Интервью без правил «профессиональный портрет» — психология

Андрей Костырев интервью без правил

  • Где прошло ваше детство?A.: —Мое детство прошло в селе, недалеко от Казани. Я помню из детства очень многое, и в основном все оно было для меня веселым и радостным. Учеба мне нравилась, и нравилась тем, что я многое сразу же применял в повседневной жизни: ботаника — лекарственные травы, мы собирали и сдавали в аптеку; химия — что с чем можно соединить, чтобы взорвалось или загорелось; физика — ну это вообще самое любимое, золотое правило механики, как работает телевизор и радио и все что с этим связано. А вне школы — это спорт, велосипед, пока не выпадет снег, а дальше хоккей и лыжи. Ну и, конечно же, индейцы круглый год, луки и стрелы, копья и ножи, веревки и деревья, отгадывание по следам…
  • Кем вы мечтали стать в детстве?A.: —В детстве у меня было две мечты — первая это стать военным, как папа, потому что военным в магазин всегда привозили разные вкуснятины: сгущенное молоко, шоколадное масло, конфеты, апельсины. И вторая — стать «начальником над машинами», чтоб у меня были различные грузовики, краны, экскаваторы и чтоб все они ездили, что-то строили.
  • Самое яркое воспоминание детства?A.: —Очень много воспоминаний, и сложно выделить самое-самое. Наверное, когда я научился плавать, понял, что вода держит, нужно только грести, чтобы плыть вперед, и сразу же проплыл метров 50. Для меня это был огромный успех.
  • А каким ребенком вы были?A.: —Спокойным, рассудительным, изобретательным, много читал, многое знал и всегда любил чинить что-то техническое (велосипеды, мотоциклы, машины, телевизоры).
  • Какие 3 качества вы больше всего цените в людях? А в себе?A.: —Мне нравиться в людях доброта, честность, открытость. И на этом список не хотелось бы заканчивать. Соответственно, и в себе я люблю те же качества.
  • Как вы впервые узнали о «Синтоне»?A.: —На третьем курсе Казанского авиационного института я начал увлекаться психологией. Совершенно случайно мне дали почитать книгу Н. И. Козлова «Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день» (первое издание). Я эту книгу прочитал несколько раз, в буквальном смысле от корки до корки. В этой книге я впервые прочитал о «Синтоне». А потом всегда мечтал приехать в Москву на тренинг. В 2000 году мечта сбылась — я пришел на тренинг к Н. И. Козлову.
  • Как вы пришли к тому, чтобы вести тренинги?A.: —Еще когда я учился в институте, мне понравились книги по НЛП. Мне они подарили много открытий. Потом я прошел множество тренингов в «Синтоне», прошел тренинги НЛП в нескольких центрах. На тренингах я получил много прикладных, жизненных знаний и навыков, которые мне очень помогали. Я видел, что они могут помочь и другим, мне захотелось поделиться ими с другими людьми. И я поставил себе цель стать тренером. Начинал с кураторства, проводил в Синтоне различные групповые занятия, вел «Игротеку», был помощником тренера НЛП, потом стал вести НЛП сам.
  • Какие в вашей жизни были главные победы?A.: —Победы у меня всегда ассоциируются с войной, так сложилось из школы, из книг, а я ни с кем не воевал и не собираюсь воевать. Мне больше нравится, если слово «победа» заменить на слово «цель, успех, достижение». У меня в жизни так бывает, что когда идешь к цели, кажется, что цель значимая и она самая главная, а при достижении ее видно, что есть еще цель и поважнее.
  • Любите ли вы готовить? Ваше фирменное блюдо?A.: —Готовить могу, но не люблю. Я не люблю, когда из еды делают культ. А нравится мне все, что приготовлено вкусно.
  • Любите ли вы кино? Ваш любимый фильм и актёр (актриса)?A.: —Кино люблю. Многие актеры нравятся, и их имена очень долго перечислять. Из отечественных актеров: Олег Янковский, Юрий Никулин, Юрий Яковлев, Евгений Миронов. Из зарубежных: Мел Гибсон, Рассел Кроу, Леонардо Ди Каприо. Также и с фильмами — их много: «Тот самый Мюнхгаузен», «Кин-дза-дза», «В августе 44-го», «Патриот», «Поймай меня, если сможешь»… много.
  • Как вы проводите свободное время?A.: —Спорт и фотография. Эти два занятия я люблю с детства.
  • Ваш самый безумный поступок?A.: —Мне кажется, что безумный поступок может совершить человек «без ума». Я все свои поступки обдумываю, даже если я их совершаю быстро.
  • Ваш идеальный день в 7 словах?A.: —Рассвет, любимая, подъем, прогулка, река, работа, спорт.
  • Ваше проверенное средство против хандры (для поднятия настроения)?A.: —А что такое хандра? Мне кажется, если у человека есть любимое дело, любимый человек, хобби, он занимается спортом, то такого понятия, как хандра, он не знает.
  • Какая музыка поднимает вам настроение? Какой стиль в музыке вы предпочитаете?A.: —Разные направления люблю. В машине, дома — всегда включена музыка. Люблю слушать рок, металл: «Чайф», «Машина времени», «Наутилус Помпилиус», ДДТ, «Ария», «Алиса», «Пикник», «Неприкасаемые», а ранее «Бригада С», «Scorpions», «Metallica», очень нравится «Диско 80-х».
  • Какое, на ваш взгляд, самое великое изобретение человечества за последние 100 лет?A.: —Компьютер и интернет. Как раньше без этого обходились?!
  • Сколько людей могут закрутить одну лампочку? А раскрутить?A.: —Первую часть вопроса человеку с высшим техническим образованием можно не задавать, решаю сам и быстро, и вторую тоже. А «раскрутить» по-настоящему удалось только Ленину — «лампочка Ильича».
  • Продолжите фразу «Счастье — это…»? Что такое для вас счастье?A.: —Понимание. Для меня счастье — это семья, любимая, любимое дело, спорт.
  • Чтобы бы вы сделали (изменили в мире), если бы были волшебником?A.: —Добавил бы всем ума, доброжелательности и… убрал бы московские пробки навсегда.
  • Какова ваша самая большая мечта сейчас?A.: —Написать книгу. Есть многое, о чем хочется рассказать людям. Название уже есть, осталось найти время.

Источник: http://syntone.ru/interview/andrej-kostyrev-intervyu-bez-pravil/

«Психологический портрет профессионала» или «Не дай людям доказать тебе, что ты только профессионал»

Очень многие люди делают, как им кажется, максимум для того, что бы общество, а еще лучше конкретные профессионалы, оценили и признали их – как своих, а именно — как профессионалов… Делают, но не пытаются пропустить это через себя, чаще… нет, лучше прочитайте статью полностью.

Допустим…Вы – профессионал. Не важно в чем именно. Но Вас – никто не знает. Еще. Пока. И если сидеть «сложа руки» – никто и не узнает о Вас, профессионализм затеряется, перебьется другими более эффективными конкурентами, упадет Ваша самооценка… А значит – надо выбрать путь движения к известности и профпопулярности, доказать свою профпригодность.

