Гуманистическая психология, гуманистическое направление
Гуманистическая психология (от англ. humanistic psychology) — направление в западной, преимущественно американской, психологии, сформировшееся в 1960-х гг. XX в., в рамках гуманистического подхода.
Гуманистический подход появился как ответ и противопоставление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века (Смотри статью Н.И.
Козлова Границы гуманистической психологии и требования психологии реалистической).
С другой стороны, гуманистическая психология примкнула скорее к гуманитарному крылу в психологии и во многом противопоставила себя естественно-научному подходу.
Как-либо строгим образом взгляды и принципы гуманистической психологии сформулировать сложно, гуманитарии не склонны к четким формулировкам.
Истоки идей гуманистической психологии — в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.
Тем не менее, ей близки взгляды, что человек целостен и должен изучаться в его целостности, каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения.
В сравнении с бихевиоризмом гуманистическая психология считает, что человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.
В отличие от психоанализа, от которого также происходило явное дистанцирование, взгляды гуманистической психологии на человека очень позитивны: согласно представлениям ее представителей, человек есть активное, интенциональное, творческое существо, обладающее потенциями к непрерывному развитию и самореализации, Близость к экзистенциализму выразилась в постулате, что человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека, при этом переживание человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность. Здесь, очевидно, гуманистическая психология примыкает к феноменологическому подходу, отстраняясь от подхода поведенческого.
В меньшей степени гуманистической психологии удалось противопоставить себя психотерапевтической работе: несмотря на призыв одного из ее основателей А. Маслоу изучать психологически здоровых, зрелых, творчески активных людей, основное приложение гуманистическая психология нашла все-таки в психотерапии.
Основной областью практического приложения гуманистической психологии сегодня выступает психотерапевтическая практика: недирективная психотерапия К. Роджерса (человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.
Другая важная область практического приложения гуманистической психологии — гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности↑.
Третья область практического приложения гуманистической психологии — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К. Роджерс.
Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.
Гуманистическая психология и Синтон-подход
Вместе с Абрахамом Маслоу синтон-подход ставит своей задачей исследовать наивысшие уровни личностного развития и душевного здоровья, и самоактуализация личности есть одна из ценностей синтон-подхода.
В Синтон-подходе реализуется предложенный Карлом Роджерсом взгляд, согласно которому наилучших результатов в личностном росте достигается при работе на позитиве, в формате поддержки лучших намерений и устремлений личности. Смотри→
Критика гуманистической психологии
Гуманистическая психология имеет своих критиков.
К. Бенсон показывает этноцентризм концепции самоактуализирующейся личности и скрытые аморальные последствия ее использования в культурах, отличных от западной. Его вывод: «Это акультурная, антиисторическая психология в полном самоуверенности полете под камуфляжем исторических ссылок» [Benson, 2001, с. 227].
Б.С. Братусь также считает, что гуманистическая психология, несмотря на свое название, внеморальна – это «психология самости как самоцели человека» [Братусь, 1997, с. 12]. Ссылаясь на В.
Франкла, он подчеркивает, что «самоактуализация, направленная на самое себя, означает промах в главном», поскольку «центральной, смыслообразующей характеристикой человека является его способ отношения к другому человеку» [Братусь, 1997, с. 8].
Источник: https://knigarazuma.ru/article/gumanisticheskaya_psihologiyazpt_gumanisticheskoe_napravlenie
Синтон-подход
Синтон-подход — это самостоятельное, самобытное психологическое направление, имеющее свою философию, теорию личности, научную и методологическую базу, свою систему психологических и педагогических технологий.
Синтон-подход — это самостоятельное, самобытное психологическое направление, имеющее свою философию, теорию личности, научную и методологическую базу, свою систему психологических и педагогических технологий. Синтон-подход, как направление в практической психологии, сложилось в процессе работы Синтона силами Н. И. Козлова и его коллег.
Можно утверждать, что синтон-подход — центральное направление российской практической психологии.
Именно в рамках синтон-подхода в последние десятилетия производились наиболее серьезные научные исследования результатов тренинговой практики, в рамках синтон-подхода было воспитано большинство лучших ведущих личностных тренингов России, несколько десятков самостоятельных тренинговых школ сформировалось именно на базе синтон-подхода. Синтон-подход в настоящее время показывает самую высокую результативность в области личностных тренингов и успешно применяется в консультативной практике. Важно, что синтон-подход — это очевидно интегративное психологическое направление, построенное на базе самостоятельных отечественных разработок и включающее в себя достижения практически всех современных психологических подходов.
Синтон-подход материалистичен и строит свою практику в рамках исключительно научного мировоззрения. Подход базируется на научных разработках необихевиоризма, когнитивной психологии, современного психоанализа и гуманистической психологии, оставляя при этом за своими пределами мистику, эзотерику и все остальное, что выходит за рамки научного мировоззрения.
Цель синтон-подхода — улучшение жизни людей средствами развития личности; строительство личности, живущей по принципу: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться».
В синтон-подходе человек — не только организм, приспосабливающийся к среде ради удовлетворения своих потребностей и комфорта. Человек не сводится к своему организму, он может жить как личность, приспосабливая среду к себе, руководствуясь своими целями и ценностями.
Позаботиться о себе, о своем здоровье и счастье — не цель психологической работы, а лишь естественное условие, чтобы продолжить служение жизни: людям и обществу.
Внимание к своему внутреннему миру, работа со своими проблемами и самосовершенствование — не самоценность и не самоцель, а способ повысить свою эффективность в делах и во взаимоотношениях с людьми.
