Жизненные ресурсы — психология

Ресурсы личности

Ресурсы личности – это все те жизненные опоры, которые находятся в распоряжении человека, и позволяют ему обеспечивать свои основные потребности: 1) выживание 2) физический комфорт, 3) безопасность 4) вовлеченность в социум 5) уважение со стороны социума 6) самореализацию в социуме.

Ресурсы делятся на социальные и личные, иначе говоря – внешние и внутренние. Внешние ресурсы – это материальные ценности, социальные статусы (роли) и социальные связи, которые обеспечивают поддержку социума, помогают человеку снаружи. Внутренние ресурсы – это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри.

Однако, деление на внешние и внутренние ресурсы достаточно условно. Те и другие ресурсы тесно связаны и при утрате внешних ресурсов постепенно происходит утрата ресурсов внутренних. Надежные внешние ресурсы обеспечивают сохранность внутренних ресурсов, но только в том случае, если эти внутренние ресурсы уже есть.

Иногда человек получает внешние ресурсы, еще не имея внутренних, и это подобно лишь внешней декорации, которая в любой момент может осыпаться. В этом трагедия, например, некоторых детей из очень обеспеченных семей, которые не развив еще собственную личность, получили авансом множество социальных опор.

В этом случае попадание в ловушку болезненной зависимости, апатии или депрессии, намного более вероятно, чем в случае с тем молодым человеком, который не имея достаточных социальных ресурсов, вынужден их зарабатывать сам и в процессе автоматически формирует внутренние ресурсы, поскольку второе подобно мышцам личности, вырастающим в результате нагрузки.

Однако, если у такого молодого человека не было совсем никаких внешних ресурсов, он не получил никакой изначальной поддержки от социума, очень сомнительно, что ему удастся выжить. То есть минимум начальных внешних ресурсов необходим.

Чем больше уже приобретенные внутренние ресурсы, тем выше способность человека восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше его сопротивляемость среде, сильнее его субъектность, воля, эго-интеграция, локус контроля, самосознание и самоэффективность, стрессоустойчивость при сохранении целостности личности.

Важно понять, что самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без внешних ресурсов, восстанавливать их с нуля, наращивать в любой ситуации и обеспечивать сверх-адаптацию, сопротивляясь среде в одиночку.

Именно так выглядит герой фантастических боевиков: он проходит через любые самые страшные испытания и выходит победителем. Эта метафора очень точна. Мощные внутренние ресурсы действительно подобны мотору вместо сердца, несгибаемой воле, харизме и большому запасу энергии.

Однако, надо очень хорошо понимать, что любые внутренние ресурсы – это как запас кислорода в легких, как запас гликогена в печени – обеспечивают автономно лишь на какое-то время, пока человек не нашел новые источники питания – внешние ресурсы.

На одних внутренних ресурсах человек долго существовать не может, он должен найти подходящую среду и вступить с ней во взаимообмен, обеспечивать с ее помощью все свои потребности, от низших до высших, иначе через какое-то время внутренний потенциал будет исчерпан.

Вот почему в идеале, человек должен постоянно заботиться о поддержании и наращивание тех и других ресурсов, и чем сильнее его внутренние ресурсы, тем проще наращивать внешние. И чем больше он сам нарастил ресурсов внешних, тем сильнее он стал внутри.

Внутренние ресурсы – это запас автономии. Это то, насколько хорошо, уверенно и целостно человек может чувствовать себя безо всякой поддержки социума и даже при его оппозиции, не прибегая к защитным иллюзиям и отрицанию, то есть четко осознавая реальное положение дел, но выдерживая стресс и сохраняя себя.

Бесконечно автономным человек быть не может и не должен, человек существо социальное и суть его жизни – во взаимодействии с социумом, в обмене с окружающими, в причастности к жизни людей.

Однако, запас автономии человеку необходим, чтобы сохранять себя во время конфликтов, защищать себя от посягательств, утверждать свою субъектность, свою волю, свою самость и свое Я, не становиться безвольным объектом в чужих руках, неодушевленным ресурсом, рабом и вещью всех, кто сильней, не становиться тем, что мы в этом жж называем словом «корм».

Превратить в корм при определенных обстоятельствах можно любого человека, но чем выше запас его автономии, чем сильнее его субъектность, то есть интегрированная часть его личности, так называемый стержень личности, ядро личности, «харди», аутентичность, самость, тем сложнее разрушить его, тем больше его сопротивляемость и сила.

Человека с очень сильным стержнем условно можно считать непобедимым, поскольку потребуется слишком много усилий, чтобы подчинить его волю. Куда проще убить его организм, чем личность. К такому идеалу стоит стремиться. Во всяком случае, стоит как можно дальше уходить от ситуации личностной слабости, безволия, зависимости и дезинтеграции.

В слабом состоянии личность не может нащупать в себе внутренние опоры, не способна опираться на себя, у нее нет никакой автономии, она не способна обходиться без поддержки близких и ради этой поддержки готова на отказ от себя, она страдает от одиночества и стремится сбежать от той пустоты, которую обнаруживает в себе каждый раз, когда возникла какая-то проблема или просто появилась тревога.

Для понимания проблемы ресурсов, надо осознавать насколько это динамичный процесс, насколько он находится в движении. Нельзя однажды накопить ресурсы и навсегда приобрести силу. Ресурсы требуют постоянного взаимодействия со средой, постоянного развития и обновления.

Отдавая внешние ресурсы и не приобретая взамен других, человек ослабляет свои внешние позиции, что не может не отражаться на его автономии, каким бы сильным он когда-то ни был. Человек постоянно меняется, «живет» – то есть находится в движении и изменении. И если его внутренние и внешние ресурсы не развиваются, они деградируют. На месте не может замереть ничто живое.

Когда мне задают вопрос «Почему сильная женщина превратилась в отношениях в слабую, ведь у нее были ресурсы», хочется ответить грубо, но честно «были, да сплыли». Ресурсы могут оставаться только пока человек занимается этими ресурсами.

Как только он уходит в головой во что-то еще, например, в отношения, его ресурсы либо переходят к тому, кому он посвящает себя, либо просто постепенно распадаются на части и исчезают.