Подобный путь, а именно тропинка к обозначенной вершине успеха — всегда сопровождается подножками, отсутствием поддержки и креативных идей, и даже туманными перспективами таких начинаний.

Многие люди в процессе движения – наступают на руки других, уже упавших «экс-профессионалов» (заметьте, кто сошел с дистанции – стереотипно считается слабаком, хотя — это просто человек «не борец» за свой профессионализм), другие же, наоборот тщательно обходят любые «преграды» – затрачивая на этот процесс время и средства.

Но принято считать, что все это нипочем, если Вы — реальный и практический профессионал, ибо перед профессионализмом достаточно тяжело выставить более достойную альтернативу чем … профессионализм. А профессионализм, как антиквариат — всегда в цене.

https://www.youtube.com/watch?v=cfVY_X1LBO8

Я не буду углубляться в детали понятия «профессионализм», так как это достаточно собирательное понятие с одной стороны и, в свою очередь, достаточно конкретное с другой.

Для изучения психологической стороны вопроса — ограничимся формулировкой: «профессионал – это человек хорошо знающий свое дело, имеющий образование, опыт и практику в конкретном направлении деятельности», т.

е профессионализм – это категория оценки умений и навыков отдельно взятого человека. По этому, воспримем это определение как факт, как данность в этой статье.

Таким образом, приглашаю к рассмотрению некоторых психологических компонентов – как-то краткий психологический портрет профессионала, ошибочные примеры восприятия профессионализма, и еще кое-чего в ореоле вышеуказанного понятия – которые: минимум интересны для стремящегося к признанию своего «профессионализма» обывателя, а максимум – могут принести ему непосредственную пользу.

Итак, как же люди различают, или, правильнее сказать, как они понимают кто перед ними: профи или нет? И если это профи…то в чем?

…«Он меня сразу понял! Он понял, что именно мне надо!» – кричал Толя во все горло по телефону своей жене Александре.

«Да, он понял – и взял с тебя предоплату за то, что стоит в 4 раза больше – а по сути, ничем не отличается от обычного!» — отвечала Александра.«Он профессионал, а ты – ничего не понимаешь!» — не прекращал уже просто оправдываться Толя, цепляясь за все, что приходило в его голову, так как покупка возврату не подлежала как, собственно, и предоплата.

«Да, он профессионал, только не в продукции – а в ее сбыте!» – добила Александра своего мужа окончательно и бесповоротно.

Люди, обычно, воспринимают взаимо вытесняющие в общении вещи, как-то углубление в конкретику или особенности, те же детали – как профессионализм. Они путают «умение подать» с «непосредственными знаниями».

Психологический портрет

Классический профи – предметен, конструктивен и выделяет главное из массы информации. Другими словами – он способен из 5 страниц составить абзац – который будет ключевым, определяющим и решающим.

Как правило – мыслит системой, в которой важные места занимают как главные, так и второстепенные компоненты – которые искусно дополняют друг друга на практике.

Ведь профи – практик, а не теоретик, иначе он не профи — а препад.

«…Главное — это качество. Именно по этому он профессионал. Ему просто не везет временами…» — сказал Виталий, получив на руки в третий раз переписанную запись любимой песни, которая просто была испорченна предыдущие разы по вине директора по звуку.

Профессионалам, по статистике (Центра изучения Личности за 2008 год), люди чаще делают скидку. Почему? Потому, что они «давят авторитетом», как танком. А значит — альтернатив ему нет, и значит — он вне конкуренции.

А как быть с качеством?

Психологический портрет

Вопрос качества работы профи – должен быть в приоритете. Но это «должен», но не всегда бывает.

Причины тому отнюдь не знания, практика и умения, а невнимательность, а так же ряд индивидуальных психологических и физических особенностей профессионала – мешающих ему реализовать свой профессионализм (возрастные особенности, перепады настроения, измененные состояния сознания, вредные привычки, в целом – «человеческий фактор»).Невнимательные профессионалы – это люди либо быстро мыслящие (перескакивают и упускают), либо ленятся (не имеют стимула, мотивации, желания), либо переутомленные/загруженные деятельностью.Невнимательность может быть временным показателем, а может быть постоянной чертой или даже особенностью характера. В случае временной невнимательности – это нормально (принято считать нормой), а в постоянном – это не профессионал.

«Кто? Аркадий? Не может быть! Этот человек может чинить машины, но организовать Компанию по починке авто – это же не дело механика!»

Психологический портрет

Профессионал и организатор – разные понятия. Профессионал может быть отличным экспертом в глубине своего вопроса, но состыковать и проверить множество аспектов деятельности структуры – это может стать непосильным пластом для него.Профи – человек чаще узкого профиля, высокой концентрации и непосредственных фактов по применению.

Тут он профи – там профан. Это нормально. Ибо каждый должен заниматься своим делом.«Профи широкого профиля» — это скорее интеллектуальный экстраверт и больше политик по своей натуре и позиционированию, нежели только профессионал. Широкий профиль – понятие растяжимое, чаще всего имеющее значение «все – это ничего».

А «ничего» — не имеет отношения к теме профессионализма.

«Да что ему стоит починить-то? Он же профи!» — кричит мокрый Василий Петрович из окна, держа в одной руке трубу (которая, не так давно, по видимому, подавала в его ванную горячую воду…), а в другой гаечный ключ, явно не предназначавшийся для экстренной ликвидации подобных аварий.

Психологический портрет

«Профи – все дается легко» — говорят сторонние наблюдатели. Ан нет. Ведь профессионализм – в этом и есть, когда со стороны кажется, что Вам все дается легко – а на самом деле, за этим лежит большая и не простая работа (и не только над профессиональными задачами, а и над собой).

Но признак профессионализма в том, что всем все равно кажется, что Вам это дается явно легко.

В связи с чем, люди однозначно уважают профи, но обесценивают затратность его сил, времени, внимания на выполнение им работы (требующей его непосредственного вмешательства) по сравнение с своей собственной затратностью.

Важное качество профессионала – поддержание качества своих знаний и умений на уровне, т.е. постоянное обучение и постоянная практика – как обязательные составляющие его деятельности.

Если профессионал – считает, что он трудится «лучше — некуда», это не профессионал, а недалекий человек, который скоро потеряет свои позиции на рынке профессионалов, т.е. — среди своих клиентов и партнеров.

Истинный профи – понимает важность поддержания своего профессионального тонуса в «боевой готовности».

«Ага…. Ну значит он, потом еще кто-то и так 20 человек предлагаешь мне набрать в компанию. Я так разорюсь! И какие могут быть группы? Свое место для каждого… Профессионал – должен работать сам!»