В выборе между адаптивным поведением и развитием синтон-подход предлагает ориентироваться на развитие. Приспособиться к жизни — менее достойная задача, чем развить себя в достойную личность и создать вокруг себя достойную жизнь. В синтон-подходе человек видится как автор, как творец собственной жизни, имеющий свободу воли и разум.
Синтон-подход — подход личностно-деятельный, в котором человек, как личность, отвечает не только за свое поведение и деятельность, за свои решения и выборы, но и за свое внутреннее поведение, за свои мысли и чувства.
Осознанность нам помогает, но все наши проблемы не решит: к результату приведут только точные и энергичные действия. Намерения важны, но еще важнее результаты наших намерений — то, что мы сделали реально.
Оправдания не меняют итогового результата, и человек отвечает за то, что он реально сделал — или не сделал.
Синтон-подход активно обсуждает вопросы ценностей, смыслов и направления жизни. Как подход этической направленности, синтон-подход исходит из того, что нельзя давать психологические приемы в руки тому, кто безответственно сможет использовать это как оружие против других.
Важнейший момент этики синтон-подхода — представление о этикотипах, способах жизни Потребителя, Паразита, Романтика и Творца. «Доброе начало» в человеке для синтон-подхода не заданность, а задача. Дети рождаются с различными склонностями, но задача общества и семьи — воспитать в нем личность и человека.
В синтон-подходе общество и культура — не опасные интроекты, а источник цивилизованности, то что создало нас, как людей, что дало нам наши инструменты, наши силы и возможности, нашу индивидуальность.
Синтон-подход гуманистичен по ценностям, но реалистичен по средствам работы, и осознает себя в рамках реалистической психологии. Синтон-подход практичен, ориентирован прежде всего не на объяснение, а изменение. Теоретические объяснения для синтон-подхода хороши только тогда, когда они становятся рабочим инструментом, дают возможность решать поставленные задачи.
Синтон-подход успешно применяется и в тренинговой деятельности, и в консультативной практике, настаивая на сочетании и инструментального, и ценностного подхода. Синтон-подход технологичен, дает много работающих техник, начиная обычно с позиции Автора, тотального Да и внутреннего Хорошо.
Лучшие разработки синтон-подхода в сфере личностных тренингов представлены в Синтон-программе, в области бизнес-тренингов — в программе Деловой стандарт, в области коучинга — в программе Дистанция.
Основные черты синтон-подхода в консультировании, это перевод клиента из позиции Жертвы в позицию Автора, сочетание в себе черты коучинга и менторинга, работа преимущественно через позитив и конструктив, сочетание моментов теплой поддержки и жесткой требовательности.
Синтон-подход верит, что люди могут быть сильными, разумными и волевыми, иметь миссию своей жизни, жить по максимуму, ставить большие цели и свои цели достигать. Синтон-подход — это психология высоких достижений. Чтобы вера в возможности человека стала реальностью, синтон-подход учит людей быть реалистичными, умелыми и эффективными.
Учить — эффективнее, нежели лечить. В синтон-подходе не приветствуется негативизм. В людях есть много чего, и неверно выискивать в них прежде всего слабости, низости и проблемы, подталкивая к необходимости психотерапии.
Видеть в людях нужно все, но достойнее показывать людям их сильные стороны и возможности, ориентируя на личностный рост и развитие.
Синтон-подход ценит человеческий разум и призывает голову не отключать, а включать почаще, не лениться думать. Разумность — это умение и привычка осмыслять все происходящее, используя все пять позиций восприятия: с позиции своих личных интересов, интересов партнера, с точки зрения внешнего наблюдателя, системного подхода и позиции служения, позиции Ангела.
В синтон-подходе существующая личность и эмоции — не самоценность, а личный инструментарий: то, из чего человек может построить себя будущего. Личностью не рождаются, личностью становятся — личностью разного уровня развития.
Обязанность развитого человека — развивать свои чувства и уметь своими чувствами управлять. Вынужден подавлять свои эмоции только тот, кто своими эмоциями не владеет. Чувства должны жить в гармонии с разумом и под его началом.
У развитого человека любая эмоция должна быть адресна и целесообразна.
Детство — важнейший этап, когда закладываются личные способы отношения человека с миром, и этот процесс описывается в теории социального психоанализа эмоций, одной из важнейших в представлении синтон-подхода.
При этом, синтон-подход ориентирует человека жить будущим. Прошлое — прошло, а настоящее — только повод для построения будущего.
Синтон-подход не копается в болячках, не ищет причины в прошлом, объясняющие и оправдывающие сегодняшние проблемы: он предлагает поставить цели, наметить план и строить достойное личное будущее.
Источник: https://www.trn.ua/articles/5787/
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология стала результатом серьезных размышлений американского общества, оказавшегося перед вопросом, что все-таки представляет собой человек, каков его потенциал и пути развития.
Эти вопросы, конечно, поднимались и раньше и рассматривались представителями разных школ.
Однако две мировые войны привели к глобальным изменениям в обществе, что повлекло за собой важность новых представлений и пониманий.
Что изучает гуманистическая психология?
Основной предмет изучения гуманистического направления в психологии — здоровые, зрелые, творчески активные личности, стремящиеся к постоянному развитию и занимающие активную жизненную позицию.
Психологи гуманистического течения не противопоставляли человека и общество. В отличие от других направлений, они считали, что не существует конфликта между обществом и личностью.
Наоборот, по их представлению именно социальные успехи дарят человеку ощущение полноты человеческой жизни.