Главное же, нарушается связь между интегрированными частями эго (если эта связь была, то есть человек действительно был сильным, а не казался), нарушается в том случае, если человек перестает развивать свою субъектность, свою автономию, свою эго-интеграцию, а начинает заниматься чем-то прямо противоположным: расслабляться, пассивно отдаваться чему-то, вовлекаться в то, что не есть он, бежать от себя в экстатические переживания, в надежде на трансценденцию или просто кайф. Любая позитивная трансценденция требует возвращения центра (точки сборки) внутрь себя с какой-то добычей, самообогащение, а не потерю себя. Трансценденция без возвращения в себя (и любовь нередко такой становится) подобна вложению всех денег в какое-то дело, которое не принесет доход. Это растворение себя, жертва.

Не меньше вреда приносит неправильное понимание автономии и независимости. Пытаясь сохранить «границы», некоторые люди начинают относиться к окружающему миру враждебно и настороженно, не вступают в связи, прекращают поток вложений, который в целях саморазвития должен осуществляться непрерывно, иначе развитие прекратится.

Надо понимать, что внутри личности нет никаких источников энергии, кроме того небольшого потенциала, который человек успел скопить и который вскоре закончится. Все источники энергии находятся вовне, в окружающем мире, в социуме и природе (если воспринимать ее персонифицировано, то есть тоже социально).

Можно взаимодействовать не с конкретными личностями, а с культурным социальным пластом, читая книги и постигая искусство, можно вести достаточно замкнутый образ жизни, занимаясь творчеством, обращенным к потомкам, однако это тоже социальное взаимодействие, причем иногда весьма интенсивное, более интенсивное, чем поверхностные тусовки, но вне социума никаких источников энергии нет.

Относясь к окружающему миру враждебно или без интереса, человек очень быстро истощает себя. Любовь, страсть, восторг, любопытство, вдохновение, восхищение, изумление, интерес, симпатия, влечение, тяга, поиск, стремление, желание, жажда – все это способы подключиться к новым источникам энергии.

Без влечения к чему-либо никакого подключения не будет, человек так и останется в собственной капсуле, будет задыхаться, слабеть, переходить на режим все большей и большей экономии, в результате чего мир через стекло запотевшей капсулы будет казаться все более и более мрачным и враждебным, или просто уродливым и скучным.

Так человеком может овладеть депрессия и разрушить его окончательно, вызвав в нем желание умереть. Либо он не замкнется полностью, будет иногда выползать из капсулы и немного подпитывать себя чем-то, недостаточным, однако, для того, чтобы стать сильнее, смелей и решиться на более активные вложения.

Но одной лишь любви, страсти и восторга для того, чтобы обогатить себя энергией бывает мало. Этого достаточно, чтобы подключиться, но может быть недостаточно для того, чтобы, поделившись своей энергией, получить что-то в ответ.

Для взаимного обмена необходима система, уравновешивающая центростремительную силу подачи энергии на источник, чтобы энергия из источника потекла в центр (центробежная сила). Этой системой и является внутриличностная интеграция, те самые внутренние ресурсы. Чем сильнее центр личности, тем сильнее центростремительная сила при увеличении центробежной.

С точки зрения большинства исследователей эго-интеграция включает в себя адекватную и стабильную самооценку (не завышенную, не заниженную, не скачущую), локус контроля, то есть ощущение своей личной ответственности и силы влияния на обстоятельства своей жизни (без магических иллюзий, адекватную), и доверие к жизни, то есть готовность принять ее события как уроки для совершенствования, ощутить любовь жизни к себе (тот самый стержень, который, как считается, основан на безусловной любви родителей, но на самом деле может быть сформирован в любом возрасте и утрачен тоже, тот самый стержень, который некоторым дает вера в Бога, а некоторым даже вера не дает, а некоторые и без веры в Бога его приобретают).<\p>

Триада – «самооценка, локус контроля, доверие (или вызов)» – формируется не сама по себе, а только в процессе приобретения внешних ресурсов, в процессе социального взаимодействия, работы, творчества, образования, завоевания уважения и любви людей. Чтобы получать что-то от мира, нужно много ему отдавать, однако сама по себе отдача еще не гарантирует получения. Без отдачи не получишь ничего, но отдавая нет никакой гарантии получить, в этом деле не может быть простых догм и инструкций, необходимо быть щедрым и осторожным одновременно (это возможно при одновременной любви к миру и любви к себе), и без этих двух качеств нельзя. Те, кто призывают к отказу от симпатии и доверия к миру, могут сослужить очень плохую службу тем, кто им верит. Любовь к миру и открытость миру – это единственная возможность для приобретения ресурсов: внутренних и внешних, и других способов нет. Система фильтров и предохранителей может создаваться индивидуально, с учетом опыта и особенностей личности, быть более жесткой или менее, однако очень важно «с водой не выплеснуть ребенка», не перестраховаться до полного отключения всех каналов жизнеобеспечения, не перекрыть всякий доступ жизненных сил.

Источник: https://evo-lutio.livejournal.com/41294.html

Жизненные ресурсы

Она сидела в кресле такая красивая
и настолько же несчастная.

Было больно слышать из уст этой молодой женщины, что она не хочет жить.

— У меня просто больше нет ресурсов… — грустно сказала она.

Жизненные ресурсы человека – это то, что обеспечивает нам жизнь, дает жизненные силы.

Ресурсы бывают разными.

  • Физиологические — еда, вода, сон, секс, безопасность, здоровье,
  • Социальные — любовь и принадлежность к группе, потребность в уважении и одобрении, признание, родные, друзья.
  • Познавательные — потребность в новой информации, знаниях, опыте, умениях.
  • Эстетические — потребность в гармонии, красоте, искусстве, порядке.
  • Духовно-психологические, смысловые — особые состояния сознания, наполненность смыслами, вера, самоидентификация.
Читайте также:  Как стеснительная верочка строит взрослых - психология

Конечно, все люди разные по психотипам и обладают разным количеством так называемой жизненной энергии. Но если человек разумно расходует свои ресурсы, а потом их восполняет, то дисбаланса не наступает.

Легче всего это понять на физических ресурсах:
поработал человек физически, отдал силы, потом поел, поспал хорошо — и опять полон сил. Но, как известно, не хлебом единым жив человек. И на наш жизненный тонус оказывают влияние и другие аспекты жизни.

В этой статье я бы хотела обратить внимание на то, как мы, не замечая,
можем расходовать силы, снижая качество своей жизни.

Первое — это незавершенные дела или отношения.

Пример:
молодая женщина четыре года как рассталась с молодым человеком, вернее, он уехал в другой город, а потом остался там работать и, как она говорит, «бросил ее по смс». Она собрала всю свою гордость и больше ему не звонила и не писала, и думала, что все завершила. Но нет.

