Духовные практики и тренинги духовного развития — психология

Духовный тренинг

Слово «тренинг» (англ., буквально – тренировка) с некоторых пор прочно вошло в наш повседневный обиход, причём, как это у нас водится, словом этим зачастую обозначают вовсе не то, что составляет его суть.

А если к этому достаточно расплывчатому понятию добавить ещё и определение «духовный» — тут уж открывается широчайшее поле деятельности для разного рода профанаций, передёргивания и откровенного обмана слушателей, польстившихся на рекламу очередного мероприятия «духовной» направленности. Тоталитарные секты и деструктивные культы, самопровозглашённые «гуру» и оборотистые мошенники – как не стать их жертвой? И реально ли это для абсолютного новичка – среди пёстрой массы кричащих предложений найти настоящий духовный тренинг, который действительно будет полезен для его духовного роста?

Что такое духовный тренинг?

Для того, чтобы корректно разобраться в сути поставленного вопроса, удобней всего будет разбить его на две составляющие: во-первых, тренинг и, во-вторых, не какой-нибудь там бизнес- или психологический, а самый что ни на есть духовный. Что же, давайте попробуем.

Итак, тренингом (вне зависимости от его содержания) принято называть групповое или (реже) индивидуальное занятие, объединяющее в себе лекцию практической направленности и адекватную лекции тренировку для самостоятельного применения полученных теоретических знаний.

Ведь то, чего человек смог достигнуть сам, запоминается им гораздо лучше, чем то, о чем он просто услышал.

Да, возможно, тренинг гораздо менее информативен, чем лекция, но зато он даёт участнику возможность на собственном практическом опыте попробовать то, о чём рассказывает преподаватель.

А это, согласитесь, гораздо более эффективно, чем бесполезный багаж теоретических знаний, рано или поздно отправляемый нами куда-то на задворки памяти. Таким образом, тренинг, это теория и практика в соотношении 1 : 1, но лучше – 1 : 2 или даже 1 :3.

Теперь можно перейти и ко второй составляющей вопроса – духовности. Множество мировых религий, философских школ, эзотерических традиций Востока и Запада дружно сходятся в одном: человек есть совокупность тела, ума и Духа, воплощённого в нём в виде индивидуальной души.

Причём, каждая из перечисленных составляющих может быть развита путём целенаправленных усилий, при помощи определённых упражнений и практик. Мы, люди западной ментальности, привыкли уделять внимание, в основном, лишь развитию физического тела и интеллектуальных способностей, считая это вполне достаточным.

Эволюцию человеческой души (даже признавая факт её существования) люди Запада давно уже «отдали на откуп» традиционным религиям с их вечной догмой, туманной методологией и, зачастую, сомнительными методами.

Тем не менее, именно развитию духовных качеств человека – всего того, что лежит за гранью индивидуального ума или, если угодно, идёт «от сердца» — уделяют первостепенное значение множество религиозных, философских и эзотерических течений и школ.

Многие из нас не раз слышали об учениях йоги и тантры, о цигун и даосских практиках, о шиитском суфизме, дзогчен, учении адвайты и прочих течениях, занимающихся вопросами эволюции человеческой души.

Каждому из этих течений присущи собственные уникальные методы и традиционные приёмы достижения поставленной цели, которые с успехом могут быть применены в контексте занятий классического тренинга. Именно такой тренинг можно по полному праву именовать духовным тренингом.

Виды духовных тренингов

Основной критерий классификации духовных тренингов – духовная традиция, школа, философская система или любая оригинальная идея, лежащая в основе каждого из них.

Большим успехом ныне пользуются духовные тренинги по различным направлениям йоги, даосским практикам, тантре, дзогчен, адвайте и проч.

Как и в любом тренинге, занятия здесь начинаются с лекционного материала прикладной направленности, а основная их часть проходит в виде групповых практик, присущих данной школе или традиции.

Именно за счёт практик и достигается основной эффект тренинга: вместо очередного пополнения багажа «мертвых» знаний участник получает собственный духовный опыт – «живое» знание, глубоко укоренившееся не в его уме, но где-то гораздо глубже, в душе. Мудрецы древности говорили о подобном «живом» опыте так: «Это то, что останется с тобой даже тогда, когда умрёт твоё тело и ум». И с этим сложно спорить.

Говоря о безусловно полезных и высокоэффективных духовных тренингах, доступных нам на просторах СНГ, хотелось бы особо отметить мероприятия, регулярно проводимые мастером недвойственных практик Ильёй Беляевым, ошо-тренинги с Вит Мано (впрочем, как и с любым другим непосредственным учеником Ошо), семинары и тренинги в православной христианской традиции Игумена Евмения, официальные курсы медитации Випассана (по С.Н. Гоенка).

Духовные тренинги Клуба «Неизведанный Мир»

Регулярные стационарные тренинги нашего клуба проводятся в расширенном формате – в виде семинаров, где до и после проведения классического тренинга уделяется особое внимание групповому обсуждению личного опыта каждого из участников, обмену мнениями, вопросам и ответам.

Наши тренинги «Открытие Источника Жизненной Силы» и «Пробуждение энергий» с большим успехом проводятся в Ялте (Крым) вот уже 4 года. Основные направления тренингов – йога, основы медитации для начинающих, пробуждение скрытых сил организма и гармонизация человеческой психики.

Тренинги проводятся по авторским методикам руководителя клуба Валентины Конаревой, успевшим хорошо зарекомендовать себя на практике за 14 лет существования клуба (подтверждение тому – многочисленные отзывы участников, размещённые на нашем сайте).

Кроме того, элементы духовных тренингов, так или иначе, присутствуют и в походах-семинарах нашего клуба – там, где это позволяют условия маршрута.

Участие в любом из подобных мероприятий не только поспособствует укреплению вашего тела и подъёму морально-волевых качеств, но и поможет по-настоящему ощутить гармонию окружающего мира, даст толчок к дальнейшему саморазвитию, найдёт несомненный отклик в вашей душе.