Личность в гуманистической психологии
Основы гуманистической психологии берут свое начало в философских традициях гуманистов эпохи Возрождения, Просвещения, немецкого романтизма, учениях Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Достоевского, Толстого, учении экзистенциализма и восточных философско-религиозных системах.
Методология гуманистической психологии раскрыта в работах таких авторов:
- А. Маслоу, К. Роджерса, С. Джурарда, Ф. Бэррона, которые высказывали свой взгляд на психически здоровую, полноценно функционирующую личность;
- о развитии личности в гуманистической психологии, проблеме движущих сил в становлении и развитии личности, о потребностях и ценностях писали А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер;
- проблема межличностных отношений и раскрытие себя в отношениях описаны К. Роджерсом, С. Джурардом, Р. Мэем;
- о проблемах свободы и ответственности писали Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл.
В целом личность человека рассматривается в таких аспектах:
- человек – это не набор составляющих, а целостная личность;
- каждая личность уникальна, поэтому правильнее подходить к каждому конкретному случаю с точки зрения его индивидуальности. Исходя из этого представления, статистические обобщения не имеют смысла;
- человеческая жизнь – это единый процесс бытия и становления человека;
- человек – активное существо, которому необходимо развитие;
- главная психологическая реальность – это переживания человека;
- человек может руководствоваться своими принципами и ценностями, что помогает ему быть в определенной степени независимым от внешних причин.
Методы гуманистической психологии
Гуманистическая психология получила широкое распространение, что привело к расширению набора подходящих этому направлению методов. Среди наиболее известных методов можно назвать такие:
- арт-терапия – осознание себя через рисунок, музыку, движения;
- аутотренинг по методу И. Шульца – погружение в себя, общение со своим внутренним Я;
- визуализация по К. Симонтон – осознание желаний, построение целейчерез визуальное представление;
- восточные техники, куда входит медитация, йога, хатха-йога, тайцзицюань, тантризм и др.
- вегетотерапия по В. Райху, в основе которой лежит представление, что хронические заболевания являются результатом мышечных зажимов, вызванных стрессами;
- нейро-лингвистическое программирование, основоположниками которого являются Дж. Гриндер и Р. Бэндлер. Они уделяли особое внимание словесным формулировкам, которые способны оказывать влияние на психику человека.
Было бы неточным называть гуманистическую психологию научной теорией. На момент появления она заняла важную нишу в понимании, что есть человек, и довольно быстро стала общекультурным явлением.
Источник: https://womanadvice.ru/gumanisticheskaya-psihologiya
Методы гуманистической психологии
Изданный еще в 1971 году в Соединенных Штатах Каталог путей личностного роста Северина Петерсона (Peterson S. A Catalog of the ways People grow. New York, Ballantine Books, 1971), называет уже около сорока основных методов.
Во Франции Анн Анселен-Шутценбергер в 1977 году, описывает примерно столько же методов, в чрезвычайно ясной работе Тело и группа, содержащей большое количество комментариев. В свою очередь Эдмон Марк в Практическом путеводителе по новым видам терапии, опубликованном в 1982 году, называет примерно такое же их число. (Àncelene-Schutzenberger A., Sauret M. J.
Le Corps et ie Grolipe: les nouvelles therapies, de la Gestalt i la bio-energie, aux groupes de rencontres & la meditation, Toulouse, Privat, 1977).
Вот некоторые, представленные в алфавитном порядке, наиболее распространенные сегодня во Франции методы:
Арт-терапия (рисунок, музыка, танец и т.д.)
Аутотренинг (И.Шульц)
Биодинамика (Г.Бойсен)
Биоэнергетика (А.Лоуэн)
Вегетотерапия (В.Райх)
Визуализация (К.Симонтон)
Восточные техники (медитация, тайцзицюань, йога, дзен, тантризм и т.д.)
Гаптономия (Ф.Вельдман)
Гештальт-терапия (Ф.Перлз)
Группы встреч (К.Роджерс, В.Шютц)
Массажи (рейхианские, калифорнийские, восточные, до-инь, шиатцу и т.д.)
Медитация (статическая или динамическая, восточная или западная…)
«Мягкие» виды гимнастики (в частности, методики Александера, Фельденкрайса, Мезьера и др.)
Метод Виттоза
Метод Гордона
Нейро-лингвистическое программирование (Дж.Гриндер, Р.Бэндлер)
Общая семантика (А.Корцибский)
Постуральная интеграция (Дж.Пэйнтер)
Просветление (интенсивные сессии, ведущие к просветлению) (К.Бернер)
Психодрама (Дж.Морено)
Психосинтез (Р.Ассаджиоли)
Реберсинг (Л.Орр)
Релаксация (в частности Э.Джекобсон, а также др.)
Рольфинг, или структурная интеграция (И.Ольф)
Сексотерапия (Мастерc и Джонсон, Мишель Меньян и др.)
Семейная терапия (системная, психоаналитическая, гештальтистская и т.д.)
Софрология (А.Кайседо)
Суггестопедия (Г.Лозанов)
Трансактный анализ (Э.Берн)
Трансперсональная психология (С.Гроф)
Эйтония (Дж.Александер)
Экзистенциальная психотерапия (Л.Бинсвангер, Р.Мэй)
Эриксонианский гипноз (М.Эриксон)
и другие методы.
Гуманизм
Что же общего между всеми этими методами или подходами, носящими название «Новые виды терапии»? Что позволяет нам включать их все в Движение по развитию человеческого потенциала, или, иначе говоря, гуманистической Психологии? Не является ли это словосочетание тавтологией: ведь разве можно представить себе такую психологию, которая не была бы «гуманистичной»?