Стоило ей только начать говорить о нем, как на глаза накатывались слезы, дыхание перехватывало, и она показывала все признаки глубокой обиды. Она призналась, что почти каждый день вспоминает о нем и желает, чтобы у него в личной жизни не сложилось и чтобы он пожалел еще, что оставил ее.

На лицо все симптомы незавершенных отношений, злость и обида на бывшего парня на протяжении четырех лет отбирает у молодой женщины жизненные силы.

Забирать энергию может любая нерешенная проблема, даже если вам кажется, что вы про нее уже забыли, но стоит только про нее вспомнить, как вы испытываете гамму негативных чувств: злость, обиду, тоску, раздражение, чувство вины. Для того, чтобы остановить эту утечку сил, нужно просто завершить проблему.

В случае с молодой женщиной совсем не обязательно встречаться с бывшим парнем, чтобы завершить эти отношения. Достаточно представить этого человека на пустом стуле и сказать ему все, что вы хотите сказать, не стесняясь в выражениях.

Если вы делаете это искренне, то в теле возникает дискомфорт: комок в горле, трудность дыхания, боль в шее и так далее. Обычно это на что-то похоже — как бы вы это нарисовали?

С разрешения другой клиентки приведу красочный пример.
В браке они были шесть лет, и последние два года в семье вообще полный лад и взаимопонимание. Но что-то ей не давало почувствовать полноту семейного счастья, ей регулярно хотелось что-то предъявить мужу, придраться, а так как было не из-за чего, то она из-за этих порывов испытывала чувство вины.

Когда она стала проговаривать воображаемому супругу свои чувства, у нее в горле возник ком.

Я ее спросила — это как будто что в горле? Она сказала, что как будто это мандарин застрял в горле, и тут вспомнила, что в начале их супружеской жизни во время ссоры он в присутствии свекрови кинул в нее мандарин.

Свекровь тогда посоветовала эту тему больше не поднимать, и все сделали вид, что ничего и не было. Но она не забыла.

Я предложила ей вернуть мужу мандарин, она мысленно лихо его запустила, потом второй, потом третий, в общем, засыпала мужа, а потом откопала и облегченно обняла. Так был закрыт старый гештальт, который своей незавершённостью давал утечку жизненных ресурсов.

Значит, прекращаем неразумную утечку, останавливаем то, что нас ослабляет. Выявление этой проблемы, признание, что она есть — это уже полдела. Если сами не справляетесь, то психолог вам в помощь.

Хорошо, утечку психологических ресурсов мы предупредили.

Второе — теперь хочется усилить позитивные ресурсы.

Здесь море прекрасных техник, расскажу про одну.

Каких психологических качеств вам не хватает для полного счастья?
Нежности? Целеустремленности? Плавности движений? Чувства юмора?

Составьте список желаемых качеств. Теперь представьте себе людей, которые обладают этими качествами в совершенстве. Например, вам нравится, как Иван Ургант ведет беседу, и вам так тоже хочется. Представьте себе Урганта, сидящего на пустом стуле. У него этого качества в избытке, и он с удовольствием с вами поделится.

Если бы мы могли это качество представить символически, то что бы это было? Микрофон? Отлично. Представьте, как Ургант вам этот микрофон передает с наилучшими пожеланиями.

Теперь садимся на тот же стул, и нужно прочувствовать, как это — обладать этим качеством? Вот вы говорите с кем-то, и у вас это выходит легко и беззаботно, и вы получаете удовольствие от такого общения. Чуть побудьте в этом качестве, дайте понять своему бессознательному, чего вы хотите и почему вам это будет выгодно в будущем.

Техника основана на том, что у человека изначально есть все ресурсы, только они раскрыты по-разному. Каждый человек поступает уверенно в каких-то ситуациях. Да хоть уверенно жарит яичницу.

Ведь в этот момент он достаточно в себе уверен, верно? Значит, это качество присутствует, теперь его нужно усилить и распространить на другие области жизни.

Так можно поступать с любыми другими ресурсными качествами.

Вывод из этой статьи такой.

  1. Проведите ревизию своей жизни, определите проблемы, которые вас ослабляют, и завершите их любым способом.
  2. Далее определите те качества, которые сделают вас психологически сильнее — и усильте их, а затем привнесите их в нужные сферы своей жизни.

Источник: https://www.all-psy.com/stati/detail/5959

Успех в жизни

Вы уже наверняка догадываетесь, о каких внутренних ресурсах я говорю. Это прежде всего: здоровье, интеллект, позитивное мышление, высокая самооценка, способность хладнокровно вести себя в критических ситуациях.

Почему же в первую очередь важно развить эти внутренние составляющие? Ответ очевиден: в полной мере мы можем управлять только собой. Конечно, мы обладаем некоторой степенью контроля над ситуацией и обстановкой вне нас, однако вы прекрасно понимаете, что контроль этот весьма иллюзорный.

В этом отношении мне очень нравится следующая аналогия. Основная идея школы боевых искусств «Русский стиль» заключается в том, что оружием человека против нападающего могут стать все подручные предметы: зонт, кредитная карточка, портфель; а самым главным оружием конечно же остается само тело человека и его способность использовать эти предметы для своей защиты.

Подобным же образом внутренние силы человека становятся его «оружием» на тернистом пути к успеху. Давайте рассмотрим все составляющие по отдельности.

Здоровье и физическая сила

Прежде всего мы с вами живем в объективном мире физической реальности. Да, мы можем использовать силу нашего подсознания; да, мы можем использовать закон притяжения, однако в конечном итоге конкретные действия совершает наше тело. Именно поэтому оно должно быть здоровым.

Только здоровое тело может помочь нам осуществить все наши задуманные планы, только здоровое тело является источником приятных физических и эмоциональных ощущений.

Ранее я уже писал о том, как физические нагрузки могут помочь нам найти путь к успеху. Однако сегодня ко всему сказанному я бы хотел добавить еще один фактор.

В крайней, критической ситуации все, что у вас остается, это ваше тело и его внутренние силы. Сценарий катастрофы может быть любым (кораблекрушение; можно заблудиться в тайге, можно потерять все средства на жизнь и работу, можно остаться без паспорта в чужой стране и многое другое)…

Конечно, мы все надеемся, что с нами этого не произойдет (и дай то Бог), однако иметь запасной план не помешает.

Если мужчина обладает физической силой и здоровьем, то он всегда может заработать себе на жизнь, став чернорабочим (на какой-то период времени).

