро, сущностную часть каждой из субличностей.

Источник: https://knigarazuma.ru/article/dialog_sublichnostey

Разговор с голосами

Сознание – это форма отражения действительности, способность живого существа адекватно воспринимать внешние предметы, мыслить, реагировать, оценивать, принимать решения.

Это состояние восприятия внешнего и внутреннего мира. Сознание — это маленький мир большой вселенной.

Американские психоаналитики, супруги Хелена и Сидра Стоуны, создали теорию сознания как динамического процесса перетекания психических энергий.

В основу они положили универсальные законы движения солнца и луны вокруг земли.

Солнечное движение (по часовой стрелке) и лунное (против часовой стрелки) объединяясь, создают знак бесконечности времени, пространства, бытия.

В восприятия мира у человека образуются доминанты убеждений, знаний, силы, опыта. Поскольку человек бодрствует днём, то доминанты застаиваются на солнечной части бесконечности.

И чем больше в этом круге сильных позиций, тем больше слабых позиций в противоположном круге восьмёрки бесконечности.

Зная о своей силе, мы стараемся скрыть свою слабую сторону, и чем больше мы держимся за свои сильные позиции, тем сильнее укрепляются слабые, возникает статика энергий. Энергия уже не может свободно протекать по бесконечности. Гармония возникает при свободном протекании энергии между солнечной и лунной кругами бесконечности.

Исходя из теории субличностей, сильная позиция — это убеждённость, уверенность, то, что человек хорошо знает и постоянно использует. Это – его первичная субличность. Мысли, чувства и действия, которых человек избегает, являются отстраненной субличностью.

Властвующие, первичные «Я» – это набор субличностей, управляющих личностью и проявляющихся как Эго. Их в среднем от пяти до десяти, они защищают от боли, неприятных ощущений. Чем сильнее проявляется Я, тем меньше гибкости.

Необходимо смещать энергии от силовой части, расшатать энергию в них и высвободить, отказываться от своих привычек. Накопившаяся сила получит возможность свободно протекать по знаку бесконечности. Невосприятие собственного «анти-Я» побуждает невосприятие такого «Я» у других.

Выделяют несколько видов основных субличностей.

Рациональный ум. Его можно отследить по выражениям: “Я знаю,” “Надо подумать”, “Могу объяснить”,” Потому что”…

Контролёр — директория правил, большей частью направленная на себя. Всегда спрятан за страхом.

Критик говорит о том, что можно и что нельзя.

Судья осуждает других.

Толкач говорит: « Надо что-то делать ».

Любезник — старается всем угодить, милый, улыбающийся.

Улучшатель — создаёт, украшает, усовершенствует.

Основные задачи субличностей – оберегать, охранять, защищать. Но не стоить сжимать пружинку – она сильно разожмётся. Важно изучать, какие субличности приводят к внутреннему диалогу.

В середине находится осознающее Эго.

Теневые субличности — мазохисты, самоубийцы. Это – травмы, настолько болезненные, что к ним не хочется прикоснуться, по-этому они, и скрыты в тени.

При переходе сильной энергии в слабую происходит сильный энергетический удар.

Я — это совокупность большого количества субличностей. Задача узнать их, какие они, какие у них качества, помогают они или нет. Если помогают — то чем и как? Научитесь сами выбирать, какими субличностями пользоваться. Внутренний диалог – это проявление субличностей.

 Давайте попробуем увидеть свои субличности.

 Закройте глаза. Расслабьтесь. Встряхните своё тело и сядьте поудобнее. Представьте, что ваше пространство наполняется густым белым туманом. Он входит через дверь, стелится по полу, его становится всё больше и больше. Он поднимается, клубится, плавно ложится. Туман очень приятный, нежный, свежий.

