Внушаемость — психология

Внушаемость

Внушаемость – это характеристика человека, под которой понимается готовность к подчинению собственной воли воздействиям, исходящим от окружающей среды (индивидов, групп, газет, книг, рекламы).

Внушаемые люди могут быстро принять чужую идею, как собственную. Они очень легко воспринимают данные им советы и действуют согласно им, даже тогда, когда возможно они хотели бы поступить иначе.

Они очень быстро перенимают на себя привычки окружающих, легко «заражаются» настроением близких, склонны к подражанию.

Мера внушаемости у каждого человека разная и она зависит от различных ситуативных и личностных факторов.

Личности, страдающие высокой тревожностью, неуверенностью в себе, слишком доверчивые и робкие больше склонны к высокой внушаемости.

Данное качество противоположное критичности, оно более свойственно индивидам с невысоким уровнем интеллекта, слабо развитым логическим мышлением и медлительностью мыслительных процессов.

Внушаемость является индивидуальным свойством личности, предполагающим степень личностной восприимчивости внешних воздействий.

В гипнотическом процессе внушаемость называют гипнабельностью, то есть способностью человека поддаваться гипнозу. Гипнабельность напрямую зависит от внушаемости, потому что при её повышении увеличивается склонность к гипнабельности.

Абсолютно все люди являются внушаемыми, даже те, кто считает себя очень уверенными и независимыми.

Хотя внушаемость и не является преимуществом, но она обусловлена эволюцией, поэтому нужна человеку для того, чтобы он мог воспринимать информацию и следовать ей. Так весь процесс воспитания построен на внушаемости.

Родители в процессе воспитания используют внушение, когда пытаются разъяснить своим детям, что плохо, а что хорошо, те в свою очередь, в большинстве случаев, беспрекословно следуют указаниям.

Повышенная внушаемость определяется, как податливость, готовность индивида поверить любой поступающей информации, чем вполне могут пользоваться ухищренные манипуляторы. Но, в общем если разобраться, то склонность человека к внушаемости, может иметь, как плюсы, так и минусы.

Минусы (отрицательные аспекты) выражаются в том, что индивид склонен некритично принимать суждения на свой счет. Со стороны это выглядит так, что у него нет ни на что собственного мнения. Личность с высокой внушаемостью чаще, чем другие попадает под влияние мошенников и различных аферистов, а из-за частой смены мнения у таких индивидов могут возникать межличностные конфликты.

Плюсы (позитивные аспекты): замечено, что люди с высокой внушаемостью являются более талантливыми; такие личности могут легче и быстрее воспринимать и запоминать информацию, у них достаточно пластичная психика, из-за чего они довольно легко обучаемые.

Факторы внушаемости

Внушаемость, как психологическая характеристика человека имеет связь с такими факторами, как наличие необходимой информации для внушения (в виде речи, эмоций или действий); присутствие индивидов, готовых воспринять информацию; отсутствие критичности у воспринимающих.

При повышении внушаемости главную роль играют определенные факторы: тревожность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, невысокая самооценка, робость, зависимость, повышенная впечатлительность и эмоциональность, неумение логически и рационально мыслить.

Внушаемость может повышаться от действий таких ситуативных факторов, как состояние стресса, дефицит времени, утомление, групповое давление, брак компетентности, условия неопределенности, различные социально-психологические ситуации, состояние гипноза.

Повышенная внушаемость больше всего свойственна детям (дошкольного возраста) и личностям пожилого возраста. У взрослых она повышается в период болезни.

В процессе внушения важное место занимают авторитет воздействующей личности; полная уверенность в вербальном и невербальном поведении; ясная и размеренная речь внушающего; лица, которые воспринимают внушаемость; обстановка воздействия (приглушенное освещение пространства, ритмичные звуки).

Самую большую роль в процессе внушения играет субъективная готовность индивида быть подвергнутым внешнему, внушающему влиянию.

Внушаемость человека зависит от динамики личностных и ситуативных факторов. При адекватных условиях и нормальной обстановке это может быть вполне приемлемым качеством, но при неблагоприятных условиях оно способно дезорганизовать действия человека и становиться качеством с отрицательным знаком.

Если человек будет слишком часто переживать внешнее внушающее воздействие, у него будет осуществляться формирование соответствующего характера, в котором преобладающими чертами станут: доверчивость, повышенная тревожность, робость, неуверенность в себе, может возникнуть комплекс неполноценности.

Среди ситуативных факторов, имеющих влияние на формирование внушаемости личности, выделяют психофизическое состояние субъекта (расслабленное состояние или эмоциональное возбуждение), невысокая значимость обсуждаемого вопроса для внушаемого, низкий уровень компетентности в поставленном вопросе.

Если человек поддается воздействию в ситуации группового внушения, тогда на него действует такой фактор, как групповое давление или конформность, как его называют.

Бывает, что индивид, пройдя тест внушаемости, определяется, как внушаемый, но в коллективе оказывается способным противостоять внушаемости других.

Склонность человека к внушению обнаруживает себя по-разному в различных сферах, зависимо от факторов, которые её вызывают. Поэтому каждый индивид в какой-то мере может являться внушаемым, просто в силу личностных особенностей у одних это проявляется больше.

Выделяют внушаемость первичную и вторичную. Первичная – связана с восприимчивостью человека к самовнушению и гипнозу. Вторичная – основана на отношениях подчинения, мотивации и низкой самооценки.

Внушаемость человека зависит от его возраста, опыта и уровня образования. Человек зрелого возраста, средних лет, особенно мужчина, плохо поддается внушению, у него достаточно сильные психологические барьеры, которые трудно преодолеть, чтобы сломать его волю и психику, подчинив сознание себе.

У женщин психологические барьеры не столь прочные, поэтому их легче убедить, обмануть, внушить, преклонить к своему мнению. Особенно, в ситуации тревожности, например, угрозы или опасности, женщина становится беззащитной, поскольку уровень её критичности падает практически до нуля.

Внушающему воздействию особенно сильно подвержены личности неуверенные в себе, с заниженным уровнем притязаний, неадекватной низкой самооценкой, очень сильно впечатлительные, с уменьшенным уровнем критичности интеллекта, не умеющие связать события между собой логическим путем, надеющиеся на авторитетных личностей, зависимые, несвободные, безвольные, безответственные.