Впрочем, зачем вообще было использовать термин «гуманизм», нередко ведущий к путанице, так как для большинства из нас он остается связанным с периодом Возрождения? Да и принят был этот термин только в 1961 году, после долгих споров по поводу выбора названия для нового журнала.
Гуманизм — говорится в словаре Робера — это «отдельная теория или доктрина, принимающая за основную ценность самого человека и его всестороннее развитие».
Гуманисты встречаются во все периоды истории философии и литературы, им посвящены целые страницы многих энциклопедий.
У древних ими были Сократ и Протагор (V век до н.э.), утверждавшие:
«Человек — мерило всех вещей»,
принцип, противоположный платоновской идее об абсолютной, трансцендентной и универсальной Истине; римский поэт Теренций (II век до нашей эры), которому мы обязаны знаменитой формулой: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо».
Но расцвет гуманизма, конечно же, приходится на эпоху Возрождения.
Рабле — полный жизненных сил энтузиаст — изобретает для своего гиганта Гаргантюа холистическую мораль и педагогику, в одинаковой мере развивающие тело, энергию и дух; в Телемском аббатстве пекутся одновременно о физическом, интеллектуальном и нравственном развитии, придерживаясь при этом золотого правила, гласящего: «Делай что хочешь»… — правила, от которого Перлз никогда бы не отрекся! Монтень восхваляет интроспекцию и заявляет, что «каждый человек несет в себе цельную форму человеческого существования».
Английский философ Шиллер в своих Этюдах по Гуманизму писал, что знание должно быть подчинено человеческой природе и его фундаментальным потребностям — о чем, кстати, в свою очередь говорят современные исследователи в области квантовой физики.
Можно приводить цитаты из христианского философа Маритена, который в 1936 году публикует Обзор гуманизма. А через десять лет Сартр издает одну из своих ключевых работ — Экзистенциализм — это гуманизм. Год спустя, в 1947-м, Хайдеггер публикует свое Письмо о гуманизме.
А еще через десять лет американский философ немецкого происхождения Маркузе обличит культурное «сверхподавление», ведущее к превращению человека в безропотную социально-производственную машину путем подавления эмоциональной и телесной жизни, спонтанности и индивидуальной креативности.
Я хотел бы теперь подчеркнуть близкое родство, существующее между ценностями, которые провозглашались теми мыслителями разных времен, что причисляли себя к гуманистам, и идеями современного движения гуманистической психологии и, в частности, Гештальта. Это родство состоит:
• в праве на признание ценности собственного тела и его ощущений, на удовлетворение его фундаментальных жизненных потребностей, на выражение его эмоций;
• в праве на движение по своему собственному пути, при одновременном уважении к своеобразию и особенностям других людей (право быть другим);
• в праве на развитие и самореализацию, которые не ограничиваются только рамками стремления к тому, чтобы «иметь» и «делать», но также подразумевают создание своих собственных целей, постоянное преодоление своих собственных пределов, выработку своих собственных индивидуальных, социальных и духовных ценностей.
Для Уилла Шатца — основателя «групп открытых встреч» в Исалене — существуют следующие фундаментальные потребности человека (по результатам широкого исследования, проведенного в 1952 году):
• потребность в пище и крове;
• потребность во включенности (принадлежность к группе, где он чувствует себя на месте);
• потребность в контроле (потребность в компетентности, доминировании — или, по меньшей мере, во владении создавшейся ситуацией);
• аффективные потребности (интимные отношения и ощущение себя достойным любви).
Что же касается Абрахама Маслоу, то в 1954 году он устанавливает свою знаменитую иерархию потребностей, каждая последующая категория которой возникает тогда, когда в достаточной мере удовлетворяется предыдущая (более сильная) потребность:
· органические потребности (дыхание, жажда, голод, мочеиспускание и т.д.);
· потребность в безопасности и защите (материальной и психологической);
· потребность в принадлежности к группе («включенность»);
· потребность в уважении и социальном признании;
· потребность в самоактуализации и реализации своего потенциала.
Стоит отметить, что в данной иерархии большое значение придается тем нематериальным потребностям (психологическим, социальным или нравственным), которыми классическая психология часто пренебрегает.
Норма и патология
Для Фрейда «нормальный» или «выздоровевший» человек — это тот, «кто любит и работает»… то есть адаптирован к идеалу «метро—работа—дом»!
Однако легко понять, что культурные ценности — эти пленники времени и пространства — относительны и изменчивы!
Работы американских культурантропологов (Р.Бенедикт, М.Мид, А.Кардинера, Г.Бейтсона и др.) в особой мере указали на хрупкость концепции нормы, которая меняется от страны к стране и от эпохи к эпохе.
Как только понятие нормы ставится под вопрос, то начинают размываться и контуры патологии: так, если я, будучи в Иране, записывал дату намеченной встречи в мою записную книжку, то меня считали страдающим «неврозом навязчивых состояний»: ведь стремление распоряжаться своим будущим и организовывать его является признаком полной неадаптированности к жизни в этой стране, где царит постоянная неопределенность!
И наоборот, преподаватели иранских университетов, у которых возникают соматические расстройства при самом незначительном вопросе со стороны студента (что a priori интерпретируется как возражение или инакомыслие), у нас считались бы «истериками» (Serge Ginger. Nouvelles Lettres Persanes, Paris, ed. Anthropos, 1981).