Психологический портрет

Профи может работать как самостоятельно так и в группе (в зависимости от своих индивидуальных особенностей), при чем в группе как профессионалов, так и не специалистов вообще; как руководить, так и подчиняться. Он -находит свое место и успешно перекрывает порученный участок с точки зрения высокого уровня исполнения работ.

Таким образом, основа его деятельности – это результат высшего качества.
Выше, речь шла о личных качествах – мешающих профи. Это невнимательность, индивидуальные особенности профи. Эти вопросы легко устраняются работой профессионала в группе.

Так как проверять работу профи на ту же орфографическую составляющую – отнюдь не лишнее, так как всегда бывает что исправить…

Читайте также:  Бессознательное как подпороговое восприятие - психология

«Он слова не сказал. Он не доказывал свою правоту! Что ж он может?»

Почему же тогда бытует мнение, что профессионал, что бы стать известным – обязан доказать свой профессионализм, а значит придется спорить, отстаивать и даже сражаться? А если так не происходит, то все, он — не профессионал. Но почему?

Психологический портрет

Отстаивание, борьба – это вопросы к индивидуальным особенностям характера человека, и никакого отношения к его уровню умения делать свою работу – не имеет. Да, профи – не борец, потому что он – профи.

Но, если профи борец – это может ускорить подъем по лестнице успеха и признания (или перевести профи в категорию пиарщика…). В любом случае, «умение отстаивать» свои умения – качество полезное и нужное, но с точки определения профессионализма – не обязательное.

В какой-то форме, активное стремление все равно становится конкурентным сражением с победой или поражением в этом же направлении.

Инструменты, техники и команда – выбираются и активно участвуют в таком необходимом процессе самоутверждения как — «заявление о Вашем профессионализме обществу»… Задача — удержать рынок, правильно выбрать форму оповещения о выходе в это общество и зарекомендовать себя… Т.е. задача не из легких.

Но реально, вопрос применения своего профессионализма – лишь в адекватном соответствии индивидуальных запросов (Ваших пожеланий), профессиональных возможностей (Ваших умений) и условий работы (практических условий труда и его обеспечения) для каждого профи. Если есть гармония – можно считать, что Вы успешно самореализовались как профессионал. Ведь сам факт известности – не признак профессионализма, хоть и весомый труд.

* * *

Но проходит время, путь от начинающего профессионала к известному почти закончен… Вы преодолели его и теперь один из избранных, почитаемых и популярных.

Цель уже — вот она, ощущается руками, но… ключевым, после оценки Вас как Профессионала, признания Вас как – настоящего Эксперта в своих профильных вопросах, Вы получаете вторую оценку… Ваших человеческих качеств.

И она, на самом деле, на много важнее той, первой, к которой Вы двигались падая и поднимаясь, набивая себе шишки и самоизменяя/ломая себя, применяя образы/маски/стили и прогнозы по восприятию Вашего профессионализма.

Оценка окружающими Ваших человеческих качеств, которые сопровождают Ваш профессионализм на протяжении всего пути к его «предъявлению» обществу – Ваша визитка новым людям и связям, перспективам, т.е. — Ваш имидж.

Ибо это истории: как именно Вы шли, на чьи руки и шею Вы наступали по пути, а так же, анализ на предмет: а была ли в этом необходимость… ?Дилемма в том, что Вы доказали.

Но что именно? Вы доказали кто Вы по своей сущности или свой профессионализм? И кому? Им или себе? Победителей, как известно, «не судят», но важно ли для Вас, с точки зрения человеческих отношений узнать, что окружающие говорят: «профи он — стопроцентный, а вот человек – дрянь…».

Анисимова Алиса
Психолог – физиогномист

Источник: https://cil.in.ua/razrabotki-czil/135-lpsixologicheskij-portret-professionalar-ili-lne-daj-lyudyam-dokazat-tebe-chto-ty-tolko-professionalr.html

Эффективное собеседование

Почти каждый из нас хоть однажды проходил собеседование, после которого мы либо получали вожделенное место, либо начинали новый поиск. В последнем может и не быть нашей вины: например, техническое образование не соответствовало содержанию данной вакансии.

Однако для того, чтобы быть уверенным в эффективности собеседования, то есть в том, что вы прошли его вполне успешно, надо знать определенные правила поведения.

I. Собеседование – это встреча двух равноправных сторон

Главное, что вы должны помнить: собеседование – это встреча двух равноправных сторон. Вы пришли не как проситель, а как профессионал — выяснить, насколько вам подходят предлагаемые работодателем условия и оплата труда. Иными словами, вам сделали деловое предложение, и в процессе беседы вы решаете, стоит или не стоит его принимать.

II. Собеседование есть самопрезентация, а ни в коем случае не исповедь

Конечно, необходимо придерживаться фактов, но любую информацию можно подать выгодно для себя. Согласитесь, «временно не работаю» звучит лучше, чем «безработный».

Если ваш возраст солидный, то: «Мои дети уже выросли, и я могу больше сил отдавать работе» или «Моя нынешняя профессия – это мой зрелый выбор».

Если же пока нет опыта работы, скажите об учебе: «Мне интересна эта специальность, и для того, чтобы овладеть ей, я сделал следующее…».

III. Здороваетесь ли вы, называете ли свое имя, отвечаете ли на вопросы – все это нужно делать с удовольствием!

Чрезвычайно важно, с каким настроем вы пришли на собеседование, с какой интонацией и выражением лица вы говорите. Итак, третье правило гласит: доброжелательность, уверенность, правдивость.

IV. Эффект первого впечатления

Все мы знаем об эффекте первого впечатления, которое складывается в первые 7 секунд знакомства. Вы только открыли дверь, вошли в кабинет, а ваш собеседник уже имеет о вас определенное представление. Какое? А вот это полностью зависит от вас.

Поэтому при подготовке к собеседованию необходимо:

а) создать настроение победителя – «я доволен собой, я доволен жизнью, у меня есть все, что мне нужно, я открыт миру и позитивно воспринимаю любые его проявления (в том числе и менеджера по персоналу, с которым предстоит общаться!)…». Как это сделать? Прежде, чем войти в кабинет, вспомните что-то очень хорошее, приятное для вас и держите мысленно этот образ во время беседы;

б) одеться в стиле, принятом в компании (для этого полезно провести предварительную разведку, побольше узнать о возможном работодателе). При этом вам нужно чувствовать себя естественно и комфортно – одежда должна быть удобной и не «только что из магазина».

V. Один из законов этики интервью гласит: режиссер – тот, кто пригласил вас на собеседование

Перехватывание инициативы здесь недопустимо.

Теперь остановимся на некоторых моментах собеседования более подробно.

  1. Прийти на собеседование желательно немного раньше назначенного времени – так у вас появится возможность оценить обстановку, услышать как общаются сотрудники и т.д.

  2. Подобно тому, как разные режиссеры снимают кто мелодрамы, кто комедии, кто эпосы, а кто триллеры, так и собеседования бывают различных типов. Тип собеседования зависит от специфики предстоящей кандидату работы, а также от личности самого рекрутера.