Уменьшение склонности к внушаемости протекает очень медленно, но постепенно. Особенно на течение этого процесса влияет воспитание, социальное общение и практическая деятельность индивида. Личности, имеющие высшее образование, менее внушаемые, чем те, у которых его нет. Склонность человека к внушаемости зависит от уровня развития его культурных умений и знаний.

Внушаемость человека более открыта восприятию в состоянии изнеможения, релаксации, психической демобилизованности.

На внушаемость человека также оказывает влияние состояние повышенной коммуникативности, слабое информирование по возникшей теме, интимная предрасположенность к внушающему воздействию, недостаток времени, чтобы принять взвешенное решение. Поэтому такие индивиды принимают ту информацию, которую им навязывают.

Повышенная внушаемость встречается у лиц больных психическими расстройствами.

Легкая внушаемость свойственна индивидам, склонным к истерическим проявлениям. Из-за чего долгое время считалось, что только люди склонные к истерии владеют легкой внушаемостью.

Современные психотерапевты и психиатры изучили данный вопрос и выяснили, что и больным с неврастенией также свойственна легкая внушаемость.

Также психиатры выяснили, что психически здоровые люди в большей степени подвластны внушающему воздействию, нежели личности, страдающие психастенией.

Больные с патологиями внимания, навязчивыми состояниями, фобиями, сильным эгоцентризмом легко становятся жертвой внушающего воздействия.

Легкая внушаемость характерна лицам, периодически употребляющим алкоголь и наркотики, а в состоянии непосредственного опьянения им вовсе можно внушить практически что угодно, не прикладывая к этому особые усилия.

Легкая внушаемость детей повышается в возрастном периоде от семи до одиннадцати лет, что объясняется формированием качеств нравственно-этической стороны личности, таких, как чувство обязанности и долга.

Дети, пребывая в новом для них состоянии школьника, чувствуют на себе ответственность оправдать ожидания взрослых, положительно подтверждая информацию, состоящую в просьбах.

Иными словами, внушаемость детей определяется желанием заслужить отличную оценку в школе, постараться быть лучше всех, соответствовать внешним нормам и предписаниям, быть послушным – делать все это, чтобы родители гордились и о них хорошо говорили в школе.

По данным психологической диагностики, дети младшего школьного возраста изменяют ориентацию в оценочной сфере личности, когда важность самооценки дополняется важностью мнения других о них, что является основой для увеличения смешанной оценки. В этом плане внушающим эффектом обладает совпадение мнения другого человека с собственным мнением, что во многом основывается на чувстве долга и обязанности.

Внутригрупповая внушаемость

Внушаемость может быть не только индивидуальной, вместе с ней еще выделяют внутригрупповую внушаемость. Это понятие характеризует непосредственные отношения индивидов, состоящих в группе.

Внутригрупповая внушаемость определяется, как неосознаваемое и абсолютное принятие участником группы мнения этой же группы. Такое принятие происходит, как будто в состоянии гипноза, потому что оно совершенно не поддается никакому анализу, принимается бесконфликтно и некритично.

Внутригрупповая внушаемость — неосознаваемая установка, которая выражается в индивидуальной податливости человека к идеям и позициям группы, что является базовой чертой группы.

Внушаемость субъекта можно определить специальными диагностическими тестами или с помощью экспериментальных исследований.

В 40-е годы 20-го века начали проводиться различные исследования на определение внутригрупповой внушаемости. В одном из таких исследований использовалась экспериментальная методика подставных групп. Суть данного эксперимента состояла в том, чтобы продемонстрировать зависимость мнения индивида от позиции остальных участников.

Данное исследование начиналось с того, что испытуемых собирали в специально оборудованном помещении, им давалось задание: в течение известного времени определять длительность одной минуты, несмотря на часы, то есть, отсчитывая секунды про себя.

Немного потренировавшись, испытуемые смогли научиться, практически точно определять минуту с отклонением до пяти секунд.

После этого, начинался следующий этап исследования.

Испытуемых проводили в специально установленные экспериментальные кабины, в которых они должны были определить длительность минуты, после чего нажать кнопку для сообщения экспериментатору и другим участникам исследования о том, что минута уже прошла. При нажатии кнопки на пульте одним из испытуемых, у экспериментатора и остальных загорались лампочки.

Опыт заключался в том, что экспериментатор подавал ложные сигналы во все экспериментальные кабинеты, которые якобы извещали о том, что один или несколько испытуемых закончил отсчет.

Этот сигнал подавался по стечению всего лишь 35 секунд, а не минуты.

После этого фиксировалось, кто из испытуемых также поторопился с нажатием кнопки, и кто проигнорировал сигнал и остался ждать, продолжая личный отсчёт.

Степень внушаемости определялась разницей между длительностью минуты в первых опытах и дальнейших при подаче ложных сигналов. В ходе данного экспериментального исследования выяснилось, что имеется очень большое количество индивидов, проявивших внутригрупповую внушаемость.

Дальше эксперимент тоже продолжался, и стало понятным, что можно определить индивидов, имеющих тенденцию к конформности.

Если спустя некоторое время дать испытуемым задание, в котором они будут только считать секунды до завершения минуты, но при отсутствии группы, то обнаруживается тенденция к возвращению своей предыдущей оценки (правильной). Другие – продолжают сохранять интервал, заданный ложными сигналами.

Является очевидным, что первые – желали не выделяться из группы, поэтому они как бы внешне принимали её позицию, но при возможности легко от неё отказывались, как только давление устранялось. Вторые – более внушаемые и конформные бесконфликтно принимали позицию группы и сохраняли её в дальнейшем.

Вышеописанный опыт исследования конформности и внутригрупповой внушаемости с помощью метода подставных групп, используя материал, который не имеет значения для испытуемых, наталкивает на мысль, что все индивиды могут делиться на две группы.

Первая группа – это внушаемые индивиды и конформисты, вторая – независимые и устойчивые негативисты.

В принципе, ожидалось подобное явление, поскольку в группе индивидов, которые лишь внешне взаимодействуют друг с другом и пребывают в отношениях непосредственной зависимости, так и должно было быть, иного результата даже не нужно было ожидать, тем более, что от индивидов требовалось озвучить личные суждения относительно незначимого для них опыта. Такие вещи, как ценности, убеждения, цели или идеалы, которые заслуживают на то, чтобы ради них вступать в разногласия с группой, не затрагивались.

