Адекватность конкретно-ситуативной самооценки — психология

Клуб Здорового Сознания

может быть достаточно объективно оценена как адекватная либо, например, заниженная: если опыт показывает, что человек на самом деле справляется с задачами, на которые внутренне долго не мог решиться – значит, у него самооценка объективно заниженная.

Если девушка перед каждым экзаменом переживает: «Ах, я не сдам! Ах, я совсем не готова!» — и при этом все экзамены сдает хорошо, то можно говорить о ее заниженной самооценке. Хотя более вероятно, что она просто любит переживать и привлекать к себе внимание.

Если человек знает, что он нечто может или нет – знает, потому что пробовал и проверял, — его самооценка адекватная. Адекватно высокая, адекватно средняя или адекватно низкая – но адекватная.

Если же он не знает, а верит: верит что «Я смогу» или верит что «Не получится!» — скорее всего, его самооценка будет не вполне адекватной.

Люди, привыкшие включать голову и полагаться на знания и опыт, а не веру и чувства, обычно имеют более адекватную самооценку.

В разных конкретных ситуациях у человека могут быть как адекватные, так и неадекватные самооценки. Сотрудник может (например) недооценивать свое умение налаживать контакт с клиентами, переоценивать свое умение отвечать требованиям шефа и адекватно оценивать свои умения строить отношения с коллегами.

Ситуативно завышенная самооценка может быть спровоцирована нежеланием «ударить в грязь лицом», когда от внутренней неуверенности человеку кажется, что не знать или не уметь чего-то преступление. И вместо того, чтобы учиться, он сообщает о том, что все уже умеет. См.

Как правило, адекватность самооценки подтверждается не только практикой (результаты которой можно по-разному интерпретировать), но и мнением авторитетов: специалистов в той области, где человек заявляет о своих притязаниях.

Нужно ли учитывать мнение просто окружающих? Это может быть полезным ориентиром, если ваш опыт еще совсем невелик, и едва ли стоит обращать внимание на мнение окружающих – не специалистов, если их оценки носят эмоциональный (позитивный или негативный) характер.

Адекватность конкретно-ситуативной самооценки обычно выравнивается с опытом. Самооценка начинающего – часто либо занижена, либо завышена, поскольку он плохо представляет, о чем идет речь. Чем больше он работает, чем больше опыта получает — тем точнее умеет оценивать свои силы: что он реально умеет, а что нет.

Говорят, что тонут не неумеющие плавать, а те, кто немного научился, как раз потому, что страх они уже научились преодолевать, а силы свои оценивать – нет.

Источник: https://psy-space.ru/?page=adekvatnost-chastnoy-i-konkretno-situativnoy-samoocenki

Адекватная самооценка — ключ к успеху

Самооценка – это самостоятельная оценка своих личностных качеств: как достоинств, так и недостатков. Бывает она двух видов: адекватная и неадекватная. Поскольку мы живём в социуме и напрямую зависим друг от друга, адекватность занимает почётное место среди личностных качеств, влияющих на взаимодействие между людьми.

Также ваша оценка себя может не соответствовать представлениям окружающих и быть либо заниженной, либо завышенной.

Одним из главных критериев определения адекватности самооценки является уровень выполнимости планов человека.

Например, если человек при видимом наличии всех нужных факторов не верит в себя и положительный результат – это ситуация заниженной оценки себя. А если же планы фантастичны и нереалистичны – самооценка завышена.

Вообще, лучше всего оценивать каждую частную ситуацию отдельно. Индикатором должен служить полученный результат.

В том случае, если человек успешно справился с задачей, которую долго до этого откладывал, можно говорить об объективно заниженной оценке личностных качеств у него.

Ещё одним индикатором может являться мнение признанного эксперта в той области, на которую испытуемый направил собственные притязания. В данном случае речь шла о конкретно-ситуативной самооценке, которая имеет тенденцию выравниваться с полученным опытом.

Как оценивать адекватность личностной самооценки?

Адекватная личностная оценка себя– это та, которая соответствует реальным фактам и результатам, по возможности объективное оценивание своих возможностей, не завышенное и не заниженное, исключающая ограничения своего места среди людей и вообще своего места в жизни.

Когда идёт речь о незрелой, ещё до конца не сформированной личности, то тогда личностная самооценка чаще всего находится под влиянием от оценок окружающих людей, которые тоже могут ошибаться и не всегда дают адекватную реальную картину.

Адекватную личностную оценку себя можно считать одним из основных признаков зрелости личности.

Проблема неадекватной самооценки

Неадекватную самооценку можно считать рабочей задачей для психотерапевтического вмешательства. Это самая лучшая формулировка, побуждающая к действиям.

Когда речь идёт о проблеме, сразу появляется ярко-выраженный негативный оттенок, который может отталкивающе действовать на человека. Проблемы, чаще всего, возможно решить только при помощи специалиста.

А когда стоит конкретная задача, тогда и к поставленной цели идти намного проще.

Ответ однозначен – нужно, и вот для чего:

  • чтобы выровнять уровень притязаний и способствовать формированию здоровых амбиций;
  • чтобы иметь возможность судить о личностной адекватности человека.Рассмотрим на конкретном примере. Если в период сессии студент перед каждым экзаменом паникует на тему того, что «ничего не получится», а потом все испытания выдерживает блестяще, то это как раз можно считать случаем заниженной самооценки. Хотя иногда это может просто быть особенностью характера – склонностью всё драматизировать.

Следующий важный момент, на котором необходимо остановиться, это то, что адекватная самооценка тоже может быть различной. Всё зависит от конкретной ситуации и способностей человека.

Реальное признание того, что вы чего-то не можете – это адекватная самооценка, даже если она адекватно низкая.

Более адекватную самооценку имеют те люди, которые привыкли доверять не чувствам в принятии решений, а разуму.