Для того, чтобы лично убедиться в этом, вам достаточно просто однажды посетить наш семинар в Ялте или отправиться в поход по Крыму с Клубом «Неизведанный Мир».

Источник: https://ezotour.com/duhovnyy-trening

Понимание, психотерапия и духовная практика

Рассуждения о духовном: духовности, духовном пути, духовном наставничестве, духовной практике — следует, наверное, начать с размышлений об этимологии слова «дух». В русском, некоторых европейских языках и священной латыни дух (spiritus) связан с дыханием (spirare), дающим жизнь всему живому.

Впечатления, переживания и процессы, имеющие отношение к сфере духовного, — зачастую не замечаемая и не афишируемая, но необходимая, самая важная составляющая жизни души. Избегание или забвение этой составляющей приводит на её место намерения, стратегии и ценности стяжательства и разрушения.

Духовная практика — стремление к тому, что делает душу живой, вдохновенной, одухотворённой, забота о душе, или, в переводе на древнегреческий, психотерапия.

Разумеется, психотерапия и духовная практика не одно и то же, они не могут и не должны заменять друг друга — и заботятся о душе по-разному.

Также по-разному заботятся о душе психотерапевты; каждый из них избирает или изобретает свой стиль осуществления этой заботы — подходы, методы, стратегии.

Духовная практика — стремление к тому, что делает душу живой, вдохновенной, одухотворённой, забота о душе, или, в переводе на древнегреческий, психотерапия

Среди множества направлений психотерапии лишь три: юнгианский анализ, гуманистическую и трансперсональную — можно считать духовно-ориентированными, заботящимися о том, чтобы душа была живой и одухотворённой, её деяния и намеренья — вдохновенны.

Духовно-ориентированные направления, как, впрочем, и другие, провозглашают своей целью и сверхзадачей исцеление души, «интеграцию» или «сборку» личности, восстановление душевной целостности.

Эта целостность, по Юнгу, «обособленное, нечленимое единство, включающее как незримую область бессознательного, так и сознание».

Именно бессознательное главенствует в жизни души, именно оно порождает чувства, желания, переживания. Именно оно задаёт направление вдохновению. Именно оно мысли неведомо и разуму непостижимо. Бессознательное неоднородно.

Его поверхность, о которой мы на данном этапе своего развития знать не хотим и которая выныривает в кабинете аналитика: слабости, неудачи, обиды, терзающие нас внутренние обвинители и кредиторы, противоборствующие голоса субличностей.

Его глубина, о которой мы на данном этапе знать не можем, — твердь бытия духа, на которую опираются и которой определяются структура и развитие личности, процессы познания мира и взаимодействия с ним.

Без этого фундамента сборка неполна, а собранное — неустойчиво и бессмысленно. Недаром «быть не в духе» означает то же, что и «быть не в себе». Метод сборки, восстановления целостности — самопознание — изыскание и изучение разнообразных граней и конструктов собственной личности.

Познающий себя видит в зеркале мира символические отражения этих граней и конструктов: символы событий, впечатлений и переживаний. Совершаемые им поступки и испытываемые чувства в процессе самопознания свидетельствуют о чертах характера, свойствах и особенностях личности.

Они могут стать повествованием о самопознавшем на языке формулировок, знаков и образов. Чем глубже познаваемое, тем более метафорично, мифоподобно и парадоксально повествование.

Основа познаваемого, отражаемая представлениями о божественной мировой целостности, практически во всех духовных и мистических учениях — фигура умолчания: то, о чём не сказать, ибо всё сказанное будет ложью.

Будучи приверженцем этой концепции и этого метода, я описывал процесс самопознания так.

Сознание, которое, по Гуссерлю, всегда «сознание о» — то есть сознание о чём-то конкретном, сознание, направленное на мир объектной и событийной реальности — воспринимает тот или иной фрагмент этого мира.

Информация о воспринятом просачивается через «фильтры восприятия» (Олдос Хаксли), обрабатывается «редактором реальности» (Грегори Бейтсон) и включает (или не включает) внутрипсихические резонаторы.

Фильтры и редактор необходимы: если бы мы знали всё и про мир такой, какой он есть (единое квантово-волновое поле в различных его проявлениях), то не смогли бы ориентироваться и действовать в этом мире.

Однако, устроение и настройка фильтров и редактора зависит от избираемых и формируемых нашим рацио представлений и предпочтений.

В некоторой степени мир подобен тесту пятен Роршаха: мы реагируем на тот или иной поступающий стимул в соответствии с тем, как этот стимул пройдёт через фильтры и включит тот или иной резонатор.

Резонаторы связаны с сущностными конструктами психики, образующими структуру (проект) личности, определяющими, каким станет человек, когда — или если — достигнет вершины развития и творческой самореализации. Сигналы, поступающие от резонаторов — эмоции, переживания, состояния.

Негативные, болезненные сигналы свидетельствуют о несоответствии, не совпадении состояний, способов восприятия, стратегий, действий, намерений личности её изначальному проекту, сущностной природе.

Внимая этим сигналам, распознавая и расшифровывая их, мы можем поменять представления, стратегии и предпочтения, перейти к другим состояниям, способам восприятия и манерам поведения.

Это и есть процесс самопознания — использование символического повествования о том, кто ты и что с тобой происходит, — для продвижения к самому себе, к более целостному, верному и успешному виденью и ведению себя. Этот процесс имел в виду Сократ, призывая познать себя.

Этот процесс — стратегия и суть юнгианского анализа, буддийского учения дзогчен, экзистенциально-гуманистической и трансперсональной психотерапии.

Этот процесс — ни что иное, как понимание — прочувствованность мыслей и осмысленность чувств, постижение понимаемого во всей полноте и глубине.

Модель этого процесса — одна из ключевых концепций философской мысли ХХ века — герменевтический круг Гадамера. Согласно Гадамеру, с одной стороны герменевтического круга — траектории понимания — понимаемый текст, с другой — понимающий (пытающийся понять) субъект.