Заполняет собой всё пространство, обволакивает вас. Наполнив пространство, медленно рассеивается, слабеет, и плавно исчезает… Сейчас в комнату зайдёт семья ваших субличностей. Это самые близкие и родные вам люди. Вы слышите, как они открывают дверь в ваш дом, поднимаются по лестнице, слышны их шаги. Они идут к вам.

Кто первый вошёл? Внимательно рассмотрите его особенности. Кто вошёл следующий? Рассматривайте каждого, запоминайте.

Ответьте себе на вопрос, на кого они похожи из людей, встречающихся в вашей жизни? Сколько их? Как они себя ведут? Как относятся к вам? Замечают ли они вас? Быть может, что-то говорят? Как они относятся друг к другу?

Познакомьтесь со своими субличностями. Кто это? Мужчина или женщина? Как выглядит ваша субличность? Постарайтесь рассмотреть черты лица, особенности одежды, может, какие-то определённые манеры в поведении. Почувствуйте свою субличность и максимально постарайтесь поверить ей, доверьтесь, войдите в одну энергию с ними. Ведь именно они – точка входа в энергию вашей личности.

 Представьте, что ваша семья субличностей уходит, попрощайтесь с ними и поблагодарите за их приход. Скажите, что обязательно ещё встретитесь с ними. Обратите внимание, как они реагируют на ваши слова. Кто из них не хочет уходить?

Ваши субличности ушли. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и медленно, не спеша, откройте глаза.

Читайте также:  Сюрприз - психология

 Возьмите лист бумаги и запишите все переживания, произошедшие во время медитации.

Описывайте абсолютно всё что помните, детали и мелочи имеют огромное значение и могут послужить ключом к вашим открытиям.

Второе задание – в один столбик напишите людей, которые вызывают у вас негативные эмоции, и качества этих людей. Во второй столбик выпишите людей, которыми вы восхищаетесь и свое отношение к ним.

Посмотрите на списки. Возможно, вы видите сходство в списках, посвящённых людям, которые вызывают негативные качества и списки посвящённых восхищению.

Вторичные «Я» отображаются в людях, которые вызывают у вас неприятные чувства. Определенные качества, которые вы закрываете в себе, вы не признаёте и в других. Выделяя определённые качества, которые нравятся человеку, восхищают его и в других. Все силы первичных личностей идут на то, чтобы не проявить вторичные.

Если есть желание проникнуть больше в эту тему – возьмите листы, карандаши и постарайтесь нарисовать несколько сильных слов «Я».

Для изучения субличностей существует метод диалога с голосами. “Voice dialog” был придуман всё той же парой Стоунов и практиковался в Голландии в духовном центре межличностных отношений. Группа людей, знакомясь между собой, общаясь, помогала друг другу изучить свои субличности.

Методика состоит в парном процессе — разговоре “Ведущего” и “Клиента”. Ведущий ведёт разговор только в сфере интересов субличности. Основная его задача максимально изучить субличность: что это за субличность? Чем занимается? Какую роль играет? Какую часть жизни забирает? Какие даёт советы? Как относится к клиенту? Какие проблемы её беспокоят? Чего хочет?

В конкретных жизненных позициях выделяются те или иные определённые субличности. Изучая их по отдельности, можно получить чёткие ответы на причины своих поведенческих реакций.

После разговора с одной субличностью можно пригласить другую. В основном за один сеанс проводят беседу c несколькими субличностями, доводя их количество максимум до четырех. Затем «Ведущий» с «Клиентом» меняются ролями. За несколько сеансов можно изучить одну определённую субличность или пригласить отстранённую.

Изучая субличность, человек основательно изучает ее качества. Можно пообщаться с субличностью болезни, понять, чем она помогает человеку или чем этот человек её привлёк, в результате каких обстоятельств жизни.

Можно изменять качества субличности, чтобы субличность не была навязчивой, давала в нужный момент рекомендации, но не мешала.