Обычно адекватность самооценки растёт пропорционально полученному опыту: тогда, когда человек со всех сторон, обстоятельно познакомился с предметом или вопросом, он может дать реальную оценку своим знаниям и возможностям. Ведь не случайно говорится, что чаще всего тонет не тот, кто не умеет плавать, а тот, кто только научился (именно потому, что склонен переоценивать свои возможности).

В идеале, каждый должен стремиться к тому, чтобы научиться абстрагироваться от проблемы для более успешного решения, быть над ситуацией, специально для того, чтобы дать адекватную объективную оценку.

Больше информации по теме:

Источник: http://psyup.ru/adekvatnaya-samootsenka-klyuch-k-uspehu/

Самооценка

Версия для печати

Самооценка как регулятор поведения в пожилом возрасте
Самооценка (self-esteem) – это то какое мнение составляет о себе человек, включая степень самоуважения и самопринятия. Возможность личностного развития в пожилом возрасте очень актуальна, в связи с явлением «демографического старения». Люди пожилого возраста вынуждены приспосабливается не только к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе. Самооценка является важнейшим регулятором поведения. Самооценка это не только ощущение счастья, финансовое состояние, социальный статус, степень удовлетворенностью жизнью, состояние здоровья, уровень активности, ориентация в будущем, но и Я-концепция, самоуважение, самоодобрение, самоозабоченность и т.п. Самооценка в пожилом возрасте отражает чувства личной ценности и компетентности, которые они связывают со своими Я-концепциями. Я-концепция – это самопринятие, симпатия и уважение к себе не смотря на признание своих недостатков. К Хорни считает, что много людей «колеблются меж ощущением надменного всемогущества и чувством, что они – последние подонки». Хорни кладет в основу Я-концепций человека четыре наших Собственных Я:

  • ·Реальное(или возможное),
  • ·Идеальное (или невозможное),
  • ·Презренное,
  • ·Актуальное.

К.Хорни писала о предпосылках Самооценки. Она считала, что дети, лишенные родительской любви, принятия и одобрения, склонны развивать группу ненасыщаемых потребностей. С. Куперсмит обнаружил, что высокая Самооценка является результатом родительского принятия, установления определенных ограничений и представления субъекту свободы действия в пределах этих реалистических ограничений. В итоге решающим для формирования Самооценки фактором оказалось качество и количество родительского внимания и принятия, получаемого в детстве. Расстояние между актуальным и собственным Я зависит от того, насколько наше развитие соответствовует уровню устойчивых способностей, самоактуализации, самоуважения. Самооценка существует в виде степени сравнения. Она является жизненноважным компонентом Я-концепции. Например, индивидуум может иметь высокую Самооценку в межличностных взаимоотношениях и в тоже время низко оценивать свои успехи в обучении. Самооценка так же связана с личной идентичностью. Наличие любви и принятия непосредственно связано с «идентичностью успеха»; недостаток любви и принятия связан с «идентичностью неудачи». А.Маслоу считал, что самооценка связана с процессом становления самоактуализирующейся личности. Согласно Маслоу, все люди обладают потребностью или стремлением к стабильному и прочному ощущению собственной ценности или самоуважению, они нуждаются в такой оценке как от самих себя, так и со стороны окружающих. А.Адлер утверждал, что каждый человек развивает уникальную личность и стремиться преодолеть реальные или воспринимаемые несоответствия. Иногда самооценка в пожилом возрасте более негативная, чем в молодые годы. В интервале юность-старость высота самооценки падает с годами. Психологическое функционирование в пожилом возрасте тем лучше, чем выше качество жизни, уровень самоуважения и удовлетворенности жизнью. В тоже время пожилые люди должны научиться уступать лидерство и переходить на «вторые роли». Это не означает отрешенности от всех забот и обязанностей (помимо мудрого советчика), пожилые люди должны «подвести итоги», смириться со своим прошлым и не акцентироваться на том, что они потеряли в результате старения. Описывая социальные контакты в пожилом возрасте:

  • · женщины чаще говорят о помощи, которую они оказывают людям («я ещё могу быть полезной», «стараюсь помочь людям», если кто заболеет, то меня это сильно беспокоит, думаю: надо помочь»). В помощи другим, женщины видят и свою работу, и свой долг, ощущают собственную полезность, нужность, даже необходимость.
  • ·мужчины характеризуют преимущественно установку к людям вообще («люблю уважать людей»), а также свои отношения с какими-то конкретными людьми, нередко с противоположным полом («люблю дружить постоянно с определенным человеком, в частности с женщиной»).

    

Адекватная самооценка

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/adekvatna… Самооценка бывает адекватной или нет. Адекватность – это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей. Если люди верят, что человек может с задачами справиться, а он не верит в свои силы, говорится о заниженной самооценке. Если человек заявляет о планах нереалистичных, говорят о его завышенной самооценке. Самый главный критерий адекватности самооценки – исполнимость планов человека.

Адекватность частной и конкретно-ситуативной самооценки

Конкретно-ситуативная самооценка может быть достаточно объективно оценена как адекватная либо, например, заниженная: если опыт показывает, что человек на самом деле справляется с задачами, на которые внутренне долго не мог решиться – значит, у него самооценка объективно заниженная.

Как правило, адекватность самооценки подтверждается не только практикой (результаты которой можно по-разному интерпретировать), но и мнением авторитетов: специалистов в той области, где человек заявляет о своих притязаниях. Адекватность конкретно-ситуативной самооценки обычно выравнивается с опытом.

Как оценить адекватность личностной самооценки?

Адекватная личностная самооценка – соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (шире – своего места в жизни).

Самооценка незрелой личности обычно зависит от оценок окружающих, которые сами не всегда бывают адекватными. Чем личность более зрелая, тем более адекватна ее личностная самооценка. И наоборот, чем более адекватна самооценка личности, тем более это говорит о ее зрелости.

Неадекватная самооценка как рабочая задача и как психотерапевтическая проблема

Читайте также:  Мышление в психологии - психология

Неадекватную самооценку бывает нужно менять (например, делать более адекватной), но к этому конкретный человек может отнестись и как к рабочей задаче, и как к личностной, психотерапевтической проблеме.