Если женщина физически привлекательна, она всегда может воспользоваться своей красотой, чтобы обеспечить себе проживание (и не только за счет оказания интимных услуг, хотя и это нельзя исключать).

В крайней ситуации, тело – это ваш ключ к спасению, оно поможет вам выжить, а значит за вами остается «последнее слово», которое может стать первым на том пути к успеху, который вы изберете, преодолев кризис.

Поэтому уже сегодня начинайте развивать этот свой внутренний ресурс, тренируйте свое тело. Сколько ваше тело стоит сегодня? Сколько бы вы хотели, чтобы оно стоило? (я не шучу, это вполне серьезные вопросы).

Интеллект

Любые ваши профессиональные знания, какой бы области они не принадлежали, являются вашим «имуществом», которое вы можете продать в случае необходимости. В обычной ситуации вы, возможно, и не подумаете о том, что определенные знания могут помочь вам преодолеть кризис.

Представьте, что вы находитесь в финансово сложном положении. Что делать? Если вы профессионально играете на пианино, то какое-то время вы можете зарабатывать себе на хлеб уроками музыки.

Знаете иностранный язык? – репетиторы нужны всегда.

Высшая математика, сопротивление металлов и подобные дисциплины — ваш конек? – всегда найдутся студенты, которым лень выполнять расчетные работы, и которые с радостью заплатят вам за то, что вы избавите их от этой необходимости.

Я не предлагаю вам специально начать изучать какую-то дисциплину с учетом возможной «неблагоприятной ситуации» в будущем. Нет, я предлагаю вам более плодотворно расходовать свое свободное время. Откажитесь от телевизора, займитесь каким-то хобби и постарайтесь развить свои навыки до профессионального уровня.

Уделяя лишь полчаса в день развитию одной способности (например, изучая иностранный язык), вы можете достичь таких высот, о которых даже не мечтали. Попробуйте. Если докажете обратное, я удалю эти строки.

Позитивное мышление

Позитивное мышления является тем связным звеном, которое позволяет объединить и использовать все остальные внутренние ресурсы человека. Если вы не верите в успешное разрешение проблемы, то вы подсознательно отказываетесь использовать все свои врожденные механизмы и приобретенные знания.

Все очень просто, если вы отказываетесь поверить в то, что выход из сложившейся ситуации есть, то вы его никогда не найдете. Человек не склонен искать то, во что он не верит. Поэтому ваш мозг просто никогда не начнет предпринимать действия в направлении «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

Если жизненный успех является тем, что вы действительно хотите испытать, то вам стоит попробовать отказаться от ограничивающих убеждений и научиться верить в возможность осуществления ваших жизненных планов и целей.

Перед тем, как я начал вести этот блог, я прочитал несколько статей и одно руководство, посвященные этой теме.

Высказанные в статьях мысли и идеи показались мне весьма реалистичными, поэтому у меня сформировалось убеждение, что я смогу осуществить задуманное.

Я поставил себе задачу – не сдаваться в течение 1 года (для меня это первое столь долгосрочное испытание). И, как вы видите, мне это вполне удается.

Позитивное мышление необходимо в ситуации неудачи (когда все идет, как задумано, любой человек мыслит позитивно)… Любая неудача может вызывать появление одной из двух мыслей:

1) Все бесполезно, выхода нет, ничего не получится…;
2) Это не сработало, нужно искать другой путь, решение все равно должно существовать…;

Какая мысль преобладает в вашем сознании? Подумайте над этим вопросом, возможно, пришло время что-то менять?

Самооценка

Жизненно важное понятие даже в обычной ситуации, в критической же ситуации самооценка выходит на передний план и играет ключевую роль. Если ваша самооценка находится на нужном (достаточно высоком) уровне, то вы не будете связывать неудачу с тем, что вы недостаточно развитая и успешная личность.

Да, вы ошиблись, приняли неверное решение, проявили недостаточно упорства, однако ваша самооценка не должна от этого страдать. Неудача – это момент, когда надо заново оценить эффективность своих действий, а не самого себя.

Читайте также:  Как правильно жить будущим? - психология

Необходимо научиться относиться к самооценке, как к константе – это основа, на которой вы строите здание своего успеха. Почувствуйте разницу в высказываниях: «Я глуп» и «Я совершил глупый поступок».

Совершить глупый поступок может любой, даже самый успешный человек. Признать же себя «глупцом», значит согласиться с тем, что и все поступки в будущем будут глупыми. А разве это правда? Скорее всего нет.

С сегодняшнего дня начинайте переносить свои оценки с СЕБЯ ЛЮБИМОГО на свои НЕИДЕАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Скоро вы заметите разницу…

Внутренние ресурсы человека – «всегда с тобой»

В жизни меняется все: меняются тенденции рынка, меняются политические системы, главы государств, цены на нефть и золото. Сегодня вы владеете состоянием, а завтра можете все потерять… все, но только не себя.

Станьте сами для себя самым ценным вложением, получайте доход в виде процентов от своих способностей и внутренних качеств. В случае кризиса, ни один банк не предоставит вам таких гарантий защищенности, какие вы можете создать сами, если ваши внутренние ресурсы обладают реальным весом.

Не прячься за цену своего автомобиля, своей квартиры, своего стиля жизни.
Сколько ты стоишь сам по себе?

Copyright © 2008 Балезин Дмитрий

Источник: http://www.yourfreedom.ru/vnutrennie-resursy-cheloveka/

Что такое психологический ресурс

Oчeнь чacтo мoи  клиeнты пpихoдят co cлoвaми, — нeт  pecypca, я иcтoщeн, гдe мнe взять cил для ocyщecтвлeния зaдyмaннoгo, я oдин нe cпpaвлюcь и этoт cпиcoк мoжнo пpoдoлжaть.

Ho в хoдe paбoты  oкaзывaeтcя, чтo и cилы ecть, и cпpaвитcя чeлoвeк oгo — гo кaк мoжeт, пpocтo нe знaeт,  кaк, пpocтo нe видит cвoй pecypc, нe знaeт, кaк eгo aктивиpoвaть и гдe вooбщe этoгo «нeвидaннoгo звepя» взять.