Гуманистическая психология оставляет нозографическую категоризацию и обращается к почти неограниченной гамме индивидуальных способов поведения, в принципе рассматривая их как «нормальные».
Такое же отношение будет питать и гуманистическое антипсихиатрическое движение, зародившееся в 60-х годах в Англии вокруг Лэнга, Купера и других, находящееся в тесной связи с событиями, происходившими в то время в Соединенных Штатах и обращенное к философии экзистенциализма (Кьеркегор, Хайдеггер, Сартр).
Итак, гуманистическая психология посвящает себя «терапии нормальных людей». Если психоанализ, прежде всего, исследует психопатологию больных с тем, чтобы экстраполировать свои открытия на личность нормальных людей, то гуманистическая психология принципиально отказывается от этого разделения, стремясь в первую очередь к оптимальному развитию каждого человека. Так, Перлз любил повторять, что:
«Гештальт-терапия — слишком действенный метод, чтобы его оставлять только для работы с больными людьми!»
Преодолев свойственное традиционной науке разделение на субъект и объект, а также присущее медицинской модели деление на норму и патологию, гуманистическая психология откажется и от картезианского разделения на причины и следствия с тем, чтобы принять системную точку зрения (См.
следующую главу), рассматривающую все явления в их круговой взаимозависимости: человек — это глобальная открытая система, включающая другие подсистемы (органы, клетки, молекулы и т.д.) и сама оказывающаяся включенной в более широкие системы (семья, общественные структуры, человечество, космос).
Это, кстати, древнее представление можно, например, проиллюстрировать словами персидского поэта-мистика XIII века Руми:
«Открои песчинку — там найдешь и солнце, и планеты».
Перед нами открывается глобальный, обобщающий подход, рассматривающий Вселенную в целом — трансперсональное направление, утверждающее развитие планетарного сознания: речь идет о «междисциплинарных исследованиях, стремящихся показать, что человека можно понять, только если рассматривать его как составную часть трансперсональной Реальности». В этот новый расширенный гуманизм включаются исследователи: психологи, физики, биологи, а, кроме того, философы, писатели, теологи и мистики, стремящиеся придать смысл жизни, связывая между собой внешне разрозненные явления. Андре Мальро говорил:
«XXI век или будет религиозным, или его вовсе не будет».
Эра Водолея
Итак, мы вступаем в так называемую эру Водолея, чья новая системная и алогическая парадигма, приходит на смену аналитической и логической парадигме, нашей индустриальной раздробленной цивилизации.
Такому типу цивилизации, свойственна дуалистичность: Восток и Запад, наука и религия, физика и метафизика и т.д… тогда как цивилизация Водолея, скорее всего, будет характеризоваться синтезом, или единением человека и Космоса, другими словами — завоеванием пространства и духа…
На смену цивилизации, стремящейся «иметь», приходит цивилизация, стремящаяся «быть», основанная не на материальных индивидуалистических ценностях накопления (материальные блага, строительство заводов, приобретение знаний…), а на духовных ценностях, опирающихся на обмен и циркуляцию энергии и информации по общедоступным неиерархизированным сетям:
грядет время перехода от рационального к отношениям взаимосвязи, от соревнования к сотрудничеству, от накопления благ к обмену информацией, от материи к духу, от анализа к синтезу
Именно это и происходит в нашу постиндустриальную эру электроники и современных средств коммуникации. После завоевания материи, которое символизируется расщеплением атома (область бесконечно малого) и космическими полетами в бесконечно большое пространство, наступает эпоха завоевания духа и человека.
Не удивительно ли, что в то время, когда мы способны записать 100 000 знаков на силиконной плате величиной в один квадратный миллиметр (или, например, книгу, которую вы сейчас читаете, — на маленькой дискете в 9 см² которая поместится в кармане рубашки), мы еще не умеем ни остановить рост бороды, ни выбрать пол ребенка! Человек продолжает оставаться тайной для людей.
Это и многое другое ждет своего решения в открывающейся эпохе!
Глава 6
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И ГЕШТАЛЬТ
ПЕНТАГРАММА ГИНГЕРА
Источник: https://cyberpedia.su/2×2060.html
Основные идеи и особенности гуманистической психологии
Оригинальность гуманистической психологии (авторы А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт) в том, что она развернулась в сторону здоровой, гармоничной личности, не задетой невротическими недугами.
Основные идеи: — человек не заложник своего прошлого опыта, не пассивное животное и не жертва природы; — человек больше устремлен в будущее, к самореализации; — главный мотив — развитие созидающего начала человеческого Я; — человек должен изучаться в его целостности;
— каждый человек уникален.
Особенности взглядов авторов гуманистической психологии состоят в следующем: А. Маслоу. Основной источник активности человека — в стремлии к самоактуализации.
Самоактуализация означает: — понимание реальной жизни со всеми ее сложностями (без «страусиных эффектов»); — принятие себя и других («Я есть Я», «Ты есть Ты»); — естественность поведения, самостоятельность суждений; — доброжелательность; — открытость опыту; — профессиональную увлеченность любимым делом; — нравственную разборапюсть в средствах достижения цели; — реализацию всех своих потенциальных возможностей;
— конгруэнтность (соответствие переживания его истинному содержанию, достигаемое при преодолении внутренних защитных механизмов индивида).
Самоактуализация заложена в природе человека. Но он должен реализовать ряд потребностей, образующих иерархическую лестницу: — физиологические потребности в пище, одежде, жилье, сексе и др.