Есть, например, так называемое «стрессовое интервью» — попытка вывести человека из равновесия. Оно, как правило, проводится в случае, если позиция связана с многочисленными стрессовыми ситуациями. Допустим, вас заставили долго ожидать в приемной. Учтите, скорее всего, это не случайность, а проверка вашего терпения и уровня стрессоустойчивости.

  1. С самого начала беседы умейте слышать вопрос и отвечайте конкретно. В некоторых фирмах, к примеру, вам могут предложить: «Хотите ли что-нибудь выпить – чай, кофе?» Тут нужно ответить: «Спасибо, да» или «Спасибо, нет». Если же вопрос звучит: «Вам чай или кофе?» — надо выбрать. Имейте в виду, это тоже тест.

  2. Вопросы на собеседовании могут задаваться любые. Надо быть к этому готовым и, напоминаю, всегда говорить доброжелательно и уверенно!

  3. Существенно не только как, но и что вы говорите. Рассказывая о себе, используйте активные глаголы: «я умею», «я владею», «я работаю»…

Речь – это показатель интеллекта: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». На собеседовании оценивается словарный запас претендента, его интеллектуальный и культурный уровень. Так что избегайте «типа» сленга и всяких «как бы» паразитов. Профессиональный жаргон уместен лишь в качестве вкрапления, ненавязчиво демонстрирующего вашу компетентность.

  1. При последней российской переписи населения обнаружился интересный факт: оказывается, замужних женщин у нас в стране гораздо больше, чем женатых мужчин. А дело в том, что пары, живущие в гражданском браке, по-разному относятся к своему семейному положению.

    Женщины думают, что они замужем, а мужчины считают себя холостыми.

    В связи с этим надо четко себе уяснить, что на собеседовании на вопрос: «Ваше семейное положение?» — следует ответить: «Замужем» или «Женат» только при условии, что ваш брак официально зарегистрирован.

  2. Если у вас есть маленькие дети, обратите внимание на следующий вариант эффективных ответов кандидата на вопросы рекрутера на эту тему:

  • Есть ли у вас дети?
  • Да.
  • Сколько?
  • Двое.
  • Сколько им лет?
  • Два и пять.
  • Не помешает ли это работе?
  • Я думала над этим вопросом и решила его.
  1. Когда речь заходит о вашей прежней работе и о том, почему вы ушли, главное правило: о прошлом, как о покойнике – только хорошее. Без агрессии, никакого негатива: «Не было возможности карьерного роста, однако приобрел полезный опыт, остались хорошие отношения с коллегами» и т.п.

  2. Вопрос о ваших сильных и слабых сторонах часто смущает. Маленькая подсказка.

    Разговор о достоинствах вполне этично начать так: «Коллеги по работе (или друзья) говорят, что я…» Далее сделайте упор на профессиональные навыки, обучаемость и положительные характеристики, более относящиеся к работе, такие как ответственность, целеустремленность, инициативность. Естественно, не забывайте о конкретных примерах.

Что касается «минусов», их надо подавать так, чтобы это звучало как «плюс»: «Нет опыта работы, но есть большая заинтересованность…» В данном контексте также хорошо выручает шутка, которую можно отрепетировать заранее. Хорошая импровизация, как известно, — всегда результат серьезной подготовки.

  1. Гармонично развитый человек умеет и работать, и отдыхать. Посему когда вас спрашивают, как вы проводите свободное время или просят рассказать о вашем хобби, говорить о своих увлечениях нужно воодушевленно и обязательно со знанием дела.

  2. В последней части собеседования рекрутер обычно интересуется у кандидата: «Какие у вас есть вопросы?» И по содержанию последних оценивает качество вашей мотивации. Вот примеры правильных тем, затронутых кандидатом в своих вопросах:

  • специфика работы;
  • делегирование полномочий;
  • что хорошего было в моем предшественнике?
  • какой человек на этом месте для вас был бы эффективен?
  1. У нас остается один, пожалую, наиболее важный, а иногда и решающий аспект собеседования – будущая зарплата. То, что вы должны обязательно сделать — провести предварительный маркетинг аналогичных позиций!

а) Как правило, зарплата называется самим менеджером по персоналу. Если она мала, уместно спросить: «Какой у вас пакет компенсаций?»

б) Иногда выясняют у кандидата, какие деньги он хотел бы получать. В этом случае называйте адекватную цифру и держите паузу. Кто первым открыл рот, тот и проиграл.

в) Если же вдруг вопрос о зарплате вообще не поднимался, вы вправе задать его самостоятельно. Отмечу лишь, что психологически выгодно спрашивать таким образом: «Какую зарплату принято платить на этой должности в компании?» или «На какую зарплату я могу претендовать?» — спокойно, доброжелательно!

  1. В конце беседы надо поблагодарить за уделенное вам время. Более того, согласно этике делового общения, если на вас потратили более 20 минут, прилично написать дежурное благодарственное письмо.

  2. Не обрекайте себя на муки длительного ожидания ответа. Сократить его максимум до одной недели вполне в вашей власти. Попрощавшись, спросите: «Когда я могу узнать о результатах: в начале или в конце недели, когда мне позвонить?»

VI. Собеседование — социальная игра

И напоследок надо добавить, что собеседование — это социальная игра, так что не стоит относиться к нему излишне серьезно. Будьте легче, это прибавит вам «очков» как в ситуации собеседования, так и вообще в жизни. Удачи!

Жанна Русецкая

Источник: http://medportal.ru/enc/psychology/businesspsychology/1/

Портрет работника. Что хочет работодатель от своих сотрудников?

Категория: Персонал

28.05.2015Автор: Оксана ДегтярьПросмотров: 6244

Руководитель хочет от сотрудников за минимальное вознаграждение «качественной» работы. Портрет работника подробно описан в статье.

https://www.youtube.com/watch?v=R_hY_xbH1Xo

Руководитель хочет от сотрудников за минимальное вознаграждение «качественной» работы, не поясняя в большинстве своем смысл, вкладываемый в эту фразу. Хотя понятие «качества услуги» подразумевает несколько составляющих:

  • Знание техники выполнения услуг (например, классического массажа в качестве базы, на которую можно дальше нанизывать различные виды массажа и услуг, etc);
  • Знание основ коммуникации и основ продажи услуг – и своих и салона в целом;
  • Знание марки косметики, на которой работает салон;
  • Знание основ сервиса – не вообще, а специфичных для этого салона или спа.

Для успешности салона красоты, также важен и «портрет» специалиста, ведь в сфере сервиса мы работаем с людьми и клиент находится в контакте со специалистом не 5-10 минут, как на других типах предприятий сферы услуг и сервиса, а 1-3 часа и более.

Портрет работника

Итак, этот портрет работника складывается из подлежащих оценке четырех составляющих:

  1. профессиональные знания;
  2. деловые качества;
  3. индивидуально-психологические и личностные качества;
  4. психофизиологические качества.

Рассмотрим их подробнее.