Гадамер и его ученики, философы-герменевтики считали текстом любую последовательность или систему знаков, образов, событий. Жизнь, согласно герменевтической концепции, тоже своего рода текст.

Душа человека также может быть в той или иной мере понята в ходе прочтения текста его высказываний, поступков, настроений, желаний, решений.

Процесс понимания последовательно проходит по обеим сторонам круга. Понимающий считывает смыслы понимаемого и пытается запечатлеть их в своей душе. Однако душа его — не tabula rasa (лист пустой), а tabula plena (лист заполненный).

Возникает ситуация, которую, вслед за древнегреческими мыслителями, Гадамер называет atopon — отсутствие места. Смысл понимаемого не укладывается в схемы ожиданий и потому озадачивает.

Читайте также:  Тест «тип вашего темперамента» - психология

Достижение цели понимания предполагает решение задачи переписывания tabula plena в процессе самопознания и познания мира.

Глубинная психология — от Гераклита и Сократа до Юнга — объясняет этот процесс как анамнезис — «припоминание» мира идей, тверди бытия духа, небесной отчизны, в которой душа обитала до рождения в теле и которому, по сути своей, принадлежит.

«Сознание о» проникает всё глубже и глубже в смыслы текста и соотносит их с тем, что удалось «припомнить». Переписывая в соответствии с этими «воспоминаниями» tabula plena, человек продвигается к духовности.

Великий Гераклит, подобно посвященным веданты, признававшим лишь познание в Брахмане — называл анамнезис «познанием в Уме» и считал единственным способом приближения к истине.

Духовная практика — забота об этом продвижении, духовном развитии личности. В духовной практике современного христианства переписывание tabula plena — покаяние, прототип которого — раннехристианская метанойя. Различия покаяния и метанойи настолько существенны, что вызывает удивление их генетическая связь и функциональная однородность.

Каяться — хаять, «корить, обвинять» себя (Даль). Покаяние — признание преступлений, грехов, и, по большому счёту, ущербности, неполноценности, низости перед лицом совершенной, беспощадной и справедливой силы.

Эта сила находится не в самом кающемся, а в «Totaliter Aliter, Всецело Другом» (Юнг) и традиционно считается божественной.

Однако, «заменив „Бога“ чем-нибудь другим (например, „миром“, „деньгами“), мы получим полную характеристику западного человека: прилежного, боязливого, благочестивого, предающегося самоунижению, предприимчивого, жадного, неистового в борьбе за земные блага».

Метанойя, в переводе с древнегреческого — «более чем знание» — более глубокое, чем прежде, обобщённое, выверенное, близкое к истине осознавание происходящего в душе и в мире.

Покаяние — попытка вытравить, выскрести, изничтожить содержимое tabula plena и на его место — преодолевая сопротивление переписываемого характера, умерщвляя желания и ампутируя крылья — продавить надлежащие начертания.

Попытка мучительная и, тем не менее, тщетная, поскольку прежний текст либо его преображенные или переименованные смыслы вновь и вновь проступают поверх нанесённых знаков.

Метанойя естественно и почти безболезненно перезаписывает tabula plena. Прежний слой теряет значение как носитель смысла, но остаётся свидетелем опыта.

Новые записи просачиваются из глубины — и открывают возможности прочтения, понимания текста самого себя и текста мира на новом, соответствующем этой глубине уровне.

Стратегия и цель соответствия себе предопределяют метанойю как соответствующее этой цели средство принятия, изучения, понимания себя, следования себе и воплощения себя.

К сожалению, это средство как, впрочем, и упомянутые стратегия и цель, не свойственны ни западному, ни российскому обывателю. Переписывание tabula plena: рефлексия, переоценка ценностей, анализ жизненных позиций, качеств и достижений личности — происходит, за редким исключением, в форме покаяния.

Более того, покаянная критичность проникает и в психотерапевтический арсенал.

Казалось бы, столь очевидный и простой путь развития личности и осуществления намерений как прочувствование и осмысление событий, обстоятельств и переживаний во всей их глубине, во всех взаимосвязях и проявлениях — не наш образ жизни.

Мы настолько не стремимся к полномерному прочувствованию и осмыслению, что считаем пониманием формулирование, причём, даже не свойств людей и сути происходящего, а наших представлений об этом.

В вопрошании о себе мы интересуемся не тем, кто мы, что мы можем и в чём наше предназначение — а что надлежит сделать, как надлежит выглядеть, какими надлежит быть.

Мы обеспокоены долгами не самим себе, а Totaliter Aliter, Всецело Другому — судие и вершителю, которого нужно умилостивить «при помощи страха, покаяния, обещаний, покорности, самоунижения, добрых дел и молитв».

Постичь, понять Totaliter Aliter мы дерзать не смеем — и, отказывая себе в познании Ума, лишаем себя познания в Уме. Наше познание оказывается сведенным к накоплению и систематизации сведений — и не имеет ничего общего с пониманием.

Тем не менее, роль понимания в психологическом здоровье и заботе о душе беспрецедентна и безальтернативна. Понимание душевной боли, проблем, страданий и ошибок — инсайт — разумеется, не достижение цели психотерапии, но вступление на несомненно ведущий к этой цели путь.

Понимание себя — путь к целостности — единству с миром и самим собой. Взаимопонимание — условие любви и взаимной поддержки

Понимание главного: тверди бытия духа, небесной отчизны души — главное в духовной практике. Без этого мистические переживания, опыт откровения, ощущение присутствия духа в повседневной жизни лишь обескураживают и лишают жизненных ориентиров.

Понимание себя — путь к целостности — единству с миром и самим собой. Взаимопонимание — условие любви и взаимной поддержки. Понимание — познание в Уме, познание Ума, пребывание в Уме.

Понимание — главный герой притчи о Парсифале, которую приводит Ежи Гротовский в работе «Театр и ритуал». Герой, которого в притче нет.

Однажды прибыл Парсифаль в замок Короля-рыбака. Король лежал разбитый параличом, королевство было в упадке, женщины не рожали, деревья не плодоносили, коровы не доились: бесплодие поразило страну.