Очень сложно выделить чистую энергию, обычно энергии скачут, одна субличность переходит в другую. Если чувствуется такой переход, стоит работать с той субличностью, которая хочет проявиться. Необходимо чувствовать и сочувствовать субличность и сопереживать ей, она выходит наружу и открывается только тогда, когда ее понимают.

Умение настраиваться на энергию субличности клиента, вхождение в доверие, понимание и взаимопонимание помогают в процессе диалога с голосами. Неизвестно, какая придет субличность. С отстраненными субличностями тяжело налаживать контакт, поскольку их сильно защищают первичные.

Если субличность клиента для ведущего остается отстранённой, то сессия не эффективна.

Не стоит бояться и защищаться от субличностей, следует интересоваться, брать у них интервью, внимательно слушать и запоминать.

Существует несколько правил проведения диалога с голосами. Первое и самое важное – это доверие ведущих диалог. Начало сессия диалога проводится на стульях.

Ведущему необходимо входить в контакт на 49%, и на 51% иметь свою энергию осознания — контрольный пакет акций, чтоб не вывалиться полностью в энергию клиента.

Для того, чтобы войти в резонанс с субличностью, надо занять такое же положение тела, но делать это незаметно, чтобы это не бросалось в глаза. Необходимо вызывать в разговоре интерес, говорить на языке субличности и таким образом приходить к взаимопониманию.

Разговор с голосами состоит из нескольких стадий: работы с эго, работы с субличностями и работы с осознающим эго.

Расслабленное тело – это основная задача ведущего. Ведущий задает вопросы, всплывают одна, две, три субличности, и он предлагает встретиться с одной из них. Это может быть первичное или отстранённое «я», контролер, критик, судья и т.д.

Ведущий предлагает выбрать место в пространстве, клиент встаёт и находит место силы субличности. Стоя, сидя на полу или сидя на стуле, но самое главное – не на том месте, где сидело эго. Когда человек выходит из субличности, ему снова предоставляется прежнее место.

После работы с одной субличностью предлагается найти полярную энергию. После работы с полярной субличностью возвращаются в исходную позицию. Стряхивают руки, расслабляют живот, стучат по полу ногами, болтают головой, встряхивают всё тело.

Это делают, для того чтобы отстраниться от чужих энергий субличностей.

Далее идет работа с осознающим эго, которое находится в единой плоскости с осознающим его «Ведущим». «Клиент» становится справа или слева по отношению к «Ведущему», и рассказывает ему в третьем лице о разговоре субличностей. Потом клиент опять возвращается в исходное положение.

При очень сильных первичных «Я» не стоит сразу проводить эту сессию, поскольку в любом месте может проявляться “рациональный ум”. Ведущий не должен поддаваться манипуляциям субличности.

Начинает ведущий с приветствия, например: “Здравствуйте”. Затем просит рассказать немного о себе, описать себя, спрашивает, как эта субличность выглядит, всегда ли эта субличность такая? Интересуется, чем эта субличность помогает человеку, что именно она делает? Какую часть жизни занимает? И что эта субличность хотела бы передать Эго.

Затем предлагают встретиться с противоположной субличностью. Для отстранения давящей субличности необходимо найти её полярность. Каждая субличность хочет доминировать. Надо следить, чтобы энергия распределялась по телу, не скапливалась в местах, а свободно протекала.

 Если вы хотите пройти процесс разговора с голосами или рассказать о своих переживаниях от медитации, вы можете написать автору.