Задачу он будет решать (определил контекст, конкретизировал цель, сформировал пункты плана, начал работать), проблему чаще люди переживают. И обращаются к психологам и психотерапевтам.

Конкретно-ситуативная самооценка чаще ставится как рабочая задача, личностная самооценка чаще переживается как личностная, психотерапевтическая проблема.

Зачем нужно разбираться, адекватная самооценка или нет?

Определение адекватности самооценки дает возможность: ·давать рекомендации по повышению или понижению амбиций и уровня притязаний, ·говорить в целом о большей или меньшей личностной адекватности человека.

Самооценка по У.Джеймсу

Самооценка бывает двух родов: самодовольство и не­довольство собой. Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков, ибо сюда по большей части относят скорее известную группу действий, чем чувствований в узком смысле слова. Для обоих родов самооценки язык имеет доста­точный запас синонимов.

Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, занос­чивость, тщеславие; с другой — скромность, униженность, сму­щение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание соб­ственного позора и отчаяние. Указанные два противополож­ных класса чувствований являются непосредственными, пер­вичными дарами нашей природы.

Представители ассоцианизма, быть может, скажут, что это вторичные, производные явления, возникающие из быстрого суммирования чувств удоволь­ствия и неудовольствия, к которым ведут благоприятные или неблагоприятные для нас душевные состояния, причем сумма приятных представлений дает самодовольство, а сумма непри­ятных — противоположное чувство стыда.

Без сомнения, при чувстве довольства собой мы охотно перебираем в уме все воз­можные награды за наши заслуги, а, отчаявшись в самих себе, мы предчувствуем несчастье; но простое ожидание награды еще не есть самодовольство, а предвидение несчастья не является отчаянием, ибо у каждого из нас имеется еще некоторый посто­янный средний тон самочувствия, совершенно не зависящий от наших объективных оснований быть довольными или недоволь­ными. Таким образом, человек, поставленный в весьма небла­гоприятные условия жизни, может пребывать в невозмутимом самодовольстве, а человек, который вызывает всеобщее уваже­ние и успех которого в жизни обеспечен, может до конца испытывать недоверие к своим силам. Впрочем, можно сказать, что нормальным возбудителем са­мочувствия является для человека его благоприятное или не­благоприятное положение в свете — его успех или неуспех. Че­ловек, эмпирическая личность которого имеет широкие преде­лы, который с помощью собственных сил всегда достигал успе­ха, личность с высоким положением в обществе, обеспеченная материально, окруженная друзьями, пользующаяся славой, едва ли будет склонна поддаваться страшным сомнениям, едва ли будет относиться к своим силам с тем недоверием, с каким она относилась к ним в юности. («Разве я не взрастила сады вели­кого Вавилона?») Между тем лицо, потерпевшее несколько неудач одну за другой, падает духом на половине житейской дороги, проникается болезненной неуверенностью в самом себе и отступает перед попытками, вовсе не превосходящими его силы. Чувства самодовольства и унижения одного рода — их мож­но считать первичными видами эмоций наряду, например, с гне­вом и болью. Каждое из них своеобразно отражается на нашей физиономии. При самодовольстве иннервируются разгибающие мышцы, глаза принимают уверенное и торжествующее выраже­ние, походка становится бодрой и несколько покачивающейся, ноздри расширяются и своеобразная улыбка играет на губах. Вся совокупность внешних телесных выражений самодоволь­ства в самом крайнем проявлении наблюдается в домах умалишенных, где всегда можно найти лиц, буквально помешанных на собственном величии; их самодовольная наружность и чван­ная походка составляют печальный контраст с полным отсут­ствием всяких личных человеческих достоинств. В этих же «замках отчаяния» мы можем встретить яркий образец проти­воположного типа — добряка, воображающего, что он совершил смертный грех и навек загубил свою душу. Это тип униженно пресмыкающийся, уклоняющийся от посторонних наблюдений, не смеющий с нами громко говорить и глядеть нам прямо в глаза. Противоположные чувства, подобные страху и гневу, при аналогичных патологических условиях могут возникать без всякой внешней причины. Из ежедневного опыта нам известно, в какой мере барометр нашей самооценки и доверия к себе поднимается и падает в зависимости скорее от чисто органичес­ких, чем от рациональных причин, причем эти изменения в на­ших субъективных показаниях нимало не соответствуют изме­нениям в оценке нашей личности со стороны друзей.

От чего зависит самооценка

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/1222597/

Психологос. Энциклопедия практической психологии

Дошкольники вполне уверенно отвечают на вопросы «Хорошо ли ты завязываешь шнурки?» или «Быстро ли ты плаваешь?» – даже если они любят прихвастнуть, подобные вопросы они понимают, могут оценить себя в таких конкретных ситуациях. Однако более общие вопросы нередко ставят их в тупик: как ответить о своей аккуратности, доброте, ласковости и уме?

Если сравнивать себя со сверстниками – будет один ответ, если иметь в виду требования придирчивых старших или сопоставлять себя с идеалом – он будет очевидно другим.

На такие вопросы дети начинают отвечать сколь-нибудь осмысленно только примерно со второго класса школы. Общая самооценка, как, кстати, и личностная самооценка, – более сложное и более позднее приобретение.

Частная самооценка – оценка человеком себя в разных областях жизни (в бизнесе и личных отношениях, в армии или в семье и т. д.), оценка своего ума и физических данных вплоть до конкретно-ситуативных самооценок вроде умения готовить или сдать экзамен, не зная материала. Понятно, что конкретно-ситуативных самооценок применительно к разным ситуациям может быть множество.

Так, мужчина может очень высоко ценить себя в бизнесе как предпринимателя и руководителя и считать себя никем в личных отношениях (как отец не состоялся, как мужчина – импотент).

Как правило, если в литературе специально не указывают, о какой самооценке идет речь, то подразумевается общая и личностная самооценка.