Сидя в трапезной, Парсифаль увидел процессию, впереди которой шла женщина с диковинным сосудом в руках; процессия двигалась через зал, уходила и возвращалась снова, и так повторялось несколько раз. Вся атмосфера замка казалась ему необычной, таинственной, здесь в самом воздухе носилось что-то неясное, невыраженное, но Парсифаль ни о чем не спросил.

Утром он заметил, что замок пуст. Он решил, что все ушли на охоту, сел на коня и поскакал. В чаще леса он наткнулся на молодую женщину, державшую на коленях мертвое тело возлюбленного. Он обратился к ней: «Что происходит в этом замке?» «Ты видел процессию?» — услышал он в ответ. «Да». — «С женщиной, что несла необычный сосуд?» — «Да».

 — «А ты спросил?» И Парсифаль ответил: «Нет, не спросил». — «Ты не спросил — и вот из-за этого женщины не могут родить, деревья не плодоносят, коровы не дают молока, а король лежит в параличе. Ты не спросил».

Путь понимания, ведущий к душевному здоровью, мудрости духовности и совершенству — не что иное, как умение и стремление спросить.

Примечания

Источник: http://eroskosmos.org/understanding-psychotherapy-and-spiritual-practice/

Духовные практики, которые помогут изменить жизнь к лучшему

Внутреннее развитие — первый шаг на пути к счастливой жизни. Обращаясь к духовным практикам, человек укрепляет свое биополе, восполняет энергетические ресурсы и находит свое истинное предназначение.

Следовать по пути духовного совершенствования проще, если придерживаться нескольких духовных практик, которые преображают человека. Они помогут вам достигнуть просвещения, стать ближе к Богу, познать себя и узнать уровень развития своей души. Вы можете ежедневно применять некоторые духовные практики, которые не потребуют много времени, но принесут благотворный эффект.

Наиболее популярные духовные практики

В современном мире есть огромное количество духовных практик, которые помогают человеку обрести личное счастье, изобилие, духовное и материальное процветание.

Через созидание мы становимся неотъемлемой частью Вселенной, которая начинает действовать согласно нашим желаниям и предпочтениям.

Очистить душу и тело, зарядиться положительной энергией и раскрыть в себе скрытый потенциал вам помогут духовные практики.

Медитация

Медитация имеет различные формы и виды. Цель данной практики состоит в том, чтобы достичь внутренней гармонии, приведя тело в полное физическое расслабление. Такие упражнения позволяют выходить из постоянного мыслительного процесса и сконцентрировать все свое сознание на одном конкретном объекте.

Медитация помогает отделить разум от интеллекта со всеми его стереотипами, образцами поведения и комплексами, позволяет полностью погрузиться в себя. Она является наиболее эффективной из всех духовных практик. Это связано с тем, что медитация дает нам возможность управлять разумом, под влиянием которого находится наше сознание.

Молитвы, мантры, аффирмации

Молитвы наряду с мантрами и аффирмациями оказывают воздействие на энергетические центры, отвечающие за эмоциональную, интеллектуальную и коммуникативную функцию человека.

Аффирмации представляют собой короткие утвердительные предложения, непрерывно повторяющиеся в мыслях или вслух, чем-то напоминающие мантры. Устойчивые выражения помогают управлять эмоциями и отходить от стереотипов и устоявшихся убеждений.

Мантра, в отличие от аффирмации, как правило, не несет в себе никакого смысла. Она способствует снижению вибраций ментального поля, дает энергию, приводит разум в состояние покоя и часто используется для медитаций.

Молитва является самой популярной духовной практикой. Она выражается в мысленном или устном обращении к Высшим Силам. Люди обращаются с просьбой о помощи, поддержке, со словами покаяния или благодарности. Благодаря молитвам наши эмоции и энергетика очищаются, появляется больше энергии и вдохновения, восстанавливается психический баланс и появляется чувство облегчения.

Аскеза, воздержание и пост

Под аскезой подразумевается отказ от чего-либо по собственному желанию. В славянских народах она выражается в виде поста. Данная практика применяется в каждой религии. Она также может выражаться в голодании, в сексуальном и словесном воздержании, отшельничестве.

Смысл аскезы состоит в том, что внимание и жизненная энергия телесных и эмоциональных областей перенаправляется в духовную сферу. Аскеза помогает контролировать эмоции и инстинкты, вырабатывать силу воли, накапливать энергию, укреплять здоровье и избавляться от стресса.

Однако чрезмерные ограничения способны нанести вред, поэтому в данной практике не следует заходить слишком далеко.

Существует множество различных духовных практик, и все они способствуют развитию нашего внутреннего мира. Вышеупомянутые практики имеют наибольшую известность во всем мире, применяются в различных религиях и народах.

При правильном и регулярном их использовании вы сможете достигнуть положительных перемен в вашей жизни и найти истинное предназначение.

Будьте счастливы, отличного настроения, и не забывайте нажимать на кнопки и

Каждый день люди ограничивают себя, причем делают это как бессознательно, так и вполне осознанно. Чтобы …

Позитивные установки способны творить настоящие чудеса. Этот простой способ создать хорошее настроение и привлечь в …

Освободиться от негативной энергии можно с помощью простых мантр. Вибрации биополя при произнесении ключевых слов …

Проблемы и неудачи отягощают нашу жизнь, делая ее беспросветной. Все неприятности берут начало на энергетическом …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/duhovnyie-praktiki-kotoryie-pomogut-izmenit-zhizn-k-luchshemu/

8 правил духовной практики

Центральная тема философии всех религий: мы трагически недооцениваем самих себя. Слова разных традиций различаются, но передают одну и ту же суть: мы больше, чем нам кажется. Наше эго – капля на поверхности безбрежного океана бессознательного, Самости, безграничного ресурса, который можно описать только идеей Бога.

Философских и религиозных подходов к познанию самого себя много, но для того, чтобы пройти духовым путём, необходимо руководствоваться некоторыми принципами. Можно определить 8 основных правил духовных практик на пути изменений.

1 правило. Соблюдайте умеренность.