Здесь можно рассматривать следующие составляющие:

  • общие профессиональные знания (при отборе медицинских сотрудников, специалистов спа и сотрудников, работающих в сфере красоты и здоровья, этот критерий приобретает огромное значение – поэтому для оценки должны использоваться проверка подлинности документов о профессиональном образовании, индивидуальное собеседование и тестирование, либо первичная аттестация персонала);
  • знания, умения, навыки безопасного, как для себя, так и для клиента, выполнения работ, входящие в должностные обязанности;
  • знания и умения, позволяющие выявлять (диагностировать), предупреждать и ликвидировать опасные ситуации.
Читайте также:  Личные мысли по поводу обучения и научения - психология

Приобретение требуемых знаний и навыков предполагает регулярное повышение квалификации персонала. Однако здесь, не следует перегибать палку. Сделав упор на совершенствование профессиональных качеств специалиста, руководитель может начать растить сотрудника конкурентам, т.к. любой специалист стремится применять полученные знания на практике.

Профессиональное обучение и переподготовка должны быть обоснованы рабочим процессом в спа, заранее спланированы и подготовлены. Обратите внимание на стандарт повышения квалификации врачей – раз в 5 лет! Конечно, в индустрии красоты сроки гораздо короче, но отправлять на профессиональное обучение каждый квартал это непростительная расточительность ресурсами в сфере красоты и здоровья.

  • Деловые качества:
  • Почему-то считается, что деловые качества важны в офисах, однако такие качества как:

    • дисциплинированность, ответственность;
    • честность, добросовестность;
    • компетентность;
    • инициативность;
    • решительность

    важны в сфере сервиса. При чем, для каждой из профессий какие-то качества выйдут на первый план. От того, насколько выражены те или иные качества у сотрудника, можно применять в отношении работника индивидуальную программу развития, разрабатывать критерии оплаты труда и принципы внешней мотивации работника.

    Оценивать деловые качества можно по-разному. Кто-то использует психографологию, кто-то «считывает» человека по мимике и жестам, кто-то использует психологическое тестирование в процессе собеседования.

  • Индивидуально-психологические и личностные качества:
    • мотивация;
    • уровень интеллектуального развития;
    • эмоциональная и нервно-психическая устойчивость – стрессоустойчивость;
    • внимание (объем, распределение, скорость переключения);
    • память;
    • мышление (особенности мыслительной деятельности, способность к обучению);
    • гибкость в общении, стиль межличностного поведения;
    • способность к длительному общению в тесном контакте с клиентами.
    • отсутствие вредных привычек – злоупотребление алкоголем, наркотическими и токсическими веществами.
  • Психофизиологические качества:
    • выносливость, работоспособность;
    • острота зрения, глазомер, цветовосприятие;
    • сенсомоторные реакции (скорость, точность).

    И психофизиологические и индивидуально-психологические, личностные и психофизиологические качества кандидатов оцениваются методом психологического тестирования либо специальных методик, применяемых в процессе интервью (собеседования).

    Источник: http://spamanagement.su/manager/personal/107-portrait-worker

    Интервью как метод психодиагностики

    Интервью— вид опроса, использующий непосредственное социально — психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.

    Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически.

    Интервью представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения.

    Первая роль — это интервьюер, функции которого выполняет профессионально подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками.

    Вторая роль — интервьюируемый или опрашиваемый. От него не требуется владения специальными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли.

    Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную.

    Интервью — это целенаправленная беседа, разведывание, выяснение важных сведений, новых данных, способ получения информации с помощью устного опроса.

    Обычную беседу считать «интервью» нельзя — она протекает стихийно.

    Разговор на кухне или на улице — тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя или более людьми.

    Интервью — особый вид общения исследователя с респондентом, применяемый в качестве метода сбора информации.

    В основe интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования.

    Интервью длится в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты.

    Очень важно, чтобы были обеспечены, по возможности, одинаковые условия места и времени проведения интервью для всех опрашиваемых.

    Как правило, в беседе с опрашиваемым интервьюер сам записывает его ответы. В некоторых случаях, чтобы облегчить его работу, не отвлекать от беседы, прибегают к помощи ассистента интервьюера, который ведет подробную запись.

    Нередко запись беседы проводят с использованием технических средств (дикторов, магнитофонов), в частности при опросах общественного мнения и в журналистике.

    Основные отличия интервью:

    • непосредственный, прямой контакт исследователя с испытуемым (в анкетном опросе контакт носит, как правило, опосредованный характер);
    • устная форма этого контакта (в анкетном опросе присутствует письменная форма контакта).

    Ситуации, где эффективны интервью:

    • зондажные опросы экспертов на подготовительном этапе исследования, при разработке теоретической модели предмета исследования и выдвижении гипотезы;
    • пилотаж (пробное исследование) при проверке качества методического инструментария.
    • в случаях, когда изучаемая проблема требует использования при формулировке вопросов терминов, представляющих языковые, смысловые или логические трудности для респондентов.

    Функции интервью:

    а)      получение информации;

    б)      воздействие на респондента.

    Достоинства интервью:

    • непринужденная обстановка общения и повышение искренности ответов;
    • большая доверительность и серьезное отношение информанта к беседе;
    • возможность коррекции плана беседы по ее ходу;
    • позволяет получить информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондента;
    • ситуация интервьюирования, близкая по форме к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов;
    • личностный характер взаимодействия обеспечивает его большую доверительность, а также серьезное отношение информанта к беседе;
    • возможность наблюдать психологические реакции респондента позволяет по ходу беседы корректировать ее план, видоизменять форму или последовательность вопросов, следить за степенью искренности при ответах;
    • устный характер контакта позволяет устранить незапланированное восприятие вопросов посредством их уточнения или разъяснения.
    • личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту реализации вопросника;
    • повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников;
    • возрастает содержательность и глубина собираемой информации;
    • в случае непонимания респондентом смысла вопроса интервьюер всегда может прийти на помощь;
    • более удобно, чем при анкетировании, использовать табличную форму ответов на вопросы;
    • при переходе от одной темы к другой интервьюер может изменять формулировку вопроса, не меняя его направленности.

    Классическая форма интервью — так называемая индивидуальная техника, когда интервьюер обращается к небольшой группе людей (20-30 человек), при этом к каждому по отдельности.

    Недостатки интервью:

    • значительные временные затраты;
    • малая оперативность;
    • обстановка интервью может не располагать к откровенности;
    • необходимость нанимать большое количество интервьюеров;
    • трудность подготовки интервьюеров;
    • требует специальной подготовки и солидного тренинга;
    • разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений;
    • невозможность использования интервью в ситуациях краткосрочных массовых опросов;
    • нетерпеливость респондентов, которые с трудом отвечают на большое количество вопросов, даже если их 20—25;
    • эмоциональное поведение респондентов, респондент не должен состоять в эмоциональной связке с интервьюером, хотя эмоциональную отстраненность сохранять очень трудно;
    • семантические трудности, слова, употребляемые в анкете, должны быть понятны респонденту, удобочитаемы и иметь однозначное толкование.