Адекватность самооценки

Самооценка бывает адекватной или неадекватной. Адекватность – это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей.

Если окружающие считают, что человек может справиться с задачами, а он не верит в свои силы, то говорится о его заниженной самооценке. Если он заявляет о планах нереалистичных, то его самооценка завышена.

Главный критерий адекватности самооценки человека – исполнимость его планов.

Конкретно-ситуативная самооценка может быть достаточно объективно оценена как адекватная либо заниженная: если опыт показывает, что человек на самом деле справляется с задачами, на выполнение которых внутренне долго не мог решиться, – значит у него самооценка объективно заниженная. Судить о самооценке только на основании слов самого человека – не очень надежно.

Если девушка перед каждым экзаменом переживает: «Ах, я не сдам! Ах, я совсем не готова!» – и при этом все успешно сдает, то можно говорить о ее заниженной самооценке. Хотя более вероятно, что она просто любит переживать и привлекать к себе внимание.

Если человек знает (потому что пробовал и проверял), что он может что-либо сделать или нет, его самооценка адекватная. Высокая, средняя или низкая – но в любом случае адекватная.

Если же он не знает, а верит: «Я смогу» или «Не получится!» – скорее всего, его самооценка не вполне адекватна.

Люди, привыкшие включать разум и полагаться на знания и опыт, а не на веру и чувства, обычно имеют адекватную самооценку.

В разных случаях у человека может быть как адекватная, так и неадекватная самооценка. Например, сотрудник может недооценивать свой навык налаживать контакт с клиентами, переоценивать свое умение отвечать требованиям шефа и адекватно оценивать свою способность строить отношения с коллегами.

Ситуативно завышенная самооценка может быть спровоцирована нежеланием «ударить в грязь лицом», когда от внутренней неуверенности человеку кажется, что не знать или не уметь чего-то – преступление. И вместо того чтобы учиться, он сообщает о том, что все уже умеет.

Как правило, адекватность самооценки подтверждается не только практикой (результаты которой можно интерпретировать по-разному), но и мнением авторитетов – специалистов в той области, где человек заявляет о своих притязаниях.

Нужно ли учитывать мнение просто окружающих? Это может быть полезным ориентиром, если ваш опыт еще совсем невелик, и едва ли стоит обращать внимание на мнения неспециалистов, если их оценки носят эмоциональный (позитивный или негативный) характер.

Адекватность конкретно-ситуативной самооценки обычно выравнивается с опытом. Самооценка начинающего часто либо занижена, либо завышена, поскольку он плохо представляет, о чем идет речь. Чем больше он работает, чем больше опыта получает, тем точнее умеет оценивать свои силы – что он реально умеет, а что нет.

Говорят, что чаще тонут не неумеющие плавать, а те, кто немного научился, – как раз потому, что страх они уже научились преодолевать, а оценивать свои силы – еще нет.

Как оценить адекватность личностной самооценки? Адекватная личностная самооценка – это соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, ограничений и места среди людей (шире – места в жизни). В отличие от конкретно-ситуативной самооценки говорить об адекватности или неадекватности в отношении личностной самооценки сложно.

Какой меркой мы будем определять настоящую цену человека в целом, как сложим его деловые качества с успехом у лиц противоположного пола, вычтя излишнюю категоричность и склонность к ночному образу жизни, бьющему по его здоровью? Может быть, правильнее ставить вопрос не об адекватной, а об оптимальной личностной самооценке, наилучшим образом помогающей человеку ставить и решать жизненные задачи?

Можно ли утверждать, что те или иные серьезные физические недостатки человека непременно скажутся на его личностной самооценке? С одной стороны, такое действительно бывает: небольшой рост, шепелявость или маленький пенис могут оказаться причиной тяжелых переживаний, страха насмешек окружающих и формирования общей низкой личностной самооценки. С другой – нет оснований утверждать, что это справедливо для всех людей. Мы отличаемся по тому, на что мы обращаем внимание и что нам действительно важно.

Иосиф Джугашвили (Сталин) был невысокого роста, рябым и сухоруким – его левая рука была в юности травмирована. Чтобы выглядеть более рослым, он заказывал обувь на высоких каблуках и длинную одежду, скрывающую эти каблуки.

Что же можно сказать о личностной самооценке товарища Сталина? На основе этих данных – ничего. Очевидно, что данные обстоятельства он учитывал, но отсюда не следует, что все это его всерьез волновало. Он был занят другим.

Самооценка незрелой личности обычно зависит от оценок окружающих, которые сами не всегда бывают адекватными. Чем личность более зрелая, тем адекватнее ее личностная самооценка. И наоборот, чем адекватнее самооценка, тем больше это говорит о зрелости личности.

Источник: http://ogrik2.ru/b/nikolaj-ivanovich-kozlov/psihologos-enciklopediya-prakticheskoj-psihologii/27256/obshaya-chastnaya-i-konkretno-situativnaya-samoocenka/24

Самооценка

Самооценка, по мнению психологов, и есть то качество, которое позволяет нам достичь невиданных высот и довольства собой или превратить в никчемное существо без каких бы то ни было притязаний.

Определение самооценки

Определение самооценки звучит так: самооценка — процесс и результат оценивания личностью собственных качеств и достоинств.

Таким образом, самооценка состоит из двух подвидов:

  • самооценка личности — то, как личность оценивает себя и свое положение в жизни;
  • конкретно-ситуативная самооценка — то, как человек оценивает себя в какой-либо конкретной ситуации.
Читайте также:  Разговор о чувствах, разговор о поведении - психология

Предметом интереса психологов в обычной жизни чаще всего служит именно первый вид — самооценка личности.

Уровень самооценки

Человек с достаточно высоким уровнем самооценки уверен в себе, не теряется в сложной ситуации и не боится ставить перед собой какие-то сложные и трудновыполнимые цели. И чаще всего ему все удается.

Низкий уровень самооценки, напротив, мешает нам в осуществлении наших желаний и целей.