Начинать всегда нужно с посильного, рассчитывайте свои силы: вы отправляетесь в долгое и опасное путешествие, в котом будут испытания и препятствия. Духовная практика подобна восхождению по лестнице, где важно постепенное приобретение опыта. Стремясь сразу воспользоваться лифтом или перепрыгивать ступеньки, мы рискуем упустить важные изменения в душе и быстро потерять интерес.

Например, без опыта медитации или молитвы не стоит бросаться с головой в эти практики и часами пытаться сосредоточить ум. Начните с нескольких минут, постепенно увеличивая время.

Не стоит также сразу раз и навсегда от чего-то отказываться. Определите для себя испытательный срок, в течение которого сможете оценить насколько вы готовы к таким изменениям.

2 правило. Анализируйте изменения.

Каждая духовная практика способна изменить нас. Этот добровольный эксперимент будет иметь смысл, если мы будем исследовать свой опыт. Анализируйте всё, что переживаете, чувствуете. Отслеживайте своё сопротивление, реакцию окружения. Происходят изменения и важно понимать, что именно меняется.

3 правило. Ведите дневник.

Это правило поддерживает предыдущий принцип. Результаты анализа целесообразно фиксировать. В дневнике хорошо прописывать цели, инсайты, ошибки и успехи.

Дневник становится нашим другом, который поддерживает и напоминает в трудную минуту о том, куда мы направляемся. Как корабельный журнал, дневник даёт связь с реальностью, помогает увидеть картину уже прошедшего пути.

Записывая свои цели, мы получаем гораздо больше шансов добиться успеха.

Помните про правило умеренности: не нужно превращать ведение дневника в непосильную работу. Даже несколько минут записей в день могут быть весьма ценны.

Читайте также:  Шкала самоуважения - сат - психология

4 правило. Возобновляйте практику.

У каждого практикующего есть свои истории о неудачах, каждый спотыкался на пути. Неудача может заставить думать, что практика не улучшает положение дел и вы двигаетесь назад. Это естественный и ценный целительный процесс.

Практики не только воспитывают положительные качества, но также вскрывают старые болезненные воспоминания и эмоции.

В такой период высок соблазн погрузиться в дела, в неотложные семейные проблемы или просто забросить практику, поддавшись приступу лени.

Посоветуйтесь с учителем или с психотерапевтом, который разбирается в духовной практике. Возможно, сейчас вам необходимо какое-то время заниматься практикой менее интенсивно или сменить тип практики.

Главное – продолжить практику, сохранить уже достигнутые результаты труда. Не имеет значения, что вы потерпели неудачу или совершили ошибку, вы начинаете упражнения снова, а это победа над любой прошедшей неудачей.

5 правило. Относитесь к себе бережно.

Духовный путь – начало роста в нас новой сущности. Этот процесс похож на выращивание растения или воспитание ребёнка. Проявите доброту и снисходительность к зарождающимся процессам.

Научитесь поддерживать себя и бережно относиться к своим новым потребностям. Мы люди, а человеческие существа несовершенны.

Если бы мы могли выполнять духовные практики в совершенстве, нам бы не нужно было практиковаться.

Если чувствуете необходимость поддержки, найдите учителя, духовных друзей или психолога, который поддержит ваш рост.

6 правило. Получайте удовольствие.

Может показаться, что духовная практика всегда требует самопожертвования, а все святые были мучениками. Это далеко не так. Одна из главных целей духовной практики – радость и блаженство.

Признак верного пути – способность испытывать удовольствие, занимаясь духовной практикой. Если вы встречали духовно зрелых людей и мудрецов, то могли заметить, что они счастливые люди.

Счастье делает человека менее озабоченным собственными интересами и открывает ему мир других людей.

7 правило. Создайте привычку.

Практика должна закрепиться в вашем жизненном ритме. Пока новая привычка не станет устоявшейся, лучше всего не делать никаких исключений. Создайте для себя правило, которое сможете выполнять и точно следуйте ему. Начинайте сегодня хотя бы с малого и сделайте практику частью каждого дня.

8 правило. Назначьте практике высший приоритет.

Сделайте практику важнейшим делом дня. Путь для начала это будет одна минута регулярной практики в день. Но это должна быть самая важная минута вашего дня. Присвойте ей высший приоритет.

Конкретная практика может меняться, могут быть и свои особенные правила. В духовной жизни свой ритм и каждому из нас важно прислушиваться к себе, понимать, какая практика более всего подходит.

В нас заключён огромный потенциал, с более высокими стадиями духовного роста неразрывно связан и более высокий уровень зрелости. Духовные практики – инструменты, которые делают такой рост возможным. Главное – побороть боязнь своего собственного потенциала.

Источник: https://yogajournal.ru/blogs/dmitriy-kotenko/8-pravil-dukhovnoy-praktiki/

Эзотерика и духовный путь к себе

Эзотерика тесно связана с такими понятиями как «саморазвитие», «путь к себе». Эзотерика рассматривает понятия добра, зла, происхождения души, судьбы. Она развивает духовность, что помогает находить подлинный путь, слушая свое сердце, основываясь на моральных принципах.

Эзотерика и осознанность

Эзотерика – это осознанная жизнь. Она помогает сбросить оковы типичных установок, ограничений, смотреть на жизнь ясными глазами. Ее цель – осознанное изменение личности в лучшую сторону, раскрытие истинной сущности.

Различают множество направлений, но большинство предполагают занятие духовными практиками. Они помогают принять себя, окружающих такими, какие они есть. Простить обиды, терзающие всю жизнь.

Эзотерика тесно переплетается с психологией, многие принципы, рекомендации схожи. Часто практикующие психологи совмещают духовные практики с наработанным опытом, что помогает им в проведении тренингов, семинаров, чтении лекций на важные темы. Как изменить свою жизнь с помощью эзотерики?