Из книги «Игры во времени»

Автор Елена Бугаева

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Источник: https://psychologies.today/razgovor-s-golosami/

Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости

1   …   16   17   18   19     21   22   23   …   49

^ Для выполнения этого упражнения вам потребуется рисунок, сделанный вами при выполнении упражнения «Круг субличностей». Можете добавить в этот круг субличность, с которой вы познакомились в ходе выполнения упражнения «Знакомство с субличностью».Закройте глаза и представьте, что вы шагнули в центр круга и теперь вас окружают ваши субличности. Медленно поворачивайтесь и наблюдайте за ними. Может быть, вам покажется, что они разговаривают друг с другом.Что они говорят? Какая субличность играет главную роль? Какие субличности помогают друг другу? Какие борются друг с другом? Какие из них сильнее? Какие из них слабее? Узнаете ли вы свои привычки, стереотипы, повторяющиеся ситуации из обыденной жизни?А сейчас попробуйте так поговорить с этими образами, чтобы между ними воцарился мир.Можете ли вы помочь им лучше понять друг друга? Могут ли их взаимоотношения стать лучше? Что им нужно от вас? Что вам нужно от них?^Одна из целей самонаблюдения – почувствовать центр, сущность собственного «Я», усилить его, чтобы оно было способно разрешать конфликты между субличностями. Когда интересы таких неосознаваемых частей личности вступают между собой в конфликт, борьба между ними приводит к неэффективному расходованию творческой и жизненной энергии человека. Такой конфликт может проявляться и как спорящие между собой «внутренние голоса», и как сожаления о том, что «опять поступил не так, как хотел». При выполнении упражнения ваше «Я» не должно игнорировать или прогонять какие-либо из субличностей. Такая стратегия ошибочна, так как непринятие каких-либо своих черт (субличностей) не отменяет их существование, а приводит лишь к усугублению проблемы. Помните, что каждая из субличностей отражает потребности целостной личности. Освоение техники «Диалога субличностей» позволяет также решать конфликты между отдельными двумя, тремя субличностями путем заключения между ними своеобразного трудового соглашения или контракта, когда ваше «Я» выступает в роли дирижера. Например, это соглашение может касаться того, как будут распределять между собой время Студент (которому надо сдать сессию), Любитель Поиграть в Футбол и Влюбленный. Контракт заключается на определенное время. Такой вид работы не предполагает трансформацию субличностей.Для более серьезной трансформационной работы с парой конфликтующих субличностей или для более глубокого знакомства с какой-либо субличностью предлагается следующее упражнение. Оно дает пример практического применения одного из основных принципов практики психосинтеза: пребывая в какой-то одной из конфликтующих субличностей, конфликт разрешить невозможно, ибо каждая из них считает себя правой. Разрешение конфликта становится возможным только в том случае, когда человек находится в «осознающем центре». Из «центра» можно видеть ядро, сущностную часть каждой из субличностей.^Постарайтесь найти тихое удобное место, где вас никто не потревожит. Сядьте удобнее. Расслабьтесь. Можете включить негромкую расслабляющую музыку.Представьте, что вы находитесь в центре своего «Я». Ощутите, что вы находитесь в центре «Я».Теперь пригласите одну из субличностей появиться справа от вас. Если она появилась, наблюдайте за ней. Визуализируйте или каким-то иным образом почувствуйте появление этой части. Наблюдайте положение ее тела и выражение лица. Обратите внимание, почему она именно так держит голову, почему у нее такое выражение глаз, почему она так стоит или сидит. Если можете, обратите внимание на то, что она хочет сказать вам своим внешним видом.