Что интресно, уровень самооценки человека может совершенно не соответствовать его действительным качествам и возможностям. Это происходит прежде всего потому, что на самооценку влияет множество факторов:

  • мнение и отношение других людей;
  • степень успешности;
  • уровень самооценки, которого стремится достичь человек (притязания);
  • мнение личности о самой себе;
  • эмоциональное состояние;
  • степень уверенности в себе;
  • уверенность или неуверенность в собственной способности адекватно реагировать в сложной ситуации.

Иногда вы можете сами понять, что слишком низко оцениваете себя.

Но если вы слишком застенчивы или вас постоянно убеждали (или даже до сих пор убеждают), что вы ни на что не способны, то, скорее всего, у вас даже не возникает мысли усомниться в оценке окружающих.

В таких случаях нужна помощь специалиста. Ведь коррекция, начатая вовремя, при вашем, конечно, большом желании, может принести замечательные результаты.

Люди, которые решились на встречу с психологом, учатся смотреть на свои поступки, удачи и неудачи с другой стороны, относиться к себе с большим уважением и доверием.

Для начала психолог определит ваш уровень самооценки. Вам предложат специальные таблицы, с помощью которых психолог выясняет особенности самооценки личности, определяет ее адекватность и дает рекомендации по коррекции.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка бывает высокой, низкой или средней. Если речь идет о завышенной или заниженной самооценке, значит, она не подходит под определение адекватной.

Под адекватной самооценкой в данном случае подразумевается верная оценка своих возможностей, способностей и положения в жизни.

Адекватность самооценки определяется психологом путем анализа реальных и желаемых (идеальных) притязаний и возможностей человека. Высокий уровень самооценки обычно характерен для успешных, уверенных в себе людей, ставящих реальные цели и имеющих достаточно сил и умения их достичь

Низкая самооценка формируется у людей слишком стеснительных, стремящихся избегать сложных ситуаций и решительных действий. Тем не менее, оба примера относятся к адекватной самооценке.

Однако случается, что человек слишком высоко оценивает себя и свои возможности, неоправданно возвышает себя над окружающими людьми, или наоборот. Такие люди подпадают под определение личностей с неадекватной завышенной или заниженной самооценкой.

Особенности самооценки

Уровень самооценки человека формируется с детства. Родители, во всем потакающие чаду и захваливающие его буквально по любому ничтожному поводу, вряд ли поступают правильно, так как рискуют вырастить человека с завышенной самооценкой, что в дальнейшем может очень плохо сказаться на нем.

Психологи, изучая особенности самооценки, выявили, что этот фактор может зависеть от возраста и даже пола.

В связи с этим написано множество исследований об особенностях самооценки детей младшего школьного возраста, особенностях самооценки подростков и так далее.

Различные особенности самооценки могут также проявляться в разных ситуациях. Например один и тот же человек способен по разному относиться к себе и определять свои возможности на рабочем месте, в окружении друзей или в повседневной частной жизни.

Самооценка женщины

Самооценка женщины тоже может обладать некоторыми особенностями. На сегодня, к примеру, одной из самых изучаемых тем являются особенности самооценки женщин, страдающих бесплодием.

Самооценка женщины вообще отличается от самооценки мужчин. Главной причиной, считают психологи, является то, что современная женщина, хотя и имеет больше возможностей, все же отказывает себе сознательно в некоторых притязаниях.

Например, на высокий руководящий пост или яркую политическую карьеру позволяет себе претендовать лишь малое количество представительниц прекрасного пола. Зачастую, как уже было сказано, женщина отказывает себе в этом по собственной воле, руководствуясь тем, что данные желания характерны для мужчин и одобряются обществом, как чисто мужские притязания.

Конечно же, этот фактор не самым благоприятным образом влияет на самооценку женщины, тем более, если она имеет достаточно сил и возможностей достичь своей цели.

Тест на самооценку

Как уже говорилось, определение самооценки — работа психолога. Однако если вам интересна эта тема, можно попробовать определить уровень самооценки с помощью популярных тестов на самооценку, адаптированных для широкой публики.

Для этих целей я выбрала несложный тест на самооценку, который вы сможете анализировать самостоятельно.

Вам предлагается ряд вопросов, на которые нужно дать ответы из представленных вариантов. Каждому ответу соответствует определенное количество баллов, которое вам и нужно будет подсчитать после прохождения теста.

Варианты ответов

  • Почти всегда — 4
  • Часто — 3
  • Бывает — 2
  • Изредка — 1
  • Никогда — 0

Вопросы теста на самооценку

  1. Я подвержена напрасным волнениям.
  2. Я нуждаюсь в поддержке друзей.
  3. Я опасаюсь показаться глупее, чем есть.
  4. Я не уверена в своем будущем.
  5. Я выгляжу хуже других.
  6. Я часто расстраиваюсь из-за того, что люди меня не понимают
  7. Я чувствую себя неуверенно, если мне приходится разговаривать с другими людьми
  8. Я не оправдываю ожиданий других людей
  9. Я часто ощущаю скованность.
  10. Я всегда жду неприятностей.
  11. Я чувствую, что завишу от мнения людей.
  12. Мне кажется, что люди обсуждают меня, стоит мне выйти из помещения.
  13. Я не уверена в собственной безопасности.
  14. Нет никого, кому бы я могла рассказать, о чем я думаю.
  15. Когда я успешно справляюсь с чем-то, другие люди не придают этому достаточного значения.

Анализ теста на самооценку

Ваш результат менее 10 баллов. К сожалению, у вас имеются признаки завышенной самооценки, вам есть над чем поработать. Вы часто ввязываетесь в конфликты, которые возникли с вашей же подачи. Людей отпугивает ваше высокомерие, поэтому вам так трудно завести дружеские и близкие отношения. Постарайтесь правильно определить реальность уровня ваших возможностей и притязаний.

Ваш результат более 30 баллов. Тут тоже есть над чем работать — в противоположность примеру, приведенному выше, у вас явно заниженная самооценка. Постарайтесь относиться к себе с большим уважением и верой в свои силы. Доверяйте людям, и они вам помогут повысить уровень самооценки.