  Пoэтoмy пoвoдy я  peшилa нeмнoгo oбoзнaчить, чтo жe тaкoe pecypc, зaчeм oн нaм нyжeн,  и в кaкoм нaпpaвлeнии eгo мoжнo oтыcкaть

Pecypc – этo cocтoяниe, вoзмoжнocть, кoтopoй мoжнo вocпoльзoвaтьcя в cлyчae нeoбхoдимocти, зaпac иcтoчник чeгo-либo (cилы, энepгии, любви и тд.), cpeдcтвo, к кoтopoмy oбpaщaютcя в cлyчae нeoбхoдимocти;

Этo вce тo, чтo пoзвoляeт нaм чyвcтвoвaть ceбя здopoвыми, нaпoлнeнными жизнeнными cилaми, энepгичными, aктивными, yвepeнными. Oпиpaяcь нa cвoй pecypc, мы мoжeм peшитьcя нa дeйcтвиe, нaчaть дeлaть, двигaтьcя в нaпpaвлeнии жeлaeмoгo.

Pecypc этo тo,  к чeмy мы мoжeм oбpaтитьcя кoгдa:

— мы пpибывaeм в нepeшитeльнocти

— нeт cил, ocyщecтвить жeлaeмoe;

 — хoтим измeнeний в жизни; — нeт  интepeca  к жизни, и мaлo чтo paдyeт;

— хoчeтcя cбpocить гpyз ycтaлocти;

— нe хвaтaeт жизнeнных cил;

— pyки oпycкaютcя; — нe хвaтaeт yвepeннocти; — oщyщaeтcя тpeвoгa и бecпoкoйcтвo; — нeт oщyщeния гapмoнии;

— oщyщeниe бeccилия и oтcyтcтвия oпopы в жизни;

 И я дyмaю, вы мoжeтe дoпoлнить этoт  cпиcoк cocтoяний, c кoтopыми кaждый из нac хoть paз cтaлкивaлcя в cвoeй жизни.

Кoгдa мы гoвopим o pecypce, мы пoдpaзyмeвaeм нeкyю cилy, кoтopaя вoлшeбным oбpaзoм вoзникaeт в нac и тaким жe вoлшeбным oбpaзoм иcчeзaeт.

Ho y вceгo ecть cвoи пpичины и ecли вы нaхoдитecь в иcтoщённoм cocтoянии,  тo вoзмoжнo вы:

— нe знaeтe o cвoих pecypcaх, o тoм, гдe их взять;

—  пpивыкли тpaтить cвoи pecypcы нeoбдyмaннo;

—  нe вocпoлняeтe cвoй pecypc;

—  пoдaвляeтe cвoи pecypcы,  бoяcь oцeнoк и ocyждeния co cтopoны oкpyжaющих;

— opиeнтиpyeтecь  в пepвyю oчepeдь нa пoтpeбнocти дpyгих;

— нeдooцeнивaeтe,  cyщecтвyющиe y вac  pecypcы;

Pecypcы бывaют внeшниe и внyтpeнниe:
Bнeшниe pecypcы: oбъeкты и cyбъeкты:

пaмятныe вeщи,  дpyзья и пoмoщники, ceмья,  дoм, дepeвo и .тп.

Bнyтpeнниe pecypcы бывaют:   — тeлecныe чyвcтвoвaниe тeлa, зaнятия cпopтoм, тaнeц, coн, мaccaж, oтдых, гoлoc и пeниe, ceкc 

— эмoциoнaльныe: чyвcтвитeльнocть, пpoявлeниe эмoций, вocпpиимчивocть, ceнтимeнтaльнocть, твopчecтвo.

— кoгнитивныe:  плaны, пoнимaниe, вooбpaжeниe, любoзнaтeльнocть, идeи, цeннocти, пpaвa, вocпoминaния, caмoидeнтификaция, мeдитaция, твopчecтвo, ocoзнaвaниe

Кoгдa мы хoтим oбнapyжить и aктивиpoвaть cвoи pecypcы мы oбpaщaeмcя к внeшним oбъeктaм, cyбъeктaм и к cвoим внyтpeнним pecypcaм кoтopыe хpaнит нaшe тeлo, нaши эмoции, нaшa пaмять, нaш paзyм.

Pecypc ecть y кaждoгo, eгo мoжнo ocoзнaвaть или нe ocoзнaвaть, нo oн ecть, и вaжнo нayчитьcя eгo иcпoльзoвaть, ecли вы хoтитe,  пoльзoвaтьcя eгo cилoй.

Источник: https://psynavigator.ru/publikacii/chto-takoe-psihologicheskij-resurs.

Психологические ресурсы

О том, что такое «ресурсы» в психологии, зачем они нужны и как с ними быть, рассказывает психолог и коуч Татьяна Клименко..

Ресурсы — что это такое и как с ними быть?..

В период новогодних каникул, когда подводятся итоги ушедшего года и планируются шаги в будущее, важно поговорить о ресурсах.

Что это за понятие, и как нам в жизни могут помочь знания о них.

Начнём с определения — ресурсами называют все то, что помогает человеку преодолевать жизненные препятствия, справляться со стрессом, способствует устойчивости в трудных ситуациях. А ещё ресурсы помогают нам выйти на новый уровень, смотреть шире, мечтать о чем-то бОльшем.

Когда мы говорим о ресурсах, первое, что приходит на ум, это материальные ресурсы — деньги, имущество, недвижимость, бизнес, и тому подобное. И это правда, материальные ресурсы могут очень помочь в жизненных сложностях. Их можно запасать. Это понятно и привычно.

«Деньги решают все!», «Эх, были бы сейчас деньги!», «Как хорошо иметь свой дом!» — как часто мы это слышим.

Какими ещё могут быть ресурсы? — Осязаемыми и символическими, материальными и моральными.

Ресурсами может быть все, что угодно: информация, знания, статус, отношения. Услуги, объекты обмена между людьми. Связь с природой, искусство, красота, новые впечатления, возможность выражать своё мнение и чувства, узнавать новое.

Путешествия, общение, поддержка других людей, признание достоинств и заслуг, благодарность, вера. Хорошее здоровье, знать правду, приятие, принадлежность. Возможность быть собой, иметь любимое дело, адекватное вознаграждение. Порядок. Понимать себя, другого человека. Добиваться своего. Побеждать. Смотреть в ночное небо. Гулять по песку, купаться в море. Сказать нет, отстоять свои границы.

Иметь власть. Дружить. Влюбиться. Любить. Взаимность. Сон. Это могут быть связи, отношения, договоренности, собственные механизмы регуляции состояний, связь и осознавание чувств, укрепление здоровья, расширение кругозора, развитие спонтанности, создание круга доверия.

Можно перечислять ещё очень долго. Я хотела лишь сказать, что ресурсным для человека может быть действительно многое.

Человек испытывает стресс, когда теряет ресурсы, когда ресурсов не хватает для решения стоящих перед ним задач, а также, когда он тратит ресурсов больше, чем получает вознаграждение из окружающей среды.