Ориентация на межличностные взаимоотношения, свойственные диффузной группе, в которых индивид становится либо внушаемым, либо независимым, с точки зрения педагогики считается неправильной.

Из-за чего возникает педагогическая дилемма, в которой имеются такие вопросы: нужно ли воспитывать конформистов, стремящихся развивать творческие способности, автономность мышления и позиций личности или делать упор в развитии ребенка на то, чтобы он стал нонконформистом, негативистом и нигилистом.

Источник: http://psihomed.com/vnushaemost/

Внушаемость. Факторы внушаемости. Внутригрупповая внушаемость

Люди влияют друг на друга. Но только вам выбирать, быть «свиньей», как о вас отзываются, или нет. Если другие люди не верят в вас и выражают свое недовольство в виде критики, это еще не значит, что они правы. Идите наперекор чужому мнению. Совершенствуйте себя в том направлении, в котором вы хотите развиваться, независимо от того, что о вас думают другие люди.

Читайте также:  Воспитание и дрессировка - психология

Современный человек не упускает момента, чтобы оскорбить кого бы то ни было. Оскорбления вызывают ощущение, что человек, который оскорбляет, лучше и совершеннее того, кого он критикуют.

Уже ни для кого не является секретом, что через оскорбления и унижения окружающих люди часто повышают свою самооценку, которую зачастую иными способами невозможно повысить.

Это является первой причиной того, почему не нужно обращать внимания на оскорбления в свой адрес, когда человек чувствует себя жалким настолько, что он прибегает к критике.

Не забываем про то, что люди влияют друг на друга. Известная поговорка «Называйте человека свиньей, и он в итоге захрюкает» верна. Очень много людей стали такими, как их называли окружающие. Но поскольку люди не всегда умеют говорить комплименты, чаще всего от них можно услышать критику. Вот почему сплошь и рядом можно увидеть «хрюкающих свиней», а не успешных людей.

Отсутствие веры в другого человека и обращение внимания только на его недостатки заставляет критиковать, а не хвалить. Ну что поделать со свойством человеческой натуры видеть в окружающих только недостатки? Просто нужно знать об этом и снова не реагировать на оскорбления в свой адрес человека, который не увидел в вас ничего, кроме ваших недостатков.

Люди влияют друг на друга, но у вас есть выбор. Вы можете отслеживать те ситуации, когда вас унижают, чтобы не реагировать на них эмоционально и душевно. Пусть другие люди говорят все, что им вздумается.

Но у вас есть выбор, слушать их или нет! Если другому человеку нечего сказать, кроме как откритиковать вас, то не обращайте внимания на его слова. Пусть думает, что хочет.

Вы можете стать таким человеком, каким сами себя видите, несмотря на то, что кто-то вами недоволен и не способен поддержать вас.

Люди порой слепы и невежественны. Простите им ошибку видеть в вас только недостатки. Пока они о вас думают, займитесь тем, чтобы развить в себе навыки и качества, которыми вы хотите обладать. И в будущем вы посмотрите, кто был прав: тот, кто обзывал вас «свиньей» или «лентяем», или вы, считая себя способным всего достичь человеком?

Что такое внушаемость?

Внушаемость имеет четкое понятие. Что это такое? Под внушаемостью понимается качество характера, когда человек готов подчиниться влиянию окружающей среды: людям, группам, газетам, рекламе и т. д.

Внушаемые люди легко перенимают чужие идеи и воспринимают их как свои. Они обращаются к другим людям, чтобы получить советы, которым будут следовать, даже если они изначально хотели поступить по-другому.

Внушаемых людей можно распознать по тому, что они легко заражаются чужим настроением, привычками, склонны к подражанию.

Часто внушаемыми людьми становятся личности с такими качествами:

  • Неуверенные в себе.
  • Робкие.
  • Зависимые.
  • Доверчивые.
  • С повышенной впечатлительностью.
  • С комплексом неполноценности.
  • Тревожные.
  • Эмоциональные.
  • С низкой самооценкой.
  • Гипнабельные (склонные к гипнозу).
  • Со слабо развитым логическим и рациональным мышлением.
  • С низкими интеллектуальными знаниями.
  • С медлительностью мыслительных процессов.
  • С психическими расстройствами: истерия, неврастения, психастения, эгоцентризм, фобии, навязчивые состояния.

Внушаемость противоположна критичности, когда человек рассуждает, сопоставляет, находит доказательства и только потом соглашается или опровергает какую-то идею.

Склонность к внушаемости наблюдается абсолютно у всех людей. В некоторой степени эта черта помогает человеку эволюционировать и быстро развиваться. Если бы не внушаемость, тогда ему пришлось бы заново изобретать колесо. Только степень внушаемости отличается у разных людей, а так – все внушаемы.

Принципы воспитания, которыми пользуются родители, основаны на внушаемости. Это связано с тем, что ребенок полностью доверяет собственным родителям, поэтому верит во все, что те ему говорят.

Человек внушаемый является податливым и готовым к уверованию любой информации. Этим могут пользоваться манипуляторы. Они могут воспользоваться тем, что человек верит во все, что ему говорится, соответственно, на него легко повлиять и заставить что-либо сделать.

Помимо этого внушаемые люди часто являются людьми, легко обучаемыми. То есть они готовы к восприятию информации, особенно если она является новой.

перейти наверх

Факторы внушаемости

В одной ситуации человек может быть более внушаемым, чем в других обстоятельствах. На степень внушаемости влияют некоторые факторы, например, склонность к влиянию, человек, который влияет, и информация.

Другими факторами, которые участвуют во внушаемости, являются:

  1. Утомление.
  2. Дефицит времени.
  3. Некомпетентность.
  4. Стресс.
  5. Групповое давление.
  6. Условия неопределенности.
  7. Конформность.
  8. Изнеможение.
  9. Релаксация.
  10. Психологическая демобилизованность.
  11. Алкогольное или наркотическое опьянение.

Больше внушаемы дети и пожилые люди. Взрослое поколение часто становится внушаемым в момент болезни.