Ваш результат между 10 и 30-ю баллами. Вас можно поздравить — адекватность и уровень самооценки у вас в полном порядке. В сложной ситуации вы вполне способны справиться с собой и даже оказать помощь тем, кто не так уверен в себе.

Этот тест на самооценку, конечно, нельзя считать точной диагностикой вашего уровня, тем не менее, он позволит вам понять, по каким критериям происходит определение самооценки.

От себя хочу добавить — верьте в себя и свои силы. Не позволяйте чужому мнению и обстоятельствам взять над вами верх. Если вы сомневаетесь в адекватности собственной самооценки или хотите повысить ее уровень, лучше всего обратиться к специалисту, который даст индивидуальные рекомендации и поможет справиться с ситуацией.

Помните: часто причиной наших неудач является не невозможность достичь желаемого, а неуверенность в своих силах.

Источник: http://www.charla.ru/blog/career/2276.html

2.1 Проблема адекватности самооценки

Роль самооценки в развитии личности представляет собой практически основополагающий фактор для дальнейшей успешной жизненной реализации.

Ведь так часто в жизни можно встретить по-настоящему талантливых людей, но не добившихся успеха вследствие неуверенности в собственном потенциале, таланте и силах. Поэтому вырабатыванию адекватного уровня самооценки необходимо уделять особое внимание.

Соответствие мнения личности о собственном потенциале ее реальным способностям считается основным критерием оценивания данного параметра. Невыполнимость целей и планов человека может говорить о неадекватной самооценке, также как и при чрезмерно заниженном оценивании своего потенциала.

Отсюда следует, что адекватность самооценки подтверждается только на практике, когда индивид способен справиться с поставленными для себя задачами, или суждениями авторитетных специалистов в подходящей сфере знаний.

Адекватная личностная самооценка — соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (шире — своего места в жизни). В отличие от конкретно-ситуативной самооценки, говорить о адекватности или нет в отношении личностной самооценки сложно.

Адекватная самооценка личности представляет собой реалистичное оценивание индивидом собственной личности, качеств, потенциала, способностей, поступков и т.д. Адекватный уровень самооценки помогает субъекту относиться к собственной персоне с критической точки зрения, правильно соотносить собственные силы с целями разной степени серьезности и с запросами окружающих.

Можно выделить ряд факторов, влияющих на выработку адекватного уровня самооценки: собственные мысли и структуру восприятия, реакцию окружающих, опыт коммуникативного взаимодействия в школе, в среде ровесников и семье, различные заболевания, физические дефекты, травмы, уровень культурности семьи, окружения и самого индивида, вероисповедание, социальные роли, профессиональную реализуемость и статус.

Адекватное самооценивание дарит индивиду ощущение внутренней гармонии и стабильности. Он чувствует себя уверенным, вследствие чего способен, как правило, выстраивать взаимоотношения позитивного характера с окружающими.

Адекватная самооценка способствует проявлению собственных достоинств индивида и одновременно с этим скрывать или компенсировать имеющиеся дефекты.

В целом адекватная самооценка ведет к достижению успешности в профессиональной сфере, обществе и межличностных отношениях, открытости для обратной связи, что ведет к приобретению положительных жизненных навыков и опыта.

В психологической литературе многие исследователи отмечают, что увеличение адекватности самооценки ребенка происходит в подростковом возрасте. Объясняется это тем, что подростки оценивают себя гораздо ниже по тем критериям, которые предстают для них наиболее важными, и это снижение говорит о большом реализме.

Количество качеств, которые старший подросток осознает в себе превышает в два раза качества, присущие младшему школьнику. Старшеклассники, оценивая себя, охватывают все стороны собственной личности, и их самооценка превращается в более обобщенную. Помимо этого совершенствуются суждения относительно своих недостатков.

Подростки способны передать свое настроение, ощущение радости бытия, они раскрываются в учебной деятельности, в любимых занятиях, интересах, увлечениях. Подростки имеют ориентацию на идеальную самооценку, однако разрыв между их идеальной и реальной самооценкой для большинства из них выступает травмирующим фактором.

Психологи подметили, что в содержании самооценки подростков зачастую превалируют следующие моральные черты: честность, доброта, справедливость. Высокий уровень подростковой самокритичности позволяет признать свои отрицательные качества и осознать необходимость избавления от них. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.

— 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.<\p>

В подростковый период взрослый человек занимает в жизни ребенка совершенно особое место. Это связано со спецификой восприятия подростками облика других людей. И уже из-за восприятия, а также понимания другого человека подросток понимает себя.

Психологи утверждают, что для подростков в образе воспринимаемого человека главными образом являются элементы облика, физические особенности, а затем прическа, выразительное поведение.

С возрастом у детей увеличивается адекватность и объем оцениваемых признаков; расширяется круг используемых понятий и категорий; снижается категоричность суждений, а также возникает большая разносторонность и гибкость. В подростковом возрасте общая самооценка у девочек значительно ниже, чем у мальчиков. Эта тенденция связана напрямую с самооценкой внешности. Маралов В.Г.

Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.<\p>

Самооценка незрелой личности обычно зависит от оценок окружающих, которые сами не всегда бывают адекватными. Чем личность более зрелая, тем более адекватна ее личностная самооценка.

И наоборот, чем более адекватна самооценка личности, тем более это говорит о ее зрелости. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Учебное пособие / Ред. сост.Д.Я. Райгородский. — Самара: БАХРАХ-М, 2006. — 672 с.

<\p>

Сегодня во времена время резких геополитических, общественно-экономических и научно-технических перемен, связанных с ними острых стрессов — проблема адекватности самооценки человека — является одной из наиболее острых в практической деятельности психологов.