Часто, в своей работе, в расстановках, в психодраматических постановках личных историй, в личном консультировании, я наблюдаю, что ресурсы у человека есть, но в какой-то момент он теряет с ними связь. Ресурсы перестают быть «в доступе».

Человеку может просто не приходить в голову позвонить другу, пойти на консультацию к юристу, психотерапевту, или осознать, что подобные задачи он уже решал.

Подышать лесом, поднять глаза вверх и понаблюдать за облаками или побродить по тропинкам парка.

Часто это происходит от того, что в обычной жизни человек не задумывается о том, что улучшает его состояния, не исследует, что является для него ресурсом, не придаёт этому вопросу значения.

Часто простое осознание, что у нас есть ресурсы, напоминание себе об этом, поддержание контакта со своими ресурсами, расширение «базы ресурсов», и не только материальных, позволяет нам легче справляться с критическими ситуациями. Быть более успешными и счастливыми. Более здоровыми.

Взаимодействие с ресурсами тренируется, так же как и тренируется тело. «Ресурсная форма» поддерживается также как и физическая. Это значит, что мы стараемся контактировать с ресурсами не только, когда нам трудно. Мы просто периодически это делаем.

Исследуя тему, столкнулась с интересным понятием — запасание ресурсов. Это про то, что можно стремиться получать, сохранять и приумножать то, что ценно. Если связь с тем, что помогает перейти в более благополучное состояние, по какой то причине теряется, можно стараться её восстановить или приобрести новые ресурсы.

Важно: узость круга ресурсов — опасный сигнал. Если человек берет ресурс только из ограниченного набора, например преимущественно из еды, алкоголя, половых связей, и т п, то это может приводить к зависимому поведению, зацикливать на одном и том же и отчуждать от всех остальных ресурсов. Это обесточивает и ослабляет.

И чтобы прочитанное принесло практическую пользу, возьмите листок бумаги и напишите, что для вас является ресурсом, что улучшает ваши состояния, умиротворяет, даёт заряд энергии.

Список можно повесить на видное место или носить с собой. Его можно и нужно дополнять. И самое главное, при любой возможности делать то, что есть в этом списке, тренировать связь с ресурсом.

Татьяна Клименко

Следующее: Звезда реалити-шоу в Инстаграме опубликовала снимки, на которых виден её округлившийся живот.
Предыдущее: Певица Светлана Лобода заинтриговала публику совместными фотографиями с грузинским модельером Бичолой Тетрадзе.

Источник: http://girl21.ru/news/1746-psikhologicheskie-resursy.html

Ресурсы преодоления стресса

Человечество всегда боялось стрессов, используя для защиты от них ритуалы, амулеты, приметы, заговоры, молитвы, веру в Светлые силы. Все это говорит о том, что человеку всегда хотелось чувствовать себя более защищенным от воздействия неожиданных стрессоров.

Наблюдая за поведением людей в ситуациях стресса, мы видим, что одни легче реагируют на стресс и быстрее восстанавливаются после него, а другие чувствуют себя подавленными и больными, пережив схо­жие ситуации. Можно предположить, что, столкнувшись со стрессом, люди обладали различными ресурсами преодоления. Понятие «пси­хологический ресурс» определено в психологии пока недостаточно.

Р. Лазарус считает, что копинг-поведение является результатом взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов (личностных и средовых) [Lazarus, 1986].

Решающее значение в процессе прео­доления стрессов современные ученые отводят роли именно лич­ностных ресурсов. К ресурсам личности Н. Е.

Водопьянова [2005J относит знания, умения, навыки, способности, опыт, модели кон­структивного поведения, дающие возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым.

Использование понятия «ресурс» более традиционно для моде­лей антивыгорания (например, теория консервации ресурсов), чем для теорий стресса. В последнее время ресурсные концепции стрес­са и выгорания завоевывают все большее признание. Это связано с тем, что, используя в повседневной жизни наши ресурсы, мы повы­шаем свою стрессоустойчивость.

Информационная модель стрессоустойчивости, выделяет напри­мер, несколько видов ресурсов.

Когнитивное преодоление — использование позитивного мышле­ния для анализа причин стресса и поиска способов его преодоления, поиск и оценка ресурсов, которые могут быть использованы для прео­доления стресса. Когнитивные последствия стресса — нарушения кон­центрации внимания, расстройства запоминания, ошибки мышления.

Эмоциональное преодоление — осознание и принятие своих чувств и эмоций, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний на переживании ситуации и др. Типичными эмоциональными стрессовыми реакциями являются переживания страха, печали, тревоги, беспомощности или гнева.

Поведенческое (деятельностное) преодоление — коррекция стра­тегий, планов и задач деятельности, изменение поведения или дея­тельности. Поведенческие стрессовые реакции — агрессия, бегство, дезорганизация.

Социально-психологическое преодоление — коррекция жизнен­ных ценностей, изменение ролевого поведения, межличностных от­ношений [Куликов, 1995, 2000].

Мы можем использовать ресурсы в момент стресса или «кон­сервировать» их, то есть укреплять свои ресурсы задолго до того, как окажемся в стрессовой ситуации (помогать друзьям, заниматься спортом, вкладывать деньги в собственное обучение и здоровье).

Многие авторы отмечают, что положительное социальное окру­жение (семья, друзья, коллеги) также может быть одним из важней­ших факторов сохранения стрессоустойчивости личности.

В связи с этим социальное окружение может рассматриваться как социально-психологический ресурс преодоления стресса [Никифоров, 2002]. Б. Г.

Ананьев писал о том, что на психологическую устойчивость личности влияет наличие моральной поддержки и сочувствия со стороны других людей [Ананьев, 1980].

С. Файимеи предложил модель взаимосвязи стресса и под­держки. Каждый человек не только нуждается в системе поддержки, но и несет ответственность за нее. Психологи [Глейтман и др., 2001] от­мечают, что люди, которые получают поддержку от социального окру­жения (друзей, членов семьи), переживают любой стресс с меньшими потерями.

Лица, состоящие в полноценном браке и других социальных взаимоотношениях, обладают большей сопротивляемостью болезням по сравнению с теми, кто разведен и одинок. Специалисты, имеющие хотя бы одного друга среди коллег, также менее подвержены стрессу [Fontana, 1995].