Виды эзотерических учений

Развито убеждение, что эзотерика основана на колдовстве, мистике, но это верно лишь отчасти. Видов эзотерических учений много, их основные принципы различаются:

  • Йога. Берет начало в Древней Индии. Йога основана на физических, духовных практиках, которые позволяют развить самосознание с целью достигнуть высшего эмоционального, психического, духовного уровня;
  • Каббала – мистически-религиозное течение иудеев. Цель – постоянное совершенствование для понимания предназначения в духовном, материальном мире;
  • Суфизм – исламское течение. Цель – воспитание совершенной личности, который будет свободен от мирских желаний, стоять выше отрицательных качеств, присущих каждому;
  • Оккультизм – объединенное понятие эзотерических традиций, учений. Направление основано на вере о существовании людей, обладающих уникальными способностями, тайными знаниями, способными влиять на окружающую действительность. Сюда входит множество течений, таких как шаманизм, астрология, спиритизм, алхимия, магия, гадания;
  • Нью-эйдж – совокупность религиозных, мистических учений. Главная идея – переход человеческого сознания, его постепенное слияние с Богом.

Список может продолжаться бесконечно. Эзотерика – очень широкое понятие, которое включает нетрадиционные религиозные течения и оккультизм.

Основные правила пути к себе

Основные правила людей, ставших на путь духовного развития, схожи с советами, которые дают психологи при депрессии. Многие эзотерики считают, что если жить по этим правилам, потребность в психологах просто отпадет:

  1. Принять себя и окружающий мир. У каждого человека своя миссия, цель. Вы индивидуальны и этим нужны миру. Главное – раскрыть эту индивидуальность путем принятия;
  2. Начать следить за физическим телом – отказаться от спиртосодержащих напитков, табака. Многие течения предполагают отказ от мяса, подчеркивают пользу занятий йогой, физических нагрузок;
  3. Стараться видеть во всем хорошие стороны, полезные уроки;
  4. Много читать, смотреть познавательные передачи, ограничить просмотр развлекательных ТВ-шоу, не несущих полезной информации;
  5. Общаться с людьми, достигнувшими успеха в этой области. Ограничить общение с теми, кто не стремится к саморазвитию, а скорее наоборот;
  6. Практиковать медитации, уход в измененные состояния сознания;
  7. Отказаться от всего, что мешает развиваться – негативные мысли, привычки, знакомства, вещи;
  8. Найти себя в творчестве. Главное – заниматься им не ради результата, а ради удовольствия. Результат зачастую приходит со временем;
  9. Тратить деньги и время не на вещи, а на впечатления. Участия в семинарах, тренингах, слушанье лекций на духовные темы, путешествия – все это принесет больше пользы, чем дорогой телефон;
  10. Ценить каждый момент жизни.

Эти правила помогут отыскать путь к себе настоящему и процветать.

Развитие осознанности

Часто люди начинают бросаться в крайности, когда начинают практиковать осознанную жизнь. Иногда они полностью погружаются в эту идею, забыв о близких людях. Они пытаются осмыслить любую мелочь, придавая каждой ситуации загадочность. Как изменить свою жизнь в лучшую сторону, не впадая в крайности?

РечьВажно стремиться к осознанной речи, взвешивая каждое слово. Иногда не стоит агрессивно реагировать на злобные высказывания со стороны собеседника. Стоит учитывать, что его духовное развитие может сильно отличаться от вашего. Иногда действительно лучше промолчать и проявлять снисходительность.
ПоведениеКаждый человек должен практиковать сдержанность, подавление агрессивных эмоций. Помогают медитативные практики, выплеск отрицательной энергии в положительное русло (танцы, спорт, пробежка).
ДвижениеПлавность движения – это то, что можно и нужно контролировать. Когда собеседник размахивает руками, стучит по столу с целью доказать свою правоту – это не внушает доверия.
ДеятельностьСоставление четких планов, разбивание сложных операций на простые действия – это помогает прийти к цели.
ПоступкиМожно проводить анализ своих поступков с помощью ведения дневника. Помогли ли сегодня ваши поступки вам лично, окружающим людям?
Цели и ценностиЧеткое осознание своих целей помогает их достижению. Они должны быть продуманы и зафиксированы.
МышлениеМыслить позитивно – это не так просто. Важно признавать наличие отрицательных эмоций, не подавлять их, не заниматься самообманом. Нужно стараться действовать обдуманно, оставив себе время на выход эмоций.

Медитация

Медитация осознанности помогает взглянуть на мир по-другому, избавить от иллюзий, мыслить критически. Дело здесь не в «третьем глазе» или «постижении абсолюта». Медитация всего лишь помогает успокоиться, выработать устойчивость к стрессам, переменам настроения.

Медитировать лучше всего дома, в спокойной обстановке. Заниматься практикой нужно два раза ежедневно – в утреннее и вечернее время суток. Можно включить расслабляющую музыку или медитировать в тишине.

Чтобы провести медитацию, нужно сесть, выпрямив спину. Не обязательно принимать позу лотоса. Не стоит медитировать в лежачем положении, потому что есть риск уснуть. Обратите внимание на дыхание. Можно выбрать мантру или молитву, не противоречащую вашим религиозным убеждениям – это поможет сосредоточиться.

Следует придерживаться следующих правил:

  • Сосредоточиться на дыхании. За ним нужно просто наблюдать;
  • Повторять мантру или молитву. Смысл практики заключается в сосредоточении, расслаблении;
  • Представлять образы. Это может быть огонь, вода, другое любимое место.

Если вы задаетесь вопросом, как добиться умиротворения или как изменить свою жизнь, не пренебрегайте эзотерическими практиками. Они помогают добиться осознанного отношения, что повлияет на все сферы жизни.

Даже успешные люди, которые не относят себя к определенному течению или религии не пренебрегают медитацией и йогой.

Эзотерика, саморазвитие, личностный рост – взаимосвязанные понятия, помогающие добиться успеха путем принятия себя, окружающего мира.

Источник: http://myself-development.ru/ezoterika-i-duhovnyj-put-k-sebe/

Духовное самосовершенствование: неразрешенные проблемы

Тема духовного развития оставалась актуальной и волнительной во все времена и при любых эволюционных процессах.