Самым примечательным становится то, что человек, который обладает определенными качествами, способствующие его внушаемости, еще больше их развивает в результате влияния. В негативных ситуациях, когда человек понимает, к каким неприятным результатам он пришел, потому что поддался внушению, он еще больше способствует развитию комплексу неполноценности и прочих качеств.

В разных ситуациях человек ведет себя по-разному. В одних ситуациях он может быть внушаемым, в других нет. Это зависит от уровня осознанности,  а также от понимания того, что происходит. Особенно тяжело человеку становится противостоять влиянию группы людей, когда на него оказывается психологическое давление.

Внушаемость зависит от возраста, уровня образованности и опыта человека. Зрелый человек, особенно мужчина, обладает сильными психологическими барьерами, которые трудно преодолеваются, поэтому он не подвержен внушению. Женщины же обладают менее прочными психологическими барьерами, особенно когда находятся в ситуации тревожности. Их легко обмануть, внушить, убедить, склонить на свою сторону.

«От судьбы не убежишь», — так многие люди оправдывают собственные неудачи и плачевное положение.

На самом деле обстоятельства лишь могут препятствовать каким-то продвижениям, но не останавливать человека. Обстоятельства влияют настолько, насколько вы им позволяете это.

Почему так происходит? Многие люди утвердились в вере в то, что внешний мир имеет власть над тем, чтобы строить или разрушать их жизни.

Обстоятельства не могут влиять на вашу жизнь. Они имеют значение лишь тогда, когда вы сами позволяете им влиять на то, что происходит. Действуя на автомате или подчиняясь тому, что происходит, вы позволяете обстоятельствам быть хозяевами.

Конечно, вы не сможете не учитывать некоторых факторов или позиций других людей. Однако зачастую важно то, чего хотите вы и как двигаетесь к своей цели.

Обстоятельства в данном случае могут помешать лишь тогда, когда вы позволите им вам помешать.

Пока вы поддаетесь бурной смене настроения, вы зависимы от подачек и помощи других людей. Пока вы подчиняетесь собственным эмоциям или страхам, вы зависите от внешних обстоятельств, особенно от людей, которые могут в этот момент появиться в вашей жизни.

Не поддавайтесь, не реагируйте, а именно руководите ходом своей жизни. Можно, конечно, плыть по течению, как это делают многие люди. Но ведь неизвестно, куда именно принесет вас это течение. Успешные люди не плавают просто так в реке жизни. Они плывут именно в том направлении, в котором они хотят плыть.

перейти наверх

Внутригрупповая внушаемость

Выделяют внушаемость не только индивидуальную, но и внутригрупповую. Это когда каждый отдельный участник группы поддается влиянию этой группы, а также когда сама по себе группа обладает внушаемостью.

Здесь можно говорить об «эффекте толпы», когда сначала без критики и конфликтов каждый человек воспринимает идею, которая ему подается, а потом с остальными участниками группы, которые также восприняли данную идею, начинает действовать в унисон.

Также не следует забывать о таком понятии, как конформность – когда человек желает подстраиваться под окружающих с целью невыделения из толпы, получения их поддержки и уважения.

Человек легко поддается общественному мнению, когда он не желает огорчать и казаться плохим в их глазах. Он готов отказаться от своего мнения, которое может противоречить общественному.

С одной стороны, это продиктовано желанием человека получить поддержку от людей, одобрение, уважение, принятие его в группу. С другой стороны, данная склонность лишает его своего мнения.

Он становится полностью зависимым от мнения общества.

Не стесняйтесь быть такими, какими вы являетесь или хотите стать. Бойтесь того, чтобы окружающие люди влияли на ваше решение и заставляли вас быть не собой. Может, вы не станете плохим человеком, но и те качества, которыми бы хотели обладать, вы тоже не разовьете.

Вы можете быть такими, какими хотите, независимо от личного окружения. Люди, которыми вы себя окружаете, имеют на вас огромное влияние. Рано или поздно вы становитесь похожими на них (зачастую перенимаются те качества и привычки, которые ярко выражены в них).

Друзья, любимые партнеры и родственники становятся похожими друг на друга: люди разные, а имеют общие черты. Все дело во внушении. Успешные персоны тщательно подбирают личное окружение, понимая, что невольно будут перенимать некоторые ярко выраженные черты.

Влияния можно избежать. Для этого потребуется колоссальная трата усилий на самоконтроль. Вы можете быть такими, какими хотите, независимо от своего окружения.

Вы можете окружить себя алкоголиками и тунеядцами, при этом оставаться успешными предпринимателями. Но это довольно сложно сделать по сравнению с ситуацией, когда вас окружают такие же успешные бизнесмены, как и вы.

В случае, когда вы хотите быть непохожими на тех, кто вас окружает, требуется больше усилий и самоконтроля.

Самое главное в становлении самого себя – это самонаблюдение и контролирование. Вы должны замечать изменения, которые с вами происходят в результате общения с теми или иными людьми.

Подмечайте как положительные изменения, так и отрицательные. Положительные качества пытайтесь развить, а от отрицательных сразу же избавиться.

Как именно? Просто не совершайте ненужных поступков, не говорите плохих слов.

Вы вольны выбирать, кем вам быть. Вы можете окружить себя определенными людьми, чьи качества и особенности вам нравятся. После определенного времени постоянного с ними общения вы заметите за собой схожие черты.

Но окружив себя персонами, которые не являются для вас образцами для подражания, лучше прекратить с ними общение, чтобы они не оказывали негативного влияния.

Если вы не хотите разрывать связей, при этом стремитесь быть непохожими на них, тогда наблюдайте за собой и контролируйте собственные слова и поступки: делайте, говорите, мыслите лишь так, как вы того хотите, а не так, как это делают знакомые.

перейти наверх

Итог

Любое качество, которое присуще всем людям, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Говорить о внушаемости как исключительно о негативном качестве не следует, поскольку оно позволяет быстро приспосабливаться к окружающему миру и познавать правила общества. Итог – высокая адаптивность.

Отрицательной чертой внушаемости может стать потеря собственного мнения индивидом. Человек может забыть о том, кем является, поскольку все его представления строятся исключительно на отзывах окружающих.