А теперь представьте, что вы делаете шаг из центра и вступаете в эту часть. Став этой частью, представьте, что ее тело и чувства стали вашими. Как вы стоите или сидите? Что делают ваши руки? Как вы держите голову? Что выражают ваши глаза? Какой у вас прикус? Проверьте, действительно ли вы чувствуете, что ваше тело стало телом этой части?^Скажите центру, в чем цель вашего бытия.Теперь сделайте шаг из этой части обратно в центр и из центра опять взгляните на эту часть. Если вы дополнительно хотите что-то узнать о ее назначении, спросите ее об этом. Спросите эту часть, когда она вошла в вашу жизнь. Спросите ее, что она хочет вам сообщить. Посмотрите, можете ли вы почувствовать сущностное качество этой части. Спросите ее, чего она хочет, что ей нужно. И спросите себя в центре, действительно ли вы чувствуете себя готовым взять на себя ответственность за эту потребность.Довольно, теперь отвлекитесь от этой части и опять обратите внимание на свое пребывание в центре, на свою способность наблюдать, способность сознавать, способность выявлять глубинную ценность и смысл любых своих частей.А теперь пригласите противоположную часть появиться слева от вас. Когда эта часть появится, попробуйте получше рассмотреть ее. Некоторое время наблюдайте за тем, как эта часть представляет себя вам. Обратите внимание на ее позу и выражение лица. Обратите внимание на то, что она уже сообщает вам одним своим видом.Теперь сделайте шаг из центра и вступите в эту часть. Вступая в нее, вы обретаете ее тело, ее позу, выражение лица. Станьте этой субличностью и скажите центру, кто вы. Скажите центру, в чем ваше назначение, в чем цель вашего бытия.Теперь переместитесь из этой части назад, в центр. Если вы, пребывая в центре, обнаружите, что хотели бы еще что-то узнать о назначении этой части, спросите ее. Спросите эту часть, когда она вошла в вашу жизнь. Спросите ее, что она хочет вам сообщить. Посмотрите, можете ли вы почувствовать сущностное качество этой части. Спросите ее, чего она хочет, что ей нужно. Обратите внимание на то, чувствуете ли вы себя готовым взять на себя ответственность за эту потребность.Теперь отвлекитесь от этой части. Ощущайте, что вы пребываете в центре, и только в центре. Суммируйте то, чему вы научились и что осознали, и начинайте постепенно выходить из этого внутреннего пространства, постепенно открывая глаза, ощущая свое тело, потянитесь, глубоко вдохните и резко выдохните.Запишите свои впечатления об этом упражнении, свои мысли и чувства.Иногда работа с конфликтующими частями в воображении делает переживание конфликта очень ярким, более ярким, чем в обыденной жизни. Может даже возникнуть чувство катастрофичности происходящего. Но это помогает яснее увидеть, в чем же состоит действительный конфликт, помогает увидеть действительное положение вещей.Вспомним еще раз, что, даже если какая-то часть нам очень не нравится, мы не можем ее уничтожить, так как за ней стоит какое-то наше сущностное качество, наша «энергия», и она неуничтожима. Чем больше мы стараемся избавиться от того, что нам не нравится в нашей личности, тем больше оно выходит наружу, обостряя конфликт. И только через принятие, а не осуждение можно подойти к реальной трансформации.Критическое, негативное восприятие информации о себе, о своих субличностях может также быть обусловлено включением Судьи (Критика). У всех у нас есть такая субличность. Поэтому, когда вы начинаете судить себя, рассматривайте это как деятельность одной из своих субличностей – Критика – и постарайтесь вернуться в «осознающий центр». Критик достаточно часто бывает силен и стремится занять центральное место. От вас могут потребоваться доброжелательная внимательность, чтобы замечать: «Ага, вот опять включился мой внутренний Критик», и определенные усилия по расто-ждествлению с ним.Следующие два упражнения нужны для знакомства и работы с субличностями, имеющимися у каждого, нередко мешающими нам воплощать свои планы в жизнь, – Критиком и Саботажником.
Читайте также:  Я и личность - психология