Люди на бессознательном интуитивном уровне чувствуют, что духовное самосовершенствование им необходимо. От этого зависит та роль, которую отводит себе в жизни каждый человек.

Но немногие имеют четкое представление о действиях, которые нужно предпринять для роста духовности и саморазвития.

Духовное самосовершенствование – это процесс непрерывной работы над собой, который может быть успешным лишь в том случае, если личность осознает его необходимость и реальность. Человек должен знать, что это даст осязаемые результаты. Душу, сознание и разум – измерить невозможно, но их развитие видно по действиям и поступкам в различных жизненных ситуациях.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Люди могут реализовать духовное самосовершенствование, погружаясь в источники культуры (Священные писания, памятники истории, литературы, музыкальной культуры, классического изобретательного искусства и другие). Таким образом, человек приобщается к культурному наследию своего народа и всех цивилизаций. Но овладение такими знаниями является лишь инструментом, способствующим развитию духовных качеств личности и искоренению в себе черт, которые мешают нравственному развитию.

Духовное самосовершенствование, что вкладывает в это понятие человек

В понятие «духовное самосовершенствование» человеческое сознание вкладывает много возвышенного и восторженного. Но, несмотря на упоение и мечтания о высотах духа, реальность оказывается более емкой, «приземленной» и требует наличия опыта.

Читайте также:  Василюк, федор ефимович - психология

Катализатором духовного роста всегда являются неразрешенные проблемы личностного характера: здоровье, психические и эмоциональные трудности в семье, разрыв отношений, различия и непонимание в мировосприятии, ценностях, жизненных исканиях и другое.

Духовное самосовершенствование – это путь преодоления заблуждений и ошибок. Он связан с психологической зрелостью человека и степенью его осознания. Всем известно, что становления осознанности без боли не бывает, но именно так личность способна постичь полноту и гармонию этого мира, уйти от иллюзий и заблуждений, достичь истины.

По убеждению австрало-американского ученого Роджера Уолша, психологическая зрелость является синонимом духовности. Он связывает эти понятия с реализацией человеком своего потенциала.

По его мнению, этот процесс предполагает развитие духовных качеств личности, таких как терпеливость, решительность, невозмутимость, щедрость, мудрость, правдивость и доброта.

Средством и целью достижения духовности является решительность.

В процессе духовного роста человека, всесторонне меняется его восприятие, происходит очистка сознания от неистинных понятий и мыслей, предубеждений, которые искажают видение окружающего мира и себя в нем.

Люди высокой духовности видят жизнь во всей ее полноте, они пребывают в состоянии душевного покоя, обрели веру, умеют искренне любить и сострадать окружающим.

Духовное самосовершенствование способно активизировать внутренние человеческие резервы.

В соответствии с теорией всемирно известного психолога Ассаджиоли, существует несколько критических стадий, влияющих на духовное развитие. Человек проживает глубинную трансформацию и перерождение. Он будто «включается», пройдя кризис духовного возрождения, запускаются процессы преображения.

Что такое духовность?

Множество существующих интерпретаций и определений несут единый смысл: духовность является гармоничным сочетанием и совокупностью таких качеств, как душевный покой, осознанность и безусловная любовь.

Духовность включает в себя все проявления материальной природы человечества, поэтому это понятие отражает больше, чем нравственность и религиозность. Это вектор вертикальных устремлений, в то время как нравственность – горизонтальных. Они пересекаются и образуют невидимый крест – основу личности.

Духовное самосовершенствование личности должно основываться на базе из теоретических материалов и духовной практики, которые способствовали бы формированию общечеловеческих ценностей.

Духовность является пониманием и открытием своих внутренних возможностей, через свое «Я». Это когда нравственное самосовершенствование человека на таком уровне, что он при любых обстоятельствах является высшим проявлением добродетели. В результате телесной, духовной и душевной трансформации, личность переходит на следующий уровень сознания.

Понятие духовности включает в себя: определение сущности собственного «Я», позиционирование себя в мире и обществе, выбор смысла деятельности и целей, пределы и возможности личностного роста. И это далеко не весь перечень.

В жизненной стратегии, субъект учится личной организации времени, саморегуляции и удовлетворенности результатами, приобретает волевые качества (ответственность, инициативность), испытывает эмоциональные переживания себя во времени. Эти вопросы являются вечными для людей любой исторической эпохи.

В процессе осмысления перечисленных проблем, осуществляется духовное развитие, человек обретает духовность. Для личности важно не просто обрести знания и войти в определенную социальную среду, а осознать смысл и цель этих знаний для человеческого развития. Духовность и есть обретением смысла жизни и бытия, а также построение себя как личности.

Общечеловеческие ценности и как их развить?

Основу сущности человека составляют такие ценности как Истина (интеллектуальный аспект), Мир (эмоциональный аспект), Любовь (нравственный аспект), Праведность (физический аспект) и Ненасилие (духовный аспект). Они не зависят от расы, национальности, религиозной принадлежности и среды обитания. Между общечеловеческими ценностями существует неоспоримая взаимозависимость и взаимосвязь.

Рост духовности зависит от развития ее основополагающих. Вера развивается в результате избавления от убеждений, тормозящих, поглощающих внутреннюю энергию и мотивирования тех, что преумножают ресурсы.

Если убеждения реальны, а не являются самообманом, их необходимо культивировать. Например, человек обманывается, если считает что он самый умный. Реальностью может быть убеждение о том, что он способен повысить свой уровень самообразования.

Достичь душевного покоя можно благодаря внешнему источнику силы (верование в помощь Бога, высших сил). Важна уверенность личности в том, что он сможет преодолеть любые трудности и испытания. Этот вопрос тесно связан с поиском смысла жизни и другими вопросами бытия.

Когда включаются процессы осознанности, субъекту становится важно знать кто он, для чего здесь и какую миссию несет. Человек должен понимать, что все что происходит – не напрасно и имеет цель. Так он приобретает веру, знания и осознает внешний источник силы и находит этот источник внутри себя.