Неадекватная заниженная или завышенная самооценка, зачастую оборачивается против самого человека, обнаруживаясь в таких его качествах (мнительность, подозрительность, высокомерие, агрессия, неуверенность, тревожность), которые никак не содействуют продуктивному развитию его личности. Неадекватная самооценка — фактор, крайне негативно влияющий на развитие личности. Влияние самооценки на судьбу человека может выражаться: в не сложившейся карьере, не счастливой семейной жизни, в проблемах общения, может способствовать развитию депрессии, толкать человека на попытки осуществления совершенно не реалистичных замыслов и проектов, что, естественно, приводит к неуспеху и может приводить человека к суициду. Поэтому очень важно изучать развитие самооценки личности-подростка, правильно диагностировать ее уровень и по возможности вовремя корректировать, если она неадекватна.

Читайте также:  Потребности: традиционный взгляд - психология

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/39694

Адекватная самооценка

Самооценка – это ваше собственное мнение о себе – то, что вы честно думаете о своих способностях и недостатках.

Если эта самооценка нормальная и адекватная – вы чувствуете себя уверенно и понимаете, что имеете право на уважительное отношение со стороны окружающих.

Если самооценка низкая, то ваши собственные мнения кажутся вам незначимыми, а идеи и мысли не заслуживающими внимания других людей, и вы постоянно беспокоитесь о том, что «недостаточно хороши».

Обычно, вопросы низкой самооценки обсуждаются, когда говорят о детском воспитании. Тем не менее, для многих взрослых, тема заниженной самооценки не теряет своей актуальности, особенно это касается женщин.

Среди представительниц прекрасного пола значительно чаще встречаются случаи заниженной самооценки. Из-за этого жизнь многих женщин неполноценна в духовном отношении, что, кстати, влечет за собой неудачи и в других сферах – материальной и интимной.

В любом случае, когда ко мне приходит пациентка со своими проблемами, я начинаю с выяснения адекватности ее самооценки.

Факторы, которые формируют и влияют на самооценку

Самооценка начинает формироваться в раннем детстве. Факторы, которые влияют на формирование вашей самооценки, включают в себя:

  • Собственные мысли и схемы восприятия;
  • Реакцию других людей;
  • Опыт общения в школе, во дворе, в компании сверстников;
  • Болезни, инвалидность или травмы;
  • Культуру;
  • Религию;
  • Роль и статус в обществе.

Отношения с близкими вам людьми — родителями, братьями и сестрами, сверстниками, учителями и другие важные контакты — особенно важны для формирования самооценки. Многие ваши сегодняшние убеждения и стереотипы отражают тот опыт, который вы получили от взаимодействия с другими людьми в течение длительного времени.

Если ваши отношения с близкими доброжелательны, крепки и основаны на взаимопонимании, у вас есть все шансы сформировать адекватную и здоровую самооценку.

Если на протяжении длительного времени вы получали от близких вам людей только критику, унижения и оскорбления, то очень велика вероятность того, что у вас сформируется низкая самооценка.

Тем не менее, ваши собственные мысли, пожалуй, оказывают наибольшее влияние на чувство собственного достоинства, — и эти мысли абсолютно в ваших силах изменить и сформировать. Если вы склонны сосредотачиваться на собственных слабостях или недостатках, вам нужно научиться по-новому формулировать мысли и сосредоточиться на собственных положительных качествах.

Диапазоны самооценки

Типы или диапазоны самооценки имеет тенденцию к колебаниям с течением времени, в зависимости от обстоятельств.

Это абсолютно нормально, когда вы время от времени то чувствуете себя «на подъеме», а то наоборот – не очень хорошо.

В целом, однако, чувство собственного достоинства остается в диапазоне, который отражает то, как вы реально к себе относитесь. Давайте рассмотрим, как распознать крайности:

  • Завышенная самооценка. Если вы оцениваете себя намного выше, чем подавляющее большинство окружающих вас людей, вы чувствуете себя лучше, умнее, честнее и добрее других – есть повод для беспокойства. У вас завышенная самооценка, что может привести к высокомерию, потворству собственным слабостям и святой веры в то, что вы заслуживаете особые привилегии уже самим фактом своего существования.
  • Заниженная самооценка. Вам кажется, что вы всегда говорите невпопад. Большинство окружающих вас людей умнее, успешней и лучше вас по многим параметрам. Вы боитесь высказывать собственные мысли и идеи, считая их глупыми и не достойными внимания. Вы сосредоточены на собственных ошибках, а также на мнимых и реальных недостатках. Даже похвала и комплименты, высказанные в ваш адрес, вы склонны скорее расценить как издевательство, чем как честное признание ваших положительных качеств. Если что-то из перечисленного относится к вам – у вас заниженная самооценка, которая удерживает вас от успеха во многих сферах жизни.
  • Адекватная самооценка. Происходит от лат. adaequatus (адэкватус) «уравненный, приравненный». Этот тип самооценки находится между двумя вышеперечисленными крайностями. Характерные признаки адекватной самооценки – сбалансированное и точное представление о себе. С одной стороны, вы отлично знаете  собственные достоинства, с другой – правильно оцениваете свои недостатки. Вы прекрасно понимаете, когда совершаете хороший, а когда плохой поступок, когда ваше поведение достойно уважения, а когда нет.

Когда вы оцениваете себя адекватно, это дает вам ощущение внутренней стабильности. Вы чувствуете себя уверенно и благодаря этому способны в большинстве случаев строить позитивные взаимоотношения с другими людьми.

Адекватная самооценка позволяет вам выгодно подчеркивать и проявлять собственные достоинства, но одновременно скрывать или как-то компенсировать недостатки. В целом это способствует достижению успеха на работе и в обществе.

Также вы открыты для восприятия и обратной связи, что позволяет вам приобретать положительный жизненный опыт и навыки. Имея адекватную самооценку, вы:

  • Последовательны в выражении собственных потребностей и мнений;
  • Уверенны в своей способности принимать решения;
  • Способны формировать безопасные и честные отношения с другими людьми;
  • Более здоровы, чем люди с крайними самооценками, а вероятность заболеть в будущем у вас значительно ниже;
  • Реалистичная в своих ожиданиях и имеете меньше шансов чрезмерно критично оценивать себя и других
  • Более гибкая в восприятии действительности и лучше переносите стресс и неудачи;
  • Маловероятно, что будете испытывать такие чувства как безнадежность, бесполезность, страшную вину или стыд;
  • Менее склонны к развитию психических заболеваний, таких как расстройство пищевого поведения (с последствиями – ожирение или анорексия), наркомании или депрессии.