    Благоприятная обстановка интервью обеспечивается:

    • отсутствием посторонних лиц;
    • созданием максимально спокойной обстановки общения (исключение хождения кого-то по комнате, телефонных звонков и т.п.);
    • заботой о психологическом комфорте информанта — внешние атрибуты ситуации общения (мягкий свет, удобная мебель) и профессиональные умения интервьюера (убедительная речь, располагающая к себе мимика и пантомимика и т.п.).

    Неблагоприятная обстановка характеризуется:

    • отсутствием отдельного помещения для проведения беседы;
    • занятие информанта рабочими и домашними делами;
    • прямым или косвенным влиянием посторонних людей;
    • прерыванием интервью для других дел (телефону, хождение по комнате, обращение к посторонним людям и т.п.).
    • на улице — наличие многолюдной толпы или, напротив, пустынное место, где трудно найти информанта с требуемыми для выборки половозрастными характеристиками.

    Виды интервью:

    • качественные — количественные,
    • жесткие — мягкие,
    • стандартизированные — нестандартизированные,
    • структурированные — неструктурированные,
    • формализованные — неформализованные,
    • направленные — ненаправленные,
    • фокусированные — нефокусированные,
    • директивные — недирективные,
    • личные — групповые,
    • открытые — закрытые и др.

    По направленности интервью бывают — стандартизированные, полустандартизированные, свободные.

    Рассмотрим несколько подробнее каждый из видов интервью.

    Стандартизированного интервью — интервьюер имеет список конкретных вопросов, на которые должен ответить респондент.

    Полустандартизированное интервью — вопросы по ходу интервью могут несколько менять свою формулировку, чередоваться в той последовательности, которая представляется интервьюеру оптимальной для беседы с конкретным человеком. 

    Свободное интервью — исследователь кратко представляет тему и просит респондента в свободной форме высказаться по этому поводу.

    Исследователь пассивен, его главное качество кроме эмпатии — умение слушать и слышать своего собеседника. Эта форма интервью помогает погрузиться в духовный мир индивида, поэтому к свободному интервью чаще прибегают психологи.

    Направленное интервью предполагает:

    • четкий план интервью,
    • использование только понятий, которые есть в формулировке вопроса,
    • «подсказки», наводящие респондента на удобную для последующей обработки форму ответа.

    Достоинство направленной техники:

    • относительная простота,
    • позволяет использовать не только специалистов,
    • возможность последующей стандартизации ответов.

    Недостатки направленной техники:

    • возможная психологическая «зажатость» респондента вследствие жесткой структуры вопроса,
    • некоторая поверхностность ответов, человек старается следовать предложенным формулировкам и «отсеивает» побочную информацию, которая может оказаться интересной и полезной.

    Ненаправленная техника — способствует свободному самовыражению респондента, в котором проявляются не только осознанные, но и неосознаваемые мотивы его деятельности, установки, оценки и стереотипы.

    Групповое интервью используется когда исследователя интересует групповое влияние, а не индивидуальное мнение отдельных людей.

    Достоинства групповой техники:

    • присутствие других людей поощряет человека к высказыванию, стимулирует реакции индивидов;
    • групповое интервью по времени и материальным средствам наименее «затратное», позволяет опросить одновременно несколько человек.

    Недостатки групповой техники:

    • участники располагает меньшим временем для высказывания, чем при индивидуальном опросе;
    • большинство людей в составе группы склонны конформировать с мнением большинства;
    • особое значение приобретает психологический тип отдельного члена группы — его доминантность или подчиненность,
    • необходимо достаточно большое помещение, чтобы участники беседы сидели по кругу, а не друг за другом.

    В групповом опросе значительнее сложнее анализ информации, чем в индивидуальной опросе, так как необходима интерпретация и групповых феноменов, которые влияют на результат интервью.

    Оптимальный состав группы — в среднем 10 человек, однородного состава, в том числе и половозрастного.

    По числу обсуждаемых тем виды интервью подразделяются на:

    • фокусированное или направленное;
    • нефокусированное (ненаправленное).

    Фокусированное интервью характеризуется меньшей стандартизацией поведения респондента и интервьюера. Цель — сбор информации по поводу конкретной ситуации, явления. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы.

    Нефокусированное интервью– характеризуется отсутствием предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Наблюдается тематическая солянка, вопросы не образуют логической взаимосвязи.

    По количеству опрашиваемых виды интервью подразделяются на:

    • индивидуальное, или личное;
    • групповое.

    Индивидуальное или личное интервью — беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке при отсутствии посторонних наблюдателей.

    Групповое интервью — беседа одного интервьюера, который в  этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет.

    Его главные разновидности — фокус-группа и мозговая атака.

    Существуют дополнительные критерии классификации видов интервью. По длительности проведения исследования интервью может быть однократным (разовым) или многократно повторяться (через определенный промежуток времени). Во втором случае оно приобретает статус повторного или лонгитюдного исследования.

    По месту проведения интервью выделяют :

    • по месту жительства;
    • посетителей магазинов;
    • по месту работы

    По стилю ведения интервью делятся на жесткие и мягкие.

    Жесткое интервью — интервьюер может грубо перебивать респондента, ловить его на противоречиях, задавать наводящие вопросы, оказывать психологическое давление.

    Этот метод ведения интервью напоминает тактику поведения следователей при допросе обвиняемых и редко используется в мировой социологии.

    Мягкое интервью — предполагает вежливое обращение с опрашиваемым, употребление всевозможных этикетных правил и формул.

    По целевой заданности интервью бывает диагностическим или клиническим.

    Диагностическое интервью — используется исследователем для того, чтобы глубже узнать внутренние мотивы поведения, черты личности, расстройства, симптомы болезни.

    Клиническое интервью —используется как метод терапевтической беседы с пациентом с целью оказать ему психологическую помощь, например, избавиться от навязчивой идеи.

    • интервью
    • Психодиагностика
    • методы психодиагностики
    • виды интервью

    Источник: http://hr-portal.ru/article/intervyu-kak-metod-psihodiagnostiki

    Психология сегодня. Портрет психолога

    Статьи по психологии История психологии Психология сегодня. Портрет психолога

    Хотя большинство здравомыслящих людей видят в использовании стереотипов ограниченность и предубеждение, мы все полагаемся на обобщения, касающиеся других, поскольку это помогает адекватно вести себя при общении.

    Если мы окажемся за обедом рядом с женщиной, которую никогда раньше не встречали, мы будем разговаривать с ней не так, как если бы знали: она является автором скандальной биографии знаменитости.

    Обобщенные ожидания, хотя часто и оказываются упрощенными и неточными, являются необходимыми гипотезами в отношении людей; без них мы за обедом или в других ситуациях общения действовали бы не более успешно, чем только что покинувший джунгли Амазонки дикарь.