Любовь формирует личность

Любовь является фактором формирования личности, развития ее духовных качеств, прорыва повседневности, переживания уникальности другого человека, уход от одиночества, замена мести и зла нежной привязанностью и сочувствием.

Обретение истинной любви – процесс непростой, но он имеет смысл. В первую очередь человек учится воспринимать окружающих такими, какие они есть, изучает общество, учится понимать природу человеческих поступков и помыслов. В результате он начинает относиться к другим не предвзято и настороженно, а с симпатией, уважением и любовью.

Этот процесс связан с личностным саморазвитием и самопознанием. Чем больше человек узнает себя, тем лучше он понимает других. На втором этапе личность учится переносить внимание с себя на других. Она достигает определенного уровня осознания, чтобы отойти от эго и считаться не только с собой, но и с чувствами других людей, учитывая их интересы.

Высшей степенью духовности является осознание того, что все люди связаны между собой и составляют один живой организм и что, навредив другому, мы вредим себе и всей планете. На этом этапе духовного саморазвития, субъект живет в гармонии и любви с самим собой и с внешним миром.

Чтобы научится жить осознанно, нужно определить свои желания, обратить внимание на неразрешенные проблемы и внутренние страхи, понять свое предназначение. Ответы будут появляться не сразу, а постепенно, но если возникает вопрос, значит, ответ уже есть. Поэтому важно понять вопросы, которые действительно тревожат.

О поиске смысла жизни

Духовность личности всегда определяется тем, в какой мере она задумывается о смысле жизни. Австрийский психиатр Виктор Франкл утверждал, что такие размышления являются духовным стержнем, отличающим нормальных людей от тех, кто страдает от каких-либо патологий.

Человек обнаруживает проблематичность своего существования и испытывает неоднозначность своей жизни. В определенные жизненные периоды эти вопросы становятся наиболее «острыми», что говорит о духовных исканиях.

К поискам смысла жизни может привести глубокое душевное потрясение. Независимо от причин и выбранного пути духовного развития личности такие искания являются показателем осмысленности бытия и развития личности. Существование человека – не бессмысленно и пока его не оставило сознание, он должен заниматься реализацией своих ценностей и нести ответственность.

«Оправдание» человеком своего истинного предназначения происходит через опыт, путем проб и ошибок. Условности ментальных программ устраняются при возникновении определенных переживаний и эмоций и чувств, связанных с ними. Пока личность не обуздает свой ум и не научится осознавать игры разума, единение с духом будет неполным.

Не менее важно установить связь с собственным телом, научится его слышать, развить чувствование и целенаправленно использовать ум. Эти умения избавят от диссонанса в ощущениях и самовосприятии, помогут достичь полноценной душевной гармонии.

Неразрешенные проблемы и конфликты – преграды духовного роста

Любой неразрешенный эмоциональный конфликт является преградой для развития духовности и расширения сознания. Поэтому такие проблемы нужно добровольно решать, учиться брать на себя ответственность за свое поведение, убеждения и отношения.

На первом этапе эмоционального роста, человек берет на себя ответственность за свои действия, что ведет к духовному развитию. Если личность продолжает винить в своих несчастьях и проблемах других людей, она не может разрешить свои эмоциональные конфликты, вследствие чего создаются духовные блоки.

Между ответственными субъектами и теми, кто этой ответственности избегает, возникает непонимание, сильная напряженность, несознательные реакции, создающие напряженные отношения. Человеку необходимо научиться сохранять самосознание в таких ситуациях, особенно во взаимоотношениях с близкими, что позволит снять эмоциональные блокады.

Многие дисфункциональные модели поведения и реакции формируются в раннем детстве и отражаются в виде неисцеленных травм и ран во взрослой жизни. В результате, такие понятия как любовь, секс и эмоциональные потребности могут быть перепутаны с оскорбительным поведением с отсутствием границ.

Если эту дисфункцию не исправить, отклонения будут искажать и определять действия и межличностные отношения.

Человек с дисфункциональным паттерном чувствует себя оторванным от мира, нелюбимым, испытывает сексуальное страдание, не может удовлетворить эмоциональные потребности в общении и установить личные границы.

Поэтому на пути духовного роста, субъекту нужно исцелить свои личные эмоциональные травмы, которые могут тормозить все сферы саморазвития.

Один из важных этапов духовного развития – это создание пространства Любви-Мудрости в своем самом близком окружении (любимый человек, родители и дети).

В ином случае мнимое бегство к свободе будет еще дальше отдалять личность от принятия на себя ответственности за свою жизнь, умения управлять ею и достижения истинной свободы.

Другими словами, избегая насущных проблем, изменений и преобразований в первом главном круге жизненных связей, человек еще больше попадает в душевное рабство.

Тесное общение с родителями и своими детьми помогает извлечь человеку жизненные уроки. Если их не осознать и не пройти, достичь нового уровня духовного развития невозможно. Следовательно, личностные проблемы действуют как спусковой механизм для запуска волны духовных исканий.

Что может привести к деградации?

Психологи дают следующие рекомендации на пути духовного развития личности:

  • Следует избегать лишних стрессовых ситуаций;
  • Не давать себе впасть в апатию;
  • Следить за тем, чтобы бытовые проблемы не занимали весь ваш день;
  • Работать над правильным выражением и направлением эмоций;
  • Ежедневно выделять время для себя, обращать внимание на чувства подсознательного «Я» и интуицию.

Духовное самосовершенствование можно сравнить с процессом развития тела. Если люди прекращают физически развиваться, они ускоренно стареют или деградируют. Также и с духовностью: если человек застревает на одном из этапов, он деградирует.

Духовное самосовершенствование любого человека – путь индивидуальный и непростой. Длится он всю жизнь. Каждый сам выбирает, принимать идею развития духовности или нет. Но не стоит забывать, что только от нас зависит качество нашей жизни.

Так же вам может быть интересно:

Источник: https://zazama.ru/samosovershenstvovanie/duhovnoe-samosovershenstvovanie.html

Ссылка на основную публикацию