(низшие); — потребность в безопасности (сохранение возможности удовлетворения низших потребностей, обеспечение работой, обеспечение личной безопасности и др.
); — социальные потребности (удовлетворение индивидуальных стремлений к контактам с другими людьми); — потребность в уважении, статусе, в осознании собственного достоинства;
— потребность в самоактуализации, саморазвитии, самосовершенствовании (высшие потребности).
Как правило, реализация более высокого уровня потребностей предполагает реализацию (включение) более низких уровней.
Препятствия для самореализации: — ощущение «винтика», зависящего от всех и вся (феномен «выученной беспомощности»); — стерильное разделение окружающих людей на «своих» и «чужих»; — «самоедство», психологический критиканский «мазохизм»;
— наличие запретных для обсуждения и анализа тем, мировоззренческих позиций и т. д.
Психотерапевтическая помощь (логотерапия) требуется человеку, когда вокруг него образуется экзистенциальный вакуум: — когда человек потерял смысл жизни;
— когда становятся непроходимыми препятствия для самореализации.
Смысл жизни постигается развитием у себя способностей любить, сопереживать.
Слабое место подхода Маслоу в некоторой биологизации нравственных качеств человека. К сожалению, люди не рожадаются абсолютно добрыми, они могут такими стать.
К. Роджерс. Фундаментом личности является Я-концепция «самость».
Восприятие самого себя формируется в процессе взаимодействия с другими людьми, окружающей средой. Структура Я-концепции: — реальное Я (восприятие того, какой «я есть»);
— идеальное Я (представление того, каким бы «я хотел и должен быть»).
Поведение человека можно понять исключительно на основе познания его Я-концепции. Любые реакции и поведение человека обусловлены тем, как он субъективно воспринимает происходящее вокруг, каковы его субъективные переживания. Если реальное Я не совпадает с идеальным Я, то индивид оказывается в состоянии тревоги и растерянности.
Это представляет опасность для Я-концепции, угрожает потерей самоуважения. Поэтому в действие приводятся механизмы психологической самозащиты, которые не пускают угрожающие переживания в сознание.
Обычно это: — искажение восприятия, или намеренно ложное истолкование своего переживания (например, ради сохранения Я-концепции человек интерпретирует факт неназначения на руководящую должность происками злоумышленников, завистников);
— реакция отрицания, игнорирования переживания (например, весь мир летит кувырком, но «в Багдаде все спокойно…»).
«Полноценно функционирующий человек» должен характеризоваться: — открытостью к переживаниям и благоразумием; — самоприятием и уважением к себе; — интернальностью (ответственностью за все, что с ним происходит, перед самим собой); — творческим образом жизни, адаптивностью к реальным условиям жизни;
— насыщенностью жизни в каждый момент времени.
Источник: https://psyera.ru/osnovnye-idei-i-osobennosti-gumanisticheskoy-psihologii-1282.htm
Гуманизм и гуманистические термины в психологии
Гуманизм и гуманистические термины в психологии связанны с подходом, который изучает человека в целом, и уникальность каждого человека в отдельности. Этому посвящен целый раздел в психологии.
Гуманизм является психологическим подходом, в котором подчеркнуто изучение человека в целом. Гуманистические психологи смотрят на поведение человека не только глазами наблюдателя, но и глазами человека, изучающего себя.
Гуманистические психологи считают, что поведение человека связано с их внутренними чувствами иЯ-концепцией .
Гуманистический подход в психологии разработан как бунт против бихевиористской психологии и психодинамической . Таким образом, гуманистический подход часто называют «третьей силой» в психологии после психоанализа и бихевиоризма (Маслоу, 1968).
Гуманизм отверг предположение бихевиористской точки зрения , которая характеризуется как детерминированная, ориентированная на укрепление подхода «стимул-реакция» и основные теории построены на исследовании животных.
Гуманистическая психология также отклонила методы психодинамического подхода , поскольку он также является детерминированным с бессознательной и с иррациональной точкой зрения, что инстинктивные силы определяют человеческое мышление и поведение. Оба метода: бихевиоризм и психоанализ рассматриваются гуманистическими психологами как бесчеловечные.
Гуманистическая психология расширила свое влияние в 1970-х и 1980-х годах. Ее влияние можно рассмотреть с точки зрения трех основных областей :
Предположения гуманистической психологии
Гуманистическая психология начинается с предположения, что экзистенциальная феноменология является центральной и что люди имеют свободную волю. «Личный агентства» является гуманистическим термином для осуществления свободной воли . Личное агентство ссылается на выбор, который мы делаем в жизни, пути которые выбираем и их последствия.
Потом добавилось еще одно предположение — люди в основном хорошие, и есть врожденная потребность, чтобы сделать себя и мир лучше.
Гуманистический подход подчеркивает личную ценность личности, центральные человеческие ценности, и творческую, активную природу человека.
Этот подход является оптимистичным и фокусируется на благородные человеческие способности преодолевать трудности, боль и отчаяние.
Пирамида потребностей.Оба Роджерс и Маслоу считали личный рост и самореализацию в жизни, как одну из базовых человеческих потребностей.
Это означает, что каждый человек стремится расти психологически и постоянно улучшать себя. Это было названо термином самореализации что включает в себя психологический рост, и удовлетворение жизнью.
Тем не менее, Роджерс и Маслоу оба описывают различные способы, как самоактуализация может быть достигнута.
Центральное место в гуманистических теориях Роджерса (1959) и А. Маслоу(1943), является субъективизм, сознательного опыта .
Гуманистические психологи утверждают, что объективная реальность является менее важной, чем субъективное восприятие человека и понимание мира.