    Так что пришло бы вам на ум, если бы вы узнали, что сидящий рядом с вами за обедом незнакомец — психолог?

    Для большинства это означало бы, что он обладает особыми знаниями о человеческой природе и лечит страдающих тревожностью людей.

    Читайте также:  Внутренний ребенок - психология

    Наименование «психолог» относится не к одной профессии из широкого спектра, а к самым разнообразным, некоторые из которых не имеют никакого отношения к особым знаниям о человеческой природе; многие психологи — ученые, а не целители.

    Никакое обобщение, никакой единый образ не могут описать специализацию и деятельность представителей хотя бы тех современных направлений, которые описаны ниже:

    • Человек в белом халате со скальпелем в руке склоняется над лабораторным столом и осторожно вскрывает тельце коричневой австралийской сумчатой мыши в поисках крошечных надпочечников. Этот самец мыши подох после многочасового непрерывного спаривания; все самцы этого вида, Antechinus stuartii, после пяти — двенадцати часов половой активности, что случается только в течение двух недель в году, испускают дух. Исследование надпочечников многочисленных сумчатых мышей приводит исследователя к заключению: длина светового дня и средняя температура в сезон спаривания вызывают чрезвычайную гиперактивность надпочечников самца, являющуюся спусковым механизмом для длительного и стрессогенного спаривания, кончающегося смертью животного. Исследование добавляет новые данные к уже имеющемуся массиву знаний о сезонных влияниях на поведение животных и человека.
    • Двое социальных психологов предполагают, что романтические любовные отношения взрослого человека повторяют паттерн его детской привязанности к любимому родителю. Они разрабатывают подробный опросник; ответы каждого респондента выявят как тип привязанности к родителю, так и тип романтических отношений взрослого человека, в которые он вступает. Исследователи проводят небольшое обследование с использованием этого опросника. Статистическая обработка данных выявляет значимую корреляцию между указанными типами. Гипотеза исследователей подтверждается.
    • Молодая женщина с прикрепленными к вискам проводами сидит перед экраном, на котором поочередно появляются различные имена. Находящийся рядом исследователь наблюдает и записывает ее мозговые волны, изображающиеся на другом экране. Он видит сравнительно равномерное чередование пиков и впадин — до тех пор, пока на экране не появляется имя испытуемой; это вызывает резкий всплеск, свидетельствующий об умеренном удивлении. Исследователь выявляет форму и амплитуду мозговых волн, возникающих в вызывающих эмоции ситуациях: это один из многих шагов к пониманию мозговой электрохимической структуры мыслей и чувств.
    • Зимним днем на берегу пруда, в котором плавают утки, двое тепло одетых исследователей стоят на расстоянии тридцати ярдов друг от друга; один из них кидает в воду кусочек хлеба каждые пять секунд, другой — каждые десять. Через несколько дней такой кормежки около кидающего хлеб каждые пять секунд собирается вдвое больше уток, чем у того, кто кидает хлеб с интервалом в десять секунд. Однако через несколько дней исследователи меняют порядок: тот, кто кидает хлеб каждые десять секунд, начинает бросать вдвое большие кусочки хлеба, чем его сосед. Сначала утки продолжают собираться по-прежнему в пропорции 2:1, предпочитая того исследователя, который кидает хлеб чаще, но через пять минут перераспределяются: группы становятся равными. Это свидетельствует, считают исследователи, о тонкой врожденной стратегии поиска пищи, при которой утки принимают во внимание не только скорость, с которой появляются съедобные объекты, но и их средний размер. Исследование расширяет знания о том, как время и количество невербально представлены в мозгу животных и человека.
    • Команда исследователей тщательно размещает миниатюрные микрофоны в слуховых каналах добровольца, сидящего в центре круглого каркаса, на котором на разной высоте укреплены шесть громкоговорителей. Затем через громкоговорители — один за другим — передается белый шум (свист широкого спектра); каждый раз структура поворачивается на 15°, пока не достигается подача звука из 144 позиций. Каждый раз испытуемый определяет положение источника звука, называя направление и высоту в градусах. Затем, используя записи через микрофоны в слуховых каналах, исследователи передают звук через наушники вместо использования громкоговорителей; при этом испытуемый определяет местоположение источника звука практически так же точно, как и при первоначальной его передаче. Данный эксперимент расширяет наши знания о том, как разум определяет местоположение источника звука по различию во времени, за которое звук достигает уха.
    • Исследователи изучают использование биофидбека для облегчения головной боли благодаря расслаблению лицевых мышц. Испытуемые разделяются на две группы. Одна получает сигналы, когда их лицевые мышцы действительно расслабляются, другая — поддельный биофидбек, говорящий о расслаблении, когда на самом деле мышцы напряжены. Расслабление мышц должно ослаблять головную боль, а напряжение — усиливать, однако в обеих группах благодаря биофидбеку частота головных болей снижается. Заключение исследователей таково: биофидбек, действительный или ложный, вызвал у испытуемых сильное чувство «эффективности» — способности осуществлять контроль. Именно это чувство, а не степень мышечного расслабления, уменьшает частоту и интенсивность головных болей.

    К этим разнообразным примерам можно было бы добавить десятки других, многие из которых нам уже знакомы — от сократовских вопросов психотерапевта, заставляющих пациента опознать свои ошибочные представления, до изучения движений глазных яблок младенца при проецировании различных образов на экран специалистом в области возрастной психологии, от изучения нейропсихологом влияния гормонов на память путем введения освоившей лабиринт крысе эпинефрина до тщательной разработки когнитивистом тысяч шагов компьютерной программы, в результате чего компьютер, ознакомившись с сотнями предложений, выучил язык так же, как это делает ребенок.

    Кроме того, существует множество психологов, чьи особые интересы и деятельность остались за пределами нашего рассмотрения, хотя некоторые из этих исследований имеют существенное значение для повседневной жизни. Вот несколько примеров:

    • Изучается психология любви и выбора партнера. Одно время в этой области проводилось много исследований, потом предмет был сочтен излишне «мягким», и интерес к нему ослаб. В последнее время, впрочем, наблюдается возрождение соответствующих исследований с использованием тонкого статистического анализа данных, полученных при обследованиях и интервью. Мы только что рассмотрели один пример — изучение типов романтической любви взрослого человека в связи с характером детско-родительских отношений. Другой ранее рассмотренный пример касался того, что люди влюбляются в тех, чьи личностные черты дополняют их собственные («Противоположности сходятся», как гласит народная мудрость). Недавняя работа двух исследователей, использовавших более подробные опросники и более совершенный анализ, показала, что «сильные самомониторы» (люди, остро осознающие собственное поведение) имеют тенденцию выбирать партнеров, сходных с собой по поведению и интересам, в то время как «слабые самомониторы» влюбляются на основании симпатии и взаимной поддержки.
    • Несколько команд исследователей провели лонгитюдные программы, касающиеся лиц, страдающих периодически возникающими приступами депрессии. Прослеживались события и перемены в жизни респондентов и их соотношение с эмоциональными состояниями; статистически оценивалось влияние всех возможных причин на возникновение депрессии. Результаты исследований подтверждают стрессовую теорию депрессии, в особенности влияние насилия в детстве, семейных конфликтов, супружеского насилия и других травм, а также противоположно направленное воздействие таких факторов, как поддержка друзей и родственников.
    • Природа интеллекта интенсивно изучается на протяжении многих десятилетий, однако в последнее время некоторые ученые выдвинули новую концепцию: интеллект не является ни всеобъемлющей умственной способностью, ни набором связанных способностей, а представляет собой конгломерат разных процессов и стратегий, оперирующих на различных уровнях. Говард Гарднер из Гарварда, например, утверждает, что каждый человек обладает семью отчетливо различающимися интеллектами: лингвистическим, логико-математическим, пространственным, телесно-кинестетическим, музыкальным, межличностным и внутриличностным. Роберт Дж. Стернберг из Йеля, с другой стороны, приводит данные исследований, указывающие на триархическую структуру интеллекта, в которую входят знание умом собственных способностей, использование накопленного опыта и оценка существующей ситуации.
    • Многими учеными проводится углубленное изучение источников полоролевого поведения и сексуальных предпочтений. Внимание одних исследователей сосредоточено на пренатальных влияниях на развитие мозга, других — на генетических аномалиях, третьих — на семейных воздействиях, четвертых— на культурных факторах. Каждая группа считает объект своего интереса имеющим наибольшее значение, однако начинает преобладать мнение, согласно которому в каждом случае действуют в разной степени все перечисленные факторы. Исход для каждого индивида определяет специфический вид их взаимодействия.
    • Природа сознания представляет собой, возможно, самую глубокую загадку психологии, но давно перестала рассматриваться, будучи сочтена или неисследуемой, или несущественной. В последнее время, однако, некоторые исследователи снова стали видеть в ней вопрос первостатейной важности, на который со временем будет возможно дать ответ. Фрэнсис Крик предполагает, что постоянная полу-осциллирующая работа наборов нейронов создает временное единство нервной активности во многих частях мозга; основой сознания является самоактивизуруюшаяся природа паттерна. Филип Джонсон-Лэйрд уподобляет сознание операционной системе компьютера — набору инструкций, направляющих и контролирующих поток информации применительно к любой действующей программе. Джеральд Эдслман полагает, что сознание низкого уровня возникает в результате взаимодействия между частью мозга, управляющей внутренними физиологическими драйвами, и частью, обрабатывающей информацию из внешнего мира (возможная интерпретация такова: одна часть мозга голодна, другая видит пищу, и вытекающее из этого «Ага!» и есть сознание). В отличие от этого сознание высокого уровня возникает из взаимодействия между лингвистической и формирующей концепции частями мозга; способность присваивать объектам названия и объединять их в категории освобождает ум от подчиненности событиям в реальном времени и порождает осознание собственных мыслей.

    Все это свидетельствует о невозможности стереотипизации интересов и деятельности психологов. Но нельзя ли по крайней мере представить себе типичного психолога как человека? Тоже нельзя. Психологи обоих полов обладают самыми разными размерами, формами, цветом кожи, возрастом, уровнем подготовки и статусом.

    Многие люди представляют себе психолога как белого мужчину, «доктора» и, как уже упоминалось, обладателя особых знаний о человеческой природе, целителя для психически больных.

    Как мы тоже уже видели, два последних качества — обладание особыми знаниями о человеческой природе и целительство — свойственны только примерно половине высоко образованных психологов.

    Однако первый признак — принадлежность к белой расе — более или менее верен: менее 2% имеющих степень доктора психологов чернокожие, менее 2% — латиноамериканцы и чуть более 9% — азиаты.

    Ситуация для чернокожих особенно неблагоприятна. В 1975 году они составляли 3,8% всех получивших докторскую степень по психологии, но в 1990 году — только 3,5%.

    Возможность трудоустройства для чернокожих выпускников университетов настолько невелика, что не происходит относительного увеличения их числа и числа занятых ими должностей. Ведущие психологи осознают эту проблему, но не способны ничего изменить.

    Положение латиноамериканцев и азиатов несколько лучше: доля латиноамериканцев среди вновь защитивших диссертацию увеличилась с 1,2% в 1975 до 2,9% в 1990 году; за те же годы доля азиатов увеличилась с 1,1 до 2,6%.

    Второй признак — принадлежность к мужскому полу — раньше был точен, но уже давно таковым быть перестал.

    В 1910 году только 10% психологов с высшим образованием составляли женщины, однако к 1938 году эта цифра выросла до 22%, а к 1990 — до 40%; теперь на долю женщин приходятся каждые три из пяти вновь защищенных докторских диссертаций по психологии, и скоро женщины составят большинство представителей профессии.

    Это изменение в основном является следствием роста числа занятых в клинической психологии — области, которая всегда была относительно открыта для женщин. Ситуация в академической психологии иная; в течение многих десятилетий мужчины практически вытесняли из нее женщин, оправдывая это тем, что женщины оставят исследования на годы или навсегда в связи с рождением детей.

    Соответственно мужчины были авторами почти всех публикаций и занимали почти все высокие посты, связанные с образованием и исследованиями. Только относительно недавно имена женщин стали появляться на научных статьях столь же часто, как и мужские, однако женщины все еще занимают немногие из руководящих должностей на факультетах психологии.

    Звание «доктор» — еще один неточный компонент стереотипа.

    Хотя и верно, что три четверти из 108 тысяч членов Американской психологической ассоциации (АПА) и даже более высокая пропорция из 13 тысяч членов Американского психологического общества (АПО) имеют степень доктора философии, доктора психологии или доктора педагогики, около 150 тысяч человек (большинство из которых не входят в АПА и АПО) со степенями магистра или бакалавра занимаются тестированием, консультированием, психотерапией и выполняют обязанности более низкого уровня в промышленности, домах престарелых, школах, клиниках, правительственных учреждениях и частном секторе; Бюро переписи населения относит их к психологам.

    У многих людей слово «психолог» ассоциируется со словом «профессор», и в начале XX века действительно большинство психологов были преподавателями университетов, поскольку только в этом качестве они могли заработать на жизнь.

    Сегодня лишь треть членов АПА и АПО со степенью доктора являются сотрудниками университетов, в то время как примерно половина занята в частной практике или в клиниках, госпиталях и других учреждениях, 12% — в промышленности, государственных агентствах и других службах; остальные работают в школах и других местах.

    Все это показывает, что психологи очень различны, и некоторые так непохожи на других, что единственное, что они имеют общего, — это видовое название.

    Источник: «История психологии» Мортон Хант 2009 г.

    Источник: http://1vc0.ru/nauka/psyhology/istoriya-psixologii/psixologiya-segodnya-portret-psixologa.html

    Ссылка на основную публикацию