1   …   16   17   18   19     21   22   23   …   49

Образовательный материал

lit-yaz.ru

Источник: http://lit-yaz.ru/psihologiya/4538/index.html?page=20

Упражнение «Диалог субличностей»

Ведущий. Дайте возможность обнаруженным вами субличностям пообщаться друг с другом и с вашим «Я», пусть они скажут, за что ценят друг друга, почему обижаются и чего хотят. Реплики начинаются словами: Мне нравится… Я обижен… Я хотел бы… Мне представляется…

Можно написать диалоги не от всех субличностей, а от двух или трех.

Упражнение «Психодрамма субличностей»

Ведущий. Выберите из группы тех участников, кто будет исполнять роли ваших субличностей. По моему сигналу они должны начать говорить с вами — требовать, льстить, убеждать, просить. Оставайтесь в образе своего «Я».

Как дирижер оркестра, останавливайте или приглушайте напористых и усиливайте робких.
Происходит обсуждение: каковы ощущения от выполнения упражнения?Психодраматический подход позволяет участникам многое понять в себе, в своей личности.

Прежде всего, каждый может управлять собой, взглянув со стороны на свои мыслительные баталии.

Упражнение «Негативная субличность»

Ведущий. Субличности — это реальные потребности, в удовлетворении которых каждый из нас нуждается. Но очень часто реализации планов мешают субличности с негативными голосами. Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, которое поможет выявить то, что вам мешает, когда вы решаетесь на какое-либо дело. Этот внутренний голос может выступать в роли:

• «критика» (а зачем ты поступаешь так?); • «прокурора» (нужно было сделать так); • «упрекающего» (опять у тебя ничего не вышло); • «авантюриста» (а что если нарушить … ?); • «саботажника» (у меня все равно не получится);

• «жертвы» (это нужно только мне, никто меня не понимает…).

Читайте также:  Элита - психология

Это только некоторые примеры. Итак, сосредоточьтесь на каком-нибудь важном деле, которое вы хотели бы осуществить, например поступить в вуз. Представьте, что ваш план осуществлен.

Теперь подумайте и ответьте, что может помешать вашему предприятию. Вообразите эту картину. Дайте имя этой негативной субличности, нарисуйте ее символически.

Заключите с ней договор.

Для этого напишите несколько требований.

Происходит обсуждение: каковы ощущения от выполнения упражнения?

Ведущий. Вывод: признание себя хозяином своих субличностей, в том числе негативных, — ключ к личностному росту и успеху. Однако принятие своих субличностей еще не означает, что вы позволите им завладеть своим «Я».

Упражнение по разотождествлению

Ведущий. Теперь нам необходимо ввести важное понятие «разотождествление», которое широко используется в психотерапевтической практике. Итак, сядьте удобно, выпрямив спину. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов. Сконцентрируйтесь на выдохе. Слушайте меня и повторяйте вслух мои слова после паузы. 1) У меня есть тело, но я — это не мое тело.

Мое тело может быть усталым или бодрым, но это не влияет на мое истинное «Я». Мое тело — прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но этот инструмент — это не я. У меня есть тело, но я — это не мое тело. 2) У меня есть эмоции, но я — это не мои эмоции. Мои эмоции многочисленны, изменчивы, противоречивы.

Я наблюдаю, понимаю и оцениваю свои эмоции и могу управлять ими — и, значит, эмоции — это не мое я. Я — это не мои эмоции. 3) У меня есть интеллект, но я — это не мой интеллект. Он достаточно развит и активен. Он является инструментом познания себя и окружающих, но… он — не мое истинное «Я». У меня есть интеллект, но я — это не мой интеллект.

4) Я — центр воли, способный владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, телом. Я — это постоянное и неизменное «Я».

Сделайте три глубоких вдоха, напрягите тело и с выдохом откройте глаза. На этом все, перерыв! Сейчас у каждого из вас есть возможность поделиться своими мыслями относительно выполнения упражнений.

Что получилось? Что не получилось? Что понравилось? А что не понравилось? Сложно было выполнять? Или не очень? Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями!


Происходит обсуждение.

Игра «Апельсин»

Ведущий. Участники в круге должны передавать друг другу круглый предмет, прижимая его подбородком. Тот, кто уронит предмет, выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останется пара играющих. Руками поддерживать предмет нельзя. При необходимости — грудью.


Как показывает практика, в круге остается несколько играющих. Они замечательно справляются с заданием. Для того чтобы ускорить игру, задание усложняется. Участникам необходимо передавать круглый предмет друг другу с закрытыми глазами и при этом не произносить звуков.