Из-за этого, Роджерс и Маслоу уделяли мало внимание научной психологии особенно использование психологической лаборатории для исследования человека и поведение животных.
Гуманизм отвергает научную методологию, как и эксперименты используемые качественные методы исследования .
Например, дневник счета, анкеты, неструктурированные интервью и неструктурированные наблюдения.
Качественное исследование полезно для исследования на индивидуальном уровне, и изучает глубину способов, которыми люди думают или чувствуют (например, тематические исследования).
Гуманизм рассматривает человека как принципиально отличающегося от других животных, главным образом потому, что люди сознательные существа способны мыслить у них есть разум и язык. Эксперименты гуманистических психологов на животных, таких как крысы, голуби, или обезьян отводилось мало значения. Исследование таких животных, может сказать очень мало о человеческой мысли, поведении и опыте.
Гуманистические психологи отклонил строгий научный подход к психологии, потому что они оценивали его как бесчеловечный и не способный охватить богатства сознательного опыта. Во многом отказ от научной психологии в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах пошатнуло доминирование бихевиористского подхода в североамериканской психологии.
История гуманистической психологии
* Маслоу (1943) разработал теорию иерархию человеческой мотивации(Иерархия потребностей Маслоу).
* Карл Роджерс (1946) публикует важные аспекты терапии клиентов.
* В 1957 году и 1958 году, по приглашению Абрахама Маслоу и Кларка Мустакаса, произошли две встречи в Детройте среди психологов, которые были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации посвященной более значимым гуманистическим теориям.
* В 1962 году при финансовой поддержке университета Brandeis, это движение было официально запущено как Ассоциация гуманистической психологии .
* Первый выпуск Журнала гуманистической психологии появилась весной 1961 года.
Основы гуманистического подхода
|
|
|
|
|
|
Критическая оценка
Гуманистический подход был применен в относительно к небольшой области психологии по сравнению с другими подходами. Таким образом, его вклад ограничивается в таких областях, как терапия, ненормальности, мотивации и личности.
Возможными причинами этого отсутствие влияния из академической психологии, возможно, связана с тем, что гуманизм сознательно отрицает научный подход к изучению человека.
Например вера в свободную волю находится в прямой оппозиции к детерминированным законам науки. Кроме того, исследовать области гуманизма, такие как сознание и эмоции очень трудно.
Результат научных ограничений влечет нехватку эмпирических доказательств в поддержку ключевых теорий подхода.
Однако оборотной стороной этого является то, что гуманизм может получить более полное представление о поведении лиц за счет использования качественных методов, таких, как неструктурированные интервью. Такой подход также помог доказать, более целостное представление о человеческом поведении.
Статьи по психологии: http://psichov.net
Источник: https://psichov.net/gumanizm/
Научная база синтон-подхода — Сайт помощи психологам и студентам
От бихевиоризма синтон-подход берет материалистичность взгляда, внимание именно к поведению человека, к тому, что в поведении может быть четко увидено, так или иначе определенно зафиксировано, использование, в первую очередь, положительных (прямых и косвенных) подкреплений поведения. В рамках бихериоризма синтон-подход основывается на разработках когнитивно-аффективной теории Уолтера Мишела, теории социального научения Альберта Бандуры и теории социального научения Джулиана Роттера.
Научная база синтон-подхода
Научная база синтон-подхода.
Статья на английском языке: «Syntone-approach in modern practical psychology and its scientific basis»
Синтон-подход как направление в психологии базируется как на собственных научных разработках, так и на научных разработках необихевиоризма, когнитивной психологии, современного психоанализа и гуманистической Психологии.
Бихевиоризм.
От бихевиоризма синтон-подход берет материалистичность взгляда, внимание именно к поведению человека, к тому, что в поведении может быть четко увидено, так или иначе определенно зафиксировано, использование, в первую очередь, положительных (прямых и косвенных) подкреплений поведения. В рамках бихериоризма синтон-подход основывается на разработках когнитивно-аффективной теории Уолтера Мишела, теории социального научения Альберта Бандуры и теории социального научения Джулиана Роттера.
Синтон-подход и когнитивно-аффективная теория Уолтера Мишела
Синтон-подход вполне в русле когнитивно-аффективной теории Мишела предполагает, что поведение человека меняется от ситуации к ситуации, но определенным, предсказуемым способом.
Например, если некто рассержен на свою жену, то он может реагировать агрессивно. Однако если тот же человек рассержен на своего начальника, то скорее всего подавит свое раздражение и подчинится.
Такое поведение может показаться непоследовательным, потому что человек как будто бы различно реагирует на один и тот же стимул. Но, с точки зрения когнитивно-аффективной теории, раздражение, вызванное разными людьми, — это не один и тот же стимул.
Описанное нами поведение не является непоследовательным и может хорошо отражать стабильную в течение всей жизни данного человека схему реагирования (pattern of reacting).
Говорить о чертах личности и измерять черты личности — можно.
Но чтобы предсказать их поведение, куда важнее и интереснее понять их психологическую ситуацию, их внутреннее видение происходящего.
«Фокус смещается с попыток сравнения и обобщения, предназначенных выяснить, что различные люди «представляют собой», на оценку того, что они делают — действительно или мысленно — по отношению к психологической ситуации, в условиях которой они это делают» ( Mischel, 1973, р. 265).