Самооценка затрагивает практически все аспекты вашей жизни. Формирование и поддержание здорового реалистичного взгляда на себя — первый шаг на пути решения всех жизненных проблем.

Источник: http://ksusha-club.ru/adekvatnaya-samoocenka-uchites-sebya-uvazhat.html

Самооценка — от чего зависит

Самооценка — от чего зависит?

Главные факторы, обычно определяющие самооценку человека — это его статус и его компетентность, как гарантия успешности. Кроме того, обычно влияет и мнение окружающих, и опыт успехов-неудач, и отношение человека к самому себе. А самое главное — всегда возможный личный выбор человека.

Итак, разнообразие факторов, влияющих на самооценку:

    Статус: его место в иерархии окружающих людей, их отношение и оценки. У того, кто король по праву рождения, самооценка обычно выше, чем у непоступившего в вуз расклейщика объявлений. Текущие внушения. Если человеку раз за разом говорить, что он свинья, трудно рано или поздно не захрюкать. Феномен внушения еще никто не отменял. Успешность по жизни или в конкретной ситуации. Если в течение месяца молодой человек успешно сдал трудные экзамены в вуз, встретил очаровательную девушку, которая отвечает ему взаимностью, и выиграл в лотерею миллион — скорее всего, его самооценка повысится. Просто до небес. Стереотип, влияние привычки. Если человек привык думать о себе, как о неудачнике, он продолжает так себя воспринимать даже на фоне успеха. Перестроиться сразу умеют не все. Рисунок тела. Вялые движения и сутулость — самооценка вниз, громкий уверенный голос и Корсет уверенности — самооценка поднимается. Физическое состояние и настроение. Усталый и больной человек имеет о себе обычно менее радужные представления, чем здоровый, веселый и бодрый. Отношение человека к самому себе. Если человек себе за что-то мстит, он сумеет составить о себе самое гадкое впечатление. Если человек с собой дружит, он себя видит гораздо симпатичнее. Вера в собственную эффективность, Убежденность в успехе, вера в себя и свои силы — замечательное подспорье высокой самооценке. И просто — жизненному успеху! См.→ Личный выбор. Самооценка, по определению, это оценка себя, своих качеств и достоинств, которую делает САМ человек. С другой стороны, если у человека своей головы на плечах нет, а это нередкая ситуация, то по факту в реальной самооценке большой частью транслируется то, что человеку говорят о нем. Если человек с головой и волей решил изменить свою самооценку, он вполне, хотя и не сразу, может это сделать. См.→

Самооценка и уровень личностного развития

Способ жизни самооценки и ее качество во многом зависит от уровня личностного развития человека. Чем выше уровень развития личности, тем более она «само»-оценка, более разумна, стабильна и произвольна. См.→

Как воспитать высокую самооценку у ребенка

Есть несколько основных путей поднять самооценку ребенка. Первый путь — хвалить ребенка за то, что у него есть. Второй — больше требовать с ребенка, добиваясь от него лучших результатовю Третий — учить его, помогая ему осваивать жизнь. Западное воспитание чаще идет по первому пути, азиатское — по второму, и только редкие родители объединяют все эти три подхода. См.→

Адекватная самооценка

Самооценка бывает адекватной или нет. Адекватность – это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей. Если люди верят, что человек может с задачами справиться, а он не верит в свои силы, говорится о заниженной самооценке. Если человек заявляет о планах нереалистичных, говорят о его завышенной самооценке. Самый главный критерий адекватности самооценки – исполнимость планов человека.

Адекватность частной и конкретно-ситуативной самооценки

Конкретно-ситуативная самооценка может быть достаточно объективно оценена как адекватная либо, например, заниженная: если опыт показывает, что человек на самом деле справляется с задачами, на которые внутренне долго не мог решиться – значит, у него самооценка объективно заниженная.

Как правило, адекватность самооценки подтверждается не только практикой (результаты которой можно по-разному интерпретировать), но и мнением авторитетов: специалистов в той области, где человек заявляет о своих притязаниях.

Адекватность конкретно-ситуативной самооценки обычно выравнивается с опытом. См.→

Как оценить адекватность личностной самооценки?

Адекватная личностная самооценка – соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (шире – своего места в жизни).

Самооценка незрелой личности обычно зависит от оценок окружающих, которые сами не всегда бывают адекватными. Чем личность более зрелая, тем более адекватна ее личностная самооценка.

И наоборот, чем более адекватна самооценка личности, тем более это говорит о ее зрелости. См.→

Неадекватная самооценка как рабочая задача и как психотерапевтическая проблема

Неадекватную самооценку бывает нужно менять (например, делать более адекватной), но к этому конкретный человек может отнестись и как к рабочей задаче, и как к личностной, психотерапевтической проблеме. Задачу он будет решать (определил контекст, конкретизировал цель, сформировал пункты плана, начал работать), проблему чаще люди переживают. И обращаются к психологам и психотерапевтам.

Конкретно-ситуативная самооценка чаще ставится как рабочая задача, личностная самооценка чаще переживается как личностная, психотерапевтическая проблема. Смотри Перевод проблемы в задачу

Зачем нужно разбираться, адекватная самооценка или нет?

Определение адекватности самооценки дает возможность:

    давать рекомендации по повышению или понижению Амбиций и Уровня притязаний, говорить в целом о большей или меньшей Личностной адекватности человека.

Источник: http://promuzhika.ru/muzhchina-i-ego-razvitie/vera-v-sebya/samoocenka-ot-chego-zavisit.html

Ссылка на основную публикацию