Апельсин можно заменить клубком ниток.

1 Психологические тесты (для деловых людей) /Авт.-сост. Н.А. Литвинцева. – М., 1994.
2 Рейноутер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом (второе издание).
М.: Универс, 1993.

ЭТАП II. ОСНОВНОЙ (окончание)

Теоретическая информация «Стресс. Релаксация. Концентрация»
Ставшее в последнее время столь модным слово стресс пришло к нам из английского языка и в переводе означает нажим, давление, напряжение.

Энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессов)». Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье.

В одном из своих выступлений в Праге Селье говорил: «Стресс — это все, что ведет организм к быстрому старению или вызывает болезни». Механизм реакции человека на стрессовый импульс очень сложен. Но все же попытаемся распутать этот клубок.

Это необходимо, во-первых, чтобы понять, почему мы реагируем на стрессовый импульс именно так, а не иначе; во-вторых, чтобы знать, как противостоять стрессу, как действовать; в-третьих, чтобы максимально смягчить его действие.

Как человеческий организм реагирует на стресс?

• Стрессоры вызывают реакцию тревоги и страха. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться. Человек либо адаптируется, обретая равновесие, либо не адаптируется. Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается (ожидание экзаменов), либо возникает непосредственно перед экзаменом или на самом экзамене. • Пассивность.

Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен эффективно противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей. • Активная защита. Человек меняет сферу деятельности (спорт, музыка, хобби).

• Активная релаксация, которая повышает как психическую, так и физическую природную адаптацию.

Борьба или бегство?

Что же происходит с человеком при стрессе? Каков механизм реакции тревоги? В 1935 году американский физиолог Уолкер Кеннон впервые определил ее как реакцию борьбы или бегства. Или выражаясь материалистическим языком, реакция А и В.

Информация о реакции тревоги через органы чувств поступает в мозг, где имеется важная ретрансляционная станция — гипоталамус. В течение долей секунды через нервные окончания симпатической нервной системы она передается в надпочечники.

Получив сигнал SOS, они выбрасывают в кровь адреналин и норадреналин (боевые гормоны). Это приводит к напряжению мышечной мускулатуры, появляются тревога, страх, ярость (в зависимости от ситуации), учащается пульс и дыхание, повышается кровяное давление.

Согласитесь, в таком состоянии сложно принимать обдуманные решения. Нужно уметь расслабляться (владеть методами релаксации).

Упражнение «Поза кучера»

Ведущий.Теперь пришло время ознакомить вас с некоторыми техниками релаксации и концентрации.
Попробуйте принять следующую позу. Центр тяжести приходится на таз или седалищную кость.

Поясница при этом выпрямлена, а верхняя часть туловища слегка согнута и напоминает согнутую спину кошки. Голова расслаблена и опущена перпендикулярно тазу, а не бедренной кости. В противном случае будет сдавлен живот.

Ноги расставлены на уровне плеч, руки без упора лежат на коленях, причем кисти свободно свисают между бедрами: подобно кучеру, который расслабился, расслабил поводья, и его лошади бредут сами собой.

Если запястья расслаблены, то это верный признак того, что положение тела выбрано правильно.
Участники принимают «позу кучера». Ведущий должен проконтролировать правильность выполнения этого упражнения.

Упражнение «Полное дыхание»

Ведущий. Дышите через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку (если вы втягиваете живот во время вдоха, тогда заполнится только верхняя часть легких). Губы приоткрыты.

Затем заполните среднюю часть легких, расширяя нижнюю часть области ребер и грудную клетку. Затем заполните воздухом верхнюю часть легких, слегка приподнимая плечи и втягивая живот.

Задержите дыхание на несколько секунд.

Затем медленно выдохните, постепенно втягивая живот. Выдох через рот.

Источник: https://infopedia.su/11x84a.html

Ссылка на основную публикацию