Читайте также:  Василюк, федор ефимович - психология

Развитию заболевания после эмоционального стресса способствует состояние беспомощности, когда человек чувствует себя одиноким, никому не нужным, считают Г. Енджел и А. Шмале [цит. по: Исаев, 2006]. Именно поэтому социальная поддержка может рас­сматриваться как механизм, снижающий отрицательные последствия стресса.

Актуальные житейские обстоятельства, социальная среда вли­яют на подверженность человека стрессу: конфликт между постоянно изменяющимися требованиями социального окружения и возможно­стями индивида удовлетворять их может спровоцировать заболевание.

Социальная поддержка может идти от государственных струк­тур (институционная), по месту работы — от администрации или профсоюзов (корпоративная поддержка), через межличностные от­ношения и неформальные группы (друзья, семья, знакомые). Можно выделить три вида социальной поддержки:

  1. материальная (например, деньги или машина напрокат);
  2. эмоциональная (например, любовь или забота);
  3. информационная (нужная информация или своевременный со­вет).

Социальная поддержка помогает предотвратить развитие дистрес­са (члены семьи и друзья могут вовремя заметить, что наши ресурсы истощаются, и предупредить: «Не делай этого!», «На этой работе у тебя одни стрессы — подумай, может лучше ее поменять?») и смяг­чить переживание негативных последствий стресса.

Многочисленные исследования выявили, что люди, имеющие социальную поддержку, меньше подвержены депрессии, лучше учатся, у них ниже уровень хо­лестерина в крови. Исследования показали также, что женщины более склонны искать поддержку у других женщин.

Однако не менее важно обучать и мужчин искать и принимать поддержку.

Ресурсы стрессоустойчивости личности

В психологической литературе существует достаточно много классификаций ресурсов [Фромм, 1999; Куликов, 1995; Хобфолл, 1993; Водопьянова, 2005]. Например, Н. Е. Водопьянова и Е. С.

Старенкова [2005] включают в понятие ресурсы личности умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности, которые дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни. Большинство авторов выделяют внутренние (личностные) и внешние ресурсы.

Данная классификация может использоваться тренером и как методологическая основа для разработки программы антистрессо­вого тренинга. Любой из приведенных в таблице ресурсов может стать предметом для обсуждения в группе тренинга.

Таблица 2
Ресурсы стрессоустойчивости личности

Внутренние ресурсыВнешние ресурсы
Личностные Активная мотивация преодоления стресса. Интернальный локус контроля. Уверенность в себе. Позитивное и рациональное мышление. Эмоционально-волевые качества. Эмоциональный интеллект. Знания.Жизненный опыт, опыт преодоления по­добных ситуаций.Способности. Способность обратиться за помощью и принять помощь. Умение формировать сеть поддержки. Навыки психической саморегуляции. Информационная активность. Надежда. Мужество. Психологическая компетентность. Психологические защиты.Тайм-менеджмент.Поведенческие Копинг-стратегии. Поиск социальной поддержки.Ассертивное поведение.Физические ресурсыСостояние здоровья, забота о сохранении и укреплении здоровья.Стиль жизни Наличие/отсутствие вредных привычек. Наличие времени для отдыха. Питание.СонСоциальная поддержка Институты социальной поддержки. Государство. Организация/компания. Семья, друзья.(Виды социальной поддержки: материаль­ная, эмоциональная, информационная.)Материальные ресурсы Достаточный уровень материального дохода. Условия для проживания и отдыха для восстановления сил. Безопасность жизни. Оптимальные условия труда.Стабильность оплаты труда

Каждый человек в различные периоды своей жизни имеет до­ступ к самым разнообразным ресурсам.

Однако мы не всегда осо­знаем наличие ресурсов, а иногда не можем получить к ним доступ в силу каких-либо психологических барьеров (влияние негативного прошлого опыта, неадекватных родительских установок, иррацио­нального мышления и т. д.).

Именно поэтому многие процедуры и упражнения тренинга стрессоустойчивости направлены на осозна­ние и преодоление данных барьеров, мешающих человеку соеди­ниться со своими ресурсами.

В то же время каждое из полученных на тренинге знаний, умений и навыков, в свою очередь, может стать необходимым ресурсом для преодоления стресса в самых разных напряженных ситуациях. Ресурсы помогают нам адаптироваться к стрессу, поэтому, чем больше ресурсов (внутренних и внешних) имеет личность, тем легче и спокойнее она справляется со стрессо­вой ситуацией.

Ресурсы преодоления стресса

Ранее опубликовано:
Профилактика стресса. Управление стрессом.
Тренинг Стрессоустойчивости

Источник: http://5psy.ru/obrazovanie/resursi-preodoleniya-stressa.html

Работа с внутренними ресурсами

Если долго смотреть на девушку, то можно увидеть, как она выходит замуж. Если долго слушать психотерапевта, то обязательно услышите слово «ресурс» или «ресурсирование», какую бы тему он не обсуждал. Ресурс в психотерапии — это, по сути, средство или условие достижения любой цели.

Если ваша цель — назначить свидание девушке вашей мечты, то вам понадобятся внутренние ресурсы — уверенность в себе, обаяние, умение общаться с девушками, высокая самооценка; и внешние ресурсы — приличная одежда и обувь, деньги на свидание и т.д.

При этом несложно заметить, что определяющими являются как раз внутренние ресурсы. О них то мы и поговорим.

Обеспечение условий для получения клиентом правильных внутренних ресурсов в должном количестве — одна из центральных задач работы психотерапевта. Как понять, какие ресурсы необходимы? Исходя из цели. В Нейротрансформинге цель и ресурсы идут бок о бок — как, например, автомобиль и топливо.

Цель определяет ресурсы, а наличие ресурсов — вероятность достижения цели. Если у вас нет ресурса уверенности в себе, вероятность достижения цели снижается. Если нет двух ресурсов — еще больше снижается. И, наоборот, наличие всех ресурсов существенно повышает вероятность вашего успеха.

Все предельно просто.

Задача психотерапевта — помочь клиенту определить желаемую цель, правильно ее сформулировать, выкатить на дорогу тот самый автомобиль. После чего идет определение необходимого топлива — то есть ресурсов, необходимых для достижения цели.

И уже когда имеются и цель, и ресурсы, можно начинать ресурсирование — заправку автомобиля топливом.

Таким образом, ресурсирование является неотъемлемой частью психотерапевтической работы, и логично следует за формулировкой цели, куда, в свою очередь, входит консалтинг, создание фрейма результата, формирование внутренней мотивации и создание готовности. Об этом мы поговорим в отдельной статье, а пока вернемся к нашим ресурсам.