Это не помогает в установлении контактов с людьми, а даже разрушает или искажает их. Чтобы такого не происходило, в ситуации, когда вы запутались, обращайтесь за помощью психотерапевта на сайте psymedcare.ru.

Можно научиться самим навыкам внушаемости. Ведь не только на вас могут влиять другие люди, но и вы на них.

Если вы желаете вызвать положительные эмоции у своего собеседника, то следует помнить о простой поговорке про то, что «встречают по тому, как вы одеты». Хоть люди и уповают на то, что мнение о себе можно изменить по мере общения, они не видят очевидного: чаще всего люди как встречают, так и провожают друг друга.

Впечатлить другого человека можно внешним видом! Это факт, который неоспорим. Вы можете кого-то поразить своим поведением, характером, манерой общения. Но если все это не подкрепляется внешним видом, которое должно быть привлекательным и завораживающим, тогда любые ваши попытки впечатлить, могут оказаться бессмысленными. Это тоже метод внушения.

Читайте также:  Ключи радости - психология

Как бы там ни было, а люди все-таки «ведутся» на внешность. Как мужчины обращают внимание на красивых женщин, так и женщины оценивают внешний образ мужчин. И дело порой заключается не столько в красоте, сколько в том, как человек сам себя позиционирует.

Если вы будете молчать и другой человек с вами не перекинется ни словом, то что он может сказать о вас, глядя на вас со стороны? Именно внешний вид передает вашу суть. А если все это подкрепляется вашим поведением и манерой общения, тогда это добавляет бонусы.

Источник: http://PsyMedCare.ru/vnushaemost

Психология внушения

На всех этапах человеческой жизни происходили попытки одного человека или группы лиц влиять на других людей. Примером являются всевозможные религиозные, политические, экономические, военные и прочие организации, которые пытаются манипулировать человеческой психикой.

Внушение является способом воздействия одного человека на другого с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям; при этом следует отличать его от понятия убеждения.

Убеждение характеризуется логичностью доводов и суждений, наличием достоверных фактов, ему нужна ясность сознания. Внушение же проникает в сознание человека беспрепятственно, не подвергаясь критике и обсуждению.

 

Эффект внушения часто возникает в результате деятельности СМИ (реклама, пропаганда), а его эффективность напрямую зависит от авторитета субъекта, оказывающего влияние, будь это телерадиокомпания, интернет-ресурс, типографическое издание или еще один пример — психотерапевт, использующий внушение в своей психологической практике.

В этой связи стоит отметить, что чем больше толпа, подверженная внушению, тем тяжелее отдельно взятому индивиду противостоять потоку лже-фактов, которые обитают в ней.

Доктор философии и единомышленница Карла Юнга – Мария-Луиза фон Франц (1915-1998), ставшая после смерти своего учителя основным выразителем его идей, в книге «Человек и его символы» (1961), написанной совместно с Юнгом и другими его последователями, пишет: «Попытки влиять на общественное мнение через газеты, радио, телевидение и рекламу строятся на двух факторах.

С одной стороны, они опираются на механизмы отбора, выявляющие тенденции бытующих мнений или желаний, то есть коллективных настроений. С другой стороны, они отражают предрассудки, проекции и подсознательные комплексы (главным образом, комплекс силы) тех, кто манипулирует общественным мнением».

Внушение можно разделить на два вида – это внушение:

а) в бодрствующем состоянии,

б) в гипнозе.

Внушение в бодрствующем состоянии, в зависимости от «инструмента» внушения, можно подразделить на реальное и вербальное. Под реальным понимают внушение, производимое действием или другим неречевым способом, соответственно, внушение, производимое речью, называют вербальным. Согласно другого подхода к классификации, внушение в бодрствующем состоянии можно подразделить на прямое и косвенное.

Прямое внушение заключается в воздействии на человека прямой речью, несущей в себе определенное словесное значение или приказ. При косвенном (или опосредованном, скрытом) внушении на внушаемого оказывают влияние не прямо, а путем использования определенной ситуации, процедуры, предмета и т.д.

Примером такого вида внушения может быть ситуации, когда человеку дают таблетку из нейтрального вещества (мел, мука и т.д.) и сообщают, что это лекарство. Эффект в большинстве случаев гарантирован.

Кроме того, важно различать понятия: суггестия – воздействие одного лица на другое и аутосуггестия – самовнушение, которое согласно исследованиям, может быть произвольным и непроизвольным.

 

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) в своей психологической практике использовал гипноз, однако позже отказался от прямого гипнотического внушения, т.к. видел в нем посягательство на свободу человека и препятствие к познанию природы болезненных симптомов.

Непрямое и непреднамеренное внушение он назвал «доверительным ожиданием» и считал, что «имеется некий фактор, зависящий от психического состояния пациента». В своей работе «Психология масс и анализ человеческого «Я»» (1921) он отметил, что внушение – это изначальный и неустранимый факт психической жизни человека.

 

Внушаемость – это индивидуальная некритическая податливость воздействиям окружающих людей. В зависимости от степени внушаемости, выделяют внушаемых, моловнушаемых и невнушаемых людей.

Внушаемые люди легко поддаются указаниям и советам других лиц, даже если данные советы противоречат их собственным интересам и убеждениям.

Такой тип людей легко перенимает настроение и привычки окружающих, вплоть до возникновения у них склонности к подражанию.

Повышенная внушаемость характерна для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для людей со слабым типом высшей нервной деятельности (меланхолический темперамент) и акцентуированных личностей: тревожных, эмотивных. Имеет место тот факт, когда совершенно обычные люди при утомлениях, травматических и посттравматических стрессах, а также после перенесенных заболеваниях, особенно связанных с работой нервной системы, бывают повышено внушаемы.

Условия неопределенности (революционные периоды, войны, стихийные бедствия) также способствуют внушаемости. Большое значение имеет вера в определенную идею — имея веру во что-то, люди не противодействуют влиянию извне.

Таким образом, степень внушаемости меняется в зависимости от числа факторов, располагающих человека стать объектом внушения и имеет ситуативно-переменный характер.

опубликовано econet.ru 

Источник: https://econet.ru/articles/109244-psihologiya-vnusheniya

Понятие внушаемости в психологии

Повышенная внушаемость. Наверняка каждый человек хоть раз в жизни слышал эту фразу. Попытаемся разобраться в том, что это за явление и что с ним делать.