Синтон-подход и теория социального научения Альберта Бандуры
Теория социального научения Альберта Бандуры освещает следующие феномены, активно использующиеся в практике синтон-подхода:
Обучение через наблюдение за образцом и копирование моделей поведения, осознанно либо через механизм Бессознательного подражания. Косвенное подкрепление — наблюдение за последствиями поведения других людей. Косвенное, наблюдаемое подкрепление имеет последствия такие же, как и подкрепление собственного поведения.
Самоконтроль, самоподкрепление, самонаказание — человек может сам себя контролировать, сам устраивать себе позитивные и негативные подкрепления. Самоэффективность — важность убежденности человека в том, что он может справиться с теми задачами, которые он перед собой ставит.
Синтон-подход и теория социального научения Джулиана Роттера
Четыре основных понятия, на которых строится теория социального научения Джулиана Роттера, это поведенческий потенциал (behavioral potential), ожидание (expectancy), ценность подкрепления (reinforcement value) и сама психологическая ситуация.
В соответствии с этим, синтон-подход уделяет большое внимание поведенческому потенциалу участников тренинга, расширению диапазона их возможных поведенческих реакций, использованию мягкого и жесткого реагирования, чередованию сотрудничества и конкуренции, эффективным формулировкам и интонационному богатству, — всему, что может дать социальный, психологический и актерский тренинг. Работа с ожиданиями в синтон-подходе — это обсуждение стратегий «уменьшить проигрыш» или «увеличить выигрыш», выработка настроя на уверенное поведение, формирующего уважение окружающих, умение увидеть в окружающих тех, кто готов дружески откликнуться на просьбы о помощи. Учет ценности подкрепления в синтон-подходе реализуется, в частности, в анализе ожиданий окружающих, в умении откликнуться именно на то, что нужно в данной ситуаций конкретному человеку. Что касается анализа и понимания психологической ситуации, учет контекста и деталей окружения, то синтон-подход реализует это на всех этапах обучения — и в сфере дружеских отношений, и при разборе семейных ситуаций, и в разыгрывании деловых кейсов в обучении руководителей.
Представление Джулиана Роттера о интернальном и экстернальном локусе контроля в синтон-подходе звучит в двух взаимосвязанных вариантах — как тема «Автор-Жертва» и тема личной ответственности за то, что делает человек и то, что с ним происходит.
В синтон-подходе для контроля результатов тренингового обучения используется опросник Роттера.
Экспериментальные исследования результатов обучения по Синтон-программе показывают усиление у участников занятия внутреннего, интернального локус-контроля, повышение личной ответственности людей не только за события, происходящие в их деловой и личной жизни, но и за их внутреннее эмоциональное состояние.
Психоанализ
Синтон-подход не разделяет убежденность З. Фрейда в том, что либидо является центром психической жизни человека, но считает детство важнейшим этапом, когда закладываются личные способы отношения с миром.
В рамках социального психоанализа синтон-подход пользуется собственными разработками, а именно теорией социального психоанализа эмоций (автор Н. И. Козлов).
Теория социального психоанализа эмоций не только объясняет многочисленные феномены, не получающие убедительного объяснения в других теориях, но и дает позитивный педагогический эффект, показывая, что возможность управления эмоциями не есть для взрослого человека что-то новое и искусственное, но является возвращением к его исконному мастерству управлениями эмоциями, которым владеют все люди в своем детстве.
Когнитивное направление в психологии
Синтон-подход использует наработки когнитивного направления, подчеркивающего важность анализа субъективного восприятия происходящего.
Синтон-подход и теория личностных конструктов
Синтон-подход, анализируя, как человек воспринимает происходящие с ним события, основывается на представлении о личностных конструктах, предложенном Джорджем Келли.
В процессе просветительской и тренинговой работы в синтон-подходе ставится задача обогатить личностные конструкты, сделать их более разнообразными, гибкими и адекватными, в результате повысить тонкость различения того, что видят участники в себе, окружающих и мире. Смотри >
Как одна из философских установок, в синтон-подходе используется конструктивный альтернативизм — философская установка, сформулированная Дж. Келли. Согласно конструктивному альтернативизму, реальность может интерпретироваться людьми множеством разных способов на основании «конструктивных альтернатив» (то есть различных точек зрения на реальность, индивидуальных моделей реальности).
В конструктивном альтернативизме в принципе не рассматриваются абстрактно правильные или неправильные интерпретации сигналов внешней среды, и все гипотезы, позволяющие адекватно взаимодействовать со средой, имеют право на существование.
Иными словами, в конструктивном альтернативизме приемлемость гипотезы определяется не степенью приближения модели к «оригиналу», а её эвристической ценностью. Насколько это «работает» или нет.
В синтон-подходе, однако, принцип конструктивного альтернативизма используется при обязательном учете интересов всех участвующих сторон.
Гуманистическая психология
Вместе с Абрахамом Маслоу синтон-подход ставит своей задачей исследовать наивысшие уровня личностного развития и душевного здоровья, и самоактуализация личности есть одна из ценностей синтон-подхода.
В синтон-подходе реализуется предложенный Карлом Роджерсом взгляд, согласно которому наилучших результатов в личностном росте достигается при работе на позитиве, в формате поддержки лучших намерений и устремлений личности.
«Когда ко мне приходит человек, обеспокоенный своими, только ему присущими трудностями, я уверен, что самое лучшее – это постараться создать такие отношения с ним, в которых он чувствует свободу и безопасность»Роджерс К. Взгляд на Психотерапию. Становление человека. М. : Прогресс, 1994. С. 153.
Ссылки
Источник: http://psinovo.ru/stati/nauchnaya_baza_sinton-podchoda.html