Интересно отметить, что само слово «ресурс» означает re-source, то есть — возвращение к источнику, истоку. Что это за исток — большая философская тема для обсуждения. Связь с истоком чувствовал в своей жизни каждый человек. В детстве — чаще, и чем взрослее, тем, к сожалению, реже.

Это всегда удивительно волшебное ощущение единения с чем то высшим, ощущение текущего момента, ощущение счастья. По ряду обстоятельств человек утрачивает эту связь, которую можно вернуть через получение ресурса. На примере это выглядит просто и прозрачно: Если у нас есть страх мы находимся в дисгармонии, отделены от Истока.

Ресурс спокойствия нейтрализует страх и обеспечивает нам гармонию — мы вернулись к Истоку. Таким образом, конечная цель любого ресурсирования — человеческая целостность, нахождение в гармонии, в полноте всех необходимых ресурсов. То есть, человеческое Благополучие. Именно это означает формула, приведенная в книге С.В.

Ковалева «Введение в Нейроотрансформинг»: Цель + Ресурсы = Благополучие.

Как это все работает? Лучше один раз почувствовать, чем 100 раз прочитать. Предлагаю сделать простые шаги.

1. Определите, чего вы хотите. Желательно, чтобы эта цель вас «грела», была желанной

2. Оцените от 0 до 10 свою способность этим обладать. Если выше 7, загадайте что-нибудь другое, более актуальное
3. Подумайте, какие ресурсы вам для этого нужны. Выпишите их себе через запятую
4. Каждому ресурсу определите свой цвет. Какого цвета уверенность, как если бы она обладала цветом? Какого цвета спокойствие, как если бы оно обладало цветом? Цвета могут совпадать или не сопадать с таблицей цветов, о которой я говорил в одной из заметок — это неважно. Главное, чтобы цвет «приходил» в первые 8 секунд. Все цвета выпишите рядом с ресурсами.
5. Увидьте себя со стороны. Можно поставить перед собой стул и посадить себя туда.
6. Глядя на себя со стороны начинайте ресурсирование — ввод выбранных вами ресурсов. Стандартное ресурсирование в Нейротрансформинге — представить как сверху на вас, сидящего на стуле (стоящего в комнате), спускается шар или облако соответствующего цвета, всасывается через темечко, или окутывает, впитываясь в тело. Увидьте как ресурс полностью пропитывает ваш образ, каждую клеточку его тела. Посмотрите на образ, получивший ресурс. Он кажется более уверенным (если работали с уверенностью)? Более спокойным (если работали со спокойствием)? Если да, то вы все сделали правильно. После ввода всех ресурсов объединяйтесь с собой-получившим-ресурсы, почувствовав, как властно этот отресурсированный образ расширяется в вашем теле, заполняя его и вытесняя все остатки неуверенности и прочих неэкологичных состояний. Если что-то лишнее было, очистите себя под воображаемым водопадом и возвращайтесь в здесь и сейчас.
7. Сделайте вдох выдох, окончательно вернитесь в текущую ситуацию.
8. Оцените от 0 до 10 свою способность обладать тем, что вы написали в пункте 1. Бал повысится.

Источник: http://blagopoluchnik.ru/?p=326

Ресурсы личности. Что дает знание о «ресурсах личности»?

Каждый человек уникален: обладает практически неограниченным потенциалом, способен восстанавливаться после самых сложных ситуаций, находить выход там, где еще вчера перед ним стояла непроходимая стена.

Но все это возможно при условии, если человек обладает ресурсами:
внешними и внутренними.

Всего ресурсов 12: 6 внешних и 6 внутренних

Разделение ресурсов на внешние и внутренние достаточно условно: внешние качества и внутренние опоры находятся в постоянном взаимодействии и «перетекают» одни в другие.

Внешние ресурсы:

ресурсы тела и ресурсы ума

Внутренние ресурсы:

чувственно-эмоциональные и ценностно-смысловые ресурсы

Зная о том, что представляют собой ресурс, вы можете использовать эту информацию в своих интересах

Развивая тот или иной ресурс, человек меняется: становится физически, личностно и социально более привлекательным

Также хорошо прокачанный человеческий ресурс дает дополнительную энергию своему обладателю

Чем больше у человека свободной энергии, тем большего он может добиться в  разных сферах своей жизни

Вам интересно узнать о том, какими ресурсами вы обладаете?

Понять, какие ресурсы у вас развиты, а каким требуется  внимание?

Хотите использовать ту энергию, которая появляется благодаря развитым ресурсам?

А вы готовы поработать на свои ресурсы?

тогда предлагаем Вам приобрести курс лекций «Ресурсы личности»

Формат: аудио-вещание с видео-презентацией.

Курс состоит из  6 встреч продолжительностью 2-2,5 часа каждая: вводная лекция, 4 встречи о 12 ресурсах, заключительная лекция.

  • Введение в курс «Ресурсы личности». Что такое «ресурсы». Ресурсы внешние и внутренние. Что способствует и что мешает прокачке ресурса. Ресурс и энергия – как связаны эти два понятия.
  • Биовыживательные или телесные ресурсы: здоровье, имидж, сексуальность.
  • Коммуникативные или эмоциональные ресурсы: дружба, отношения, семья.
  • Социальные или интеллектуальные ресурсы: обучение, деньги, работа.
  • Духовные или ценностно-смысловые ресурсы: творчество, любовь к ближнему, трансцендентность.
  • Заключительная встреча – закрепление полученного материала, ответы на вопросы участников.

Вы можете посетить как все 6 встреч, так и одну любую на Ваше усмотрение.

Профессиональная область интересов:
индивидуальное и личностное развитие, психология телесности, исследование границ сознания, работа со страхами, сомнениями, негативными эмоциями

  • Оплатите выбранную лекцию нажав зеленую кнопку «Оплатить Блок №…» либо «Оплатить все блоки»
  • Сразу же после оплаты на Вашу почту придет письмо со ссылкой для скачивания лекций
  • В случае возникновения каких-то сложностей, Вы всегда можете написать нашему администратору по электронной почте: info@psyhelp24.org, либо заполнив форму ниже:

Если у Вас возникли вопросы по курсу

«Ресурсы личности (аудио-лекции)»

Вы можете задать их нашим психологам онлайн:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог-консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на форуме.

Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!

курс «Ресурсы личности (аудио-лекции)»

 https://PsyHelp24.org/resursy-lichnosti/

Источник: https://PsyHelp24.org/resursy-lichnosti/

Ссылка на основную публикацию