Коротко о главном

Люди живут в обществе, поэтому отнюдь не удивительно, что на каждого из нас в течение жизни воздействуют разные факторы. Внушение в психологии – это внедрение в сознание человека идей, убеждений и мнений, которые принадлежат другому индивиду или даже группе людей. Причем эти идеи обязательно должны оказать влияние на дальнейшую жизнь человека и его поступки.

Рекомендуем: Застенчивость: определение понятия

Получается, что понятие внушаемости – это отражение таких черт характера человека, которые склоняют его подчиняться влиянию окружающей среды: СМИ, людей, группировок и пр. При этом не каждый индивид понимает, что он является внушаемым, он может принимать идеи группы за свои собственные и следовать им. Внушаемые люди обычно несколько отличаются от общей массы. У них есть определенные черты:

  • Робость.
  • Зависимость от других.
  • Доверчивость.
  • Повышенная впечатлительность.
  • Излишняя эмоциональность.
  • Тревожность.
  • Низкая самооценка.
  • Слабо развитая логика.
  • Медленное протекание психических процессов.
  • Неуверенность в себе.

Стоит отметить, что внушаемость в той или иной степени присуща абсолютно всем людям. Если бы этого не было, то у нас вряд ли бы мог накапливаться социальный опыт.

Согласитесь, например, что процесс воспитания – это тоже пример внушаемости: родители ежедневно рассказывают своим детям о том, как можно себя вести, а как нет, что такое хорошо и что такое плохо и т.п. Обучение – опять же процесс внушения, закладывание учителем в головы учеников какой-то информации. Можно привести еще массу подобных примеров.

Рекомендуем: Как развить силу воли?

Внушаемость в пределах нормы никак не мешает человеку жить, а вот если степень этой характеристики повышена, то человек становится податливым и готов поверить в любую информацию. Такими индивидами часто пользуются манипуляторы, заставляя их делать что-то на пользу себе.

Обстоятельства и факторы

Принято считать, что внушаемые люди обычно легкообучаемы и с готовностью воспринимают любые сведения, особенно если эта информация является новой. Интересно при этом, что в разных обстоятельствах один и тот же индивид может быть менее или более внушаемым. На это влияет ряд факторов.

К примеру, неосведомленность о чем-то, усталость, стресс, конформность, определяемая как внушаемость, утомление, воздействие наркотиков или алкоголя и пр. Если говорить о возрастных характеристиках, то более внушаемыми являются дети и пожилые люди, а вот обычное взрослое население склонно к внушаемости чаще всего в момент болезни.

Рекомендуем: Осмысленность восприятия — это

Примечателен тот факт, что внушаемый человек в процессе восприятия информации извне становится еще более внушаемым, – получается, чем больше ему чего-то внушать, тем это свойство его характера больше укрепляется.

И даже если людьми осознаются негативные последствия внушаемости, они начинают думать, что ничего не достойны в жизни, ни к чему не способны и таким образом формируют в себе еще больший комплекс неполноценности, который опять же делает их более конформными.

Отметим, что в разных ситуациях поведение человека в плане внушаемости может отличаться, прежде всего из-за уровня осознанности и понимания или непонимания того, что происходит. Труднее всего отдельному человеку противостоять группе. Если на него начинают давить сразу несколько людей, то склонность к противостоянию снижается в разы, а внушаемость увеличивается в геометрической прогрессии.

Синонимом внушаемости является такое определение, как суггестивность. Так вот, она может зависеть в определенном плане еще и от пола человека.

В психологии принято считать, что мужчины обладают более сильными психологическими барьерами, а женщины в свою очередь (особенно в ситуации тревожности) очень склонны к внушаемости. Их обычно гораздо легче, чем сильный пол, склонить на свою сторону, обмануть или убедить в чем-то.

Групповая и индивидуальная

Внушения и внушаемости могут быть не только индивидуальными, но и групповыми, вернее, внутригрупповыми. Последний тип – это когда любой член той или иной группы поддается ее влиянию. Другими словами, это можно назвать «эффектом толпы».

Внутри групп обычно действует психологическая конформность – стремление индивида не выделяться из массы, а подстраивать свое поведение под остальных.

Такое поведение является весьма типичным, а человек порой запросто способен отказаться от своего собственного мнения в угоду общественному.

Если говорить о причинах такого явления, то они наверняка продиктованы желанием индивида получить уважение, одобрение и поддержку от членов группы.

Избавляться от конформности порой бывает нелегко, но стоит периодически это делать. Нельзя забывать, что каждый человек – личность.

Не стесняйтесь быть самим собой, даже если ваши принципы и интересы идут вразрез с общественными, принимайте решения, основываясь на собственных убеждениях, развивайте качества, которые в самом себе вам нравятся.

В таком случае окружающие смогут заметить вашу индивидуальность и станут вас уважать.

Как определить, склонны ли вы к внушающему влиянию со стороны окружающих? Представьте себе, что вам задали простой пример: допустим, 2+2. Что вы ответите? Конечно, 4.

А теперь представьте, что вы сидите в классе за круглым столом и рядом с вами сидят 10 человек, которые дадут другой ответ, например – 5.

Изменится ли ваше мнение в зависимости от этих обстоятельств? Если да, то вы конформный человек, а если нет, то вопрос, как избавиться от внушаемости, для вас совсем неактуален.

Рекомендуем: Какой бывает гипноз?

Людям, которые поменяли бы свое мнение, можно дать несколько простых советов:

  • Старайтесь побольше заниматься самоанализом и самоконтролем.
  • Хвалите себя за самостоятельно принятые правильные решения.
  • Избавляйтесь от отрицательных черт характера.
  • Не говорите плохих слов и не думайте о плохом.
  • Окружите себя положительными и добрыми людьми.
  • Говорите, думайте и поступайте только так, как хочется вам самому.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/vnushaemost.html

внушаемость — это… Что такое внушаемость?

  • ВНУШАЕМОСТЬ — ВНУШАЕМОСТЬ, внушаемости, мн. нет, жен. (книжн.). Восприимчивость к внушению. «Гипноз есть только особенное психическое состояние, увеличивающее внушаемость.» Л.Толстой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова
  • Внушаемость — повышенная податливость по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, некритическая готовность подчиниться, склонность заражаться чужими настроениями и перенимать привычки. Проявляется при …   Психологический словарь
  • внушаемость — сущ., кол во синонимов: 1 • гипнабельность (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов
  • ВНУШАЕМОСТЬ — англ. suggestibility; нем. Suggestion. Свойство личности или группы поддаваться внушению, влиянию, убеждению, воздействию. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии
  • ВНУШАЕМОСТЬ — ВНУШАЕМОСТЬ. Индивидуальная готовность подчиниться внушающим воздействиям окружающих, рекламы, книг и т. п. Внушаемые люди относительно легко подчиняются указаниям и советам, даже если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • Внушаемость — податливость человека действию внушения. * * * степень восприимчивости индивида к психологическому воздействию на него со стороны других людей, в том числе власти, средств массовой информации. До определённой степени своей выраженности… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Внушаемость — качество личности, проявляющееся как готовность и способность подчиняться чужому влиянию и воспринимать внушаемые представления, оценки и действия. Такое внушение могут осуществлять люди, средства массовой информации, книги, реклама и т.д.… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
  • ВНУШАЕМОСТЬ — степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Внушаемость является характеристикой индивида, зависимой от ситуативных и личностных факторов. К числу свойств личности …   Словарь по профориентации и психологической поддержке
  • внушаемость — En.: Suggestibility Согласно Бернгейму (1916), внушаемость проявляется путем принятия внушений и их реализации (см.: идеодинамизм). Он отмечает, что в некоторых случаях эти два параметра расходятся, когда пациенты легко принимают внушения, но… …   Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию
  • внушаемость — свойство личности, проявляющееся в повышенной восприимчивости к психическому воздействию со стороны другого лица или группы лиц …   Большой медицинский словарь
Читайте также:  Переубеждение - психология

Источник: https://psychology.academic.ru/320/%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%88%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Внушаемость человека – факторы, плюсы и минусы

Каждый человек рождается свободным и независимым от мнения общества и мыслей других людей.

Однако с годами человек привыкает подчиняться, поскольку сначала он должен это делать для того, чтобы выжить в семье своих родителей, получая все нужные ему блага, а затем для того, чтобы иметь положение в обществе.

Человек должен быть внушаемым, чтобы становиться частью того общества, в котором он живет. Иначе его назовут изгоем, «странным». Статья также рассматривает факторы внушаемости.

Внушаемостью следует называть качество человека, когда он поддается влиянию внешнего мира или своего собственного. Ярким примером являются дети, когда они начинают плакать, если кто-то другой плачет, когда они называют кашу сладкой, даже если она на вкус соленая, поскольку другие говорят, что она сладкая.

Самым элементарным фактором внушаемости интернет-журнал psytheater.com называет то, что человек с рождения должен доверять людям, которые рассказывают ему о том мире, в котором он родился. Это родители говорят, что такое сладкое и соленое, горячее и холодное. Если человек сомневается в собственных знаниях о чем-либо, тогда он легко становится поддающимся влиянию чужого мнения.

Что такое внушаемость?

Внушаемость – позволение другим людям, книгам, рекламе и прочим внешним факторам влиять на мнение и поведение самого человека. Индивид поддается чужому влиянию, быстро перенимает чужие идеи, делая их своими, подражает, быстро «заражается» чужим настроением, поступает так, как того хотят другие люди, даже если он хотел бы вести себя иначе.

Можно сказать, что все люди внушаемые. Просто уровень внушаемости у каждого свой. Чем более человек не уверен в себе, доверчив, робок и тревожен, тем более он внушаемый. В состоянии неуверенности человек будет хвататься за любую идею, которая позволит ему обрести хоть какую-либо стабильность.

Менее внушаемыми люди становятся, если обладают высокой критичностью, то есть они сначала анализируют поступающую извне информацию, проверяют, пробуют на деле, а потом уже делают свои выводы. Еще маловнушаемыми являются люди со слабо развитым интеллектом, низким логическим мышлением и медленными мыслительными процессами.

Внушаемость дается всем людям с рождения, что обуславливает их эволюцию. Именно процесс воспитания базируется на внушаемости. Родители могут передавать своим детям знания, которые те беспрекословно воспринимают и доверяют им.

Это называется внушаемостью. Однако с годами данное качество может измениться, что зависит от индивидуальных характеристик самого человека.

Есть люди, которые во взрослом возрасте более внушаемы, а есть те, которые очень критично ко всему подходят.

Минусами податливости чужому мнению являются:

  1. Отсутствие своего мнения, которому человек будет больше доверять, неуверенность в собственных знаниях.
  2. Податливость воздействию манипуляторов и мошенников, которые могут воспользоваться доверчивостью человека.

Плюсами внушаемости являются:

  1. Большая склонность к творчеству.
  2. Пластичность психики.
  3. Легкая обучаемость.
  4. Быстрое усвоение новой информации.

Могут ли люди влиять друг на друга? Могут. Вот почему довольно часто можно услышать, как один человек негативно повлиял на другого, сделав его плохим, непривлекательным. Но так ли это на самом деле? Как может один человек изменить другого, если тот вдруг будет не согласен?

Человек не обязательно стал плохим под чьим-то влиянием, скорее всего, он просто еще не умеет пользоваться теми изменениями, которые в нем произошли. Более того, понятие «плохой» относительное, поэтому может оказаться, что человек стал намного лучше, чем прежде. Главное – научиться применять новые знания, привычки и навыки во благо.

Ничто в жизни не происходит просто так. Любые новые люди, события, явления даны не для того, чтобы «становиться плохими», а чтобы вы в себе что-то поменяли. Что именно и в какую сторону будут происходить перемены, это уже решать лично вам. До знакомства с новым человеком вы уже были кем-то. У вас уже были свои достижения, наработки, достоинства и недостатки.

А с появлением нового знакомого в вашей жизни вы не обязаны что-либо в себе менять. Даже если вам кажется, что новый знакомый отрицательно на вас влияет, вы можете с ним разойтись. Но если судьба не разводит людей, это говорит о том, что они еще не поменяли в себе то, что должны, из-за чего и произошло их знакомство.

Даже в плохом человеке можно найти то самое хорошее, ради чего судьба вас и свела. Возможно, человек вас раздражает, но вы видите в нем отличное качество – умение трезво и реально смотреть на мир. И, скорее всего, судьба вас познакомила потому, что вы сами хотите научиться данному качеству.

Таким образом, научитесь тому хорошему, что есть в вашем знакомом, и тогда вам будет легче разойтись, если это потребуется.

Люди часто акцентируют внимание на том плохом, что есть в человеке. Вот поэтому вы и берете все «вредные» качества, даже если они вам не нравятся. В данном случае действует закон: на чем человек акцентирует внимание, то в нем и появляется.

А это снова говорит о том, что человек сам в ответе за то, в какую сторону он меняется под влиянием окружающих.

Обращаете внимание на хорошее – у вас воспитываются хорошие качества; на плохое – вскоре вы начнете наблюдать такие же отрицательные черты и у себя.

Все люди и хорошие, и плохие. И все люди влияют друг на друга как отрицательно, так и положительно. Это уже зависит только от вас. Рядом с хорошим человеком можно стать плохим, а рядом с плохим – хорошим.

Вы сами выбираете себе новых знакомых, соглашаетесь в себе что-то поменять, а потом акцентируете внимание на чем-то, что вскоре становится проявляться у вас.

Это не люди на вас влияют, а вы выбираете таких людей, которые на собственном примере будут учить вас тем качествам и поступкам, которые вы сами же захотели в себе развить.

И если вы стали хуже, чем были прежде, то это только ваш выбор, поскольку вы выбрали развить в себе именно те качества, которые вас сделали плохим. Но даже рядом с плохим человеком можно стать хорошим и лучшим, если обращать внимание на положительные качества своего партнера и развивать их в себе.

перейти наверх

Как происходит внушение?

Как происходит внушение? Здесь главными составляющими являются:

  1. Информация, которая внушается.
  2. Человек с отсутствующим критическим мышлением и готовый к внушению.

Чтобы человек был внушаемым, он должен обладать следующими качествами:

  • Неуверенность в себе.
  • Зависимость.
  • Тревожность.
  • Робость.
  • Низкая самооценка.
  • Повышенная впечатлительность.
  • Комплекс неполноценности.
  • Неумение рационально и логически мыслить.
  • Эмоциональность.
  • Доверчивость.

Способствующими факторами для внушения являются стрессы, утомление, отсутствие знаний, дефицит времени, неопределенность, состояние гипноза, давление окружения и социально-психологические ситуации.

Более внушаемыми являются дети до младшего школьного возраста, старики и взрослые люди в состоянии болезни или сильной душевной утраты.

Следует понимать, что человек рождается внушаемым, однако с годами данный фактор снижается за счет тех ситуаций, которые заставляют человека сомневаться в собственных знаниях. Однако если человек постоянно поддается внушению, тогда в нем развиваются такие черты характера, которые позволяют ему дальше становиться марионеткой в руках других людей.

Человек в процессе внушения должен находиться в расслабленном и спокойном состоянии, доверять и видеть авторитет в том индивиде, от которого воспринимает информацию, значимость осуждаемого вопроса должна быть низкой для него, а также низкий уровень знаний в обсуждаемой теме.

Чтобы на человека оказать большее воздействие, он должен оказаться в группе людей. Так называемая конформность определяет, насколько человек готов быть внушаемым, чтобы стать частью группы, которая желает его подчинить своей воле.

В различных ситуациях человек по-разному внушаем. Он, к примеру, может быть внушаем в кругу своих друзей, но быть абсолютно недоверчивым к словам родных.

Внушаемость зависит от многих факторов: возраста, пола, образования и т. д.

Мужчину зрелых лет достаточно сложно подчинить себе, в отличие от женщин, которые достаточно часто слушают мнение окружающих и даже зависят от него. Психически больные люди тоже становятся внушаемыми.

Большое значение на уровень внушаемости влияет знание. Чем более человек образован и разбирается в обсуждаемом вопросе, тем менее он внушаемый. Также здесь влияют его качества характера. Если человек не уверен в себе и достаточно робкий, тогда он будет сомневаться в правильности собственных знаний.

Наиболее внушаемыми люди являются в возрасте от 7 до 11 лет, когда они зависят от мнения собственных родителей, а также в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

перейти наверх

Внутригрупповая внушаемость

Выделяют не только индивидуальную внушаемость, но и внутригрупповую – когда человек поддается идеям и взглядам той группы, в которой он находится. Человек постоянно входит в какую-то группу:

  • Группы в детском садике или школе.
  • Группа друзей.
  • Семья.
  • Коллектив, в котором он работает.
  • Социум.
  • Кружок, где человек занимается саморазвитием.

Внушаемость внутригруппового характера является безусловной, то есть человек полностью перенимает те идеи и взгляды, которые бытуют в группе. Здесь речь идет об общественном мнении, от которого многие люди пытаются избавиться.

С другой стороны, возникает вопрос: зачем человеку дана внутригрупповая внушаемость? Психологи дают ответ: благодаря внушаемости (податливости и подчинению) человек позволяет себе стать частью той группы, в которой он находится.

Иначе он бы не смог влиться в тот коллектив, где все участники должны подчиняться групповым правилам и идеям, независимо от личного желания.

Желание человека быть в коллективе, частью какой-то группы, пользоваться уважением и привилегиями заставляет его быть внушаемым, то есть поддаваться влиянию и диктовать ему, что думать и как себя вести.

перейти наверх

Итог

Внушаемость зачастую бывает неосознанной. Определенные черты характера и готовность человека доверять внешней информации делают его внушаемым. Сомнения в собственных знаниях либо полное их отсутствие еще больше способствует внушаемости.

Лишь критическое мышление, когда человек не доверяет, проверяет, сам делает выводы, не позволяет ему быть внушаемым.

С другой стороны, внушаемость позволяет человеку быстро входить в те группы, где он хочет находиться, а также быстро устанавливать благоприятные межличностные отношения с окружающими, не провоцируя конфликтов и споров на разногласии мнений и взглядов.

То есть человек готов жить в соответствии с чужими взглядами и мнением, чтобы только не провоцировать конфликтов и быть всегда принятым другими людьми.

Источник: http://PsyTheater.com/vnushaemost-cheloveka-faktory.html

Ссылка на основную публикацию